Животное на о похожее на лошадь

Парнокопытные животные- это семейство млекопитающих. Их насчитывается 242 вида.

В связи с тем, что эти животные имеют копыта, их и называют отрядом парнокопытных. Такие животные, как правило, имеют два или четыре пальца.

Отряд парнокопытных является травоядным. Живёт отряд парнокопытных семьями. В связи с природными изменениями некоторые парнокопытные осуществляют сезонные миграции.

На отряд парнокопытных могут охотятся такие животные, как: кошачьи и собачьи. Также и люди являются врагами парнокопытных. Они их убивают ради мяса и шкуры.

Отряд парнокопытных делится на мозоленогих, жвачных и нежвачных. Рассмотрим поподробнее класс жвачных парнокопытных.

В этот отряд жвачных парнокопытных входят:

Семейство жирафовых

В семейство жирафовых входит два вида: жирафы и окапи. Рассмотрим кратко каждый вид.

Жираф- это самое высокое животное, которые обитают в саваннах Африки.

Рост жирафа достигает шести метров, а весят они целую тонну. Ноги у него длинные, причём, передние ноги длиннее задних ног. Хвост длинный, достигает одного метра. На голове имеются костные рога. Глаза большие, а язык очень длинный- 45 сантиметров.

Ложатся они очень редко. Даже спят жирафы стоя. Эти животные очень быстро двигаются. Их скорость может достигать шестидесяти километров в час.

Жирафы живут стадами, до двадцати особей. Продолжительность жизни составляет пятнадцать лет.

Окапи напоминают лошадь, но их родственником является жираф. У них есть ещё одно название-лесной жираф. Обитают они в горах и равнинах республики Конго.

Это животное имеет очень интересную окраску: ноги как у зебры, то есть в черно-белую полоску. Морда чёрная с белыми пятнами, на верху рога как у жирафа. У самок таких рог нет.

Туловище темно- коричневое. Хвост длинный- сорок сантиметров. В длину животное достигает двух метров. А высоту – почти два метра. Весят в среднем 250 килограмм. Язык длинный и синий, его длина- тридцать сантиметров. Уши большие и чувствительные.

В связи с уменьшением численности окапи, они занесены в Красную книгу.

В семейство оленьковых входит два рода оленьков:

  • Азиатские оленьки;
  • Водяные оленьки.
  • Азиатские оленьки — это самые мелкие жвачные копытные. Они обитают в лесах Азии. Длина их тела достигает семидесяти сантиметров. А вес не превышает восьми килограмм. Рога у оленьков отсутствуют. Цвет шерсти азиатских оленьков — бурый. Ведут только ночной образ жизни.

    Водяные оленьки — крупнее Азиатских оленьков. Длина их тела достигает ста сантиметров. Масса тела доходит до пятнадцати килограмм. И у этих оленьков рога тоже не растут, но у самцов есть длинные верхние клыки. Ведут ночной образ жизни, как и Азиатские оленьки. Цвет шерсти – коричневый.

    Семейство кабарговых

    В семейство кабарговых входит только один род- это кабарги.

    Кабарги- это необычное животное, которое имеет клыки. Они расположены на верхней челюсти.

    Обитают эти животные в горах на севере России, а также в Китае, Киргизии, Казахстане, Монголии, Вьетнаме, Непале, Корее.

    Длина этих животных небольшая — один метр, а высота — восемьдесят сантиметров. Вес кабарги не превышает восемнадцати килограмм.

    Питается это удивительное животное лишайниками, эпифитами, листьями черники, хвоей и папоротником.

    Продолжительность жизни у этих животных очень маленькая — пять лет. И только в неволе они могут прожить не более двенадцати лет.

    Семейство оленевых

    Семейство оленевых — относится к отряду жвачных парнокопытных, которые обитают в Америке, Европе, Африке.

    Все семейство оленевых имеют ветвистые и длинные рога, которые они сбрасывают зимой. У самок такие рога не растут. Рога самцов очень тяжёлые, примерно, тридцать килограмм. А их длина может достигать двух метров.

    Размер оленевых может быть разный. Одни ростом с собаку, а другие — с быка.

    Питаются оленевые листьями, побегами кустарников и деревьев.

    Семейство оленевых состоит из трех подсемейств, девятнадцати родов и пятьдесят одного вида. Наиболее интересными являются следующие:

  • Благородные олени — это самые крупные олени. Их вес может достигать трёхсот килограмм.
  • Белый вид оленя — самый редкий олень с белым окрасом.
  • Американский вид — это белохвостые олени с белым хвостом. Обитают в Северной Америке.
  • Сибирская порода. К ней относятся следующие породы: эвенская, чукотская, эвенкийская, ненецкая,.
  • Пуду — это самый маленький вид оленя. Его рост не превышает сорока сантиметров, а вес не более десяти килограмм
  • Семейство полорогих

    К семейству полорогих относятся:

    Рассмотрим кратко каждый вид.

    Буйвол является очень опасным животным, особенно для человека. Статистика показывает, что от этого животного ежегодно погибает более двухсот человек.

    Вес буйвола достигает тонны, высота — два метра, а его длина более трёх метров.

    Питаются эти животные исключительно травой. Ежедневно они съедают двадцать килограмм свежей травки.

    Буйволы имеют огромные рога, скрученные внутрь.

    Бизон – это очень мощное и сильное животное. Часто его путают с зубром. В длину они достигают трёх метров, а в высоту — двух метров. Вес колеблется от 700 до 1 тыс. килограмм.

    Обитают бизоны в западной и северной Миссури. Живут эти животные стадом. Их численность состоит из двадцати тысяч особей. Питается бизон только травой. В день он съедает до двадцати пяти килограмм свежей травки.

    Продолжительность жизни бизона не превышает двадцати пяти лет.

    Бык – это парнокопытное жвачное млекопитающее. Существуют следующие виды быков:

    • Дикий бык — обитает в природе, является предшественником домашнего быка.
    • Домашний бык — разводится человеком для получения молока, мяса и кожи.
    • Мускусный бык — это единственный представитель овцебыков.
    • Тибетский бык. По-другому это животное называют- Як. Отличается от других быков своей шерстью, которая свисает с боков и закрывает ноги.
    • Баран — это млекопитающее. Его длина может достигать 180 сантиметров, высота-130 сантиметров, а вес от 25 до 220 килограмм. Отличительной чертой этих животных являются их рога. Они очень большие, массивные и закрученные.

      Бараны делятся на следующие виды:

      Козел – это жвачное животное. Они бывают домашними и дикими. У большинства козлов есть борода. Шерсть, в зависимости от породы, бывает короткая и длинная. Рога длинные и загнутые назад.

      Продолжительность жизни коз не превышает десяти лет.

      Антилопы — это подсемейство полорогих. Длина их тела колеблется от двадцати сантиметров до двух метров.

      Газель — это небольшое животное, которое относится к подсемейству антилоп. Длина газели не превышает 170 сантиметров, высота — 110 сантиметров, а вес- не более 85 килограмм.

      Рога у газели длинные, лировидной формы. Их длина может достигать восьмидесяти сантиметров.

      В основном, эти животные обитают в Африке. Живут газели стадами, состоящими из тысячи особей.

      Систематика подотряда Жвачные:

      Семейство: Antilocapridae Gray, 1866 = Вилороговые

      Семейство: Moschidae Gray, 1821 = Кабарговые

      Краткая характеристика подотряда

      Подотряд Жвачные включает дикие и одомашненные формы животных. Из представителей подотряда надо отметить домашний крупный и мелкий рогатый скот, а из диких зверей — зубров, бизонов, буйволов, яков, горных баранов и козлов, антилоп, оленей, жирафов. Подотряд ключает около 160 видов копытных разной величины.

      Размеры мелкие, средние и крупные. Телосложение у большинства стройное, конечности длинные, четырех- или двупалые. Концевые фаланги пальцев несут настоящие копыта. Копытоходящие животные. Боковые пальцы (если конечность четырехпалая) недоразвиты, и при ходьбе, как правило, не касаются почвы. Половой диморфизм обычно хорошо выражен. У большинства видов есть рога. За малым исключением, все жвачные имеют специфические кожные железы на голове, в паху, на конечностях. Одна или две пары сосков располагаются в паху.

