Представим себе что какая то чужая лошадь отбившаяся от табуна

2. Характеристика Судебника царя Хаммурапи XVIII в. до н.э.

3. Источники права Древнего Китая.

1. Клинописные кодексы стран древнего Востока: общее и особенное.

4. Сравнительная характеристика брачно-семейного права по Законам Хаммурапи, Законам Ману

1. Представим себе, что какая-то чужая лошадь, отбившись от табуна и преследуемая волками, ворвалась во двор А. Последний, не зная, кому принадлежит лошадь, оставил ее у себя, кормил ее и работал на ней. Собственник лошади Л. явился и потребовал, чтобы ее немедленно возвратили. Пришли свидетели, подтвердившие принадлежность лошади Л.А. лошадь не отдал. Правильно ли он поступил с точки зрения закона Хаммурапи?

2. Державший «илку» воин послал вместо себя в царский поход человека, уплатив ему одну мину серебра. Последний бежал с поля брани и был изобличен компетентными властями как подставное лицо. Дело было передано в суд. Каково решение суда?

Вигасин, А. А., Самозванцев А. М. «Артхашастры»: проблемы социальной структуры и права. М., 1984.

Васильев, Л.С. Государство и частный собственник в теории и практике легизма // Общество и государство в Китае. М., 1974.

Конфуцианство в Китае: проблемы теории и практики. М., 1985.

Крашенинникова, Н.А. Индусское право: история и современность. М., 1982.

Крашенинникова, Н. А. Правовая культура современной Индии: инновационные и традиционные черты. М.: Норма: ИНФРА-М, 2009.

Кучера, С. Становление традиции коллективной ответственности и наказания в Китае // Роль традиций в истории и культуре Китая. М., 1972.

Редер, Д.Г. Законодательство в Древнем Египте // Культура Древнего Египта. М., 1976.

Рогожин, А.И. История права и государства стран Азии и Африки / А.И. Рогожин, Н.Н. Страхов, И.П. Сафронов. — М., 1981.

Самозванцев, А. М. Традиции артхашастры и дхармашастры и проблемы складывания древнеиндийского права // Общественная мысль в Индии в прошлом и современном. М., 1988.

Якобсон, В.А. Возникновение писаного права в Древней Месопотамии // Вестник древней истории. 1984. № 4.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10681 — | 7833 — или читать все.

1. Особенности древнеегипетского права.

4. Артхашастра и Законы Ману (II в. до н.э. — II в. н.э.).

2. Сравнительная характеристика правового положения населения по Законам Хаммурапи, Законам Ману

3. Сравнительная характеристика древневавилонского и древнеиндийского обязательственного права:

5. Сравнительная характеристика уголовного права по Законам Хаммурапи, Законам Ману

3. Дважды рожденный Панду, отрешившийся от жизни брахман, 12 лет изучал науки в обители ученых, а после возвращения в родное селение стал требовать возврата имущества, переданного 2 года назад новому собственнику. Правомерны ли требования Панду с точки зрения законов Индии?

4. Решите ситуацию, руководствуясь нормами Циньского уложения о наказаниях и законодательных актов династии Хань: Должен ли чиновник, занимающий должность в управе, привлекаться к ответственности за преступления, совершенные людьми из его пятидворки?

5. Решить проблемно-логические задания по Законам Хаммурапи: Авилум Мардук-мубаллит нанял Эриб-Ураша для строительства дома. Но работа была выполнена некачественно, и вскоре после завершения строительства стена дала трещину и обвалилась часть крыши, в результате чего погиб малолетний сын Мардук-мубаллита. Кто и в каком объеме будет нести наказание?

Источники и литература

Вигасин, А.А. Юридическая тематика в композиции дхармашастр // Санскрит и древнеиндийская культура. М., 1979.

Законы Ману. М., 1992.

Калинина, Э. А. Истоки индийского права // Правоведение. 1979. — № 1.

Крашенинникова, Н.А. История права Востока. М., 1994.

Лурье, И.М. Очерки древнеегипетского права. XVI – X в.в. Памятники и исследования. М.1960.

Лурье, И.М. Заметки о древнеегипетском суде // Древний Египет. Сб. ст. М., 1960.

Переломов Л.С. Вклад легизма в формирование традиционных институтов китайской государственности // Роль традиций в истории и культуре Китая. М., 1972.

Переломов, Л. С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. М., 1981.

Романов, В. Н., Вигасин, А. А. Наблюдения над композицией дхармашастр // Древний Восток и античный мир. М., 1980.

Романов, В.Н. О социальной значимости дхармашастр // Санскрит и древнеиндийская культура. М., 1979.

Самозванцев, А.М. Правовой текст дхармашастры. М., 1991.

Самозванцев, А.М. Теория собственности в Древней Индии. М., 1978.

Якобсон, В.А. Некоторые проблемы и исследования государства и права Древнего Востока // Народы Азии и Африки. 1984. № 2.

Название Учебно-методический комплекс дисциплины «История государства и права зарубежных стран»
страница 7/11
Дата публикации 05.02.2015
Размер 1.58 Mb.
Тип Учебно-методический комплекс

h.120-bal.ru > Документы > Учебно-методический комплекс

Страны Восточной Азии

  1. Государственный строй тайпинского Китая.
  2. Движение за введение конституционного правления в Китае (вторая половина XIX века).
  3. Политическая программа Сунь Ят-Сена.
  4. Революция 1911 года и образование Китайской республики.
  5. Конституция Китая 1912 года.
  6. Образование буржуазного государства в Японии.
  7. Изменения в политической системе Японии (вторая половина XIX века).
  8. Конституция Японской империи 1868 года.
  9. Государственный строй Японии (вторая половина XIX века).
  10. Государственный строй Монголии в начале XX века.
  11. Политический режим в Корее (до 1945 года).
  12. Изменения в государственном строе Японии между двумя мировыми войнами.
  13. Конституция Японии 1946 года.
  14. Образование КНР.
  15. Государственный строй КНР в 50-е годы.
  16. Конституция КНР 1954 года.
  17. Конституционное развитие КНР.
  18. Образование КНДР.
  19. Становление государственного строя КНДР.
  20. Государственный строй Южной Кореи.
  21. Революция 1921 года и образование МНР.
  22. Становление государственного строя МНР.
  23. Конституция МНР 1924 года.
  24. Конституционное развитие МНР.
  25. Становление гражданского права Японии (институт собственности) в новое и новейшее время.
  26. Становление гражданского права Китая (институт обязательств) в новое и новейшее время.
  27. Особенности семейного и наследственного права Китая.
  28. Становление уголовного права Японии в новое и новейшее время.
  29. Становление процессуального права Японии в новое и новейшее время.
  30. Становление уголовного права КНР.
  31. Становление процессуального права КНР.
  32. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    «Дальневосточный государственный университет»

    (ДВГУ)
    ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ДВГУ

    КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

    по дисциплине «История государства и права зарубежных стран»

    030501.65 — Юриспруденция

    Итоговая форма контроля для студентов очной формы обучения– зачет в 1 семестре, экзамен во втором семестре.

    Текущая аттестация студентов предусматривает следующие формы контроля:

    1.Проведение индивидуальных собеседований со студентами по темам курса «История государства и права зарубежных стран», вынесенных на самостоятельное изучение:

    1. Законодательство Византии VIII – XI вв.
    2. Конституционное развитие Германии (1871 – 1919 гг.).
    3. Становление и развитие права в независимых странах Африки.
    4. Возникновение народно-демократического государства и права в странах Восточной Европы и Азии.
    5. Основные памятники феодального права у западных и южных славян.
    6. Франкское право.

    2.Решение задач (казусов) и выполнение упражнений по темам:

    а) история вавилонского права

    б) история древнеиндийского права

    в) римское право

    г) история феодального права стран Восточной Европы

    д) история французского буржуазного гражданского права

    е) новое и новейшее время;

    3.Проведение экспресс-опроса по темам:

    а) римское гражданское право.

    б) гражданское право стран Запада в новое и новейшее время;

    4.Письменный контроль усвоения терминов.

    5.Тестирование.
    Методические указания по решению задач (казусов)
    1. Решение казуса должно содержать в себе две главные части: резолютивную, т.е. само решение (написанное в такой форме, в какой оно могло бы быть вынесено судьей), и мотивировочную, состоящую соответственно из ссылок на закон, научную литературу, на учебник или учебное пособие. Писать надо только о том, что прямо и непосредственно относится к вопросу, и таким образом строго отбирать материал. Ссылки на источники должны быть указаны в тексте.

    2. Ответу на второй вопрос должен предшествовать краткий план (три-четыре пункта). Введение, если автор считает его необходимым, должно быть кратким, как и заключение. Все внимание нужно сосредоточить на том, чтобы полно (и в то же время кратко) ответить на поставленный вопрос. Всякое заимствование чужого текста необходимо оговаривать (дать ссылку на автора и его работу).

