Управление лошадью при езде верхом

У конников считается, что кататься и ездить на лошади – это две большие разницы. Катаются на лошадях – новички, которые не умеют даже управлять лошадью, а занимаются верховой ездой профессионалы и те, кто пытается ими стать.

Основой верховой езды считается выездка. Под этим термином понимают не только сложные фигуры и элементы, которые демонстрируют мастера на соревнованиях. В первую очередь это – умение всадника объяснить лошади, что от нее требуется, а для лошади – готовность легко и правильно выполнить команды.

Как управлять лошадью

Держаться на лошади, как и управлять ею, нужно за счет баланса и равновесия. Корпус, шенкель и повод – это три основных средства для управления лошадью и важно научиться правильно пользоваться всеми тремя.

Корпус всегда должен следовать движениям лошади. Если та идет равномерно – корпус сохраняет стабильное положение в балансе. Для сокращения лошади корпус немного смещаем назад, загружая зад лошади, а для расширения – вперед. В поворотах и на боковых движениях достаточно немного развернуть плечи в сторону движения лошади.

Шенкель – основное и многогранное средство управления лошадью. Меняя положение шенкелей, всадник может подавать самые разнообразные команды. Сила давления на бок лошади зависит от чувствительности и подготовки животного. Помните, что если лошадь постоянно «пинать» ногой, то она быстро приучится игнорировать ваш шенкель. Любая команда должна быть мягкой, точной и настойчивой, а заканчиваться – возвращением ноги в исходное положение.

Руки всадника – это очень тонкий и сложный инструмент. Важно все время следить за тем, чтобы руки были мягкими, расслабленными, сопровождали движения лошади. При этом вы должны все время сохранять контроль, держать повод крепко и создавать коридор, по которому будет двигаться лошадь.

При грамотной работе вы почувствуете, как ваша лошадь управляется буквально движениями пальцев рук, легкими нажатиями шенкеля и незначительными смещениями корпуса .

Как правильно ездить на лошади

При правильной езде верхом всадник становится с лошадью одним целым, подстраивается под ее движения и имеет общий с лошадью баланс. Любой тренер начнет занятия с того, что расскажет, как правильно ездить рысью. Для этого вам нужно научиться привставать и садиться в седло, попадая в ритм движения лошади. При этом:

  • корпус не должен отклоняться ни назад, ни вперед;
  • руки мягко держат повод (нельзя подтягиваться, чтобы встать или пытаться уравновеситься за счет рук);
  • ноги спокойно лежат на боках лошади, давая команду продолжать движение рысью когда это необходимо (не «чешите» пятками лошадь на каждый темп).

На этом этапе хорошо помогают быстро выработать нужные навыки различные упражнения, выполняемые стоя на стременах.

Когда освоите строевую рысь, можно начинать пробовать ездить на лошади галопом. На этом аллюре важно максимально расслабить поясницу и плотно сидеть в седле. Плечи и верхняя часть спины должны оставаться ровными и не отклоняться ни вперед, ни назад. Голова приподнята, смотрим прямо перед собой. Руки спокойны и расслаблены, а ноги (особенно бедро и колено) плотно прижаты к бокам лошади.

Ваше тело должно работать так, словно лошадь – это мячик, который перекатывается под вами, а ваша задача – сохранить на нем равновесие.

При правильной посадке и работе с лошадью вам будет удобно и легко ездить верхом. А кроме этого, езда на лошади приносит огромную пользу всаднику, ведь это не только отличная физическая подготовка, но еще и тренажер силы воли, и бесконечный заряд позитива.


Соблюдение правил верховой езды дает всаднику возможность меньше утомляться при езде, сохранять силы лошади и четко управлять ею, пре-дупреждает нанесение лошади механических травм.

Управление лошадью осуществляется умелым сочетанием действий поводьев, шенкелей и уклонов корпуса всадника.
Поводья служат для управления передней частью корпуса лошади. Посредством поводьев всадник устанавливает положение головы и шеи лошади, указывает ей направление движения, а также замедляет или останавливает движение.
Поводья как на месте, так и в движении должны быть набраны настолько, чтобы всадник постоянно чувствовал легкую связь рук со ртом лошади, но они никогда не должны служить средством держаться в седле.

При езде в манеже поводья называются внутренним (обращенный внутрь манежа) и наружным (противоположный) поводом.

При движении по прямой поводьями нужно действовать ровно. При поворотах (заездах) внутренний повод набирается, что принуждает лошадь повернуть голову в сторону поворота; наружный повод прикладывается к шее и, регулируя поворот головы лошади, не дает ей сваливать затылок.

Небольшой набор поводьев осуществляется сгибанием только кистей рук. Если поводья необходимо набрать больше, руки сгибают одновремен-но в кистях и в локтях, без изменения положения корпуса. Дальнейшее укорачивание поводьев осуществляется путем передвижения кистей рук.

Отдача повода производится в обратном порядке. Чтобы набрать на себя правый (левый) повод и прижать к шее лошади левый (правый), надо при разборе поводьев в одну руку кисть левой руки повернуть пальца-ми вниз и согнуть в запястном суставе: при наборе правого повода-вправо, приближая к себе большой палец, при наборе левого повода-влево, приближая к себе мизинец; при разборе поводьев в обе руки надо взять на себя руку, соответствующую набираемому поводу (правому или левому), и од-новременно слегка подать другую руку вперед и ближе к шее лошади.

Садятся на лошадь, как правило, с левой стороны в следующем порядке.

Закинув левой рукой поводья на шею лошади, встать с левой стороны лицом к ней так, чтобы ноги всадника стояли в плоскости передних ног лошади; правой рукой выравнить поводья, набрав их до легкого упора в трензель, наложить на поводья впереди холки кисть левой руки ладонью вниз и зажать их в руке вместе с прядью гривы. Повернувшись в полоборота направо, взять правой рукой путлище у стремени.
Вставить ступню левой ноги возможно глубже в стремя (не задевая лошадь носком сапога) и взяться правой рукой за заднюю луку; упираясь левым коленом в седло, оттолкнуться правой ногой от земли и, подтягиваясь на руках, подняться на вставленной в стремя левой ноге, быстро и осторожно перенести правую ногу через круп лошади, вставить ее в стремя, плавно опуститься на сиденье и разобрать поводья.
Шенкелем называется внутренняя сторона ноги всадника от колена до ступни. Действия шенкелем заключаются в давлении ног всадника на бока лошади, чем достигается посыл ее вперед и управление задней частью корпуса.
Действия шенкелем могут быть равномерными, когда на бок лошади действуют одновременно оба шенкеля с одинаковой силой, неравномерными, когда действуют одновременно оба шенкеля, но один из них сильнее.

Равномерное действие шенкелей применяется для «сбора» лошади, посыла вперед при движении по прямому направлению, а также при переводе лошади с большего аллюра на меньший и наоборот.

Неравномерное действие шенкелей применяется для сгибания лошади в боку, выполнения поворотов, заездов и вольтов, а также для подъема в галоп.

Нажатием правого (левого) шенкеля задняя часть корпуса лошади откидывается в левую (правую) сторону; противоположный шенкель регулирует и останавливает это движение.

Нажимать шенкелями на бока лошади следует между подпругами, ближе к задней, или у заднего обреза одинарной подпруги, причем при действии шенкелями колени от седла не отделяются и сохраняется правильная посадка.
Если плавного нажатия шенкелей недостаточно, чтобы заставить лошадь выполнить требование всадника, шенкелями необходимо действовать более резко (толчками). Действие шенкелей может быть усилено шпорами, которые, кроме того, служат для наказания лошади при ее неповиновении.

Уклонами корпуса всадник перемещает свой центр тяжести и влияет на равновесие лошади; предупреждает все ее движения и способствует началу движения, ставя лошадь в наиболее удобное для этого положение; восстанавливает утраченное равновесие при ошибках лошади; регулирует и направляет ее движение вперед. Этим приемом всадник может способствовать движению лошади или затруднять его.

2020-03-25. Обновленный тур на Иикту будет проведен в этом году
Тур «Восхождение на Иикту» будет проведен 25 июня — 3 июля 2020 г.
.
Читать все
2020-03-24. Определены даты двух туров на Алтай
Наш традиционный тур «Плато Укок и Табын-Богдо-Ола: треккинг и восхождение» будет проведен 19-31 июля 2020 г.
Тур «Восхождение на Белуху через ледопад Менсу» будет проведен 4-18 июля 2020 г.

.
Читать все

2020-03-14. Два коротких тура на майские праздники
Представляем два коротких тура с восхождениями на майские праздники: «Восхождение на Джаниикту на майские»
на 2-9 мая.
и «Восхождение на Ирбисту через Елангаш»
9-15 мая.

Для вашей максимальной безопасности и комфорта во время путешествия внимательно изучите нижеизложенные рекомендации и правила и следуйте им!