      Жвачные характеризуются, прежде всего, своеобразным процессом пищеварения — наличием жвачки. Грубо пережеванная пища сначала попадает в первый отдел сложного желудка — рубец, где под влиянием слюны и деятельности микроорганизмов подвергается брожению. Из рубца пища перемещается во второй отдел желудка — сетку с ячеистым строением стенок. Отсюда она отрыгивается обратно в ротовую полость, где подвергается размельчению зубами и обильно смачивается слюной. Образовавшаяся полужидкая масса вновь заглатывается и попадает в третий отдел желудка — книжку, стенки которой образуют параллельные складки — листочки. Здесь пища несколько обезвоживается и переходит в последний отдел желудка — сычуг, где подвергается воздействию желудочного сока.
      Для жвачных характерно отсутствие резцов в верхней челюсти; их функционально заменяет твердый поперечный валик.
      На коренных зубах имеются складки эмали лунчатой формы. Кишечник жвачных очень длинный. Молочные железы образуют вымя, расположенное в паху самки, с 2-4 сосками. У большинства видов на лобных костях черепа самцов (а иногда и самок) сидят рога различной формы и строения. Обычно это стройные животные, способные к быстрому бегу. II и V пальцы у них зачаточные или полностью редуцировались. Пястные кости III и IV пальцев на передних конечностях и плюсневые на задних сращены в массивные кости, что вместе с частичной редукцией одной из костей предплечья и голени придает конечностям стержневидное строение — признак, выработавшийся как приспособление к бегу (так же как и сокращение числа пальцев).
      Обычно полигамы . Населяют самые различные биотопы. Обычно держатся стадами, иногда очень значительными. Лишь представители Tragulidae — одиночные звери. Питаются различными растениями, преимущественно травами. В помете 1-2 детеныша, и только у водяного оленя 4-7.
      У представителей семейства Бычьи (Bovidae ) самцы, а иногда и самки имеют рога, образованные коническими (прямыми или изогнутыми) костными выростами лобных костей черепа, одетыми роговыми чехлами. Почти у всех видов (кроме американского вилорога) они не подвержены ежегодной смене. Клыков в верхней челюсти нет.
      Из диких животных фауны нашей страны к этому семейству относятся зубры, горные козлы и бараны, сайгаки, джейраны, дзерены, серны и горалы. Могучие дикие быки — зубры прежде были широко распространены в лесах Европы, но позднее были почти полностью истреблены. В настоящее время удалось их вновь размножить, и ныне стада зубров пасутся в ряде заповедников.
      Несколько видов диких горных козлов обитают в пределах СНГ на Кавказе, в горах Средней Азии и на Алтае. Они населяют высокогорную зону, держась по скалам и на альпийских лугах. Пасутся обычно небольшими табунами. В СНГ обитают два вида диких баранов: один из них — горный баран (Ovis ammon ) встречается в горах и предгорьях Южной Сибири, Средней Азии и Закавказья, акклиматизирован в Крыму. Он населяет высокогорные степи (сырты), увалы предгорьев, горные останцы среди степи; другой — толсторог (Ovis canadensis ), отличающийся от горного барана толстыми рогами, обитает в горах северных районов Дальнего Востока, Якутии и Таймыра. Оба вида — ценные охотничьи животные. В степях Нижнего Поволжья и Казахстана ныне бродят огромные стада сайгаков (Saiga tatarica ), которые еще 50 лет назад были здесь весьма редкими животными. Теперь они служат объектом интенсивного промысла. В пустынях Средней Азии обитает стройная газель — джейран (Gazella gutturosa ). В связи с резким сокращением численности внесен в Красную книгу России.
      Разводимый человеком крупный рогатый скот произошел от широко распространенного в Европе и Азии тура (Bos taurus ), истребленного уже в историческое время. В Закавказье разводят также буйволов, которые отличаются от крупного рогатого скота почти голой кожей и огромными полулунными рогами. Эти животные-одомашненная форма дикого индийского буйвола (Bubalus arnee ). В горах Памира и Алтая можно встретить стада одомашенных быков — яков (Bos mutus ). Наши домашние овцы ведут свою родословную от диких горных баранов (Ovis ammon ), а козы — от своеобразного дикого безоарового козла (Capra aegagrus ), и сейчас встречающегося в горах Закавказья и Передней Азии.
      Виды семейства Оленьи (Cervidae ) характеризуются тем, что их самцы, а у северного оленя и самки носят на голове ветвистые костные рога, сменяемые ежегодно. Из диких представителей этого семейства в СНГ водятся лоси, северные, благородные и пятнистые олени и косули. В северных районах страны и на юге Сибири разводят одомашненных северных оленей, которых используют как транспортных животных, от них получают мясо, молоко, меховые и кожевенные шкуры. На юге Дальнего Востока и Алтае разводят пятнистых оленей и маралов (разновидность благородного оленя) для получения пантов — молодых рогов, отрастающих после ежегодной смены и еще не успевших окостенеть. Из пантов изготовляют ценное лекарство — пантокрин.
      Подотряд включает 6 семейств. Процветающая группа

      Владельцам личных подворий имеющим у себя жвачных животных, чтобы получать наибольшее количество продукции от них и чтобы животные были здоровыми необходимо знать особенности пищеварения у данной группы животных.

      У жвачных животных из всех сельскохозяйственных животных желудок самый сложный -многокамерный, разделенный на четыре отдела: рубец, сетку, книжку, первые три отдела называются преджелудками, последний- сычуг является истинным желудком.

      Рубец –самый большой отдел желудка жвачных, его вместимость у крупного рогатого скота в зависимости от возраста составляет от 100 до 300 литров, у овец и коз от 13 до 23 литров. У жвачных животных он занимает всю левую половину брюшной полости. Внутренняя ее оболочка, как таковых желез не имеет, с поверхности она ороговевшая и представлена множеством сосочков, которые придают шероховатость ее поверхности.

      Сетка — представляет из себя небольшой округлый мешок. Внутренняя поверхность также не имеет желез. Слизистая оболочка представлена выступающими в виде пластинчатых складок высотой до 12 мм, образует ячейки, по внешнему виду напоминающие пчелиные соты. С рубцом, книжкой и пищеводом сетка сообщается пищеводным желобом в виде полузамкнутой трубы. Сетка у жвачных животных работает по принципу сортировального органа, пропуская в книжку только достаточно измельченный и разжиженный корм.

      Книжка — лежит в правом подреберье, имеет округлую форму, с одной стороны она является продолжением сетки, с другой переходит в желудок. Слизистая оболочка книжки представлена складками (листочками), на концах которых располагаются короткие грубые сосочки. Книжка является дополнительным фильтром и измельчителем грубых кормов. В книжке происходит обильное всасывание воды.

      Сычуг –является истинным желудком, имеет вытянутую форму в виде изогнутой груши, у основания – утолщенной узкий конец которого переходит в двенадцатиперстную кишку. Слизистая оболочка сычуга имеет железы.

      Проглоченный животными пищевой корм попадет сначала в преддверие рубца, а потом в рубец, из которого, спустя некоторое время, вновь возвращается в ротовую полость для повторного пережевывания и тщательного смачивания слюной. Данный процесс у животных называется жвачкой. Отрыгивание пищевой массы из рубца в ротовую полость осуществляется по типу рвотного акта, при котором последовательно сокращаются сетка и диафрагма, при этом гортань у животного замыкается и открывается кардиальный сфинктер пищевода.

      Жвачка у животных обычно начинается через 30-70 минут после еды и протекает в строго определенном для каждого вида животных ритме. Продолжительность механической обработки пищевого кома в виде жвачки во рту-около одной минуты . Следующая порция пищевого корма поступает в рот спустя 3-10 секунд.

      Жвачный период у животных продолжается в среднем 45-50 минут , затем у животных наступает период покоя, продолжающийся у различных животных разное время, затем снова наступает период жвачки. За сутки корова таким образом пережевывает около 60 кг пищевого содержимого рубца.

      Подвергнутая жвачке пища затем повторно проглатывается и поступает в рубец, где происходит смешивание ее со всей массой рубцового содержимого. Благодаря сильным сокращениям мышц преджелудков происходит перемешивание пищи и ее продвижение от преддверия рубца к сычугу.

      Многокамерный желудок у жвачных животных выполняет уникальную, сложнейшую пищеварительную функцию. В рубце организм животного использует 70-85% перевариваемого сухого вещества рациона и только 15-30% используется остальной частью желудочно-кишечного тракта животного.

      Биологической особенностью жвачных животных является то, что потребляют много растительных кормов, в том числе грубых, которые содержат большое количество трудно переваримой клетчатки. Благодаря наличию в содержимом рубца многочисленной микрофлоры (бактерий, инфузорий и грибков) растительные корма подвергаются очень сложной ферментативной и другой обработке. Количество и видовой состав микроорганизмов в рубце у животных зависит от ряда факторов, из которых условия кормления играют первостепенную роль. При каждой смене рациона кормления в рубце одновременно меняется и микрофлора , поэтому для жвачных животных особое значение имеет постепенный переход от одного вида рациона к другому. Роль инфузорий в рубце сводится к механической обработке корма и синтезу собственных белков. Они разрыхляют и разрывают клетчатку так, что клетчатка в дальнейшем становится более доступной для действия ферментов и бактерий. Под действием целлюлозолитических бактерий в преджелудках расщепляется до 70% переваримой клетчатки, из 75% перевариваемых здесь сухих веществ корма. В рубце под влиянием микробной ферментации образуется большое количество летучих жирных кислот — уксусной, пропионовой и масляной , а также газы –углекислый, метан и др. За сутки в рубце коровы образуется до 4л летучих жирных кислот , а соотношение их напрямую зависит от состава рациона. Летучие жирные кислоты почти полностью всасываются в преджелудках и являются для организма животного источником энергии, а также используются для синтеза жира и глюкозы . При поступлении в сычуг микроорганизмы под воздействием соляной кислоты погибают. В кишечнике под воздействием амилолитических ферментов они перевариваются до глюкозы. 40-80% поступившего с кормом протеина (белок) в рубце подвергается гидролизу и другим превращениям, расщепляется микробами до пептидов, аминокислот и аммиака , из поступающего в рубец небелкового азота также образуются аминокислоты и аммиак. Одновременно с процессами расщепления растительного протеина в рубце происходит синтез бактериального белка и белка простейших . Для этой цели в практической деятельности используется и небелковый азот (карбомид и др). В рубце за сутки может синтезироваться от 100 до 450 грамм микробного белка. В дальнейшем бактерии и инфузории с содержимым рубца попадают в сычуг и кишечник, где перевариваются до аминокислот, здесь же происходит переваривание жиров и превращение каротина в витамин А . За счет белка микроорганизмов жвачные животные способны удовлетворять до 20-30% потребностей организма в белке . В рубце животных имеющиеся там микроорганизмы синтезируют аминокислоты , в т.ч. и незаменимые.
      Наряду с расщеплением и синтезом белка в рубце происходит всасывание аммиака , который в печени превращается в мочевину . В тех случаях, когда в рубце образуется большое количество аммиака, печень не в состоянии превратить его весь в мочевину, происходит повышение его концентрации в крови, что приводит к появлению у животного клинических признаков токсикоза .

