Род у кобыл

400 лет назад в России воцарился первый правитель из рода Романовых – Михаил Федорович. Его восхождение на престол ознаменовало конец русской смуты, а его потомкам предстояло править государством еще три века, расширяя границы и укрепляя мощь страны, которая благодаря им стала империей. Мы вспоминаем эту дату с доцентом РГГУ, заведующим кафедрой вспомогательных исторических дисциплин, автором книг «Романовы. История династии», «Генеалогия Романовых. 1613—2001» и многих других Евгением Пчеловым.

— Евгений Владимирович, откуда пошел род Романовых?

— Романовы – старинный род московского боярства, истоки которого восходят к первой половине XIV в., когда жил самый ранний предок Романовых – Андрей Иванович Кобыла, служивший Семёну Гордому, старшему сыну Ивана Калиты. Таким образом, Романовы связаны с родом Великих Московских князей почти с самого начала этой династии, это, можно сказать, «коренной» род московской аристократии. Более ранние предки Романовых, до Андрея Кобылы, летописным источникам неизвестны. Уже много позже, в XVII – XVIII вв., когда Романовы находились у власти, возникла легенда об их иноземном происхождении, причём легенду эту создали не сами Романовы, а их однородцы, т.е. потомки родов, одного корня с Романовыми – Колычёвы, Шереметевы и др. По этой легенде предок Романовых якобы выехал на Русь «из Прус», т.е. из Прусской земли, населённой когда-то прусами – одним из балтских племён. Звали его якобы Гланда Камбила, а на Руси он стал Иваном Кобылой, отцом того самого Андрея, который известен при дворе Семёна Гордого. Понятно, что Гланда Камбила – абсолютно искусственное имя, искажённое от Ивана Кобылы. Такие легенды о выездах предков из других стран были обычным делом в среде русского дворянства. Конечно, никакого реального основания эта легенда под собой не имеет.

— Как же они стали Романовыми?

— Потомки внука Фёдора Кошки – Захария Ивановича, прозывались Захарьиными, его сын – Юрий, был отцом Романа Юрьевича Захарьина, а уже от имени Романа образовалась фамилия Романовы. По сути это всё были родовые прозвища, происходившие от отчеств и дедичеств. Так что фамилия Романовых имеет довольно традиционное для русских фамилий происхождение.

— Были ли Романовы в родстве с династией Рюриковичей?

— Они породнились с династиями тверских и серпуховских князей, а через ветвь серпуховских князей оказались в прямом родстве и с московскими Рюриковичами. Иван III был праправнуком Фёдора Кошки по матери, т.е. начиная с него московские Рюриковичи были потомками Андрея Кобылы, но потомки Кобылы, Романовы, не были потомками рода московских князей. В 1547 г . первый русский царь Иван Грозный женился на Анастасии Романовне Захарьиной-Юрьевой, дочери Романа Юрьевича Захарьина, которого часто и неверно называют боярином, хотя он этого чина не имел. От брака с Анастасией Романовной у Ивана Грозного родилось несколько детей, в том числе царевич Иван, погибший в ссоре с отцом в 1581 г ., и Фёдор, ставший царём в 1584 г . Фёдор Иоаннович был последним из династии Московских царей – Рюриковичей. Его дядя Никита Романович, брат Анастасии, пользовался большой известностью при дворе Ивана Грозного, сын Никиты, Фёдор, стал потом московским патриархом Филаретом, а внук, Михаил – первым царём из новой династии, избранным на престол в 1613 г .

— Были ли иные претенденты на престол в 1613 году?

— Известно, что в том году, на Земском соборе, который должен был выбрать нового царя, звучали имена нескольких претендентов. Наиболее авторитетным боярином на тот момент был князь Фёдор Иванович Мстиславский, возглавлявший семибоярщину. Он приходился дальним потомком Ивану III через его дочь, т.е. являлся царским родственником. По свидетельствам источников, на престол претендовали также руководители земского ополчения князь Дмитрий Тимофеевич Трубецкой (сильно истратившийся во время Земского собора) и князь Дмитрий Михайлович Пожарский. Были и другие заметные представители русской аристократии.

— Почему все же был избран Михаил Федорович?

— Конечно, Михаил Федорович был совсем юным человеком, им можно было бы управлять, и он стоял вне боровшихся за власть придворных группировок. Но главное – родственная связь Михаила Фёдоровича и Романовых с царём Фёдором Ивановичем, сыном Ивана Грозного. Фёдор Иванович воспринимался в тот момент как бы последним «законным» московским царём, последним представителем настоящего царского «корня». Его личность и время правления идеализировались, как всегда бывает после эпохи кровавых преступлений, а возвращение к прерванной традиции как бы восстанавливало те тихие и спокойные времена. Недаром земское ополчение чеканило монеты с именем Фёдора Ивановича, к тому времени уже 15 лет как умершего. Михаил Фёдорович был племянником царя Фёдора – он воспринимался как своего рода «реинкарнация» Фёдора, продолжение его эпохи. И хотя прямого родства с Рюриковичами у Романовых не было, большое значение имели как раз свойственные и родственные связи через браки. Прямые же потомки Рюриковичей, будь то князья Пожарские или князья Воротынские, не воспринимались как часть царского рода, а только как подданные царской династии, в своем статусе возвысившейся над своими однородцами. Именно поэтому Романовы и оказывались наиболее близкими родственниками последнего из московских Рюриковичей. Сам Михаил Фёдорович никакого участия в работе Земского собора не принимал и узнал о его решении, когда к нему приехало посольство с приглашением на трон. Нужно сказать, что и он и особенно его мать, инокиня Марфа, упорно отказывались от такой чести. Но потом, поддавшись на уговоры, всё-таки согласились. Так началось правление новой династии – Романовых.

— Кто сегодня наиболее известные представители Дома Романовых? Чем они занимаются?

— Сейчас род Романовых, будем говорить именно о роде, не очень многочисленен. Живы ещё представители поколения 1920-х гг., первого поколения Романовых, родившихся в эмиграции. Старейшими на сегодняшний день являются Николай Романович, живущий в Швейцарии, Андрей Андреевич, живущий в США, и ДИмитрий Романович, живущий в Дании. Первым двум не так давно исполнилось по 90 лет. Все они неоднократно приезжали в Россию. Вместе со своими более молодыми родственниками и некоторыми потомками Романовых по женским линиям (как принц Майкл Кентский, например) они составляют общественную организацию «Объединение членов рода Романовых». Существует и фонд помощи Романовых для России, который возглавляет Димитрий Романович. Однако деятельность «Объединения» в России, по крайней мере, не слишком сильно ощущается. Среди членов объединения есть и совсем молодые люди, как Ростислав Ростиславич Романов, например. Заметной фигурой является потомок Александра II от его второго, морганатического брака, светлейший князь Георгий Александрович Юрьевский. Он живёт в Швейцарии и в Петербурге, где часто бывает. Есть семья покойного Князя Владимира Кирилловича – его дочь Мария Владимировна и её сын от брака с прусским принцем Георгий Михайлович. Эта семья считает себя законными претендентами на престол, всех остальных Романовых не признаёт и ведёт себя соответствующим образом. Мария Владимировна совершает «официальные визиты», жалует дворянство и ордена старой России и всячески представляет себя в виде «Главы Российского Императорского Дома». Понятно, что эта деятельность имеет совершенно определённый идеологический и политический оттенок. Семья Владимира Кирилловича добивается для себя какого-то особого юридического статуса в России, права на который многими весьма убедительно ставятся под сомнение. Есть и другие потомки Романовых, более или менее заметные, как например, Поуль Эдвард Ларсен, именующий себя ныне Павлом Эдуардовичем Куликовским – правнук сестры Николая II , Великой княгини Ольги Александровны. Он часто появляется на многочисленных мероприятиях и презентациях в качестве гостя. Но как таковой содержательной и полезной деятельности в России почти никто из Романовых и их потомков не ведёт.

