Породы лошадей литовский

Литовская тяжеловозная порода была выведена в Литве, путём скрещивания жмудских лошадей с шведскими орденами. На территории Литвы издавна разводилась выносливая лошадь, отлично приспособленная к местным условиям, сведения о которой можно встретить в иппологической литературе шестнадцатого века, используемую в сельском хозяйстве, и как средство транспортировки.

Во второй половине девятнадцатого века, в связи с интенсификацией земледелия и ростом грузооборота, жмудских лошадей стали улучшать, скрещивая их с более крупными тяжеловозными породами, в первую очередь выращенными в Швеции бельгийскими орденами. Помесей 3-х — 4-х поколений разводили «в себе». В результате у помесных животных сочетались неприхотливость и выносливость местных лошадей, с крупностью и массивностью орденов.

В развитии тяжелоупряжного коневодства Литвы большую роль играли Вильнюсская земская конюшня, сельскохозяйственные и коневодческие общества.

В 1963 году Литовская тяжелоупряжная порода была утверждена. Организованные Советской властью Неманская, Вильнюсская, Судавская и Жагарская государственные заводские конюшни, а так же Таурогский и Кедайняискнй племенные рассадники завершили типизацию поголовья.

У лошадей литовской тяжеловозной породы хорошо развитые мышцы, они имеют спокойный темперамент и крепкую конституцию. Из недостатков экстерьера встречаются мягкая спина, саблистость конечностей, косолапость, грубоватая голова и некоторые другие.

Литовские тяжеловозы преимущественно (70%) рыжей масти и (22%) гнедой масти. Лошади этой породы отличаются плодовитостью, здоровьем, долголетием. Значительная часть племенных лошадей в литовской тяжелоупряжной породе подвергается испытаниям, что сильно повышает эффективность улучшения положительных качеств породы. Литовские тяжеловозы чаще всего используются как рабочие животные, а также как улучшатели поголовья лошадей в Литве и соседних странах, кроме этого,они экспортируются для убоя на мясо.

Литовская тяжелоупряжная порода

Эта порода выведена в Литовской ССР при скрещивании жмудских лошадей со шведскими арденами.

В Литве издавна разводили неприхотливую и выносливую, но мелкую жмудскую лошадь. Когда возникла потребность в более крупной и мощной сельскохозяйственной лошади, жмудку стали скрещивать с разными заводскими породами. Из таких пород наибольшую роль сыграли шведские ардены — тяжеловозы бельгийского происхождения, которых в большом количестве завозили в Литву в 20-30-х годах. Помесей третьего-четвертого поколений разводили «в себе», поскольку они удачно сочетали неприхотливость и выносливость местных жмудских лошадей с массивностью и большей крупностью шведских арденов. При отборе высоко ценились лошади с производительным шагом, крепкие, сильные и выносливые, хорошо приспособленные к пастбищному корму, меньшее внимание уделяли экстерьеру. Большую роль в развитии тяжеловозного коневодства Литвы сыграли коневодческие и сельскохозяйственные общества, а также Вильнюсская земская конюшня. Организованные после установления Советской власти в Литве Жагарская, Неманская, Вильнюсская и Судавская государственные заводские конюшни, Кедайняйский и Таурагский племенные рассадники лошадей повели планомерную работу по созданию породы тяжелоупряжных лошадей. Порода официально зарегистрирована в 1963 г.

Лошади литовской тяжелоупряжной породы имеют довольно крупную голову; мускулистую короткую шею; среднюю по высоте и длине широкую холку; широкую ровную, часто с уложиной к холке спину, широкую крепкую поясницу; нередко вздернутый, свислый широкий раздвоенный круп; отлично развитую, бочкообразную грудную клетку. Ноги крепкие, средней длины, правильно поставлены, умеренно сухие. Мускулатура развита хорошо, конституция крепкая, темперамент спокойный. Преобладающая масть рыжая, реже гнедая, гнедо- и рыже-чалая и др. Промеры жеребцов: 157,7- 164,2-197,4-24,3; промеры кобыл: 154,5-162,4- 192,5-22,8. Вес жеребцов 700 кг, кобыл 646 кг.


Таблица 15. Рекорды литовских тяжелоупряжных лошадей на 1 января 1972 г

Литовские тяжелоупряжные лошади неприхотливы к условиям кормления и содержания. Отличаются высокой работоспособностью и добронравностью. Наиболее развитый аллюр — шаг.

