У лошади седло как называется

Седло — крайне важный элемент снаряжения для лошади, созданный для верховой езды. От него зависит то, насколько хорошо будет налажена связь между наездником и конём, насколько комфортно будет обоим в процессе езды. Важно не только правильно надеть его на лошадь, но и верно подобрать, с учётом всех возможных обстоятельств. Неверно выбранное седло может быть причиной дискомфорта и для лошади, и для всадника, причинить боль животному или послужить причиной неудачи для всадника во время поездки.

Виды и строение седла

Седло — это очень давнее изобретение, его изобрели для верховой езды ещё в древности наряду с уздечкой. Раньше оно представляло собой просто накидку с ремешками, но в настоящее время правильности его конструкции уделяется максимум внимания. Разнообразие видов так велико, что нужно хорошо в них ориентироваться, чтобы подобрать для коня и всадника оптимальное. Вид подбирается в зависимости от потребностей животного и человека, а также от того, когда и в каких обстоятельствах оно будет использоваться. Его основа — это твёрдый каркас, который называется ленчик седла.

Виды сёдел для лошадей

  • Кавалерийское — предназначено для долгого нахождения всадника на коне. Ленчик сделан из крайне прочных материалов (стали либо дерева). Это обеспечивает его износостойкость и правильно распределяет нагрузку по спине лошади. Седло кавалерийское использовалось в конных войсках. Так как кавалерийские походы бывали затяжными, оно оснащено дополнительными креплениями для поклажи и оружия.
  • Казачье — тоже отлично подходит для длительного пребывания всадника верхом, но форма у него совершенно другая. Основная часть состоит из арчака, крыльев и подушки. Такое устройство конструкции позволяет наезднику во время движения привстать на ровных ногах. Специальная форма и небольшая рукоять также позволяют применять его в джигитовке.
  • Дамское — было изобретено ещё в XIV столетии, когда считалось что даме неприлично сидеть в мужском седле. К тому же, наряды того времени помешали бы ездить верхом в обычном мужском. Особая форма позволяла даме элегантно расположиться верхом с учётом её наряда. Одна нога при этом вставлялась в стремя, а вторая оставалась на верхней луке седла. Когда в XX веке дамы стали носить брюки оно практически забылось. Но в нынешнее время к нему вновь стали возвращаться — в основном на конных шоу, выставках и даже соревнованиях. Ездить в нём — особое искусство, которое без определённой сноровки не так то легко освоить.
  • Конкурное седло — как понятно из названия, предназначено для конкура, в связи с чем у него есть свои особенности. Крылья выдвинуты вперёд так, чтобы всадник мог плотнее прижимать ноги и сидеть более устойчиво, когда лошадь совершает прыжок. Задняя лука круглая или квадратная, чтобы упростить посадку.
  • Выездковое — для выездки у всадника должна быть наиболее глубокая посадка при этом с выпрямленной ногой, чтобы был контакт с боками лошади. Поэтому у него укорочённое сидение, обеспечивающее нужную глубину посадки, а крылья узкие и длинные, чтобы поддерживать ноги в нужном положении. Обивка уменьшенная и сделаны короткие узкие полки, чтобы лошадь лучше чувствовала все изменения в посадке наездника и понимала его команды, подаваемые корпусом.
  • Универсальное седло — подходит практически ко всем видам конного спорта и просто верховой езды. Именно этот тип седла чаще всего используют любители верховой езды, которые не стремятся к участию в профессиональных заездах. Также оно подходит и в охоте, конных прогулках, любых тренировках и основах выездки.
  • Троеборное — напоминает внешне универсальное, тоже отлично подходит ко всем вариантам верховой езды и спорта, но в отличие от универсального у него более выдвинуто вперёд крыло с подушкой, благодаря чему наездник может принять во время кросса полевую посадку.
  • Скаковое седло — как понятно по названию, создано для скачек, во время которых у всадника особая посадка — он стоит в коротких стременах. Форма у него упрощённая, сидение почти плоское, а путлище очень короткое. Благодаря этой конструкции получается снизить вес максимально сильно.
  • Офицерское — предназначено для выезда на военных парадах. Также оно применяется конной полицией и армией. Изгиб крайне удобен для коня, не набивает ему спину, хорошо распределяет вес. Сейчас его в том числе используют для длительных конных пробегов, в конных походах или в полевой езде. У него много колечек, чтобы крепить оружие и необходимые в поездке вещи.
  • Галерея: седло для лошади (25 фото)

    Более узкоспециализированные виды

    1. Вестерн — ковбойское седло, которое действительно использовалось американскими ковбоями. Форма создана, чтобы обеспечивать устойчивую и удобную посадку ковбоя, рассчитана на резкие движения или остановки коня. Также имеется рожок для лассо. Глубокая форма и высокая задняя лука позволяют всаднику держаться без рук. Лошади оно тоже хорошо подходит, являясь комфортным и при длительной езде.
    2. Австралийское пастушье похоже на ковбойское, отличается оно полками как у строевого.
    3. Безленчиковое — у него мягкая конструкция, форма пластичная и она мягко прилегает к лошадиной спине. Это очень комфортное в плане здоровья коня седло, его применяют у скакунов, которые имеют травмы или проблемы со здоровьем спины.
    4. Седло для пони — такое же, как и универсальное, отличается оно только размерами и возможностью подогнать под ребёнка. На пони делают разные седла, в том числе ковбойские, конкурные и безленчиковые.
    5. Вьючное — создано, чтобы перевозить на лошадях большие и объёмные грузы. Оно используется в длительных походах, когда часть груза везётся на лошадях. Оборудованы большим количеством креплений для ноши, подпругами, не дающими грузу сползти.
    6. Испанское — такое же, как и австралийское, является его европейским аналогом. Чтобы ездить в таком седле требуется мастерски работать с шенкелем.
    7. Также используется такое снаряжение, как пад — это толстый вальтрап-амортизатор, он либо служит основой под седло типа ковбойского, либо используется вместо него.

      Как сделать седло для лошади

      Сделать его самостоятельно нелегко. Здесь потребуются и специфические материалы, и специальные навыки и умения. В современных условиях проще выбрать и приобрести готовое седло. Сейчас в специализированных магазинах их предоставлено множество на выбор.

      Но можно попробовать сделать седло своими руками для приобретения нового опыта, например, простое строевое седло с деревянным ленчиком.

      Для этого понадобятся:

      1. Картон
      2. Нож и ножницы
      3. Гвозди и скобы
      4. Молоток
      5. Степлер
      6. Кожа или какой-то прочный аналог
      7. Лобзик либо наждачная бумага
      8. Поролон
      9. Кожаные ремни

      Проще всего будет начать, если имеется старая основа для седла, тогда останется добавить лишь несколько деталей и все будет готово. Но, если основы нет, то все нужно будет делать с нуля.

      Нужно взять мерки с коня, чтобы седло подошло по размеру. Замеры должны быть следующие: холка в самой высокой точке, окончание холки, изгиб спины. Все мерки переносятся на бумагу и вырезаются, это будет каркасом для ленчика. Из дерева вырезаются две полки, они соединяются проволокой таким образом, чтобы держать форму по спине лошади. В полках нужно сделать отверстия для подпруги. Из деревянной заготовки надо вырезать ленчик, прикрепить его гвоздями к полкам.