      Липолитические ферменты микроорганизмов в рубце гидролизуют жиры корма до глицерина и жирных кислот , а потом в стенке рубца синтезируются вновь.

      Имеющаяся в рубце микрофлора синтезирует витамины: тиамин, рибофлавин, пантотеновую кислоту, пиридоксин, никотиновую кислоту, биотин, фолиевую кислоту, кобаламин, витамин К в количествах, практически обеспечивающих основные потребности взрослых животных.

      Деятельность рубца самым тесным образом взаимосвязана с другими органами и системами и находится под контролем центральной нервной системы. Имеющиеся в рубце механо- и барорецепторы раздражаются от растяжения и сокращения мышечного слоя, хеморецепторы- средой содержимого рубца и все вместе влияют на тонус мышечного слоя рубца. Движения каждого из отделов преджелудков оказывает влияние на другие отделы пищеварительного тракта. Так переполнение сычуга замедляет моторную деятельность книжки, переполнение книжки ослабляет или прекращает сокращение сетки и рубца. Раздражение механорецепторов двенадцатиперстной кишки вызывает торможение сокращений преджелудков.

      Болезни преджелудков наблюдаются наиболее часто у крупного рогатого скота, реже у мелкого, приводят к резкому снижению продуктивности , а иногда и падежу.

      Наиболее частыми причинами болезней преджелудков являются: несвоевременное кормление, недоброкачественные корма, засоренность кормов металлическими предметами, быстрый переход с сочных кормов на сухие и наоборот.

      Одностороннее обильное кормление концентратами, пивной дробиной и бардой или грубыми малопитательными кормами влечет нарушение функции преджелудков и обмена веществ.

      Ведущим фактором возникновения болезней преджелудков является нарушение моторной и микробиальной функций преджелудков. Под воздействием сильного раздражения механо- , термо- и хеморецепторов происходит затормаживание сокращений рубца, нарушается жвачка, нарушается пищеварение в рубце, изменяется рН содержимого рубца в кислую сторону, содержимое подвергается микробному распаду с образованием токсинов.

      Гаур – редкое парнокопытное животное, не известное широким кругам любителей природы. Бесславие это выглядит несправедливо, ведь гаур наряду с бизоном делит звание крупнейшего дикого быка планеты. Но если бизон претендует на первое место лишь благодаря своему весу, то гаур заслуживает пальму первенства благодаря размерам. С точки зрения систематики ближайшим родственником этого копытного является бантенг, а более дальними ? бизоны, зубры и буйволы.

      Гаур (Bos frontalis).

      При первом взгляде на гаура бросаются в глаза его колоссальные габариты: старые самцы могут достигать рекордных 330 см в длину и 220 см в холке! Длина хвоста у них доходит до 1 м, длина рогов – до 115 см, вес может достигать 1 тонны, а по некоторым данным, и более. Самки примерно на четверть меньше. Удивительнее всего, что при такой величине гаур совершенно не производит впечатления грузного и неповоротливого животного. Тяжелая, широколобая голова у него компенсируется хорошо развитой шеей, высокая холка и покатые плечи ? сильными и стройными ногами. Одним словом, выглядит гаур как заправский атлет.

      Короткая шерсть гаура подчеркивает его рельефную мускулатуру.

      Окраска этих быков бурая, в области головы, шеи и верхней части ног переходящая в почти черную. Нижняя часть ног белая, носовое зеркало светлое. Рога расходятся в стороны, а затем загибаются вверх и немного назад, при этом их нижняя часть грязно-белая, а концы черные. Половой диморфизм сводится лишь к указанной разнице в размерах и более тонким рогам у самок. Кстати, это позволяет безошибочно отличить гауров от бантенгов, у которых самцы окрашены похоже, а самки, наоборот, ярко-рыжие.

      Старый самец на отдыхе.

      Некогда ареал гауров охватывал необъятные просторы Южной и Юго-Восточной Азии: от полуострова Индостан до полуострова Индокитай, Малайзии, Китая, Непала и Бутана. Ныне гауры все еще встречаются на этих территориях, но их популяции очень немногочисленны и разрознены, а на Шри-Ланке этот вид полностью уничтожен. Населяют эти быки влажные вечнозеленые леса, причем они отдают предпочтение холмистым местностям с негустым древостоем и избегают непроходимых зарослей. В горах гауры поднимаются до высоты 2000-2800 м, но при этом регулярно наведываются в долины.

      Самка с молодняком.

      В поисках такого корма они могут посещать пастбища, но никогда не производят потраву посевов на полях.

      Рацион гауров включает всевозможные травы, побеги бамбука и ветви кустарников.

      Подобно домашнему крупному рогатому скоту эти животные нуждаются в большом количестве минеральных веществ и воды.

      Потребность в минералах они удовлетворяют, слизывая грязь, но, в отличие от индийских буйволов, целыми днями валяться в лужах не любят.

      Характер гауров под стать их внешности. Как и следует силачам, осознающим свою мощь, эти животные излучают несокрушимое спокойствие, невозмутимость и… осторожность. Последнее качество объясняется, конечно же, не трусостью, а просто нежеланием вступать в не стоящие их внимания конфликты.

      В случае опасности гауры просто удаляются быстрым шагом, а передвигаются в гуще леса они на редкость тихо.

      Такое же дружелюбие проявляют эти звери и по отношению друг к другу. Их стада состоят из 8-11 самок с телятами, самцы держатся поодиночке. Управляет стадом старая самка-матриарх, самцы присоединяются к стаду лишь во время спаривания. Отдельные стада придерживаются определенного участка, но могут иногда объединяться в группы до 50 особей. Примечательно, что на пастбищах эти быки могут создавать смешанные стада даже с замбарами (индийскими оленями).

      Гауры размножаются круглый год, но чаще всего спаривание случается в период с ноября по апрель. Самцы во время гона громко ревут, но драки между ними бывают редко. Как правило, претенденты ограничиваются демонстрацией серьезных намерений, опуская низко голову и направляя один рог в сторону соперника. Беременность длится 270-280 суток, рождается обычно один теленок, очень редко случаются двойни. В момент родов самка удаляется в гущу кустарников и возвращается в стадо уже с малышом. Теленка она кормит молоком до 7-12 месяцев (в среднем до 9). Молодые становятся половозрелыми в 2-3 года, а максимальная продолжительность жизни у гауров достигает 30 лет.

      Бык гаура в характерной позе угрозы.

      Врагов у этих великанов мало. Самый страшный из них ? человек. Люди, во-первых, вытесняют гауров из мест их обитания, осваивая земли, вырубая леса, занимая лучшие водопои. Во-вторых, домашний скот заражает гауров опасными инфекциями, и если домашние животные могут получить помощь ветврача, то дикие быки гибнут. На молодняк гауров иногда нападают крокодилы, леопарды и тигры. Кстати, тигр – единственный хищник, способный убить взрослого быка. Избегать опасностей гаурам помогает осторожность, чуткость и сила. В случае опасности они громко фыркают, а если враг находится в пределах видимости, взрослые особи атакуют его особым боковым движением. В этом случае хищник имеет все шанс быть наколотым на рог и отброшенным на значительное расстояние, что зачастую равносильно смерти.

      Даже тигры предпочитают обходить могучих великанов стороной, а нападают лишь тогда, когда не удается поймать добычу помельче.

      Несмотря на столь внушительную самозащиту гауры давно приручены. Их одомашненная форма – гаял – не слишком распространена по сравнению с буйволами. Гаялы отличаются меньшим ростом, более массивным телосложением, короткими рогами. От своих диких предков они унаследовали спокойствие и за эту покладистость очень ценятся. Используют их как тягловую силу и источник мяса. А вот судьба диких гауров пока не внушает оптимизма. Повсеместный подрыв кормовой базы, уничтожение подходящих местообитаний ведут к неумолимому сокращению численности по всему ареалу. Именно поэтому гауров занесли в Международную Красную книгу, а увидеть этих красавцев можно только в некоторых заповедниках и самых крупных зоопарках.

      Artiodactyla ). У большинства жвачных животных есть четырехкамерные желудки. Верхние резцы уменьшены или иногда отсутствуют. Однако у верблюдов и оленьковых есть трехкамерный желудок. Жвачные животные едят быстро, накапливая траву или листья в первой камере желудка, рубце, где она размягчается. Позднее они извергают этот материал, называемый жвачкой, и снова пережевывают его, чтобы еще больше измельчить трудно перевариваемую целлюлозу. Жвачка попадает прямо в другие камеры желудка (сетку, книжку и сычуг), где она далее переваривается с помощью различных микроорганизмов, которые населяют желудок. Жвачные животные также являются травоядными.