Общие рекомендации для конных туров:

1. Лошади для туристов арендуются в селе Джазатор у местных скотоводов. Лошадь предоставляется вместе с необходимой упряжью и седлом. Обращается внимание, что местная практика обращения с лошадьми проистекает из кочевой культуры и может существенно отличаться от классической выездки.

2. Группу будут сопровождать необходимое количество конюхов (местные казахи и/или алтайцы), в зависимости от общего количества лошадей. В обязанности конюхов входит уход за лошадьми в полном объеме и навьючивание груза. По вашей просьбе любой конюх поможет вам сесть в седло и слезть с коня, подтянет или отпустит стремена при необходимости.

3. Местные лошади приучены к командам на казахском языке (вы их быстро освоите), но, как и все верховые лошади, управляются поводьями.

4. По большей части, местные кони привыкли ходить группами, выстроившись на тропе цепочкой друг за другом. И именно в таком режиме они, как правило, чувствуют себя наиболее комфортно. При езде в такой группе старайтесь сохранять дистанцию.

5. Без необходимости запрещается ускорять темп движения и обгонять впереди идущих всадников, так как это приводит к расстройству общего темпа движения группы, лошади начинают нервничать, переходят на более быстрый аллюр.
Если все же есть необходимость обогнать впереди идущего всадника:
— не делайте это на узкой тропе, при плохом обзоре и при наличии препятствий;
— следите, чтобы кони не сошлись боками и не придавили вам ноги;
— не пускайте коня в галоп!
Если вы обгоняете группу, имейте в виду, что, оставшись один, конь может проявить непослушание, отказываться идти вперед, так как он не видит сородичей. Если же вы, напротив, сильно отстанете, то ваш конь может вдруг решить догонять их, не слушаясь или плохо слушаясь поводьев. Поэтому рекомендуется соблюдать общий темп движения в группе.
В любом случае, проявляйте грамотную уверенность в управлении лошадью и учитывайте ее характер, который она обязательно проявит уже в первые дни (одни кони не переносят, если их кто-то обгоняет, и стремятся лидировать, другие предпочитают плестись в арьергарде и т.п.).

6. При завершении езды спешивайтесь несколько поодаль от остальных лошадей, вообще никогда не въезжайте и не заходите в группу близко стоящих лошадей – они могут сдвинуться и придавить вас. Не бросайте коня непривязанным, передавайте его конюху.

7. Изначально не потакайте коню в его желании щипать траву в движении. Поняв вашу «слабину», он будет регулярно вырывать поводья из рук, пытаясь дотянуться до понравившегося пучка.

8. Предоставляйте коню возможность самому выбирать маршрут в потенциально опасных местах – на осыпях, камнях, при броде рек, но контролируйте общее направление движения (животное нередко норовит уйти в сторону). Перед сложными участками слезайте с коня и ведите его в поводу. При переходе реки дайте коню возможность напиться (он сам потянет поводья).

9. При езде по кустарнику, каменистой местности, покрытой густой травой, по полянам, на которых много сусликовых и сурочьих нор (на Алтае таких мест достаточно) лошади нередко спотыкаются. А при пересечении препятствий (канава, ручей и т.п.), некоторый кони не переходят их, а перепрыгивают. Причем, могут сделать это неожиданно для всадника. Будьте внимательны и готовы отреагировать!

10. Пытаться угощать казахских лошадей чем-то, кроме травы, бесполезно, ни овощи, ни хлеб, ни сахар они не едят.

11. Как правило, лошади, предоставляемые туристам, спокойны, но каждая все равно имеет свой индивидуальный характер. Помните, что лошадь – это животное. Она не может думать как человек, и требуется соблюдать определенные правила при обращении с ней.

12. Даже если у вас есть навыки верховой езды, не выказывайте браваду во избежание травм и несчастных случаев (не демонстрируйте джигитовку и т.п.). Помните, что от вашего личного поведения также зависит возможность успешного проведения тура.

Правила безопасности при верховой езде и обращении с лошадьми.

1. При нахождении рядом с лошадью запрещается:
— издавать громкие звуки;
— курить;
— делать резкие движения руками;
— фотографировать со вспышкой;
— совершать иные подобные действия, которые могут испугать животное.

2. Седловка и расседлывание лошадей производятся только конюхами.

3. Одежда для верховой езды должна быть удобной и относительно свободной, не стесняющей движения.
Брюки не должны мешать высоко поднимать ноги и желательно, чтобы в них не было грубых внутренних швов.
Учтите, что лошадь может испугаться яркой шуршащей одежды, подбирайте верхнюю одежду с учетом этого правила. Достаточно опасно пытаться одевать куртку или дождевик, сидя верхом на лошади. Она может испугаться этого звука и понести. При продолжительной верховой езде в холодную погоду больше всего от холода страдают руки и ноги. Позаботьтесь о перчатках и теплых носках.

4. Обувь должна иметь гладкую, не рифленую подошву, и небольшой каблук (но не менее 2-3 см). Идеально подходят сапоги или ботинки с крагами. Между подошвой и каблуком не должно быть глубокой впадины, как бывает на некоторых моделях обуви. Это нужно для того, чтобы нога не могла проскочить глубоко в стремя и застрять там. Подошва должна быть гладкая или совсем с небольшим рифлением. Язычок (если это ботинки) – такого размера, чтобы он не торчал наружу. Почему это важно: при верховой езде ступня своей самой широкой частью находится в стремени. Очень опасно, когда ступня проваливается в стремя или цепляется за него какой-либо частью обуви. При падении с лошади нога может застрять, что чревато травмами.

5. Во время верховой езды соблюдайте следующие правила:
— лошадь всегда обходят спереди. Не подходите к лошади сзади.
— посадка на лошадь осуществляется с левой стороны.
— начинать и заканчивать езду на лошади следует только шагом.
— во время езды запрещается бросать повод и оставлять лошадь без присмотра.
— дистанция между лошадьми при езде должна соответствовать двум корпусам лошади (через уши своей лошади вы должны видеть копыта задних ног идущей впереди лошади).
— при падении с лошади необходимо сбросить стремя и постараться не выпускать из рук повода. Падать старайтесь на ноги, а не на руки и не на голову.

6. После окончания езды с лошади слезают на левую сторону, предварительно сбросив оба стремени, при этом повод из рук не выпускают.

7. Правила посадки в седло. Прежде всего нужно опустить стремена. Потом набросьте лошади на шею повод, только старайтесь не размахиваться сильно и резко, чтобы не испугать коня, но и не тащите повод через уши (очень чувствительное место), вашему коню это будет неприятно. Помните: не следует вставать прямо перед мордой лошади, она может вас сбить, чего-то испугавшись, держитесь рядом с ее мордой, чуть слева. Набросив повод, встаньте рядом с левым плечом лошади лицом к крупу, в левую руку возьмите поводья, собрав их так, чтобы чувствовать легкий упор в трензель и быть уверенным, что лошадь не пойдет вперед и не опустит голову. Левая рука с поводьями должна лежать на холке лошади, прямо перед передней лукой. Теперь той же рукой прихватите прядку гривы (лошади не больно, когда ее тянут за гриву), правой рукой возьмите стремя и помогите себе вставить в него носок левого сапога. Поймав ногой стремя, беритесь правой рукой за заднюю луку седла, а правой ногой сильно оттолкнитесь от земли, перенося вес на стремя и руки. Когда вы выпрямите левую ногу, стоящую в стремени, поднимайте правую ногу и переносите ее через круп лошади — как будто лезете через забор. Лучше, чтобы нога была прямой, и постарайтесь не зацепиться сапогом или коленом за лошадиный круп. При езде шагом спина всадника должна быть выпрямлена, плечи развернуты, поясница слегка подана вперед, руки согнуты в локтях под прямым углом, нога плотно прилегает к боку лошади и к седлу, пятка опущена вниз, носок поднят вверх, стремя находится на самой широкой части стопы.

Правильное и неправильные положения всадника

1 — правильная посадка, 2 – 5 основные ошибки посадки:
2 — сгорбленная спина, 3 — излишний прогиб поясницы, 4 — слишком отведенные плечи, 5 — напряженные плечи и руки.
Внутренняя поверхность ноги всадника от колена до щиколотки называется шенкелем и служит одним из основных средств управления лошадью. Необходимо, чтобы шенкель находился всегда у бока лошади, за подпругой. Для удержания равновесия в седле служат внутренняя часть бедра, называемая шлюсом, и колено. Колено и шлюс никогда не должны отходить от седла. Запомните, что сидеть в правильной посадке — удобно! Плечи должны быть слега опущены вниз и развернуты совершенно свободно, без сильного мышечного напряжения, которое через полчаса занятий станет попросту судорожным; легкий прогиб поясницы должен оставаться свободным и естественным; «вцепляться» в лошадь ногами тоже не нужно — на лошади нужно держаться за счет баланса, а не напряжения мускулатуры. При правильной посадке центр тяжести всадника находится на одной вертикальной прямой с центром тяжести лошади, и только такое положение позволит лошади легко и уравновешенно двигаться под седоком, а вам — четко воспринимать все ее движения и правильно на них отвечать.
Несколько раз привстаньте на стременах. Проверьте, чтобы никакая деталь снаряжения не терла и не давила, хотя бы и чуть-чуть. Затем разберите поводья так, как вы их будете держать при езде, управляя лошадью. Существует два варианта разбора поводьев: в одну руку и в две руки. Если вы не знакомы ни с одним, освойте второй. Разбор поводьев в две руки выглядит так: повод должен пройти между мизинцем и безымянным пальцем и между указательным и большим. То есть три пальца оказываются поверх повода, а два — большой и мизинец — под поводом.