      После подготовки каркаса делается обивка, для этого вырезается поролон и крепится к каркасу, из войлока сшивается подкладка для полок. Дальше делаются приструги и подпруга. Их довольно сложно делать и проще недорого купить готовые. Либо сделать из подходящих кожаных ремней. К пристругам надо прикрепить стремя, подпруги закрепить в полки.

      Седла

      В мире существует большое разнообразие седел, приспособленных для различной деятельности. Мы перечислим некоторые виды седел, но более подробно остановимся на тех седлах, которые используются в нашем клубе – это спортивные и строевые седла.

      Виды седел:

    8. троеборные
    9. конкурные
    10. выездковые
    11. пробежные
    12. вольтижировочные
    13. казачьи
    14. офицерские
    15. вьючные
    16. джигитовочные
    17. скаковые
    18. вестерн
    19. испанские
    20. австралийские и т.д.
    21. (это троеборные, конкурные, универсальные, выездковые, пробежные седла, прогулочные). Все они могут немного отличаться по форме, но основные отличия спортивных седел от остальных одинаковы – это мягкие подушки седла, наличие подушек под колено (для лучшего упора). Седла эти предназначены для непродолжительной, но интенсивной работы на плацу. Для длительных поездок (походов) на природе они не очень удобны (исключение — пробежные седла).

      Спортивное седло состоит из ленчика, двух крыльев, двух подкрылков, сиденья, двух подушек, двух подпруг, четырех или шести приструг, двух путлищ, двух стремян, двух шнеллеров (металлический зажим для крепления путлища со стременем) и потника.

      Ленчик изготавливают из металла. Он является твердой основой всего седла и состоит из двух лавок, скрепленных металлическими дугами. Эти дуги называются передней и задней лукой. Длина ленчика зависит от вида конного спорта.

      Крылья и подкрылки изготавливаются из кожи. Они служат для предохранения ног всадника от прикосновения с подпругами, пристругами и пряжками, прикрывают потник. Подушки изготавливают из плотной материи и набивают шерстью. Располагают их под сиденьем; они прилегают к телу лошади по обе стороны ее позвоночника, помогая избежать воздействия на него.

      Строевые седла

      К этому виду седел можно отнести казачьи седла, офицерские, строевые, джигитовочные седла.

      Они отличатся от спортивных большими деревянными (а не кожаными) полками, обшитыми войлоком, и приподнятой над полками крышкой седла. Увеличенные длинные и широкие полки распределяют вес всадника по большей площади, что уменьшает нагрузки на спину лошади, что важно при продолжительных полевых прогулках. А приподнятая над спиной крышка седла (и соответственно, сам всадник) позволяет избежать наминов на спине из-за неправильной посадки, что важно, когда лошадь используется для обучения новичков.

      Уздечка

    22. Подбородный ремень
    23. Затылочный ремень
    24. Нащечные ремни
    25. Налобный ремень (налобник)
    26. Трензель (либо другой вид железа. На фото — олимпийский пелям.)
    27. Капсюль
    28. Капсюль (на данный момент не используется в нашем клубе) служит для того чтобы лошадь не открывала рот и не сопротивлялась воздействию железа (трензеля), чтобы облегчить управление всаднику.

      Капсюль может быть снят с уздечки и не использоваться в повседневной работе.

      Что такое:

      Подпруга – ремень, проходящий под животом лошади и препятствующий сползанию седла. Крепится к пристругам седла с обеих сторон. Подпруга при седловке располагается на расстоянии 4-х пальцев от передней ноги лошади и затягивается так, чтобы под нее могла пролезть ладонь. При затянутой подпруге нельзя давать опускать лошади голову ниже груди, т.к. это приводит к пережиманию подпругой артерий на животе лошади и образованию гематом, после чего лошадь надолго выводится из работы и лечится. Подпруги бывают различных видов, иногда с резиновыми вставками с одной или обоих сторон, для предотвращения заподпруживания и облегчения затягивания подпруг во время седловки.

      Стремена – железные приспособления, расположены на путлищах по обе стороны седла, служат для опоры ноги во время посадки и езды на лошади.

      Путлища – ремни по обе стороны седла, крепящиеся к нему посредством продевания через специальные кольца или скобы – шнеллеры, расположенные на седле. На путлищах висят стремена.

      Недоуздок

      – в основном нейлоновый либо кожаный, состоит из скрепленных кольцами частей, отличается от уздечки отсутствием места для крепления трензеля. Используется для ведения лошади на выгул, для безопасной привязи.

      Чомбур – веревка от двух метров с карабином на одном конце, цепляется за недоуздок, используется для ведения лошади либо привязывания.

      Корда — веревка 8-10 метров в длину, используется для тренировки лошади и\или всадника. Для лошади — при невозможности или нежелании садиться верхом используют корду, чтобы лошадь могла побегать или же используют ее для определенного тренинга. Для всадника — начинающих всадников берут «на корду», чтобы они могли отработать посадку, не отвлекаясь на управление лошадью (конем управляет кордовый — тот, кто держит корду), или же для того, чтобы контролировать лошадь, чтобы она не убежала.

      Ногавки – кобуры кожаные либо из других материалов, с застежками, надеваются на ноги чтобы защитить ноги лошади от ударов. Анатомические ногавки также служат для поддержки сухожилий лошади при сильных нагрузках либо при ослабленных сухожилиях.

      Бинты

      – используются для сухожилий лошади при сильных нагрузках либо для поддержки больных сухожилий.

      Вальтрап – кусок ткани с прокладкой, кладется на спину лошади под седло, служит для лучшей амортизации и для впитывания пота лошади.

      Амортизатор под седло – мех или гель, либо другая подкладка из упругих материалов, чаще всего по форме седла, кладется под седло поверх вальтрапа, для амортизации ударов седла по спине, либо при неподходящем (слишком большом) для лошади седле.

      Упряжь:

