Железные путы для лошадей

сбруя лошади — м?рн? зи, м?рн? тонг :

сбруя для верховой езды — эм?л хазар
седельная сбруя — ол?-татур

Хазар — узда:
ам?а, ууд — удила
ам?авч хазарин ам?а — удила узды
хазарин ам?а — удила узды
ам?ан т??лг — металлическое кольцо узды
сур — сыромятный ремень
халхин сур — ремень идущий вдоль щек
хо?шавч; хамрин сур — нахрапник, намордник, ремень над носом
са?навч; ма?нан сур — ремень на лбу
ги?гвч; ги?гин сур — надзатылочный ремень
ханчрин сур — ремень затягивающийся на нижней челюсти
хазарин ?ола — поводья узды
ногт — недоуздок

Эм?л — седло:
седло общ. хом; эм?л; эм?л?н (детское) устар. эрв?л?н (детское)
седельная подушка — к?вцг
седельная подушка из юфти — булhар к?вцг
бляха у седельной подушки — баавр эм?лин хавсна чимг, кеер?л
седельная лука — эм?лин б??рг
чересседельный ремень — те?н?рин сур
ремень для крепления — уд?рин сур
передняя, задняя лука — ?мнк, ардк б??рг
торока, ременные шнуры — эм?лин hанзh
металлическое кольцо для тороков — ?анз?ин т??лг
ремень для стремени — д?р?н сур, д?р?н татур
подпруга — ол?
кожаная подпруга — сур ол?
задняя подпруга — татур
застежка на конце подпруги — ?орьк; ??рг
ремень для стремени — д?р?н сур
стремя — д?р?
ушко стремени — шин?
чеканка на стремени — д?р?н сиил?р
рёбра верхового седла — арчаг
два боковых ребра седла — эм?лин хавсн
ленчик седла, к которому привязывают торока — эм?лин хавсн; хавча
деревянный остов седла — эм?лин модн
остов седла — я?hрцг (без покрытия)
передняя сторона луки седла — эм?лин ?мн н?р
потник — тохм, хом, делтр
подпотник(войлок, к-рый кладётся на спину коня под подседельник) — делтр
чепрак у седла (Чепра?к— суконная, ковровая, меховая подстилка под конское седло, сверх потника. Пристёгнутый к задней луке седла, под торока, кожаный лоскут.) — эм?лин кег?м; ?овун

различные виды кнутов, плетей, бичей:

маля — плеть; нагайка (из плетёных полосок ремня)
малян альх — ремень (соединяющий плеть нагайки с рукояткой)

?рстин хар товрцг маля — чёрная плеть с гранями
б?р?hин ш?дн маля плеть — грубого плетения
г?рмр маля — плетёная плеть
к??рсн ишт? маля — плеть нагайка с ясеневой рукоятью
маля hартан б?рх — держать плеть в руках
маля даахарн hарх- идти всем от мала до велика
маля ишлх — прикрепить рукоять к плети (нагайке)
маля хуhслад б?рх — держать плеть нагайку , загнув её к рукояти
маля цокх з? уга — яблоку негде упасть

ташмг — бич
шилв?р — кнут; бич
шилв?р тачкнулх — щёлкать кнутом, шавдмhа шилв?р — хлёсткий кнут

аратньг — кнут; бич
?крчин аратньг шав??н?д ? hарад йовна слышно щёлканье бича пастуха

различные виды пут, треног, для спутывания коня:

туша — путы (на передние ноги лошади)
деесн туша — путы из плетёной верёвки
сурар туша кех — делать путы из ремня
?р?лд? — путы на одну сторону, ?р?лд?т? м?рн — спутанная с левой стороны лошадь

Ч?др — путы, тренога, на 3 ноги лошади, 2 передние и задняя
распутывать треногу ч?др т??лх (у лошади)
сур ч?др — ремённая тренога
т?мр ч?др — железные путы
м?рн? т?мр ч?др х??кнсн дун со?сгдв — послышался звон железных пут на ногах лошади

кил (устар) — коновязь
цо?дг- кол, столб, для привязывания лошадей
шо?х — жердь, столб, для привязывания лошадей
с??рг — кольцо (для привязывания лошадей)
с??х — выдерживать коня в стойле, туго привязывать поводья к седельной луке
?р ц??тл м?р с??х — ставить коня на выстойку до рассвета
архлата м?рн — привязанная к колу лошадь
без седла — з??д?
без седла — эм?лго
везти невесту впереди себя на седле — к??к д??рх
везущий впереди себя на седле — д??рсн
верблюжье седло — атавч
говорят, не всякое дерево годится для седла — модн болhн эм?л болдго гиh?д келдг
ехать без седла — з??д?г?р йовх
закидывать за луку седла — б??рглх (напр. повод)
закрепить перемётную сумку тороками к седлу — дааль?гиг эм?лин hанзhар батлх
иди, не снимая седла, не ослабляя повода! — эм?л?н авл уга, ?олаhан сулдхл уга йов! (пожелание: идти, не сворачивая, по избранному пути и с достоинством нести своё доброе имя)
конское седло — м?рн? эм?л
накладывать седло — тохх (напр. на спину лошади)
не слезая с седла — эм?л?с буулго
он ускакал, туго натянув подпругу седла — эм?линнь татуринь ча?hаhад, г??лг?д йов? одв
перекидывать что-л. позади себя поперёк седла — б?гтрх (так, чтобы перекинутое свисало по обе стороны лошади)
повод узды закинуть на луку седла — хазарин ?ола эм?лин б??ргт ?лгх
приторачивать к седлу одинаково с обеих сторон — б?гтрх
приторачивать тороками седла перекидную кожаную суму — эм?лин hанзhас дааль? hанзhлх
седло в изголовье — эм?л?р дер кех
снимать с лошади седло — м?рн?с эм?л авх
снимать седло с лошади — м?рн? эм?л авх
стаскивать с седла — эм?л?с то?hа татх
удобное седло — эвт? — довта эм?л
подкладывать потник под вьюк — хомнх
положить потник на спину коня — м?рн деер тохм т?вх
расстилать потник — делтр делгх
вернуться, успешно завершив дело (букв. золотой повод повернув, приехать) — алтн ?ола эрг?л? ирх
править конём — м?рн? ?ола б?рх
укоротить повод лошади — м?рн? ?ола боhчх
невыдержанный человек — ооср — ?ола уга к?н
неудержимый человек — ооср — ?ола уга к?н
повод узды закинуть на луку седла — хазарин ?ола эм?лин б??ргт ?лгх
надеть подхвостник — худрh з??х
продеть подхвостник — худрhлх
вдевать ногу в стремя — д?р? д?р?лх
вдеть ногу в стремя — д?р? д?р?лх
волочиться, зацепившись ногой за стремя — д?р?д чир?лх
ехать стремя в стремя — д?р? ниилх (бок о бок)
имеющий стремя — д?р?т?
левое стремя — з?в талын д?р? (букв. стремя с левой стороны)
сидеть на коне, приподнявшись в стременах и наклонившись вперёд — м?рн деер ?вк?h?д суух
со стременем — д?р?т? (о седле)
дружить — hанзh ниил?лх
действовать единодушно (букв. соединять торока) — hанзh ниил?лх
единодушно участвовать в (чём-л.) — hанзh ниилх
несчастливый человек (букв. человек, не имеющий тороков) — hанзh уга к?н
ремённая тренога — сур ч?др
ремень бича — ташмгин сур

перевязи ременные, веревочные, иногда железные, надеваемые лошадям на бабки передних ног на время пастьбы, особ. ночью. От П. следует отказаться (часто повреждают ноги, мешают пастьбе), вводя хороший надзор за пасущимися животными.

