Тачанка для лошадей

Россия при всех своих необъятных просторах к концу 19 века обустроилась сетью железных дорог. Но гужевой транспорт — лошади, их упряжь, телеги, повозки, экипажи и пролетки остались существенной частью быта и жизни россиян.

В семьях наших родственников от мала до велика были все лошадниками. Мужья моих теток были кузнецами. Один в Первую мировую войну ковал лошадей. Когда не было ковочного станка, лошадь валили на бок и несколько солдат держали ее ногу. Другой ковал подковы, металлические оси, шкворни. Делал гнутые украшения, чинил ружья, граммофоны, жатки и плуги. Их дети с 8-10 лет, включая и девочек, могли запрягать лошадей и лечить ссадины. Люди, лошади, телеги и сбруя были соединены для жизни, работы и быстрой езды.

Однажды я задумался: а как же можно управлять четверкой лошадей, скачущих во всю силу? Управляемы ли они, или скачут, не соображая, куда и зачем? В упряжь вводятся разные лошади — одни порезвей, другие спокойней. Ездовые лошади могут быть и работягами и лентяями. Добрыми и злыми. Могут упрямиться и подхватывать «на унос». Работая с ними надо знать их повадки: тяга друг к другу, подражанию, порыву к бегству от опасности, зачастую мнимой.

Тройка лошадей с сильным коренником в оглоблях с дутой и колокольчиком включала еще двух пристяжных. При сравнительно небольшом весе брички или саней с одним кучером и двумя седоками она с большой скоростью рысью, местами галопом, могла двигаться на большие расстояния.

В артиллерии с конца XIX века и почти половину XX века конная упряжка успешно тащила полковую трехдюймовую пушку. В упряжку входила четверка, а иногда и шестерка лошадей. Первая пара дышловая. Вторая — пристяжная — цугом. При массе до 1000 кг, составленной зарядным ящиком и самой пушкой, эта упряжка, не будучи быстроходной, была вездеходной. Когда лошади не справлялись на подъеме или в грязи, артиллерийский расчет помогал им.

Для пулеметной тачанки, масса которой с людьми, тяжелым станковым пулеметом, коробками с патронами, запасом воды и фуража превышала 1 000 кг, трех лошадей было недостаточно. При крутом спуске один коренник не мог удержать повозку. У пароконной системы, которая была заложена в основу, проблема крутого спуска решалась проще, хотя пристяжные при торможении не работали. В редких случаях пулеметная тачанка имела в упряжке двух сильных лошадей.

Первая конная армия была крупным оперативным соединением в Красной армии, созданная декретом правительства в ноябре 1919 г. в период гражданской войны. Командующим армии был назначен будущий маршал Советского Союза — Семен Михайлович Буденный, до этого командир кавалерийского корпуса в составе 4-й и 8-й

кавалерийских дивизий. Членами реввоенсовета армии были К.Е. Ворошилов и Е.А. Щаденко. Первоначальный состав первой конной армии: 4-я, 6-я и 11-я кавалерийские дивизии, пять бронепоездов, три авиаотряда, инженерные и другие вспомогательные войска. В марте 1920 г. в состав армии была введена 14-я кавалерийская дивизия, а в апреле — особая кавалерийская бригада.

В операциях Красной армии в 1919–1920 гг. первая конная армия являлась решающей ударной силой при разгроме армий Деникина, Врангеля и белополяков. Общее протяжение боевых походов первой конной достигло 10 тыс. км.

Зенитный пулемет «Максим» на тачанке.

Существует ошибочное мнение, что появление пулеметных тачанок связано с именем батьки Махно. Это не совсем верно. Анархист Махно с его приверженностью к «полной свободе» личности, собрал вокруг себя банду уголовных элементов и авантюристов, стремившихся к собственному обогащению, промышляя грабежом населения и нападая на железнодорожные поезда. В этом плане он был полностью свободен. Отдельные группы бандитов в силу своей тактики стремились быть высокоподвижными. Каждый махновец имел своего коня и личное оружие — шашку-лиходейку и «маузер». Они не имели артиллерии и пулеметов. На тачанках перевозили свое награбленное барахло и небольшую типографию, на которой печатались прокламации и махновские «карбованцы» на плохой бумаге. Махновщина была в 1921 г. ликвидирована, а сам Нестор Иванович бежал за границу.

