Способ передвижения для лошади

Ход лошади или, другими словами, способ ее передвижения называется
аллюром.

Лошадь может передвигаться четырьмя разными аллюрами: шагом, рысью, иноходью, галопом.

Шаг — это самый медленный аллюр. Ноги в этом случае передвигаются в следующей последовательности: левая передняя, правая задняя, правая передняя, левая задняя. Несмотря на кажущуюся простоту этого движения, шаг требует координации тысячи мышечных групп. Лошадь при этом аллюре делает 110 — 130 шагов в минуту и проходит за это время 120 метров.

Рысь — более быстрый аллюр. В этом стиле есть очень короткий миг, когда все четыре ноги оторваны от земли и движутся диагональными парами. На рыси лошадь делает 120 — шагов и пробегает за минуту примерно 225 метров.

Следующий аллюр — иноходь, когда лошадь делает большие шаги, причем ведет какая-нибудь из передних ног.
Обычная последовательность такова: правая передняя, правая задняя и левая передняя вместе, левая задняя. За этой последовательностью наступает короткий момент, когда все четыре ноги находятся над землей, причем он
продолжительнее, чем при рыси.

При галопе лошадь развивает максимальную скорость.

Период, когда все четыре ноги в воздухе, значительно длиннее, чем при рыси или иноходи. Последовательность движения следующая: левая задняя нога, правая задняя, левая передняя, правая передняя. При галопе лошадь делает 110 — 140 прыжков в минуту, одолевая расстояние 600 — 900 метров, а это равняется 36 — 54 километрам в час. Но на скачках лучшие лошади бегут значительно резвее, проходя километровую дистанцию со скоростью близкой к 70 километрам в час.

Короткий галоп называется «кентер», а самый резвый — карьером, или наметом.
За сутки верховые лошади могут пройти немногим более 300 километров.

По материалам
“Друзья и враги человека”
О.В.Тимченко и В.Б. Шапар

Аллюр – это способ передвижения лошади, который может быть как естественным, так и искусственным. Также аллюр варьируется по быстроте, амплитудности движений и некоторым дополнительным характеристикам. Основными видами естественного аллюра считаются шаг, рысь, галоп, карьер и экзотическая иноходь, а видами искусственного – пассаж, пьяффе, парадный шаг.

Самый медленный аллюр – передвижение шагом, когда лошадь достигает скорости 6-7 км/ч и по очереди переставляет ноги. Движение начинается с задних ног, а смена конечностей, наступающих на землю, происходит по диагонали.

Следующий по скорости аллюр – рысь, во время которой лошадь отрывает от земли сразу две ноги (по диагонали). Трот (так называемая «укороченная рысь») представляет собой «сжатое» движение со скоростью до 15 км/ч. Полевая рысь позволяет лошади разогнаться до 20 км/ч, а размашистая рысь может достигать 50 км/ч. Хорошо натренированные рысаки передвигаются рысью быстрее, чем некоторые лошади – полноценным галопом.

Галоп – очень активный аллюр, во время которого лошадь делает прыжок, отталкиваясь задними ногами, и приземляется на передние. Средняя скорость галопа – 55-60 км/ч.

Самым быстрым аллюром является карьер – подвид галопа, подразумевающий экстремально-быстрое передвижение лошади. Как правило, здоровая лошадь выдерживает всего 2-3 километра, пройденных карьером, после чего утомляется и начинает тормозить. Попытки принудить лошадь и дальше двигаться карьером могут привести к истощению и даже смерти животного.

Самый необычный вид естественного аллюра – иноходь. Он незначительно быстрее рыси, хоть и не достигает скорости галопа. Лошадь-иноходец одновременно переставляет ноги с одной стороны, что делает ее походку очень плавной и размеренной. Врожденные иноходцы могут преодолевать до 120 километров в сутки.

Глава 3. Движения лошади

Двигательный аппарат

Как мы раньше отмечали, почти все вырабатываемые у лошади в процессе дрессировки условные рефлексы связаны с ее движениями.

Движение лошади осуществляется перемещением центра тяжести тела с разнообразными изменениями положения конечностей и корпуса. В движении принимают участие пассивная часть двигательного аппарата — скелет, сухожилия, связки, слизистые сумки — и активная — мышцы. Непосредственной причиной движения лошади является сокращение мышц. Кости скелета (в основном кости конечностей) играют роль одно- и двухплечевых рычагов (чаще одноплечевых). Точкой вращения рычага является сустав. Мышцы, расположенные внутри суставного угла (сгибатели), при сокращении уменьшают угол сустава, приводя в движение плечи рычага. Мышцы, которые проходят через вершину угла сустава, при сокращении раскрывают угол сустава. Кроме того, под действием отводящих и приводящих мышц конечности могут отводиться от продольной плоскости тела лошади или приближаться к ней. При сокращении мышц-вращателей происходит вращение конечностей внутрь или наружу продольной оси.

Огромную роль в работе мышц играют импульсы, идущие от центральной нервной системы. В ответ на раздражения внешней среды в головном и спинном мозге возникает возбуждение. По двигательным нервным волокнам возбуждение передается мышцам. Мышцы сокращаются — совершается движение.