Пожалуй, единственное исключение — Ольга Николаевна Куликовская-Романова. По своему происхождению к роду Романовых она не принадлежит, но является вдовой родного племянника Николая II – Тихона Николаевича Куликовского-Романова, старшего сына уже упоминавшейся Великой княгини Ольги Александровны. Надо сказать, что её деятельность в России, не в пример другим её родственникам, носит чрезвычайно активный и результативный характер. Ольга Николаевна возглавляет Благотворительный фонд имени В.кн. Ольги Александровны, который был основан ею вместе с её покойным супругом Тихоном Николаевичем, жившим в Канаде. Сейчас Ольга Николаевна даже больше проводит времени в России, чем в Канаде. Фонд провёл огромную благотворительную работу, за годы своего существования оказав реальную помощь многим медицинским и социальным учреждениям России, Соловецкому монастырю и т.д., вплоть до отдельных нуждавшихся в такой помощи лиц. В последние годы Ольга Николаевна осуществляет большую культурную деятельность, регулярно организуя в разных городах страны выставки художественных работ Великой княгини Ольги Александровны, много и плодотворно занимавшейся живописью. Эта сторона истории царской семьи до недавнего времени была совершенно неизвестна. Теперь выставки работ Великой княгини прошли не только в Третьяковской галерее в Москве и Русском музее в Петербурге, но и в таких отдалённых от столиц центрах, как Тюмень или Владивосток. Ольга Николаевна объехала почти всю Россию, её хорошо знают во многих уголках нашей страны. Конечно, она совершенно уникальный человек, буквально заряжающий своей энергией всех, кому приходилось с ней сталкиваться. Её судьба очень интересна – ведь до Второй мировой войны она училась в Мариинском донском институте, образованном ещё до революции в Новочеркасске по примеру знаменитого Смольного института благородных девиц, а в эмиграции находившегося в сербском городе Белая Церковь. Прекрасное воспитание в русской семье эмигрантов первой волны и образование в этом учебном заведении не могли не сказаться на самой личности Ольги Николаевны, она много рассказывала мне об этом периоде своей биографии. Знала она, конечно, и Романовых старшего поколения, например, дочь Великого князя Константина Константиновича, знаменитого поэта К.Р. – Княжну Веру Константиновну, с которой её и Тихона Николаевича связывали дружеские отношения.

— Каждая страница истории выносит свои уроки для грядущих поколений. Как урок нам дает история правления Романовых?

— Я считаю, что самое главное, что сделали Романовы для России – это явление Российской Империи, великой европейской державы с великой культурой и наукой. Если и знают Россию за рубежом (именно Россию, а не Советский Союз), то по именам тех людей, которые жили и творили в этот период. Можно сказать, что именно при Романовых Россия встала в один ряд с ведущими мировыми державами, причём абсолютно на равных. Это был один из самых высших взлётов нашей страны за всю историю её разнообразного существования. И Романовы сыграли в этом очень большую роль, за что мы и можем быть им искренне благодарны.

Фамилии, которые мы давно считаем своей непреложной принадлежностью, окончательно закрепились на Руси за «пользователями» в конце XIX, а то и вовсе начале XX века.

В основном, они образовывались от имен, прозвищ, ремесла, места жительства. Процесс офамиливания был долгий. Началось все с Великого Новгорода, куда модные веяния надуло из соседней Литвы. Так, уже в 1240 году, в Первой новгородской летописи старшего извода, список погибших звучал так: «Костянтинъ Луготиниць, Гюрята Пинещиничь, НамЂстъ, Дрочило Нездыловъ сынъ кожевника. ».

В XIV-XV фамилиями потихоньку стали обзаводиться князья и бояре. Именоваться стали по землям, которыми владели, — так появились Тверские, Вяземские, Мещерские, Шуйские и т.д.. По прозвищам — Скрябины, Лыковы, Глазатые, Гагарины. Последние — что символично — вели род от князя владимирского Всеволода Большое Гнездо.

Один из его потомков имел пять сыновей, у троих из которых было прозвище Гагара, обозначавшее на Руси «большую черную водяную куру». Прозвать так могли человека за черный цвет волос или за то, что много «гагарит» — смеется без повода или бродит без дела. В общем, от этих черноволосых хохотунов и пошла княжеская ветвь Гагариных.

Боярский род Скрябиных получил свое имя от старинного прозвища Скряба. Шкрабать — скрести, чесать. Скрябка — щетка для чистки лошадей, чесалка для шерсти и хлопка, лопаточка для соскабливания льда. Тот, кто методично использовал эти орудия и вообще любил чистоту и назывался Скрябой.

Метаморфозу выросших из прозвищ боярских фамилий можно проследить по семье Романовых. Кто б мог подумать, что царский род пошел от Кобылы и Кошки? Но факт налицо: именно боярин Андрей Кобыла, живший в XIV веке был первым исторически достоверным предком царской семьи. Далее эстафету принял его сын, Федор Кошка (как видите, фамилии тогда еще не переходили по наследству), потомки которого именовались Кошкиными. Затем, из поколения в поколение, события развивались так. Сын Захария Кошкина Юрий стал Захарьиным-Кошкиным, сын Юрия, Роман, именовался Романом Захарьиным-Юрьевым. Такую же фамилию носил его отпрыск — Никита Романович. А вот уже за его детьми прочно закрепилась фамилия Романов.

Не обошлось у русской знати и без Орды. Так, княжеский род Юсуповых берет начало от ногайского правителя Юсуфа-мурзы (Юсупа). А родоначальником дворян Беклемишевых был Федор Елизарович, имевший прозвище Беклемиш. Беклемишами назывались зипуны, которые носили зимой сторожа, становясь в этом одеянии весьма неповоротливыми. Так что кроме прямого значения «сторожить» (по-татарски) слово еще подразумевало «быть неуклюжим». Кстати, фамилия «историка государства Российского» Николая Карамзина тоже пошла от Кара-Мурзы.

Материал из Родовод.

Кобылины — род православных христиан святой Руси, среди представителей дворяне царства Русского и Российской империи, среди потомков — царская династия Романовых.

