Советский тяжеловоз порода лошадей

Рост лошади — 156-160 см

Масть лошади — рыжая, бурая, гнедая, гнедо-чалая, вороная, а также рыже-чалая

Экстерьер — лошади этой породы имеют небольшую, но пропорциональную голову, выпуклый профиль, короткую шею, мощную грудную клетку, длинную спину, сильные, крепкие и короткие конечности, округлый живот.

Шерстяной покров — средний. Представители этой породы созревают быстро, но они менее устойчивы к болезням, чем некоторые другие породы.

Краткое описание породы

Отличить советского тяжеловоза от других пород можно по его массивности и крупному телосложению, притягивающие взгляды окружающих. Мало кто из лошадей может похвастаться такими достижениями и умениями, как эта порода, которая способна транспортировать на себе грузы весом в несколько тонн. С давних времени лошадей используют именно в таких целях, чтобы перевозить тяжеловесные повозки.

Вес одной особи может достигать отметки в тоннах, в росте лошадь будет не выше 170 см до уровня холки. Для животного характерна широкая мощная грудь, крепкая спина и четко выраженная мускулистость шеи. Голова у советского тяжеловоза среднего пропорционального размера, ноздри широкие, щеки достаточно развитые. На макушке восседают среднего размера ушки, порой они имеют обвисшую форму. Шея постепенно переходит в низко посаженную холку, спина у животного мягкая, идеально подходящая под седло. Выдерживать тяжелые грузы лошадь может благодаря сильной ровной пояснице, а слегка обвислый круп имеет раздвоенную форму. Мускулистые и при этом сухие конечности заканчиваются ровными идеальными по форме копытами.

Расцветка и масть советского тяжеловоза может быть разной, чаще- рыжая и чалым оттенком, реже — гнедая с тем же чалым оттенком. Конечности окаймлены умеренно наросшими щетками, а грива и хвост демонстрируют пышность и объем. По характеру такие лошади отчаются спокойным и добрым нравом, но сохраняют в себе энергичность и силу. В целом отличительные особенности такого животного — короткая форма бедер, большие скакательные суставы, широкая пясть, при этом укороченные бабки и лопатки удлиненной формы.

История породы

Первое появление таких лошадей тяжеловозов было зафиксировано в западноевропейских державах 18 века, намного позже разведением советского тяжеловоза занялись российские коневоды. По сегодняшний день среди таких лошадей самым востребованным и популярным считается порода Советский тяжеловоз. Эта лошадь смогла прославить всех коневодов России. Лошадей такого крупного склада и мощи выводили в пределах Советского Союза, за счет завезенных по истечению 19 века из бельгийских лошадей брабансонов. После чего здешних сильных для работы кобыл сводили с бельгийскими популярными тяжеловозами и получали новый вид — советских тяжеловозов.

Самые большие заслуги по выведению такой породы лошадей по достоинству достаются Анцину И.А и Кисловскому Д.А. — дум успешным зоотехникам России. Эти два человека провели колоссальный труд по выведению новой мощной породы, в будущем трудящейся на благо советского человека. Благодаря высокому интеллекту и опытной селекции коневоды смогли максимально усовершенствовать качества и характеристики лошадей, имеющих сильный костяк и внушительную мускулатуру при достаточно сухой конституции тела. А современные особи стали гораздо менее прихотливы в уходе и кормлении.

Цель создания такой лошади была проста — помощь в сельскохозяйственных работах для транспортировки больших грузов. И в середине 20 столетия отечественные конезаводы выпустили усовершенствованных первых жеребцов. В 1952 году советского тяжеловоза утвердили на государственном уровне, признав лошадь такой, в какой нуждалось советское хозяйствование. Несмотря на то, что многие знатные умения и характеристики «прародителе» полученного советского тяжеловоза передались ему в наследство, новое поколение демонстрировало больший коэффициент молочности кобылиц.

Образ жизни в природе

Для того чтобы найти подход к лошади такой породы, нужно создать ей комфортные условия для существования и знать, в каком уходе животное нуждается.

Содержание и уход

Никаких особых предпочтений у советского тяжеловоза нет, ему нужна просторная конюшня, место для выгула и свободного бега, чистое питье и регулярный корм. Чтобы лошадь трудилась на благо человека, хозяин обязательно должен заботиться о здоровье животного. Во-первых, правильно составленный рацион питания и подкормки помогут лошади сохранят свою энергичность и мощь. Во-вторых, регулярный осмотр лошади после трудового дня позволит предотвратить риски появления заболеваний и травм. И несколько раз в год тяжеловоза должен осматривать ветеринар, а также проводить все плановые вакцинации и прививки.