Скелетные мышцы непосредственно получают нервные импульсы из центральной нервной системы и своим сокращением обусловливают многочисленные сложные согласованные движения (шаг, рысь, галоп, прыжки и т. д.). Деятельность скелетной мускулатуры происходит рефлекторно, причем началом условных рефлексов (через центральную нервную систему) служит сокращение одних мышц, которое в свою очередь является условным раздражителем для других мышц. При этом создается как бы цепь: окончание одного движения вызывает начало другого.

Как известно, во всяком движении, а также при усилиях, направленных на сохранение равновесия на месте, всегда участвует скелетная мускулатура лошади. Так, во время остановки лошадь находится в состоянии видимого покоя, не совершая движения. Задача мышц при этом — длительным напряжением (тонусом) обеспечить животному такое положение, при котором легко сохранить равновесие. Такой вид деятельности мышц называется тоническим. Тоническое напряжение осуществляется не всей мышцей, а только частью ее волокон, что дает возможность мышце длительно работать без утомления. Тоническая деятельность мышц, обеспечивая телу лошади равновесие, создает условие, при котором она может легко перейти к движению.

На характер движения лошади значительное влияние оказывает положение ее головы и шеи. Между положением головы и шеи лошади и ее конечностями существует рефлекторная связь (шейные рефлексы). В зависимости от изменения положения головы относительно туловища различают четыре группы шейных рефлексов.

  • При опускании головы происходит уменьшение напряжения мышц-разгибателей обеих передних конечностей и сохранение или небольшое увеличение напряжения разгибателей задних конечностей.
  • При подъеме головы — увеличение напряжения разгибателей передних конечностей и уменьшение напряжения разгибателей задних конечностей.
  • При наклоне головы по направлению к одному из плечевых суставов-повышение разгибательного напряжения обеих конечностей (больше — задних) со стороны, в которую наклонена голова.
  • При повороте головы с отведением в сторону челюсти — увеличение разгибательного напряжения передней конечности в сторону, к которой обращена челюсть.
  • Движения лошади можно разделить на: — движения на месте и с преодолением пространства (вперед, назад, в сторону).

    Движения на месте в большинстве случаев характеризуются относительным удержанием центра тяжести в границах площади опоры тела лошади. К ним относятся: пиаффе (при условии, если лошадь производит его, не смещаясь с места), галоп на месте, так называемый салют, исполняемый лошадью при цирковой дрессировке, а также такие упражнения высшей школы верховой езды, как левада, круппада и каприоль.

    К движениям на месте с перемещением центра тяжести за площадь опоры следует отнести: опускание лошади на землю, лежание на боку, вставание с земли, лягание, вставание на дыбы.

    Стоя на месте, лошадь находится в устойчивом равновесии, что обеспечивается большой площадью опоры и сравнительно близким расположением центра тяжести тела от этой площади Непосредственное сохранение равновесия достигается фиксацией частей скелета, осуществляемой напряжением мышц, сухожилий, связок.

    Центр тяжести лошади. Центром тяжести называется точка тела, через которую проходит направление силы веса тела при любом его положении. Центр тяжести спокойно стоящей на месте лошади с всадником лежит приблизительно в точке пересечения вертикальной линии, касательной к мечевидному отростку грудной кости с горизонтальной на высоте плече-лопаточного сочленения (рис. 3).


    Рис. 3. Центр тяжести лошади

    В основе движения лошади в пространстве лежит перемещение ее центра тяжести при помощи разнообразных изменений положения конечностей и тела. Так, например, одна из задних ног (а при движении назад одна из передних) сначала, сгибаясь, а потом разгибаясь, толкает туловище и таким образом перемещает центр тяжести, выводя его из границ площади опоры. Лошадь вынуждена находить новую опорную площадь при помощи движения вперед (или назад), выставляя для этого передние конечности (при движении назад — задние). Так как импульс от толкающей конечности исходит на протяжении всего времени движения, лошадь все время находится в положении неустойчивого равновесия и, восстанавливая его, ей приходится продвигаться в пространстве. Первичный импульс, заставляющий сместиться центр тяжести, исходит только от задних конечностей при движении вперед и только от передних при осаживании.

    Центр тяжести при движении лошади смещается в четырех направлениях: в вертикальном — одновременно с движением верхней части опирающейся ноги; в боковые стороны соответственно с изгибом корпуса лошади; в горизонтальном — вперед по линии импульса со стороны задних конечностей. Назад центр тяжести может смещаться только при осаживании, вставании на дыбы, галопе назад и вставании с земли.

    Равновесие. Красивы и грациозны движения лошади на свободе, когда она возбуждена. Голова и шея приподняты, задняя часть корпуса слегка опущена, спина и поясница изогнуты (чтобы лучше фиксировать прилегающие части), задние конечности, согнутые и подведенные под туловище, энергичными бросками отделяясь от земли, бросают веред весь корпус; передние конечности, освобожденные от излишней тяжести, двигаясь свободно, высоко и картинно поднимаются над землей, ноздри пышут, во взгляде «гордость». Сила и гармония этих движений говорит о том, что лошадь, двигаясь на свободе, умеет сохранять равновесие и сообразно своим потребностям легко, по своему произволу, может видоизменить его.

    Когда же на лошадь садится всадник, тогда природное равновесие нарушается. Молодая невыезженная лошадь, обремененная весом всадника, доходящим иногда до 25% ее живого веса, движется с вытянутыми и опущенными головой и шеей, на прямых задних конечностях и высоко несет заднюю часть корпуса; передние конечности, обремененные излишней тяжестью, поднимаются над землей невысоко и быстро опускаются, как бы ища опоры. Выездка верховой лошади имеет целью не только покорить ее воле всадника, развить мускулатуру и органы дыхания, но и уравновесить ее, то есть развить в ней способность быстро перемещать свой центр тяжести.

