Уход за седлом для лошади

Уход за амуницией

Во-первых, внимательному владельцу стоит следить за состоянием изделий из кожи: не протёрлись ли до дыр, есть ли ещё требуемый запас прочности?
Во-вторых, перед использованием следует проверять целостность швов. На любых изделиях из кожи обычно самое уязвимое место — это шов, стягивающий один фрагмент кожи с другим. От времени, но чаще — от влаги и грязи нитки сгнивают, и швы лопаются. Если кожа была проклеена, то имейте в виду, что при сильных нагрузках клей может разорваться.
Это в первую очередь относится к поводьям, подпругам, пристругам и путлищам. Если вы заметили шовный разрыв, то заблаговременно, до использования изделия, побеспокойтесь о ремонте — склейке кожи качественным клеем или повторном сшивании.

В случае, если амуниция принадлежит непосредственно вам, то рекомендуется после каждой верховой прогулки хотя бы бегло чистить её и осматривать. Элементарная чистка вашего инвентаря поможет существенно продлить срок эксплуатации. Регулярный осмотр и поиск новых повреждений поможет избежать вам и вашей лошади травм при следующей поездке.

Теперь пару слов об уходе за кожаными изделиями. Самое простое и доступное средство для снятия грязи — это обыкновенная влажная тряпка. Однако частое смачивание кожаных поверхносттей в воде приводит к изменению качества кожи: она становится жёсткой, ломкой. Поэтому старайтесь мыть водой кожу только в крайнем случае, когда грязи действительно много.

С другой стороны, некоторые специалисты по ремонту сёдел — шорники — считают нормальным проводить чистку седла не каждый день, а реже: один раз в неделю. В случае же, если требуется небольшая чистка, то воспользуйтесь сухой трапкой или замшей. Современная промышленность выпускает неплохие средства по уходу за кожей сёдел. Периодически такими средствами стоит проводить увлажнение кожных поверхностей амуниции.

Если ваша лошадь выходит на прогулки чистой и при езде используется вальтрап, то седло вообще нет необходимости чистить. Однако это не относится к путлищам и подпруге.
После поездки вальтрап стоит вывернуть изнаночной стороной вверх и положить на просушку.
Осмотрите подпруги, бинты и ногавки. Вполне возможно, тоже их тоже стоит отправить на просушку. Если есть следы загрязнения, то и в последующем — чистку щёткой.
Перед стиркой просушите амуницию и почистите жёсткой щёткой от шерсти, грязи, навоза и опилок.

Сильно загрязненные вещи на полдня-день замочите в тазу с порошком. После замачивания обычная бытовая стиральная машинка средних размеров прекрасно справится. Если вознимают затруднения, можно воспользоваться прачечными. После того, как амуниция отстиралась, достаньте и обязательно встряхните его и повесьте на просушку. Вальтрапы требуют тщательного растягивания и расправления, иначе они уменьшатся в размерах.
Корды и недоуздки перед стиркой положите в защитный мешок. Отстираются они не хуже, а мешок не даст карабинам амуниции разбить смотровое стекло стиральной машины.
После расседлывания лошади тщательно промойте и просушите трензель. Особое внимание при мытье амуниции уделите кожаным частям уздечки.

Уход за подпругой
Если у вас кожаная подпруга, то после мытья её рекомендуется смачивать специальным седельным мылом. В случае отсутствия седельного мыла воспользуйтесь маслом.
Если же у вас тканая или нейлоновая подпруга, то мыло или масло уже не подойдёт. Такие подпруги нужно чистить щёткой. Моющие средства применяйте с осторожностью: бывает, что у лошадей на химические средства возникает аллергия.

Если же у вас амуниция из синтетики, то для ухода за ней воспользуйтесь инструкцией производителя изделий.

Другое дело — попоны. В обычную машину-автомат они не влезут. Поэтому заботливые конники стирают попоны руками, в ванной. Да, стоит предупредить, что это сложно. Второй раз в ванной вручную вы, скорее всего, уже стирать не захотите, а стиральные машины с большим баком — большая редкость. Вероятно, придётся воспользоваться специализированной прачечной. Поэтому перед стиркой просушите попону, затем отчистите её жёсткой щёткой от шерсти, грязи и опилок и отдайте профессионалам.

Помытую амуницию нужно просушить в тени при средней комнатной температуре. Ну а уже после сушки кожаные элементы амуниции для мягкости надо пропитать специальным маслом, после чего промазать воском, протереть и отполировать тряпочкой.

Если есть переизбыток амуниции, то лишние вещи храните в конюховках или кладовке. Для сохранности чистую и просушенную амуницию стоит обработать консервантом. Это позволит кожаным изделиям оставаться мягкими и целыми долгие годы.

Держите вашу амуницию в чистоте, и она будет радовать вас своей надёжной работой ещё долгое время!

за амуницией из кожи» width=»480″ border=»0″>

Купить крепкие ногавки из полиуретана и неопрена по хорошей цене на AliExpress.

Каждый опытный коневод знает, что ухоженная амуниция всадника – это, в первую очередь залог безопасной езды, а значит ощущение комфорта как со стороны лошади, так и со стороны всадника. Если говорить кратко об амуниции лошади, к ней нужно всегда ставиться, уважительно: покупать с умом, постоянно ухаживать и осматривать после каждого использования, на наличие повреждений.

Уход за кожаной амуницией

Частый уход за амуницией всадника способствует нормальному сохранению кожи во время всей эксплуатации. Независимо от срока службы такая амуниция будет иметь хорошею прочность и эластичность. А своевременное выявление признаков ношения (потертость швов, потрескивание кожи в местах, где она сгибалась, согнутые пряжки и прочие) дает возможность устранить неполадки во время.

Фото кожаного седла

Самые «слабые места» – это приструга, поэтому седло для лошади нуждается в максимальном осмотре, особенно в том месте, где элементы крепятся к сидению. Также стоит уделять внимание подпругам, особенно изнашиваются резинки (если они присутствуют), простроченные швы и соединения пряжек.

Какими должны быть стремена и трензеля?

Лучше всего надавать преимущество стременам и трензелям для лошади, которые выполнены из нержавеющей стали, поскольку именно такой материал характеризуется наибольшей прочностью, в отличие от пластика либо резины. Время от времени смазывайте путлища, для того, чтобы предотвратить огрубение кожи.

Лучший выбор — стремена из нержавеющей стали

Осматривать также нужно пряжки, что соединяют стремена с седлом. Обнаружения их разрушения во время тренировки может закончиться падением и травмой, соответственно.

И просто несколько советов по ухаживанию за конной амуницией правильно:

  • не забываете время от времени следить за уздечками, они также имеют свойство изнашиваться;
  • в случае выбора кожаного недоуздка Вы получите удобство, но для частого применения лучше применять нейлоновые, они более прочные;
  • не стоит покупать новые седла или оголовья, продающиеся по слишком низкой цене, в основном они сомнительного качества;
  • если сравнивать по уровни безопасности, то шпунтованные пряжки лучше, чем петельные;
  • В отдельных случаях та или иная часть амуниции всадника лошади используется редко и поэтому правила описаны выше к ним не относятся.

    Следите за конной амуницией, чтоб не было непредвиденных ситуаций.

    Каждый конник знает, что седло требует постоянного ухода, иначе прослужит недолго. С древних времен его периодически обрабатывали маслами и воском. Однако в современном мире изменились как технологии обработки кожи, так и средства ухода за ними. В особенности это касается амуниции фирмы Barefoot, которая выполнена из современных материалов инновационными методами.

    Уход за кожаными седлами Barefoot

    При производстве седел компания использует два типа кожи: мягкую и нубук. Мягкая кожа обладает гладкой и податливой поверхностью. Нубук обычно имеет слегка шершавую структуру, но шлифуется специальным образом при производстве амуниции Barefoot, поэтому отличается от стандартных изделий из такого материала.

    Оба типа кожи обладают очень хорошим сцеплением всадника с седлом. Использовать жиры и воски для ухода за такими типами кожи, которыми наводнен российский рынок, категорически нельзя, потому что они могут забить поры кожи. А очистители седел на основе растворителей могут растворить также и экологически чистую растительную краску.

