Русская скаковая лошадь

Лошади – воплощение истинной красоты, грации и преданности. С древних времен лошадь идет бок о бок с человеком, играя огромнейшую роль в истории человечества. Она стала незаменимым помощником в сельском хозяйстве, на войне, а также средством передвижения. Развитие техники в нашей жизни в настоящее время отодвигает потребность в лошадях на второй план, но мы все равно не представляем нашу жизнь без этих животных. Роль лошади приобретает несколько иной характер. В настоящее время лошадь особенно активно используется в профессиональном спорте, отдыхе и туризме что позволяет нам просто любить их и восхищаться их красотой, величеством в сочетании с мощью, и в тоже время великолепной грацией. Существует множество пород, мастей и размеров лошадей во всем мире. Но, мы поговорим о лошадях русской породы, гордостью и достижением нашей страны на протяжении всего развития коневодства, историей их возникновения, характерных особенностях, присущих данной породе и сфере их использования.

На протяжении всей истории страны русское коневодство приходило в упадок множество раз, но это не помешало русским конезаводчикам на пути к созданию новых пород, которые стали достижением страны и получили известность и популярность во всем мире.

Классификация пород лошадей

К образованию разнообразных пород, различавшихся по экстерьеру и другим качествам, приводят потребности людей, обусловленные местом проживания, родом деятельности, климатическими условиями. Классификация пород лошадей, основывается на трех принципах разделения: это степень совершенства породы, ее культурности, глубины селекционной и технологической работы с породой. По этому принципу выделяют:

  • заводские породы (выведены в условиях, созданных человеком);
  • переходные (многофункциональные породы. Таких лошадей можно использовать с одинаковым успехом, как в спортивных соревнованиях, так и в хозяйстве, как в упряжке, так и в седле. К ним относится буденновская, донская лошадь);
  • аборигенные (не специализированы по продуктивности, а отличаются приспособленностью к определенным условиям обитания. Это вятская, кузнецкая, печорская, якутская, нарымская лошадь).
  • В свою очередь заводские породы делятся на четыре типа по своему назначению:

  • верховые (отечественные породы, донская, терская, русская верховая, буденовская)
  • пряжные (отечественные породы русский и орловский рысак)
  • тяжеловозные (к отечественным породам относятся владимирский и советский тяжеловоз).
  • Зарубежные породы в истории русского коневодства

    В формировании отечественных лошадей следует выделить роль зарубежным породам, ценные и незаменимые достоинства которых стали основой в племенном и пользовательском разведении в конезаводстве России. Наибольшее воздействие на формирование русских пород оказали арабская, ахалтекинская, чистокровная верховая (английская скаковая) и американская лошадь. Арабских скакунов российские конезаводчики использовали при разведении легко-упряжных и верховых лошадей. Эта лошадь высоко ценилась за свои непревзойденные качества во внешнем экстерьере. Их красота, благородно изогнутая шея, сухая голова с правильным лбом, прекрасные движения достойны уважения. Глаза арабских лошадей, очень большие, с изогнутыми вниз густыми, опущенными ресницами, — просто прекрасны. Особое очарование этой породе придает высоко поставленный, изгибающийся и выставленный на ходу хвост.

    Чистокровных коней Россия использовала при селекции таких животных как русской верховой (орлово-ростопчинской), стрелецкой, донской, буденовской. Основным призванием этой лошади являются скачки. Наделены особи этой породы взрывным характером и чрезмерной энергичностью. Английская лошадь не имеет конкурентов по резвости среди пород верхового типа. Их резвость развивает галоп доскорости 1 км в минуту. Что интересно, сердце такого бегуна больше и сильнее, чем у других пород. В спокойном состоянии пульс животного составляет 60 ударов в минуту, а в момент скачки повышается до 140 ударов. Безспорно можно заявить, эта лошадь была «рождена в галопе».

    Многие русские кони содержат и ахалтекинскую кровь – особенно русская верховая и донская породы. Ахалтекинец представляет собой идеальный пример для российских конезаводчиков.

    Отличительными особенностями ахалтекинских лошадей является короткая прическа: грива и челка, а порой и полное ее отсутствие, очень тонкие кожные покровы, что позволяет сквозь них разглядеть кровеносные сосуды, легкая голова, аристократический прямой профиль, изящная продолговатая шея, стройные, прямые и сильные ноги, способные вынести нагрузку 250 км в день своеобразного движения напоминающие марш-броски. Увидев однажды эту лошадь, вы уже никогда не спутаете ее с лошадьми другой породы. Ее движениями, прекрасной, переливающейся шерстью и гордым поставом шеи, напоминающую шею лебедя, и королевским величием, которым окружает себя эта лошадь, восхищаются многие конезаводчики со всего мира.

    Значимую роль в рысистом конезаводстве СССР и России как племенной материал сыграл американский рысак в формировании новой породы – русского рысака, путем метизации американцев с российскими орловскими лошадьми.

    В России впервые эта порода появилась с целью проведения знакомства со знаменитыми на то время орловскими рысаками. Тогда эта лошадь и была переименована русским человеком, и получила в Росcии более простое название «американский рысак». На сегодняшний момент в России существует множество конных заводов по выращиванию американских рысаков российского происхождения. По внешнему экстерьеру этой лошадке нечем похвастаться перед статными орловскими рысаками, великолепными арабскими скакунами, поистине королевскому виду ахалтекинской лошади. Интересно то, что в разведении используются лошади почти с любыми погрешностями в экстерьере, при условии, что они быстро бегают. Хоть эта порода и не блещет гармонией в телосложении, однако благодаря своей выдающейся резвости, американский рысак не имеет конкурентов по скорости среди рысаков, и давно завоевал место призовой лошади в беговом спорте. Интересным фактом является необычное свойство этих лошадей бегать четырьмя аллюрами. Если учесть, умение всех лошадей передвигаться тремя аллюрами: шагом, рысью и галопом, то у рысаков из Америки были обнаружены способности к иноходи. Мировой рекорд по скорости рысью составляет 1 мин. 49,2 сек., тогда как иноходью -1 мин. 46,2 сек.

