Виды повозок для лошадей

Существуют повозки летние — колесные и зимние сани. Те и другие бывают грузовые, пассажирские и универсальные. Среди грузовых повозок различают средние — грузоподъемностю до 1,5 т и для больших грузов — грузоподъемностю свыше 1,5 т.
Обозы, составленные из повозок разных типов, по своему назначению делятся нa гражданские, военные, пожарные, санитарные и др.
По числу колес повозки бывают двухколесные и четырехколесные, но типу запряжки — одноконные, парные, троечные и многоконные (специального назначения, например для перевозки больших котлов, кабелей и т. п.); по мягкости хода различают повозки рессорные и без рессор, на деревянном и на железном ходу.
Всесоюзный комитет по стандартизации проводит работу по стандартизации повозок и их частей. Начиная с 1928 г., пересматриваются все существующие типы повозок, из них отбираются лучшие, удовлетворяющие требованиям потребителя, и утверждаются для производства.
Повозка должна удовлетворять следующим основным требованиям. Она должна быть: 1) легка на ходу; 2) достаточно прочна в соответствии с грузоподъемностью; 3) достаточно устойчива; 4) легко поворотлива; 5) иметь хорошую проходимость; 6) не в ущерб прочности иметь наименьший вес.
Качество повозки в значительной мере влияет на работоспособность лошади. По одной и той же дороге при одинаковом грузе повозки различных систем требуют различной величины тягового усилия для их передвижения.
При движении повозки возникают два вида трения: трение оси во втулках колес — трение скольжения и трение обода колеса о дорогу — трение качения. Величина трения оси во втулках колес зависит от формы оси; от материала, из которого изготовлены ось и втулка; от величины нагрузки; от рода смазки и способа ее применения (периодическая, непрерывная). Трение в начале движения больше, чем при установившемся движении.
Наиболее примитивными являются повозки на деревянном ходу. У этих повозок оси из твердых пород дерева — дуба, березы и т. п., ступицы колес также деревянные. В целях придания большей прочности осям и Ступицам колес и уменьшения величины трения их оковывают железными полосками.
В ступицах деревянного хода образуется наибольшее трение, примитивно сделанные оси не имеют правильной круглой формы, быстро изнашиваются, смазка плохо удерживается.
В дореволюционное время деревянный ход, зачастую неокованный, был уделом беднейшего и значительной части среднего крестьянства. Теперь в крупных социалистических хозяйствах — совхозах и колхозах, обладающих совершенными средствами производства, деревянный ход является редкостью.
Наши обозостроительные заводы изготовляют теперь повозки с точеными осями. Благодаря тщательной пригонке втулок, правильной трущейся поверхности, хорошо удерживается смазка, уменьшается коэффициент трепня.
Наиболее совершенными являются повозки с полупатентованными и патентованными концами осей.
Усовершенствование осей связано с применением шариковых подшипников. Шарикоподшипник у машин сокращает потери энергии от 0,06/0,003 до 0,06/0,001, т. е. в 20-60 раз по сравнению с обыкновенным подшипником.
Такое же преимущество, очевидно, имеют они и в повозках.
Колеса. Колеса являются одной из наиболее ответственных частей повозки. Они определяют прочность повозки и обусловливают легкость ее хода.
Колеса бывают цельноободовые и косяковые.
Толщина и ширина обода колес делается в соответствии с грузоподъемностью повозки.
Величина трения обода колес о дорогу зависит от характера дороги и от диаметра колеса. Колесо с меньшим диаметром при прохождении одного и того же расстояния сделает большее число оборотов, чем колесо с большим диаметром. Большее число оборотов вызовет большую величину трения во втулке.
По произведенным измерениям заднее колесо диаметром, равным 75 см, с совершенно гладкой поверхностью (доской) соприкасалось на протяжении 6 см; переднее же колесо диаметром 60 см — на протяжении 4,8 см. Следовательно, переднее колесо будет на 25% сильнее отзываться на все мелкие неровности дороги, что увеличит коэффициент трения.

— А —
АВТОКАЧКА *, — грузовой одноконный рессорный полок на пневмошинах и шарикоподшипниках. Грузоподьемность – 2,5т.

АМЕРИКАНКА *, — изобретенный в Америке старинный 2-х колесный экипаж с большими колёсами (радиусом около 1,5 метра) для ипподромных испытаний рысаков. Прежнее название качалки (см. качалка).

АРБА , — 2-х колесная одноконная безрессорная повозка. Среднеазиатская А. имеет большие колеса (диаметром 130 см), позволяющая легко переезжать арыки. У кавказкой А. решетчатые борта, монгольская А. главным образом без них.

БАЙГА — один из древнейших и популярнейших видов конных скачек у многих тюркских народов (алтайцев, башкир, казахов, киргизов, татар и узбеков).

БЕГОВЫЕ ДРОЖКИ *,- 4-колесный безрессорный облегченный экипаж, изобретение которого связывают с именем графа А.Г. Орлова –Чесменского. До конца 19 века служил для испытания рысистых л. с русской упряжью. В 1880 на русских ипподромах появились первые американки и качалки, которые постепенно вытеснили Б.д.

БЕГОВЫЕ ЭКИПАЖИ *, — тренировочные и призовые 2-х колесные экипажи на пневматических шинах, т.н. качалки и спец. сани.

БЕРЕЙТОР , — (от нем. Bereiter) — специалист по обучению лошадей и верховой езде; учитель, обучающий верховой езде, «объездчик» верховых лошадей, объезжающий лошадей, помощник дрессировщика лошадей в цирке. Подробнее >>>>>

БЕРЛИНА , — разновидность кареты.

БЕСТАРКА *, — кузов в виде ящика, позволяющий перевозить незатаренные сыпучие грузы (зерно, опилки, песок и т.п.). 2. Повозка с таким ящиком.

БИГА , — 2-х колесная боевая колесница в Древнем Риме.

БИДАРКА , (бедарка) — безрессорный 2-х колесный легкий экипаж, распространенный в южных областях европейской части России.

БРЕК *, — (англ. Break), англ. 4-колесный рессорный охотничий экипаж с козлами для кучера и 2 продол. скамейками для пассажиров.

БРИК *, — старинная тяжелая, крытая многоместная почтовая повозка.

БРИЧКА *, — легкий открытый экипаж (как рессорный, так и примитивный безрессорный), распространенный в прошлом в основном на юге и западе России.

— В —
ВАГА *,- барок, длинный поперечный брусок из крепких сортов дерева или металла, подвижно, реже неподвижно соединенный с передней частью повозки, с.-х. машины или орудия. Служит для прикрепления вальков и позволяет запрягать несколько л., тяговое усилие к-рых передается через вальки и В. на груз.

ВАЛЕК *, — в многокон. запряжках деревянный реже металлический брусок с зарубками или крючками на концах для прикрепления постромок. С В. тяговое усилие ж-ного передается через вагу повозке или с.-х. орудию.

ВЕСТЕРН (конный спорт) — Верховая езда в стиле вестерн. Принципы езды в стиле вестерн: баланс, контроль весом, терпение и мягкость — ключ к хорошо обученной и податливой лошади.

ВОЖЖИ , — длинные поводья, средство управления упряжной лошадью. Изготавливают из веревки, тесьмы, кожи. К кольцам удил пристегивают карабинами, барашками или пряжками. По конструкции различают одноконные и пароконные В., цельнокроеные или с наконечниками.

ВОЗОК , — крытые сани.

ВОЛЬТИЖИРОВКА — (от франц. voltiger — порхать, летать) — вид конного спорта, суть которого заключается в выполнении акробатических упражнений (в одиночку, парой и группой) на лошади, движущейся по кругу.

ВЫЕЗДКА — вид конного спорта, а также искусство управления лошадью; высшая школа верховой езды.

ГИГ , — легкая двуколка.

ГИППОДРОМ — у древних греков и римлян — место, специально предназначенное для проведения конных состязаний, гонок колесниц

ГУЖ , — петля на хомуте, который применяют в дуговой упряжи.

ГУЖЕВОЙ ТРАНСПОРТ , — перевозка пассажиров и грузов на повозках и в санях, запряженных лошадьми и др. упряжными животными.

— Д —

ДВУКОЛКА *, — одноконная, одноосная 2-х колесная рессорная повозка с кузовом для 2-х человек. Грузоподъемность ок. 180 кг. Имеет откидные подстановки на оглоблях для разгрузки спины лошади во время стоянки. Иногда оборудуют откидной вагой для пристяжной л.

