Символ коня в народном искусстве

Цель урока: Познакомить учащихся с языком декоративно-прикладного искусства, открыть содержательный смысл образного языка декоративно-прикладного искусства, его связь с явлениями жизни. Развивать эстетический и художественный вкус, творческую и познавательную активность. Воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества.

  • Научить обобщению формы предметов, стилизации;
  • Совершенствовать навыки работы различными художественными материалами.
  • Оборудование: компьютер, проектор, экран.

  • Крыша северной избы с конем-охлупенем;
  • Архангельская щепная птица;
  • Музыкальный ряд: народная музыка.

  • Сообщение темы учебного года, темы урока.
  • Ход урока.
  • Динамическая пауза.
  • Подведение итогов урока.
  • Ход урока

    На доске висят следующие таблицы:

    Рисунок1 Рисунок2 Рисунок3

    Рисунок4 Рисунок5

    Учитель: Назовите предметы, которые вы видите на таблицах, расскажите, для чего они нужны.

    Данные знаки вызывают у детей затруднение, над ними ставятся знаки «?».

    Учащиеся: Не знаем название некоторых изображений, для чего они нужны.

    Учитель: Давайте запишем вопросы, на которые нам надо найти ответ, чтобы понять, что это за предмет.

  • Для чего нужен?
  • Учитель: А часто ли вы видите эти изображения в повседневной, современной жизни?

    Учащиеся: Нет. Наверное, их рисовали когда-то давно. Наши предки.

    Учитель: Правильно, это древние изображения, встречающиеся в народном искусстве. Но их вышивали, вырезали из дерева и рисовали не просто так, они были наполнены смыслом, несли определенную информацию. Хотите ли вы приобщиться к тайнам народного искусства?

    Учащиеся: Да, конечно.

    Учитель: Итак, какие изображения встречаются чаще всего?

    Учитель: Именно такими изображениями наши далекие предки украшали свои изделия. Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься, и делал он это при помощи своего искусства.

    Свои понятия о мире человек выражал условными знаками. Как вы думаете, что могла обозначать волнистая горизонтальная линия? (Рисует на доске).

    Учащиеся: О дожде.

    Учащиеся: О земле.

    Учащиеся: Форма. Знаки круглые и если посмотреть на птицу, это тоже круг.

    Учащиеся: Солнце. Значит, круг говорит нам о солнце.

    Учитель: Молодцы! Солнце, огонь действительно изображались кругом или кругом с крестом, или кругом с лучами, но иногда кругом с ромбом обозначали и землю (учитель демонстрирует таблицу с солярными знаками №6 (рисунок6).

    Так о чем же рассказывал древний земледелец, рисуя различные линии, круги и крестики?

    Учащиеся: Он хотел рассказать о том, что видит каждый день: о солнце, о воде, о земле – о природных явлениях.

    Учитель: Совершенно верно. Такими изображениями, например, на полотенце, человек как бы просил о чем-то природу: о дожде, о теплом солнышке, чтобы оно согрело землю и помогло собрать хороший урожай. Жизнь природы меняется: зимой все спит, весной – расцветает, летом – плодоносит, осенью – увядает. И все это зависит от великого и могущественного светила – Солнца. Поэтому образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища. Солнце в виде круглых розеток можно найти в разных видах народного творчества (учитель указывает на таблицу солярных знаков №6 (рисунок 6), на изображения причелин, полотенца в компьютерной презентации).

    Учитель: Да, конь был столь же необходим крестьянину, чтобы выращивать хлеб, как и само солнце. Образы солнца и коня в народном искусстве сливаются воедино. В поэтических представлениях народа всадник на коне освобождал весну от зимнего плена, отпирал солнце, открывал путь вешним водам, после чего весна вступала в свои права. Этот мотив в фольклоре воплотился в образе Егория Храброго.

    4. Динамическая пауза.

    Предлагается ребятам выполнить пантомиму: 1 группа – «Птицы», 2 группа – «Деревья», 3 группа – «Растения». Одна группа выполняет – другие отгадывают, затем меняются.

    Учитель: А когда к нам прилетают птицы из теплых краев?

    Учащиеся: Весной. Когда становится тепло. Когда солнышко начинает пригревать.

