Породы тяжеловозной лошади

Отечественные породы тяжеловозных лошадей основываются на лошадях Европы.

Основные породы: брабансоны и ардены (Бельгия); клайдесдали, шаеры, суффольки (Англия); першероны, бретонцы, булонцы (Франция).

Советские тяжеловозы выведены на основе брабансонов. Утверждена порода в 1952 г. Основные промеры: 160 – 168 – 212 – 23. Эти лошади сильные на небыстрых аллюрах. Рекорд по доставке груза шагом принадлежит советскому жеребцу – 2 км, 4,5 т. за 11 мин. 52 с. Советские тяжеловозы обладают высокой молочностью. Рекорд за кобылой Рябина – 6 т. молока за лактацию.

Основные масти: рыжая, рыже-чалая, гнедая, вороная.

Линии: Баже-Режима, Омуля, Флейтиста, Рафинада.

Разводят: Починковский, Мордовский конные заводы.

Владимирские тяжеловозы выведены на основе клайдесдалей, шайров, суффольков. Основана и названа порода в 1946 г. Основные промеры: 162 – 168 – 202 – 24. Проявляют хорошую работоспособность на рыси. Рекорд принадлежит жеребцу – дистанция 2 км, масса груза 1,5т. за 4 мин. 34 с.

Основные масти: гнедая, темно-рыжая, вороная.

Линии: Глен-Альбена, Холода, Ландыша.

Разводят: Юрьев-Польский и Гаврило-Пассадский конные заводы.

Русские тяжеловозные лошади основывались на арденах. Утверждена порода в 1952 г. Основные промеры: 150 – 160 – 198 – 22. Работоспособность этих лошадей универсальная (шаг, рысь, галоп).

Линии: Капитэна, Свиста, Лазутчика.

Разводят: Куединский, Вологодский конные заводы.

Першероны – крупные лошади. Основные промеры: 170 – 180 – 210-230 – 27.

Основные масти: вороная и серая.

Линии: Арпона, Успеха.

Рекорд принадлежит першеронской кобыле Сливе по максимальной силе тяги в 1976 г. масса 9 т. длинна дистанции 2138 м. (после этого не родила ни одного жеребенка).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Среди многочисленных пород лошадей тяжеловозы — самые крупные и мощные кони. Такие лошади не предназначены для скачек и прыжков, их миссия — перевозить очень тяжелые грузы.


Лошади тяжеловозы — богатыри с кротким характером

В средние века сильные и крупные лошади были необходимы, так как другие кони не обладали способностью нести на себе рыцаря в его очень тяжелых доспехах и с не менее тяжелым оружием.

Именно боевые мощные лошади средневековых времен и стали родоначальниками современных тяжеловозных лошадиных пород, таких, как першероны, брабансоны, а также, шайры.

Тяжеловозы — гиганты

Английский жеребец-тяжеловоз, кличка которого Сэмпсон, был ростом два метра двадцать сантиметров.

Рожден он был в 1846 году, по этой причине мы не имеем возможности полюбоваться его фотографией. Вес этого гиганта лошадиного мира составлял 1520 килограммов. За такие внушительные размеры он получил еще одну кличку — Мамонт.

Отличался гигантским ростом и брабансон по кличке Бруклин Высочайший, рост которого составлял сто девяносто пять сантиметров, а весил он 1450 килограммов.

Отечественные тяжеловозы

Российские лошади тяжеловозы представлены тремя основными породами. К ним относятся русский тяжеловоз, владимирский тяжеловоз, а также, советский тяжеловоз.

Тяжеловоз — лошадь огромных размеров, на самом деле, обладает кротким нравом.

Происхождение российских пород

В конце девятнадцатого, начале двадцатого веков в результате скрещивания бельгийских тяжеловозов и местных русских лошадей для упряжки был выведен русский тяжеловоз. В отличие от не очень красивого сложения мощных арденов бельгийского происхождения, русские лошади тяжеловозы путем многолетнего отбора отличались красивым экстерьером.

На парижской выставке жеребец по кличке Каравай, рожденный на конном заводе в Хреново, получил золотую медаль.

Официальное признание русские лошади тяжеловозы получили лишь в 1952 году.


Лошади тяжеловозы — богатыри с кротким характером

В отличие от зарубежных гигантов, русские тяжеловозы ростом не так высоки (сто пятьдесят сантиметров), что не мешает им быть очень сильными. Эта порода лошадей тяжеловозов имеет еще одну особенность. На молочных конефермах очень ценят эту породу, так как кобылы дают много молока высокой питательности.

История советского тяжеловоза

Родоначальниками этой известной породы были бельгийские тяжеловозы. При племенной работе большое внимание оказывалось отбору особо крупных местных лошадей, предназначенных для скрещивания.

В результате были получены массивные лошади с отличными мускулами, спокойным добронравным характером. Такие лошади уже с трех лет могли выполнять тяжелые работы по перевозке грузов.

О владимирском тяжеловозе

Еще во времена правления Ивана Грозного на Руси делались попытки улучшить качества рабочих лошадей, применявшихся в хозяйстве крестьян. Заграничных тяжеловозов скрещивали с местными лошадьми, а отбирали для дальнейшего разведения особенно крупных жеребят, которых выращивали на сочных пастбищах владимирской губернии. Большое влияние на формирование породы оказали жеребцы клейдесдальской породы родом из Шотландии.

Владимирские тяжеловозы не такие мощные, как русские, но их экстерьер более наряден. По своему внешнему виду эти лошади даже немного напоминают орловских рысаков. Такие лошади наиболее подходят для состязаний русских богатырей, облаченных в кольчуги. Подходят владимирцы и для верховых прогулок, так как нрав у них добрый, а ход мягкий. Владимирские тяжеловозные кобылы — рекордсменки по надоям молока.

Крупные лошади тяжеловозы

Если говорить о самых крупных лошадях на нашей планете, то порода крупных лошадей тяжеловозов – это шайры.

Эти массивные английские богатыри достигают ста восьмидесяти сантиметров в холке и весят до 1300 килограммов.

Эта порода лошадей тяжеловозов ведет начало от коней рыцарей, ее можно считать самой древней. Само по себе название породы произошло от слова «водораздел». Что характеризует местность, где появилась эта порода.


Лошади тяжеловозы — богатыри с кротким характером

Эти очень крупные лошади обладают очень сильными суставами, крепкие их ноги в окаймлении щеток. В восемнадцатом столетии эти богатырские кони использовались в работах на фермах, затем их стали использовать для запряжки в дилижансы. Сегодня эти мощные и красивые лошади часто используются при проведении праздников, а также, в соревнованиях по перевозке особенно тяжелых грузов.

Тяжелоупряжная порода: арденская лошадь

История арденской породы

Арденский тяжеловоз

Арденская порода, точно также как и брабансоны, на протяжении многих веков разводились в Бельгии (в пограничных с Францией областях), на территории Арденнской возвышенности (фр. Ardennes), в честь которой порода и получила своё название. Изначально ардены были весьма некрупными и даже годились для езды верхом. Но под влиянием спроса на крупную рабочую лошадь, арденов стали скрещивать с более рослыми брабансонами. Должно быть, по каким-то причинам «тяжеловозная лихорадка» некоторые области Бельгии не застала, потому в некоторых местах разведения сохранился и прежний, малый тип арденов. Однако сегодня, говоря об ардене, в первую очередь имеют ввиду широкораспространённого арденского тяжеловоза. Потому здесь и ниже по тексту мы будем описывать именно крупного ардена.

Краткая характеристика арденской породы

Современные арденские лошади характеризуются массивностью и хорошо развитой мускулатурой. Лошади этой породы имеют короткие и толстые ноги. Существует традиция, согласно которой хвост арденам обрубают по первый подвижной позвонок.

