Порода лошади советский тяжеловоз

КОННО-ТУРИСТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
Проект путешествий «Дороги Евразии» Сезон 2020

А куда в наше время
без лошади?!

Продажа жеребят и кобыл породы советский тяжеловоз


Публикуется на правах рекламы «В связи с закрытием хозяйства распродаем ВСЕ поголовье лошадей — советских тяжеловозов, русских тяжеловозов, полутяжей. Хозяйство находится в 50 км от г. Иркутска».
P/S По состоянию на март 2015 года животные хозяйства распроданы, хозяйство закрыто.
На всех лошадей выдаются ветеринарные документы. Ниже список взрослых лошадей с готовыми племенными документами. Про готовность документов на отьём и жеребят-годовичков узнавать по телефону 8 (9325) 72-00-91:
Русские кобылы с племенными документами:
Гипотенуза 2004 г.р. Куединского к\з
Графиня 2004 г.р. от Гусыни и Ребуса Куединского к\з
Карета 2004 г.р. от Красы и Ребуса, Куединского к\з
Рысь 2001 г.р. от Расписки и Сигнала, Пермского к\з №9
Наличка 2003 г.р. от Накипи и Ласкового Пермского к\з №9
Ласкунья 2003 г.р. от Ласьвы и Ласкового Пермского к\з №9
Рулетка 2003 г.р. от Рапиры и Ласкового Пермского к\з №9

Советские кобылы с племенными документами:
Растопка 2004 г.р.от Рибейры и Ренклода Починковского к\з

Русские жеребцы с племенными документами:
Роспуск 1999 г.р. от Расписки и Сигнала Пермского к\з №9
______________________________________________________________
Все жеребята породы советский тяжеловоз выставленные на продажу от жеребца Жребия (Починковский к\з)

Ориентировочные цены:
Стоимость отъема — 40000 за жеребёнка.
Стоимость годовичков и полуторников 60000 за жеребёнка.
Кобылы 80000 — 100000 руб.
Есть жеребята-брак (торцовость) по более низкой цене.

А мы забрали к себе вот такого малыша!
Знакомтесь — его зовут Стажёр (Жребий Х Серуха):

Инвестиционный проект, выросший из хобби, реализуется в деревне Леоново Игнатковского сельского поселения Сафоновского райойна. В коневодческом хозяйстве семьи Телешовых-Ройнбергов возрождают породу лошадей «советский тяжеловоз».

Как сообщает пресс-служба сафоновской администрации, эта порода тяжеловозов получила официальное признание в 1952 году.

Телешовы приобрели 200 га земли в Игнатковском сельском поселении и привели их в порядок. Земли возвращены в сельхозоборот, засеяны, окультурены. Фермер заготавливает с участка более 400 тонн сена, которое используется не только на собственные нужды, но и на продажу. В хозяйстве у Телешовых три трактора, строительная техника, конюшня с 12 лошадьми. Его лошадки участвуют в выставках и занимают призовые места, подтверждая свой чемпионский титул.

Глава Сафоновского района Вячеслав Балалаев подчёркивает важность подобных инсвестиционных проектов, так они не только возрождают породы лошадей и возвращают хемли в сельхозоборот, а и создают рабочие места в сёлах, а также привлекают туристов.

Правильное содержание

При всей своей неприхотливости советские тяжеловозы нуждаются в правильном уходе. Обеспечить такой уход несложно. Рассмотрим подробно основные принципы содержания представителей данной породы.

Знаете ли вы? Самыми маленькими лошадьми в мире являются представители аргентинской породы фалабелла. Эти миниатюрные лошадки достигают 75 см в высоту, но зачастую их рост намного ниже. «Рекордсменом» в этом отношении был жеребец высотой в 35 см, который весил 9 кг. Практическое применение фалабелле найти сложно. Лошадок этих держат в качестве домашних питомцев, а кроме того, они легко поддаются дрессировке.

Конюшня

Для того чтобы советские тяжеловозы чувствовали себя достаточно комфортно, конюшня для их содержания должна отвечать следующим требованиям:

  • Размеры денника — не менее 4 кв. м.
  • Высота потолка конюшни — не менее 3 м.
  • Нельзя допускать сквозняков, резких колебаний температуры и влажности в помещении, а также едких запахов.
  • В обязательном порядке необходимо смонтировать систему вентиляции. Самая практичная — приточно-вытяжная система.
  • Кормушки и поилки изготавливаются из нетоксичных материалов (к примеру, из нержавеющей стали или качественного пластика). В качестве поилки может использоваться ведро или смонтированная автоматическая поилка.
  • Пол рекомендуется глинобитный, керамзитобетонный или цементный. В последнем случае дополнительно делают настил из деревянной доски толщиной в 5 см.
  • В качестве подстилки можно использовать солому, торф, опилки или торфяно-опилочную смесь.
  • Необходимо обеспечить 16-часовое освещение.
  • Ознакомьтесь с описанием и особенностями содержания лошадей таких пород, как: фризская , якутская, кабардинская и ганноверская.

    Уход и уборка

    Денник, кормушка и поилка чистятся ежедневно. Кроме того, необходимо каждый день чистить шерсть, расчёсывать гриву и хвост животного — в противном случае могут завестись паразиты. Если лошадей содержится несколько, то для каждой должны быть индивидуальные щётка, скребок и расчёска.