После активного времяпровождения лошади нужно очищать ноздри от пота и пыли, а также омывать копыта из шланга для снятия усталости. Гриву и хвост нужно мыть 1-2 раза в неделю с применением кондиционера и вычесывать натуральной щеткой. Чтобы волосы не перепутывались, их можно заплетать в косы.

Питание

Правильно составленный рацион питания советского тяжеловоза — ключ к его силе и мощи, продуктивности и энергичности. Тяжеловозы нуждаются одинаково в кормлении свежей и сухой растительностью, а также в злаковых культурах. Поэтому ежедневно лошади нужно давать траву и зерно, а также чистую воду. Чтобы молодой жеребенок полноценно рос и наращивал мускулатуру, нужно периодически подкармливать животное концентратами и витаминными добавками. Лошади любят сахар, сладкую свеклу и морковь, а также картофель.

Характер и повадки

Советский тяжеловоз славится своей некой флегматичностью и прекрасным нравом. А энергичный темперамент позволяет лошади максимально продуктивно трудиться в тандеме с человеком. В целом темперамент советских тяжеловозов уравновешенный, добронравный, неприхотливый и спокойный. Лошади легко идут на контакт с новыми людьми, но требуют к себе уважительного и мягкого похода. Негативные эмоции и злость не приветствуют в людях, только «методом пряника» можно вызвать в лошади старание и усердие.

Применение советских тяжеловозов

Все мировые лошади тяжеловозы изначально создавались во времена ручного труда и процветания аграрной промышленности. Поэтому главная цель создания тяжеловоза — помощь человеку в сельскохозяйственных работах и перевозки тяжелых грузов на дальние расстояния. Разные страны по своим методам и взглядам усовершенствовали полученные породы, но именно советский тяжеловоз можно считать одной из самых сильных и выдержанных лошадей мира. Основа для любого тяжеловоза была порода Першерон, Шайр, Клейдесдали или Брабансон из Бельгии.

Говоря о русском тяжеловозе, такие животные применялись в работах частных дворов и в подворье, так как такие лошади могли справиться с самыми трудновыполнимыми задачами. А благодаря спокойному нраву и покладистости лошади могли легко найти контакт с маленькими детьми. В те времена Советский Союз проводил специальные соревнования, выявляя самых мощных представителей породы Советский тяжеловоз, в последующем этих лидеров отправляли в сельское хозяйство.

Сегодня нет большой нужды в лошадях, способных тянуть такие тонные грузы. Машинизация труда изменила стереотипы и приоритеты. Лошадей все чаще разводят в отдаленных уголках страны от цивилизации для получения мяса, а также работ по двору, в лесозаготовках и на фермах.

Интересные факты про этих тяжеловозов

Чтобы поближе познакомиться с породой Советский тяжеловоз, можно ознакомиться с самыми уникальными сведениями об этих животных.

  1. Тяговые возможности одной лошади можно сопоставить с трактором Т-40 АМ. Эти лошади не только могут тянуть грузы, но и работать вместе с машинами в сельском хозяйстве.
  2. Для любой особи этой породы не составит труда сдвинуть с мертвой точки груз весом 15 тонн.
  3. В конкурсе 1957 года в Тамбове жеребец по имени Форс протянул груз весом 23 тонны вдоль дистанции 23 метров.
  4. Советские тяжеловозы показывают высокие показатели роста и плодовитости.
  5. Советская тяжеловозная лошадь, или советский тяжеловоз (Soviet heavy draft) — порода наиболее крупных русских тягловых лошадей, утвержденная в качестве самостоятельной в 1952 году. При выведении породы применялись методы поглотительного и воспроизводительного скрещиваний местных кобыл с производителями шаговых рабочих пород (брабансонами, першеронами, суффольками и арденами).

    Минора (кобыла), владелец АПКЗ «Перевозкий» (2011 гр) Орс-Марсельеза. Фото © rivkin

    Конституция у большинства представителей породы крепкая. Лошади спокойны и послушны. Советские тяжеловозы являются плановыми улучшателями местных лошадей во многих регионах страны. Помеси первого и особенно второго поколений отличаются высокими рабочими качествами. Они сохраняют упитанность при кормлении их вволю доброкачественными грубыми кормами в стойловый период и травой летом.