    29. седёлка — применяется для поддержания хомута, дуги и оглобель с помощью чересседельника, и, кроме того, на нее приходится часть тягового усилия (переносится с плеч на спину), преодолеваемого лошадью. Она смягчает и частично устраняет толчки от упряжи на спину лошади при езде по неровной дороге и рывке в начале движения. Форма ее должна отвечать холке лошади.
    30. вожжи —тесёмочные, ремённые или верёвочные, используются для управления
    31. хомут —с помощью гужей к хомуту крепят оглобли. Стандартный хомут состоит из двух деревянных клещей, внутренней стороной они прилегают к шее лошади, имеют войлочную подкладку. При запряжке клещи хомута стягиваются супонью
    32. дуга —ее назначение — удерживать гужи вокруг оглобель. Хорошая дуга должна быть упругой, прочной и легкой. Так как гужи располагаются перпендикулярно хомуту, исключается возможность потертостей плеч и боков. Благодаря упругости дуга играет роль амортизатора, смягчая толчки от неровностей дороги и рывков при трогании воза с места, не вызывая больших затрат энергии на амортизацию. В верхней части дуги имеется кольцо для повода от уздечки.
    33. гужи —представляют собой широкие сыромятные ремни, служат для скрепления хомута с оглоблями при помощи дуги. Они служат для передачи тягового усилия от хомута через оглобли на повозку
    34. супонь —ремень или прочная верёвка для стягивания хомута при запряжке
    35. чересседельник — ремень, идущий через седелку по спине лошади. Назначение чересседельника — поддерживать вес хомута с дугой и оглобли на спине лошади, а также, вследствие разложения сил при опоре оглобель на спину, в небольшой части передавать на нее тяговые усилия.
    36. подбрюшник — ремень, лежащий поверх подпруги.Роль подбрюшника — не допускать резкого колебания оглобель, хомута и дуги вверх и вниз, чем он предупреждает возможные побои холки под хомутом.
    37. шлея —ее назначение — удерживать накат повозки при спускании с горы и отчасти удерживать хомут на своем месте, при резком осаживании лошади.При торможении в упряжи шлея передает свое действие на повозку через хомут, гужи и оглобли. Шлея состоит из кругового ремня, проходящего на протяжении от хомута вдоль всего корпуса; наспинного ремня, проходящего вдоль спины; поперечных ремней, которые соединяют круговой и спиной; боковых ремней, одевающихся на оглобли и предохраняющих шлею от сползания на одну сторону; откосых ремней, идущих от заднего конца спинного к задку кругового ремня.
    38. Информация частично взята из книги «Конская упряжь — основные элементы, требования и особенности» В. В. Богданов — Валерий Аркадьевич Ермолаев.

      Все согласятся, что седло играет далеко не последнюю роль для верховой езды, причем значение это распространяется как на всадника, так и на лошадь. Для животного – это защита спины, а для человека – это создание максимально удобного пространства, пока тот находиться в нем.

      Фото лошади с седлом

      В случае пребывания всадника на спине лошади без седла, вес, что обременяет животного, приходится на седалищные кости опорно-двигательного аппарата, а в седлообразной сбруе идет перенаправление нагрузки идет равномерно. Учитывая тот факт, что общая площадь седла лошади намного больше площади соприкасающихся со спиной лошади в тот момент седалищных костей человека можно судить о том, что давление на одну и ту же самую единицу поверхности с седлом на много меньше, несмотря на увеличении общего веса.

      Классифскация седёл

      Впервые человечество начало использовать седло во второй половине I тысячелетия до н.э.

      С тех пор набралось достаточно много разных классификаций и видов седел. Рассмотрим одну из них, наиболее распространенную.

      Фото седла со стременами

      Итак, согласно ей седла делятся на несколько типов.

      Седла английского типа (относят седла, что используют практически во всех вида классического конного спорта):

    39. выездковое;
    40. конкурное;
    41. троеборное;
    42. спортивное универсальное седло;
    43. седло для шоу;
    44. для конного поло;
    45. охотничье;
    46. скаковое седло;
    47. седло, используемое для рысистых бегов.
    48. Ковбойское

      Вестерн, по-другому его еще называют ковбойское седло, пастушье.

      Седла для лошадей что используют в длительных походах, ведь они сконструированы по особому принципу. Если правильно подобрать седло из этой группы под определенную лошадь, то она спокойно может находиться под седлом до 5 часов в день, без каких-либо повреждений или дискомфорта.

      Вестерн седло

      Для сравнения – пастушье седло английского типа рассчитано только на 2 часа в день. В данную группу входят только два вида.

    49. седло вестерн;
    50. австралийское пастушье седло.
    51. Седла азиатского типа

      Согласно современных данных эта группа делится на две подгруппы:

    52. сёдла Центральной Азии;
    53. седла Восточной Азии. В этой подгруппе принято выделять следующие типы, о которых и идет речь в статьях нашего раздела. Это:
      • дамское седло;
      • седло для дистанционных пробегов;
      • седло для ТРЕКа;
      • кавалерийское седло;
      • Черкесское седло;
      • казачье седло;
      • строевое седло;
      • полицейское седло;
      • седло МакКлеллана;
      • седло без ленчика;
      • вьючное седло;
      • вольтижировочное седло;
      • камаргское седло;
      • испанское седло;
      • португальское седло.
      • В этой статье мы покажем, как выглядит ковбойское седло, и из чего оно состоит. Каждая часть и деталь вестерн-седла имеет не только чисто эстетическое, но и строго функциональное назначение. Три наиболее важных составляющих — это ленчик, сиденье и крепление подпруг. Если эти три составляющих сделаны правильно, есть шанс получить хорошее, качественное седло. Если хотя бы одна из них сделана неверно, седло никогда не будет правильным.

        Одна из самых важных деталей седла, его основа, хотя и невидимая в готовом седле — это ленчик (saddle tree). Без качественного ленчика Вы никогда не получите качественного вестерн-седла.

        Задача ленчика — равномерно распределить вес всадника по спине лошади. Вес всадника распределяется за счет полок, поэтому, чем равномернее они прилегают к спине лошади, тем комфортнее будет для нее седло. Расстояние между полками должно быть достаточным для того, чтобы седло не давило на позвоночник, а высота и ширина вилки — достаточными для того, чтобы не было давления на холку и плечи лошади.

        Деревянный ленчик

        радиционно ленчики для вестерн-седел делались из дерева (отсюда английское название tree, что одновременно означает и «дерево», и «ленчик»). В производстве ленчиков используются относительно мягкие породы дерева, способные на определенную гибкость: желтая сосна, бук, ясень, тополь и т.п.

        Деревянный ленчик дополнительно укрепляют, обтягивая сыромятной кожей, кожей буйвола, либо стекловолокном.

      • Сыромятная кожа (Rawhide) : После того, как деревянный ленчик готов, он покрывается куском мокрой сыромяти, которая, высыхая, обтягивает дерево, делая его очень прочным и слегка упругим, что позволяет поглощать удары и выдерживать огромную нагрузку, а также защищает дерево от пота и погодных неприятностей.
      • Кожа буйвола (Bullhide) : обычно более плотная и толстая, чем сыромять. Считается, что ленчик, покрытый кожей буйвола, получается более прочным и при этом, из-за толщины кожи, лучше обминается по спине лошади. Такие ленчики считаются лучшими.
      • Стекловолокно (Fiberglass) : относительно недавнее нововведение в шорном деле. Стекловолокно показало себя очень долговечным материалом, хорошо способным защитить деревянные части ленчика. Это более экономичный вариант, чем сыромять или кожа буйвола.
      • Ленчик Flex

        Когда ленчики типа flex (гибкие) только появились, они вызвали море скептицизма. Однако сегодня уже понятно, что лошадям такие ленчики очень нравятся. Седла с такими ленчиками имеют относительно небольшой вес по сравнению с деревянными ленчиками и обеспечивают более близкий контакт всадника с лошадью.

        Однако, ошибочно предполагать, что, если ленчик называется «гибким», он может подойти на любую спину — во-первых, гибкими у ленчиков flex являются только полки, в то время как передняя и задняя луки остаются жесткими. Во-вторых, гибкость полок подразумевает амплитуду в несколько миллиметров, что достаточно для более комфортного прилегания к спине лошади подходящего по размеру седла, но совсем недостаточно для седла, которое слишком узко или слишком широко для данной лошади.

