Шайра порода коней

Конные заводы Соединенного Королевства Великобритании занимаются разведением четырех основных пород лошадей, а именно: британских першеронов (The British Percheron), суффольков (The Suffolk Punch), клейдесдалей (Clydesdale) и шайров — самых крупных на планете тяжеловозов.

Остановимся подробнее на одной из древнейших тяжеловозных пород, ведущей свой род от боевых рыцарских коней, потомков лошадей эпохи Римской империи.

Точно рассказать об истории возникновения этой породы, как и многих других, практически невозможно. Однако все же следует попытаться выяснить происхождение шайрской породы.

Этимология названия породы такова: слово «шайр» произошло от древнесаксонского слова, которое имеет значение «граница», «раздел». Это слово мы встречаем в таких словах, как Линкольншир, Лесестершир, Стаффордшир и Дербишир. В этих названиях вторая часть слова «shire» означает не что иное, как «графство».

Шайрские лошади попали на территорию Англии благодаря королю Вильгельму Завоевателю в 1066 году. В течение XVI-XVII веков местное поголовье было скрещено с фландрскими лошадьми (Flanders), завезенными в Англию голландцами. Также в жилах шайрских лошадей течет кровь фризских лошадей (Friesians). Родоначальником шайрской породы принято считать жеребца по имени Слепая Лошадь (1755 г.) из Пэкинтона. Его имя можно найти в первой племенной книге, изданной в 1878 году.

На протяжении всего периода существования лошади шайрской породы имели множество самых разнообразных названий. Первое наименование этих крупных военных лошадей звучало как «Great Horse», что означает «Великая лошадь». Несколько позднее ее называли английской, староанглийской или вороной.

С 1878 года (год образования общества шайрских лошадей) в Англии начинается планомерное консолидирование породы.

Лошади шайрской породы имеют ряд отличительных особенностей. Следует отметить, что представители этой породы очень крупные и массивные. Высота в холке колеблется от 165 до 175 см, а живая масса лошадей составляет 1000-1200 кг.

В 1846 году на свет появился необыкновенный жеребенок. Его уникальность состояла в том, что он был необычайно крупным. Ему дали имя библейского великана Самсона. Однако, когда жеребенок вырос, ему пришлось дать другое имя — Мамонт, ведь его высота в холке достигла 219 см. Жеребец по кличке Мамонт до сих пор является самой высокой лошадью за всю историю коневодства.

Экстерьер шайрских лошадей таков: большая голова, толстая, массивная шея, низкая, широкая холка. Спина сильная, мускулистая и широкая, поясница короткая. Круп лошади широкий, немного опущен, грудная клетка объемная, ребра имеют округлую форму. Отлично развитая мускулатура, бочкообразные бедра, ноги, сильно обросшие фризами, просто потрясают своей толщиной и массивностью.

Типичная для шайрской породы масть — гнедая, вороная и рыжая с большими белыми отметинами на голове, а также белоснежными фризами в области скакательного сустава.

Характер шайров спокойный, уравновешенный.

Различные испытания, проводимые на ипподромах многих стран мира, показали высокие грузоподъемные способности шайрских лошадей.

Все эти удивительные качества были по достоинству оценены самыми известными коневодами. Порода привлекла внимание зарубежных покупателей. Это было обусловлено постоянной потребностью в сильных тяжеловозах, которые могли бы удовлетворять потребностям и нуждам армии и быстро развивающейся промышленности. Великобритания организовала постоянный экспорт шайрских лошадей в Северную и Южную Америку, Россию и Австрию. Шайры, привезенные в Россию, а также другие породы английских лошадей участвовали в формировании породы владимирского тяжеловоза.

Однако в 30-х годах XX века, в связи с появлением тракторов и другой механизированной и автоматизированной техники на фермах, разведение шайрских лошадей испытало сильный кризис. Поголовье лошадей резко сократилось. Шайрская порода буквально оказалась на грани исчезновения. Но благодаря ряду благородных коневодов порода вновь стала процветать.

Неимоверная сила, огромная выдержка и выносливость, отличное здоровье, добрый, покладистый характер сделали шайрских лошадей незаменимыми для вспахивания тяжелых земель на фермах. Модернизированные дороги, новые дилижансы нуждались в сильных и выносливых тяжеловозах. Также шайры успешно использовались для транспортировки громоздкой сельскохозяйственной техники, железнодорожных вагонов и возов с углем. По сей день шайры активно используются пивоварами. С их помощью английские пивовары развозят пиво по всей Британии. Но сегодня шайры, запряженные в традиционные телеги, являются всего лишь частью развлекательных мероприятий, шоу и праздников. Могучие шайры часто становятся участниками разного рода соревнований: на силу тяги или на скорость вспашки.

Экстраординарная сила, могучие формы, добрый характер заставляют восхищаться этой «Великой лошадью».

Лошади являются самыми крупными из прирученных человеком животных. Они помогают возить грузы, участвуют в конноспортивных состязаниях. Животные хорошо помогали во время двух мировых войн. Старейшей породой лошадей является шайр, о которой и пойдет речь ниже в статье.

История создания породы

Шайр — порода лошадей, которую специально вывели для перевозки рыцарей. В средние века англичане для этого скрещивали фламандские и фризские разновидности. Работа продолжалась не одну сотню лет. Наконец, к 16 в. удалось получить коня, который не только перевозил разные тяжелые грузы, но и мог долго выдерживать на спине воина в полном вооружении.

С 18 в. шайрская лошадь применялась для перевозки дилижансов, а в 19 столетии ее начали использовать в сельском хозяйстве. Но не все фермеры могли содержать таких крупных коней, поэтому английская порода упряжных животных была заменена более мелкими видами. Лошадь шайр в России появилась в начале 20 в. Ее частично использовали для селекции владимирских тяжеловозов.

Постепенно поголовье этих коней с конца 19 в. начало сокращаться. Если в начале 20 столетия только в США насчитывалось около 5900 лошадей этой породы, то к 60 гг осталось только 24 экземпляра таких скакунов. Было создано общество любителей шайров, которое начало возрождать породу.

К сведению! Сегодня проводятся различные выставки, показы, где самому успешному владельцу вручается премия в 35 тыс. фунтов стерлингов за разведение этих коней. Постепенно количество животных увеличивается. Проводятся селекционные работы с целью улучшения породы.

Характеристика лошадей

Лошади тяжеловозы шайры бывают 3 мастей: серые, гнедые или вороные. Стандартом допускается наличие небольших белых пятен и чулок на ногах животного.

Описание шайров следующее:

  • Высота жеребца в холке достигает 1,75-1,8 м, но бывают кони и больших размеров, например, Самсон, который возвышался на 2,18 м.
  • Вес шайров колеблется в пределах 900-1500 кг, поэтому лошадь требует много корма.
  • Грудь животного в диаметре достигает 2,1 м и более. Часть ноги, которая называется пястью, имеет размеры от 0,25 м и выше. Это позволяет животному получить нужный упор при перевозке различных грузов.
  • Волосы на ногах (их называют фризы) сильно загущены. Они длиннее, чем у других пород коней.
  • Обратите внимание! Английская порода упряжных лошадей крупнее обычных скакунов примерно в 1,2-1,5 раза. Большие размеры создают неудобство в содержании этих коней.

    Взрослая лошадь стоит довольно дорого — от 700 тыс. до 1,4 млн руб. Жеребенок оценивается от 320 тыс. руб.*

    Большую роль играет возраст особи и ее пол. У продавца должен быть сертификат о родословной шайра и справка от ветеринара, подтверждающая наличие всех нужных прививок. Если животное нужно перевезти из другой страны, то все транспортные расходы несет покупатель.

    Всех коней этой породы заносят в племенные книги, чтобы поддержать чистоту породы. Если родилась кобыла от чистопородного жеребца и лошади неизвестного происхождения, то новорожденной выдается паспорт категории «А». Все самцы проходят тест на ДНК, чтобы была возможность отслеживать их потомство.

    Внешний вид

    Шайр лошадь имеет довольно крупную голову, на которой небольшие ушки. Лоб у нее широкий, а шея короткая. Другие параметры животного:

  • на носу у коней можно заметить горбинку;
  • ноги у шайров достаточно мощные и сильные;
  • копыта имеют сравнительно большой размер;
  • у лошадей этой породы высоко посаженный хвост;
  • красивая грива с длинными пушистыми волосами.
  • По внешнему виду можно различить, где родился скакун:

  • шайрам из Йоркшира характерна большая сухопарость и выносливость;
  • у лошадей из Кембриджа длинные фризы на ногах, и они более костисты.
  • У этих животных присутствуют некоторые недостатки. Например, им характерна небольшая приземистость и фризистость. Но при дальнейшей селекции все это будет изменено в лучшую сторону.

    Особенности характера

    Шайры лошади достаточно умные и послушные. Они легки в управлении, хорошо понимают команды хозяина. Их можно спокойно запрягать в повозки. Характер у этих животных достаточно мягкий, немного флегматичный. Жеребцы и кобылы шайры добродушны и спокойны.

