Ребенок издает звуки как лошадь

Рассказывает специалист по раннему детству, доктор медицинских наук, главный научный сотрудник НЦЗД РАМН Анна Горюнова.

Проверим рефлексы

Прежде всего психоневролог посмотрит, соответствует ли степень зрелости нервной системы малыша его возрасту. Эту зрелость он определяет по наличию некоторых рефлексов.

Врач надавит месячному ребенку на центр ладошки – малыш откроет ротик. Хорошо. Вложит в ручку свой палец – малыш его схватит. Прекрасно, хватательный рефлекс есть. Врач возьмет малыша под мышки и «поставит» на стол. Если ножки опираются на поверхность стола и малыш перебирает ими, как бы ходит, значит, есть рефлекс опоры и автоматической ходьбы.

Но один и тот же рефлекс в разном возрасте оценивается по-разному. Например, если ребенок «ходит» в месяц или два – это хорошо, а в четыре – плохо. После двух месяцев рефлекс автоматической ходьбы должен затухать.

Врач хлопнет в ладоши – малыш от резкого звука раскинет ручки, а потом скрестит их на груди. До 4-х месяцев такой рефлекс – норма, а если он наблюдается в 6 месяцев – это уже говорит о том, что созревание эмоциональной сферы отстает.

В 3 месяца младенец должен хорошо держать головку. Если же он «клюет» головой, когда его берут на руки, более того, сжимается, когда его кладут на живот, это плохо. Такому малышу угрожает детский церебральный паралич. Врач обязательно посмотрит, нет ли у него перекреста ног. Если ножки перекрещиваются только на уровне стоп – ничего страшного пока нет, хуже, если перекрест идет на уровне бедер. Тогда психоневролог обязательно должен осмотреть малыша и в 6 месяцев: к этому времени детский церебральный паралич почти всегда уже виден.

Смотрим тонус

Второе, что посмотрит психоневролог при первом визите, – это состояние мышечного тонуса.

У новорожденного ручки прижаты к телу, кулачки сжаты, ножки согнуты, в общем – мышечный тонус повышен. До полутора месяцев это норма. Потом тонус должен ослабевать. Вот врач и посмотрит, каким он стал в 3 месяца: нормальным (физиологическим, как говорят врачи), все еще повышенным или, наоборот, пониженным.

В норме ли внутричерепное давление у младенца или оно повышено, опытный психоневролог увидит лучше ультразвука. Дело в том, что тяжелая беременность, осложнения во время родов приводят к тому, что мозг сначала плода, а потом и младенца не получает достаточного количества кислорода, а от этого спинномозговой жидкости выбрасывается в желудочки мозга больше, чем нужно. Желудочки растягиваются и давят на те участки мозга, которые отвечают за регуляцию температуры в организме, за усвоение пищи, за поведение. Малыши с повышенным внутричерепным давлением могут быть слишком возбудимыми – плохо спать, много кричать, могут после кормления все время срыгивать.

Если родничок не выбухает, а чуть западает, если швы между теменными костями и лобной костью не слишком растянуты – значит, с давлением все хорошо.

Вижу маму!

Психоневролог проверит, как ваш малыш реагирует на свет, звук, на лицо человека.

В полтора месяца младенец должен хоть на минуту, но задерживать взгляд на том человеке, который склонился к нему. В этом возрасте уже появляются комплексы внимания и подражания. Мама склоняется к своему ребенку, приподнимает ему головку, разговаривает с ним, а малыш ее сосредоточенно разглядывает. Он видит говорящий рот и тоже открывает ротик и даже пытается что-то изобразить губами.

В 2 месяца ребенок уже должен следить за предметами, которые движутся перед его глазами, реагировать на звук и свет: вы хлопнули – он вздрогнул, моргнул, вы поднесли к его лицу фонарик – он зажмурился. Он может уже повернуть головку к источнику света и звука, понять, откуда, с какой стороны идет звук, падает свет.

А как идет эмоциональное развитие? Это тоже при первом же осмотре определит врач.

В месяц-полтора появляется ответная улыбка. Какое-то подобие улыбки могло мелькать на лице малыша и раньше, но это была не осознанная эмоциональная реакция, а так – гримаска, умение изображать которую заложено природой. Теперь же он улыбается человеческому лицу. Правда, раскрывать рот и улыбаться он будет не только тогда, когда над ним с ласковым воркованием склонится мама, но и если показать ему человеческое лицо, намалеванное на листе бумаги или воздушном шарике. Кукле и той он будет улыбаться. Но только до 4-х месяцев. С молчащей маской четырехмесячный младенец может заигрывать: мотать головой, лопотать, улыбаться, призывать к общению. И если никакой реакции не последует – рассердится и заплачет. Ну и молодец! Раз его маской уже не обманешь – значит, взрослеет, развивается правильно.

Психологи считают, что в арсенале младенцев – до 70 видов разных улыбок и мама двухмесячного малыша уже может различать многие из них, понимать по ним, что он хочет, что его радует.

В 4 месяца ребенок начинает смеяться.

Познавательное развитие тоже имеет свои этапы. Начиная с месяца ребенок следит за окружающими предметами. Если вы ведете игрушку перед его лицом то вправо, то влево, он провожает ее взглядом. После 2-х месяцев он не выпускает из поля зрения игрушку, которую вы поднимаете вверх. В 3 месяца зрительная координация соединяется с моторной, и созерцание перерастает в действие: малыш не только видит игрушку, следит за ней, но и может бить по ней ручками или ножками. В 3 месяца он понимает, каким тоном говорит с ним мама – ласковым, строгим, веселым. Одну музыку он любит, другую – нет.

«АиФ Здоровье» рекомендует

К первой встрече с психоневрологом маме надо подготовиться – продумать, что ее беспокоит, настораживает в поведении малыша. Она должна рассказать врачу:

1. Как малыш спит.

Новорожденные должны спать 16–18 часов в сутки. Но сон у них бывает поверхностным, с бесконечными пробуждениями ночью, с ранним просыпанием утром. Сон еще незрелый, его ритм не сформировался. И тем не менее, если малыш плохо засыпает, путает день и ночь, спит мало, об этом обязательно надо сказать психоневрологу.