        Седла с ленчиками flex не рекомендуется использовать в работе на ранчо, однако, для прогулок и манежной работы они вполне подойдут.

        Посмотреть седла с flex-ленчиками можно на сайте www.horsesaddleshop.com

        Синтетический ленчик (Ralide)

        Лучшим из синтетических материалов для изготовления ленчиков считается ралид (ralide). Термин Ralide обозначает одновременно материал (тип синтетического полиэтилена) и название американской компании, запатентовавшей производство этого материала. Ленчики отливаются путем формовки, что снижает затраты на их производство и делает их очень экономичными. При этом ленчики из ралида достаточно долговечны, но имеют определенные особенности. Во-первых, они не так пластичны, как деревянные ленчики. Во-вторых, поскольку они отливаются в формах, это подразумевает ограниченное количество вариантов по размерам. В-третьих, пластик хуже держит гвозди и шурупы, используемые при сборке ленчика, что снижает их долговечность.

        Конечно, синтетические ленчики имеют свою нишу на рынке — это бюджетная альтернатива для нечастых прогулок. Однако, если Вам необходимо качественное седло для любой сложной работы, которое прослужит Вам всю жизнь, выбирайте ленчик покрытый кожей буйвола.

        Формы ленчиков

        Как уже упоминалось, в производстве седел нет унифицированных стандартов, поэтому у каждого производителя свои представления о размерах седла, а одну и ту же форму ленчика они могут называть по-разному. Однако чаще всего название ленчика определяется формой передней луки. Остальные части — полки, задняя лука, рожок и т.д. могут быть разными, но если форма передней луки одна и та же, то и называться ленчик будет одинаково. Так что, если Вы увидите название Wade, Association, Bowman и т.п., знайте, что в основном это название относится к форме передней луки.

        Различают также формы полок ленчиков: так, например, Арабские полки короче стандартных. Полки под названием «Каттинг» (используются в основном в седлах для каттинга, а также очень часто в рейнинговых седлах) тоньше и уже, для более тесного контакта всадника с лошадью. В свою очередь полки типа Аризона толще и шире, распределяют вес всадника на большую площадь спины лошади. Полки Аризона больше подходят для длительной верховой работы и используются в седлах типа ранч, олраунд и т.п.

        Передняя лука соединяет полки ленчика и не дает им расходиться в стороны. Она определяет форму передней части седла и бывает двух основных видов: сглаженная (slick или A-fork) и выпуклая (swell). Выпуклая передняя лука может быть полной или вырезанной (undercut).

        Различные типы передней луки появились как следствие разного использования седел, а также предпочтений всадников. Ранние седла чаще всего имели сглаженную переднюю луку. Выпуклая передняя лука считалась более надежной при езде на диких мустангах на родео. В дальнейшем такая форма получила широкое распространение на седлах для езды пересеченной местности и для соревнований.

        В то же время в Калифорнии и на Западе США, где сохраняются традиции Калифорнийского стиля вестерна (стиля вакеро), наиболее распространены седла со сглаженной передней лукой.

        Ширина сглаженной передней луки обычно не превышает 20 см — 25 см, в то время как выпуклая передняя лука имеет ширину от 28 см до 35 см.

        ВИЛКА (GULLET)

        Вилкой называют углубление под передней лукой, находящееся над холкой лошади. От длины и ширины вилки зависит, насколько комфортно седло для лошади. Вилка седла должна обеспечивать достаточное пространство между холкой лошади и передней лукой, чтобы передняя лука не давила на холку лошади.

        По общему правилу между холкой и передней лукой должно проходить три-четыре пальца (без пада и без всадника сверху).

        Вилка также не должна быть слишком узкой или слишком широкой. Слишком широкая вилка приведет к тому, что седло опять же ляжет на холку передней лукой. Слишком узкая вилка не позволит полкам седла полностью лечь на спину лошади, отчего вес всадника будет давить на спину лошади слишком близко к позвоночнику.

        От того, какое сиденье у вестерн-седла, насколько оно подходит всаднику и выполняемым им задачам, полностью зависит удобство всадника и, пожалуй, и лошади.

        Сиденье начинается с создания основания сиденья ( ground seat ). Это не менее важная часть работы, чем производство ленчика.

        Само основание может быть сделано по-разному: из металлической пластины, из очень плотной кожи или, если ленчик отливается из пластика, отлито вместе с ленчиком.

        На готовый ленчик, обтянутый сыромятной кожей, накладываются куски кожи, которые вырезаются из самых плотных участков шкуры.

        Далее следуют несколько этапов проклеивания, занимающие не один день. Затем накладывается еще кусок кожи, играющий роль жесткой подкладки в передней части сиденья. Все этапы проклеивания повторяются. Седлу дают просохнуть еще несколько дней. Сверху все это закрывается еще одним куском кожи. Весь процесс проклеивания, вымачивания и придания формы повторяется вновь.

        Таким образом получается основа сиденья, готовая к принятию на себя веса всадника. Последними вырезаются прорези для путлищ и отверстие перед передней лукой (если необходимо). Все еще раз проклеивается, и основа сиденья готова!

        Очень важно, чтобы самая глубокая точка сиденья (карман) находилась посередине между задней лукой и отверстиями для путлищ. Это обеспечит всаднику по-настоящему центрированную посадку в отличие от многих современных седел, сажающих всадника в «стуловую» посадку. Такое сиденье позволяет ногам всадника находиться ровно под его центром тяжести, а самому всаднику — ездить на более длинных стременах и сделать свою посадку более глубокой, снимая давление с коленей и лодыжек. Всадник перестает постоянно бороться за правильное положение в седле.

        Основа сиденья также может иметь разный угол наклона к передней луке. Плоское сиденье дает больше свободы движения седалищу и бедрам всадника, в то время как более высокий угол наклона обеспечивает более устойчивое положение в седле.

        Выбор определяется частично предпочтением всадника, частично — назначением седла. Так, например, сиденья седел для скачек вокруг бочек часто делаются с высоким углом наклона, в то время как седла для каттинга и роупинга в большинстве своем имеют плоские сиденья.

        Часто сиденья делаются с мягкой подкладкой для удобства всадника. Однако, следует помнить, что неудобство сиденья чаще всего заключается не в его жесткости, а в неудачной конструкции. В этом случае дополнительная мягкая подкладка вряд ли поможет. Правильное основание сиденья не плоское, а слегка выпуклое и сужается впереди, иначе у всадника будет ощущение, что он пытается сидеть верхом на столе.

        Также, чтобы сиденье было удобным, важно подобрать его по размеру.

        То, каким образом приструги подпруг крепятся к седлу, является одним из самых важных моментов безопасности всадника в седле, а также комфортности седла для лошади.

        Прежде всего, необходимо помнить, что крепления должны располагаться абсолютно симметрично с обеих сторон седла, четко напротив друг друга. Если крепления сдвинуты относительно друг друга в ту или другую сторону, лучше сразу выкинуть из головы мысли о покупке такого седла!

        Фурнитура

        Крепления могут быть в виде колец, либо полуколец, либо металлических пластин. Можно встретить любую комбинацию для передней и задней подпруги. В качественных седлах крепления делаются из нержавеющей стали, латуни или бронзы — такая фурнитура не ржавеет и не рассыпается.