Подвижность пулеметам в полевых условиях в русской армии пытались придать еще до начала Первой мировой войны. На раму обычного артиллерийского зарядного ящика с двумя большими колесами устанавливался стандартный станковый пулемет «Максим». Его расчету — наводчику, второму номеру, подносчикам патронов на этой установке места не отводилось.

Классическая пулеметная тачанка, появившаяся в 1918 г. в России, сочетала в себе огонь пулемета, запас патронов, подвижность, скорость и прекрасную проходимость практически по любой местности в любое время года. Для горной местности тачанка не годилась. Недаром пулеметные тачанки появились на юге России в ее степях и на равнинах. Переправы через мелкие речушки с глубиной брода до одного метра легко ими преодолевались.

В качестве вооружения тачанок использовался пулемет системы Максима, разработанный в 80-х гг. XIX века. В 1910 г. с некоторыми изменениями он начал выпускаться в России. Опорная тренога, на которую опирался пулемет, была заменена станком на двух небольших колесах. Скорострельность пулемета достигала 250 выстрелов в минуту. Когда российскому императору Николаю II доложили о появлении нового образца скорострельного стрелкового оружия, он сказал: «Да где мы возьмем такое количество патронов». Тем не менее выпуск пулеметов в России был организован на оружейных заводах в Туле, Ижевске и Воткинске. Было построено несколько патронных заводов в Петербурге, Луганске и Симбирске. К началу Первой мировой войны оснащенность Российской армии пулеметами составляла около 60 шт. на дивизию, в германской — 600 шт., во французской — более 600 шт. В 1919 г. в период гражданской войны в России было изготовлено 6000 пулеметов, свыше одного млн. винтовок и 357 млн. патронов.

Кавалерийская дивизия при полном штате имела около 8000 красноармейцев и 64 станковых пулемета. Можно предположить, что часть из них числом до 25–30 располагалась на тачанках. На тачанках времен гражданской войны могли разместиться кроме основной еще четыре пулеметных коробки с патронами. На тачанках послевоенного выпуска перевозилось уже восемь коробок. Некоторая часть тачанок предназначалась для борьбы с вражескими самолетами и была оборудована устройством для зенитного пулемета «Максим» с патронной коробкой, вмещавшей 500 выстрелов.

Массы груза, размещаемого в тачанке, состояли из:

— Трех бойцов 80×3 = 240 кг;

— Пулемета в сборе 66 кг;

— Патронных коробок 10×5 =50 кг;

— Оружия и личных вещей 17×3 = 21 кг;

— Фуража для четырех лошадей на двое суток 16×4 = 32 кг;

— Провианта для бойцов на двое суток 9×2 = 18 кг

В некоторых случаях тачанка двигалась со скоростью 43–54 км/ч по бездорожью.

Обычная армейская пароконная телега такой бы нагрузки не выдержала, как и крестьянская телега. Она просто бы развалилась. Наиболее подходящей для установки пулемета явилась распространенная в южных районах России пароконная коляска, рассчитанная на перевозку двух пассажиров с небольшой поклажей. Такие экипажи находились во владении у мелких помещиков, чиновников и зажиточных крестьян. Основу ее составляла рама из деревянных брусьев, соединенных металлическими накладками с помощью болтов и гаек. Передняя площадка ее служила опорой для ног кучера, средняя — сиденьем на облучке с ограждением металлическим прутом с крючьями для вожжей, которые кучер мог бы повесить, выпустив их из рук.

Далее — пол для ног пассажиров и сиденья для них.