ДЕРБИ — главный приз в скаковых и беговых испытаниях лошадей на ипподроме

ДЖИГИТ — наездник, отличающийся отвагою, выносливостью, искусством управлять конём и владеть оружием.

ДЖИГИТОВКА — скачка на лошади, во время которой ездок выполняет гимнастические и акробатические трюки, военно-прикладной вид конного спорта

ДИЛИЖАНС *, — многоместный 4-х колесный конный экипаж для перевозки пассажиров, их багажа, почты. До появления развитой железнодорожной сети, Д. совершали регулярные рейсы по опред. маршрутам между нас. пунктами.

ДОГ , — 2-х колесный, открытый экипаж.

ДОГ-КАРТ , — легкий одноосный или двуосный открытый экипаж с однолошадной или парной запряжкой для перевозки охотничьих собак.

ДОЛГУША (долгушка,) — 4-х колесный экипаж на длинных дрогах.

ДОРМЕЗ , — карета для сна в пути.

ДРАЙВИНГ — Соревнования конных упряжек

ДРОГА, — дрожина, продольный брус у летних повозок всех видов, соединяющий переднюю ось с задней. Определяет длину повозки. Д. бывает деревянная или железная, парная и одиночная, идущая посередине повозки.

ДРОГИ , — передок и задок повозки, связанные дрожинами (длинная телега) без кузова.

ДРОЖКИ *, — волочки, короткие дроги для езды в городе. Над их колесами для защиты от пыли и грязи устанавливали крылья.

ДУГА , — часть русской запряжки, скрепляющая хомут (с помощью гужей) с оглоблями и смягчающая воздействие на лошадь толчков повозки.

ДЫШЛО , — парокон, упряжное устройство, прочная жердь, соединенная с серединой передка повозки, экипажа. Запрягаемых лошадей ставят по обе стороны Д.

ИЗВОЗЧИК *, — кучер наемного экипажа: для перевозки пассажиров – легковой И., для транспортировки грузов – ломовой И. В прошлом И. Выполняли основную часть транспортных работ в городах и их окрестностях.

КАБРИОЛЕТ , — 2-х колесный экипаж без козел.

КАПЦУНГ — специальный манежный недоуздок для работы лошадей на корде. Он позволяет избежать травмирования чувствительного рта лошади. На переносье вставлена металлическая пластинка с тремя кольцами, к которым пристегивается корда.

КАРАКОЛЬ — маневр в верховой езде и, ранее, в военной тактике

КАРЕТА *, — (итал. carretta), большой закрытый комфортабельный экипаж с окнами, дверцами и ступеньками.

КАЧАЛКА , — легкая колесная тележка для тренинга и ипподромных испытаний рысаков, основной вид беговых экипажей, вытеснивший беговые дрожки.

КАТАФАЛК , — погребальная повозка.

КАЧАЛКА , — 2-х колесная легкая спортивная тележка.

КВАДРИГА , — 2-х колесная боевая колесница в Древнем Риме запряженная четверкой л.

КИБИТКА , — 1. Верх повозки на каркасе из выгнутых толстых прутьев. 2. Вся повозка или сани с описанным выше верхом.

КЕБ , (кэб) — 2-х колесный крытый экипаж.

КОЗЛЫ , — сиденье для кучера на санях или повозке.

КОЛЯСКА , — 4-х колесный комфортный экипаж.

КОЛЫМАГА *, — старин. карета.

КОЛЯСКА *, — комфортабельный рессорный экипаж для пассажиров с верхом над сиденьем.

КОННАЯ КОРРИДА — одна из разновидностей боя быков, проводимая в основном участниками верхом.

КОННОЕ ПОЛО — командный вид спорта с мячом, в котором участники играют верхом на лошадях,

КОННОЕ ТРОЕБОРЬЕ — Вид конного спорта, который состоит из манежной езды (первый день), полевых испытаний или кросса (второй день), преодоления препятствий или конкура (третий день).

КОНКА *, — старин. вид городского общественного транспорта в виде вагончика, который перевозят по рельсам упряжкой из двух лошадей и более. В нач. 20 века конка повсюду была заменена трамваем.

КОНКУР * , — (конные состязания) — соревнования по преодолению препятствий (от 6 до 18), проходящие на конкурном поле.

— Л —

ЛАНДО , (франц. Landau) – распространившийся в 19 в. 4-х колесный экипаж с мягкими рессорами, легким ходом и роскошной отделкой. Едущие в л. размещались на переднем и заднем сидениях лицом друг к другу. Поднятый верх превращал Л. из открытого в закрытый экипаж.

ЛАНДОЛЕТ , — облегченное ландо со складным тентом над задним сидением.

ЛИНЕЙКА — один из видов легковой конной повозки на четырёх человек. Линейки отличаются от других конных экипажей (тарантаса, пролётки) отсутствием кузова.

МАЖАРА , — большая телега.

МАЛЬПОСТ , — почтовая карета.

— Н —

НАГАВКИ (амуниция) — эта защитная «обувь» лошади, предотвращающая эксплуатационные травмы нижних частей конечности.

НАРТЫ , — легкие длинные сани (в них могут впрягать и собак и оленей).

НАШИЛЬНИК*, — часть пароконной упряжи, широкий ремень или цепь для соединения хомута (через нагрудник) с передним концом дышла.

НЕДОУЗДОК — это уздечка без удил, назначение которой содержание лошади на привязи. Относится к предметам конюшенного обихода и бывает из кожи, тесьмы.

— О —

ОБЛУЧОК *, первоначально гнутая жердь или доска, образующая края саней или телеги. На О. сидели боком, свесив вниз ноги. Впоследствии облучки стали называть козлы.

ОГЛОБЛИ *, — упряжное устройство в виде 2 прямых или изогнутых прочных жердей, соединенных с концами передней оси повозки или передком саней. Запрягаемую лошадь ставят между оглоблями.

ОМНИБУС*, — (от лат. Omnibus – для всех), многоместный кон. экипаж для регулярной перевозки пассажиров по определенным маршрутам в городах и между нас. пунктами. Широко использовался в 19 веке. (до появления автобусов), особенно в Англии и во Франции.

ПУТЛИЩЕ , — часть седла, ремень, на котором подвешено стремя.

ПОВОЗКА *, — транспортное средство для перевозки грузов и пассажиров на живой (конной) тяге. Разновидностью повозки являются экипажи и сани. Каждая повозка состоит из кузова и хода. Повозки бывают 2-х и 4-х колесные, различаются они размерами (длиной и шириной хода), подвижностью, большей или меньшей легкостью на ходу, гибкостью и устойчивостью, наличием или отсутствием рессор, вместимостью кузова, грузоподъемностью.

ПОДБРЮШНИК *, — часть конской упряжки для оглобельной запряжки в виде длинного ремня, к-рый вместе с чересседельником поддерживает оглобли в правил. положении и передает часть грузов на спину лошади.

ПОДПРУГА (амуниция) — широкий прочный ремень, предназначены для удерживания седла (у упряжных лошадей сёделки). Охватывает корпус лошади снизу и с обоих боков пристегивается к седлу. Бывают из кожи, тесьмы и прочих материалов. Некоторые виды седел имеют по 2-3 подпруги.

ПОДРЕЗ *, — железная полоса под полозом саней, повышающая его прочность и улучшающая скольжение.

ПОЛОЗНЫЙ ПРИБОР *, — приспособление для испытания л. тяжелоупряжных пород на тяговую выносливость и максимальную силу тяги. Имеет вид массивных саней с широкой прочной платформой, на которую кладут груз. Преимущество П.п. прибора в том, что при движении по ровной сухой грунтовой дороге он обеспечивает одинаковое сопротивление на всей дистанции.

ПОЛОК *, — 4-х колесная безрессорная грузовая повозка с кузовом в виде сплошной деревянной платформы. В прошлом значит. часть город. груз. транспорта состояла из одноконных П., на которых перевозили всевозможные товары в ящиках или др. таре, а также дрова, дом вещи и т.п.

ПОПОНА — это покрывало для лошади, которое предохраняет ее от простуды, мух (сеточные попоны). Делятся на зимние (изготавливаются из шерсти, флиса, синтепона и пр.) и летние (изготавливаются из хлопка, сетки и прочих легких материалов). Большие попоны имеют капор для дополнительного закрывания шеи

ПОСТРОМКИ *, — часть конской упряжи, пара прочных витых веревок или ремней, при помощи которых передается тягловое усилие л. с хомута на вальки. Используют П. в постромочно-дышловых и оглобельно-постромочных (бездуговых) запряжках.