        Способы крепления

        Есть два способа крепления фурнитуры к седлу: традиционно, к ленчику и более новый способ — к юбке. Традиционный способ крепления к ленчику всегда считался более надежным, но при таком креплении вся толщина в несколько оборотов приструги (особенно, если ее завязывать «галстуком») плюс юбка приходится прямо под коленом всадника. Крепление «в юбке» зарекомендовало себя как не менее прочное и, к тому же, причиняет меньше неудобств ноге всадника, т.к. приструга оказывается спущенной ниже, к тому же не накладывается на юбку. При этом полукольцо обычно крепится к металлической пластине между слоями кожи юбки.

        В то время как вшитое в юбку крепление редко встречается в седлах для роупинга или каттинга, это довольно распространенный вариант у седел для скачек вокруг бочек, рейнинга и плежера именно из-за того, что обеспечивает лучший контакт ноги всадника с боком лошади. С креплениями в юбке подпругу можно затягивать не так сильно, как при креплении колец непосредственно к ленчику. В то же время одним из преимуществ крепления колец к ленчику является то, что такие крепления достаточно легко починить или заменить по мере износа седла. Кольцо же, вшитое в юбку, можно поменять только вместе с юбкой.

        крепление в виде крепление

        пластины в виде полукольца

        крепление к ленчику.

        Обратите внимание:если оба полукольца крепятся к ленчику, то между ними обязательно должен быть соединительный ремень, чтобы кольца не расползались.

        крепление «в юбке»

        Расположение креплений

        Некоторые производители делают универсальные крепления, позволяющие крепить подпругу в любой из трех позиций: full, 7/8 или 3/4.

        вариант универсального крепления

        способы затягивания подпруги для получения разных позиций

        Назначение подпруги — притягивать седло и прочно удерживать его на спине лошади. Самый распространенный вариант передней подпруги — веревочная.

        В старину такие подпруги делали из конского волоса: более качественный вариант — из гривы, более дешевый — из хвоста. Однако, такие подпруги, будучи очень прочными и долговечными, плохо впитывали лошадиный пот, что часто приводило к потертостям. Наиболее хорошей способностью впитывать влагу обладает хлопок, но, намокая, хлопок быстро теряет свою прочность. Поэтому наиболее подходящими с этой точки зрения являются подпруги из мохера (смесь ангоры и шерсти), которые хорошо впитывают влагу и, намокая, становятся еще прочнее.

        В последнее время очень большую популярность получили подпруги из неопрена и других синтетических материалов, но, хочется заметить, что не всегда то, что приятно на ощупь человеческой руке, так же приятно лошадиной коже.Помните, что для лошади наиболее важна вентиляция!

        Бывают также кожаные подпруги, а также подшитые изнутри искусственным мехом или другим мягким материалом. Такие подпруги можно использовать в манеже и на шоу-арене, но в дальних поездках лучше воздержаться от них.

        Длина подпруги

        По длине размер подпруги определяется в дюймах от края одного кольца до края другого кольца. Наиболее распространенные размеры: 30, 32, 34 дюйма (размер выражается только четными числами).

        Ширина подпруги

        Ширина подпруги меряется в дюймах, а ширина веревочных подпруг — часто в количестве нитей. По общему правилу, чем ближе крепление подпруги к передней луке, тем тоньше должна быть подпруга. Так, при креплении full используют подпругу в 17 нитей, при креплении 7/8 — в 19 нитей, и при креплении 3/4 — в 21 нить.

        Использование подпруги, более широкой чем требуется, может вызвать потертости и раны, т.к. лошадь будет постоянно задевать подпругу локтями.

        Важно:покупая веревочную подпругу, обязательно смотрите, чтобы в середине подпруги был либо нашит поперек ремешок из кожи или плотной тесьмы, либо плетение нитей было очень плотным, иначе такая подпруга будет скатываться в жгут и причинять большие неудобства лошади!

        В последнее время очень широкое распространение получили так называемые «роуперские» подпруги — очень широкие, к тому же расширяющиеся дополнительно к середине.

        Многие всадники думают, что чем шире подпруга, тем гуманнее она для лошади. Однако, такие подпруги создают эффект корсета, что совсем некомфортно для лошади, особенно при длительном использовании, особенно, если в середине у такой подпруги кожаная вставка. Поэтому, в то время как такие подпруги вполне оправданы для роупинга, где во время арканивания бычков на седло, а также на мышцы пресса лошади приходится большая нагрузка, не стоит применять их при обычной езде.

        Если вдруг случилось так, что в Вашем распоряжении есть только роуперская подпруга, постарайтесь затянуть ее более слабо, чем обычную (если только Вы не собираетесь заняться роупингом).

        Пряжки

        Пряжки подпруги используются для крепления приструг. Чаще всего они бывают трех видов: кольцо (или полукольцо), кольцо с язычком и кольцо с поперечной перекладиной и язычком.

        Простое кольцо в основном встречается на наиболее дешевых подпругах, а также на подпругах для родео. Приструга к такому кольцу может крепиться только узлом. Язычок позволяет застегивать подпругу, убирая толщину узла из-под колена всадника. Однако простое крепление язычка к основанию кольца часто приводит к тому, что кольцо со временем вытягивается в овал, и язычок перестает держать пристругу. Многие всадники продолжают завязывать пристругу узлом, невзирая на наличие язычка, который оставляют торчать вниз — это нарушение техники безопасности, и может привести к несчастному случаю.

        Самые прочные кольца — это кольца с поперечной перекладиной, к которой, в свою очередь, крепится язычок. Такая конструкция не дает кольцу вытянуться, к тому же, язычок получается более коротким и за счет этого более прочным.

        Часто пряжки с левой стороны подпруги также снабжаются роликом (или другими хитрыми приспособлениями) для облегчения процесса подтягивания приструги.

        В идеале кольца подпруги должны быть изготовлены из нержавеющей стали. Кольца из железа или хромированного железа подвержены ржавчине, поэтому их лучше избегать.

        В середине любой подпруги с обеих сторон вшиты небольшие полукольца: одно из них предназначено для крепления подперсья, а так же каких-либо вспомогательных приспособлений для работы с лошадью, второе — для крепления ремешка, соединяющего заднюю подпругу с передней.

        1/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image002.jpg» />Задняя подпруга появилась на вестерн-седле, когда ковбои стали не только ловить бычков на лассо, но и намертво привязывать второй конец лассо к рожку. Задняя подпруга удерживала седло от наклона вперед в момент, когда лассо резко натягивалось. При этом задняя подпруга не затягивалась плотно, так как в момент рывка лошадь напрягала мышцы живота. Аналогичным образом задняя подпруга помогает седлу остаться на месте при резких остановках лошади.

        Поскольку большинство вестерн-седел имеют возможность крепления задней подпруги, многие всадники считают, что должны их использовать. Однако, если Вы не занимаетесь роупингом, скорей всего задняя подпруга Вам вообще не понадобится.

        Существует широко распространенный миф о том, что задняя подпруга удерживает седло от сползания вперед на крутых спусках, однако, это не так.