Передняя наклонная стенка защищала кучера от комьев грязи, летевших из-под копыт лошадей. Задняя стенка являлась спинкой пассажирского сиденья. Боковые стенки, выполненные из гнутых брусьев, закрывались тонкими дощечками. Передняя и задняя оси были связаны с кузовом двумя полуэллиптическими рессорами, откованными из листовой стали с последующей закалкой. Передние концы рессор шарнирно соединялись с концами четверных рессор, другие концы их были соединены с поперечными полуэллиптическими рессорами. Такая подвеска колес обеспечивала мягкость хода экипажа, несмотря на отсутствие резиновых шин. Обручи стальных шин, одетые на колеса в горячем виде, надежно держались на любой дороге. Каждое колесо имело медную или латунную втулку в ступице и, будучи смазанными, легко вращались на стальных кованых осях, концы которых имели наклон в развал до 4°, обеспечивающих предотвращение сваливания колес. Массивные чугунные гайки колес (на левых колесах они имели левую резьбу) обеспечивали высокую надежность ходовой части. Надколенные крылья защищали пассажиров от грязи, летевшей от быстро вращающихся колес. Передняя ось соединялась с экипажем шкворнем и поворачивалась с помощью дышла упряжкой лошадей. Хорошо выполненная пароконная рессорная коляска могла весить не более 500–650 кг.

Таким образом, общий вес экипажа (без учета веса лошадей) мог достигать 1000–1100 кг. Для двух даже сильных и хорошо обученных лошадей работа с ним была нелегкой. Облегчить ее могли бы две пристяжные, быстро заменяемые при необходимости лошади.

Значение нормальной силы тяги лошади при хорошем ее содержании можно принимать:

При нескольких лошадях в одной упряжке эти значения тяги уменьшаются:

При двух лошадях — до 98%

При трех лошадях — до 87%

При четырех — до 80%

При пяти — до 73%

При шести — до 64%

При восьми — до 49%

Таким образом, общее усилие четверки лошадей составит 75 х 4 х 0,8 = = 240 кг. Динамический фактор, определяющий способность транспортной системы преодолевать сопротивление перемещению (кг тяги/кг веса), составит 0,24

Учитывая, что лошади при дружном рывке могут довести общее усилие до 750 кг, динамический фактор возрастет до 0,7. Этот показатель превышает величину динамического фактора отечественного массового грузового автомобиля ГАЗ-АА, имевшего карбюраторный двигатель внутреннего сгорания мощностью 45–50 л.с.

Пулеметные тачанки перед парадом на Красной площади. 7 ноября 1941 г.

Пулеметные тачанки на улицах Бухареста. Август 1944 г.

Собственный вес лошади, кг Усилие тяги, кг
Легкая лошадь 250 60
Средняя лошадь 350 75
Тяжелая лошадь 450 90

Управление лошадьми выполнялось кучером с помощью вожжей, голоса и хлыста. Руки кучера держали четыре пары вожжей. В некоторых случаях пристяжные лошади имели по одной вожже.

В 1916 г. поголовье лошадей в России составляло 38 млн. голов. Первая мировая война, революция, интервенция и гражданская война унесли почти половину российских лошадей. Но в 1919 г. их оставалось много. Первая конная армия насчитывала до 30000 бойцов. Большая часть их были верховыми. Фураж, оружие, боеприпасы и медикаменты доставлялись гужевым транспортом. Без большой ошибки можно считать, с учетом общего количества пулеметов в вооружении первой конной, что количество в ней пулеметных тачанок не превышало 100–120 шт. Судя по картине художника Грекова (а в ее правдивости можно не сомневаться), в походе каждая тачанка сопровождалась четырьмя запасными лошадями, которые скакали на привязи за основной. Общее количество лошадей, обслуживающих тачанки, могло составлять 500–600 голов.

Управлять лошадьми, запряженными четверкой — настоящее искусство.

Сложно управлять четверкой лошадей даже в обычной обстановке. Но еще более сложно управление ими в боевой ситуации. Не имея никакой защиты людей и лошадей, тачанка легко может быть поражена пулями, осколками гранат и снарядов, шрапнелью.

На фронты гражданской войны были мобилизованы тысячи коммунистов и рабочих Петрограда, Москвы, Иваново-Вознесенска и других городов. В июне 1918 г. Совнарком объявил мобилизацию в Приволжском, Уральском и Западно-Сибирском военных округах. В армию призывались старые военные специалисты. Многие из них добровольно ушли на фронт, откликнувшись на воззвание генерала А.А. Брусилова, вскоре после Октябрьской революции перешедшего на сторону Советской власти. В Красную армию призывались мужчины, достигшие 23-летнего возраста. Для военных специалистов жесткого предела по возрасту не было. Ездовыми на тачанках были в основном молодые здоровые деревенские парни. За пулеметом сидели хорошо знающие устройство оружия крестьяне и рабочие. На крутых поворотах важно было не слететь с облучка, не выпустить из рук вожжей, удержать на месте пулемет и коробку с патронами. Лошадей нужно было вовремя кормить, чистить, лечить и беречь.

