Терапия животными лошадьми

Пет-терапия (от английского pet – домашнее животное, питомец), зоотерапия, анималотерапия – разные названия метода, смысл которого состоит в терапевтическом воздействии на человека с помощью животных. С каждым годом он становится все популярнее. Животные «учат» детей читать и общаться, дают поддержку старикам, помогают взрослым разобраться в себе.

Джонни и Джингл: рождение метода

Впервые собаки-терапевты появились в больнице для душевнобольных, которую в 1796 году открыл британский филантроп Уильям Тьюк. Лечение там было основано на принципах гуманизма, и присутствие собак, как отмечали врачи, положительно влияло на больных: у них снижались проявления агрессии и частота приступов. Но как метод пет-терапия сложилась только во второй половине ХХ века. Идею предложил психотерапевт из Нью-Йорка Борис Левинсон. Среди его пациентов был Джонни, 9-летний мальчик с аутизмом, который с большим трудом шел на контакт.

Однажды в кабинет неожиданно забежала собака Левинсона, Джингл. Ребенок вдруг подошел к ней и начал гладить. Родители Джонни попросили, чтобы собака присутствовала и на следующих сеансах. Левинсон был удивлен, насколько успешней пошла работа. Это навело его на мысль использовать собак и кошек в детской психотерапии.

Сначала коллеги поднимали Бориса Левинсона на смех. Критика стихла, когда из опубликованных документов стало известно, что Фрейд нередко позволял своей чау-чау Йофи присутствовать на сеансах и считал, что она помогает установлению доверия с пациентом. Спустя 10 лет Левинсон провел опрос среди коллег и выяснил, что из 319 психологов 16% используют в работе «ассистентов»-животных.

Другие виды зоотерапии

Иппотерапия

Метод реабилитации с помощью лошадей рекомендуется людям, страдающим психическими и поведенческими расстройствами. Повышает психологическую устойчивость, снижает проявления депрессии и тревоги.

Фелинотерапия

Кошки прекрасно снимают стресс и восстанавливают наше душевное равновесие. «Отец» фелинотерапии, ветеринар из Тулузы Жан-Ив Гоше утверждает, что мурлыканье кошки способствует выработке «гормона счастья» серотонина.

Однако фелинотерапия не получила широкого распространения: кошки – домоседы и на новом месте, например, в психологическом центре, могут повести себя непредсказуемо.

Дельфинотерапия

Считается, что плавание с дельфинами показано людям с аутизмом, синдромом Дауна, детским церебральным параличом.

Что это такое?

Любой владелец домашнего питомца знает, как благотворно тот влияет на психологическое (а иногда и физическое) состояние хозяина. В некотором смысле все мы, хозяева животных, подвергаемся их воздействию. Такую спонтанную анималотерапию называют ненаправленной. Однако о терапии в полном смысле мы говорим, когда ее проводит профессионал по разработанным программам с участием специально отобранных животных: кошек, кроликов, лам, лошадей, дельфинов. Бесспорное лидерство среди животных-терапевтов принадлежит собакам. Терапия с их участием называется канистерапией.

Собак используют в лечении депрессий, расстройств пищевого поведения, психологических травм и страхов

«Она находится на стыке реабитологии, психологии и педагогики, – объясняет канистерапевт Ника Могилевская. – Например, ребенку после операции нужна лечебная физкультура, а он отказывается. В компании с собакой-терапевтом он будет заниматься с удовольствием». Канистерапевты приезжают в школы и библиотеки, чтобы помочь детям научиться читать: ребенок охотно читает вслух собаке, которая его терпеливо «слушает», «не замечает» ошибок и никак не оценивает.

Спектр показаний для канистерапии очень широк. Это люди с ограниченными физическими возможностями, с аутизмом и ДЦП, нервно-мышечными и психическими заболеваниями. Собак используют в лечении депрессий, расстройств пищевого поведения, психологических травм и страхов.

В чем их сила?

Когда речь идет о психологии или психиатрии, зоотерапия выступает как вспомогательный метод: специалист использует животных как дополнительный инструмент в работе. Почему эти помощники эффективны?

«В аналитической психологии архетип собаки воплощает мужское начало, преданное служение, забвение собственных интересов ради чужих, чувство долга, – объясняет Ника Могилевская. – В нашей генетической памяти она ассоциируется с доверием, защитой, заботой». Она рассказывает об исследовании, в котором детям от года до полутора показывали симпатичных животных и различные предметы. Улыбку у всех без исключения детей вызвала только собака.

«Собака принимает нас такими, какие мы есть, не оценивая, – продолжает аналитический психолог Галина Черкасова, организатор программы обучения пет-терапии для психологов. – Этот искренний контакт помогает нам восстановить связь с собой, получить доступ к своим ресурсам, к источнику силы внутри себя».

Как их выбирают?

«Терапевтами могут стать только собаки определенного психотипа, – рассказывает Ника Могилевская. – Они устойчивы к внешним раздражителям, спокойно реагируют на большое количество людей (ведь они работают и в группах), на резкие движения и звуки, умеют быстро выходить из стресса (например, если их что-то напугало). Наконец, они любят людей». В процессе терапии собака тоже испытывает переживания и устает, и после сессии или группового занятия ей требуется реабилитация.

Иногда о чем-то мучительном клиент не в силах рассказать психотерапевту, но он может сделать это, обращаясь к собаке

Собаку подбирают под конкретного клиента. «Например, для детей с ДЦП мы берем флегматичную собаку, на которую можно поставить ногу, полежать на ней. Если ребенок боится собак – выбираем маленькую и спокойную, которая не будет прыгать и лаять. Гиперактивные дети не обратят внимания на смирное животное, им подходят веселые, игривые, с которыми они могут попрыгать, выпустить энергию».

Взрослые клиенты воспринимают большую собаку как компаньона, друга. Иногда о чем-то мучительном клиент не в силах рассказать психотерапевту, но он может сделать это, обращаясь к собаке. А маленькие собаки, которых так и тянет потискать, подходят женщинам, которые не реализовали свой материнский инстинкт.

Как они работают?

Когда на терапию приходит ребенок, на сеансе могут работать двое взрослых – психолог и хозяин собаки, канистерапевт. Есть и психологи, работающие со своей собакой.

Со взрослым клиентом психолог работает один: здесь третий будет лишним. «Нередкая ситуация: клиент приходит с одним запросом, а истинный запрос у него другой, – добавляет Ника Могилевская. – И присутствие собаки помогает ему это увидеть. Описан случай, когда клиентка обратилась с проблемой, связанной с работой. В какой-то момент шпиц, находившийся в кабинете, подбежал к зеркалу и стал на него лаять. Увидев эту сцену, клиентка поняла, как много у нее внутри агрессии, которую она не может высказать. Пес как будто сделал это за нее».

«Сложность для психолога в том, что ему нужно уметь направить внимание как на клиента, так и на собаку, он должен разбираться в ее психологии и уметь расшифровывать ее поведение», – говорит Галина Черкасова. Собака, по существу, выступает как посредник между клиентом и психологом. «Клиенту она помогает расслабиться, получить поддержку и открыться, психологу дает важную информацию о клиенте, – продолжает эксперт. – Например, если она вдруг начнет скулить, тявкать или метаться, для нас это может быть знаком, что клиент испытывает тяжелые переживания».

Собака позволяет психологу, минуя рацио­нальные, часто ложные, рассуждения, сразу идти вглубь проблемы.

Чему нас учат животные

Домашние животные спасают нас от одиночества и стресса. А еще они способны преподать нам важные уроки. жизни – разумеется, при условии, что мы наблюдаем за ними внимательно и любим их такими, какие они есть.