    Видео: как правильно ухаживать за лошадью

    Помимо всего вышеперечисленного, проводят регулярные ветеринарные осмотры животного, а также делают все необходимые вакцинации. Если тяжеловоз трудится на перевозке грузов, желательно придерживаться постоянного графика его работы и отдыха.

    Вам будет полезно узнать больше о правильном содержании лошадей в домашних условиях.

    Рацион кормления и вода

    Особо высоких требований к составу рациона данная порода не предъявляет. Тем не менее рацион должен быть достаточно сбалансированным. В примерной суточной норме питания желательно наличие следующих компонентов:

  • концентрированных кормов — до 2 кг;
  • овса — до 6 кг;
  • сена — до 7 кг;
  • сочных кормов — до 2 кг;
  • нарезанной соломы — около 0,5 кг;
  • при необходимости рацион дополняют витаминными и минеральными добавками.
  • Как отмечалось выше, одним из положительных качеств русских тяжеловозов является их неприхотливость. Но, как и другим породам лошадей, им необходимы комфортные условия содержания в конюшнях, полноценный уход и рацион. Рассмотрим подробнее особенности содержания данной породы.

    Русских тяжеловозов содержат в оборудованных конюшнях.

    При этом должны обеспечиваться следующие условия содержания:

  • размер денника — 3,5 х 3,5 м при высоте потолка в 3 м;
  • сквозняки недопустимы, но в обязательном порядке необходимо оборудовать вентиляцию (наиболее распространена приточно-вытяжная);
  • в качестве поилки можно использовать питьевое ведро или автопоилку (она предпочтительней), но эти устройства должны быть выполнены из нетоксичных материалов (качественного пластика, алюминия, нержавейки);
  • к материалу кормушек предъявляются те же требования, что и к поилкам;
  • автопоилки и кормушки монтируются на определённой высоте (обычно 70-80 см от уровня пола), ведро устанавливают на полу денника;
  • пол обычно обустраивают глинобитный, керамзитобетонный или цементный с деревянным настилом (используется доска 50 мм толщины);
  • в качестве подстилки в денниках используют слой опилок, соломы или смесь опилок и торфа;
  • освещение должно быть 16-часовым интенсивностью 160-200 люкс;
  • зимние морозы лошади переносят без проблем, они могут находиться и в неотапливаемой конюшне, навредить им могут только сквозняки и повышенная влажность. Сильную жару переносят хуже. Поэтому в эту пору необходимы регулярное обмывание или обливание из шланга слегка подогретой водой, практикуется также купание.Чрезмерно длительное пребывание животного под прямыми солнечными лучами в жару может привести к перегреву и тепловому удару.
  • Уборка и гигиена

    В целях профилактики заболеваний необходимо проводить визуальные осмотры лошади и выполнять следующие действия:

  • ежедневно чистить денник, кормушку, поилку;
  • каждый день проводить чистку шерсти лошади, а также расчёсывание её гривы, причём если лошадей несколько, то каждая должна быть обеспечена индивидуальным скребком, расчёской и щёткой;
  • после прогулок или рабочего дня необходимо осматривать лошадиные копыта на предмет застрявших там камушков, сучков и т.п.;
  • нужно регулярно осматривать зубы животного, а при наличии механических повреждений зубов или неприятного запаха обратиться к ветеринару.
  • Кормление и поение

    Как указывалось выше, данная порода отличается неприхотливостью к кормам. Она может длительное время обходиться грубыми (сено и солома) или подножными кормами. Однако рекомендуется регулярно подкармливать русских тяжеловозов и концентрированными кормами.

    Лучшими такими кормами считаются овёс и ячмень. Также их можно дополнять зерном кукурузы, но не более трети объёма концентрированных кормов.

    Зерновой корм можно заменить отрубями, увлажнёнными до состояния каши. Помимо этого, очень полезными являются корнеплоды, а именно морковь и свекла, которые до засыпания в кормушку необходимо тщательно очистить от грязи и мелко порубить.

    Их суточная норма в рационе не должна превышать 10 кг. Наилучшим вариантом кормления русских тяжеловозов в летний период является их выгул на пастбище в сочетании с подкормкой концентрированными кормами. Кроме того, в рацион должна входить соль.

    Регламент кормёжки обычно подстраивают в соответствии с хозяйственным использованием лошади. Кормят их до 5 раз в день.

    Важно! Русских тяжеловозов нельзя перекармливать — это может привести к ревматическому воспалению копыт и сделает коня неработоспособным. Даже излечившееся животное может в дальнейшем испытывать неприятные ощущения во время движения.

    . Поят лошадей обычно дважды в день

    Однако, в связи с распространением автопоилок, эта практика видоизменилась. В настоящее время многие владельцы лошадей оставляют автопоилки постоянно включенными.

    Поят лошадей обычно дважды в день. Однако, в связи с распространением автопоилок, эта практика видоизменилась. В настоящее время многие владельцы лошадей оставляют автопоилки постоянно включенными.

    Питомцы очень быстро привыкают к наличию постоянного источника воды в конюшне и пьют воду по мере необходимости малыми порциями. Температура воды в поилке должна составлять примерно +20 °С.