        Задняя подпруга обычно кожаная, с пряжками на обоих концах. Шлевки для держания свободных концов приструг часто делаются очень широкими, чтобы предотвратить случайное застревание веревки между концом приструги и подпругой. К середине задней подпруги обязательно должен крепиться соединительный ремешок, который при седловке пристегивается к колечку на середине передней подпруги.

        Если Вы все-таки по каким-то причинам решили использовать заднюю подпругу, помните следующие правила:

      • подпруга не должна быть затянута туго, но и не должна быть слишком свободной. Если задняя подпруга будет болтаться, есть вероятность, что лошадь зацепится за нее копытом или между подпругой и животом лошади попадет ветка и т.п.
      • между передней и задней подпругами обязательно должен быть пристегнут соединительный ремешок, который удерживает заднюю подпругу от сползания к паху лошади.
      • седлая лошадь, всегда сначала затягивайте переднюю подпругу и только потом — заднюю.
      • Передняя левая приструга (Latigo)

        Приструги из нейлона значительно тоньше кожаных и не создают такой толщины под коленом всадника, как кожаные приструги, хотя и не уступают последним в прочности. Однако, нейлоновые приструги с большей вероятностью могут натереть кожу лошади, если кожа очень чувствительная. Также надо помнить, что нейлон, в отличие от кожи, совсем не тянется, а для того, чтобы затянуть нейлоновую подпругу, требуется гораздо меньше усилий. Поэтому будьте аккуратны и не перетяните лошадь.

        Левая приструга обычно делается шириной от 3,8 до 5 см (1,5-2 дюйма) и около 1,8 метров в длину, так как при затягивании она несколько раз проходит между кольцом на седле и кольцом подпруги.

        Если Вам необходимо заменить пристругу, делают это так:

        1. Оберните пристругу вокруг кольца (пряжки) на седле, короткой стороной к себе. Проденьте кожаный шнурок
        (он обычно продается в комплекте с пристругой) в два нижних отверстия.

        2. Затем оба конца шнурка проденьте обратно наружу через верхние отверстия.

        3. Проденьте концы шнурка в петлю между нижними отверстиями.

        Передняя правая приструга (off billet)

        Переднюю правую пристругу обычно пристегивают один раз и больше не трогают, поэтому чаще всего она выглядит по-другому, нежели левая, которую каждый раз нужно расстегивать и затягивать заново. Некоторые производители делают идентичные приструги слева и справа.

        На правую пристругу приходится очень большое давление, поэтому она обязательна должна быть двойной.

        Ширина правой приструги обычно также составляет от 3,8 до 5 см (как и левой), а длина ее может быть от 45 см до 60 см. Длинная приструга называется half-breed off billet и пристегивается следующим образом:

        Регулярно проверяйте правую пристругу и меняйте ее, как только заметите, что она износилась.

        Задние приструги (flank billets)

        Задние приструги не несут такой нагрузки, как передние, поскольку задняя подпруга практически не затягивается, поэтому обычно делаются одинарными.

        Длина задней приструги составляет от 60 см до 90 см, ширина — от 3,8 см до 5 см.

        Стремена вестерн-седла изначально изготавливали из цельного куска дерева, «распаривая» его и сгибая в нужную форму. Сейчас стремена делают и из металла (алюминий, «нержавейка» и тп), и из фанеры, и из синтетических материалов. Стремена могут быть цельно-металлические, а могут — деревянными с металлической «обложкой» по наружней части, так же они могут быть и обтянутыми кожей — полностью или частично (подножка).

        Вообще стремя ковбойского седла должно быть тяжелым — так оно лучше «висит» (не забываем, что путлища-фендеры делают из плотной толстой кожи, поэтому легковесные стремена могут «топорщиться») и его легче поймать ногой. Но в последнее время производители седел спортивной направленности ищут пути уменьшения массы снаряжения — для комфорта всадника и лошади при манежной работе и на выступлениях, например, седла для баррел-рейсинга вообще самые легкие. Поэтому производители стали искать новые легкие прочные материалы. Но в повседневной жизни и работе тяжелые деревянные стремена остаются лучшим вариантом.

        Стремена бывают разных форм и размеров, что вызвано прежде всего их прикладным назначением. Стремя, «живущее» на седле для роупинга выглядит много массивнее и фундаментальнее, чем кругленькое тоненькое стремя с каттингового седла. Основные параметры стремян — измеряемые по внутренней части высота (от полочки до роллера) и ширина (в самой широкой части). Еще один параметр — «глубина» — размер по «торцу» стремени: она может варьироваться от дюйма (каттер OxBow) до 6 дюймов (некоторые стремена типа колокол).

        Глубину стремени выбирают исходя из вашего основного направления работы и стиля езды. Если же вы ездите «для себя» — тогда выбирайте просто исходя из собственного удобства и привычек. Глубокие стремена будут лучшим выбором для долгих поездок, более тонкие стремена — позволяют четче давать команды и дают больше контроля на тренировках и выступлениях. Но какое бы стремя вы не выбрали — основной параметр, пожалуй, ширина. Она должна быть достаточной для ваших сапог, ведь никому не хочется «забивать сапоги в стремя молотком», а потом еще и ехать в таких стесненных условиях.

        Стремена бывают нескольких видов и различаются по фронтальному и боковому виду.

        Visalia Moran Bell Bottom

        На стремена иногда прикрепляют Тападерос. Тапы — пришли от ковбоев югозапада — кожаные «капюшоны» на стременах, которые изначально служили для защиты сапога от пыли и веток, а также от холода (зимний вариант), но сейчас стали скорее декоративным элементом.

        Сейчас так же существует много «модификаций» стремян. Увеличенного размера — для объемной зимней обуви (к примеру, Смит на свои седла часто делает стремена для русской зимы — в таких стременах можно ездить в унтах), безопасные, которые расстегиваются при падении всадника и прочее. К тому же, чтобы не нужно было разворачивать стремя, можно купить leg saver — стремена, прикрепленные на «переходник», такие стремена всегда повернуты в правильное положение под 90 градусов к фендеру. А для «ненапряжной» посадки на высокую лошадь изобрели конструкцию, «удлиняющее» стремя на время посадки.

        Leg saver Breakaway Step-up

        РЕМЕШОК СТРЕМЕНИ (STIRRUP HOBBLE STRAP)

        Ремешок стремени — это узкая полоска кожи, застегивающаяся на пряжку. Его основное назначение — стягивать свободные концы путлища под фендером. Ремешок должен быть туго застегнут в самом низу путлища, сразу над стременем .

        Часто эти ремешки теряются, а некоторые всадники специально их снимают, так как им кажется неудобным все время расстегивать и застегивать ремешок при регулировании длины стремян. На самом деле это очень важная деталь для безопасности всадника. Без ремешка стремя может (и часто так и случается) вывернуться наверх — в сторону при падении всадника и прижать его ногу к фендеру. Получится настоящая западня.

        У ремешка есть еще одна полезная функция: если на старом седле внезапно порвется путлище, ремешок поможет какое-то время удержать стремя на месте.

        Не пренебрегайте техникой безопасности и не снимайте ремешки с путлищ, а если они потерялись или порвались — купите новые, а временно стяните фендер и путлище любым подходящим куском веревки, шнурком, собачьим ошейником и т.п.

