Торийская лошадь порода

Автор: Юлия СЕРКОВА
Номер журнала: ЗМ №1(114)2012

По современным меркам, торийская лошадь или тори была утверждена в качестве самостоятельной породы совсем недавно, однако сразу же прочно заняла свое место в конном мире. Эта универсальная лошадь – национальная гордость Эстонии – до сих пор популярна и любима не только в этой стране, но и за ее пределами.

Не ждали, не гадали

Предком тори была некрупная, неприхотливая лошадь эстонской местной породы или клеппер, как ее называли в то время. Согласно историческим сведениям, с 1826 года по контракту с Россией, усадьбы Тори и Авинурме в Эстонии использовали представители Ливонского дворянства для разведения и выращивания крупного рогатого скота и овец. Помещики намеревались наладить изготовление шерстяной ткани, для чего было закуплено две тысячи мериносов. Однако овцам не подошел сырой и влажный климат, и все поголовье погибло, разрушив планы дворян получить хорошую прибыль. В 1855 году помещики обратились к русскому императору с просьбой продлить контракт еще на двадцать четыре года, чтобы иметь возможность основать конный завод, так как местная порода была на грани исчезновения, и требовалась выносливая лошадь более тяжелого типа для сельскохозяйственных работ. Так был основан конный завод «Тори», насчитывающий на тот момент сорок семь кобыл и семь молодых жеребцов эстонской породы.

Русские корни

Старейшие упоминания о местных эстонских лошадях относятся к XI веку. В XII-XIII веках русские купцы из Новгорода активно занимались экспортом лошадей этой породы. На тот период эстонские лошади широко использовались на полях сражений, в частности в шведских войнах. Сам Петр I был о них очень высокого мнения, и многие представители этой породы были завезены в Россию. В дополнение к местным лошадям, для нужд завода были куплены десять финских кобыл и три жеребца из Финляндии, из Германии были импортированы три арабских жеребца и два рысака, а из России привезли двух выдающихся орловских рысаков — Гельденкнабе II и Гипериона, сыгравших огромную роль в формировании породы тори.

Отец-основатель

Улучшение эстонской породы путем межпородного скрещивания не дало желаемых результатов, пока в завод не попал жеребец Гетман (1886 г.р.), купленный в Польше. Его отцом был норфольк-родстер Стюарт, а матерью охотничья лошадь – крупная английская кобыла неизвестного происхождения. Гетман был гнедым, крепким, хорошо обмускуленным жеребцом; отличался покладистым характером и хорошими аллюрами. Потомки Гетмана были того же типа – выносливые, добронравные и неприхотливые в содержании. Им не было равных в сельском хозяйстве, в перевозке грузов и верховой езде – именно поэтому Гетман стал основателем и отцом первой линии жеребцов и первого семейства кобыл. Одной из самых известных кобыл среди всех семейств была Лейдулапс, родившаяся в 1925 году в результате скрещивания эстонской кобылы и торийского жеребца. Она считалась весьма плодовитой и за свою жизнь дала семнадцать жеребят, однако рекорд принадлежит кобыле по кличке Хильда, которая дала 23 жеребенка.

В погоне за достижениями

До 1936 года в разведении тори преимущественно использовались норфолк-хакнэ и местные эстонские лошади. Порода была успешно сформирована путем скрещивания Гетмана, его сыновей и внуков с местными кобылами, однако в 1930 году заводчики столкнулись с первыми признаками инбредной депрессии, которая негативным образом сказалась на работоспособности и выносливости лошадей. Кроме того, у многих лошадей стала появляться прикуска, саблистость, а также признаки остфризов — слабое развитие мускулатуры в области крупа и бедер. Чтобы освежить кровь, тори начали скрещивать с постье-бретонскими жеребцами, вследствие чего торийские лошади стали более массивными, в то время как качество их аллюров ухудшилось. Желание получить сочетание рабочих и спортивных качеств привело к необходимости прилития крови ганноверов и тракенов. В последнее время селекционеры пытались получить максимально облегченный тип лошади для спорта, что привело к быстрой потере чистопородных тори: так, в Эстонии осталось менее ста истинных представителей породы и только три хозяйства, специализирующихся на их разведении. Сейчас в рамках породы выделяют два типа тори – спортивный и универсальный.

Торийских лошадей отличает сухая, крепкая и гармоничная конституция: голова пропорциональная с широким лбом; мускулистая недлинная шея, грудь широкая и глубокая; круп длинный с хорошо развитой мускулатурой, ноги сухие; копыта компактные, среднего размера. Высота в холке составляет 155-165 см. Масть преимущественно рыжая и бурая, иногда гнедая и игреневая. Тори энергичны, добронравны, выносливы и неприхотливы. В основном, они используются в сельском хозяйстве, при перевозке грузов, в качестве верховых и шоу лошадей.