    Подытоживая, можно отметить, что русские тяжеловозы очень хороши в качестве неприхотливого и выносливого тяглового животного. Но этим их использование не ограничивается: они могут ходить под седлом, улучшать другие породы, быть производителями молока.

    Все эти качества заслуженно обеспечили популярность данной породы среди фермеров, в туристическом бизнесе и в других отраслях.

    Содержание и уход

    Советский тяжеловоз достаточно неприхотлив в уходе. Ему необходима не стесняющая движения конюшня, пространство для выгула и беспрепятственного перемещения, свежая вода и регулярное кормление. Для того чтобы лошадь долгое время служила своему владельцу, необходимо постоянно контролировать состояние здоровья животного.

    Чрезвычайно важен правильно подобранный рацион (трава, зерно) и витамины, являющиеся основой здоровья и долголетия животного.

    Необходим систематический осмотр коня в конце рабочего дня во избежание различных травм и появления заболеваний

    Чтобы лошадь была работоспособной и здоровой, рекомендуется каждые полгода уделять внимание зубам. Этот период сокращается по мере взросления лошади: чем старше, тем внимательнее нужно следить за состоянием зубов

    Важны плановые осмотры ветеринара 3-4 раза в год, вакцинации и плановые прививки.

    Советский тяжеловоз очень красив

    После активного дня ноздри тяжеловоза нужно осмотреть и почистить от пота, грязи и пыли. Чтобы снять усталость с животного, нужно ополаскивать холодной водой из шланга его копыта. Хвост и грива также не требуют особого ухода: два раза в неделю их моют с использованием кондиционера и расчесывают щеткой. Заплетенные волосы животного в косу предотвратят в дальнейшем их спутывание.

    Тяговые способности советского тяжеловоза можно сравнить с трактором Т-40. Эти лошади могут не только перемещать тяжести, но и осуществлять работу вместе с сельхозмашинами. Любая лошадь этой породы сможет сдвинуть с места тяжесть весом в 15 т.

    На Тамбовском ипподроме в 1957 году состоялись соревнования тяжеловозов, и жеребец по кличке Форс прошел расстояние в 23 м с общим весом 23 т. В процессе скрещивания брабансонов с отечественными породами тяжеловозы приобрели скорость. Такая лошадь без труда может перемещаться очень резво, даже если ее запрячь в повозку с грузом 1,5 т.

    Советский тяжеловоз достаточно рано созревает. В 2,5-3 года они уже могут использоваться в аграрных работах, а после 3 лет определяются в производящий состав. Период племенного использования этой породы зачастую ограничивается возрастом 16-17 лет. Кобыла советского тяжеловоза может приносить потомство даже после 20 лет, а в период вскармливания она способна дать свыше 6 000 л молока.

    В процессе скрещивания советских тяжеловозов с местными малопроизводительными лошадьми добротная трудовая лошадь выходит сразу в первом поколении.

    Длительное время эта порода лошадей была наиболее востребованной на территории СССР. Постоянно проводились соревнования с их участием, выявляли самых мощных, ставились рекорды. Тяжеловозные породы активно участвовали и в международных выставках. Однако после распада Советского Союза настали кризисные времена как для всего постсоветского пространства, так и для отдельно взятой отрасли — коневодства.

    Конезаводы постепенно разорялись, заниматься содержанием и разведением породы стало экономически не выгодно и сложно. Поголовье маток сократилось в 2 раза, тренировки коней прекратились. Позже на развитие породы повлияло автоматизирование сельскохозяйственного процесса и совершенствование техники.

    Необходимость в лошадях постепенно сходила на нет. В современной России существуют сельскохозяйственные районы, где данный вид лошадей востребован, а тяжеловозные способности этого животного ценятся много выше, чем современная техника. Российские фермеры выставляют тяжеловозов на выставки и скачки. Благодаря их победам хозяйства приобретают известность, необходимую для получения грантов на развитие племенного хозяйства и ведения бизнеса. Постепенно спрос на тяжеловозов начинает расти и в европейских странах, которые испокон веков высоко ценят эту породу.

    Внимание, только СЕГОДНЯ!

    Рацион тяжеловоза

    Животные этой породы не требуют изысков в еде, однако рацион Советского Тяжеловоза должен быть сбалансирован, иначе жеребец не сможет выполнять работу

    Советская тяжеловозная голодная лошадь иногда не в состоянии поднять собственный вес, поэтому кормлению жеребцов уделяется большое внимание.

    Суточный рацион Советского Тяжеловоза должен содержать такие продукты:

  • Концентрированный корм — 2 кг в день.
  • Чистый овёс — 6 кг в день.
  • Разнотравное сено — 6 кг в день.
  • Сочный корм — 2 кг в день.
  • Ржаная соломенная резка — 0,5 кг в день.
  • Перемолотое льняное семя — 0,5 кг в день.
  • Не следует давать тяжеловозам солому в чистом виде: этот низкокалорийный корм легко забивает лошади желудок. Перед употреблением овощи следует помыть от земли и порезать крупными кусками. Картофель и свеклу следует отварить, перед тем как давать непарнокопытным.

    Не следует давать жеребцам слишком большое количество сочного корма: это может привести к расстройству желудка. Если коней выращивают на мясо, корм должен содержать повышенное количество концентратов. Надо следить за качеством продуктов. Плесень, плохо просушенное сено и непромытые овощи могут стать причиной заболеваний желудочно-кишечного тракта.