        НАКЛАДКА НА СТРЕМЯ (TREAD COVER)

        Для улучшения сцепления сапога со стременем, полочку стремени оборачивают специальными накладками. Традиционно их делают из кожи, притом даже если стремя целиком обтянуто кожей (тут накладка служит еще и для защиты основной кожи от истирания в процессе работы). Но в последнее время появились и накладки с резиновыми вставками.

        Некоторые стремена бывают вообще без накладки.

        Крепление стремян к седлу вестерн довольно заметно отличается от классического. Этот «крепеж» состоит из двух самостоятельных частей, соединенных друг с другом: фендера и собственно путлища. Иногда кажется, что и одними путлищами можно обойтись, а фендер не особо и принципиален, но он служит для защиты ног всадника.

        ПУТЛИЩА — длинные кожаные полоски. Очень важно, чтобы они были сделаны из высококачественной толстой кожи. Если по какой-то причине потребуется заменить одно из путлищ — желательно менять их парой, чтобы кожа обоих путлищ была одинаковой — иначе «растяжение» может получиться разным.

        В идеале ширина путлища должна быть 3 дюйма, но в некоторых случаях полоски кожи берут поуже (2-2,5 дюйма) с целью уменьшения массы седла. Некоторые фирмы используют более тонкую кожу с целью удешевления производства. Первый вариант встречается на седлах шоу-класса, а вот второй — на дешевых седлах сомнительного производства.

        Фендер— длинная широкая кожаная деталь, которая лежит между лошадью и ногой всадника и служит для защиты от лошадиного пота. Они так же, как и путлища должны быть сделаны из толстой кожи очень высокого качества.

        Фендеры могут быть разной формы и ширины и часто это зависит от общего дизайна седла. Ближе к седлу фендер сужается до ширины путлища, чтобы под жокейкой не мешался лишний слой кожи, что может создать определенные неудобства для всадника.

        Фендеры соединяются с путлищами тремя способами:

        Full Length (1) Half Length (2) Old Style (3)

        (1) Путлище пристрочено по всей длине фендера с внутренней стороны. Это наиболее распространенный способ в современых седлах.

        (2) Путлище пристрочено в верхней части фендера. Это делает фендеры более комфортными для ног.

        (3) Путлище лежит с наружней части фендера, прикреплено сверху и снизу. Такое соединение встречается на седлах buckaroo.

        Вступление

        Седло является, пожалуй, самым важным компонентом снаряжения для верховой езды. Оно обеспечивает комфорт не только всаднику, но и лошади. Хорошо подогнанное седло равномерно распределяет нагрузку на спину лошади, что позволяет избежать риска травмирования лошади.

        Виды седел для лошади

        Существует огромное количество видов седел, среди которых:

      • казачьи седла
      • кавалерийские седла
      • офицерские седла
      • ковбойские седла
      • седла, которые используют во время выездок
      • седла, предназначенные для троеборья
      • седла, которые применяют при лечебной езде на лошади
      • строевые седла
      • специализированные седла
      • вьючные седла
      • универсальные седла
      • строевые седла с двойным крылом
      • седла для пони
      • вольтижировочные седла
      • скаковые седла
      • К наиболее популярным относятся казачье седло, кавалерийское, скаковое седло, строевое седло.

        Строение седла

        Седло состоит из множества компонентов

        • ленчик
        • луки
        • крылья
        • подушки
        • подпруга
        • приструга
        • стремена
        • путлища
        • потник
        • подперсья
        • Ленчик — это основа седла. Он состоит обычно из двух деревянных досок, которые скрепляются между собой на концах металлическими дужками. Форма ленчика всегда определяет форму седла. К этому каркасу уже прикрепляются все остальные части седла для лошади.

          Луками называются выгнутые выступы, которые располагаются спереди и сзади от седла. Они немного различаются в зависимости от типа седла.

          Крылья нужны для того, чтобы ноги наездника были защищены и не соприкасались с пряжками, подпругой и пристругой.

          Подушки необходимы для того, чтобы седло не соприкасалась с позвоночником лошади. Расположены всегда под сидением. Они обычно изготавливаются из очень плотного прочного материала. Внутри подушки набиты шерстью или заменителями из синтетики.

          Подпруга — это ремень, который проходит под животом у лошади. Он удерживает седло на лошади, чтобы оно не сползало. С обеих сторон подпруга прикрепляется к пристругам. Здесь важно не пережимать очень сильно лошадь, т.к. у нее могут образовываться гематомы.

          Приструга — это ремень, который находится под крылом седла.

          Стремена служат для опоры ног наездника при посадке, во время движения. Они обычно изготавливаются из металла. Расположены стремена с двух сторон седловины на путлищах.

          Путлищами называют ремни, которые прикрепляются с обеих сторон от седла.

          Потник или вальтрап — небольшой коврик или покрывало. Оно обычно подкладывается под седло на спину лошади. Он впитывает весь пот лошади, в результате чего и седло и спина лошади остаются сухими. Поэтому потник иногда надо стирать. Потник также защищает спину животного от перегрева и препятствует скольжению седла по спине лошади.

          Подперсье своими концами прикрепляется к ленчику и подпруге. Его функция в том, чтобы сидение не двигалось назад. Это возможно на подъемах в гору.

          Внешний вид готового седла

          А вот как выглядит готовое седло, на примере седла кавалерийского.

          Опытные наездники понимают как важно хорошо разбираться при выборе седла. Ведь правильно выбранное седло — залог хорошего здоровья вашей лошади и вашего удобства при передвижении. В нашем магазине представлены три наиболее популярные вида седла, особенно среди жителей сельской местности: седло казачье, седло кавалерийское, туристическое седло, а также все сопутствующие товары для верховой езды.

          Каждое седло состоит из нескольких обязательных элементов: каркаса, внутренней обивки, внешней обивки, ремешков и пряжек.

          Основа седла

          Основа большинства седел, будь то самое «топорное» кавалерийское или изящное седло для выездки, одна: каркас. Он называется ленчик и состоит из двух полок, соединенных дугами (гребнями), которые впоследствии станут передней и задней лукой. Ленчики могут различаться длиной, изогнутостью, наклоном полок, шириной и высотой гребней (рис.1).

          Рисунок 1

          Современные ленчики бывают нескольких видов:

          • Деревянные, изготовленные из цельного массива дерева, часто сочетаются с металлическими гребнями.
          • Из клееной древесины. Они менее прочные, чем древесные, зато более легкие и гибкие.
          • Металлические.
          • Из синтетических материалов (стеклоткань, фиберглас).
          • У каждого материала есть свои плюсы и минусы. Деревянные ленчики самые прочные и долговечные, выдерживают большую нагрузку и падения, но при этом очень тяжелые. Это самый старый и традиционный тип, часто сделан на заказ по индивидуальным меркам всадника и лошади. Альтернатива им – синтетические материалы, которые гораздо легче и дешевле в производстве, но такие же прочные и хорошо переносящие нагрузку. Правда, со временем они все хуже держат форму и становятся менее прочными. Ленчики из многослойной древесины легче цельных, но менее прочные. Они могут поломаться при большой нагрузке или падении лошади на седло, а со временем их и вовсе может повести.