    Верховое коневодство

    Верховое коневодство России славится русской верховой, донской, буденновской, терской, кабардинской и карачаевской породой. Русская верховая одна из первых верховых пород России, созданная графом А.Г. Орловым – Чесменским. Ее более чем двухвековая история встречала на своем пути к существованию множество преград. Начало создания верховой породы положили турецкие жеребцы Салтан 1 и Сметанка, а их сыновья по кличке свирепый 2 и Фелькерзам 1 сыграли решающую роль в формировании породы. Благодаря колоссальной работе Орлова и его приемника В.И. Шишкина, их тщательному отбору и умному подбору племенных производителей были получены неповторимые по своим экстерьерным и интерьерным свойствам орловские лошади. С 1845 года орловцев начинают скрещивать с ростопчинской породой. Родоначальниками ростопчинской лошади являлись арабские жеребцы, скрещенные с кобылами чистокровной верховой породы. Эта лошадка, обладая отличными породными данными и высокой резвостью, благодаря своему темпераментному характеру, составила хорошую партию орловской верховой породе. Смешание кровей этих лошадей привело к образованию орлово-ростопчинской породе. Большой урон поголовью нанесла гражданская война. Попытка к восстановлению по инициативе С.М. Буденова увенчалась успехом, и в 1930 году возродившихся лошадей окрестили русской верховой. Второй этап становления этот вид лошадей проходит после отечественной войны. В этот период все попытки конезаводов к возрождению верховой не получают поддержки. С 1955 года начинается массовая реализация оставшихся животных в зерноводческие совхозы, где и была потеряна большая часть их представителей. Воссозданию отечественной русской верховой мы обязаны кафедре коневодства Тимирязевской академии.

    В нынешнее время русская верховая известна нам как спортивная порода, хорошо зарекомендовавшая себя в выездке. Это довольно большое животное (162-165 см в холке), темной масти, в основном вороной, с приближенной к квадрату форме туловищем. Глаза строгие, но выразительные на широколобой голове с прямым профилем, длинная шея и прямая спина. Общую картину завершает длинные изящные ноги, длинный, густой, слегка волнистый хвост. Изъяном в породе считается наличие у особей светлой, рыжей и светло желтой мастей, отметины и носки на ногах.

    Донская лошадь родилась в русских степях возле Дона. Казаки заселявшие в то время степи нуждались в хорошей лошади, которая смогла бы существовать в суровых условиях степи и выполнять разнообразную работу.

    Впоследствии казаки получили умного, понятливого, с твердым характером, не боящегося трудностей друга и помощника.

    Изначально донская лошадь обладала некрупным телосложением и сухой конституцией, но со временем была усовершенствована экстерьерными качествами восточных пород.

    Незаменимую роль порода сыграла в истории для кавалерии, благодаря своей выносливости и неприхотливости.

    Наивысшей оценке заслуживает ее работоспособность не только под седлом, а и в упряжи. В 1910 году была оценена как национальное достояние страны.

    Буденновская порода была создана в 1948 году С.М. Буденовым.

    Селекционная работа была направлена на создание новой породы путем слияния донской и чистокровной.

    Русская армия на то время нуждалась в хороших армейских лошадях.

    Творение буденовской лошади, унаследовавшей от донской массивность, неприхотливость к условиям содержания, и верховые и резвостные качества от чистокровной, превзошло все ожидания.

    Буденовец сегодня это универсальная лошадь, которая используется как в спорте, так и в других сферах.

    Рысистое коневодство

    Рысистое коневодство России возглавляет орловский и русский рысак.

    Одной из известнейших лошадей России, всемирную славу получившая за умение «лететь рысью», которой долго не владела ни одна лошадь, стал орловский рысак. Благодаря племенной работе графа О. Г. Орлова путем смешивания кровей мекленбургских, датских, голландских, арабских и других лошадей, появилась орловская порода, названная именем своего создателя. Основателем породы стал арабский жеребец по кличке Сметанка. Чистокровные линии и семейства жеребцов и кобыл, которые были созданы методом воспроизводственного скрещивания его сыновей, а, в основном, жеребца по кличке Полкан, внука Барса 1, рожденного от кобылы фризской породы, и внуков Любезного 1 и Лебедя 2, сыграли основную роль в создании рысистой породы. Этот рысистый конь поражал своей универсальностью. Его рысью восхищались в упряжи, резвостью в верховой езде, красотою и грацией на параде, выносливостью в поле и в бою. С развитием конного спорта в Росии, орловец получил всеобщее признание как хорошая беговая лошадь и занял ведущую роль в конном спорте.

    Возникновению русских рысаков мы обязаны представителям орловской рысистой и американской породе лошадей. Это относительно молодая лошадь, выведенная в России в начале XX века.Толчком к созданию новой рысистой стала жесткая конкуренция в беговом спорте, которую создали американские скакуны отечественной орловской породе. Американская лошадь, имея более мелкие размеры и легкость по сравнению с массивным телосложением нашего орловца, намного превосходила его в скорости. Поэтому было предпринято скрещивание представителей двух рысаков для получения потомства с лучшей резвостью у наших.

    На протяжении почти пятидесяти лет велась сложная многоплановая работа по созданию породы. В результате консолидации, типизации и комплектованию маточного состава, тщательного отбора жеребцов, организаций систематических тренингов и испытаний, была получена новая порода лошадей, получившая в 1949 году название русский рысак.

    Тяжеловозное коневодство

    Тяжеловозное коневодство представляют советский, русский и владимирский тяжеловозы. Но, пожалуй, самым ярким примером красоты и мощи является владимирская тяжеловозная порода. История создания этого богатыря начинается с XX века, и к 1946 году получает официальное признание.

    Владимирский тяжеловоз гармонично сложенная лошадь, с крепкой отлично развитой мускулатурой, довольно высокого роста и широкой длинной спиной. Живой вес жеребцов доходит до 800 кг. Популярны как тяговая сила.

    Рекорды, поставленные этими силачами, говорят сами за себя. Способностью за 5 мин протащить на себе груз весом в 1,5 тонны может похвастаться не каждая лошадь. Достойно уважения способность пройти такое же расстояние, но уже с грузом 4,5 тонны за 15 минут.