Андре?й Кобы?ла (ум. после 1347) — московский боярин времён Ивана Калиты и его преемника, первый исторически достоверный предок дома Романовых. Согласно родословным, отчество Андрея было Иванович. Однако в «Ростовском синодике» он упоминается с отчеством Александрович [1]. В летописях Андрей Кобыла упоминается только однажды: в 1347 году он был послан из Москвы в Тверь за невестой великого князя Симеона Гордого, дочерью князя тверского Александра Михайловича [2]. Больше о нём ничего не известно. По родословцам он был боярином во время правления Ивана Калиты и Симеона Гордого. На сочинённых в XVIII веке гербах родов, происходящих от Кобылы, красуется корона с двумя под ней крестами — традиционная эмблема Данцига в « земле Прусс » [3]. Точное происхождение Андрея Кобылы неизвестно. При составлении Бархатной книги в XV веке, когда многие московские бояре ссылались на западное происхождение своих родоначальников, была составлена родословная легенда, по которой Андрей Кобыла выехал « из Немец », из прусской земли [2]. В XVII веке в родословной Колычёвых появилось развитие этой легенды, составленное герольдмейстером Степаном Андреевичем Колычёвым. По ней некий князь Гланда Камбила, сын князя Дивона, потомок прусского короля Видевута, утомлённый в борьбе против Тевтонского ордена, выехал в 1287 году вместе со своим сыном и множеством подданных к великому князю Александру Ярославичу Невскому. Там он крестился с именем Иван, а его сын получил прозвище Кобыла, что объяснялось опиской писца [4]. В знак происхождения из прусского края потомкам Кобылы был присвоен герб Данцига. Ещё в XVIII веке на несостоятельность этой родословной легенды указывал Август Шлецер, однако данная версия происхождения Андрея Кобылы попала и в « Русский Гербовник » , изданный в 1797 году [5]. Существовала также версия князя Андрея Курбского о происхождении Шереметевых (потомков Андрея) от « князей решских », хотя неясно, кого он имел в виду [2]. Большинство позднейших историков также сомневались в достоверности родословной легенды о прусском происхождении. Ряд исследователей с большей или меньшей определённостью высказывается за происхождение Кобылы из Новгорода, из прусского конца (П. Н. Петров, Н. П. Павлов -Сильванский). Крупный исследователь московской боярской знати С. Б. Веселовский считал, что прозвища детей Андрея делают версию об описке писцов несостоятельной. Ко всему прочему в ряде родословцев у Андрея упоминается брат, Фёдор Шевляга, который стал родоначальником родов Трусовых, Воробиных, Мотовиловых, Деревлёвых, Грабежевых. Прозвище Шевляга (или Шевлюга) означает « кляча », что также говорит о русском происхождении прозвища. В итоге Веселовский считал, что Андрей Кобыла происходил из знатного московского рода, возможно, родом из Новгорода [2]. Эту версию поддерживает и А. А. Зимин [6]. Семья У Кобылы по родословцам было пять сыновей, родоначальников многих боярских и дворянских фамилий: Семён Жеребец , родоначальник Лодыгиных , Коновницыных (впоследствии графы) и угасших — Кокоревых и Образцовых ; Александр Ёлка, родоначальник Колычёвых, Неплюевых и Боборыкиных ; Василий Ивантей или Вантей — по родословцам бездетен; Гавриил Гавша — по родословцам бездетен; Фёдор Кошка, родоначальник Романовых, Шереметевых (впоследствии графы), Яковлевых (включая Герцена) и угасших Голтяевых и Беззубцевых. Общность легендарного происхождения от королей прусских отразилась на общности и эмблемах, сложившихся в XVIII веке, гербов вышеназванных фамилий (за исключением герба Романовых). Андрей Кобыла боярин московский 1347 Смерть: после 1347 г. Династия: Романовы . Дети: Семён Жеребец, Александр Ёлка, Василий Ивантей, Гавриил Гавша, Фёдор Кошка Потомство Кобылы Наиболее знаменит род Яковлевых из потомства Андрея Ивановича Кобылы, одного корня с Романовыми. Он имеет родоначальником происходившего от последнего в пятом колене Якова Захарьевича (†1530 г.), боярина при великом князе Иване Васильевиче, известного воеводы, в 1500 г. взявшего Брянск и Путивль, в 1508 г. полонившего князя Богдана Глинского с женою. Сыновья его Пётр († в 1561 г.) и Василий († в 1571 г.) были окольничими и прозывались Захарьиными. Из четырех сыновей Петра Яковлевича, бывших боярами, более других известен Иван Петрович, по прозванию Хирон, участник нескольких походов, умерший в 1570 г.; из сыновей Василия Яковлевича Семён († в 1569 г.), боярин, служил рындою в походах царских, вторым воеводой в большом полку и воеводой в Смоленске. Все внуки Якова Захарьевича писались двойной фамилией Яковлевыми — Захарьиными ( фамилию Захарьин или Захарьина перестали писать — убрали , писали только Яковлев или Яковлева ) и были внучатными братьями царицы Анастасии Романовны. Сын Ивана Петровича Хирона Иван в 1619 г. был дворовым воеводой; сын его Андрей был дьяком Большой казны и Поместного приказа и в 1671 г. послан в Нижний Новгород межевать дворцовые и патриаршие села. Сын последнего Александр в 1716 г. находился докладчиком при императрице Екатерине I и был в ее свите в Копенгагене и Шверине; из его сыновей Михаил (1708—1768) был генерал — поручиком и членом военной коллегии, а Алексей (1726—1781) — президентом юстиц -коллегии и главным членом монетной экспедиции. Из сыновей последнего Пётр Алексеевич (1760—1813) был членом военной коллегии, Александр (1762—1825) — обер — прокурором св. синода (в течение 1803 г.), Лев (1764—1833) — посланником при вестфальском короле Иерониме, потом сенатором. Младший сын, Иван Алексеевич (1767-1846), имел внебрачного сына Герцена, известного публициста. Сын Александра Алексеевича, Алексей (†1868), химик, был последним представителем этой фамилии Яковлевых, герб которой внесен во II часть Общего Гербовника. Описание герба Дворянские роды, происходящие от Андрея Кобылы От Фёдора Кошки: Кошкины — Захарьины — Юрьевы — Романовы† • Яковлевы • Голтяевы† • Беззубцевы† • Шереметевы От Александра Ёлки: Колычёвы — Лошаковы† • Неплюевы • Боборыкины От Семёна Жеребца: Лодыгины • Коновницыны • Кокоревы† • Образцовы†

Всего записей в роду «Кобылины»: 46

Ниже показаны 46 результатов, начиная с № 1.
Просмотреть (предыдущие 50) (следующие 50) (20 | 50 | 100 | 250 | 500).

  1. >Александр Васильевич Кобылин р. 15 сентябрь 1811 ум. 17 май 1851
  2. +Екатерина Александровна Кобылина (Бенуа)
  3. * >Vassili ? Kobyline
  4. >Василий Александрович Кобылин
  5. >Александр Андреевич Кобылин сын Елка Елко Кобылин р. ок. 1335? ум. после 1389
  6. +Алёна Кобылина
  7. >Андрей Андреевич Колычев р. 1686
  8. >Андрей Борисович Кокарь Жеребцов
  9. >wАндрей Гаврилович Кобылин
  10. >Андрей Григорьевич Кобылин
  11. >Андрей Иванович Кобыла Кобылин р. после 1290 ум. 1351
  12. >Андрей Фёдорович Колычев сын Кобылин ум. 1445
  13. +Анна Количева (Демичева) р. 1905
  14. +Анна Андреевна Колычева (Глинка, Давыдова) р. 1723
  15. +Борис Александрович Жеребцов
  16. >Василий Андреевич Ивантей Кобылин
  17. >Василий Семенович Шарап- Лодыгин
  18. >Гавриил Андреевич Гавша Кобылин
  19. +Анна Федоровна Кошкина
  20. >Григорий Александрович Стербей Кобылин
  21. >Григорий Фёдорович Колычев сын Кобылин р. с 1400 по 1410 ум. 1445
  22. >Григорий Васильевич ? (Ивантеев)
  23. >Григорий Семенович Лодыга Жеребцов
  24. * +Евгения Кобылина (Лемхина) р. 20 март 1983
  25. +Жанна Кобылина
  26. >Забела Григорьевич Кобылин
  27. >Иван Александрович Хлудень Кобылин р. ок. 1380?
  28. >Иван Андреевич Лобан Колычев ум. 9 март 1502
  29. >Иван Борисович Пешек Жеребцов
  30. >Иван Семенович Коновница Лодыгин-Жеребцов
  31. >Иван Фёдорович Колычев сын Кобылин р. ок. 1410?
  32. >Игнатий Борисович Образец Жеребцов
  33. >Игнатий Семенович Жеребцов ум. 1409
  34. * >Илья Колычев
  35. * +Мария Алексеевна Кобылина (Скалон)
  36. >Александр Семенович Синий Жеребцов
  37. >Александр Фёдорович Беззубец Кошкин
  38. >Семен Андреевич Жеребец Кобылин
  39. >Семен Григорьевич Лодыгин-Жеребцов
  40. >Тимофей Мотовило
  41. >Тимофей Федорович Колычев сын Кобылин р. ок. 1410?
  42. >Фёдор Александрович Дютко Кобылин
  43. >Федор Федорович Голтяй Кошкин р. оц. 1425
  44. >Фёдор Александрович Колыч Колыча Кобылин р. ок. 1370? ум. до 1453
  45. >Фёдор Андреевич Боборык Гавшин сын Кобылин
  46. >Фёдор Андреевич Кошка Кобылин р. ок. 1345? ум. 1407

Просмотреть (предыдущие 50) (следующие 50) (20 | 50 | 100 | 250 | 500).

Все за сегодня

Политика

Экономика

Наука

Война и ВПК

Общество

ИноБлоги

Подкасты

Мультимедиа

Очень сложно разобраться в наслоениях лжи и фальши, которая зовется российской историей. В особенности в том ее месте, где речь идет о благородном происхождении ее царей-самозванцев…

Самой «благородной» российской фамилией, правившей на России, всегда считался род Романовых, который, судя по многочисленным легендам, начало брал свое от чуть ли не потомка прусских королей. Я, признаюсь, уже писал о «благородном» роде Романовых, но далеко я особенно не копал. Теперь же, с учетом вновь открывшихся данных, этот опус я продолжу.