      К жвачным животным относятся представители 6 семейств парнокопытных животных:

      Вилороговые

      Вилорогая антилопа (Antilocapra americana ) — это разновидность парнокопытного млекопитающего, обитающего в западных и центральных регионах . Является единственным выжившим видом в своем семействе. Хотя животное не относится к антилопам, его часто так называют на родине. Это связано со схожестью вилорогих антилоп с настоящими антилопами Старого Света. К тому же они занимают аналогичные .

      Вилорогие антилопы отдают предпочтение открытой местности, расположенной на высоте менее 2000 км. Самые большие популяции встречаются в районах, которые получают с годовое количество осадков в пределах от 25 до 40 см. Они едят самые разнообразные растительные продукты, часто включающие растения, непригодные или ядовитые для домашних животных (овец и КРС). Хотя они также конкурируют с ними за еду.

      Жирафовые

      Семейство жирафовые (Giraffidae) состоит из двух современных видов — (Giraffa camelopardalis ) и окапи (Okapia johnstoni ). Жирафы обитают в к югу от Сахары. Их предпочтительными местообитаниями выступают лесистые и открытые . Жирафы являются самыми высокими на нашей планете. Они могут достигать высоты около 6 м.

      Жираф — это травоядное животное, которое в основном питается листьями. Благодаря своему росту и длинному , жираф собирает листья с верхушек деревьев. Это жвачное животное способно поглотить до 65 кг пищи в день. Жирафы особенно любят листья дерева акации.

      Листья акации содержат много влаги, что помогает жирафу длительное время обходиться без питьевой воды. Это помогает животному выживать. Когда жираф наклоняется попить, ему сложно следить за приближающимися хищниками!

      Окапи распространены в тропических лесах ДРК в центральной части Африки. Это животное не было открыто учеными до 1900 года. Окапи имеет высоту в холке до 1,7 м. У него есть черно-белые полосатые ноги, темно-коричневое тело, большие уши и длинный хвост. Полоски на ногах окапи помогают животному маскироваться в тропическом лесу.

      Как и жираф, окапи имеет длинный темный язык, который он использует, чтобы доставать листья и почки с деревьев или кустарников. Рост животного позволяет собирать пищу с земли (а не только с верхушек деревьев, как жираф). Рацион окапи состоит также из трав, папоротников, грибов и фруктов.

      Кабарговые

      Кабарга — единственный живой род в семействе кабарговые (Moschidae), который включает 7 современных видов. Ареал обитания этих животных протягивается от Восточных Гималаев и Тибета до Восточной Сибири, Кореи, и Сахалина. Они населяют, как правило, крутые уклоны, поросшие хвойной растительностью. Кабарги населяют районы на высоте менее 1000 м, однако в Тибете и Гималаях их можно встретить на несколько километров выше.

      Кабарги являются объектами браконьерского промысла, поскольку имеют мускусную железу, которую используют в парфюмерии и мыловарении. У самцов есть два выступающих клыка, растущие на протяжении всей жизни животного. Эти клыки могут достигать до 10 см в длину.

      Рацион кабарг состоит из древесных лишайников, веток, листьев, коры деревьев, травы, мха и даже грибов. В зимнее время они питаются эпифитными и наземными лишайниками. Эти особенности рациона определяют распределение животных в изолированной среде обитания.

      Оленевые

      Семейство оленевых (Cervidae ) включает в себя около 50 видов, помещенных в три подсемейства: олени Нового Света (Capriolinae ), олени Старого Света (Cervinae ) и водяные олени (Hydropotes ). Тем не менее классификация оленевых была всегда спорной, а филогенетическую и таксономическую историю еще предстоит установить. Вес оленевых варьируется от 9 до 800 кг, и у всех, кроме одного вида — китайского водяного оленя — есть рога.

      Оленевых можно найти в широком диапазоне мест обитания, от чрезвычайно холодных до . Они были введены почти во всем мире, но являются родными для большей части Нового Света, и северо-западной . Хотя Евразия стала домом для наибольшего разнообразия видов. Оленевые обитают в лиственных лесах, водно-болотных угодьях, лугах, дождевых лесах и особенно хорошо уживаются в и альпийских .

      Все оленевые являются строго травоядными животными, а их рацион состоит из травы, кустарников и листьев. Все представители семейства жуют жвачку, имеют трех или четырехкамерный желудок и поддерживают микроорганизмы, которые разрушают целлюлозу. В отличие от многих других жвачных, оленевые выборочно кормятся легко усваиваемой растительностью, а не потребляют всю доступную пищу.

      Оленьковые


      Оленьковые (Tragulidae ) — это небольшое семейство парнокопытных, которое включает 3 рода. Эти животные распространены в Юго-Восточной Азии и Африке. Обычно они ведут одиночный и ночной образ жизни. Оленьковые предпочитают густую растительность на лесной почве.

      Представители семейства имеют небольшой размер тела; крупнейшие особи весят около 4,5 кг. Их шерсть коричневого цвета. На теле видны белые пятна и полоски. Тела оленьковых кажутся маленькими и компактными, а их ноги достаточно тонкие.

      Желудок этих млекопитающих трехкамерный (поскольку книжка плохо развитая), и они являются жвачными. Их рацион состоит из трав, листьев и некоторых фруктов, но они также питаются , мелкими млекопитающими и даже иногда падалью.

      Полорогие

      Семейство полорогих (Bovidae ) является самым крупным из 10 сохранившихся семейств в отряде парнокопытных (Artiodactyla ). Оно состоит из более чем 140 живых и 300 вымерших видов. Обозначение подсемейств внутри Bovidae всегда было спорным, и многие эксперты не согласны с классификацией.

      Полорогие распространены на территории Африки, большей части Европы, Азии и Северной Америки. Луг является предпочтительным местом обитания этих млекопитающих. Их зубной ряд, копытные конечности и специализация желудочно-кишечного тракта, вероятно, возникли в результате их пастбищного образа жизни. У всех полорогих есть четырехкамерные желудки и по крайней мере одна пара рогов, которые обычно присутствуют как у самцов, так и самок.

      Хотя полорогие являются травоядными животными, они иногда дополняют свою диету продуктами животного происхождения. Крупные виды потребляют растительность, которая содержит больше целлюлозы и лигнина, в отличии от меньших видов. Однако, все полорогие поддерживают микробные сообщества ( , простейшие и ) в пределах их рубца. Эти микроорганизмы помогают разрушить целлюлозу и лигнин, и превращают волокнистый корм в обильный источник энергии.

      Млекопитающие из этого семейства сыграли важную роль в культурной эволюции человека, так как многочисленные виды парнокопытных были одомашнены человеком.

      Копытные

      Достаточно многочисленна группа копытных животных, включающая шесть современных отрядов: сирены, даманы, хоботные, непарнокопытные, мозоленогие и парнокопытные. Некоторыми зоологами выделяется ещё большее количество отрядов, другие рассматривают, например, мозоленогих как подотряд парнокопытных. Все копытные произошли от древних кондилятр , известных по отложениям палеогена; предками кондилятр были, скорее всего, хищные креодонты. Рассмотрим по порядку все отряды копытных.

      Несмотря на принадлежность к копытным, у сирен передние конечности превратились в ласты, а задние и вовсе отсутствуют. Это водные животные, на сушу они не выходят. Торпедообразное тело заканчивается цельным хвостовым плавником. Морские коровы достигали в длину 8 м и весили до 3,5 т. Зубы приспособлены к питанию водной растительностью.

      Три семейства с несколькими видами: морские коровы, дюгоневые и ламантиновые . Численность сирен сокращается, они нуждаются в охране. Морские коровы , открытые экспедицией Беринга в 1741 году, к 1765 году истреблены.

      Даманы ( жиряки ) – примитивные растительноядные животные длиной до 60 см. Они похожи на зайцев, однако также относятся к копытным животным. Резцы постоянно растут, клыков нет. Арабскому названию даманов обязана своим названием страна Испания. Около 10 видов.

      Расцвет хоботных пришелся на неоген: в это время обитали мастодонты, дейнотерии и прочие вымершие животные. К настоящему времени остались только 2–3 вида животных семейства слоновых в лесах и саваннах Юго-Восточной Азии и Африки (к югу от Сахары). Это крупные животные высотой до 3,5 м с массивным туловищем. Толстая кожа покрыта редкими волосами. Верхняя губа и нос срослись вместе и образуют хобот , служащий одновременно хватательным органом, органом обоняния, осязания. Пара сильно развитых резцов превратилась в бивни.

      Слоны питаются растительной пищей, которую собирают хоботом. Воду набирают в хобот, а затем выливают в рот. Живут стадами.

      Слоны в значительной мере истреблены человеком и находятся под охраной. Бивни («слоновая кость») используются для изготовления различных изделий и украшений. Слоны легко приручаются и поддаются дрессировке.

      Непарнокопытные – крупные животные (длина носорогов до 4 м, вес – до 3,5 т) с нечётным количеством пальцев на конечностях. Третий палец развит лучше других и несёт основную тяжесть тела. Желудок простой. У некоторых (современные носороги) на голове рог.

      Непарнокопытные ( гиппарионы , индрикотерии ) – типичные представители неогеновой фауны; в настоящее время отряд представлен тремя семействами: лошадиные , носороговые и тапировые , около 20 видов в Африке, Южной Азии и Америке.