Разбор поводьев в две руки

Поначалу это может показаться неудобным, но этот способ отработан давно и считается общепринятым: при каком-либо рывке поводьев (если лошадь, например, попробует резко опустить голову), давление повода придется на безымянный палец, а не прижмет вам мизинец. Натяжение повода должно быть таким, чтобы Вы чувствовали легкий упор, который даст вам возможность не пропустить любое движение головы лошади.
Разбор поводьев в две руки
Руки всадника должны находиться у холки лошади, а не задираться вверх, и прихваченная прядка как раз не позволит вам поднимать руки, а во-вторых, это даст вам дополнительную опору: держаться за поводья нельзя, это средство управления лошадью, а не страховка. Потеряв равновесие и пытаясь удержаться за повод, вы резким натяжением причините коню боль, а то и поднимете его на дыбы.
Руки, согнутые в локтях, должны быть свободно опущены вниз и слегка касаться тела всадника, а кисти рук — мягко и ровно держать разобранные поводья. Не поднимайте руки высоко над холкой лошади, помните, что руки вообще должны оставаться практически неподвижными, управление осуществляется за счет движений пальцев или, в крайнем случае, кисти. Не перетягивайте повод, не держитесь за него: это средство управления, а не дополнительная опора для наездника. Поскольку начинающему всаднику, как правило, не удается легко сохранять равновесие в седле безо всякой помощи рук, можно держаться за гриву.
Так же важно не давать поводу провиснуть. Возьмитесь за повод на таком расстоянии, чтобы при спокойном положении головы лошади чувствовать легкий упор, сохраняя таким образом необходимый контакт с ее ртом. При начале движения чуть короче подберите повод и сожмите бока лошади шенкелями.
Конь может понять, что на нем сидит новичок и он, возможно, будет проявлять непослушание, словно проверять: достанет ли новому наезднику твердости и уверенности, чтобы добиться своего. Так что, если лошадь не сдвинулась с места, когда вы сжали шенкелями ее бока, вместо плавного сжатия сделайте резкий, сильный толчок или даже серию толчков шенкелями, сопровождая их энергичным движением поясницы — как бы «выталкивайте» лошадь из-под себя. Не бойтесь толкать лошадь шенкелями так сильно, как только получится: причинить боль таким образом вы ей не сможете.
Значительно строже надо следить за руками: резкий рывок или просто слишком туго затянутый повод как раз и могут доставить лошади неприятные ощущения. Не пробуйте сильнее натянуть поводья, стараясь сдвинуть лошадь с места: максимум, чего вы добьетесь, это того, что она запрокинет голову и начнет пятиться. Напряженная посадка мешает управлению лошадью, излишне утомляет всадника, препятствует выработке баланса и в конечном итоге является значительно менее устойчивой.

8. Движение. Будьте внимательны при езде. За поворотом тропы может оказаться поваленное дерево или какая-то другая непредвиденная преграда, лошадь может испугаться вспорхнувшей птицы, наконец, на тропу перед вами может неожиданно выйти дикий зверь. И ко всему этому нужно быть готовым. Тем не менее, не стоит крепко стискивать поводья и лихорадочно вглядываться в дорогу перед собой.
Спуски и подъемы.
Если лошадь идет совершенно спокойным, обычным шагом, просто сидите прямо, как всегда. Но если вы чувствуете, что на спуске лошадь выносит передние ноги дальше обычного, это значит, что склон хоть и не крутой, но все же для лошади заметный. Помогите ей: не затягивая поводьев, чуть отклоните корпус назад, немного облегчив работу плечевых мышц. Впоследствии, на более крутых склонах, этим вы поможете лошади лучше сохранять равновесие. Достаточно отклониться настолько, чтобы центр тяжести располагался над центром тяжести лошади. Усиленное зажатие колен и бедер и сильнее опущенный книзу каблук помогут вам прочнее держаться в седле.

Положение всадника при движении вниз по склону

Правильная посадка всадника при спуске
На подъеме, наоборот, стоит немного наклониться вперед — необходимость этого вы также почувствуете по изменению хода лошади: усилится толчок задними ногами, передние же ноги лошадь будет меньше выносить вперед, чем при обычном движении, зато будет выше их поднимать. И при спуске, и при подъеме, требующем от лошади сколь-нибудь заметных усилий, она, как правило, немного опускает шею и вытягивает вперед голову. Не мешайте лошади, лучше немного отдайте повод, следя, однако, за тем, чтобы он не провисал. На подъеме по крутому склону стоит усилить наклон вперед, полностью отдать повод и предоставить лошади самой выбирать аллюр. Очень крутой склон лошадь будет преодолевать прыжками, тогда всадник должен встать на стременах с плотно прижатыми коленями, наклониться параллельно шее лошади, взяться за гриву. И при спусках, и при подъемах главное — совместить свой центр тяжести и центр тяжести лошади на одной оси и не затягивать повод. Стоит вам потерять уверенную, уравновешенную посадку, «упустить» шенкель далеко назад или вперед, как вы, утратив правильное положение в седле, начнете балансировать, стараясь сохранить равновесие и тем самым не облегчите, а затрудните работу лошади, постоянно перемещая центр тяжести.

Положение всадника при жвижении вверх по склону

Правильная посадка всадника при подъеме
Другая проблема, которая может возникнуть при движении в лесу — деревья и ветки. Тут требуется умение распределять внимание между управлением лошадью и какими-то параллельными действиями: низко нависающую над дорогой ветку необходимо вовремя увидеть, а после и увернуться от нее, наклонившись к шее лошади или подавшись вбок, и все это — не теряя контроля над конем. Для выполнения этой задачи достаточно уверенной посадки. Многие, но далеко не все лошади умеют самостоятельно оценивать расстояние до дерева или другого предмета с расчетом на то, чтобы не только самой не удариться, но еще и всадника не придавить к стволу. Поэтому за такими вещами вам придется следить самостоятельно. А если вы не успели вовремя повернуть лошадь и приходится проходить слишком близко от подобного рода препятствия, выньте ногу из стремени и положите ее перед крылом седла, ближе к шее лошади: при таком положении ваше колено не будет выступать в сторону дальше бока лошади, а за тем, чтобы не удариться самой, она всегда проследит.

Броды. При пересечении вброд ручьев и мелких речек нужно учитывать несколько правил. Переходить реку следует только в месте, указанном руководителем группы. При возникновении необходимости пересечь реку или ручей с быстрым течением следует направлять лошадь наискось против течения и все время видеть то место на противоположном берегу, куда нужно выйти. Во время переправы верхняя часть тела всадника должна быть несколько отклонена назад, поводья необходимо отдать, не теряя, однако, контакта со ртом лошади.
До тех пор, пока конь под вами не нарушает хода, не мешайте ему прислушиваться, принюхиваться, оглядываться по сторонам.
Не бойтесь, что лошадь может споткнуться, отвлекшись от дороги: обзор у нее много шире, чем у человека, и потому она прекрасно видит дорогу, даже если немного отвернется. Однако вам следует внимательно наблюдать за тем, как, куда и насколько сильно лошадь поворачивает голову: это поможет вам заранее разобраться в ее намерениях и вовремя предупредить возможные последствия.

Урок семнадцатый. Езда верхом

Учится ездить верхом и обучать лошадь работе «под седлом» надо в манеже. Крайне желательно, чтобы в это время в манеже кроме Вашей лошади больше не было лошадей, т.к. они будут отвлекать ее внимание от занятий и могут, любопытствуя, помешать Вам.

Если Вы не умеете ездить верхом, то перед тем, как чему-то учить лошадь, Вам необходимо самому научиться уверенно держаться в седле. Делать это нужно на опытной лошади, под руководством грамотного инструктора.

По началу Вам опять лучше прибегнуть к помощи напарника, который бы вел лошадь по манежу, придерживая ее за корду, прикрепленную к недоуздку, или кордео. Вы же просто сидите верхом на лошади, учась держать равновесие и предоставив управление лошадью Вашему помощнику. Однако, некоторые элементы управления лошадью в этот момент придется выполнять и Вам, а именно управлять ею Вашим весом и шенкелями.