    Важно! Лошади достаточно уравновешены, практически не проявляют эмоций. Их покладистость и трудолюбие позволяет использовать животных для сельскохозяйственных работ.

    Как ухаживать

    Конь шайр должен находиться в отдельном стойле. В помещении стоит соблюдать рекомендованный тепловой режим.

    Важно! Чтобы лошадь не заболела, ее подстилка должна постоянно быть сухой. Из-за наличия на ногах большого количества волос у шайров при несоблюдении этого правила развивается мокрица. Эту болезнь легче предупредить, чем лечить.

    Уход за конем состоит из следующих мероприятий:

  • Копыта и ноги лошади после прогулки нужно вымыть теплой водой, а затем просушить, присыпав их опилками. Через 1-2 ч. рекомендуется вычесать волосы на конечностях животного.
  • Гриву и пышный хвост стоит постоянно чистить от пыли и различных загрязнений. Каждый день эти части шайров нужно тщательно вычесывать. В жаркую погоду для устранения путаницы волос хозяева заплетают гриву лошади в косички.
  • В летний период коней обязательно моют 2 раза в 6-7 суток. Для этого используют специальный конный шампунь с кондиционером.
  • Для поддержания животного в хорошей форме рекомендуется его часто поить. Особенно это важно в жару, при летнем зное, так как наличие большого количества волос на гриве и ногах шайров может привести к перегреву тела, что отрицательно скажется на здоровье животного.

    На заметку! Если лошадь заболела, то не нужно пытаться лечить ее самостоятельно. Лучше вызвать ветеринара, который точно диагностирует заболевание.

    Рацион и кормление

    При разведении тяжеловозов нужно обратить внимание на правильность их питания. Шайрская порода лошадей не привередлива. Особи могут питаться концентрированным кормом, но для хорошего развития рекомендуется давать коням поочередно сено и свежескошенные травы.

    Важно! Из-за своих размеров шайры едят больше, чем другие виды лошадей. За 24 ч. каждый тяжеловоз должен съесть от 10 до 14 кг различных кормов. В основном на питание уходит трава и сено.

    Подкормки для роста, необходимые при разведении других пород, для шайров практически не нужны.

    Рекомендуется в качестве питательных добавок давать животным следующую пищу:

    • качественную муку из травы;
    • свежий жмых;
    • поливитамины.
    • Все эти вещества смешиваются с сеном, травой или комбикормом. Летом тяжеловозам дают 5-7 кг такого корма. Как и все лошади шайры любят фрукты и овощи. Для нормального развития им дают в свежем виде:

    • мелкие яблоки;
    • свеклу;
    • очищенную морковь.
    • Эти компоненты можно перемешать с другими кормами, предварительно разрезав на несколько частей.

      Корм для лошади

      Чистая питьевая вода нужна лошадям как воздух. Поэтому нужно устроить соответствующую поилку в таком месте, чтобы животные могли бы свободно к ней подойти. Вода должна иметь температуру 18-20°C. Летом нужно сменять ее 2-3 раза в день, а зимой достаточно обновлять 1 раз в сутки.

      Шайры относятся к тем породам лошадей, которые должны соответствовать выработанным стандартам, что играет большую роль для хозяина. При разведении племенных животных нужно стараться не отходить от рекомендаций специалистов по уходу за конями. Успех будет обеспечен при правильном подборе питания и тщательном уходе за лошадьми описанной породы.

      * Цены указаны на сентябрь 2018 г.

      Шайр (Shire horse) — старинная порода тягловых лошадей и самая импозантная английская рабочая лошадь. Считается самой крупной породой лошадей в мире. Шайра называют «нежным гигантом» среди тяжеловозов из-за его кроткого, послушного и дружелюбного характера.

      Порода возникла путем скрещивания импортированных фландрских и фризских жеребцов с местными кобылами и первоначально выполняла функции военной лошади, а позже — сельскохозяйственной и обычной тяжелоупряжной лошади. Сэр Уолтер Гилбей писал в комментариях к первому изданию племенной книги: «Шайр — самая древняя порода, упоминаемая средневековыми авторами как «большая лошадь». О храбрости, силе, дисциплинированности данной породы говорится в летописях Римских легионов при их первом посещении английских берегов».

      «Имеются серьезные основания считать, что современный английский шайр является потомком «большой лошади». Это действительно, кажется истинной, так как мощные животные, существующие теперь в Англии и используемые для работ в сельском хозяйстве и торговле, являются прямыми потомками лошадей, которые, когда Юлий Цезарь прибыл сюда, привлекли его внимание своей эффективностью в помощи, оказываемую нашим предкам в войне».

      Судьба шайра и Англии тесно переплетена. В течение господства Иоанна Безземельного (1199-1216 гг.), до нас дошли сведения об импорте в Англию с низменностей Фландрии, Голландии сотни жеребцов большого роста. Другой автор описывает этих лошадей — как лошадей с черным окрасом, с белыми отметинами на морде и ногах — часто на всех четырех ногах до колен. В период между господством Генриха II в 1154 г. и Елизаветы I (с 1558 г.) постоянной целью правительства было увеличение численности лошадей, называемых «большая лошадь».

      Главной областью разведения породы были область Фенс и графства Лестершир, Дербишир и Стаффордшир, в результате чего эта порода и обрела свое сегодняшнее название «шайр» (пер. с англ. означает «графство»). Вначале представители этой породы различались между собой по области выращивания, например, лошади, разводимые в Фенсе, были массивнее, тяжелее и грубее, чем «шайры». Лошади, разводимые в Дербишире и Лестершире, были в основном черные, а в Стаффордшире — гнедые.

      Одним из первых жеребцов-шайров стал конь по кличке Pakington Blind Horse из Лестершира, названный в честь местности Pakington, где он жил с 1755 по 1770 гг. Этот конь и его потомки оказали огромное влияние на породу.

      В 1878 г. было образовано Староанглийское общество упряжных лошадей, которое в 1884 г. поменяло название на Общество шайрских лошадей, и порода с того времени стала называться «шайрской». В период с 1901 по 1914 гг. в ежегодно регистрировалось до 5000 шайров.

      Шайры необыкновенно сильны, они могут тянуть за собой груз, превышающий их вес в пять раз! 1 мая 1911 г. в городе Дадли (Англия) 20 шайров тянули повозку с якорем от парохода Титаник, вес которого был 15,5 тонн. В 1924 г. на британской выставке пара лошадей вытащила стартовую нагрузку, равную 45 т, работая в скользком положении, та же пара вытащила 16,5 т.

      После образования Общества шайрских лошадей этот конь был по достоинству оценен на крупнейших сельскохозяйственных выставках и обратил на себя внимание зарубежных покупателей. Шайры стали вывозиться в Северную и Южную Америку, Россию и Австралию. Кроме того, они стали неотъемлемой частью жизни в Британии. Благодаря их огромной силе, выдержке, здоровью и прекрасному характеру их использовали для вспашки полей, перевозки железнодорожных вагонов, пивоварских повозок и телег с разнообразным грузом.

      В период с 1901 по 1914 гг. численность породы составляла около 5000 особей. Во время Второй мировой войны распространение механизации и строгие правила закупки корма для скота снизили возможность содержать тягловых лошадей. Тысячи шайров были убиты, а несколько крупных племенных заводов закрыты. В 1950-1960-х гг. численность породы упала до нескольких тысяч. В 1970-х порода начала возрождаться за счет повышенного общественного интереса. Породные общества были созданы в Соединенных Штатах, Канаде, Нидерландах, Франции и Германии, а в 1996 г. в Питерборо (Англия) состоялся первый Всемирный конгресс лошадей в графстве Шир.

      Шайры созревают поздно, поэтому они начинают работать в возрасте четырех лет и старше. Представители породы обладают терпеливым, послушным, смелым и спокойным характером. С этими лошадьми, несмотря на их крупный рост, могут работать даже неопытные коневоды.

      Несмотря на то, что механизация отняла у этих лошадей большинство их обязанностей, сегодня этих прекрасных лошадей можно увидеть на выставках, работающими в полях и на лесозаготовках, запряженными в повозки и кареты. Изображение шайра встречается на многих эмблемах или логотипах английских пабов и пивоварен.

      Высота жеребцов в холке 168-180 см (некоторые шайры вырастают выше 2 м), кобыл — от 163 см и выше, обхват пясти 28-30 см. Они обычно вороной, караковой или гнедой масти, но встречаются и серые. Характерны лысина на голове и белые чулки, встречаются белые пятна на голове и в области живота. Живой вес от 850 до 1100 кг.

      Все части тела у шайра развиты пропорционально. Длинная, благородная голова с горбоносым профилем; большие, спокойные, темные глаза; широкий лоб; длинные заостренные уши; длинная, умеренно изогнутая шея; глубокое округлое плечо; короткая, очень обмускуленная спина; глубокая грудь; широкий сильный круп; длинные, крепкие ноги с широкими копытами; густые шелковистые щетки; высоко посаженный хвост.