    Поэтому использование сторонних средств по уходу за кожей, лишает амуницию гарантии. Но у фирмы Barefoot есть собственные специальные среда, которые позволяют безопасно отчистить седло от грязи, а также значительно продлить срок его службы и даже обновить внешний вид. Они созданы профессионалами, разработаны специально для фирменной амуниции, проверены в ходе многих опытов и проб, учитывают все особенности созданной структуры.

    Специальные чистящие средства Barefoot

    Загрязнения кожаной поверхности убираются специальным очистителем легко и просто.

  • Распылите специальное чистящее средство.
  • Аккуратно протрите седло мягкой тканью.
  • Места с сильными загрязнениями можно увлажнить чистящим средством Barefoot сильнее окружающей поверхности, после чего оттереть его мягкой тканью.
  • После окончания чистки обязательно удалить все остатки чистящего средства с поверхности с помощью сухой ткани.
  • Периодически желательно обрабатывать кожаное седло специальным кремом, перед этим оно обязательно должно быть очищено от грязи. Если вы пользуетесь амуницией Barefoot довольно долго, и она начала выцветать, то вместо обычного фирменного средства для ухода за кожей, достаточно использовать специальный крем черного или коричневого цвета, который тоже продается в нашем магазине.

    1. Нанесите небольшое количество средства для ухода за кожей с помощью губки, которая идёт в комплекте.
    2. Дайте седлу высохнуть.
    3. DryTex – синтетическая кожа с простым уходом

      Материал DryTex, из которого сделаны более бюджетные модели амуниции Barefoot, обладает очень важными качествами:

      • морозоустойчивость – можно ездить зимой в любую температуру;
      • гидрофобность – не промокает даже под проливным дождём;
      • слегка зернистая фактура – обеспечивает хорошее сцепление всадника с седлом.

      Ухаживать за DryTex гораздо проще, чем за кожей. Достаточно просто протирать его влажной губкой – это не принесёт никакого вреда даже без последующей обработки. При очень сильных загрязнениях можно растворить каплю мыла в блюдце воды и очистить грязь тряпочкой, смоченной этим раствором.

      Важно: ни в коем случае не использовать средства для очистки грязи на основе растворителей! При протирке губка/тряпочка должны быть не мокрыми, а слегка влажными.

      Заботьтесь о своем седле правильно, и оно прослужит вам долгие годы даже при активном использовании.

      Выполнение несложных требований по обслуживанию конного инвентаря избавит от многих проблем как всадника, так и скакуна. От состояния амуниции зависит безопасность самой езды. Ведь небрежное отношение ухудшает качество, сокращает долговечность даже самого достойного дорогостоящего снаряжения.

      Что входит в комплексный уход за конной экипировкой?

      Регулярное обслуживание

      Приспособления для верховой лошади чистят, моют, протирают, просушивают. Тканевые изделия время от времени стирают.

      После каждого рассёдлывания с экипировки удаляют пыль. Если прогулка пришлась в дождь или снег, приспособления протираются насухо. Металлические удила и стремена будут блестеть вне зависимости от погоды, если их каждый раз мыть и тщательно натирать.

      Труднодоступные, уязвимые участки седла протирают от потовых загрязнений вспененной губкой, затем тщательно просушивают изделие в разобранном виде. Остальную поверхность обрабатывают специальным крем-мылом, вытирают насухо.

      Обрабатывать кожу смоченной тряпкой желательно только в случае сильного загрязнения, поскольку кожаная амуниция от частого взаимодействия с водой делается жесткой и ломкой. Специалисты рекомендуют проводить влажную чистку седла не чаще одного раза в неделю, а поверхностную, с использованием сухой тряпки или замши, – после каждой езды. Если же скакун выходит на прогулки чистым и под седлом у него вальтрап, то чистить седло каждый раз нет необходимости.

      Уздечку в отличие от седла очищают регулярно. Ремни можно даже мыть в тазике с мыльной водой и хорошо вытирать. Перед процедурой расстегиваются все пряжки, само снаряжение разбирается на составляющие.

      Подпругам, ногавкам, бинтам после тренировки дают просохнуть, а затем вычищают щеткой. Для текстильных и неопреновых подпруг применяют чистку пенящими средствами (мылом или моющими средствами).

      Вальтрап после снятия седла переворачивают изнанкой вверх, кладут на просушку. Тканевая прослойка быстро поглощает пот, шерсть, пыль и поэтому нуждается в периодической стирке (лучше ручной). Моющие средства важно применять крайне осторожно – на них у некоторых животных аллергия. Прежде чем стирать изделие, его просушивают, обрабатывают жесткой щеткой. Сильно загрязненный вальтрап замачивают на 10-20 часов в порошке. Стирают при 30-40°С, хорошо выполаскивают. Затем отжимают, встряхивают, расправляют, аккуратно вешают на просушку. Чтобы потник не сел, материал тщательно растягивают.

    4. Эффективно удаляет загрязнения с кожи глицериновое мыло, формула которого безопасна для животного.
    5. Чтобы свойства кожи не ухудшились, не сушите амуницию под прямыми солнечными лучами или непосредственно над обогревателем.
    6. Не допускайте сильного загрязнения вальтрапа. В неухоженном состоянии он натрет скакуну спину.
    7. Стирку большой попоны доверьте специализированной прачечной, предварительно просушив и вычистив накидку.

      Периодическая ревизия

      Амуницию время от времени осматривают на предмет повреждения (образование шовных разрывов, потертостей, дыр). Швы и клееные соединения – самые проблемные места кожаного снаряжения. Против ниток и клея работают большие нагрузки, грязь, влага. Швы рвутся, соединения расходятся. Крайне важно следить за состоянием путлищ, поводьев, приструг, подпруг.

    8. При обнаружении шовного разрыва или расклеивания – инвентарь срочно отдайте в ремонт.
    9. Следите за местами сгибов – на них образуются потертости, а затем и дыры.
    10. Чтобы на ремнях не разрывались дополнительные отверстия, прокалывайте их специальным пробойником.

      Профилактические меры

      Для формирования защитного барьера от воздействий пота и пыли изделия подвергают обработке специальными пропитками. Смазывают кожаные элементы конной экипировки только после чистки и непродолжительной просушки (либо после вытирания насухо). В особенности нуждаются в смазке труднодоступные части оголовья и седла. Требуется с периодичностью раз в неделю (но не менее раза в месяц) расстегивать все пряжки и замки, очищать снаряжения седельным мылом, а после пропитывать специальной косметикой. Важно обрабатывать пропитками новые приструги, путлища. Средства делают кожаное снаряжение мягким, эластичным, прочным. Высохшее и задубевшее седло смягчают специальными маслами, вощат и полируют тряпочкой.

    11. Чтобы сохранить целостность кожи, уберечь ее от высушивания, смазывайте изделия кремами, бальзамами, кондиционерами хотя бы раз в месяц.
    12. Следите за состоянием уздечки: жесткая амуниция натирает мозоли на мордочке лошади.
    13. Обработка вазелином, минеральными маслами вредит коже. Выбирайте смазки на основе ланолина и воска.
    14. Амуницию из синтетики не промазывают, достаточно влажного протирания.
    15. Смазывать седло лучше сразу после конной прогулки. Иначе все полезные средства окажутся на потнике и бриджах наездника.

      Безопасное хранение

      Пыльные, сырые места с прямым попаданием солнца или тепла не годятся для хранения конной амуниции. Лучшие помещения для экипировки лошади – теплые, сухие, проветриваемые.

    16. Не храните амуницию под окнами, возле обогревателей. Пересушенные путлища, уздечки рвутся, как бумага. При чрезмерном высушивании быстро истирается защитный слой поверхности седла, а затем и сама краска.
    17. Чтобы просушенное седло не пылилось, накройте его чехлом, который идет в комплекте.
    18. Для сохранения изначальной формы седла, повесьте его ровно на кронштейне (деревянном, металлическом или из прочного пластика).
    19. Чтобы затылочный ремень преждевременно не потерся, не оцарапался, развесьте оголовье на больших гладких крючках. Либо закрепите элемент снаряжения на задней луке седла, размещенного на кронштейне.