Два пути

Торийская порода лошадей была утверждена в качестве самостоятельной в 1950 году. С 2008 года племенная книга тори состоит из двух частей:

• Программа разведения торийских лошадей (с использованием ганноверов, голштинцев, тракенов и английских чистокровных лошадей). Такие лошади маркированы буквами ТВ в системе регистрации лошадей UELN (Universal Equine Life Number).

• Программа сохранения торийских лошадей на основе скрещивания кобыл и жеребцов тори, включенных в программу. Эти лошади имеют маркировку ТА в UELN.

На 2011 год общее количество лошадей составляет 1360 голов, в том числе125 кобыл, занятых в программе разведения (ТB), 15 жеребцов и 46 жеребят, родившихся в 2010 году. В программе сохранения торийских лошадей (TA) на 2011 год насчитывается 245 маток, 14 жеребцов и 28 жеребят, родившихся в 2010 году.

Только рекорды

Тори, прежде всего, знамениты своей силой и выносливостью, что подтверждают испытания лошадей. В испытании на максимальную грузоподъемность жеребец Харт провез груз в 8349 кг, а жеребец Халис — 10 640 кг. В испытании на перевозку груза на дистанцию 25 км и езде рысью на 25 км жеребец Ухас провез груз в 1 668 кг за 3 часа 36 мин. При испытании на резвость торийские лошади прошли дистанцию в 10 км за 25 мин. 10 сек. (рекорд), а дистанцию в 25 км — за 1 час 22 мин. (5,08 м в секунду, 18,29 км/час, рекордистка Аиду). Рекорд в прыжках в высоту среди лошадей тори — 2 метра — принадлежит кобыле Хельве. В 1989 году кобыла Арония стала абсолютной чемпионкой Советского Союза в троеборье для упряжных лошадей, установив рекорд, который до сих пор не удалось побить. Она прошла 2 км рысью за 5 мин 10 сек, 2 км шагом за 13 мин 22 сек и протащила груз на расстояние 1178 м.

Рекорд Советского Союза по силе тяги принадлежит торийскому жеребцу по кличке Лазер, протащившему груз, вес которого составил 126% от его собственной массы. Рекорд Эстонии по шаговой выносливости принадлежит Аакеру (2 км шагом за 13 мин. 16 сек. с грузом 4500 кг).

Такие лошади, как Пристер и Опал, успешно выступали в конкуре: Пристер брал высоту свыше 1,9 м, а в апреле 2008 года Андрус Калласте на торийском Опале выиграл чемпионат Финляндии по конкуру в маршруте до 135 см. Другой жеребец тори, Хильбек, в течение многих лет выступал в соревнованиях по выездке в Швеции под седлом известной шведской спортсменки Уллы Хаканссон, которая представляла Швецию на Олимпийских играх в Сиднее в 2000 году.

Нужны и важны

Торийских лошадей экспортируют в Финляндию, Швецию, Данию и Германию. В советское время они были широко распространены на территории СССР, в особенности в Украине. Сейчас они успешно работают в шведской полиции и в Московском цирке и популярны в качестве прогулочных лошадей при туристических центрах, благодаря своему спокойному, покладистому характеру, добронравности и выносливости.

История породы

Торийская лошадь универсальная порода упряжных лошадей. Порода выведена в Эстонии. Утверждена в качестве самостоятельной в марте 1950 г. Основное племенное ядро породы создано в конезаводе «Тори», организованном в 1855 г. в 26 км от г. Пярну.

В Эстонии издавна разводится мелкая аборигенная эстонская лошадь, прекрасно приспособленная к местным условиям, обладающая замечательной выносливостью, быстроаллюрностью и малотребовательностью.

Однако вследствие своего малого роста и веса она не удовлетворяла потребности в средней и тяжелой сельскохозяйственной лошади, что выдвинуло задачу создать более крупную породу лошадей, с большей грузоподъемностью, приспособленных к местным условиям.

При выведении породы проводили сложные скрещивания. Местных кобыл вначале улучшали финской, арабской, чистокровной верховой, орловской рысистой и некоторыми другими породами. Затем животных помесного происхождения скрещивали с жеребцами норфольской и постье-бретонской упряжных пород, которые оказали наибольшее влияние на полезные качества торийских лошадей.

Родоначальником породы считают рыжего жеребца Хетмана, 1886 года рождения. В 1910 г. на Всероссийской конской выставке в Москве потомкам Хетмана была присуждена золотая медаль.