2. Много ли плачет.

Свой первый месяц жизни новорожденный пребывает в плохом настроении. Если не спит, то плачет, на лице у него гримаса неудовольствия. И это понятно. Перейдя из внутриутробного существования в наш мир, малыш испытал сильнейший стресс, и теперь ему надо ко многому приспособиться: и к новому способу питания – грудному вскармливанию (а ферментов-то в желудке пока мало, от еды в животе – дискомфорт), и к самостоятельному опорожнению кишечника, и к окружающей температуре, и к воздушной среде, и к шуму вокруг. Короче, как тут не плакать? Но без конца и беспричинно кричащий младенец должен маму насторожить.

3. Хорошо ли ест.

Отказ ребенка сосать грудь – тоже повод для разговора с психоневрологом. Это может быть просто реакцией на родовой стресс, а может – и симптомом более серьезных неврологических проблем.

4. Как идет его предречевое развитие.

К месяцу ребенок издает первые гортанные звуки. К полутора месяцам появляются гласные звуки – напевы. В 2 месяца малыш начинает гулить. В 4 – петь по утрам, как только проснется. Если эта эволюция звуков есть – развитие идет правильно. Если же ребенок молчит, никаких звуков не издает – предречевой этап развития нарушен, об этом обязательно надо сказать психоневрологу.

5. Есть ли у него «комплекс оживления».

В 2 месяца малыш должен улыбаться при появлении мамы. В 3 месяца – улыбаться, размахивать ручками и бить ножками. В 4 – улыбаться, размахивать, да еще и повизгивать. Даже появление игрушек может вызывать такой восторг. И это хорошо. После 6 месяцев «комплекс оживления» угасает.

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Когда ребенок совсем маленький, у родителей возникает масса страхов за его самочувствие и вопросов, что именно ему хочется и что беспокоит. Как понять малыша без слов? Специалисты выделяют 3 основных способа, с помощью которых ребенок «разговаривает» со взрослыми.

Каждый родитель учится понимать индивидуальные знаки своего ребенка, а мы в AdMe.ru заинтересовались, какие есть общие правила распознавания потребностей.

По плачу

В первые 4 месяца после рождения ребенка плач — это основной способ выразить свои потребности. Но как отличить, скажем, голодный плач от болевого и прочих?

  • Призывный плач. Малыш долго находится один, хочет, чтобы его взяли на руки. Он кричит 5–6 секунд, затем делает паузу около 20 секунд, как бы ожидая результата. Если родитель не реагирует, то такая цикличность повторяется несколько раз, пока плач не переходит в сплошной.
  • Голодный плач. Может начинаться с призывного плача, но если малыша взяли на руки и не покормили, то плач продолжается, переходит в истеричный, ребенок крутит головой, может издавать чмокающие звуки.
  • Плач при болях. Такой плач будет монотонным, громким и непрекращающимся, периодически возникают истерические всплески, которые говорят о том, что болевые ощущения усиливаются. Но если ребенок заболевает, то его плач может быть монотонным, но тихим, так как нет сил на громкие звуки.
  • Плач при физиологических процессах. Даже простой выход лишнего воздуха из организма, мочеиспускание или дефекация могут поначалу вызывать у ребенка неприятные ощущения. Такой плач напоминает хныканье, писк.
  • Сонный плач. Когда малыш очень хочет спать, но по каким-то причинам не может заснуть, плач напоминает обиженное, ровное хныканье и сопровождается зевотой, ребенок может тереть глаза и уши.
  • Плач при неудобстве. Такой плач довольно раздраженный и прерывистый, часто сопровождается ерзанием, малыш может крутиться и выгибаться. Это значит, что нужно проверить подгузник, возможно, ему неудобно в одежде, жарко или холодно.
  • Кроме того, даже очень маленькие дети могут плакать, когда им хочется сменить обстановку, когда они разочарованы или испытывают скуку.

    По звукам

    Австралийский педиатр Присцилла Данстен занимается исследованием ранних детских звуков (до 3–4 месяцев) более 20 лет. В ее экспериментах участвовали тысячи малышей разных национальностей. Присцилла считает, что первичные рефлекторные звуки интернациональны.

    А вот после 4 месяцев ребенок издает звуки, желая пообщаться, и они имеют меньше отношения к физическим потребностям. Присцилла открыла свою школу, обучая новоиспеченных родителей понимать своих малышей. Считается, что, вовремя распознав эти звуки, можно предотвратить плач.

    «Словарик» основных звуков:

  • «Ня» («не») — «Хочу есть!» Такой звук получается, когда ребенок прижимает язычок к небу, и порожден сосательным рефлексом.
  • «Э-э» («эи») — «Сейчас срыгну!» Этот звук образуется, когда из пищевода начинает выходить воздух, а ребенок пытается рефлекторно его вытолкнуть.
  • «Ау» («оу», «оы») — «Хочу спать, устал!» Складывая губы трубочкой, то есть при первых признаках зевоты, малыш издает такой «звук усталости».
  • «Хе» — «Мне некомфортно!» Неприятные тактильные ощущения заставляют ребенка двигаться, болтать ручками и ножками. А когда при этом приоткрыт рот, получаются именно такие звуки.
  • «Иэо» («иэу») — болит живот, газы. Напрягая животик и стараясь избавиться от боли, ребенок выдыхает, звуки искажаются, и получается жалобный стон.
  • По движениям

    Язык тела многое говорит о самочувствии ребенка.