Положение Вашего корпуса должно быть всегда в соответствии с движением лошади. При начале любого движения или при увеличении его темпа корпус надо подавать вперед. Чем больше скорость движения, тем больше корпус подается вперед. При поворотах корпус наклоняется в сторону поворота, и чем круче поворот, чем на большей скорости он исполняется, тем больше корпус подается в сторону поворота. При остановке и осаживании лошади корпус подается назад. Однако, как только лошадь начала движение, повернула, остановилась или осадила по Вашему требованию, Ваш корпус должен немедленно принять строго вертикальное положение.

Шенкелем называется внутренняя часть ноги всадника от колена до пятки. Шенкель является основным средством управления. Сжимая или толкая лошадь шенкелями, Вы заставляете ее двигаться вперед или в сторону. При работе шенкеля колено и бедро нужно плотно прижимать к седлу или бокам лошади. Используйте данные средства управления лошадью, дублируя управление лошадью Вашим помощником. При начале движения подайте корпус вперед и сжав шенкеля (но не слишком сильно) подтолкните ими лошадь слегка вперед. При поворотах нагибайте корпус в сторону поворота. Останавливаясь, подайте корпус назад. Все остальное время Ваше тело и ноги должны быть абсолютно расслаблены, нельзя закрепощаться и сжимать лошадь коленями – это для нее будет сигналом остановки. Посадка должна быть непринужденной и абсолютно свободной.

Помощник должен осуществлять управление лошадью с помощью недоуздка или кордео и голоса.

После того, как Вы освоитесь в седле, начинайте работать без помощника. Сядьте верхом на лошадь. Правила посадки приведу выше, они взяты из «Энциклопедии конника»
А. Левиной, с некоторыми изменениями: «Посадка на лошадь производится из положения «смирно», при котором всадник стоит у левого плеча лошади, держа лошадь за кордео.

Для того чтобы научиться правильно и быстро садиться на лошадь, вначале надо делать это по разделениям, в три приема.
По счету «раз» левой рукой кордео перехватываете у шеи (с захватом гривы) и, сделав полуоборот направо, правой рукой беретесь за стремя, поворачивая его наружной стороной к себе.

По счету «два» — вставляете левую ступню в стремя, правой рукой беретесь за заднюю луку и толчком правой ноги, помогая руками, выходите в упор на левую ногу, вытянувшись на стремени. Правой рукой опираетесь на переднюю часть седла и переносите прямую правую ногу через круп лошади, одновременно разворачиваясь лицом вперед и опускаясь плавно в седло.

По счету «три» — «берете» правой ступней стремя, разбираете кордео как повод и принимаете положение правильной посадки (о ней мы поговорим отдельно).

Стремя надо брать с наружной (от лошади) стороны, чтобы ремень путлища не перекручивался, а лежал гладко по голени ноги,

Проделав несколько раз посадку по разделениям на три счета, можно переходить к слиянию всех этих движений воедино и добиваться того, чтобы все они делались последовательно, быстро, четко и непринужденно, одно за другим».

Слезание с лошади происходит в обратном порядке до положения «смирно».

А именно: по счету «раз» — левой рукой берете оба «конца» кордео с гривой, а правой рукой опираетесь на переднюю луку и правую ступню вынимаете из стремени.

По счету «два» — правую ногу переносите через круп и ставите на землю, левую ступню вынимаете из стремени и приставляете к правой.

По счету «три» — делая полуоборот и шаг влево, снимаете кордео с шеи и с поворотом налево становитесь в стойку «смирно».

При посадке на лошадь без седла вместо луки седла опираетесь на спину лошади и делаете посадку на лошадь одним движением, слитно, в три этапа ее осуществить уже не получится.

Делается это так: левой рукой кордео перехватываете у шеи (с захватом гривы), правой рукой опираетесь на спину лошади. Опираясь на правую руку, отталкиваетесь от земли и, подпрыгивая, переносите правую ногу через круп лошади, одновременно разворачиваясь лицом вперед и опускаясь плавно на ее спину, удерживая кордео в левой руке. Правую спокойно опустите вдоль Вашего тела, при движении лошади не размахивайте ей, как птица крылом.

После того, как Вы сели на лошадь, посидите некоторое время спокойно, расслабьтесь, примите правильную посадку. Для того, чтобы выслать лошадь вперед, подайте корпус вперед, одновременно опустив кордео, подтолкнув лошадь вперед шенкелями и приказав голосом «Но!» или «Вперед!».

Как только лошадь начнет движение, тут же выпрямитесь, расслабьте поясницу и ноги, сидите на лошади спокойно и расслабленно, не оказывая на нее никакого давления и воздействия ни корпусом, ни шенкелями, ни кордео. Для остановки лошади отклоните корпус назад, натяните кордео к себе и прикажите голосом «Тпру!» или «Стой!». Шенкеля можно, как бы останавливая лошадь, подать назад. Для поворота вправо вынесите Вашу левую руку с зажатым в нем кордео влево и наклоните корпус в левую сторону. Правым шенкелем можно надавить на бок лошади, как бы подталкивая ее в левую сторону. Правый шенкель расслаблен и практически не касается лошади. При повороте направо уже левую руку с зажатым в ней кордео выносим вправо, вправо же наклоняем корпус и воздействуем на лошадь уже левым шенкелем, подталкивая ее влево. Все это сопровождается голосовой командой «Влево!» или «Вправо» соответственно. Не забываем раскрепощать посадку и тело (и ноги) при движении прямо, воздействие на лошадь идет лишь до тех пор, пока она не стартовала, не остановилась, или не повернула, и применяется только для этого. Держимся на лошади не за счет сжатия ее коленями, а исключительно за счет равновесия! Это немного противоречит некоторым методикам классической посадки и управления лошадью, но мы сейчас с Вами на свободной, а то и абсолютно на голой лошади. Здесь правила езды и управления лошадью другие.

Вообще, что касается именно меня, то я сажусь на лошадь с любой стороны, причем стараюсь делать это с тумбы или подходящего камешка или пенька, хотя если их нет, то обхожусь «академическим» методом. Делаю я первое потому, что не хочу ограничивать себя в возможностях, а второе – дабы поберечь спину лошади, ибо посадка с возвышения все же мягче, чем с заскоком непосредственно с земли. Однако, то, что я Вам дал выше – выработанные десятилетиями, а то и столетиями, правила, основанные на технике безопасности, и пренебрегать ими не стоит, особенно на начальном этапе Вашего обучения верховой езде.

Популярный среди представителей аристократии спорт продолжает обретать поклонников в России. О том, почему стоит выбрать верховую езду в качестве хобби, и что нужно знать начинающему спортсмену – читайте в нашем материале.

В прошлом умение ездить верхом было необходимостью, поскольку лошади были одним из немногих доступных средств для преодоления дальних расстояний. Сегодня же верховая езда стала элитным видом спорта, который обретает все большую популярность. На самые распространенные вопросы о конном спорте отвечает тренер по конкуру, владелец конно-спортивного клуба «Резонанс», Людмила Краснова.

Еще несколько столетий назад люди стали использовать лошадей в качестве транспортного средства, а также для участия в сражениях. Не только успех воина в битве, но и его жизнь зависели от навыков владения оружием, выносливости, силы, и умения хорошо держаться в седле и управлять конем.

Однако первые шаги в сторону развития верховой езды как спорта начал Петр I , который сам прекрасно держался в седле и создал первое подобие инструкции по управлению лошадью. В 1766 году, также благодаря стараниям Петра, в России прошли первые официальные конные турниры, в рамках которых всадники демонстрировали навыки верховой езды.

Следующий мощный толчок развития конного спорта в России случился после 1920 года. Повсеместно открывались школы верховой езды, секции, кружки, где люди обучались различным дисциплинам этого вида спорта. Уже в 1952 году всадники из СССР впервые приняли участие в XV Олимпийских играх, а в 1980 году советские спортсмены взяли свою первую золотую медаль на Олимпиаде в Москве.

Сегодня же верховая езда – это не только спорт, но и модное хобби. Помимо того, что езда на лошади благотворно влияет на физическое состояние организма, развивает мышечный каркас, укрепляет осанку и улучшает координацию, верховая езда также считается благородным видом спорта, поклонниками которого издавна были представители российской и зарубежной аристократии. Среди его поклонников королева Британии Елизавета II, принцесса Анна и ее дочь Зара Филлипс, эмир Дубая Моххамед ибн Рашид Аль Мактум, президент Российской Федерации Владимир Путин и многие другие представители политической элиты.

Кроме того, это отличная и уникальная возможность совместить физическую нагрузку с приятным времяпровождением, ведь в природе не существует иного вида спорта, который подразумевает контакт с животным.

Виды конного спорта

Сегодня существует великое множество направлений конного спорта, среди которых можно выбрать что-то подходящее для себя. Самые распространенные направления верховой езды – конкур и выездка.