    3. Выбор того или другого из предложенных ниже вариантов должен зависеть главным образом от наличия рекомендованной литературы. Ответы на вторые вопросы вариантов требуют не только хорошего знания соответствующих разделов учебника (или учебного пособия), но и обращения к первоисточникам — документам. Поэтому в списке рекомендованной литературы неизменно фигурируют сборники документов (хрестоматии). Работа должна свидетельствовать о том, что первоисточники (документы) были действительно использованы (указаниями на номера статей закона и т.д.). Объем контрольной работы не должен превышать 20-24 страниц. Изложение вопросов должно носить самостоятельный характер. Дословное переписывание текста учебной литературы влечет за собой незачет работы.

    Вариант 1. 1. Римский гражданин К. передал мужу своей дочери, состоявшей в браке сине ману, во владение земельный участок, пару волов, раба, несколько овец и находившееся на земельном участке строение. Спустя полтора года, когда брак дочери был расторгнут по свободному соглашению супругов, К. потребовал возвращения всех данных во владение вещей. Дело перешло к претору. Как оно должно было решиться на основе римского права?

    2. Избирательная реформа 1832 года в Англии.Методическиеуказания

    1. Для решения казуса требуется понимание следующих вопросов: существа римского брака сине ману; различия между собственностью и владением; института приобретательной давности и ее применения к вещам движимым и недвижимым. Обо всем этом говорится в извлечениях из «Институций» римского юриста Гая.

    2. Необходимо указать на основные причины, приведшие к реформе 1832 года (в области избирательного права в Англии, раскрыть ее содержание). Заключение должно содержать политическую оценку реформы и ее последствий ( в том числе и для английской двухпартийной системы).
    Вариант 2.

    1. Римский гражданин Н. составил завещание, подписанное должным количеством свидетелей, в котором обошел молчанием находившегося в составе семьи сына и выделил дочери, состоявшей в браке сине ману, 1/10 часть наследства. Все остальное завещатель отдал пocторонним лицам. После смерти Н. его завещание было оспорено перед претором дочерью и братом наследодателя. Положение было осложнено тем, что обойденный молчанием сын умер за несколько месяцев до того, как умер его отец. Как должен был поступить претор?
    2. «Статьи Конфедерации» США. 1781 г.Методические указания

    1. Решение казуса не представляет большой сложности, но требует обязательного ознакомления с соответствующей главой «Институций» Гая.

    Студент столкнется с весьма интересным спором между двумя правовыми школами Древнего Рима — сабинианской и прокулианской. Желательно изложение сути спора и его оценка. Несколько осложняет решение казуса то, что дочь находится (фактически) не в составе семьи отца, а в браке сине ману. Поэтому студент должен иметь ясное представление об имущественных отношениях, возникающих в этой форме брака. Наконец, желательно уяснить и ту общую тенденцию, которая характеризует римское наследственное право классического периода: все более широкое вовлечение в круг наследников кровных родственников завещателя.

    2. «Статьи Конфедерации» — документ, оформивший конфедеративный союз Соединенных Штатов Америки. Они действовали около 7 лет и были заменены вследствие присущих им недостатков, мешавших политическому всевластию американской буржуазии и государственному развитию объединившихся штатов. Рассмотрение «Статей Конфедерации» поможет более глубокому знакомству с общим вопросом о возникновении США и особенностях американского конституционализма.

    Всякого рода второстепенные подробности должны быть опущены. Необходимо увидеть в документе его главные, наиболее характерные черты, выделить их и дать им оценку.
    Вариант 3.

    1. Некий бездомный франкский крестьянин был приглашен поселиться в вилле (деревне), к которой он не принадлежал (по своему рождению, происхождению). Ему удалось построить жилище и засеять участок свободной земли. Спустя 6 месяцев после вселения один из соседей заявил требование о немедленном выселении пришельца. После сопротивления и процедуры, описанной в Салической правде, последний должен был оставить деревню. Перед тем он продал дом и засеянное поле. Но и эти действия его были оспорены. На каком основании? В чем заключаются исторические корни, породившие указанные отношения (право запрещения переселяться в виллу)? Каким образом могли появляться люди, искавшие прибежища в чужих деревнях?

    2. Декларация Парижской коммуны к французскому народу (1871 г.).Методические указания

    1. Ответ на основной вопрос содержится в Салической правде, которую легко найти в хрестоматиях. Но одной её не достаточно, чтобы ответить на все вопросы. Нужно внимательно изучить материал о сельской общине и условиях ее разложения в период феодализации франкского общества.

    2. Знаменитая Декларация к французскому народу, изданная Парижской коммуной 1871 г., много раз привлекала к себе пристальное внимание. Исследователи во многом расходились в ее оценке.

    Декларация содержит изложение как программы государственного переустройства Франции на основе новых принципов, так и ряда социальных мер, которые коммуна считала необходимым осуществить.

    Этим двум вопросам и должна быть посвящена вторая часть работы.
    Вариант 4.

    1. Вследствие поломки машины рабочий получил травму, лишившую его возможности заниматься прежней профессиональной деятельностью. Потерпевший обратился в суд с иском о возмещении убытков, направленным против предпринимателя. Но последний заявил на суде, что он лично не виновен в несчастье, постигшем рабочего, что предусмотренные законом правила безопасности на предприятии соблюдаются, и что на этом основании удовлетворить требования истца отказывается. Как будет решен иск на основании Германского гражданского кодекса?

    2. Якобинская конституция 1793 года. Методические указания

    1. Для ответа на первый вопрос необходимо обратиться к ст. 823 Германского гражданского уложения. Важно увидеть, что скрывается за «заботой» законодателя о возмещении вреда, наступившего в результате «недозволенных действий». При этом надо учесть, что постановления ГГУ имеют в данном смысле общее значение для буржуазного социального законодательства.

    2. Якобинская конституция не была введена в действие, но неизменно привлекает к себе внимание своим демократизмом, оригинальной попыткой совместить представительные учреждения с народным опросом и т.д. Не надо рассказывать обо всем содержании конституции: достаточно выделить основное. Но чтобы его увидеть, следует внимательно прочитать весь указанный документ.

    Исходя из характеристики конституции, во введении необходимо кратко охарактеризовать сущность якобинской диктатуры. Целесообразно будет сравнение с конституцией 1791 года.
    Задачи (казусы) по истории права зарубежных стран

    1.Представим себе, что какая-то чужая лошадь, отбившаяся от табуна и преследуемая волками, ворвалась во двор А. Последний, не зная кому принадлежит лошадь, оставил ее у себя, кормил ее работал на ней.

    Собственник лошади Л. Явился и потребовал, чтобы ее немедленно возвратили. Пришли свидетели, подтвердившие принадлежность лошади Л. А. лошадь не отдал. Правильно ли он поступил с точки зрения законов Хаммурапи?

    2.Некто Е. вез зерно на рынок. В пути с Е. произошло несчастье, и он вынужден был при свидетелях оставить зерно на хранение в сарае у Б. По истечении срока хранения Е. явился за зерном, но его не получил. Б. ему рассказал, что однажды ночью неизвестные взломали дверь сарая и похитили зерно. Е. возбудил иск к Б. Возможно ли возмещение убытка в соответствии с действующим законодательством?

    3.Продавец обязался договором купли-продажи передать покупателю чужую вещь, будучи уверен, что ему удастся приобрести ее у настоящего собственника на выгодных условиях. И продавец и покупатель знали, что речь идет о чужой вещи. Была ли эта сделка допустима? Несет ли продавец ответственность за убытки, понесенные покупателем в случае, если последний вещь не получит?

    4. Державший «илку» воин послал вместо себя в цпрский поход человека, уплатив ему одну мину серебра. Последний бежал с поля брани и был изобличен компетентными властями как подставное лицо. Дло было передано в суд. Каково решение суда?

    5. У. продал быка Л. Спустя три месяца на быка стал претендовать К. Л. Обратился в суд. Как должен поступить судья?

    В соответствии с вышеуказанным оказалось, что У. не является собственником быка. Подлинным собственником является К., который иском потребовал быка у Л. Что должен предпринять Л. Для возмещения понесенных им затрат?

    6.В водах Тифа чиновники выловили женщину-утопленницу. Выяснилось, что женщина – жена богатого тамкара из Сиппара, который утопил ее за то, что она без ведома раздарила египетские статуэтки из личной семейной коллекции. Родственники погибшей обратились в суд. Решение суда?

    7. Из царского книгохранилища пропал папирус с текстом поэмы о Гальгамаше. Подозрение пало на раба, ежедневно убиравшего помещение хранилища. Рабианум установил, что последний бывает в доме мушкенум В. у своей сестры-рабыни. При обыске царская вещь была найдсна в лом доме, Раб, его сестра-рабыня и хозяин были казнены. На основе каких статей они понесли столь тяжкое наказание?
    Казусы по истории древнеиндийского права

    1. «Я, Митравандака — брахман из древнего рода селения Матхура, клянусь правдой Вед и признаю в стоящем персд великим судом человеке ростовщика Чипгамапи, присвоившего себе отличительные знаки учителя и осмеливптетося поучать людей. Прошу великий суд примерно наказать этого обманщика». Решение суда?