Арденская пара

Арденская порода представляется рыжей, гнедой, серой, а также чалой мастью.

Жеребцы арденов в холке имеют 148-160 см (здесь и далее указаны промеры породы середины XX века), косая длина туловища достигает 160-170 см, обхват груди составляет 190-220 см, обхват пясти — 23-25 см. Живая масса куда меньше, чем у клайдесдалей: 700-800 кг.

Импорт арденских лошадей в Россию

Арденский тяжеловоз. Фото с сайта elite-pets.narod.ru

В Россию ардены завозились начиная с середины XIX века. На основе арденских лошадей была выведена русская тяжеловозная порода, а также тип прибалтийской тяжеловозной лошади, сходной с советским тяжеловозом.

Известно, что сегодня арденских тяжеловозов разводят в Австрии, Венгрии, Аргентине и Чили.

Впервые о такой породе лошадей, как тяжеловоз, заговорили в Европе в средние века в эпоху рыцарских турниров. Обычные кони не выдерживали на себе рыцарей с многокилограммовыми доспехами, и тогда были выведены дестриэ лошади, а уже им на смену были выведены мускулистые тягачи. Позже они стали использоваться в основном в качестве рабочей силы в сельском хозяйстве, хотя до сих пор есть любители кататься верхом именно на этой породе лошадей. Некоторые виды тяжеловозов используется и в продуктивном животноводстве, то есть для получения молока и мяса. И хотя тяжеловоз намного медленнее обычной лошадки, выносливости и надежности ему точно не занимать.

Тяжеловозы: породы лошадей

Тяжеловозы — самые сильные лошади. В мире выведено сотни таких пород, но призвание получили лишь некоторые из них:

Бельгийская тяжелоупряжная (Брабансон)

Этих лошадок смогли вывести в Бельгии в конце 19 в, использовав в качестве основы фландерскую и арденскую разновидности. Это выносливые кони-тягачи, довольно небольшие среди тяжеловозных лошадей (160 см и выше в холке). Самые часто встречающиеся масти — рыжая и гнедая, иногда с отдельными белыми волосками в волосах обычного цвета, то есть «чалостью».

Австралийская тяжеловозная

В древние времена в Австралии не было специальных тяжеловозных лошадей, для перевозки различного рода грузов использовались обычные лошадки. Однако они быстро уставали, не переносили непомерные нагрузки и тяжело справлялись с нетипичным австралийским климатом. И лишь во время колонизации Австралии иностранцы завезли на континент уникальный вид — лошадь-тяжеловоз, поспособствовав таким образом началу селекционных разработок в стране.

Обратите внимание! Сейчас австралийский конь тяжеловоз является одной из самых популярных и ценных пород. Многие австралийские фермеры полностью игнорируют механизированный труд, используя этих лошадей тягачей не только для выполнения сельскохозяйственных работ, но и для конного спорта, средства передвижения и даже в качестве любимых домашних питомцев.

Представители этой породы, выведенной во Франции, считаются одними из самых массивных тяжеловозных лошадей. Однако, несмотря на своё древнее происхождение, порода имеет множество разных вариаций. Представители породы шайр могут быть как огромными (часто превышающими вес 1300 кг и рост в 190 см в холке), выносящими тяжелые силовые нагрузки, так и совсем небольшими, подходящих только для легких прогулок.

Внешне эти мускулистые лошади тоже разнообразны, но чаще они имеют лысую голову и белоснежные «чулки», обычно только на задних лапах.

Першерон

Родиной першеронов, как можно понять из названия, является небольшое поселение Перше, находящееся в Нормандии. Довольно сложно определить, от кого произошли эти лошади, известно лишь, что в числе их далёких предков были восточные кобылы, преимущественно арабские. Считается, что эта порода окончательно сформировалась только в 19 в. Именно тогда начались селекционные работы по улучшению внешних и физических качеств першеронов.

Современные першероны поражают своим гармоничным телосложением при достаточно массивных параметрах. Их вес составляет более 130 кг, а длина тела около 170 см. Также у таких лошадей достаточно высокая продолжительность жизни — более 25 лет, что довольно много при их размерах.

Ирландский тяжеловоз

Ирландская порода лошадей тяжеловозов славится своим спокойным и покладистым характером, что делает её незаменимым помощникам в полевых работах. Это настоящая лошадь тяжеловес, выносливость которой позволяет ей перевозить даже самые неподъемные грузы.

Ирландская лошадь тяжеловоз имеет преимущественно однотонный окрас, однако иногда рождаются жеребята с небольшими пятнышками, что никак не говорит о чистоте породы. Спина у «ирландцев» ровная, не изгибающаяся с покатой задней частью. Хвост поднимается вверх, когда лошадь долго находится в состоянии активности. Передние и задние конечности крупные и тяжелые, копыта толстые, но отличаются особой чувствительностью.

Французские булонские тяжеловозы

Пожалуй, это самая элегантная ломовая лошадь, которую только можно встретить. Из-за этой совершенно не присущей тяжелым лошадям грациозности булонскую породу отказывались признавать вплоть до 17 в. На самом же деле эти тягловые лошади появились намного раньше, ещё во времена Рима, что делает их одной из древнейших разновидностей самых сильных лошадок.

Роста булонцы небольшого — всего 150-160 см. Это поистине маленькие тяжеловозы. Однако несмотря на небольшой размер эти кони достаточно выносливы, хорошо переносят дальние дистанции и являются идеальными для перевозки наездников.

К сожалению, такая порода, как булонская лошадь тяжеловоз, чуть было не исчезла во времена Первой и Второй мировых войн, когда её использовали не только для перевозки военных, но и в качестве питания в особо голодные дни.

Французские булонские тяжеловозы

Породы отечественной селекции

Среди российских селекционеров есть чем похвалиться перед иностранцами:

Владимирская тяжеловозная

Эта порода лошадей была выведена во Владимирской области. Для её получения селекционеры скрещивали тяжеловозные породы, привезенные из Европы. Изначально целью выведения было усовершенствование качества европейских пород, однако в результате получили совершенно новую, которая стала огромным достижением для отечественной селекции.

Важно! Отличительной чертой, характерной только для этой породы, является раннее развитие жеребят. Например, лошадки уже к 3-летнему возрасту полноценно развиваются и становятся готовы к тяжелым работам и размножению.

Однако есть у этой породы и существенные минусы. Например, длинная и узкая спина, которая снижает выносливость лошади, а также узкая грудная клетка, затрудняющая дыхание при больших нагрузках.

Вес владимирского тяжеловоза составляет около 700 кг, что почти в 2 раза меньше его европейских собратьев. Данный вид лошадей полностью оправдывает свой небольшой вес. Они послушны, спокойны, являются идеальными для конного спорта и скачек, быстро адаптируются к любым условиям содержания. Поначалу кони, как и любые другие виды, могут проявлять характер, но ласка и доброе слово способны сделать из этих огромных тяжеловозов настоящих друзей человека.

Русская тяжеловозная

Данная порода лошадей знаменита, пожалуй, своей неприхотливостью. Она способна выполнять огромные физические нагрузки и при этом не требовательна к условиям содержания и корму. В отличии от других тяжеловозов, которые в основном служат человеку для транспортировки груза, русские тяжеловозные лошади также могут вырабатывать и молочную продукцию, причем в немаленьких количествах. Лошадиное молоко идет на производство особого напитка — кумыса, а также на изготовление сыров.

Внешность у таких кобыл довольно типичная: короткая, мускулистая шея, большой, широкий лоб, густая грива и массивные, устойчивые конечности.

Битюг — это ломовая лошадь, которая была выведена на рубеже 18 в русскими крестьянами, происходившими из Воронежского уезда. Эта порода была получена в результате ряда скрещиваний между имеющимися тогда в России тяжелыми породами, а также иностранными лошадьми, которых Пётр Петр свез в Петербург со всего мира.

