Тяжеловозный породы лошадей

Красивые породы лошадей — это не обязательно изящные рысаки. Не менее эффектно выглядят и лошади-тяжеловозы. Какие есть виды и какую пользу они приносят? Об этом и поговорим далее.

Советский

Уникальная по-своему порода с набором отменных силовых качеств. Лошадь-тяжеловоз Советской породы имеет спокойный характер, прекрасно работает, неприхотлива к условиям. Внешне это красивое животное с развитой мускулатурой, округлыми, мощными изгибами. Голова средних размеров, уши маленькие, широкая грудина и крепкие поджарые ноги. Хвост и грива средней густоты. Внутри породы различают три типа: утяжеленный, основной и облегченный.

Средняя высота жеребца — 165 см, самая популярная масть — рыжая и бурая, как на фото. Встречаются также чалые, рыже-чалые и гнедо-чалые тяжеловозы.

Австралийский

Кони породы Австралийский тяжеловоз — результат скрещивания четырех австралийских коней (Першеронов, Суффолков, Клейдесдалей и Шайров). Средний вес такого коня — от 600 до 900 кг, высота в холке — от 170 см. По характеру кони-австралийцы очень дружелюбны, хорошо привыкают к работе, охотно ходят под седлом и в упряжи. Окрас: однотонная масть без пятен, или пятнистая. Средняя степень оброслости ног, грива и хвост средней густоты.

Брабансон (Бельгийская тяжелоупряжная)

Очень ценится за правильный экстерьер и могучие силовые способности. Рост средний — около 165 см. Бельгийские кони известны отменными породными качествами, добрым нравом. У Брабансонов плотное, сильное туловище, коротковатые ноги, хорошо выраженные суставы, короткая грива и мохнатая нижняя часть ног. На следующем фото — племенной Брабансон, принадлежащий владельцу конюшни в Бельгии.

Битюг

К сожалению, эта древняя русская порода в настоящее время не сохранилась, однако эти кони славились трудолюбием и высоко ценились в русских домашних хозяйствах. Средний рост битюга-жеребца составлял 158 см, встречалась мышастая и бурая масть. Битюги были результатом скрещивания русских тяжеловозов с рысаками.

Второе название битюгов звучало как «ломовая лошадь». Реальных фото сегодня не сохранилось, однако фото похожих пород, например, русского тяжеловоза, могут помочь примерно представить, как выглядели битюги.

Владимирский

Российская порода. Наиболее распространенные масти: вороная, гнедая, рыжая. Средняя высота взрослого коня — около 165 см. Живая масса жеребца — порядка 750 кг. Конституция плотная, однако движения у Владимирского тяжеловоза грациозные и плавные, эти кони часто принимают участия в соревнованиях. Обладают они и отменными племенными качествами, используются в крупных животноводческих хозяйствах для тягловой работы и покрытия кобыл (улучшения генофонда).

Булонский

Тяжеловозы Булонской породы считаются самыми изящными представителями этого конного направления. Порода родом из Франции прекрасно переходит на бегу в рысь, движется быстро и легко. Разделяется на крупных и малых особей. Сейчас же крупные «булонцы», к сожалению, используются, в основном, для езды в упряжках или в мясной промышленности (колбаса и мясные продукты из конины), а малый тип фактически исчез.

Средние показатели по весу: от 700 до 900 кг. Рост — 170 см. Несмотря на принадлежность к тяжеловозной группе внешность у этих коней весьма привлекательная: изящные уши, высокий лоб, огромные глаза, вьющаяся грива. Прекрасный добрый характер — еще одно качество, за которое Булонских тяжеловозов любят заводчики.

Ирландский

Лошади с прекрасной подвижностью, неприхотливым характером и выносливостью. Габариты животного относительно небольшие, как и рост, но силовые показатели отменные. Сегодня Ирландские тяжеловозы разводятся и используются как для охоты, так и для соревнований. Внешне эти кони смотрятся аккуратно, имеют прямую спину, ровную осанку, покатый круп с высоким хвостом. Основные окрасы: рыжий, серый, вороной, гнедой, различный окрас плюс белые пятна.

Ирландский тяжеловоз прекрасно переходит в галоп, может перепрыгивать большие препятствия.

Клейдесдаль (шотландский тяжеловоз)

Прекрасная порода с отменными ездовыми характеристиками, выведенная в Шотландии и обитающая в Великобритании. Прекрасно ходят рысью и шагом, обладают мощным телом, широким костяком и большой мышечной массой. Для высокой работоспособности должны содержаться в качественных условиях на хороших кормах.

Масти: гнедая, рыжая, чалая, серая, вороная. Стандарт породы: ноги Клейдесдаля — должны быть массивными, с выраженными суставами.

Першерон

Известны своим громадным ростом и массой. По праву считаются одними из рекордсменов по весу и росту. Известны экземпляры лошадей, имевших в холке более 2 метров. Першероны красивы и выносливы, могут бежать много часов кряду. Благодаря примесям арабских кровей, имеют рельефную красивую голову с аккуратными ушами. Окрасы: серый, в яблоках, вороной и другие. Першероны настоящего времени разводятся без оброслости на ногах, что упрощает их работу на земле и уход за ними.

Суффолк (Суффольк)

Из-за массивности туловища ноги коня кажутся короткими. Суффолки не слишком большие лошадки, чрезвычайно терпеливые и работящие. Масть традиционно каштановая с различными вариациями оттенков: медные, золотые, лимонные, мучнистые и другие. Характерная отметина из допустимых: звездочка на лбу или белые «носки». Прекрасно подходят для обучения детей верховой езде, поскольку неконфликтны и очень покладисты.

Шайры — тяжеловозы номер один на планете, известные мировые лошадиные гиганты с прекрасной внешностью. Благородная, престижная для разведения и дорогостоящая английская порода. Активно принимают участвуют в соревнованиях, занимают призовые места. Отличие: обязательная оброслость ног, независимо от региона разведения. Масть в основном караковая или гнедая, но встречаются и другие окрасы. Характер норовистый, не приемлют силы, тяжело даются в упряжь.

Какие проводят соревнования?

Первые полноценные соревнования с участием тяжеловозов начали проводить еще в СССР. Тогда в параметры оценивания включали скорость доставки грузов шагом и рысью, тяговую выносливость и максимальную силу тяги лошади. В наши дни подобные соревнования также проводятся, например, в Японии, Италии, США. Однако кроме указанных показателей, определяют также экстерьер, породность лошади, качества характера и контактность при общении с человеком.

Следующий видеоролик — сюжет с соревнований тяжеловозов в Сиракузах (упряжные пробеги першеронов).

Фотогалерея

Предлагаем посмотреть фото других, менее известных пород тяжеловозов.

Видео «Соревнования тяжеловозов в США»

Данное видео показывает, как лошади-участники соревнований, демонстрируют свои силовые качества при стягивании с места грузового автомобиля. Соревнования Annual Spring Pull 2013 проходили в Нью-Йорке с участием различных пород тяжеловозов.

Узнайте больше

Богатырская сила или самые крупные лошади мира

Средний вес лошади и мировые рекорды по весу

Как подготовиться к рождению жеребенка и чем помочь лошади при родах?