    2. Дважды рожденный Папду, отрешивийся от жизни брахман, 12 лет изучал науки в обители ученых, а после возвращения в родное селение стал требовать возврата имущсства, переданного 2 года назад новому собственнику. Правомерпыли требования Панду с точки зрения законов Индии?
    Казусы по истории римского права

    1. Б. положил принадлежавшее ему бревно под навес, где хранились бревна А. Последний, не зная об этом, при строительстве своего дома использовал бревно, принадлежавшее Б. Спустя два месяца Б., обнаружив это, потребовал возврата припадлсжавшего ему бревна или возмещение его стоимости. Средств на оплату бревна у А. не оказалось. Какое решение должен был вынести магистрат, руководствовавшийся при рассмотрении этого дела законами ХН таблиц? .

    2. Некто В. неоднократно просил своего соседа Д. срезать ветки или срубить дерево, растущее на земле Д., но всей кроной стелющееся по земле В. (это затрудняло последнему пользование его земельным участком). Д. отказывался удовлетворить эту просьбу, мотивируя это том, что он вправе распоряжаться всем, что растет на его земле. Тогда В. срубил это дерево. Правомочпы ли были его действия с точки зрения закона ХН таблиц?

    3. Некая А. после смерти мужа находилась под опекой деверя. Действуя без согласия опекуна, она передала принадлежавшего ей раба в пользование брата. Спустя полтора года после этого, опекун потребовал возвращения раба в хозяйство своей подопечной. Владелец отказался выполнить это требование, ссылаясь на то, что раб стал его собственностью по давности. Как был разрешен этот спор на основе законов ХIIтаблиц?

    4. Законы ХН таблиц, как и последующие законы, устанавливали пределы для взыскания процентов по займам. Каким образом можно было обходить ли ограничения?

    5. Некто назначил раба своим наследником. Может ли раб отказаться? Можно ли сделать раба наследником без отпущения на волю?

    6. Добросовестный приобретатель купил по незнанию краденую вещь. Может ли он ссылаться на истечение срока приобретательной давности?

    7. А. оккупировал чужую землю, будучи уверенным, что ее собственник Н. не посмеет оказать сопротивление. Тут вмешалось третье лицо, которое, основываясь на порочности владения, заявило требование о возврате захваченной земли в первоначальное состояние. Законен ли этот иск?

    Каждый вариант контрольно-тестовой работы включает в себя 4 задания, которые должны быть последовательно выполнены:

    Задания № 1 – это тестовые задания;

    Задание № 2 — теоретическое задание, включает в себя характеристику правового памятника.

    Задание № 3 — теоретическое задание, включает в себя характеристику развития государства и права в определенный исторический период.

    Задание № 4 — практическое задание, решение задачи.

    Вариант контрольных работ определяется по первой букве в фамилии студента,

    Вариант № 1 – от А до Г

    Вариант № 2 – от Д до З

    Вариант № 3 – от И до Л

    Вариант № 4 – от М до П

    Вариант № 5 – от Р до Т

    Вариант № 6 – от У до Ч

    Вариант № 7 – от Ш до Я

    1. Что является предметом дисциплины «История государства и права зарубежных стран»?

    а) изучение закономерностей развития общества в целом;

    б) изучение правовых норм, регулирующих общественную жизнь;

    в) изучение возникновения и развития государства и права отдельных стран в определенной конкретной исторической обстановке;

    г) изучение государства и права в рамках абстрагированного исторического процесса без учета исторических случайностей.

    2. Вор, совершающий кражу ночью по Законам Ману должен быть:

    б) возместить ущерб и подвергнуться телесному наказанию;

    в) степень наказания определяется его происхождением;

    г) заплатить штраф и возместить причиненный ущерб.

    3. Основные принципы мусульманского права:

    а) принцип всеобщего равенства

    б) принцип справедливости, равенства правоверный, принцип талиона

    в) принцип сословного разделения.

    4. Великая хартия вольностей:

    а) подписана 1251 году королем Иоанном Безземельным.

    б) подписана 1215 году Иоанном Безземельным;

    в) подписана 1315 году Иоанном Безземельным ;

    5. Правом высшей юрисдикции в середине XIV в. по «Золотой Булле» обладали: а) суды князей-избирателей;

    б) церковные суды;

    в) городские суды;

    г) имперский верховный суд (1495 г.).

    6. Основные источники права в Арабском Халифате являются:

    а) Коран, Сунна, Иджма;

    б) Ассиза, Коран, Иждма

    в) Муамалат, Фетва, Хадис

    7. Кутюмы Бовези:

    а) сборник правовых обычаев (кутюмов) местности Бовези (северо-восток Франции.

    б) сборник правовых актов средневековой Европы;

    в) сборник правовых актов Франкского государства.

    8. Территориальная структура средневековой Византии:

    а) префектуры делятся на диоцезы, которые состоят их провинций;

    б) провинции делятся на диоцезы, которые состоят их префектуры

    в) области делятся на земли, которые состоят их провинций

    9. Доктрина «судебного прецедента» в праве средневековой Англии включала в себя:

    а) обязанность судей поддерживаться предыдущих судебных решений, создание решений (правил), которые формируют обязательную правовую норму;

    б) обязанность судей поддерживаться норм Великой хартии вольностей, которая формирует обязательную правовую норму;

    в) обязанность судей поддерживаться норм англосаксонских правд и ассизов.

    10. Префектуры в средневековой Византии это:

    а) административно -территориальные единицы;

    б) государственные выборные органы

    в) объединение канцелярий

    Дайте характеристику Законника Вавилонского царя Хаммурапи: история создания, характеристика, содержание и историко-правовое значение.

    Особенности общественного и государственного строя Франции в период сословно-представительной монархии.

    ЗАДАНИЕ № 4 ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

    Представим себе, что какая-то чужая лошадь, отбившаяся от табуна и преследуемая волками, прорвалась на двор Липту. Последний, не зная, кому принадлежит лошадь, оставил ее у себя, кормил ее и работал на ней. Собственник лошади Умма явился и потребовал, чтобы ее немедленно возвратили. Пришли свидетели, подтвердившие принадлежность лошади Умме. Липту лошадь не отдал. Правильно ли он поступил с точки зрения законов Хаммурапи?

    1. Строитель построил дом и продал его. Но дом был построен небрежно, поэтому он вскоре обвалился и насмерть задавил хозяина. Какое наказание предусматривают Законы Хаммурапи?

    а) строитель должен восстановить дом за свой счет;

    б) строитель должен восстановить дом за свой счет и

    в) строителя должны казнить;

    г) строитель должен возместить ущерб и подвергнуться телесному наказанию.

    а) если заключен человеком нишей варны или ребенком;

    б) если заключен пьяным, безумным ребенком, старым рабом;

    3. Философское учение, которое стало основой права Китая:

    б) учение Конфуция

    а) обычаи и законодательная деятельность фараонов.

    б) обычаи и писания жрецов

    в) Законы Аменемхета III.

    5. Манципация в Древнем Риме?

    б) форма договора;

    г) серия обязательных формальных действий, сопутствующих возникновению права собственности на вещь.

    6. В Древнем Риме по Законам XII таблиц наказание за лжесвидетельство предусматривало:

    б) штраф в размере суммы иска;

    г) смертную казнь.

    7. Основные этапы государственности средневековой Европы:

    а) раннефеодальная монархия, сеньориальная монархия, сословно-представительная монархия, абсолютная монархия;

    б) абсолютная монархия, конституционная монархия, республика.

    8. Основные источники права франков:

    в) моисеев закон, салическая правда, земельный кодекс.

    9 Глава государства в Арабском Халифате является:

    а) совокупность правовых, охватывающая значительную часть жизни мусульманина

    б) совокупность правовых,канонически-традиционных, морально-этических и религиозных норм ислама, охватывающая значительную часть жизни мусульманина.

    в) учение о государстве

    Дайте характеристику источникам и системе права средневековой Франции Кутюмы Бовези: история создания, характеристика, содержание и историко-правовое значение.

    Образование и развитие Афинского государства: социальные противоречия и государственные реформы.

    Судья вынес решение по одному из дел, изготовил документ с печатями, но затем изменил свое решение в пользу другой стороны и был в этом изобличен. Какая ответственность предусматривается для судьи по законам царя Хаммурапи?

    1. Если человек попал за долги в кабалу, то через какое время он мог вернуть себе свободу в Древнем Вавилоне?

    а) он должен отработать 3 г., а на 4-й получает свободу;

    б) он должен отработать 2 г., а на 3-й получает свободу;

    в) он остается в долговом рабстве пожизненно;

    г) он должен отработать 5 лет, а на 6-й получает свободу.

    2 Основная цель наказаний в странах древнего Востока

    3. «Уложение о наказаниях» Му-Вана

    а) предусматривало большое количество телесных наказаний, в том числе смертную казнь.

    б) в основном предусматривало штрафы и основывалось на «законе талиона»;

    в) предусматривало наказания только против царских и храмовых земель.

    4. Процессы по уголовным и гражданским делам в древнем Египте:

    а) осуществлялись одинаково на основании жалобы потерпевшего, доказательством служили свидетельские показания и клятвы.