    Отдельное внимание следует уделить витаминным и минеральным комплексам. Тяжеловозы обладают большим процентом мышечной массы и без нужного количества кальция в организме у них могут начаться проблемы с опорно-двигательным аппаратом.

    Существуют медицинские препараты для улучшения костной ткани, однако пополнить запас витаминов можно и следующими продуктами:

  • костная и травяная мука;
  • рыбий жир;
  • жмых.
  • Советская тяжеловозная, как любая порода лошадей, потребляет большое количество воды. Поилка у животных всегда должна быть чистой и наполненной. Обезвоживание жеребцов способно привести к летальному исходу или инвалидности.

    Возникновение и использование

    Тяжеловозная лошадь известна с давних времен. Ее использовали для сельскохозяйственных нужд, а также в составе тяжеловооруженной конницы. Физические параметры этого вида скакунов были необходимы людям по всему миру, что и породило множество линий этого вида жеребцов.

    В СССР на Печинковском конном заводе № 23 также была выведена своя порода мощных коней, которых использовали в аграрной промышленности. Ученые взяли за основу Бельгийского Брабансона и путем селекции улучшили его тяговые качества и весовые параметры. Советская тяжеловозная лошадь официально считается самым крупным представителем своей породы и абсолютным рекордсменом по тяговым возможностям.

    На сегодняшний день Советский Тяжеловоз мало используется человеком в сельском хозяйстве, поскольку техника требует меньших финансовых затрат. Однако эту породу скакунов все еще используют на лесозаготовках после специального обучения. Советский Тяжеловоз занимается транспортировкой срубленных бревен в России, Америке и Канаде.

    Отличительной особенностью этой породы является ее скороспелость. При выведении тяжеловозов ученые держали животных в максимально строгих условиях, из-за чего этот вид жеребцов отличается неприхотливостью и быстрым взрослением.

    Некоторые фермеры выращивают Советских Тяжеловозов на убой. Этот вид лошадей является источником большого количества мяса, а кобылы отличаются высокой производительностью молока. Цена конины не слишком высока на внешнем рынке, однако заводчики получают прибыль из-за количества конечного продукта.

    Особенности породы

    Выведенная в селе Починки Нижегородской области на 23-м конном заводе тяжеловозная порода берет свое начало от скрещивания упряжных лошадей отечественного коневодства:

  • среди ее прародителей — потомственные линии и помеси битюгов, относящихся к первым представителям утяжеленных рабочих лошадок из Воронежской губернии, есть в породе кровь и одной из старейших тягловых животных из Бельгии — арденской,
  • присутствуют гены французских першеронов.
  • Все эти племенные потомки неоднократно сводились с тяжеловозными брабансонами Бельгии и Суффольским английским видом, вследствие чего и появился отечественный советский тяжеловоз.

    У появившихся представителей породы в настоящее время преобладают внешние данные и рабочие тяжеловозные характеристики, переданные брабансонами и суффольками. Кроме того, имеющие доминирующие гены отечественные тяжеловозы способны уже среди первых поколений при смешении с малоулучшенными представителями давать хороших рабочих потомственных лошадок.

    Многолетняя работа советских зоотехников позволила усовершенствовать породу путем многократной селекции, улучшить ее рабочие качества, отобрав наиболее ярких представителей с хорошей мышечной массой и крепким костяком.

    Текущее состояние породы

    Несмотря на определённую стагнацию коневодства в России, русская тяжеловозная порода лошадей по-прежнему поддерживается на высоком уровне. По данным анализа линейной структуры, проведённого кандидатом сельскохозяйственных наук Анной Борисовой в 2014 году, племенным разведением этой породы занимаются 18 хозяйств в 16 регионах.

    На сегодняшний день курируется 8 линий:

    Линия Градуса – одна из самых популярных и многочисленных. Мощные жеребцы её ветви характеризуются идеальными экстерьерными качествами, высокорослостью (до 156 см) и обхватом пясти до 24 см.

    К сожалению, в последние годы сильно сократилось поголовье линии Свиста, способной конкурировать по массивности, плодовитости и рабочим качествам с потомками Градуса. Основная часть этих лошадок разводилась в Белоруссии на Мстиславском заводе. В России представители линии Свиста используются на Красноармейском конезаводе.

    Ещё одно перспективное направление применения тяжеловозов — молочное.

    Молоко кобыл намного лучший заменитель грудного молока, чем коровье. Сегодня в России разрабатывается сразу несколько проектов по производству детских творожков, йогуртов и сухих смесей. Это делает разведение высокомолочных русских тяжеловозов перспективным.

    Идея создания русской тяжелоупряжной лошади возникла, когда без коня не обходилось ни одно хозяйство. Это сейчас можно выполнять всю тяжёлую работу на машине, но 150 лет назад её выполняли кони: они пахали и перевозили грузы.

    Русский тяжеловоз – гордость отечественного коневодства. Эта лошадь неприхотлива, умна, вынослива, послушна. Даже современные сельские жители используют её для помощи по хозяйству. Одним из преимуществ породы является то, что животные нетребовательны к кормовой базе. Питаясь подножным кормом, они сохраняют хорошую физическую форму.

