Скорость коня галопом

  • Гало?п (также намёт) — трехтактный аллюр лошади (и некоторых других животных) в три темпа с безопорной фазой. Самый быстрый аллюр лошадей, при котором они могут достигать скорости 60 км/ч и выше.

  • Дикие лошади переходят на галоп, когда им нужно убежать от хищников или просто быстро преодолеть короткую дистанцию. Лошади редко галопируют больше 2—3 километров, поскольку быстро устают при таком темпе, хотя при достаточно медленном галопе могут покрывать бо?льшие дистанции. При медленном галопе скорость движения лошади может не превышать 20 км/ч.

    Очень быстрый галоп, при котором лошадь движется почти прыжками в два темпа, называют карьер.

    Если на шаге, рыси или иноходи нагрузка на все ноги у лошади распределена более или менее равномерно, то на галопе нагрузка зависит от того, с правой или с левой ноги начат этот аллюр. В зависимости от порядка постановки ног лошади галоп называется правосторонним или левосторонним. При левостороннем галопе лошади удобнее выполнять повороты налево, при правостороннем — соответственно, направо.

    При левостороннем галопе ноги лошади движутся в следующей последовательности: вначале на землю опирается правая задняя (первый темп), затем лошадь ставит на землю правую переднюю и левую заднюю ноги одновременно (второй темп), после чего опирается только на переднюю левую ногу (третий темп). Перед переходом снова на первый темп следует момент, когда ноги лошади ни на что не опираются и она как бы летит над землей.

    Связанные понятия

    Упоминания в литературе

    Связанные понятия (продолжение)

    Миниатюрные лошади — породы лошадей, отличающиеся низким ростом (до 86 см в холке) и сложением, характерным для верховых пород лошадей. В отличие от пони, которые также отличаются низкорослостью, мини-лошади имеют пропорциональную корпусу длину конечностей и свойственный верховым лошадям формат.

    Липициа?нская (липицанская, липизанская) — порода верхово-упряжных лошадей. Рост около 147—157 сантиметров, имеют светло-серую масть. Обладают высокими способностями к обучению сложным трюкам при массивном корпусе.

    Как и у каждого народа, у казахов есть множество национальных игр, одной из особенностью которых является проверка на силу и выносливость. Чаще всего такие игры имели состязательный характер.

    2.5. Приемы верхового казака на лошади

    Приемами управления должен владеть каждый казак имеющий коня. Этим несложным приемам можно обучиться практически в любой конюшне.

    С началом каждого движения собрать (предупредить) лошадь, а на ходу при изменении направления или скорости движения и перед остановкой сделать полуодержку.

    Для этого следует усилить давление обоих шенкелей и, выдерживая слегка поводья, несколько приподнять кисти рук. С началом движения кисти рук и шенкеля ставятся в прежнее положение.

    Подавая лошадь с места, каким бы то ни было аллюром, следует собрать ее, как указано выше, после чего смягчить повод, не ослабляя шенкелей, и тем заставить лошадь выступить плавно вперед.

    При переходе из большего аллюра в меньший следует нажать шенкеля и подать корпус несколько назад, сделать полуодержку и плавно перевести лошадь в новый аллюр, после чего прекратить усиленное действие шенкелей и поводьев.

    Плавность перехода в этом случае имеет особенно важное значение для сохранения лошади.

    Аллюрами называются разные виды движения лошади с различной скоростью.

    В казачьих частях употребляются следующие аллюры: шаг, рысь, галоп, полевой галоп и карьер.

    Удвоенным аллюром считается следующий по скорости движения лошади аллюр.

    К примеру, по отношению шага удвоенным аллюром будет рысь, по отношению рыси – галоп и другие.

    Внимание, важно!

    Кроме перечисленных аллюров, употребляются еще прибавленная и сокращенная рысь (троте) и манежный галоп.

    Эти аллюры применяются при обучении езде и при выездке и работе лошадей как гимнастический прием.

    Для движения каким-либо аллюром с места или для перехода из меньшего в больший командовать: «Шагом, рысью, галопом, полевым галопом – марш», а для движения или перехода в карьер – «В карьер – марш-марш».

    Для перехода из большего аллюра в меньший исполнительная команда: «марш» не произносится, а лишь подается протяжно команда, обозначающая новый аллюр, по которой и производится исполнение.

    К примеру: «Сокращенной рысью», «Прибавь рыси».

    Для перехода из прибавленной рыси в рысь командовать: «Убавь».

    Шаг – скорость примерно 6…7 км/ч (за 10…12 минут преодолевает расстояние в 1 км.).

    При движении шагом лошадь переставляет каждую ногу отдельно, причем определяются четыре последовательные удара ног о землю в равные промежутки времени (темп).

