Тяговые породы лошадей

Лошадь тяжеловоз – это коренастое, крупное животное с толстой шеей. И пусть они не так грациозны, как спортивные скакуны, пользы от них в хозяйстве куда больше. Настоящий тяжеловоз готов оказать фермеру помощь в перевозке грузов, пахотных работах, поездках на охоту и не только. Старательные селекционеры со всего мира многие годы выводили идеального помощника для фермера. Это привело к тому, что из 250 видов лошадей 40 считается тяговыми.

История появления тяжеловозов

Человек уже очень давно понял, что лошадь – это не только вкусное мясо, но и незаменимый помощник в быту. Издавна скакуны помогали преодолевать большие расстояния за короткий срок, они участвовали в битвах и парадах, принося своим владельцам деньги и славу. Но были и лошади, которые не имели наград. Работа тяжеловозов не премировалась, но очень ценилась.

Пара тяжеловозов тянет 42,3 тонны бревен. США, 1893 г.

Первое упоминание о таких лошадях было задокументировано еще в Средние Века. Массивные кони изначально выполняли роль транспорта в долгих рыцарских походах. Им приходилось носить на себе рыцаря в тяжелых латах и с оружием. С такой задачей простые скакуны не справлялись и могли погибнуть уже на второй день похода. Связано это с тем, что амуниция рыцаря могла весить до 50 кг. Некоторые наездники наряжали в доспехи и лошадь, чтобы она была защищена во время сражения.

Ходят легенды, что первые тяжелоупряжные кони достигали высоты в два метра и весили более тонны

О том, какие породы стали основоположниками вида, информация в летописях не сохранилась. Общепринятым считается мнение, что французские першероны, английские шайры и брабансоны из Бельгии стали наследниками боевых лошадей рыцарской эпохи.

Экстерьер современного тяглового коня

Внешний экстерьер лошади характеризует особенности телосложения животного. При этом оцениваются как отдельные части тела(стати), так и их взаимосвязь. Чем более развит и здоров экстерьер, тем качественнее считается особь.

Голова расскажет о здоровье, темпераменте и нраве. У тяговых пород она массивная, сырая и грубая. При этом темперамент таких лошадей более спокойный, нежели у быстроаллюрных коней.

Уши тяговых коней, по сравнению с лошадьми других пород, более короткие и слабо подвижные.

Затылок тяжеловоза короче, чем у аллюрных пород. У таких лошадей место стыковки головы с шеей тоже имеет меньшие параметры. Этот факт влечет за собой неудобство в работе под седлом, поскольку управлять конем с коротким затылком намного труднее.

Глаза тяжеловозов мелкие и глубоко посажены, в отличие от быстрых скакунов

Чаще всего оценивают ключевые характеристики.

Шея у всех лошадей выполняет функцию регулировки центра тяжести. Чем она мускулистее, тем устойчивее лошадь держит равновесие. Идеальная шея находится под углом 45 градусов от тела.

Холка тяжеловозов предпочтительно тяжелая и с низкой посадкой. Она должна быть мускулистой, чтобы без вреда для здоровья выполнять тяговые работы.

Спина лошади обеспечивает распределение силы по организму животного. Короткая и прочная спина чаще сего оказывается малоподвижной. Такие свойства обременяются тряской во время верховой езды. Тем не менее для тяжелоупряжной это не критично, поскольку верхом на них ездят не так часто, а такое строение обеспечивает стойкость к физическим нагрузкам.

Круп – задняя часть тела лошади. Он обеспечивает работу задних конечностей. Для любой породы актуальным считается мощный, широкий и длинный круп. Тяговые лошади имеют округлую форму задней части тела, при этом она более развита в ширину, чем в длину.

Грудная клетка тяжеловоза широкая и имеет короткую кость. Это позволяет обеспечить правильную работу передних конечностей во время передвижения тяжелых грузов.

Промеры тяжеловозов разных пород

Экстерьер коней тяжелоупряжных пород может отличаться в зависимости от селекции. Каждая порода имеет собственные отличительные черты. Некоторые из них более подвижны, другие имеют крупные габариты, а третьи – хорошие способности к размножению.

Виды тяжелоупряжных лошадей и их описание

Многие породы тяжелоупряжных коней оказались на грани исчезновения. Это связано с тем, что в процессе селекции новых видов не все они оказались востребованы среди коневодов. При этом есть породы, которые и по сей день пользуются популярностью среди фермеров.

Советский тяжеловозный конь

Советский тяжеловозный конь был получен путем скрещивания местных беспородных особей с представителями бельгийских брабансонов. Их рост превышает полтора метра, а длина туловища достигает 170 см. Получившийся вид отличается своей активностью, доброжелательностью, выносливостью и быстрым взрослением. Эти качества сделали «Советов» незаменимым помощником колхозов во время проблем с процессом механизации сельского хозяйства. Кроме того, кобылы этой породы способны давать много молока.

Советская тяжеловозная порода

Владимирская тяжеловозная

Владимирская тяжеловозная порода стала потомком скрещивания Лорда Джеймса, Глен Албина и Бордер Бренд. Официально новый селекционный вид был зарегистрирован в 1947 году, но активно использовался еще до начала Второй Мировой войны. Высота особи достигает 170 см, длина тела доходит до 175 см. Породе свойственны скороспелость, добрый нрав и высокие способности к продолжению рода.

Австралийская тяжеловозная

Австралийская тяжеловозная лошадь была получена в результате селекции четырех пород. У себя на Родине она используется не только для выполнения физических работ. Высокие показатели экстерьера позволяют австралийским тяжелоупряжным коням принимать участие на выставках, а добрый нрав животных привел к тому, что в Австралии их используют для верховой езды. Недостатком для российских коневодов является непереносимость видом низких температур.