    Современный русский тяжеловоз представлен тремя разновидностями:

    1. Уральский тип. Для него характерны длинные конечности, которые обильно покрыты волосами.
    2. Массивный тип. Эти скакуны считаются самыми крупными.
    3. Новоалексеевский тип характеризуется меньшими габаритами по сравнению с предыдущим.
    4. Около 150 лет назад на территорию России завезли мелких тяжеловозных бельгийских коней, арденов. Хотя их внешний облик не впечатлял, однако сельские жители оценили работоспособность иностранных скакунов и неприхотливость к условиям содержания. Эти животные проявляли активность, готовы были трудиться без устали, при этом особо не нуждаясь в богатой кормовой базе. Именно бельгийские ардены и стали прародителями русского тяжеловоза. Их разводили в частных хозяйствах на протяжении десятилетий.

      Масштабная селекционная работа началась в 1860 году в Петровской академии. Главное ядро новой породы сформировалось именно там. За основу брали лучших украинских и российских лошадей, из их помесей отбирали жеребят с оптимальными признаками. Однако потомство перенимало внешние недостатки арденов. Чтобы обновить кровь и устранить дефекты, учёные проводили скрещивание помесных кобыл с брабансонами.

      К концу 18 века порода изменила облик в лучшую сторону. Когда в 1900 году проводилась выставка в Париже, где и представили улучшенного русского тяжеловоза официально, порода получила признание публики. Присутствующий на выставке жеребец даже был удостоен золотой медали. В дальнейшем селекционная работа продолжалась вплоть до начала гражданской войны. Учёные направили силы на увеличение рослости коней. Для этого потомков арденов скрещивали с крупными породами.

      Внешний вид русского тяжеловоза

      Гражданская и Великая Отечественная войны нанесли урон племенному поголовью русских арденов, но всё же породу удалось сберечь. Новые лошади сильно отличались внешне от своих бельгийских прародителей, но сохранили их главные качества:

    5. физическую силу;
    6. выносливость;
    7. приспособленность к климату средней полосы;
    8. неприхотливость и нетребовательность к кормовой базе.
    9. В 1952 году породу официально назвали русским тяжеловозом. С тех пор она считается одной из лучших среди лошадей отечественной селекции.

      Лошадь русский тяжеловоз не отличается высоким ростом, но она очень хорошо сложена. У представителей породы мускулистое тело, крепкие ноги и мощная грудь. Рассмотрим внешние характеристики русского тяжеловоза:

    10. рост – 150-153 см;
    11. вес жеребца – 650-700 кг, кобылы – 500 кг;
    12. голова среднего размера с широкой лобной частью;
    13. шея недлинная, с характерным плавным изгибом, мощная;
    14. холка широкая;
    15. линия спины ровная, поясничная часть мясистая;
    16. грудь бочкообразной формы с хорошо выделяющейся мышечной массой;
    17. круп округлый, раздвоенный, немного опущенный;
    18. конечности крепкие средней длины с правильной постановкой, покрыты длинными волосами;
    19. грива густая;
    20. масть преимущественно рыжая или бурая, реже – рыже-чалая или вороная.
    21. Внимание! На нижней части ног прямо над копытами у русских тяжеловозов имеются белые метки. Это их типичная особенность

      Представители отечественной породы лошадей отличаются добрым нравом. Они никогда не проявляют норов. Эти животные умны и уравновешены, быстро привыкают к владельцу и покоряются ему.

      Русский тяжеловоз активен и трудолюбив. Он способен работать не только в упряжке, но и под седлом. Коневоды отмечают, что представители русской тяжеловозной породы заслуживают доверия. Даже если управлять ими будет неопытный наездник, конь не выбросит его из седла.

      Внимание! Лошадь русский тяжеловоз способна быстро привыкать к хозяину и новому режиму работы. Она вынослива и нетребовательна к условиям содержания.

      Несмотря на покладистый и спокойный характер, лошадка в ответ на грубое обращение может взбрыкнуть. Как и любые другие животные, потомки арденов, почувствовав опасность, проявляют инстинкт самосохранения, начинают защищаться.

      Историческая справка

      Данную породу начали формировать в конце XIX века. Её основой послужили бельгийские ардены — одна из старейших тягловых пород. Они не блистали экстерьером, но обладали отличными рабочими качествами.

      В селекционной работе, проводимой в Российской империи по улучшению качеств бельгийских арденов, использовали брабансонов, орловских рысаков и некоторые другие породы. Первые результаты селекции были представлены в 1900 году на Парижской выставке.

      Это был жеребец Каравай, улучшенная порода арденов, который получил золотую медаль выставки.

      Однако селекционная работа на этом не закончилась. Усилия были брошены на создание сравнительно некрупного, сильного, выносливого тяжеловоза, неприхотливого к условиям содержания. Новая порода была создана около 1937 года, однако она получилась чрезмерно низкорослой — чуть более 140 см в холке.

      Поэтому её доработка продолжилась. Наконец, в 1952 году эта работа увенчалась успехом, что выразилось в официальной регистрации новой породы, которую нарекли «русский тяжеловоз» (ранее её именовали русским арденом).