    Учитель: Именно поэтому в давние времена люди верили, что птицы своим звонким пением прогоняют зимний мрак, стужу и приносят на крыльях весну и теплое лето. Особенно люди готовились к встрече весны. Изображение жаворонков выпекали из теста, дети бегали с этими пряниками из дома в дом, сажали их на ветки, на проталинки. Так они просили птиц принести весну на своих крыльях.

    Ученики: У нее хвост состоит из веточек. Это весенние листочки.

    Ученики: Это куст. Дерево.

    Учитель: Вы правы. В произведениях народного искусства часто встречается этот причудливый узор – разветвленное растение, иногда с крупными цветами, плодами, птицами, сидящими на его ветвях. Это – древо жизни. Посмотрите, разве так бывает: на дереве одновременно распускаются цветы и много спелых плодов?

    Учащиеся: У этой фигуры руки подняты вверх, как ветки у древа жизни. И на руках у нее тоже птицы. Все как будто в цветочках.

    Учитель: Молодцы! Вы все правильно подметили. Это образ матери, который связывался в представлении крестьянина с землей, с ее плодородием. Как и древо жизни, женская фигура – это божество, выражавшее представление о земле, которая дает урожай, и о женщине – продолжательнице рода. Называют этот образ по-разному: великая богиня земли, плодородия, мать-сыра земля, Макошь, что означает «мать хорошего урожая». Посмотрите , как условно она решена.

    Учащиеся: Конечно (предположения детей).

    Учитель: Черный – символизировал землю, желтый – солнце, красный – жизнь, белый – чистоту. Наиболее древнее цветовое сочетание в русской вышивке – белый и красный.

    Учащиеся: Нет. Они сказочные, фантастические, с узорами, украшениями и очень условные.

    Учитель: Мастер преобразует реальные, природные формы. Он декоративно обобщает, упрощает форму, опускает малозначительные детали. Такой прием называется – стилизация.

    Ну как, понравились вам тайны древних образов народного искусства? Сможете вы теперь их понять?

    Дети называют образы, рассказывают, что они обозначают и для чего нужны.

    Учащиеся: Что древние образы в народном искусстве несут информацию, смысловую нагрузку. Все изображения в народном декоративном искусстве выглядят иначе, чем в действительности: формы условные, обобщенные, стилизованные.

    5. Практическое выполнение задания.

  • цветовое решение (помогает ли цвет раскрыть образ, символика цвета)
  • Описание презентации по отдельным слайдам:

    Образ коня как знака-символа в народном искусстве Презентация выполнена учителем изобразительного искусства Третьяковой И.Л.

    Цель: Познакомить с разнообразным звучанием коня, его значением в декоративно-прикладном искусстве. Задачи 1.Показать и раскрыть образ коня в искусстве 2.Развивать умение декоративного творчества учащихся, их эмоциональную отзывчивость на произведения ДПИ 3.Учить понимать смысл декоративно-прикладного искусства

    В жизни человека конь занимал важное место – не только как пища и одежда, но и как средство передвижения

    В дни весеннего равноденствия, встречая солнышко, лепили свистульки с лошадиной головой. Верили, что свист погонит с земли силы темные и стужу

    В какой-то момент конь и всадник становятся едины и превращаются в кентавра

    Каргапольская мастерица называет его «полканом». На груди глиняной игрушки — солнышко – образ Ярилы бога

    Фигурка Тяни-Толкай состоит из двух коней – белого –олицетворяет собой радость солнечного света и черного, – который несет саму смерть. Всадник на коне — постоянная борьба между светлыми и темными сторонами человеческой души.

    Кони украшают многочисленные вышивки

    Он может быть знаком времени года

    Деревянный конь, мастерившийся для детской забавы, был часто украшен солярными знаками или цветами. Считалось, что это оберегает ребенка от злых сил

    Изображение коня можно увидеть на предметах домашнего обихода — деревянный ковш – «конюх»

    на резных прялках

    на узорных пряниках – «козулях»

    на оградах мостов

    Каждый промысел по-своему изображает коня. Дымковский конь выглядит празднично и нарядно

    Городецкий конь с выгнутой шеей, тонкими ногами окружен диковинными цветами

    Можно любоваться конем и в лаковой миниатюре на черном фоне художниками из Палеха

    Конь украшает верхушку крыши – «конек»

    Конь – герой многих мифов. Считалось, что у коней, как у птиц, есть крылья. В Древней Греции воспевали крылатого коня Пегаса

    В Западной Европе бытовал миф о Единороге

    легенд и сказок

    Часто коня можно встретить в скульптуре

    Конь в народном искусстве любим и почитаем

    Выберите книгу со скидкой:

    ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ. ШКОЛА ЖУКОВОЙ (ОБУЧАЮЩАЯ АКТИВИТИ +50 А5). ФОРМАТ: 160Х215 ММ. в кор.50шт

    350 руб. 94.00 руб.