    При движении шагом следует вести лошадь несколько собранной, свежим и мерным ходом, наблюдая, чтобы она не рысила.

    Рысь – 12 километров в час или 5 мин/км. При движении рысью лошадь идет в два темпа, ставя ноги попарно накрест – правую переднюю и левую заднюю и обратно – одновременно.

    На рыси следует наблюдать, чтобы лошадь шла ровным и правильным темпом, не заскакивала и не заносила задние ноги на передние («не ковала»).

    На прибавленной рыси лошадь следует высылать как возможно больше вперед, не давая ей ложиться в повод; на сокращенной рыси следует вести лошадь в шенкелях, в полном сборе, на более мягком поводу, возможно сокращая ход, но сохраняя отчетливый темп рыси.

    Как на шагу, так и на рыси сохранять посадку, на рыси мягко опускаясь в седло после каждого шага лошади.

    Для облегчения лошади и всадника применяется езда облегченной рысью, которая отличается от только что указанной тем, что приподниматься от толчков лошади и плавно опускаться в седло следует через шаг; когда всадник опускается одновременно с постановкой левой передней ноги лошади на землю, то он едет облегченной рысью под левую ногу, и наоборот.

    При езде облегченной рысью следует слегка подать корпус вперед и усилить шлюсс.

    Для перехода от облегченной рыси к учебной и обратно командовать: «Учебной рысью» или «Облегченной рысью».

    Облегченной рысью следует ездить во всех случаях, исключая церемониальный марш и указанные командой репризы при учебной езде.

    Опускание всадника в седло через шаг утомляет одну какую-либо ногу лошади, а потому при езде облегченной рысью следует менять ногу. Для этого, поднявшись на стременах и пропустив в таком положении два шага лошади, продолжают движение облегченной рысью под другую ногу.

    Легкий галоп – 3 мин/км. Галопом лошадь может идти с правой или с левой ноги. Когда лошадь идет с правой ноги, то подставляет под себя вперед больше заднюю правую ногу, а правую переднюю выносит вперед больше и выше левой. При галопе с левой ноги, наоборот, лошадь выносит больше вперед левые ноги.

    При езде направо лошадь следует вести галопом с правой ноги; при езде налево – с левой.

    Примечание. Если лошадь при галопе не выносит вперед ног одной и той же стороны, передом идет с одной ноги, а задом – с другой, то она идет неправильным галопом (лошадь «крестится»), что не должно допускаться.

    Для подъема лошади в галоп с правой ноги следует, прежде всего, нажать оба шенкеля и выслать лошадь на повод, чтобы собрать ее; затем дать постановление направо, после чего, действуя обоими шенкелями, но больше усиливая левый, заставить лошадь подняться в галоп.

    При этом необходимо следить, чтобы лошадь не выкидывала зад вправо, для чего, подавая руки вправо и, посылая плечи лошади в эту сторону, следует препятствовать выносу зада лошади правым шенкелем.

    После подъема, смягчив повод, необходимо шенкелями поддерживать лошадь на галопе, а поводом регулировать ход.

    Для подъема лошади в галоп с левой ноги следует, прежде всего, нажать оба шенкеля и выслать лошадь на повод, чтобы собрать ее; затем дать постановление налево, после чего, действуя обоими шенкелями, но больше усиливая правый, заставить лошадь подняться в галоп.

    При этом необходимо следить, чтобы лошадь не заносила зада влево, для чего поступать применительно к указанному – относительно подъема в галоп с правой ноги.

    После подъема, смягчив повод, необходимо шенкелями поддерживать лошадь в галопе, а поводом регулировать ход.

    Подъем в галоп должен быть исполнен спокойно, а при движении галопом следует стремиться глубже сесть в седло и, подавая несколько назад внутреннее плечо, передать упор корпуса на эту же сторону, отнюдь не отделяться от седла, не давать толчков по спине лошади и избегать качаний корпуса и ног, держа колени и бедра прижатыми.

    Движение галопом в течение 7…8 мин способствует выработке правильной и свободной посадки у всадников и ровного спокойного шага у лошадей; после галопа полезно переводить в рысь, причем лошади не должны «ковать».

    Для выработки лошади на галопе как гимнастическое упражнение применяется манежный галоп – скорость примерно 12 км/час или 5 минут/км.

    Основа этого аллюра есть полный сбор лошади.

    При движении манежным галопом следует сидеть в седле возможно глубже для передачи общего центра тяжести ближе к ее заду.

    Для перехода из рыси в галоп следует предварительно сделать полуодержку, а затем исполнить указанное для подъема в галоп.

    Для перехода с галопа на рысь следует также сделать полуодержку; при этом, нажимая сильнее внутренний шенкель и выдерживая внутренний повод, поставить лошадь на рысь, после чего ослабить действие повода, а нажатием шенкелей довести ход лошади до установленного размера.