Всего найдено: 9

арден

ардены

(от названия гор в Бельгии) порода бельгийских лошадей-тяжеловозов

битюг

порода лошадей, русский тяжеловоз

рабочая лошадь — тяжеловоз крупной породы

лошадь-тяжеловоз крупной породы

брабансон

порода лошадей, бельгийский тяжеловоз

Порода крупных лошадей-тяжеловозов.

клейдесдал

порода лошадей, тяжеловоз

клейдесдали

порода лошадей-тяжеловозов, выведенная в Шотландии

(по назв. долины реки Клайд (англ. Clydesdale) в Шотландии) порода лошадей-тяжеловозов, выведенная в Шотландии

Тяжеловозные породы лошадей, тяжелоупряжные породы, тяжеловозы — породы больших, массивных, сильных, выносливых, лошадей выведенных для сельскохозяйственных работ и перевозки тяжелых грузов.

Бельгийские тяжеловозные породы лошадей

Первые бельгийские породы лошадей-тяжеловозов, возникли на основе массивных старинных рыцарских коней, который на протяжении веков использовались для верховой езды в постоянных рыцарских походах. В создании бельгийских тяжеловозов сыграли существенную роль экономические и географические условия Бельгии.

Развитие промышленности и создание крупных городов в условиях низкого уровня развития техники привели к отбору и разведению самых массивных лошадей, которые имели возможность буксировать тяжелые грузы для обслуживания нужд населения в крупных городах. Созданию бельгийских тяжеловозных пород лошадей помогли также обильная кормовая база и подходящий влажный климат в Бельгии.

Первоначально в Бельгии были сформировано несколько крупных тяжеловозных пород лошадейарденнская, брабансонская и фламандская.

Арденнская тяжеловозная порода лошадей

Тяжеловозная арденнская порода лошадей была селекционированна и распространена в основном в районе Арденнских гор, откуда и получила своё название. Условия жизни в горах оказали большое влияние на развитие арденнских тяжеловозов, они были пониже, но с достаточно массивным телосложением, что позволяет им успешно справляться с трудными горными условиями и развивать большую тягловую силу. Высота в холке у этой породы лошадей колеблется от 148 до 158 см и живой вес — до 600 кг. Старинного массивного типа арденнских лошадей сейчас не существует. Вместо них разводят лошадей более легкого типа. Хотя они достаточно массивные, однако они достаточно быстрые и хорошо поддаются дрессировке. Не взыскательны к пище. В еде неприхотливы. Они обладают хорошим для тяжеловозных пород лошадей темпераментом и используются на различных видах работ.

Брабансонская порода лошадей

Брабансонская порода в настоящее время наиболее распространенна среди тяжеловозных бельгийских лошадей. По типу занимает среднюю позицию и используется для скрещивания с лошадьми фламандской и арденнской пород. Таким образом, брабансонская порода лошадей получила общее название Бельгийская тяжеловозная порода.

Фламандская порода лошадей

Фламандская порода является самой массивной из трех бельгийских пород тяжеловозов. Применяется в создании некоторых других тяжеловозных пород лошадей в мире. В последнее время количество лошадей фламандской породы сильно уменьшилось.

Фламандская порода тяжеловозов имеет следующие габариты: у жеребцов высота в холке 163 см, обхват груди примерно 210 см.

Бельгийские тяжеловозы имеют массивную голову с сильно развитой подкожной соединительной тканью, форма близка к прямоугольной, и плохо выделяются глазницы. Шея короткая, мускулистая. Тело удлиненное, с закругленной грудью. Холка низкая. Круп широкий, покатый и покрыт большим количеством мышц. Ноги этих лошадей имеют крепкие крупные кости и покрыты отличными мышцами. Кожа толстая. Сухожилия не выражены.

В результате бельгийские тяжеловозы имеют хорошие возможности акклиматизации во многих странах мира. Они являются наиболее распространенными породами лошадей-тяжеловозов. Разводятся в Центральной и Западной Европе, США, Канаде и других странах.

Бельгийские тяжеловозы видео

Из названия породы становится совершенно ясно, где она выведена. Кстати, не стоит путать с Русским тяжеловозом и Владимирским тяжеловозом .

Выведение этой породы было обусловлено нуждами сельского хозяйства. Прародителями породы являются английские суффолкские лошади и бельгийские брабансоны. Также в сторонке не остались першероны, ардены, лошади местных отечественных упряжных пород. Преимущества новой породы были налицо – более выносливые, подвижные, с крупной мускулистой шеей, широкой спиной, значительным ростом. Основной цвет породы – рыжий, рыже-чалый. Попадаются однако и гнедые и даже вороные масти.

Советский тяжеловоз – это уникальная порода рекордов. Судите сами, из всех тяжеловозов советские тяжеловозы самые крупные. Однажды конь по кличке Форс поднял и даже немного провез самый крупный груз почти в 23000 кг. Этот рекорд до сих пор не удалось побить ни одному жеребцу. Кобылы тоже не отстают от жеребцов и ставят свои женские рекорды. В одном конном хозяйстве кобылка по кличке Рябина давала в среднем по 18, 2 литра молока в день.

Несмотря на то, что советский тяжеловоз это упряжная лошадь она неплохо подходит для верховой езды. Лошади этой породы отличаются добродушным темпераментом и прекрасно ладят даже с женщинами и детьми. Кроме того, они выносливы и неприхотливы. Коней легко содержать, а польза от них в хозяйстве неоценима. Недаром, их называют спокойными трудягами.

Возможность перевозить большие грузы, а значит играть немаловажную роль в фермерском хозяйстве, позволяет советским тяжеловозам пользоваться весьма большим спросом на рынке. Часто фермерам проще содержать одну лошадь вместо одного трактора, т.к. цены на топливо непрестанно растут. Тем более, что советские тяжеловозы скороспелы и их можно запрягать уже с трех лет.

Сегодня в России эта порода сильно распространена, а ее представителей используют как улучшателей местных пород в Европейской части России и в Алтайском крае.

Записаться на прогулку можно по телефону +7(906)251-73-36, +7(921)644-14-66

Главная > Реферат >Ботаника и сельское хоз-во

Русская тяжеловозная порода

В последние десятилетия для тяжеловозного коннозаводства наступили трудные времена. И почти все проблемы возникли из-за сложившейся в стране экономической ситуации.

Тяжеловоз всегда был недорогой лошадью.

Раньше, «при социализме», высокую рентабельность разведения тяжеловозов обеспечивало планирование развития отрасли, производства и сбыта продукции конными заводами.

Сегодня ситуация в корне изменилась – конные заводы, разводящие тяжеловозов, терпят убытки. В хозяйствах сильно ухудшилась материально-техническая база, что повлекло за собой сокращение численности племенного поголовья, нарушения технологии выращивания лошадей, особенно по уровню кормления из-за недостатка кормов или их невысокого качества, сильное снижение уровня воспроизводства.

Если раньше лошадей русской тяжеловозной породы разводили в пяти специализированных конных заводах и 22 отделениях заводов, где содержалось более тысячи маток, то в настоящее время численность поголовья сократилась в 3,5 раза. Из-за низкой оплаты труда очень остро стоит кадровый вопрос.