Согласно устоявшейся московской легенде Романовы — это старинный дворянский род, родоначальником которого считается Андрей Иванович Кобыла, отец которого, Гланда Камбила Дивонович, в крещении Иван, приехал в Россию в последней четверти XIII века из Литвы. Ну или «из Прусс». Было у Андрея Ивановича аж пять сыновей: Семен Жеребец, Александр Елка, Василий Ивантай, Гавриила Гавша и Федор Кошка, которые и стали родоначальниками 17 «благороднейших» московских дворянских домов.

Непосредственно родоначальником дома Романовых считается боярин Никита Романович Захарьин-Юрьев, сын которого в миру Федор, а в церковной жизни патриарх Филарет, в 1613 году, при помощи татарской гвардии взял в заложники Земской собор (московский аналог монгольского Курултая) и избрал своего малолетнего сына Михаила Федоровича царем.

Самой загадочной фигурой в нашей цепи умозаключений является фигура Андрея Кобылы, происхождением который якобы относится к прусским монархам. В частности в «Википедии» вы можете найти данные, что Андрей Кобыла выехал «из Немец», из прусской земли. В XVII веке легенду дополнили прологом, в котором речь шла о том, что некий князь Гланда Камбила, сын князя Дивона, потомок прусского короля Видевута, утомленный в борьбе против Тевтонского ордена, выехал вместе со своим сыном и множеством подданных к великому князю Александру Ярославичу Невскому, что с московской точки зрения было вполне логично и оправдано.

В куда более близком к реальности перечне дворянских татарских родов упоминается, что Романовы находятся в непосредственном родстве с такими тюркскими родами как Шереметевы и Колычевы, ведущими свое происхождение от Андрея Кобылы по прозвищу Шеремет.

В 1995 году С. Конев опубликовал «Ростовский родословный синодик» (синодик — список с перечислением имен умерших для поминовения во время богослужения, то есть поминальник), в котором упоминаются имена многих московских бояр XIV-XV веков, среди которых упоминается и предок Романовых — Андрей Александрович Кобыла. Исходя из этого, историк Кузьмин сделал вывод о том, что Андрей имел костромское происхождение. По мнению Кузьмина, Андрей мог быть сыном убитого в 1304 году костромского боярина Александра. Но вернемся к синонимику. Имя предка царя в нем упоминается в следующем контексте: «Андрею Александровичу Кобыле и сыну его Феодору, и жене его Марие, и Феодору, и Иоанну, Александру, Михаилу Федоровичем, вечная память». Эти данные позволяют нам узнать, что жену Федора Кошки звали Мария, а боярина Кобылу звали Андрей Александрович! А не «Иванович», как гласит московская легенда. Исходя из полученных данных историк Кузьмин высказал предположение, что Андрей Кобыла имел не просто костромское происхождение, а был весьма знатного роду. Он был сыном убитого в мятеже костромского боярина Александра Зерно. Отец которого, Захарий Зерно известен как основатель Ипатьевского монастыря.

И вот тут начинается самое интересное! Имя Захарий на самом деле принадлежит одному из самых известнейших Чингизидов в истории Московии, а именно прямому потомку Чингиз-хана — татарскому мурзе Чету, принявшего православие и приехавшего на Московию во времена Калифа Ивана, более известного как Иван Калита. Захарий Зерно (Чет) стал не просто основателем православие монастыря, а и положил начало целой плеяде татарских дворянских родов Московии, к которым относятся: Годуновы, Сабуровы, Зерновы и Вельяминовы-Зерновы. Знаменитый российский историк и генеалог Веселовский в своем очерке «Подмосковье в древности» пишет: «Третьим родом общероссийского масштаба был род костромского боярина Александра Захарьевича Зерно. Он был предком таких известных боярских родов, как Годуновы, Сабуровы, Вельяминовы-Зерновы». И только следующим за ними шел род Андрея Кобылы, наиболее вероятно бастарда рода Зерно и предка Романовых.

По летописям известно, что в 1304 году в Костроме развернулась борьба между великими тверскими и великими московскими князьями за великокняжеский престол. В результате схватки сын Чета — Александр Зерно погиб. О боярине Андрее Кобыле летописи вспоминают лишь однажды. Он, находясь на службе у великого Московского князя Семена Ивановича Гордого, в 1347 году он был послан из Москвы в Тверь за невестой великого князя, дочерью великого князя тверского Александра Михайловича. Куда чаще вспоминается в летописях род Годуновых. Годунов был гораздо более родовит, чем любые московские татары, как к примеру князья Шуйские. Но, что же нам делать с Кобылой? Почему о нем так мало данных?

Не Кобыла, а Собака

А дело все в том, что предок Романовых — Андрей Александрович Кобыла был вовсе не Кобылой. Кобылой он собственно стал по причине неверного написания его фамилии на греческом. Помог нам узнать это сын Кобылы — Федор Кошка, один из главных сподвижников Дмитрия Донского, о котором информации в исторических документах куда больше чем о отце. Вспоминают в частности Федора в письме царя Эдигея великому князю Василию Дмитриевичу: «Земля Московская была нашим верным Улусом; держала страх, платила дань, чтила послов и гостей ордынских. Ты, старейший князь в Улусе Московском, не являешься в Орду. Все дела твои не добры. Были у вас нравы и дела добрые, когда жил боярин Федор Кошка и напоминал тебе о царских благотворениях».

О чем тут идет речь? Что боярин Кошка, предок Романовых, был смотрящим над московским князем, и пока был жив, помогал тому соблюдать данное им слово, и, в частности платить своевременно дань. А вот еще более интересный отрывок из летописей за 1389 год: «Женил князь Михайло Александрович Тверской сына своего на Москве у Федора у Кошки, Ондреева сына, у Собакина, и венчан бысть в Твери». Или говоря попросту: «Тверской князь Михаил женил одного из своих сыновей на дочери Федора Кошки, то есть на внучке Андрея Собаки»! Но при чем тут Собака, если отец Федора Кошки — Кобыла? Как так ошиблись летописцы, обозвав знатного Чингизида не тем именем? А все дело, как я и писал выше в неправильном написании фамилии известного нам незаконнорожденного внука Чета.

«Собака» — слово татарское, и звучит оно как «Кобяка», а записано оно могло быть на греческом как-то вроде «Cobaka», и читалось малограмотными москвичами то как «Собака», то как «Кобяка», а впоследствии, после многочисленных переписывании родословных книг и вовсе как «Кобыла»! Что же касается названия четвероногого друга человека на украинском, ставшем основой для «русского» то в нем как и в других славянских языках, «собака» носит имя «пес». Забавно также в свете данной информации смотрится тот факт, что Иван Грозный был женат на Марфе Собакиной. Но не суть, главное, что нам надо запомнить, что Романовы это потомки татарского мурзы (князя) Чета, внук которого Андрей Собака, он же Кобыла, в московской версии мифологии превратился в прусского принца.

Ипатьевский монастырь

Монастырь основан приблизительно в 1330 году знатным татарским мурзой Четом. Очень важно, как мне кажется, вспомнить, что монастырь стал родовым гнездом не только Чета, но и его потомков Годуновых, Захарьиных (Романовых), Вельяминовых, Сабуровых, Шеиных. В частности, в кельях монастыря, с осени 1612 года жил будущий царь — юный Михаил Романов. Жил, ровно до того момента, когда 13 марта 1613 года в монастырь прибыло посольство во главе с боярином Федором Ивановичем Шереметевым (его дальним родственником). 14 марта 1613 года в Троицком соборе Ипатьевского монастыря был совершен торжественный обряд призвания Михаила Романова на царство.

Первый Романов

Первым, по легенде, фамилию Романов стал носить третий сын Романа Юрьевича Захарьина — Никита. Старший брат первой жены Ивана Грозного — царицы Анастасии Романовны. Как это не странно, но Романовым Никиту никто не называл Захарьин-Юрьев, да и тот особенно не стремился, тем более, что вторым браком был он женат на урожденной княжне Евдокии Горбатой-Шуйской, еще одних наследниках московского престола, не менее именитыми чем белые татары из дома Ивана Калиты.