  • Выгибает спину. У детей до 2 месяцев это движение часто появляется в ответ на боль и колики. Если ребенок выгибается после еды, так он пытается сказать, что наелся. Если вы часто замечаете такое движение после того, как малыш поел, возможно, это признак рефлюкса. У детей старше 2 месяцев такое движение означает усталость и плохое настроение.
  • Ритмично крутит головой. Движение самоуспокоения, так малыш может делать перед сном или находясь в обществе малознакомых людей.
  • Хватает себя за ушки. В большинстве случаев это просто движение «осознания», малыш исследует себя. Нужно показать ребенка врачу только в том случае, если такое движение сопровождается плачем и повторяется часто.
  • Сжимает кулачки. Признак голода. Вовремя увидев его, можно предотвратить голодный плач.
  • Поджимает ножки. Признак боли в животе, колик. Малыш рефлекторно пытается облегчить боль.
  • Резко вскидывает ручки. Такое движение означает, что ребенок испугался. Резкий звук, яркий свет, внезапное пробуждение могут спровоцировать рывки, в этом случает малыша нужно успокоить.
  • Педиатры советуют разговаривать с малышом как можно чаще, объясняя и показывая ему все вокруг, даже если кажется, что он пока ничего не понимает. Это поможет ему быстрее начать общаться с близкими с помощью своих индивидуальных звуков и жестов и лучше развиваться. Желаем вам взаимопонимания!

    Врач-невролог многопрофильной клиники «Альфа – Центр Здоровья» Ланеева Вера Васильевна

    Человеческий сон имеет несколько стадий:
    1 стадия – дремота,
    2 стадия – неглубокий сон,
    3 и 4 стадии – глубокий сон,
    фаза быстрого сна – сон со сновидениями.

    Сон является активным состоянием, во время которого происходят важные физические и психические процессы: растут и делятся клетки, из организма удаляются токсины, перерабатывается и складируется в памяти полученная за день информация.

    Новорожденный младенец спит 18 часов в сутки. Его сон наполовину состоит из так называемой активной фазы, которая у взрослых ассоциируется с просмотром сновидений. В процессе дальнейшего развития доля активной фазы сна неуклонно уменьшается. Общая продолжительность сна у грудных детей уменьшается до 14 часов к полугоду и 13 – к году жизни. «Путать день с ночью» малыш, как правило, перестает 1,5 месячному возрасту. В это время у него появляется период бодрствования, привязанный к дневному времени.

    Существуют нормальные феномены сна у детей грудного и раннего (до 3 лет) возраста, возникающие во время сна. Наиболее частым поводом для беспокойства родителей является ночной плач или «похныкивание» ребенка во сне. Врачи считают, что звуки во время сна являются ва риантом нормы – это так называемый «физиологический ночной плач». Таким образом, находят выход дневные эмоции и впечатления малыша. Помимо этого физиологический плач несет «сканирующую» функцию: ребенок проверяет близость родителей и возможность получить поддержку и успокоение.

    Другим поводом для беспокойства являются ночные пробуждения малыша, во время которых требуется участие взрослых. Пробуждение в ночное время является нормальным элементом сна. Дети в возрасте 1 года пробуждаются в среднем 1-2 раза за ночь, затем в большинстве случаев тут же засыпают.

    Часто родители обращаются к врачу по поводу вздрагиваний ребенка во сне. В настоящее время установлено, что вздрагивания при засыпании и во время поверхностных стадий сна являются естественным феноменом, связанным с изменением нервной возбудимости, их называют «гипническими миоотклоненниями». У маленьких детей этот феномен может ярко проявляться еще и в связи с тем, что тормозные механизмы нервной системы недостаточно сформированы, в дальнейшем выраженность вздрагиваний будет уменьшаться.

    Наиболее типичные расстройства сна у ребенка

    Чаще всего наблюдаются инсомнии – трудности засыпания и поддержания непрерывного сна ребенка в течение ночи. Наиболее часто это связано с нарушением ассоциаций засыпания. Ребенок часто просыпается ночью, плачет и не успокаивается до тех пор, пока его не возьмут на руки и не укачают.

    Другим вариантом инсомнии является обязательное присутствие взрослых в период засыпания. Причина – формирование неправильных ассоциаций засыпания – условий внешней среды, в которых ребенок чувствует себя комфортно, успокаивается и погружается в сон. В связи с этим стоит создавать условия для формирования «правильных» ассоциаций засыпания. Поэтому должны быть созданы условия для формирования «правильных» ассоциаций засыпания. Этому способствует соблюдение одного и того же ритуала укладывания:
    1) купание, кормление, непродолжительный период пребывания взрослого у кровати ребенка,
    2) использование «предметного посредника». Для грудничков это может быть пеленка, сохраняющая запах матери, ее молока. Для детей постарше – любимая игрушка. Эти предметы помогают ощутить связь с родителями во время ночных пробуждений в одиночестве.

    К инсомнии детского возраста также относится расстройство установок сна. Это уже проблема детей в возрасте после года. Малыши могут отказываться ложиться в кровать в установленный срок, придумывают различные поводы, чтобы потянуть время. Начинаются бесконечные походы в туалет, просьбы дать попить, поесть, посидеть рядом и т.д.

    Другой формой нарушения установок сна являются ночные приходы в постель к родителям. Еще одна форма нарушений сна – расстройство пищевого поведения, когда для того, чтобы уснуть, малышу требуется поесть или попить. Количество потребляемой таким образом жидкости или пищи может доходить до 1 литра за ночь. Достаточно быстро это входит в привычку засыпания ребенка. И неудивительно, что в возрасте одного и даже двух лет дети просыпаются ночью и требуют поесть. В настоящее время считается, что после 6-месячного возраста желудок ребенка вмещает достаточное количество пищи, чтобы обходиться без дополнительного питания в течение ночи.

    Наиболее часто у детей выявляются парасомнии (различные феномены, возникающие в процессе сна).

    Сноговорение. Произнесение слов или звуков во время сна. Эпизоды сноговорения имеют место в любой стадии сна, чаще во время неглубокого медленного сна (1 и 2 стадии). Они представляют собой доброкачественный феномен, встречающийся у большинства людей в течение жизни, однако в детском возрасте значительно чаще, чем во взрослом. Специальное лечение не требуется.

    Бруксизм – эпизоды скрежетания зубами во сне. Скрежетание зубами обычно происходит один раз в секунду и продолжается 5 секунд или дольше. Затем эти эпизоды повторяются в течение ночи. Причины скрежетания зубами неизвестны. Отмечается семейный характер наследования этого расстройства. Как и в случае со сноговорениями, чаще этот феномен отмечается у мальчиков.