      Самым большим в мире шайром и самой крупной лошадью в истории человечества был мерин по кличке Мамонт (также известный как Сэмпсон), родившийся в 1846 г. Его рост составлял 219 см, а вес 1520 кг. Кобыла по кличке Тина (умерла в 2008 г.) была высотой в холке 203 см. Австралийский жеребец Нодди в 2008 г. был зарегистрирован как самая большая лошадь в мире с 205 см в и весом 1,3 тонны в возрасте 5 лет.

      В 2012 году в Англии насчитывалось около 3000 представителей породы, а в США — около 1000.

      Среди множества зверей, которых человек использует, с которыми просто дружит и тесно общается – лошади. Они, пожалуй, самые крупные прирученные животные. И среди этих больших друзей человека есть настоящие гиганты – лошади породы шайр .

      Описание лошади шайр

      Порода шайр относится к тяжеловозам. Свою родословную она ведет из средневековой Англии, где таких лошадей использовали не только для перевозки тяжестей, но и в военных целях, ведь рыцари в доспехах весили немало, и не каждое животное могло долгое время выдерживать такой груз.

      Для выведения новой породы скрещивались фландрские и фризские лошади с местными. Несколько сотен лет селекционеры добивались поставленных целей, и результат превзошел все ожидания.

      На данный момент стандарт подразумевает три различных масти: гнедые, вороные и серые. Допустимы небольшие белые пятна, белые чулки на ногах. Главное отличие лошадей шайр в их размере – рост жеребца от 173 см., вес от 900 кг., грудь от 215 см. в диаметре, пясть от 25 см. в диаметре.

      Это минимальные значения и в среднем их превышают. Сложение пропорциональное, грудь, спина, крестец широкие. Самый крупный из зарегистрированных – жеребец Самсон (Мамонт), высотой в холке 2,19 метра и весом 1520 кг.

      Особенно ощутимо можно увидеть разницу с обычными лошадьми, когда рядом стоит человек. Можно увидеть на фото шайра , что эти лошади намного крупнее привычных для нас животных.

      Часть ноги, называемая пястью, имеет определенное значение и указывает на структуру сухожилий и связок. У различных пород эта часть ноги разная, у тяжеловозов пясть округлой формы. Фризы (волосы на нижней части ног) у этой породы густые и длинные.

      Голова крупная, с широким лбом, уши небольшие, короткая шея. На носу имеется горбинка. Тело мускулистое, ноги сильные, мощные, копыта большие. Хвост высоко посажен. Грива пушистая, длинная. Ее природную красоту украшают сами хозяева посредством плетения различных кос, а так же вплетения в гриву ярких лент.

      Внутри породы так же имеются небольшие отличия по внешнему виду, в зависимости от того, откуда они родом. Так лошади их Йоркшира более сухопарые и выносливые. Кембриджские более костисты и фризы на их ногах длиннее.

      Среда обитания и особенности породы шайр

      Как было сказано ранее, порода шайр выводилась в Англии, позднее оттуда стала распространяться сначала в Ирландию и Шотландию, а потом и по всему миру. XVI век нуждался в тяжелых лошадях, которые участвовали в военных походах. Позднее на лошадях выступали рыцари на турнирах.

      В XVIII веке дороги улучшили, по ним стали ходить тяжелые дилижансы, которые могли тянуть только крупные шайры. Популярность этой породы возросла еще больше. В XIX веке стало активно развиваться сельское хозяйство, и выносливые и послушные великаны стали главной рабочей силой.

      В начале XX века порода была широко представлена в США. Но, по окончании второй мировой войны, необходимость в крупных постепенно отпала.

      Люди стали передвигаться на другом транспорте, а содержать такую крупную лошадь было затратно, поэтому фермеры предпочли отказаться от этой породы в пользу более маленьких .

      Если в 1909-1911 гг. в соединенных штатах было зарегистрировано более 6600 особей, то уже 1959 году осталось всего 25 представителей породы! Шайры постепенно вымирали.

      Сейчас порода вновь набирает популярность во всех странах. Во многом это благодаря консервативных англичанам, для которых шайры это не просто сильные, полезные и практичные животные, но часть истории. Общество шайрской породы вручало ежегодную премию лучшему скакуну этой породы.

      Сумма была довольно внушительной – 35 тыс. фунтов стерлингов. Так же возрождению популяции помог рост рынка сбыта за рубежом. сейчас во многом играют эстетическую роль. Проводятся многочисленные выставки, представления, турниры, смотры и аукционы.

      Уход и цена лошади шайр

      Иначе у шайра может появиться мокрица на ногах. Это неприятное заболевание, которое легче предотвратить. После прогулки нужно вымыть ноги и копыта, присыпать их опилками и позже вычесать.

      За гривой и пышным хвостом особого ухода не требуется, нужно лишь вычесывать их, и очищать от загрязнений. В жару можно заплетать из гривы косу, чтобы волосы не путались. В летнее время нужно мыть лошадь два раза в неделю шампунем с использованием кондиционера.

      Английского тяжеловоза шайра можно купить, но нужно быть готовыми к тому, что цена на взрослую лошадь довольно велика, и доходит до 1,5 миллиона рублей. Купить жеребенка можно по цене от 300 тысяч.

      Но окончательная стоимость будет зависеть от многих факторов. В первую очередь на цену влияет возраст и пол. Естественно, дороже ценятся здоровые лошади, имеющие соответствующие сертификаты о своей родословной и подтверждение от ветеринара, что животное здорово, ему вовремя ставились прививки и прочее.

      Немалое значение имеют так же и награды, достижения животного на различных выставках, соревнованиях. Придают значение так же экстерьеру. Обращают внимание на то, кто продавец, какова его репутация. Ну и, естественно, если животное находится далеко, то за его перевозку тоже платит будущий хозяин.

      Питание лошади шайр

      Каждый хозяин выбирает сам, чем кормить своих питомцев. Все могут содержаться на концентрированных кормах, но наличие сена и травы обязательно. Шайры ввиду своих больших размеров едят намного больше.

      За сутки тяжеловозы съедают 12-15 килограммов сена или травы. А вот концентратов им не требуется, давать их стоит совсем не много. Подкормок для роста вовсе не нужно.

      Лучше всего в качестве питательных добавок включать в рацион травяную муку, жмых. Летом такого корма можно давать от 5 до 7 килограммов. Так же ваш питомец будет рад овощам и фруктам – свекле и моркови, яблокам. Чистое питье у животного должно быть всегда.

      Размножение и продолжительность жизни породы

      При разведении породы имеет значение не только внешний вид коня шайр, но и кобыла тоже выбирается по своему стандарту. Она должна быть обязательно пропорциональной, такой же, как самец, только меньше по всем параметрам.

      Племенная книга породы закрывалась на какое-то время, но сейчас ее возобновили и построили по другому принципу. К приплоду относятся очень строго, чтобы быть уверенными в именитости того или иного жеребенка, ему делается ДНК тест.

      Всех животных заносят племенную книгу, но в различные разделы. Новорожденные особи женского пола от чистокровного отца и незарегистрированной кобылы относятся к категории «А».

      Эту кобылку покрывает чистокровный жеребец, их потомство относится уже к категории «В». Если потомство снова женского рода, то она снова покрывается зарегистрированным жеребцом и уже их потомство считают чистокровным. В среднем лошади живут 20-35 лет, но многое зависит от условий содержания и ухода.

      Выносливые, самые высокие и самые красивые, одни из самых древнейших на планете, потомки лошадей, на которых гордо восседали римские воины – это все касается породы лошадей Шайр, давно ставшей популярной в разных уголках земного шара.

      Как видно на фото 1, это действительно самые сильные, мощные и тяжелые лошади. «Как выглядят эти удивительные животные, когда они появились и как лошадей используют в наши дни?»: на эти и другие вопросы мы постараемся найти ответы вместе с вами.

      История происхождения лошадей породы Шайр

      История создания и использования лошадей неразрывно связана с историей Англии, но ее начало покрыто мраком веков. Известно только, что шайрская древнейшая тяжеловозная порода появилась благодаря многоэтапной работе английских селекционеров, скрещивающих местных кобыл с жеребцами, привезенными из Голландии. Свое название они получили от английского «шир», что в переводе означает – графство. Так лошадей стали называть с легкой руки Генриха VІІІ.

      Дошедшие до наших дней картинки, датированные 15 веком (фото 2), подтверждают тот факт, что лошади изначально использовались в военных целях. Хотя, на этот счет, тоже нет единого мнения. Кто утверждает, что лошади были отличными живыми танками, а кто, наоборот, находит доказательства того, что шайры и тогда таскали повозки и плуги по рытвинам да ухабистым дорогам и земельным участкам местных фермеров. Когда битвы остались позади, благодаря силе, массивности и выносливости, лошади Шайр стали незаменимы в фермерских хозяйствах, выполняли тяжелую работу по перевозки грузов, работали на полях (фото 3), и т.д. Как же можно было не восхищаться лошадью, которая могла тащить груз весом три с половиной тонны по разбитым дорогам, покрытым грязью и рытвинами.