    Полевой галоп – скорость примерно 24 км/час или 2,5 мин/км. Полевой галоп достигается усиленной работой зада лошади, от которого идет весь посыл вперед.

    Подъем делается так же, как и в галоп, но лошади дают вытянуться, чтобы она подавалась вперед более длинным махом со свободно опущенной головой и слегка приподнятым крестцом.

    На полевом галопе следует, сохраняя глубокую посадку, взять стремя возможно глубже, кисти рук несколько опустив.

    Карьер – полный мах лошади.

    При движении в карьер следует подать руки настолько вперед и вниз, чтобы дать лошади возможность больше вытянуться и развить наибольшую скорость, выслать лошадь шенкелями, наклонив корпус слегка вперед, опираясь при этом на колени и отчасти на стремена.

    Данный текст является ознакомительным фрагментом.

    У арабов есть поговорка: «Лошадь — дар бога людям». И это не банальная религиозная метафора или преувеличение. На протяжении всей истории человечества, исключая лишь последнюю сотню лет, лошади были главным и единственным средством передвижения. Именно они выступали «двигателями» торговли, дипломатии, географических открытий и логического следствия из всего этого — войн. Без лошади человек был бы ограничен в передвижении «ресурсом» собственных ног, водным транспортом и экзотикой вроде верблюдов или слонов. Без лошади развитие человечества замедлилось бы на века и люди сейчас не летали бы в космос, а наслаждались ранним средневековьем.

    Скорости и алюры

    Генетически организм лошади создан для бега, ведь в дикой природе коню нужно было спасаться от хищников. Но у домашних животных такой необходимости нет: прошли времена, когда кони перевозили всадников и почту на дальние расстояния. Скорость лошади оценивается только на скачках и соревнованиях. От чего зависят показатели бега, все ли породы передвигаются в одинаковом темпе, какую максимальную резвость может показать животное?

    Что влияет на темп движения

    Лошадь относится к быстроногим животным, средняя скорость, при которой может передвигаться любая порода, составляет 20 км/час. Но разнообразие видов и внешнего вида животных не позволяет им скакать с одинаковой резвостью, поэтому на темп передвижения коня влияют:

  • породные характеристики:
  • тип аллюра.
  • На показатели бега оказывает воздействие длительность дистанции, двигается лошадь в упряжке, с наездником или без него. В достижении хороших результатов в соревнованиях скакунов играет роль генетический фактор, также требуются регулярные интенсивные нагрузки, сбалансированный рацион и хорошие условия содержания.

    Виды аллюра

    Темп и тип передвижения коня называются аллюром. От того, как будет двигаться скакун, зависит, какую скорость может развить лошадь. К основным видам хода лошадей относят:

  • шаг . Медленный аллюр — это естественный спокойный способ передвижения, позволяющий проявить максимальную силу тяги. Тяжеловозные породы двигаются размеренно, со скоростью 4 км/ч у скакунов шаг быстрый, их ход равен 6-7 км/ч за счет увеличения количества шагов;
  • рысь . Энергосберегающее размашистое движение ногами дает возможность развивать темп до 10-20 км/ч. Породистые рысаки на состязаниях показывают резвость 30 км/ч в упряжке, на коротких дистанциях скорость рыси более 50 км/ч;
  • галоп . Относится к самому стремительному типу передвижения, но и наиболее утомительному для животного. Бежать в таком темпе без остановки даже самый выносливый конь способен не более 4 км. В зависимости от породы и тренировок лошадь галопирует с быстротой от 20 до 60 км/ч.
  • По быстроте хода самый резвый вид галопа – карьер. При движении этой разновидностью аллюра достигается максимальная скорость бега лошади 69 км/ч. При преодолении больших расстояний темп снижается до 35-55 км/ч.

    Особенности пород

    Выводя новые породы лошадей, люди преследовали конкретные цели, поэтому скорость и внешние характеристики каждого вида животных существенно разнятся. Одни массивные и медлительные, другие — изящные и резвые.

  • Крупные кони, перевозящие тяжелые грузы, не способны на быстрый бег, предпочитают передвигаться шагом. При разведении тяжелоупряжных коней заводчики постарались сохранить рысь и галоп, но карьер им не удается из-за толщины ног и массы тела. Поэтому предельная скорость тяжеловозов галопом около 30 км/ч;
  • самые резвые кони – скаковой породы, участвующие в скачках, способны бежать со скоростью до 65 км/ч и выше. Среди них первенство принадлежит английской, арабской и ахалтекинской породам;
  • упряжные кони по скорости уступают верховым лошадям, так как передвигаются рысью, везут еще и тележку с седоком.
  • Высокие скоростные показатели у верховых скакунов объясняются внешними данными и внутренними параметрами. Стройное тело и длинные конечности приспособлены для быстрого бега, с нагрузками справляются большого объема легкие и сердце.