Сельскохозяйственный словарь-справочник. — Москва — Ленинград : Государстенное издательство колхозной и совхозной литературы «Сельхозгиз» . Главный редактор: А. И. Гайстер . 1934 .

Смотреть что такое «ПУТЫ» в других словарях:

путы — См. оковы, сети налагать путы. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. путы оковы, сети; веревка, сеть, узы, рабство, ремень, путо Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

ПУТЫ — ПУТЫ, пут, ед. (обл.) путо, пута, ср. 1. Веревки, ремни, кандалы, которыми опутывают, связывают руки и ноги с целью лишения свободы. 2. Перевязь (ременная, веревочная, цепь), которою связывают передние ноги лошади, чтобы она далеко не ушла во… … Толковый словарь Ушакова

ПУТЫ — ПУТЫ, пут, путам. 1. Верёвка или ремень, к рыми стягивают ноги животного, чтобы ограничить свободу передвижения. 2. Верёвка, ремни, стягивающие тело пленника, узника (устар.). П. на руках и ногах. 3. перен. То, что сковывает, порабощает, лишает… … Толковый словарь Ожегова

ПУТЫ — веревка, к рой связывают (путают) бабки передних ног л. Используют П. гл. обр. при выпасе рабочих л. на неогороженном пастбище, особенно ночью, чтобы помешать им далеко уйти. Разнообраз. конструкции металлических П. предназначались для борьбы с … Справочник по коневодству

путы — Общеслав. Форма мн. ч. к путо, суф. производному от той же основы (с перегласовкой о/е), что *peti (> пяти, см. распять), того же корня, что и др. прус. panto «путы», нем. spannen «сжимать» и т. д … Этимологический словарь русского языка

ПУТЫ. — Общесл. Является формой мн. ч. к путо, образованному от *penti (> пяти, см. распять). Имеет родственные слова в балт. и герм. яз. (ср. др. прусск. panto «путы», нем. spannen «натягивать, сжимать» и т. д.) … Этимологический словарь Ситникова

путы — ПУТЫ, пут, мн Приспособление в виде веревки или ремня, которыми стягивают ноги животного для ограничения свободы передвижения. Старик снял путы с передних ног жеребца … Толковый словарь русских существительных

Путы — мн. 1. Веревки, ремни и т.п., которыми связывают руки, ноги с целью лишить свободы. отт. перен. То, что стесняет, связывает, лишает свободы человека, общество. 2. Перевязь, цепь, которой стягивают ноги лошади, чтобы лишить ее свободы передвижений … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

путы — путы, пут, путам, путы, путами, путах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

Если кто знает,подскажите,как правильно лошади ноги спутать. Я уже почти 5 лет лет работаю с «тяжелыми» лошадьми:взрослыми,норовистыми,незаезжеными взрослыми жеребцами,но молодая кобылка,что купила для себя,превосходит их всех.Рвет любую привязь,ее не останавливают ограды,а вот путать еще никого не приходилось. Помогите,Люди Добрые,замучались уже ловить ее:((

Толстую мягкую верёвку обвести вокруг ноги перекрутить концы несколько раз,что бы верёвка плотно обняла ногу(не туго) обвести вокруг другой ноги и завязать узлом ,который вы можете развязать,так что бы он не затягивался сам.Между ногами оставить длину перекрученной верёвки примерно на ширину груди. Путают пясти,некоторые путают бабки. Спутанные лошади будь здоров бегают кстати))))). Быстро понимают как прыгать. А одна наша вредятина умудрилась сигануть через полтора метра забор и удрать,со спутанными ногами.А вот как на три ноги путать ,я не знаю(((

Правильно лошадь вообще не путать. Вредит сухожилиям и не только. Не говоря о повреждении кожного покрова и потенциальном заносе инфекций. Не встречал еще лошади которая может порвать любую привязь. Когда лошадь на крепком недоуздке из сыромяти с лентой и со сварными кольцами, привязана на крепкий карабин с технической вертушкой «крючком», да на сварную цепь, на на хороший кол — ну что она может сделать? Да будь она тяжеловозом, она не сможет переносицей дать такое усилие чтоб что-то порвать. Ибо больно и неприятно. Главное никогда не привязывать за ошейник, это не собака и не коза. А если уже приучилась рвать с ошейником — одеть недоуздок и цепь укоротить, чтоб разогнаться не могла, иначе может себя травмировать, а потом понемногу удлинять.

Автор Vito , 9 июля, 2011

34 сообщения в этой теме

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Инстинкт сопротивления (стремления к свободе) свойственен многим животным: щенок старается сорвать лапами в первый раз надетый ошейник, кошка – избавиться от шлейки. И лошадь – отнюдь не исключение. И для защиты, и для бегства нужна свобода движений – лишенная этих возможностей лошадь чувствует себя беспомощной и начинает вырываться. В наихудшем случае она может впасть в панику, покалечиться сама, покалечить находящихся поблизости людей, а даже если этого не произойдет, ее психика испытает сильнейший стресс. Во избежание подобного, при фиксации лошади нужно строго соблюдать определеные правила безопасности, которые, в основном, сводятся к тому, что вы должны либо оставлять лошади хотя бы небольшую «свободу маневра» либо иметь возможность быстро ее освободить.

Фиксация лошади… Звучит немного настораживающе, не правда ли? Наводит на смутные ассоциации с зубоврачебным креслом и неумолимо приближающейся бормашиной. Но все не так страшно: зафиксировать лошадь – это вовсе не значит скрутить ее по рукам и… вернее, по всем четырем ногам, чтобы она и вздохнуть не могла. Зафиксировать – это всего лишь удержать в определенном месте или положении в течение необходимого времени, и делать это приходится практически ежедневно.
Не будем вдаваться в модные нынче рассуждения последователей Парелли о том, как удержать лошадь на месте словом или взглядом, а поговорим о классических, надежных и безопасных способах фиксации лошади, а также коснемся тех, которых лучше избегать, хотя они до сих пор иногда используются.
Способы фиксации лошади можно разделить на две основных группы: механические (лишающие лошадь возможности двигаться) и отвлекающие (в частности, болевые).