Ксения Собчак: «Я буду очень ответственной мамой»

«18.11.16 теперь самый счастливый день, – написала телеведущая в своем Instagram. – Я – мама прекрасного мальчика». Вспоминаем, как менялось представление Ксении о себе, любви и детях.

Ученые считают, что общение с животными — собаками, кошками, лошадьми и другими питомцами — снижает тревожность, укрепляет нервную систему и повышает иммунитет. «Животные непредвзято относятся к людям, — отмечает доктор Генри Фельдман, сотрудник отдела госпитальной медицины Гарвардской медицинской школы. — Они просто любят, помогают нам любить в ответ и чувствовать себя увереннее».

Что такое пет-терапия

Пет-терапия (от англ. pet — «домашнее животное, любимец») — участие домашних питомцев в лечении и профилактике различных болезней, от сердечно-сосудистых заболеваний до психических расстройств. Анализ 49 исследований, посвященных пет-терапии, подтвердил положительное эмоциональное воздействие животных на пациентов с аутизмом, эмоциональными нарушениями, посттравматическим синдромом (ПТСР), шизофренией, депрессией и зависимостями. «Питомцев-психологов» называют «животные для эмоциональной поддержки». Они отличаются от помощников, например собак-поводырей, тем, что почти не нуждаются в специальном обучении — достаточно дружелюбного отношения к человеку и эмоциональной связи между питомцем и владельцем. Поэтому необязательно покупать специальное животное — можно выбрать того, кто понравится, в приюте. Ограничения для пет-терапии минимальны: аллергия на животных или страх перед ними.

Как это работает

Сторонники пет-терапии считают, что животные помогают стабилизировать эмоции, стать более расслабленным и спокойным, развить доверие к окружающим и уверенность в себе, улучшить навыки общения, саморегуляции и социализации.

Кроме того, питомцы избавляют от одиночества, снижают раздражительность и гнев, уменьшают симптомы ПТСР, помогают победить бессонницу и повышают уровень гормонов радости — окситоцина и эндорфинов.

Самые популярные терапевты и компаньоны среди домашних животных. Они помогают справляться с депрессией, быстро успокаиваться в стрессовой ситуации, чувствовать себя защищенным. Собаководам проще знакомиться на прогулках с новыми людьми и заводить друзей — общение и дружба, по утверждению ученых, делают нас счастливее. Эмоциональную поддержку может оказывать пес любой породы и размера, который дружелюбно относится к людям и знает базовые команды.

Лошади почти не уступают собакам по популярности в качестве терапевтов и в ряде случаев превосходят других животных. Психотерапия с их участием используется для лечения зависимостей, а также помощи взрослым и детям с психическими нарушениями. Верховая езда — необязательная часть терапии. Чтобы улучшить самочувствие, люди могут ухаживать за лошадьми. Общение с животными, их способность распознавать и имитировать человеческие эмоции помогают справиться с эмоциональными расстройствами и научиться доверию.

Считается, что кошки менее способны к эмоциональной поддержке, чем собаки и лошади. Однако специалисты уверены, что это не так. Существует практика заводить кошек в домах престарелых, больницах, школах и открывать котокафе. Эти животные успокаивающе действуют на психику людей, помогают забыть о неприятностях и нормализуют сон, поскольку их присутствие создает ощущение защищенности, а кошачье мурлыканье расслабляет и убаюкивает. Исследования показывают, что поглаживание кошки вызывает выработку гормона радости — окситоцина. Питомцы отзывчивы, добры и чувствительны к тем, кто уделяет им внимание.

Иногда для терапии необходимо небольшое, тихое и спокойное животное. В этом случае специалисты рекомендуют выбрать кролика. Об этих животных легко заботиться, они подойдут тем, кто по каким-либо причинам не может завести дома собаку или кошку. Поглаживание кроликов помогает развивать и поддерживать мелкую моторику. Единственное существенное условие — животное должно быть социализированным и наслаждаться тем, что его гладят.

На первый взгляд, рептилии не ассоциируются с животными, которые помогают решать эмоциональные проблемы. Однако проведенный в Лондоне эксперимент показал, что забота о таком питомце отвлекает человека от трудностей и неприятных переживаний. Это происходит потому, что уход за рептилией требует повышенного внимания и концентрации. Кроме того, необычный питомец часто повышает самооценку — у владельца появляется уверенность в том, что если он способен к сложному уходу за домашним животным, то может добиться успеха в любой выбранной сфере.

Речь идет прежде всего о попугаях — высокий уровень эмпатии и способность говорить делают их прекрасными компаньонами. Специалисты предлагают обучать попугаев определенным словам и фразам, которые помогают в проработке психологических трудностей. Попугаи способны помочь пострадавшим от насилия и лучше других питомцев подходят для лечения ПТСР. В США в помощь ветеранам боевых действий в Ираке создан центр «Попугаи для патриотов» (Parrots For Patriots), где каждый солдат, который нуждается в поддержке, может выбрать себе птицу и заботиться о ней.

Новое направление, которое недавно появилось в Европе, а затем в США, — терапия «коровьих объятий» (cow cuddling). Мировую известность этому виду терапии принесла американка Сюзанна Вуллерс. Год назад Сюзанна и ее муж, фермеры с севера штата Нью-Йорк, предложили всем желающим сеансы «коровьих объятий». Супруги стараются проводить не больше одной-двух сессий в день, чтобы не утомлять животных. Польза таких объятий в том, что сердечный ритм коров медленнее, чем у человека. Обнимая корову, люди получают эффект расслабления и умиротворения, подобный тому, который дает йога или медитация.

Обзор данных научных исследований за и против терапии аутизма с помощью общения с животными

>

В жизни человека с хроническим заболеванием или инвалидностью животные могут играть несколько ролей, главным образом, они могут поднимать настроение или защищать от возможного вреда. Также предполагалось, что различные животные, от собак до дельфинов, могут предоставлять реальную терапию. Например, утверждалось, что они могут уменьшить эмоциональный стресс, облегчить физическую боль, уменьшить пульс и кровяное давление, улучшить моторные и когнитивные навыки, а в случае с аутизмом уменьшить стереотипное поведение, сенсорную чувствительность и повысить желание и способность к социальным контактам с окружающими.

Что же нам известно о животных их возможном влиянии на жизнь человека с расстройством аутистического спектра (РАС)? В этой статье мы обсудим существующие на данный момент исследования терапий с использованием животных, как в целом, так и применительно к РАС. Мы также рассмотрим вопрос об использовании служебных собак семьями, где есть ребенок с аутизмом.

Взаимодействие животного и человека: не просто новый опыт

Потискать щенка, поскакать на лошади, поплавать с дельфином — без сомнений все это может стать запоминающимся и обогащающим жизнь опытом для любого человека, в том числе и для человека с инвалидностью. Однако с давних пор бытуют утверждения, что взаимодействие с животными и уход за ними может улучшить состояние человека с инвалидностью или болезнью. В 1859 году, Флоренс Найтингейл, основательница современного сестринского дела, писала: «Маленький питомец часто становится прекрасным компаньоном для больного, особенно в хронических случаях. Порою у инвалида, годами заточенного в стенах своей комнаты, нет другой отрады, кроме птички в клетке. Если он может сам кормить животное и убирать за ним, то его всегда надо поощрять к этому». С тех пор прошло полтора века, и ученые исследуют возможные преимущества взаимодействия животных и человека, в том числе питомцев, программы посещения животных и терапию с использованием животных. Есть исследования, утверждающие, что взаимодействие с животными может уменьшить восприятие физической боли, а также оказывает положительное влияние на такие факторы как кровяное давление и пульс, равно как и на психологические факторы, такие как тревожность или депрессию, и социо-психологические факторы, такие как одиночество. Кроме того, исследования предполагали, что взаимодействие с животными может уменьшить нервное возбуждение и агрессию, а также улучшить социальное взаимодействие и способность выполнять бытовые задачи у людей с болезнью Альцгеймера, деменцией и шизофренией.