ПРОЛЕТКА , — кон. 4-х колесный рессорный экипаж для быстрой езды в городе.

— Р —

РОЗВАЛЬНИ , — грузовые крестьян. Сани с низким, расширяющимся сзади кузовом.

РЫДВАН , — старинная карета. В более поздние времена ирон. назван. старомодного экипажа.

— С —

САЛАЗКИ , — маленькие санки.

САНИ , — повозка с полозьями вместо колес для перевозки седоков и грузов по зимним снеговым дорогам. Грузоподъемность одноконных грузовых саней до 1000 кг. Легковые сани с легким кузовом имеют сидения для кучера и 3-4 седоков. На ип-мах зимой используют легкие беговые сани, гл. образом для тренинга рысистых лошадей.

СЕДЛО — часть снаряжения для езды и перевозки грузов на спине животного

СБРУЯ , — см. упряж.

СТУПИЦА , — центр. часть колеса с гнездами для спиц по периметру и втулкой для насадки на ось.

СУПОНЬ , — узкий ремень, к-рым стягивают и скрепляют клещи хомута под шеей л.

— Т —

ТАВРИЧАНКА *, — повозка из разводного хода и деревянного кузова. Запрягают парой лошадей. Используют для перевозки различных грузов хоз. назначения, а в разведенном виде – досок, бревен и пр.

ТАНДЕМ *, — (англ.- tandem), парная упряжка, в к-рой л. запряжены одна за другой (цугом).

ТАРАНТАС *, — в начале 19 в. дорожная повозка на длинных зыбучих дорогах, впоследствии — 4-х колесная рессорная легковая повозка с открытым кузовом, оборудованным полумягкими схемными передними и задними сиденьями, поручнями, подножками и щитками. Одноконный тарантас рассчитан на двух пассажиров, в пароконном имеется третье место для пассажира рядом с кучером на первом сиденье.

ТАРАТАЙКА , — двуколка, легкий безрессорный 2-х колесный экипаж.

ТАЧАНКА , — легкий открытый экипаж, во время гражданской войны применялся для установки пулемета. Красной армией была разработана стандартная модель пулеметной тачанки, которая оставалась на вооружении кавалерии до сер. 1950 г.

ТЕЛЕГА , — 4-колесная одноконная (оглобельная) безрессорная повозка грузоподъемностью 500 — 750 кг. В разных районах страны используются различные конструкции.

— У —

УЗДЕЧКА (Узда)- головная часть сбруи лошадей.

УПРЯЖЬ, — сбруя , приспособление для передачи тягового усилия лошади на поводку (экипаж), с.-х. орудие или кон. привод. Подбирают и подгоняют её к каждой конкретной лошади, чтобы упряжь способствовала максимальному проявлению работоспособности ж-ного и не травмировала бы его тело.

— Ф —

ФАЭТОН , — легкий 4-х колесный рессорный экипаж с откидным верхом. Запрягают парой л. или четверкой цугом.

ФИАКР , — 4-х колесный наемный экипаж.

ФУРА , — 4-х колесная большая телега.

ФОРЕЙТОР *, — в старину помощник кучера при езде на многооконной упряжке цугом. Ехал верхом на передней л., управляя ею.

ХАКАМОРА — это вид железа (удил). Классическая хакамора представляет собой два кожаных ремешка, проходящих вокруг морды лошади. Один, переносный ремень, чаще всего обшит искусственным или натуральным мехом, а другой, подбородный ремень, чаще всего делается с цепочкой. По бокам морды ремешки соединены металлической пластинкой, к которой крепятся нащёчные ремни уздечки. От пластин вниз идут рычаги, к которым крепятся поводья.

ХОДБ — вид грузового конного транспорта. Ходб применялись для перевозки длинномерных грузов, главным образом лесных материалов.

ХОМУТ *, — часть конской упряжи, которая служит для передачи тягового усилия л. на повозку или с.-х. орудие. Х. Состоит из деревянных клещей, хомутины, хомутной подушки, покрышки, супони, гужей или мочек. Стандартные хомуты изготавливают 11 номеров, различающихся по длине и ширине.

-Ч-

ЧЕКА *, — часть повозки, метал. стержень, удерживающий колесо на оси. Вставляют вертикально в отверстие в оси за ступицей.

ЧЕРЕССЕДЕЛЬНИК *, — часть упряжи, длинный (210-260 см) ремень, проходящий через седелку и закрепленный обоими концами на оглоблях. Иногда изготавливают с равным по длине подбрюшником, проходящим вдоль подпруги. Ч. поддерживает в правил. положении оглобли, а с ними и хомут с дугой, передавая часть их массы, а также тягового усилия на спину л.

ЧУМБУР — это веревка, с помощью которой привязывают лошадь, когда она находится в недоуздке. Бывают тесьмяные, цепные или веревочные

— Ш —

ШАРАБАН , (фран. char a bancs)- легкий рессорный 4-х колесный экипаж с 2-мя сидениями, расположенными чаще всего вдоль кузова одно против другого.

ШКВОРЕНЬ , — метал. вертикал. стержень, вокруг к-рого поворачивается на ходу передок повозки.

ШПРУНТ — это обыкновенный повод большой длины, обычно до 3 метров. Поэтому редко бывает кожаным и в основном изготавливается в виде капронового, брезентового или другого синтетического ремня. Ремень, оконцовывается с двух сторон специальными застежками, позволяющими образовывать регулируемые по длине петли, сквозь которые пропускается подпруга седла. Сам шпрунт различными способами проводится от подпруги, сквозь оголовье к рукам всадника образуя скользящий рычаг (скользящий повод), усиливающий воздействие на лошадь, принудительно опускающее ее голову. Езда со шпрунтом на соревнованиях запрещена, но весьма полезна для некоторых лошадей в процессе тренировок.

— Э —

ЭКИПАЖ *, — (фран. equipage), общее название пассажирских повозок. Тяжелые кучерские экипажи (кареты, купе, коляски, ландо, различные омнибусы) имеют постоянный или раскладной верх и козлы для кучера. Перевозили их пароконные или многооконные упряжки. Легкие спортивные были главным образом открытые. Э. оборудуют тормозом, фонарями и зеркалом заднего вида.

*Использованы материалы Словаря справочника по коневодству и конному спорту, Росагропромиздат

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 12:02, курсовая работа

Описание

Из греческого языка «аутос» — «сам» и из латинского «мобилис» — «подвижный» в европейских языках сложилось прилагательное «самодвижущийся», буквально «авто-мобильный». Оно относилось к часам, куклам-автоматам, ко всяким механизмам, в общем, ко всему, что служило как бы дополнением, «продолжением», «усовершенствованием» человека.
Желание освободиться от физических усилий при перемещении чего-либо или облегчить их, располагать большей силой, быстротой, оставить за собой лишь управление работой владело мечтами людей.

Содержание

Введение 3
1 Конструкция повозки. Основные виды повозок 4
2 Конская упряжь и способы запряжки лошади 9
3 Использование лошадей в сельскохозяйственных лошадей к работе 11
4 Использование лошадей под вьюком 21
Заключение 23
Список использованной литературы 24

Работа состоит из 1 файл

Введение.docx

Конструкция повозки. Основные виды повозок

Конская упряжь и способы запряжки лошади

Использование лошадей в сельскохозяйственных лошадей к работе

Использование лошадей под вьюком

Список использованной литературы

Из греческого языка «аутос» — «сам» и из латинского «мобилис» — «подвижный» в европейских языках сложилось прилагательное «самодвижущийся», буквально «авто-мобильный». Оно относилось к часам, куклам-автоматам, ко всяким механизмам, в общем, ко всему, что служило как бы дополнением, «продолжением», «усовершенствованием» человека.

Желание освободиться от физических усилий при перемещении чего-либо или облегчить их, располагать большей силой, быстротой, оставить за собой лишь управление работой владело мечтами людей.

Что касается не сказочных, а реальных транспортных средств, то роль их двигателя сначала выполняли сами люди (катить легче, чем волочить или нести на себе), потом приспособили животных — волов, оленей, собак, больше всего лошадей. Применение силы домашних животных внесло особый штрих в идею транспорта: живое существо требовало ухода, заботы, вызывало привязанность человека. Хорошее отношение к лошадям распространилось и на неживую, техническую часть транспортного средства — повозку. Примечательно в связи с этим, что и конным, и — впоследствии — механическим экипажам присваивали собственные имена, восхваляющие их скорость, надежность и другие ходовые качества.