Австралийская тяжеловозная порода

Интересным является факт неизвестности пород, взятых для получения австралийских лошадей. Это привело к тому, что каждый заводчик имеет свой собственный вид животных. Они не подвержены стандартизации, поэтому указать их приблизительные рост и длину тела невозможно.

Брабансон

Брабансон – классическая порода тяжеловесов, которую используют как основу для введения новых видов. Благодаря своим высоким показателям выносливости, селекционеры часто используют их для скрещивания с менее продуктивными видами. Рост особей не превышает 160 см, а длина тела доходит до 180 см. Уже через два года после рождения таких лошадей можно использовать для сельскохозяйственных работ. Срок эксплуатации такого коня достигает 20 лет.

Кони породы Брабансон

Булонские тяжеловозы

Булонские тяжеловозы считаются одной из самых старых пород. Еще в Древнем Риме их использовали для обработки полей и перевоза грузов. Официальное признание порода получила лишь поле 1627 года. Во время войны между Англией и Францией такие кони не только занимались работой на домашних хозяйствах, но и участвовали на поле битвы. Связано это с тем, что коневоды вывели два подвида: массивный для работы на крупных полях и менее тяжелый для труда на скромных хозяйствах и защиты поселений. Рост современных Булонских тяжеловозов немного превышает полтора метра, а вес в среднем достигает 750 кг. В Германии, Бельгии и Франции численность породы регулируется на государственном уровне.

Отличительные черты особей такой породы – массивная спина без выраженного изгиба, мускулистая широкая шея и широкие ноги.

Булонский тяговой конь

Ирландские тяжеловозы

Ирландские тяжеловозы получили свое распространение только на территориях Англии и Ирландии. Эта порода характеризуется своей универсальностью. Благодаря маленькому весу, но завидной выносливости, животные используются не только для обработки полей. На них продолжают отправляться на охоту, ездить на большие расстояния и участвовать в скачках. Экстерьер «ирландца» отличается ровной осанкой, прямую спину и округлый круп с высоко размещенным хвостом. Рост жеребца в холке достигает 167 см, а кобыл – 160 см.

Интересным является тот факт, что в Англии все кони имеют регистрационный номер. Заглавная буква обозначает оценку, полученную особью. Цифры означают номер коневода, а буквы M (male — мужской) и F (Female — женский) означают пол животного. После прохождения инспекции в паспорте лошади ставится соответствующая отметка.

Грациозный ирландский тяжеловоз

Першерон

Першерон – рекордсмен среди тяжелоупряжных пород. Рост некоторых особей превышает два метра, а вес достигает 1000 кг. Предки породы до сих пор остаются неизвестны. Но многие иппологи склонны полагать, что Першерон появился в результате скрещивания арабских скакунов, бретонских особей и булонской породы. Богатая наследственность наделила новый вид сухостью конституции, ловкостью, мягким ходом и поразительной выносливостью. Современная селекция этих лошадей не предполагает длинного волосяного покрова на конечностях. Это значительно упрощает процесс ухода за животными. Сочетание массивности и грациозности позволяет коням породы Першерон не только работать на фермах, но и выступать на цирковой арене.

Шайр – наиболее известная порода тяжелоупряжных лошадей в мире родом из Англии. Разведение таких коней считается элитным и престижным занятием, которое по карману далеко не многим. Стоимость молодой особи в возрасте до двух лет стартует от 8000 евро. Лошади имеют норовистый характер. Запрячь их – задача непростая, ведь Шайры не приемлют применение к себе силы. Их рост в холке достигает 180 см. Такие великаны отличаются спокойным нравом и покладистостью. Благодаря этим качествам Шайров часто используют для селекции новых пород, чтобы получить спокойных жеребят.

Конь породы Шайр

Выращивание лошадей тяжеловозных пород

Основная особенность в процессе разведения таких лошадей заключается в том, что они круглогодично принимают участие в сельскохозяйственных работах. Взрослые кобылы работают 6 – 8 часов в сутки. За это время животное прерывается один раз на обед. От физического труда освобождаются только жеребые кобылы и самки в первый месяц выжеребки. Примерный распорядок дня трудоспособной кобылы выглядит так:

Время Действия
7:00 Подъем и уборка лошадей
8:00 Выход с ездовыми на работу
12:00 – 13:00 Перерыв с водопоем и выпасом
13:00 – 17:00 Продолжение рабочего дня
17:00 Выпас кобыл после завершения рабочего дня
20:00 Загон в стойло

Покупка лошади подразумевает регулярное ее использование для катания на телеге и санях или перевозки грузов, в зависимости от назначения породы. Все это требует умения правильно запрячь коня. Из чего состоит упряжь и какой она бывает, сможете узнать из данной статьи.

Примечательным является тот факт, что в конце трудового дня на выпас отправляют только взрослых коней и кобыл. Жеребцам дают свежую скошенную траву в денниках. До четырехмесячного возраста жеребята сопровождают мать в поле и подсасывают ее по мере необходимости. Особей в возрасте полугода начинают более активно подкармливать «взрослой» пищей в виде овса, сена и специализированных кормов.

Кобыла на выпасе с жеребенком

Молодняк на фермах чаще всего выращивают группами. Это в 1,5 раза уменьшает затраты коневодов на:

  • уборку;
  • раздачу кормов;
  • чистку молодняка.

Содержат жеребят свободными в помещении с открытым доступом к улице. Привязывают их лишь на период кормления специализированными кормами.

После того, как молодняк привык к соседству с другими жеребятами, начинают проводить первые тренировки. Сначала их учат передвигаться переменным аллюром. Чередуя простой шаг и рысь, животные проходят до 4 км. Далее дистанция постепенно увеличивается до 8 км за тренировку. При этом нужно помнить, что возвращение в стойло должно происходить обычным шагом. Некоторые коневоды добавляют к занятиям и шаг галопом. Такие тренировки не должны длиться более трех минут.

Лошадь породы Шайр на тренировке

Тренируют молодых тяжеловесов шесть дней в неделю, оставляя один день на выходной. Исключением являются метели и гололедица. Такие погодные условия позволяют отменять занятия.