    б) по гражданским делам запрещено применять пытки женщин

    в) осуществлялись одинаково: потерпевший должен обратится сначала к жрецу, который дает разрешение обращать в суд.

    5. Какая форма государственности становится территориальной формой политической организации Древней Греции?

    5. коллегии архонтов

    а) «Избранные законы» средневековой Византии;

    б) Часть законов Юстиниана;

    в) Высший представительный орган средневековой Византии.

    7. Каноническое право:

    а) право христианской церкви;

    б) закрепило право торгового оборота и правового статуса купцов;

    8 Салическая правда закрепляла:

    а) основы раннеклассового общества, состязательный судебный процесс, систему социально-правовых статусов.

    б) исключительные права папы на императорские регалии, судебные полномочия папы, положение общины;

    в) разделение королевской власти от власти папы, неподсудность папы любому суду.

    9 Ордонансы и статусы – это:

    а) королевские указы, имевшие силу государственных законов без обязательного утверждения органами сословного представительства.

    б) акты католической церкви средневековой Англии, имевшие силу государственных законов;

    в) решение судов в средневековой Англии, имевшие силу государственных законов;

    10. Особенность формирования государственной власти в Арабском Халифате является:

    а) тесная связь государственной власти и религии;

    б) тесная связь со странами Европы.

    в) принятие основ византийского права.

    Дайте характеристику Законов Ману: история создания, характеристика, содержание и историко-правовое значение.

    Государственный и общественный строй Англии в период сеньориальной монархии

    У римского гражданина Тиберия было три внука. Один родился в семье эмансипированного сына. Другой родился от сына, жившего вместе с отцом, третий был рожден дочерью, состоящей в «правильном» браке. Какой из внуков находится под властью деда по римскому праву?

    1. Положение женщины по закону Ману определялось:

    а) равноправный член семьи;

    б) подчинялась только мужу, но имела право на развод;

    в) подчинение в детстве – отцу, после замужества — мужу, после его смерти – сыновьям.

    2. Где впервые в мире судебные дела стали рассматриваться с участием суда присяжных, носивших название Гелиэи?

    3. Назовите элементы непосредственной демократии в раннереспубликанский период развития полисной системы.

    1. народные собрания

    4. гражданские общины

    4. Свод законов Юстиниана состоит:

    а) Кутюмов, Парафраз, Схолий;

    б) Кодексов, Базилики, Эклоги;

    в) Кодексов, Дигестов, Институций, Новелл;

    5. Основные этапы эволюции Франкского государства:

    а) Правление династий Меровингов, Каролингов, Капетингов;

    б) Правление Суллы, Деоклетиана, Константина;

    6. Система иерархических отношений между феодалами. Состоит в личной зависимости одних феодалов (вассалов, министериалов) от других сеньоров.

    7. «Саксонское зерцало» 1230 г. — это:

    а) сборник обычного права Саксонии.

    б) сборник канонического права средневековой Германии

    в) документ, который закрепил статус городов средневековой Германии.

    а) акты королей средневековой Англии;

    б) акты католической церкви средневековой Англии;

    в) решение судов в средневековой Англии;

    9. Документ, ставший самым первым и впоследствии одним из основополагающих конституционных актов Англии:

    а) Золотая булла

    б) Великая хартия вольностей;

    в) Саксонское зерцало;

    10. Правовое положение лица в Арабском Халифате определялось прежде всего:

    а) наличием собственности

    в) уровнем доходов

    Дайте характеристику Уголовно-судебного уложения Каролина 1532 г.: история создания, характеристика, содержание и историко-правовое значение.

    Общественный и государственный строй Рима в царский период. Реформы Сервия Туллия.

    Ночью при попытке ограбления дома вор был убит в схватке с хозяином. Какое наказание предусматривают Законы XII таблиц для убийцы?

    1. Договор дарения считался не действительным по законам Ману:

    б) ели заключен пьяным, безумным ребенком, старым рабом;

    в) если заключен без участия паришада.

    2. Сущность реформ Ван Мана:

    а) все земли были в равных долях розданы свободным общинникам.

    б) все земли были объявлены царскими, наложен запрет на куплю-продажу земли;

    в) все земли объявлены царскими и храмовыми, но разрешалась покупка и дарение земель.

    3 Сервитуты в Древнеримском праве означали:

    а) форму долгового обязательства;

    б) форму земельной собственности;

    в) вещь, перешедшую в собственность по праву давности владения;

    г) форму ограничения права собственности.

    4. Вендикация в римском праве:

    а) способ защиты права собственности;

    б) кровная месть;

    в) родство не по праву;

    г) залог предприятия, сооружения, земли.

    5 Что представлял из себя, с точки зрения внутренней организации, античный полис?

    2. гражданскую общину

    3. политическую общину

    5. закрытое государство

    6. Высшее сословие в средневековой Византии было:

    7. Право средневековой Европы включает в себя:

    а) обычное, каноническое, ленное, городское, торговое, манориальное право;

    в) царский, республиканский, императорский период.

    а) сословно-представительный орган средневековой Франции

    б) совещательный орган средневековой Германии.

    в) представительный орган государства франков.

    9. «Каролина» 1532 г

    а кодекс феодального гражданского и гражданско-процессуального права Германии;

    б) кодекс феодального уголовного и уголовно-процессуального права Германии;

    в) кодекс феодального уголовного права Англии;

    10. Территория Арабского Халифата делилась

    ЗАДАНИЕ № 2 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

    Дайте характеристику Великой Хартии Вольностей: история создания, характеристика, содержание и историко-правовое значение.

    Общественный и государственный строй Рима в республиканский период.

    Корабельщик построил корабль по заказу одного купца. Но оказалось, что корабль был построен непрочно и вскоре затонул вместе с товаром. Купец потребовал от корабельщика выплатить ущерб. Как должен разрешиться спор по Законам Хаммурапи?

    ЗАДАНИЕ № 1 ТЕСТ

    1. В Древнем Риме по Законам XII таблиц наказание за лжесвидетельство предусматривало:

    а) телесное наказание;

    2 В каком виде предстает право в античном мире?

    3. как обязательный регулятор полисной жизни

    3. Назовите верховный орган власти Афин в V в. до н.э.

    4. Византийская империя прекратила свое существование:

    а) 29 мая 1453 года в результате захвата Константинополя турецкими войсками;

    б) 29 мая 1453 года в результате захвата Константинополя войсками арабского Халифата;

    в) 29 мая 1452 года в результате крестовых походов.

    5. Основные источники права франков:

    а) «варварские правды», королевские распоряжения, обычаи, церковное законодательство;

    6. «Великий мартовский ордонанс» 1357 г. — это:

    а) документ, по которому Генеральные штаты получили право контролировать расходы правительства, наделялись права объявления войны и мира и назначения советников короля.

    б) документ, по которому Генеральные штаты получили право формировать правительство, лишились права объявления войны и мира и контролировали сбор налогов.

    в) документ, по которому в Генеральные штаты вошли представители всех завоеванных территорий и представители католической церкви..

    7. «Золотая булла» 1356 г

    а) юридически закрепила феодальную раздробленность;

    б) юридически закрепила абсолютную монархию;

    в) юридически закрепила статус городов;

    8. Англосаксонские правды — это:

    б) поздние законы, записанные королевской властью. Записанные в этих законах правила были и адресованы только правительству.

    9. Великая хартия вольностей является памятником:

    а) средневекового права Англии и частью современной британской конституции;

    б) средневекового права Германии.

    в) средневекового права Византии.

    10. Шариат опирается:

    а) на Коран и Сунну и включает элементы конституционного, гражданского, уголовного, административного, семейного и процессуального права, а также моральные, этические нормы

    б) на Коран и Сунну и включает только религиозные нормы, а также моральные, этические нормы

    в) на Сунну и включает нормы, регулирующие государственное устройство страны на основе религии

    Дайте характеристику Законам XII Таблиц: история создания, характеристика, содержание и историко-правовое значение.

    ЗАДАНИЕ № 3 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

    Образование и государственный строй Арабского Халифата.

    Француженка Аннет Кордье была обвинена в колдовстве. Подвергнутая допросу, она под пыткой признала свою вину. Какое наказание ожидает Аннет Кордье? 2 Двенадцатилетний Фридрих Маер совершил кражу булки. Задержанный городской стражей, он предстал перед судом. Какие смягчающие вину обстоятельства будут приняты во внимание и какое наказание ожидает Фридриха Маера по Каролине?

    1 Основная цель наказаний в странах древнего Востока

    б) возмещение ущерба;

    2. Договор дарения считался не действительным по законам Ману:

    а) учение Аристотеля

    в) учение Ван Мана.

    4. Источниками права древнего Египта являются

    4. Манципация в Древнем Риме?

    а) форма обращения с иском в суд;

    в) порядок расторжения договора;

    5. В Древнем Риме по Законам XII таблиц наказание за лжесвидетельство предусматривало:

    в) лишение гражданских прав;

    6. Назовите верховный орган власти Афин в V в. до н.э.