            Внутренняя и внешняя обивка седла

            К ленчику крепятся все остальные детали седла. По его меркам вырезают основу для седла, которую после прибивают к каркасу и обтягивают. В качестве внутренней обивки служит легкий и упругий материал, например, поролон. Он в меру мягкий, но быстро изнашивается, поэтому набивку надо регулярно обновлять. В современных седлах верхнего ценового сегмента используется шерсть, а в моделях средней ценовой категории – пенистый или волокнистый наполнитель. Ими заполняются подушки, которые служат для амортизации. Между подушками остается канал, просвет, который обеспечивает расстояние между седлом и позвоночником и не позволяет зажимать спину.

            Далее конструкцию обтягивают кожей, чаще всего используется воловья, буйволиная или свиная. Кожу распаривают, подгоняют под основу и натягивают по форме будущего седла. Швы, скрепляющие кожаные детали, должны быть ровными, закрепленными, без торчащих ниток. Сама кожа должна быть гладкой, без трещин, не поврежденной, гибкой, не пересушенной.

            Английское седло в деталях

            Внутренняя часть седла, на которой размещается всадник, называется сиденьем. У него есть самая глубокая часть, на которую, собственно, опирается наездник, и талия (твист) – самая узкая часть ближе к передней луке. Глубина сиденья обеспечивает плотную и глубокую посадку с низким центром тяжести.

            Спереди седло ограничено невысокой передней лукой, которая располагается над холкой и защищает ее. Сзади седло заканчивается задней лукой, она немного выше передней и нужна для обеспечения комфортной уверенной посадки.

            Боковые части седла – это крылья. Форма и положение крыльев помогают всаднику удобнее сесть, разместить колени, найти упор. В зависимости от типа седла они могут быть разного размера, вынесены вперед или опущены отвесно вниз. На переднем и заднем краях крыльев иногда размещаются коленные и подколенные подушка бенфуторы (упоры, валики). Они помогают ноге найти упор при прыжках, быстрых аллюрах.

            Под юбкой (малым крылом) спрятан шнеллер – металлический замочек, к которому пристегивается стременной ремень. Обычно шнеллер защелкнут, но от резкого рывка он должен расстегнуться, спасая жизнь всаднику. Стременной ремень выскакивает из открывшегося замочка, и лошадь не потащит за собой человека с запутавшейся в стремени ногой (рис. 3). Стременной ремень, на который надевается стремя, называется путлищем. Он имеет несколько дырочек для регулировки длины, а ненужный его конец заправляется в петлю-держатель на крыле седла.

            Рисунок 3

            Под большим крылом спрятаны приструги, обычно две или три с каждой стороны седла. Это ремни, к которым пристегивается подпруга, держащая седло на лошади. Подпруга – широкий ремень из кожи, резины, толстой тесьмы или синтетических материалов (неопрен). Чтобы седло не сползло вперед, его можно закрепить задней подпругой (подхвостником), а чтобы не уползло назад – пристегнуть подперсье. Для их фиксации на седле обычно есть складные D-образные кольца.

            Приструги и пряжки от тела лошади отделены подкрыльем, которое не дает коже и металлу натирать бока.

            Форма и снаряжение седла может меняться в зависимости от задачи, которое оно выполняет, но основные детали остаются неизменными независимо от типа седла.

            Рисунок 4

            1 — Задний бенфутор 2 — Передний бенфутор 3 — Приструги

            Рисунок 5

            1 — Передняя лука

            5 – Петля-держатель для заправки конца путлища

            6 – Задний бенфутор

            8 – Передний бенфутор

            9 – D-образное кольцо для пристегивания подперсья

            Седло является очень важной частью амуниции для лошади. Именно седло защищает спину лошади, распределяя нагрузку и вес всадника так, чтобы не навредить ей.

            Из чего состоит седло и как его выбрать? Чтобы решить, какое седло и сбор к нему выбрать, важно разобраться, как устроено седло, для чего нужны те или иные его части и из чего их делают.

            Из чего состоит седло

            В основе любого седла лежит жесткий каркас – ленчик. Изначально он изготавливался из дерева и скреплялся железными пластинами. Сегодняшние технологии позволяют делать ленчики из пластика, карбона или стекловолокна, что делает седло гораздо легче по весу.

            Передняя и задняя лука – помогают всаднику сохранять баланс в седле. Их форма и высота зависит от типа седла, а между ними располагается сиденье. С нижней стороны седла под сиденьем вдоль ленчика располагаются седельные подушки – их задача приподнять седло, чтобы оно не касалось позвоночника лошади и лучше лежало на спине животного. В современных седлах подушки набиваются шерстью или различными синтетическими материалами.

            Сбоку от сиденья находится крыло – его длина и форма зависят от типа седла. На стыке сиденья и крыла находится шнеллер – специальный замок, к которому крепится путлище. Шнеллер прикрывается специальным крылышком, чтобы не травмировало бедро всадника. Путлище – это широкий ремень, на котором висит стремя. На спортивных седлах крыло имеет специальные упоры – бенфуторы. Их задача – помочь всаднику сохранить нужное положение ноги при езде.

            Шнеллер

            Под крылом седла вы найдете приструги – ремни, к которым с двух сторон пристегивается подпруга. В зависимости от типа седла, приструг может быть две или три. Подпруга – это широкий ремень, которым седло крепится на спине у лошади. Сегодня подпруги делают из кожи или синтетических материалов, например, неопрена. На обоих концах подпруги располагаются ремни или резинки с пряжками, которыми подпруга пристегивается к пристругам.

            Седло с полным комплектом всех перечисленных выше деталей называется «седло в сборе», т.е. собрано и готово к использованию. Если же продается лишь седло, без подпруги, путлищ и стремян, то тогда его описывают как «седло без сбора».

            Из чего делают седло для лошади

            Выбирая седло, помимо его типа нужно решить из каких материалов оно должно быть. У всех вариантов, предлагаемых сейчас производителями есть плюсы и минусы.

          • Ленчик из стали крепче и надежнее, а пластиковые – гораздо меньше весят. К тому же некоторые производители предлагают седла со сменными ленчиками, что позволяет изменить размер седла под спину лошади.
          • Кожаная обшивка более крепкая и долговечная. Синтетическая – дешевле, менее скользкая и так же облегчает вес седла.
          • Подпруга из кожи более крепкая, но так же утяжеляет общий вес амуниции, которую приходится нести лошади. Синтетическая подпруга легче и активно впитывает пот. Это облегчает работу лошади, но добавляет всаднику – подпругу надо регулярно стирать.
          • Подпруга

            Какое седло лучше для лошади – выбирать вам. Но при этом важно учитывать то, какую нагрузку ей придется нести – по длительности, интенсивности.

            Сколько весит седло для лошади

            Вес седла зависит от его типа и материалов, из которых оно сделано. Самые легкие – скаковые, они весят от 400 г до 2,5 кг. Это обусловлено тем, что в скачках важна скорость, а значит, лишний вес на спине у лошади нежелателен. Самые тяжелые – строевые седла, поскольку в них совершались длинные многочасовые переходы, так же на них крепилось немало дополнительных вещей. Вес такого седла с прикрепленным вьюком мог достигать 40 кг.

    admin

    Наверх