    История. Историческое сочинение. Экспресс-справочник для подготовки к ЕГЭ

    Все персоналии истории России. Экспресс-справочник для подготовки к ЕГЭ

    Все даты по истории России. Экспресс-справочник для подготовки к ЕГЭ

    Обществознание. Все темы. Экспресс-справочник для подготовки к ЕГЭ

    Эссе по обществознанию. Экспресс-справочник для подготовки к ЕГЭ

    350 руб. 107.00 руб.

    Математика. Экспресс-справочник для подготовки к ЕГЭ

    Задания по математике для повторения и закрепления учебного материала. 4 класс

    350 руб. 87.00 руб.

    Я УМЕЮ ЧИТАТЬ. Космическое кафе

    350 руб. 118.00 руб.

    ОГЭ. Физика. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

    350 руб. 197.00 руб.

    ЕГЭ. Физика. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

    350 руб. 163.00 руб.

    ЕГЭ. Русский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

    350 руб. 205.00 руб.

    БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

    Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

  • Третьякова Ирина ЛеонидовнаНаписать 0 01.05.2016
  • Номер материала: ДБ-061343

    30.04.2016 348
    30.04.2016 432
    30.04.2016 635

      30.04.2016 2036
      30.04.2016 804

    30.04.2016 441
    30.04.2016 396

    Не нашли то что искали?

    Вам будут интересны эти курсы:

    Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

    Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

    Презентации для урока ИЗО в 5классе (для детей)

    Просмотр содержимого презентации
    «Конь»

    Древние образы в народном искусстве

    Конь (красный — день, черный — ночь)

    Северная Двина, 19 в. Фрагмент лопаски (лицо)

    Дерево, резьба, роспись

    Верхняя Тойма, Северная Двина, 19 в.

    Фрагмент лопаски (оборот)

    Каргополь, Олонецкая губ., 19 в.

  • В поэтических представлениях народа, всадник на коне освобождал весну от зимнего плена, отпирал солнце, открывал путь вешним водам, после чего весна вступала в свои права. Всадник предстает в образе Егория храброго.
  • Просмотр содержимого презентации
    «Презентация к уроку ИЗО Древние образы в народном искусстве»

    Древние образы в народном искусстве.

    Волошина Надежда Александровна

    учитель изобразительного искусства

    Очень часто за событиями И за сутолокой дней Старину не вспоминаем, Забываем мы о ней. Хоть и более привычны Нам полеты на Луну, Вспомним русские обычаи, Вспомним нашу старину.

    • Декоративно-прикладное искусство(ДПИ) – это создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту и отличающихся декоративной образностью (посуда, мебель, ткани, одежда, украшения, игрушки и т.д.).
    • Наши далекие предки украшали свои изделия простейшими орнаментами. Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснения непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, и защититься от злых .

      образы в древние

      Тема урока: Древние образы в народном искусстве

      1. В философии: результат и идеальная форма отражения предметов и явлений материального мира в сознании человека.

      2. Вид, облик. Создать что-н. по своему

      у и подобию (т. е. похожим на себя; книжн.). Потерять о. человеческий (то же, что потерять облик человеческий ). В

      е кого-н. (в виде кого-н.).

      3. Живое, наглядное представление о ком-чём-н. Светлый

      4. В искусстве: обобщённое художественное отражение действительности, облечённое в форму конкретного индивидуального явления. Поэт мыслит

      5. В художественном произведении: тип, характер. Плюшкин о. скупца. Артист вошёл в о. (вжился в роль).

      словарь С.И. Ожегова

      Свои понятия о мире человек выражал условными знаками.

      А делал он это при помощи искусства.

      Символические изображениями солнца в виде розеток и полурозеток с узорами внутри окружности; земли в виде горизонтальных линий, прямоугольников, ромбов; воды в форме вертикальных и горизонтальных линий. Такие изображения называются солярными знаками.