    2. народное собрание

    7. Консул в средневековой Византии:

    а) высший почетный титул, даруемый Сенатом;

    б) глава духовной власти

    в) глава канцелярий

    8. Свод законов Юстиниана это:

    а) является источником права Средневековой Византии;

    б) часть правовой системы Западной римской империи;

    в) «Царские законы» средневековой Византии

    9. Основные источники права франков:

    б) эклога, индексы, прохирон;

    10. Англосаксонские правды — это:

    а) конституционные законы, записанные королевской властью. Записанные в этих законах правила были и адресованы только королевским судьям.

    в) ранние законы – древнейшие записи правовых обычаев королевской властью. Записанные в этих законах правила были и адресованы только королевским судьям.

    Дайте характеристику Салической правды: история создания, характеристика, содержание и историко-правовое значение.

    Образование и государственный строй Спарты.

    Томас Херет подозревавшийся в злостном преступлении был допрошен под пыткой, но не был изобличен и не сознался в приписываемом ему преступлении. После освобождения Т. Херет подал иск на судью, обвиняя его в незаконных истязаниях, который тот ему причинил. Какому взысканию подвергнется судья по Каролине?

    16.10.2016, 20:09

    Контрольная работа состоит из двух заданий: теоретического и практического.

    В рамках первого задания необходимо написать эссе по заданной проблематике. Общий объем эссе не должен превышать 5-7 страниц.

    Второе задание включают юридические ситуации (казусы), которые необходимо проанализировать и разрешить, опираясь на соответствующие нормативные правовые акты.

    Объем контрольной работы не должен превышать 6 – 9 листов, отпечатанных с одной стороны. Листы должны быть пронумерованы внизу по центру. В конце работы ставится подпись слушателя и дата ее выполнения.

    ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

    Задание 1. Напишите эссе на тему: Каким путем обычно создавались империи на Востоке? Правомерно ли сводить роль империи к территориальной экспансии и эксплуатации чужих территорий? Можно ли их рассматривать в качестве высшего итога социально-политической интеграции? Насколько значительными в процессе их создания были элементы естественно-исторического развития?

    Задача № 1. Нарам-Суэн, воин царя Хаммурапи во время военного похода попал в ассирийский плен и был продан в рабство. Однако через полгода ему удалось бежать. По возвращении домой он обнаружил, что его поле и сад переданы другому воину, а его декум (командир) забрал себе все ценные подарки, полученные Нарам-Суэном от царя за храбрость. Нарам-Суэн обратился с жалобой к царю. Как нужно разрешить дело по Законам царя Хаммурапи?

    Задача № 2. К бальи графства Клермон поступила жалоба от одного шевалье на его сеньора барона в том, что барон отказал подателю жалобы в правосудии. Может ли бальи сам рассмотреть дело шевалье, которое отказался рассматривать его сеньор? Решите казус, руководствуясь Кутюмами Бовези.

    Задание 1. Напишите эссе на тему: Древняя Индия славилась богатыми гуманными традициями поведения воинов на войне. В Законах Ману говорилось о том, что воины не должны применять такие виды оружия, как багры, яд, огонь, нападать на невоюющих. Законы предписывали воинам щадить побежденных, оставлять в живых раненых и сдавшихся в плен, уважать особые законы покоренных народов. Как Вы можете объяснить такой гуманизм Законов Ману? Данные нормы являются типичными для древнего права или характерны только для индийской традиции?

    Задача № 1. Авилум Мардук-мубаллит нанял Эриб-Ураша для строительства дома. Но работа была выполнена некачественно, и вскоре после завершения строительства стена дала трещину и обвалилась часть крыши, в результате чего погиб малолетний сын Мардук-мубаллита. Кто и в каком объеме будет нести наказание по Законам Хаммурапи?

    Задача № 2. В судебной курии одного из графств возник спор между двумя баронами, но оказалось, что других баронов в этой курии нет. Правомочны ли другие дворяне, заседающие в этой курии рассматривать данный спор? Если нет, как можно разрешить данную проблему? Решите казус, руководствуясь Кутюмами Бовези.

    Задание 1. Напишите эссе на тему: Как Вы понимаете смысл следующих принципов средневекового французского права: «Бог на стороне правого»; — «Кому дозволено носить меч при бедре, тому можно и должно защищать этим мечом свое право».

    Задача № 1. Царский мушкенум Энметена арендовал на один год дом у вавилонянина за 60 сиклей серебра. Однако через 8 месяцев собственник дома потребовал освободить дом, так как ему потребовалась дополнительная площадь, и предложил забрать 20 сиклей серебра за оставшиеся 4 месяца. Энметена обратился с жалобой в суд. Как должен быть разрешен спор по Законам царя Хаммурапи?

    Задача № 2. Шевалье де Эрбуа был вызван в качестве ответчика в суд в установленные сроки. Проживая в отдаленном имении, на дорогу до места заседания судебной курии он должен был потратить несколько дней. Во время поездки его лошадь заболела и пала. Пока он ожидал, что лошадь поправится, пока была куплена новая подходящая его статусу лошадь, прошла неделя. В результате шевалье де Эрбуа опоздал в суд на пять дней. Является ли данное опоздание правонарушением и будет ли шевалье де Эрбуа нести за это ответственность? Решите казус, руководствуясь Кутюмами Бовези.

    Задание 1. Напишите эссе на тему: В качестве примера влияния религиозного фактора на правовой статус индивидов можно привести статью 7 книги 3 части I Саксонского зерцала. В ней идет речь о различиях в правовом статусе приверженцев иудаизма и христианства. Почему в германском праве предусматривались различия в правовом статусе на основе вероисповедания? В чем эти различия проявлялись?

    Задача № 1. Авилум во время ссоры ударил по лицу рабианума. Какую ответственность должен понести авилум в соответствии с Законами царя Хаммурапи?

    Задача № 2. На рыцарском турнире во время поединка, копье одного соперника пробило защитный шлем другого соперника и нанесло ему смертельную рану, в результате чего пострадавший умер. Как можно квалифицировать данную ситуацию? Будет ли виновный в смерти нести ответственность в соответствии с Кутюмами Бовези?

    Задание 1. Напишите эссе на тему: Общеевропейское правило вассалитета гласило «вассал моего вассала не мой вассал». Раскройте его содержание и значение. Однако в Англии этот принцип не действовал. Объясните, почему?

    Задание 2. Решите юридические казусы.

    Задача № 1. Вавилонянин Ику-шамаган в присутствии свидетелей заключил договор с Бамму-напхе о том, что последний отдает свою дочь Аштарат в жены Ику-шамагану. Соглашение было письменно оформлено, и Бамму-напхе получил полмины серебра в качестве выкупа за невесту. Свадьба была отложена на два месяца, поскольку Ику-шамаган должен был отправиться в торговую поездку. Но по возвращении Бамму-напхе отказался отдать свою дочь в жены, так как появилась кандидатура более перспективного жениха. Имеет ли право Бамму-напхе на такие действия, и каковы последствия такого отказа в соответствии с Законами царя Хаммурапи?

    Задача № 2. В семье серва и свободной женщины родился ребенок. Каким правовым статусом он будет обладать? Изменится ли правовой статус ребенка, если предположить, что отец был свободным, а мать – крепостной? Решите казус по Кутюмам Бовези.

    Задание 1. Напишите эссе на тему: В 1473 году разбиралось дело о майских жуках перед духовным судом Лозанны. Один из священников прочитал жукам увещевание: «Глупые, неразумные твари! Личинок майских жуков не было в Ноевом ковчеге. Во имя моего милосердного господина Епископа Лозаннского повелеваю вам всем Удалиться в продолжение шести дней Со всех мест, где растет пища для людей и скота. Если же вы желаете обжаловать это решение, то я приглашаю вас на суд в шестой день в первый час пополудни, к моему милостивому господину епископу Лозаннскому в Вабельсбург». Оцените данный факт. Кто мог быть субъектом правоотношений в средние века?

    Задача № 1. Мушкенум Шаррукен нанялся пастухом в одну из сельских общин близ Вавилона. Однажды на стадо напала стая волков и задрала несколько овец. Хозяин стада потребовал, чтобы Шаррукен компенсировал убытки, поскольку он не обеспечил безопасности животных. Шаррукен отказался. Как должен быть разрешен спор по Законам царя Хаммурапи?

    Задача № 2. На рассмотрение бальи графства Клермон поступило дело о споре двух шевалье. Шевалье Рауль со своими слугами захватил стадо из 10 коров, которых пасли крестьяне шевалье Анри. Через день шевалье Анри, вооружив своих слуг и крестьян, напал на поместье шевалье Рауля, отбил захваченный скот и в качестве компенсации вывез два воза сена, пять коробов ржи и девять овец. Квалифицируйте действия сторон по кутюмам Бовези. Какое решение примет бальи?

    Задание 1. Напишите эссе на тему: В чем состоят причины стабильности Конституции США? Почему её относят к «живым» конституциям? Охарактеризуйте Конституцию США.

    Задача № 1. Жрец одного из вавилонских храмов приобрел у заезжего торговца двух рабов за 3 мины серебра. Однако житель города Лагаша, приехавший в Вавилон по своим делам, опознал в них своих беглых рабов и обратился в суд. Какое решение должен вынести судья по Законам царя Хаммурапи?