Механические способы

Самый мягкий и наиболее часто используемый способ фиксации лошади – развязки. Есть несколько вариантов крепления развязок: их может быть две, прикрепленных к противоположным стенам конюшни и снабженных, как правило, карабинами; может быть одна развязка с кольцом, через которое пропускается чумбур, который, в свою очередь, привязывается к кольцу на противоположной стороне прохода. Развязки фиксируют голову лошади, не давая ей двигаться вбок, идти вперед или пятиться.
При использовании развязок нужно учитывать две вещи. Во-первых, лошади необходимо оставлять хотя бы небольшую свободу маневра: развязки ни в коем случае не должны быть туго натянуты. Жесткая фиксация может спровоцировать у лошади приступ паники. И во-вторых, должна быть возможность мгновенно отпустить лошадь: если она испугается иного способа успокоить ее нет. Лучше всего для этого подходят карабины, конструкция которых позволяет расстегнуть их даже при сильном натяжении веревки: любые карабины с «крючком» и альпинистские карабины использовать НЕЛЬЗЯ, так как их можно расстегнуть только при ослабленной веревке, поэтому, если лошадь начнет рваться с привязи, вы ничего не сможете сделать. Другой способ – это всевозможные узлы, которые легко распускаются, если потянуть за свободный кончик. Развязка – не шнурки, как попало завязывать нельзя!
Для чего используются развязки? А для всего. Что бы вы ни делали с лошадью, лучше ее предварительно вывести из денника. Чистить, седлать, ковать, производить ветобработку нужно на развязке. Во-первых, в деннике вы не сможете надежно зафиксировать лошадь: даже привязанная чумбуром к решетке, она имеет возможность ходить, мотать головой и уворачиваться, используя всю длину чумбура – а всегда лучше не допустить сопротивления, чем разбираться с его последствиями. А во-вторых, денник – это «лошадиный дом» – там лошадь ест, спит, отдыхает, там она должна чувствовать себя максимально спокойно, расслабленно – короче говоря, в полной безопасности от любых посягательств.
Но что делать, если лошадь не хочет спокойно стоять на развязке и терпеть то, что с ней делают? В этом случае используются дополнительные способы фиксации. Например, подвязывание ног. В том случае, если лошадь бьет передними ногами (что в большей степени свойственно жеребцам) или не дает расчищать передние копыта, используют принудительную фиксацию передних ног. Существует два наиболее распространенных способа. Вокруг бабки завязывается корда, перекидывается через холку, как через блок, и натягивается, чтобы согнуть ногу. Чего нельзя делать: фиксировать веревку. В случае, если лошадь начинает нервничать, паниковать и сопротивляться, должна быть возможность мгновенно освободить подвязанную ногу. Другой способ принудительной фиксации ноги заключается в том, что на согнутое запястье надевают широкий мягкий ремень с пряжкой, застегивают, а между ремнем и задней поверхностью запястья просовывают прочную гладкую (чтобы избежать травм и царапин) деревянную палочку или трубку. В этом случае достаточно выдернуть палочку, чтобы ремень соскользнул и освободил ногу лошади.
При необходимости фиксации задних ног на лошадь надевают гурт и к верхнему кольцу его привязывают корду, которую крепят к хвосту и пропускают через кольцо, привязанное к бабке или просто через корду, завязанную вокруг бабки. Далее свободный конец корды, привязанной к гурту, натягивают, и нога сгибается. Удобнее, конечно, натягивать веревку через какой-нибудь блок, например, перекинуть ее через балку в конюшне. При упрощенном способе веревка просто крепко привязывается к хвосту и пропускается через кольцо на бабке.
При всех случаях крепления корды или кольца к бабке лошади лучше подложить что-то мягкое – забинтовать ногу, подложить ватник, чтобы избежать травм.
Еще один способ механической фиксации лошади – станок. Он состоит из четырех столбов или металлических труб, укрепленных в земле или полу, высотой примерно до середины груди лошади. Поверху их соединяют две боковины, спереди и сзади находятся две прочных закладки, задвигающиеся в скобы или укрепленные на шарнирах. Закрыв переднюю закладку, лошадь заводят в станок и закрывают сзади. После окончания необходимых манипуляций с лошадью, открывают переднюю закладку и выводят коня (станок узкий, развернуть в нем лошадь, конечно, невозможно). На передних концах боковин часто закрепляют кольца для привязывания лошади. В ветеринарной практике используются различные модели разборных металлических станков.

Отвлекающие способы

Помимо механических, существуют отвлекающие (болевые) способы фиксации лошади. Самый распространенный – наложение закрутки на верхнюю губу лошади. Закрутка представляет собой палку-рукоятку, на одном конце которой находится петля из крепкой веревки или сыромятного ремня. Взяв губу лошади рукой, на запястье которой накинута петля закрутки, петлю передвигают на губу и закручивают палку до тех пор, пока веревочная петля не сдавит губу лошади. Лошадь может начать вскидывать голову, пятиться, вырываться – но сильно рвутся они достаточно редко и подавляющее большинство лошадей удержать вполне реально. Принцип действия закрутки основан на том, что, вызывая болевые ощущения, она отвлекает внимание лошади от тех манипуляций, которые с ней производят в этот момент. Также бытует мнение, что закрутка вызывает у лошади не только болевые ощущения: в губе находятся какие-то рецепторы, которые при раздражении провоцируют выработку эндорфинов – «гормонов удовольствия», но ни в какой академической литературе подтверждения этому не найдено.
Многие опытные спортсмены и коноводы рекомендуют вначале попробовать просто мягко тянуть и теребить ухо лошади: место это, как всем известно, весьма чувствительное, к своим ушам лошади относятся «нежно», так что манипуляции с ухом могут эффективно отвлечь внимание лошади и без болевых воздействий.
Следует еще отметить, что в ветеринарной практике используются также разнообразные по конструкции металлические зажимы, действующие по тому же принципу сдавливания: их проще стерилизовать после применения.
Может показаться, что закрутки – это плохо и жестоко, и пользоваться такими методами можно только в самом крайнем случае. Однако, стоит учитывать то, что при достаточно жесткой механической фиксации лошадь может впасть в панику. Для многих лошадей вынужденная неподвижность, потому что двигаться НЕПРИЯТНО, меньший стресс, чем вынужденная неподвижность, потому что двигаться НЕВОЗМОЖНО. В конечном итоге, закрутка может оказаться меньшим шоком для лошади, чем подвязывание ноги.
Следует коснуться еще одного, действительно варварского, способа фиксации лошади, который, к сожалению, еще иногда используется: а именно, различных удушающих петель. Душить лошадь НЕЛЬЗЯ. Даже если вам будут говорить, что «петля не затягивающаяся», что «в табунах ловят лошадей при помощи лассо» – не поддавайтесь, не слушайте таких советчиков!
Один из самых «экстремальных» способов фиксации лошади – повал. Сейчас этот способ используется крайне редко, так как необходимость повала в основном связана с серьезными операциями, для которых требуется общий наркоз. Существует и метод кастрации жеребцов с повалом, но применяется он в настоящее время не часто – большинство ветеринаров предпочитает кастрировать жеребцов в стоячем положении, чтобы максимально избежать попадания грязи на раневую поверхность. В операционных существует специальный стол для фиксации лошади: его крышка поворачивается на девяносто градусов в вертикальное положение, к ней подводят лошадь, пристегивают широкими мягкими ремнями и аккуратно возвращают стол в горизонтальное положение. Есть несколько способов повала лошади и в «домашних условиях», но…
Все, приведенные выше, способы фиксации лошадей можно при необходимости применять самостоятельно. Что касается такой вещи, как повал – лучше не экспериментировать, даже имея перед глазами картинки и инструкции. Все равно вы не будете сами операцию делать, верно? Вот и процессом подготовки (повалом) пускай руководит опытный ветеринар.
Существует еще один достаточно надежный способ фиксации, лишающий лошадь желания и возможности сопротивляться – это инъекции седативных препаратов. Но этот способ тоже стоит оставить ветеринарам: подбирать препарат, дозы и необходимое сочетание седативного средства с противоаллергическими или поддерживающими сердце препаратами должен профессионал.