Торийская лошадь добронравна, легко поддается заездке, не норовиста. Она отличается большой выносливостью и грузоподъемностью в сочетании с покладистым характером, неприхотливостью и способностью к хорошему усвоению корма. Лошади стали популярны в Эстонии, Латвии, Литве, Белоруссии и получили здесь высокую оценку как сельскохозяйственные и племенные.

В настоящее время торийскую породу совершенствуют в направлении облегчения и получения лошадей верхового (спортивного) и прогулочного типа. Для этого их скрещивают с жеребцами верховых пород (преимущественно с ганноверскими и тракененскими).

Как улучшатели, лошади торийской породы используются в хозяйствах северо-западных областей России и Западной Украины.

Особенности экстерьера породы

Торийских лошадей отличает гармоничное сложение. Лошади имеют короткие ноги, длинный округлый корпус с широкой, округлой, глубокой грудью. У них сухие конечности и отлично развитая мускулатура корпуса, особенно в области предплечья. Круп широкий и длинный. Лошади имеют пропорциональную голову с широким лбом, широким переносьем, большими ноздрями и широким межчелюстным пространством; шея у них мускулистая, недлинная, обычно равна длине головы. Холка мясистая, низкая, широкая. Средняя высота в холке 154 см.

Более половины лошадей торийской породы рыжей мастичасто с белыми отметинами, что делает их очень нарядными, около трети – гнедой, встречаются также вороные и чалые.

Применение и достижения

Лошади торийской породы используются на сельскохозяйственных работах и в конном спорте, преимущественно в соревнованиях по преодолению препятствий.

В испытаниях на максимальную грузоподъемность торийские лошади показали превосходные результаты. Жеребец-рекордист Харт провез груз в 8349 кг. Соотношение между его живым весом и грузом составляло 1:14,8. Жеребец Халис провез груз в 10 640 кг; в этом случае соотношение составляло 1:15,4.

В запряжке в обыкновенной телеге по грунтовой дороге с двумя седоками торийские лошади проходили в среднем 15,71 км в час. Работоспособность и выносливость торийских лошадей получили высокую оценку не только на специальных испытаниях, но и в работе с сельскохозяйственными орудиями и при перевозке хозяйственных грузов.

Рекордисткой породы считается кобыла Херга, 1982 г. р., пробежавшая дистанцию 2 км в повозке с грузом 1500 кг за 4 мин 24 с. Лучшее время при доставке груза шагом показал десятилетний жеребец Унион. Повозку с грузом в 4,5 т на расстояние 2 км он провез за 13 мин 20,5 с.

С давних пор эстонские фермеры для работы в полях использовали силу местных диких низкорослых лошадей. Терская порода лошадей (торик, тори) трудолюбива, вынослива, не требует дополнительного ухода, обладает лёгким шагом и спокойным нравом.

Недостатком у терской породы лошадей был лишь маленький рост и, соответственно, небольшой вес, что не давало лошадям выходить на более высокий уровень хозяйств. Из-за миниатюрности дикие кони не были готовы к слишком большим нагрузкам и тогда эстонские селекционеры решили усовершенствовать рабочую силу, сделав экстерьер лошади крупнее, сильнее и выносливее.

Торийская порода лошадей

В силу того, что эстонские селекционеры не имели определённого плана действий по усовершенствованию диких лошадей, изначально проводились абсолютно случайные эксперименты по скрещиванию пород, в которых принимали участие арабские лошади, остфризы, арденская порода и так далее.

К сожалению, это не приводило к нужному результату. И только после того, как эстонских диких лошадей стали скрещивать с лошадьми английской породы норкфольк-родстер. Выводки от такого союза удовлетворяли хозяйственные потребности на любом уровне.

Новая, но ещё несовершенная порода лошадок была выносливой, сильной, неприхотливой к еде, пригодна ко всем условиям и работам и энергична.

Почуяв повышающийся спрос на нововведенную терскую породу лошади, эстонские селекционеры пытаются получить как можно больше прибыли и начинают скрещивать с лошадей с германскими тракененскими породами, которые не отвечали основным требованиям к тяжеловозам. Такая ошибка дала обратный эффект и фермеры потеряли интерес к таким жеребятам.

Для поддержания уже существующей породы, крестьяне продолжили закупать жеребцов из Англии, а уже к концу XIX века насчитывалось около 30 частных хозяйств, которые поддерживали выводок эстонских лошадей с норкфольскими кровями.

В начале следующего столетия конный завод по разведению эстонских тяжеловозов «Тори» отказался от ошибочной идеи для лёгкой наживы и возвращается к скрещиванию эстонских диких лошадей с норкфольскими лошадями с помощью поглощения уже присутствующих ошибочных смешений.

По истечению долгого времени селекционерам удалось прийти к однотипной породе лошадей, но всё же через некоторое время всё та же ошибка дала о себе знать. У новых эстонских тяжеловозов было выявлено масса недостатков, например, саблистость, слабая мускулатура и маломощные ноги.