Уход за лошадью – это не только правильный рацион кормления и комфортные условия содержания, но и грамотно подобранная сбруя. Важной частью таких аксессуаров является хомут. Как правильно подобрать размер хомута для свой лошади, найдете в данной статье.

Чем кормить тяжеловозов

Цены на фелуцен минеральный лизунец с магнием и железом для лошадей

Рацион тяжелоупряжных лошадей отличается повышенным процентом содержания грубых и сочных кормов. Рацион взрослой особи должен в себя включать:

Состав Процентное содержание
Концентрированный корм (овес и прочие зерновые культуры) 25%
Грубые корма (солома) 40%
Сочные корма (силос, свекла, картофель) 35%

Беременным кобылам меняют рацион, доводят до 40% соотношение сочных продуктов и снижают процент грубой пищи до 35%.

Примерный рацион лошади

Предназначение Вид работы Сено Овес Ржаная соломенная резка Дробленое льняное семя
Верховая лошадь Умеренная / усиленная работа 3 кг 4,5 / 6 кг 0,5 кг До 1 кг
Рабочая сельская лошадь Умеренная / усиленная работа 6 кг 6 / 8 кг 0,7 кг До 1 кг
Возовая лошадь Умеренная / усиленная работа 6 кг 9 кг 0,7 кг До 1 кг

Цены на брикет «Овсяный» для лошадей и жеребят

Если лошади содержатся на выпасе, а их основным продуктом питания является трава, животных необходимо докармливать концентрированными кормами. Чтобы они получали необходимые вещества для развития мышечной массы. Если пастбище не богато травой, лошадей рекомендуется дополнительно подкармливать скошенной травой даже в летний период.

Тяжеловозы за работой

За несколько веков разведения человеком лошадей история увидела несколько сотен пород. Наиболее полезными из них в хозяйстве оказались тяжеловесы. Сначала они помогали вспахивать поля, затем принимали участие в битвах и крестовых походах, а после и вовсе стали участниками мировых воин. Знатные лорды использовали тяжеловесов для охоты, рыцари седлали их в мощной и тяжелой броне. Более современные заводчики тяжеловозных лошадей приспособили вид для участия в соревнованиях и выступления в цирках. Всего этого помогли достичь селекционеры, которые уже сотни лет трудятся над универсальной породой, способной одновременно работать на ферме, показывать свою красоту на конкурсах и служить транспортом.

Видео — Тяжеловозы. Отличие от верховых лошадей

Профессор С.В. Афанасьев
художник В.Н. Ляхов

Предисловие

Лошадь как тяговая сила даже при высоком уровне механизации в крупном социалистическом сельском хозяйстве имеет большое значение. Она используется для всевозможных перевозок, на целом ряде полевых работ, на лесоразработках. Поэтому партия и правительство неоднократно указывали на необходимость правильного сочетания лошади с механической тяговой силой.

Партия и правительство в целом ряде постановлений указали меры по восстановлению и дальнейшему развитию коневодства, количественному росту и качественному улучшению поголовья лошадей. В директивах XIX съезда партии по пятому пятилетнему плану развития СССР на 1951-1955 годы предусмотрено увеличение поголовья лошадей на 10-12¦/о, в том числе в колхозах-на 14-16%.

Нет ни одной страны, столь богатой разнообразием конских пород, как Советский Союз. Но несмотря на это многообразие, процесс породообразования в СССР не только не затухает, но еще более усиливается. Крупные социалистические хозяйства — конзаводы, совхозы и колхозы, социалистические методы труда и внедрение в практику передовой мичуринской науки — вот основные факторы, способствующие быстрому созданию новых ценных отечественных пород лошадей, отвечающих современным требованиям.

Основательное знание породного разнообразия наших конских ресурсов- необходимо каждому специалисту сельского хозяйства. Поэтому коневодство является обязательной дисциплиной в сельскохозяйственных вузах и техникумах.

При преподавании курса коневодства ощущается острый недостаток в наглядных пособиях. Настоящий Альбом несколько восполнит этот пробел и поможет лучше иллюстрировать лекции и практические занятия, посвященные данному разделу. Наличие описания происхождения, типов, экстерьера, производительности лошадей в разрезе отдельных пород дает возможность использовать Альбом как учебное пособие для студентов зоотехнических институтов и факультетов и для преподавателей зооветтехпикумов. Альбом будет полезен и для курсов по переподготовке районных зоотехников по коню, а также для всех специалистов, работающих в области коневодства.

В Альбоме даны рисунки и описание большинства (39) конских пород, которые разводятся в Советском Союзе. По разным причинам авторы опустили описание 6 пород: финской, карабахской, тувинской, тушинской, азербайджанской (казахской) и мегрельской. Этими причинами являются: очень скромная роль породы в улучшении местного коневодства (финская), чрезвычайно малое количество представителей породы (карабахская), усиленное скрещивание с другой улучшающей породой (азербайджанская) или узко локальное значение породы (тушинская, мегрельская) и пр. Опуская эти породы, авторы считали целесообразным поместить рисунок и описание монгольской лошади, оказавшей в свое время влияние на ряд наших отечественных пород.

Порядок описания пород принят следующий: вначале даны верховые породы, за ними легкоупряжные, далее рабочие и, наконец местные (аборигенные).

Этот порядок вызван необходимостью ознакомить читателя сначала с теми породами, которые оказали или до настоящего времени оказывают влияние на ряд других пород, описываемых дальше. Если бы мы приняли другой порядок и, например, вначале дали бы описание местных пород, а затем верховых, упряжных и рабочих, то, как только пошла бы речь об улучшении местных пород путем скрещивания с культурными породами, читателю пришлось бы в каждом случае заглядывать вперед, чтобы составить себе представление об улучшающей породе.