Если учесть подобные потенциальные преимущества, то не приходится удивляться, что программы посещения животных и терапия с ними используется для самых разных групп населения от детей до престарелых граждан в самых различных учреждениях, от интернатов до больниц и тюрем. В результате, терапия с помощью животных превратилась в новую область и предмет интереса как врачей, так и специалистов в области психического здоровья.

Однако те, кто интересуется данной областью, всегда разделяют досуг с участием животных, например, когда волонтер приводит собаку в дом престарелых, и терапию с участием животных, которую проводит специально подготовленный специалист и обученное животное, и которая направлена на решение конкретных задач у конкретной группы пациентов.

РАС и терапия с помощью животных

В отношении методов с использованием животных было много громких заявлений, но среди них есть одно, особенно важное для родителей детей с аутизмом — предположение о том, что животные могут помочь в установлении социальных связей. Даже первые попытки использовать собак для терапевтических целей были связаны с детьми с аутизмом.

Как пишет исследователь Ольга Соломон: «Признание потенциала животных в качестве партнеров по коммуникации для детей с аутизмом было, пожалуй, причиной начала использования терапевтических собак более 50 лет назад. Впервые предположение, что игровое взаимодействие с собаками может улучшить социо-коммуникативные способности детей с аутизмом, высказал Борис Левинсон, детский психиатр в медицинской школе Иешивы-университета, во время встречи Американской психологической ассоциации в 1960 году… В своей книге «Психотерапия, ориентированная на питомцев» Левинсон писал, что «собаки, видящие сердцем» могут улучшить эмоциональное здоровье детей с аутизмом».

Доктор Соломон провела два глубинных исследования случаев детей с РАС, которые взаимодействовали с терапевтическими или служебными собаками. Она решила изучать воздействие собак на детей с аутизмом после того, как к ней обратился отец маленькой девочки с аутизмом и умолял ее продать ему собаку. Девочка встретила собаку доктора Соломон в парке, и та побудила ее к спонтанной игре — девочка начала бросать собаке фрисби, смеяться и в целом держалась совсем не так, как обычно. Случай подтолкнул Соломон к идее о том, что, возможно, «что-то в социальном поведении и особенностях собачьих вовлекает детей с аутизмом в общение так, как не под силу другим людям». Она говорит, что собаки не только привлекают к себе внимание человека, они настоятельно его требуют. Например, собака может принести ребенку фрисби, и если он проигнорирует ее, собака может подкинуть фрисби, залаять или иначе потребовать ответной реакции. При этом для взаимодействия с собакой не нужно понимания речи или сложных социальных правил, характерных для людей.

Другие исследователи тоже задавались вопросом: могут ли дети с РАС улучшить свои социо-эмоциональные навыки в результате взаимодействия с собаками. В предварительных данных исследования терапии с помощью животных среди 12 аутичных детей Лорел Редефер и Джоан Гудман отмечают «значимое увеличение просоциального поведения и параллельное снижения погруженности в себя в результате контакта с дружелюбной собакой. Дети реже проявляли поведение, характерное для аутизма (например, рассматривание рук, мычание и кликающие звуки, вращение предметов, повторяющиеся прыжки, бесцельное блуждание), и чаще демонстрировали социально приемлемое поведение (например, присоединялись к простым играм с терапевтом, инициировали совместные занятия, давая терапевту шарики для надувания, мячи, протягивая руки для объятий или дружески имитируя действия терапевта)».

Исследователи из колледжа ветеринарной медицины при Университете штата Вашингтон сравнили позитивное социальное поведение 10 детей с РАС в присутствии терапевта и мяча, игрушечной плюшевой собаки и настоящей собаки. Они обнаружили, что дети с РАС «больше играли, были больше сосредоточены и больше обращали внимание на социальное окружение в присутствии терапевтической собаки». В присутствии собаки дети чаще трясли кистями рук, но ученые считают, что это было проявлением радости с их стороны. В присутствии собаки они также чаще и дольше смеялись.

Терапевтическая верховая езда или иппотерапия давно применяется для развития определенных физических способностей, например, контроля над головой и туловищем, у людей с такими видами инвалидности как церебральный паралич. Иппотерапии для детей с РАС было посвящено крайне мало исследований, но все они касались возможного влияния на социальное развитие. Например, японское исследование по «психо-образовательной верховой езде» среди 4 детей с первазивными нарушениями развития утверждает, что верховая езда улучшала навыки имитации, эмоциональной экспрессии, контакта глазами и другие. Американское исследование, проведенное в центре иппотерапии среди 34 детей с РАС обнаружило, что «терапевтическая верховая езда среди аутичных детей приводила к улучшению сенсорного поиска, сенсорной чувствительности, социальной имитации, улучшала внимание, уменьшала отвлекаемость и малоподвижность».

Проблемы с исследованиями терапии с помощью животных

Идея о том, что контакт с животным может облегчить физические, психические и социальные трудности, выглядит привлекательно, однако до сих пор нет убедительных доказательств, что конкретные вмешательства с помощью конкретных животных могут привести к достижению конкретных целей для конкретной группы пациентов. Хотя многие исследования или программы терапии с помощью животных утверждают, что она приводит к значительному улучшению, практически все эти исследования проводились в маленьких группах, в очень разных условиях и среди людей с очень разными заболеваниями и потребностями.

В результате, терапия с помощью животных кажется очередной претензией на панацею, что уменьшает доверие к ней. Несмотря на веру в такую терапию со стороны многих пациентов и адептов, страховые компании вряд ли будут оплачивать ее до тех пор, пока более достоверные научные исследования не продемонстрируют, какой именно тип терапии с помощью животных, в каких именно условиях и в течение какого именно времени помогает каким именно пациентам. Нужны доказательства, чтобы оправдать распространение как программ посещений животных, так и терапии с помощью животных.

Программы, которые подвергаются наиболее жесткой критике, имеют меньше всего доказательств, но раздают самые громкие обещания. Хороший пример такой программы — так называемая дельфинотерапия. В своей статье для Вашингтон-пост Кэтрин Эллисон отмечает: «Ваш ребенок страдает от ДЦП? Синдрома Дауна? Аутизма? Травмы коленной чашечки? Потери смысла жизни? Если да, то вам нужны лишь одна-две недели и несколько тысяч долларов — растущая и сомнительная глобальная группа предпринимателей утверждают, что они решат все эти проблемы простой близостью с дельфинами».

Критика исследований дельфинотерапии отражает многие проблемы с исследованиями терапии с помощью животных в целом. В первую очередь, это влияние ожиданий участников исследований (реклама и утверждения специалиста по методу могут сильно повлиять на суждения родителей), «неспецифический» характер опыта с дельфинами (нет причин считать, что утконос или кошка не приведут к аналогичному эффекту), а также «эффект новизны» (любой новый опыт придает человеку энергию, но такого же результата можно добиться любым новым и увлекательным опытом).

Кроме того, исследования, которые проводят специалисты, предлагающие метод на рынке, неизбежно будут предвзятыми. Такая проблема, естественно, может возникнуть с любым видом терапии — исследования проводят те, кто уже верит в ее эффективность, надеется доказать ее, а затем предлагать подобные услуги, обучать других людей их оказывать и так далее.