Но, несмотря на все это, мы все еще обладаем ценным генофондом русской тяжеловозной породы – этого уникального достижения отечественной селекции.

Конечно, конные заводы пытаются приспосабливаться к новым условиям существования, обеспечивать хотя бы необходимый минимум условий для выращивания лошадей.

Однако для дальнейшего существования и развития породы необходима серьезная поддержка отрасли.

И непременное условие – сохранение системы селекционных мероприятий: централизованного племенного учета, издания государственных племенных книг, централизованного планирования работы с породой.

Только при совместных усилиях практиков и ученых можно рассчитывать на то, что тяжеловозное коннозаводство не только сохранится, но и займет достойное место в современном мире.

За период перехода на рыночные отношения в коневодческой отрасли, как и в целом в сельском хозяйстве, значительно ухудшилось обеспечение основными производственными ресурсами, особенно долголетнего использования. Повышение эффективности и устойчивости функционирования коневодства потребует значительного улучшения обеспеченности коневодства всех направлений хозяйственного использования и в первую очередь, племенного коневодства производственными ресурсами.

Племенное коневодство является «тяжелой индустрией» коневодческой отрасли.

численность племенных лошадей в конных заводах на 1 января 1999 года составила 15.1 тыс.голов, в том числе 5.6 тыс. кобыл.

Поголовье лошадей в рысистом коневодстве составляет 5.8 тыс.голов, в том числе 1.8 тыс. кобыл, в верховом и полукровном направление – 2.3 и 1.1 тыс. голов.

Конные заводы, где сосредоточено наиболее ценное поголовье культурных пород, как и другие сельскохозяйственные предприятия, испытывают жестокий прессинг.

Отсутствие инфраструктуры внешнего и внутреннего рынка племенной продукции приводит к затовариванию племенными лошадьми практически всех пород.

Высокие затраты на передержку молодняка при низкой (10-12%) доле конезаводства в структуре товарной продукции хозяйств объективно приводят к вынужденному сокращению маточного поголовья.

Стихийный вывоз племенных лошадей непрофессиональными коммерческими организациями за границу грозит обеднением ценному генофонду заводских пород.

Наибольшее сокращение численности лошадей произошло в полукровном коневодстве( 18.5%).

Сброс поголовья племенных лошадей обусловлен резким ухудшением экономических показателей в коннозаводстве.

В условиях рыночных отношений стало возрастать количество конных заводов и отделений, имеющих убыток от производства и реализации племенных лошадей.

Для того , чтобы порода существовала, сохраняла присущие ей ценные качества и совершенствовалась, нужна постоянная работа человека по отбору потомства и подбору производителей. Без этого порода может и выродится.

Каждая порода имеет свою особенность , а основные свойства пород общность происхождения животных.

Чтобы сохранить ценные качества той или иной породы, требуется чистопородное разведение. Одним словом , порода- это большая группа животных, имеющих общие признаки, обладающих ценными хозяйственными особенностями, способных устойчиво передавать их по наследству, но конечно, в условиях, способствующих развитию этих способностей.

В коневодстве принят отбор племенных лошадей по происхождению, промерам, экстерьеру, работоспособности и качеству потомства.

В настоящее время по количеству конских пород наша страна занимает ведущее место в мире.

Большой вклад в организацию племенной работы с русский тяжеловозной породой внесли специалисты ВНИИК Д. М. Лебедев и И. И. Сорокина, а также зоотехники-селекционеры конных заводов М.С.Кемаpкая, Ф. И. Дружечков, А. В. Соколов, А. М. Гордеев и др.

Конные заводы проводят большую работу. Особенно многое они сделали по совершенствованию существующих пород.

Значительно повышена работоспособность русского тяжеловоза. В настоящее время каждый конезавод работает над разведением определенной породы лошадей.

Совершенствование продуктивных качеств лошадей базируется на хорошо организованной племенной работе, которая охватывает как вопросы селекции, т.е. отбора и подбора, так и вопросы технологии, обеспечивающей необходимые условия кормления и содержания поголовья.

Непременным условием успешной племенной работы является ее плановость и четкая целеустремленность.

При этом важнейшую роль играет правильный выбор методов разведения.
В продуктивном коневодстве применяют чистопородное разведение, а также разные виды скрещивания.

Надо только сохранить остатки племенного поголовья, проанализировать, составить подборы, направленные на развитие, широко использовать искусственное осеменение и обмен спермой лучших жеребцов, чтобы максимально разнообразить столь ограниченный генофонд.

Тогда будет с чем работать на перспективу и внести свой вклад в подъём коннозаводства России.

1.История создания породы. Работа с породой

Русская тяжеловозная порода относится к группе мелких тяжеловозов и предназначена для использования в сельском хозяйстве в качестве рабочей и племенной лошади.

Обладает также хорошими мясными качествами и высокой молочной продуктивностью, что открывает перспективу использования животных этой породы в продуктивном коневодстве.
Выведение русской тяжеловозной породы было начато в России около 100 лет назад, когда из горной части Бельгии стали завозить мелких тяжеловозных лошадей — арденов.

С середины ХIХ века. в Россию стали завозить некрупных (около 150 см высоты в холке), но энергичных, выносливых и нетребовательных к условиям содержания бельгийских лошадей универсального типа.

Свое название эта порода получила по месту, где она была создана, а именно в горной местности Арденны, расположенной на границе Бельгии с Францией.

Заводскую работу с арденнами в России начали вести в Петровской (ныне Тимирязевской) сельскохозяйственной академии.

Затем в 60-70-х годах были организованы арденнские отделения в Чесменском, Деркульском конных заводах и других.

С большим успехом арденны использовались в массовом коневодстве для скрещивания с лошадьми других упряжных пород.

К началу ХХ столетия в России уже было достаточное количество ценного племенного материала некрупных тяжеловозных лошадей для самостоятельного разведения.

После революции весь сохранившийся племенной материал был сосредоточен в государственных конных заводах, где шла работа по созданию русской тяжеловознойм породы.

Лошади русской тяжеловозной породы обладают высокой грузоподъемностью, выносливы, имеют крепкую конституцию, хорошую подвижность, энергичный темперамент, но при этом добронравны и неприхотливы к условиям кормления и содержания.

Животные сложены гармонично, имеют пропорциональную, широколобую, с живыми глазами голову, широкую спину, поясницу и круп. Грудная клетка широкая, длинная и глубокая; ноги недлинные, правильно поставленные, оброслость их умеренная.

Масть русских тяжеловозов в большинстве случаев рыжая и рыже-чалая, реже — гнедая и др.

Средние промеры жеребцов: высота в холке — 151,8 см, косая длина туловища 162,3, обхват груди — 206,2, пясти — 22,2 см; Живая масса — 550-600 кг.
Русские тяжеловозы отличаются высокой скороспелостью Уже к трем годам они достигают почти полного развития

В молочный период прирост живой массы жеребят составляет 1200-1500 г в сутки.
Для породы характерны такие ценные биологические качества, как долговечность и высокая плодовитость В конных заводах, как правило, на 100 кобыл получают по 80 — 85 жеребят, а нередко и 90-95.

При этом племенное использование производящего состава длится до 2О — 25-летнего возраста. Кобылы русской тяжеловозной породы отличаются высокой молочной продуктивностью.