      Дикая лошадь ( тарпан ), в настоящий момент истреблённая, – вероятный предок домашних пород лошадей . Дикий африканский осёл – родоначальник домашнего осла . Гибридами осла и лошади являются мулы и лошаки . Все эти животные широко используются человеком в сельском хозяйстве (как тягловая сила, а также для производства молока и мяса), в качестве транспорта, для конного спорта.

      Дикие непарнокопытные в значительной мере истреблены и находятся под охраной.

      Отряд мозоленогие часто относят к парнокопытным. Это крупные двупалые высоконогие животные высотой до 2 м. Подошвы ног покрыты мозолистыми утолщениями. Семейство верблюдовых включает 4 вида в Монголии и Южной Америке. Верблюды и ламы одомашнены и распространились по всей Передней и Средней Азии, Северной Африке и горным районам Южной Америки, дают мясо, шерсть и молоко, используются как тягловая сила. Верблюды до сих пор являются основой жизни народов Сахары.

      Парнокопытные – наиболее богатый видами отряд современных копытных. Они отличаются чётным количеством пальцев, одетых копытами. Ключицы отсутствуют. Эти животные, как и непарнокопытные, растительноядны. К подотряду нежвачных относят бегемотовых , свиных и пекариевых . Жвачные парнокопытные отличаются сложным строением желудка; у большинства из них на голове имеются рога. Подотряд включает в себя семейства оленьковых , оленевых (плотнорогих), вилорогих , полорогих и жирафовых – более 200 видов.

      К парнокопытным относится большинство сельскохозяйственных животных: коровы , буйволы , яки , овцы , козы , свиньи . Многие дикие парнокопытные – объект охоты. Численность парнокопытных заметно сокращается; некоторые из них находятся под охраной.

      Кто это – лошадь, зебра или жираф? Его внешний вид сочетает в себе все признаки этих животных. На первый взгляд окапи похожи на лошадей, но шея и конечности у них длиннее, чем у обычной лошади. А окраска вообще вводит в заблуждение.

      Окапи представляют собой редкий вид парнокопытных животных из семейства жирафовых. Они обитают исключительно в бассейне реки Конго (Демократическая республика Конго). Окапи предпочитают густые тропические леса на севере или востоке этой страны.

      У окапи очень красивый и причудливый окрас: морда – темнo-белая, ноги и задняя часть животного раскрашены в черно-белые полоски, а само тело имеет благородный шоколадный окрас, который на солнце переливается различными оттенками красного.

      Высота животного в холке достигает 160 сантиметров, а длина от головы до хвоста составляет 2 метра. Несмотря на свои не слишком большие размеры весят они прилично, до 250 килограммов. Самцы немного ниже самок, у них на голове растут 2 коротких рога. Самки таким «головным украшением» похвастаться не могут.

      Язык у них синего цвета, прямо как у собаки чау-чау. Вдобавок он такой длинный, что животное спокойно может достать им до глаз. Язык такой длины им необходим для хватания сочных листьев с ветвей деревьев. Кроме листьев деревьев окапи очень любят фрукты и грибы, также могут поесть траву или папоротник.

      Окапи – дневные животные, но все же стараются особо не попадаться кому-либо на глаза. Они пугливые. Предпочитают держаться по одному. Очень редко в природе их можно встретить в небольших группах. Лишь только в брачный сезон они ходят парами. Иногда пару сопровождает прошлогодний детеныш.

      Окапи очень чувствительны к смене обстановки, поэтому их отлов для зоопарков крайне затруднителен. В мире насчитывается всего 20 питомников, где можно увидеть этих красивых животных.

      Человечество на протяжении всей своей истории взаимодействовало так или иначе с представителями мира зверей. Животные обладают такими особенностями, которых нет и не будет у человека: у овец есть тёплая и мягкая шерсть, у лошадей — сила и скорость, у собак -острые зубы. Конечно, людям хотелось, чтобы такие полезные животные служили им. Для этого человек начал их приручать, подкармливая и подпуская всё ближе к своим домам. Многие сегодня всем известные животные согласились одомашниваться. Но остались гордые и непокорные виды, которые дел с людьми иметь не хотят -животные, которых нельзя приручить, не то что уж одомашнить.

      Нужно сразу заметить, что приручение и одомашнивание следует различать. Приручение не предполагает селекции, животные остаются дикими и опасными, их поведение может быть непредсказуемым. Они просто согласились терпеть людей. Такие животные, если по причинам рядом перестанет находиться человек, легко снова станут дикими и выживут. Одомашненные животные обычно рождаются в неволе и к выживанию в дикой среде уже не приспособлены. Если человек перестанет их кормить и защищать, некоторые виды могут погибнуть.

      Лошадь Пржевальского

      Это совершенно особый вид лошади. Считается, что именно она была далёким предком нынешних домашних лошадей, вымершего тарпана и ослов. Хотя незнающий человек не отличит домашнюю лошадь похожей масти от лошади Пржевальского, но разница есть — и существенная. Самое главное, у лошади Пржевальского — 66 хромосом, у домашней лошади — 64.

      Пржевальские лошади — дикие существа, они не разрешают человеку использовать себя в качестве транспортного средства или рабочей силы. За всю историю под седлом ходил только один Пржевальский конь Васька, в 1900 году.

      Зебра

      С зеброй история похожая. Животное хоть внешне и напоминает коня, но оно не конь. Поэтому одомашнивание и даже приручение зебр с треском провалилось. Конечно, есть несколько известных фотографий, где Лайонел Ротшильд правит запряжённой зебрами двуколкой. Он хотел доказать, что зебр можно приручить и использовать в своих целях. Однако ничего не вышло. Зебры очень осторожные и пугливые животные. Они гораздо пугливее, чем домашние лошади, хотя у тех тоже есть проблемы со смелостью — каждый целлофановый пакетик может заставить коня в ужасе шарахаться в сторону.

      Зебры не подходят человеку ещё потому, что любят драться, и к ним просто тяжело подойти — они отбивают всеми четырьмя копытами и кусаются. Особенно неуправляемыми зебры становятся в брачный период.

      Лесного царя получилось приручить, но одомашнивание пока не удаётся. Дело в том, что лоси чрезвычайно умные, и разводить их на мясо не представляется возможным. Лось никогда не пойдёт на бойню, если первое животное оттуда не вернулось. А заставить лося идти насильно очень сложно: защищаясь, они становятся очень агрессивными. С их габаритами, злые лоси — это настоящие машины для убийства.

      Кажется, всё может получиться с молочными лосиными фермами. Пока известно всего четыре фермы в мире. Две — в России и по одной — в Швеции и Канаде. Лосихи разрешают себя доить, ну, а из молока делают все сопутствующие и привычные вкусности. Тем не менее, даже лоси на этих фермах не считаются домашними, только прирученными.

      Большая белая акула

      Этих опасных красавиц человеку очень хотелось посадить в огромный аквариум в престижном хорошем зоопарке. Пусть плавают и своей мощью удивляют посетителей. Но большая белая акула такого обращения с собой не позволяет и предпочитает неволе смерть. Дольше всего в аквариуме акула прожила 16 дней. Обычно меньше. Когда она понимает, что передвижения ограничены стеклом хоть и просторного аквариума, акула начинает разгоняться и на полном ходу врезается в стенку, пока не разобьётся насмерть.

      Африканский слон (правильно -саванный слон)

      Саванные слоны — это самые крупные из современных наземных млекопитающих. Человека они не любят и особенно приручать себя не дают, в неволе часто проявляют агрессию, которая для человека может закончиться плачевно. Известны прирученные саванные слоны в Республике Конго, там местные используют их для своих работ. Также есть историческая справка, что саванных слонов использовали Ганнибал и Полибий ещё до нашей эры. Последний писал о том, что эти слоны значительно хуже в бою, чем лесные слоны, ими тяжелее управлять, и они пугливее.

      Индийский (или, правильно, лесной слон) тоже только приручен, но не одомашнен. Тем не менее, лесных слонов, которые живут в неволе рядом с человеком, гораздо больше, чем саванных.

      Бегемот

      Этот плотно сбитый силач мог бы отлично пригодиться и в сельском хозяйстве, и как средство передвижения. Он не такой высокий, как лошадь, и если придется с него упасть, то лететь недалеко. К тому же, гиппопотам может бежать рысью со средней скоростью 8–15 км/час. В критических ситуация он может ускоряться до 30 км/час.

      Всего этого не мог не заметить человек. Бегемота пытались приручить, но ничего не вышло. Это очень опасное животное. Ежегодно бегемоты убивают больше людей, чем львы, гепарды, носороги, буйволы и слоны вместе взятые. Доместикация не заладилась, как впрочем и приручение.

      Попытки одомашнить лису происходят постоянно. Однако процесс идет туго: только в четвёртом поколении лисички, которые родились в неволе, начинают проявлять собачье поведение и становятся более лояльны к человеку. Через 50 поколений лиса становится домашней.

      Пока лисы считаются прирученными животными. До полного одомашнивания далеко. Лисы отличаются упрямым нравом, этого с ними трудно налаживать контакт.

      Динго

      Казалось бы, собака — значит, должна одомашниваться. Но нет. Тут, как с лошадью Пржевальского. Динго скорее волк, чем собака, и пока не собирается служить человеку. Динго свободные, одичавшие животные. Однако прецедент их приручения в истории всё же зафиксирован.