    Ночной энурез – расстройство, характеризующееся частыми (для мальчиков после 5 лет – более двух, для девочек – более одного эпизода в месяц) случаями непроизвольного мочеиспускания во время сна. Чаще энурезом страдают мальчики. У детей с этим расстройством часто отмечается очень глубокий сон, однако эпизоды энуреза случаются во всех стадиях.

    Снохождение – серия эпизодов комплексного поведения, возникающих во время сна и проявляющихся выполнением различных действий, чаще всего – хождением. Иногда это просто «поход» в коридор, на кухню или в спальню родителей. Могут осуществляться и более сложные двигательные акты, имитирующие привычные действия: поиск игрушек, попытка открыть ключом дверь. При этом действия совершаются с открытыми глазами, с ничего не выражающим взглядом. На обращенные к нему вопросы ребенок не реагирует. Подобный эпизод длится от нескольких секунд до нескольких минут, в среднем – около 6 минут. Наутро ребенок не помнит того, что происходило ночью.
    Распространенность снохождения среди детей – 10-30%. Наиболее часто они случаются в первой трети ночи. В план лечебных мероприятий входит проведение беседы с родителями по организации режима сна и поведению во время приступа, курсы седативной и ноотропной терапии, психотерапии.

    Ночные страхи – эпизоды пробуждений с громким криком и поведенческими и вегетативными проявлениями испуга. Внимание родителей может быть привлечено криком ребенка, который сидит в постели с выражением страха или растерянности на лице. Дыхание и сердцебиение учащены, может отмечаться обильное потоотделение. При этом ребенок не реагирует на обращенные к нему слова, а попытки успокоить могут привести к усилению страха или сопротивлению. Наутро ребенок также не помнит того, что было ночью.
    Ночные страхи случаются реже, чем снохождения, достигая пика в возрасте 4 – 12 лет, встречаются чаще у мальчиков. Провоцировать эти эпизоды могут дневные эмоциональные ситуации, лихорадочное состояние или длительное недосыпание.

    Кошмары — сновидения устрашающего характера, содержание которых пугает ребенка, ему снится, что ему угрожают, причиняют боль, преследуют или нападают. От этого он просыпается в возбуждении, плачет или зовет родителей. В отличие от ночных страхов кошмары чаще случаются под утро и приурочены к фазе быстрого сна. От ночных страхов кошмары отличаются тем, что ночное пробуждение является полным, ребенок доступен контакту, рассказывает, что его испугало и наутро продолжает помнить об этом. Распространенность кошмаров среди детей достигает 30 %. Появление кошмарных сновидений у ребенка может быть спровоцировано стрессовыми ситуациями, лихорадочными состояниями, приемом психотропных препаратов. Учащение кошмаров может стать свидетельством неблагополучия в психоэмоциональной сфере ребенка.

    Ритмичное двигательное расстройство проявляется стереотипными, повторяющимися движениями, вовлекающими большие мышцы, особенно шеи и головы. Рисунок этих движений может быть довольно разнообразным: ребенок может «бодать» головой подушку или спинку кровати или, становясь на руки и колени, ритмически раскачиваться взад и вперед. Вполне возможно, что таким образом, через ритмическое воздействие на структуры вестибулярного аппарата дети успокаивают или «укачивают» себя. Развитие таких эпизодов может быть спровоцировано эмоциональным перевозбуждением.

    Детский храп, как правило, свидетельствует о нарушениях в здоровье малыша. Порядка 5 % детей в возрасте от 1 года до 7 лет храпят во сне. Стоит сказать, что в причине детского храпа лучше разобраться, не откладывая в долгий ящик, ведь это явление не безобидное. Он провоцирует нарушение снабжения мозга кислородом, а в тяжелых случаях (при сонном апноэ) даже может привести к поражению мозга.
    Кроме того, такое нарушение сна как храп приводит к ряду негативных изменений: постоянная усталость вследствие недостатка ночного отдыха, непослушание и плохое поведение, отставание в учебе и даже задержки в росте и развитии малыша. Дело в том, что ночью вырабатывается основная часть соматотропного гормона, который влияет на рост детей.

    Если во сне начал храпеть совсем маленький ребенок, стоит проверить, не оказался ли в его носовом проходе какой-либо посторонний предмет. Он может перекрывать свободный доступ воздуха. Нередко причиной храпа является лишний вес. Храп может быть вызван также вирусной инфекцией, при которой носоглотка отекает, возникает насморк, что препятствует свободному прохождению воздуха.

    Храп могут вызывать также увеличенные аденоиды. Они находятся в глубине носоглотки, в некоторых случаях долгое время в воспаленном состоянии и создают помеху для свободного дыхания. Во сне, в горизонтальном положении доступ воздуха еще более затруднен.

    Анатомические особенности строения носоглотки, лицевого черепа и неба также могут стать причиной детского храпа.

    Ночной сон малыша облегчит выполнение несложных рекомендаций:
    — матрац должен быть ровным и жестким,
    — воздух в доме необходимо увлажнять, особенно в зимний период, когда работает центральное отопление,
    — оптимальная температура в спальне ребенка: 18-20, лучше 16 С.

    Дыхательный ритм и звуки

    Посмотрите, как дышит ваш новорожденный. Отметьте нерегулярность ритма. Ребенок делает множество коротких вдохов разной продолжительности, иногда глубоко вдыхает и даже временами от десяти до пятнадцати секунд, кажется, совсем не дышит; затем ребенок делает глубокий вдох (и вы тоже), и цикл продолжается. Это нерегулярное дыхание, именуемое периодичным, нормально для нескольких первых недель. К концу первого месяца дыхание становится более регулярным. Чем меньше ребенок или чем больше его недоношенность, тем более нерегулярно его дыхание.