    В заключение

    В заключение следует отметить, что это не полный список русская пород. Мы рассказали вам о самых ярких представителях в истории развития отечественного коневодства. Многие замечательные породы, такие как, уже упомянутая орлово-ростопчинская, стрелецкая, кузнецкая лошадь, тяжеловозный битюг до настоящего времени, к сожалению, не сохранились. Они останутся только в нашей памяти и на картинках учебников. Как то Уинстон Черчиль сказал: «За мою жизнь две вещи вышли из моды. Во-первых, перестали изучать классиков, а начали учиться ремонтировать автомобили. Второе-лошади. Но, с обеими этими вещами мы потеряли очень многое…» Русская лошадь является богатством нашей нации, она развивает в нас чувство красоты и прекрасного, так давайте же сделаем так, чтобы русская порода не ушла из нашей истории.

    Поделиться сообщением в

    Внешние ссылки откроются в отдельном окне

    Внешние ссылки откроются в отдельном окне

    Скаковые лошади становятся все быстрее, говорится в исследовании, в котором изучались результаты выигрышных забегов на протяжении 165 лет.

    Это может стать неожиданностью для многих ценителей скачек из-за распространенного среди них мнения, что беговые лошади уже достигли своего скоростного предела.

    Исследователи говорят, что причина увеличения резвости может заключаться в различных техниках разведения лошадей или изменениях в их тренировке и манере верховой езды. Чтобы определить это, экспертам требуется больше исследований.

    Их выводы были опубликованы в журнале The Royal Society Journal Proceedings B.

    Предыдущие исследования показывали, что скорость скаковых лошадей не увеличивалась с 1950 года.

    Многие представители индустрии скачек предполагали, что лошади чистокровных пород научились развивать максимально возможную скорость.

    Из-за этого возникали вопросы, стоит ли владельцам лошадей платить огромные суммы конным заводам, занимающимся разведением будущих победителей скачек.

    Спринтерские гонки

    Патрик Шерман, аспирант в Эксетерском университете и ценитель скачек, решил разобраться поподробнее. Он выяснил, что предыдущие исследования не были исчерпывающими.

    В них анализировались время выигрышей лишь небольшого числа забегов. В эти исследования вошли забеги на средние дистанции длиной 8-12 фарлонгов (1 фарлонг — 1/8 часть мили, или чуть более 200 м) и длинные дистанции (14-20 фарлонгов), но не спринтерские забеги (5-7 фарлонгов).

    Шерман проанализировал время выигрышей в каждом так называемом «элитном забеге» — в котором участвуют самые быстрые лошади — с 1850 до 2012 года, включая все дни скачек с 1997 года.

    Согласно его выводам, скорость лошадей в период между 1910 и 1975 годами почти не увеличивалась. Однако затем участники спринтерских забегов стали приходить к финишу все быстрее.

    Среднее выигрышное время в забеге длиной 6 фарлонгов за последние 15 лет снизилось больше чем на секунду — это очень много по спринтерским меркам.

    Современная лошадь на финише оставит лошадь начала 90-х годов позади на 56 футов (17 метров).

    Однако улучшений в случае со скачками на средние и длинные дистанции почти не было.

    Скорость, а не выносливость?

    Шерман говорит, что это может быть связано с тем, что основным фактором при выведении лошадей является скорость, а не выносливость. Если дело в этом, то скорости на средних и длинных дистанциях можно увеличить, изменив технологии коневодства.

    Улучшения можно объяснить изменением манеры верховой езды с 1970-х годов, когда жокеи стали использовать стиль английского наездника Лестера Пиггота — с укороченными стременами.

    Однако Шерман задается вопросом: почему же тогда не было улучшений в заездах на более длинные дистанции?

    «Мне кажется, что мы наблюдаем генетические изменения, возникающие из-за того, что заводчики концентрируются на скорости, а не выносливости», — сказал он Би-би-си.

    «Я не верю в то, что лошади, проходящие длинные дистанции, достигли своего предела», — говорит он.

    Управляющий Национального конного завода в Ньюмаркете Брайан О’Рурк считает, что все дело в коммерческих факторах.

    «В 1970-х годах большинство лошадей, выигравших Дерби, участвовали и в скачках на Золотой кубок, где длина забегов составляет 2,5 мили в отличие от 1,5 миль», — рассказал он Би-би-си.

    Однако, по его словам, с конца 70-х — начала 80-х годов индустрия разведения чистокровных пород заметно коммерциализировалась. «Все делают ставки на скорость, так как хотят лошадей, которые бегут в два года, а не в четыре», — говорит О’Рурк.

    «Они хотят мгновенного успеха, как по щелчку, но так не всегда получается», — отмечает он.

    Связанные слова и выражения

    Делаем Карту слов лучше вместе

    Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

    Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

    Насколько понятно значение слова приблизительность (существительное):

    Связанные слова (по тематикам)

  • Люди: наездник, наездница, конюх, седок, жокей
  • Места: стойло, конюшня, денник, коновязь, двуколка
  • Предметы: недоуздок, уздечка, упряжь, копыто, подпруга
  • Действия: галоп, скачка, скачки, выездка, аллюр
  • Абстрактные понятия: коневодство, резвость, коннозаводство, полуверста, скотома
  • Ассоциации к словосочетанию «скаковая лошадь»

    Предложения со словосочетанием «скаковая лошадь»

  • Представьте себе прекрасную скаковую лошадь, которая собирается победить на скачках, и камеру, которая направила свой фокус на колени лошади, бегущие галопом.
  • Просто этот парень спутал скаковую лошадь на родео с автомобилем.
  • На склоне оврага у кустарника отдыхали в тени стройные скаковые лошади.
  • (все предложения)
  • Цитаты из русской классики со словосочетанием «скаковая лошадь»

    • В довершение всего А.Я. Липскеров стал спортсменом. Он держал около тридцати скаковых лошадей , которые классные призы выигрывали редко.