Несмотря на потенциальные ловушки, область терапии с помощью животных становится все более зрелой, и в ближайшем будущем мы можем ожидать больше исследований конкретных видов терапии для конкретных групп населения. Опять же, идея о том, что общение с животными приводит к привязанности, которой не хватает людям с РАС, делает такую терапию очень привлекательной для семей детей с аутизмом. Однако такая идея выглядит более обоснованной, если речь идет не о кратком контакте с животным во время сессии терапии, а о домашнем животном, с которым ребенок общается каждый день. И это подводит нас к вопросу о служебных собаках для людей с аутизмом.

Служебные собаки и дети с РАС

Служебные животные могут повлиять на жизнь человека с инвалидностью гораздо больше, чем животные, с которыми он контактирует во время коротких сессий терапии. Животные могут помогать человеку каждый день как проводники, помощники и защитники. Большинство людей знают о собаках-поводырях, которые помогают людям с нарушениями зрения передвигаться более свободно, однако служебные собаки могут выполнять самые разные функции — подбирать и приносить вещи человеку в кресле, открывать и закрывать двери, помогать человеку с ограниченной мобильностью при ходьбе. Таких животных специально готовят отвечать на нужды того или иного человека в зависимости от его или ее проблем.

Служебные собаки могут выполнять множество разных функций для помощи человеку с РАС, что подтверждает канадское исследование опыта 10 семей с аутичным ребенком, которые получили такую собаку. Ученые наблюдали за опытом как семей, так и собак во время первичного обучающего периода для семьи и собаки, а также во время последующих визитов на дом. Они также провели глубинные интервью с большинством семей.

Какова же была работа таких служебных собак? Во-первых, они были защитниками, заботились о безопасности ребенка и не давали ему убегать. Многие дети с аутизмом склонны к побегам из безопасных мест, будь это дом или школа, что порою приводит к трагическим последствиям. Риск смерти или травм в результате таких побегов очень высок, а родители детей, склонных к побегам, начинают страдать от чрезмерной бдительности и переутомления. В данном исследовании служебные собаки могли повлиять на такую ситуацию. Собаку прикрепляли к ребенку с помощью системы поводка и пояса, но животное реагировало только на команды родителей и следило за тем, чтобы ребенок не ушел из безопасного места. Если ребенок пытался убежать, собаки могли помешать ему своим весом, давая членам семьи возможность вовремя вмешаться. Даже без «сбруи», находясь дома, собаки могли присматривать за ребенком, чтобы родителям не приходилось думать о его местонахождении каждую секунду.

В некоторых случаях собака спала вместе с ребенком. Темпл Грандин, знаменитый специалист по животным и человек с аутизмом, могла успокоиться, когда ее «машина для обнимания» предоставляла ей глубокое давление. Точно так же, собака помогала некоторым детям успокоиться и быстрее заснуть с помощью веса своего тела. По словам одного из родителей, участвовавших в исследовании: «Определенно собака лучшая игрушка в постель, и она может предупредить нас, если ночью возникнет проблема, и нам не приходится спать с одним открытым глазом, прислушиваясь вполуха… Я лучше высыпаюсь, и это очень помогает. Я помню, что когда мы впервые привели собаку домой, наш сын проспал всю ночь впервые за девять лет».

Семьи начинают чувствовать себя свободнее благодаря большей безопасности. Собаки часто отвлекают беспокойных детей, так что их становится проще перевозить в машине, а также они следят за ними в общественных местах, и семье становится проще выбираться из дома. Кроме того, животные играли очень важную, но неожиданную роль — они облегчали любое общение с другими людьми. Окружающие, которые раньше проявляли дискомфорт и неодобрение в ответ на необычное поведение ребенка, вели себя более понимающе в присутствии служебной собаки. Такая собака сигнализировала, что у ребенка есть какая-то проблема, а также облегчала разговор, ведь всегда можно спросить что-то про собаку, а заодно узнать что-нибудь про аутизм. По словам одного из исследований, собака превращалась в «проводник социального капитала». Для семьи ребенка с РАС животное повышало вероятность положительного социального взаимодействия вне дома.

Кроме того, канадские ученые отмечают, что некоторые дети с РАС приобрели новые навыки в результате взаимодействия с собакой. Например, научились приноровлять свой шаг к собаке (и всей семье) во время прогулки, бросать мяч или правильно гладить собаку. Родители сообщали об «уменьшении тревожности, большем спокойствии, уменьшении числа истерик, снижении злости, более удобном режиме сна». (Конечно, менее беспокойные и выспавшиеся родители могли просто лучше справляться с поведением детей, но, в любом случае, это важный эффект присутствия собаки, даже если он непрямой).

А что насчет привязанности? Второе исследование сосредоточилось на благополучии собак, и та же команда исследователей выяснила, что в основном собака привязывалась к родителям, которые лучше «считывали» сигналы животного и отвечали на его потребности. Через полгода после помещения собак в семьи только 4 из 10 детей проявляли интерес к собаке, что неизбежно имело последствия для эмоционального взаимодействия детей с РАС и служебных животных. Конечно, речь идет только о 10 семьях, вполне возможно, что если провести исследование среди большего числа семей и в разных условиях, то более 40% детей привяжутся к собакам.

К примеру, давно было замечено, что для девочек с аутизмом животные часто становятся «особым интересом», и они хорошо с ними ладят. Возможно, если ребенок изначально интересуется животными, то он скорее привяжется к служебной собаке? (Вспомните только о Темпл Грандин и ее сильном интересе к животным, особенно коровам и лошадям). Будут ли девочки с РАС чаще привязываться к животным, чем мальчики с РАС? Есть ли какие-то особенности, которые повышают вероятность, что ребенок будет лучше реагировать на служебную собаку? На эти вопросы только предстоит найти ответ.

Один фактор в наибольшей степени определял успешность опыта семьи со служебной собакой — готовность семьи работать над этим. Канадские ученые обнаружили, что служебные собаки много и упорно трудятся, но не всегда получают внимание, которое им необходимо. Когда собака в специальной попоне, то ожидается, что она будет следовать командам, игнорировать отвлекающие факторы, будет избегать мочеиспускания и дефекации. Ученые отмечают, что часы тяжелой работы, агрессия со стороны некоторых детей, недостаток времени для физических упражнений и игр негативно сказывались на некоторых собаках. Некоторые из них страдали от прерывания сна. Ведь если родители теперь могут спать спокойно, то собака часто не может, она встает и следует за проснувшимся ребенком, который к тому же может тормошить собаку, задремавшую днем.

Если потребности собаки не удовлетворяются, то благополучие животного и его способность выполнять свою работу может оказаться под угрозой. Например, если собака изголодалась по вниманию, то она может искать его у незнакомцев на улице в то время, когда она должна сосредоточиться на поведении ребенка с РАС.

Подводя итоги, если родители думают о приобретении служебной собаки, они должны понимать, что это взаимовыгодный обмен. Хотя они могут реже просыпаться по ночам, не следить за ребенком каждую секунду, а незнакомцы на улице могут стать дружелюбнее, им придется заботиться о физическом и эмоциональном состоянии собаки: еда, вода, уход за шерстью, предсказуемый распорядок дня, перерывы в работе, физическая активность, внимание, любовь и игра. Такие социальные животные требуют большого внимания, и если ребенок с РАС не в силах его предоставить, то это должен делать кто-то из родителей или других членов семьи.

Дальнейшие исследования

Необходимо гораздо больше исследований, чтобы семьям было проще принять решение о терапии с помощью животных. Наиболее полезны будут исследования о влиянии конкретных видов такой терапии на отдельные трудности, связанные с РАС, а также исследования, которые помогут понять, не будет ли такая терапия полезнее для детей с определенными особенностями. Если наша цель социальное развитие, начиная от простого интереса к социальному взаимодействию до развития двухсторонних отношений, то важно понять, как мы будем описывать и измерять эти факторы.