      Спустя время, лошадей Шайр скрестили с фризами, в результате чего те стали более легкими, гибкими, быстрыми и ловкими, хотя габариты их остались прежними.

      В 17 веке за шайрами прочно закрепилось прозвище «английская ворона», так как вороная масть получила особое распространение в те годы.

      В 19 веке эти послушные и крупные тяжеловозы стали особенно популярны, к ним выросло внимание и интерес иностранных специалистов. Лошади работали не только в армии или на фермерских полях, а и перевозили грузы в Британских портах, возили пассажиров в дилижансах и безотказно выполняли любые, поставленные перед ними задачи.

      Среди лошадей породы Шайр много рекордсменов. К примеру, Самсон, лошадь, изображенная на фото 2, и названа в честь библейского персонажа, имела рост более двух метров. А рост австралийского жеребца Нобби был больше двух метров, при весе больше тонны, поэтому многие сравнивали его с автомобилем повышенной проходимости.

      С началом технического прогресса, потребность в использовании лошадей этой породы заметно снизилась, а их численность с каждым годом становилась все меньше и меньше. Возможно, они исчезли бы навсегда, если бы не самоотверженные коневоды, пытавшиеся спасти этот вид от вымирания любой ценой. Энтузиасты сохранили племенных лошадей, а вскоре общественный интерес к ним снова вырос. Сегодня шайры снова популярны и востребованы, в хозяйствах Англии их насчитывается около тысячи, столько же за ее пределами.

      В наши дни представители породы Шайр задействованы пивоварами в костюмированных представлениях на английских улочках в качестве живой рекламы, они участвуют в музыкальных шоу, красочных представлениях, соревнуются по скорости вспашки (фото 3), состязаются в силе, и т.д. Только одно шоу шайров, проводимое в Питерсборо, собирает больше пятнадцати тысяч их поклонников ежегодно. Люди приезжают сюда со всего мира, чтобы полюбоваться изяществом и грациозностью этих удивительных по своей красоте животных. Когда выходят эти гиганты, холеные, ухоженные, с вплетенными в гриву или хвост разноцветными яркими лентами, хочется верить, что англичане постараются сделать все для того, чтобы эта порода не исчезла в скором времени с лица Земли.

      Внешний вид лошадей породы Шайр

      Такими, как мы видим их сегодня, шайры стали недавно – всего двести – триста лет тому назад. На фото 4 справа видно, что представители породы отличаются не только мастью, и другими внешними признаками. Одни имеют такие размеры, что могут идти только спокойным, размеренным шагом. Другие – подвижные и ловкие, поэтому быстро справятся с возом, плугом, телегой или выполнят другие задачи.

      Как показано на фото 5, у них пропорциональное туловище, высокие, мощные ноги, крупная кость, широкая грудь, поэтому они сильны и выносливы. У лошадей хорошее здоровье, отличный аппетит, они подвижны и активны.

      Прекрасно выглядят молодые годовалые кобылы. Они подтянуты, у них крупная шея, высокие, мощные ноги, высокий круп и ровная спина.

      На фото справа показаны тяжеловозы – красавицы, их легко отличить по характерной лысине на голове и белым отметинам на ногах, чаще всего — на задних Их «белые чулки» — фризы, не дают спутать их даже с самыми крупными сородичами. Спрос на лошадей с такими отметинами на современном рынке, в последние годы, заметно вырос.

      Характер лошадей породы Шайр

      Порода отличается уравновешенным характером, терпением, выносливостью и покладистостью. Известно, что лошадей Шайр любят дети, они не бояться подходить близко к животным, и те тянут к ним голову, как будто приветствуя их.

      Животные отличаются спокойным темпераментом, поэтому до сих пор используются как селекционный материал для получения послушного и контактного потомства.

    • Скрещивание с мужскими особями породы Шайр – непростое занятие. Кобыла должна быть под стать крупному и высокому жеребцу, если это не учитывать, можно получить потомство, имеющее неудовлетворительные пропорции тела и низкие показатели эффективности;
    • Завезенные в Россию еще в прошлом веке, тяжеловозы Шайр были использованы для создания новой породы лошадей – владимирских тяжеловозов (фото 6);
    • За сутки им требуется в три раза больше корма, чем представителям других пород, но, несмотря на расходы по их содержанию, они остаются популярны и востребованы. Самое главное — чтобы для них было достаточно травы и сухого сена, а конюшня была светлой, теплой и просторной. Кроме этого шайры, как и представители других пород, любят заботу, ласку и внимание
    • Сегодня лошадей разводят и продолжают скрещивать для получения упряжных пород в станах Европы (Франции, Германии, Бельгии, и т.д.), а так же в Канаде, Новой Зеландии и США. С ними можно познакомиться на выставках разной тематики, посетив специализированные фермы или племенные хозяйства действующих Ассоциаций конезаводчиков. Одной из самых крупных является Американская Ассоциация Шайров, официально зарегистрированная еще в мае 1885 года.

      Интерес к ним возродился после того, как для жеребцов была утверждена специальная премия. Посетив ежегодную мартовскую выставку можно стать свидетелем ее вручения. Это незабываемый праздник для любителей лошадей, ведь только за один день здесь выдается сумма более 35 тысяч фунтов стерлингов.

      У типичных представителей шайрских тяжеловозов должна быть большая, тяжёлая голова с большим, широким лбом. Шайрская тяжелоупряжная порода лошадей (Шайр) не должна иметь уши слишком маленькие или большие.

      Ровная и короткая должна плавно перетекать в короткую и сильную спину. Задняя часть туловища у породы лошади Шайр должна быть мощная и большая, а хвост посажен высоко. Сильные и мощные передние и лошади, с большими и крепкими копытами, у лошади соединяются мускулистыми предплечьями.

      Шайрские тяжеловозы официально признаны самыми сильными, большими и тяжёлыми лошадьми.

      Шайры в упряжке

      Порода лошадей Шайр родом из Англии, а предками были кони, на которых рыцари совершали свои крестовые походы. Учитывая историю происхождения Шайров, эти лошади были признаны одними из древнейших тяжелоупряжных пород в мире, хотя точной даты её становления нет.

      Ещё в конце XII – начале XIII столетия английский король Джон издал указ о ввозе в страну большого количества крепких голландских (флемишских) жеребят, которые и стали родоначальниками Шайрских тяжеловозов.

      Несмотря на то, что дата появления этой породы неизвестна, абсолютно точно установлено, что в XVI веке английское правительство стало усиленно заниматься разведением лошадей с ильным , а в экстерьере могучими и величавыми. Для глав государства того времени было очень важно, чтобы лошади выращивались именно на территории Англии, поэтому издавались указы, запрещающие ввоз взрослых коней или жеребят большого роста.

      Величественная мощь

      В то время лошадей пород Шайр использовали исключительно, как военных лошадей. И только после того, как турниры и вооружённые рыцари прекратили своё существование, эту породу стали использовать, как упряжную.

      Конец XVI века явил собой прогресс в военной сфере, в результате чего доспехи конных рыцарей стали значительно легче. Это позволило им пересесть с мощных, способных тащить на себе кучу железа увальней, на более легких и проворных рысаков. Таким образом, «большой лошади» пришлось впрячься в повозку, где она и нашла свое основное применение. Из восхищенных свидетельств того времени известно о лошадях, возивших 3,5 – тонные грузы в нашем понимании – по бездорожью.

      Томас Бландвиль жил как раз в тот отрезок времени (с 1561 по 1602 год), когда на остров стали завозить лошадей Шайр немецких, фламандских и фризских пород, о чем он и поведал потомкам. Наибольшее влияние на формирование английской породы, в отличие от немцев, оставили фламандские и фризские гены. Фризы привнесли благородства в облик англичанки, придав ее движениям раскованности и легкости. Однако фландрийской крови примешалось больше, благодаря фламандским осушителям болот. Они завезли своих медлительных «тяжеловесов» для работ в Восточную Англию, да так и оставили, в прямом смысле – «на развод».

      Вороной окрас

      Из-за превалирующего вороного окраса фландрийских предков, в 17-м веке «большая лошадь» получила название Большая, английская и вороная, или просто – «английская вороная», как назвал ее Оливер Кромвель. С тех пор определение прижилось именно по отношению к большому английскому тяжеловозу, предку нынешнего шайра.

      Начиная с XVIII века шайрскую породу переквалифицировали в сельскохозяйственную. Лошади Шайр массово стали использоваться для работ на фермах и полях. В то время, когда сельское хозяйство стало развиваться огромными скачками, Шайры помогли становлению ни одной крупной ферме.

      Селекционер Роберт Бейквелл, живший в 1725–1795 годах, занимался улучшением лестерширской породы с помощью самок из Фландрии. Да настолько успешно, что выведенный им вид назвали «бейквеллской вороной».