    Значение слова «скаковой»

    СКАКОВО?Й , —а?я, —о?е. 1. Принадлежащий к породе лошадей с высокими беговыми качествами. Скаковая лошадь. (Малый академический словарь, МАС)

    Значение слова «лошадь»

    ЛО?ШАДЬ , -и, род. мн.е?й, твор.дьми? и —дя?ми, ж. Крупное домашнее животное, используемое для перевозки людей, грузов и т. п. Рабочая лошадь. Верховая лошадь. Запрягать лошадей. | мн. ч. (ло?шади, —е?й). О конном экипаже. Ехать на лошадях. Подать лошадей. (Малый академический словарь, МАС)

    Отправить комментарий

    Дополнительно

    Значение слова «скаковой»

    СКАКОВО?Й , —а?я, —о?е. 1. Принадлежащий к породе лошадей с высокими беговыми качествами. Скаковая лошадь.

    Значение слова «лошадь»

    ЛО?ШАДЬ , -и, род. мн.е?й, твор.дьми? и —дя?ми, ж. Крупное домашнее животное, используемое для перевозки людей, грузов и т. п. Рабочая лошадь. Верховая лошадь. Запрягать лошадей. | мн. ч. (ло?шади, —е?й). О конном экипаже. Ехать на лошадях. Подать лошадей.

    Предложения со словосочетанием «скаковая лошадь»:

    Представьте себе прекрасную скаковую лошадь, которая собирается победить на скачках, и камеру, которая направила свой фокус на колени лошади, бегущие галопом.

    Просто этот парень спутал скаковую лошадь на родео с автомобилем.

    На склоне оврага у кустарника отдыхали в тени стройные скаковые лошади.

    Автор: Егор Мелентьев
    Номер журнала: ЗМ №6(142)2014

    Когда величайшего гения Микеланджело Буонарроти спросили, как ему удается создавать свои прекрасные скульптуры, он произнес фразу, которая вошла в историю: «Я беру кусок мрамора и отсекаю от него все лишнее». Любая порода – это, в сущности, тоже шедевр, созданный руками человека, по классическому принципу Микеланджело «отсекая лишнее».

    Для коллекции мирового коннозаводства – надо признать – наша страна представила не так уж и много шедевров, еще меньше удалось сохранить до настоящего времени. Русская верховая порода за свою почти двухсот­летнюю историю пережила, по меньшей мере, три тяжелейших удара, после каждого из которых казалось, что потеряна навсегда. О драматичной судьбе русской верховой написано множество статей, поэтому на этот раз речь пойдет не о подробностях «восстания из пепла» русских фениксов. Мы попытаемся ответить на вопрос: как же изменялся облик породы с момента ее создания и до настоящего времени?

    Блестка, породна и эффектна

    В среде российских конников над графом Алексеем Григорьевичем Орловым-Чесменским всегда витал своего рода культ личности, для развенчания которого, впрочем, нет ни малейшего повода. Приступая к созданию идеальной верховой лошади в конце XVIII века, он ставил перед собой цель, близкую к утопии. Вот как он характеризовал свой замысел: «Эта лошадь должна быть в меру крупна и резва, и сильна – «нестомчива», способна носить большой вес, и послушна, и добронравна, отличаться крепким здоровьем, обладать не только правильным, во всех статях, складом, сухими и прочными конечностями, но еще и легкими, эффективными и приятными аллюрами, быть гибкой, поворотливой, способной к манежной выездке под высшую школу, иметь бесконечно длинную, лентистую, вьющуюся кольцом шею, точеную, высокопородную голову, и вообще должна быть блестка, породна и эффектна, как только может быть блестка, породна и эффектна верховая лошадь». Конечно, в те годы понятия выездки как спортивной дисциплины не существовало, но, согласитесь, все эти характеристики вполне соответствуют современным требованиям к выездковой лошади.

    Со свойственным ему творческим размахом – благо, граф не испытывал материальных трудностей – Орлов взялся за масштабное воспроизводительное скрещивание с использованием чистокровной верховой и арабской пород, лошадей испанского корня (собственно, испанских, а также липицианских и датских) и азиатских (турецкая, персидская и туркменская).

    А.Г. ОРЛОВ на CВИРЕПОМ II в день скачек в Москве на Донском поле (Художник Д. НЕВЗОРОВ)

    Первой лошадью, которая полностью удовлетворила Алексея Григорьевича, стал Свирепый II (Салтан II – Уютная) 1792 г.р. Гнедой, без отметин, ростом около 158 см (2 аршина 3,5 вершка), голова сухая, небольшая, шея длинная, хорошо изогнутая, высоко поставлена, спина длинная, крестец также длинный, но несколько прямоват. И все же, несмотря на все достоинства и огромную симпатию графа, не Свирепому достались лавры первой лошади орловской породы. В 1816 году, уже в эпоху последователя Орлова В.И. Шишкина, от Ашонка и Яшной на свет появился гнедой Яшма I. В.О. Витт писал: «В Хреновском заводе, даже в самую пору его расцвета, не было жеребца, который мог бы стоять рядом с Яшмой I. В памяти современников и потомков Яшма I навсегда остался наиболее законченным олицетворением образа конской красоты, каким он представлялся взорам конников шишкинской эпохи. Совершенное равновесие и гармония без изнеженности отмечают эту счастливую минуту коннозаводской удачи».