Появление многоместных конных повозок — омнибусов, дилижансов — внесло еще один штрих: возницу уподобляли капитану судна, весьма распространенного в старину, хотя и не сухопутного, средства транспорта. Обозначилась разница в отношении человека к конному транспорту личного пользования и выполняющему общественные или производственные функции.

В эпоху Возрождения были созданы и такие повозки, у которых живая движущая сила находилась на них самих, а передавали ее колесам и умножали рычаги и шестерни. В XVIII веке попробовали заменить в транспорте живую силу силой пара и применили к безрельсовым повозкам термин «автомобиль».

Надо сказать, что существовавшие до этого паровые повозки если и относят к «автомобилям», то лишь в соответствии с энциклопедическими определениями, звучащими так: «Экипаж для передвижения по обычным дорогам, приводимый в действие находящимся на нем двигателем» или «Машина для перевозки пассажиров и грузов по безрельсовым дорогам, приводится в движение установленным на ее раме двигателем внутреннего сгорания (обычно бензиновым, нефтяным или газовым), реже паровым или электрическим двигателем. »

Стремление людей увеличить скорость транспорта (конечно, и другие его показатели, но прежде всего скорость) ускоряло и смену событий в истории его развития. Сначала их разделяли столетия, потом десятки лет. Теперь уже каждый год знаменуется событием, а то и несколькими.

Развитие конструкции повозки

Все началось с колеса. Оно известно примерно с середины IV тысячелетия до н. э. (Месопотамия). До этого человек знал, кроме пешего хождения и хождения по морю, еще два вида передвижения — верховую езду и перемещение тяжестей на волокушах из шестов, веток или шкур. Возможно, что конструкцию колеса подсказали людям покатившийся моток шерсти, или веретено, но вернее всего — бревна-катки, с помощью которых перемещали каменные блоки пирамид и прочие тяжелые грузы. Но колесо, каким его иногда изображают, вряд ли отпиливали от бревна. Для этого потребовались бы инструменты, которых еще не существовало. Кроме того, даже отпилив диск, убедились бы в его непрочности, поскольку распил шел поперек волокон древесины. Все древнейшие колеса — составные, из двух-трех сегментов, соединенных планками. Позднее для облегчения колеса в сегментах стали делать вырезы или составляли диск в виде решетки из брусьев,

располагая их лучеобразно или крест-накрест. Так пришли к спицам, ступице (центральной части колеса) и ободу, либо также составному из брусьев, либо гнутому из дерева в распаренном состоянии.

Мощный, внушительный вид, массивность кузова колесниц оправданы функционально. Кузов должен был выдерживать езду без рессор и эластичных шин (много столетий пройдет до их изобретения), по грубым дорогам и без дорог, а при боевом использовании колесниц — служить броней. Нужная скорость колесниц, если ее ограничивала большая их масса, достигалась просто: добавляли в упряжку лошадей. Так, квадрига (с четырьмя конями) была весьма распространенной. Корпус, хоть и открытый сверху и сзади, получался достаточно жестким, чтобы воспринимать и тянущие усилия коней, и толкающие — от колес. Несущий кузов впоследствии то сдавал, то вновь завоевывал позиции: отдельная рама стала

необходимой с появлением ременной или цепной подвески осей у экипажей и опять не обязательной — с введением рессор. Она сохранилась до сих пор у грузовых автомобилей. Большая же часть легковых автомобилей и автобусов приобрела несущий кузов.

Диаметр колес составлял 1,5—2 м. Справедливо считали, что большой диаметр смягчает толчки колеса при переезде через дорожные неровности, оно не застревает в рытвинах и колеях.

С упадком Римской империи и распадом Европы на мелкие феодальные княжества развитие безрельсового транспорта затормозилось на целое тысячелетие. Долгий период упадка отмечен лишь одним важным усовершенствованием повозок — введением поворотной, на шкворне, передней оси.

Только в XV веке был сделан решающий шаг в развитии повозки: кузов, как люльку, подвесили к загнутым концам рамы. Растягиваясь и покачивая кузов, ремни смягчали толчки колес. Колымага превратилась в более удобный, хоть и укачивающий экипаж — карету. Число карет было невелико, они были достоянием лишь коронованных и титулованных особ.

В XVI—XVII веках появились кузова с кожаными боковинами тента, а затем с жесткой крышей и застекленные, однако с открытым облучком для кучера. Застекленную карету называли берлиной. Когда же сиденья, снабженные

спинками на шарнирах, превратились в складные постели, сами кареты получили название «дормезы» (от французского «дормир» — спать). Устройство постели было скорей необходимостью, чем роскошью, так как путешествие даже в 400—500 верст длилось в те времена неделями. Дотянуть до постоялого двора без сна мог только очень выносливый пассажир.

К концу XVII века относятся еще два усовершенствования — стальные рессоры вместо ремней и новый тип упряжи, при котором лошадь тянула повозку не шеей, а грудью. Хомут вдвое увеличивал, как теперь сказали бы, производительность «двигателя», вместо двух лошадей можно было запрягать одну.

Путешествие в тяжелых и высоких каретах было опасным. На поворотах они кренились, случалось, что и опрокидывались. На крутых спусках возница терял управление: лошади, подталкиваемые каретой, не слушались. Требовалось приспособление, при помощи которого можно замедлить или вовсе остановить движение. Так появились тормоза. Сначала они представляли собой всего лишь клинья: перед спуском их подкладывали под колеса. Карета сползала под гору «на тормозах». Позднее на карете появился рычаг с закрепленной на его конце кожаной подушкой. Нажимая на рычаг, возница с силой прижимал подушку к ободу колеса и замедлял этим его вращение.

Вот некоторые штрихи конструкции экипажей и методов их производства. Рама и кузов покоились на трех опорах: двух задних рессорах и поворотном шкворне. Для прохода поворотных колес передняя часть кузова — облучок — была поднята. Такое устройство не лишено недостатков: кузов на трех опорах неустойчив, высокий облучок неудобен, при поворотах лошадь затрачивает дополнительное усилие на перекатывание передних колес. На некоторых экипажах с парной упряжкой применяли предложенную в 1818 году каретником Георгом Лангеншпенглером из Мюнхена (Германия) «трапецию»: к раме подвешивали, как и сзади, неподвижную балку оси, а колеса крепили к ней на петлях вроде дверных. Левую и правую петли шарнирно соединяли тягой с поворотными рычагами, а также с дышлом. Когда лошади отклонялись вправо или влево, конец дышла передвигал тягу в противоположную сторону, а тяга поворачивала колеса. Тяга, балка и рычаги образовывали «трапецию». При таком устройстве экипаж имеет четыре опоры, облучок можно опустить, работа лошади облегчается, так как каждое колесо поворачивается почти на месте. «Трапеция» все же представлялась слишком сложной для экипажей, но оказалась вскоре необходимой автомобилю, у которого усилия на поворачивание колес затрачивает водитель, а не лошадь.

Колеса изготовляли с особой тщательностью: ведь они должны выдерживать удары неровных дорог. Спицы замыкали ободом, надевали на него разогретый в горне железный обруч — шину. Остывая, шина накрепко стягивала колесо.

Кузовам придавали округлость. Мастера-кузовщики выпиливали или гнули из дерева детали сложной формы, соединяли их в каркас. Каркас обшивали планками и кожей. Шорники размачивали кожу, натягивали ее на каркас, разглаживали складки специальными инструментами. Они же обивали сиденья и стенки кузова изнутри. Кузов отделывали, как изящную шкатулку. Обойщики и басонщики плели шелковые шнуры, кисти, поручни, багажные сетки, настилали ковры, кроили занавески. Краска и лак служили не только для красоты, они оберегали деревянные и металлические части экипажа от дождя, снега и солнца. На стенки накладывали несколько слоев грунтовки и шпаклевки, заравнивая малейшие впадины и выпуклости. Затем наносили 12—15 слоев краски и лака.

Каждый слой сушили, причем сушка длилась несколько дней. Затем шлифовали пемзой, а последний слой полировали до зеркального блеска. Ведь чем ровней поверхность защитного покрытия, тем оно прочнее, долговечнее, не задерживает на себе пыль, грязь и влагу. После лакировщиков за экипаж принимались живописцы и резчики. Они расписывали на дверцах гербы заказчиков, накладывали на кузов затейливые резные узоры, карнизы. На особо дорогих каретах кронштейны крыши делали литыми в виде змей или звериных голов, украшали гербами из меди, серебра и даже золота.