    Племенных лошадей выращивают в условиях конюшенно-пастбищного содержания. Советские тяжеловозы отличаются высокой скороспелостью, а кобылы отличаются высокой молочностью. На кумысной ферме опытного конного завода ВНИИК (Рязанская обл.) от кобылы Рябины за 348 дней лактации было получено 6173 кг молока. Прирост массы жеребят в подсосный период достигает до 2 кг в сутки, достигая к шестимесячному возрасту 365-375 кг, а к одному году — 525-540 кг. Лошади приступают к тяжелой работе с 2,5-3 лет.

    Факел (жеребец), фото © Vikarus

    Советскую тяжеловозную лошадь используют в сельском хозяйстве, для перевозки тяжелых грузов, для производства мяса и молока.

    Плодовитость средняя (выход жеребят в конных заводах 65-75%). Срок племенного использования в большинстве случаев ограничивается 16-17 годами.

    Масти рыжая, иногда со светлой гривой и хвостом, гнедо- или рыже-чалая, гнедая, реже серая.

    Средние промеры племенных жеребцов, записанных в V том Государственной книги, следующие, см: высота в холке — 161,5, косая длина туловища — 167,2, обхват груди — 206,6 и обхват пясти — 24,7: промеры кобыл соответственно 159,4 — 167,3 — 203,7 — 23,8. В среднем рост колеблется от 155 до 170 см. Живая масса — от 700 до 1000 кг.

    Гром (жеребец), фото © Olga5

    В испытаниях на максимальную грузоподъемность на Тамбовском ипподроме при запряжке лошади в сцеп полков на колесах с пневматическими шинами рекорд установил 6-летний жеребец Форс, гнедо-чалый, 1951 г. р., который вывез груз массой 22 991 кг.

    В испытаниях на срочную доставку груза шагом лучшее время показал жеребец Зубр, 1964 г. р. Повозку конструкции ВНИИКа, масса которой вместе с грузом 4,5 т (сила тяги 150 кг), он провез за 11 мин 51,8 с на расстояние 2 км, что является всесоюзным рекордом. Кобыла Рафия, рыжая. 1960 г. р., от Карабина и Рогатины в повозке с грузом массой 1,5 т пробежала рысью 2 км за 4 мин 53 с.

    Нимфа (кобыла), фото © Ольга Кошаева

    У советских тяжеловозов средняя по величине, обычно сухая голова с прямым или слегка выпуклым профилем; мускулистая, слегка изогнутая шея средней длины; широкая низкая холка; широкая спина; часто мягкая поясница средней длины и выполненности; широкий, раздвоенный, часто свислый круп; широкая, с выпуклыми ребрами грудь; живот округлый; ноги средней длины, достаточно сухие и крепкие (нередко наблюдается косолапость); копыта правильной формы. Иногда встречается косолапость, саблистость и мягкие бабки. Оброслость гривы, хвоста и щеток умеренная.

    В 1980 году общая численность породы составляла около 35 000 голов.

    Абсолютно уникальная лошадиная порода. С ней не может сравниться ни одна иная из всех существующих тяжеловозных пород. Советский тяжеловоз обладает притягательным набором бесценных качеств и характеристик. К тому же, все эти чудеса, выражены в ярчайшей степени. А такое свойство, как непревзойденная никем и ничем, могучая сила, тоже удивит каждого.

    История возникновения

    Обладающие колоссальной силой массивные советские лошади, способные перевозить грузы, масса которых исчисляется тоннами, всегда пользовались популярностью. Многие легендарные тяжеловозы были выведены на территории Западной Европы ещё около двух веков назад. Россия тоже прославилась своими тяжелоупряжными лошадьми. А советский тяжеловоз – порода лошади самая мощная и знаменитая из них.

    Выведенными эти советские лошаки тяжеловозы были путем процесса по скрещиванию. На русских просторах брабансоны оказались уже в середине девятнадцатого века. Но вот по пути, связанным с чистопородным разведением, в России не пошли.

    По какой причине все было именно так? Брабансоны имеют очень рыхлую и сырую конституцию. И они очень плохо приспособиться могут к суровому отечественному климату. Советские лошади такие обладали склонностью к мокрецам. Для некоторых же из них, так вообще, все могло закончиться гниением стрелок и таких важных элементов, как ткани конечностей. А вот скрещивание слабаков брабансонов с кобылами, которые были в местности, устраняло все названные недостатки.

    Жеребец по кличке Экватор

    Помимо всего этого, несколько грубое телосложение бельгийских тяжеловозов, не могло удовлетворить вкусу в России к истинной гармонии форм и блистательной конской красоте. Так что началась серьезная и продуктивная работа над тяжким созданием новой прекрасной породы. И таким образом, стали созданными лошадки, что отвечали целиком и полностью, всем требованиям, предъявляемым сельским хозяйством.