Идея о том, что простота в общении и безусловная любовь собак и других животных могут побудить детей с РАС к социальному взаимодействию, а затем и к поиску общения с другими людьми, интуитивно понятна и привлекательна. Но так ли это на самом деле, и когда это происходит, только предстоит установить. Как пишет Лори С. Паллей, исследователь в области ветеринарии: «Привлекательность терапии с использованием животных в человеческой медицине — это энтузиазм ее сторонников, а не поддержка лечащих врачей. Для полной интеграции терапии с использованием животных в традиционную медицинскую практику в качестве приемлемого терапевтического подхода необходимы более убедительные исследования, которые подтвердят ее клинические свойства, а также позволят понять внутренние механизмы человеческих реакций на компанию дружелюбных животных».

Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

Не секрет, что общение с животными успокаивает нас, делает более счастливыми и уверенными в себе. Но оказывается животные могут в буквальном смысле лечить. Что такое пет-терапия? И какие животные — настоящие доктора от природы

Впервые свою собаку для лечения аутизма начал использовать американский психотерапевт Борис Левинсон. Потом он узнал, что 16% его коллег используют ассистентов животных. С того времени начали изучать влияние животных на выздоровление человека. Результаты ученых удивили. Теперь специалисты используют пет-терапию, которая также имеет и другие названия — анималотерапия и зоотерапия для устранения различных недугов у людей и в особенности у детей. Поговорим об этом сегодня, 4 октября, во Всемирный день животных (World Animal Day)

Канистерапия
Раз мы заговорили о лучших друзьях человека, то и продолжим говорить о собаках . Хвостатые преданные друзья помогают лечить деток с разными нарушениями. Канистерапевты — это не просто собаки с улицы. Их отбирают еще щенками и готовят к общению с особенными пациентами. После лечения собаками у ребенка улучшается моторика рук, двигательная активность, он становится более уверенным в себе, счастливым и уравновешенным.

Иппотерапия
Это терапия лошадьми. Для того чтобы сидеть на коне нужно иметь крепкие мышцы, обладать хорошей координацией. Более того, лошадь – животное строптивое, им нужно управлять. Дети, которым выписали терапию лошадьми , после занятий становятся более выносливые, крепкие, социально активные, у них улучшается координация и укрепляются мышцы. Поэтому иппотерапию выписывают деткам с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Дельфинотерапия
Общение с дельфинами показано детям с аутизмом, синдромом Дауна и ДЦП. Дельфины обладают мощной энергетикой, после общения с ними у детей наблюдаться улучшения в работе мозга. Плюс занятия в воде тоже играют немалую роль в развитии.

Как проходит терапия?
Лечение животными происходит в специализированных центрах под руководством специалистов. Оно не является основным лечением при патологиях, но как вспомогательное средство в комплексе дает очень хорошие результаты.

Какие животные должны участвовать в терапии?
Пет-терапевты – это обученные животные со специальными сертификатами. В первую очередь, животное должно быть спокойным и уравновешенным. А также оно должно любить человека и работать на него.

Взрослым нужна пет-терапия?
Когда взрослые страдают хроническими стрессами , бессонницей, депрессией, посттравматическим синдромом их тоже можно лечить с помощью животных. Ведь хвостатые терапевты снижают уровень тревоги, при общении мозг выделяет эндорфины, стимулирует префронтальную кору больших полушарий головного мозга, а та отвечает за принятие решений. После лечения хвостатыми взрослые лучше спят, становятся спокойней, жизнерадостней и веселей.

Без кота и жизнь не та

Текст: Анастасия Пивоварова

Медицина держится на животных: нравится нам это или нет, но именно на них проверяют новые средства или методы терапии, прежде чем начать исследования у людей. Ткани и клетки животных используют, чтобы разрабатывать лекарства, а в альтернативной медицине применяют пиявок, змей и пчёл.

В последнее время всё чаще говорят о животных как источнике эмоциональной поддержки — мы рассказывали об инстаграме поросёнка Гамлета, помогающего хозяйке переносить эпилепсию. Доходит и до комичных ситуаций: в ноябре прошлого года с рейса компании US Airways сняли пассажирку, терапевтическая свинка которой начала расхаживать по салону самолёта. Рассказываем о самом добром применении животных в медицине — пет-терапии, при которой животные не страдают, а людям становится легче.

Зачем просить животных
о помощи

Лечение животными, или пет-терапия, — один из методов в реабилитации и психотерапии. Всерьёз развивать это направление стал Борис Левинсон в 1961 году: врач заметил, что присутствие собаки помогает установить контакт с ребёнком с аутизмом. Известно, что животные помогают не бояться детям, которым предстоят болезненные процедуры вроде уколов. Даже небольшой аквариум в холле поликлиники или медицинского центра уже должен слегка приглушать страх.

В пет-терапию входят два направления. Первое — это собственно терапия с помощью животных (animal-associated therapy), то есть действия, которые направлены на лечение и помощь: развитие двигательных навыков, восстановление после тяжёлых болезней, смягчение симптомов психических заболеваний и налаживание контакта с учётом особенностей. Второе называется animal-associated activity — это более общая работа с животными, направленная на то, чтобы вызывать у пациентов положительные эмоции. На русском нет полных эквивалентов этим терминам: лечение при помощи зверей называют зоотерапией или анималотерапией, а у отдельных направлений есть свои наименования: иппотерапия (работа с лошадьми), дельфинотепария, канистерапия (работа с собаками) и фелинотепария (работа с кошками).

За помощью к животным обращаются в самых разных ситуациях, например при эпилепсии, детском церебральном параличе и даже после инсульта. Пет-терапию применяют при болезнях, которые не связаны с нервной системой, но при которых у пациента повышен риск развития депрессии из-за длительного лечения — например, при онкологических заболеваниях, — или в паллиативной медицине. Как заметил Левинсон больше полувека назад, звери помогают наладить общение с людьми с разными нейроособенностями — например, аутизмом. И конечно, животных используют для терапии психических расстройств, от депрессии до посттравматического стрессового расстройства. Для специфической работы с пациентами лучше всего подходят звери, поддающиеся дрессировке и обучению: лошади, дельфины, собаки, свиньи. Но бороться с болезнями помогают и пушистые грызуны, и птицы, и ящерицы, и другие животные, даже ослы.

Как могут помочь свинки
и кошки

Учёные пока выясняют, как именно работает пет-терапия и до какой степени она эффективна. По данным некоторых исследований, при наблюдении за животными усиливается активность префронтальной коры больших полушарий головного мозга — эта область участвует в принятии решений и отвечает за социальное взаимодействие. От контакта с животными в нашем организме выделяются эндорфины — как при занятиях спортом, поцелуях или приятных воспоминаниях. У эндорфинов есть обезболивающий эффект, поэтому пет-терапия в какой-то степени снижает выраженность болевых синдромов, например, при фибромиалгии. Эти же вещества снижают уровень стресса и тревоги, успокаивают и поднимают настроение. Контакты с животными, видимо, из-за тех же гормонов, нормализуют повышенное артериальное давление и улучшают работу сердечно-сосудистой системы.

Нельзя сказать, что какое-то одно животное помогает лечить конкретную болезнь. Все звери улучшают состояние пациентов в целом: благодаря работе с животными пациенты больше привержены лечению (видимо, в хорошей компании лечиться интереснее), испытывают больше положительных эмоций, расслабляются и даже быстрее восстанавливаются после наркоза. Наблюдение за животными отвлекает от собственных проблем и помогает переключиться. Контакт с животными — это общение, которое помогает бороться с чувством изоляции пациентам с психическими особенностями и спасает от одиночества пожилых людей.