На кумысной ферме Опытного конного завода Всесоюзного научно-исследовательского института коневодства в среднем она равнялась в разные годы от 2561 до 2732 л. Кобыла Лукошка (Кокетливый — Лаба) за 197 дней лактации дала 3109 л молока.
Превосходные качества русских тяжеловозов способствуют широкому распространению породы во многих регионах нашей страны.

С ней ведется планомерная племенная работа, координируемая Всесоюзным научно-исследовательским институтом коневодства.

Залогом успеха является применение традиционного метода разведения — по линиям.

В период формирования на качественные свойства породы огромное влияние оказали жеребцы Караул (1909 года рождения) и Ларчик (1918 года рождения).

Будучи сами по себе замечательными представителями породы (жеребец Караул на Всероссийской выставке 1913 года за отлично выраженный тип и хороший экстерьер получил Большую золотую Медаль), они благодаря

хорошо продуманному племенному использованию стали не только ведущими жеребцами-производителями, но и родоначальниками отечественных линий в породе.

В последующем из линии Караула выделилась линия его правнука бурого жеребца Лазутчика 1936 года рождения, из линии Ларчика — его внука рыжего жеребца Коварного того же года рождения. В настоящее время они совместно с линиями Капитэна и Поденщика являются наиболее многочисленными в породе.
Огромнейшее значение для породы имели выдающиеся кобылы, основательницы маточных семейств Булка (1924 год) и Галушка (1916 год) в Куединском конном заводе Пермской области, Снежинка (1952 год), Салфетка (1947 год) и Ложка (1951 год) в Красноармейском конном заводе Свердловской области, Кукушка (1953 год), Речка (1958 год) и Ручка (1961 год) в Пермском.**
В большинстве своем они были дисгармоничного сложения и со многими экстерьерными недостатками.

Вместе с тем, ардены обладали рядом ценных качеств: хорошей подвижностью, сухостью конституции, неприхотливостью к условиям кормления и содержания.

Они стали быстро распространяться в России, и к 1904 г. арденов разводили уже 376 хозяйств, в том числе Хреновской и Деркульский государственные конные заводы, ферма Петровской сельскохозяйственной академии и много мелких частных конных заводов.

Чтобы быстрее увеличить поголовье, арденов не только разводили в чистоте, но и скрещивали чистопородных арденов с кобылами упряжного типа разных других пород, преимущественно брабансонов.
Ардены под действием отбора приобрели гармоничность сложения и хорошие экстерьерные формы.

В 1900 году на Всемирной выставке в Париже русские ардены обратили на себя всеобщее внимание, как совершенно своеобразная порода рабочих лошадей.

Одним из лучших был бурый жеребец Хреновского конного завода Каравай, 1887 г., получивший золотую медаль.
К этому времени старая арденская порода у себя на родине, в Бельгии, перестала существовать, поглощенная крупной бельгийской рабочей лошадью.
После революции сохранилась лишь часть лошадей арденской породы, с которыми и началась планомерная племенная работа по созданию некрупной, но «экономичной» сельскохозяйственной лошади, сочетающей хорошую работоспособность и гармоничность сложения с неприхотливостью к условиям содержания и кормления.

Был создан большой массив племенных лошадей такого типа и выведены заводские линии — Караула, Ларчика, Поденщика, Рубикона.

  • Специальность ВАК РФ 06.02.04
  • Количество страниц 98
    • Скачать автореферат
    • Читать автореферат
    • Оглавление диссертации кандидат сельскохозяйственных наук Здановская, Жанна Иренеевна

      1.1. Белорусская упряжная порода

      1.2. Русская тяжеловозная порода

      2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

      3. СОБСТВЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

      3.1. Краткая современная характеристика изучаемых пород лошадей

      3.1.1. Русская тяжеловозная порода

      3.1.2. Белорусская упряжная порода

      3.2.Сравнительная зоотехническая оценка русских тяжеловозных и белорусских лошадей

      3.2.1. Сходство и различие экстерьера

      3.2.2. Основные остеологические особенности

      3.2.3. Типы телосложения и конституции

      3.2.4. Стати, промеры, индексы

      3.2.5. Масти и отметины

      3.3. Хозяйственно-биологические особенности лошадей

      3.3.2. Продолжительность жизни

      3.3.4. Рефлекс материнства 70 3.3.5 .Клинические показатели

      3.4. Рабочая производительность

      3.4.1. Особенности движения и качество аллюров

      3.4.2. Использование лошадей на работах

      4.ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЙ

      6. СВЕДЕНИЯ О ПРАКТИЧЕСКОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПОЛУЧЕННЫХ АВТОРОМ НАУЧНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

      7. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НАУЧНЫХ ВЫВОДОВ

      Рекомендованный список диссертаций по специальности «Частная зоотехния, технология производства продуктов животноводства», 06.02.04 шифр ВАК

      Методы совершенствования тяжеловозных пород лошадей 1982 год, доктор сельскохозяйственных наук Сорокина, Ирина Ивановна

      Современное состояние и пути совершенствования хозяйственно-полезных и племенных качеств лошадей владимирской породы 2004 год, кандидат сельскохозяйственных наук Маркин, Сергей Сергеевич

      Разведение по линиям как метод управления эволюцией тяжеловозных пород лошадей 2000 год, доктор сельскохозяйственных наук Милько, Ольга Сергеевна

      Рост, развитие и мясная продуктивность забайкальских лошадей и их помесей с русской тяжеловозной породой 2009 год, кандидат сельскохозяйственных наук Базарон, Бадма Зилимович

      Особенности лактации кобыл тяжеловозных пород и селекционно-генетические показатели их отбора по молочной продуктивности 1998 год, кандидат биологических наук Чиргин, Евгений Дмитриевич

      Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Сравнительная оценка хозяйственно-биологических особенностей лошадей русской тяжеловозной и белорусской пород»

      В России коневодство всегда было одной из важнейших отраслей животноводства. В настоящее время в коневодстве страны определились четыре ведущих направления: племенное, пользовательное, продуктивное и спортивное. Наибольшую долю по стоимости всей продукции отрасли занимает пользовательное направление.

      Исследования многих ученых (Ю.Н. Барминцев, B.C. Ковешников, Гусев и др. (77), И.И. Сорокина (93), В.К. Гладенко (27), Г.И. Романова (86), Ю.А. Соколов, А.П. Матвиенко и др. (92)) показали, что и в современных условиях сельскохозяйственного производства использование лошадей на многих участках работ экономически выгодно и рационально по сравнению с использованием техники.

      В массовом пользовательном коневодстве РФ традиционно использовались улучшатели ведущих тяжеловозных пород: русской, советской, владимирской. Наряду с этим, в последние годы в хозяйствах центральной зоны России получают более широкое распространение некоторые тяжеловозные и упряжные породы, разводимые в других районах: першерон-ская, торийская, литовская, латвийская и белорусская. Среди них особый интерес представляет ценнейшая белорусская упряжная порода, которая была выведена в соседней республике Беларусь.