Битюги имели большое значение для России тех лет, они значительно облегчали крестьянский труд на полях. Но, несмотря на это, у данной породы имелся ряд существенных недостатков, среди которых тонкие ноги, слабая спина и недостаточно развитая мускулатура.

Обратите внимание! В настоящее время эта порода исчезла совсем. Иногда битюгами ошибочно называют других тяжеловозов.

В конце 19 в. численность представителей этой породы начала резко снижаться. Связано это было с сокращением площади земель, на которых выращивали кормовые культуры. Лошади много времени проводили в конюшнях, не занимаясь физическими нагрузками, и ели непригодную для своей физиологии пищу.

Несмотря на обилие техники, в современном мире тяжеловозы всё еще очень много значат. Их используют на фермах в качестве перевозчиков тяжелых грузов, они незаменимы в конном спорте, верховых прогулках, а также продуктивном животноводстве: получении молока и мяса.

Тяжеловозные породы лошадей и чем примечательны такие кони, внешнее описание тяжеловозов

В далекие годы кони были единственным методом передвижения. Но далеко не каждая порода лошадей приспособлена для габаритных перевозок. И существуют лошади-тяжеловозы, которые способны перевозить тяжелые грузы и одновременно с этим передвигаться галопом и преодолевать препятствия на своем пути.

Средневековые предки современных тяжеловозов уставали быстро, поэтому со временем выводились те, которые легче переносили нагрузки. Со временем появились такие тяжеловозные породы лошадей, как шайры, брабансоны и першероны, которые популярны и в наши дни. О них и других породах тяжеловозов мы и расскажем ниже.

Породы лошадей тяжеловозов в России

В 19 веке Российская Империя стремительно развивалась, а вот лошади-тяжеловозы в ней не выводились, хотя в аграрном секторе и не только на них спрос был огромным. Покупать тяжеловесных коней за границей было далеко не каждому по силу, но даже если кто-то это и делал, то имел проблемы с ними, поскольку кони плохо приспосабливались к российским условиям и кормам низкого качества.

Отечественные породы тяжеловозов были выведены посредством иностранных:

Российские ученые вывели такие породы лошадей-тяжеловозов:

Характеристики русской тяжеловесной породы коней

Данная тяжеловесная порода была выведена чуть более стал лет назад посредством скрещивания упряжных коней с арденами – мелкими тяжеловозными лошадями негармоничного сложения родом из Бельгии. Благодаря отбору ардены стали иметь хорошее сложение и форму.

А 1900 году во Франции проходила Всемирная выставка, где особое внимание получил русский арден, признанный одной из лучших рабочих пород. «Звездой» стал бурый жеребец Каравай, получивший золотую медаль. Внешние особенности породы такие:

  • невысокий рост – в холке до 150 см;
  • выносливость;
  • достаточная сила;
  • у самок хорошая молочная продуктивность.
  • Лошади-тяжеловозы советской породы

    Такая порода появилась благодаря скрещиванию английских суффолков или бельгийских брабансонов с упряжными русскими конями. Для аграрных работ животных используют в течение первых трех лет жизни, затем они становятся производителями.

    Отличительные особенности советского тяжеловоза:

  • крупное животное;
  • высота в холке может достигать 1,7 м;
  • средняя масса тела – порядка тонны;
  • грива и хвост густые;
  • среднего размера голова;
  • шея и ноги мускулистые;
  • копыта правильной формы;
  • ровная спина;
  • грудь широкая;
  • может наблюдаться незначительная косолапость.
  • Описание владимирских тяжеловозов

    Владимирские тяжеловозы появились в государственном Гаврилово-Посадском конном заводе в 1886 году путем скрещивания английских клейдесдалей с местными самками, выносливыми и неприхотливыми. От такого скрещивания на свет появились кони, обладающие привлекательным внешним видом, энергичностью, богатырской силой и хорошими адаптационными навыками.

    В процессе развития породы «доноры» менялись, в формировании владимирских тяжеловозов принимали участие даже знаменитые английские шайры. При этом официально данную породу коней признали только к середине прошлого века.

    Внешние характеристики владимирского тяжеловоза таковы:

  • массивность;
  • высота в холке до 1,7 м;
  • телосложение крупное;
  • голова крупная, а профиль выпуклый;
  • лопатка длинная и косо поставлена;
  • шея длинная и мощная;
  • круп в меру опущенный;
  • ноги крепкие и обросшие мехом, доставшиеся от английских пород;
  • хвост и грива густые;
  • масть может быть гнедой, иногда рыжей или вороной.
  • Владимирские кони очень дружелюбные, уравновешенные и спокойные. Половое созревание у них начинается достаточно рано.

    Красота владимирского тяжеловоза не может не привлекать, представители этой породы сейчас активно используются в спортивной охоте или же конном туризме, а в дальние времена их запрягали в телегу, плуг или упряжку.

    Характеристики других пород тяжеловесных лошадей

    А сейчас давайте рассмотрим характеристики других пород тяжеловесных коней, некоторые из них принимали непосредственное участие в формировании русских пород лошадей и не только.

    Например, австралийский тяжеловоз является результатом скрещивания других известных пород:

    Такие кони в среднем весят от 600 до 900 килограмм, их высота в холке составляет порядка 170 см. Австралийские кони невероятно дружелюбные и отлично приспосабливаются к работе, хорошо сидят в упряжи и под седлом. Они могут быть пятнистыми или же иметь однотонный окрас без пятен. Ноги животного имеют среднюю оброслость, ноги и грива имеют среднюю густоту.

    Описание Брабансона

    По-другому представителей такой породы называют еще бельгийскими тяжелоупряжными. Их ценят за отличные силовые способности и привлекательный внешний вид. Рост их средний – около 165 см. Такие кони имеют отличные породные качества и хороший характер. В числе внешних характеристик:

  • туловище плотное и сильное;
  • ноги короткие;
  • суставы выражены хорошо;
  • нижняя часть ног мохнатая;
  • грива короткая.
  • Забытая порода – битюг

    Такая древняя порода родом из России в наши дни не сохранилась. Но остались сведения, что ее представители были необычайно трудолюбивыми и хорошо ценились в домашних хозяйствах. В среднем битюги имели рост около 158 сантиметров, имели бурую или мышастую масть. Такая порода появилась вследствие скрещивания рысаков с русскими тяжеловозами.

    Битюгов также называли «ломовыми» лошадями. К сожалению, не сохранилось их фотографий, но если посмотреть на фото русского тяжеловоза, то можете примерно понять, как могли выглядеть битюги.

    Булонские тяжеловозы родом из Франции. Многие их считают наиболее изящными представителями тяжеловозных коней.

    Эти лошади способны отлично переходить в рысь на бегу, передвигаются легко и быстро. Особи могут быть как малыми, так и крупными.

    В наше время крупные особи используются преимущественно для езды в упряжках, также и в мясной промышленности. А вот малый тип сейчас практически исчез.

    Внешние характеристики такие:

  • средний вес составляет от 700 до 900 кг;
  • средний рост – 170 см;
  • уши изящные;
  • глаза большие;
  • лоб очень высокий;
  • грива вьющаяся.
  • А еще булонские тяжеловозы имеют чудесный добрый характер.

    Ирландский тяжеловоз и его особенности

    Данные кони невероятно подвижны, очень выносливы и имеют неприхотливый характер. Животное имеет относительно небольшие габариты, включая показатели по росту, но это не влияет на силу такого коня.

    В настоящее время ирландская порода чаще всего используется в охотничьих или спортивных целях. У них очень привлекательная внешность, осанка ровная, спина прямая, круп покатый с высоким хвостом. Животное может иметь такие виды окрасов:

  • серый;
  • гнедой;
  • рыжий;
  • вороной;
  • разные окрасы с белыми пятнами.
  • Данные лошади способны отлично переходить в галоп и могут преодолевать большие препятствия.