      Шотландия обзавелась своей большой тяжелой лошадью – клейдесдальской, в формировании которой не последнюю роль сыграла порода лошадей шайр. Эти «шотландцы», весьма популярные, и не только в Великобритании, довольно схожи с шайрами, но уступают им в размере и весе.

      К XIX веку популярность шайров на родине достигла апогея. Да так, что ими стали интересоваться заграничные заводчики, селекционеры и коммерсанты. Племкнига ежегодно пополнялась тысячами голов, из которых до 1000 – жеребцы, 3–4 тыс. – кобылы. Выставки представляли по 600–700 лошадок.

      1836 год ознаменовался для шайров первым пересечением Атлантики, что дало толчок массовому завозу этой породы в Штаты, но лишь спустя полвека. Небольшие и относительно тонкокостные американские кобылы, благодаря шайрским жеребцам, стали плодиться довольно рослыми жеребятами, что не ускользнуло от внимания ковбоев. 400 шайров импортировали американцы только в 1887 году. К концу XIX – началу XX века даже першероны, наиболее многочисленная порода тяжеловозов США, вынуждены были несколько поступиться на рынке грузоперевозок косматым английским великанам с аристократическим аллюром. Из 6700 жеребят, записанных в племкнигу за три года (1909 – 1911), 80% родились уже в Америке.

      На сегодняшний день, когда порода лошади Шайр чуть не потерпела своё исчезновение, проснулся массовый интерес к этим древним тяжеловозам. Многие стараются возродить породу лошадей Шайр, и хоть зарегистрированных голов на сегодняшний день гораздо меньше тысячи, всё же ценители этих богатырей не теряют надежды.

      Жеребенок шайры

      Россия конца XIX – начала XX веков испытывала потребность в крупных лошадях для транспортировки тяжелых грузов. Шайры подходили как нельзя лучше для выведения такой породы.

      Главной особенностью пород шайров, по замечанию князя Урусова, была их требовательность к корму, точнее – к его количеству. Потомки лошадей шайров могли оправдать надежды лишь при обильном кормлении и тщательном уходе, что возможно исключительно в странах с подходящими природными и социальными ресурсами. В сравнении с другими породами, шайры конечно, едят больше. Требуя то же количество концентратов, они должны быть щедро вознаграждены сеном и травой.

      Еще об одной немаловажной детали селекции, в которой используется порода лошадей шайр, упоминается автором «Книги о лошади». Это необходимость в подходящей по форме кобыле для жеребца – шайра. Самку нужно выбирать очень тщательно, в противном случае могут родиться особи, далеко не соответствующие ожиданиям.

      Видимо, вследствие весьма прихотливой процедуры селекции самых крупных пород, в России предпочтение отдавали скрещиванию с более мелкими клейдесдалями.
      Однако, судя по родословным владимирских тяжеловозов, шайры добавили свою лепту в разведение этой гордости российского коневодства.

      Послушный нрав

      Специально для породы шайр племенную книгу завели в 78 году XIX века, а через 7 лет заводчики шайров основали свое Общество. Вороной «Слепой жеребец из Пэкингтона», чья кличка запечатлена в первом томе студбука наиболее часто, может считаться родоначальником современных лошадей этой породы. Через 12 лет племкнигу закрыли, и заносился лишь приплод от особей с регистрацией.

      Сейчас племенная книга построена по так называемому – «трехступенчатому» принципу. Чистопородным животным отведен основной раздел. Кобылка, родившаяся от регистрированного жеребца и незарегистрированной кобылы попадает в подраздел «A». Потомство от кобылы из этого раздела и жеребца из главного, записывается в раздел «B», а уже от «брака» самки из «B»-класса с зарегистрированным жеребцом получается чистокровная кобыла. В селекции используются только самки, полученные в результате таких случек.

      Учет в книге весьма строг. Отцовство подтверждается необходимым тестом на кровь, чтобы вписать приплод в какой-либо раздел. В наше время широко используется ДНК-тест.

      Добродушный гигант

      Общество любителей и заводчиков

      Эта организация имела привилегированный статус. Буквально с основания Общество любителей и заводчиков опекала английская королевская семья. Три года (1886–89) оно возглавлялось королем Эдуардом Седьмым, который мог похвастаться двумя чемпионами, выращенными на его заводе.

      Современное состояние породы

      В современном мире лошади играют скорей эстетическую и историческую роль. Не исключение и порода лошадей шайр, хотя в некоторых регионах она все еще эффективно используется на практике.

      В основном эти красивые лошади – неизменные участники всевозможных выставок и конных представлений, где они участвуют в турнирах, смотрах и аукционах. Англичане известны своей консервативностью, и отчасти благодаря ей, современное состояние породы Шайров внушает оптимизм.

      Лошадь — это животное, которое человек приручил издавна для того, чтобы облегчить свою жизнь. Специалисты утверждают , что человек одомашнил это животное более 6000 лет назад. На протяжении многих веков лошадь исправно служила человеку в разных видах деятельности: в хозяйстве, в военной отрасли, а также в качестве транспорта.

      Развитие технического прогресса заставило многие виды лошадей исчезнуть . Но неравнодушные животноводы стараются не допускать подобных явлений и трудятся над разведением конных пород.

      Самыми крупными лошадьми в мире считаются тяжеловозы. К ним относится и шайр (английский тяжеловоз). Представители породы достигают двух метров в холке. Это могут быть жирные кони или выносливые тяжеловозы. Впрочем, не всегда это самая толстая лошадь , но часто самая тяжёлая. Шайр считается самой крупной породой лошадей.

      Первые сообщения о сильных могучих конях относятся к XI веку. Чтобы вывести поколение выносливых лошадей, местных представителей скрещивали с фризскими и фландрскими. Бельгийский тяжеловоз сыграл немалую роль в появлении шайра.

      Власти издавали указы, не разрешающие разведение пород с ростом менее 154 см. Чтобы увеличить рост, рекомендовали шайров скрещивать с другими крупными конными представителями. Например, с бельгийскими. Впрочем, бельгийские породы немного уступают шайрам в росте и весе.

      Название «шайр» появилось не сразу . Сначала породу называли «великой лошадью». Потом лошадей называли староанглийскими. В XVIII веке закрепилось название «шайр».

      Галерея: английский тяжеловоз или шайр (25 фото)























      Внешние характеристики

      Кони этой породы бывают трёх мастей:

      Окрас может иметь немного белых пятен .

      Рост жеребцов — от 173 см в холке и выше. Вес — от 900 кг. Грудная клетка — от 215 см. Передняя пясть — от 25 см. Пясть имеет округлую форму, сухожилия прощупываются.

      Кобылы, кроме названных окрасов, могут быть чалыми. Белых пятен может быть больше, чем у жеребца. Рост кобылы — от 163 см.

      Особенности экстерьера

      Порода лошадей шайр обладает и другими внешними особенностями. У её представителей широкая голова и массивный лоб. Уши среднего размера. Шея недлинная, спина сильная, плечи отличаются мускулистостью. Круп широкий, хвост расположен высоко.

      У шайров пушистая ниспадающая грива . Она может быть разной длины. Хозяева часто украшают питомца красивыми лентами либо делают оригинальные стрижки. Внешний вид гривы очень важен в любых соревнованиях. Обязательным признаком породы является наличие фризов на ногах, имеющих шелковистую густую структуру.

      Породы шайр имеют несколько подразделений внутри своей породы:

    • йоркширские шайры выносливее остальных и имеют более сухое телосложение;
    • Экспорт

      Шайр отлично разводился в Европе. В XIX веке он появился в Америке, где конкурировал с местными тяжеловозами — першеронами. Позже английские тяжеловозы стали разводиться и американскими заводчиками, причём в большем количестве , чем в Европе.

      Рекордсмены

      Английский тяжеловоз является самой большой лошадью в мире. Порода по праву занимает самые высокие позиции по росту и весу. Рекордсменом породы является жеребец по кличке Мамонт из Бедфоршира, который имел рост 219 см и вес 1520 кг. Мамонт считается самым большим конём в мире.

      В наше время самая большая лошадь в Европе — это Крекер с ростом 198 см и весом более 1200 кг. Самая большая лошадь в мире на сегодняшний день — жеребец из Австралии по кличке Нодди с ростом 205 см. Нодди называют и самой высокой лошадью в мире.

      Особенности ухода за шайром мало отличаются от таковых для других пород. Животное крупного размера и нуждается в большом количестве корма. Шайру необходимо до 17 кг сена и травы в сутки. Рекордсмены поглощают более 25 кг корма в сутки.

      Обязателен уход за гривой и хвостом, а также за фризами. Лошадиную шевелюру моют специальными шампунями и вычёсывают. Чтобы грива не путалась, её заплетают в косы.

      Важно поддержание чистоты в стойле, сухость подстилки. При недостаточной сухости животное может страдать мокрецами — особой формой дерматита. Для предотвращения заболевания ноги тяжеловозам после мытья и сушки посыпают опилками.