В середине 1930-х гг. пулеметную тачанку можно было видеть в фильмах о гражданской войне или на праздничных парадах, проходивших в больших городах или на Красной площади в Москве. Легендарные пулеметные тачанки были последними угасающими огнями ушедшей гражданской войны, памятью подвигам нашего народа, победившего белую гвардию, интервенцию и сохранившую нашу Родину от раздробления и потери самостоятельности. Тачанки уступили место броневикам и танкам, которых у нас не было сразу после революции. Созданная заново автомобильная, тракторная и танковая промышленность стала давать Красной армии достаточное количество военной техники.

Почему пулеметные тачанки при всех своих боевых качествах — силе огня, скорости перемещения, проходимости и живучести, уступили свое место моторам? Главное — они не имели защиты от ружейного огня, осколков гранат и снарядов. На один боевой ствол на тачанке приходилось 4–5 бойцов и до восьми лошадей. Сопоставление расхода на горюче-смазочные материалы с расходами на фураж не в пользу последнего. Окончательную точку на широком применении пулеметных тачанок поставили появившиеся на вооружении бронеавтомобили повышенной проходимости на базе шасси ГАЗ-ААА и полноприводные автомобили Горьковского автозавода.

В грозном 1941 г., когда немецкая армия подошла так близко к Москве, что из полевого бинокля офицеры вермахта могли видеть крупные здания в центре города, на Красной площади состоялся парад войск. Пулеметные тачанки, стоящие перед выездом на Красную площадь, были готовы к движению. Всего четыре тачанки, в каждую из которых были впряжены по четыре белых коня. Казалось бы, в век моторов судьба тачанки как полноценного боевого средства была предрешена. Однако в августе 1944 г. пулеметные тачанки вошли в город Бухарест. Они с честью прошли все тяжелые испытания Великой Отечественной.

Сергей Ганин, Александр Карпенко, Ростислав Ангельский

Авторы выражают глубокую признательность Владимиру Коровину за оказанную информационную поддержку.

Тачанка — тактическое огневое средство, обязанное своим происхождением специфике Гражданской войны в России. Что же такое пулеметная тачанка и каковы ее тактические особенности? В статье рассмотрены боевые и технические достоинства тачанки, охарактеризованы типы тачанок, применявшихся в ходе Гражданской войны.

Тачанка — пулемет, установленный на коляске или на небольших дрожках. Зародилось это новое огневое средство в кавалерийских частях в период Гражданской войны. Это было далеко не случайно.

Илл. 1. Тачанка. Выезд на позицию. Худ. М. Греков. Советская военная энциклопедия. Под ред. Н. В. Огаркова. Т. 7. — М., 1979.

Пулеметная тачанка — это новый способ применения пулемета в условиях мобильной, маневренной войны. Именно такой была Гражданская война в России.

Пулеметные двуколки применялись и ранее (в частности, русской армией в период Первой мировой войны), но использовались преимущественно для транспортировки пулеметного оружия. Иногда пулеметные двуколки применялись и в бою. Но, в отличие от пулеметной двуколки, тачанка была огневым средством постоянной готовности (стрельба из пулемета, установленного на тачанке, может быть открыта в любую минуту, даже во время похода: тачанка постоянно находится в боевом состоянии).

Большим достоинством тачанки является повышенная мобильность — коляска может продвигаться не только по дороге, но и по любой местности, пригодной для передвижения конницы. Меткость пулеметного огня тачанки слабее меткости огня стационарного пулемета (находящегося в окопе или в пулеметном гнезде), но ведь в мобильном бою первостепенное значение зачастую имеет не меткость прицела, а сам факт наличия пулеметного огня. Кроме того, если коляска обладала качественными рессорами (нейтрализующими факт тряски на дороге), то меткость огня пулемета с тачанки и во время ее движения мало уступала действию пулемета, установленного на земле.