    Рекордсмены

    Английская скаковая порода – бесспорный лидер по скорости передвижения. Благодаря длительной селекционной работе были выведены чистокровные кони, превосходящие по быстроте другие виды верховых скакунов. Среди мировых рекордов лошадей на скачках первенство принадлежит англичанам.

    • Еще никому не удалось побить достижение Бич Рэкита: в пробеге на 400 метров жеребец с наездником «пролетел» дистанцию со скоростью 69 км/ч.
    • Сиглеви Слейв за 41,8 сек. одолел расстояние в 800 м, без наездника, разогнавшись при беге до 69,3 км/ч.
    • С жокеем Джон Генри показал ход больше 60 км/ч, при этом длина дорожки была 2 км 400 м.
    • Чистокровный четырехлеток Индиженес проскакал расстояние в тысячу метров за 53,6 секунды.
    • Молодой трехлетний жеребец Тискор на состязаниях в Мехико продемонстрировал лучшие результаты: полкилометра он пробежал за 26, 8 сек.
    • В Ростове-на-Дону на дистанции в полтора километра Сардар оказался победителем: зафиксированное время — 1 мин. 30 сек.
    • В Японии шестилетняя кобыла Хорликс, выступающая под кличкой Три Леге-Мэлт, преодолела полторы мили за 2,22 минуты.
    • Результаты обусловлены наследственностью, способностями скакунов и длительными тренировками. И такие показатели не предел, селекционеры стараются повысить скорость и резвость у верховых лошадей, скрещивая перспективных производителей и выбирая лучшее потомство.

      По просьбам игроwков мы открываем тему, предназначенную для рекламы соревнований КСК.

      Здесь вы можете сообщить игрокам о том, какие соревнования проводятся у вас в КСК, а также попросить игроков помочь вам с поднятием престижа соревнований (только соревнований!).

      Назойливая реклама (более 1 раза в день), сообщения не по теме, флуд будут удалены, а нарушители наказаны.

      Разрешена реклама соревнований в виде небольших картинок (без блесток)

      Надеемся, что вам пригодится новая постоянная тема

      С уважением,
      модераторы Лоwади


      P.s. Лучше указывать параметры скачек, ведь заходить на страницу каждого КСК и просматривать все соревнования — очень долго. А если вы указываете сразу «галоп 150 для англ.чистокровных», то читателю темы сразу понятно, какую лошадь брать для записи

      Любая лошадь в природных условиях способна передвигаться четырьмя основными способами или аллюрами: шагом, рысью, иноходью и галопом.

      Шаг — это самый медленный аллюр. Лошадь передвигающаяся шагом переступает каждой из четырех ног в определенной последовательности. Сначала она поднимает, вынося вперед, переднюю правую ногу. Когда лошадь опускает ее, то в это же время вверх и вперед идет задняя левая нога. Именно такое движение ног носит название диагональное, когда в движение приходит сначала правая передняя, а за ней левая задняя. Затем все зеркально меняется: начинает движение левая передняя, а за ней — правая задняя. Дальше цикл повторяестя сначала. При движении шагом всегда хорошо слышны четыре следующих друг за другом удара копыт о землю, а число ударов копыт о землю, осуществляемых для перемещения всего тела на один шаг вперед принято называть темпом аллюра. Средняя скорость лошади при движении шагом составляет примерно 5 километров в час.

      Рысь — это быстрый аллюр, осуществляемый в два темпа. При этом лошадь одновременно поднимает правую переднюю и левую заднюю ноги, после чего — левую переднюю и правую заднюю. Таким образом перемещение задних и передних ног происходит по диагонали. Средняя скорость перемещения лошади рысью составляет около 13 километров в час.

      Другой быстрый аллюр — это иноходь, тоже осуществляемая в два темпа, но при этом перемещение передних и задних ног происходит одновременное не по диагонали, а с одной стороны. При иноходи правая передняя и правая задняя одновременно находятся в воздухе, когда левая передняя и левая задняя на земле, затем ноги сменяются, и правые ноги оказываются на земле, а левые — в воздухе. Лошадей, которые передвигаются иноходью, называют иноходцами, при этом скорость передвижение иноходью немного более быстрая, чем рысью. Передвижение иноходью — врожденная способность, поэтому лошади-иноходцы обычно не передвигаются рысью, и наоборот, лошади, бегающая рысью, не способны перейти на иноходь. Замечено, что всадник на иноходи устает меньше, так как ощутимых толчков, как на рыси, при иноходи нет. С другой стороны, недостаток иноходи — ее меньшая устойчивость. Поэтому, на крутых поворотах и на неровных дорогах иноходцы легче могут потерять равновесие и упасть.