      Исследования В.К. Гладенко (16, 17, 20, 25) и М.А. Горбукова (20, 30) показали, что эта порода лошадей экономически выгодна при разведении в условиях Беларуси, что отразилось на масштабах ее развития в данной стране. В настоящее время белорусская порода занимает здесь лидирующее положение по численности и ареалу распространения. По данным В.К. Гладенко (16), в республике насчитывается до 190 тысяч лошадей белорусской породы; в структуре селекционной группы более 350 жеребцов и 2500 ма

      Естественно-климатические особенности Беларуси в большой степени сходны с условиями западных и центральных областей РФ. Поэтому, разведение и распространение в нашей стране лошадей белорусской упряжной породы имеет очень большие перспективы. Это наглядно подтверждает и практический опыт последних лет. Так, только за последние десятилетия в хозяйства ряда областей центральной зоны России (Смоленскую, Брянскую, Калужскую, Московскую) завезено более 2000 белорусских лошадей. Благодаря своим ценным качествам, эти лошади уже успешно зарекомендовали себя в сельском хозяйстве нашей страны. Несмотря на важность и актуальность темы, комплексные научные исследования, затрагивающие вопросы разведения и использования белорусских лошадей в российских условиях, не проводились. В связи с этим, возникла большая практическая необходимость в проведении детальных исследований, направленных на изучение важнейших хозяйственно-биологических особенностей лошадей белорусской породы в естественных условиях нашей страны на примере хозяйств центральной зоны.

      Для более полной комплексной характеристики оценка белорусских лошадей была выполнена в сравнительном аспекте с наиболее распространенной в хозяйствах России русской тяжеловозной породой лошадей.

      Цель и задачи исследований.

      Главной целью настоящей работы является обоснование эффективности разведения лошадей белорусской породы в сравнении с русскими тяжеловозами.

      При проведении работы были поставлены следующие задачи:

      1. Дать зоотехническую характеристику лошадей русской тяжеловозной и белорусской пород;

      2. Провести сравнительную оценку хозяйственно-биологических особенностей лошадей двух изучаемых пород;

      3. Изучить рабочую производительность лошадей и обосновать специфику и пользования их на работах в сельском хозяйстве.

      По итогам исследований впервые проведена сравнительная комплексная оценка основных хозяйственно-биологических особенностей лошадей русской тяжеловозной и белорусской упряжной пород. Ряд ценных хозяйственно-полезных качеств лошадей русской тяжеловозной породы (клинические показатели, особенности движения на разных аллюрах) освещен в литературе недостаточно, либо приводятся устаревшие данные. Комплексные исследования хозяйственно-биологических особенностей белорусских лошадей в условиях России ранее не проводились и выполнены нами впервые.

      Практическая значимость и реализация результатов исследований.

      Результаты наших исследований подтвердили экономическую целесообразность, важность развития и дальнейшего распространения белорусской упряжной породы лошадей в центральных районах РФ. Намечены и предложены мероприятия по разведению белорусской и русской тяжеловозной пород лошадей в хозяйствах нашей страны. Результаты исследований нашли свое отражение в разработанных рекомендациях по организации коневодства и рациональному использованию лошадей на работах в сельском хозяйстве. Эти рекомендации и ряд конкретных мероприятий по разведению лошадей планируется к внедрению в учхозе «Леоновское» и других хозяйствах.

      Материалы диссертации доложены и одобрены:

      1. На студенческой научной конференции в МГАВМиБ им. К.И. Скрябина — 28.04.98 г.;

      2. На кафедре скотоводства и коневодства МГАВМиБ им. К.И. Скрябина 7

      27.05.98 г. и 31.05.2000 г.; 3. На межкафедральном совещании сотрудников кафедр: скотоводства и коневодства, разведения, генетики и биотехнологии, мелкого животноводства МГАВМиБ им. К.И. Скрябина — 28.06.2000 г.;

      Основные положения диссертации, вынесенные на защиту:

      1. Зоотехническая характеристика лошадей русской тяжеловозной и белорусской пород;

      2. Сравнительная оценка хозяйственно-биологических особенностей лошадей;

      3. Рабочая производительность лошадей и особенности использования их на работах в сельском хозяйстве.

      1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

      Похожие диссертационные работы по специальности «Частная зоотехния, технология производства продуктов животноводства», 06.02.04 шифр ВАК

      Современное состояние и перспективы разведения лошадей русской тяжеловозной породы в условиях Республики Бурятия 2003 год, кандидат сельскохозяйственных наук Свириденко, Светлана Ивановна

      Хозяйственно-полезные признаки чистопородных карачаевских лошадей и их помесей с русской тяжеловозной породой в условиях Чеченской Республики 2008 год, кандидат сельскохозяйственных наук Хожаев, Альман Дахаевич

      Научные и практические приемы создания новой таджикской породы лошадей 2008 год, доктор сельскохозяйственных наук Шамсиев, Арбобмирзо Гадоевич

      Характеристика генофонда лошадей в ГЗК «Калужская» по племенным и продуктивным качествам 2003 год, кандидат биологических наук Жаров, Сергей Александрович

      Коневодство у башкир в XVI-XX вв. 2008 год, кандидат исторических наук Зайнуллин, Мансур Маратович

      Заключение диссертации по теме «Частная зоотехния, технология производства продуктов животноводства», Здановская, Жанна Иренеевна

      1. По данным исследований раскрыты большие перспективы разведения лошадей белорусской упряжной и русской тяжеловозной пород в «нетрадиционных» зонах их разведения: Московской и Тульской областях.

      2. Результаты проведенных исследований отразили широкое структурное многообразие изучаемых пород. В изученных хозяйствах ведущими являются линии 81 Орлика в белорусской упряжной и 327 Лазутчика в русской тяжеловозной породах.

      3. Данные породы обладают рядом сходных хозяйственно-биологических признаков: относительно небольшой рост, хорошо выраженный упряжной тип телосложения, крепкая конституция (60,0% среди белорусских лошадей и 45,5% среди русских тяжеловозных), в основном, правильные стати экстерьера.

      4. Белорусским упряжным лошадям присуще значительно большее разнообразие мастей, чем русским тяжеловозным. Для них характерно наличие признаков атавизма («ремень», «зеброидность», «налет сажи»).

      5. Лошади белорусской упряжной и русской тяжеловозной пород обладают высокими адаптационными, воспроизводительными качествами. Выход жеребят у лошадей русской тяжеловозной породы составляет 75,0%, белорусской упряжной — 66,7%. Показатель продолжительности жеребости у кобыл данных пород равен соответственно — 335,2 и338,7 дней.

      6. Клинические показатели лошадей белорусской упряжной и русской тяжеловозной пород в состоянии относительного покоя и их сдвиги после выполненной работы свидетельствуют об их высоких приспособительных качествах и хорошей выносливости.

      7. У лошадей белорусской упряжной и русской тяжеловозной пород отмечается сходство движений на переменных аллюрах, высокая производи

      1. Экспериментальные данные и методические разработки используются при чтении курса лекций и проведении практических занятий по коневодству студентам очного и заочного факультетов ветеринарной медицины и факультета генетики, селекции и биотехнологии.

      2. Итоги исследования использованы в методических рекомендациях: В.К. Гладенко, О.Н. Попова, Ж.И. Здановская. Рабочая тетрадь и методические указания для практических занятий по коневодству. — М.: МГАВМ и Б им. К.И. Скрябина, 1999. — 52 с.