Необходимо упомянуть и еще одно достоинство тачанки: для ее обслуживания достаточно 3-х человек (наводчик, подносчик пулеметных лент и кучер — причем, в крайнем случае, можно обойтись и без подносчика), и 2-3 лошадей. В то же время обычный станковый пулемет обслуживают 8 человек и 10 лошадей (используются для перевозки пулемета, боеприпасов, имущества и пр.).

Расчет пулемета, установленного на тачанке, являясь подразделением постоянной готовности, точнее исполняет поставленную боевую задачу: он не боится попасть в плен в отличие от расчета обычного пулемета (если он будет вести огонь до последнего).

Обычному пулемету, действующему во время отступления, необходимо заранее выйти из боя, чтобы иметь возможность подготовиться к отходу. Если в условиях обычной войны при отражении планомерного наступления пехоты противника это и возможно, то в мобильной гражданской войне, да еще и под ударами кавалерии — трудноосуществимо. Главные достоинства тачанки сильнее всего проявились как раз во время арьергардных боев — она не только могла действовать до последней минуты против любого рода войск (если конечно не убиты лошади), но и прикрывать отход других частей.

Лишь обход с флангов и сильный артиллерийский огонь представляли повышенную тактическую опасность для тачанки. Т. к. при отступлении тачанка могла развить непрерывный огонь, она преждевременно из боя не выходила. Лучшая защита от вражеского артиллерийского огня — скорость и высокая маневренность.

Следует упомянуть, что высокий (по сравнению с обычным пулеметом) профиль тачанки не всегда является недостатком — она, например, могла использоваться на местности, покрытой высокой растительностью, в то время как стоящий на земле пулемет будет «слеп».

При позиционной войне пулемет с тачанки можно снять и разместить в окопе или в стрелковой цепи. Двигаясь за эскадроном, тачанка поддерживает огнем наступающую кавалерию. Особенно же незаменима она при отступлении.

Моральное воздействие тачанки на солдат было очень велико.

Причем удачный опыт конницы красной 1-й Конной армии перенял и противник. Например, польский элитный 9-й уланский полк в каждом эскадроне имел по 2 тачанки, а при пулеметном эскадроне — специальный взвод с 4-мя тачанками. При форсировании р. Стырь под деревней Божаницы 15-го сентября 1920 г. этот полк шел в авангарде дивизии — и удержаться за деревней он смог только благодаря действиям своих тачанок.

Тачанки противников существенно отличались друг от друга.

Буденновские тачанки представляли собой дрожки на рессорах — причем дно кузова повозки было выложено рядом из тонких шестов (действующих также как рессоры — при сотрясениях повозки). Бойцы сидели на этой платформе из шестов боком, спустив ноги вниз — для опоры ног имелось нечто вроде ступеньки из доски. Использовался и второй тип тачанки — широкая бричка на высоком ходу, с хорошими рессорами.

Польские тачанки — это разнообразные брички и дрожки, часто на 2-х колесах и без рессор. Эти типы колясок не отвечали предъявляемым к ним требованиям — они были слишком дороги, быстро выходили из строя, не давали никакой защиты «экипажу» и лошадям. По воспоминаниям очевидцев, после каждого боя, когда таким тачанкам приходилось много передвигаться галопом по неровной местности, можно было видеть сломанные рессоры и остовы брошенных колясок.

Интересно, что по итогам Советско-польской войны 1920 г. польское командование сформулировало требования к тачанке нового типа.

Усовершенствованная тачанка должна была быть длиннее любой другой коляски, обладать колесами средней высоты; рессоры и верхние части повозки не должны были быть слишком чувствительными к толчкам. Признавалось, что необходимы такие оглобли и приспособления, чтобы в случае необходимости можно было припрягать третью лошадь. Тыл кузова тачанки должен был быть в виде шлема — полушарие из железа защищало пулемет от пуль противника. Низ (помост) и передок повозки должны быть деревянными и очень прочными. Построенная таким образом тачанка была бы чем-то вроде «полуброневого автомобиля», но с лучшей проходимостью, чем автомобиль. Причем устанавливалось, что покрытая броней тачанка, вместе с коляской, людьми и пулеметом, должна была весить столько, чтобы ее могла (при известном напряжении) тащить на небольшое расстояние одна лошадь. Стандартная двигательная сила такой тачанки — 2 лошади (третья — резерв). Вооружение экипажа: револьверы, ручные гранаты, пистолеты-ракетницы (для сигнализации своей артиллерии), топор и, разумеется, пулемет.