      При грамотном обслуживании и хранении срок эксплуатации амуниции продлится надолго. А это немаловажно, ведь конное снаряжение – приобретение не из дешевых. С ухоженной экипировкой и наезднику приятно кататься, и скакуну комфортно везти. Лошадям ведь тоже нравится чистая одежка.

      Глава из книги «Наставление по обозному делу РККА» (год издания — 1939)

      Глава из книги «Наставление по обозному делу РККА» (год издания — 1939)

      Описание седла верхового кавалерийского образца

      85. Седло верховое кавалерийского образца состоит из оголовья, седла и принадлежностей к седлу. Оголовье бывает двух типов: мундштучное (рис 103) и трензельное (рис. 104).

      Оголовье мундштучное (рис. 103) состоит из: недоуздка, мундштучного суголовья, поводьев мундштучных 7, поводьев трензельных 6, мундштука 9 с цепочкой 10 и удила 11,

      Недоуздок состоит из: суголовного ремня 1, щечного ремня 13, налобника 3, намордника с подгубником 5, подбородника 4 и чумбура 8.

      Мундштучное суголовье состоит из: суголовного ремня 2 и щечного ремня 12.

      Оголовье трензельное (рис. 104) состоит из тех же деталей, за исключением мундштука, мундштучных поводьев и мундштучного оголовья.

      Оголовье, надетое на голову лошади, пригоняется следующим образом:

      • а) Суголовные ремни должны лежать на затылке лошади за ушами, не касаясь их, а щечные ремни-вдоль скул, идя прямо к углам рта лошади. Пряжки на щечных ремнях следует пригонять по возможнасти, наравне с низом ле-вого глаза лошади.
      • б) Налобник должен лежать плотно на лбу под самыми ушами; челка под налобник не подкладывается.
      • в) Переносье застегивается настолько свободно, чтобы под ним проходили два пальца; пряжка его должна быть ближе к щечному ремню с левой стороны
      • г) Подбородник застегивается пряжкой с левой стороны; пряжка эта пригоняется, по возможности, наравне с пряжками щечных ремней,
      • д) Удило должно лежать во рту лошади на голой десне выше клыка на два пальца, а у кобылы-на 2-2.5 выше выемки подбородка, не касаясь углов рта.
      • е) Чумбур застегивается за кольцо подгубника; пряжка на чумбуре должна быть с левой стороны. Свободный конец чумбура привязывается на левой стороне седла, за передний вьючный боковой ремень, а при учебной седловке — за вьючную скобку на переднем конце левой лавки ленчика.
      • Примечание. Детали оголовья мундштучного приспособления отпускаются войскам из расчета 15 проц. к общему числу отпускаемых седел.

        Седло (рис. 105) состоит из: ленчика с живцом и подушками (рис. 106), двух подкладок под лавки ленчика. (рис. 107), сиденья (рис. 108). двух крыльев (рис. 109), двух путлищ со стременами (рис. 110). двух подпруг (рис. 111), подперсья (рис. 112), потниковой крыши с потником (рис. 113), двух переметных сум для заднего вьюка (рис. 114) и двух кобур переднего вьюка (рис. 115), десяти вьючных ремней (рис. 116).

        Принадлежности к седлу следующие: а) попона (рис. 117), б) трок попонный (рис. 118), в) саква сухарная (рис. 119), г) саква соляная (риг. 120), д) саква овсяная (рис. 121), е) саква для чая и сахара (рис. 120), ж) саква для сена (рис. 122), з) торба конская (рис. 123), и) аркан фуражный (рис. 124), к) щетка конская (рис. 125), л) скребница (рис. 126), м) водопойное ведро (рис. 127) и мешочек для подков и гвоздей (рис. 128), 0) стоялый недоуздок(рис. 129), п) мешочек для швейных и ружейных принадлежностей (рис.130).

        Правила сборки седла

        36. Сборка седла производится с соблюдением следующих правил:

        • а) Вьючные рамки должны быть крепко привязаны ремешками к передним к задним концам лавок.
        • б) Концы подпруг без пряжек перекидываются на левую сторону через живец и привязываются к обеим лавкам ленчика ремешкам, пропускаемыми снизу ленчика. Подпруги должны лежать на живце без натяжки, а концы (без пряжек) должны отстоять от нижнего края левой лавки на 240-310 мм (рис. 131).
        • в) Крылья привязываются к лавкам ленчика бенфуторами вперед, причем основание передней луки должно войти в овальное отверстие. Каждое крыло при-вязывается двумя ремешками (рис. 132).
          Примечание. Все сыромятные ремешки, привязывающие какие-либо отдельные предметы к лавкам ленчика, должны быть затянуты крепко; завязка этих ремней делается с наружной (лицевой) стороны привязываемых предметов; с внутренней стороны лавок имеются прорезные ходы (канавки), соответствующие толщине и ширине сыромятных ремешков. В случае недостаточной глубины прорезей необходимо соответственно углубить их, чтобы ремешки лежали на них заподлицо.
        • г) Подушки на-кладываются так, чтобы нижний их край находился у лапок задней луки, и привязываются сыромятными ремешками к живцу, как указано на чертеже ленчика (рис. 132).
        • д) Путлище. Свободный конец путлища пропускается в ушко стремени, в свою подвижную шлевку, предварительно надетую на путлище, затем в отверстие лавок с лицевой стороны, сгибая верхний край внутренней выемки лавки, и выходит на лицевую сторону. Путлище проходит поверх крыльев. Верхний край пряжек должен быть у верхнего края выемки, а подвижная шлевка — у стремени (рис. 134).
        • е) Войлочные подкладки пригоняются к лавкам ленчика посредством кожаных карманов, надеваемых на передние концы лавок; задние концы подкладок притягиваются к лавкам ремнями, имеющимися на подкладках (рис. 133).
        • ж) Сиденье надевается прорезью козырька на скобу задней луки, а к передней луке привязывается сыромятным ремешком, пропущенным через шлевки. Если в сиденье имеется второй козырек, он надевается на скобу передней луки.
        • з)Потниковая крыша. Для сборки потника с крышей потник подкладывается под войлочный потник потниковой крыши и притягивается к ней ремешками, пропущенными через отверстие розеток, накладываемых на крышу. Затем концы ремешков завязываются.
        • Так же подвязываются и две пары полотнищ потника, причем на костыльки крыши в этом случае застегиваются ремешки обонх потников.
          При сборке седла потниковая крыша с подшитым к ней войлочным подбоем и с привязанным к ней потником при-гоняется к седлу и подвязывается к нему по возможности плотнее для образования свободного тока воздуха между потником и хребтом лошади.
          Для подвязывания к седлу потника с потниковой крышей седло устанавливается на потниковую крышу; в скобы передней и задней лук и в кожаную переднюю петлю потника (а при двух потниках-в петлю нижнего потника) пропускается передний средний вьючный ремень, конец которого вновь проходит в эту скобу. Притянутый этими ремнями потник подбивается рукой снизу под седло до живца. Затем потник привязывается к живцу ремешками, концы которых завязываются узлом под живцом, но не обрезаются. После этого потник расправляется и пристегивается имеющимися на его углах кожаными ремешками к кожаным костылькам потниковой крыши (рис. 135и 135а).

          Примечание. Все войлочные принадлежности (потник, войлочный подбой потниковой крышя и подкладки под лавки) перед пригонкой к седлу должны быть тщательно вычищены.
          Для просушки все эти предметы отстегиваютси от седла и раскладываются отдельно. При недостатке времени для просушки седло опрокидывается, потник отстегивается на углах от крыши и заворачивается для проветривания.
          Подперсье своим длинным ремнем пропускается в петлю сыромятного ремешка, пришитого на живце, и застегивается с левой, стороны на пряжку короткого ремня. Подперсье должно лежать на передних концах лавок, ниже вьючных пряжек.
          Кобуры переднего вьюка (овсянки) крепятся спереди, переметные сумы заднего вьюка — сзади (вьючными ремнями-рис. 136), как указано в разделе +Правила вьючения].