С целью более наглядного сравнения представителей отдельных пород между собой даны рисунки лошадей одного пола (жеребцы). Если бы авторы встали на другой путь, и одна порода была бы представлена жеребцом, а другая кобылой, то половой диморфизм мешал бы составить представление о чисто породных различиях. При решении вопроса, принять ли за основу рисунки жеребцов или кобыл, предпочтение было отдано жеребцам, поскольку намечалось дать рисунки и ряда жеребцов — родоначальников или главнейших продолжателей современных линий. Разумеется, наиболее желательным было бы помещение по каждой породе рисунков жеребца и кобылы, по это было бы связано со значительным увеличением Альбома. Однако по главнейшим и наиболее распространенным улучшающим породам даны рисунки в кобыл. По легкоупряжным породам помещены рисунки представителей отдельных линий.

Все рисунки сделаны с фотографий. Выбор фотографий и рекомендации изображать ту или иную лошадь как представителя данной породы в ряде случаев производились виднейшими специалистами по каждой породе.

При описании пород выдерживается следующий план: значение породы, происхождение и ареал распространения, экстерьер и промеры, работоспособность, племенная работа и, наконец, перечень областей, краев и республик, где данная порода принята в качестве улучшающей. По главнейшим улучшающим породам дано описание линий.

В тексте сделаны следующие сокращения, обычно принятые в государственных племенных книгах.

При указании рекордов минуты от секунд отделяются точкой, восьмые доли секунд отделяются от целых секунд запятой. Например, 2.10,2 следует читать 2 м. 10 и 2\8 сек. Если у лошади после клички ставится б/р — то это означает «без рекорда», а н/б — «не бежала».

Клички родителей лошади ставятся в скобках, через тире. Например: Квадрат (Пролив — Керамика), т, е. Пролив — отец Квадрата, а Керамика — мать Квадрата.

Величины промеров отдельных лошадей приводятся в скобках, например: Румб (161- 177-215-25), число 161 это высота в холке. 177 — косая длина, 215 — обхват груди, 25 — обхват пясти; все промеры в сантиметрах. Если в скобках помещено три числа, например (160-182-20), то это следует понимать так: высота в холке 160 см, обхват груди 182 см, обхват пясти 20 см.

В родословных сделано сокращение наименований мастей: рыж.-рыжая, ворон.- вороная, гнед. — гнедая, бул. — буланая, кар. — караковая, сер. — серая, чал. -чалая.

Если перед кличкой лошади поставлено число, например 859 Удачный, то это означает номер этой лошади по ГПК.

Авторы считают своим долгом принести глубокую благодарность рецензентам В. И. Калинину и В. О. Липпингу за товарищескую помощь и ценные замечания и всем научным и практическим работникам по коневодству, любезно предоставившим материалы и фотоснимки.

Авторы обращаются с просьбой к читателям присылать свои замечания и пожелания по адресу: Ленинград, Невский проспект, 28, Сельхозгиз.

Верховые породы


Арабская порода

Значение арабской лошади в коннозаводстве.

Из всех древних конских пород Востока бесспорно наибольшее значение в мировом коннозаводстве получила чистокровная арабская лошадь. На всем земном шаре не найти ни одной страны, которая не использовала бы арабскую лошадь для своего коннозаводства. И это не случайно: ярко выраженный восточный тип, выдающиеся по красоте я дельности формы, прекрасные верховые качества, замечательная выносливость и работоспособность арабских лошадей привлекли к ним симпатии деятелей коннозаводства всего мира. Лучшие верховые и упряжные породы были созданы при непосредственном использовании арабской лошади или пород, выведенных при ее значительном влиянии.

Арабская лошадь была широко использована при выведении ряда наших отечественных пород. В формировании наиболее распространенной русской породы — орловского рысака- большую роль сыграли арабские лошади. Великолепный по формам арабский жеребец Сметанка является отцом Полкана 1-го и дедом родоначальника орловских рысаков Барса 1-го. Помимо Сметанки, неизгладимый след в создании орловской рысистой породы оставили арабские жеребцы Салтан 1-й, Старик, Цесарбей и ряд арабских кобыл.

Не меньшее значение имели арабские производители в возникновении орловской верховой и растопчинской пород, дослуживших основой для орлово-растопчинской породы. Кличками Сметанки, Салтана 1-го, Салтана 2-го, Цесарбея заполнены родословные лучших представителей орловской верховой породы: Ашонка, Яшмы 1-го, Яшмы 2-го, Фаворита 1 . , Фаворита 2-го, Фабия и др. Родословные лучших растопчинских лошадей тоже достроены либо на инбридинге арабского жеребца Каймака (Жулак; Тужилка, 1821 г.;

Феникс, 1826 г. и др.), либо на кроссе арабского Каймака с арабским Ришаном (Пострел, 1831 г.).

Стрелецкая порода создана путем скрещивания лошадей арабской, чистокровной верховой и орлово-растопчинской пород, при доминирующем влиянии арабской породы. С точки зрения происхождения стрелецкая лошадь является высококровной арабской.

Одна из самых молодых отечественных пород, терская, точно так же в значительной мере несет в себе арабскую «кровь», прилитую как стрелецкими жеребцами и кобылами, так и непосредственно арабскими жеребцами (Кохейлан IV, Кохейлан V, Ардаган, Насим, Расим, Марош, Иркутск) и арабскими матками.

На донскую породу лошадей в период ее формирования оказала влияние арабская лошадь как непосредственно, так и через орлово-растопчинскую и стрелецкую породы.

Наконец, на иомудскую и особенно карабаирскую породы также оказали влияние арабские лошади.

Арабская порода сыграла крупную роль и в коннозаводстве Западной Европы. Чистокровная верховая порода своим возникновением в значительной мере обязана арабской, а через чистокровную арабские лошади косвенно влияли почти на все культурные верховые и упряжные породы Западной Европы и заокеанских стран. Но не только через чистокровную, а и непосредственно арабская порода оказала большое влияние на породы Румынии, Венгрии, Австрии, Франции, Италии, Испании, Турции, Сирии, Египта, Индия и др.