Пулеметная тачанка, новое тактическое средство огневого боя Гражданской войны, смогла переломить ход многих боев и сражений и явилась высокоэффективным маневренным средством в руках командования воюющих армий.

Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Биография

Установка пулеметов на повозки — не российское изобретение. Нечто подобное англичане применяли еще в конце XIX века в Африке против местного населения. Известны тачанки были и в немецкой армии периода Первой мировой войны.

В Красной армии подобные технические средства стали применяться уже с начала 1918 года. Один из создателей красной конницы С.М. Буденный вспоминал, что первые фаэтоны для тачанок конфисковали у богачей и лишь позднее стали изготавливать тачанки заводским способом на заводе «Шестерня». Противник тоже широко использовал тачанки. Особую популярность они приобрели у махновцев, в широких украинских степях, где их применяли и как обычное транспортное средство — это делало подразделения высокомобильными.

О происхождении же русского названия спорят до сих пор. Документально известно: в Красной армии 1930-х годов тачанки именовались «тавричанками» — в честь Таврии, где они активно использовались. Но это не меняет сути четырехколесной деревянной рессорной повозки (брички, тарантаса, фаэтона) с установленным на ней пулеметом. В тачанку впрягали до четырех резвых коней, экипаж состоял из двух-трех человек: возница (он же запасной пулеметчик), пулеметчик и помощник пулеметчика. В маневренной по своему характеру войне, где конница нередко определяла исход сражений, тачанка была незаменима. Тем более что в условиях бездорожья и нехватки современной военной техники установить пулемет (чаще всего — системы Максима) на повозку было самым простым решением. В зимнее время пулеметы возили на санях.

При высокой проходимости тачанки обладали и еще одним существенным преимуществом — постоянной боеготовностью. На марше, на стоянке, при неожиданном нападении противника пулеметчики, не мешкая, могли открыть огонь без длительной подготовки.

Тактика

Тактика применения тачанок в кавалерийском бою была проста — выехать на фланги позиции противника, развернуться и открыть огонь. Внезапный пулеметный огонь с фланга или тыла практически всегда деморализовывал врага, в лагере которого начиналась паника. Применялась тачанка и для стрельбы из укрытия. Известна тактика «перекатов», когда часть тачанок вела огонь, а другая в это время перемещалась на новую огневую позицию.

Экипажи тачанок должны были обладать отчаянной храбростью, поскольку никакой защиты, кроме небольшого пулеметного щитка, не предусматривалось. Потери были велики. В военной литературе велись дискуссии по вопросу целесообразности бронирования тачанок, но специалисты пришли к выводу, что вес повозки станет неподъемным для лошадей, а повозка утратит мобильность.

Тачанки были незаменимы при отступлении, поскольку позволяли войскам отходить, не прекращая ведение огня. Скорость тачанок могла достигать 40 км/час, что, впрочем, исключало прицельную стрельбу. Поэтому эффектные кинокадры — скорее, попытка выдать желаемое за действительное. Рессоры, конечно, смягчали толчки при движении тачанки, но большинство пуль рикошетило на расстоянии до 1000 шагов. Поэтому инструкции предписывали вести огонь либо со стоящей на месте тачанки, либо при движении шагом по ровной дороге.

Стратегия

В 1928 году, когда наркомом по военным и морским делам был ветеран 1й Конной армии К.Е. Ворошилов, тачанку образца 1926 года, запряженную четверкой лошадей, официально приняли на вооружение в кавалерийских частях Красной армии. При езде на тачанках болты и гайки разбалтывались, в связи с чем каждые 32-53 км пробега требовалось их подкручивать, а через каждые 50 км смазывать колеса. Четверка лошадей нуждалась в питании, поэтому по штату на тачанке полагалось возить дневную норму питания — 2 мешка овса общим весом 26,2 кг. При этом общий вес тачанки с экипажем приближался к тонне. При изготовлении деталей тачанки использовались ясень, береза, дуб, сосна. Немало было и металлических деталей.