Повозка — транспортное средство, предназначенное для перемещения по твёрдой поверхности грузов или пассажиров с использованием силы мускулов животных или человека; движущее повозку живое существо располагается вне её.По области применения повозки делят на пассажирские и грузовые (ранее существовали также военные повозки), по наличию колёс — на колёсные и бесколёсные (волокуши, сани и т. п.). В свою очередь колёсные повозки могут быть одноосными, двуосными и многоосными. В некоторых случаях повозки снабжаются тормозами, как механическими, так и пневматическими, гидравлическими и т.п.

Грузоподъёмность повозки определяется допустимой нагрузкой на ось и может в гужевом транспорте доходить до 750 кг (для одноосных) и до двух тонн (для двухосных). Уникальным образцом безосной повозки была рама, на которой был перевезён «Гром-камень».

Карета — крытая повозка на рессорах.

Дормез — большая карета для дальних поездок со спальными местами.

Дилижанс — большая многоместная пассажирская или почтовая повозка, широко используемая в XIX веке.

Кибитка — повозка-жилище кочевых народов Азии.

Коляска — легкая маломестная повозка с открытым верхом.

Фаэтон — вариант коляски.

Ландо — коляска со складным верхом.

Купе — двухместная пассажирская повозка.

Кабриолет — лёгкая одноосная пассажирская повозка со складывающейся крышей.

Бричка — лёгкая полукрытая повозка.

Дрожки — лёгкая четырёхколесная открытая повозка для коротких поездок.

    • Беговые дрожки (бегунки) — лёгкая двухместная повозка.
    • Пролётка («пролётные дрожки») — вариант дрожек для извозчиков.
    • Калиберные дрожки («калибер») — неподрессоренная пролётка середины XIX века. Одноместный калибер назывался «гитарой».
    • Линейка (также катки) — длинные дрожки, обычно с возможностью усесться по обе стороны спиной друг к другу.
    • Омнибус — вид общественного транспорта, предшественник автобуса.

      Тарантас — четырёхколёсная конная повозка, распространённая в России первой половины XIX века.

      Сицилийская повозка — национальная повозка на Сицилии.

      Шарабан — вид многоместной пассажирской повозки, появившийся во Франции в начале 19-го века

      Эгоистка — небольшая повозка, рассчитанная на одного человека.

      Фургон — крытая повозка с круглой крышей.

      Катафалк — лёгкая крытая повозка для перевозки покойников на кладбище

      Коляска рикши — открытая или снабжённая тентом повозка, как правило на одного пассажира. Приводится в движение мускульной силой извозчика

    • Телега — четырёхколёсная повозка
    • Арба — двухколёсная повозка
    • Воз — транспортная четырёхколёсная повозка. Крытый воз иногда называют фургоном.
    • Фура — большая телега, войсковая повозка.
    • Тачка — одноосная и потому легко управляемая повозка для перемещения грузов мускульной силой одного человека
    • Ручная тележка — одно- или многоосная повозка для перемещения грузов на короткие расстояния.
    • Колесница
    • Четырёхколёсные боевые повозки своеобразной конструкции применяли хетты и гуситы.
  • Полевая кухня
  • Передвижная мастерская
  • Передвижная торговая точка
  • Передвижной медико-санитарный пункт
  • Передвижная церковь
  • С изобретением колеса появились колесные повозки. Впрочем, успешно использовались и бесколесные виды транспорта, например сани. Их возили волы, ослы, лошади. Такой транспорт, приводимый в движение животными, называется гужевым. История человечества знала большое разнообразие конных повозок: от колесниц древности до роскошных карет и дилижансов, а затем и конки Нового времени. По области применения повозки делят на пассажирские и грузовые, по наличию колес—на колесные и бесколесные, также на закрытые и открытые.

    Почтовые кареты

    Карета — крытая пассажирская повозка. Сначала ее кузов подвешивали просто на ремнях, с начала XVIII в. появились пружины, а в XIX в. стали использоваться рессоры. Кареты применялись и для личного пользования, и как общественный транспорт. Среди карет общественного назначения, к примеру, можно назвать дилижанс и омнибус, а самый распространенный дилижанс — почтовая карета. Она появилась в XVII в. Так, в Германии это произошло в 1650 г., и способствовал этому княжеский дом Турн-и-Таксис, еще в 1502 г. монополизировавший право на почтовую службу по всей стране. До этого времени почту перевозили конные курьеры, но в 1650 г. они пересели в почтовые кареты. Теперь можно было доставлять не только письма, но и крупные тяжелые посылки. Примерно в те же годы в Париже появились первые городские омнибусы, и они пользовались огромным спросом. Чуть позже почтовые кареты между городами стали брать пассажиров. Первые такие маршруты были открыты в 1690 г. и соединили Франкфурт-на-Майне с Нюрнбергом и Лейпцигом.

    Первые почтовые кареты были неудобными и громоздкими. Позднее, когда появились рессоры, а также мягкие сиденья, поездки стали гораздо комфортнее. Кареты защищали от дождя и ветра, пыли и мороза. Такие почтовые и пассажирские экипажи назывались дилижансами, а большой дилижанс или карета со спальными местами именовались дормез.

    Конные виды транспорта просуществовали до середины XIX в. и даже позже, пока их не вытеснило железнодорожное сообщение. А в городах конки — конные трамваи, ходившие по рельсам, — перевозили людей до начала XX в.

    Другие повозки

    Кроме карет существовало множество других конных экипажей. Например, кибитка, которой называли полукрытую, с отверстием спереди, летнюю или зимнюю повозку. Кибитка служила не только транспортом, но и жилищем для кочевых народов. Коляска представляла собой легкую, на одно или несколько мест, повозку с открытым верхом. Коляску со складным верхом называли ландо. Кабриолет — это легкая двухколесная пассажирская повозка со складывающейся крышей. Четырехколесную повозку без кузова, переднюю и заднюю части которой соединяли продольные брусья (дроги), так и называли — дрогами. Длинные дроги имели название долгушки, а легкая четырехколесная открытая повозка называлась дрожками. Извозчичьи дрожки носили название пролетка. В общем, экипажей типа дрожек было немало, например линейка, в которой люди размещались спиной друг к другу. Эти предшественники автомобилей уступили место машинам, оставшись задействованными лишь в различных реконструкциях, туристических услугах и, конечно, на съемочных площадках.

    Какой же коневод в Black Desert Online без повозки. Ведь повозки – быстрейший способ набирать уровни большому количеству лошадей, а их относительно небольшая скорость компенсируется большой грузоподъемностью. Ведь возможность перевезти большой вес может помочь не только в торговле, но и в доставке добытого имущества. Да и просто прокатиться на красивой повозке, запряженной четвериком прекрасных лошадей, уже может доставить удовольствие.

    Где достать
    ===========================
    Для начала повозкой необходимо обзавестись. Бывают они двухколесные и четырехколесные, для одной, двух и четырех лошадей, но для обладания любой повозкой нужен Сертификат на нее. Сертификаты на самые простые повозки можно купить у конюха. Также их и более дорогой транспорт, можно изготовить в Каретных цехах крупных городов или же просто купить у других игроков на аукционе в разделе Ездовые и питомцы.

    Обратите внимание, что использовать повозки персонажи могут только по достижении 8 уровня.

    Каретные цеха
    ===========================
    Каретные цеха можно найти в:

    — Велии (здание 2-3) – здесь делаются самые простые повозки – Повозка бедняка и Старая повозка;
    — Хиделе (здание 3-4) – Повозка бедняка, Крепкая и Фермерская повозки;
    — Кальфеоне (здание 1-6 1 этаж) – Повозка бедняка, Крепкая повозка, Торговая повозка и Повозка аристократа;
    — Алтинове (здание 5-8) – Повозка бедняка, Белая повозка, Лучшая повозка, Повозка аристократа.

    Как изготовить
    ===========================
    Изготавливаются повозки достаточно долго и сложно, к этому нужно быть готовым. Сначала определиться какая повозка нужна, затем купить соответствующее здание и улучшить его до требуемого уровня. Покупаются здания за очки влияния, уровни зданий повышаются за серебро и занимает этот процесс довольно много времени. Далее, нужно запастись необходимыми ресурсами (наведя курсор на иконку сертификата в окне здания, можно увидеть сколько и каких ресурсов необходимо). Ресурсы добываются рабочими на узлах, так же их можно купить на аукционе. Для начала процесса изготовления необходимо положить ресурсы на склад в том городе, где планируется производство.

    Изготовление повозок (как и лодок) в BDO отличается от изготовления прочей продукции. Работа разбита на операции в количестве равном сумме ресурсов и их можно выполнять отдельно, поэтому наилучшим выходом будет – нанять много работников, для их найма придется купить дополнительные бараки. Если с Очками влияния туго, то можно обойтись и одним работником, но производство затянется почти на сутки. По окончании всех работ готовый сертификат появится на складе.