Торик

Для исправления недостатков торийской породы, конный завод решил добавить кровь породы постье-бретон, которая по природе появления была очень схожа с эстонскими тяжеловозами. С помощью бретонских жеребцов завод «Тори» пытался разомкнуть цепь неудач и справится с изъянами в породе.

В параллель с заводом местные фермеры так же проводили работы по совершенствованию породы, что дало существенный толчок в развитии торийских тяжеловозов. Всех молодых особей селекционеры отдавали в хозяйства, где проводили работы по содержанию и выращиванию молодых лошадей.

В итоге, эти эксперименты дали свой результат, что и привело к рождению новой торийской породы тяжеловозов с мощной мускулатурой, правильной осанкой и энергичной, лёгкой походкой, которые полностью соответствовали всем стандартам.

Место выведения: Эстония.
Распространение: Эстония, Латвия
Использование: Тяжело-упряжное.
Высота в холке: 140 – 150 (кобылы), 150 — 165 см (жеребцы)
Масть: Рыжая, гнедая, вороная, редко — чалая.
Нрав: Спокойный, терпеливый, хороший работник

История породы: Торийская лошадь северного лесного происхождения. Колыбелью торийской лошади является государственный конный завод Тори, от которого она получила свое название и откуда распространилась по всей территории Эстонии.
В пределах Эстонии издавна разводится мелкая, в 136—146 см, аборигенная эстонская лошадь, прекрасно приспособленная к местным условиям, обладающая замечательной выносливостью, быстроаллюрностью, неприхотливостью и хорошо использующая корма. Однако вследствие своего малого роста и живого веса она не удовлетворяла потребностям в средней и тяжелой сельскохозяйственной лошади, что выдвинуло задачу создать более крупную породу лошадей, с большей грузоподъемностью, приспособленных к местным условиям.

Работа в этом направлении была начата в 1855 году в конном заводе Тори еще в тот период, когда он принадлежал лифляндскому дворянству. В работе конного завода в этот период не было определенной плановости. Эксперименты по скрещиванию аборигенной эстонской лошади проводились то с чистокровными арабами, то с арденами, то с английскими полукровными и чистокровными, то с остфризами и т.п. Продукты таких скрещиваний не удовлетворяли сельских хозяев, и вскоре они сами начинают заниматься скрещиванием аборигенной эстонской лошади с другими породами.
Хорошие результаты получили в имении Сангастэ от производителя Хэтмана, отцом которого был норфольк-родстер Стюарт. Потомки Хэтмана удовлетворяли потребности как крупных, так и мелких хозяйств. По настоятельному требованию большинства лифляндского дворянства конный завод Тори вынужден был начать скрещивание с норфольк-родстером Хэтманом, но так как инициатива использования Хэтмана в заводе исходила не от управления конного завода, то оно не купило Хэтмана, а «арендовало» его в 1894 году и только в 1896 году закупило. Хэтман как в Сангастэ, так и в Тори передавал исключительно стойко свои качества потомкам и в дальнейшем по прямой мужской линии стал родоначальником почти всех лошадей торийской породы.

Весь его приплод и даже внуки и правнуки были сходны по типу с Хэтманом и обладали энергичным темпераментом, хорошей грузоподъемностью, выносливостью, хорошо использовали корма, были прекрасно приспособлены к местным условиям и годны для всех видов сельскохозяйственных работ. С приводом Хэтмана в конный завод Тори было найдено направление для создания нужного типа лошади. Но вследствие больших закупок царским правительством кавалерийских лошадей в Эстляндии и Лифляндии по высоким по тому времени ценам лифляндское дворянство, почуяв наживу, начинает завозить из Германии тракененских производителей кавалерийского типа, скрещивая с ними и дочерей Хэтмана, так как потомки Хэтмана, а также других норфольков были в основной массе упряжного типа и не соответствовали требованиям, предъявляемым к кавалерийским лошадям.
В этом направлении начинает работать и конный завод Тори, все больше отвлекаясь от задачи создания сельскохозяйственной лошади. Однако преобладающее большинство крестьянских хозяйств, не сочувствуя новому предприятию лифляндского дворянства, продолжает предпочитать кровь Хэтмана и других норфольков (хакнэ) и, не ограничиваясь использованием имеющихся производителей, закупает новых в Англии. С 1895 по 1914 гг. в Эстляндии и Лифляндии состояло на случных пунктах 29 производителей норфолькского происхождения.