Происхождение.

Родиной, или точнее местом, где оформилась арабская порода, считается Аравийский полуостров, в частности территория между 30 и 23¦ северной широты и 40 и 48¦ восточной долготы. Эта территория носит название Неджда. С севера она ограничивается пустыней Нуфуд, с востока второй пустыней Нуфуд, с юга пустыней Руб-эль-Хала и с запада пустыней Ша-Ра-Ра.

О происхождении арабской лошади нет единого мнения. В одном из древних описаний. Аравии, относящемся к 1500 г. до н. э. (Слиаб), говорится о великолепном коне пустыни. Однако об арабском коневодстве до VI в. н. э. ничего не было слышно и экономического значения лошадь Аравии в то время не имела. Передвижение производилось на верблюдах, на них же арабы отправлялись в поход.

Слава арабской лошади начинается со времен Магомета, который привлек к ней внимание всего населения.

Быстрый расцвет коневодства Аравии, имевшей до этого, видимо, незначительное количество лошадей, свидетельствует о том, что лошадь была завезена извне и истоки происхождения арабской лошади следует искать за пределами Аравии. Наши исследования дают нам право предполагать, что арабская лошадь ведет свое начало от лошадей несейско-персидской группы. Наибольшей популярностью среди восточных лошадей в VII-IV в. до н. э. пользовались несейские, или нисийские, лошади. Геродот и Страбон высоко оценивали формы и качества несейских лошадей и указывали на их влияние на конское поголовье Персии.

Хотя происхождение несейской лошади остается неизвестным, но, как и всякая порода, она являлась продуктом многолетнего и целеустремленного человеческого труда.

«Животные и растения, которых обыкновенно считают продуктами природы, в действительности являются продуктами труда не только прошлого года, но в своих современные формах и продуктами видоизменений, совершавшихся на протяжении многих поколения под контролем человека, при посредстве человеческого труда». ( Маркс, Капитал, т. I, стр. 188, 1949.)

Несейские лошади, попав в Персию, под влиянием подбора, упражнений и экологических условий диференцировались в основном на два типа. Для боевых колесниц, имевших те времена огромное значение, требовалась лошадь крупная, костистая, темпераментная в обладающая упряжным складом. Для этой цели отбирались лошади с удлиненным корпусом и тяжелой, костистой (рысистой) ногой.

Специальная тренировка (упражнения), естественноисторические условия равнин я соответствующий подбор содействовали успеху в работе по созданию боевого коня колесниц. В результате весейская лошадь под влиянием комплекса воздействовавших на нее факторов подверглась изменению и приобрела тип лошади длинных линий с удлиненной спиной, свойственный лошадям упряжного склада; этот тип и явился прообразом современной ахалтекинской лошади.

Если одна часть весейских лошадей под влиянием направленного воспитания, упражнений, отбора, подбора и естественно-исторических условий равнин подверглась изменению и приобрела упряжной склад, то другая часть весейских лошадей, попав в условия горного ландшафта, использовалась в основном как верховая и вьючная лошадь и в результате приобрела другие черты. Основными требованиями к этой лошади были способность быстро скакать под всадником и передвигаться по горному рельефу. Для этой цели от лошади не требовалось ни большого роста, ни мощного склада, ни удлиненности корпуса; наоборот, для передвижения по гористой местности под верхом и вьюком более пригодна небольшая, ловкая, короткоспинная лошадь с малой площадью опоры. Помимо направленного отбора и племенного подбора, наиболее соответствующих по этим признакам лошадей и, наконец, специальной тренировки, большую роль в создании лошади этого типа сыграло воздействие окружающей среды — горное солнце, атмосфера горных высот и пр. Эти естественноисторические условия создали гипогипофизарный тип с укороченной лицевой частью, широколобый, с большими на выкате глазами, приземистый, на короткой ноге, с округлыми формами. Если бы удержались те способы боя с колесницами, которые в то время имели такое широкое распространение, этому типу лошади не суждено было бы играть мировую роль в истории коневодства и коннозаводства. Но время выдвинуло новые формы войны и сражений: колесницы отжили свой век, и на арену вышла конница в современном понимании этого слова. От лошади конницы требовали резвой скачки, ловкости, собранности корпуса и выносливости. Поэтому, естественно, все взгляды устремились в сторону лошади гипогипофизарного тина, и этот тип стал постепенно вытеснять прежний тип лошади — длинных линии.

Появилась необходимость вести подбор с учетом желательных признаков, с обращением особого внимания на производительность, поэтому как персы, так и, особенно, парфяне повели отбор по резвости скачки. Скачки у парфян получили широкое распространение и, как указывает Плиний, в случку допускались лошади известного происхождения, зарекомендовавшие себя победами на скачках.

Такая целеустремленность в работе увенчалась созданием замечательной верховой лошади, сыгравшей громадную роль в завоевательных войнах Персии. «Организованная Киром персидская армия имеет в своем составе конницу, являвшуюся страшным оружием, перед которым колесничие и колесницы отступали на задний план. Атака персидской конницей считалась в эту эпоху непреодолимой» *. (История древнего мира, т1, стр.415,1937)

После завоевания Ирана арабами множество персидских лошадей в качестве трофеев попало в Аравию. Племенная работа, проведенная арабами с введенным поголовьем, завершилась созданием арабской породы.

Арабы не испытывали своих лошадей на ипподромах, по жизнь арабов, изобиловавшая войнами, а в дальнейшем постоянными набегами, способствовала тренировке и отбору лошадей по резвости. Это качество было необходимо, так как только быстрые кони могли содействовать успеху стремительных, неожиданных атак и быстрому отступлению.