          Правила седловки и вьючения

          87. В мирное время установлена седловка двух видов: учебная н походная.
          Учебную седловку составляют: седло с потниковой крышей и оголовье с чумбуром, без вьюков и подперсья. Седловка учебная без потинка применяется при выездке молодых лошадей и при первоначального обучения красноармейцев (рис. 137).

          Походную седловку составляют: седло с полным вьюком, (со всеми принадлежностями) н оголовье с чумбуром (рис. 138).

          В военное время полагается седловка походная, т.е. седло с полным вьюком и со всеми принадлежностями, ашнцевым инструментом, средствами химической защиты для коня, оголовьем с чумбуром.

          88. Перед тем как седлать лошадь, седло должно быть обязательно тщательно осмотрено и потник очищен от пыли, сора и других посторонних примесей. Для удобства седлания стремена и подпруги должны быть преекинуты через сидение.
          Собранное седло спокойно и постепенно с левой стороны лошади накладывается на ее спину так, чтобы скоба передней луки пришлась над серединой холки. Затем подтягиваются подпруги, для чего передняя подпруга предварительно пропускается в петлю подгрудного ремня подперсья. Подтягивать подпруги следует не сразу, а постепенно и последовательно — вначале переднюю, а затем н заднюю.
          Передняя подпруга подтягивается настолько туго, чтобы седло не сползало назад или в сторону, а задняя — слабее, чтобы не затруднять дыхания лошади. Передняя подпруга должна быть направлена наискось вперед и находиться на расстоянии примерно 14 см от передних ног лошади; зад няя должна отстоять от передней на длину ремня, соединяющего обе подпруги, т. е, между внутренними краями подпруг должно быть 27-28 см.
          Короткий нагрудный ремень подперсья застегивается на ремень, пропущенный в петлю, нашитую на живце. Подперсье должно быть пригнано выше плечевых суставов и подтянуто настолько, чтобы не болталось. Кольцо полперсья должено приходиться на середине груди.

          88. При походной седловке передние вьючные ремни:

          • а) средний пропускается, как указано выше, в скобу передней луки п в кожаную петлю потника, а затем вновь в скобу передней луки; ремень охватывает передний вьюк и застегивается на пряжку, которая должна быть обращена к лошади;
          • б) боковые (кобурные) пропускаются в пряжки лавки со стороны всадника до места пришива короткого ремня, затем, по пригонке переднего вьюка, свободные концы этих ремней пропускаются в петли кобур и застегиваются сначала на нижние пряжки (по пригонке кобур), а потом на верхние пряжяи (по пригонке шинели) конского противогаза и лопаты (топора); пряжки должны быть обращены к лошади;
          • в) нижние, по пригонке концов скатанной шинели, пропускаются в передние вьючные пряжки потниковой крыши и в свои кожаные шлевкн; затем огибают снаружи концы скатанной шинели, конского противогаза и лопаты (топора) и пропускаются в другие вьючные пряжки потниковой крыши, а свободные концы загибаются обратно и застегиваются на свои пряжки, пригоняемые возможно ближе к передним вьючным пряжкам потниковой крыши: пряжки должны быть обращены к всаднику.
          • Задние вьючные ремни:

            • а) средний продевается после пригонки сиденья в скобу луки, в кожаную петлю потника, а при двух потниках- в петлю нижнего потника и вновь в скобу луки; ремень охватывает середину скатанной попоны и застегивается на пряжку, обращенную к лошади;
            • б) боковые, по пригонке переметных сум, продеваются во вьючные пряжки лавки и в свои кожаные шлевки (гайки); по пригонке попоны (и котелка) ремни ЭТИ застегиваются на свои пряжки, обращенные к всаднику,
            • в) нижние, пристегивающие переметные сумы, пропускаются своими свободными концами в задние вьючные пряжки потниковой крыши и в свои кожаные шлевки (гайки), затем огибают снаружи переметные сумы, пропускаются в другие вьючные пряжки потниковой крыши, загибаются обратно, охватывая вновь переметные сумы, и застегиваются на свои пряжки, пригоняемые возможно ближе к вьючным пряжкам потниковой крыши, пряжки должны быть обращены к всаднику.
            • Передний вьюк составляют: саква с овсом, кобуры, шинель, конский противогаз и лопата в чехле (топор). Саквы помещаются в кобуры, где зашнуровываются сыромятными ремешками настолько крепко, чтобы овес из саквы не выходил наружу. Затем средняя часть саквы вместе с соединительным ремнем кобур скручивается, и кобуры кладутся на передние концы лавок, к которым они крепко притягиваются (вьючными кобурными) ремнями, проходящими через кожаные петли на кобурах и охватывающими кобуры посредине. Кобуры должны лежать наискось вперед, а нижний их край — касаться облямовки потниковой крыши.
              Шинель для скатывания расстилается во всю ширину подкладкой вверх, задний разрез застегивается, а рукава растягиваются во всю длину. Затем шинель загибается: воротник и рукава-на 35 см, низ (подол) шинели-на 35 см, шинель складывается плоско так, чтобы ширина ее в сложенном виде в середине была до 35 см. Полы с боков подворачиваются внутрь настолько, чтобы не доходили до разреза с каждой стороны на 18 см. Длина шинели в сложенном виде должна быть около 1,1 м, для того чтобы концы ее на седле приходились наравне с нижним краем потниковой крыши.
              Сложенная шинель кладется впереди луки и поверх кобур так, чтобы она охватывала их с внутренней стороны (со стороны всадника) вплотную до потниковой крыши, причем складки шинели должны быть обращены к всаднику. Шинель притягивается к седлу вьючными ремнями.
              Лопата приторачивается вьючными ремнями (боковыми и нижними) к переднему вьюку седла с левой стороны, поверх шинели, черенком вниз.
              Топор пригоняется рукояткой вниз, лезвием вперед, причем боковой вьючный ремень пропускается в петлю получехла, надетого на лезвие топора.
              Примечание. При спешивании лопата пригоняется к поясному ремню с правой стороны сзади; при этом поясной ремень продевается в петлю чехла.
              Топор носится за поясным ремнем сзади, черенком вниз.
              Конский противогаз приторачивается своим чехлом к переднему вьюку с правой стороны, ближе к середине луки поверх шинели.
              Задний вьюк составляют: две переметные сумы, попона с троком и водопойным ведром и котелок. В переметные сумы укладываются следующие вещи:

              • в левую суму-то, что относится, прежде всего, к лошади: сетка для сена, щетка конская, скребница в кожаном мешочке, торба конская, недоуздок стоялый, щетка, пара передних подков с 16 гвоздями; кроме того, в случае необходимости, в левую суму помещаются добавочные патроны,
              • в правую суму-то, что относится к бойцу: полотенце с мылом, зубная паста или порошок, мешочек с ружейной принадлежностью, кружка с ложкой, саквы с сахаром, чаем и солью, саква с сухарями или галетами, консервы, мешочек со швейной принадлежностью, пара белья, пара портянок.
              • Переметные сумы перекидываются на обе стороны ленчика так, чтобы передний их соединительный ремень приходился на живце, а задний соединительный ремень-за задней лукой, пропуская в отверстие ремня вьючные прядки, имеющиеся на лавках.
                При седловке без вьюков средние вьючные ремни притягиваются пряжками до скобы, а свободные концы их заправляются под сиденье.
                Попона для скатывания расстилается во всю ширину, в середину ее кладется вчетверо сложенный трок; боковые края попоны заворачиваются втрое, так чтобы ширина попоны была тоньше посредине (в один слой сукна). Скатанная возможно туже попона представляет собой круглый валик (с перехватом посредине) длиной в 40-60 см диаметром около 11 см. Складка попоны должна быть обращена к луке. Под нее кладется сложенное вдвое по ширине парусиновое водопойное ведро. Попона кладется за заднюю луку поверх заднего соединительного ремия переметных сук и приторачивается к седлу задними вьючными рсмнями.
                Круглый котелок пригоняется на левый конец скатанной попоны, дужка котелка пригоняется поверх попоны, причем боковой вьючный ремень идет через дужку котелка.
                Примечание. Приторачивание к седлу котелка с крышкой, а также укладка и вьючение предметов хими ческой защиты коня разрабатываются.