      цвет выражал восторг, радость, жизнь. Это цвет солнца, огня, жизни. Красный цвет олицетворял мужское начало.

      цвет связывался со светом, чистотой и олицетворял

      цвет символизировал солнце

      цвет символизировал землю

      Работа в группах:

      • Солнце
      • Конь
      • Птица
      • Макошь,земля
      • Вода
      • Образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища. Солнце в виде круглых розеток, ромбов, коней можно найти в разных видах народного искусства.

        Этот образ переходит в древо жизни – то из тела женщины бегут молодые побеги, то голова ее украшена венком из цветов, то в руках она держит птиц или солнце.

        Женская фигура (берегиня ) – это божество, выражающее представление о земле, которая родит, и о женщине – продолжательнице рода. Называют этот образ по-разному: великая богиня земли, плодородия, мать-сыра земля, Макошь, что означает “мать хорошего урожая”.

        Землю изображали в виде ромбов, четырехугольников, квадратов, влажную в виде волнистой линии

        В распаханную землю сеяли, бросали семена. Семена изображали в виде точек. Семена – точки можно увидеть в квадратах и ромбах орнамента.

        Волнистая горизонтальная линия –вода.

        В древности, люди связывали воду с хаосом, с рождением (плетение волн), с речью, с веткой, с женскими волосами (они подобны дождю). Вода является источником жизни. В древности, люди не поливали свои поля. Их смачивали только дождь и роса. О дожде молились особенно усердно и старательно в четверг. Этот день недели был посвящен на Руси богу грома и молнии Перуну.

        Вертикальная волнистая линия – дождь

        Символика древних славян

        Выразительно слово древнего заговора, отражающего мироощущение предков:

        Умываюсь медвяною росою, Утираюсь солнцем, Облекаюсь облаками, Опоясываюсь звездами.

        В давние времена люди верили, что птицы прогоняли своим звонким пением зимний мрак, стужу и приносят на крыльях весну красную. Люди особенно готовились к встрече весны – выпекали в форме птиц обрядовое печенье “жаворонки”. Птицы символизировали свет, тепло .

        Конь один из древнейших и любимых образов народного искусства. Конь был столь же необходим крестьянину, чтобы выращивать хлеб, как и само солнце. Солнце принимало образ коня, а конь как бы приобретал животворящую силу солнца.

        Создать композицию из солярных знаков, и объяснить значение вашего узора.

        найти картинки солярных знаков

        в современном дизайне.

        Просмотр содержимого презентации
        «Солнце»

        Символика древних славян

        “ Не земля родит, а небо”

        Человек выражал свои представления о мире в образах. Солнце издавна почиталось всеми народами. «Не земля родит, а небо»,-говорит русская пословица. Солнце в виде круглых розеток, ромбов, коней можно найти в разных видах народного творчества.

        Образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища

        Древнерусское название класса солярных символов, более известных по своему индоевропейскому названию Suastika, свастика (где Су, «связанное с благом» – древнеиндийское имя солнечной птицы, Астика – двуликое божество теплой и холодной половин года). Символ вечного солнцевращения (др. русск. КОЛО – солнце) имел широчайшее распространение в народном искусстве Новгорода и особенно Русского Севера, сохранившись в нем вплоть до первой половины ХХ века.

        Просмотр содержимого презентации
        «вода»

        Еще наши далекие предки украшали свои изделия простейшими орнаментами. Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснения непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься. И делал он это при помощи своего искусства.

        Свои понятия о мире человек выражал условными знаками. Из отдельных элементов и их сочетаний и выстраивался узор.

        Разделы: МХК и ИЗО

        Задачи урока:

      • Формировать знания о специфике языка декоративно-прикладного искусства;
      • Познакомить с древними образами в народном искусстве;
      • Зрительный ряд:

        Архангельская щепная птица, полотенца с вышивками, деревянный ковш; таблицы с изображением предметов и знаков, таблица с изображением солярной символики; компьютерная презентация, включающая следующие изображения:

      • Причелины, полотенца с солярными знаками;
      • Вышивки на полотенцах, передниках с изображением птиц, коней, древа жизни, матери-земли;
      • Пряничные доски;
      • Ковши.
      • План урока:

        1. Организационный момент.
        2. Практическое выполнение задания.