Фиксация на выпасе

Хотелось бы напоследок коснуться фиксации лошади на выпасе: пут и привязей. Ведь нередки случаи, когда владельцы забирают своих лошадей летом на дачу – ближе к свежему воздуху, траве и речке… Но нельзя забывать: что является нормой для деревенской лошадки, может оказаться настоящим стрессом для спортивного коня. Так что к путам и привязям надо подходить осторожно. Не знавшая пут, впервые стреноженная спортивная лошадь может начать биться, упасть, а подойти к ней и расстегнуть путы – проблема… С привязью тоже надо быть осторожным – вы не можете точно знать, как поведет себя лошадь, запутавшись в веревке. Лучше всего – «пастись» вместе с ней, держа корду или чумбур в руках, как бы ни хотелось вам, чтобы лошадка проводила на пастбище больше времени, а не стояла в деннике. Сперва стоит проверить, как поведет себя привязанный конь. В любом случае, веревка не должна быть настолько длинной, чтобы лошадь могла в нее как следует «замотаться», и должна иметь «слабое звено», чтобы при действительно сильном рывке она могла развязаться или порваться. Лучше лошадь сорвется с привязи, чем начнет в панике биться, если веревка натянется, захлестнув ей ноги.
На этом, пожалуй, можно завершить разговор о самых распространенных методах фиксации лошади и о ситуациях, когда фиксация оказывается необходимой, хотя многих моментов мы не коснулись: например, фиксации кобыл при случке. Но рассказать обо всем в одной статье просто невозможно…