    Выведение тяжеловозной породы заняло довольно длительный период времени. Усовершенствованию селекции, а также её успешному проведению в немалой степени поспособствовали профессор Д. А. Кисловский и зоотехник А. И. Анцин. И только в 30-х годах XX века появились жеребята с устойчивыми генетическими признаками. Вместе с этим начала отпадать необходимость в крови заграничных тяжеловозов. Улучшение советской породы проводилось с помощью лошадей, выращенных на отечественных конных заводах. К середине XX века брабансонов в стране уже не было. В Починковском и Мордовском конных заводах проводился отбор, а также тренинг молодняка.

    Советский тяжеловоз – порода лошади, существенно превзошедшая своих родоначальников. Более пропорциональные, компактные по размеру и подвижные лошади полностью удовлетворяли требованиям сельского хозяйства. 1952 год стал для них знаменательным. Именно тогда порода была зарегистрирована.

    Выведением отечественных тяжелоупряжных советских лошадей занималось сразу два конезавода. Соответственно и результаты получились разные. Так образовались два типа советских тяжеловозов, каждый из которых имеет свои индивидуальные особенности. Лошади, выведенные на Починковском конном заводе, обладают массивной комплекцией, удлинённым туловищем и длинными крупными ногами. Лошади Мордовского конного завода, отличаются большей сухостью и компактными размерами, поскольку в них сильны гены английских суффольков.

    Обзор характеристик

    Собственно, есть маленький секрет, выделяющий эту лошадь на фоне всех остальных. Так вот, советский тяжеловоз просто-напросто готов открыть собственную никем непревзойденную силу. В качестве рабочей лошадки, Советский тяжеловоз ни одного соперника иметь не может.

    Крупная конституция и высокий рост

    А вот на различных кумысных фермах, кобылки представляют собою яркий и ярый интерес. Что до мясного производства, так здесь тоже не имеется в наличии равных этой славной породе. Ведь в мясном производстве, просто-напросто не существует равных по большой скороспелости.

    И вот «советская тяжеловозная лошадь», уже спешит получить заслуженное признание в далеком 1952 году. Так что породу можно назвать относительно молодой. Что до популярности новых лошадей они отвечали всем собственным самым основным качествам. Затем были длительные совершенствования породы и много иных интересных процессов. Сейчас можно сказать, что прогресс сделал таких животных, которые превосходят по всем параметрам, очень многих в собственном роде.

    Советский тяжеловоз из всех существующих, наиболее крупные. При этом голова, на удивление, средней величины, а шея мускулистая, и имеет среднюю длину. Что до холки, она низкая и широкая. Временами бывает мягкая. Спина ровненькая, а поясница широкая. Круп свислый и раздвоенный. Широкая грудь.

    Фото советского тяжеловоза рыжей масти

    Продуктивность

    Советский тяжеловоз – порода лошади, отличающаяся высокой продуктивностью и быстрым развитием. Так уже годовалый жеребёнок весит чуть более полтонны. В трёхлетнем возрасте он готов к тяжёлым работам. Иногда это происходит раньше, в 2 года и 5 месяцев. А в 5–6 лет жеребёнка можно отправлять на соревнования.

    Кобыла этой породы способна давать потомство даже после преодоления 20-летнего рубежа. За период выкармливания жеребёнка она даёт около 6 тыс. литров молока. И это достаточно много, поэтому кобыл советского тяжеловоза используют для улучшения рабочих лошадей других пород.

    Кроме того, советские тяжеловозы неприхотливы в отношении содержания. Для них вполне подойдут недорогие объёмистые корма.

    Советские тяжеловозы успешно участвовали в состязаниях. Их достижения вошли в историю. Особенно отличился жеребец по имени Форс на соревнованиях в Тамбове, где в 1957 году он преодолел расстояние 35 м с грузом массой 23 т. После этого грандиозного события советские тяжеловозы постоянно ставили новые рекорды вплоть до 1990 года.

    Жеребец Форс

    Советские тяжеловозы сейчас

    Спрос на советских тяжеловозов сейчас стремительно падает. Потребность в таких лошадях почти исчезла из-за повсеместной автоматизации сельского хозяйства. Их численность неумолимо сокращается, а конные заводы приходят в упадок.

    Однако за границей советские тяжеловозы пользуются популярностью, активно участвуют в международных соревнованиях и используются для улучшения других тяжеловозных пород.

    Тяжелоупряжная порода: советский тяжеловоз

    В связи с развитием промышленности и потребностью России в мощной транспортной лошади крестьяне центральных районов страны ещё с XIX века скрещивали местных рабочих лошадей с орловскими рысаками, а также с бельгийской тяжеловозной породой брабансон, которых специально завозили в помещичьи хозяйства для работы и конного разведения.