        1. Организационный момент.

        Деление класса на группы.

        2. Сообщение темы учебного года и темы урока.

        Учитель: Здравствуйте, ребята! В этом учебном году мы с вами приобщимся к тайнам декоративно-прикладное искусства. Это особый мир. Каждый человек всю свою жизнь окружен произведениями этого искусства. Значит, важно его знать и понимать. Народное искусство хранит вековые традиции, передаваемые из поколения в поколение. Человек познает мир не только умом, но и руками. И главное – сердцем!

        Сегодня на уроке вы научитесь понимать, что выражают древние образы и символы.

        3. Объяснение нового материала.

        Группы называют, объясняют, если нужно дополняют друг друга.

        Дети диктуют, учитель делает запись на доске:

      • Как предмет называется?
      • Учитель показывает компьютерную презентацию.

        Учащиеся: Это же крыша избы, а на ней – предмет с четвертой таблицы (рисунок №4). А это доска, а на ней круги с первой и пятой таблицы (рисунки1, 5). А это вышивки – и на них изображения со второй и третьей таблицы (рисунки 2, 3).

        Учитель: Так где же мы можем встретить эти изображения?

        Учащиеся: На крыше дома, на вышивке, на посуде.

        Учащиеся: Птица, конь, фигуры женщин, круги.

        Учащиеся: Воду.

        Учитель: О чем рассказывала волнистая или пунктирная вертикальная линия?

        Учитель: А прямая горизонтальная линия?

        Учитель: Теперь посмотрите на эти изображения (показывает солярные знаки с таблиц №1 и №5 (рисунки1, 5) и на эту игрушку (показывает архангельскую щепную птицу). Что между ними общего?

        Учитель: Верно. А что в природе имеет круглую форму? Что вам напоминает эта геометрическая фигура?


        Рисунок 6.

        Но не только эти символы обозначают солнце. Какое животное было необходимо древнему земледельцу, чтобы вспахать землю?

        Учащиеся: Лошадь. Конь.

        Учитель: Как вы думаете, что символизировала птица в народном искусстве? Вспомните, мы с вами уже говорили о форме этой птицы (показывает архангельскую птицу).

        Учащиеся: Да – это круг, то есть солнце. Значит птица – тоже солнце.

        Посмотрите на эту птицу, вышитую на полотенце (демонстрирует полотенце). Что вам напоминает ее хвост?

        Учащиеся: Солнце с лучиками.

        Учитель: А эта птица. Какая она? (Показывает полотенце).

        Учитель: Да, птицы символизировали свет, тепло, плодородие. Зачем же люди изображали у себя в доме птиц?

        Ученики: Чтобы в доме всегда было тепло и светло. Так они привлекали к себе солнце и счастье.

        Учитель: В русском народном искусстве устойчив образ ковша-птицы (показывает ковш). Ковшом обносили вкруговую на пирах в знак единства и согласия. В знак счастья и прибыли дому – его преподносили жениху и невесте. А на что похоже это изображение? (Показывает вышивку).

        Ученики: Нет, так не бывает.

        Учитель: Древний земледелец допустил такую «ошибку» неслучайно. Дерево жизни – символ вечно живой, процветающей природы, растительных сил земли, символ счастливого продолжения рода.

        А теперь посмотрите, чем это изображение похоже на предыдущее? (показывает вышивку с изображением матери-земли и вышивку с изображением древа жизни).

        Как вы считаете, цвет в народном искусстве имел символическое значение?

        Как вы считаете, похожи ли изображения коней, птиц в народном искусстве на своих природных собратьев?

        Пожалуйста, объясните, что же изображено на таблицах, где поставлены знаки «?»

        Учитель: Что интересного вы сможете рассказать родителям и друзьям после этого урока?

        На формате А3 создать образ древа жизни, матери-земли, птиц, коней, солнца.

        6. Подведение итогов и обсуждение работ.

        Все работы размещаются на мольбертах в одну линию. Ребята обсуждают, насколько грамотно они выполнены по критериям:

        • создан ли образ
        • композиционное решение
        • чистота исполнения
        • Называются лучшие работы, которые размещаются на стенде в классе (Приложение 1).