    Задача № 2. На рассмотрение бальи поступило дело человека, обвиняемого в поджоге дома. Какое наказание грозит обвиняемому в соответствии с Кутюмами Бовези?

    Задание 1. Напишите эссе на тему: Оцените содержание и значение революции 1911 – 1912 гг. в Китае, используя следующие вопросы: каковы политические последствия революции 1911-1912 гг.? Какая форма правления и какой государственный режим сложились в результате революции? Почему революция 1911 года прошла под лозунгом «Свергнем маньчжуров, восстановим китайское правление». Почему основной идеей революции стала идея китайского национализма?

    Задача № 1. Авилум Забар приобрел для своего раба Кубата, обученного гончарному ремеслу, мастерскую и забирал 2/3 дохода. Накопив сумму, достаточную для брачного выкупа, Кубат женился на Лике — «дочери человека». Прожив с ней 7 лет, Кубат умер. После его смерти Забар продал мастерскую и забрал имущество своего раба, оставив Лике ее приданое. Вдова обратилась в суд. Какое решение должен вынести судья, руководствуясь Законами царя Хаммурапи?

    Задача № 2. При рассмотрении судебного спора один из участников пригласил в качестве адвоката свою сестру. Она славилась начитанностью, бойкостью и остротой речи. Имели право бальи отклонять кандидатуру адвоката? Рассмотрите ситуацию, опираясь на кутюмы Бовези.

    Задание 1. Напишите эссе на тему: Охарактеризуйте правовой статус Британского Содружества по плану: а) причины распада Британской колониальной империи; б) международно-правовой статус «Содружества наций», порядок взаимоотношений между Великобританией и ее бывшими колониями; в) современные тенденции в развитии Британского Содружества.

    Задача № 1. Копьеносец Даян-Уцур был пленен во время похода против хурритов. Пробыв в плену 5 лет, он был продан в рабство в Элам, где его приобрел тамкар Иддин-Мардук. По прибытии в Вавилон Даян-Уцур обратился в суд, оспаривая свое рабское положение. За время его отсутствия жена вышла замуж за конного стрелка Бамунда, от которого прижила двух детей. Какое решение должен принять судья по делу Даян-Уцура, руководствуясь Законами царя Хаммурапи?

    Задача № 2. Шевалье Жан Мерсье обратился в курию своего сеньора о признании права saisine (сейзины) на пустующие выгоны, которыми он пользовался уже полтора года. Что такое сейзина? Будут ли признаны и удовлетворены требованья шевалье? Рассмотрите ситуацию, опираясь на кутюмы Бовези.

    Задание 1. Напишите эссе на тему: Многие исследователи в ментальности древних греков ключевую роль отводят «агональному духу» (стремлению к состязательности). Можно ли на этом основании говорить о том, что на древнегреческом материале полностью подтвердилась справедливость спортивной теории происхождения государства? Почему? Если вы не согласны с данной теорией применительно к Древней Греции, то выскажите свою версию и аргументируйте ее.

    Задача № 1. Человек имел на себе долг и отдал за него в долговую кабалу свою жену. При каких условиях ее можно вернуть из долговой кабалы? Решите казус в соответствии с Законами Хаммурапи.

    Задача № 2. Графу де Артуа поступила жалоба от одного из вассалов на то, что один из рыцарей его графства переманил к себе на поселение нескольких свободных, которые ранее проживали в фьефе истца на условиях гостизы. Перед уходом они передали гостизы другим лицам. Истец не доволен несением ими повинностей и просит вернуть поселенцев обратно. Будет удовлетворена жалоба истца по Кутюмам Бовези?

    Задание 1. Напишите эссе на тему: В древнеиндийских Законах Ману говорилось: «Если бы царь не налагал неустанно наказание на заслуживающих его, более сильные изжарили бы слабых, как рыбу на вертеле». Каким образом данное изречение объясняет цели создания законов Ману и предназначение царской власти?

    Задача № 1. Корабельщик Кинегудра построил корабль по заказу Зарихудоносора. Оказалось, что судно непрочно и в этом же году дало течь. Корабельщик отказался заплатить владельцу понесенные убытки. Как должен быть решен данный спор по Законам Хаммурапи?

    Задача № 2. Между бароном графства Клермон и его вассалом возник спор о величине фьефа. Доказательством позиции барона был документ, составленный бароном и скрепленный его печатью, о пожаловании феодом. В документе границы феода были указаны гораздо меньше, чем границы земель, на которые претендовал вассал. При рассмотрении спора в графской курии документ и печать барона были признаны подлинными. Достаточно ли доказательств для разрешения спора? Какое решение будет принято судебной курией в соответствии с Кутюмами Бовези?

    Задание 1. Напишите эссе на тему: В Древней Греции говорили: «Горы защищают и разъединяют, а море объединяет». Почему так говорили? Согласны ли вы с таким утверждением?

    Задача № 1. Судья Зилгуда вынес решение по делу о ростовщичестве и изготовил по нему документы с печатью, а затем изменил свое решение в пользу ответчиков, в чем и был изобличен. Какие юридические последствия влекут за собой противоречивые действия судьи в соответствии с Законами Хаммурапи?

    Задача № 2. В судебном споре между двумя лицами выяснилось, что судья, назначенный для решения дела, является должником одной из сторон процесса. Является ли этот факт основанием требовать отвода и замены судьи? Решите казус в соответствии с Кутюмами Бовези.

    Задание 1. Напишите эссе на тему: Как Вы понимаете смысл следующих принципов средневекового французского права:

    — «Бог на стороне правого»;

    — «Кому дозволено носить меч при бедре, тому можно и должно защищать этим мечом свое право».

    Задача № 1. Старый вельможа Губар взял в жены молодую девицу Мизатум. Перед смертью он подарил ей дом в Вавилоне, сад и 5 рабов. Мизатум заставила мужа написать завещание, по которому его сын от первого брака лишался наследства. После смерти Губара сын подал жалобу в суд. Какое решение должен вынести судья по Законам Хаммурапи?

    Задача № 2. В курию графства Н. поступила жалоба одного из рыцарей. Рыцарь жаловался на своего сеньора, который лишил его фьефа на основании того, что в назначенное время он (рыцарь) не явился в судебную курию, где рассматривалось его дело. При этом о дате и месте заседания курии рыцарь был извещен за 8 дней. Правомерны действия сеньора? Какое решение должна вынести курия графа, опираясь на Кутюмы Бовези?

    Задание 1. Напишите эссе на тему: Что такое лен, и какие виды ленов существовали в Германии? Какое влияние на феодальное право Германии оказал принцип «обязательного пожалования леном»? Как приобретался лен? Что представлял собой обряд «инвеституры»? Какими правомочиями обладал держатель лена? Что такое право «ожидания лена»?

    Задача № 1. Воин Хамаку, перебрав в корчме сикеры, устроил драку с заезжими торговцами. Надавав им оплеух, он выскочил на улицу, где был остановлен декумом. Приняв его за одного из тех, с кем он подрался, Хамак сбил с ног декума и бросился бежать. Задержанный городской стражей, он предстал перед судом. Какое решение должен вынести судья по Законам Хаммурапи?

    Задача № 2. Сеньор одной из бароний графства Клермон с целью ремонта мостов и дорог ввел новую пошлину на проезжающих. По истечении трех лет, когда цель была достигнута, барон решил сохранить сбор, превратив его в постоянный, действующий на основе местного обычая (кутюма). Правомерны ли действия сеньора с точки зрения Кутюмов Бовези?

    Задание 1. Напишите эссе на тему: Можно ли говорить о византийской «табели о рангах»? Каким образом было организовано византийское чиновничество?

    Задача № 1. Во время супружеской ссоры жена тамкара Релиса вышвырнула из окна кувшин с маслом, который попал в голову воина Лекуна. Когда тот попытался войти в дом, раб тамкара преградил ему путь. Выхватив меч, Лекун отрубил ему руку, после чего был схвачен городской стражей. Какое решение должен принять судья по данному казусу, руководствуясь Законами Хаммурапи?

    Задача № 2. Во время феодальной распри между двумя баронами было заключено перемирие. Один из них пригласил другого встретиться на территории местного монастыря и путем переговоров решить все проблемы, но на дороге к монастырю устроил засаду. Во время нападения приглашенный барон был ранен, но ему удалось ускакать от нападавших. Квалифицируйте данные действия по Кутюмам Бовези. Понесет ли барон, организовавший засаду уголовное наказание?

    Задание 1. Напишите эссе на тему: Определите значение инквизиции для развития средневекового права, используя следующие вопросы: Что такое инквизиция? Какая цель преследовалась созданием «Святой инквизиции»? Какие дела находились в ведении инквизиции? Дайте характеристику инквизиционному процессу. В чем состояла суть обвинительного судебного процесса? Почему обвинительный процесс был вытеснен в светском судопроизводстве инквизиционным процессом?