    Советский тяжеловоз

    Завершением выведения породы советского тяжеловоза можно считать XX век, примерно 20-е года. На ряду с поглотительным скрещиванием местных лошадей с породой брабансон применяли разведение лучших поместных животных «в себе». При отборе и подборе создатели породы обращали внимание на крупность тела, выносливость организма, качество движения лошадей шагом и рысью (галоп, извините, уже в расчёт не брался), а также на сухость конституции лошади.

    В наше время советский тяжеловоз в России наиболее широко распространён среди всех иных представленных тяжеловозных пород.

    Описание экстерьера советского тяжеловоза

    Лошади советской тяжеловозной породы, несомненно, крупные. Высотой в холке они достигают 156-160 см. Обхват груди может достигать 2 м, а иногда даже более — 2.06-2.1 м! Обхват пястья составляет 23-25 см. Голова у советского тяжеловоза средней величины, шея — мускулистая, у некоторой части лошадей голова короткая. Спина нередко встречается мягкой, поясница — выпуклая, круп — широкий, раздвоенный и часто свислый. Грудь — широкая, средней глубины. Ноги, однако, тонкие, со слабой оброслостью. Из-за подобной характеристики некоторые коневоды считают именно ноги советского тяжеловоза их «слабым местом».

    Мастью советский тяжеловоз обычно бывает рыжей, гнедой, серой, реже — чалой.

    Рекорд грузоподъёмности советских тяжеловозов на контрольных испытаниях составил 22.9 тонны! Без всякого сомнения, это превосходный результат!

    Сегодня советский тяжеловоз служит не только на хозяйственных работах. Он также неплохо используется и для улучшения местных российских упряжных лошадей. Этим занимаются на конных заводах в центральной части России.

    Такое животное сразу привлекает к себе внимание людей. Тяжеловесная порода сама по себе примечательна, а этот вид ещё и красив. Такая лошадка способна перевозить многотонные грузы. Люди для того их и выводили, чтобы использовать при перевозках. Несмотря на свой могучий вид, силу и выносливость, эта порода очень грациозна.

    В советские времена лошадям уделялось большое внимание:

  6. их использовали во времена войн;
  7. применяли их выносливость в сельском хозяйстве;
  8. специально выращивали для скачек и соревнований;
  9. выводили новые породы, ставшие известными на весь мир.
  10. Наш отечественный тяжеловоз — это один из видов, выведенных в те времена. Плодовитость животных является одним из полезных качеств. Молодые лошадки быстро растут, набирая вес. Если в полгода жеребёнок весит около 350-370 кг, то взрослый конь по весу превышает его в 2-2.5 раза.

    Мясомолочная промышленность с помощью этой породы добилась высоких показателей. Себестоимость готового продукта удалось снизить за счёт дешёвых кормов. Благодаря советскому тяжеловозу улучшились показатели в коневодстве по всей стране. Это было сделано за счёт скрещивания различных пород.

    Историческая справка о происхождении вида

    Тяжеловозное коневодство возникло в Европе в 18 веке. Постоянные войны требовали перевозки тяжёлых артиллерийских орудий и боеприпасов. Поэтому такая порода оказалась кстати. Российская империя в таких лошадях нуждалась совсем по другой причине. Стране нужны были выносливые кони, которых можно было бы использовать на многочисленных стройках, вывозе брёвен из леса и прочих тяжёлых работах. И уже в середине 19 века нижегородские купцы привезли в Россию первую партию брабансонов.

    Долгое время брабансоны и суффольки использовались на полях и в лесах страны. Но, несмотря на то что они были потомками боевых рыцарских коней, в наших условиях им приходилось несладко. Природные и климатические условия сильно сказывались на взрослых лошадях и их потомстве. После революции во времена индустриализации опять остро встал вопрос о тяжеловесных лошадках. На конезаводах Нижегородской области и Мордовии к 30-м годам советскими селекционерами было проведено успешно скрещивание коней брабансонов с нашими кобылицами. К 48-му году наши конезаводчики подошли уже с отечественными лошадьми, а в 1952 году новая порода была официально утверждена и названа советским тяжеловозом.

    Выведенные доктором сельскохозяйственных наук Дмитрием Андреевичем Кисловским и зоотехником Починковсного конного завода И. А. Анциным животные были неприхотливыми к корму и условиям содержания. Советский тяжеловоз был немного меньше ростом, но зато с более развитыми мышцами и сухим телосложением.