Глава из диссертации И.М.Андрониковой

Полукочевой образ жизни цыган в прошлом и занятие барышничеством определяли способы и средства их передвижения.
Лошадь — основа существования русских цыган, суть их бытия, вокруг нее сконцентрирован весь материальный быт, влияющий на мировоззрение. «Человек в беду введет, а конь выведет» (Мануш дэ бида чувэла, а грай вилыджала), «Не тяни человеческую голову, а тяни лошадиную» (На тырдэ манушэскиро шэро, а тырдэ грэскиро) — таковы наиболее популярные пословицы, отражающие их жизненную философию.
Конь воспет в цыганском фольклоре с таким восхищением, как любимые герои и боги в эпических сказаниях разных народов. «Эти черные и сивые, сивые — они от бога счастливые!» (Яда сыва, сыва е калэ, ёнэ дэвлэстыр бахталэ!) — вот довольно распространенный рефрен во многих песнях, которые показывают, что цыгане свое счастье воспринимали в полной зависимости от лошадей: есть кони — будет и барыш.
Невзирая на то, что кочевали цыгане довольно большими таборами, иногда до двадцати шатров, каждый хозяин сам пас и сам ухаживал за своими конями. Цыган, у которого постоянно было три-четыре лошади, считался богатым. Не приходилось слышать, что их было больше семи-восьми у одного владельца. (Исключение из общей массы составляли предприниматели конного дела, осевшие в городах и уже слившиеся в классовом отношении с русской торгово-купеческой прослойкой. Они были оторваны от кочевого быта и представляли собой чрезвычайно незначительное меньшинство.) В таборе никогда не было общего пастуха, пасти не своих лошадей, ухаживать за ними считалось позором. Только в особом случае можно было попросить о таком одолжении.
На ночь кони оставались без присмотра. Их спутывали и пускали в поле. Если хозяин был заботливый, он вставал несколько раз в ночь смотреть свою лошадь. особо дорогих коней привязывали вблизи палатки к дереву.
Путы применялись двух видов: железные путы — саструны` пэ`нта и путы из веревок — шэлэ`скири пэ`нта. Они ничем не отличались от тех, что употреблялись в русской деревне. Железные путы запирались на замок с тем, чтобы его было трудно открыть или сбить. Особенно старались «запирать» хороших лошадей.
Конскую упряжь цыгане не делали, ее покупали и заказывали у русских мастеров. «У нас сбруя, да сбруя по заказу» (Ямэндэ сбруя, да сбруя по заказу) — поется в песне лошадников «Пантелей». Когда она портилась, — ремонтировали самостоятельно. Это занятие любят до сих пор. Упряжь целиком перешла из крестьянского быта почти со всеми русскими названиями: сбруя, шлея, чересседельник, седелка, вожжи, дуга — этих слов в цыганском языке нет. Остались лишь наименования трех предметов: хомут — ѓа`мо, седло — зэн и узда — швар, сова`ри. (Данные термины также не цыганского происхождения. В том числе на этом может быть основана гипотеза существования цыган на более ранних ступенях их этнической истории как оседлого народа. Тем более, что во всех диалектах цыган отсутствуют слова для обозначения элементов кочевого жилища и относительно развита оседлая ремесленническая терминология.)
Единственный предмет лошадного обихода — кнут — чюпны` цыгане изготовляли сами. Чюпны — изделие сугубо цыганское, обычный русский кнут — это вовсе не чюпны. Цыганский кнут состоит из черемухового или вишневого древка — кнутовища — дэсто` и кожаного шитого кнутовья — собственно чюпны. Чтобы древко было гибкое и не ломалось, его заваривали кипятком сразу после того, как срежут, тогда оно должно покраснеть. Встречались кнутовища из бамбука, они особенно ценились и назывались «камышовые» — камыши`тко дэсто`. Особенно прочным считалось черемуховое древко — черемхи`тко дэсто`.
В «головку» дэсто, чтобы было удобно держать в руке, брали утолщение у корня. Туда для тяжести наливали олово или другой металл, потом оплетали все кнутовище ремешками, чтобы не разламывалось. Именно этими древками цыгане и дрались, а вовсе не хлестали друг друга плетками, как принято считать. «Отойди прочь с дороги, а то кнутовищем стебану!» (Джя криг дромэстыр, а то дэстэса стебану!) — поется в той же песне «Пантелей». Дэсто, особенно залитое металлом, было настолько мощным оружием, что могло в драке отбить или даже переломить деревянный кол.
Кнутовье шили из трех узких кожаных ремешков: «шитое кнутовье» (чюпны суды) — называют цыгане. В верхней части, у древка, прикреплялись кисти из кожи с металлическими цепочками. Кисти делались для того, чтобы «плотнее ложился, был нашибистей» — говорят в адрес коня, а иногда и жены. «Он меня бьет, кнута не снимает» (Ёв ман марла, чюпны на злэла) — такова «бродячая» фраза во многих народных песнях, относящихся к жанру женских песен-плачей.
Помимо того, что кнут был оружием в отношениях с людьми и орудием в лошадном деле, его ценили как вещь, гордились им, особенно, если хорошо был выделан. Кнуты иногда служили придачей в обмене коней.
Являясь весьма специфическим предметом материальной культуры, кнут в быту цыган представлял собой магический символ удачи и счастья. Полагалось, например, отцу, выдавая дочь замуж, одарить зятя: поднести ему чюпны с тем, чтобы совместная жизнь молодых была богатой и удачной. Женщине запрещалось дотрагиваться до кнута, так как она своим прикосновением могла «запачкать» счастье. Когда хозяин был дома, он ставил кнут в самое «чистое» место — в оглобли у передка телеги — древком на землю, кнутовьем вверх. Очень часто, если барышничество долгое время шло прибыльно, цыган приписывал это магической силе своего кнута.
В цыганской колыбельной песне есть такое пожелание сыну:
Ту сан явэса бахтало, Ты будешь счастливым,
Дром исы тыро явэла дрэ гиля, Дорога твоя будет в песнях,
Дром исы тыро В посвисте кнутов
Саро дэ чюпня. Будет дорога твоя.
Когда умирал цыган-барышник, то просил положить в гроб свой кнут. Иногда он передавал «удачу» вместе с кнутом сыну, брату или любимому родственнику: кнут был очень почетной частью наследства.
Кроме кнута некоторые локальные группы цыган брали с собой в путь большую палку, называемую кхи`я, ки`я. Эта своего рода «палица» не имела никакого символического смысла и применялась, по большей части, в драках. Клали ее на телегу сбоку так, чтобы удобно было схватить в любой момент для защиты. На Псковщине в окрестностях Дубков и Острова в начале ХХ века была известна большая патронимическая группа, которая получила среди цыган прозвище «Дубковские киевники», сами себя они называли по имени знаменитого предка Парно — Парнэнгирэ. Прозвали их именно из-за пристрастия к решению дел путем кия, в частности, на конском торгу в городе острове, где, как рассказывают, «киевники брали верх» над другими лошадниками-цыганами, изгоняя конкурентов с помощью кия.
Русские цыгане кузнечного ремесла не знали, своих коней старались сами не подковывать, боясь их испортить, и водили к кузнецам-профессионалам. Редко кто среди цыган сам умел подковать лошадь. Как ни странно, но не знакомы были также с коновальским делом и выкладывать жеребцов приглашали «ученых людей» — так называли коновалов.
Летом, как правило, держали большее количество лошадей, которые кормились почти бесплатно — обычно травой на пастбищах, с которых не гнали, в лугах и лесах. Зимой приходилось корм покупать, так как цыгане сами не косили и не запасали сено. Была распространена манера, проезжая какую-нибудь деревню, выпрашивать у крестьян сено «на кнуток». Лошадей к зиме старались оставить не больше двух-трех, остальных продавали.
Основной способ перевозки имущества при перекочевках — на телеге, она была с бортами или без бортов. Правда, в песнях воспеваются шарабаны с фонарями, пролетки серебряные, коляски обитые червонцами, но эти объекты целиком принадлежат фольклору, наравне с золотыми самоварами и серебряными ведрами, из которых «знатные» цыгане поили коней.
Телег сами не делали, их покупали или выменивали и брали в качестве придачи. Наиболее богатые имели линейку, в нее садилась молодежь, или сами хозяева. Телегу в этом случае держали только для «прибора». Прибо`ро — имущество, упакованное и в соответствии с регламентом уложенное на телеге. «Разобрать (сложить) прибор» — тэ роскэдэс (тэ укэдэс) приборо и «разобрать (уложить) телегу» — тэ роскэдэс (тэ укэдэс) урдэн — понятия, которые употреблялись наравне.
Необходимое имущество, которое цыгане возили с собой, таково:
1. Постель — чуибэ`н, в нее входили: перины — пэрны`цы, подушки — шэрандуня`, одеяла, простыни, подстилка — цэ`рга.
2. Посуда: самовар — пиибны`тко, стаканы — штэ`кла, поднос, сахарницы, ложки — роя`, ножи — чюрья`, вилки, горшки-чугуны-котлы — пирья`, миски-тарелки-чашки — чярэ`, ведра — вэ`дри, бидоны.
3. Чемоданы или сундуки — тыкнорья` для одежды и прочих вещей. У кого не было ни чемоданов, ни сундуков, складывали имущество в мешки — гонэ`.
4. В специально предназначенный ящик мужчины помещали инструмент: молоток — чёка`но, щипцы, подковы — пэта`лы, гвозди, топор — тэвэ`р. Сбрую и прочую запасную упряжь складывали в отдельный мешок.
5. Предметы женского обихода: люлька — ку`на, зеркало — гинда`ло, духовой утюг, нагреваемый углями, корыто. В последние годы кочевья появились в таборе швейные машинки.