Литовские тяжелоупряжные лошади отличаются крепким здоровьем и долголетием. Многие из них сохраняют воспроизводительные способности до 20 лет и старше. Плодовитость достаточно высокая; в племпитомниках и конзаводах получают по 75 жеребят на 100 маток.

К ведущим хозяйствам по разведению и совершенствованию лошадей литовской тяжелоупряжной породы относятся конные заводы: «Судавский», «Жагарский» и «Нямунский», объединенные с госконюшнями. В них содержатся в общей сложности до 200 лучших кобыл и около 300 жеребцов-производителей. В республике разведением тяжеловозных лошадей занимаются 49 племенных колхозных и совхозных коневодческих ферм. На этих фермах, по данным 1970 г., было около 800 племенных кобыл. Кроме того, в большинстве колхозов и совхозов республики имеются гнезда племенных и породных кобыл различных поколений. Более 7000 племенных маток записано в Государственную племенную книгу.

Помимо Литовской ССР, литовские тяжеловозы распространены в ряде северо-западных областей РСФСР, где их разводят для улучшения рабочей сельскохозяйственной лошади.

Благодаря неприхотливости и выносливости литовские тяжеловозы хорошо акклиматизируются в различных климатических зонах. В Казахстане литовских жеребцов скрещивают с местными казахскими кобылами для получения мясных лошадей.

Общая численность лошадей литовской тяжелоупряжной породы на начало 1969 г. составляла 75,7 тыс. голов, в том числе 18,9 тыс. чистопородных.

Порода лошадей, выведенная на территории современной Литвы. Название происходит от этнического названия жителей Западной Литвы — жемайты. Порода известна с 6-7 веков, использовалась в качестве боевого коня во время Северных крестовых походов.

В Литве почитается, как часть исторического наследия государства.

Точное происхождение неизвестно, но связано с коренными дикими лошадями и польской породой Коник, обе породы которых, вероятнее всего, произошли от Тарпанов. Основе породы также способствовала Тракененская лошадь.

Лошади крепкие, обладают отличной выносливостью, устойчивостью к болезням и покладистым темпераментом. Сейчас жемайтца выращивают для езды и использования в сельскохозяйственных работах. Более светлые породы выращивают как спортивную лошадь.

Жемайтец с характерной темной полосой на спине. Окрас лошадей — гнедой, лавровый, вороной, соловый с переливом золотого. Высота в холке — 128-142 см, что делает их наиболее высокими среди пород пони.

Литовские коневоды разводят не только тяжелоупряжных лошадей и лошадей породы жемайчю, но и рысистых, а также тракененской и других верховых пород.


Хорошей традицией здесь стало ежегодно в начале февраля на льду озера Сартай проводить соревнования на рысистых лошадях. Местные наездники на рысаках, запряженных в американские сани или сани местной конструкции, на высоком ходу совершают заезд за заездом. Соревнования не ставят цели устанавливать рекорды резвости. Каждый едет, как может. Конские состязания превращаются в подлинно народный праздник, это увлекательное зрелище собирает до 30 тыс. зрителей.

Рысаков здесь разводят в Дусетском конном заводе и 75 колхозах и совхозах. Организовано три межхозяйственных тренировочных пункта рысистых лошадей. В Буйвидижском совхозе-техникуме готовят коневодов по специальности зоотехник-тренер. Выпускники техникума работают на колхозных и совхозных конефермах.

Периодически проводят аукционы племенных лошадей. Так, на аукционе, организованном в Каунасе, было выставлено на ринг 120 местных тяжеловозов и жемайчю, из них продано 112. В Литве широко развит конный спорт. Конноспортивные клубы и школы организованы в городах и рабочих поселках, конноспортивные секции успешно действуют во многих колхозах республики.

Литовская тяжеловозная порода выведена путём скрещивания жеребцов породы шведский арден, (по основным характеристикам близки к брабансонам) с кобылами породы жемайчу. В создании породы использовались также советские и русские тяжеловозы. Основная цель литовских коневодов – получение крупной транспортной и сельскохозяйственной лошади.

Поставленная задача была выполнена, получилась не очень крупная лошадь (средняя высота в холке кобыл – 157 см), которая по работоспособности несколько уступает более мощным представителям тяжеловозных пород, но во всех видах испытаний стабильно показывает высокие результаты. Литовская тяжеловозная лошадь упряжного телосложения, с развитой грудной клеткой и сухими ногами. В породе наиболее распространена рыжая масть различных оттенков, встречаются игреневые лошади.