Никита, носивший до крещения имя Хайбулаа, вел весьма продуманную византийскую политику. Дочь Никиты Романовича, Ирина, стала женой Ивана Ивановича Годунова, племянника Бориса Годунова. Также его зятьями стали князья Троекуров, Сицкий, Черкасский, Лыков-Оболенский. С сыновьями таких успехов он не имел. В 1601 году по доносу о попытке отравить царя были арестованы и сосланы пятеро сыновей Никиты Романова-Захарьина. Федора, который Филарет, среди них не было, он уже укрылся в монастыре. К слову, остался в живых из всей пятерки только один Захарьин — Иван Каша, который впоследствии всеми силами пытался помешать восхождению на трон своему племяннику Михаилу.

Битва за трон Москвы

Если вспоминать события предшествующие воцарению Романовых, то их более всего стоит рассматривать как историю битвы за трон двух наследников: Бориса Годунова и Федора Романова. Следует отметить, что Борис Годунов в 1570 году был простым опричником, но в 1571 году удачно женившись на Марии Григорьевне Скуратовой-Бельской, дочери Григория Лукьяновича Скуратова-Бельского, больше известного под прозвищем Малюта Скуратов, он неожиданно стал достаточно значимой и уважаемой на Московии персоной. После смерти Грозного Москвой стал править его наследник — Федор, под непосредственным опекунством своего дядьки Бориса.

Главным достижением периода опекунства Бориса стало достигнутое им в 1589 шантажом и насилием согласие Константинопольским Патриархом признать Московскую Митрополию, и утверждение патриаршества. В январе 1598 года Федора как и отца его отравили, и на Московии началось соревнование между четырьмя «благородными» наследниками за престол. Претензии на который заявили: Федор Никитич Романов, Борис Федорович Годунов, князь Федор Иванович Мстиславский и Богдан Яковлевич Бельский. Власть тогда на Московии захватил Годунов. Федор Никитич Романов был не только двоюродным братом царя Федора Иоанновича, но и имел прямое отношение к Захарию Зерно, что давало ему прав не трон, не менее чем Годунову.

Тем не менее, после воцарения последнего, дабы избежать смерти он в 1600 году укрылся в монастыре, где и принял новое, не мирское имя Филарет и фамилию взял Романов. Фамилию сию приурочил он к великой участи своей, ибо как наследник учения Третьего Рима поклялся он возвысить его, и помочь царю царей править над миром. Филарет был сильным политиком и сумел во времена Смуты не только в живых остаться, но и чужими руками устранить всех своих противников, что дало ему возможность, 21 февраля 1613 года, на следующий день после Собора (московского аналога монгольского Курултая), захватить власть на Московии!

Романов захватил власть в стиле типичном для рейдеров современности. Москву блокировали казачьими отрядами, которые сплошь состояли их ногайских татар. Пожарского, и всех его сторонников, блокировали в их домах, а в здание, в котором заседали участники Собора, вошли прямо таки революционные ногайские казаки с оружием в руках и потребовали от Собора единственно верного, в их понимании, решения, а именно выбора Михаила Романова царем.

Дабы решение возымело законную силу казаки, ворвались к Крутицкому (Сарайскому или Сарскому) митрополиту Ионе, исполнявшего роль местоблюстителя патриарха, и потребовали подтвердить «народное» решение избрать Михаила Романова царем. Следует отметить, что сам Филарет в захвате трона участия не принимал. Мало того. Он прибыл в Москву лишь 14 июня 1619 года, и уже 24 июня была проведена интронизация, после которой он стал соправителем Московского государства. Удивительно, но тогда впервые служителя церкви называли официально «Великий государь», и это соответствовало истине.

Книги горят…

Что еще примечательно. При царе Федоре Алексеевиче, старшем брате Петра I, в 1682 году в Москве были публично сожжены все Разрядные книги, которые велись с 1475 года и содержали данные о происхождении московских боярских родов. Данную оказию исправили позже. «Благородный» царский род Романовых легализовали составив новый свод происхождения знатных родов, который получил название «Бархатной книги» изданной в 1687 году.


Герб Романовых

Самой большой загадкой для меня сегодня является фамильный герб Романовых, разработанные Кене, по заказу Александра II, который описывается так: «Герб Рода Романовых: в серебряном поле червленый гриф, держащий золотые меч и тарч, увенчанный малым орлом; на черной кайме восемь оторванных львиных голов; четыре золотые и четыре серебряные». Герб этот подготовлен в 1856 году, и прототипом для него служил Прапор боярина Никиты Ивановича Романова, жившего в 1607-1654 году, и имеющий следующее описание: «Прапор середина тафта белая, вшит гриф тафта желтая, с мечом, в левой лапе держит клеймо, повыше клейма писан орлик черный, опушка вшита в червчатую тафту, тафта желтая. Откоски объярь черная, писаны главы львовы золотом и серебром, опушка тафта разных цветов». Кене де-факто заменил золотой цвет грифона с прапора на червленый в серебряном поле в гербе и довел количество львиных голов до 8.

Как же читается этот герб? Грифон — зловещее воплощение мести, охранник сокровищ земных властителей, владыка мертвого подземного мира. Грифон — это символ Тартарии. Если он золотой — значит он царский. Но грифона в 1856 году перекрасили в красный — в руський цвет, как бы привязывая его к религиозной идее Третьего Рима. Сидящий на щите черный орел указывает на принадлежность к идее Третьего Рима. Грифон с мечом и щитом отстаивает его идеи. Мысль о том, что гриф защитник веры Ромейской — византийской как бы подтверждают георгиевские цвета прапора, принятые за державные Палеологами: желтый и черный.

Вот только что делать с оторванными головами? Львы — это чаще всего кельтский символ. Но в трактовке 1607 года они могли быть и головами царей убиенных Романовыми: желтого и белого, число которых выросло до 8 к 1856 году. Львы действительно самый загадочный символ данного герба, и учитывая тот факт, что никак еще и никем нормально дешифрованы не были, скорее всего несут какую-то нелицеприятную правду, как и вся московская история.


Белые татары

Дабы подытожить данное повествование о «благороднейшем» царском московском роде Романовых я хочу отметить, что вся история России насквозь пронизана претензией ее правителей называться главами религиозной общины. Их желанием сделать Москву религиозным центром, быть царями царей, быть центром мироздания — пупом земли. Вся их эта фанатичная блажь как бы толкала их на все те кровавые безумства, на извечную борьбу между собой же за трон, за право властвовать над миром.

Захваченная, плененная ими в 1242 году Киевская митрополия, которая также имела название Руськой стала для них как бы той самой основой, на которой они всю жизнь пытались выстроить некую пародию на Вечный Рим, на Римскую Империю, или на ее более поздний европейский аналог: Священную Римскую империю. Обратите внимание, с объявления Христианского Халифата при Иване Калите, Московия, ее политическая жизнь приобретает некоторую осмысленность.

Введя в 1321 году ислам как официальную религию, царь Узбек дал Москве возможность остаться христианским государством. Мало того, такое его решение в буквальном смысле слова стало отправной точкой для перемещения на ее территорию тех чингизидов, которые ислам как религию не приняли. Именно после такого решения Узбека на Московии все больше стало появляться тех из татар, кто новую религию не воспринял. И именно эти ортодоксы и стали той самой белой костью новой Москвы — Москвы татарской. Москва постепенно превратилась в религиозный центр крещеных татар, которые вовсе не брезговали пользоваться своим родством с менее именитыми, по их мнению, татарами принявших ислам, для достижения своих военных целей.

И вот тут, именно в это время происходит диво дивное. Народ, нацию которого можно определить как татары начинает все больше забывать о своих корнях называя себя именем веры — руськой. Параллельно, в буквальном смысле волоком перенесенная из Руси — Киева во Владимир митрополия и вовсе перемещается в Москву! Согласитесь, дивный парадокс: центр Руськой — Киевской митрополии, вплоть до 1448 года находился в Москве. И после того как в 1448 году умер Иоанн VIII — византийский император, Москва открыто заявляет о том, что теперь она есть Рим Третий и последний. Рим, который пришел на смену Риму Второму — Вечному породу — Константинополю!