      1. На основе проведенных исследований разработаны и предложены для внедрения конкретные рекомендации по разведению лошадей белорусской упряжной породы в учхозе «Леоновское» с учетом их основных хозяйственно-биологических особенностей:

      1Л. Белорусская упряжная должна являться ведущей породой, разводимой на конеферме учхоза;

      1.2. Все селекционные мероприятия следует проводить с учетом разработанных и представленных в нашей работе материалов.

      Ведущий метод селекции — чистопородное разведение лошадей по линиям и семействам. При этом, наряду с основной линией Орлика, необходимо шире культивировать и другие ведущие линии белорусской породы;

      1.3.В целом, целесообразно несколько повысить общий технологический уровень выращивания, кормления и содержания лошадей;

      1.4. Следует продолжить начатый нами положительный опыт оценки рабочих качеств лошадей на основе их внутрихозяйственных испытаний и использования на работах в сельском хозяйстве.

      2. Практические мероприятия по разведению, выращиванию и использованию лошадей русской тяжеловозной породы на Прилепском конном заводе нужно проводить в соответствии с общим Планом племенной работы с лошадьми русской тяжеловозной породы, разработанным во ВНИИ коневодства, а также, используя основные результаты наших исследований хозяйственно-биологических особенностей лошадей.

      3. На перспективу целесообразно активизировать разведение и использование белорусской упряжной и русской тяжеловозной пород не только в

      Список литературы диссертационного исследования кандидат сельскохозяйственных наук Здановская, Жанна Иренеевна, 2000 год

      1. Алексеев Н.Д., Андреев Н.П., Аммосова Т.В. Биологические особенности и продуктивные качества якутской лошади // Науч.-техн. Бюл./ ВАСХНИЛ.-1982. Вып. 3. — С.З-13.

      2. Алешина А.И. Племенная работа в массовом коневодстве Нечерноземья // Совершенствование селекции пород лошадей: Сб. научн. тр./ ВНИИ коневодства. -Изд-во ВНИИК, 1983. С.73-79.

      3. Алтухов П.Г. Лошадь. Сельскохозяйственное коневодство. П.: Сел. хозяин, 1917.

      4. Анашина Н.В. Мясное коневодство. М.: Колос, 1980.

      5. Арондар Я.В., Бильдерлинг П.А. Арденская лошадь и условия скрещивания ее с русскими лошадьми. Сп.Б., 1888. — 46 с.

      6. Афанасьев С.В., Лахов В.Н. Альбом пород лошадей в СССР. -М,-Л.: Сельхозгиз, 1953. С.80-82.

      7. Балтакменс Р.А. Латвийская порода лошадей. Рига: Зинатне, 1988. -222 с.

      8. Барминцев Ю.Н. Мясное и молочное коневодство. М.: Сельхозгиз, 1963.-224 с.

      9. Бобкова Н.Ф. Хозяйственно-биологические особенности лошадей вятской породы, микроэволюция, методы сохранения и совершенствования: Дис. канд. с.-х. наук/МГАВМиБ им. К.И. Скрябина. -М., 1996. -186 с.

      10. Вильчинский А.Д. Пути качественного улучшения пользовательных лошадей в Белоруссии // Юбил. сессия отд-ния животноводства и ветеринарии Акад. с.-х. Наук БССР: Сб. тр. Минск, 1958. — С. 229-235.

      11. Войтяцкий Б.П. Печорская лошадь. Сыктывкар, 1950.- 48 с.

      12. Волков Д.А. Племенная работа с русским тяжеловозом на Украине //Коневодство. 1959. -№8.-С.11-16.

      13. Габышев М.Ф. Якутская лошадь. Типы якутских лошадей. Методы их разведения и содержания. -Якутск, 1957. 239 с.

      14. Генетические ресурсы сельскохозяйственных животных в России и сопредельных странах // Сост.: Эрнст J1.K. С.-Пб.: Изд-во РАСХН, 1994.-С. 244-304.

      15. Гладенко В.К., Новикова Т.Е. Результаты племенного использования жеребцов-производителей Раменской ГЗК // Проблемы научного обеспечения коневодства России и стран ближнего зарубежья: Тез. докл. научн. конф. / ВНИИ коневодства, 1997. — С. 36-37.

      16. Гладенко В.К. Белорусская лошадь. -Минск: Ураджай, 1976. 108 С.

      17. Гладенко В.К. Белорусская упряжная лошадь. -Минск: Ураджай, 197138 с.

      18. Гладенко В.К., Горбуков М.А. Возрастные изменения промеров белорусских лошадей // Зоотехн. наука Белоруссии. 1987. — Т.28. — С. 2831.

      19. Гладенко В.К., Горбуков М.А. Линии признаны // Коневодство и конный спорт. -1974. №8. — С. 17.

      20. Гладенко В.К., Горбуков М.А. Некоторые особенности селекции белорусских упряжных лошадей // Науч. основы развития животноводства в БССР. 1979. — Вып. 9. — С. 28-31.

      21. Гладенко В.К., Левин В.М. и др. Условия использования лошадей на работах в сельском хозяйстве Белоруссии // Сб. научн. тр. / Бел НИИЖ. -Минск: Белгосиздат, 1956 Т. И.

      22. Гладенко В.К. Лошади Белоруссии // Коневодство и конный спорт. -1983. №3. — С.16-17.83. №3. -С.16-17.

      23. Гладенко В.К. Мероприятия по рациональному использованию лошадей в колхозах Минской области Белорусской ССР: Дис. канд. с.-х. наук. Новочеркасск, 1955. — 211 с.

      24. Гладенко В.К. Об эволюции аборигенных лошадей в лесной зоне

      25. Вопросы генетики, селекции и племенной работы в совершенствовании сельскохозяйственных животных: Сб. научн. тр. / MBA. М., 1990. -С. 69 -71.

      26. Гладенко В.К. Характеристика и методы совершенствования рабочих и продуктивных качеств белорусских упряжных лошадей / Бел. НИИЖ. Сб.тр. 1976.-Т.17.-С. 109-119.

      27. Гладенко В.К. Эволюция лошадей аборигенных популяций в Белоруссии: Дис. д-ра с.-х. наук / МВА им. К.И. Скрябина. М., 1978. — 535 с.

      28. Горбуков М.А., Горбунов А.П., Кишук Т.В. Формирование селекционных групп белорусских лошадей в хозяйствах // Зоотехническая наука в Белоруссии: Сб. науч. тр. БелНИИЖ. -1988. Т. 29. — С.52-56.

      29. Горбуков М.А., Наливайко Э.С. Плодовитость лошадей различных генотипов // Науч. основы развития животноводства в БССР. 1987. -Вып. 17.-С. 21-24.

      30. Горбуков М.А. Завершающий этап выведения новой породы белорусских упряжных лошадей // Исследование по коневодству в некоторых регионах СНГ: Тез. докл. научн. конф. -Изд-во ВНИИ коневодства, 1993. -С.18-20.

      31. Гордеев А., Гордеев С. Куединский конный завод // Коневодство и конный спорт. -1983. №3. — С.26-27.

      32. Государственная племенная книга белорусских упряжных лошадей. -Т. I- Минск: Ураджай, 1977.