    Задача № 1. Шаррукен имел трех сыновей. Умирая, он оставил сыновьям городскую усадьбу, фруктовый сад, ближнее поле площадь 600 сар и дальнее поле площадью 100 сар, 12 коров, несколько десятков овец и домашнюю утварь. Еще при жизни он подарил старшему сыну дальнее поле площадью 100 сар, о чем был оставлен документ с печатью. Как будет решен вопрос о разделе наследства по Законам Хаммурапи?

    Задача № 2. Один из баронов графства был обвинен в том, что самовольно от своего имени стал чеканить монету из серебра. Следствие установило, что качество металла было высоким, а вес монеты соответствовал номиналу. Считаются данные действия преступлением по кутюмам Бовези? Если да, то какое наказание из этого следует? Если нет, то почему?

    Задание 1. Напишите эссе на тему: Депутат Национального собрания Петион говорил о Декларации прав человека и гражданина 1789 года: «Наша задача не ограничивается одной Францией, мы должны объявить, какие права составляют общее достояние всех людей и всех времен». Сторонником какой теории эпохи Просвещения был данный депутат? Почему депутаты Национального собрания считали, что принятая ими Декларация имеет значение не только для Франции, но и для всех остальных государств?

    Задача № 1. Представим себе, что какая-то чужая лошадь, отбившаяся от табуна и преследуемая волками, прорвалась во двор А. Последний, не зная, кому принадлежит лошадь, оставил ее у себя, кормил ее и работал на ней. Собственник лошади Л. явился и потребовал, чтобы ее немедленно возвратили. Пришли свидетели, подтвердившие принадлежность лошади Л. А. лошадь не отдал. Правильно ли он поступил с точки зрения Законов Хаммурапи?

    Задача № 2. Франсуа, крестьянин одного из местных приходов, был обвинен в совершении двойного убийства. Следствие установило, что это произошло, когда шайка вооруженных грабителей пыталась похитить скот крестьянина. Квалифицируйте действия Франсуа по Кутюмам Бовези. Какое он понесет наказание?

    Задание 1. Напишите эссе на тему: Охарактеризуйте мусульманское право, ответив на следующие вопросы: объясните, почему мусульманское право именуется правом исламским? Каково соотношение мусульманского права и ислама? Тождественны ли эти понятия? Как следует понимать словосочетание – «адатный ислам»? Установите соотношение понятий: «биюридизм» и «полиюридизм»? Совпадают ли между собой два понятия: мусульманское право и право мусульманских стран? Свой ответ аргументируйте. Установите, какое из двух явлений: шариат или фикх может быть отождествлено с мусульманским правом? Наблюдается ли при этом полное тождество?

    Задача № 1. Некто Е. вез зерно на рынок. В пути c Е. произошло несчастье, и он вынужден при свидетелях оставить зерно на хранение в сарае у Б. По истечении срока хранении Е. явился за зерном, но его не получил. Б. ему рассказал, что однажды ночью неизвестные взломали дверь сарая и похитили зерно. Е. возбудил иск к Б. Возможно ли возмещение убытка в соответствии с Законами Хаммурапи?

    Задача № 2. На территории фьефа одного из рыцарей было совершено разбойное нападение. Одного из преступников удалось схватить, и шевалье, обладавший правом низшей инстанции, приказал казнить разбойника. Правомерны действия шевалье с точки зрения Кутюмов Бовези? Каким образом необходимо было действовать?

    Задание 1. Напишите эссе на тему: Задание для устного обсуждения, написания эссе. Как вы понимаете следующие высказывания А. Гитлера? Какому политическому режиму они соответствуют? Реализованы ли данные идеи на практике?:

    А) «То миросозерцание, которое отвергает демократический принцип массы и ставит своей задачей отдать власть над всем миром в руки лучшей из наций, то есть в руки самых лучших людей, логически должно применять тот же аристократический принцип внутри самого данного народа. Другими словами, оно должно обеспечить наибольшее влияние и подлинное руководство за самыми лучшими головами в данном народе, а это значит, что такое мировоззрение все стоит не на принципе большинства, а на роли личности… Вся организация общества должна представлять собой воплощенное стремление поставить личность над массой, то есть подчинить массу личности».

    Б) «…При социализме надо социализировать не собственность, а личность».

    Задача № 1. Державший «илку» воин послал вместо себя в царский поход человека, уплатив ему одну мину серебра. Последний бежал с поля брани и был изобличен компетентными властями как подставное лицо. Дело было передано в суд. Какое решение примет суд по Законам Хаммурапи?

    Задача № 2. Используя положения Саксонского зерцала распределите, что из нижеперечисленного будет относиться к наследству, а что включено в имущество, которое жена может получить после смерти мужа: земельный надел, рабочие лошади, домашняя птица, откормленные свиньи, золотые украшения, постельное белье, доспехи, денежные средства, съестные припасы, материя в отрезах, книги.

    Задание 1. Напишите эссе на тему: С легкой руки немецкого антиковеда И. Дройзена три столетия, последовавшие за временем Александра Македонского, принято называть эпохой эллинизма. Каковы основные отличия эллинистических государств от государств-полисов?

    Задача № 1. У. продал быка Л. Спустя три месяца на быка стал претендовать К. Л. обратился в суд. Как должен поступить судья? В соответствии с вышеуказанным оказалось, что У. не является собственником быка. Подлинным собственником является К., который иском потребовал быка у Л. Что должен предпринять Л., по Законам Хаммурапи, для возмещения понесенных им затрат?

    Задача № 2. Барон Хольт фон Вернер после смерти своей супруги заявил, что последняя подарила ему все, чем владела, в день рождения их первого сына. Родственники умершей супруги выдвинули встречные притязания на имущество баронессы. Какое решение на основе норм Саксонского зерцала должен вынести суд, рассматривающий данное дело?

    Задание 1. Напишите эссе на тему: В Древней Греции говорили: «Горы защищают и разъединяют, а море объединяет». Согласны ли вы с таким утверждением?

    Задача № 1. В водах Тигра чиновники выловили женщину-утопленницу. Выяснилось, что женщина — жена богатого тамкара из Синпара. который утопил ее за то, что она, без его ведома, раздарила египетские статуэтки из личной семейной коллекция. Родственники погибшей обратились в суд. Какое решение примет суд, руководствуясь Законами Хаммурапи?

    Задача № 2. Свободный, но безземельный саксонский крестьянин Лотарь поселился в конце XIII века в одном из феодальных имений на условиях уплаты поземельного оброка (чинша). Какие платежи и повинности причитаются с Лотаря на основании норм Саксонского зерцала? Мог ли Лотарь при желании покинуть имение данного феодала?

    Задание 1. Напишите эссе на тему: Отдельные ученые полагают, что восточное государство напоминало собой «мешок картофеля». Объясните, кто в данном случае выступает в роли мешка, кто в роли картофеля, а кто выполняет функции завязки?

    Задача № 1. Из царского книгохранилища пропал папирус с текстом поэмы о Гильгамеше. Подозрение пало на раба, ежедневно убиравшего помещение хранилища. Рабианум установил, что последний бывает в доме мушкенум В., у своей сестры-рабыни. При обыске царская вещь была найдена в этом доме. Раб, его сестры-рабыни и хозяин были казнены. На основе каких статей Законов Хаммурапи они понесли столь тяжкое наказание?

    Задача № 2. Работая на своем поле, саксонский крестьянин Ганс нашел большой драгоценный камень. Взяв лопату, он стал копать в месте находки и нашел кувшин с золотом и драгоценными камнями. Узнавший о крестьянской находке сборщик налогов потребовал отдать весь клад в казну короля. Ганс отказался это сделать. Как будет решен спор по Саксонскому зерцалу?

    Задание 1. Напишите эссе на тему: Известно, что рост Карла Великого был 150 см. Его отец, Пипин, основатель династии Каролингов, получил прозвище Короткий за свой маленький рост, хотя был не ниже своего сына. Почему тогда Карла назвали Великим?

    Задача № 1. Когда баирум Син-Магир попал в плен, его жена оказалась одна с семилетним сыном на руках без средств к существованию. Голодающая женщина продала соседу сад и дом с жалким скарбом, а сама с ребенком подалась в отдаленную деревню, где ее вскоре приютил бездетный вдовец Мардук-Мубаллит. Уже через год Мардук-Мубаллит пригласил гостей на торжество по случаю рождения столь желанного наследника, но в самый разгар праздника в дом ворвался Син-Магир, выкупленный кем-то из плена. Как согласно Законам Хаммурапи решится это семейное дело, если стороны обратятся в суд? Будет ли возвращено баируму его имущество в случае, когда оно было продано тамкару?

    Задача № 2. Ульрих Зигеман отдал себя в качестве крепостного перед судом. У него был десятилетний сын Фриц. Через несколько лет Ульрих умер, а Фриц заявил, что он не крепостной, и потребовал отдать ему имущество отца. Поддерживает ли Саксонское зерцало требование Фрица?