    Для начала изготовления нажмите кнопку Управление производством.

    В левой части окна управления производством находится список всех ресурсов. На каждую строчку этого списка можно ставить отдельных работников. Чтобы поставить двух (или больше) рабочих выполнять одну операцию, разделите число ресурсов между всеми работниками.

    Гужевую лошадь для повозки можно приобрести у конюха за 15000 серебра.

    Готовый сертификат (изготовленный или купленный) необходимо зарегистрировать в конюшне. Для этого нужно воспользоваться кнопкой “Сертификат” в меню конюшни и далее следовать подсказкам. Для успешной регистрации в конюшне должно быть свободно хотя бы одно стойло, его займет новый транспорт.

    По умолчанию, наша повозка уже укомплектована “штатными” лошадьми в необходимом количестве и ее сразу можно использовать. Для езды и торговли этого уже достаточно, но коневода повозки интересуют со стороны прокачки лошадей, следовательно – своих лошадей необходимо в нее запрячь.
    Запрячь можно любую из своих лошадей, для этого лошадь и повозка должны находится в одном городе. В интерфейсе конюшни есть кнопка “Запрячь скакуна”, она вызывает окно в которое необходимо поместить коня и повозку, для этого достаточно нажать правую мышку на иконках коня и повозки в списке слева. Далее нажимаем кнопку “Запрячь” и, если повозка на несколько лошадей, повторяем процедуру с остальными. Для того, чтобы забрать коня из повозки, необходимо поставить транспорт в конюшню, найти этого коня в списке лошадей слева и нажать единственную доступную кнопку – Снять упряжь. Так же, когда повозка сдана в конюшню, при просмотре ее интерфейса, справа вверху отображаются запряженные в нее лошади. Возле каждой есть кнопка Распрячь. Воспользоваться конем, пока он запряжен в повозку, нельзя.

    Скорость повозки не зависит от ранга, уровня и скорости впрягаемых в нее лошадей, она зависит только от скорости самой повозки и бонусов ее аксессуаров.

    Снимать доспехи и седло с запрягаемого коня не обязательно, они не мешают и просто будут отображаться на впряженном коне, однако свои бонусы они не будут давать, пока конь в повозке.
    Поставить в стойло повозку можно не выгружая грузы, только не забывайте, что на торговых грузах есть таймер. Продать повозку с грузом нельзя, если вы попытаетесь это сделать, конюх напомнит вам о нем. Пока повозка в стойле, просмотреть находящиеся в ней грузы невозможно.

    Повозку можно оставить в свободном стойле и использовать как дополнительный склад.

    Повозки (как и лодки) имеют шкалу износа. Когда эта шкала подойдет к концу, повозку придется продать конюху за небольшую сумму серебра, износ повозок не восстанавливается. Для этого нужно выпрячь из нее всех коней, забрать все грузы и снять весь обвес. Пока вы этого не сделаете, повозку продать будет невозможно.
    Не беспокойтесь о том, что шкала износа может закончится на маршруте, когда в повозке качаются лошади, ничего страшного с ней не случится, она просто будет ехать намного медленнее, но этого вполне достаточно, чтобы доехать до конюха и распрячь ее. В случае окончания шкалы износа при движении по авто-пути, повозка не сильно потеряет в скорости, однако после остановки или управления с клавиатуры, транспорт очень сильно замедлится.

    Приятным бонусом для коневодов является то, что смерть в повозке лошадям не засчитывается.

    У лошадей, впряженных в повозку, выносливость не тратится и восстанавливать ее не нужно. На повозку могут напасть мобы или другие игроки, но очков жизни у нее довольно много и сломать ее тяжело, однако, лучше не оставлять повозку в местах, где до нее могут добраться враги. При падении в воду повозка мгновенно “умрет” и перенесется в конюшню, восстановить ее можно будет у конюха так же как и лошадь. Если в этот момент в экипаже были торговые грузы, часть их может сломаться. Лошадей при смерти повозки восстанавливать не надо, только повозку. У конюха в продаже имеются Наборы ремонта повозки, они восстанавливают часть прочности повозки, если ее повредили мобы или игроки (износ они не восстанавливают, он не восстанавливается ничем). Но чаще всего повреждения настолько не значительны, что проще доехать до конюшни и отремонтировать транспорт там, чем занимать слот в инвентаре еще одним расходуемым предметом.

    Прокачивая лошадей в повозке, одновременно можно подзаработать занимаясь Торговлей, при достаточном количестве свободных Очков влияния на открытие торговой сети.

    На повозки можно устанавливать дополнительные аксессуары и наборы внешнего вида из игрового магазина. Аксессуары для повозок разделяются по типам – для двухколесных повозок и для четырехколесных. Все аксессуары для двухколесных повозок подходят к повозкам этого типа, так же и любые аксессуары для четырехколесной повозки, можно применять на любой четырехколесной. Аксессуары не имеют шкалы износа, у них есть шкала прочности, они изнашиваются при езде и ремонтируются как обычные доспехи. Так же их можно отремонтировать не снимая с повозки, для этого необходимо подъехать на повозке к кузнецу и в интерфейсе ремонта выбрать пункт Ремонт упряжи.

    При максимальном износе повозки обвес необходимо снять и переставить на новую. Аксессуары можно покрасить как и доспехи скакуна, в меню покраски J для этого есть специальная вкладка.
    Крыши дают защиту и увеличивают сохранность товаров, фонарь и знамя увеличивают защиту, вывеска добавляет повозке грузоподъемности, колеса дают процент к скорости.

    Американка – изобретенный в Америке двухколёсный экипаж с большими колесами (диаметром около 1,5 м.) для ипподромных испытаний рысаков. Также первоначальное название качалки – двухколёсного экипажа на пневматических шинах для бегов и при подготовке к ним. Качалки подразделяются на тренировочные и призовые. Зимой могут заменяться на беговые сани.

    Дербистка – качалка с рессорой для тренировки рысаков размашкой, махом и резвой рысью, а также при езде на приз на рысаках, склонных к иноходи. Резвость при езде на «дербистке» на 1-2 с. тише, чем при езде в призовой качалке.


    Американка

    Арба – двухколёсная одноконная безрессорная повозка. Среднеазиатская арба имеет большие колёса (диаметром до 130 см), позволяющие легко переезжать арыки. У кавказской арбы решётчатые борта, монгольская арба обычно без бортов.


    Арба

    Брек (англ. brake, фр. break) – английский четырехколёсный рессорный охотничий экипаж с козлами для кучера и двумя продольными скамейками для пассажиров, с отделениями для собак и добычи (см. также доггарт). Позднее в бреке остались только сиденья и он использовался для тренировки лошадей, чем походил на русские беговые дрожки (см. ниже).


    Беговые дрожки

    Бричка – лёгкая открытая повозка (как рессорная, так и безрессорная), применялась на юге и западе России. Польские брички лёгкие, дышловые, с плетёным кузовом, кожаным верхом, внутри обитые.


    Бричка

    Вагонет – конный экипаж кортежа для туристических прогулок, экскурсий и прочих услуг конного проката.


    Вагонет

    Воз – повозка с кладью. Например, воз сена на одноконной повозке имеет массу 250-500 кг.


    Воз

    Возок – в старину: крытая зимняя повозка, а также сани со спинкой.


    Возок

    Волокуша – примитивная бесколёсная повозка, состоящая из двух жердей, передние концы которых привязываются к лошади, быку или собаке, а задние волочатся по земле. Волокуша была распространена среди индейцев Северной Америки, а также в северных губерниях России (Вологодской, Архангельской), в Сибири и др.

    Гиг (англ. Gig) — повозки в Англии для молодых мужчин и женщин первой половины 19-го века. Сначала существовал и был довольно моден curricle (см. ниже). В 1815 г. в моду вошёл кабриолет (см. ниже). Позже появился Dennett, названный так в честь своих пружин, которые в свою очередь были названы в честь знаменитой танцовщицы того времени Мисс Деннет. Среди молодых людей были также популярны гиги Тильбюри (cм. ниже).


    Гиги

    Двуколка – одноконная двухколёсная рессорная повозка с кузовом для двух человек. Имеет откидные подставки на оглоблях для разгрузки спины лошади во время стоянки. Одноколка — пароконная двухколёсная повозка с одной оглоблей (дышлом), в которую запрягали пару лошадей. В свободном состоянии одноколка опрокидывается назад, и дышло встаёт колом. Когда в одноколку стали запрягать одну лошадь, понадобилась другая упряжь и другое название. Со второй половины 19-го века корень слова начал переосмысливаться как «колесо», отсюда «двуколка».