                Содержание конского снаряжения

                90. Каждый боец ежедневно после езды, а такие перед седловкой, обязан осматривать все снаряжение своего коня и о всех неисправностях докладывать помощнику комаидира взвода, который два раза в месяц обязан производигь подробный осмотр всего конского снаряжения и разборку седел.
                В конском снаряжении воспрещается делать отверстия ножом или шилом. Отверстия должны делаться пробойником и только в присутствии помощника командира взвода.
                Конское снаряжение следует протирать влажной тряпкой, а после-слегка жирной суконкой; металлические части (неоцинкованные) надо чистить мелким песком или тертым кирпичом и протирать жирной суконкой.
                Седла укладываются однообразно на полки (козлы, жерди) над входом в станок способом, который будет принят в части, непременно против тех лошадей, на которых они пригнаны. Обматывание оголовьев поводьями не разрешается, иначе последние вытягиваются и кривятся.
                Все конское снаряжене, принадлежности к нему и предметы конского ухода должны быть обязательно нндивндуально расписаны и закреплены эа лошадьми.
                После каждого занятия конское снаряжение очищается от пота и грязи. Если на металле появится ржавчина, ее падо счищать керосином, после чего вытереть металл насухо и смазать амуничной мазью.
                Седла и потники после езды надо сушить, предпочтительно на воздухе и в тени, а в дурную погоду — в конюшнях, в особо отведенном для этого месте.
                Воспрещается чистить скребницей потник и войлочные подлавки.
                Перевозка седел на повозках допускается только в ящиках; перевозка внавалку не допускается.
                Живец ленчика и ремешки, которыми он притягивается к лавке, под влиянием тяжести всадника постепенно могут вытягиваться и ослабевать. Вследствие этого сиденье ленчика теряет свою упругость, что нередко может повлечь к набивке спины лошади. Поэтому необходимо периодически проверять правильность натяжения и очертания (ожиловки) живца. Ленчик с ослабевшими живцами необходимо «переожиловать». Переожиловка производится в полковых или дивизионных шорных мастерских.

                91. Переожиловка заключается в том, чтобы опустившийся от растяжения сыромятный живец привести в свое первоначальное положение. Для этого:

                • распускаются сыромятные ожиловочные ремешки н один конец живца отнимается от луки,
                • живед натягивается рукой за свой свободный конец, и в нем намечается и прорезается новое отверстие для скобы луки с таким расчетом, чтобы после ожиловки живец имел выгиб в соответствии с лекалом по проверке правильности ожиловки ленчика (прежнее отверстие на живце отойдет в нерабочую его часть); лекало для проверки правильности ожиловки ленчика показано на рис. 139; оно изготовляется из березовой доски толщиной 30-45 мм пли из листовой стали толщиной 4 мм;
                • продевается скоба луки в новое отверстие на живце, который, огибая луку, проходит снизу своей рабочей части и закрепляется сшивкой;
                • живец укрепляется сыромятными ремешками к лавкам ленчика. Ожиловку нужно вести одновременно с правой и левой сторон ленчика, не допуская односторонней ожиловки, причем ремешки должны быть полностью утоплены в канавках лавок.
                • При ремонте седел надлежит также обращать внимание на правильное положение полок ленчика, проверяемое на специальном решетчатом станке (рис. 140)

                  Лапки ленчика для проверки накладываются на решетчатый станок; они должны соприкасаться полностью во всех точках с ребрами продольных и поперечных пройм решетчатого станка.
                  Передний конец полок должен устанавливаться вровень с передними концами продольных боковых пройм.
                  Правильность прилегания нижних плоскостей лавок ленчика к вырезанным продольным и поперечным ребрам станка определяют так: накладывают на станок ленчик, затем переворачивают станок, придерживая рукой ленчик, чтобы он не сдвинулся с выреза в ребрах, и осматривают сбоку плотность прилегания нижних плоскостей лавок к ребрам, вырезанным в станке. Неполное прилегание (зазоры) допускается, но не свыше 3 мм, при условии полной симметричности этих зазоров в обеих лавках. При больших отклонениях, а главное при их несимметричности, ленчик подлежит исправлению.

                  Описание седла верхового для командного состава

                  92. Седло состоит из: оголовья, седла и принадлежностей к седлу.

                  Оголовье (рис. 141) состоит из недоуздка, мундштучного суголовья, поводьев мундштучных 10, поводьев трензельных 13, мундштука 11 и удил 12.
                  1 — суголовный ремень недоуздка, 2 — щечный ремень недоуздка, 3 — налобник, 4 — намордник с подгубником, 5 — подбородник, 6 — чумбур, 7 — соединительный ремень, 8 — суголовный ремень мундштучного суголовья, 9 — щечный ремень мундштучного суголовья, 10 — поводья мундштучные, 11 — мундштук с цепочкой, 12 — удила, 13 — поводья трензельные.
                  Недоуздок состоят из: суголовного ремня 1, щечного ремня 2, налобника 3, намордника с подгубником 4, подбородника 5, чумбура 6, соединительного ремня 7.
                  Мундштучное суголовье состоит из: суголовного ремня 8, щечного ремня 9, поводьев мундштучных 10, мундштука с цепочкой 11.
                  Способ пригонки оголовья и взнуздывання такой же, как и оголовья при кавалерийском седле.

                  Седло (рис. 142) состоит из: ленчика, сиденья 9, приструги 10, крыльев 11, подкладки под лавки ленчика и под большие крылья (на рисунке не видно), подпруг 13, путлищ 14, стремян 15, подперсья 16, потниковой крыши 17, потника, кобур переднего вьюка 19, переметных сум 20, ремней вьючных 21.
                  Принадлежности: попона, трок попонный, саква овсяная, мешочек для подков, шипов и гвоздей, торба, недоуздок стоялый, щетка конская, скребница.

                  Правила сборки, седловки и вьючения

                  93. С 6 о р к а. Ленчик со скобами, вьючными петлями, сиденьем, крыльями, пристругами и подкладками под лавки ленчика собирается на шорно -седельных фабриках и при пользовании седлом не разбирается. Сборка седла производится в следующем порядке:

                  • Путлище свободным концом продевается в ушко стремени, затем в свою подвижную шлевку, после чего конец его пропускается в путлищное отверстие лавки и застегивается на свою пряжку. Путлище должно проходить поверх больших крыльев. Верхний край пряжки должен быть у края скобы под малыми крыльями, а подвижные шлевки — у стремян.
                  • Подпруги продеваются в петли соединительного ремня и пристегиваются к пристругам с левой стороны ленчика.
                  • Потник с предварительно привязанным к нему походным потником кладется под седло. Передняя петля потника надевается на выступ передней луки, затем потник подтягивается к ленчику при помощи подвязного сыромятного ремешка и привязывается этим же ремешком к скобе эадней луки. Дальнейшая сборка седла производится при седлании.

                  94. Седловка. Собранное седло накладывается на спину лошади. Передний край потника должен находиться позади холки, на расстоянии 20 мм от нее. Необходимо при этом подтянуть потник к ленчику настолько туго, чтобы изгиб потника не прикасался к хребту лошади.
                  Подперсье, надетое на шею лошади, пригоняется так, чтобы место соединения подгрудного и нагрудных ремней, которые зашиты на кольцо, приходилось посредине груди лошади.
                  Переднюю подпругу пропускают в петлю подгрудного ремня подперсья; затем в пряжки подпруги продевают приструги и постепенно подтягивают то переднюю, то заднюю подпругу. Передняя подпруга должна быть на расстоянии около 13 см от передних ног, задняя от передней-на расстоянии длины соединительного ремня. Передняя подпруга должна быть настолько подтянута, чтобы седло не сползало. Задняя подпруга подтягивается слабее.