Москва становится Вторым Киевом — Новой Русью, церковь соотвественно у нее Руськая, язык церковный — руський, ибо на нем все книги писаны. Верующие — руськие! Что касается нации, народа, то вот, ну не было в середине XV века еще понимания народа — нации, в том смысле, в котором мы понимаем этот термин сегодня. Так что получается:? А получается, что начиная с 1448 года, Москва начинает считать себя Святой Русью или по татарски Белой Русью. Государь ее называет себя Белым царем. А государевы люди, единой с ним веры начинают именовать себя руськими, хотя по национальному признаку это татары, чуваши, булгары, черемисы, мордва, монголы, калмыки и еще много кто из тюркских народов!

Московский князь называет себя Руськой страны царем, не потому что он правит над Русью, которая тогда была частью огромного славянского государства — Великого Княжества Литовского и Руського, а потому что он заявляет претензии на трон мифической Святой Руси! Он считает себя наместником божьим на земле, которому уготована участь стать царем царей и спасти весь мир от гиены огненной окрестив его в единственно правильный вариант московской ереси. Московский самозванец заявляет претензию на правление миром, руководствуясь пророчествами трактованными в его угоду новгородским старцем Филофеем!

Москва становится правоверной руськой страной, и лишь только после реального захвата Руси в конце XVII века, и после реформы, в результате которой истинно московская церковь становится старообрядческой. Москва начинает называться православной, и через чверть столетия Российской Империей. Неким московским аналогом Ромейской Империи — Византии, со всеми ее регалиями и гербами.

При этом, народ московский по этническому составу, как был так и остается татарским — и знать его своих корней не меняет! Как и не меняет своего отношения к своим рабам не благородной татарской крови, рабам-христианам — крепостным крестьянам. Которые вроде бы им и единоверцы, но никак не братья. Аналогично и с некрещеными татарами. Белые московские татары всегда относились к ним с неким отвращением, считая их более низкого сословия. Собственно почему и в родословных своих всякую связь с ними старательно подчищали, принимая греческие имена и странного рода фамилии.

Изменилось ли что-либо за прошедшие 500 лет? Нет! В Москве по прежнему правят «благородные» белые татары, неблагородные рабы христиане пашут на полях, татары-мусульмане, второго и третьего сорта воюют за могущество московской короны в Сирии и на Украине и в других горячих точках. И да, Москва по-прежнему мечтает заполучить в свою коллекцию Русь Украину — и ее столицу Киев, и Рим Второй — Константинополь…

(Авторская орфография и пунктуация преимущественно сохранены).

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Дата 6.4.2006 0:00:00 | Тема: Научный подход

«Лошадиная семья», на первый взгляд, не так уж и велика – если сравнивать, например, с кошками или козами. Впрочем, есть основания предполагать, что в прошлом она была гораздо многочисленней. Однако и те популяции, что сохранились до наших дней, дают нам массу интересных

«Лошадиная семья», на первый взгляд, не так уж и велика – если сравнивать, например, с кошками или козами. Впрочем, есть основания предполагать, что в прошлом она была гораздо многочисленней. Однако и те популяции, что сохранились до наших дней, дают нам массу интересных сведений, различных деталей и общих закономерностей. А если вспомнить пословицу «Яблочко от яблони недалеко падает», эти сведения окажутся очень важными для того, чтобы понять, «как устроены» наши Орлики и Звездочки. Давайте же познакомимся поближе с дикими родственниками домашних лошадей.

Для начала немного зоологической классификации. Современные лошади и родственные им формы однокопытных животных («эквиды») относятся к классу млекопитающих, сверхотряду копытных (Ungulata), отряду непарнокопытных (Perissodactyla), семейству лошадей (Eqidae), роду лошадей (Equus). Род лошадей подразделяется, в свою очередь, на четыре подрода: собственно лошадей (Equus Caballus), зебр (Equus Hippotigris), ослов (Equus Asinus) и азиатских полуослов (Equus Hemionus), к последнему относят куланов, онагров, джегетеев, киангов и кхуров. К подроду лошадей относятся современные формы домашних лошадей, дикая лошадь Пржевальского (Equus caballus przewalskii Poljakoff*), а также истребленный в XIX веке тарпан (Equus caballus gmelini). Родина лошадей Пржевальского – Центральная Азия, где последних из них встречали в 70-х годах XX века. Сейчас несколько сотен их существуют лишь в неволе, в зоопарках. Степной тарпан обитал в приазовских, донских, кубанских и причерноморских степях и лесостепи, а в лесах Белоруссии, Литвы, Польши и Германии и, возможно, в других странах Европы жил лесной тарпан. Подрод ослов (Equus Asinus) включает, помимо осла домашнего, два диких африканских вида – сомалийского (Equus Asinus somalicus) и ныне истребленного нубийского (Equus Asinus africanus) ослов. Нубийский осел считается предком наших бессменных трудяг, домашних осликов. Дикие ослы в прошлом были широко распространены в пустынях Северной Африки. В настоящее время они сохранились в небольшом числе в Сомали, Эритрее, Северной Эфиопии и на холмах у побережья Красного моря. Эти животные почти совсем не изучены.

Вся жизнь на бегу
Все эквиды прекрасно приспособлены к быстрому и продолжительному бегу. На передних и задних конечностях у них имеется только по одному среднему пальцу; от двух боковых пальцев остались лишь рудименты в виде грифельных косточек. Такое сокращение числа пальцев наблюдается у быстро бегающих видов – всех копытных, тушканчиков. Дикие ослы могут развивать скорость до 50-55 км/час, зебры – около 60 км/час, куланы – до 80 км/час, а чистокровные верховые лошади – до 70 км/час. Для всех представителей рода лошадей характерна пассивно-оборонительная реакция на опасность – бегство. И лишь когда убежать невозможно (на ограниченном пространстве или когда кобыла защищает новорожденного) – лошадь вступает в бой. Зубы и крепкие копыта задних и передних ног порой оказываются очень эффективным оружием: бывали случаи, когда зебра отбивала своего детеныша у льва, а лошади Пржевальского, да и домашние лошади справлялись с волком. У лошадиных довольно хорошо развиты зрение, слух и обоняние. Но лучше реагируют они на движущийся объект: подойти незамеченным, например, к кулану ближе, чем на 1-1,5 км практически невозможно, а вот мимо неподвижно лежащего человека кулан может спокойно пройти в 10-15 метрах. Такое зрение охотники называют «верхним». Вспомним, как часто домашняя лошадь пугается знакомого, но перенесенного на другое место или вдруг начавшего двигаться предмета. Между эквидами и другими животными существует взаимная сигнализация: например, стоит побежать джейранам, как куланы встревожатся и побегут в ту же сторону. Они реагируют и на тревожные крики птиц.

Играем в прятки
Во внешнем виде диких эквидов много сходного. Грива у них короткая, стоячая, челки нет. На конце хвоста – кисть удлиненных волос, и только представители подрода собственно лошадей (домашняя лошадь и лошадь Пржевальского) щеголяют красивым пышным хвостом с длинными волосами по всей репице. Правда, у лошади Пржевальского хвост немного короче, чем у домашних родственников, и на верхней части репицы волосы короткие, сантиметров 15 длиной. Голова у диких родичей более тяжелая, чем у лошадей культурных пород, а шея «оленья» и с низким выходом. Лебединые шеи, длинные висячие гривы и высокие холки наших орликов – результат селекции, эти черты не свойственны диким животным. Как не свойственны им разнообразные масти, присущие домашним лошадям и мустангам – лошадям одичавшим. Никаких «звездочек», «носочков» и прочей «красоты»! Белые отметины у животных – признак одомашнивания.** По масти различия между эквидами тоже незначительные, в целом окраску ослов, куланов и лошадей Пржевальского можно назвать зонально-камуфляжной. Общий тон от мышиного у тарпанов и серовато-песчаного у ослов до песчано-желтого у куланов и коричнево-буроватого, близкого к саврасой масти, у лошадей Пржевальского. При этом живот, внутренние стороны ног, конец морды заметно светлее, вдоль спины тянется черный или бурый ремень. У лошадей ноги ниже запястного и скакательного суставов в черных «чулках», у ослов и куланов они того же цвета, что и живот, то есть почти белые (у диких ослов они еще покрыты редкими черными полосками). И лишь зебры выбиваются из этого песчано-бурого коллектива своей яркой полосатой окраской. У них на светло-сером или буроватом фоне будто тщательно нарисованы яркие черные полоски. У всех остальных эквидов окраска маскирующая – она сливается с цветом почвы, а темная спина делает животное незаметным сверху. Почему же зебра полосата? На первый взгляд, такой вызывающе яркий «костюм» должен привлекать хищников. В действительности он делает малозаметной отдельно взятую зебру – табун сливается в единую массу, что затрудняет хищнику процесс охоты: как тут выбрать жертву, когда в глазах все рябит? Из внешних отличий между эквидами обычно бросается в глаза разная длина ушей: самые длинные – у африканского осла, затем идет зебра, кулан, самые короткие – у домашней лошади. Впрочем, пропорции и формы других частей тела тоже дают множество вариаций.