      Коренные австралийцы приручали Динго, но использовали их как пищу, а не как защитников и друзей. Кроме этого, они не проводили никакой селекции. Так что Динго пока дикие животные, которых местные не любят за то, что они вредят, поедая мелкую птицу. Попытки доместикации ведутся.

      Не верьте с милыми енотами. Эти животные — продажные души: они с людьми не потому что любят их, а потому что их кормят. Они не привязываются к своим хозяевам, и если енота отпустить в подходящих климатических условиях, он прекрасно будет жить на воле. Конечно, они смешные, умные и интересные, поэтому человеку и хочется их одомашнить. Но пока еноты — это дикие животные в домашних условиях, только прирученные. Они любопытны, поэтому крушат всё вокруг. Если у енота будет плохое настроение, он может очень неприятно укусить или поцарапать.

      Койот

      Вот с приручением этого товарища вышел полный провал. Койоты терпеть не могут людей, они их сторонятся. Если по причинам койот начинает жить рядом с человеком, то он начинает рассматривать его как добычу, а не как друга или хозяина. После этого хищник будет искать удобного случая, чтобы укусить руку, которая его кормит. Решительно все попытки приручить койота закончились нападением животного на человека. Не пытайтесь подружиться с койотом!

      Жизнь животных: в 6-ти томах. — М.: Просвещение. Под редакцией профессоров Н.А.Гладкова, А.В.Михеева . 1970 .

      Смотреть что такое «Семейство Лошади (Equidae)» в других словарях:

      Лошади — ? Лошади Равнинная зебра (Equus burchellii) … Википедия

      Лошади (род) — ? Лошади Зебра пустынная (Equus grevyi) Научная классификация Царство: Животные Тип … Википедия

      Лошадиные — лошади (Equidae), семейство из отряда непарнокопытных. Включает 3 подсемейства, объединяющие около 20 родов, в том числе ряд вымерших (гиракотерий (См. Гиракотерии), Анхитерий, Мезогиппус, Миогиппус, Мерикгиппус, Гиппарион, Плиогиппус) и… … Большая советская энциклопедия

      Непарнокопытные — Белый носорог (Ceratotherium simum) … Википедия

      Лошадиные — ? Лошадиные † Гипогиппус (реконструкция) … Википедия

      Список млекопитающих России — включает около 300 видов класса Млекопитающие, обитающих, или обитавших в историческое время на территории России, а также виды, интродуцированные и образующие устойчивые популяции. Содержание 1 Отряд Грызуны (Rodentia) 1.1 Семейство Беличьи… … Википедия

      лошадиные — семейство млекопитающих отряда непарнокопытных. Около 20 родов; ряд вымерших гиракотерий, мезогиппус, миогиппус, гиппарион и др.; единственный современный род лошади. Самые древние лошади жили в эоцене в Северной Америке, откуда позже проникли… … Энциклопедический словарь

      Лошадь — ? Лошадь домашняя Лошадь домашняя (Equus caballus) Научная классификация Царство: Животные Тип: Хордовые … Википедия

      Домашняя лошадь — Домашняя лошадь … Википедия

      Лошадь домашняя — ? Лошадь домашняя Лошадь домашняя (Equus ferus caballus) Научная классификация … Википедия

      Знакомьтесь: зверь, похожий на лошадь или антилопу, с полосатыми, как у зебры, ногами на самом деле — родственник жирафа. Правда, главного его достоинства — длинной шеи – окапи не имеет – непотребна…

      Окапиили окапи Джонстона — Okapia johnstoni: класс – млекопитающие; отряд – парнокопытные; семейство – жирафовые; род — окапи (единственный представитель, кстати).

      Первые сведения о дивном животном получил в 1890 г. известный путешественник Г. Стенли, который добрался до густых тропических лесов бассейна Конго.В честь этого британского путешественника и дан видовой эпитет животного…

      Окапи довольно крупное животное: длина тела около 2 м, высота в плечах 1,5-1,72 м, а вес составляет 200–300 кг. Шея у окапи умеренной длины. Длинные уши, большие выразительные глаза и заканчивающийся кисточкой хвост дополняют внешний облик этого во многом еще загадочного животного. Удивительней всего — окраска животного: тело красновато-бурое, ноги белые с темными поперечными полосами на ляжках и плечах. На голове у самцов — пара небольших, покрытых кожей рожек. Питается «лесная лошадь» листьями низкорослых деревьев и кустарников. Окапи — иноходец, бегать быстро и далеко не умеет и за день проходит около километра. Из органов чувств у окапи наиболее развиты слух и обоняние.

      Лишен этот зверь и полноценных голосовых связок. Особой необходимости в них нет, так как окапи — одиночные животные. Лишь во время спаривания самка на несколько дней присоединяется к самцу – при этом животные общаются звуками, напоминающими тихий кашель или свист. Иногда такую пару сопровождает прошлогодний детеныш, к которому взрослый самец не испытывает враждебных чувств. Беременность у окапи, по сравнению с большинством млекопитающих, довольно продолжительная — около 450 дней. Для родов самка удаляется в самые глухие места, и, родив детеныша, устраивает для него гнездо из веток и травы. Найти гнездо непросто, новорожденныйнесколько дней лежит, затаившись в чаще, практически не оставляет помета, запах которого мог бы привлечь хищника. Мать находит его по голосу…

      Мать очень привязана к малышу: известны случаи, когда самка пыталась отогнать от детеныша даже людей.

      Долгое время окапи оставались почти недоступными. Не было этих «лесных жирафов» и в зоопарках. Только в 1919 г. Антверпенский зоопарк получил первого молодого окапи, который прожил в Европе лишь 50 дней. Умирали и все остальные с большим трудом пойманные животные, получить в зоопарках приплод тоже не удавалось.

      Первое полностью успешное разведение окапи было достигнуто в 1956 г. в Париже. В настоящее время в Эпулу (Республика Конго, Киншаса) работает специальная станция по отлову живых окапи. По некоторым данным, окапи содержатся в 18 зоопарках мира и успешно размножаются.

      О жизни окапи до сих пор известно очень мало. Его вообще мало кто видел в дикой природе — обитание окапи ограничивается сравнительно небольшой территорией в бассейне реки Конго, занятой густыми и труднодоступными тропическими лесами…

      Вспоминаем историю эксплуатации животных в мировом кино, их главные роли и долгий путь к освобождению.

      Жизнь животных оказалась связана с кинематографом еще до изобретения братьев Люмьер. Новатор Эдвард Мейбридж в 1870-е годы стал экспериментировать с хронофотографией — съемкой на несколько фотоаппаратов одновременно, позволяющей фиксировать разные стадии движения. Эти фотоматериалы были как бы прототипами будущих кинофильмов, а их первым героем стала лошадь. Именно Мейбридж впервые показал, как выглядит галоп коня — человеческий глаз не мог увидеть, отрывает ли лошадь все ноги от земли (отрывает!), и даже художники обычно изображали процесс неправильно. Так движущиеся картинки начали дополнять и изменять наши представления о мире.

      Можно без особой натяжки сказать, что животные сразу же становятся главными героями нового медиа. В литературе звери упоминаются обычно в переделках народных сюжетов, как дань традиции, или во избежание проблем с цензурой, когда лисы, коты, мыши становятся эвфемизмами, подразумевающими конкретные публичные фигуры или социальные классы. Декарт отказывал животным в наличии разума и души и, как следствие, в способности чувствовать боль. Кант полагал их внеморальными объектами, то есть вещами. Но к ХХ веку человечество благодаря кино будто по-новому увидело своих постоянных компаньонов: почти как люди, такие же, как люди, лучше людей.

      Впрочем, для начала новое искусство запятнало себя ритуальным закланием целого слона. Судя по всему, это была вообще первая смерть, снятая на пленку. Слониха Топси, выступавшая в одном из цирков на Кони-Айленде, была казнена с помощью электричества за ее «преступления» (убийство трех дрессировщиков). Через ноги животного, скованные кандалами, пропустили шесть тысяч вольт, пошел дым, и Топси свалилась замертво. Этот трехминутный макабрический фильм из 1903 года сейчас может посмотреть любой. Финансировал процедуру и съемки сам Эдисон, рекламировавший свое полезное изобретение, а режиссером, по одной из версий, был Эдвин Портер.

      Загнанные лошади

      Портер в том же 1903-м снял «Большое ограбление поезда», открыв жанр вестерна. Именно этот фильм кончался сенсационным кадром, разрушавшим четвертую стену: актер стрелял в зрителя, после чего, по легенде, зрители-ковбои начинали палить в ответ. И, конечно, здесь были лошади — верные спутники лихих людей Дикого Запада. Как раз вестерн сделает десятки лошадей суперзвездами, а для тысяч других обернется каторгой.

      Вообще, в начале века лошади едва ли не самые популярные животные среди киношников, поскольку встречаются повсеместно и незаменимы как в художественных работах, так и в кинохронике. Но с каждым десятилетием чем дальше в прошлое уходил конный транспорт, тем более экзотическим, ярким, нагруженным символами становился образ коня. Батальные сцены, парадные проходы и вольные табуны мустангов нужны великим рассказчикам кино ради емких образов — здесь и Эйзенштейн с Довженко, и Гриффит. Вплоть до Второй мировой войны кони все же остаются в каком-то смысле расходным материалом. Как д’Артаньян у Дюма не задумываясь загонял до смерти лошадь за лошадью, чтобы доставить подвески своей королеве, так гении и ремесленники от кино не жалея тратили лошадиные силы и жизни во имя грандиозного замысла.