      33. Государственная племенная книга лошадей Московской области. М., 1938. — Т. I.-460 с.

      34. Государственная племенная книга лошадей русской арденской породы. -Т. III.

      35. Государственная племенная книга лошадей русской тяжеловозной породы. Т. IV.

      36. Диаконенко С.В. Коневодство Белоруссии // С.-х. жизнь. 1927. -№5. -С.21-23.

      37. Диаконенко С.В. Слуцкая лошадь // Белорусская ветеринария. -1926. -№7-9. С. 49-50.

      38. Добрынин В.П. О влиянии недостаточности минерального питания на состав кости у лошади // ВНИИКоневодства. Сб. науч. тр. 1950. — Вып. 18. — С.202-205.

      39. Дружечков Ф.И. Опыт работы конного завода // Коневодство. 1950. -№1. — С.41-42.

      40. Желиговский О.А. Определение рабочих качеств брабансонов и арденов (Тренинг и испытания). -Коневодство. -1935. №7. — С. 33-40.

      41. Желиговский О.А. Использование лошадей и волов на работах. М., Сельхозгиз, 1951. — 32 с.

      42. Желиговский О.А. Рабочая производительность и характеристика рабочих качеств лошадей // Книга о лошади. Т. 4, — М: Сельхозгиз, 1959. — С.5-51.

      43. Жилинский А.А. Конские породы Сибири. Новосибирск. -1948. -168 с.

      44. Зеленский И.И. Материалы для географии и статистики России. -Ч. II. Минская губерния. -Изд. С.-Пб., 1864.

      45. Иванов М.С. Комплексные испытания русских тяжеловозов в Забайкалье. Коневодство. -1949. -№2. — С. 32-37.

      46. Иванов М.С. Рабочие качества русских тяжеловозов // Бурят.-Монгол, зоовет. ин-т. Сб. науч. тр. 1958. — Вып. 13. — С. 63-68.

      47. Иванов М.С. Русский тяжеловоз и перспективы племенного использования его в Бурят-Монголии // Бурят.-Монг. зоовет. ин-т. Сб. науч. тр.1956. Вып. 10. — С.27-33.

      48. Иванов М.С. Русский тяжеловоз как улучшатель // Коневодство и конный спорт. -1961. -№3. С. 9-10.

      49. Использование лошадей на работах в сельскохозяйственном производстве: (Рекомендации) / Ю.А. Соколов -М.: Росагропромиздат, 1990. 53 с.

      50. Калинин В.И. Полесская лошадь // Конские ресурсы СССР. -М.: Сельхозгиз, 1936.-С. 388-393.

      51. Карлсен Г.Г., Воейков А.Б. Тренировка и испытания русских арденов по новой системе // Коневодство. -1950. №5. — С. 29-35.

      52. Карлсен Г.Г. Использование рабочих лошадей в колхозах. -М.: Сельхозгиз, 1951.-208 с.

      53. Кемарская М.С. Новоалександровские тяжеловозы // Коневодство и конный спорт. -1975. -№6. С. 13-15.

      54. Кисловский Д.А. Историко-генеалогическое введение к студбуку крупных рабочих пород лошадей // Гос. плем. книга рабочих лошадей СССР. Т. 1.-Л., 1934.-С. 11-161.

      55. Кожевников Е.В. Использование лошадей в колхозах. -М.: Сельхозгиз, 1941.-96 с.

      56. Кожушко В.М. Опыт тренинга арденов и першеронов в НовоАлександровском и Хреновском заводах // Пути развития тяжеловозного коневодства в СССР. М., 1941. — С. 99-101.

      57. Лебедев Д.М. Ардены. Происхождение породы и ее историческое развитие // Конские ресурсы СССР. -М.: Сельхозгиз, 1939. С. 394-401.

      58. Лебедев Д.М., Карауш Д.Н. Русский тяжеловоз // Книга о лошади. Т. 1. -М.: Сельхозгиз, 1952. — С. 182-196.

      59. Лебедев Д.М. К вопросу об испытаниях тяжеловозов // Коневодство -1946.-№3.-С. 24-28.

      60. Лебедев Д.М. Краткая история разведения арденов в конных заводах // Гос. плем. книга мелких бельгийских лошадей (ардены). Т. I. -М.:

      61. Сельхозгиз, 1939. С. 369-376.

      62. Лебедев Д.М. Русские ардены // Гос. плем. книга лошадей русской арденской породы. Т. III. М.: Сельхозгиз, 1951. — С. 8-49.

      63. Левин В.М. Использование живого тягла в колхозах БССР // Сб. работ по кормодобыванию и животноводству. -Минск, 1957. С. 117-132.

      64. Левин В.М. Породы лошадей, рекомендуемые колхозам и совхозам БССР. -Минск, 1950. 32 с.

      65. Левин В.М. Типы пользовательных лошадей Могилевской области БССР и методы их совершенствования: Автореф. дис. канд. с.-х. наук. -М., 1955. 14 с.

      66. Лозович С.Н. Изучение роли зрительного, слухового и обонятельного раздражителей в процессе опознования конематкой своего жеребенка

      67. Новое в технологии коневодства и коннозаводства: Сб. научн. тр. ВНИИ коневодства.-Изд-во ВНИИК, 1990.-С. 177-181.

      68. Лозович С.Н. Как испытывают тяжеловозов // Коневодство и конный спорт.-1990.-№12.-С. 11-13.

      69. Мангилев А. Уральские тяжеловозы // Коневодство и конный спорт. -1983. -№3.-С. 27.

      70. Меркурьева Е.К. Биометрия в селекции и генетике сельскохозяйственных животных. М.: Колос, 1970. — 423 с.

      71. Методические указания по описанию мастей и отметин у лошадей / Сост. Т.Н. Рябова. Изд-во ВНИИ коневодства, 1990. — 14 с.

      72. Микрюков Н.П. Проявление гетерозиса при скрещивании русского тяжеловоза (с местными лошадьми среднего Предуралья) // Троицк, вет. ин-т. Сб. научн. тр. — 1960. — Т. 7. — С. 52-58.

      73. Милько О.С. Методы племенной работы по выведению новой линии Свиста в русской тяжеловозной породе // Современ. состояние и перспективы развития научн. исслед. по коневодству: Тез. докл. / ВНИИ коневодства. Изд-во ВНИИК, 1989. — С. 30-32.

      74. Милько О.С. Племенная работа с маточными семействами в русской тяжеловозной породе // Современ. состояние и перспективы развития науч. исслед. по коневодству: Тез. докл. / ВНИИ коневодства. -Изд-во ВНИИК,- 1989.-С. 17-20.

      75. Милько О.С., Сорокина И., Юрьева И. Надо возродить табуны мезенских лошадей / Коневодство и конный спорт. -1995. №3. — С. 12-14.

      76. Милько О.С. Уровень молочной продуктивности лошадей тяжеловозных пород и отбор их по этому признаку: Автореф. дис. канд. с.-х. наук. -М., 1986.-17 с.

      77. Орловский И.А. и др. Условия использования лошадей на работах в сельском хозяйстве Белоруссии // БелНИИЖ. Сб. науч. тр. 1960. — Т. 2. — С. 184-197.