    Клейдесдаль или шотландский тяжеловозный конь

    Такая порода считается привлекательной, она имеет хорошие ездовые качества. Ее вывели на территории Шотландии и успешно разводят в Великобритании в наше время.

    Лошади отлично хотят как шагом, так и рысью. Их тело весьма мощное, кости широкие, а мышечная масса большая.

    А чтобы животное имело высокую работоспособность, его следует содержать в хороших условиях и давать ему качественную еду.

    Масти данной породы могут быть такими:

    Ноги коня должны иметь выраженные суставы и быть массивными.

    Першерон: характеристика породы

    Представители породы отличаются большой массой и высоким ростов и в этом отношении их с уверенностью можно назвать рекордсменами. Есть особи, которые в холке имели рост свыше двух метров. Першероны очень выносливые и привлекательные, способны бегать несколько часов подряд. Они имеют арабские корни, благодаря чему они имеют красивую и рельефную голову и аккуратные уши.

    Допустимые окрасы породы:

    В наши дни першероны разводят без оброслых ног, благодаря чему за ними будет легче ухаживать, а животному будет легче работать на земле.

    Суффолк

    Такой тяжеловоз имеет массивное туловище, из-за которого ноги лошади могут показаться короткими. Их размер относительно небольшой, они отличаются работоспособностью и необычной терпеливостью. Обычно имеют каштановую масть и могут иметь разные оттеночные вариации:

    Характерная для породы отметина – это белые «носки» или звездочка во лбу. Представители этой породы отлично подходят для обучения детей езде верхом, они покладистые и не склонны к конфликтам.

    Шайр: главные тяжеловозы в мире

    Шайр – это самая известная порода лошадей-тяжеловозов в мире, обладающая прекрасной внешностью. Эти английские кони престижны в плане разведения, благородные и стоят весьма недешево.

    Их часто привлекают для участия в соревнованиях, где они занимают первые места. Шайры всегда имеют оброслость на ногах независимо от региона их обитания. Чаще всего масть лошади гнедая или караковая, но бывают и другие окрасы.

    Имеют норовистый характер, в упряжь даются с трудом и не любят, когда к ним применяют физическую силу.

    Как уже говорилось, разные породы лошадей-тяжеловозов часто принимают участие во всевозможных соревнованиях. Впервые соревнования с участием таких коней стали проводить в Советском союзе. В параметры оценки породы включали такие показатели, как тяговую выносливость, максимальную силу тяги и скорость доставки рысью и шагом.

    Такие соревнования часто проводят и в США, Японии, Италии и других странах. Учитывается также породность коня, его характер, контактность с людьми, внешний вид и многое другое.

    Итак, мы рассмотрели, чем отличаются от других тяжеловозные породы лошадей, и прочли характеристики некоторых из них.

    Породы лошадей тяжеловозов: описание, вес, содержание и фото

    Лошадь тяжеловоз #8212; это крупное животное с толстой шеей, мускулистыми телом и ногами, являющееся представителем тяжелых пород. Основная задача: перевоз объемных грузов, выполнение пахотных и иных видов сельских работ.

    Гигантские скакуны выглядят не так сухо и изящно, как их теплокровные собратья. Но эти кони обладают отличным нравом и имеют ряд других положительных качеств, за счет которых они и по сей день пользуются мировым спросом у многих конников.

    Многие хладнокровные лошади выглядят довольно-таки массивно, по сравнению с теплокровными породами лошадей. Их почти не используют в дисциплинах конного спорта, так как они не наделены гибкими движениями из-за коренастой конституции тела. Однако многих любителей лошадей в этих животных привлекают следующие характеристики:

  • Мягкость аллюра. Тяжики не способны на быстрые движения, высокие прыжки и выполнение изящных элементов выездки. Однако поступь, шаг-рысь-галоп (карьер у тяжиков фактически невозможен из-за массы тела и толщины ног) очень удобна для всадника. Несмотря на то, что тяжеловозы высоки и крупны, ездить на них удобно. Их тело при движении не способно подниматься высоко над землей, следовательно, тряска в седле никогда не будет сильной.
  • Габариты. Тяжеловоз, как и многие другие породы, имеет своих родоначальников. В Средние века, преимущественно в европейских странах, предки тяжеловозов считались в большинстве своем рыцарскими конями, и лишь потом #8212; тяжелоупряжными фермерскими. В далекие феодальные времена этих крупных коней называли дестриэ (dextarius), что в переводе с латинского означает правосторонний. Возможно, такое название тяжелый лошадиный гигант получил, потому что с правой стороны воина, который восседал на коне, сопровождал его личный оруженосец.
  • Вес тяжелой лошади той эпохи варьировался от 800 кг до 1000 кг, а иногда и более. Рост же был от 170 см до 200 см, что в соответствии с весом составлял портрет очень крупной, тяжелой лошади, не способной на быстрый аллюр.

    Несмотря на то, что такой представитель непарнокопытного обладал не дюжей мощью и мог тащить на себе тяжелый груз доспехов и оружия рыцаря (в том числе и самого рыцаря, а иногда и даму сердца в придачу), ему не всегда хватало выносливости на длительных дистанциях. Он быстро выдыхался.

    Историки и мировые заводчики лошадей породы тяжеловозов считают, что к прямым потомкам боевых тяжиков можно отнести такие породы лошадей, как шайры, першероны, бранбансоны, клейдесдаль, что подтверждают и древние исторические летописи. Подчеркнем, что речь идет о европейских породах коней-тяжеловесов.

  • Вид мощного коня вызывает даже у равнодушного к семейству лошадей наблюдателя как минимум уважение. Если же какое-то время пообщаться с тяжиком, то их спокойствие, миролюбие и очарование может покорить. Ведь многие эти кони имеют добродушный и покладистый характер. Они отлично ладят не только с взрослыми людьми, но и с детьми, и даже с другими животными. По мнению многих заводчиков, практикующих разведение этих пород лошадей, следует отметить, что среди них не так много агрессоров и бунтарей в общении с человеком, невзирая на их существенные размеры.
  • Приоритетом при проведении племенных работ по разведению тяжеловозов является улучшение их генетики (наследственных качеств), которые позволяют потомкам тяжиков приобретать такие качества, как высокая грузоподъемность, приспособляемость к суровым климатическим условиям и неприхотливость в уходе и рационе.
  • Качество экстерьера у тяжеловесов стоит на втором месте после силовых качеств, так как в большинстве стран (особенно в России) их разводят преимущественно для сельских работ, и только лишь потом — для специализированных зрелищных соревнований. Также в России хладнокровный конь нередко пользуется популярностью у любителей верховой езды.

    Чтобы проверить качество выведенной (произведенной) породы, многие крупные заводчики пород устраивают для тяжиков различные мероприятия по силовым испытаниям. Чаще всего, это перевоз максимальных тяжестей на скорость и длительность расстояния по пересеченной местности с определенными преградами (лужи, подъемы, неровная местность и т.п).

    Такие соревнования с каждым годом приобретают популярность, так как по зрелищности и экстремальности они порой не уступают классическим видам конного спорта.

    Одна из самых знаменитых хладнокровных лошадей #8212; это известный на весь мир английский тяжеловоз породы Шайр. Лошади по экстерьеру высокие и массивные, но в тоже время они аристократичны.

    Прямыми предками этой породы были боевые рыцарские кони, которые по тем временам достигали очень больших для лошади размеров. Но их потомки и сейчас славятся своими серьезными габаритами на весь мир. Вес жеребцов может превышать до 1,3 т, а их высота в холке может достигнуть 190 см. Наиболее часто встречающиеся масти шайров: гнедая, караковая, серая, гнедая.