С 1926 года завод Тори берет четкое и устойчивое направление на выведение породы сельскохозяйственной лошади среднего роста (150—155 см), энергичной, с хорошей грузоподъемностью и выносливостью, вполне приспособленной к местным условиям. Для выполнения этой задачи конный завод вновь начинает широко использовать потомков Хэтмана, кровь которого имелась у абсолютного большинства заводских маток. Основными производителями были взяты три сына Хэтмана, из которых особенно ценным оказался Харун 42 Т. Из других потомков Хэтмана оказались ценными производителями его внуки: Хельденкнабе 2-й 133 Т от сына Хэтмана — Хэльденкнабе ТК 1543, Хаемо ТК 2115/129 Т от сына Хэтмана — Хипэриона ТК 1649 и Вальдфрау ТК 1934 от дочери выводного норфольк-хакнэ Уайт-Сквайра.

Для типизации маточного состава матки, имеющие среди предков до третьего поколения лошадей быстрых аллюров, а также арденов, а затем и остфризов были выранжированы из завода и все внимание было сосредоточено на закреплении помесей норфолька и эстонской аборигенной лошади. Но следует отметить, что один из выдающихся производителей первого периода формирования породы Хельденкнабе ТК 1543 был сыном полурысистой кобылы Бури, дочери орловского рысака Янтаря.

Основными методами разведения в этот период были:
— инбридинг на Хэтмана и норфолькских родоначальников;
— поглощение кровью Хэтмана лошадей, имеющих признаки остфризов, ганноверов, арденов и пр.;
— обратное скрещивание с аборигенной эстонской лошадью;
— закрепление желательных комплексов умеренным применением инбридинга.

В результате длительного инбридинга удалось создать большой массив однотипичных лошадей, насыщенных крегвью Хэтмана. Но несмотря на то что одновременно с инбридингом на Хэтмана применялись и другие методы, в частности скрещивание с норфольками, все же через 10 лет (к 1937 г.) у торийских лошадей стали появляться такие нежелательные признаки, как «прикуска», кроме того, в более яркой форме проявились недостатки самого Хэтмана, например саблистость; обнаруживались также признаки остфризов — слабое развитие мускулатуры в области крупа и бедер, которое полностью не удалось исключить путем отбора и подбора. Для освежения крови и исправления экстерьерных недостатков торийской лошади было решено использовать постье-бретонских жеребцов, для чего в 1936 году из Франции завезли 5 производителей. Это решение было основано на том, что постье-бретоны выведены путем скрещивания норфолькских жеребцов с местной малорослой, но мощной бретонской лошадью «биде» и «дубльбиде», очень сходной по экстерьеру и конституционным качествам с эстонской лошадью — основным компонентом торийской лошади.

Родоначальником постье-бретонов считается норфолькский жеребец Денмарк-Фигаро, линии Сэра-Чарльза, от которого происходила прабабка Хэтмана — Винифред. Существенное значение имело и то, что Бретань, как и Эстония, является приморской страной с влажным климатом. Таким образом, выведенные лошади были близки по происхождению и условиям разведения к торийской лошади. Результаты прилития «крови постье-бретонов оказались хорошими. Особенно ценными производителями оказались Ухке, Вирк и Тугев.

Скрещивание постье-бретонских жеребцов с торийскими лошадьми преследовало цель «разомкнуть» инбридинг, «освежить кровь» и исправить некоторые экстерьерные недостатки. По тем же принципам, что и в заводе, одновременно велась работа и в крестьянских хозяйствах, что обеспечило быстрое развитие торийского коневодства. Весь свой молодняк, за исключением саморемонта, конный завод продавал населению. Весь выранжированный конский состав также концентрировался в определенных районах. При заводе имелась заводская конюшня, жеребцы которой использовались в районах разведения торийской лошади. Специалисты конного завода вместе с работниками Общества по разведению торийских лошадей вели систематическую работу по отбору, пропагандировали лучшие методы выращивания молодняка, проводили выставки и т.п.

Несмотря на то что в условиях разрозненного крестьянского хозяйства эта работа была связана с большими трудностями, все же она дала эффект и привела к улучшению торийской лошади. При занесении в племенную книгу торииские лошади подразделяются на два типа: ТА — утяжеленный и ТБ — более легкий. Рост жеребцов типа ТА — 150—165 см, кобыл — 148—165 см; минимальный обхват пясти для жеребцов 21,5 см, для кобыл — 20 см. Лошади типа ТА должны иметь глубину груди не менее 50% от высоты в холке. Рост жеребцов типа ТБ — 149—160 см, кобыл — 140—160 см; минимальный обхват пясти для жеребцов 20 см и кобыл — 19 см. У лошадей типа ТБ наряду с сохранением основных характерных черт торийской лошади менее выражена широкотелость и пышность мускулатуры. Благодаря внимательному отбору при занесении в племенную книгу, рациональному кормлению и использованию племенного состава в работах такие пороки экстерьера, как шпат, жабка, курба, в последние годы у торийской лошади почти не наблюдаются. По этим же причинам в настоящее время почти нет лошадей с рорером, периодическим воспалением глаз и порочными зубами.