В Литве разведение лошадей литовской тяжеловозной породы происходит на вильнюсском конном заводе.

В России литовских тяжеловозных жеребцов скрещивают на Алтае с местными кобылами для выведения новой породы продуктивного назначения. Использование жеребцов других тяжелоупряжных пород привело к худшим результатам. Кобылы этой породы востребованы в кумысной отрасли благодаря исключительно высокой молочности, например, в республике Марий Эл на кумысной ферме хозяйства «Овощевод» от литовской кобылы Бийше за 300 дней лактации получено 7 тыс. л молока!

Рост лошади — 145-152 см.

Масть — рыжая и, реже, гнедая.

Экстерьер — достаточно массивная конституция с признаками грубости, голова большая, с прямым профилем, шея короткая, мощная, с высоким входом, корпус укорочен, спина провислая, грудь бочкообразная, грива длинная, хвост приставлен низко. Ноги крепкие, сильные, задние конечности часто саблистые.

Более четырех столетий в Литве проводились скрещивания местной жмудской лошадки с бельгийскими арденнами, что позволяло получать потомков с невероятной выносливостью и неприхотливостью к местным климатическим условиям и большой силовой тягой, что позволяло использовать их на упряжных и тягловых работах. В Советском Союзе в Литве было создано четыре завода для разведения породы литовский тяжеловоз и приведения его к одному стандарту.

На данный момент порода распространена на родине, активно используется для сельхозработ, экспортируется за рубеж, для воспроизводства молока и мяса.

Происхождение: Литва

Масть: рыжая, гнедая

Высота в холке: 1,52 — 1,62 м

Использование: тяжелая упряжка

Экстерьер: мощно развитые костяк и мускулатура, широкуая и глубокяа грудь, широкий раздвоенный круп, короткие конечности. Масса около 700 кг

История: Литовский тяжеловоз был селекционирован с целью получения рабочей лошади для сельского хозяйства путем скрещивания грубой местной породы лошадей со скандинавскими породами — финский и шведский арден. В результате был получен массивный, сильный, крепкий, неприхотливый тяжеловоз. Как самостоятельная порода утверждена в 1963 г.

«Белкумыспром» — единственная в Беларуси молочная конеферма. Еще в начале года предприятие собиралось делать из кобыльего молока кумыс и йогурты, сюда даже приезжал премьер-министр Андрей Кобяков. Спустя два месяца производство стоит, а большую партию племенных лошадей отправили на мясокомбинат. TUT.BY узнал, с чем это связано.

Работники: 70 лошадей отправили на убой, готовят еще сотню

Предприятию «Белкумыспром», что в Логойском районе, пять лет. Здесь разводят племенных лошадей двух пород: литовский тяжеловоз и русский тяжеловоз. С 2016 года на конеферме производят кобылье молоко.

Работник конефермы Андрей (имя изменено) сообщил в редакцию: молоко здесь больше не производят, многих людей уволили, но самое большое беспокойство вызывают лошади.

— В любом скотоводстве есть выбраковка — это нормально, — рассказывает Андрей. — Выбракованных лошадей сдают на мясо. Сначала на это никто не обращал внимания, но сейчас выбраковка доходит до катастрофических цифр. В конце прошлого года и в начале этого уже 70 лошадей отправили на убой. Сейчас готовится новая партия. Большинство лошадей, которых увозят «на мясо», привезли из Литвы, у них есть паспорта, родословная, это хорошие племенные животные.

По данным «Белкумыспрома», всего на конеферме сейчас 259 лошадей. Андрей пишет, что с конца марта около сотни лошадей поставили на карантин.

— Да, предприятие активно пытается продать их на племя, найти богатых хозяев: объявление выставили в соцсетях, на форумах заводчиков. Продать лошадь на племя выгоднее, чем на мясо, но тяжело сделать это за такой короткий срок. Лошади, которые через 20 дней карантина не найдут хозяев, покинут страну для убоя.

Еще один специалист предприятия рассказал, что такое количество лошадей, как сейчас на ферме, просто нечем кормить:

— Лошади едят сено, сенаж, овес, соль, мел… Проблемы с кормами начались в конце прошлого года. Выбраковываем тех лошадей, без которых сможем выжить дальше, сокращаем поголовье, чтобы был шанс оставшимся животным дожить до пастбищного сезона, чтобы на следующий год была какая-то перспектива. Но их пытаются пристроить, продать в частные хозяйства. Никто не хочет выбраковывать лошадей сразу на мясо. Тем более — таких. Конечно, лошадей на выбраковку отбирают, исходя из определенных качеств, критериев, возраста. Но это вовсе не значит, что они самые худшие.