      Самый быстрый скачкообразный аллюр — галоп, который осуществляется в три темпа. И если на шаге, рыси или иноходи нагрузка у лошади на все ноги распределена более или менее равномерно, то на галопе она зависит от того, с какой: правой или с левой ноги, начат этот аллюр.

      Лошадь при езде по кругу или в манеже посылают в галоп с определенной ноги. При галопе с левой ноги лошадь опирается на землю правой задней (первый темп), затем ставит на землю правую переднюю и левую заднюю ноги одновременно (второй темп), после чего опирается только на переднюю левую ногу (третий темп). Перед новым опиранием на правую заднюю ногу (первый темп) следует момент безопорного движения — лошадь как бы летит над землей. И хотя средняя скорость передвижения галопом составляет около 22 километров в час., но на скачках скорость резвого галопа может превышать 60 километров в час, так как лошадь движется карьером — наиболее быстрой (резвой) разновидностью галопа.

      При тренировке рысака применяются три естественных для лошади аллюра – шаг, рысь и галоп, имеющие разный удельный вес в общем объеме тренировочных работ и различное физиологическое значение.

      Шаг – естественный аллюр для каждой лошади. Во время движения шагом расход энергии в 5-6 раз выше, чем в состоянии относительного покоя. Кислородный долг не образуется, отсутствует стимул к интенсификации дыхательного процесса, и процессы движения и дыхания протекают не синхронно.

      Рысь – как специфический аллюр для рысистой лошади подразделяется по скорости движения на следующие самостоятельные виды тренировочных работ – трот, размашку, мах и резвую рысь.

      Трот – самая тихая рысь в системе тренировки рысака. Время движения тротом на 1600 м — 6-7 мин (тихий или обычный) или 5,5-5 мин (так называемый «веселый»). Движение тротом повышает общий обмен в единицу времени по сравнению с покоем в 12 раз, появляется стимул к интенсификации дыхательного процесса, наблюдается синхронность дыхания и движения. Характерным для этого процесса тренировки является отсутствие нарастающего кислородного долга. Трот – единственный вид тренировочной работы рысистой лошади, сочетающий в себе одновременно оба фактора укрепления ее центральной нервной системы – движение совершается в условиях отсутствия кислородного долга и дыхание с движением протекают синхронно. В системе тренировки рысака тротовые работы подразделяются на самостоятельные, подготовительные и восстановительные.

      Размашка — более быстрая рысь – разновидность рысистого аллюра, на котором у рысака имеет место момент подвисания, т.е., отрыв от земли всех четырех ног. Кислородный долг небольшой, достигает 13%, не нарастает по дистанции. Дыхание и движение происходят синхронно.

      Мах – является ступенью на пути развития и отработки у рысака резвой рыси. Момент подвисания более продолжителен, скорость движения в заключительном гите маховой работы на 15-30 сек тише предельной резвости. Расход энергии в единицу времени при работе махом в резвость 2.50 (1600 м) у рысака выше, чем в покое, примерно в 38 раз и в 3 раза выше, чем при движении тротом. Имеет место глубокое дыхание и лучшее усвоение кислорода, чем при тихих аллюрах, и все же при этой работе возникает нарастающий кислородный долг, достигающий 30% общей потребности кислорода. Мах является важнейшим элементом тренировочной работы рысака. При маховых работах с применением повторных нагрузок (многогитовых) наступающее после каждого гита утомление способствует активизации внутреннего торможения в каждом последующем гите, что улучшает координацию движений и развитие условно-рефлекторных механизмов синхронности ритмов дыхания и движения.

      Резвая рысь – является высшим по напряженности элементом в системе тренировочных работ рысака. Момент подвисания на резвой рыси наиболее продолжительный, длина шага наибольшая. Особое значение приобретает синхронность ритмов дыхания и движения, коэффициент которой достигает при резвой рыси 1:1,5 и 1:2. Расход энергии в 60 и более раз выше, чем в состоянии относительного покоя лошади.
      Исключительная напряженность работы рысака на искусственном аллюре – резвой рыси, создает большое напряжение для его нервной системы, вызывая сильное возбуждение.

      Галоп – резвейший естественный аллюр для каждой лошади. Движению галопом способствует прочный, наследственно закрепленный, врожденный механизм спинно-мозговых координаций дыхания и движения. Поэтому синхронность ритмов дыхания и движения при галопе такова, что каждому скачку соответствует одно дыхание (вдох и выдох) и это является врожденным свойством каждой лошади.
      При движении рысака резвой рысью кора головного мозга с помощью внутреннего торможения подавляет действие свойственных галопу спинно-мозговых механизмов координации. Нарушение равновесия процессов возбуждения и торможения в высших отделах центральной нервной системы рысистой лошади является нервно-рефлекторной причиной сбоев и проскачек. Оно может возникнуть в дыхательном центре под влиянием резкой недостаточности кислорода, но может быть и чисто рефлекторного порядка (перевозбуждение, сильные внешние раздражители).