Порядок укладывания прибора в телеге сводился к следующему. Вся посуда заворачивалась в тряпки и складывалась в самый низ со стороны оглобель. Сзади помещали сундуки или чемоданы. На посуду — мешки , тряпки, старую одежду так, чтобы выровнять уровень с чемоданами. Поверх шли перины. Топор и запасные части упряжи — дугу, вожжи, узду клали под перины спереди, чтобы удобно было извлечь в случае аварии. На перины сзади помещали подушки, зеркало и икону между ними, чтобы не разбились. Подушки заворачивали в полог, а поверх клали полотно шатры.
Нагруженный воз перетягивали пять раз: спереди, где перина, — три раза, сзади, где подушки, — два раза. Веревки, которыми перетягивается телега, называются ды`нгла. Под них сбоку телеги продевали шошки, которые торчали позади. Место самовара было сзади на подушках, сюда же убирали столик. Люльку укладывали на посуду под перины, а если она была из корзинки, то привязывали сзади за подушками.
При таком размещении предметов на телеге получалось углубление в виде кресла, которое образовывалось между перинами и подушками. Сюда на перину сажали детей, и они облокачивались на подушки. Детей не привязывали, те, что постарше, придерживали младших, чтобы не вывалились.
Когда прибор небольшой — на воз садилась вся семья, женщина с грудным ребенком впереди, рядом с мужем. Если груза было много, — мужчина шел наравне с передком телеги, управляя лошадью, жена и дети постарше — за телегой. Также хозяин не ехал, а шел пешком, если была плохая дорога: он должен был придерживать воз рукой, чтобы тот не перевернулся. Молодоженам по причине их «нечистоты» полагалось идти сзади и на телегу не садиться.
Таким образом, пешие передвижения занимали довольно большое место в быту цыган, особенно цыганских женщин, которые отличались особой выносливостью в ходьбе. Цыганка должна была покинуть шатер чуть свет с тем, чтобы успеть в деревню к моменту, когда там доят коров и топят печь. Деревни почти всегда были не близко от стоянки, кроме того, приходилось иногда обойти не одну деревню прежде, чем удастся собрать еду для семьи.
Снаряжением цыганки для переноски припасов служила знаменитая торба, по-цыгански гонорэ`, т.е. «мешочки». Она действительно состояла из трех небольших мешков, которые скреплялись сверху все вместе. Два забрасывались за спину, один висел спереди через плечо. Пустую торбу цыганка всегда держала при себе, обычно в фартуке, концы которого завязывались сзади. Назначение мешков в торбе такое: один мешок для картофеля, второй для хлеба, третий для мяса. Когда торба наполнялась, то свисала немного ниже пояса. Кроме торбы цыганки брали с собой бидон для молока. Куриные яйца складывали за пазуху или в фартук. Крупу, если подали побольше, завязывали в тряпку и клали в фартук, если мало — фартук связывали узелком. Соль тоже завязывали в узелок внизу передника.
Для карт и денег шили кисе`то, т.е. карман. Его на тесемке привязывали под фартук. У русских цыган, в отличие от кэлдэрарей, передники не имели карманов. Иногда для карт и денег шили карман в юбке.
Русские цыгане выращивали в таборе свиней и для транспортировки поросят имелось специальное устройство, называемое хрепту`ко (от русского «хребтуг»). Делали его по типу цыганской люльки, также натягивали мешковину на раму, только продольные палки выступали впереди настолько, чтобы удобно было вложить их в телегу сзади и прикрепить. В углубление из провисающей ткани клали поросенка и накрывали тряпкой. «Так он и привыкал ездить, никуда не вываливался», — объясняют цыгане удобство и особую продуманность в назначении хребтуга. Это даже нашло отражение в песенном фольклоре, например, в такой гиперболе: «Хребтуг шелковый сзади» (Хрептуко пхаруно палал).
Надо сказать, что хребтуг использовали не только для поросят. Когда их не было, туда клали стол и низенькие скамеечки. Встречались хребтуги не только из мешковины, а сплетенные из веревок.
Взрослых свиней просто привязывали как и собак за телегой, и они тоже перекочевывали со всем табором. То, что свиньи совершали при этом довольно длительный пробег, никого не смущало: «От этого она только поест хорошо», — считали цыгане.
На стоянке, обмотав веревкой шею и переднюю ногу, свинью привязывали к дереву или вбитому в землю колышку так, чтобы ее было видно: обычно сбоку шатры, но ни в коем случае не перед палаткой. Смотреть за ней считалось необходимым, так как цыгане боялись, что она съест змею. Если такое случалось, то ее сразу убивали и выбрасывали — из-за того, что она «опоганена». Свиней специально не пасли и загонов для них не делали. Все время животное находилось под открытым небом.
Поросят цыгане не только покупали, но и брали в придачу. Приобретали поросенка в возрасте, когда ему уже не нужно молочное пойло и он ест все. Кормили травой и хлебом, собранным женщинами в качестве подаяния в деревнях. Летом поросят откармливали и старались не резать. Забивали уже на постое, обычно, осенью. Зимой не держали в том случае, если постой был временным и приходилось часто менять места.
Ни гусей, ни кур… кочевые цыгане не держали. свои коровы были, пасли их, как правило, дети, притом, также, как и коней: каждая семья смотрела за своим скотом самостоятельно. Необходимость кормить скот на пастбищах играла большую роль в выборе места для стоянки.
Стоянку выбирали мужчины, старались расположить табор поближе к деревне. В последние годы кочевья это было вызвано прежде всего тем, что барышничество как профессия прекратило свое существование, а в деревне цыгане находили работу на лошади.
Место стоянки должно быть сухим — на пригорке и недалеко от воды. Палатки размещались вразбивку и без соблюдения какого-либо традиционного порядка. Выполнялось только одно условие: ни одна шатра не должна «смотреть в спину» другой, т.е. чтобы заднее полотно одной палатки не оказалось против входа в другую. Почетные места при установке палаток не различались: каждая семья располагалась там, где больше нравилось. Цыгане любили, чтобы в центре стойбища оказался луг, а палатки по краям. На лугу по вечерам собиралась молодежь петь, плясать и играть в игры. Но не всегда рельеф местности позволял, чтобы площадка для сборищ была в центре.
Никаких обрядов в связи с возведением шатры на новой стоянке у цыган нет. Некоторые, остановив лошадь, просто говорили: «Пусть это место будет счастливым!» (Тэ авэл ада штэто бахтало!). Но подобное пожелание не считалось обязательным.
У цыган северной локальной группы — в Ленинградской и Псковской областях сохранился до последнего времени кочевания обряд, который совершали на первой стоянке после зимнего постоя. Когда приходили гости-цыгане в табор, где только что установлены палатки, они срывали ветки и хлопали по полотну шатры, восклицая при этом: «На счастье вам, на талан, на сивых коней! Сколько здесь листьев — столько вам денег!» (Пэ бахт тумэнгэ, пэ талано, пэ сывонэндэ грэндэ! Китик датэ листья, дакитик тэ авэн тумэндэ ловэ!). Сами же хозяева не принимали в этом участия.
Ставить палатку — обязанность мужчины, женщина только разбирает прибор. Необходимое для установки шатры — полотно, шошки, топор — находится сверху, и, когда телега остановлена, хозяин снимает все это и строит палатку. Если женщина ушла в деревню, то он все равно не разбирает прибор, так как это — женское дело, лишь только сбросит перины на землю.
При сборе в дорогу на новое место мужчины запрягают лошадей и «разнимают шатру» (роскэдэна шатра), женщины укладывают телегу, перетянуть воз веревками (тэ дынглэс дынгла) также должен мужчина.
До революции передвижение таборов происходило быстрее, потому что цыгане занимались только барышничеством. После революции, особенно в послевоенное время, когда коней в деревне вытеснили машины и продавать лошадей стало некому, цыгане начали работать на своих конях, преимущественно по индивидуальному найму: пахать приусадебные участки, возить дрова и так далее. Закончив работу в одной деревне, -меняли место. Дольше двух недель не стояли, а обычно три дня. Рассказывают, что были случаи, когда не стояли и часу: только поставят палатки — окажется, что чей-то конь по недосмотру сделал потраву. Тогда даже не ночевали. Снова укладывали имущество на телеги и уезжали во избежание столкновений с крестьянами.
Меняя место, оставляли специальные знаки — следы, называемые шпэ`ры. Их делали для цыганок, задержавшихся в деревне, чтобы они нашли следующую стоянку. Шпэрой у русских цыган служили сломанные веточки. Их бросали вдоль дороги обломленным острием в направлении движения табора. Оставление знаков на дорогах, перекрестках, на покинутых становищах — типичная черта кочевого быта цыган. По-видимому когда-то цыганские племенные группы обменивались с помощью знаков довольно подробной информацией. В послевоенный период кочевания у русских цыган шпэра сохранилась лишь как «дорожный указатель», по которому можно найти путь в табор:
Гэём мэ вэшэса тёмнонэса, Шел я темным лесом,
Пере баро дроморо, Большой дорогой
Пере ромэнгири шпэрыца. По цыганским следам.
Гэём, сарэ ѓэра примардём, Шел, все ноги разбил,
Уса ромэн родыём… Все цыган искал…
(из песни Шунава гиля — «Слышу песни»).