    Наибольшую популярность в Средневековой Англии эта тяжеловозная лошадь начала приобретать при правлении короля Генриха в 18 веке. Правитель посчитал необходимым принять закон об активном разведении данной породы на территории своей страны, преследуя цель обеспечить сельское хозяйство Англии сильными и мощными тягловыми (ломовыми) лошадьми.

    Бельгийская упряжная, она же фландрийская, она же брабансон — появилась в эпоху Средневековья. Была выведена на территории современной Бельгии. Эта порода тяжеловозов является частично родоначальником шайров, суффолькских и клейдесдальских лошадей.

    Рост у них, правда, не такой высокий, как например, у шайров, но может составлять чуть более 170 см в холке. Масти преимущественно: рыжая, красно-рыжая гнедая, гнедо-чалая.

    Для сельских работ это животное подходит идеально, так как брабансон неприхотлив в уходе, дружелюбен с человеком и имеет высокую работоспособность. Более того, представители этой породы #8212; одни из самых распространенных долгожителей среди иных коней-тяжеловесов.

    Один из старинных европейских тяжеловесов (Восточная Англия). Впервые упоминается эта порода в исторических летописях начала 16 века, однако наибольшую популярность она начала приобретать лишь в середине 18 века.

    Экстерьер такой лошади отличается толстоватыми ногами, довольно массивным телом, толстой шеей, длинной прямой спиной и округленной формой копыт. Рост жеребцов колеблется в среднем от 165 см и иногда бывает выше 170 см в холке. Вес животного может достигать тонны. Часто встречаются светло и темно-рыжие масти, иногда каштановые. Характер у этих коней покладистый, дружелюбный.

    Эта порода лошадей тяжеловозов — гигант, производить которую начали во Франции в 19 веке. Порода получила мировую славу не случайно. Першерон #8212; один из самых больших коней мира, как по весу, так и по росту в холке. Были среди них и настоящие рекордсмены, которые переваливали отметку в росте куда более 2 метра!

    Несмотря на всю массивность их тела, эти французские кони обладают прекрасным аристократичным экстерьером, за что должны быть благодарны предкам арабских лошадей. Голова у них аристократичной формы с небольшими подвижными ушками и выразительными среднего размера глазами. Удивительно и то, что движения этих гигантов относительно легки, несмотря на всю их массивность.

    Частые масти: серая в яблоках, куда реже — вороная. У этих коней редко растут на ногах щетки.

    Эффектный представитель всех хладнокровных пород лошадей, потому что, не смотря на свой огромный рост и вес, обладает внешне очень привлекательным экстерьером.

    Клейдесдаль, как порода, выведен на просторах современной Шотландии. Конь приспособлен для передвижения по пересеченной местности, но уступает стандартному гунтеру. У клейдесдаля шаг и рысь мягкие.

    Эти кони #8212; обладатели широких костей, большой мышечной структурой и мощной конституцией тела. Однако есть существенный недостаток: представители этой породы — изнежены.

    Раскрытие полного потенциала клейдесдаля возможно лишь при условии высококачественного ухода и кормления.

    Преимущественные масти: чаще гнедая, рыжа, в целом же #8212; разнообразны.

    Битюг

    Этот тяжеловес является одной из самых древних русских пород, однако не дожил до современных дней. Таике хладнокровные лошади были незаменимы для крестьян и пользовались у них популярностью в сельском хозяйстве, как ломовые кони. Эта маленькая коренастая лошадь, по сравнению с другими лошадиными гигантами, не достигала в холке выше 160 см.

    Их потомками являются современные русские тяжеловозы, предками которых были битюги, скрещенные с рысаками. Именно в их экстерьере наиболее четко прорисовываются черты древнего Битюга.

    Порода владимирского тяжеловоза получила начало существования в 1935 году. Родоначальниками породы были лошади европейских тяжелоупряжных пород. Рост их относительно невысок #8212; 165-167 см в холке, при весе в среднем 700-750 кг.

    Представителей этой породы отличают высокие показатели силовых качеств, такие как выносливость и неприхотливость в уходе и содержании. У них шикарный для представителей тяжеловозов внешний вид. Эти кони в меру массивны, однако движения их относительно пластичны, в отличие от других пород тяжиков.

    Масть преимущественно рыжая и гнедая. Встречаются и вороные.

    Из русских тяжелоупряжных пород, владимирский тяжеловоз часто используется для участия в соревнованиях по силовым испытаниям.

    Спокойные, неприхотливые в содержании и к погодным условиям, красивые лошади с отличной конституцией тела и хорошо развитой мускулатурой.

    В отличие от других представителей русских пород тяжиков, эту породу лошадей разводят по трем направлениям: основной (стандартный), массивный (утяжеленный) и с наиболее сухой конституцией (облегченный).

    Советский тяжеловоз был бы идеальной богатырской лошадью древнерусской эпохи, ведь он обладает всеми необходимыми силовыми качествами, присущими большинству тяжелоупряжных лошадей. Гривы и хвост средней густоты, грудь относительно широкая, средних размеров подвижные ушки на голове среднего размера, ноги стройные.

    Размеры жеребцов варьируются от 163 до 168 см в холке. Масти чаще рыжая и бурая. Реже вороная, чалая и гнедая.

    Движения у владимировцев относительно грациозны, если их сравнивать с другими представителей хладнокровных лошадей.

    Современные тяжелоупряжные породы лошадей сохранили в себе все экстерьерные характеристики своих предков. Их и сегодня используют примерно для тех же целей, как и веками раньше — перевоз тяжелых грузов. Не редко тяжеловозов используют и реконструкторы в ролевых играх, когда искусственно воссоздают образ и эпоху средневековых турниров.

    Единственно верным соревнованием для испытания хладнокровных лошадей могут быть только силовые (тягловые) задания . Особую популярность в России такие состязания приобрели во времена Советской эпохи. Идея подобных мероприятий была принята и за рубежом.

    Главные показатели коня заключаются в его силовых качествах, выносливости и скорости при тяге различных грузов. Со временем на современные соревнования добавили новые этапы конкурса — экстерьер и поведение лошади (покладистый характер) при взаимодействии с человеком.

    Узнать о времени и месте проведения таких соревнований можно из конных журналов, сайтов заводчиков, конных клубов и т. д.

    Не все тяжеловозы прихотливы в уходе. Плюсом у этих гигантов является и коммуникабельность в общении с человеком. Они сносно переносят изменчивые погодные условия, не привередливы в еде. Для разведения этих крупных коней не обязательно строить королевские конюшни, которые так необходимы утонченным спортивным породам лошадей.

    Многие тяжики имеют густую гриву, хвост и щетки на ногах, а толстый слой мышечной массы не позволит им легко замерзнуть на холоде. Поэтому для положительного разведения, селекции и улучшения этих животных используют лучших представителей пород, которые отличились высокими результатами на испытаниях и хорошо показали свои силовые навыки.

    Необходимость разводить тяжелых коней на сегодняшний день снизилась, так как для полевых работ многие фермеры предпочитают использовать современную технику взамен лошадей. Однако в большинстве регионов России для пахотных работ предпочтение отдают все же тяжикам.

    Тяжеловесов используют на животноводческих фермах и в конюшнях по прямому назначению #8212; для выполнения сельскохозяйственных работ (реже — для выпаса скота или проката).

    По стоимости тяжеловозные породы лошадей относительно не дорогие, если сравнивать цены на конном рынке с теплокровными лошадьми и рысаками. Купить породистого тяжеловеса можно у частных лиц или у заводчиков в специализированных конезаводах России.