Конкур – относительно новая и зрелищная дисциплина конного спорта, зародившаяся во Франции, суть которой заключается в преодолении верхом препятствий на маршруте. Конкур подойдет тем, кто предпочитает активные и энергичные виды спорта.

Выездка – дисциплина, в рамках которой всадник и лошадь демонстрируют искусство правильного движения. Выездка требует кропотливой работы для достижения идеальных результатов и является более спокойной и изящной дисциплиной.

Также существуют и другие направления конного спорта – джигитовка, вольтижировка, троеборье, скачки, драйвинг, однако в основе этих направлений лежат базовые элементы выездки и конкура, поэтому начинать лучше всего с освоения классических дисциплин.

Как выбрать подходящую дисциплину

Первые несколько месяцев всадник учится азам верховой езды – осваивает различные аллюры, ищет баланс в седле, учится правильно управлять лошадью, преодолевает страхи. Как только всадник осваивает необходимую базу, тренер предлагает ему выбор в зависимости от способностей ученика, а также от возможностей и условий выбранного конно-спортивного клуба. Поскольку речь идет о любительском спорте, стоит сказать, что всадники могут не ограничиваться выбором какой-то одной дисциплины, а чередовать конкурные и выездковые тренировки.

Также некоторые всадники предпочитают вообще не зацикливаться на каком-то определенном виде конного спорта, а занимаются в свое удовольствие, оттачивая навыки верховой езды. Кроме того, во многих клубах есть возможность заниматься не только в манеже (специальная крытая площадка для тренировок), но и выезжать верхом в поля или гулять по паркам.

Как выбрать конно-спортивный клуб

При выборе клуба стоит, в первую очередь, ориентироваться на ваши цели и возможности. Если ваша цель – достичь успеха в какой-то определенной дисциплине конного спорта, стоит искать конный клуб, специализирующийся на подготовке спортсменов в этой области.

А если вы просто хотите научиться держаться в седле и приятно проводить время, стоит обратить внимание на удобное расположение клуба, навыки тренера и состояние лошадей на конюшне – они должны быть чистыми, не истощенными, а в самом помещении конюшни должно быть тепло и сухо.

Как подготовиться к первому занятию

Несмотря на то, что для занятий верховой ездой не требуется особая физическая подготовка, перед первым занятием все же стоит сделать хотя бы легкую разминку, чтобы размять мышцы. В некоторых конных клубах тренер проводит зарядку уже верхом на лошади – это не только благотворно сказывается на состоянии мышц, но и помогает всаднику наладить контакт с лошадью.

Еще один важный момент – на занятие стоит приехать заранее. Во-первых, у вас будет время спокойно переодеться, а во-вторых, во многих клубах всадникам проводят ознакомительную экскурсию, во время которой они могут познакомиться с лошадьми и даже принять участие в чистке и седловке. Это помогает лучше понять строение лошади и больше узнать о конном спорте.

Как часто нужно тренироваться

Опытные тренеры рекомендуют заниматься два – три раза в неделю, для того, чтобы приобретенные навыки не терялись. Однако если у вас не получается посещать занятия несколько раз в неделю, стоит хотя бы делать это регулярно, не допуская долгих перерывов.

Какие группы мышц прорабатываются во время тренировки

Тренировка по верховой езде – отличная кардио нагрузка, задействующая группы мышц, которые непросто проработать на обычных тренировках по фитнесу, например. Работает внутренняя поверхность бедра, ягодичные и икроножные мышцы, квадрицепсы. Также одно из важных правил верхом на лошади – ровная спина, поэтому на занятиях вырабатывается правильная осанка.

Распространенные проблемы, с которыми сталкиваются начинающие

Одна из самых распространенных проблем начинающих всадников – страх. Многие спортсмены, впервые подходя к лошади, которая весит примерно полтонны, сильно пугаются и даже отказываются от занятия. В таких ситуациях важно помнить, что с вами всегда находится опытный тренер рядом, который будет направлять вас и вмешается в случае форс-мажора.

К тому же, лошади, которых предоставляют для занятий новичкам, крайне спокойные и дружелюбные. В конном мире таких животных называют «лошадь-учитель», поскольку они действительно помогают всаднику освоиться и правильными движениями подсказывают начинающему спортсмену верное направление.

Какая одежда подходит для верховой езды

В конном спорте, как и в любом другом, важно выбрать правильную одежду для тренировок. В стандартный набор для начинающего всадника входит защитный шлем, конные бриджи и сапоги или ботинки на небольшом каблуке высотой 3-4 сантиметра. В зависимости от времени года подбирается верх – летом это простая футболка или поло, зимой – флисовая кофта и жилетка. Важно, чтобы одежда не сковывала движений, но при этом и не была слишком просторной.

Меры предосторожности

Самое основное, чему необходимо научиться в кратчайшие сроки – техника безопасности. Несмотря на то, что лошади по своей природе миролюбивые и дружелюбные создания, они также очень пугливы. Поэтому самое первое, чему вас должны обучить – меры предосторожности. Как правило, инструктаж проводит ваш тренер перед началом занятия, подробно объясняя детали.

В чем главное преимущество конного спорта

Одно из главных преимуществ конного спорта в том, что это и спорт, и хобби одновременно. Независимо от того, какую дисциплину верховой езды вы выбрали, вы получаете полноценные тренировки. Однако при этом у вас появляется редкая для жителя мегаполиса возможность пообщаться с замечательными животными, побольше узнать о них и отвлечься от повседневной рутины.

Текст: Marie Claire Editorial · 10 октября 2019

ул. Фестивальная, 21а

Тел.: 8 496 547 52 49
моб. 8 929 500 88 88

НАШИ ПАРТНЁРЫ

Школа верховой езды в КСК «Сергиев Посад» представлена направлениями:

В каком возрасте начать заниматься верховой ездой?

На полноценные занятия в школу верховой езды следует отдавать ребёнка в возрасте 6 лет. Дети уже способны научиться правильно управлять лошадью или пони. Главное требование — знать понятия «право» и «лево» и внимательно выполнять команды тренера. Что касается взрослых, то ограничений по возрасту для верховой езды нет. Для того, чтобы уверенно держаться в седле, достаточно заниматься 1-2 раза в неделю.
Как проводится обучение?

Индивидуальные занятия начального курса верховой езды проходят в крытом манеже под руководством опытного тренера. На первых занятиях тренеры объясняют технику безопасности при езде верхом, учат чистить и седлать лошадь, ездить шагом и рысью. Второй этап обучения также проходит в манеже, проходят уроки езды шагом, рысью, подготовка подъёма лошади в галоп. Пройдя обучение езде всеми аллюрами, всадник может заняться конкуром, выездкой. Приобрести основные навыки верховой езды можно за несколько месяцев постоянных занятий — не менее двух раз в неделю.

Что надеть на первое занятие?

Для начала подойдут обычные джинсы или легинсы без швов и сапоги с нерифленой подошвой и небольшим каблуком. На руки лучше надеть тонкие перчатки. Далее следует приобрести бриджи с полной леей, сапоги для верховой езды или ботинки с крагами, а также специальные перчатки и защитный жилет. Обязательна каска или шлем.

Во время занятий следует:

— внимательно слушать тренера и выполнять его команды;

— работать с лошадью только с левой стороны: садиться, слезать, водить в поводу, седлать и расседлывать, заводить и выводить из конюшни;
— немедленно информировать инструктора о плохом самочувствии или возникшем недомогании;
— при седловке сначала накинуть на шею лошади повод, затем надеть уздечку, а потом поседлать;

— стремена должны быть подтянуты или перекинуты через седло, чтобы лошадь не зацепилась ими;

— ведя лошадь в поводу, держаться от впереди идущей лошади на расстоянии длины двух корпусов лошади (примерно 5 метров);

— угощать лошадь только с открытой ладони. Давать лошадям разрешается только сушки, сухари, ломтики яблок, морковки и кусочки сахара.

ПЯТЬ ПРИЧИН ЗАНЯТЬСЯ ВЕРХОВОЙ ЕЗДОЙ

1. Свежий воздух

Общение с лошадью происходит на свежем воздухе: либо на плацу, либо в сосновом бору на территории КСК. Соответственно, организм интенсивно насыщается кислородом, а это приводит к более быстрому расщеплению жиров и общему улучшению самочувствия.

2. Щадящая физическая нагрузка

Нагрузка при верховой езде зависит от аллюра, которым идет лошадь. Например, езда строевой рысью приравнивается к активному прогулочному шагу, езда галопом – к бегу по пересеченной местности. Во время спокойной верховой езды человек испытывает значительно меньшее воздействие на суставы и позвоночник, чем при быстрой ходьбе или беге, но в то же время приходится задействовать практически все группы мышц, чтобы сохранить равновесие.

3. Развитие координации движений и концентрации внимания

Лошадь во время шага делает более ста движений, которым всадник должен синхронизировать, вырабатывая чувство равновесия.