      Классический пример такого рода — «Бен-Гур» (1925) Фреда Нибло, самый дорогой немой фильм в истории. Пока шли изматывающие съемки сцены гонок на колесницах, погибли сотни лошадей — тех, кто начинал хромать, пристреливали. Может, потому в ремейке 1959 года римлянин Мессала превозносит доброту лошадей, как бы признавая их вклад и жертву (Уильям Уайлер, режиссер ремейка, был и в съемочной группе оригинального «Бен-Гура»). На первом «Бен-Гуре», кстати, убивали коз, чтобы их мясо имитировало человеческую расчлененку на гладиаторской арене.

      И все же с ранних лет кино существуют привилегированные животные-артисты. Десятки дрессированных жеребцов стали звездами кино и телевидения с собственными гонорарами. Как правило, все они были постоянными напарниками какого-то одного актера вестернов. Первый из таких коней, Тони, принадлежал Тому Миксу, «королю ковбоев». Трюки эта пара обычно делала сама, включая сложнейшие прыжки и, к примеру, спасение конем хозяина из пожара. Все отмечали высокий интеллект жеребца. Впрочем, говорили также об острых палках и прочих способах сделать коня покладистым. Тони прожил 12 лет после своей отставки, пережив хозяина, погибшего в ДТП накануне Второй мировой.

      Похожие примеры — Фриц Уильяма С. Харта (первый конь, чье имя появилось в титрах) и Чемпион, принадлежавший Джину Отри. Все они играют в позабытых ныне вестернах второго ряда, некогда узнаваемых и кассовых. Кассу делают в том числе чудо-кони, чьи портреты печатают на постерах. Повышенное внимание публики к судьбам лошадей, все более любимым на экране и все более редким в повседневной жизни, позволило принять первые меры по контролю за обращением с животными на съемках.

      Сразу два вестерна 1939-го критиковали за жестокое отношение к лошадям. О «Дилижансе» Джона Форда вспомнили, когда начали осуждать так называемые подсечки — способ стреножить лошадь на ходу ради эффектного падения на экране. Множество коней покалечилось или погибло из-за таких трюков. Но гораздо более резонансным был эпизод из «Джесси Джеймса» Генри Кинга, где герои, убегая от погони, падают вместе с лошадьми в воду с высокого обрыва. Вместо двух коней снимали одного, но тому пришлось падать по-настоящему. По одной из версий, животное утонуло, по другой (например, согласно биографии «последнего магната», продюсера Дэррила Занука) — лошадь уцелела. Однако общество внезапно возмутилось. По стране прошли акции, призывавшие к бойкоту вестерна, за организацию митингов и пикетов отвечала American Humane Association.

      Резонанс получился такой, что эта организация, боровшаяся за гуманное отношение к животным аж с 1877 года, была в 1940-м приглашена в Голливуд. Сотрудничать с зоозащитниками, очевидно, пожелала Гильдия киноактеров. С тех пор AHA обладает практически абсолютной монополией в американской, а отчасти и мировой киноиндустрии в области контроля безопасности животных на съемках. Первоначально, впрочем, режиссеры и продюсеры имели право не пускать AHA на порог, а ее стандарты обращения с животными оставались рекомендательными.

      В первые десятилетия классификация AHA делила фильмы на «допустимые», «вызывающие вопросы» и «неприемлемые для детей». Это важно: в эру кодекса Хейса и традиционных ценностей животных защищают не столько ради их прав, сколько во имя общественной морали. На тех же примерно основаниях был принят ранний британский Cinematograph Films (Animals) Act 1937 года — оградить публику от развращающего зрелища убийств животных. Поводом к обсуждению проблемы в Англии, кстати, стал фильм «Остров потерянных душ» — американская экранизация «Острова доктора Моро» Уэллса (напомним, что злой доктор практиковал на острове вивисекцию).

      Верные псы

      Лошади массово гибли на площадках раннего Голливуда и, надо полагать, других киноиндустрий, поскольку людьми доавтомобильной эры лошади инстинктивно считались созданием утилитарным, «вещью, не чувствующей боли». Гуманное отношение к лошадям, распространившееся в мире, означало резкую перемену в образе жизни и связанной с ним морали, под которую кинематографу пришлось подстроиться.

      Иная, куда более благополучная судьба на экране сложилась у самого близкого и отзывчивого компаньона человека — у его друга-пса. Уже в 1909-м первый звездный пес покорил сердца американских кинозрителей. Это была колли по имени Джин, которую привел на студию «Витограф» предприимчивый журналист Лоуренс Тримбл, быстро ставший одним из ведущих режиссеров. Очаровательная собака приводила домой потерявшихся детей, помогала стеснительным юношам наладить любовную жизнь и была всеобщим другом. «Пес „Витографа“» становится популярнее в народе, чем даже «девушка „Витографа“», актриса Флоренс Тернер. Снявшись в паре десятков жизнеутверждающих лент, Джин умерла в 1916-м.

      Время мировой войны требовало новых массовых образцов для подражания, и первооткрывателем здесь стал тот же Лоренс Тримбл. Режиссеру попала в руки хорошо поддающаяся дрессировке немецкая овчарка. Пса привезли буквально из Германии — там он успел послужить в полиции и в Красном Кресте. Тримбл нарек овчарку Стронгхарт (Твердое Сердце) и сделал голливудской звездой. Стронгхарт также спасал людей, будучи при этом сильнее и грознее нежной Джин. Его слава предшествовала еще более феноменальному успеху овчарки Рин Тин Тин, которая стала талисманом студии Warner Brothers. Рин Тин Тина щенком также подобрали на европейских развалинах и привезли в Америку, где он играл не только псов, но и волков.

      Стронгхарт и Рин Тин Тин умерли еще до эры звукового кино, причем первый погиб из-за несчастного случая на съемках. Пес обжегся о софит, на месте раны развилась опухоль, и он умер. Но тут история не заканчивается: при жизни Стронгхарт дружил с человеком по имени Джей Аллен Бун, спиритуалистом и медиумом, который изучал «телепатическое невербальное общение» с животными. В последующие десятилетия Бун писал книжки, где утверждал возможность контакта с животным даже после его смерти, ведь Стронгхарт, очевидно, обладал бессмертной душой (получай, Декарт!). Экранная жизнь и растиражированная смерть пса превратили его в почти человека. Гуманизация зверей, перенос на них человеческих черт и свойств с тех пор набирали обороты.

      Еще одна суперсобака — Лесси, героиня «Лесси возвращается домой» (1943) и уходящих в бесконечность продолжений. Это была как бы улучшенная версия Джин — тоже колли, еще красивее, еще сентиментальнее. Играли героиню, кстати, исключительно кобели, их обучала целая династия артистов и дрессировщиков — сплошная индустрия умиления.

      Интересно, что мода на кинособак довольно поздно пришла в Советский Союз, как и мода на собак вообще. Собак любили советские мальчишки, персонажи детских книг и (редко) фильмов. Их псы находились на непонятном полудворовом-полууличном положении, постоянно норовя порвать кому-нибудь штаны. Уважать полагалось собак милицейских, а лучше — пограничных, потому те же мальчишки озабочены дрессировкой своих любимцев, натравливанием псов на жуликов. Но держать зверя в квартире, дружить с ним, сравнивать с человеком в полной мере начинают после оттепели. Кульминацией пробудившейся любви к четвероногим был, разумеется, фильм «Белый Бим Черное ухо», знаменовавший смягчение нравов и общее расслабление жизни в переболевшей войной, репрессиями и стройками стране.

      Киномясорубка

      Конь и пес — давние, первобытные спутники человека. Закономерно, что они первыми разделили с ним бессмертие, которое давала массовая культура. Что до всей остальной фауны, то она еще очень долго была просто экранным мясом, за исключением кошек (которых просто очень трудно снимать, они практически не поддаются дрессировке, очень плохо концентрируют внимание) и приматов, слишком похожих на людей. Документальное кино — от «Нанука с Севера» Флаэрти с его полупостановочной охотой на тюленя до «Земли без хлеба» Луиса Бунюэля с явно постановочными убийствами ослов (одного бросают в пропасть, на другого напускают пчел) — не стеснялось жестокого обращения с животными. Что уж говорить о многочисленных съемках корриды. Бой быков для довоенного человека скорее зрелище типа экшен-фильма, чем метафора ужаса и обреченности. С быками в кино не церемонятся и сегодня — см. «Наше время» Карлоса Рейгадаса. В этой любовной драме действие происходит на реальном ранчо, где тренируют животных для корриды. Кроме сцен собственно тренировок, в фильме есть эпизод, в котором бык терзает рогами мертвую лошадь (кровь и кишки обильно присутствуют), а в финале бык падает с обрыва.

      Смерть животных на экране была поводом для медитации первых деятелей нового кино еще с 1960-х годов. Будто проверяя зрителя на прочность, они вглядывались в агонию зверя. Так, Бергман показывает в прологе «Персоны» забой овцы, а Годар в «Уик-энде» режет свинью (особенно шокирующими эти реальные кадры выглядят на фоне откровенно бутафорской крови, которой истекают многочисленные люди в фильме). В «Розовых фламинго» Джона Уотерса есть шокирующие кадры с курицами, которых пытаются использовать как секс-девайс. Такие забавы вскоре стали самоцелью для режиссеров различного треша и андеграундного кино.