      Знаете ли вы? Известно, что в США существует немало так называемых сумасшедших законов. Некоторые из них касаются и лошадей. Так, в штате Юта есть закон, по которому незамужняя женщина за езду на лошади в воскресенье может быть подвергнута заключению в тюрьму. В ряде других штатов мужчина при вступлении в брак не имеет права ездить на кобыле в одиночку до тех пор, пока не будет женат более года.

      Интересные факты и истории

      Во всем мире можно встретить более чем 20 вариантов и разновидностей подобных конец. В мультфильме про Русских богатырей был использован прототип такого жеребца, сильного и выносливого надежного соратника.

      Тяжеловозы обладают крепким телом и мускулистыми ногами, но быстро бегать они не могут, так как очень неповоротливы. Даже с учетом всех вышеперечисленных аспектов они без затруднений преодолевают препятствия: перепрыгивают, проскакивают, обходят все, что стоит на пути. В отличие от других ездовых лошадей они имеют крепкую нервную систему и не реагируют рефлекторно, как это делают спортивные особи, на шумы и резкие хлопки.

      История

      Формирование же русского тяжеловоза проводилось на европейской части Российской империи. Началось оно во второй половине XIX века, когда в Россию начали поступать бельгийские универсальные лошади. Свое имя эти лошади получили по названию местности, в которой были выведены. Регион называется Арденнами и расположен на границе Бельгии и Франции.

      Планомерно разводить Арденнов начали в заводе при Петровской (Тимирязевской) Сельхозакадемии. Арденны были очень неприхотливы и подвижны, но имели множество экстерьерных недостатков. Примерно в этом же время в Россию стали активно завозить и другие породы тяжелоупряжных лошадей из Европы.

      После Петровской Сельхозакадемии заводы по разведению Арденнов были организованы в Малороссии и на юго-восточной границе империи. В Малороссии с целью улучшить экстерьерные характеристики Арденнских лошадей их начали скрещивать с местными кобылами, приливая также кровь Брабансонов и Орловских рысаков. На картине 1898 года лошадь породы Русский тяжеловоз показывает значительную долю орловской крови.

      Тогда эти лошади еще не назывались Русскими тяжеловозами. Более того, сегодня любой специалист уверенно скажет, что на картине помесь Орловского рысака с какой-то тяжеловозной породой. Причем не слишком удачная: короткая, но тонкая шея; слишком тонки для массивного туловища ноги; слабоватый для тяжеловоза круп с недостаточно развитыми мышцами. Это то, что было унаследовано от Орловского рысака – легкоупряжной скоростной породы. А вот крупная грудная клетка и прямая лопатка указывают на шаговую Арденнскую породу тяжеловозов.

      В 1900 году выводимая в Российской империи порода тяжеловозов была впервые представлена на Парижской выставке. Развитию новой тяжеловозной породы воспрепятствовала Первая мировая война и последовавшие за ней Великая Октябрьская революция и Гражданская война. Эти невзгоды практически уничтожили зарождавшуюся русскую тяжеловозную лошадь. В 1924 году удалось найти лишь 92 жеребца. Хотя будущим русским тяжеловозам повезло больше. От Стрелецкой породы осталось лишь 6 голов, из которых лишь 2 были жеребцами.

      К 1937 году поголовье было восстановлено и работа над породой продолжилась. Были основаны заводы на Украине и на южной границе РСФСР, где и велась селекция будущего Русского тяжеловоза. Но официально как порода русский тяжеловоз был зарегистрирован лишь в 1952 году.

      Но получившаяся лошадь не отличалась большим ростом. Ее средний размер был около 152 см. Так как потребность в крупных ломовых лошадях на юге начала падать, то небольшая высота в холке оказалась даже преимуществом. По соотношению затраты/экономическая отдача характеристики породы Русских тяжеловозов выше среднего.

      Благодаря своим качествам эта порода распространилась почти по всему СССР. Сегодня Русскую тяжеловозную породу разводят даже в Вологодской области, находящейся значительно дальше к северу, чем «родные» Полтава, Чесма или Деркуль.

      Русский тяжеловоз и в наше время широко распространенная и популярная в нашей стране тяжелоупряжная лошадь. Она выводилась в качестве универсальной породы для использования как в сельском хозяйстве, так и в племенной работе. Неплохим успехом пользуется порода и в продуктивном животноводстве.

      Однако в последние десятилетия эти лошади терпят трудные времена. Экономическая ситуация, недостаток кадров, нехватка финансирования и несовершенные условия содержания привели к тому, что поголовье животных сократилось почти в 3,5 раза. Да и согласитесь, спрос на тяжелых коней сегодня не так велик, как лет двадцать-тридцать назад. Однако это не мешает оставаться русским тяжеловозам в числе самых любимых отечественных рабочих пород.

      Отечественные конезаводы и племенные конефермы обладают огромным и ценным генофондом породы, а сами русские тяжеловозы считаются великим достижением русского коневодства. Наряду с владимирским и советским тяжеловозом, эта порода используется и за рубежом. В числе ее преимуществ помимо универсальности использования, также превосходная выносливость и неприхотливость в содержании. О каждом плюсе этой породы поговорим более подробно.