    АШОНОК – гнедой жеребец орловской верховой породы

    Коннозаводчик, который сжег москву – граф Ф.В. Ростопчин

    Об Алексее Григорьевиче Орлове-Чесменском мы привыкли говорить как об основоположнике отечественного коннозаводства. Эта сфера его жизни затмевает даже политическую и военную карьеру. Для Федора Васильевича Ростопчина, напротив, разведение лошадей играло роль, скорее, малозначительного хобби. Действительно, на фоне колоссальной политической карьеры Ростопчина увлечение коннозаводством кажется чем-то непонятным или даже лишним в его судьбе. После непродолжительной и не богатой на подвиги военной службы он пробился к екатерининскому двору, обратил на себя внимание наследника Павла. Затем, в годы его правления, Ростопчин щедро награждался титулами и званиями. С 1799 по 1801 год он был первоприсутствующим Коллегии иностранных дел (говоря современным языком, министром иностранных дел). С воцарением Александра I Ростопчин отправился в отставку в свое подмосковное имение Вороново, активно занялся сельским хозяйством, построил конный завод, приобрел чистокровных верховых кобыл и четырех араб­ских жеребцов (Каймака, Кади, Драгута и Ришана), приступил к разведению лошадей. В мае 1812 года граф вернулся на государ­ственную службу и был назначен губернатором Москвы. Под его руководством формировалось московское ополчение и эвакуировалось государственное и церковное имущество. При приближении наполеоновских войск он вывез из города все противопожарные средства, однако свою роль в поджоге впоследствии отрицал. Чего нельзя сказать о его имении: проезжая Вороново, он распустил своих крестьян, сжег дом и конный завод. Лошадей он перевел в Воронежскую губернию, где в селе Анна был основан новый завод. После изгнания французов Ростопчин занимался восстановлением Москвы, а в 1814 году ушел в отставку с должности губернатора. После смерти графа Анненский конный завод достался его сыну Андрею. В 1839 году хозяйство вместе с лошадьми и персоналом купил известный заводчик В.П. Воейков, впоследствии продавший все его поголовье в казну. После этого лошади были переведены в Хреновской завод, ставший на тот момент государ­ственным.

    Орловцы против ростопчинцев

    Предложения со словом «лошадь»:

    Выбравшись из неё, он метнулся прямо под копыта лошадей.

    Извозчик остановил лошадь и отстегнул полость.

    Сразу после того, как холопы запрягли лошадей, обоз тронулся дальше.

    Синонимы к слову «лошадь&raquo

    Сочетаемость слова «лошадь»

    Какой бывает «лошадь»

    Морфология

    Карта слов и выражений русского языка

    Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

    Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

    Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

    Скульптура «Скаковая лошадь» является образцом заказной русской бронзовой анималистической интерьерной скульптуры малых форм (т.н. «кабинетной»). По своим художественно–стилистическим признакам, технике изготовления в материале, специфике декоративной патины, а также, учитывая имеющиеся аналоги, данный отлив в бронзе скульптуры «Скаковая лошадь» определён как русская работа, датирован 1890–ыми годами и отнесён к повторам модели 1838 г. знаменитого русского скульптора Петра Карловича Клодта фон Юргенсбурга (1805 – 1867), Академика Императорской Академии Художеств (С.Петербург), создателя русской школы скульптурной анималистики.

    Отлив в бронзе данной скульптуры имеется коллекции Государственного Исторического музея, и музея коневодства Сельскохозяйственной Академии им. К.А. Тимирязева (г. Москва). Скульптура выполнена на высоком художественном и профессионально – техническом уровне.

    Главная > Реферат >Биология

    1. Манежные школы, выездка _______________________________________5

    2. Стипль-чез в Красном Селе _______________________________________7

    3. Первые ипподромы. Скачки и бега. _______________________________8

    3.1. Первые испытания скаковых и рысистых лошадей __________________8

    3.2. Возникновение тотализатора ____________________________________9

    3.3. В заключении о скачках ________________________________________9

    4. Первые пробеги в России ________________________________________11

    5. История возникновения тройки, состязания троек ____________________12

    Список литературы ________________________________________________16

    Из всего курса «Истории физкультуры и спорта», мне, по роду деятельности связанной с конным спортом и верховой ездой, конечно же, интереснее всего оказалась тема зарождения и развития конного спорта. А так как этот вопрос оказался столь обширен по материалу, мне пришлось сузить тему, и опять же, выбрать наиболее интересующие меня страну и временной отрезок. Таким образом, была выбрана Россия XVШ- начала XX вв., так как именно в этот период начинается бурное развитие различных видов спорта в России, в частности и конного.

    Знакомясь с материалом, я отметила некоторые особенности истории конного спорта. Первая особенность, это, конечно же, тесная связь конных состязаний с бытом людей, с теми функциями, которые несла лошадь в ту или иную эпоху развития. Не случайно, первыми конными состязаниями стали гонки колесниц, ведь человек совсем не сразу почувствовал себя уверенно и безопасно на лошади верхом, и долгое время лошадь по большей части запрягалась. После таких изобретений Китая, как стремена, седло, человек все более уверенно скачет на лошади верхом и совершает прыжки через препятствия. В связи с непрерывными войнами, растет роль лошади на войне. Таким образом, многие виды конных состязаний тесно связаны с историей развития кавалерии и военно-прикладных видов конного спорта. В разные времена нужны были разные лошади: то тяжелого типа для русских бояр, то преобладание легкой конницы, затем следует возникновение лошадей именно для соревнований: скачек, бегов, прыжков, лошади для охоты. То есть, история конного спорта очень тесно и иногда почти неразрывно переплетается с историей коннозаводства и появлением тех или иных пород и типов лошадей, актуальных для данной эпохи.

    Ну и последняя особенность: лошадь с древности и на протяжении веков сопровождала человека везде, но конный спорт всегда был доступен только высшим слоям общества, являясь «благородным занятием» и часто весьма дорогостоящим. Коннозаводство было, в основном, частным, поэтому многие моменты в истории развития коннозаводства и конного спорта связаны с историями отдельных личностей, сыгравших огромную роль в развитии конного спорта России того времени.

    Конный спорт зародился в глубокой древности. Стихийно возникавшие скачки азиатских воинов, конные ристалища Древней Греции, Древнего Рима и Византии, рыцарские турниры средневековья, всевозможные военно-прикладные состязания кавалеристов и, наконец, современные Олимпийские игры — таков длинный сложный путь развития конного спорта. Несмотря на долгий путь развития, неизменной оставалась его цель — воспитание физически сильного, волевого человека. Со временем менялись приемы тренировки всадников и лошадей. Возрастала роль конницы в войне, усложнялись требования к ее быстроте, подвижности, маневренности.

    Не в диковинку была верховая езда в России. Достаточно сказать, что, например, именно от славянского слова «конязь» — предводитель на лошади, получил название командующий войском – князь. При княжеских дворах для боевой подготовки дружинников проводились ристания – скачки и бега на дорогие призы. Первые свидетельства о конных ристаниях в Москве на месте нынешнего Александровского сада относятся к 1473 году, когда их увидел гость из Италии Кантарини.