    Выезженная лошадь может и под всадником сохранять естественные гармоничные движения, придавать своему телу то равновесие, которое является наивыгоднейшим для поддержания своего веса и веса всадника. Выезженная лошадь может в различных условиях по-разному приспосабливаться к обстановке и под влиянием усвоенных рефлексов и физического развития (тренированности) управлять своим центром тяжести так, чтобы с возможно меньшей затратой мускульной силы и вредом для себя выполнять работу.

    Различают следующие виды равновесия (рис. 4).

  • Равновесие на задней части корпуса. Когда лошадь путем упражнений приобретает по требованию всадника навык передавать во время движения часть своего веса с обремененной передней части корпуса на более легкую, но более сильную заднюю часть корпуса. Это равновесие зависит от высокого постава шеи при подобранном близком к отвесу положении головы и подведенных под корпус задних ног на согнутых суставах. При этом лошадь свободно может передвигать свое тело в разные стороны быстро останавливаться * ; применяется при выполнении элементов высшей школы.
  • Равновесие на передней части корпуса, когда лошадь большую часть своего веса несет на передних конечностях. Такое равновесие находится в зависимости от степени вытянутости шеи и головы вперед. Это равновесие способствует проявлению резвости у скаковой лошади и больших тяговых усилий у тяжеловесов.
  • Среднее равновесие. Зависит от положения шеи (под углом 45° к горизонту) и средней степени подведения задних ног под корпус лошади. Такое равновесие принимает сама лошадь как естественное и более удобное.
  • * Передвижение отдельных конечностей при всех аллюрах одинаково: каждая нога проходит две основные фазы — опирание на землю и перенос ноги.


    Рис. 4. Виды равновесия

    Необходимо отметить роль в передвижении так называемого рефлекса поддержки, который состоит в том, что с момента соприкосновения с почвой нога движущейся лошади рефлекторно выпрямляется. Как только нога покинет опору, она также рефлекторно становится подвижной в суставах. Отталкивание продолжается до тех пор, пока поступательное движение тела лошади не увлечет отталкивающуюся ногу в фазу отведения.

    Аллюры лошади

    Аллюрами называют различные способы передвижения лошади. Условно они делятся на естественные и искусственные. К естественным аллюрам относятся: шаг, рысь, галоп, прыжок и иноходь. К искусственным причисляются те, которыми лошадь может двигаться после более или менее продолжительного обучения: собранная (сокращенная) рысь, манежный (сокращенный) галоп, галоп на месте и все движения высшей школы верховой езды.

    Все искусственные аллюры в своей основе имеют элементы естественных движений.

    Существуют также неправильные (испорченные) аллюры: тропота, сорочий скок, шлапак.

    Шаг. Самый медленный и спокойный вид движения лошади (рис. 5). При шаге слышны четыре удара копыт. Очередность движения ног происходит следующим образом: произведя толчок, задняя нога поднимается после того, как ее диагональная передняя удаляется от земли, затем задняя нога становится на землю, незадолго перед этим другая передняя нога поднимается несколько раньше своей диагональной задней.


    Рис. 5. Аллюр лошади — шаг

    На шаге каждое движение передних ног сопровождается движением шеи. В фазе переноса шея медленно опускается, а в момент, предшествующий опиранию, заметно поднимается. Кроме того, шея колеблется и в горизонтальной плоскости одновременно с фазами движения передних ног. Изгибание позвоночника на шаге происходят симметрично как в одну, так и в другую сторону от продольной оси.

    В зависимости от длины шага, особенностей смены ног и положения тела (корпуса) различают: обыкновенный (средний) шаг, удлиненный (прибавленный), сокращенный (укороченный) и свободный.

    Обыкновенный (средний) шаг — четкий, правильный и достаточно широкий, но не ускоренный до максимума. Лошадь должна двигаться энергично, спокойно. Голова слегка выходит за линию вертикали. Движения ровные, с отчетливыми ударам копыт, с ровными интервалами. Следы задних копыт находятся примерно на месте следов передних.

    При чередовании ног наблюдаются моменты опирания на две ноги одной параллели (например, правая передняя и правая задняя), что объясняется необходимостью убрать левую переднюю ногу раньше, чем задняя станет на это место.

    Удлиненный (прибавленный) шаг. При этом движении лошадь захватывает возможно большее пространство за счет удлинения фазы переноса ноги, но без поспешности и не теряя размеренности шага. Задние конечности значительно перекрывают следы передних. Голова лицевой частью слегка подана вперед, корпус лошади и шея вытянуты.

    Сокращенный (укороченный) шаг характеризуется отчетливыми и уверенными движениями, шея приподнята и округлена. Задние конечности больше подведены чем при других разновидностях шага, и их следы не доходят до следов передних. Голова принимает положение, близкое к вертикальному. При сокращенном шаге преобладает трехступное опирание * . Удары диагональных конечностей сближаются.

    * ( То есть когда лошадь опирается не менее чем на три ноги; например, на правую переднюю, правую заднюю и левую переднюю; при этом лошадь отрывает от земли левую заднюю ногу и ставит ее на землю позади левой передней.)