Но у зоотерапии есть и эффекты, которые зависят от конкретного животного. Например, иппотерапию — лечение при помощи верховой езды — рекомендуют при таких неврологических нарушениях, как ДЦП. Чтобы удержаться на лошади и управлять ею, нужна физическая сила, чувство равновесия, координация — а занятия верховой ездой помогают разработать все эти навыки. Кроме того, лошадь — это животное с характером, и с ней нужно общаться, даже сидя верхом, что помогает развивать социальные навыки. Приятно и то, что повышается самооценка — буквально потому, что человек оказывается «на коне». Всё вместе это превращает иппотерапию в инструмент социализации.

Примерно так же воздействует на человека дельфинотерапия. Движение в воде и контакт с умным животным развивают физически и эмоционально, помогают человеку двигаться, выполнять нестандартные действия. А фелинотерапия, то есть общение с кошками, обычно рекомендуется для снятия стресса: вибрации от мурлыканья и наблюдение за мягкими движениями кошек помогают расслабиться. При выборе животных учитывают и их характер. Людям с нарушениями, мешающими двигаться, подбирают в качестве компаньонов спокойных, флегматичных животных. Пациентам, которых нужно мотивировать, помочь справиться с депрессией или страхом, подойдут активные звери.

Можно ли купить собаку
и выздороветь

Всё это звучит соблазнительно и вызывает вопрос: а нельзя ли вообще заменить лекарства общением с животными? Было бы здорово завести хомячка и избавиться от биполярного расстройства, а погладив кошку, распрощаться с детскими травмами. Но само по себе животное — не таблетка и не дипломированный специалист. Животное не знает, как и кого нужно лечить (вопреки распространённым мифам об особой чувствительности кошек). Поэтому работать с питомцами, если требуется именно терапевтический эффект, нужно вместе со специалистом. Пет-терапию обычно используют не саму по себе, а как часть комплексного лечения.

Конечно, в определённой степени животное может улучшить здоровье и качество жизни одним только своим присутствием — это называется «ненаправленной пет-терапией». Например, сам факт того, что человек завёл собаку, накладывает на него ряд обязательств: собаку нужно выгуливать, то есть брать в руки поводок и ходить по улицам. Это физическая нагрузка, то есть полезная активность, и у владельцев собак, особенно любящих прогулки, больше шансов сохранить здоровье, даже если они не занимаются спортом. Кроме того, собаки иногда выполняют функцию если не психотерапевта, то доверенного лица: вещи, которые пациенты не решаются рассказать другому человеку, они могут поведать собаке.

Анна, пациентка отделения неврозов одной из психиатрических клиник, вспоминает: «У меня было сразу два заболевания: я страдала депрессией и паническими атаками. Я боялась выходить из дома из-за паники, но даже за закрытыми дверями мне было страшно. Если страшно не было, то было просто плохо, я могла пролежать целый день в постели или несколько дней не чистить зубы. Во время лечения у меня появилась морская свинка. Мне приходилось вставать с кровати хотя бы для того, чтобы почистить клетку, добираться до магазина, чтобы купить корм и овощи — я этого не делала, ни в чём не повинное голодное животное начинало пронзительно свистеть. Каждый выход на улицу был подвигом, эти подвиги мне помогали — ведь если я смогла подняться и убрать за зверьком, то уже что-то сделала. Это была ежедневная маленькая победа. К тому же свинка мягкая, тёплая и пахнет опилками».

Почему лошади и дельфины показаны не всем

Конечно, надо понимать, что зоотерапия — метод, который требует серьёзных исследований и доказательств. К сожалению, иногда терапию с помощью животных рекламируют недобросовестно, особенно когда речь идёт о реабилитации детей. Например, обещают небывалый прогресс от занятий с дельфинами — в то время как серьёзных доказательств того, что именно дельфины улучшают состояние больных, нет.

Если пет-терапия всё-таки рассматривается как вспомогательный метод лечения, то животное нужно подбирать со специалистом. Всё зависит от целей лечения, состояния пациента и его личных особенностей. Даже если человеку нужен верный друг и прогулки на свежем воздухе, но он просто боится собак, не стоит втягивать его в общение с ними. Пациенту с травмами позвоночника не стоит скакать на лошади, даже если ему хочется попробовать иппотерапию, при нехватке тепла и близких отношений вряд ли серьёзно поможет черепашка.

Существуют и более прозаичные противопоказания. Например, аллергия на шерсть и кожу, при которой не стоит заводить кошку. Кроме того, не всякое животное может стать лечебным. Звери бывают агрессивными и пугливыми, и в таком случае общение с ними не принесёт пользы, особенно человеку с ментальным расстройством или неврологическими нарушениями. Но ограничения можно обойти — выбрать животное, которое не пугает и на которое нет аллергии, заниматься в местах, где животные подготовлены к встрече с пациентами — и тогда занятия принесут скорее пользу, чем вред.

Анималотерапия — лечение животными.

Лечение животными было известно еще пещерному человеку. В XXI веке ученые стали возрождать забытые рецепты наших предков. Значение животных для самочувствия людей становится все более очевидным. Отсутствие здоровых взаимоотношений с окружающими у большого числа людей приводит к возрастающему числу депрессий, стрессовых состояний, одиночества и к различным заболеваниям.

Анималотерапия (от латинского «animal» — животное) — вид терапии, использующий животных и их образы для оказания психотерапевтической помощи. Это цивилизованный научный метод лечения и профилактики серьезных заболеваний. В анималотерапии используются символы животных: образы, рисунки, сказочные герои, игрушки, а также настоящие животные, общение с которыми безопасно.

Анималотерапию часто называют нетрадиционным методом, который, тем не менее, имеет давнюю историю. Еще древние целители рекомендовали при неврозах холодный душ, ходьбу босиком и езду на лошади. В 5 веке до н.э. Гиппократ заметил влияние окружающей природы на человека и говорил о пользе лечебной верховой езды. Древние греки примерно 3 000 лет тому назад обнаружили способности собак помогать людям справляться с различными недугами, а египтяне использовали в основном кошек в тех же целях. В Древней Индии «прописывали» в качестве лекарства прослушивание птичьего пения.

Пионером этого метода является Борис Левинсон, американский детский психиатр, который начал использовать свою собаку в терапевтических сессиях в 1962 году.

Сейчас анималотерапия признана во всех развитых странах, созданы институты, занимающиеся исследованием влияния животных на людей. В США, Великобритании, Канаде, Франции, России появились организации, которые занимаются оказанием помощи людям с физическими или психическими проблемами посредством анималотерапии. Они все используют одомашненных животных – чаще всего собак, кошек, кроликов и птиц – как терапевтическое средство. В программах анималотерапии принимают участие медики, социальные работники, психологи.

Всемирная организация здравоохранения признала, что живые существа рядом с нами приносят огромную пользу.

  • Психофизиологическая функция. Снимает стресс, нормализует работу нервной системы, психики в целом.
  • Психотерапевтическая функция. Способствует гармонизации их межличностных отношений.
  • Реабилитационная функция. Способствует психической и социальной реабилитации.
  • Функция удовлетворения потребности в компетентности. Формула «я могу», является одной из важнейших потребностей человека.
  • Функция самореализации. Удовлетворяет потребность быть значимым для других, представленным в их жизни и в их личности.
  • Функция общения. Осуществление общения партнеров.

Ненаправленная анималотерапия — взаимодействие с животными в домашних условиях без осознания или целенаправленного понимания их терапевтического значения.