Оба собеседника говорят, что среди выбракованных лошадей, которых продали на убой, были беременные. По их словам, перевозка беременных лошадей на больших сроках запрещена ветеринарным законодательством.

— Это племзавод. Чтобы им стать, нужно выполнить определенные условия государства. Потом племзавод должен поддерживать численность маточного поголовья, выращивать и продавать племенной молодняк, мясные продажи в счет не идут, — рассказывает Иван (имя изменено), бывший работник «Белкумыспрома». — На «Белкумыспроме» в свое время собрали лучших представителей тяжеловозов. По всей Литве разыскивали племенные книги, у некоторых лошадей порода идет с 1946 года! Вообще саму породу — литовский тяжеловоз — утвердили в 1963 году, но работа по ее выведению началась гораздо раньше.

Однако, по словам Ивана, у породы сейчас проблемы: живая тягловая сила человеку нужна все меньше, поэтому одна из целей, для которой этих лошадей разводят в той же Литве — как раз продажа на мясо.

Известно, что с «Белкумыспрома» те самые 70 лошадей уехали в Россию, в Пензенскую область, на ООО «Экопрод». Здесь производят халяльные продукты (приготовленные в мусульманских традициях), 30% сырья — конина. Из конины здесь делают тушенку, фарш и колбасу. У предприятия есть свои поля, где они сами разводят лошадей.

Заведующий производством ООО «Экопрод» Равиль Пятаев подтвердил TUT.BY, что сотрудничает с «Белкумыспромом». Он не считает лошадей, привезенных из Беларуси, племенными.

— Мы сами два раза ездили к ним, все время берем у них лошадей бракованных: кто-то хромает, кто-то не доится. Около 70 взяли недавно… Все это были лошади, которые их не устраивают. Двоих даже не довезли — они скончались по пути, тяжело перенесли дорогу. Они нам хороших лошадей не дают, а нам все равно на мясо — понимаете, в чем дело?

«Белкумыспром»: доильный цех закрыт, ищем новые инвестиции

Директор ООО «Белкумыспром» Денис Харченко показывает лошадей в стойлах конефермы и пустой доильный цех. Подтверждает, что производство молока, доение и переработку остановили. Основная причина — молоко плохо продается, а это продукт скоропортящийся.

— Испробовали много методов, но желаемых продаж так и не набрали. Мы разливали молоко под заявки — два раза в неделю, примерно по 250 литров. А доение — процесс, который к заявкам не приурочишь, его нельзя приостановить. Одна лошадь дает от 6 до 12 литров молока в сутки, это восемь доек. Срок годности готового продукта, который удается достичь при пастеризации — 10 суток. Сейчас доильный цех закрыт, к кобылам привели жеребят.

— Мы продавали 40?50% от молока, которое получали, — сообщил TUT.BY другой источник в руководстве «Белкумыспром». — А в марте поняли, что надо останавливать производство. Москва и Санкт-Петербург отказались от поставок. Нам выставили условие: или вы увеличиваете объемы, или мы вообще не берем ваше молоко. Но объемы, которые им нужны, мы сможем произвести в лучшем случае через год. А на белорусском рынке кобылье молоко пока не прижилось. Мы оказались в этой «вилке». Компания пыталась зайти на рынок через здравоохранение — санатории, здравницы, но это не увенчалось успехом, статус лечебного молоку придать не смогли.

Денис Харченко рассказывает, что лошадей на конеферме бывало и до 400.

— По моему мнению, мы не можем себе позволить содержать столько лошадей. К тому же, в хозяйстве, которое занимается разведением лошадей, есть определенная емкость, которую мы можем поддерживать. А в год прибавляется еще 100?110 жеребят. Но многих мы пристраиваем на другие частные фермы — за год моего директорства, думаю, таких было около сотни.

На «Белкумыспроме» признают, что проблема с кормами есть. По поводу продажи лошадей на убой директор компании говорит так:

— У нас никогда не было основной цели разводить лошадей на мясо, и сейчас мы придерживаемся той же стратегии. Основные направления: молочное и реализация лошадей на племя. Если продаем на убой, на мясо, то это лишь необходимость. Например, если лошадь не может давать ни молоко, ни потомство — мы не можем позволить себе ее содержать. К тому же, в той же Литве лошади литовской породы используются в мясном производстве. Когда «Белкумыспром» закупал там лошадей, мы многих спасли от убоя.