Ответ на сканворд или кроссворд на вопрос: лошади

Мах 2) Шаг животного — обычно лошади — при беге

Цуг (от немецкого Zug — шествие), запряжка, в которой лошади идут гуськом или парами, одна за другой

Аспр На аверсе аспра изображался император верхом на лошади или спешившись, на реверсе — на лошади или спешившись св

Ауди Первым автомобилем новой компании была четырех дверная модель мощностью 28 лошадиных сил и оригинальным механизмом газораспределения

Жест Фоли: «Если на лошадь с номером 15 ставки делаются в соотношении 9 к 4, человек, осуществляющий связь (обычно в белых перчатках), передает сначала 10 (сжав обе руки на высоте груди), а затем 5 (дотронувшись до правого плеча правой же рукой), что означает номер лошади, а затем передает соотношение 9 к 4 (дотрагиваясь до макушки)»

Жиго (французское gigot — ляжка барана, круп лошади) — Жаркое из сочной, мягкой, хорошо упитанной задней части барашка или теленка, приготовленное одним крупным куском

Иеле Для защиты жилища нужно установить лошадиный череп на столб перед домом

Кнут Кнут — Стимул для лошади

Конь Эта связь наглядно выражена в образе кентавра: туловище человека — его сознание, а круп и ноги лошади — бессознательное

Мыло 2) Белая пена пота у разгоряченной лошади

Нино Когда Нино слегла с лихорадкой, Дулитл вывел вместо нее на арену старого циркового коня Беппо и, пользуясь способностью понимать лошадиный язык, сделал из него новую цирковую звезду

Овца В давние времена в Великобритании верили, что, если носить с собой маленькую Т-образную кость из овечьей головы, это защитит от всех напастей, а к хомуту лошади привязывали кусок овечьей шкуры для защиты от сглаза

Одёр Одёр — Старуха лошадиного рода

Осёл Животное семейства лошадиных, невысокого роста, с большой мордой и длинными ушами

Путо 3) Нижняя часть ноги лошади (между щеткой и копытом).

Путы 3) Перевязь, цепь, которой стягивают ноги лошади, чтобы лишить ее свободы передвижений

Сбой 4) Заминка в беге при переходе лошади на скачку

Трок — Широкий ремень, тесьма для укрепления седла, попоны на лошади как принадлежность конской упряжи; подпруга

Узда — 1) Надеваемые на голову лошади ремни с удилами и поводьями как часть конской сбруи

Шенс Шенс имел боковые разрезы для удобства езды верхом на лошади

Шлея — 1) Часть сбруи в виде ремня, идущего от хомута вокруг туловища лошади и скрепленного поперечными ремнями, идущими через спину

Аллюр — Темп, скорость, характер движения лошади (шаг, рысь, галоп, иноходь и тому подобное).

Арчак Передняя лука вырезана вместе с продолговатыми крыльцами, которые наглухо соединяются с развилинами задней луки и служат для укрепления на них двух подбрюшных ремней-подпруг и стременных ремней — спутлищ; развилины лук опираются на двух лавках — полицах, которые кладутся плашмя на спину лошади по сторонам хребта со специальными войлочными подкладками и потником

Борей Оборачиваясь конем, вступал в связь с кобылицами Эрихтония (древнего аттического царя), от которых родилось двенадцать жеребят, от одной из гарпий и эриний имел также лошадиное потомство

Бурак В Индии Бурак изображался с человеческим лицом, ослиными ушами, туловищем лошади, крыльями и хвостом павлина

Валёк 3) Толстая палка, к которой прикрепляются постромки пристяжной лошади

Ветер Борей мог обращаться в жеребца, а от брака с эринией и гарпией у него было лошадиное потомство

Возка — Поездка с грузом на автомашине, на лошади и тому подобное

Выезд — Лошади с экипажем, упряжью

Галоп Галоп — 1) Характер хода, бега лошади (средний между рысью и карьером), при котором лошадь идет вскачь; быстрый аллюр

Грива Грива — Зверская шевелюра; лошадиная шевелюра; львиная шевелюра; шевелюра гнедого; шевелюра каурки; шевелюра у царя зверей

Далан Жир из шейной части лошади (загривка), который в бурятской и калмыцкой кухне коптят, получая лакомое блюдо

Ездок — 1) Тот, кто едет на лошади (верхом, в повозке и тому подобное) 2) Тот, кто умеет ездить на лошади

Жокей 2) Артист цирка, исполняющий акробатические трюки на неоседланной лошади

Зарез 3) Складка на круто изогнутой шее лошади

Зверь Сатана традиционно преподносился с рогами и хвостом козла, носом стервятника, копытами лошади и крыльями летучей мыши

«Ланча» Автомашины оснащены двигателем серии Fire рабочим объемом 1,2 л мощностью 60 лошадиных сил с четырьмя клапанами на цилиндр или мотором современного семейства FIAT

Навис — Хвост и грива лошади

Намёт Намёт — Ход, аллюр лошади галопом (у казаков).

Орикс Орикс — Лошадиная антилопа

Пахви — (а также пахвы) Седельный ремень с кольцом, в которое продевается хвост лошади, чтобы седло не сползало ей на шею

Пегий — 1) Имеющий пятна другого цвета; разношерстный (о животном, обычно о лошади) 2) Имеющий неоднородную окраску; пестрый

Рорер Заболевают лошади 3—6 лет, редко другие животные

Сбруя 2) Совокупность предметов, предназначенных для запряжки или седлания лошади и других тягловых животных

Седло — 1) Упряжь для верховой езды в виде сиденья для всадника, укрепляемого на спине лошади, мула и тому подобное

Торба 2) Мешок с овсом, надеваемый на морду лошади

Удила — Прикрепляемое к ремням узды железо, состоящее из двух звеньев, вкладываемых в рот лошади при взнуздывании

Хвост Служит для передвижения (щетинкочелюстные, рыбы, хвостатые земноводные, пресмыкающиеся), хватания (некоторые муравьеды, обезьяны), опоры (кенгуру, тушканчик), защиты от насекомых (лошади, рогатый скот).