    Первая простуда. Поскольку носовые ходы у новорожденного очень малы, даже если они лишь слегка забиты, это может приводить к шумному, затрудненному дыханию. Вы можете подумать, что это первый насморк вашего малыша. Но, хотя оно очень громкое и шумное, это первое сопение обычно вызвано не инфекцией. Носовые ходы новорожденного ребенка быстро забиваются пухом и очесами от пеленок или одежды, пылью, остатками молока или имеющимися в окружающем воздухе раздражителями, такими как сигаретный дым, дезодоранты, лаки для волос и аэрозоли. Забитый нос может вызывать у ребенка множество трудностей с дыханием, поскольку новорожденные вынуждены дышать носом, а не ртом. Новорожденный, у которого не дышит нос, не переходит с легкостью на дыхание ртом, а вместо этого борется изо всех сил, чтобы получить больше воздуха через нос. Одна из причин того, что новорожденные часто чихают – потребность прочистить свои носовые ходы. Вряд ли это первый насморк вашего ребенка. Он просто пытается почистить себе нос.

    Как прочистить маленький носик

    Вот как вы можете облегчить дыхание своего новорожденного:

    • Положите своего ребенка на животик, слегка повернув его головку в сторону. В этом положении дети дышат лучше, поскольку оно позволяет языку и слюне, если она имеется в глотке, переместиться вперед, освободив место для прохода воздуха.

    • Держите помещение, в котором ваш ребенок спит, как можно более чистым от пуха и пыли. Вынесите из комнаты собиратели пыли, такие как перьевые подушки и десятки подаренных мягких игрушек, которыми завалено большинство новорожденных. (Нет необходимости уносить из детской все пушистое, если носик у ребенка чистый.)

    • Держите ребенка подальше от раздражителей носовых проходов: сигаретного дыма, паров краски и выхлопных газов, аэрозолей, духов и лаков для волос. Не разрешайте курить в доме, где находится ваш ребенок. Это один из самых распространенных раздражителей чувствительных носовых проходов новорожденного.

    • Используйте солевой спрей для носа или капли, чтобы выделения слизистой носа отстали от стенок и ребенок начал чихать, с тем чтобы эти выделения переместились из задней части носа к передней, где вы легко можете аккуратно извлечь их шприцом с закругленным кончиком, который называется назальным аспиратором и продается в аптеке.

    Ребенок давится и задыхается. Во время пребывания в матке легкие вашего ребенка были заполнены жидкостью. Большая часть этой жидкости была выжата из легких во время прохода по родовому каналу или была откачана врачом или медсестрой после рождения. Если немного слизи осталось, ваш ребенок может откашливать ее, и она моментально прилипает к задней стенке глотки. Ребенок давится, затем проглатывает лишнюю слизь, и с ним снова все в порядке. Если вы положите ребенка на бок или на животик, повернув его голову в сторону, тем самым вы не дадите слизи скапливаться в задней части горла.

    Шумное дыхание. В дополнение к тому, что дышат новорожденные неровно, они дышат еще и шумно. К концу первого месяца вы можете услышать в горле ребенка булькающий звук, а у него в груди – что-то вроде трещотки. Ваш ребенок кажется в общем здоровым и радостным – он просто издает шумные звуки. Это не простуда, поскольку редко вызывается инфекцией. Ближе к концу первого месяца или в течение второго месяца дети начинают вырабатывать очень много слюны, зачастую больше, чем могут проглотить. Часть слюны скапливается в задней части глотки. Проходящий через нее воздух производит булькающий звук. Когда вы кладете руку на спинку или на грудку ребенку, дребезжание, которое вы слышите и ощущаете ладонью, исходит в действительности не из груди, а от вибраций, создаваемых воздухом, проходящим через слюну в задней части глотки. Эти совершенно нормальные звуки исчезнут, когда ребенок научится проглатывать слюну с той же скоростью, с какой вырабатывает ее.

    Вы можете заметить, что звуки затихают, когда ребенок спит. Это объясняется тем, что выработка слюны снижается, когда ребенок засыпает. Ваш ребенок не подавится этими секретами и со временем научится глотать лишнюю слюну. Никаких лекарств не требуется.

    Нормальные шумы. Новорожденных никак не назовешь тихими, даже когда они спят. Большинство звуков вызывается тем, что слишком много воздуха проходит слишком быстро через узкие пути. Вот наши любимые, драгоценные звуки: бульканье, вызываемое воздухом, проходящим через лужицу слюны в задней части ротовой полости; если добавляется заложенный нос, раздается сочетание храпа и бульканья, которое мы называем «хрулькание». Через слизь во рту или в носу может пройти звук, как при отрыжке. Нормальное дыхание может приобрести мурлыкающее звучание (как при произнесении горлового звука «р»), когда воздух и слюна встречаются. Во время сна и без того узкие дыхательные пути расслабляются и становятся еще уже, это приводит к тому, что каждый вдох и выдох приобретает или музыкальное, или хрюкающее, или вздыхающее звучание. И не забудьте про это чудесное, как у птиц, чириканье и посвистывание. Наслаждайтесь этими звуками, ведь они не останутся с вами надолго.

    Икота. Все дети икают, в матке и вне ее. Мы не знаем причину этого явления, но оно не доставляет беспокойства ребенку. Если во время икоты покормить ребенка, она обычно проходит.

    Данный текст является ознакомительным фрагментом.

    Чего ожидать родителям?

    Сон новорожденных длится от 11 до 18 часов в день, без закономерности и циркадности (суточного ритма сна). Сроки формирования суточного ритма сна генетически детерминированы и очень вариабельны. Способность различать день и ночь у новорожденных формируется окончательно только к 4 месяцам, а в конце 2-го месяца мы начинаем замечать, как новорожденные начинают различать день и ночь. В течение первых нескольких недель Ваши дети могут спать от нескольких минут до нескольких часов за один раз. Однако дети, находящиеся на грудном вскармливании имеют несколько укороченную продолжительность сна (2-3 часа), по сравнению с детьми на искусственном вскармливании (3-4 часа). Также в течение первых недель новорожденные очень слабо различают день и ночь. Ожидайте, что Ваши дети могут иметь достаточно высокую двигательную активность в течение сна. Все дети гримасничают во сне, улыбаются, делают сосательные движения, ворочаются и двигают ногами, потягиваются и вздрагивают. Эти движения считаются абсолютно нормальными, также дети могут издавать разные звуки, такие как вздохи, всхлипывания и вскрикивания.