Систематический отбор по конституции и экстерьеру, желательному для рабочей лошади, выбраковка всех лошадей, имеющих пороки и недостатки, мешающие работе, и, главное, отбор по рабочим качествам на основе результатов испытаний и хозяйственного использования способствовали развитию у торийских лошадей исключительно высокой работоспособности. В испытаниях на максимальную грузоподъемность торийские лошади показали превосходные результаты в сравнении с такими породами, как арденская и местная эстонская. Помимо силы, торийские лошади показывают хорошую способность к движению на рыси и большую выносливость.

Это подтверждается результатами испытания лошадей. Испытания производились на грунтовых дорогах в запряжке с дугой в обыкновенную четырехколесную телегу на железных осях. В испытании на максимальную грузоподъемность жеребец-рекордист Харт 393 ТА провез груз в 8349 кг. Соотношение между его живым весом и грузом составляло 1 : 14,8. Жеребец Халис 348 Т провез груз в 10 640 кг; в этом случае соотношение составляло 1 : 15,4. В испытании на перевозку груза на дистанцию 25 км и езде рысью на 25 км жеребец Ухас 1143 ТА провез груз в 1 668 кг за 3 часа 36 мин. При испытании на скорость торийские лошади прошли дистанцию в 10 км в 25 мин. 10 сек. (рекорд), а дистанцию в 25 км — в 1 час 22 мин. (5,08 м в секунду и 18,29 км в час, рекордистка Аиду).

В запряжке в обыкновенной телеге по грунтовой дороге с двумя седоками торийские лошади проходили в среднем 15,71 км в час. Работоспособность и выносливость торийских лошадей получили высокую оценку не только на специальных испытаниях, но и в работе с сельскохозяйственными орудиями и при перевозке хозяйственных грузов. По данным государственного конного завода в Тори, за ряд лет от 100 торийских кобыл получено в среднем 86 жеребят. Отдельные кобылы давали в продолжение своей жизни по 16—17 жеребят, а кобыла Хильда дала 23 жеребенка, что является выдающимся рекордом. Торийские лошади используются для воспроизводства до 20 лет и более.

Нередко они дают приплод в возрасте 30 лет и старше. Торийская лошадь добронравна, легко поддается заездке, не норовиста. Большая выносливость и грузоподъемность в сочетании с добронравным характером, неприхотливостью и способностью к хорошему усвоению корма явились причиной широкого распространения торийских лошадей в Эстонии. Торийские лошади в Эстонии составляют 67,5% общего количества лошадей. В последние годы торийская лошадь вывозилась в смежные с Эстоний страны — Латвию, Литву, Белоруссию и получила здесь высокую оценку как сельскохозяйственная и племенная лошадь.

Экстерьер: Торийские лошади очень коротконоги. При большой длине и глубине туловища они имеют длинный круп, мощную, рельефно обозначенную мускулатуру, особенно в области предплечья, пропорциональную голову с широким лбом, широким переносьем, большими ноздрями и широким межчелюстным пространством; шея у них мускулистая, недлинная, обыкновенно равна длине головы; грудь широкая, округлая, глубокая; у записанных в племенную книгу лошадей ширина груди равняется в среднем 28—30,4% высоты в холке, глубина груди у типа ТА — 50%, у типа ТБ — 49%, обхват груди у типа ТА — 128,2%, у типа ТБ — 122,3%.

Плечо у торийских лошадей имеет хорошо развитую мускулатуру; холка мясистая, низкая, широкая; спина и поясница короткие, широкие, с хорошо развитой мускулатурой; круп широкий и длинный, с хорошо развитой мускулатурой, часто слегка раздвоенный; длина крупа составляет в среднем 37% косой длины туловища, причем у типа ТБ длина часто превышает ширину крупа; мощный перед и круп составляют в среднем 70% косой длины туловища. Бедра и подплечье с рельефными и мощными мускульными группами; ноги сухие, с широкими суставами и рельефно очерченными сухожилиями; копыта средней величины, компактные; шаг длинный. Торийские лошади имеют сухую и крепкую конституцию. При широкотелом складе и пышной мускулатуре они выделяются большой сухостью конечностей.

Торийская лошадь (Tori horse) — порода лошадей, выведенная в Эстонии. Это очень качественная упряжная лошадь для сельскохозяйственных работ и иногда для верховой езды. Выведение породы началось в 1856 г., но только в 1894 г. был найден подходящий жеребец, который и стал ее основателем. В качестве самостоятельной порода была утверждена в 1950 г. Основное племенное ядро создано в конезаводе «Тори».