      Задача проминки — подготовить организм лошади к предстоящему предельному напряжению в призе, стимулировать активность нервно-рефлекторных механизмов синхронности ритмов дыхания и движения, повысить активность всех физиологических систем организма, участвующих в обеспечении интенсивного движения.

      При систематическом тренинге и испытаниях рысака на него возбуждающе действуют: призовая обстановка (звонки, шум трибун, старт-машина, сборка и даже камзол наездника), компания соперников, призовая дорожка и проминка по ней, фальстарты (разминка), а также такие приемы тренинга, как резвая работа и интервальный тренинг. Лошадь возбуждают жесткое управления, строгая сборка (применение различных жестких приспособлений – удила, трензельки и др.), наказание хлыстом.

      Успокаивают нервную систему рысистой лошади следующие виды тренировочных работ: большой объем тротовых работ (до 20 км), шаговые работы – в качалке, на водилке, шаг под верхом (вне призовой дорожки). Маховые работы на удлиненные дистанции без резвых бросков, спокойное управление лошадью, простые и мягкие удила. Полезно также купание, работа в русской упряжи.

      «СОДРУЖЕСТВО РЫСИСТОГО КОНЕВОДСТВА РОССИИ», «Commonwealth Trotting Association of Russia» тел. +7(968) 565 00 02

      В силу того, что Оззи 6 лет провел на ипподроме, а потом с ним тоже никто не занимался развитием баланса под всадником, в 11 лет у него наблюдались проблемы молодой лошади — он плохо держал равновесие не только под всадником, но и сам по себе! Особенно ярко проблема проявлялась на галопе. Коротким галопом Оззи умел бегать только без всадника и по прямой. Под седлом же это было для него сложно, сделав несколько темпов он сбивался на рысь или подхватывал карьером. На корде было трудно выслать его в галоп, в первое время я по 2-3 минуты с воплями бегала за ним, размахивая бичом, после чего он подрывал широким галопом, ложась на корду. Рыхлый снег немного облегчал задачу, там он не скользил задними ногами наружу и более-менее мог скакать галопом, но только по большому кругу, 30-32 метра в диаметре.

      Явный прогресс начался когда я стала работать над переходами. К тому моменту Оззи хорошо знал, что волна по корде означает переход на более медленный аллюр, поэтому мы стали делать переходы рысь-галоп-рысь на корде. Сначала я правдами и неправдами поднимала коня в галоп, хвалила, а через круг пускала по корде волну, командуя рысь. После пары кругов рыси снова поднимала его в галоп. Через несколько повторений Оззи уже запускался в галоп с голосовой команды в обе стороны.

      Однако галоп под всадником оставался для Оззи проблемой, буквально все его составляющие — мысль о возможном моем желании поднять его в галоп, сам подъем, продолжение галопа, остановка с него и дальнейшее движение. При одном подозрении о том, что я могу скомандовать галоп, Оззи начинал выдавать серию панических реакций — понос, осаживание, несколько разученных движений, за которые я его недавно хвалила («а может договоримся?»), шлепал губами, махал ножкой итд. Мне приходилось поднимать его в галоп непредсказуемо, исподтишка — только тогда у меня была доля секунды, чтобы сделать постановление.

      Подниматься в галоп с постановления Оззи тоже не умел, он привык делать это с разгона. Кстати, одной из моих первоочередных задач было не допускать перехода на галоп и разноса, когда мы ехали рысью — я научилась ловить момент, когда он пытается выставить плечо, чтобы перейти на галоп, и не давать ему сделать это, держать оба повода ровно и насылать на них шенкелем. Чтобы объяснить Оззи, что такое подъем с постановления, я ставила его на вольт и своей посадкой старалась сделать удобным подъем с внутренней ноги, после чего чуть отзывала внутренним поводом и… конь выстреливал из-под меня, не дожидаясь других уточнений 🙂 В особо нервные дни он даже команду повернуть начинал воспринимать сигналом для галопа, буквально взрывался из-под меня. Но так как я работала над подъемами, я старалась не обращать внимание на неглавное — например, на скорость. Чтобы похвалить коня за сам подъем с нужной ноги после постановления и не испортить ситуацию борьбой в ходе торможения, я использовала кликер — в момент подъема говорила «Ай, браво!», а потом прямо в процессе бешеной скачки лезла в поясную сумку за лакомством. Заметив такое движение, Оззи тормозился сам как только мог быстро и поворачивался ко мне за вкуснятиной. Тем самым мы невольно еще и отрабатывали умение быстро тормозиться, хоть и не по команде. С левой ноги конь стал подниматься очень легко, с правой чуть похуже, но всего одного занятия по методу кликера хватило для того, чтобы значительно снизить его волнение по поводу подъемов в галоп, и чтобы он запомнил, с какой ноги нужно подниматься в зависимости от постановления!