          На символ коня, были перенесены мифологические представления об олене, бизоне и туре, в зависимости от континента.
          На Алтае, в знаменитом Пазырыкском кургане, обнаружены кони, везшие погребальную колесницу. На них были надеты золотые маски оленей с рогами.

          Изображения сцены охоты на Кавказе.

          На некоторых кавказских изделиях эпохи бронзы изображен символ лошади с оленьими рогами, иногда с тремя рогами.
          В литовских мифах говорится о коне с оленьими копытами.
          В финском эпосе «Калевала» конь и олень или лось, отождествляются.

          Мифические существа с оленьими рогами:
          1- Франция, палеолит;
          2- архаическая Греция;
          3- кельты, 1 в. до х. э.;
          4- Дания, около 100 года до х. э.;
          5- Северная Италия, 2 тыс. до х. э.

          В эпосе разных народов мифический конь наделен теми же чертами, что и знак – золоторогий олень. Вероятно, поверье об олене, пожирающем змей, привело в славянские и индийские предания символ коня, истребляющего змей.
          В фольклоре олень и лошадь сближаются с птицами, потому, что чудесный олень представлялся проносящимся по небу, было перенесено на мифического коня.
          Имя греческого крылатого коня Пегас и что он по своему происхождению является существом преисподней. Имя Пегас энтомологический, греческому ‘источник‘, а источники или родники, как и реки, связывались со змеем земных глубин. Образ крылатого коня имеется в мифологии не только Греции.
          Крылатый конь был известен дагестанцам и другим северокавказским народностям. Фигурирует символ в русском народном искусстве.
          В иранских сказаниях отмечено поверье о том, что у лошадей есть невидимые людям крылья.
          Лошадь заменив оленя, стала тем существом, которому приписывалась функция сопровождать покойника. Известны многочисленные скифские захоронения с конем. Этот обычай не уникален, он практиковался и у древних германцев, и у французов в средние века.
          Кельты верили, что души умерших, уходят в потусторонний мир на лошадях.

          Культовый образ быка:
          1,2- Франция, Испания. палеолит;
          3- Армения, 2 тыс. до х. э.;
          4- Малая Азия, 6 тыс. до х. э.;
          5- Малая Азия, 5 тыс. до х. э.;
          6- Дагестан, 1 тыс. до х. э.;
          7- Шумер;
          8- Дания. 2 тыс. до х. э.

          В свете приведенных выше данных следует считать, что у всех этих народов коня хоронили с хозяином не для того, чтобы он служил ему на том свете, а для того, чтобы он отвез его на тот свет.
          У некоторых лошадей в скифских захоронениях обнаруживается тот или иной знак врожденного дефекта. По древним поверьям считалось, что урод отмечен богом. Это поверье восходит еще к палеолиту, так близ Иркутска ребенок, обильно оснащенный амулетами и заботливо похороненный под полом жилища, был уродцем.
          У некоторых народностей Северного Кавказа существовал обряд, который в этнографической литературе называют посвящение коня покойнику.

          Двурогий символ :
          1- Малая Азия, 7— 6 тыс. до х. э.;
          2- Крит, 2 тыс. до х. э.;
          3- Финикия, 3 в. до х. э.;
          4- мусульманская гробница 19 век;
          5- Дагестан, деревянный столб 12 век.

          Похороны завершались конскими скачками, такой ритуал имел место также в Древнем Риме и Греции. Конь играл символическую роль в погребальном обряде еще у этрусков.
          Он не только переносил покойника в загробный мир, как и его предшественник, олень, мыслился представителем загробного мира. Повсюду в Европе существовали поверья о связи коня со смертью, с божествами, с владыкой преисподней, с чертом.

          Бык-луна:
          1- Италия, начало 2 тыс. до х. э.;
          2, 3- Германия, 3 тыс. до х. э.;
          4- Армения, эпоха бронзы;
          5- Грузия, эпоха бронзы;
          6- Англия, неолит;
          7- Центральный Кавказ, конец 2 тыс. до х. э.

          Образов крылатого и огнедышащего коня, в украинских поверьях преобладало отношение к лошади как к демоническому существу, связанному с нечистой силой.