    Например, одним из таких заводов является Хреновский конный завод в Воронежской области, который разводит на продажу арабских чистокровных лошадей, орловских рысаков и русскую тяжеловозную лошадь (Русский арден).

    Если человек решится на покупку тяжеловеса, то необходимо обеспечить коню денник соответствующих размеров (желательно не менее 4х4 кв. м), обустроить леваду или доступ к свободному выпасу.

    В заключение стоит добавить, что для неискушенного любителя лошадей, предпочитающего верховую езду с целью досуга, тяжеловоз подойдет как конь хобби-класса.

    Советский тяжеловоз (порода лошадей): характеристика, фото

    В настоящее время экономическое значение лошадей значительно снизилось. Тем не менее спрос на них сохраняется, особенно на тяжеловозные породы, которых в некоторых ситуациях бывает выгоднее использовать, чем, к примеру, трактор. Одной из таких востребованных пород является советский тяжеловоз. Об особенностях его содержания пойдёт речь в данном материале.

    Историческая справка

    Порода была выведена в результате скрещивания битюгов, арденов и першеронов с брабансонами и суффольками. Селекционная работа началась ещё в конце XIX века, когда в Россию начали массово завозить бельгийских брабансонов.

    При всех своих достоинствах эта порода была не вполне приспособлена к местным условиям и обладала рыхловатой конституцией.

    Работа по улучшению рабочих качеств брабансонов (а также его экстерьера) привела к созданию новой тяжеловозной породы, которую зарегистрировали в 1952 году под названием «советский тяжеловоз».

    Общая характеристика

    Советские тяжеловозы считаются самыми крупными среди тяжеловозных лошадей. Это мощные, крепкие, выносливые животные, способные перемещать большое количество груза. Рассмотрим особенности их экстерьера и черты характера.

    Внешний вид и телосложение

    Внешний облик лошадей данной породы отличается следующими характерными чертами:

  • масть преимущественно рыжая или рыже-чалая (но встречаются гнедые и гнедо-чалые лошади);
  • рост в холке достигает 170 см;
  • вес лошади — до 1т;
  • шея коротковатая, мускулистая;
  • голова средних размеров, отличается очень широкими ноздрями и сравнительно небольшими прямыми стоячими ушами;
  • спина ровная, поясница широкая, круп раздвоенный и свислый;
  • ноги среднего размера, мускулистые, щётки умеренно обросшие.
  • Важно! Существуют две линии советских тяжеловозов — лошади Починковского и Мордовского конезаводов. Починковская линия отличается наибольшей массивностью и более удлинённым туловищем. Представители Мордовской линии более компактны и характеризуются чуть большей сухостью.

    Нрав и повадки

    Характер у этих животных спокойный, покладистый, энергичный. Агрессии они, как правило, не проявляют (разве что в ответ на грубость или в стрессовой ситуации). Правильная линия поведения с ними — спокойный и уверенный тон при подаче команд. Повышать голос (а тем более кричать) нежелательно.

    Использование

    Советских тяжеловозов используют, прежде всего, для перемещения грузов. В ходе стандартных испытаний жеребец шагом тянет груз массой 4,5 т на расстояние 2 км. Кроме того, они могут ходить под седлом. Нередко их используют для улучшения других пород или же для получения более продуктивного потомства от непородистых лошадей.

    Важно! Советские тяжеловозы отличаются скороспелостью. К полугодовому возрасту жеребята набирают вес в полтонны. С 2,5-3 лет лошадь ставят в работу, в 3 года её можно использовать для разведения. Кобылицы, как правило, могут приносить приплод до 20-летнего возраста включительно.

    Кобылицы отличаются высокой молочной продуктивностью: они в среднем дают по 3300 л молока в год, а рекордсменки способны выдать и более 6 000 л. В некоторых регионах представителей данной породы разводят для получения мяса.

    Достоинства и недостатки

    Представители данной породы обладают многочисленными достоинствами. Перечисляем:

  • высокая грузоподъёмность и выносливость;
  • спокойный характер;
  • нетребовательность к кормам;
  • сохранение работоспособности в течение длительного времени;
  • быстрое развитие жеребят;
  • длительность репродуктивного возраста;
  • высокая молочная продуктивность.
  • Ярко выраженных недостатков у данной породы нет. Однако у некоторых особей может быть неправильная постановка ног, что практически не влияет на их рабочие качества.

    Правильное содержание

    При всей своей неприхотливости советские тяжеловозы нуждаются в правильном уходе. Обеспечить такой уход несложно. Рассмотрим подробно основные принципы содержания представителей данной породы.

    Конюшня

    Для того чтобы советские тяжеловозы чувствовали себя достаточно комфортно, конюшня для их содержания должна отвечать следующим требованиям:

    1. Размеры денника — не менее 4 кв. м.
    2. Высота потолка конюшни — не менее 3 м.
    3. Нельзя допускать сквозняков, резких колебаний температуры и влажности в помещении, а также едких запахов.
    4. В обязательном порядке необходимо смонтировать систему вентиляции. Самая практичная — приточно-вытяжная система.
    5. Кормушки и поилки изготавливаются из нетоксичных материалов (к примеру, из нержавеющей стали или качественного пластика). В качестве поилки может использоваться ведро или смонтированная автоматическая поилка.
    6. Пол рекомендуется глинобитный, керамзитобетонный или цементный. В последнем случае дополнительно делают настил из деревянной доски толщиной в 5 см.
    7. В качестве подстилки можно использовать солому, торф, опилки или торфяно-опилочную смесь.
    8. Необходимо обеспечить 16-часовое освещение.
    9. Холод советские тяжеловозы переносят хорошо. Если не бывает слишком сильных морозов, их можно содержать и в неотапливаемой конюшне. Жара переносится ими гораздо хуже. С перегревом животного борются путём его купания или обливания, ставят отдыхать в затенённые места.

      Уход и уборка

      Денник, кормушка и поилка чистятся ежедневно. Кроме того, необходимо каждый день чистить шерсть, расчёсывать гриву и хвост животного — в противном случае могут завестись паразиты. Если лошадей содержится несколько, то для каждой должны быть индивидуальные щётка, скребок и расчёска.

      Видео: как правильно ухаживать за лошадью Нужно также осматривать копыта, извлекать застрявшие в них камушки и мусор. От мусора следует очищать и ноздри. Понадобится также регулярный осмотр зубов на предмет обнаружения механических повреждений. Плохим признаком является неприятный запах лошадиного дыхания. При его появлении необходимо обратиться к ветеринару.

      Помимо всего вышеперечисленного, проводят регулярные ветеринарные осмотры животного, а также делают все необходимые вакцинации. Если тяжеловоз трудится на перевозке грузов, желательно придерживаться постоянного графика его работы и отдыха.

      Рацион кормления и вода

      Особо высоких требований к составу рациона данная порода не предъявляет. Тем не менее рацион должен быть достаточно сбалансированным.

      В примерной суточной норме питания желательно наличие следующих компонентов:

      • концентрированных кормов — до 2 кг;
      • овса — до 6 кг;
      • сена — до 7 кг;
      • сочных кормов — до 2 кг;
      • нарезанной соломы — около 0,5 кг;
      • при необходимости рацион дополняют витаминными и минеральными добавками.
      • Воду это животное потребляет в больших количествах. Она должна быть чистой. В конюшне предпочтительней установить автопоилку. Лошадь быстро привыкает к постоянному наличию воды и пьет её не впрок, а по мере необходимости. Итак, советские тяжеловозы обладают многими положительными качествами (в том числе и рабочими) и при этом неприхотливы к условиям содержания.

        Всё вышеперечисленное до сих пор делает их использование экономически оправданным, хотя далеко не всегда. Тем не менее интерес к породе сохраняется и в настоящее время, тем более что эти лошади (кроме своего прямого назначения) могут использоваться для производства молока или для улучшения других пород.