    Конной страже на рубежах Русского государства ристания помогали во всеоружии отразить нападение врагов. А если учитывать, что большинство последних были кочевниками и вели разбой верхом на лошадях, то нетрудно понять, что главное внимание в подготовке верхового воина обращали на его умение владеть копьем и саблей, рубить и стрелять с седла, и, что не менее важно, умело защищаться, используя достоинства лошади. Позднее, среди казаков, охранявших границу, появилась даже обязательная воинская дисциплина – вольтижировка – по овладению приемами верховой езды. У народов Кавказа и Средней Азии казаки научились зрелищным и практичным приемам джигитовки.

    Ранней весной перед закатом солнца в больших селах и деревнях самые сильные парни состязались на молодых жеребятах и бычках. Потеха собирала на круг жителей. Особенное внимание обращали девушки на самых ловких и сметливых парней. Сначала ездоку предстояло лишь удержаться на необъезженном коне. В городах по праздникам устраивали конные карусели из четырех кадрилей: славянской, римской, индийской, турецкой. Соревновались в групповой фигурной езде на лошадях по кругу, в умении на скаку попадать в цель, снимать копьем повешенное на столбе кольцо, точно и ровно срубать древко флажка. За каждое удачно выполненное упражнение получали очки, и побеждал тот, кто набирал их больше всех.

    Наиболее яркое развитие верховой езды как состязания происходило именно с XVIII века, как и многих других видов спорта в России. В эту эпоху в России все больше становятся популярны различные спортивные клубы и общества, все больше внимания уделяется физическому развитию человека, особое значение приобретают физическая культура и спорт. Лошади и все связанное с ними не остались от этих явлений в стороне.

    1. Манежные школы, выездка

    Верховая езда составляла неотъемлемую часть жизни человека XVIII — XIX века. Дворянская молодежь с увлечением посещала конные манежи и частные школы верховой езды, где проводились занятия по манежной выездке и опытные педагоги обучали искусству владения конем. Первый открытый манеж существовал с 1732 года на лугу напротив Зимнего дворца; а каменный был построен в 1758 году при Шляхетском Кадетском корпусе. 16 июня 1766 года в Петербурге состоялся первый конный турнир по европейскому образцу (так называемая «карусель»). Состязания проходили по фигурной выездке и умению держаться на коне, а также был устроен бой в конном строю на копьях и палицах.

    Наибольшее влияние на русскую школу верховой езды оказала так называемая «версальская система», создатель которой, Ф. Буше, главной задачей обучения считал манежную выездку. Его последователи перенесли эту идею на русскую почву, и, начиная с 1810–х годов, в течение полувека манежная выездка являлась почти единственной методикой овладения мастерством верховой езды. В столице манежи строили при своих особняках вельможи (графы Завадовские и Панины), именитые купцы (Н. Козулин на Большой Морской) и преподаватели верховой езды – Мелиссино на Бассейной улице (1824), Джеймс Картер на Моховой (1841), Карначли у Александринского театра (1854). Важную роль в утверждении французской системы сыграла кавалерия. В боевых условиях много значила определенная посадка всадника и «собранная лошадь», а навыки этого давала манежная выездка. Поэтому особой популярностью пользовались как у императоров, так и простых офицеров Михайловский и Конногвардейский манежи.

    Совсем иные требования стали предъявляться к искусству верховой езды в армии во второй половине XIX века. Распространение огнестрельного оружия, огромные пространства, которые приходилось преодолевать, — все это усиливало роль скакового спорта, оттесняя манежную выездку на второй план. Созданная в 1860-е годы итальянцем Федерико Каприлли система подготовки всадника и лошади и выработка у всадника посадки, не стеснявший ее движений. А накануне Первой мировой войны она становится приоритетной, особенно среди военных. Именно русские офицеры, прошедшие курс обучения в Европе по итальянской системе, в 1909 -1912 годах достигли выдающихся успехов на всех конных состязаниях и скачках в Петербурге и в Москве. Позднее, в 1912 – 1914 годы эти талантливые спортсмены – поручик К. Авалов, подпоручик С.Родзянко, есаул А. Чеславский – три года подряд выигрывали и привозили домой главный приз соревнований по конному спорту в Лондоне – Кубок английского короля. И все же официальной в России была признана школа циркового наездника англичанина Джеймса Филлиса., который являлся преподавателем верховой езды в Офицерской кавалерийской школе с 1898 по 1909 годы.

    2. Стипль-чез в Красном Селе

    Во 2-й половине XIX в. большой популярностью среди придворной знати и офицерства пользовалась четырёхвёрстная скачка с препятствиями — русский стипл-чейз (впервые в 1872 в Красном Селе под Санкт-Петербургом). Красносельские скачки и стипль-чезы представляли собой, прежде всего первые в России планомерные, или, как теперь говорят, календарные конно-спортивные соревнования, в основу которых были положена определенная система, и соблюдение целого ряда правил и условий. Их проведению предшествовала надлежащая техническая подготовка. Словом, это были соревнования во многом отвечавшие и ныне принятым законам конного спорта. Правила и условия этих соревнований определяли время и место их проведения, состав участников и их вес, конский состав, дистанцию и количество препятствий. За 25 лет, с 1872 по 1897 год, Красносельский стипль-чез был проведен 23 раза. За это время было разыграно 86 призов. Эти состязания пользовались широкой известностью.

    3. Первые ипподромы. Скачки и бега. Скаковые и беговые общества

    3.1 Первые испытания скаковых и рысистых лошадей

    В дореволюционной России с древних времён были развиты национальные конные игры и скачки — Средняя Азия, Закавказье, Северный Кавказ, а также районы, населённые казаками (Дон, Кубань, Урал, Терек). Но это были стихийно-возникшие состязания, а систематические испытания скаковых и беговых лошадей начались в России достаточно поздно (в сравнении с Европой, накопившей к этому времени уже достаточный скаковой опыт и получившей специальную породу скаковой лошади).