Полосатая семейка
Как известно, родина зебр – Африка. На первый взгляд, все полосатые лошадки похожи друг на друга, но при внимательном изучении открывается множество деталей. Итак, в подрод зебр (Equus Hippotigris) входят виды горная зебра (Еquus zebra), пустынная зебра, или зебра Грэви (Еquus grevyi), и зебра саванная, или бурчеллова (Еquus burchelli). В конце XIX века был уничтожен четвертый вид – зебра квагга (Еquus quagga), обитавшая в Южной Африке. Квагга была наиболее «лошадеподобной» зеброй, у нее даже окраска была «промежуточной» – полосатый рисунок распространялся лишь на, шею, голову и переднюю половину туловища, а дальше цвет шерсти был одноцветный бурый. Большинство зебр земного шара обитают в Серенгети, это саванные зебры Гранта. Там они кочуют огромными табунами в тысячи и десятки тысяч голов, смешиваясь со стадами гну и газелей, чего, кстати, не делают зебры Южной Африки. Эти большие табуны разделяются на отдельные группы (косяки), которые мало обращают внимания друг на друга. Саванных зебр существует четыре подвида: упомянутая выше зебра Гранта или Бемэ (Еquus burchelli bochme), в настоящий момент полностью истребленная собственно бурчеллова зебра (Еquus burchelli burchelli), зебра Чапмана (Еquus burchelli antiquorum) из Анголы и Южной Африки и селоусская зебра (Еquus burchelli selousi), обитающая в Замбии и Малави. У зебры Чапмана, в отличие от других подвидов, полосатая «тельняшка» на ногах не доходит до копыт, а зебра Гранта имеет более редкие полоски на шее. Пустынные зебры Грэви обитают в Абиссинии, Сомали, на юге Судана и в северной Кении. Свое название они получили в честь французского президента Жюля Грэви, которому была подарена одна из таких зебр. Это самые крупные представители подрода, достигающие роста 140 см в холке. В их облике можно уловить больше сходства с ослом, чем с лошадью, и даже крик их напоминает ослиный. Тонкий полосатый рисунок покрывает их ноги до самых копыт, окаймленных черным на венчике. Вдоль хребта у них проходит широкий буро-черный «ремень» со стоячей шерстью, который выглядит особенно контрастно из-за примыкающей к нему светлой шерсти – возможно, это «намек» на то, что когда-то у предков зебр грива росла не только на шее, но и вдоль спины. Черный конец морды у зебр Грэви обрамлен белым, и только потом начинается полосатый рисунок на морде. Довершают портрет забавные большие и круглые уши. Горные зебры живут в Южной Африке. Этот вид подразделяется на подвиды собственно горная зебра (Еquus zebra zebra) и зебра Хартмана (Еquus zebra hartmanae). Оба эти подвида почти полностью истреблены. Зебру Хартмана легко узнать по своеобразному «кадыку» на шее. Для горных зебр характерен также рисунок «лесенка» на крупе и хвосте, который образуют черные полоски, смыкаясь на хребте. Рисунок из черных полосок на ногах не доходит донизу, а на крупе и боках темные полосы имеют разную интенсивность – яркие черные чередуются с блеклыми.

«Бродяги» и «домоседы»
Все представители рода лошадиных в дикой природе обитают на открытых пространствах. Характерной особенностью таких животных является жизнь в сообществах. Это стимулирует размножение популяции и обеспечивает ее выживаемость, помогает осваивать новые места, защищаться от хищников, жары, холода, нехватки воды и т.д. Сообщество, у прочих копытных называемое стадом, а у лошадей – табуном, обеспечивает своим членам защиту, а кроме того, позволяет передавать коллективный опыт молодым животным. У копытных, живущих в лесах, стадного инстинкта нет, так как он затруднял бы скрытный образ жизни этих животных. Действительно, кабаны, лоси, маралы не собираются в большие стада, а живут в одиночку или мелкими группами. Интересно, что домашние свиньи – потомки кабанов – также не имеют стадного инстинкта, а на лосефермах у лосей его формируют искусственно. У домашних лошадей конюшенного содержания стадность частично утрачена, но часто можно наблюдать, как лошадь не желает выходить из смены или после падения всадника скачет вместе с другими лошадьми. Все это – отголоски вольной жизни в табунах. У лошадиных существует два типа социальной организации. В одном случае жеребцы-вожаки собирают кобыл в гаремы (косяки), которыми и управляют. Так ведут себя горные и степные зебры, куланы, настоящие лошади, лошади Пржевальского и пони. Они оберегают гарем от вторжения других самцов, изгоняют жеребцов, достигших половозрелости, но не охраняют постоянную территорию. Их относят к не территориальным видам. В отличие от них самцы территориальных видов – зебры Грэви, африканского дикого осла и некоторых разновидностей азиатских ослов (кианги и онагры Ирана) – защищают границы своего индивидуального участка, который сохраняется за ними на протяжении нескольких лет и на который они привлекают самок. У не территориальных видов косяк может насчитывать от 10 до 50 голов. Обычно он состоит из жеребца-вожака, нескольких взрослых кобыл с приплодом и молодняка одного-двух лет. Подросших кобылок уводят чужие самцы, молодых жеребчиков выгоняют вожаки. Осенью и зимой косяки объединяются в табуны. Размер табуна зависит обычно от общей численности животных и емкости пастбищ. Водит табун жеребец самого высокого ранга, остальные косячники стараются не попадаться ему на глаза или пасутся невдалеке отдельной группой, собирая свою семью весной, в начале случного сезона.