        Тяжеловозные породы лошадей

        Лошади-тяжеловозы известны на протяжении очень большого количества времени. Эти гиганты с легкостью перевозили тяжелые грузы, вспахивали поля, ходили в боевые походы.

        На сегодняшний день осталось очень мало хозяйств, где используются для каких-то нужд лошади, а не специальная техника, поэтому ряд пород стоит на грани исчезновения.

        В статье пойдет речь о наиболее интересных породах (как отечественных, так и иностранных селекционеров).

        Если говорить об особенностях пород, то для каждой существуют свои индивидуальные промеры, стати и экстерьерные признаки, по которым легко отличить советского тяжеловоза, к примеру, от Шайра.

        Отечественные тяжеловозные породы

        Этих лошадей можно без преувеличения назвать гордостью отечественной селекции, они ничуть не уступают своим зарубежными собратьям, а в некоторых случаях могут и вовсе их превзойти по каким-то определенным параметрам.

        Владимирский тяжеловоз

        История породы начинается в 1935 году: тогда для выведения новых лошадей были взяты представители из Европы, относящиеся к тяжелоупряжным породам. Владимирцы не обладают потрясающей высотой в холке, в среднем она достигает 167 см, а масса – около 750 кг. Популярность породе принесли именное ее силовые качества наряду с выносливостью и неприхотливостью.

        Если говорить об общей характеристике, то она следующая:

      • высота в холке – 165 см;
      • длина туловища – 172 см;
      • обхват груди – 205 см.
      • Среди положительных качеств породы нужно отметить очень добродушный нрав, неприхотливость к кормовой базе; ухаживать за владимирской породой довольно просто. Молодняк очень скороспелый. Чаще всего можно встретить вороных представителей и рыжих с белыми отметинами.

        Русский тяжеловоз

        Данная порода появилась на рубеже XIX-ХХ веков при скрещивании упряжной породы с мелкой тяжеловозной – арденской. У этих представителей было далеко не идеальное телосложение.

        Благодаря целенаправленному отбору совершенствовалась стать.

        На всемирной выставке, проходящей в Париже, были представлены так называемые «русские ардены», которые произведи неизгладимое впечатление на любителей коннозаводства.

        Золотая медаль досталась жеребцу Караваю, приехавшему из Хреновского конезавода. Русские тяжеловозы характеризуются небольшой высотой в холке – около 150 см, но при этом они очень сильные и выносливые. На особенном месте стоит молочная продуктивность кобыл.

        Советский тяжеловоз

        Представители этой породы появились в результате использования местных пород и бельгийского Брабансона. В отличие от других тяжеловозов, у советских укороченная длина туловища, короткий шейный отдел, конечности крепкие и мощные. Данная порода может похвастаться следующими показателями стандарта:

      • высотой в холке – 160 см;
      • длиной туловища – 167 см;
      • обхватом грудины – 205 смм.
      • Характер у лошадей добронравный, они не проявляют агрессию к людям. Темперамент энергичный и подвижный. Среди особенностей можно назвать:

      • быстрый рост;
      • скороспелость;
      • выносливость.
      • Все эти показатели сделали советских тяжеловозов незаменимыми помощниками, ведь в то время в колхозах еще не была развита в достаточной мере механизация.

        Среди наиболее часто встречающихся окрасов можно назвать рыжий, гнедой, гнедо-чалый и рыже-чалый. Кобылы данной породы отличаются большим количеством молока. Если говорить о рекордах, от одной кобылы было получено свыше 6 000 литров молока за лактационный период.

        Битюги

        Порода относится к древнерусским, но на сегодняшний момент полностью исчезла. Все, что известно о таких лошадях, – это очень трудолюбивый характер.

        В среднем в холке они достигали 158 см, преимущественный окрас – мышастый и бурый. Вывели битюгов, скрестив русских тяжеловозов и рысаков.

        Было у породы и другое название – ломовые лошади, используемые в основном для перевозки тяжелых грузов.

        Зарубежные породы

        Европейским селекционерам тоже есть чем похвастаться, а потому в статье пойдет речь именно о зарубежных породах лошадей, относящихся к тяжеловозным.

        Першеронская

        Является французской породой, а время выведения приходится на XIX век. По мнению ученых, першероны существовали еще раньше, примерно во времена рыцарей, где и использовались как верховые кони. Ну, а кто еще мог вынести все железные латы, кроме как сильных и выносливых лошадей?

        Несмотря на отлично развитую мускулатуру, данные лошади очень грациозные и быстрые. К стандарту породы можно отнести:

      • высоту в холке – 160 см;
      • длину туловища – 168 см;
      • обхват грудины – 200 см.
      • Наиболее часто можно встретить серых или вороных представителей. Для першеронов характерно приспосабливаться к сильным нагрузкам и проводить много времени в работе, при этом практически не нуждаясь в отдыхе. Положительной чертой является быстрая адаптация к зонам с разным климатом и отличная иммунная система.

        Арденнские тяжеловозы

        Относится к самым миниатюрным из всех тяжеловозных пород. Родина лошадей находится в Бельгии, а история породы насчитывает больше 2 тысячелетий. Именно поэтому ардены относятся к самым старым европейским породам среди тяжеловозов.

        По высоте в холке лошади достигают 163 см. Чаще всего встречаются особи с рыжей, гнедой или темно-рыжей мастями. Шейный отдел средней длины, может быть с изгибом. Тело массивное с глубокой грудиной. Спина короткая и очень мускулистая.

        Клейдесдаль

        Родиной породы является современная Шотландия. Лошади обладают огромным ростом и внушительной массой, но при этом у них очень эффективные экстерьерные признаки.

        Клейдесдали подходят для поездок по пересеченным видам местности, обладают мягким ходом. Существенным недостатком таких лошадей является большая изнеженность.

        Чтобы кони полностью раскрылись и проявили все свои качества, им понадобятся уход на высшем уровне и корма только высокого качества.

        Ирландская

        Лошади относятся к универсальным. Если их сравнить с предыдущими породами, то ирландцы подходят не только для тяговых испытаний. К немаловажным качествам породы относится возможность использования лошадей на охоте и для верховых поездок. Лошади идеально подготовлены к переходам по дорогам, пересеченной местностью их тоже не напугать.

        Неприхотливость к кормовой базе, а также к условиям ухода, делают ирландскую породу весьма популярной у заводчиков. Несмотря на то, что по внешним данным животные сильно уступают своим собратьям, они не проиграют им по силовым качествам.

        Является английской породой, получившей официальное признание и регистрацию в середине XVIII столетия. Прежде чем появилась механизированная техника, для глинистых почв туманного Альбиона Суффолки были просто идеальными из-за очень мускулистого туловища.

        Англичане обладают покладистым и дружелюбным нравом, что позволяет использовать лошадей в иппотерапии.

        Также являются английской породой, которая берет свое начало еще со средневековых времен. Отличительной чертой является пропорциональное телосложение. Шайр может долго работать (в разумных пределах). Согласно стандарту у породы должны быть следующие показатели:

      • высота в холке – 170 см;
      • длина туловища – 180 см;
      • масса – 1400 кг.

      Являются самыми сильными среди всех остальных тяжеловозных пород. Нашли свое применение в перевозе грузов. Несмотря на внушительные габариты, у Шайров очень спокойный характер, а потому они использовались как улучшатели именно по этому признаку. На сегодняшний день их используют для транспортировки груза и ремонтных работах на железных дорогах.

      Можно отнести к классическим тяжеловозам, получившим название по одной из областей Бельгии. Чаще всего используются в разведении в качестве улучшателей, т.к. обладают всеми требованиями, присущими лошадям для различных работ.