— Правда, что сейчас около сотни лошадей готовятся к отправке на убой?

— 100 порций крови отправлены на веткарантин. Но из этих лошадей мы около десяти уже продали на племя покупателям из России и Беларуси. Мы не хотим, чтобы эти лошади попали на мясокомбинат, но в теории это возможно.

Директор «Белкумыспрома» Денис Харченко не согласен с тем, что среди выбракованных 70 лошадей были беременные.

— Вы ж поймите, что даже покупателю на мясокомбинате нет смысла покупать жеребую кобылу — он же заплатит деньги за то, что не сможет использовать, — объясняет он.

— Думаю, такого не было, — поддерживает директора зоотехник Софья. — Мы отбираем лошадей на выбраковку в том числе по результатам ректального исследования (позволяет определить беременность лошади. — Прим. TUT.BY). Приходит специалист.

Жеребцов выбраковывают чаще, чем кобыл, добавляют тут.

— Кобыл и жеребцов рождается примерно 50 на 50. Зачем нам такое количество жеребцов? У кобыл работа есть всегда: они могут производить лошадей и молоко. Но при этом и жеребцов, сразу после отъема от матери, мы пытаемся пристроить в какие-то хозяйства, — говорит директор «Белкумыспрома».

Денис Харченко показывает на телефоне фотографии: недавно молодого жеребца литовского тяжеловоза удалось продать в Казахстан — больше чем за 4000 долларов.

— Это очень хорошая продажа была. Если бы мы продавали лошадей так всегда, мы бы, наверное, сейчас ездили на электромобиле по территории.

Директор объясняет: когда продажи молока остановили, партнерам написали, что это произошло в связи с модернизацией.

— Мы правда хотим провести модернизацию. Но нужно большое финансирование и переработка нашей стратегии. Мы производим кобылье молоко, но здесь есть база для производства кумыса, продуктов на основе кобыльего молока — уже не на наших мощностях, а наших партнеров. Например, «Белфуд» производит детское питание, с кобыльим молоком и с козьим в составе. Я считаю, что это перспективное направление. Мы предложили партнерам произвести кобылье молоко ультрапастеризованное, со сроком год и два года — у них есть такое оборудование, они думают. Тогда бы нам проще было с продажами и логистикой.

Денис Харченко считает, что предприятию для успешной работы не хватает сушки для молока.

— У нас большая зависимость от сезона. Если мы говорим про 500 литров в сутки в среднем, то зимой это 300 литров, а летом — 800, понимаете? А подходящий спрос не всегда может быть. Сушка дает возможность продлить срок годности сырья.

Сушку можно построить и сейчас, но на это нужно минимум 500 тысяч долларов.

Денис Харченко не согласен с тем, что с предприятия активно уходят люди. По его словам, например дояркам после закрытия доильного цеха предлагали другую работу.

— Согласились не все, правда, — говорит директор «Белкумыспрома».

По информации другого руководителя предприятия, на начало 2018 года на конеферме работали 75 человек. С тех пор ушло около тридцати.

— Но мы никого не сокращали. Просто у большинства заканчивались контракты. Другие остались: мы же дальше работаем, лошадей выращиваем.

«Белкумыспром» принадлежит бизнесмену Игорю Коротчене (его доля — 88%) и Елене Япринцевой, одной из дочерей бизнесмена Владимира Япринцева (доля — 12%).

Игорь Коротченя — управляющий директор по белорусскому региону в группе компаний ООО УК «Содружество» — крупной российской агропромышленной компании.

Один из руководителей «Белкумыспром» отмечает, что из Литвы и России «Белкумыспром» завез 173 лошади. За все время работы предприятие продало 334 лошади, на какую сумму — не указывается. Первое молоко выпустили на рынок летом 2016 года. С тех пор продали 33 549 литров молока на 385 333 белорусских рубля. Известно, что в проект вложили более 10 млн долларов. Инвестор терпит убытки, на прибыль так и не вышли.

Молоко с «Белкумыспрома» продавалось под торговой маркой «Авторские продукты». Под продажу молока создавали отдельную компанию с таким же названием, но позже ООО «Авторские продукты» обанкротилось и его ликвидировали.

admin

Наверх