Тачанки дожили и до Великой Отечественной войны, а сняты с вооружения они были только вместе с упразднением кавалерии как рода войск в 1950х годах. Кстати, существовали специальные тачанки, приспособленные для противовоздушной обороны, с пулеметом, установленным под углом.

«Ось таинственной и лукавой стратегии. «

«Поповская, заседательская ординарнейшая бричка по капризу гражданской распри вошла в случай, сделалась грозным и подвижным боевым средством, создала новую стратегию и новую тактику, исказила привычное лицо войны, родила героев и гениев от тачанки. Таков Махно, сделавший тачанку осью своей таинственной и лукавой стратегии, упразднивший пехоту, артиллерию и даже конницу и взамен этих неуклюжих громад привинтивший к бричкам триста пулеметов. Таков Махно, многообразный, как природа. Возы с сеном, построившись в боевом порядке, овладевают городами. Свадебный кортеж, подъезжая к волостному исполкому, открывает сосредоточенный огонь, и чахлый попик, развеяв над собою черное знамя анархии, требует от властей выдачи буржуев, выдачи пролетариев, вина и музыки.

Армия из тачанок обладает неслыханной маневренной способностью.

Буденный показал это не хуже Махно. Рубить эту армию трудно, выловить — немыслимо. Пулемет, закопанный под скирдой, тачанка, отведенная в крестьянскую клуню, — они перестают быть боевыми единицами. Эти схоронившиеся точки, предполагаемые, но не ощутимые слагаемые, дают в сумме строение недавнего украинского села — свирепого, мятежного и корыстолюбивого. Такую армию, с растыканной по углам амуницией, Махно в один час приводит в боевое состояние; еще меньше времени требуется, чтобы демобилизовать ее».

Исаак Бабель. Конармия

«Эх, тачанка-ростовчанка, наша гордость и краса!»

Поистине народной стала песня про тачанку, слова которой в 1937 году сочинил поэт М.И. Рудерман, а музыку — композитор К.Я. Листов. Широко известна картина художника-баталиста М.Б. Грекова «Тачанка», которая украшает собрание Третьяковской галереи. А на въезде в Ростов-на-Дону, на месте боев буденовцев и деникинцев, автомобилистов встречает гигантский монумент «Тачанка-ростовчанка», сооруженный к 60летию Октябрьской революции. Похожий мемориал есть и под Каховкой.

Особой популярностью тачанки пользовались у советских кинорежиссеров. Одна из тачанок, снимавшаяся в фильмах «Хмурое утро», «Бег», «Огненные версты», «Срочно. Секретно. Губчека», «Служили два товарища», «Адъютант его превосходительства», сегодня экспонируется в музее «Мосфильма».

Тактико-технические характеристики тачанки образца 1926 года.

Стоимость:

Представляем вашему вниманию пулеметную боевую кавалерийскую тачанку образца 1926 года (реплика).

На тачанке установлен пулемет-легенда «Максим».

Пулемет в стоимость тачанки не входит.

  • Производство: Россия.
  • Следуйте за нами

    Продажа и изготовление

    Ваш запрос отправлен!

    Наши менеджеры свяжутся с вами в ближайшее время.

    Получить консультацию

    Спасибо за заказ!

    Мы свяжемся с Вами в ближайшее время!

    Спасибо!

    Мы ответим на Ваш вопрос в ближайшее время.

    Форма заказа » Транспорт для кино и реконструкций»

    Описание:

    Пулеметная тачанка модель с мягкими сиденьями и пулеметом.

    Модель возможно переконструировать под вагонет.

    • Изготовление под заказ.
    • Гарантия.
    • Доставка в любой регион.
    • Производство: Россия (собственное)
    • Смотрите также:

      г. Москва, ул. Старая Басманная, д. 22
      Обязательно согласовывайте свой визит к нам.
      Тел./факс: +7 495 204-10-20
      WhatsApp: +7 953 373-91-96
      E-mail: [email protected]

    • Отзыв появится после рассмотрения модератором.