    Где и как должны спать дети?

  • Размещение ребенка во время сна. Ребенок может спать везде, где родители выбрали для этого место. Это может быть колыбель или отдельная детская кроватка, кровать в комнате родителей или в комнате вместе с братом и сестрой. Некоторые из родителей предпочитают, чтобы новорожденные спали вместе с ними и в этом случае родители должны быть осведомлены о риске удушения ребенка во сне, чтобы предпринять все необходимые меры.
    • Спать на спине. Все дети должны спать на спине (особенно до 4 месяцев) с целью профилактики синдрома внезапной смерти у младенцев.
    • Практические рекомендации по организации сна у новорожденных

      • Укладывайте Вашего ребенка на спину в течение ночного и дневного сна.
      • Укладывайте Вашего ребенка на плотный матрац с хорошо защищенной несущей конструкцией с перекладинами не более 5 см между ними.
      • Убедитесь, что лицо Вашего ребенка не покрыто одеялом или пеленкой и остается открытым во время сна. Если используется одеяло, убедитесь, что оно прикрывает ноги ребенка и находится не выше уровня груди. Одеяло стоит подоткнуть под матрац.
      • Старайтесь оградить вашего ребенка от табачного дыма.
      • Избегайте перегревания ребенка по ночам и поддерживайте в комнате ребенка температуру, комфортную для взрослых.
      • Как помочь Вашему ребенку, чтобы он хорошо спал

      • Научитесь распознавать знаки, которые подает ваш ребенок, когда он хочет спать. Некоторые уставшие дети начинают вести себя беспокойно или плакать, другие трут глаза, не отводят глаз от лица матери и закатывают глаза. Ваш ребенок уснет гораздо быстрее и легче в тот момент, когда Вы почувствуете, что он устал.
      • Старайтесь придерживаться расписания и особенно ночного сна. Несмотря на то, что ребенок еще слабо различает день и ночь, у него может быть избыточный дневной сон и ночные пробуждения, постарайтесь, чтобы ребенок больше ночью. Для этого ограничьте освещенность ночью и старайтесь не играть с ребенком перед сном. В течение дня играйте с ребенком и уверенно будите его для регулярного питания и игр. Однако подобные рекомендации относятся только к доношенным здоровым новорожденным, поскольку особенно глубоко недоношенные дети нуждаются в индивидуальном режиме и процесс созревания ритма сон-бодрствование у таких детей занимает больше времени.
      • Правильно реагируйте на потребности ребенка во сне. Новорожденные часто нуждаются в укачивании перед сном и кормлении во время сна, что прекрасно подходит в течение первых двух недель или месяцев жизни. Однако, если Вашему ребенку уже 3 месяца, постарайтесь сформировать режим дня и отхода ко сну.
      • Формируйте порядок отхождения ко сну. Даже у ребенка в возрасте нескольких недель происходит формирование привычек засыпания на основе рефлекторного поведения. Режим отхождения ко сну должен быть спокойным и включает любую активность, которую Вы выбираете сами: купание, укачивание и ношение на руках.
      • Старайтесь спать, когда спит ваш ребенок. Родители также нуждаются во сне. Постарайтесь вздремнуть, когда спит Ваш ребенок. В идеальной ситуации положитесь на помощь окружения, чтобы кто-нибудь проследил за ребенком, пока Вы спите. Особенно важно высыпаться кормящим матерям.
    • Обратитесь к Вашему лечащему доктору, если Вам не удается сформировать режим дня у ребенка. Дети, у которых возбуждение и беспокойство проявляются особенно сильно и часто, могут иметь такие заболевания как колики, желудочный рефлюкс (заброс содержимого желудка в пищевод), рахит или железодефицитная анемия. Заболевания кожи, сопровождающиеся зудом, всегда нарушают сон у новорожденных. Проблемы, связанные с нарушениями дыхания (особенности анатомического строения верхних дыхательных путей со снижением поступления потока воздуха во время сна) требуют проведения полисомнографического исследования и лечения у специалистов.
    • Рубрика: 11. Семейная педагогика

      Статья просмотрена: 343 раза

      Библиографическое описание:

      Труфанова, О. М. Учите детей говорить правильно / О. М. Труфанова, В. Л. Зубрилина. — Текст : непосредственный, электронный // Педагогика: традиции и инновации : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). — Т. 2. — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 130-132. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1122/ (дата обращения: 15.04.2020).

      Каждый из нас знает, что ребёнок не рождается со связной правильной речью. Сказать когда и как ребёнок должен овладеть способностью правильно говорить, то есть произносить звуки, связывать между собой слова, изменяя их род, число, падеж, строить предложения различной структуры, невозможно.

      Речь – один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка в целом. Для нормального становления речевой деятельности необходимы:

      — определённая степень зрелости различных структур головного мозга;

      — координированная работа голосовых и дыхательных систем, органов артикуляции;

      — развитие слуха, зрения, двигательных навыков, эмоций;

      — формирование потребности в общении [1; с.95].

      4 года – словарный запас 2000 слов, предложения из 5-6 слов, сопровождение речи игрой;

      5 лет – полное усвоение необходимого словаря, высказывания, напоминающие короткий рассказ, любознательность, большое количество вопросов, появление синонимов, антонимов, четкое произнесение всех звуков;

      6 лет – овладение значением производных слов, критическое отношение к своей речи;

      7 лет – язык становится предметом изучения, ребенок устанавливает причинно-следственные связи, проявляет готовность к обучению письменной речи: чтению и письму.

      В наше время сложилась парадоксальная ситуация: дети, окружённые нашим вниманием, заботой, нередко даже гиперопекой, всё позже начинают говорить. Почему?

      Казалось бы, бытовые проблемы отошли на второй план. Большинство семей живёт в квартире со всеми удобствами. Материальный достаток присутствует, питание полноценное. И при этом комфорте дети молчат. Детей, которые говорят нормально в младших возрастных группах детского сада можно по пальцам пересчитать! Каковы же причины речевых нарушений? Их множество.