    Свободный шаг по длине фаз чередования конечностей соответствует удлиненному шагу, но лошади при этом предоставляется возможность расслабить мускулатуру, максимально вытянуть голову и шею при полностью отданном поводе.

    В зависимости от телосложения лошади (от соотношения длины ее ног к длине туловища) виды шага, а также рыси по-разному выражены. Так, у лошадей с коротким туловищем и длинными ногами способность перекрывать следы более выражена, чем у лошадей коротконогих с длинным туловищем.

    Рысь. В фазе опирания и переноса при этом аллюре по очереди находятся диагональные пары ног, причем опирающаяся пара при ускорении рыси отрывается от земли раньше, чем опускаются ноги противоположной диагонали, вследствие чего тело лошади какой-то момент находится в воздухе (рис. 6). Чем быстрее рысь, тем продолжительнее время подвисания. На очень укороченной рыси момента свободного подвисания нет. В этом случае отводимая вперед диагональная пара ступает несколько раньше, чем опирающиеся ноги оттолкнутся; тогда, наоборот, лошадь на одно мгновение опирается на все четыре ноги. Колебания позвоночника происходят в горизонтальной плоскости, но они выражены значительно меньше, чем на шаге.


    Рис. 6. Вид аллюра — рысь

    В зависимости от скорости перестановки ног и захвата ими пространства рысь разделяют на обыкновенную, или среднюю, удлиненную, или прибавленную, сокращенную, или укороченную.

    Обыкновенная (средняя) рысь. На этой рыси лошадь должна энергично, но в то же время без видимых усилий, легко и четко двигаться вперед в естественном (среднем) равновесии. Ясно заметно сгибание в суставах энергично работающих задних конечностей. Следы задних ног ложатся на границе передних и на одной линии с ними. Голова лошади слегка выходит вперед от линии вертикали. Для цирковой лошади желателен эффектный высокий подъем передних вытянутых конечностей, что в сочетании с плавностью и эластичностью движений передних ног создает эффектное впечатление парадности рыси.

    Удлиненная (прибавленная) рысь характеризуется более широкими движениями при сохранении достаточной подвижности задних конечностей, энергичная работа которых является одним из основных требований к этому аллюру.

    На прибавленной рыси шея лошади вытягивается, плечи больше выносятся вперед, фаза подвисания тела лошади в воздухе заметно выражена.

    Сокращенная (укороченная) рысь. Длина шага лошади на этой рыси значительно укорачивается, движения становятся энергичнее, шея округляется, голова принимает положение, близкое к вертикальной линии. Следы задних ног ложатся позади следов передних.

    На очень сокращенной рыси отсутствует момент подвисания.

    Галоп. На галопе наблюдается трехтактное опирание и подвисание. На очень сокращенном галопе подвисание отсутствует (рис. 7,8).


    Рис. 7. Вид аллюра — галоп

    Галоп бывает с правой и с левой ноги. При галопе с правой ноги лошадь в первый такт опирается на левую заднюю ногу, переносит на нее всю тяжесть корпуса и отталкивается ею вверх и вперед. Во второй такт она подставляет одновременно левую переднюю и правую заднюю ноги, а в третий — принимает весь корпус на правую переднюю ногу. При галопе с левой ноги опирание ног происходит в следующей последовательности: правая задняя — правая диагональ (правая передняя и левая задняя) — левая передняя.


    Рис. 8. Вид аллюра — галоп

    Движение, при котором лошадь на галопе не выносит вперед одновременно ноги одной и той же стороны, то есть передней ногой идет с одной стороны, например, галопом с левой, а задней — с другой (с правой), является неправильным, в таких случаях говорят, что лошадь крестит.

    Работа каждой диагонали лошади значительно отличается одна от другой. Считают, что при галопе с правой ноги наибольшее напряжение испытывает левая задняя нога и правая передняя, которые принимают на себя всю тяжесть падающего тела лошади. Особенно это наблюдается у цирковой лошади, бегущей по кругу манежа диаметром 13,5 м и преодолевающей центробежную силу, вследствие чего происходит значительное прогибание путовых суставов этих ног. При галопе с левой ноги происходит обратное и наибольшее утомление испытывают правая задняя и левая передняя. При правильном галопе под всадником задние ноги лошади подводятся под ее корпус, опорная нога при этом находится в фазе сгибания. Во время галопа слышны три удара копыт о почву: первый удар соответствует опусканию на землю задней отталкивающейся ноги, второй происходит в момент соприкосновения с землей диагональной пары ног (он наиболее сильный) и третий происходит при наступании передней ведущей ноги. Пауза между вторым и третьим ударами более продолжительна, чем между первым и вторым.

    Шея лошади на галопе опускается в вертикальной плоскости в момент опирания ведущей передней ноги и поднимается после того, как на землю опускается диагональная задняя нога. Эти чередующиеся движения шеи облегчают работу поясницы лошади, нагрузка на которую при галопе особенно велика.

    Горизонтальные колебания позвоночника на галопе, в отличие от колебаний на шаге и рыси, несимметричны. После опирания ведущей передней ноги голова лошади отклоняется в сторону противоположной ноги, что способствует натяжению мышц, заставляющих двигаться вперед ведущую диагональ (тонические рефлексы). Затем голова лошади идет к средней линии, и шея принимает прямолинейное положение. При галопе налево позвоночник лошади принимает форму буквы «5», а при галопе направо — обратную форму. Следовательно, тело лошади на галопе всегда несколько изогнуто.