      Появлением тачанки в нашем музее мы обязаны директору музея индустриальной культуры Железнякову Льву Наумовичу. Этот экспонат был передан им в дар нашему музею. Он представлял собой лишь очертания некогда знаменитой боевой единицы: полуистлевшие деревянные детали, многие из которых утрачены, ржавые и растрескавшиеся металлические комплектующие. Удивительная история тачанки, охватывающая две мировых войны, полностью вписывалась в концепцию нашего музея. Было принято решение восстановить экспонат. И вот тут мы столкнулись с целым рядом трудностей. Во-первых, оказался достаточно нелегким поиск оригинальных чертежей. Их мы смогли найти только на Сердобском обозном заводе под Пензой. После того, как тачанка была разобрана, состояние каждой детали изучили, проверили на комплектность и сверили с чертежами. По неопытности, нам казалось, что все деревянные детали достаточно просто заменить. На деле оказалось, что для этой работы нам потребуются дуб, ясень, береза, и, кроме того, потребовался специальный гнутарный станок, который нам пришлось закупать специально. Эти станки случайно сохранились на Сердобском заводе и уже не использовались. Все металлические детали, которые можно было сохранить, тоже были тщательно обработаны. И вот все комплектующие готовы, конструкция собрана. Оставалось только изготовить колеса. Вот тут-то мы и узнали, почему так ценились мастера колесных дел! Назову только несколько деталей колеса, и вы поймете, что кроется за кажущейся простотой: ступицы, спицы, втулки, бандажи. Если для обычной телеги конструкция колеса не предъявляет особых требований, то для боевой единицы, практически, самоходки, колесо – очень важная деталь. Оно должно выдержать не только вес экипажа, но и вынести все «проблемы» движения на большой скорости по пересеченной местности.

      Колесо ни в коем случае не должно быть наборным. А как сделать круг из деревянного бруса, толщиной 5 см? Вот тут-то нам и понадобился гнутарный станок! Брус поместили в специальную трубу, и с нагнетанием горячего влажного воздуха, бережно, постепенно превратили брус в колесо. Теперь нужно защитить его металлическим ободом. Это оказалось тоже непростым. Раскаленный до 650 градусов бандаж нужно быстро перенести на деревянный обод и, пользуясь кувалдой и плоскими отвертками, посадить на обод. 650 градусов! Дерево начинало дымить, иногда даже появлялось пламя, которое гасили, обливая бандаж водой и смачивая мокрыми тряпками, держа их на палке, чтобы не обжечься паром. Наши старания закончились наличием четырех колес. И вот все элементы готовы и прокрашены, конструкция собрана, пулеметная рама установлена. Теперь нам нужно было убедиться, что наша тачанка настоящая боевая единица. Для испытаний мы вначале запрягли пару лошадей. Но оказалось, что вес снаряженной и укомплектованной единицы, вес которой более тонны, они могут «тянуть» только по хорошей дороге, на поле тачанка с парой лошадей встала. Добавили еще пару – и наша тачанка полетела!

      Откровенно сказать, таких тачанок не так уж много. Слух о нашей, тут же облетел всех коллекционеров и специалистов. Год непростых работ, ошибок и неожиданных технических находок увенчался вполне заслуженным событием – тачанка была приглашена для участия в ноябрьском Параде на Красной площади. И 7 ноября 2010 года наша тачанка получила заслуженные аплодисменты всех участников и зрителей парада. И вот уже шесть лет, восстановленная нами тачанка – постоянная участница праздничных исторических парадов.

      Датировка:
      начало XX в.

      Размер:
      237x150x147 см, диаметр колёс — 83 см

      Техника:
      дерево, металл, кузнечное и столярное ремесло

      Описание:
      Ресорная повозка с открытым лёгким кузовом для парной упряжи, благодаря специальной конструкции на днище кузова делает поворот на 360 градусов. Служила боевой подвижной площадкой под пулемёт «Максим». На тачанке рамещался пулеметный рассчет (наводчик и помощник) и ездовой (он же запасной номер рассчёта). Иногда тачанка запрягалась тройкой и даже четверкой лошадей

      при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на «Музеи России» обязательна

    admin

    Наверх