      Не стоит все проблемы ребёнка списывать на наследственность и экологию. Давайте поговорим, как в семье можно предотвратить или, если нужно, исправить, речевые задержки.

      Процесс «вызывания речи» у любого ребёнка проходит в определённых условиях:

        ребёнку нужны положительные эмоции;

        не должно быть насильственных действий;

        необходимо непосредственное участие взрослых. [5; c .156]

        Каждый родитель должен помнить, что важные этапы для процесса становления речи является гуление и лепет. Благодаря им артикуляционный аппарат крохи проходит «тренировку», результатом которой становятся первые осмысленные слова. В норме гуление и лепет присуще любому младенцу! Это очень важные показатели того, что маленький человек правильно развивается. Если ребёнок, достигший возраста 3- 4 месяцев, не пытается гулить, не «агыкает», не пробует вступить с близкими в эмоциональный контакт, если на его лице не появляется радостная улыбка при появлении мамы – это первое предупреждение о возможных проблемах. Очень важно вовремя скорректировать процессы, которые затормозились у малыша по той или иной причине.

        В общении с окружающими малыш на первоначальном этапе речевого развития подражает звукам и словам, которые произносят взрослые. Постоянно ребёнок обогащает свой словарь, у него формируется правильное произношение звуков. Он начинает говорить так же, как и взрослые. Одним из показателей успешного речевого развития ребёнка как раз и являются сформированные навыки правильного звукопроизношения. В соответствии с возрастом малыша, он учится слышать себя, окружающих, управлять язычком, зубами, губами. Многих родителей волнует вопрос, правильно ли произносит те или иные звуки их ребёнок. Чтобы избежать проблем со звукопроизношением в будущем, мамам и папам необходимо знать возрастные особенности становления звуков речи:

        — к первому году жизни ребёнок должен усвоить гласные звуки А, У, О, И, некоторые согласные – М, П, Б, К, Г;

        — к двум годам – согласные П,Б,М, Ф, В, Т, Д, Н, К, Г, Х, С,З, Ц, Ш,Ж, Ч, Щ, Р, Л;

        — от двух до трёх лет – звуки Ы, Э, Л, С, З, Ц, Ж, Ч, Ш. В это время малыш должен различать твёрдые и мягкие звуки Т, Д, Н, К, Г, Х, В, Ф, С, З [6; с.77]

        В развитии речи ребёнка наблюдаются определённые закономерности, которые выражаются прежде всего в постепенности процесса. Условно в процессе овладения ребёнком речью можно отметить несколько этапов. На первоначальном, подготовительном этапе происходит развитие отделов речевого аппарата, принимающего участие в речевом акте: центрального отдела – коры головного мозга и периферического – органов слуха и органов, участвующих в звукопроизношении (языка, губ, мягкого нёба и др.) Следующий этап – развитие понимания речи (сначала она имеет ситуативный характер, недостаточно совершенна). И, наконец, последний этап- наличие достаточного лексического запаса, умение пользоваться монологической речью, правильное грамматическое её оформление, чёткое и внятное произнесение звуков и слов.

        Если бы малыш только подражал, он не сумел бы пользоваться речью в неожиданных для него ситуациях. В овладении речью важна языковая способность ребёнка. Постепенно ребёнок обогащает свой словарный запас. Следует отметить, что чем выше у ребёнка запас активно используемых слов, тем быстрее у него совершенствуется артикуляционный аппарат, развивается фонематический слух. Нередко родителям приходится слышать от логопеда, что у их ребёнка плохо сформирован фонематический слух. Что это такое, насколько это серьёзно и что делать дальше, многие не знают.

        Речевой (фонематический слух) – это способность улавливать и различать на слух звуки родного языка, а также понимать смысл их сочетания — слова, фразы, тексты. Благодаря речевому слуху мы можем различать человеческую речь по громкости, скорости, интонации. [5; с.67] Чтобы делать это, ребёнок должен научиться слушать, тогда он сможет правильно говорить, произносить звуки, отчётливо выговаривать, использовать выразительность, менять скорость и темп речи. Речевой слух начинает развиваться в младенчестве. Малыш очень быстро начинает отличать голос матери от голоса других родственников, запоминает интонации её речи. Лепет ребёнка – активное проявление возникновения собственно фонематического слуха, малыш внимательно слушает и повторяет звуки родного языка. Пользуйтесь этим! Обращайтесь к ребёнку по имени, смотрите ему в глаза, чтоб малыш видел вашу мимику, жестикуляцию, работу губами при произношении сочетания звуков.

        Чтобы речь ребёнка развивалась правильно, необходимо соблюдать ряд условий:

        — не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребёнка, игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту;

        — в общении с ребёнком следите за своей речью, говорите с ним не торопясь, звуки слова произносите чётко и ясно;

        — не подделывайте под детскую свою речь;

        — своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка;

        — не оставляйте без ответа вопросы ребёнка и не забудьте проверить, понятен ли ему ваш ответ.

        Чтобы ребёнок быстро научился различать звуки, чтобы ему было не сложно разбираться в их многообразии, обращайте внимание крохи на:


        то, как шумит ветер, дождь, шелестит листва, журчит вода;

        звуки, которые издают животные и птицы: лай собаки, мяуканье кошки, карканье вороны, чириканье воробьёв и гуление голубей, ржание лошади, мычание коровы, пение петуха, жужжание мухи или жука;

        то, как «звучат» предметы и материалы: стук молотка, звон бокалов, скрип двери, тиканье часов, шуршание пакета;

        шум едущего транспорта: сигналы автомобилей, стук колёс поезда, скрип тормозов, гудение самолёта;

        различные звучащие игрушки: погремушки, свистульки, трещотки, пищалки [5; с.68]

        В процессе овладения речью у ребенка вырабатывается определённое чувство языка. Он усваивает определённые правила и законы грамматики: изменяет слова, строит различные по конструкции высказывания, связывая слова соответственно правилам грамматики.