Направленная анималотерапия — целенаправленное использование животных и (или) их символов по специально разработанным терапевтическим программам. Этот вид анималотерапии использует специально обученных животных, а не животных пациента.

Часто используются не только сами животные, но и их образы и звуки животных.

Направленная анималотерапия, подразделяется на виды в зависимости от того, какие именно животные используются:

Иппотерапия – лечение с помощью лошади.

Иппотерапия – это вид анималотерапии, использующий как основное средство общение с лошадьми и верховую езду. Это эффективная лечебная физкультура. Иппотерапию используют при нарушениях опорно-двигательного аппарата, атеросклерозе, черепно-мозговых травмах, полиомиелите, желудочно-кишечных заболеваниях, простатите, сколиозе, умственной отсталости. Общение с лошадью дает устойчивый положительный эмоциональный фон, который сам по себе является целебным.

Лечение при помощи дельфинотерапии

Дельфинотерапия — дельфины очень часто используются в медицине и психотерапии. Общение с дельфинами помогает стабилизировать психоэмоциональное состояние человека, снять психологическое напряжение, человек успокаивается, начинает нестандартно мыслить, быстро находит выход из кризисной ситуации. Это прекрасная психологическая реабилитация для детей с заболеваниями нервной системы — аутизмом, ДЦП, олигофренией, синдромом Дауна, людей, попавших в экстремальные условия, переживших землетрясения, ураганы, аварии и любой другой сильный стресс.

Лечение при помощи собак

Канистерапия — вид анималотерапии с использованием собак. Собака — прекрасное «лекарство» против гиподинамии, вызванной малоподвижным образом жизни. Прогулки с собакой снижают вероятность сердечно-сосудистых заболеваний, инфаркта миокарда и других заболеваний сердца и сосудов. Собака удовлетворяет дефицит человека в общении, повышеает самооценку хозяина, улучшает его общительность, разрешает конфликты в семье. В слюне собаки содержится фермент лизоцим, уничтожающий болезнетворные микроорганизмы.

Канистерапия рекомендуется при неврастении, истерии, психастении и неврозах. Частыми гостями являются собаки в хосписах и психиатрических клиниках. «Хвостатый доктор» может быть любой породы – ротвейлером, колли, бульдогом, карликовым пинчером и обыкновенной дворнягой. К работе с пациентами допускаются не все собаки, а только спокойные, не агрессивные, со стабильной психикой.

Лечение при помощи кошек

Фелинотерапия — терапевтическое воздействие кошек. Кошки скрашивают одиночество, успокаивают, снижают артериальное давление, стабилизируют работу сердца, снимают суставные и головные боли. Мурлыканье кошки — это определённые звуковые колебания (частота от 20 до 50 Герц), стимулирующие процесс исцеления. Длительная дружба с кошкой укрепляет иммунную систему и способствует здоровью и долголетию.

Лечение при помощи пчелиного яда

Апитерапия — лечение пчелиным ядом. Пчела является несомненным лидером в лечебной фауне. За 50 миллионов лет существования пчел как биологического вида, эти насекомые приспосабливались к жизни в самых разных климатических условиях, что привело к созданию уникального пчелиного яда. Чудо пчелиного яда в том, что это мощнейший катализатор физиологических процессов. Одна капля содержит белковые вещества, 18 из 20 обязательных аминокислот, неорганические кислоты, почти всю таблицу Менделеева и множество витаминов.

Лечение медицинскими пиявками

Гирудотерапия — лечение медицинскими пиявками дает потрясающие результаты в лечении варикозного расширения вен, тромбофлебитов, болезней кожи, легких, мигрени, гайморитов, невритов, гинекологических многих других заболеваний. В последнее время при помощи пиявок лечат целлюлит, худеют и даже омолаживаются. Секрет лечебного действия пиявок в способности их слюны проникать глубоко в ткани организма и воздействовать на болезнь на клеточном уровне.

Использование других животных

Все живые существа могут оказать человеку эффективную психологическую помощь. В анималотерапии используются и другие животные, но гораздо реже, так как прямой терапевтический эффект в этих случаях несколько ниже.

По мотивам статьи — Миланы Горенштейн

Зоотерапия или терапия животными.

Самые лучшие «народные целители» — это животные. К такому сенсационному выводу пришли ученые. Причем лечат братья наши меньшие не только продуктом материальным — медом, пантами, ядом и прочим, — но и энергией своей непостижимой звериной души.

У каждой живой твари есть биополе, которое образуется за счет энергетических излучений всех органов тела. Но особенно сильные биоэнергетические волны исходят от мозга, потому что он контролирует работу всего организма. Биополя у дружественных нам животных очень похожи на наши собственные, только сильнее и чище. Поэтому мы можем подпитываться энергией животных и улучшать свое состояние.

Зоотерапия переживает бум во всем мире. В США лечение животными применяется в детских больницах, домах престарелых и даже в армии, а в Англии лечебных белых кошек уже продают в аптеках. В России набирают обороты иппотерапия — реабилитация при помощи лошадей — и дельфинотерапия – лечение при помощи общения с дельфинами. Даже не зная о научной подоплеке, многие владельцы животных замечали, как улучшается настроение, поднимается тонус и проходят головные боли после общения с питомцами. Но как мы все понемаем, что животные должны наблюдатся в хорошей ветеринарной клинике , чтобы не нанести вред самим людям.

Так же отмечают фелинотерапию. Фелинотерапия ( лечение кошкой) – научно обоснованный эффективный метод лечения и оздоровления, доступный любому человеку, независимо от его общественного положения и благосостояния.

Особое место в зоотерапии занимает терапия при помощи собак – канистерапия

Итак, обо всем по порядку…

Иппо?терапия (от греч. hippo — лошадь) — так называемое «лечение с помощью лошадей». Один из видов альтернативной медицины, при котором воздействие на организм больного оказывают и через непосредственно тренировки на лошади, т.е. верховая езда, так и условное «биополе» лошади. Последний аспект лечения клинически не доказан, поскольку сам факт существования биополя до сих пор не нашёл научного подтверждения.

Из стран СНГ иппотерапия является официально признанным видом медицинского лечения лишь в России, в иных странах она считается методом альтернативной медицины.

Этот метод вспомогательного лечения — лечение лошадьми эффективен в разной степени для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и некоторыми ментальными нарушениями. Терапия лошадьми и привлечение больных к спорту также даёт положительный эффект. Так же широко применяется для лечения детей с дцп и различных неврологических заболеваний, лошадью.

При лечебно-педагогической верховой езде всадник управляет лошадью самостоятельно под руководством инструктора с минимальной помощью. Лечебно-педагогическая вольтижировка эффективно стимулирует процесс развития детей с недосформированным восприятием и помогает их социализации.

Дельфинотерапия. Лечение дельфинотерапией.

О целебном общении с дельфинами знают сейчас очень многие. Так откуда берутся эти лечебные свойства? Попробуем разобраться, из чего складывается полезный эффект дельфинотерапии.

По сути своей дельфинотерапия – это комплексное воздействие на организм. Оно складывается из ультразвуковых волн, излучаемых дельфином, двигательной активности, пребывания в морской воде, обладающей определенными целебными свойствами. И, конечно, мощного психологического эффекта. Дельфин побуждает человека, находящегося с ним в бассейне, к общению — совместному плаванию, играм, невербальному обмену информацией. И в результате мы получаем настолько эффективное и позитивное воздействие, которого не могут дать самые современные лекарства.