Хлыст Хлыст — Прут, как ускоритель бега лошади

Холка — 1) Часть шеи, смежная с хребтом (у лошади и некоторых других животных) 2) Волосы, грива, растущие на этом месте

Чёлка — 1) Прядь гривы лошади, падающая на лоб

«Шкода» Машина будет оснащена 4-цилиндровым бензиновым двигателем рабочим объемом 1 л и мощностью примерно 50 лошадиных сил, внутренняя отделка практически не изменится, а по размерам эта модель будет соответствовать прежней

Аллюры (французское allure, буквально — походка), виды движения лошади

Анитра Очаровав своими танцами и пением заглавного героя, она освобождает его от бремени денег и драгоценностей, а заодно и от лошади — и бросает одного посреди пустыни,

Апаоша В «Авесте» драматически рисуется борьба божества Тиштрйа, создателя и покровителя дождя (выступающего «в образе белого коня»), против Апаоши (выступающего «в образе чёрной лошади, лысой, с лысыми ушами, с лысой шеей, с лысым хвостом, тощей, безобразием пугающей»).

Арьбин Жир из брюшной полости лошади, употребляемый в бурятской кухне

Ботало — 1) Глухая погремушка, колокольчик из железного, медного листа или дерева, подвешивающиеся на шею пасущейся коровы или лошади

Бурдюк Бурдюк — мешок из цельной шкуры животного (козы, лошади) для хранения вина, кумыса и так далее

Возчик — Тот, кто перевозит грузы на лошади, на лошадях

Гиппус (hippus; греческое hippos лошадь, по ассоциации со скачками лошади) — приступообразное ритмическое сужение и расширение обоих зрачков длительностью в несколько секунд, не зависящее от внешних воздействий; симптом некоторых болезней центральной нервной системы

Грызло — Железная часть удил, вкладываемая в рот лошади поверх языка

Денник Денник — Стойло для верховой лошади

Звезда 2) Светлое пятно на лбу лошади, коровы и тому подобное

Кобыла — 1) Взрослая самка лошади

Конник Конник — Спортсмен, занимающийся конным спортом, а также вообще тот, кто едет верхом на лошади

Курбет — 1) Прыжок верховой лошади с поджатыми ногами; в конном цирке — положение лошади, вставшей на дыбы с согнутыми передними ногами

Лошадь • Лошадиная сила единица мощности (двигателя, машины, равная 736 ваттам).

Маклок — Выступающий вперед и в сторону бугор крыла подвздошной кости (обычно у лошади).

Мюррей В ходе сражения доктор получил пулевое ранение и наверняка попал в бы в руки свирепых гази, если бы не преданный и мужественный Мюррей, который перекинул его через спину лошади и под градом пуль доставил в расположение англичан

Нагнёт — Воспалительный процесс в области холки (у лошади и других вьючных и верховых животных), возникающий от плохо пригнанной сбруи или неправильной посадки при езде

Овация В этом случае победитель въезжал на Капитолий не в триумфальной колеснице, а верхом на лошади (или даже шёл пешком), увенчанный миртовым (а не лавровым) венком, без скипетра, сопровождаемый игрой на флейтах (вместо барабанного боя) Овация — Апофеоз аплодисментов

Парный б) Управляющий упряжкой в две лошади (о извозчике).

Подсед 2) Заболевание кожи под копытом лошади; мокрец

Попона Попона — Одеяло для лошади

Размёт — Недостаток строения тела у лошади или охотничьей собаки, заключающийся в том, что передние или задние конечности вывернуты, повернуты зацепами наружу

Секира Иногда на обухе находился крючок для стаскивания всадника с лошади

Скакун Скакун — 1) Быстро скачущий на лошади человек

Скачка Скачка — 1) Быстрый бег лошади

Стойло — 1) Отгороженное место для одной лошади в конюшне или для одной коровы в хлеву

Субару Машина оснащена 6-цилиндровым двигателем рабочим объемом 3,3 л и мощностью 220 лошадиных сил, четырьмя клапанами на цилиндр, двумя верхними распредвалами и электронной системой впрыска топлива

Супонь — Ремень для стягивания хомута при запряжке лошади

Тарпан (лошадь Гмелина) — вид дикой лошади, встречавшийся еще в середине XIX столетия в южнорусских степях

Упряжь Основная часть сбруи верховой лошади — седло

Чепрак 2) Суконная или ковровая подстилка под седло лошади

Эквина (variola equina; латинское equinus лошадиный; синоним оспа лошадей) — инфекционная болезнь лошадей, вызываемая вирусом, генетически близким к возбудителю натуральной оспы человека

Бегемот Голос похож на ржание лошади, или на хрюканье свиньи, или на мычание буйвола

Броский 3) Сопровождающийся бросками (о ходе лошади).

Всадник — 1) Тот, кто едет верхом на лошади; наездник

Выездка Выездка — 1) приучение лошади к работе в упряжи и под седлом

Груминг В качестве элемента полового поведения груминг имеет место и у ряда видов, живущих открытыми стадами непостоянного состава (некоторые полорогие и лошади) У птиц аналогичное поведение называется аллопринингом

Двуконь — Верхом на лошади, имея вторую в запасе

Заездка — Приучение молодой лошади к езде в упряжи или под седлом, предшествующее объездке

Заковка — Повреждение неороговевшей части копыта лошади при ковке

Засечка 2) Рана на ноге лошади, образующаяся от задевания на ходу одной ногой за другую

Иноходь — 1) Способ бега лошади, при котором она одновременно выносит вперед и опускает то обе правые, то обе левые ноги

Коновал Коновал — Лошадиный знахарь

Коногон — Погонщик лошади, везущей вагонетку в шахте при конной откатке угля

Лансада — Крутой и высокий прыжок лошади (в верховой езде) Лансада — Крутой и высокий прыжок верховой лошади

Наездка — Тренировка лошади для езды

Оглобля — Одна из двух жердей, укрепленных концами на передней оси экипажа и служащих для запряжки лошади

Паратый — 1) Сильный, быстрый в беге (о собаке, лошади) 2) Характерный для пород сильных собак, быстрых в беге

Побежка 2) Характер бега лошади, аллюр

Подвода Подвода — Груженая телега; Грузовая конная повозка; Грузовая повозка; Грузовая телега; Другое название грузовой телеги; Телега в роли грузовика; Транспорт на лошадиной тяге

Придурь 3) Упрямство, норов (обычно у лошади) Придурь — Каприз, причуда, бзик, заскок

Реприза В цирке — движение лошади одним и тем же аллюром; серия чередующихся трюков

Соколик — Употребляется как ласковое обращение к лошади

Степняк б) Название лошади степной породы

Траверс Траверс — Боковое движение лошади головой к стенке манежа

Тренога 2) Конские путы, которыми связывают передние ноги лошади с одной задней

Чичиков Равно как и Гоголю, Чичикову свойствен универсализм интересов, правда в сниженном, пародийном виде: «шла ли речь о лошадином заводе, он говорил и о лошадином заводе; говорили ли о хороших собаках, и здесь он сообщал очень дельные замечания Популярные запросы1Последние запросы
Слова по длине: А — ЕЖ — ЛМ — СТ — ЧШ — Я
Фильтры для словПоиск слов

admin

Наверх