    Первая скачка английских и азиатских пород скакунов состоялась 4 июля 1772 года под Красным Селом. Традиционные скачки такого рода в Петербурге и Москве одним из первых стал устраивать создатель первого российского конного завода, на котором впервые вывели знаменитую орловскую породу, граф Алексей Григорьевич Орлов-Чесменский. В середине 1790-х годов он оборудовал скаковой круг длиной 2 версты 60 саженей на московском Донском поле, где с мая по июль по два-три дня в месяц устраивались скачки на денежные заклады. Испытания рысистых лошадей Орлов-Чесменский проводил зимой у своего дома на Большой Калужской улице и на льду Москвы-реки. Со смертью графа в 1807 году испытания прекратились, а после 1812 года проводились «от случая к случаю».

    3. 2 Возникновение тотализатора

    Особенно оживилось ипподромное дело после введения тотализатора. Количество ипподромов возросло с 24 до 59. Скачки в 1880 году проходили только в 7 пунктах, а к 1884 году – уже в 13 городах.

    Вообще это азартное новшество впервые появилось на ипподроме в Царском Селе еще в 1876 году по инициативе Царскосельского скакового общества и, в частности, графа А.Н.Нирода. Интересно, что первый билет изволила купить тогдашняя супруга наследника-цесаревича, будущая вдовствующая императрица Мария Федоровна. Введение тотализатора разом подняло призовое коневодство России на новый уровень, хотя были у новшества и противники. Однако благодаря тотализатору резко увеличились доходы ипподромов и беговых обществ, значительно возросли призовые суммы, поднялся уровень призового коневодства в целом. Значение столичных ипподромов возросло: именно в Москве и Петербурге разыгрывались наиболее ценные призы и именно здесь бежали резвейшие лошади. А доходы от тотализатора непрерывно возрастали. Так, если в 1885 году на ипподроме Императорского Санкт-Петербургского общества поощрения рысистого коннозаводства доход от тотализатора составил 35 тысяч рублей, то в 1899 году он перевалил за 700 тысяч.

    3. 3 В заключении о скачках

    Несмотря на растущую популярность скачек в России и то, как стремительно они развивались, существовало множество проблем, и Россия отставала в этих видах спорта от Запада. Хотя и вторая (после самой Англии) племенная книга чистокровных верховых лошадей появилась именно в России.

    Вот как оценивал скаковое дело в России того времени в сравнении с Западом большой знаток лошадей, автор «Книги о лошади», князь С.П. Урусов: «…Заканчивая о выдержке скаковой лошади, считаем нелишним высказать несколько пожеланий в интересах упорядочения нашего скакового дела, все еще находящегося в младенческом состоянии и чрезвычайно нуждающегося в улучшении. Русской скаковой лошади не существует, без постоянного освежения крови мы обойтись не можем, и такая зависимость от иностранного коннозаводства наводит на размышления…На скачки следует смотреть как на экзамен для лошади, как на главнейший стимул процветания коннозаводства, а потому само собой понятно, насколько важно, чтобы экзамен этот проводился правильно, так как только в этом случае можно ожидать того результата, для достижения которого установлены публичные испытания… »

    4. Первые пробеги в России

    В России с ее огромными просторами широкой популярность пользовались разнообразные пробеги на большие расстояния.

    Они стали проводиться значительно раньше многоборья, конкуров-иппиков и многих других видов соревнований. С древних времен в них ставилась задача выявить предельную возможность лошади «на скорость и дальность», а также подготовку всадника. Таким образом, конные пробеги совершались, прежде всего, из чисто практической, а в большинстве случаев, военной необходимости.

    Проводиться со спортивными целями и делиться на дистанционарные, резвостные, суточные многодневные и т.д. они стали сравнительно недавно. Летопись конных пробегов в России можно начать с 1889 года, когда спортсмен-кавалерист корнет Бугского драгунского полка Михаил Васильевич Асеев «о-дву-конь» (с лошадью в заводу по туркменскому обычаю), на строевых лошадях Диана и Влага, совершил переход из г. Дубны в Париж. В общей сложности лошади находились в пути 339 часов 45 минут. По прибытии в Париж Асеев с двумя его лошадьми стал участником-экспонентом проходившей в то время в Париже Всемирной выставки, где было высказано немало восторгов по поводу совершенного им пробега и высоких качеств русской ремонтной лошади. Таким образом, пробег, совершенный Михаилом Асеевым по личной инициативе, во время отпуска и на личные средства, приобрел значимость мероприятия, получившего международную известность. В истории отечественного конного спорта совершенный Асеевым пробег примечателен тем, что с него по существу ведет начало появление любителей конного спорта России за рубежом. Очень популярны в начале века были конные пробеги на 100 верст. Российский рекорд составлял 4 часа 26 минут.

    5. История возникновения тройки, состязания троек

    Русская упряжка уникальна. Нигде в мире больше не встретишь деревянную дугу. А русская тройка! Мало того, что все три лошади смотрят в разные стороны, они еще и бегут разными аллюрами. А ведь существовала еще парная дуговая упряжка — сегодня ее увидишь разве только на старинных картинах. Исконно русская упряжка — лошадка в оглоблях с дугой или борзая тройка — аллегорический символ России. Считается, что русская душа, русская удаль, русский характер живут и продолжаются в этой русской запряжке.

    Немало времени прошло, прежде чем гениальное изобретение древних китайцев — хомут — проникло на просторы Восточно-европейской равнины. Археологи, однако, утверждают, что предки новгородцев пользовались сим полезнейшим предметом уже в VII веке нашей эры. Приделав к хомуту сыромятные петли-гужи и пристроив с их помощью между хомутом и оглоблями деревянную пружину-дугу, они нашли способ сохранить плечи своих лошадей и получили упряжку на все случаи жизни, ведь русская упряжь в каком-то смысле — порождение второй из известных проблем нашего отечества, плохих дорог, не зря она появилась именно в лесной зоне России. Она прекрасно приспособлена для езды по ухабам, глубокой грязи, снежным заносам. Русская упряжь очень рациональна, в ней нет ни одной лишней детали.

    На Руси была своя, оглобельная парная упряжка, и в свое время она была весьма популярна. Необходимость в парной упряжке сначала возникла в крестьянском хозяйстве для пахоты. Одна лошадь свободно тянула соху и даже более тяжелую косулю. Однако для плуга, самого совершенного пахотного орудия, тяги одной лошади оказалось недостаточно.