Кто в косяке хозяин?
Взаимоотношения в любой группе лошадей (диких или домашних) определяются принципами доминирования и подчинения. Самый высокий ранг имеет жеребец-косячник. Следующей в «табели о рангах» идет доминирующая «кобыла-альфа», затем еще несколько высокоранговых кобыл. Место каждого на иерархической лестнице зависит от многих факторов: возраст, размеры, тип высшей нервной деятельности, гормональный статус особи, а у подсосных жеребят – и ранг матери. Возглавляет косяк всегда самец, но водит его доминирующая самка (альфа), а самец-вожак идет сзади или в стороне от него. При бегстве жеребец подгоняет отстающих кобыл и молодняк легким покусыванием или характерным взмахом головы. Пасется он обычно в сотне-другой метров от косяка, но постоянно наблюдает за ним. Если нужно куда-либо направить группу, то вожак с угрожающим видом (прижатые уши, вытянутая шея, слегка наклоненная к земле голова, отставленный хвост) заходит с противоположной стороны и подгоняет самок. Вожак может надолго покинуть косяк и пастись далеко в стороне. Только в период гона он постоянно находится в косяке, отлучаясь лишь для драки с соперниками. Отношение жеребца к различным кобылам из своего косяка заметно отличается. Одних он постоянно гоняет и грызет, других же никогда не трогает. Среди остальных особей в косяке можно заметить проявления особой симпатии друг к другу: подружки ходят и пасутся рядом, не трогают друг у друга детенышей, часто занимаются груммингом (чешут друг друга). Самки эквидов обычно достигают половой зрелости в двух-трехлетнем возрасте и впервые приносят потомство на третьем-четвертом году жизни. Находящаяся в охоте самка активно ищет самца, и если избранник пассивен, ищет другого (у домашних лошадей кобылы в охоте могут убегать в поисках жеребца на значительные расстояния). За самкой, готовой к размножению, бегают все имеющиеся в косяке самцы, независимо от возраста, и некоторые молодые и даже жеребые самки, которые пытаются прыгнуть на нее. Самцы достигают половой зрелости в возрасте трех лет, но принимают участие в размножении, как правило, с четырех-пятилетнего возраста, когда им удается отбить косяк самок. Водят косяки до 9–10 лет, то есть всего около пяти лет, после чего их изгоняют из косяка молодые соперники. Еще до начала гона, в апреле или раньше, вожак выгоняет из своей группы всех остальных самцов, не трогая лишь жеребят, сосущих мать. Наиболее ревнивы молодые самцы, еще мало водившие косяки. Старые часто бывают не в состоянии изгнать всех молодых самцов, и двух-трехлетние подростки остаются и кроют самок. В косяках, где много самок, вожаки не очень стремятся изгнать всех соперников. Изгнанные молодые самцы ходят поодиночке или объединяются в «холостяцкие» группы. Бывает, что из косяка уходят и самки – из-за конфликта с доминирующими кобылами или жеребцом; они тоже могут образовывать свои косяки. Интересно, что когда в Аскании-Нове косяки лошадей Пржевальского пытались объединить искусственно, то жеребцы отбивали своих кобыл, восстанавливая первоначальный порядок. Кобыл, пытающихся присоединиться к другому косяку, отгоняли не только кобылы чужого косяка, но и сам косячный жеребец. При попытке жеребца-одиночки проникнуть в косяк с самками или при встрече двух вожаков происходят драки. В природе смертельных исходов таких драк не наблюдали. В неволе же – на ограниченной территории – бывали случаи убийства молодых самцов зрелыми косячниками. Всех представителей рода лошадей отличает сезонность в размножении. Гон происходит обычно в весенний и ранне-летний период. Особенно строго сезонность выражена у лошадей Пржевальского. В суровом климате Центральной Азии жеребята, рожденные осенью или зимой, просто не выживали. И лишь зебры снова выбиваются из общего правила. Жеребята у них благополучно рождаются круглый год, правда, все же больше в сезон дождей. Беременность длится у ослиц 12,5 месяцев, у куланих 11,5, у зебр 12, у лошадей Пржевальского и домашних лошадей 11 месяцев. Стадные инстинкты, ритуалы, с помощью которых дикие родственники лошадей отмечают свои пастбища и защищают их, утверждают свое право на спаривание, биологические механизмы, определяющие начало сезона размножения или миграции, характерные поведенческие реакции – все это особенности очень древние и в глубине генной памяти сохраняющиеся у их домашних собратьев. К тому же, попав в конюшню, лошадь все равно остается лошадью – быстроногим животным открытых пространств. Тем, кто имеет дело с лошадьми, не лишнее иметь это в виду.

Романовы — русский боярский род, с 1613 года — царская, с 1721 года — императорская фамилия.

Предком Романовых был боярин Андрей Иванович Кобыла (вторая четверть XIV века), по преданию, сын перешедшего на русскую службу в XIII веке князя прусского Гланды?Камбилы Дивоновича, в православии — Ивана. Андрей Иванович был боярином великих князей Ивана I Данииловича (годы правления: 1325-1340) и Семена I Ивановича (1340-1353). Упоминается в летописных источниках в 1347 году в связи со своей поездкой совместно с боярином Алексеем Босоволковым в Тверь с целью устроения брака великого князя Семена Ивановича с тверской княжной Марией Александровной.

У Андрея Кобылы было пятеро сыновей, младший из которых, Федор Кошка, стал родоначальником династии Романовых. Его потомки достигли наиболее высокого положения при дворе, когда юный царь Иван IV Васильевич (1547-1584) женился на девушке из этой семьи — Анастасии Романовне. Их сын Федор I Иванович (1584-1598) был последним царем из династии Рюриковичей. Царская женитьба выдвинула нетитулованный род в первые ряды боярства.

Сама фамилия произошла от имени боярина Романа Кошкина?Захарьина?Юрьева, отца Анастасии. Ее брат Никита Романович после кончины царя Ивана IV Грозного, по его завещанию, стал главой правительства при Федоре I. Сын Никиты Романовича Федор — будущий патриарх Филарет.

На Земском соборе 1613 года сын Филарета Михаил Федорович Романов (1613-1645) был избран царем.

Царствование Романовых можно разделить на три периода. Первый — восстановление порядка после «Смутного времени» — охватывает правление царей Михаила Федоровича, Алексея Михайловича (1645-1676) и Федора Алексеевича (1676-1682). В это время Россия предстала в качестве ведущей славянской державы, присоединившей большие территории на юге и западе, включая левобережную Украину. Церковь и знать подчинились царской власти, а крестьяне были прикреплены к земле и стали собственностью землевладельцев.

Второй период — царствование Петра Великого (1682-1725), Екатерины I (1725-1727), Петра II (1727-1730), Анны Иоанновны (1730-1740), Ивана VI (1740-1741), Елизаветы Петровны (1741-1761), Петра III (1761-1762) и Екатерины II Великой (1762-1796). В годы малолетства царей Ивана V (1682-1696) и Петра I правительницей была Софья Алексеевна (1682-1689), при Иване VI Антоновиче у власти находилась Анна Леопольдовна (1740-1741).
В это время Россия превратилась в крупную европейскую державу, укрепила армию и флот, распространила господство на землях от Балтийского до Черного морей.

В 1730 году угасла прямая мужская ветвь династии (с кончиной императора Петра II — внука императора Петра I Великого). Со смертью императрицы Елизаветы Петровны династия Романовых пресеклась и в прямой женской линии.

В XVIII — начале XX веков российская императорская фамилия Романовых была в родстве с большинством правящих династий Европы. Фамилию Романовых носили Петр III (сын герцога Голштейн?Готторпского Фридриха Карла и Анны, дочери Петра I) и его жена Екатерина II (урожденная Анхальт?Цербская), их сын Павел I (1796-1801) и его потомки (одно из названий династии в литературе — Романовы?Голштейн?Готторпы).

Последний период пришелся на правление Павла I, Александра I (1801-1825), Николая I (1825-1855), Александра II (1855-1881) и Александра III (1881-1894). Победа в наполеоновских войнах и экспансия в Азии превратили Россию в державу мирового значения. Однако в своем внутреннем развитии она отставала от западных стран, несмотря на быстрые темпы экономического роста и отмену в 1861 году крепостного права.

В 1894 году престол занял Николай II. Февральская революция 1917 года свергла его с трона. В 1918 году отрекшийся император, его жена и дети были расстреляны большевиками. Великий князь Михаил Александрович также был казнен, мужское потомство императора Александра III погибло.

Некоторые представители семейства Романовых эмигрировали в западноевропейские страны и США. Нынешние представители этого рода являются потомками четырех сыновей Николая I: Александра II, Константина Николаевича, Николая Николаевича Старшего и Михаила Николаевича.

В соответствии с законами Российской Империи о престолонаследии, право на престол переходило в род второго сына императора Александра II — великого князя Владимира Александровича. Его старшим сыном был великий князь Кирилл Владимирович, который в 1922 году объявил о своем блюстительстве престола (так как еще не был уверен в смерти своих предшественников), а 31 августа 1924 года принял титул императора всероссийского в изгнании.

Кирилл Владимирович скончался 12 октября 1938 года. Главой династии стал его сын великий князь Владимир Кириллович, который, по примеру большинства глав иностранных династий, решил не принимать титула императора до восстановления монархии в России. Владимир Кириллович пользовался официальным титулом «Глава Российского Императорского Дома Его Императорское Высочество Государь Великий Князь», что подразумевало положение императора де?юре.

13 августа 1948 года Владимир Кириллович вступил в брак с дочерью главы Грузинского царского дома князя Георгия Александровича Багратион?Мухранского великой княгиней Леонидой Георгиевной. От этого брака 23 декабря 1953 года родилась дочь — великая княжна Мария Владимировна, которая после смерти отца в 1992 году возглавила Российский императорский дом.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

admin

Наверх