      Если говорить о размерах особей, то они следующие:

    10. высота в холке – 160 см;
    11. длина туловища – 175 см;
    12. обхват грудины – 217 см.
    13. Интересно, что Брабансонов можно начинать использовать в работе с двухгодовалого возраста, именно такое качество отнесло породу в разряд скороспелых.

      Особенности разведения

      Гигантским коням не понадобится возведение конюшни по всем правилам, в которых проживают спортивные лошади.

      Практических у всех тяжеловозов густая грива, хвост, а ноги защищены щетками. Большая мышечная масса является надежным средством для борьбы с холодами. Чтобы добиться успеха в разведении и получить хорошее потомство, рекомендуется использовать именно чистопородных животных, показавших хорошие результаты в соревнованиях по силовым испытаниям.

      Несмотря на то, что в большинстве сельскохозяйственных работ лошадей давно заменила механизированная техника, спрос на тяжеловозов все же имеется. Особенно в тех местах, где не всегда может пройти транспорт, или грунт по той или иной причине не подходит для обработки трактором. В этом случае представители вышеописанных пород являются просто незаменимыми помощниками.

      Владимирский тяжеловоз — порода тяжеловозных лошадей, выведенная в СССР. Создана на племенных фермах колхозов и совхозов Юрьев-Польского и Суздальского районов Владимирской области и Гаврилово-Посадского района Ивановской области в результате деятельности Гаврилово-Посадской государственной заводской конюшни и Гаврилово-Посадского государственного племенного рассадника лошадей. Официально зарегистрирована в 1946 году.

      История создания породы
      Порода создавалась в районах Владимирского ополья, где преобладают тяжелые почвы, суглинок. Для их обработки требовалась сильная лошадь. Кроме того, быстрорастущие города нуждались в гужевом транспорте. Это явилось предпосылкой для развития во Владимирской области тяжеловозного коневодства.

      Владимирская порода тяжеловозов была создана путём скрещивания местных лошадей с шотландскими клейдесдалями и английскими шайрами. Лошади этих пород были закуплены Советским Союзом в Великобритании в 1920—1930-х гг.

      Наибольшую роль при формировании владимирской породы сыграли клейдесдали, из которых особенно ценными были Лорд Джеймс, гнедой, 1910 г., Бордер Бренд, тёмно-гнедой, 1910 г. и Глен Албин, гнедой, 1923 г., ставшие основными родоначальниками владимирской породы. Шайры оказали значительно меньшее влияние на формирование породы; их клички встречаются в родословных владимирских тяжеловозов в более отдаленных рядах предков, преимущественно по женской стороне. Кроме того, имеются данные, что при формировании владимирской породы использовались лошади английской суффолкской породы, однако их вклад был незначительным.

      Материнской основой владимирской породы тяжеловозов послужили местные лошади, которые передали породе такие ценные качества, как приспособленность к местным условиям и выносливость в работе.

      Особенности породы
      Лошади владимирской породы выносливы в работе, хорошо идут не только шагом, но и рысью. Владимирский тяжеловоз — добронравная и спокойная лошадь, обладающая энергичными, свободными аллюрами. Это довольно неприхотливая лошадь, способная жить как в условиях конного завода, так и в табуне.

      Без груза владимирский тяжеловоз настолько резв, что, несмотря, на большую массивность, многие представители породы могут пробежать рысью 1600 м за 3 минуты, что является стандартом резвости для двухлетних рысаков в России. С грузом 1,5 т владимирский тяжеловоз может рысью пробежать дистанцию в 2 км за 5 минут или даже резвее. Очень популярны могучие и красивые владимирские тройки.

      История и современность. Эксперименты. Владимирский тяжеловоз

      Порода создавалась с восьмидесятых—девяностых годах прошлого столетия до 1952 г., когда она была утверждена как новая порода тяжеловозных лошадей. Зона выведения породы была достаточно обширной — Ярославская, Владимирская, Нижегородская, Пензенская, Рязанская, Тульская, Тамбовская, Воронежская, Орловская области и Мордовская АССР. Это была зона развитой промышленности и интенсивного земледелия, здесь требовалась крупная сильная и достаточно подвижная лошадь. Успешное разведение лошадей такого типа было обеспечено достаточно стабильной кормовой базой.

      Местные лошади стали улучшаться жеребцами бельгийской тяжеловозной породы брабан-сон, число которых все время увеличивалось.. В 1885 г. в указанной зоне в племенном использовании было зафиксировано три брабансонских жеребца, в 1895 г. — 58, в 1905г. — 394; в 1945 г. — 891. Племенное ядро породы формировалось вначале в Хреновском, а позднее в Починковском конных заводах. Группу маток, отличавшихся сложным многопородным происхождением (першероно-ардено-суффолько-датских и различных вариантов верхового комплекса), перекрывали жеребцами брабансонами в течение 3—4 поколений, а затем разводили “в себе”. Параллельно шел процесс поглотительного скрещивания в массовом коневодстве, где широко использовались и жеребцы-помеси.

      В 1936 г. было организовано три Государственных племенных рассадника по разведению брабансонских лошадей: Починковский, Мордовский и Гаврило-Посадский. Из последнего отпочковались Александровский во Владимирской области и Ярославский. Починковский и Мордовский госплемрассадники позднее были переформированы в конные заводы.

      По мере роста интенсификации сельскохозяйственного производства рос спрос на крупную тяжелоупряжную лошадь. Влияние брабансонской породы стало распространяться все шире. В Прибалтийской зоне на иной маточной местной основе стали создаваться новые своеобразные породы лошадей — литовская и эстонская тяжеловозная.

      Современные племенные лошади советской тяжеловозной породы отличаются крупным ростом, ярко выраженным упряжным типом, массивностью и костистостью. Средние промеры жеребцов-производителей в конных заводах (см): высота в холке 163, косая длина туловища 172, обхват груди 215, обхват пясти 25, у кобыл — 1.60—168—205—22,75. Живая масса жеребца составляет 850 кг, нередко доходит до 1000, матки — 650—750 кг. Экстерьер советских тяжеловозов имеет следующие характерные особенности: голова средняя, сухая, шея средней длины, часто коротковатая, мускулистая; холка низкая, спина длинная, часто мягкая, поясница средней длины, круп широкий, раздвоенный, свислый, обмускуленный, грудная клетка широкая, средней глубины, ребра округлые. Передние ноги часто- косолапые, задние саблистые. Конституция довольно рыхлая, сырая, но значительно суше и крепче, чем у брабансонов. Масть преобладает рыжая, бурая, гнедая.

      Лошади советской тяжеловозной породы отличаются высокими рабочими и продуктивными качествами,. Зафиксированы следующие рекордные достижения: срочная доставка груза шагом на дистанцию 2000 м с силой тяги 150 кг — 11 мин 51,8 сек; срочная доставка груза рысью на дистанцию 2000 м с силой тяги 50 кг — 4 мин 50 сек; тяговая выносливость с силой тяги 300 кг — 1138 метров; максимальная сила тяги — 851 кг.

      Советские тяжеловозы отличаются чрезвычайно высокой скороспелостью, мясными и молочными качествами. При нормальных условиях кормления и содержания жеребята к моменту отъема достигают живой массы 360—400 кг. Рекордное достижение по молочной продуктивности в породе — 6320 кг. Советские тяжеловозы хорошо оплачивают корм, но отличаются большой требовательностью к условиям содержания. Они недостаточно устойчивы к заболеваниям, хуже других выносят экстремальные условия разведения. Плодовитость кобыл в породе колеблется в пределах 65—76%.

      Генеалогическая структура породы представлена 2-мя линиями, выводится новая линия Бостона-Омуля. .Маточные семейства представляют потомки 3-х родоначальниц.

      Ведущие хозяйства: Починковский конный завод Нижегородской области, Мордовский конный завод Мордовской АССР.

    admin

    Наверх