    Вслед за сельскохозяйственной парной упряжкой появилась и ездовая, известная по крайней мере с самого начала XVIII века. Такая несимметричная упряжка получила название «пара «на отлет». Она быстро приобрела популярность в России, так как оказалась одновременно резвой и эффектной. Такие щегольские упряжки стали особенно популярными с 20-х годов XIX века.

    В крестьянском обиходе гарная упряжка «на отлет» также была широко распространена, причем в двух вариантах: рабочем и выездном (полуямском). На парах «на отлет» ездили почта, в полиция, извозчики, пожарные, помещики.

    До XVII века включительно в России ездили на одноконных упряжках или же запрягали несколько лошадей гуськом — в последнем случае передняя лошадь «работала бульдозером», прокладывая всей упряжке путь по сугробам. В начале XVIII века, когда дороги стали пошире, начали запрягать пару и тройку в ряд. На первых порах упряжка из трех лошадей в ряд была весьма редким исключением из правил: но довольно быстро ее высокая скорость и выносливость, большая грузоподъемность и хорошая проходимость были оценены по достоинству. В последней трети XVIII — начале XIX века тройка была официально узаконена для перевозки курьеров и почты, а также пассажиров и грузов. Тройки влекли по широким дорогам сани, телеги, кибитки, тарантасы, иногда возки. Правда, в карету тройка никогда не запрягалась.

    Настоящего расцвета и повсеместной популярности тройка достигла в первой половине XIX столетия. Олицетворявшая русскую удалую душу, широкую природу, она превратилась в своеобразный символ России. Иностранцы, испытавшие езду на тройке, единогласно утверждали, что нет более лихой и быстрой езды. Известен такой исторический анекдот. Как-то раз при Екатерине II в Петербург прибыл с визитом австрийский император Иосиф. Императрица решила удивить его скоростью, с которой ездили почтовые тройки. Велела найти самого лучшего ямщика и спросила: «Берешься отвезти высокого гостя в Москву за тридцать шесть часов?» «Довезу, матушка, — ответил ямщик. — Только не уверен, что довезу его душу». Даже дорога между двумя столицами до 1817 года была настоящим испытанием для путешественника. Обычно это расстояние проезжали за двое-трое суток. Тройка — единственная в мире разноаллюрная упряжка.

    Там где возникала скорость, там возникал и вечный спор: кто быстрее? Поэтому стали появляться и всегда вызывали к себе особое отношение состязания русских троек. В одном из отчетов об испытаниях вятских троек сообщается: «В 1852 году дистанцию шесть верст тройка крестьянина Локтева проскакала в 11 мин. 45 сек., что на версту составляет 1 мин. 57 1/2 сек.».

    Любопытно, что иногда зрители принимали в состязаниях самое непосредственное участие. Летом 1841 года некий купец побился об заклад со своими друзьями, что на своей тройке доскачет до Павловска быстрее паровоза. В полдень паровоз с вагонами, битком наполненными зрителями, сделавшими ставки от 5 до 50 тысяч рублей, выехал из Петербурга. Каково же было разочарование спорщиков, когда, приехав в Царское Село на три минуты позднее поезда, купец отказался от дальнейшей борьбы. Тем не менее, «Северная пчела», следившая за «экспериментом», заметила на следующий день, что паровоз обычно этот переход делает на десять минут медленнее, чем в этот раз; стало быть, лошадь опередила паровоз. » Испытания троек происходили и на ипподромах, но были не так популярны, как бега.

    Конный спорт в России не носил массового характера. Он был либо чисто военным спортом, либо спортом состоятельных штатских любителей и коннозаводчиков. Принимавшие в конных соревнованиях офицеры имели, как правило, собственных лошадей. Они занимались скачками, выездкой, конкурами, конными пробегами, парфорсными охотами; рядовой состав – джигитовкой, владением холодным оружием и вольтижировкой. Таким образом, мы видим, что в России конца XIX начала XX вв. уже появились практически все направления конного спорта, которые мы видим в наше время.

    Центром развития конного спорта в России явились главным образом крупные города, в первую очередь Петербург и Москва. В остальных районах страны конный спорт проявлялся в своих местных или национальных формах. Необходимо отметить, что в дореволюционной России было немало спортсменов-конников очень высокого класса: С.Л. Носович (автор популярного в свое время труда «Современная езда, скачка и тренировка»), неоднократный участник и победитель Красносельского стипль-чеза; Иваненко, Плешков, Эксе, Родзянко (конкуристы, прославившие русский конный спорт за рубежем).

    Какое место в жизни российского общества занимала верховая езда и конный спорт, легко понять, заглянув в красочное издание журнала «Вестник русской конницы» за 1910-1914 годы. Приведенные в нем сведения о тысячеверстном верховом переходе поручика Ф.И. Шикуца и корнета В.И. Микулина, о победе поручика В.Н. Панчулидзиева в соревнованиях в Вене в 1914 году, сообщения о прошедшей в августе 1910 года Всероссийской конной выставке и Всероссийском съезде коннозаводчиков в Москве свидетельствовали об огромном интересе публике к этому виду спортивных занятий и развлечений.

    1. А. Ганулич. Возьмемся за гуж. // Конный мир, № 2, 2003.

    2. Жизнерадостные люди: Повести и рассказы русских писателей о потешных забавах, играх и развлечениях/Сост. Зиберов Д.А. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 432 с.

    3. Н. Кривошеин. Лебедянское скаковое общество// Конный мир, № 9, 2006, с. 54.

    4. Мясоедова И.Е., Соболева О.О. Теоретико-методологические основы современного конного спорта (сборник лекций). – Малаховка: МГАФК, 200 г. 134 с.

    5. Спорт наших дедов: историко-документальное издание. – СПб.: Лики России, 2002. – 320 с.

    6. В. Степановская. Невские забавы// Конный мир, № 4, 2003.

    7. Урусов С.П. Книга о лошади. Настольная книга коннозаводчика, коневода, коневладельца и любителя лошади. – М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2000. 1020 с.

    admin

    Наверх