    Двуколка

    Дилижанс (фр. diligence) – особый вид многоместных экипажей для перевозки пассажиров и их багажа, а также почты. Брик – почтовая крытая, тяжёлая, многоместная повозка. Во Франции до дилижансов их функцию выполняли кареты, называвшиеся мальпост (malle-post).


    Дилижанс

    Доггарт – (англ. dogcart) лёгкая четырёхколёская повозка для одного кучера и одного пассажира с отделением для собаки (собак), как правило, охотничьей породы. Применялась для спортивной и охотничьей стрельбы. Кучер и пассажир всегда сидели спиной друг к другу, отчего французы прозвали эту повозку dos-a-dos («спина к спине»). Американские доггарты имели также отделение для дичи и поэтому назывались game cart (game — дичь). Двухколёсный английский доггарт назывался bounder.
    В 1900-е г.г. в Англии появилась альтернатива доггарту — governess cart, повозка с небольшим сиденьем в форме бадьи и двумя сиденьями, расположенными лицом к лицу, на одном из которых боком сидел кучер. В повозку запрягались пони или маленькие лошади, потому что они были предназначены для женщин. Чаще всего в них возили детей гувернантки, отсюда и название. Они могли управлять повозкой и видеть детей.


    Доггарт-баундер. The Governess Cart.

    Дровни – разновидность саней.


    Дровни

    Дроги – передок и задок повозки, связанные дрожинами, без кузова. Разновидность телеги. На дроги устанавливали водовозную бочку, их использовали также для поездки в поле и т.д. Встречаются под названием полок. Дрогами также называли колесницу для погребения. Но для похорон существовал и катафалк (итал. catafalco).


    Дроги. Катафалк.

    Дрожки – короткие дроги для езды в городе. В Москве дрожки называли волочки. Калиберные дрожки («калибер») — неподрессоренная пролётка середины XIX века. Одноместный калибер назывался «гитарой». Линейка (катки) — длинные дрожки, обычно с возможностью усесться по обе стороны спиной друг к другу. Дрожки беговые – четырехколёсный безрессорный облегчённый экипаж, изобретение которого связывают с именем графа А.Г. Орлова-Чесменского. До конца ХIХ в. служили для испытания рысистых лошадей с русской упряжью.


    «Щёголь на дрожках». 1820 г. Дрожки беговые

    Кабриолет (фр. cabriolet) – одноконный лёгкий двухколёсный экипаж на высоких колёсах. В кабриолете два человека ехали рядом, и один из них управлял повозкой. В Англии кабриолет был одной из разновидностей гига. У него были изогнутые формы, откидной верх, который можно было поднять, и шторки, которые можно было закрыть для уединения вдвоём. Сзади имелось сиденье для мальчика-слуги.
    Кэб (сокр. от cabriolet) – английский наёмный экипаж для езды по городу. Характерной особенностью кэба является расположение козел сзади-сверху (во Франции такие назывались «кукушка» (coucou). Первоначально именовался Hansom cab. C добавлением таксометров для подсчёта расстояния и стоимости поездки стал называться taxicab. Вместо откидного верха повозка имела жёсткую крышу, оставаясь при этом открытой. Кэб двигался с повышенной надёжностью, а также легко лавировал меж других экипажей на улицах многих европейских городов, от Лондона до Санкт-Петербурга. Это было очень удобное такси.


    Кабриолет. Сзади едет конюх.


    Кэб, который ныне катает туристов в Лондоне

    Карета (итал. carretta) – большой закрытый комфортабельный экипаж с окнами, дверцами, ступеньками. Дормез (фр. dormeuse — спальня) — большая карета для дальних поездок со спальными местами.
    Брогэм (англ. brougham, читается как broom или brohm, от имени Лорда Брогэма) — двухместная карета с лобовым стеклом для обзора местности, своего рода «половина» обычной кареты (задняя половина). Позже появилась разновидность для четверых, она называласьclarence или growler. Во Франции произошло нечто похожее: два сиденья, расположенные спиной к лошадям, «отрезали» (фр. couper — отрезать), и такую карету назвали coupe (купе). Слово широко используется и в наши дни.
    Карета смертников — карета для перевозки заключённых на казнь: в двух узких одиночках вышиною в 2 аршина, который запирались наглухо. Осуждённому приходилось в ней всё время стоять согнувшись, сидеть он не мог, так как колени упирались в стенку. В коридорчике у одиночек помещались два цербера с шашками наголо. К месту казни карету эскортировал конвой.


    Карета. Справа — карета Екатерины II.


    Брогэм


    Кларенс. Лондон, наши дни.


    Coupe


    В таких каретах царское правительство возило к месту расправы революционеров в 1906 — 1916 г.г.

    Колымага – карета, коляска, всякая барская повозка на летнем ходу; громоздкая или старинная карета, дормез. Рыдван – стар. колымага, большая карета.


    Колымага

    Коляска – комфортабельный рессорный экипаж с половинчатым верхом.


    Коляска

    Конка – конно-железная городская дорога, а так же вагон такой дороги. Конка представляла собой закрытый экипаж, иногда двухэтажный с открытым верхом (империалом). Была вытеснена трамваем.


    Конка

    Ландо (англ., фр., нем landau) – вариант коляски, четырёхместный экипаж с мягкими рессорами и открывающимся вперед и назад верхом и двумя рядами сидений, расположенными одно против другого. Получил название от немецкого г. Ландау, известного высококвалифицированными мастерами каретного дела. Ландолет (фр. landaulet) – облегченное укороченное ландо со складным тентом над задним сиденьем.


    «Царь Александр III в открытом ландо». 1888 г. Ландолет.

    Обоз – вереница подвовд, группа повозок или саней, совместно перевозящих груз, запряжённых каждая своими лошадьми. В военном деле — специальное подразделение полка (артиллерийский обоз, санитарный обоз и т.д.)

    Одер, андрец — старинное название повозок, как правило, для перевозки сена.


    Одер

    Омнибус (лат. omnibus – «для всех») – многоместный экипаж для регулярной перевозки пассажиров по определённым маршрутом в городах и между населенными пунктами. Широко использовался в ХIХ веке (до появления автобусов), особенно в Англии и во Франции.


    Омнибус

    Подвода – повозка, телега, обычно грузовая, приводимая в движение конной тягой.


    Подвода

    Пролётка – вариант дрожек для извозчиков, четырёхколёсный рессорный экипаж для легковой езды в городе. Эгоистка — одноместная пролётка.


    Пролётка

    Розвальни – грузовые крестьянские сани с низким, расширяющимся сзади кузовом, просторные, развалистые, где можно лечь, развалиться.


    Боярыня Морозова в розвальнях

    Сани – распространённый тип повозки на полозьях. Сани древнее, чем колёсная повозка, они были известны не только в северных, но и в южных странах. В России до конца 17 в. торжественные выезды царей, патриархов даже летом были санными, так как езда на санях считалась более почётной, чем в экипаже. Самыми маленькими и лёгкими были беговые санки (на них устраивались бега), рассчитанные на одного седока, который сам правил. На дальние расстояния путешествовали в дорожных санях, у которых спинка кузова была выше, а сам корпус был обит теплой тканью на вате. Очень большие и широкие сани, в которых катались на Масленицу или ездили большими компаниями в гости, назывались троечными (запрягались тройкой лошадей) или ковровыми (спинка кузова обтягивалась ковром). Виз-а-виз – сани, в которых пассажиры располагаются на двух сиденьях лицом к лицу, по ходу и против.


    Сани

    Тарантас – в начале ХIХ в. русская дорожная повозка на длинных зыбучих дрогах, впоследствии – четырёхколёсная рессорная легковая повозка с открытым кузовом, оборудованная полумягкими съёмными передним и задним сиденьями, поручнями, подножками и щитками. Одноконный тарантас рассчитан на 2 пассажиров, в пароконном имеется третье пассажирское место на переднем сиденье рядом с кучером.


    Тарантас

    Таратайка – лёгкая двухколёсная повозка с откидным верхом.


    Таратайка

    Тачанка – название конной рессорной повозки со станковым (в основном) пулемётом, направленным назад. Известна с начала 1890-х годов.


    Тачанка

    Телега – четырёхколёсная грузовая повозка, в которую впрягают обычно лошадей (реже волов, буйволов, мулов и др.). Различают телеги с дышловой и оглобельной упряжкой. Тележка — повозка с сиденьем и козлами.