    То, чего так не хватало сельскому хозяйству, было воплощено в новом виде.

    Галерея: лошади породы советский тяжеловоз (25 фото)

    Основные особенности

    Среди всех тяжеловозных лошадок эта не имеет себе равных. Количество и качество даваемых ей молока и мяса также оставляют далеко позади большинство лошадиных видов.

    Специалисты распознают способность лошади к работе по её крупу и задним ногам. У этой короткие бёдра с длинным скакательным суставом и обвислый круп. Такие показатели выдают прямого потомка брабансонов. Среди недостатков косолапость, что, кстати, совершенно не влияет на работоспособность.

    Основные характеристики, выдающие в животном советского тяжеловоза — крупность породы и большой рост. Говоря о росте надо вспомнить, что предок был повыше. Итак, особенностями вида являются следующие характеристики:

    • во-первых, это рост 167-170 см. У предка рост был на два-три сантиметра больше.
    • Вес достигает тонны. В животном мире мало существ, обладающих такой массой.
    • Голова лошади небольшая для её размеров с широкими ноздрями и обвисшими ушами.
    • Шея может быть средней длины или же короткой. Шея сразу переходит в холку.
    • Спина животного мягкая, что позволяет использовать его для верховой езды с использованием седла.
    • Конская поясница ровная и широкая с раздвоенным крупом способна выдерживать грузы большой тяжести.
    • Правильная форма у ног и копыт. Но большинство всё же косолапит.
    • Гнедая или рыжая масть. Иногда и та и другая бывают с примесью чалой масти.
    • Очень пышная грива и такой же хвост.
    • Добрый характер и в то же время энергичный.
    • Неприхотлива к еде и условиям обитания.

    Советского тяжеловоза порой называют скороспелкой. Молодые жеребята быстро растут и так же быстро набирают вес. В год такой коник весит полтонны, а в два года — это уже полностью созревшие взрослые особи, которых привлекают к тяжёлым работам. Плодовитость вида тоже поражает: порой и после двадцати лет жизни кобылы продолжают приносить приплод. Поэтому и удои кумыса, благодаря им очень высоки.

    Породы лошадей Тамбовского происхождения

    Основными коннозаводческими регионами России были Воронежская, Орловская и Тамбовская губернии. Но более всех прославилась именно Тамбовщина, так как там было более всего заливных лугов и богатых людей страны. Разведением занимались и дворяне, и купцы. В коневодство вкладывались огромные деньги. В итоге вложения оправдали себя — Тамбовская губерния прославилась новыми лошадиными породами.

    1. Орловские рысаки были выведены именно здесь. Крупный помещик граф А.Г. Орлов много путешествовал по миру. И так как у него была страсть к лошадкам, то домой он привозил их со всех краёв света, стремясь создать что-то своё. Скрещивание арабских скакунов с датскими кобылами в результате дало орловского рысака, обладающего грацией, высоким ростом и скоростью.
    2. Зная о больших призах на русских скачках, в гости к нам ехало много американских коневодов. Но не только это тянуло к нам американцев — они выводили своего собственного рысака, перенимая зарубежный опыт. К концу 19 века американский рысак стал самым резвым на скачках и вынудил российских коневодов заняться выведением своего. Скрестив своих рысистых кобыл с американскими рысистыми жеребцами, нашими зоотехниками была получена русская рысистая. Сегодня русская рысистая (русский рысак) используется в спорте и характеристики его постоянно совершенствуются селективными методами. Таким образом, Тамбовская область стала родиной второго выведенного вида лошадей.
    3. Основная масса тяжеловозов разводится в местах где они были впервые получены. Благодаря же коневодческим традициям в Тамбовской области, советский тяжеловоз получил прописку и здесь.

    Отсюда можно сделать вывод: если говорить о тамбовских породах, то по праву ими могут быть орловский и русский рысаки, а также советский тяжеловоз.

    Современная жизнь советского тяжеловоза

    С развалом Союза жить стало хуже не только многим людям, но и животным, которых разводили ради меха, молока или мяса. Конезаводов коснулось лошадиное вымирание. Какой бы ни была порода, она стала абсолютно не нужной в современном технологическом обществе. Хотя на Западе в этом отношении ничего не поменялось, там советские тяжеловозы ценились всегда. Спрос есть и сегодня: прогресс вынуждает людей обращаться к экологически чистой продукции и более дешёвому транспорту и рабочей силе.