      История происхождения

      Около полутора века назад на территорию России начали завозить из Бельгии арденов. Именно эти мелкие тяжеловозные лошади тогда стали основой для выведения русского «брата». Однако, глядя на тогдашних неказистых и дисгармоничных арденов, трудно представить, что в современных русских конях-богатырях течет их кровь. Однако на то время отечественных коневодов привлекла именно неприхотливость к условиям содержания и достаточно высокая подвижность. Как раз эти качества очень важны для местных русских лошадей.

      Систематическая селекционная работа началась в 1860-х годах. Главное племенное ядро было сформировано в Петровской академии (теперь Московская Сельскохозяйственная Академия имени К. А. Тимирязева) на украинских и русских жеребцах. Позже к имеющимся арденам приливали кровь брабансонов, и уже в 1900-м году на Парижской выставке был представлен улучшенный тип породы. Бурый жеребец Каравай из Хреновского конного завода получил золотую медаль и звание «русский арден». Это был лучший на то время прародитель современной породы русских тяжеловозов.

      Затем была Первая мировая и гражданская война, которая нанесла урон отечественному коневодству. На оставшихся русских арденах коневоды решили создать еще более улучшенный тип некрупной, но экономически выгодный сельскохозяйственной лошади. К 1937 году была создана независимая порода. Однако получившиеся кони отличались слишком низким ростом – не более 143 см в холке. Поэтому селекционная работа продолжилась еще до 1952 года путем воспроизводства лошадей с достаточно большим ростом. Этот же год и стал официальным годом рождения породы.

      Экстерьер

      Первое, что отличает русского тяжеловоза от остальных пород тяжелоупряжных лошадей – это небольшой размер. Как видно на фото, эти кони среднего роста, но с выраженным упряжным типом телосложения. Корпус длинный и массивный, крепкие костистые ноги, прочный мускулистый круп и массивная шея.

      Если рассматривать экстерьер русских тяжей более подробно, то стоит отметить сухую легкую, но широколобую голову. Шея мускулистая с красивым характерным русским лошадям изгибом. Также у них широкая холка, мягкая спина, широкий раздвоенный несколько свислый круп. Особую силу придает этим лошадям широкая бочкообразная грудь и широкий постав передних ног. Грива и хвост у коней густая, но не очень длинные. Среди окрасов у русских тяжеловозов чаще всего встречается бурая и рыжая, реже чалая, гнедая и вороная масть.

      Важная черта породы – скороспелость. Уже к полутора годам жеребцы достигают более 95% общего веса и к трем годам полностью заканчивают рост. Это позволяет достаточно рано привлекать коней к работе и к разведению.

      Характер

      По темпераменту русские тяжеловозы достойны звания богатырских коней

      Они энергичные, добронравные и очень уравновешенные, что важно для тяжелой лошади. С таким работягой можно легко выполнять практически любые сельскохозяйственные работы

      Лошади неприхотливые, хорошо привыкают к дому и хозяину, легко обучаются работе в упряжи и даже под седлом. В последнем случае на шагу и рыси тяжеловозы хорошо «держат тело» и красивую осанку.

      славится своим добрым нравом, спокойным и безотказным характером. В такой лошади можно быть уверенным настолько, что ее управление можно доверить даже ребенку.

      Обзор породы

      Отличные тягловые качества – визитная карточка такой породы лошадей, как Русский тяжеловоз. Эти крепкие животные отличаются покорным нравом и энергичностью. Если нужна лошадь, способная тянуть крупные грузы, то этот тип лошадок – то, что надо. Их устойчивость к холоду и неприхотливость поражает. Существует три разновидности таких выносливых лошадей:

      • Новоалександровский тип (отличается меньшими габаритами и массивным крупом);
      • Уральский тип (на фото видно, что ноги у такого тяжеловоза заметно длиннее, чем у собратьев, и обильно покрыты волосами);
      • Массивный тип (самый крупный).
      • Как жеребцы, так и кобылы успешно используются в сельском хозяйстве. Однако самки еще дают ценное жирное молоко, из которого потом делается вкусный кумыс. Это весьма распространённая порода, представителей которой можно найти на Украине, Кавказе, в Удмуртии, Белоруссии, Кирове и Перми. Мускулистая лошадка также вольготно себя чувствует на западе Сибири.

        Происхождение

        Появилась порода путем сложного скрещивания местных и заграничных упряжных лошадей с Арденами. В селекции поучаствовали учёные Петровской академии (сегодня это РГАУ-МСХА им. К. А. Тимирязева). Результат был настолько удачным, что несколько лошадок даже были выставлены на Парижской выставке в 1900 году. Но, на судьбу этих лошадей повлияла Первая Мировая Война.

        В 1924 году количество особей Русского тяжеловоза приравнивалось к 92. Во время Второй Мировой Войны породистых жеребцов и кобыл практически полностью вырезали. Но в 1937 году небольшое количество чистокровных лошадей удалось спрятать и сохранить. Благодаря этому, в 1952 году Русский тяжеловоз был официально зарегистрирован как отдельная порода. Сегодня, судя по внешнему виду жеребца и кобылы, в этих животных преобладают характеристики лошади Арденского тяглового типа.

        Внешний вид

        Это порода небольшая и быстрая. Тело у коней мускулистое, грива густая и также присутствуют густые щетки на ногах разной густоты. Голова животного имеет средний размер, а профиль отличается прямотой. Шея короткая, широкая и мясистая. Спина длинная и мягкая. Современный тяжеловозный конь может похвастаться невысоким ростом (150 см в холке) и крепким телосложением.