Основная составляющая дельфинотерапии – это ультразвук. Он применяется в медицине уже больше 40 лет. Для лечения ультразвуком в медицине есть специальный термин – сонофорез или фонофорез. Чем же так ценен этот метод лечения? В отличие от многих других методов, ультразвук действует не на отдельные органы или ткани, а на клетки, из которых состоит наш организм. При этом природный ультразвук вдвойне ценнее, чем «механический», испускаемый лабораторными установками. Лечение дельфинами уникально. Дельфины – это природные «излучатели» ультразвука, которые охотно лечат человека.

Ультразвук производит массаж на клеточном уровне, благодаря этому полезны активные вещества лучше и быстрее проникают в клетки. Соответственно, улучшается межклеточный обмен веществ и циркуляция жидкости в организме. Ультразвук разгоняет жидкость в застоявшихся зонах, способствуя более эффективному и быстрому ее передвижению в тканях тела. А еще ультразвуковые сигналы дельфина способны действовать как анальгетик, снимая боль.

Дельфины могут менять силу и интенсивность испускаемых звуковых сигналов. Для них этот процесс более чем естественный. Без ультразвуковых волн они просто не смогли бы обнаруживать предметы под водой. Зрение у дельфинов не столь совершенное, как у орла, и под водой они пользуются тонким слухом и эхолокацией. Вода отлично переносит звуки, поэтому зрение здесь вторично.

На расстоянии менее полуметра от человека дельфин испускает импульсы частотой 500 Герц, которые повторяются каждые 2,5 секунды. Когда человек находится в воде в положении на спине, дельфин располагается рядом, ориентируя эхолокационный пучок в направлении черепа. В других случаях на близком расстоянии дельфин направляет эхолокационный пучок на позвоночник пациента.

Не менее сильно и психологическое воздействие дельфина на пациента. Дельфины исключительно коммуникабельны, они любознательны и добры. Пациент в бассейне не чувствует опасности, более того – общение с дельфином дает чувство защищенности. Большую роль играет интерес к умному и сильному животному, восхищение им, причем не только силой и ловкостью, но и моральными качествами. Совместное выполнение упражнений показывает, что дельфин может быть чутким партнером, оказывать помощь и поддержку. Терапия дельфинами разрушает барьеры психики, неверные психологические установки. Дельфинотерапия у детей и взрослых вызывает бурные положительные эмоции.

Противопоказана дельфинотерапия людям, больным эпилепсией, острыми инфекционными заболеваниями и онкобольным.

Доктор Мяу или в аптеку — за кошкой. Лечение кошками

Многие задаются вопросом: лечат ли кошки? или правда ли что кошки лечат?

Фелинотерапия (от лат. «felix»- кошка). Кошачья терапия – научно обоснованный эффективный метод лечения и оздоровления. Лучший в природе врач — это домашняя кошка. Особенно это касается черных гладкошерстных особ: их не бояться нужно, а холить и лелеять. Вся кошачья сущность «заточена» под врачевание заболеваний. Например, мурлыканье — это набор колебаний определенных частот, влияющих на активизацию защитных сил организма. Мурлычущая кошка помогает сращиванию сломанных костей, повышает иммунитет при острых респираторных заболеваниях.

Как кошки лечат людей

Кошка — практически единственное на свете существо, обожающее общение со стариками и больными, пережившими инсульт или инфаркт, парализованными, больными болезнью Паркинсона и Альцгеймера. Кошки сами подставляют свою пушистую шкурку под потерявшие чувствительность руки, долго вылизывают их, трутся о неподвижные конечности. Часто эффект от такой ласки приходит после первого же «сеанса», как от самого продвинутого массажа.

Кроме того, кошкотерапия прекрасно снижает кровяное давление, снимает стрессы, помогает от депрессий, неврастении, даже уменьшает ломки у наркоманов и алкоголиков. Владельцы кошек живут в среднем на 4 — 5 лет дольше, чем «бескошатники». Впрочем, это касается всех любителей животных — чистые «звериные души» помогают каждому, кто способен найти в своем сердце частичку любви к тварям божьим.

Какие кошки лечат

Кошки разных пород специализируются на разных заболеваниях. Например, длинношерстные (персы, сибирки, ангорки) — лучшие психотерапевты и невропатологи. Депрессии, нарушения сна, хронические стрессы — это по их части. Ну и, конечно, нет лучшего помощника от болей в суставах и мышцах.

Короткошерстные и совсем голые кошки (сфинксы, ориенталы) справляются с болезнями печени, почек и желудочно-кишечного тракта.

Кошки «плюшевые» (такие, как британская голубая, например) — отрада и спасение для сердечников.

А сиамские кошечки обладают способностью очищать воздух в доме и быстро излечивать простуду.

Канистерапия – терапия при помощи собак

Терапия при помощи собак – это лечение или реабилитация? В чем вообще состоит концепция канистерапии, чем конкретно собака лечит? Лечение собаками человека. Что можно ожидать от канистерапии в будущем. Или лечение собаками?

Реабилитация – самое развитое на сегодня приложение канистерапии. Собак приводят в качестве «доктора» в детские дома, дома инвалидов, дома престарелых, стационарные лечебные, реабилитационные, оздоровительные учреждения, и, путем контакта пациентов с собаками, игр, специальных процедур и упражнений добиваются порой значительного оздоравливающего эффекта: локализации стресса; улучшения самочувствия; нормализации АД и обменных процессов; изменения психологических показателей в позитивную сторону – снижения тревожности, повышения адаптивности, коммуникативности, ощущения неполноценности; уменьшают вероятность наступления и снимают депрессию; улучшают координацию движений больных ДЦП; выводят из аутизма, и многое, многое другое.

Собак используют для лечения маленьких пациентов. Как показала практика, такие собачьи визиты приносят ребятам хорошее настроение, улучшают умственное развитие и укрепляют здоровье. Еще бы, ведь это не просто собаки, а особенные врачи, наученные терпеть и лечить.

Малыши с диагнозом ДЦП получают не только возможность занятий гимнастикой, но и как отмечают специалисты, после таких встреч артериальное давление нормализуются, исчезают тревожность.

Интересно заметить, что маленькие пациенты отлично знают имя своего «доктора», а вот свои имена иногда помнят с трудом. Наблюдая за тем, как происходит эта самая встреча собаки и ребенка, можно увидеть, сколько массажа достается собаке, сколько раз ее дергают за уши и за хвост, но она совсем не волнуется, она понимает, что она здесь с целью.

Следует подчеркнуть, что реабилитация – это не терапия, как таковая, т. е. не лечебный процесс, целью которого является облегчение или устранение того или иного заболевания. Реабилитация – это комплекс различных мер по восстановлению автономности, адаптации, трудоспособности и здоровья людей с ограниченными физическими и психическими возможностями в результате перенесённых (реабилитация) или врожденных (абилитация) заболеваний. Позитивное влияние собак в этой сфере несомненны.

Функции анималотерапии (лечение людей животными)

Психофизиологическая функция заключается в том, что общение с животными способно избавлять человека от стресса, улучшать работу нервной системы и психики в целом.

Психотерапевтическая функция – общение с животными во многом способствует гармонизации их межличностных отношений. Реабилитационная функция заключается в том факте, что контакты с животными служат дополнительным каналом взаимодействия личности с окружающим миром. Они помогают психической и социальной ее реабилитации.

Функция удовлетворения потребности в компетентности. Одной из самых главных потребностей человека можно назвать потребность в компетентности, которая выражается формулой «я могу».

Функция самореализации. Очень важной для любого человека является потребность в реализации своего внутреннего потенциала. Человек хочет быть значимым для других, представленным в их жизни и в их личности.

Функция общения. Животные могут осуществлять эту важную функцию в процессе общения с ними человека.

admin

Наверх