      Сам галоп получался нервным и ускоряющимся. Чтобы Оззи не нервничал, что он один, мы занимались по кругу вокруг моей второй лошади, Халлы, пасущейся в поле. При этом я никак не могла влиять на скорость, Оззи накренялся при движении по кругу, а при выходе на прямую вкладывался в повод и разносил. Достаточно долгое время я вообще не ездила галопом по прямой на природе, чтобы не провоцировать его — шагала, а рысь и галоп делала по кругу. Постепенно рысь мы тоже стали делать по прямой, но если конь начинал нервничать и носиться, уходили на вольт для успокоения нервов. Повод я практически не имела возможности подобрать. На шагу Оззи от этого заводился и подрывал быстрыми аллюрами, на рыси несся быстро, а на галопе будто только и ждал упора в повод для напряженного, панического разноса.

      Когда мы уже стали пробовать галоп на прямой, я держала повод за пряжечку, болтающимся, тогда Оззи хотя бы не так нервничал и не тащил. Для остановки я использовала остановку одним поводом, причем иногда намек на набирание повода заставлял Оззи сократиться. Правда Оззи не был бы Оззи, если бы и тут не вышло казуса. Описанным выше образом мы ездили только на природе по прямым, в то же время занимаясь манежкой в контакте с поводом. Если в лесу Оззи разносил, а при попытке его остановить зажимался, то я тормозила его одним поводом и после остановки сгибала поочередно в обе стороны, добиваясь смягчения на каждый из поводьев. Когда же я на плацу тормозила коня корпусом и двумя поводьями равномерно, уже после остановки он по своей инициативе сгибал шею налево и направо 🙂

      После того, как Оззика удавалось затормозить, нужно было тут же бросить повод, взяв его за пряжечку. Это касалось и полевой езды, и манежной работы. Если повод оставался подобранным, пусть до самого легчайшего контакта, конь через пару шагов выстреливал из-под всадника галопом опять. Как в стихе Михалкова: «Я галопом не хочу. Но приходится. Скачу».

      Спокойный галоп.

      По мере работы с Оззи я все больше понимала, что он бы и рад возить всадника спокойно и равномерно, не ускоряясь, но не может. А почему? Что нужно для спокойного галопа, чего Оззи не может сделать?

      Основной сложностью были нервы. Даже не имея мышц для того, чтобы собираться, даже с задранной шеей и без контакта с поводом Оззи мог везти отличным неторопливым галопом и запросто тормозиться — например, когда мы пару месяцев ездили по одним и тем же лесным дорожкам, да еще и в компании спокойных лошадей. Залогом Оззиного спокойствия была правильная дистанция между нами и остальными всадниками — не слишком маленькая, чтобы он не подумал, что его догоняют, но и не слишком большая, чтобы он не испугался, что остался один 🙂 Но спокойствие духа — очень эфемерное понятие, вот конь расслаблен — а через минуту уже нет, я никак не могла успокоить коня, если он уже занервничал.

      Как известно, кроме боязни одиночества у Оззи была очень сильная боязнь потери равновесия, и вот эту мысль я и стала развивать. Как научить его двигаться более сбалансированно? Вперед и вниз, гнуться, подставляя внутреннюю заднюю ногу под центр тяжести и чуть сильнее группироваться перед остановкой или для поворота. Я решила заниматься всем этим на корде, чтобы конь мог сам разобраться со своим телом без дополнительного утяжеления сверху. Правда прежде всего нужно было научить его смотреть вперед во время галопа по кругу, а не балансировать шеей, выставленной наружу. В этом нам очень помогли клавиши. Просто жерди, положенные на землю, Оззи пробегал насквозь, наступая на них и ломая, так что я приподнимала их над землей на поленьях — сначала сантиметров на 15, а потом постепенно повышая высоту до 50-60 см. Одна жердь тоже не побуждала Оззи смотреть куда он летит, а вот чтобы преодолеть две клавиши нужно было еще перед первой сосредоточиться и все хорошо рассчитать. Буквально за одно занятие Оззи научился скакать галопом по кругу, глядя вперед!