При выведении торийской лошади проводили сложные скрещивания. Местных кобыл вначале улучшали финской, арабской, чистокровной верховой, орловской рысистой и некоторыми другими породами. Затем животных помесного происхождения скрещивали с жеребцами норфольской и постье-бретонской упряжных пород, которые оказали наибольшее влияние на полезные качества торийских лошадей.

Родоначальником породы считают рыжего жеребца Гетмана (1886 г. р), который имел в себе кровь норфольских рысаков и англо-норманнов. От Гетмана было получено 48 племенных жеребцов и 37 племенных маток. В 1910 г. на Всероссийской конской выставке в Москве потомкам Гетмана была присуждена золотая медаль. Наиболее ценными производителями постье-бретонской породы, завезенными в 1936 г. из Франции, оказались Ухке, Вирк и Лоотс.

Тяжелый тип

С 1932 года в породе официально существует два типа: более тяжелый тип А, используемый для сельскохозяйственных работ, и более легкий, спортивный тип В, отлично зарекомендовавший себя в спорте (конкур, выездка). Для получения спортивного типа торийских кобыл скрещивают с арабскими и английскими чистокровными жеребцами.

Торийская лошадь сочетает в себе выносливость и хорошую тягловую силу, она неприхотлива в кормлении, отличается долголетием и высокой плодовитостью (в среднем 86 жеребят на 100 кобыл). Самый старый представитель торийской породы — жеребец Ульяс — умер в возрасте 38 лет.

Торийских лошадей отличают гармоничное сложение и универсальные рабочие качества. Средние промеры жеребцов, см: высота в холке — 157, косая длина туловища — 162, обхват груди — 193, обхват пясти — 21,4. живая масса — 580 кг. Промеры кобыл: 153-160-189-20; живая масса — 540 кг.

Основные масти — рыжая и бурая. Иногда встречаются лошади игреневой и гнедой масти.

Строение тела: голова среднего размера с прямым профилем; длинная мускулистая шея; низкая холка; косое, массивное плечо; широкая и глубокая грудь; длинная, не всегда широкая спина; мускулистый круп; хорошо посаженный хвост; ноги короткие, сильные, с хорошими суставами и сильными сухожилиями; копыта среднего размера.


Спортивный тип

Рекордисткой породы считается кобыла Херга, 1982 г. р., пробежавшая дистанцию 2 км в повозке с грузом 1500 км за 4 мин 24 с. Лучшее время при доставке груза шагом показал десятилетний жеребец Унион. Повозку с грузом в 4,5 т на расстояние 2 км он провез за 13 мин 20,5 с. На всесоюзных соревнованиях, которые проводились в 1986 г. в местечке Тирайне (Латвия), жеребец Хынур, 1978 г. р., показал силу тяги в 869,5 кг, что составило 112,9% его живой массы.

Лошадей торийской породы широко использовали для улучшения местного конского поголовья северо-западных областей России, на Украине и в других регионах. Порода совершенствуется методом чистопородного разведения. В марте 2009 г. было зарегистрировано 1365 представителей породы.

В первой половине XX века на Торийском конном заводе была выведена новая порода упряжных лошадей. Официальное подтверждение статуса самостоятельной породы торийская лошадь получила в марте 1950 года. Для создания торийской упряжной породы скрещивали помесь местной эстонской лошади клеппер с арабскими, английскими чистокровными, орловскими, остфризской, тракененской породами. После чего лучших представителей вновь скрещивали, но на этот раз с жеребцами породы норфолк-родстер и постье-бретон. Все наиболее полезные качества торийская упряжная лошадь получила именно от последних пород лошадей.

В результате столь сложных скрещиваний была получена современная порода торийских лошадей. Основоположником этой породы принято считать выводного польского жеребца Хэтмана (1886 г.).

Итак, лошади торийской породы имеют такие отличительные особенности:

Гармоничная комплекция; короткие, крепкие ноги; удлиненный, но округлый корпус с глубокой грудью; небольшая, изящная голова.

высота в холке — 154 см;
косая длина — 161 см;
обхват груди — 190 см;
обхват пясти — 20,5 см.
Промеры кобылы, соответственно: 153 см, 160 см, 189 см, 20 см.

Средняя масса жеребцов составляет 580 кг, масса кобылы — 540 кг.

Типичные окрасы — рыжий или бурый. Редко, но встречаются лошади игреневой, гнедой и вороной масти.

Главные достоинства лошадей этой породы — энергичность и высокая работоспособность, спокойный, умеренный темперамент, неприхотливость и отличные рабочие качества. Все это сделало лошадей торийской породы универсальными. Они одинаково успешно используются для сельскохозяйственных нужд и незаменимы в транспортных работах. Облегченный тип торийских лошадей, скрещенный с тракененской и ганноверской породами, применяется в конном спорте.