4 . Общение с животным.

В результате взаимодействия с лошадью во время езды, а также в период подготовки и расседлывания возникает определённое общение, которое меняет взгляд человека на мир. Как всадник чувствует лошадь, так и у лошади есть чувство всадника, настроение, желание работать или сопротивляться работе.

5. Лучший вариант досуга.

Верховая езда – замечательный способ отдохнуть от будничной суеты, оставить злободневные вопросы и посвятить несколько часов общению с благородным животным. Верховая езда – это отличное настроение и яркие впечатления!

А
Аллюр — (франц. allure, букв.- походка), способ поступательного движения лошади. Естественным аллюром (шагом, рысью, иноходью, галопом) лошадь движется без предварительного обучения. Искусственный аллюр (элементы высшей школы верховой езды — пиаффе, пассаж, школьные или испанские шаг и рысь, галоп на трех ногах, пируэт и т.п.) вырабатывают у лошади специальной тренировкой. Аллюр три креста.

Американка — 1. Изобретенный в Америке старинный двухколесный экипаж с большими колесами (радиус около 1,5 м) для ипподромных испытаний рысаков. 2. Прежнее название качалки.

Азиль (араб. асиль — породистый, благородный) — чистокровная арабская лошадь особо ценного происхождения.

Б
Багги — (англ. buggy), спортивный экипаж, фаэтон.

Банкет — (англ. banket — земляной вал), искусственное препятствие, на которое должна вспрыгнуть лошадь, а затем соскочить с него. Представляет собой земляную насыпь высотой до 175 см, шириной 350-450 см и длиной 3,5-14 м.

Барс 1 — серый жеребец — родоначальник орловской рысистой породы. Родился в Хреновском конном заводе в 1784 году. В течение 17 лет использовался как производитель и дал многочисленное потомство, сыгравшее решающую роль в становлении породы.

Барьерные скачки — разновидность скачек с препятсвиями. Препятсвия (хердели) длиной не менее 12 м и высотой 100-110 см устанавливают через каждые 250-300 м. Последнее препятсвие располагают не менее чем за 200 м до финиша.

Бассейн с водой — препятствие в виде наполненного водой прямоугольного котлована длиной 9 м, шириной 3 м и глубиной до 1 м.

Бега — разговорное название испытаний рысистых лошадей, а также ипподрома, где они проводятся.

Беговая упряжь применяется при тренинге и испытаниях рысаков. Беговую упряжь надевают на стоящую на развязке лошадь в определенном порядке. После бинтования ног и надевания необходимой обуви накладывают седелку с потником и подхвостником и застегивают подпругу. Затем надевают капсюль, уздечку с удилами и при необходимости оберчек с трензелькой. В комплект беговой упряжи входят: мартингал, потник, сережки, затяжные ремни, вспомогательная подпруга, колпачки с гортами, шорка. Вожжи пристегивают к кольцам удил в последнюю очередь.

Беговой круг — дорожка для тренинга и испытаний рысаков. Обычно имеет вытянутую форму с прямыми длинными сторонами и закругленными поворотами. Длина бегового круга — 1067 м. (верста) или 1600 м., ширина 12-16 м. На дорожке делают ровное не слишком жесткое плотное покрытие, чтобы не снижалась скорость бега. В зимнее время дорожка ледяная. Финиш всегда расположен в одном месте — против судейской. На крупных ипподромах устраивают призовой и тренировочный беговые круги.

Берейтор — (нем. Bereiter).
1. Наездник, специалист по выездке верховых лошадей.
2. Помощник дрессировщика лошади в цирке.

Бидарка — безрессорный двухколесный легкий экипаж, распространненый в южных областях европейской части России.

Большой Национальный (ливерпульский) стипль-чез (англ. Grand National steeplechase), одно из труднейших конных соревнований в мире. Разыгрывается с 1836 ежегодно в Ливерпуле на ипподроме Энтри. Дистанция 4 мили 856 ярдов (7218 м) с 32 прыжками.

Большой пардубицкий стипль-чез, соревнование, сложнейшее в континентальной Европе. Разыгрывается с 1875 на пардубичком ипподроме (Чехословакия) на дистанции 6900 м с 30 препятствиями.

Брек — (англ. break), английский 4-колесный рессорный охотничий экипаж с козлами для кучера и двумя продольными скамейками для пассажиров.

Бриджи — (англ. breeches), брюки для верховой езды специального покроя (широкие в бедрах и узкие, плотно облегающие ногу в голени).

Бричка — 1. Легкий открытый экипаж (как рессорный, так и примитивный безрессорный), распространенный в прошлом на западе и юге России. 2. Повозка с кузовом для перевозки грузов в мешках и насыпью.

В
Вольт — (франц. volte — поворот).
1. Фигура манежной езды, движение по кругу диаметром 6 м.
2. В соревнованиях по преодолению препятствий вольт — пересечение лошадью своего следа в любом месте конкурного поля. Рассматривается как неповиновение лошади и штрафуется.

Выводка — показ, кратковременная выставка лошади на специально оборудованной площадке перед комиссией, покупателями, зрителями.

Вальтрап — (ит. qualdrappa). Покрывало из сукна или бархата, надеваемое на спину лошади под седло.

Г
Галоп — самый быстрый скачкообразный аллюр в 3 такта с фазой свободного подвисания. По скорости и характеру движения различают манежный галоп (до 300 м/мин), кентер (400-750 м/мин), размашку и резвый галоп.

Гит —
1. Однократное прохождение рысаками дистанции при ипподромных испытаниях.
2. Неофициальное название однократного прохождения паркура в некоторых соревнованиях по преодолению препятствий (напр. на Кубок).

Горизонтальная крестовина — препятствие, состоящее из 2 жердей, перекрещивающихся в горизонтальной плоскости.

Д
Двуколка — одноконная одноосная рессорная повозка с кузовом для 2 человек. Грузоподъемность около 180 кг.

Денник — полностью закрытое помещение в конюшне для индивидуального содержания лошади без привязи. Денник располагают в конюшне вдоль прохода по одну или обе его стороны. Денник оборудуют кормушками и автопоилками.

Дерби — (англ. Derby).
1. Главный приз, который разыгрывают с 1780 на Эпсомском ипподроме в Англии для трехлетних жеребцов и кобыл чистокровной верховой породы. Назван по фамилии учредителя — лорда Дерби. Первоначальная дистанция скачки — 1 миля (1609 м), была увеличена в 1784 году до 1,5 мили и в 1872 году — до 2440 м.
2. Во многих странах главные призы для чистокровных верховых лошадей и рысаков.
3. Название некоторых главных призов в России, используемое в разговорной речи и неофициальных публикациях. 4. Некоторые крупные традиционные соревнования по классическим видам конного спорта, напр. Гамбургские Дерби по выездке и преодолению препятствий.

Дилижанс — многоместный конный экипаж для перевозки пассажиров и их багажа, а также почты. До появления развитой железнодорожной сети дилижансы совершали регулярные рейсы по определенным маршрутам между населенными пунктами.

Дог-карт — легкий одноосный или двуосный открытый экипаж с однолошадной или парной запряжкой.

Е
Ездок — на ипподроме участник скаковых испытаний лошадей, не имеющий звания жокея.

Ж
Жердь — составной элемент препятствий диаметром 10-12 см, длиной 4 м. Жокей — (англ. jockey), специалист, профессионально занимающийся тренингом и скаковыми испытаниями лошадей верховых пород. Для получения первичного звания необходимо сдать техминимум и выиграть 50 первых призов.

З
Забор — отвесное препятсвие из жердей или досок. В сочетании с канавами, засеками, жердями и т.д. составляет высотно-широтные препятствия.

Засека — тип препятствий на конноспортивных соревнованиях. Состоит из деревянной обвязки на столбах, внутри которой находится хворост или живой кустарник. Засеку устанавливают как одиночное препятствие и в комбинации с одной или двумя канавами.

И
Иноходь — быстрый симметричный аллюр с двухкопытным боковым опиранием и фазой свободного полета. Длина шага лошади при иноходи меньше, чем при рыси, но скорость движения может быть больше из-за свойственного иноходи более частого переступания.

Ипподром — (греч. hippos — лошадь и dromos — бег, место для бега), комплекс сооружений для проведения испытаний лошадей и конноспортивных соревнований, выставок и выводок лошадей.

Иппология — (греч. hippos — лошадь и logos — учение), наука о лошади, существующая с древнейших времен. Иппология включает сведения о происхождении лошади, породообразовании, анатомии и физиологии, разведении лощадей и выращивании молодняка, испытаниях и конном спорте, кормлении и основах гигиены лошадей.

Иппотерапия (рейттерапия)- лечебная верховая езда (иппотерапия — в переводе с греческого, «лечение лошадью») это эффективный метод восстановительной терапии. Иппотерапия — физиотерапевтическое лечение, основанное на нейрофизиологии, использующее лошадь и верховую езду.