      Вперед и вниз конь освоил минут за 15 на всех аллюрах (см. «Виртуальный шамбон«), а вот гнуться в боку на галопе учился с полгода (см. «Гнуться в боку«). Под верхом я старалась не давать ему вкладываться во внутренний повод, вываливая внутреннее плечо вперед-вниз. Я садилась как было удобнее коню (долгое время мне приходилось стоять на стременах, подав корпус вперед), корпусом и шенкелем просила его согнуться на вольту, а поводом отзывала и отпускала до легкого провисания. Малейший контакт тут же превращался в борьбу с поводом, поэтому я сама сбрасывалась с повода, призывая коня ловить равновесие самостоятельно. Это злило его, он даже начинал крыситься! Прорыв в обучении у нас случился, когда внутренней рукой я стала не просто отзывать, а срабатывать чуть вверх. Тем самым я выравнивала коню голову, а за головой выравнивалось и плечо. Оззи начал воспринимать шенкель и гнуться в боку. До этого он не был готов услышать мой шенкель, поэтому бесполезно было бы его усиливать… это только привело бы к лишним нервам.

      Я заметила, что хороший галоп получается у нас только после хороших подъемов и преимущественно с шага. На корде мы делали все мыслимые переходы, вплоть до галопа из осаживания, но под верхом эффективнее всего было скомандовать траверс (попросить слегка отвести задние ноги в сторону постановления) и поднимать коня в галоп из него.

      Это же решило проблему с какой ноги подниматься в галоп — несмотря на то, что на плацу Оззи отлично различал постановления, на прямой он или поднимался с левой, или рысил и ждал возможности выставить плечо и подняться опять же с левой. Траверс слегка сгибал его в боку перед подъемом и помогал принять позу, удобную для подъема с четко определенной ноги. Тем не менее, Оззи все равно продолжал помогать себе шеей в момент подъема — вскидывал ее вверх, облегчая перед. Слева на фотографии не подрыв, а обычный подъем, причем из хороших.

      На корде соединяем вперед и вниз и сгибания в боку.

      Не даю коню вкладываться во внутренний повод.

      Я стала учить коня тянуться вперед от ноги — сначала на вольту, а потом и на прямой. На галопе под верхом мы включили сильно выраженное «вперед и вниз», когда я просила коня скакать, держа нос как можно ниже и как можно дальше от себя, при этом подводя зад. Для этого я выбирала безопасные прямые с хорошим грунтом в поле, но со временем конь смог выполнять это упражнение и на плацу, группируясь перед поворотами и потягиваясь вперед на прямых.

      Постепенно ушел в прошлое риск не остановить коня вообще, но захотелось еще и в любой момент контролировать скорость галопа, а тормозить легкой командой корпуса. Я стала наблюдать, в каких ситуациях и на каких упражнениях Оззи выгибает спину вверх и группируется так, как мне бы хотелось, чтобы он делал на галопе. Лучше всего ему это удавалось на прыжках, особенно через клавиши с повышением или брусья с повышением, мы также разучили свечки по команде (без команды Оззи их с самого начала лепил в моменты отчаянья) и стали делать разные боковые движения и переходы на быстрые аллюры из них итд. Все, где я видела нужное движение спиной, я поощряла и включала в наши занятия. Со временем Оззи научился и под всадником подниматься в галоп спиной вверх, в лесу сокащаться и тормозиться от корпуса (хотя часто для остановки я просто бросаю повод 🙂 ), и мы стали работать уже над равномерностью захода на препятствие и движения после него, а высота и сложность препятствий выросла. Оззи уже перестало быть нужно потянуться вперед перед тем, как собраться, хотя я все равно люблю включать это упражнение в разминку. У нас появилась шутливая команда «соберись, тряпка!», где я параллельно с произнесением этих слов чуть поднимаю внутренний повод и делаю едва уловимое движение шлюссом. В ответ на это Оззи переносит вес назад и спружинивается подо мной, после чего делает качественные переходы, не ускоряется и в ровном темпе, спокойно заходит на препятствия.

      Галоп у Оззи продолжает оставаться четырехтактным — задние ноги скачут галопом, передние бегут рысью. На некоторых фото это выглядит как иноходь, живьем — как иноходь с прискоком 🙂 Хорошо помогает подводить коню зад и в то же время тянуть вперед, это делает галоп более похожим на трехтактный.

      В целом Оззи стал отличной прогулочной лошадью, уравновешенной на разных аллюрах. Но его тонкую душевную организацию не изменить, и если он начинает нервничать, в его задних ногах появляется огромный импульс, бросающий его вперед. Невольно он падает на перед и никак не может ни скакать коротким галопом, ни ловко входить в повороты. В эти моменты я все еще не делаю галоп по прямой, а остаюсь на вольту — не потому что боюсь не затормозить, а потому что не хочу провоцировать его на борьбу и еще бОльшие нервы.

    admin

    Наверх