    По скорости движения и положению тела лошади различают средний галоп, прибавленный (полевой), сокращенный (манежный) и скаковой (карьер).

    Средний галоп. При движении средним галопом лошадь находится в среднем равновесии, двигаясь свободно и непринужденно. Голова несколько впереди линии вертикали.

    Прибавленный галоп характеризуется явно выраженным подвисанием тела лошади в свободном полете в воздухе между третьим и первым тактами. Ширина шага увеличивается до 4,5 м, шея вытягивается, лицевая часть головы также несколько вытягивается вперед. Скорость движения увеличивается за счет увеличения амплитуды шага, а не за счет частоты перебора ногами. На сокращенном галопе увеличивается сбор лошади: активизируются движения конечностей, задние ноги больше подводятся под туловище, заметно увеличивается степень сгибания опорной задней ноги. Устойчивость лошади на движениях уменьшается. При максимально сокращенном галопе лошадь может перейти на четырехтактное опирание, при котором порядок постановки ног следующий: галоп справа — первый удар задней левой, второй — задней правой, третий — передней левой, четвертый — передней правой. Чередование ударов довольно равномерное. Сокращенный галоп можно довести до галопа на месте и двигаясь назад. При этом замедленном ритме лошадь отбивает такты галопа, совсем не продвигаясь вперед и даже подаваясь назад. Движение лошади таким галопом является верхом совершенства дрессировки цирковой лошади.


    Рис. 9. Вид аллюра — иноходь

    Иноходь — способ передвижения, при котором происходит одностороннее опирание ног в два такта (рис. 9). Благодаря большой частоте шага иноходь по сравнению с рысью является более быстрым аллюром.

    Освоение новичками-конниками техники верховой езды начинается со знакомства с основным способом бега лошадей – аллюром. Усаживаясь в седло, каждый наездник делает попытку двигаться вперед и сразу ощущает множество движений, которые совершает в этот момент скакун.

    Общая информация

    Все четыре ноги животного начинают одновременно двигаться со своим тактом, который носит название аллюр лошади. Дословный перевод с французского языка слова аллюр означает «способ передвижения».

    К сведению. Чтобы действия скакуна и наездника при движении верхом были гармоничными и слаженными, потребуется знание всех видов бега лошадей.

    Техника и характеристика бега отражают походку животного, с которой оно может бежать вперед. Во время движения за счет толчка ног происходят попеременное смещение и восстановление центра тяжести лошади, что является мощным импульсом к продвижению.

    Способ бега лошади

    Способ бега лошади характеризуется следующими показателями:

    • Ритм. Это понятие означает количество времени, затраченное на точечные удары копыт лошади по опоре.
    • Темп показывает числовое количество ударов, которые совершает лошадь во время бега. По этой характеристике различают бег в двух, трех и четырех темпах.
    • Способ отпирания копыт во время бега. Лошадь во время бега может совершать опору на все четыре копыта, на три, два или одно.
    • Длина шага. Под этим понятием подразумевается расстояние между оттиском переднего лошадиного копыта. Этот показатель оказывает существенное влияние на результативность скорости бега лошади.
    • Частота показывает, сколько шагов в минуту может делать скакун.
    • Укороченный аллюр. Этим понятием обозначается вид бега, при котором задняя подкова удалена от отпечатка переднего копыта.
    • Удлиненный бег – данный показатель показывает то положение лошади, когда оттиск задней ноги оказывается впереди следа правой конечности.
    • Низкий ход показывает положение бегущего скакуна, при котором высота поднятого копыта не достигает пухового сустава соседней ноги лошади.
    • Высокий бег. В этом положении бегущая лошадь движется таким образом, что ее копыто поднимается чуть повыше, чем пуховый коленный сустав.

    Аллюры лошадей находятся в прямой зависимости от функционирования нервной системы животного. Если скакун слишком нервный и возбужден, то бег его будет непродуктивным и с высоким ходом. Длительные тренировки способствуют правильной выездке, которая заключается в управляемости лошади, эффективном использовании энергии и выработке двигательных рефлексов.

    Обратите внимание! Бег может быть разным, врожденным от природы или выработанным в результате длительных учебных тренировок. Существует несколько видов бега скакунов: шаг, рысь, галоп, иноходь.

    Данный вид конского движения считается самым медленным аллюром. Шаг лошади производится в следующем порядке: вначале вперед скакун выносит правую переднюю ногу, затем заднюю левую, после этого выдвигается передняя левая, заканчивается движение задней правой. Шагая, конь может стоять на двух или трех конечностях. Во время перемещения ножки животного как бы создают косую линию, и слышатся четкие удары всех четырех подков.

    При медленном аллюре скорость движения лошадки в час составляет всего от 5 до 7 км.

    Движение шаг подразделяется на следующие виды:

  • Собранный шаг определяется четким и высоким поднятием конечностей, скакун готов в любой момент переключиться на другой вид бега.
  • Укороченный. Выполняя укороченный шаг, животное с вытянутой параллельно земле шеей вольно передвигается в неторопливом темпе.
  • Прибавленный. Во время движения прибавленным шагом четко различаются четыре удара копыт, лошадка по очереди переставляет ножки и быстро движется вперед.
  • Пасо-фино. Во время бега скакун передвигается мелким шагом и быстро перебирает копытами. Такая особая разновидность шага характерна лишь одноименной породе лошадей.
  • Самый медленный аллюр используют для учебной тренировки, что позволяет привести в порядок мышцы животного. Шагом совершаются конные прогулки верхом.