К
Кабриолет — (франц. cabriolet), легкий 2-колесный экипаж.

Камзол — (нем. Kamisol), форменная одежда наездников и жокеев для ипподромных испытаний лошадей, обычно куртка или рубашка яркой расцветки.

Канава — вид препятствия. В паркур многих соревнований по преодолению препятствий обязательно включают сухую или наполненную водой открытую канаву. Ее ширина в зависимости от класса соревнований 200-450 см, а спереди, посередине или сзади нет никакого препятствия, превышающего уровень воды.

Карета — (итал. carretta), большой закрытый комфортабельный экипаж с окнами, дверцами и ступеньками.

Карьер — резвый галоп. На скачках чистокровные верховые лошади проходят карьером 1 км быстрее, чем за 1 мин (мировой рекорд — 53,6 сек.).

Качалка — легкая колесная тележка для тренинга и ипподромных испытаний рысаков, основной вид беговых экипажей, вытеснивший беговые дрожки.

Коляска — комфортабельный рресорный экипаж для пассажиров с верхом на сиденье.

Конеферма — основная форма коневодства в хозяйствах. На конефермах разводят рабочих лошадей для нужд своего хозяйства и продажи.

Конкур — конкур-иппик (франц. Concours Hippique — конные состязания), в широком понимании всякое конно-спортивное соревнование. В нашей стране — соревнования по преодолению разнообразных препятствий (от 6 до 18).

Конный завод — коневодческое хозяйство, предназначенное для разведения и улучшения породных лошадей, выращивания племенных лошадей. Часть выращенных лошадей предназначают для конного спорта, экспорта и других пользовательских целей.

Конноспортивная школа — основная форма организации занятий конным спортом, наряду с конноспортивными клубами и секциями. Конноспортивные школы обучают верховой езде, проводят тренировочные занятия со спортсменами по разным видам конного спорта, выездку и тренинг спортивных лошадей, организуют конноспортивные соревнования.

Конный спорт — различные виды езды и упражнений на лошадях. Включает выездку, преодоление препятствий, троеборье, скачки и кроссы, пробеги, джигитовку и вольтижировку, конноспортивные игры, спортивную езду в экипажах.

Коновязь — укрепленное горизонтально на вкопанных в землю столбах бревно или толстая жердь для привязывания лошади вне конюшни. Высота — 100-120 см, длина из расчета 150 см на каждую лошадь.

Конюшня — помещение для содержания рабочих и племенных лошадей. Чаще всего имеет двухрядную внутреннюю планировку. Вдоль наружных стен размещают станки и денники, а между ними — конюшенный проход.

Крестовина — препятствие, состоящее из 2 жердей, перекрещивающихся в вертикальной плоскости.

Кросс — (англ. cross — пересекать, переходить), скачка с препятствиями по пересеченной местности.

Корда — лонжа, прочная тесьма длиной 8-10 м и шириной 15-20 мм, предназначенная для прогонки лошади по кругу.

Краги —
1. Съемные твердые голенища с застежками.
2. Раструбы у перчаток, используемых наездниками на бегах.

Л
Ландо — (франц. Landau), распространившийся в XIX веке 4-колесный экипаж с мягкими рессорами, легким ходом и роскошной отделкой.

М
Манеж — (франц. manege), открытая или закрытая площадка для верховой езды. Обычно имеет форму прямоугольника размером 20×40 м или 20×60 м (минимально — 10×20 м).
Масть — один из главных опознавательных признаков лошади. Точное определение масти наряду с описанием примет позволяют отличать одну лошадь от другой. Масть является наследственным признаком лошади и определяется цветом покровных волос головы, шеи, корпуса и конечностей и защитных волос гривы, хвоста и щеток . Основные масти лошадей — вороная, гнедая, рыжая и серая; производные от них — караковая, бурая, игреневая, буланая, соловая, саврасая, каурая, мышастая, чалая, пегая, чубарая.

Н
Наездник — специалист по тренингу и испытаниям рысистых лошадей. Производит ежедневную работу с лошадью, подготавливает ее к испытаниями, едет на лошади на приз.

Недоуздок — узда без удил, предмет конюшенного обихода, предназначенный для содержания лошади на привязи (при помощи чумбура) и вывода ее из конюшни.

Ногавки — защитные приспособления, предотвращающие эксплуатационные травмы нижней части конечностей лошади — защитная обувь.

О
Овечий загон — закрытая система препятствий на конкуре или кроссе, имеющая вид огороженной палисадами или жердевыми заборами площадки. Преодолевается в два прыжка: внутрь загона и из него.

Оксер — (англ. oxer), высотно-широтное препятствие, состоящее из 2 параллельных элементов с третьим, расположенными между ними, чаще всего — параллельные брусья с херделями или засекой.

Омнибус — (от лат. omnibus — для всех), многоместный конный экипаж для регулярной перевозки пассажиров по определенным маршрутам в городах и между населенными пунктами. Широко использовался в XIX веке особенно в Англии и во Франции.

П
Палисад — (от франц. palissade — частокол, загородка), вертикальное препятствие в виде забора из штакетника. Два палисада, расположенные один за другим образуют высотно-широтное препятствие.

Параллельные брусья — высотно-широтное препятствие из 2 параллельных жердей, укрепленных на стойках.

Паркур — совокупность препятствий, расположенных на площадке для соревнований по их преодолению. Всадник должен пройти паркур по установленному маршруту, уложившись в норму времени и сделав минимальное число ошибок.

Пирамида — (от греч. pyramis), тройник, трипль-бар, высотно-широтное препятствие для конкура, состоящее из 3 жердей, расположенных один за другой на постепенно возрастающей высоте.

Подковы — металлические пластинки, прикрепляемые гвоздями к копытам лошадей для предохранения рога от стирания и обламывания. Впервые стали применяться в VIII- IX веках во Франции.

Препятствия — 1. Искусственные сооружения для конкуров и стипль-чезов. Бывают отвесными, широтными, высотно-широтными. Во всех конкурах препятствия не могут быть выше 170 см и шире 200 см, максимальная ширина канавы — 450см. На стипль- чезах максимальная высота препятствия 140 см, ширина канавы с водой — 4 м. 2. На дистанции кросса в троеборье максимально используют естественные препятствия. Их, а также искусственные препятствия укрепляют, чтобы они не менялись до конца соревнований. Располагают препятствия так, чтобы их нельзя было объехать стороной, сочетая искусственные препятствия с естественными (склонами, ручьями, канавами, живыми изгородями и т.д.).

Пролетка — 4-колесный рессорный экипаж для быстрой езды в городе.

Посадка — положение всадника в седле. Он должен сидеть уверенно, ровно, свободно, не напрягаясь и мягко следуя за движениями лошади. Центр тяжести всадника находится как можно ближе к линии центра тяжести лошади.

Подпруга — часть конского снаряжения, широкий прочный ремень из кожи или другого материала. Охватывает корпус лошади снизу и с обоих боков и удерживает на ней седло.

Р
Редингот — (от франц. redingote — сюртук для верховой езды), удлиненный приталенный пиджак из яркоокрашенного (красного, синего и др.) плотного материала с воротником из черного бархата. Традиционная одежда всадников на соревнованиях по преодолению препятствий и троеборью, а также при участии в конных охотах.

Резвость —
1. При ипподромных испытаниях и подготовке к ним обозначение времени, за которое лошадь проходит всю дистанцию или часть ее.
2. В выражениях «Резвость скачки 1.35» или «Резвость заезда 2.03,7» указывают время, показанное победителем скачки или заезда.
3. Выражения «резвая лошадь», «резвый аллюр» и т.п. означают движение с большой скоростью.

Решетка — отвесное препятствие.

Русская тройка — традиционная русская запряжка, появившаяся впервые в XVIII веке. Среднюю, коренную лошадь запрягают в оглобли с хомутом и дугой, а боковых, пристяжных в хомуты или шорки с постромками, которые цепляют к валькам, надетым на крючки повозки. При быстрой езде коренник бежит рысью, в то время как пристяжки скачут галопом.

Рысаки — группа пород легкоупряжных лошадей, главным отличительным признаком которых является способность к длительному движению резвой, летящей рысью. Выведены в XVIII-XIX вв. в связи с возросшей потребностью в быстроаллюрных лошадях для перевозки экипажей.

Рысь — один из быстрых аллюров лошади. Двигаясь рысью, лошадь попеременно переступает диагональными парами ног: правой передней — левой задней, левой передней — правой задней.

С
Седло — как приспособление для верховой езды известно с начала 1 тыс. до н.э. Сначала их закрепляли на лошади при помощи хвостового и нагрудного ремней, затем стали пользоваться подпругой.