                  95. Вьючение. Вьюков два-передний и задний,
                  Передний вьюк состоит нз кобур и попоны с попонным троком.
                  Кобуры перекидываются через переднюю луку на обе стороны седла и пристегиваются при помощи двойных вьючных ремией, концы которых пропускаются в кожаные петли передних концов лавок ленчика, затем в шлевки, пришитое к задней стенке кобур, после чего вьючный ремень застегиваетсн на нижнюю пряжку; вторая пряжка остается свободной.
                  Попона складывается в плоский сверток такой длины, чтобы при накладывании его на переднюю луку концы свертка были наравне с нижним кряем потннка.
                  Трок попонный вкладывается внутрь, свернутой попоны. Попона приторачивается: 1) средним вьючным ремнем, пропускаемым под соединительным ремнем кобур и под одетую на выступ передней луки петлю потника, 2) вьючными кобурными ремнями, огибающими попону и застегиваемыми на вторую пряжку и 3) двумя вьючными ремнями, пропускаемыми в шлевку на концах потника.
                  3адний вьюк состоит из переметной сумы, саквы с овсом и шинели. Предварительно застегнутый соединительный ремень переметных сум, перекинутых на обе стороны седла, накладывается на скобу под выступом задней луки.
                  В отверстие на выступающей части задней стенки сум пропускаются петли лавок; сквозь петли пропускается ремень-клапан, нашитый на стенки сум у отверстий.
                  Вьючные ремни пропускаются через первую шлевку потника,. через шлевки на задней стенке сум, затем через вторую шлевку потника и застегиваются поверх шинели, как будет указано ниже.
                  Саква с овсом укладывается за задней лукой под шинелью так, чтобы оба конца ее лежали на лавках ленчика, и приторачивается: 1) задними вьючными ремнями, пропускаемыми в петли лавок (причем концы саквы перетягиваются одни или два раза и ремни застегиваются на нижние пряжки), и 2) средним вьючным ремвем, пропускаемым в скобу луки и застегиваемым поверх шинели.
                  Шинель складывается наподобие плоской скатки так, чтобы ширина скатки была не более 15,5-16 см, и пригоняется поверх саквы с овсом и переметных сум.
                  Шинель приторачивается: I) средним н боковыми ремнями, застегиваемыми на пряжки, и 2)нижними вьючными ремнями, застегиваемыми на вторые пряжки. Концы скатки должны быть не ниже края потниковой крыши.
                  Все вьючные ремни должны быть застегнуты так, чтобы пряжки были обращенн пнутрь.
                  Примечания.

                  • Укладка во вьюках седла и всючение предметов химической защиты коня разрабатываются.
                  • Седла командного состава производства до 1938 г. имеют основной дефект, заключающийся в недостаточных размерах развала полок ленчика и недостаточной высоте его подхольника. Во избежание массовой потертости лошадей эти седла подлежат тщательной индивидуальной подгонке на коня и предварительной объездке. Выпуск таких седел прекращен.
                  • С начала 1938 г. на снабжение РККА поступают седла для командного состава улучшенного типа, отличающиеся от старых седел увеличенными размерами развала полок ленчика и высотой его подхольника. Детали седла изготавливаются нз мягкого войлока типа фильца. Подлавки построены в виде подушек, набитых шерстью.
                  • Описание вольтижировочного седла

                    96. Седло вольтижировочное служит для обучения вольтижировке бойцов на лошади.

                    Седло (рис. 143) состоит из металлического арчака, двух подпруг и трех подушек: передней нижней, задней нижней и верхней.
                    Арчак (рис. 144) выгибается из полосы железа н служит основанием седла.

                    Подпруги (две накрест лежащие, рис. 143)-сыромятные, накладываются сверху на арчак на расстоянии 75 мм от переднего его угла, после чего укрепляются. Подпруга 2 состоит вэ тесьмы, кожаной обшивки, двух кожаных гортов, двух запряжных ремней и двух железных пряжек.

                    Передняя нижняя подушка (рис. 145) строится из картона, мостовьевой кожи, парусины, войлока, образуя две небольшие подушки, пришитые к арчаку. Подушка состоит из основном стенки, двух кожаиых гортов для прикрепления накрест лежащих подпруг, десяти пластов войлока и двух пластов мостовьевой кожи.
                    Заднян нижняя подушка (рис. 145) имеет форму арчака и пришивается к передней подушке. Она состоит из войлочного основания, куска картона, куска парусины, полуовального куска кожи, веревочных петель, откосного сыромятного ремня, железной пряжки, неподвижной шлевки иэ двух кусков кожи и войлока для обшивки веревкн-петли.
                    Верхняя подушка (рис, 143, 3). Верхняя часть подушки строится из юфтовой кожи: с ннжней стороны простилается шерстью — оленьей, лосевой или подобной им по качеству-и покрывается подкладочным холстом или бумазеей. Приготовленная таким образом подушка покрывает весь остов седла.
                    Верхняя подушка состоит из кожаного верха, куска бумазеи или холста, трех полуколец, прикрепленных к передней части седла, и двух железных пряжек.

                    97. Седлу положены следующие прииадлежности:

                    • корда, служашая для управления лошадью во время прогона в манеже; она состоит из тесьмы, железной пряжки, кожаного двойного (сыромятного и полувального) горта, тесьмяной петли и куска юфтовой кожи;
                    • бич, служащй для прогона лошади на вольту; он состоит из березового или ясеневого кнутовища н кожаной сыромятной плети.
                    • Сборка н пригонка вольтижировочного седла

                      98. Седла поступают в войсковые части в собранном виде.
                      При накладывании седла на лошадь необходимо избегать движения седла против шерсти лошади.
                      Подпруги подтягиваются постепенно, с теч расчетом, чтобы седло не сползало с лошади, но в то же время лошадь не была заподпружена, что вредно огражаетсн как на состоянии здоровья лошади, так и на ее работе.

                      Описание седла английского образца

                      99. Седло состоит из оголовья и собственно седла.

                      Оголовье (рис. 146) состоит из: суголовного ремня 1, налобнка 2, намордника с подгубником 3, щечных ремней 4 (короткие сторонки мундштучные и трензельные), суголовного трензельного ремня 5 (длинная сторона), подбородника 6 (подстежка), поводьев мундштучных 7, поводьев трензельних 8, удил трензельных 9, мундштука 10.

                      Седло (рис. 147) состоит из головки 1 (ленчик с подушками, сиденьем, малыми и большими крыльями и с гортами для подпруг), подпруг 2, путлищ 3, потника 4, стремян 5.
                      Порядок седловки и сборки седла английского тот же, что У седла для командного состава.

                      Чтобы спортивная лошадь выглядела хорошо, а амуниция не причиняла ей дискомфорт, необходимо за ней ухаживать. Как? Сейчас расскажем.

                      Все конское снаряжение: сбрую, седла, уздечки, профилактическую «обувь» лошадей – следует, сняв с животного, сразу же вытирать от пыли, отмывать от пота и грязи и просушивать в теплом помещении. Очищенные части снаряжения из войлока проколачивают молотком, а кожаные детали разминают руками и периодически смазывают специальными мазями.

                      Надо заметить, в настоящее время ассортимент средств для смазки седел и кожаной упряжи очень разнообразен. Многих выручает сметанообразная смесь рыбьего жира с вазелином или сбруйная мазь, содержащая деготь и рыбий жир.

                      Металлические детали должны всегда быть чистыми и блестеть. Удила (трензеля, мундштуки, трензельки) моют после каждого использования. Если они изготовлены из нержавеющей стали или хромированные, то ржавчина им не грозит. Однако старое «железо» требует осторожности, ведь может произойти разрыв спаек, колец.

                      В прошлом крестьяне просушивали конскую сбрую в избах или развешивали на деревянных костылях в конюшне. Обратите внимание, что именно на деревянных, так как железные штыри или гвозди, ржавея, портят упряжь.

                      Для хранения большого количества конского снаряжения обычно выделяют специальное сухое отапливаемое помещение – сбруйную комнату, или амуничник. В нем должно быть выделено постоянное место для индивидуального снаряжения каждой лошади.

                      Источник: Т.Ливанова, М.Ливанова, Все о лошади

                      Статья Лидии Невзоровой про подбор седел.

                      У всех разное мнение про теории и идеи четы Невзоровых вместе и по отдельности.
                      Обсуждать это здесь мы не собираемся.
                      Однако эта статья окажется полезна ЛЮБОМУ коннику.