    Телега

    Тильбюри, тильбери (англ. Tilbury) — лёгкая, открытая, двухколёсная карета, с крышей или без, разработана в начале XIX века лондонской фирмой «Тильбюри». Тильбюри обладала большими колёсами для быстрой езды по сельской местности и труднопроходимым дорогам. Благодаря лёгкости и быстроте передвижения, Тильбюри считалась опасным средством транспорта для своего времени.


    Тильбюри

    Фаэтон (фр. phaeton) – вариант коляски, лёгкий четырёхколёсный рессорный спортивный экипаж с откидным верхом, запрягается парой или четвериком. Имеет откидную скамейку для ещё двоих пассажиров. В Англии назывался victoria.


    Фаэтон

    Фиакр – наёмный городской экипаж на конной тяге, использовавшийся в странах Западной Европы как такси до изобретения автомобиля.


    Фиакр

    Фургон – крытая повозка с круглой крышей. Американские переселенцы на Диком Западе передвигались в фургонах, запряжённых обычно быками. Фургон, ставший символом освоения Запада, был настоящим домом, укрывая в дальней дороге от дождя и снега, от стрел индейцев. В одном фургоне могла путешествовать семья из пяти человек. Фургон в Америке был также первым видом почтово-пассажирского дилижанса.


    Фургон

    Шарабан (фр. char a bancs) – тип открытой повозки, повозка с деревянными скамьями. Появились во Франции в нач. XIX в. Шарабаны изготавливались в виде четырёхколёсных экипажей с поперечными сидениями в несколько рядов, использовались для прогулок, загородных поездок, охоты. Изначально были запряжены лошадьми, позже появились моторные. Вышли из употребления в 1920-x годах.


    Шарабан

    Экипаж – первоначально общее название всех повозок для легкового передвижения с помощью лошадей: колясок, городских и загородных карет, дрожек, дормезов, ландо и т. п.; позже так называли преимущественно богатые повозки. Впоследствии название закрепилось в корабельной и воздушной сферах. А вот что использовали в ситуациях, когда экипажи с лошадьми были неприменимы:


    Портшез (фр. porter — носить, chaise — стул). Также паланкин, sedan chair
    Судьба этого изобретения незавидная. В итоге оно превратилось просто в стул для швейцара, в 1900-е г.г. — в пляжный шезлонг, сегодня известно как кресло с капюшоном. Одним словом, далее стула оно не поехало.
    А ведь всё потому, что его не везли лошадки!


    Реклама духов, прибывших в Париж на богатом экипаже

    Экипажное дело. Энциклопедия Брокгауза-Эфрона.

    1) Как сконструировать повозку.

    Когда лошадь делает усилие, чтобы сдвинуть с места повозку на горизонтальной дороге, она упирается, главным образом, задними ногами. Это усилие направлено вдоль линии ВА — от точки опоры подковы к точке прикрепления тяжей или оглобель к хомуту.

    Усилие это передаётся повозке вдоль линии АС — к оси передних колёс; обыкновенно сопротивление дороги прилагается не в точке L, а где-либо в D, где обод встречает выдающийся камень.

    Для начала движения колесо должно повернуться около точки D, причем ось необходимо должна несколько подняться. Направление силы, производящей такое вращение, будет СЕ, перпендикулярное к радиусу касания CD.

    Но усилие лошади направлено вдоль прямой СА, по правилу параллелограмма преобразуемое в AG и передающееся в С, а также создающее силу АН, направленную вертикально снизу вверх и стремящуюся приподнять переднюю часть лошади.

    Поэтому-то при одноколках с высокими колёсами мы часто замечаем, что при усилии лошади хомут лезет кверху; подобное же происходит и когда лошадь не может удержать повозку на уклоне. В обыкновенном случае составляющая АН значительно менее веса лошади P и даже не превышает веса хомута с дугой (что оправдывает обычай наших домовых брать тяжёлую дугу для сильной лошади).

    Угол CAB во всяком случае выгодно сделать возможно малым, но для этого надо было бы перенести точку опоры копыт правее точки опоры колеса; это невозможно при обыкновенных повозках, но почти достигается в «американках», лёгких двухколесных экипажах для тренировки беговых лошадей, где колёса столь высоки, что лошадь помещается между ними, а ездок над нею.

    Для построения даже простой телеги нужно колесника, тележника, столяра и кузнеца. Деревянную работу изящных экипажей делают столяры-каретники, особые кузнецы и слесари изготовляют и пригоняют металлические части, а шорники и маляры-лакировщики исполняют отделку. Другая специальная работа — это изготовление рессор. Изготовляют их обыкновенно на фабриках, а обыкновенному кузнецу только часто приходится их сваривать, когда они сломаются.

    2) Виды экипажей


    Откройте изображения в новой вкладке, чтобы просмотреть их в полном размере

    АНГЛИЙСКИЕ НАЗВАНИЯ

    Barouche — потомок повозки calash (см. ниже). Название происходит от лат. birotus — два колеса и таким образом является «неправильным», потому что в итоге в этой повозке было четыре колеса. Существовал также barouche-sociable или просто sociable, в который умещалось четыре, а не два пассажира.


    Королевский barouche везёт двух принцев Уэлльских. Лондон, 2009 г.

    Buggy, roadster — американское название коляски.

    Cape cart — двухколёсная четырёхместная повозка с парусиновой или кожаной крышкой для перевозки пассажиров и почты в Южной Африке.

    Cariole, carrriole — простая повозка на одну лошадь и одного человека, с дополнительным местом сзади для помощника. В 1884 г. в газете «Нью-Йорк Таймс» описана как повозка норвежского фермера, небольшая, быстрая и надёжная, как и норвежские лошади. Также использовалась в Канаде, в том числе на полозьях. Заслужила славу повозки одинокого волка в глухих местах. Название в народе было переделано в carryall, что можно перевести как «всё своё вожу с собой». Сегодня существуют автомобили, которые так называются.


    Канадская кариоль

    Сalash (от фр. caleche) — повозка, которая вначале существовала в форме двуколки (см. выше). Но позже этот вид стал более широко известен как one-horse chaise (фр. стул), в силу особенностей английского произношения также shay. «One-horse shay» — выражение настолько же ходовое в англ.яз., что и «двуколка» в русском. Облегчённая двуколка для езды на пони называлась whiskey.
    Тем временем слово calash закрепилось за четырёхколёсной коляской (см. выше).


    Слева — одноконный стульчик, справа — калашка 🙂

    Curricle — двухколёсное кресло в форме открытой коляски, которое (что необычно для двухколёсных) запрягалось парой тщательно подобранных, совершенно одинаковых лошадей. Имело несколько дурную славу из-за частных аварий и смертей.


    «A gentleman, his bays harnesses to a curricle». 1806 г.

    Екка, gharry, tonga (tanga) — названия различных повозок в Индии.


    Gharry

    Four-in-hand — тип повозки, в которую запрягается четыре лошади, но которой при этом может управлять один человек. Например, такими повозками были многие дилижансы. Tally-Ho — название знаменитой повозки этого типа, которая в 19-м веке курсировала между Лондоном и Бирмингемом.


    «Четверо на одного». 1905 г.


    Катафалк в Астралии. 1900 г.

    Jaunting car — прогулочная повозка, распространённая в Ирландии


    Ирландская прогулочная повозка

    Fly — название наёмного экипажа для пассажирских поездок, доставки товаров, другое название кэба (см.выше).

    Sulky — английский вариант американки (см.выше). Термин используется по сей день, в т.ч. для названия различных схожих по форме повозок, не имеющих отношения к бегам. Салки широко распространена в аргентинском городе Симока, знаменитом своим рынком и фестивалями еды, на котором до сих пор повсеместно используется этот вид транспорта. Город так и называют — the sulky capital of Argentina.


    Sulky в Аргентине

    Surrey — вид повозки для перемещений на небольшие расстояния, для прогулок и др.


    Сурри-квадроцикл, построенный американской Intl. Surrey Company.
    В нечто подобное ранее впрягались лошади.

    Trap, horse-trap, pony-trap — мог быть двухколёсным или четырёхколёсным, для двух или четырёх пассажиров. Чаще всего использовалось для езды на пони и в итоге превратилось в нечто неотъемлемое от него. В языке образовалось относительно устойчивое выражение: pony and trap, наподобие horse and carriage.


    Трап

    Wagon — фургон, чаще всего связанный с службой доставки или с кочевым образом жизни. Существовал в разновидностях.


    Vardo — цыганский кочевой фургон в Англии

admin

Наверх