Отбор по экстерьеру (которому и современные бедуины придают особое значение) и резвости, а также воздействие географических и климатических условий, особенно гористого Неджда, и, наконец, наследование особенностей, приобретенных в результате упражнений на быстрых аллюрах, закончили формирование коня пустыни — apaбского скакуна.

Центром арабского коневодства являлся Неджд, однако примерно 250 лет тому назад с выселением из Неджда бедуинских племен шоммар и аназе, арабская лошадь распространилась по всей центральной и северной Аравии. Так как лучшие пастбища находятся в северной части Аравии, то это обстоятельство сказалось на качестве выращиваемой лошади — лучшие арабские лошади чаще встречаются именно здесь; лошади Неджда отличаются более мелким ростом.

В Аравии коневодство ведется довольно примитивно: заводских записей не ведут, происхождение лошадей передается изустно от родителей к детям. Бедуины интересуются только родословной кобыл, так как только кровные (азиль) жеребцы допускаются бедуинами в случку, а потому, если удостоверена кровность матери, то уже не может быть сомнений в кровности данной лошади. Бедуины обычно ездят на кобылах, жеребцы же в большинстве еще в молодом возрасте поступают в продажу.

Кобылы случаются в 3-летнем возрасте. За месяц до выжеребки и на такой же срок после нее кобылы освобождаются от работы. Новорожденного жеребенка привязывают за шею или за заднюю ногу к приколу палатки и держат на привязи, пока его мать пасется пли когда на ней куда-либо уехали.

Со второго месяца жизни и вплоть до 6 месяцев сосуна подкармливают козьим молоком. С 6 месяцев до года жеребенка поят верблюжьим молоком и кормят моченой пшеницей и травой. Годовику дают пшеницу и траву. С двухлетнего возраста молодняк поступает в работу и кормится ячменем и травой.

В течение большей части года кобылы кормятся впроголодь, так как зерна им не дают и только в крайнем случае спаивают верблюжье молоко. Зимой лошади обрастают шерстью, имеют лохматый вид и не чистятся до весны, пока не вылиняют. Весной кобылы выглядят особенно истощенными и жалкими.

До XVIII в. привод арабских лошадей в Россию был ничтожен. Значительные группы арабских лошадей впервые были завезены в 70-х годах XVIII в. А. Г. Орловым-Чесменским и в начале XIX в. Ф. В. Растопчиным с целью выведения новых пород. В XIX в. начинает усиливаться интерес русских коннозаводчиков и государственного коннозаводства к арабской лошади. Создаются заводы, ставящие задачу разведения чистокровных арабских лошадей; кроме того, арабские лошади широко используются для выведения новых верховых пород — орлово-растопчинской и стрелецкой.

Империалистическая война, а затем и гражданская почти полностью уничтожили племенной фонд арабской лошади. С 1925 г. в Терском конзаводе началось создание арабского отделения. Сюда перевели сохранившихся стрелецких лошадей, а, кроме того, здесь разместили арабских лошадей, вывезенных из Франции, Венгрии, Турции, Англии и Польши. В результате был создан конезавод выдающихся по качеству арабских лошадей.

Экстерьер.

Современная арабская лошадь чрезвычайно эффектна по экстерьеру. Короткая голова, широкая вверху и остро суживающаяся к ноздрям. Высокий, щитовидной формы, выпуклый и в то же время широкий лоб. Большие глаза на выкате, веки черные, блестящие, спинка носа чаще вогнута, но может быть прямой, а иногда и выпуклой. Ноздри большие, губы тонкие, расстояние между ганашами широкое. Уши стоячие и очень подвижные. Челка и грива не густые, шелковистые. Голова очень сухая, кожа тонкая, через кожу хорошо проступают контуры кровеносных сосудов. Шея прямая, но с приятным изгибом, отлично поставлена. Холка средней высоты, длинная, грудь широкая и глубокая, ребро крутое. Лопатка довольно прямая. Спина достаточной длины, но часто мягковата. Поясница короткая и необычайно прочная. Подвздох короткий. Круп прямой или умеренно спущенный. Хвост поставлен высоко и при движении красиво отделяется; у некоторых лошадей хвост поднимается настолько высоко, что волос ниспадает на крестец. Хвост не густой, волос хвоста шелковистый. Постановка ног в основном правильная, но встречается саблистость. Бедро длинное, с прекрасной мускулатурой. На плюсне и пясти ясно вырисовываются сухожилия. Подплечье длинное, мускулистое, пясть короткая. Щетки отсутствуют. Суставы объемисты и сухи. Бабки средней длины и нормального наклона, однако наблюдаются и мягкие бабки. Копыто небольшое, крепкое, правильной формы. Кроющий волос нежный и тонкий, с большим блеском.

Масть арабских лошадей гнедая, рыжая, серая и редко вороная.

В заключение следует отметить, что арабская лошадь, несмотря на горячий темперамент, отличается добрым и кротким нравом.

Для характеристики калибра арабской лошади приводим промеры производящего состава Терского конзавода (табл. 1).

После окончания заездки приступают к систематической тренировке лошадей. Тренировку проводят ежедневно в течение шести дней недели; на седьмой день лошадям предоставляют отдых с проводкой или выпуском в леваду или варок. Для тренировки и испытаний удобнее иметь специальную дорожку (вытянутый круг) длиной 1000 м и шириной 10-12 м.

На протяжении всего периода тренировки рекомендуется вести табель тренинга, записывать в журнал результаты ежемесячных взвешиваний лошадей и все данные о их состоянии (болезнь, хромота и т. п.).

Всех лошадей, намечаемых к испытаниям, необходимо в течение всего года до начала их подготовки ежедневно половину рабочего дня использовать на работах в хозяйстве. Скорость как на рыси, так и на шагу начинают вырабатывать при малых нагрузках, затем их постепенно повышают, не уменьшая скорость движения лошади.