      Шайры — удивительно покладистые животные. Порода выносливая и трудолюбивая. Отличается верностью и преданностью хозяину. Наездники, управляющие лошадьми, отмечают, что порода требует сильного и уверенного наездника.

      Шайры отлично носят грузы, но скакать галопом их трудно заставить. Впрочем, галоп для тяжеловоза может быть опасным занятием, и хозяину не стоит рисковать с подобного рода занятиями.

      На сегодняшний день поголовье тяжеловозов снизилось. Процесс разведения является нелёгкой работой. Все потомство шайров регистрируют в племенной книге с присвоением категорий. В селекции могут участвовать только чистокровные кобылы.

      Шайры восхищают своим внешним видом и прекрасными характеристиками. Цена коней соотносима с элитными. В России английский тяжеловоз продаётся за миллион рублей.

      Внимание, только СЕГОДНЯ!

      Экстерьер. Лошади этой породы отличаются высоким ростом (165-185 см в холке, иногда до 219). Являются самыми крупные, самыми тяжелыми и самыми сильными лошадьми. Шайр — английские тяжеловозы, ведущие свой род от боевых рыцарских коней, потомков лошадей Римских Завоевателей и является одной из древнейших тяжеловозных пород. Название происходит от английского «шир» — графство. На сегодняшний день трудно однозначно сказать как точно зародилась эта порода, как и в случаях со многими другими древними породами. Масть разнообразная; характерны проточина на голове и белые чулки, чаще на одних задних ногах. Все части тела развиты пропорционально; весьма важной статьёй являются широкая грудь, спина и такой же крестец. Хорошо питаются и прочно держат тело. Некоторые недостатки породы — сырость, сильная фризистость и не всегда достаточная приземистость, вероятно, скоро исчезнут, так как экземпляры, обладающие этими пороками, расцениваются значительно ниже. Скрещивание шайров с кобылами кровных пород очень распространено в Англии и дает пригодных племенных упряжных лошадей.

      Назначение. Используются в грузоперевозках и драйвинге.

      К другим видам тяжело-упряжных лошадей относятся: белорусская упряжная, латвийская упряжная, русский тяжеловоз, советский тяжеловоз, першероны, ардены и др.

      Очень резвая лошадка, одна из самых мелких пород в мире. Формировалась на Шетландских и Оркнейских островах Атлантического океана более одного тысячелетия.

      Экстерьер. Высота в холке от 65 до 110 см. Они напоминают миниатюрных тяжеловозов, так как имеют короткие толстые ноги, тяжёлую голову, широкое туловище, густую шерсть и длинные пышные гривы и хвост. Рост этих лошадок не превышал в холке 145 см, они происходили от кобыл коннемара — пони. Пони бывают разных мастей, но чаще встречаются шетлендские пони пегой масти — когда по основному фону любого цвета растекаются большие белые пятна-пежины. Если фон чёрный, то есть основной цвет лошади чёрный, а по нему природой брошены белые пятна-пежины, масть называеия вороно-пегой. Если рыжий — рыже-пегой, и так далее. Очень часто встречаются пони вороной и светло-серой масти. Живут пони, как правило, дольше лошадей. Для пони максимальная продолжительность жизни — (45-54 года.)

      Назначение. Шетленды приобрели огромную популярность во всем мире в качестве детских верховых пони. Пони участвуют в тех же видах конного спорта, что и лошади — гладких скачках, скачках с препятствиями, прыжках. А два пони участвовали даже в Олимпийских играх: Литл Модел выступал в соревнованиях по выездке на Олимпиаде 1960 г. в Риме, а пони по кличке Штроллер на играх 1968 г. в Мехико даже удостоился серебряной медали за прыжки. Однако первоначально пони выводились и использовались для выполнения определенной работы. Наглядным примером служит шетлендский (или шетландский) пони, получивший свое название от группы Шетлендстких островов, расположенных далеко к северо-востоку от Шотландии, Этих коренастых и коротконогих лошадок, высота которых не превышает 102-107 см, чаще всего видит посетитель зоопарков, парков, конных прокатов и школ. Шетлендский пони славится своей огромной силой (по отношению к миниатюрным размерам). Он может перевозить груз, в двадцать раз превышающий его собственный вес, В прошлом этим пони доводилось работать на рудниках и в угольных шахтах под землей. Только в Англии работало почти 16000 шетлендских пони. 3000 часов в год таскала маленькая лошадка тяжело груженую вагонетку, перевозя за год до 3000 тонн и преодолевая почти 5000 км. Многие пони годами работали под землей, не видя солнечного света, почти не поднимаясь на поверхность и вдыхая копоть и угольную пыль.

      Получил наименование по месту происхождения.

      Экстерьер. Внутри породы различают три типа: малые пони высотой в холке 122-132 см, верховые шотландские пони — рост 132-140 см; и наиболее крупные мейленд-пони высотой в холке 142-147 см.

      Шайр – порода тяжелоупряжных лошадей (тяжеловозов), родиной которых является Англия. Шайры уверенно держат пальму первенства среди «великанов» конного мира и являются самыми высокими лошадьми на планете. Именно представителю этой породы принадлежит мировой рекорд по росту среди лошадей. В XIX веке в маленьком английском городке Бедфордшир проживал «малыш» ростом 2,2 метра и весом 1,52 тонны. Звали его очень символично «Самсон».

      Любуясь этими могучими созданиями, испытываешь легкий диссонанс. В голове не укладывается, как в таких больших, сильных и мускулистых гигантах могут уживаться эти качества и удивительная изящность, милая красота и добрый нрав. Когда смотришь на этих лошадей, захватывает дух, а когда сидишь на них, то ощущаешь головокружение. Они величественны, красивы и очень сильны.

      Происхождение названия

      Название породы происходит от английского слова «shire», что переводится как графство. Так, во многих названиях графств Англии, например, таких как Кембриджшир, Глостершир, Хемпшир и прочих, слово «shire» применяется во второй части названия.

      Если же разбирать этимологию названия породы подробнее, то выяснится, что «прародителем» слова «шайр» является древнесаксонский термин, который подразумевал под собой определённую границу или разделение.

      И сегодня в Англии существует сленговый термин, обозначающий центральную часть этого государства. В частности, «Шайрами» называют центральные графства Англии.

      При этом, как считается, «лошадь из центральных графств» получила свое нынешнее название благодаря королю Генриху VIII. Если верить истории именно этот король по прозвищу «медный нос» первым назвал гигантских лошадей шайрами.

      История породы

      Происхождение шайров, как одной из древнейших пород, теряется в глубине веков. Исторические свидетельства (документы и археологические находки) говорят о том, что еще в І веке н.э. покорители Британии римляне отмечали присутствие на острове гигантских и величественных лошадей. Также могучие тела лошадей запечатлены на старинных монетах и посуде.

      Есть все основания считать, что шайры являются прямыми потомками так называемой средневековой «большой лошади», которая использовалась в основном для военных нужд и попала на британские острова вместе с нормандскими завоевателями.

      К выбору лошадей для своих доблестных рыцарей в Англии относились очень трепетно. Так, королевским указом от 1541 года была утверждён запрет на использование в разведении жеребцов ниже определенного роста и комплекции. За нарушение указа было установлено строжайшее наказание.

      От большой до английской и вороной

      В дальнейшем с ростом промышленности и сельского хозяйства возникла необходимость в перемещении больших объемов груза. Именно для таких перевозок начали использовать «больших лошадей».

      «Большая лошадь» из рыцарской постепенно начала превращается в упряжную. Хроники XVI века свидетельствуют, что на разбитых дорогах Англии в ливень и стужу часто встречаются лошади, способные перемещать груз весом более трех тонн. Вместе с ростом промышленного и сельхоз производства росло поголовье «больших лошадей».

      Как раз в этот период в Англию были завезены фризские, фламандские и немецкие лошади. И, как оказалось, в итоге не все немецкое является качественным и эффективным.

      Так, «кровь» немецких жеребцов не оказала значительного влияния на формирование породы шайр. Зато фризийские и фламадские крепыши внесли свою лепту в то, что сейчас называют «Шайр». Фризийцы добавили в образ «большой лошади» некую легкость и гибкость в движении, а фламандцы окончательно сформировали внешний облик и характер.

      В XVII столетии благодаря вороной окраске фламандских лошадей, которая передалась при скрещивании, «больших» начали называть «английской вороной». Как свидетельствуют источники, автором этого названия стал знаменитый английский государственный деятель и полководец Оливер Кромвель.

      Но все же считается, что основоположником всего рода шайр и первым из этой породы был жеребец по кличке Packington Blind Horse (Слепой жеребец из Пэкингтона), живший во второй половине XVIII ст. в маленькой деревне Пэкингтон графства Лестершир.

      Доподлинно не известно по какой причине жеребец получил эту специфическую кличку. Был ли он действительно слеп или просто его хозяева имели настолько оригинальное воображение.