          «Для украинца, в отличие от русского и белоруса, главное рабочее животное не лошадь, а вол. Конь был для него, прежде всего панским животным: шляхетская конница топтала его посевы, грабила и его с

          По сообщениям античных авторов и по современным этнографическим данным, лошадь считалась атоническим существом, по этой причине, а не в связи с ее хозяйственно – бытовой ролью, и соответствующий орнамент изображался на надгробиях.

          Зловещий характер образа оленя виден в том, что по поверьям, существующим с древних времен, олень как и собака, может предвещать смерть. Считалось, что увидеть во сне красную лошадь — верная примета близкой смерти.

          Олень считалась знаком атрибута греческого бога преисподней Аида и эмблемой вавилонской богини преисподней Эрешкигал.

          Поскольку лошадь считалась связанной с владыкой загробного мира, на нее переносились некоторые его характеристики. Существовало поверье, что она обладает даром пророчества. В связи с представлением о том, что постройки могут стоять на земле лишь с согласия бога земли, начиная строительство, приносили в жертву коня и закладывали конскую голову под фундамент.

          Конь заменил оленя не только в качестве существа, ведущего в загробный мир. Древнейший миф о солнечном олене привел к представлению о солнечном коне.

          В мифах индоевропейских и некоторых других народов, в том числе на Древнем Востоке, олень перевозит солнечного бога, а иногда и сам ассоциируется с солнцем.

          Конь – символ солнца, плодородия и добра. Декоративная композиция
          Интерактивный вернисаж «Городецкие донца. История»

          Рассмотрите живописные Городецкие донца конца XIX века.

          Необходимо запомнить

          Стихийный сверхъестественный характер образа коня связан с многообразием явлений природы и значением ее в жизни человека.

          Всадник на коне — всадник-воин связывался с освобождением весны от зимних оков холода и мрака; всадник отпирал солнце и весенние воды.

          Со временем мотив всадника сохранил глубину поэтического изображения.

          Символ конь-солнце самый устойчивый в народном искусстве

          Поэтическая метафора белого и золотого коня в народных представлениях соотносится с календарной сменой старого и нового года, она породила самый устойчивый в народном искусстве символ — конь-солнце. В народном искусстве этот образ богат поэтическими выражениями: конь-время, конь-свет, конь-богатырская сила.

          . Многообразие наблюдений природы и значение ее в жизни человека определило характер его образа в фольклоре. Это и конь-птица с лебединой шеей, и конь-туча, конь золотой, с лучистой гривой, и, наконец, всадник на коне — образ, укоренившийся в славянской древности и столь любимый в русском искусстве.

          В народных поэтических представлениях образ всадника на коне, как говорилось выше, связывался с возрождением солнечного тепла, света, жизни. Всадник-воин освобождал весну от зимних оков холода и мрака, отпирал солнце и весенние воды. В народных представлениях всадник продолжает олицетворять воина, наделяется сказочным могуществом и красотой.

          Презентация была опубликована 4 года назад пользователемАнтон Селиверстов

          Похожие презентации

          Презентация на тему: » Знаки и символы в народном искусстве. Искусство, 9 класс. Орлова М.Е. МКОУ Мишутинская СОШ.» — Транскрипт:

          1 Знаки и символы в народном искусстве. Искусство, 9 класс. Орлова М.Е. МКОУ Мишутинская СОШ

          2 Уникальность народного декоративно-прикладного искусства в том, что оно несло не только декоративную, но и утилитарную функцию. Пользуясь знаками орнамента образами птиц, животных, людей, растений человек рассказывал о своей жизни, о своей вере, о своем представлении о мире. Искусство и жизнь не были разделены.

          6 Дерево Белокаменная резьба

          7 Дерево Роспись прялок

          8 Дерево Глиняная игрушка

          9 Дерево несёт знак: Устройствоа мирозданья ( корни олицетворяют подземелье, ствол находится и существует на поверхности земли, крона живет в небе) Плодородия Процветания рода Предков рода

          12 Образ женщины Глиняная игрушка

          13 Образ женщины несет знак: Плодородия земли Продолжения рода

          16 Конь «Конёк» крыши

          18 Конь Глиняная игрушка

          19 Конь Глиняная игрушка Полкан

          20 Образ коня несет знак: Солнца

          22 Роспись прялок Птица

          24 Белокаменная резьба Птица

          27 Образ птицы несет знак: Пробуждения природы Хорошего урожая Счастливого брака Памяти об усопших

    admin