    В последние два-три года ситуация на отечественных коневодческих фермах стала меняться в лучшую сторону. Но до показателей времён СССР ещё далеко. Из-за того, что поголовье скота сократилось повсеместно, сейчас эти лошади встречаются только в Нижегородской области и в Мордовии. Только в этих местах сохранились чистопородные жеребцы и кобылы. Другие заводы продают остатки чистопородных животных за бесценок.

    Советский тяжеловоз – уникальная порода, которая обладает целым рядом качеств, выраженных в наивысшей степени. Одно из них – невероятная сила. Если сравнивать советского тяжеловоза с другими породами, ему нет равных по силе в качестве рабочей лошади. Породе уже 60 лет на сегодняшний день и они по-прежнему держат планку самых мясных и молочных лошадей.

    Смешение кровей у советских тяжеловозов объясняет их уникальность. Дело в том, что они были выведены путем скрещивания бельгийских тяжеловозов брабансонов и местных лошадей. Однако также в процессе участвовали першероны, битюги, суффольки и ардены. Одних брабансонов нельзя было использовать из-за их плохой сопротивляемости суровым климатическим условиям и «сырой» конституции, хотя силу и массивность советские тяжеловозы получили именно от них.

    Когда же жеребцов брабансонов скрещивали с местными кобылами, здоровье полученных потомков улучшалось, и все изъяны устранялись.

    Советский тяжеловоз получил широкое распространение и быстро стал одной из самых знаменитых тяжеловозных пород в России. В 1957 году жеребец Форс на Тамбовском ипподроме установил рекорд грузоподъемности. Он вывез груз в 22991 кг и прошел с ним 35 метров. До сих пор этот рекорд не побит.

    Однако не стоит думать, что советский тяжеловоз только шаговая лошадь. Он полон энергии, хорошо идет рысью с грузом, очень вынослив. В практически любой работе он показывает хорошие результаты, и это доказано. В течение 30 лет каждый год проводились различные испытания (1960-1990 гг.): на скорость доставки груза весом в 1,5 тонны (лошадь идет рысью 2 км), на скорость доставки груза в 4,5 тонные (лошадь идет шагом), на тяговую выносливость (груз 9 тонн). Вот на таких соревнованиях в большинстве своем побеждали советские тяжеловозы, причем во всех трех категориях.

    Советский тяжеловоз имеет рост до 170 см и вес до 1000 кг. У него средняя голова, широкая и низкая холка, широкая грудь и круп. Самая распространенная масть – рыжая, но бывают и гнедые лошади. Советские тяжеловозы спокойные и послушные лошади.

    Сегодня советский тяжеловоз абсолютно сформированная законченная порода. В породе есть идеальные с точки зрения экстерьера и типа лошади.

    Вступайте в нашу группу вКонтакте. Мы размещаем новости редко и по делу, а ещё они все интересные и с красивыми фотографиями. 🙂

    * Приносим извинения за большое количество водных знаков на некоторых фотографиях. Фотографии нещадно воруют другие конюшни, фотографы, агрегаторы. И выставляют их за свои.

    Советский тяжеловоз — порода лошадей российской селекции. Выведенная в XIX в., порода могла исчезнуть вместе с распадом Советского Союза. Сегодня спрос на мощных и выносливых тягловых лошадей снова растет, и отечественные конные заводы занимаются восстановлением поголовья этих животных.

    В XIX в. на конезаводы привезли тягловых коней европейской селекции — брабансонов и суффолков. Рост этих гигантов в холке достигал 1,8 м. Предками брабансонов считают фландерских скакунов, принимавших участие в крестовых походах. Поэтому можно с уверенностью назвать тяжеловоза из СССР дальним потомком средневековых рыцарских лошадей.

    Тяжеловозы, завезенные в Россию из Европы, отличались мощным телосложением и послушным нравом, но они плохо переносили суровый российский климат. Однако от скрещивания европейских тягловых жеребцов с кобылами породы битюг на конезаводах получили жеребят с хорошими данными. Взрослые кони были чуть меньше брабансонов ростом, но отличались плотным телосложением.

    В конце 1910-х гг. заводчики перестали получать породистых животных из Европы, и племенное стадо пришлось формировать из тех потомков брабансонов и суффолков, которые остались на конезаводах Мордовии и Нижегородской области. В 1930-х гг. заводчики обратили внимание, что потомки европейских тяжеловозов сохранили их гены и передают их из поколения в поколение. Однако из-за начала Великой Отечественной войны зарегистрировать породу смогли лишь в 1952 г. Она получила название советский тяжеловоз.

    Характеристики

    Рослые и мускулистые, лошади этого вида обладают крепким телосложением. Вес жеребцов составляет около 900 кг. Кони отличаются массивным туловищем, широкой грудью, мощными ногами и сильной шеей. На их фоне голова лошади выглядит небольшой.