      В XIX веке шайры стали самой востребованной и знаменитой тяжеловозной породой в Англии. Такая популярность не могла остаться незамеченной со стороны иностранных коневодов-профессионалов и просто любителей.

      В конце XIX века начался массовый завоз лошадей на Североамериканский континент, а вначале XX шайры появились и в России.

      Племенная книга

      В 1878 году образовано Староанглийское общество племенных лошадей и создана первая племенная книга. В комментариях к первому изданию сэр Уолтер Гилбей пишет о храбрости, силе и красоте породы, покорившей великого римского политика и полководца Юлия Цезаря.

      В 1884 году Староанглийское общество племенных лошадей переименовывается в Общество шайрских лошадей. Сегодня племенная книга состоит из трех разделов. В первом разделе регистрируются абсолютно чистокровные лошади. В следующие разделы заносят лошади, родившиеся в результате «мезальянса».

      Племенной учет ведётся очень строго и контролируется на самом высоком уровне. Для регистрации в любом из разделов племенной книги необходимо обязательное подтверждение отцовства. Ранее для определения отцовства проводили тестирование крови, но с развитием высоких технологий уже тестируют ДНК.

      Экстерьер

      Шайры – крупная упряжная порода лошадей. Части тела пропорционально развиты. Спина широкая, короткая и сильная. Круп длинный и мускулистый. Голова массивная с широким лбом. Уши заостренные. Хвост высокопосаженный и пушистый. Мощные и мускулистые ноги. Копыта большие и крепкие. На нижних суставах пушистые кисти – «фризы».

    • Высота в холке: 165- 185 см.
    • Вес: 800 – 1225 кг.
    • Масть: вороная, гнедая, караковая, серая, на ногах и голове часто встречаются белые отметины.
    • Лошадь — это животное, которое человек приручил издавна для того, чтобы облегчить свою жизнь. Специалисты утверждают, что человек одомашнил это животное более 6000 лет назад. На протяжении многих веков лошадь исправно служила человеку в разных видах деятельности: в хозяйстве, в военной отрасли, а также в качестве транспорта.

      Изображение лошади находило своё применение в искусстве. С некоторыми видами можно ознакомиться лишь на древних картинах.

      На протяжении столетий человек выводил новые породы коней, выполняющих строго определённые задачи. Характеристики стали группировать не только по климатической принадлежности, но и по физиологическим данным.

      Развитие технического прогресса заставило многие виды лошадей исчезнуть. Но неравнодушные животноводы стараются не допускать подобных явлений и трудятся над разведением конных пород.

      Самыми крупными лошадьми в мире считаются тяжеловозы. К ним относится и шайр (английский тяжеловоз). Представители породы достигают двух метров в холке. Это могут быть жирные кони или выносливые тяжеловозы. Впрочем, не всегда это самая толстая лошадь, но часто самая тяжёлая. Шайр считается самой крупной породой лошадей.

      Исторические данные

      Первые сообщения о сильных могучих конях относятся к XI веку. Чтобы вывести поколение выносливых лошадей, местных представителей скрещивали с фризскими и фландрскими. Бельгийский тяжеловоз сыграл немалую роль в появлении шайра.

      Власти издавали указы, не разрешающие разведение пород с ростом менее 154 см. Чтобы увеличить рост, рекомендовали шайров скрещивать с другими крупными конными представителями. Например, с бельгийскими. Впрочем, бельгийские породы немного уступают шайрам в росте и весе.

      Королева Елизавета в XVI веке также была заинтересована в увеличении численности тяжеловозных лошадей. За оптимальными параметрами породы осуществлялся строгий контроль.

      В 1878 году появились данные о родоначальнике породы по кличке Слепая Лошадь. Было ли животное действительно слепым, сегодня уже неизвестно. В это же время было образовано общество разведения шайров, разработаны параметры породы, шайр стал участвовать в выставках.

      Название «шайр» появилось не сразу. Сначала породу называли «великой лошадью». Потом лошадей называли староанглийскими. В XVIII веке закрепилось название «шайр».

      Окрас может иметь немного белых пятен.

      Рост жеребцов — от 173 см в холке и выше. Вес — от 900 кг. Грудная клетка — от 215 см. Передняя пясть — от 25 см. Пясть имеет округлую форму, сухожилия прощупываются.

      Кобылы, кроме названных окрасов, могут быть чалыми. Белых пятен может быть больше, чем у жеребца. Рост кобылы — от 163 см.

      Порода лошадей шайр обладает и другими внешними особенностями. У её представителей широкая голова и массивный лоб. Уши среднего размера. Шея недлинная, спина сильная, плечи отличаются мускулистостью. Круп широкий, хвост расположен высоко.

      У шайров пушистая ниспадающая грива. Она может быть разной длины. Хозяева часто украшают питомца красивыми лентами либо делают оригинальные стрижки. Внешний вид гривы очень важен в любых соревнованиях. Обязательным признаком породы является наличие фризов на ногах, имеющих шелковистую густую структуру.

    • йоркширские шайры выносливее остальных и имеют более сухое телосложение;
    • кембриджширские и линкольнширские носят более пушистые фризы.
    • Шайр отлично разводился в Европе. В XIX веке он появился в Америке, где конкурировал с местными тяжеловозами — першеронами. Позже английские тяжеловозы стали разводиться и американскими заводчиками, причём в большем количестве, чем в Европе.

      В Россию кони завозились с целью улучшения местных пород, но вытеснить российских тяжеловозных лошадей им не удалось.

      Английский тяжеловоз является самой большой лошадью в мире. Порода по праву занимает самые высокие позиции по росту и весу. Рекордсменом породы является жеребец по кличке Мамонт из Бедфоршира, который имел рост 219 см и вес 1520 кг. Мамонт считается самым большим конём в мире.

      Также известны самые крупные лошади: жеребцы Линкольн с весом 1345 кг и Малчесс с весом 1509 кг.

      В наше время самая большая лошадь в Европе — это Крекер с ростом 198 см и весом более 1200 кг. Самая большая лошадь в мире на сегодняшний день — жеребец из Австралии по кличке Нодди с ростом 205 см. Нодди называют и самой высокой лошадью в мире.

      Особенности ухода за шайром мало отличаются от таковых для других пород. Животное крупного размера и нуждается в большом количестве корма. Шайру необходимо до 17 кг сена и травы в сутки. Рекордсмены поглощают более 25 кг корма в сутки.

      Концентрированные подкормки нежелательны, подкормки для роста не используются. Можно давать жмых и муку из травы, около 7 кг в сутки. В рацион добавляют морковь, свёклу, яблоки. Не стоит забывать и о чистой воде.

      Важно поддержание чистоты в стойле, сухость подстилки. При недостаточной сухости животное может страдать мокрецами — особой формой дерматита. Для предотвращения заболевания ноги тяжеловозам после мытья и сушки посыпают опилками.

      Лошади важно вести подвижный образ жизни с ежедневными прогулками.

      Характер

      Шайры — удивительно покладистые животные. Порода выносливая и трудолюбивая. Отличается верностью и преданностью хозяину. Наездники, управляющие лошадьми, отмечают, что порода требует сильного и уверенного наездника.

      Разведение шайров

      На сегодняшний день поголовье тяжеловозов снизилось. Процесс разведения является нелёгкой работой. Все потомство шайров регистрируют в племенной книге с присвоением категорий. В селекции могут участвовать только чистокровные кобылы.

      Лошадь шайр – одна из самых популярных тяжеловозных пород в мире и настоящая гордость британцев. С XVIII века эти массивные, крупные животные демонстрировали свою стать на военных парадах и в сфере сельского хозяйства, им принадлежит немало рекордов, в том числе занесенных в книгу Гиннеса. Современные шайры часто являются метисами, их скрещивают с чистокровными скаковыми лошадями, добиваясь устранения таких недостатков, как сырость сложения, чрезмерная высота корпуса. Впрочем, невзирая на недостатки, эта порода является одной из лучших в своем классе и широко популярна в племенном разведении при создании новых кроссов.

      История

      Шайр – типично британская порода лошадей, даже ее название обозначает «графство», весьма распространенный в UK топоним. Тяжеловесы-гиганты, словно созданные для рыцарских походов, были известны давно. Но как порода шайры были зарегистрированы только в конце XVIII столетия, именно с этого времени ведется отсчет ее достижений и побед. В специальную племенную книгу и сегодня, более 140 лет спустя выхода первого экземпляра, заносятся только чистокровные животные – подтверждение производится с использованием ДНК-теста.

      Важно отметить, что наследственность обязательно считается по мужской линии.