Выработку тяговой выносливости, особенно на 100-метровой дистанции в заключительном периоде перед испытаниями, следует проводить в подсанках или полозном приборе, когда величина угла оглобель к горизонту больше, чем в колесном экипаже. При этом необходимо вырабатывать у лошади спокойный, по возможности более тихий шаг (порядка 1 м в секунду — 3,6 км в час), с учетом индивидуальных особенностей лошади.

Специальную тренировку к испытанию на максимальную силу тяги проводят 1-2 раза в неделю в полозном приборе в последний месяц общего подготовительного тренинга.

Лошадей тяжеловозных пород испытывают на срочную доставку груза шагом, срочную доставку груза рысью, тяговую выносливость и максимальную силу тяги. Возраст лошадей — 4 года и старше. Крупных и мелких тяжеловозов испытывают с одинаковой нагрузкой, однако зачет результатов испытаний ведут раздельно: по группе крупных и по группе мелких тяжеловозов.

Испытания на срочную доставку груза рысью и шаговым аллюром проводят в колесных экипажах на дистанцию 2 км со следующими нагрузками:
шагом — тяговое усилие 150 кг, повозки, груза и ездока — 4500 кг;
рысью — тяговое усилие 50 кг, повозки, груза и ездока — 1500 кг;
тяговая выносливость (проводится в полозном приборе А. Воейкова) — тяговое усилие 300 кг, что соответствует примерно нагрузке в 9500 кг; максимальная сила тяги — испытания проводятся в полозном приборе при первоначальной силе тяги 400 кг.

Рубрика: Упряжные. Породы лошадей

Упряжная порода: кузнецкая лошадь

Переселенцы (в те времена это были, в основном, ссыльные, но и не только) из черноземной полосы европейской части страны, направляясь в Сибирь, для перемещения тяжёлых повозок со своим скрабом по бездорожью выбирали тяжёлых, упряжных лошадей. В дальнейшем происходило скрещивание тяжеловозов с местными лошадьми, что способствовало укрупнению местных, аборигенных лошадей. Полутабунное содержание бывших тяжеловозов в суровых климатических условиях Сибири выработало тип лошади крепкой конституции, выдающейся выносливости, сохранившей черты телосложения местных лошадей Сибири.

Кузнецкая лошадь

Таким образом, кузнецкая лошадь стала первой сибирской лошадью, выведенной человеком, но без участия племенных конных заводов или государства.

Есть сохранившийся источник, датируемый 1806-м годом. Это книга «Новый и полный опытный коновал, современный кавалерист, знаток, ездок, охотник и заводчик». В ней говорится буквально следующее: «кузнецкие лошади находятся по рекам Томи и Оби. Между ними также много бывает хороших рысаков.» Имелись в виду, разумеется, не орловские рысаки, порода которых тогда только формировалась. Речь шла о кузнецких лошадях, обладавших хорошей рысью, о так называемых «бегунцах», ценившихся в те времена во много раз дороже рядовых лошадей.

Кузнецкая порода формировалась долго. На момент первой половины XIX века кузнецкая лошадь ещё имела много технических изъянов в конституции: излишне растянутое туловище, мягкую спину, саблистость конечностей, короткие бабки, плоское низкопятное копыто. Несмотря на это она была высоко ценилась среди сибиряков как неприхотливая выносливая лошадь с хорошими движениями и серьёзным тяговым усилием.

Где-то со второй половины XIX века (1850-1900 гг.) порода получила новое развитие — на территории бывшей Томской губернии начали возникать частные конные заводы рысистого направления (например, завод Мокина, Кухтерина, Платонова, Винокурова и другие). А в конце XIX века была организована Томская государственная заводская конюшня, укомплектованная преимущественно рысистыми жеребцами, возникло общество поощрения рысистого коннозаводства. В дальнейшем как в государственных заводских конюшнях, так и в частных заводах появились тяжеловозы и в некотором количестве чистокровные верховые лошади. Этот период характеризовался значительным применением межпородных скрещиваний кузнецкой лошади то с рысаками, то с тяжеловозами.

Планета Земля — Группа 12 — Пазл 3

При прохождении игры CodyCross, Вам, вероятней, всего понадобится помощь.
Здесь вы найдете все ответы на игру CodyCross. Удачи!
Cody приземлился на планете Земля и нуждается в вашей помощи, помогите ему.

Вопрос этого паза: Русская порода больших тяговых лошадей?

Почитать еще

Финская лошадь

Современная финская, в основе своей лесная лошадь должна быть отнесена к породам улучшенным и переходным к заводским упряжным. В дореволюционные годы эти лошади, называвшиеся у нас «шведками», завозились в северные районы России для улучшения местных лошадей и были известны как хорошие пользовательные лошади. Теперь для нашего коневодства больший интерес представляет не сама по себе финская порода лошадей, а тот путь, которым шло ее улучшение, поскольку условия жизни северных лошадей имеют много общего.

Еще в прошлом веке в Финляндии для улучшения мелкой местной лесной лошади начали завозить различные породы лошадей. Норфолькские рысаки, норвежские гудбрандсдали, орловские рысаки, брабансоны, ардены и даже английская чистокровная были испытаны как улучшатели. В такой пестроте пород, с помощью которых была сделана попытка улучшения коневодства страны, нашло свое отражение противоречие между интересами военного ведомства, стремившегося иметь кавалерийскую лошадь, и запросами народного хозяйства, нуждающегося в хорошей упряжной лошади для работы в сельском и лесном хозяйстве. Эти межпородные скрещивания сыграли некоторую положительную роль благодаря внесению в породу новых генетических факторов, однако не явились основой достигнутого успеха в улучшении финской лошади. Обнаружившееся снижение у помесных лошадей таких важных качеств, как приспособленность к суровым местным условиям, неприхотливость к кормам и выносливость в работе, заставило коневодов перейти к методу разведения «в себе» и направленному подбору животных по желательным свойствам, конституции и рабочим качествам.