    Масть животных преимущественно рыжая или гнедая, возможны рыже-чалые или гнедо-чалые отмастки.

    В некоторых случаях представители данной породы имеют неправильную постановку задних конечностей. Такая косолапость не сказывается на рабочих качествах животного. Однако для лошадей, которые участвуют в племенной работе, неправильная постановка задних конечностей может явиться причиной отбраковки и выведения из селекционной работы.

    Животные обладают спокойным темпераментом. При этом кони энергичны и трудолюбивы. Заводчики отмечают, что животных этой породы нельзя назвать добронравными. Это объясняется направленностью селекционной работы. При выведении породы заводчики стремились передать потомству силу и выносливость родителей, а не их доброту и покладистость.

    Питаясь молоком матери, жеребенок прибавляет в весе 2 кг ежедневно. В полугодовалом возрасте животное уже весит 500 кг.

    Представителей этого вида можно привлекать к тяжелым работам с 2,5 лет. Кобыл начинают использовать для воспроизводства с 3 лет. Животное способно приносить потомство до 17 лет. Также советских тяжеловозов используют для улучшения местного поголовья лошадей. Молодняк первого поколения получает в наследство от жеребца более крупные размеры и хорошие рабочие качества породы.

    Уход и особенности содержания лошадей

    Представители данного вида неприхотливы, но уход за ними имеет свои особенности. Как любые крупные непарнокопытные, эти лошади нуждаются в просторном деннике, сухой и светлой конюшне. Коням необходим постоянный приток свежего воздуха без сквозняков. Рядом с конюшней обустраивают выгульную площадку, так как порода лошадей советский тяжеловоз нуждается в физических нагрузках и продолжительных прогулках.

    Если животное задействовано в тяжелых работах, оно устает и требует дополнительного ухода. После активных прогулок и физического труда тяжеловозу необходимо промыть копыта проточной водой, очистить ноздри от попавшей в них пыли и скопившейся слизи. Хвост и гриву коня моют дважды в неделю, после чего расчесывают гребнем или щеткой с натуральной щетиной.

    Полноценный рацион для лошадей тягловых пород имеет большое значение. Он должен включать сено или свежую траву, зерно, овощи и корнеплоды, концентрированные корма с минеральными добавками. Несмотря на крупные размеры, животные имеют желудок сравнительно небольшого размера, поэтому суточную норму кормов делят на 4-8 небольших порций.

    Достижения

    Лошадь породы советский тяжеловоз способна в одиночку сдвинуть с места состав, вес которого составляет 15 т. Силовые конкурсные испытания для коней тягловых пород стали проводить с 1950-х гг. К соревнованиям допускаются животные, достигшие возраста 4 лет.

    Испытания включают в себя несколько этапов. Конь должен пройти рысью 2 км с грузом, вес которого составляет 1,5 т. Затем он должен преодолеть это расстояние шагом, неся на себе груз 4,5 т. Итоговое испытание — протащить груз весом 9 т на максимальное расстояние.

    Среди рекордсменов таких состязаний часто оказываются тяжеловозы этого вида. В 1957 г. жеребцу по кличке Форс удалось переместить груз массой 23 т на 35 м. В 1968 г. призером стала кобыла Русалка, также принадлежащая к этой породе. Она тащила груз весом 9 т более 2 км.

    Порода сегодня

    С распадом Советского Союза развитие породы прекратилось. Конные заводы, где содержались животные этой породы, перестали проводить испытания молодняка и взрослых особей тягловых коней. Однако в некоторых российских фермерских хозяйствах лошади данного вида по-прежнему используются в качестве тягловой силы. Спрос на племенных жеребцов и кобыл сохраняется и в европейских странах.

    Поддержанием численности племенного поголовья занимаются в России 3 конных завода. 2 из них (Починковский и Перевозовский) расположены в Нижегородской области, 1 (Ичалковский) — на территории Мордовии. Поскольку племенное разведение ведется на конезаводах по разным линиям, внутри данной породы сформировалось 2 типа современных советских тяжеловозов.

    Заводчики из Нижегородской области продолжают развивать у животных черты, характерные чистопородным брабансонам. Это традиционный тип, который характеризуется массивным телосложением коней и их высоким ростом. Заводчики из Мордовии используют в селекционной работе не только брабансонов, но и суффолков. Поэтому лошади, рожденные и выращенные на Ичалковском заводе, не так массивны, как тягловые кони из Нижегородской области.

admin

Наверх