Скачки —
1. Ипподромные испытания работоспособности лошадей верховых пород резвым галопом под всадником.
2. Один из видов конного спорта, включающий барьерные скачки и стипль-чезы, проводимые на ипподроме, а также кроссы на местности. У многих народов существуют национальные виды скачек на различные дистанции. Скорость движения лошади — шагом — 4 км/ч, рысью — 9-30 км/ч, галопом (кентером) — 20 км/ч или 1 км за 2,5 мин.

Сметанка — светло-серый жеребец арабской чистокровной породы, купленный А.Г. Орловым-Чесменским в Аравии в 1775 году по преданию за 60 тыс. руб. Дед по отцовской линии Барса 1.

Станок —
1. Стойло, место для индивидуального содержания лошади на привязи в конюшне. Длина станка должна быть не менее 2,85 м, ширина — 1,6 м.
2. Приспособление для фиксации лошади во время ветеринарных обработок.

Стек — (англ. Stiek — палка, прут), хлыст для верховой езды с ручкой на одном конце и ременной петлей на другом.

Стенка — каменная стенка, на соревнованиях по конкуру высотное препятствие в виде стены, изготовленной главным образом из дерева и раскрашенной под кирпич или камень. Высокую стенку складывают из 2 частей. Верхняя из них свободно лежит на нижней и при задевании сбивается.

Стипль-чез — (англ. steeple -колокольня, и chase — погоня, преследование), первоначально скачка по пересеченной местности до заранее условленного пункта, например видной издалека колокольни. Впервые стипль-чез был разыгран в Англии в 1792 году на дистанции 8 миль (12875 м). Самым трудным считают Большой (Ливерпульский) национальный и Большой Пардубицкий. В нашей стране стипль-чез разыгрывают на дистанции 4000-6000 м для лошадей чистокровной верховой и полукровных пород.

Стремя — часть седла, приспособление для упора ноги всадника при посадке на лошади и езде верхом. Первоначально функцию стремян, вероятно, выполняли отверстия по краям звериной шкуры, постеленной под всадника на спину лошади. Затем были изобретены стремена в виде ременных петель. Металлические стремена появились в Азии и Европе в IV- V вв. н. э.

Сбор — уравновешивание лошади под всадником для придания ей положения, из которого лошадь легко выполняет движение в любую сторону.

Т
Тарантас — в нач. XIX века дорожная повозка на длинных зыбучих дрогах, впоследствии — 4-колесная рессорная легковая повозка с открытым кузовом, оборудованным полумягкими съемными передним и задними сиденьями, поручнями, подножками и щитками. Одноконный тарантас рассчитан на 2 пассажиров, в пароконном имеется третье место рядом с кучером на переднем сиденье.

Таратайка — (польск. taradajka), двуколка, легкий безрессорный 2-колесный экипаж.

Тотализатор — (франц. totalisateur). 1. Счетная машина (первоначально — механический счетчик) на ипподромах, на которой подсчитывают ставки в каждом заезде или скачке и определяют выигрыш на билет с правильно угаданным победителем или комбинацией победителей и призеров. 2. Игра на деньги на бегах и скачках, организуемая администрацией ипподрома через специальные кассы, где принимаются ставки и выплачивают выигрыши, подсчитанные машиной-тотализатором.

Тренинг лошади — (англ. training — обучение, упражнение), планомерный процесс ее подготовки к достижению наивысших показателей при ипподромных испытаниях или в спортивных соревнованиях. Цели тренинга — формирование и совершенствование у лошади необходимых двигательных навыков и качеств силы, скорости, выносливости.

Трот — замедленная и укороченная рысь (длина шага ок. 2 м.). Различают тихий трот, не имеющий стадии подвисания (скорость 1 км за 4,5 мин) и ускоренный трот, называемый также свободным, или веселым (скорость прохождения 1 км — 3,5 мин). Работа свободным тротом составляет около половины тренинга рысака.

Трензель — (от нем. Trense), трензельное железо, удила, состоящие из грызла и 2-х колец, за которые трензель крепят к щечным ремням оголовья, К кольцам пристегивают также повод. Во рту лошади грызло лежит на языке и беззубых краях нижней челюсти, касаясь углов рта.

У
Упряжь — сбруя, приспособление для передачи тягового усилия лошади на повозку (экипаж). Подбирают и подгоняют ее к каждой конкретной лошади, чтобы упряжь способствовала максимальному проявлению работоспособности и не травмировала бы его тело.

Уздечка — часть конского снаряжения и упряжи, предназначенная для управления лошадью. Состоит из надеваемого на голову лошади суголовья, или недоуздка, удил и поводьев.

Ф
Фаворит — (франц. favori, favorite), на ипподроме — лошадь, считающаяся вероятной победительницей предстоящей скачки или заезда. На нее больше чем на других лошадей делают ставок в тотализаторе.

Фазанья дорожка — высотно-широтное препятствие, состоящее из параллельных брусьев и 2 херделей, расположенных по одному впереди и сзади брусьев.

Фаэтон — (франц. phaeton по имени Фаэтона — сына обладателя огненной колесницы, древнегреческого бога солнца Гелиоса), легкий 4-колесный рессорный спортивный экипаж с откидным верхом. Запрягают парой лошадей или четверкой цугом.

Х
Хердель — забор из прутьев, плотно набитых в деревянную раму.

Хлыст — вспомогательное средство управления лошадью, использование которого ограничено правилами конного спорта и ипподромных испытаний лошадей. Xлыст должен быть не длиннее 75 см, а при испытаниях рысаков — 125 см.

Ц
Центр массы всадника и лошади — в состоянии покоя, когда лошадь стоит, равномерно опираясь на все 4 конечности, находится приблизительно в точке пересечения горизонтальной линии, проходящей на высоте плечелопаточного сочленения, и вертикали, касающейся заднего края мечевидного отростка грудины лошади. Во время движения положение центра массы все время меняется. Добиваясь сбора лошади, всадник стремится переместить его назад, чтобы облегчить управление. Изменяя уклонами корпуса положение своего центра массы, всадник влияет на равновесие лошади, регулирует и направляет ее движение.

Ч
Чумбур — повод недоуздка для привязывания лошади. Чумбура бывают цепные, веревочные или тесьмяные.

Ш
Шаг — 1. Медленный аллюр лошади без фазы свободного подвисания с 2-х и 3-копытным опиранием, при котором слышны 4 последовательных удара копыт о землю. Частота шага — около 100 в 1 мин. Скорость движения шагом быстроаллюрных лошадей — 6-8 км/ч, тяжеловозов — 4-5 км/ч. 2. Одно переступание конечности, длина которого измеряется расстоянием между двумя последовательными следами одного копыта и колеблется на шаге от 0,8 до 1,2 м, на рыси — от 2,5 до 6, на галопе — от 5 м до 8 м.

Шарабан — (франц. char a bancs — повозка со скамейками), легкий рессорный 4-колесный экипаж с 2 сиденьями, расположенными чаще всего вдоль кузова одно против другого.

Штабель жердей — высотно-широтное препятствие.

Шенкель — (нем. Schenkel) Одно из средств управления верховой лошадью, внутренняя поверхность ноги всадника от колена до ступни, приложенная к телу лошади за подпругой.

Шпора — (нем. Sporen) — шипы. Вспомогательное средство, усиливающее действие шенкелей. Крепится ремешком на верхней части задника сапога.

Швунг — увеличение шага при сохранении темпа

Щ
Щетки — пучки длинных защитных волос на задней поверхности нижней части пясти, плюсны и путовых суставов. Щетки развиты главным образом у лошадей местных и упряжных пород, особенно у тяжеловозов. У верховых лошадей их чаще всего нет.

Э
Экстерьер — (франц. exterieur от лат. exterior — внешний), внешнее строение, наружные формы лошади. Термин введен в науку французским анатомом К.Буржеля в 1768 году. Знание экстерьера дает возможность правильно оценивать лошадь при ее наружном осмотре.

Эстафеты — (франц. estafette), командные соревнования по преодолению препятствий, в которых члены команды поочередно проходят весь паркур или его часть. Победительницей признается команда, показавшая лучшее суммарное время прохождения маршрута или получившая максимимальную сумму положительных баллов.

Ю
Ютландская порода — датская порода тяжеловозов. В XIX в. это были сухие плотные лошади, но затем в результате скрещивания с клевелендскими, суффолькскими, клейдесдальскими и шайрскими лошади были укрупнены и приобрели признаки, типичные для лошадей тяжелоупряжных пород. Имеют крупную голову, короткую шею, длинный корпус, значительную оброслость конечностей. Рост 157-163 см. Масть рыжая и игреневая, унаследованная от суффолькских предков.

Я
Ясли —
1. Кормушка для лошади.
2. Устройство для скармливания сена лошади в виде решетки из вертикальных прутьев. Закреплена под углом на стене станка или денника несколько выше уровня головы лошади. Из яслей сено лошадь поедает постепенно, оно почти не попадает на пол и не затаптывается.

admin