    Неспешный и короткий бег рысью обычно используют при движении конских упряжек. Если беговые лошади прошли хороший курс тренировок, то они могут ритмично бежать довольно долго. Во время аллюра рысью конь на какой-то момент зависает над землею, траектория движения конечностей напоминает косую линию. Рысак во время бега может развивать скорость от 45 до 50 км/ч, рекордной считается скорость в 55 км/ч.

    Разновидность бега рысью делится на виды:

  • Трот. Двигаясь тротом, лошадка во время бега перемещается медленной и укороченной рысью с длиной шага до 2 метров. Тихий темп движения, во время которого не происходит отрывание рысака от покрытия. Скорость составляет 1 км за 4 минуты. Данный вид бега используется для выполнения разминки. Во время укороченного трота в движении присутствует фаза провисания корпуса лошадки, и она может пробегать 1 км всего за 3 минуты.
  • Размашка. Спокойный вид легкой рыси, позволяющий достигать скорости 1 км за 2 минуты.
  • Мах. Беговые лошади, двигаясь махом, совершают четкие и размашистые движения и преодолевают расстояние в 1 км всего за 2 минуты.
  • Резвая. Этим самым быстрым видом рыси пользуются во время интенсивных тренировок, на соревнованиях и скачках. Резвой рысью лошадка пробегает 1 км за 1,15 минуты.
  • Если присмотреться к тому, как бегают лошади рысью, то можно заметить, что обычные лошади не могут долго рысить. Они начинают бежать галопом или переходят на шаг. Только специальная порода лошадей, называемая рысаками, предпочитает аллюр рысью. Одним из критериев оценки лошадей считается их возможность долго бежать рысью и не изменять вид перемещения.

    Галоп

    Самым быстрым видом аллюра считается бег галопом. Если посмотреть, как скакун галопирует, то создается впечатление, будто конь двигается прыжками и, один раз ударив копытом, на какое-то время зависает в пространстве. Вначале лошадь выносит одну конечность сзади, затем вторую и по косой траектории выполняет резкий толчок передней ножкой. Совершив небольшой прыжок, лошадка вначале опускает переднюю ножку, которая находится по диагонали от задней ноги, что первой шла вперед. Движение галопом позволяет равномерно распределять нагрузку на все четыре ноги животного.

    Галоп различают по тому, какой ножкой после скачка коснется лошадка земли: правой или левой. Обычно лошадь бегает с левой ноги.

    Данный вид аллюра разделяется на следующие разновидности:

    1. Манежный. Это короткий и неспешный вид галопа, во время которого совершаются частые повороты.
    2. Кентер, другое название – «полевой». Быстрый основной аллюр со средней скоростью, в основном используется во время тренировочных забегов.
    3. Карьер. Это стремительный и резвый вид галопа, во время которого скакун развивает большую скорость. Во время движения конь совершает полный мах и по максимуму захватывает пространство спереди. Для лучшего управления скакуном наезднику рекомендуется пользоваться укороченными стременами, позволяющими ему немного поднимать себя над седлом. Животное быстро тратит свои силы, начинает уставать, поэтому аллюр карьером используют на соревнованиях по конному спорту или при подготовке к ним.
    4. Шаг бега галопом в три раза превышает длину корпуса лошади. Если сравнивать скорость бега кентером с бегом рысью, то в первом случае она будет в два раза выше. Во время скачек скорость скакуна достигает 60 км в час. Чтобы понимать, как поднять лошадь в галоп, важно правильно управлять лошадкой, знать особенности бега галопом. Для того чтобы научить молодую и необученную лошадку подняться в галоп, наезднику придется набраться терпения и научить животное правильной технике этого вида бега.

      Иноходь

      Иноходец – это лошадь, которая передвигается самым редким и оригинальным видом аллюра – иноходью. Такой вид движения характерен лишь для малой группы лошадей и пользуется высокой оценкой у наездников. Иноходь немного схожа с рысью, но это только на первый взгляд. Отличие заключается в том, что конь выносит конечности только по одной стороне, а не как во время рыси – по диагонали. Во время бега кони-иноходцы за счет покачивания корпуса и неустойчивого аллюра, делая поворот, могут спотыкнуться о неровности местности. Всадник, пуская иноходца вскачь, чувствует себя очень комфортно.

      Конь-иноходец, по сравнению с рысаком, обладает меньшей шаговой длиной, хотя копытами передвигает с большей частотой. Поэтому такой скакун развивает высокую скорость: расстояние в один километр он пробегает за 2 минуты. С всадником иноходец в день может преодолевать расстояние в 100-120 км. Переходить с одного вида аллюра на другой лошади довольно затруднительно. Это прирожденные скакуны, поэтому иноходцев не используют для перевозки грузов.

      Искусственные аллюры

      Понятие «искусственные аллюры» подразумевает использование способов бега, выработанных в результате длительных тренировок. Эти красивые движения являются верхом искусства езды верхом.