                      Смотри, где сидишь! Часть I. Конный мир, январь/февраль 2005
                      Мне довольно часто приходится бывать на разных конюшнях, консультировать конников по вопросам, на которые не может дать ответ ветеринария — по уходу, содержанию, тренингу и профилактике заболеваний лошадей. Моей узкой специализацией является компьютерная термография. Занимаюсь в основном опорно-двигательным аппаратом, так как именно он в первую очередь страдает у работающей под седлом лошади. Не могу говорить про всех лошадей, но я веду свою статистику и с сожалением должна признать, что среди сотен обследованных мною спортивных лошадей лишь две не имеют абсолютно никаких проблем с опорно-двигательным аппаратом.
                      Очень типичны и составляют 99% травмы «от безграмотности». Это означает, что при соблюдении правил ухода, содержания и работы практически все лошади были бы здоровы! Самыми распространенными причинами недомоганий лошадей — хромоты, аритмии, больной спины, плеч, мышечной атрофии и т.д. — являются безграмотные работа, расчистка, ковка (нарушение баланса копыт) и неправильная седловка.
                      Эти недомогания не отличаются разнообразием, и я вынуждена сотни раз повторять, в чем проблема и как ее исправить, каждому владельцу лошади. Я рада, что люди прислушиваются к моим советам и что с моей помощью многие лошади избавились от тяжелых недугов, а некоторые восстановились полностью. Конечно, все лошади разные, и материал в журнале не заменит личную консультацию, но все же я решила создать цикл обучающих статей с подробным объяснением каждой проблемы и путей ее решения. Мы обсудим основные причины недомоганий лошадей и их зависимость от содержания и ухода — азотурию, ламинит, причины болей в спине, основные причины хромоты и многое другое.
                      Начну с того, что каждый конник сможет изменить уже сегодня.
                      Итак, седловка
                      Статистика такова: из всех обследованных мной лошадей спортивных и хобби-класса, лишь одна имеет седло, правильно подобранное по размеру! У 99% лошадей больные спины. 70% лошадей работают под дорогими импортными седлами, 30% — под белорусскими. При этом травмы от импортных седел немногим отличаются от белорусских, в целом разница от неправильно подобранного седла за 2000 у.е. и белорусского за 200 у.е. очень невелика.
                      Выбор седла
                      Одна моя хорошая знакомая, владелица магазина конной амуниции, призналась мне, что седла «не шли» до тех пор, пока она не приобрела подставку в форме лошадиной спины. Теперь седла по 1500-2000 у.е. уходят «влет» — ведь они такие красивые, качественные и престижные. Так вот, при выборе седла помните, что вы выбираете его для лошади, а не только для себя. Не стоит «седлать» специальную магазинную подставочку, садиться «верхом», елозить взад и вперед, покачивать ножками и любоваться на себя в зеркало.
                      При покупке «продвинутые» покупатели выясняют назначение и размер седла, некоторые знают несколько цифр — 16,17,17,5. К сожалению, часто люди покупают седла по рекомендации продавцов, большинство которых понятия не имеют, как подобрать седло, но с радостью готовы оказать «профессиональную» помощь покупателям, о чем и сообщают в рекламных проспектах.
                      В Россию на продажу привозят в основном очень узкие седла — как правило, заказанные за границей под конкретных лошадей, но потом по каким-то причинам не проданные. Невысокие лошади, нуждающиеся в узком ленчике, встречаются крайне редко, и в итоге чуть ли не все узкие седла оказываются в России. Кстати, на Западе купленное седло можно вернуть в течении двух недель, если оно не подошло вашей лошади. Пора ввести эту практику и в России.
                      Выбор седла — очень важная и непростая задача. Высокая стоимость седла не является гарантией его качества и отсутствия проблем у вашей лошади! Что бы вы сильно не переживали, скажу, что на «просвещенном» Западе, по статистике, только 5% конников седлают лошадей правильно. Но там есть специалисты, которые приедут к вам, помогут выяснить проблему, сделают обмеры лошади и дадут рекомендации по заказу седла. Седло надо заказывать индивидуально для каждой лошади! Шанс, что в магазине вы найдете седло, идеально подходящее вашей лошади, ничтожен.
                      Когда Бог создавал лошадь, Он как не учел, что на ней будет ездить человек. Спина лошади совершенно не предназначена для езды верхом. Каждый раз, седлая лошадь, мы испытываем ее спину на прочность. А неправильно подобранное или неправильно пригнанное седло буквально за две недели использования способно причинить непоправимый вред спине лошади.
                      Выбор седла для лошади можно сравнить с выбором обуви для человека. Вспомните, сколько неудобств доставляет нам порой неудобная обувь даже своего размера. Какой размер обуви вы носите? Например, 38. А теперь представьте, что вам купили туфли 36 размера, и следующие пять-десять лет вы будете их носить. И при этом вас будут заставлять заниматься спортом — неважно каким, прыжками в высоту или художественной гимнастикой. Что будет с вашими ногами? С вашим физическим и психическим здоровьем? За повреждениями тканей от сдавливания и нарушением кровообращения наступят патологические изменения, вплоть до деформации костей. Лошади, страдающие от неправильной седловки, выглядят несчастными, но этого не принято замечать. Единственным способом защиты у лошади, страдающей от плохого седла, является так называемое «плохое поведение» — сопротивление на боль и «дурные привычки», говоря на языке конников. Обратите внимание на свою лошадь, возможно, вы усмотрите в ее поведении следующие моменты.

                      Признаки страдания от неправильной седловки («больной спины»):
                      Внешний вид лошади
                      потертости на спине, местами отсутствие шерсти;
                      ороговение кожного покрова;

                      На термограмме многочисленные повреждения спины (слева), типичные последствия1 неправильно подобранного седла. Области воспаления обозначены пятнами красного, желтого и белого цветов. Для сравнения: спина здоровой лошади (справа).

                      Правильное расположение седла на спине лошади.

                      Неправильное расположение седла: ленчик зажимает лопатку, препятствуя ее отведению назад.


                      Рис. 1. Так меняется в движении положение конечностей и спины лошади. Заметьте, насколько лопатка должна отводиться назад (см. стрелку).
                      нарушение пигментации (белый волос говорит о том, что из-за давления в течение долгого времени было нарушено кровоснабжение, или холка, выражаясь «прокатным» языком, была «сбита»);
                      плотные шишки 1-3 см в диаметре;
                      мягкие волдыри и ранки в области седла и подпруги;
                      горячие болезненные припухлости;
                      неправильное развитие мышц (недоразвитость мышц крупа, гипертрофия мышц плеч и шеи);
                      мышечная дистрофия в «области седла» (trapezius и latissimus dorsi);
                      асимметрия мышц («свернутость» лошади на одну сторону);
                      выступающая гряда остистых отростков позвоночника, недоразвитость «верхней линии»;
                      затвердение и спазмы мышц;
                      прогнутая спина, большой живот;
                      манипуляции с хвостом болезненны.
                      Лошадь в момент седловки:
                      резко поворачивает голову к седлающему, возможно оскаливает зубы;
                      закладывает уши, крутит хвостом;
                      кусается (пытается укусить) или отбивает задом;
                      прогибает спину (пытается «вжаться в пол»);
                      напрягает (выпячивает) спину;
                      пытается отойти, выгибается в сторону от человека, кладущего ей на спину седло;
                      пытается как бы вынырнуть из-под седла;
                      трясет головой;
                      прижимает репицу;
                      напрягается всем телом;
                      надувается;
                      стонет.
                      При посадке в седло лошадь:
                      пытается избежать момента посадки;
                      не стоит на месте;
                      начинает движение в момент постановки ноги в стремя;
                      прогибается;
                      пытается укусить садящегося;
                      напрягается и прижимает репицу;
                      начинает кружить на месте;
                      закладывает уши.
                      В работе
                      не хочет двигаться под всадником;
                      начинает двигаться слишком быстро, как только вы сели в седло;
                      плохо, скованно двигается первые 10-20 минут и «разогревается» после разминки;
                      спотыкается;
                      «не берет на спину», не собирается;
                      ее движения неспокойны, она все время убыстряет шаг;
                      в начале занятий работает прилично, но спустя 15-20 минут поведение портится;
                      высоко поднимает голову, напрягая шею и прогибая спину;
                      отказывается двигаться по пересеченной местности, в гору и/или под гору;
                      демонстрирует нежелание двигаться по неровной поверхности, еще более сопротивляясь на жестком или вязком грунте;
                      свечит, отбивает, осаживает, бочит и т.д.;
                      отказывается подниматься в галоп;
                      недостаточно выносит передние ноги;
                      двигается аритмично;
                      постоянно сгибается в одну из сторон;
                      валит затылок (больная спина очень часто связана с безграмотным использованием железа);
                      отказывается от выполнения элементов с выездке;
                      проблемные переходы, особенно с галопа на рысь;
                      закидывается в конкуре;
                      не двигается по прямой — все время как будто откидывает зад;
                      прижимает репицу или держит ее на сторону;
                      стонет и издает непонятные звуки при движениях, требующих усилия;
                      седло не держится на месте — съезжает, перекашивается;
                      всаднику кажется, что одно стремя длиннее другого, или что он смещен вперед или назад.
                      Наверняка что-то из вышеперечисленного относится и к вашей лошади. Безусловно, даже при правильно подобранном седле лошадь может демонстрировать многие из этих признаков — в случае безграмотной и/или жестокой работы, например. Но чаще всего проблемы «работы», ухода и седловки взаимосвязаны.
                      Стоит, однако, отметить, что лошади, не показывающие дискомфорта и боли, совсем не обязательно имеют здоровую спину. Лошади терпят до последнего, особенно в присутствии врага — хищника, они так задуманы природой. А враг — это в данном случае всадник, так как именно он причиняет ей боль. Более того, многих лошадей наказывают за любые признаки сопротивления столь жестоко — железом, хлыстом, шпорами, что они предпочитают «помалкивать».