      78. Орловский И.А., Левкович Н.Г. Результаты метизации и улучшение местных лошадей в колхозах БССР. -Минск, 1939. 28 с.

      79. Основные направления специализации коневодства в отдаленной перспективе / Ю.Н. Барминцев, B.C. Кошевников, Ю.П. Гусев и др. // Экономика и организация коневодства: Сб. научн. тр. / ВНИИК, 1976. -Т.24. С. 5-27.

      80. Пелехов Н.Н. Некоторые сведения о коневодстве Минского, Мозыр-ского, Гомельского округов БССР. -Минск, 1929.

      81. Петров А.Ф., Караваев М.М., Наумычев А.Н. О тренинге и испытаниях русского тяжеловоза / Коневодство. -1954. №10. — С. 4-7.

      82. Попова О.Н. Молочная продуктивность кобыл белорусской породы

      83. Исследования по коневодству в некоторых регионах СНГ: Тез. докл. научн. конф. / ВНИИ коневодства. 1993. — С. 48-49.

      84. Попова О.Н. Хозяйственно-биологические особенности лошадей белорусской породы: Дис. канд. с.-х. наук / МГАВМиБ им. К.И.Скрябина. -М., 1996.-106 с.

      85. Рейнов А.Б. Рациональное выращивание молодняка белорусских лошадей с целью создания желательных типов сельскохозяйственных лошадей: Автореф. дис. канд. с.-х. наук. Минск, 1961. — 19 с.

      86. Ремизов А., Морозова М. Проблемы коневодства РСФСР // Коневодство и конный спорт. -1983. №3. — С. 12-15.

      87. Ремизов А.А. Тяжеловозы Новоалександровки // Коневодство и конный спорт.-1990.-№3.-С. 10-11.

      88. Романова Г.И. Использование лошадей в сельскохозяйственном производстве Рязанской и Ивановской областей // ВНИИ коневодства. Сб. научн. тр. 1982. — С. 155-160.

      89. Ряховский П.К. Зависимость показателей крови и костей у лошадей и коров от поступления в организм кальция и фосфора // Саратов, зоовет. ин-т. Сб. тр. 1958. — С. 278 -284.

      90. Сарлей Б. Хозяйственно-биологические особенности аборигенных лошадей (коников), методы их сохранения и совершенствования: Дис. канд. с.-х. наук / МВА им. К.И. Скрябина. М., 1991. — 155 с.

      91. Слащева В.Н. Качественная характеристика жеребцов-производителей русской тяжеловозной породы // Вологод. молочн. ин-т. Сб. науч. тр. -1971.-Вып. 63.-С. 67-71.

      92. Смирнов O.K. Приобская лошадь и пути ее улучшения: Автореф. дис. канд. с.-х. наук . —Л., 1959. 35 с.

      93. Соколов А. Лошади богатыри: (Технология выращивания русских тяжеловозов в Пермском конзаводе) // Коневодство и конный спорт. -1991,-№5.-С. 8-10.

      94. Соколов Ю.А., Матвиенко А.П. Проблемы рабоче-пользовательного коневодства России // Перспективы развития коневодства в России истранах ближ. зарубежья: Тез. научн. конф / ВНИИК. -1994. С. 13-15.

      95. Сорокина И.И. Методы совершенствования тяжеловозных пород лошадей: Дис. д-ра с.-х. наук / ВНИИК. Рыбное, 1982. — 355 с.

      96. Сорокина И.И., Милько О.С. О скрещивании русских тяжеловозов с лошадьми торийской и советской тяжеловозной пород // Современное состояние и перспективы развития науч. исслед. по коневодству / Тез. докл. ВНИИК. -Изд-во ВНИИК, 1989. С. 10-13.

      97. Сорокина И.И, Исаева О.С. Племенные ресурсы тяжеловозных пород // Коневодство и конный спорт. 1983. — №3. — С. 4-7.

      98. Сорокина И.И., Милько О.С. Характер отбора и особенности микроэволюции русской тяжеловозной породы в связи с задачами племенной работы // Пути ускорения науч.-техн. прогресса в коневодстве: Сб. науч. тр. / ВНИИ коневодства, 1986. С. 19-26.

      99. Сорокина И.И. Нужно ли скрещивать русского тяжеловоза // Коневодство и конный спорт. -1991. №9. — С. 13.

      100. Сорокина И.И. Организация племенной работы с русской тяжеловозной породой лошадей // Гос. плем. книга лошадей рус. Тяжеловоз, породы. М.: Колос, 1967. — Т. IV. — С. 6-23.

      101. Сорокина И.И. Оценка генетического потенциала линий в русской тяжеловозной породе // Пути повышения плем., спорт., рабочих и продукт. качеств лошадей / ВНИИК. Сб. научн. тр. 1992. — С. 17-20.

      102. Сорокина И.И. Племенная работа с русской тяжеловозной породой

      103. Гос. плем. книга лошадей рус. тяжеловоз, породы. Т. VI. М.: Колос, 1982.-С. 5-30.

      104. Сорокина И.И. Племенная работа с русской тяжеловозной породой

      105. Гос. плем. книга лошадей рус. тяжеловоз, породы. Т. V. М., 1975. -С. 5

      106. Тарасевич Л.Ф. Молочная продуктивность белорусских упряжных лошадей // Науч. основы развития животноводства в БССР. 1977.1. Вып. 7. С. 110-115.

      107. Тарасов А.А. Тавдинская лошадь. Свердловск, 1950. — 28 с.

      108. Хлюдзинский В.К. Коневодство у белорусских крестьян // Земледел. газета.-1874.-№8-10.

      109. Чебаевский В.Ф. Куединский конный завод участник ВСХВ 1955г. // Коневодство. — 1955. — №8. — С. 21-28.

      110. Шпилевский И.М. Путешествие по Полесью и Белорусскому краю. -Сп-Б. 1858.

      111. Яворский B.C. Интенсивная технология молочного коневодства в условиях нечерноземной зоны: Автореф. дис. докт. с.-х. наук. -М., 1988. -32 с.

      112. Яковлев А.А. Русская тяжеловозная порода // ВНИИК. Сб. науч. тр. -1958. Т. 22, кн. 1. — С. 225-263.

      113. Hintz Н., Schryver Н. Nutrition and bone devetopment in horses

      114. Journat of the American Veterinary medical association. -1976. Vol. 168. — №1. — P. 39-43.

      115. Hroboni L. Wplyn gudbransdali na hodowle koni // Hodowle koni, 1948, № 13. P. 211-213.

      116. Pruski W. Hodowle koni. -Warszawa, 1960. 930 p.

      117. Sasinowski F. Ogiery ponstwoewe wyrasniajace sie w hodowli koni nadubelszczyznie //Med. Vet. 1955. — №8.

      118. Wadowski S. Kon Lidzbarski I jego grupy Krwe: Olsztyn, 1964.

      119. Yovich S., Smith F. Holding Power of Orthopedic Screws in Equine Third Metacarpal and Metatargal Bones // Veterinary Surgery. -1985. -Vol. 14 №3.-P. 230-234.

      Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

      Научная электронная библиотека disserCat — современная наука РФ, статьи, диссертационные исследования, научная литература, тексты авторефератов диссертаций.

    admin

    Наверх