      Фильм «Лики смерти» не содержал элементов настоящего снаффа, зато смаковал убийства, расчленение, поедание животных, вплоть до экзотических. Странная картина обросла многочисленными подражаниями и продолжениями. Оказалось, люди готовы смотреть на смерть ради смерти, а не для высоких художественных целей. Эксплуатируя эту особенность зрителя, Руджеро Деодато снял свой многократно запрещенный «Ад каннибалов», который также дал обильное «потомство». Через много лет, правда, режиссер извинился за убийства животных на съемках, отметив, что это единственное, о чем он сожалеет.

      Впрочем, что было позволено аутсайдерам и маргиналам, не сошло с рук режиссерам Нового Голливуда. Зоозащитные организации на волне социальных преобразований 1960-х получили реальное влияние и власть. Фрэнсис Форд Коппола в «Апокалипсис сегодня» снял ритуальное убийство водяного буйвола с помощью мачете и частично отвел от себя гнев общественности, заявив, что животное все равно было обречено на заклание. Зато Майкл Чимино потерял все, взорвав несколько лошадей на батальных сценах во «Вратах рая». Опус магнум некогда культового режиссера провалился в прокате, Чимино обвинили в бессмысленной жестокости, а произволу авторов в Голливуде был положен конец. American Humane Association вновь организует бойкот, протесты и общественные дискуссии, призывая Чимино к ответу.

      Нетрудно догадаться, что режиссер, как и многие его коллеги, предпочитал не видеть контролеров-зоозащитников на площадке. Уже в 1980-е такое больше не проходило. Американская гильдия киноактеров надавила на продюсеров, фактически обязав их приглашать AHA на любые съемки. В титрах фильмов появляется клеймо организации — надпись «При съемках ни одно животное не пострадало». Тогда же, в 1980 году, появляется знаменитая PETA, чьи методы в то время спецслужбы считали чуть ли не террористическими и чьи интересы выходят далеко за рамки этики кинопроизводства. Через некоторое время она вступит в конфронтацию с недостаточно радикальной Americane Humane.

      В отечественном кино репутация садиста, убивающего зверушек, досталась Андрею Тарковскому. Общеизвестна нежная любовь режиссера к лошадям (см. «Иваново детство»), но эстетика ходит рука об руку с жестокостью. Мрачные слухи ходили о десятках привезенных с живодерни животных, которых на съемках «Андрея Рублева» сбрасывали с колокольни, чтобы потом вырезать эти кадры при монтаже. По крайней мере одно убийство коня все же запечатлено в режиссерской версии фильма («Страсти по Андрею»): татарин протыкает копьем горло лошади, переломавшей ноги . Более того, сохранились кадры с бегущей в огне коровой, но мнения о том, что это было, расходятся. Директор картины утверждал, что корова, накрытая специальной асбестовой накидкой, не пострадала. Однако многие хотели верить в настоящий акт убийства, буквально языческую жертву, принесенную безумным гением. Разумеется, Тарковскому неоткуда было ждать санкций зоозащитников, зато интеллигентское моральное осуждение было неизбежно. В частности, после этой истории с ним отказалась общаться Кира Муратова.

      Сегодня такое уже невозможно: недавно принятый закон об ответственном обращении с животными делает наказуемым не только «организацию и проведение зрелищных мероприятий, влекущих за собой нанесение травм или увечий животным, умерщвление животных» (заклание свиньи в «Дау» вполне попадает под это определение), но и пропаганду жестокого обращения — а под это определение в принципе может попадать что угодно, даже сцена из «Рублева», в которой герой Ивана Лапикова, изгнанный из монастыря монах Кирилл посохом избивает собачку (самого животного в кадре при этом нет). Натравливать собак на людей закон тоже, кстати, запрещает. Запрещены и контактные притравочные станции — как та, что снята в «Сердце мира» Натальи Мещаниновой.

      Наши дни: Побег из зверинца

      Всякое взаимодействие с животными в современном западном кино довольно строго регламентировано, и строгость эта постоянно усиливается. Так, после 1980 года свод принципов AHA включает в себя не только очевидные запреты на убийство и нанесение увечий животным, но и более тонкие вещи. Нельзя использовать документальные кадры с мучениями и убийством животных — смерть больше не развлечение. Нельзя применять к ним анестезию, даже самую безопасную — их тела не игрушка. Речь уже идет буквально о правах животных, а не о человеческой морали.

      Естественно, вышесказанное относится к культуре западной. Восток, даже вестернизированный, относится к вопросу совершенно иначе. Из-за этого периодически, но безрезультатно разгораются скандалы, как было с «Олдбоем» Пак Чхан-ука, где герой убивал живого осьминога в кадре (а всего дублей было четыре). Актер, игравший главного героя, буддист Чхве Мин-сик, признался, правда, что молился за каждого головоногого. Но особенно отличились авторы японского детского фильма «Приключения Майло и Отиса» про котенка и мопса: когда австралийцы прослышали, что на съемках погибло около двадцати (!) котят, общественному осуждению не было предела, и кино бойкотировали.

      Плохой парень Ларс фон Триер, обижавший на съемках Бьорк и шутивший про Гитлера, отличился и тут: режиссер не то убил, не то хотел убить осла на съемках «Мандерлея», и якобы Джон Си Райли в знак протеста ушел с проекта. Продюсер фильма позднее шутил, что они могли бы принести в жертву шесть младенцев, и никто бы не шелохнулся.

      Много шума наделало расследование журналистов вокруг съемок «Жизни Пи» Энга Ли, где герой путешествует по океану с бенгальским тигром в одной лодке. При работе над фильмом пострадал не храбрый актер Сурадж Шарма, а тигр Кинг, который в одной из сцен, говорят, чуть не утонул. При этом фильм был как раз одобрен American Humane, выдавшей ему соответствующий титр. Члены PETA указали на это обстоятельство, равно как и еще на ряд сомнительных фильмов, снимавшихся с ведома организации. В их числе «Пираты Карибского моря», где убили бог знает сколько рыб и моллюсков, и «Хоббит» Питера Джексона. По слухам, фэнтезийная сага стоила жизни 27 разным зверям — будто вернулись жестокие времена «Бен Гура». Еще в 1980-е организацию обвиняли в недостаточном контроле за кинопроизводством. Например, «Объединенные активисты за права животных» узнали, что обезьян мучили на съемках второстепенного фильма «Проект X».

      Недавно знак «Ни одно животное не пострадало» отозвали у «Альфы» Альберта Хьюза, фантазии на первобытную тему. Выяснилось, что создатели фильма убили пять бизонов, которых охотники по сюжету сбрасывают в пропасть. Альтернативной судьбой бизонов, принадлежавших частной ферме, была скотобойня, но PETA все равно осталась недовольна методами режиссера и продюсеров, ведь по правилам животное нельзя убивать ради съемок, даже если его все равно убьют за воротами студии. «Альфа» уже собрала приличные сборы и хорошие отзывы критиков, однако последствия инцидента могут сказаться на кинопроизводстве в будущем.

      AHA приходится, очевидно, считаться с более влиятельными международными зоозащитниками, которые уверены: American Humane слишком давно в бизнесе, и с нею уже можно договориться. Сама организация отвечает, что иные фильмы используют ее фирменный титр незаконно. Среди присвоивших знак «Ни одно животное не пострадало» картин, например, «Район № 9» и «Король говорит!».

      Но, похоже, никакие методы и правила не исключают полностью элементы насилия на съемках с животными, если исходить из современного, расширенного понимания слова «насилие». Возможно, дело идет к тому, что никаких реальных зверей перед камерой не будет.

      Выход, разумеется, в анимации. Одно дело казненная слониха Топси, другое — летающий слоненок Дамбо. Пока режиссеры игрового кино пристреливали загнанных лошадей, режиссеры-мультипликаторы делали зверей в той или иной степени антропоморфными. В 1920—1930-х по обе стороны океана мышата, котята, телята и прочие зверята надели штанишки и улыбки, а главное, заговорили и запели человеческими голосами. Дикое становилось если не одомашненным, то игрушечным, и вот уже в 1970-е мирный поролоновый крокодил Гена работает крокодилом в зоопарке, а Удав из «38 попугаев» используется в качестве скакалки.

      А современная компьютерная графика позволила героям-животным обрести буквально человеческую мимику и выполнять любые трюки. При этом сперва свелись к минимуму элементы дрессуры, а потом из кадра исчезли и сами реальные животные, замененные идентичными цифровыми копиями (как в новом «Короле Льве»). Фильмы превращаются в мультфильмы, что иногда служит и поводом для злой иронии, как в «Голосах» Маржан Сатрапи. Серийный убийца (Райан Рейнольдс) живет в ярком шизофреническом мире, где беседует со своими котом и псом. Пес, конечно, отвечает за слабый голос разума, а Мистер Вискерс подстрекает Рейнольдса убивать.

      Когда полиция взламывает заваленное расчлененкой жилище маньяка, настоящие, а не компьютерные собака с котом в ужасе бегут прочь из кровавых декораций.

    admin

    Наверх