      Различают различные разновидности искусственных аллюров:

    5. Пассаж – это разновидность тихой рыси, когда лошади невысоко выносят вперед ножку и конечности, коленями медленно и красиво поднимаются к верху, а задние ноги подводятся под корпус.
    6. Пиаффе. Данный вид аллюра считается самым сложным из всех искусственных аллюров и представляет собой пассаж, который исполняет лошадка, стоя на месте, часто в сочетании поворота.
    7. Галоп на трех конечностях. Сложность этого аллюра состоит в том, что лошади приходится занимать очень неудобное положение: одна ножка должна постоянно находиться в вытянутом положении и не касаться опоры.
    8. Галоп с задним ходом. Данный вид аллюра выполнятся во время различных трюков.
    9. Укороченная походка (испанский шаг). При таком движении лошадка шагает передней конечностью и выносит ножку параллельно опоре. Обучая животное этому движению, наездник, держа в левой руке длинный хлыст, подбирает поводья, этим обеспечивает укороченную походку.
    10. В заключение хочется отметить, что движение бегущей лошадки, независимо от выбранного аллюра, всегда пластичны и выглядят грациозно.

      Невозможно представить себе героя «Путешествия из Петербурга в Москву» без его неизменной кибитки, Чичикова — без брички, которую мчит по просторам Руси «птица тройка», путешествующего по Европе Онегина — без его «легкой коляски». Но хорошо ли мы представляем себе эти экипажи? И почему автор назначает своему герою именно такое средство передвижения, а не другое?


      Тройка Чичикова у постоялого двора. Пирогов Н.В.
      См. страницу «Иллюстрации к поэме Н.В.Гоголя »Мертвые души» в издании А.Ф.Маркса, 1901 г.» на сайте «К уроку литературы»

      У классиков не бывает случайностей. Вид повозки, количество впряженных лошадей, способ путешествия (на своих или на почтовых), скорость движения — все это не только исторически точно и осмысленно, но и глубоко продумано и обосновано.

      В далекие времена, когда еще не было ни железных дорог, ни автобусов, конные экипажи на колесах или полозьях представляли собой единственное средство передвижения на более или менее дальние расстояния. Каким же образом передвигались наши герои за пределами города или собственного имения?

      Способов было четыре. Самый дешевый — разумеется, для имущих — в личном экипаже, со своим кучером, на собственных лошадях. Но это требовало длительного времени: лошадей надо было часто останавливать для отдыха и кормления. Это называлось ездить «НА СВОИХ», или «НА ДОЛГИХ».

      Именно таким, наиболее экономным способом добиралась Татьяна Ларина до Москвы — предположительно из псковской деревни:

      К несчастью, Ларина тащилась,
      Боясь прогонов дорогих,
      Не на почтовых, на своих,
      И наша дева насладилась
      Дорожной скукою вполне:
      Семь суток ехали оне.

      Второй способ — езда НА ПОЧТОВЫХ, или НА ПЕРЕКЛАДНЫХ, — был возможен только на ПОЧТОВЫХ ТРАКТАХ, то есть на дорогах с движением почтовых карет и станциями, расположенными верстах в тридцати одна от другой. Для такой поездки требовалось выписать в местной полиции ПОДОРОЖНУЮ, то есть свидетельство, дающее право на определенное, соответственно чину и званию, количество лошадей. Если вы ехали по личной надобности, то предварительно вносили плату и получали простую подорожную, если же, как лермонтовский Печорин, «по казенной надобности», то есть по делам службы, то вам выдавалась подорожная, оплаченная казной. Плату — она называлась ПРОГОНЫ или ПРОГОННЫЕ — брали поверстно, то есть с версты. Если вы задумали бы выехать из города без подорожной, вас задержал бы дежурящий на заставе караульный офицер.

      В распоряжении этого офицера состоял нестроевой солдат, по тогдашней терминологии ИНВАЛИД (вовсе не обязательно увечный), который по его команде поднимал или опускал шлагбаум.

      В стихотворении «Дорожные жалобы», размышляя о том, как он кончит дни свои, Пушкин допускает и такое:

      …Иль мне в лоб шлагбаум влепит
      Непроворный инвалид.

      Итак, вы оплатили поездку, если этого не сделала казна, и оформили все документы. Заранее нанятый ямщик в обусловленное время приезжал с лошадьми к вам в дом или в гостиницу. Они впрягались в подготовленный вами собственный экипаж, и вы становились путешественником: следовали до ближайшей ПОЧТОВОЙ СТАНЦИИ (иначе — ПОЧТОВЫЙ ДВОР или ЯМ — отсюда и слово «ЯМЩИК»). Здесь путник предъявлял СТАНЦИОННОМУ СМОТРИТЕЛЮ подорожную, его записывали в особую книгу, после чего, при наличии свежих лошадей (а их иногда приходилось подолгу дожидаться: расписания не было), ехали до следующей станции, где повторялась та же процедура.

      Обстановка почтовых станций, хлопоты замученных станционных смотрителей, утомительное ожидание освободившихся лошадей, наглость высоких чинов или просто нахалов, требующих упряжки в первую очередь, тяжкие ночевки в неблагоустроенных и тесных помещениях — все это нам знакомо по многим литературным произведениям. «Обычные сцены: на станциях ад — / Ругаются, спорят, толкутся», — читаем в поэме Некрасова «Русские женщины». Зато «езда на почтовых» (на них именно летел Онегин к заболевшему дяде) была наиболее быстрой, в особенности же, если это были КУРЬЕРСКИЕ — лошади, приберегаемые для экстренных случаев, правительственных курьеров — фельдъегерей и особо важных персон.