      Родоначальником породы традиционно признается «Слепая лошадь Пакингтона», зарегистрированная в графстве Лестершир. Именно ее потомки в дальнейшем позволили сформировать костяк породы для разведения. Массивность, физическая сила, развитая мускулатура – вот признаки, по которым первые шайры попадали в селекционную работу. Популярность образованной породы была настолько высока, что общество упряжных лошадей включило ее наименование в свое официальное название. В США порода экспортировалась с середины XIX до первой половины XX века и была весьма популярна в качестве тяги для карет и экипажей. Но с популяризацией автомобильного транспорта и в Великобритании, и за ее пределами произошло существенное сокращение поголовья. Вместо миллиона особей, в племенном разведении остались тысячи, причем чистокровных животных было еще меньше. Сегодня американская популяция насчитывает около 2000 лошадей, в Британии их зарегистрировано около 1500.

      Но такая малочисленность не мешает поклонникам породы устраивать ежегодное грандиозное Весеннее Шоу Шайров, на котором демонстрируются его лучшие представители. Стоит отметить, что современные лошади мало схожи со своими предками столетней давности. Во время возрождения поголовья в 60 годы XX века широко использовались кроссы с клейдесдалями, что привело к формированию более крепкого телосложения и изменило характер опушения волос на голени лошадей. Сегодня селекционерами активно используется замороженный семенной материал лучших производителей – таким образом, и австралийские, и европейские или североамериканские шайры могут иметь доступ к лучшим генетическим фондам современности. В России шайры были использованы в качестве племенного материала для выведения породы Владимирский тяжеловоз. В дальнейшем поголовье чистокровных коней не поддерживалось. И лишь сегодня распространение шайрской породы лошадей в России набирает обороты, появился интерес к ним у заводчиков, выращивающих лошадей как для упряжного использования, так и для скачек или пробегов.

      Сфера использования

      Лошадь породы шайр изначально относится к разряду тяжеловозов – упряжных животных, предназначенных для передвижения шагом, в каретной упряжи или под плугом, телегой. Но крупных и массивных жеребцов нередко использовали и для верховой езды. С улучшением качества дорог нужда в крупных и необычайно сильных тяжеловесах в упряжи отпала. Современные шайры – это хорошо обучаемые, эффектные животные, для которых проводятся собственные шоу и соревнования. В Великобритании для них устраивают скачки и пробеги на дистанции до 3 км. И лошади породы шайр великолепно показывают себя в этих состязаниях.

      В США пошли еще дальше. Американское поголовье сегодня гораздо более легкое и компактное, пригодное для использования в конкуре. Соревнования на шайрах проводят с барьерами до 120 см высотой. Выглядит такое шоу очень эффектно. В рамках выставок обязательно проводится проверка рабочих характеристик породы. Лошади перевозят тяжести, оценивается дальность пробега, предел сдвигаемого веса, сила рывка и другие показатели. Несмотря ни на что шайры остаются традиционными каретными конями, без которых не обходятся замковые конюшни и дворы аристократов.

      В качестве тягловой лошади порода используется в лесном хозяйстве, при перевозке пивных бочонков в пивоваренном деле, в фермерском хозяйстве при пахотной обработке земель.

      Характеристика

      Если первые шайры были потомками испанских рыцарских лошадей и сельских тяжеловозов и выглядели соответствующим образом, современные кони сложены более гармонично. Во многом на этот фактор повлияло смешивание с фламандскими и фризскими лошадьми, что позволило сократить сырость костяка, придать изящество движениям.

      Внешность

      Порода шайр всегда привлекает к себе внимание величественным и даже грозным внешним обликом. В ее стандарте указаны следующие параметры:

    • масса взрослого коня – 850–1100 кг;
    • высота в холке – 165–175 см, но встречаются особи более 190 см;
    • голова крупная, с выраженным «римским» горбоносым профилем, посажена на массивную шею небольшой длины;
    • грудь хорошо развитая, четко очерченная;
    • спина и крестец мощные, довольно широкие, с высокой посадкой хвоста;
    • конечности сильные, крепкие, на ногах всегда есть белый носок, выраженные фризы контрастного цвета.
    • Что касается окраса, то предпочтение у шайров отдается однотонной масти. Для жеребцов допустима вороная, серая, гнедая масть, при наличии обильного количества белых пятен конь выбраковывается. Гнедой окрас допустим для кобыл и меринов в Великобритании, в США он допускается и у особей мужского пола.

      Выражение глаз стандартизировано породой как послушное. Они большие, выразительные, имеют пропорциональное расположение на голове. На лбу к носу может располагаться белая полоса, допустимая стандартом.

      Характер

      Шайр – спокойный, легко обучаемый конь, способный быстро находить контакт со своим хозяином. Порода отличается уравновешенной психикой, трехлетние молодые жеребцы и кобылы легко ставятся в упряжку и за несколько недель полностью осваивают все необходимые навыки. За счет покладистого нрава их нередко применяют при обучении детей и взрослых верховой езде, поскольку такая лошадь не понесет и будет достаточно безопасной для самого неуверенного всадника. Великолепные шайры с их богатырским телосложением – настоящая опора современного селекционного разведения. Именно их используют в качестве племенного материала для улучшения характера, повышения силы и выносливости. Шайры привязываются к хозяину, довольно ласковы, требуют к себе внимания.

      Содержание

      Шайрская порода лошадей, несмотря на свой племенной статус, вполне адаптирована к разным условиям содержания. Они не слишком прихотливы в еде, но в связи с крупными размерами нуждаются в просторе и комфортабельных условиях содержания. Даже жеребенку требуется просторное стойло, защищенное от сквозняков и сырости. Взрослый конь или лошадь нуждается в свободном пространстве для маневрирования. При подготовке конюшни необходимо позаботиться о поддержании довольно высокой температуры в холодное время года внутри помещения.

      Требования к покрытию пола также определены довольно строго. Материалы должны быть довольно крепкими, с учетом массы животного, и не скользкими, даже при контакте с водой или другими жидкостями. Чаще всего заводчики выбирают керамзит – довольно крепкий, устойчивый ко влиянию биологических факторов (плесени, грибка). Поверх пола выкладывается подстилка, изготовленная из соломы или опилок, слой должен быть довольно толстым.

      Каждое стойло оборудуется поилками и кормушками, созданными из материалов, не обладающих высокой токсичностью. Высота их крепления должна учитывать рост лошади – шайры довольно сильно отличаются от других коней. При обустройстве конюшни необходимо создать систему освещения, способную создавать поток в 200 люксов и более. Доказано, что при 16 часовом световом дне шайры демонстрируют максимальную работоспособность и даже зимой сохраняют хорошее самочувствие.

      Регулярные прогулки – необходимая составляющая в содержании шайров. При верховой езде очень важен правильный выбор скорости – оптимален медленный или обычный аллюр.

      Уборка в деннике, где содержатся шайры, должна проходить ежедневно. Объемы навоза и других нечистот, что эта порода производит, довольно высоки. Скапливающиеся загрязнения могут негативно повлиять на состояние здоровья лошади. В процессе уборки удаляется и заменяется часть подстилки, стены регулярно чистятся, поилки и кормушки освобождаются от осадка и налета. Чтобы поддерживать привлекательный внешний облик лошади шайрской породы, достаточно просто регулярно производить очистку их шерсти специальным шампунем, нанесенным на влажную губку.

      Пышные хвост и гриву моют особенно тщательно. Запачкавшиеся фризы на ногах очищают регулярно, как только выявляются следы загрязнений. Летом частота купаний должна составлять не менее трех раз в неделю с моющими средствами, дополнительно рекомендованы ежедневные обливания водой из шланга. Влажную шерсть промокают тканью с высоким уровнем впитываемости влаги либо позволяют ей высохнуть на солнце естественным образом. Чтобы предотвратить развитие мокрицы, рекомендуется часто проверять состояние копыт, очищать их от загрязнений, покрывать опилками в качестве абсорбента. Уход за жеребенком должен быть таким же тщательным, как и в случае со взрослыми животными.

      Кормление

      Организация питания лошадей породы шайр подразумевает возможности для составления максимально натурального рациона. Животным, в силу их природных особенностей, не нужны специальные добавки для роста и пищевые концентраты. В качестве основной пищи выступает сено или свежескошенная трава, можно добавлять специальную растительную муку, свежие овощи. В течение суток взрослая лошадь съедает до 20 кг корма и постоянно нуждается в доступе к свежей и чистой воде.

      Разведение

      Разведение лошадей шайрской породы производится только с использованием коней, полностью соответствующих действующему стандарту. Кобыла также подбирается исходя из установленной классификации, должна быть довольно пропорциональной. Ведущиеся племенные книги сегодня требуют особенно тщательной проверки происхождения каждой особи. Для внесения в них жеребенок должен пройти ДНК-тест, подтверждающий чистоту его кровей.

      Существует деление на категории, согласно особенностям происхождения каждого животного. В раздел A вписываются кобылы, полученные от чистокровного жеребца, не вписанной в племенные книги матери. При дальнейшем разведении, если в следующем поколении отцом становится породистый производитель, категория жеребят помечается литерой B.

      Кобылы следующего поколения дают уже потомство, считающееся чистокровным.

      Об особенностях лошадей шайр смотрите в следующем видео.

    admin

    Наверх