    Задание 1. Напишите эссе на тему: Мало кто знает, что личная жизнь французских королей зачастую шла в разрез с политическими интересами страны и приводила к многочисленным конфликтам со Святым Престолом и Католической Церковью. Неоднократно французских королей отлучали от церкви (а заодно с ними и все королевство) за нарушение «брачных обязательств». Почему в таких ситуациях короли должны были идти на компромисс с церковью? Какие последствия для государства в целом влекло отлучение короля от церкви?

    Задача № 1. Авилум Балму-Камха подрядился обработать поле своего тяжело заболевшего соседа Илум-Бани. Однако вместо того, чтобы засеять поле Илум-Бани полученным от него отборным зерном, Балму-Камха это зерно продал, а на часть вырученного барыша купил зерно гораздо худшего качества, которое и использовал для сева. Кроме того, Балму-Камха повадился потихоньку таскать на базар корм для скота, что был запасен Илум-Бани, а на эти деньги частенько захаживал в местную корчму, где не раз похвалялся своей «предприимчивостью». Слухи о кражах, наконец, достигли ушей Илум-Бани, и он без труда поймал вора с поличным. Как, руководствуясь Законами Хаммурапи, решит дело вавилонский суд?

    Задача № 2. Эрих отказался платить пошлину на проезд нагруженного воза на монастырском пароме. Определите меру ответственности Эриха по нормам Саксонского зерцала.

    Задание 1. Напишите эссе на тему: Каково соотношение государства и церкви в Византии? Каков первоначальный смысл слова «симфония»?

    Задача № 1. В одном из питейных заведений Вавилона произошла пьяная драка между Мар-Амурримом и Имчур-Даму. Силач Мар-Амуррим помимо многочисленных ушибов и ссадин, нанесенных противнику, умудрился к тому же выколоть несчастному правый глаз и сломать левую руку. Досталось и Курди-Иштару, пытавшемуся унять буяна: он лишился почти всех зубов. На следующее утро оба страдальца еле добрались до суда. Как должно разрешиться дело, если судья ни в чем не нарушит Законы Хаммурапи?

    Задача № 2. Граф Иоганн фон Бобингейм приказал своему леннику рыцарю Густаву в трехдневный срок выступить в поход. Прошел месяц, а Густав так и не собрался на королевскую службу. Иоганн фон Бобингейм на этом основании отобрал имение у рыцаря Густава. Правомерны ли действия графа? Как может рыцарь восстановить свои права на имение? Решите казус, отпираясь на нормы Саксонского зерцала.

    Задание 1. Напишите эссе на тему: Как Вы понимаете слова известного политического деятеля Гладстона: «…английский министр почтительно докладывает королю о своих планах, выслушивает критику, но может не придавать королевскому совету решающего влияния». Какой принцип организации государственной власти в Великобритании характеризует данное высказывание? Раскройте его содержание.

    Задача № 1. Воин царя Хаммурапи по имени Балму-намхе поступил на военную службу в качестве редума (тяжеловооруженного пехотинца) и получив в качестве илку два бура земли (около 12,7 га), двух быков и десяток овец. В 34-й год правления Хаммурапи на накопленное во время службы серебро Балму-намхе при 10 свидетелях купил раба за 1 сиклей серебра. Через несколько дней у раба случился эпилептический припадок и Балму-намхе потребовал расторжения договора купли-продажи. Как решить казус по Законам Хаммурапи? Имел ли право редум купить раба на накопленное во время службы серебро? Мог ли воин расторгнуть договор купли-продажи раба?

    Задача № 2. Какое наказание должен понести свободный немец в соответствии с Саксонским Зерцалом, если он в драке отрубил пальцы на руке:

    а) свободному человеку шеффенского звания, б) чиншевику, в) батраку?

    Задание 1. Напишите эссе на тему: К. Маркс писал: «Прусский просвещенный абсолютизм больше напоминал «просвещенный деспотизм», поскольку на практике был смесью деспотизма, бюрократизма и феодализма». Как вы понимаете данное высказывание? Какие основные черты германского государственного режима можно выделить? Раскройте их содержание.

    Задача № 1. Воин царя Хаммурапи по имени Балму-намхе поступил на военную службу в качестве редума (тяжеловооруженного пехотинца) и получив в качестве илку два бура земли (около 12,7 га), двух быков и десяток овец. Для покупки земли редум (тяжеловооруженный пехотинец) Балму-намхе взял у ростовщика Нитени взаймы десять сиклей серебра из расчета пол-сикля и десять ше как процент. Через некоторое время Балму-намхе во время военного похода попал в плен, не успев вернуть долг ростовщику. Для покрытия долга жена Балму-намхе продала полученных от Хаммурапи двух быков и один бур земли (около 6, 35 га). Однако этого не хватило для покрытия долга и процентов. Поэтому Нитени самочинно забрал половину овец Балму-намхе и два мешка зерна из его житницы. Как решится дело по Законам Хаммурапи? Какой максимальный процент по договору займа мог взимать ростовщик? Могла ли жена воина продать часть имущества илку? Правомерны ли действия ростовщика по самоуправному изъятию овец и зерна из житницы воина?

    Задача № 2. Один из городских стражников, пытаясь задержать ночного вора, тяжело ранил его в схватке. От полученной раны тот умер. Будет ли стражник нести ответственность по нормам Каролины?

    Задание 1. Напишите эссе на тему: В своем исследовании «Три новых курса» («Three New Deals») немецкий культуролог Вольфганг Шифельбуш высказывает следующую идею: между программами Рузвельта, Муссолини и Гитлера наблюдается удивительное сходство, которое выразилось в общем для всех трех стран беспрецедентном вмешательстве государства в экономическую и общественную жизнь своих граждан, милитаризме, антилиберальной идеологии, пропаганде и во многом другом. Согласны ли Вы с данным утверждением? Обоснуйте свою точку зрения, раскрыв содержание программ преобразований Рузвельта, Муссолини, Гитлера.

    Задача № 1. Для покупки земли редум (тяжеловооруженный пехотинец) Балму-намхе взял у ростовщика Нитени взаймы десять сиклей серебра из расчета пол-сикля и десять ше как процент. Через некоторое время Балму-намхе во время военного похода попал в плен, не успев вернуть долг ростовщику. Для покрытия долга жена Балму-намхе продала полученных от Хаммурапи двух быков и один бур земли (около 6, 35 га). Однако этого не хватило для покрытия долга и процентов. Тогда ростовщик для отработки долга забрал сына Балму-намхе, который через три с половиной года, заболев от плохого обращения и питания, умер в доме ростовщика. Как решить казус по Законам Хаммурапи? Каков срок отработки долга? Понесет ли ростовщик ответственность за гибель сына воина? Если да, то какую?

    Задача № 2. На рассмотрение судьи поступило дело, в котором, на стороне обвинения выступали три свидетеля. Один из них был очевидцем происшествия, двое других слышали об этом со слов третьих лиц. Будет ли достаточно показаний этих трех свидетелей для вынесения судебного решения? Решите казус, опираясь на нормы Каролины.

    Задание 1. Напишите эссе на тему: Шарль де Голль считал, что лучше всего избирать президента референдумом. Он так объяснял свое решение: «Необходимо, чтобы Францию возглавляла постоянная власть, которая была бы в состоянии управлять судьбой страны и в случае надобности немедленно принимать — а вы знаете, что это понадобится, — решения огромной важности». Как вы понимаете данное высказывание? Как слова де Голля характеризуют статус и полномочия президента Франции?

    Задача № 1. Рабыня-наложница родила хозяину-ростовщику Нитени двух сыновей, которых он признал своими и воспитал вместе с сыном от законной жены. После смерти отца дети наложницы стали требовать доли в наследстве. Сын от законной жены заявил, что дети рабыни из-за низкого происхождения не вправе рассчитывать на наследство. Вдобавок он пригрозил обратить их в рабство, если они будут настаивать на своем. Между сыновьями рабыни и сыном законной жены возникла ссора, и в драке сын рабыни сломал руку сыну законной жены. Как решится спор на основании Законов Хаммурапи?

    Задача № 2. К судье поступило ходатайство об освобождении от уголовного наказания Густава Д., сына главы городского магистрата. Он впервые привлекался к ответственности и был готов компенсировать причиненный ущерб. Имел ли право судья освободить Густава от уголовного наказания по нормам Каролины?

    Задание 1. Напишите эссе на тему: Говоря о своей самой славной и важной заслуге, Перикл утверждал: «На протяжении всех тех лет, что я управлял государством ни один афинский гражданин из-за меня не надел черных одежд». Объясните, что имел в виду Перикл?

    Задача № 1. Жена ростовщика Нитени вошла в безлюдное помещение с посторонним мужчиной, после чего муж предупредил ее, чтобы она больше так не поступала, ибо это вызывает у него подозрения. Она же не обратила внимания на его замечание и повторила свой поступок. Муж обвинил ее в прелюбодеянии. Как будет решено данное дело по Законам Хаммурапи?

    Задача № 2. Задержанный по обвинению в предумышленном убийстве, опасаясь применения пытки, покончил с собой в тюремной камере. Как можно квалифицировать данную ситуацию по нормам Каролины? Будет ли кто-либо нести ответственность?

    admin

    03.12.2016, 17:54