Лошади этой породы неоднократно становились рекордсменами. К примеру, кобыла Херга (1982 г.) пробежала дистанцию 2 км в повозке с грузом 1500 кг всего лишь за 4 минуты 24 секунды. Лучший результат по доставке груза шагом показал десятилетний жеребец Унион: груз весом 4,5 т на расстояние 2 км он провез за 13 минут 20,5 секунд. Жеребец Хынур (1978 г.) показал небывалую силу тяги, которая составила 869,5 кг, что равно приблизительно 112,9% его живой массы.

Лошадей торийской породы используют в качестве улучшителей в Новгородской, Псковской, Калужской, Костромской и других областях России, а также в Украине и в Карелии.

Торийская порода совершенствуется и по сей день. Это делается преимущественно методом чистопородного разведения. Лучшие представители этой породы собраны в опытно-показательном хозяйстве «Тори», на племенных фермах колхозов «Аравете», «Эдаси».

Торийская порода

Торийская порода лошадей сельскохозяйственного универсального типа выведена в Эстонии в конном заводе «Тори» и утверждена в 1950 г. При создании породы применяли скрещивание эстонских лошадей, выносливых и хорошо приспособленных к местным условиям, с европейскими полукровными породами, из которых основное значение имели норфольк-родстеры и постье-бретоны. На первом этапе работы с породой особенно широко и успешно был использован жеребец помесного происхождения Хетман, 1886 г. (155- 188-22).

В настоящее время все лошади торийской породы имеют в отдаленных рядах своих родословных многократное повторение имени Хетмана (до 10-15 и более раз). В числе ведущих линий породы пять восходят к Хетману по прямой мужской линии. Это линии: Хасмо 129 Т, Харуна 42 Т, Халиса 348 Т, Хелден — Кнабе ТК 1543 и Хингстара 317 Т. При этом все линии развивались при сочетании с полурысистой кобылой Бурей (Янтарь, орловский рысак,- Виду).

Две линии ведутся от родоначальников постье-бретонской породы. Это линии Ухке 573 ТА и Лоотса 649 ТА. Постье-бретонские жеребцы были использованы в процессе выведения породы для освежения крови лошадей, инбридированных на Хетмана.

Торийские лошади обладают большой силой, выносливостью и хорошей подвижностью. В колхозах и совхозах на них выполняют всевозможные сельскохозяйственные работы.

В породе выделяют три типа: утяжеленный — ТА, облегченный — ТВ и основной (средний) — Т.

Торийские лошади имеют гармоничное телосложение; у них пропорциональная голова, средняя по длине; мускулистая шея, которая у жеребцов красиво изогнута по гребню; удлиненный, хорошо развитый в глубину и ширину корпус с рельефной мускулатурой; недлинные сухие прочные конечности. Масть преобладает рыжая, бурая, реже гнедая.

Промеры жеребцов: 157-162-193-21,4; промеры кобыл: 153,2-159,7-188,7-20,2.


Хетман

Лошади торийской породы отличаются энергичностью в работе и добронравностью. Высокие рабочие качества торийских лошадей особенно наглядно показаны на Всесоюзных испытаниях тяжеловозов, где они в троеборье (в испытаниях на выносливость, скорость шага и скорость рыси) не раз успешно конкурировали с другими породами. Так, в 1961 г. на Раменском ипподроме торийская кобыла Уха стала абсолютным чемпионом тяжеловозов, заняв первое место в троеборье.


Таблица 9. Рекорды, установленные торийскими лошадьми на Всесоюзных соревнованиях тяжеловозов (все лошади выращены в конном заводе ‘Тори’)

Обладая консолидированной наследственностью, эта порода дает хорошие результаты и при ее использовании для улучшения местных рабочих лошадей за пределами Эстонии, главным образом в северо-западных областях РСФСР и па Украине. Опыты ВНИИ коневодства по скрещиванию мелких степных лошадей Казахстана (совхоз «Казахстан» Актюбинской области) с торийскими жеребцами дали положительный результат — казахско-торийские помеси, выросшие в табунных условиях, весили на 75-80 кг больше местных казахских.

Ведущим племенным хозяйством остается Торийский конный завод, в котором сосредоточено лучшее поголовье. Кроме того, торийских лошадей разводят на племенных коневодческих фермах колхозов и совхозов Эстонии. Всю племенную работу в этих хозяйствах возглавляют специалисты Государственного племенного рассадника лошадей.

Общая численность поголовья торийских лошадей на начало 1969 г. составляла 42,1 тыс. голов, в том числе 17,1 тыс. чистопородных.

admin

Наверх