Следует подчеркнуть, что именно в Финляндии при записи лошадей в племенные книги впервые было установлено как предварительное условие, чтобы лошадь прошла специальные тяговые испытания. Эти испытания имеют комплексный характер и по своим условиям близки к практике использования лошадей в хозяйстве. Особое внимание обращается на доброезжесть, спокойный характер лошади и хороший аллюр, особенно шаг. Лошади, проходящие шагом 1 км с грузом за 9 мин. и быстрее, относятся к первому классу, а более чем за 9 мин. 30 сек. — уже только к третьему.

Для коневодства Финляндии характерно, что племенная работа с породой не оторвана от практики конеиспользования. Племенные лошади работают на всех сельскохозяйственных работах, а зимой на лесоразработках и без выделения особого времени на подготовку участвуют на испытаниях, в том числе и на рысистых бегах.


Финская лошадь

Современная финская лошадь значительно крупнее неулучшенных лесных, ее промеры (см): 155-164-o 184-19,2. Весит она в массе 500-550 кг и более. По типу телосложения это достаточно массивная, хорошая сельскохозяйственная лошадь.

В жизни народов горных районов Алтая, Тянь-Шаня, Кавказа и Карпат лошадь издавна была самым необходимым помощником и другом человека, без которого он не может обходиться и теперь. Некогда степные лошади, проникая с людьми в предгорья, а затем широко расселяясь в горах до высокогорных зон, постепенно изменялись и преобразовывались в различные горские породы лошадей, такие, как киргизская, локайская, кабардинская, гуцульская и ряд других.

Следует отметить, что из трех групп местных пород лошадей — степной, лесной и горской — последняя, пожалуй, наиболее разнородна по входящим в нее породам. Эта разнородность обусловлена и исходным конским материалом, и историей той или иной породы, и условиями географического характера, и приемами самого коневодства в разных горных районах.

При тех или иных существенных особенностях в условиях коневодства у разных народов имеется ряд факторов и черт, общих, характерных для горских пород лошадей и коневодства в горах, позволяющих выделить его среди других направлений. В этом отношении следует, прежде всего, отметить как характерную особенность горского коневодства то исключительно важное значение, которое имеет здесь верховое и вьючное использование лошадей. Чрезвычайные трудности передвижения в горах по каменистым осыпающимся тропам, над кручами и обрывами, часто в условиях тумана, дождя или ночи, при разреженности горного воздуха выработали у горцев высокое искусство верховой езды, а у горских лошадей исключительные качества горной верхово-вьючной лошади.

В горных районах коневодство, как правило, табунное, что также создавало общность в направлении тех воздействий внешней среды, под влиянием которых формировались горские породы лошадей, хотя табунное коневодство в данном случае имеет свои особенности. Так, для разведения некоторых пород, например кабардинской на Северном Кавказе, характерны весьма значительные перемещения табунов из предгорий, где они находятся зимой, в высокогорные зоны на летние пастбища.

Источник: Шпайер. Коневодство и конеиспользование. Москва, 1964

Северо-шведская порода происходит от древних лошадей Скандинавии. Это неприхотливое, долгоживущее и очень здоровое животное. Оно обладает иммунитетом ко многим заболеваниям лошадей. У северо-шведской лошади есть способности к передвижению рысью, что было использовано при выведении легкой версии этой породы — северо-шведского рысака (норд-нестура).

История породы

Еще в бронзовом веке жители Скандинавии приручали лошадей и использовали их в хозяйстве. Эти древние лошади относились к так называемой группе кельтского пони, но позднее смешались со многими породами. Получившиеся помеси стали прародителями большого количества местных пород.

Предком северо-шведского рысака стала местная шведская рабочая лошадь, к которой приливалась кровь норвежской породы доле. В XIX в. к шведской рабочей приливали также кровь легких лошадей, ведущих происхождение из нескандинавских стран, но в конце века перешли на более тяжелый тип. Такие животные лучше подходили для перевозки тяжелых машин, которые начали производить в то время. Поэтому в страну стали импортировать жеребцов более крупных пород, таких как, например, клейдесдальская.

Ввиду того, что старая шведская лошадь в результате скрещивания практически исчезла, было организовано содружество, имеющее своей целью восстановить породу на основе генного материала, который еще сохранился в отдаленных северных областях, и дольских жеребцов.

Суровый климат Севера способствовал тому, что порода северо-шведских лошадей сформировалась выносливой и неприхотливой. Сегодня эти лошади разводятся только в шведском местечке Вэнген, где все они проходят обязательные испытания на тяговую силу.

Только в 1890 г. было создано коневодство, проводящее селекцию, руководствуясь строгими критериями и используя жеребцов доул гудбрандсдал из Норвегии. Уже в 1924 г. была учреждена племенная книга, а порода стала к тому времени достаточно однородной: северо-шведский конь имел все характеристики тяжеловоза, а также способность к рыси. Наличие последнего качества привело к проведению селекции экземпляров с широким, длинным и энергичным ходом. Так родилась облегченная версия породы с качеством чистой скорости — северо-шведский рысак.

Северо-шведская порода в XX в. и сегодня

В начале 1920-х гг. правительство Швеции организовало специальные испытания, которые явились мощным средством селекции. У лошадей измерялись выносливость в упряжи и тяговая сила.

Испытания заключались в тестировании выносливости лошади, запряженной в грузовую платформу, груженную круглым лесом. Судья начислял баллы за исполнение задания. Тестируя тяговую силу, лошадей запрягали в специальную техническую тележку и измеряли силу с помощью динамометра.

Порода до сих пор используется в лесоводстве и в армии, при этом сократилась ее занятость в сельском хозяйстве. Рысак задействован в скачках, которые проходят примерно на 30 ипподромах страны.

Главным предназначением северо-шведской лошади — компактного умного тяжеловоза—является работа в лесу, поскольку он идеально подходит для перевозки срубленных деревьев по обледенелому сложному грунту в суровых климатических условиях.

admin

Наверх