      Разница в скорости между обоими видами образно отражена в попреке Иудушки Головлева племяннице Анненьке: «Ты вот на почтовых суп скушала, а я — на долгих ем».

      Третий способ — езда НА ВОЛЬНЫХ, или НА ОБЫВАТЕЛЬСКИХ. Тут уже не требовалась подорожная, но цена была гораздо более высокой. На почтовой станции вы нанимали по договоренной цене ямщика из местных жителей, с лошадьми, который вез вас до ближайшей станции, где нанимались новые лошади с ямщиком. В этом случае экипаж мог принадлежать не ездоку, а ямщику, что стоило, конечно, много дороже. Иногда этот способ передвижения назывался ездой НА СДАТОЧНЫХ, а лошади и кареты — ЯМСКИМИ. Возле почтовых дорог располагались деревни с ямщиками, обычно — оброчными крестьянами, ведал ими ЯМЩИЦКИЙ СТАРОСТА.

      И, наконец, четвертый способ передвижения стал возможен только начиная с 1820 года, когда между Петербургом и Москвой стал регулярно ходить рейсовый экипаж — ДИЛИЖАНС. Вскоре дилижансы стали курсировать и по другим маршрутам между крупными городами. Путешественники вначале негодовали: в отличие от старых возков или кибиток, где можно было лежать, в дилижансах приходилось только сидеть, притом в тесноте. Отсюда дилижанс (от франц. «diligence») насмешливо перекрестили в НЕЛЕЖАНС или СИДЕЙКУ.

      В статье «Путешествие из Москвы в Петербург» Пушкин отмечает удобство «поспешного дилижанса» по сравнению с прежней почтовой каретой. С прокладкой шоссе рейс между двумя столицами — 726 верст — дилижанс стал проделывать в двое суток с половиной, вместо четырех — четырех с половиной на перекладных до того.

      Мест в дилижансе было зимой четыре, летом — шесть. Дилижанс запрягался четырьмя лошадьми в ряд. Что касается почтовых лошадей, то по закону, в зависимости от чина и должности заказавшего, количество лошадей составляло: до трех — для неслужащих и чиновников низшего ранга, до 20 — для особ I класса табели о рангах. Важный сановник Каренин получал прогонные деньги на 12 лошадей.

      Рассказчик в повести Пушкина «Станционный смотритель», титулярный советник, указывает: «Находился я в мелком чине, ехал на перекладных и платил прогоны за две лошади».

      Даже для собственных экипажей количество лошадей строго регламентировалось в зависимости от чина и сословия владельца. Купчиха Большова в комедии Островского «Свои люди — сочтемся!» говорит о своей дочери, мечтающей выйти замуж за дворянина: «Только бы ей в карете ехать шестеркой». На что муж ее замечает: «Поедет и парочкой — не велика помещица!» Незначащий, казалось бы, разговор, однако за ним — существенные исторические реалии: ШЕСТЕРКОЙ в дореформенное время разрешалось ездить только дворянам, купцам же — не более чем на одной паре лошадей.

      Скорость движения почтовых экипажей составляла зимой не более 12 верст в час, летом — 8-10, осенью — не более 8 по немощеной дороге. В сутки проезжали 100-150 верст. Только фельдъегеря обязаны были ехать «столь поспешно, сколько сие будет возможно», и иногда проделывали в день 200 верст.

      В наш век сверхскоростей любопытно узнать, что называлось в старину нормальной скоростью, а что повышенной. В «Братьях Карамазовых» Достоевского узнаем, что Дмитрий «проехал до Мокрого на тройке час с четвертью при расстоянии 20 верст с небольшим». Если принять эти «20 верст с небольшим» за 23 километра, то ехал он со скоростью чуть более 18 километров в час, при этом «быстрая езда как бы вдруг освежила Митю». Ничего себе быстрая езда!

      Ямщик Балага в «Войне и мире», которого Анатоль Курагин нанял для того, чтобы увезти Наташу Ростову, «любил эту безумную езду, по восемнадцать верст в час», то есть 19 километров с небольшим. Какой помехой стал бы Балага на современных дорогах! Что касается «своих» или «долгих», то в «Пошехонской старине» Салтыков-Щедрин отмечает: «В старину помещики берегли лошадей и ездили медленно, не более семи верст в час» (летом).


      Иллюстрация А.В.Николаева к роману Л.Н.Толстого «Война и мир»

      Почтовые тракты иногда назывались СТОЛБОВЫМИ ДОРОГАМИ, так как расстояния на них отмечались ВЕРСТОВЫМИ СТОЛБАМИ. Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» начинается с того, что «на столбовой дороженьке / Сошлись семь мужиков».

      В некоторых произведениях встречается непонятное ныне слово «подстава». В «Войне и мире» навстречу немцу доктору, ехавшему из Москвы, была выслана «подстава на большую дорогу». ПОДСТАВОЙ назывались свежие лошади, высылаемые с кучером в обусловленное место для перепряжки их в экипаж взамен уставших.

      аллюр

      вид движения лошади (шаг, рысь, галоп и другие)

      Всего найдено: 1, по маске 5 букв

      рысца

      обычно неторопливый способ передвижения у лисицы

    admin

    Наверх