        Следует помнить, что слова, которые мы произносим, имеют ритмический рисунок, и если у ребёнка нет чувства ритма, возникают проблемы с речью. Существует система специальных упражнений, сочетающих речь и движение (фонематическая ритмика), где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, слов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса). Такие занятия способны провести родители, если они знают особенности развития речи своего ребёнка и польза от них огромна, так как формируется фонетически правильная речь.

        Занимаясь с ребёнком дома, читая ему книгу, рассматривая иллюстрации, предложите пересказать содержание сказки (рассказа), ответить, что изображено на картинке. Дети легко справляются с такими заданиями, но при этом нередко допускают речевые ошибки. В таких случаях не стоит перебивать ребёнка, надо предоставить ему возможность высказаться, а потом указать на ошибки.

        Рассматриваете ли вы картинку, слушаете ли сказку, обращайте внимание ребенка на редко встречающееся слово, меткое, образное выражение – это приучит его «вслушиваться» в речь, осмысленно использовать слова в своем рассказе. Для развития речи ребенка можно использовать любую ситуацию: поездку в транспорте, прогулку и т.д. В литературе можно встретить множество игр на развитие словаря, разговорной речи дошкольников – «Опиши любимую игрушку», «Скажи по-другому», «Каких животных ты знаешь?» и многие другие. Поиграйте с детьми.

        Нельзя уклоняться от вопросов ребёнка, хотя порою на них сложно ответить. В таких случаях можно пообещать ему дать ответ, когда он поспит (поест, погуляет и т. д.), взрослый за это время сможет подготовиться к рассказу. Родители должны всегда выслушивать ребёнка до конца, если он делится впечатлениями о просмотренном мультфильме, увиденном во время прогулки и т.д.

        В каждой семье есть детская литература. Ее можно использовать для развития детской речи. Прочитайте с детьми книгу, разберите новые (сложные, непонятные) слова, попросите ребенка рассказать понравившийся эпизод, рассмотрите вместе иллюстрации в книге и попросите рассказать, что на них изображено. А потом предложите нарисовать понравившегося героя. Важно, чтобы такая работа по развитию речи была систематической. Взрослые должны постоянно помнить: речь не передается по наследству. Ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, то есть овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Поэтому так важно, чтобы взрослые создали эту речевую среду для постоянного общения с ребенком.

        Не стоит «перепоручать» воспитание ребёнка телевизору. Родители оправдывают себя тем, что «там есть правильная речь, песни, яркие картинки, музыка…». И только немногие осознают, что во время просмотра телевизора сознание и воля ребёнка практически отключаются. Мозг ребёнка впадает в эмоциональную «кому»: он не воспринимает мелькание на экране как полноценную информацию. [7; с. 71] Поэтому просмотр телевизора надо строго ограничивать.

        Уважаемые родители! Помните, что, расширяя круг представлений ребёнка об окружающих предметах и явлениях, знакомя его с художественными произведениями, беседуя на различные бытовые темы, близкие и доступные пониманию малыша, вы способствуете быстрейшему овладению правильной речью.
        Литература:

        1. Горшенина, В.В. Система работы детского сада по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания /В. В. Горшенина – М.: Глобус, Волгоград, 2009, 192 с.

        2. Карельская, Е. Разговорим малыша? // Мой ребёнок, № 4, 2007, с. 158-160.

        3. Косинова, Е.М. Домашний логопед. / Е.М. Косинова — М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2009, 120 с.

        4. Максаков, А. И. Правильно ли говорит ваш ребёнок / А. И. Максаков- .: Просвещение, 1988, 159 с.

        5. Улянович–Волкова С., Мурзда С. Частые уроки: логопед рекомендует// Няня, № 2, 2010, с. 67-71.

        6.Улянович–Волкова С., Мурзда С. Свобода слова: когда можно картавить, шепелявить и сюсюкать?// Няня, № 1, 2010, с. 77-80.

        7. Чубукова –Реуцкая О. Маленький молчун: задержка речевого развития у детей// Няня, № 6, 2009, с. 70-73.

        Похожие статьи

        Диагностика фонематических процессов у детей дошкольного.

        звук, слово, фонематическое восприятие, фонематический слух, инструкция, ребенок, звуковой анализ, звуковая сторона речи, какой звук, картинка.

        Формирование фонематического слуха у дошкольников.

        фонематическое восприятие, фонематический слух, звуковой анализ, родной язык, ребенок, слово, звук, грамматический строй, дальнейшее обучение, логопедическая работа.

        Развиваем фонематический слух у детей | Статья в журнале.

        Нарушение речевого развития ребенка — серьезная проблема, с которой сталкиваются все больше и больше родителей.

        Фонематический слух — это умение слышать и различать звуки родного языка.

        Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного.

        — развивать восприятие речи (слуховое внимание, речевой слух, основными компонентами которого являются фонематический, ритмический слух).

        Первый этап — подготовительный, предполагает подготовку речевого аппарата к овладению звуками речи.

        Особенности речевого развития детей дошкольного возраста.

        . речи, речевая деятельность, ребенок, фонематический слух, фонетико-фонематическое недоразвитие, овладение грамотой

        Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН) — нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с.

        Система работы по дифференциации звуков при.

        Среди детей с различными речевыми нарушениями большую группу составляют дети с недоразвитием фонетико-фонематической стороны речи.

        Низкий уровень фонематического восприятия выражается в нечетком различении фонем на слух в собственной и чужой речи, а.

        Этапы развития фонематического слуха в дошкольном возрасте

        Для успешного овладения письмом в школе, у ребёнка должен быть развит фонематический слух.

        12. Выделение слов из речевого потока. Возраст 4 года. Этапы работы. Знакомство с характером звучания отдельных звуков и слов в речи, их дифференциация.

        Формирование и воспитание звуковой культуры речи у детей.

        ребенок, скороговорка, звуковая культура речи, правильное произношение звуков, звук, организованная образовательная деятельность, старший дошкольный возраст, слово, голосовой аппарат, речевое дыхание.

        Развитие фонематических процессов у детей дошкольного.

        фонематический слух — способность к слуховому восприятию речи, фонем. Фонематический слух имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка, на его основе формируется фонематическое восприятие.

    admin

    Наверх