                      Рис. 2. Схематичное изображение прилегания седла к спине лошади.
                      Вариант А: Правильное равномерное прилегание полок седла.
                      Вариант В: Bridge — «мостик». Седло не соответствует изгибу спины. Нагрузка распределяется неправильно, создается точечное давления.
                      Вариант С: Rocking — «качающееся». Такое седло можно раскачать вдоль спины лошади, взявшись за переднюю и заднюю луки. Оно создает давление лишь на две точки — на очень маленькую площадь приходится слишком большая нагрузка.
                      Вариант D: Twist — «асимметричное». Кривое седло создает неправильное давление, нагрузка на спину лошади распределяется асимметрично.
                      Ошибки и последствия
                      Недостаточная площадь полок седла, когда много веса приходится на очень маленькую площадь опоры, приводит к аритмии, мышечной усталости и наминам мышц, потертостям, прогибанию спины.
                      Смещение седла вперед на холку является самой распространенной ошибкой, имеющей очень печальные последствия. Седло, смещенное вперед, лежит на лопатках, зажимает их, что нарушает циркуляцию и локомотивную функцию, препятствует «скольжению» лопатки вдоль грудной клетки — отводу лопаток назад и выносу передних конечностей вперед. В результате из-за боли лошадь напрягает мышцы плеч, «блокируя» работу лопатки. Из-за ограничения движения лопатки вдоль грудной клетки и спазма мышц движения становятся короткими (лошадь не выносит передние ноги, двигается «под собой»), что неминуемо ведет к патологическим изменениям опорно-двигательного аппарата в целом. К тому же при таком положении седла подпруга находится сразу за плечом (локтем), что препятствует отведению конечности назад в целом, сильно защемляет и натирает чувствительные ткани в этом месте (см. фото слева).

                      На термограмме слева — травма спины лошади. Это воспаление и спазм мускулатуры является результатом неправильно подобранного седла и безграмотной седловки. На термограмме справа — седло, под которым работает эта лошадь. Снимок сделан сразу после того, как ее расседлали. Заметьте разницу а цвете на поверхности левой и правой полок — седло прилегает неравномерно, что выражается в асимметрии инфракрасного излучения. Проблемой данной седловки является то, что седло не прилегает, не соответствует форме изгиба спины лошади, и размер седла не соответствует размеру этой лошади. Также см. рис.2 (вариант В) и рис.3 (вариант В).

                      Спина этой лошади изуродована неправильно подобранным седлом: атрофия мышц и многочисленные повреждения в — области позвоночника

                      Рис.3 Схематичное расположение передней луки ленчика седла
                      Вариант А: Слишком широкий ленчик, седло лежит на холке, отсутствует просвет. Лука создает точки давления верхней частью несущей поверхности ленчика на холку лошади.
                      Вариант В: Слишком узкое седло врезается в ткани спины нижней частью несущей поверхности ленчика.
                      Вариант С: Правильно подобранное седло. Размер ленчика правильный, достаточный просвет над холкой. Несущая поверхность луки ленчика соответствует форме и размерам спины лошади и параллельна корпусу лошади.
                      Если форма ленчика не соответствует изгибу спины, седло не прилегает к спине полностью, травмы от неправильного распределения нагрузки всадника приводят к формированию очень болезненных рубцов в точках давления (см. рис. 2).
                      Узкое седло. Самая распространенная беда. Если лука ленчика более узкая, чем необходимо лошади (см. рис. 3, вариант В), то она зажимает трапециевидную мышцу и врезается в ткани нижней частью, что препятствует отводу лопатки назад, нарушает кровообращение и приводит к атрофии мышц. Мышечная дистрофия может развиться за один-три месяца, а вот восстановить мышцы очень трудно, иногда невозможно.
                      Слишком широкая лука седла (см. рис. 3, вариант С) ложится на холку лошади, травмируя ее, и врезается в мышцы верхней частью несущей поверхности луки ленчика.
                      Узкое пространство между полками седла зажимает остистые отростки позвоночника, причиняя сильную боль.
                      Если седло «ездит» из стороны в сторону, образуются сильные намины (часто с одной стороны), мышечные спазмы, вытирание шерсти. Лошадь не в состоянии правильно работать с болью (седло периодически сползает на позвоночник) и часто задирает голову вверх — с вытекающими для нее последствиями.
                      Давление от седла часто вызывает нарушение кровообращения с последующей дистрофией мышц спины. Эта проблема часто встречается у прокатных лошадей, лошадей в конном туризме и пробегах, то есть везде, где лошадь поседлана более часа в день. Сначала лошадь чувствует онемение мышц, затем сильную боль, через некоторое время ткани начинают «отмирать». Давление может вызвать болезненные отеки, заметные сразу после снятия седла.
                      Слишком жесткие подушки седла не способны смягчить сотрясения от веса всадника. «Перенабитые» подушки не распределяют «ударную волну», а вжимаются в мышцы спины лошади, вызывая болезненные ощущения.
                      Асимметричное (перекошенное) седло (см. рис. 2 вариант D) вызывает сильную боль, спазмы мускулатуры, изменения в мышцах спины и отрицательно сказываются на общем развитии лошади и состоянии опорно-двигательного аппарата.
                      Травмы от количества вальтрапов. Часто конники, пытаясь защитить спину лошади, кладут под седло разные потники, вальтрапы, мех, гель и т.д. Таким образом проблему не решить, делать это нельзя. Если седло годится лошади, то гели и вальтрапы не нужны совсем. Если перед тем как влезть в туфли, вы наденете две пары шерстяных носков, сможете ли вы комфортно передвигаться? Единственный случай, при котором можно что-то подкладывать под седло, это когда вы точно знаете, что седло лошади велико. Но количество этого «чего-то» должно быть точно рассчитано. Для правильно подобранного седла нужен лишь один тонкий потник!
                      Натертости от потников возникают, когда всадники кладут вальтрап или потник плоско, прямо на позвоночник (не делая «домик») и сильно затягивают подпруги. Притянутый к спине потник может натереть швом и повредить позвоночник. Поэтому потник должен быть заправлен в пространство между полками седла.
                      Неравномерная набивка седла ведет к дисбалансу и травмам мягких тканей, наминам мышц вследствие перераспределения нагрузки.
                      Несбалансированное седло, помимо травмирования спины лошади, может вызвать травмы у человека, так как нарушается посадка и баланс в седле — вес всадника смещается вперед или назад. Седло должно быть сбалансировано под конкретную лошадь.
                      Статья взята с www.HauteEcole.ru

    admin

    Наверх