        Масса жеребцов – 600-700 кг, а кобылы в среднем весят 550-600 кг. Лошадки очень быстро созревают (за 3 года) и имеют большую продолжительность жизни (до 25 лет). Новорожденные жеребята могут весить 250 кг. Через 18 месяцев после рождения малыша, его высота составляет 95% роста взрослой особи. Эта порода настолько быстро развивается, что вес жеребёнка, возраст которого 1,5 года, будет равен 75% от тяжести зрелой лошади.

        Происхождение

        Именно в то время нижегородские коннозаводчики стали завозить из Европы на смену русским битюгам бельгийскую тяжеловозную лошадь – брабансона (или брабанта). Эти кони – мускулистые, толстоногие, с крепким костяком – плохо приживались в России в чистом виде. Во-первых, имея более южное происхождение, они не слишком хорошо переносили наш сложный климат – болели мокрецами и страдали другими проблемами с ногами. Во-вторых, экстерьер брабантов русскому глазу казался «неотёсанным».

        Очень скоро начался процесс стихийного скрещивания брабансонов с местными лошадьми. Метисы оказались крепкими, гармонично сложенными, жизнеспособными и обладали прекрасными рабочими характеристиками. Стало ясно, что брабантов можно использовать в племенной работе для выведения собственной улучшенной тяжелоупряжной породы.

        Первая мировая и гражданская войны больно ударили по российскому коневодству. После национализации остатки племенного табуна сосредоточили на Починковском и Мордовском конезаводах. Порода окончательно оформилась только к середине XX века. Её создателем считается учёный-зоотехник Дмитрий Андреевич Кисловский.

        Предки брабансонов – участники крестовых походов фландерские кони. Таким образом, советский тяжеловоз – дальний потомок средневековых рыцарских лошадей.

        Бельгийская тяжеловозная лошадь – брабансон (или брабант) считается одним из предком наших тяжеловозов.

        Экстерьер лошади

        У Советского Тяжеловоза не существует строгих стандартов для выведения, поскольку этот вид не используют на спортивных мероприятиях или парадах. Однако установленные критерии внешнего вида у советского тяжеловоза все же есть:

      • Рост животного обычно достигает 160-170 см в холке, а вес одной особи — до одной тонны.
      • Голова Советских Тяжеловозов средних размеров, рельефная, с хорошо развитыми ноздрями.
      • Уши небольшие, стоят под прямым углом.
      • Профиль чистой породы должен иметь выпуклую форму.
      • Для тяжеловесов характерна короткая шея и мощный корпус.
      • Спина изогнута и заканчивается крепким крупом.
      • Ноги лошади средней длины с ярко выраженными суставами.
      • Копыта невысокие и широкие, с плотной роговой пластиной.
      • Масть Советского Тяжеловоза не имеет четко установленного цвета. Для этой породы характерны гнедой, буланой, рыжий, вороной и чалый окрас. Допускаются белые отметины на морде. Грива и хвост густые, окрас зависит от линии породы.

        История породы

        Примерно одно столетие тому русский народ начал активно вести селекцию породы Русский тяжеловоз. Первыми предками лошадей признаны древние ардены, которые проживали в Бельгийских горах. На то время эти животные выглядели не однотипно, к тому же в экстерьере были зафиксированы многие недочеты. При этом ардены быстро преодолевали расстояния, а их облик преображала сухая конституция телосложения. Люди быстро нашли общий язык с этими лошадьми, так как они кушали любой корм с особым аппетитом и прекрасно себя чувствовали в любых условиях содержания.

        Россияне оценили по достоинству таких неприхотливых лошадей, на момент 1904 года около 376 ферм занялись разведением арденов. Самые масштабные коннозаводства — Хреновский и Деркульский заводы. Все владельцы и работники конных заводов всячески пытались распространить эту породу лошадей. А чтобы устранить недостатки арденов, их регулярно скрещивали с разными славными скакунами, в частности, с брабансонами.

        Такие работы не прошли даром, спустя годы ардены стали гораздо внушительнее выглядеть и демонстрировать лучшие качества. Проходящая в Париже мировая выставка в 1900 году не прошла бесследно для этих лошадей, арденов выделили, как достойных рабочих самобытных лошадей. В частности, восхищение зрителей удостоился самец по кличке Каравай, бурый кон данной породы. Ему даже вручили золотую медаль, как самому ценному выпускнику Хреновского конного завода.

        В самой же Бельгии породу подавила другая более мощная лошадь — бельгийская рабочая порода. И русские люди приложили максимум усилий, чтобы сохранить представителей породы арденов. Коннозаводства поставили цель вывести невысокую рабочую лошадь, которая сможет трудиться на благо отечества, при этом быть неприхотливой и выносливой.

        Племенными производителями в селекции и выведении новой породы стали многие лошади, в частности кони по кличке Караул, Ларчик, Рубикон и Поденщик.

        Выведенное поголовье новых лошадей значительно отличалось от ранее привычных русскому народу арденов. По наступлению 1952 года Министерство сельского хозяйства Советского союза выдало установление, где говорилось о том ,что породу стоит обозначить наименованием — Русский тяжеловоз.

        История возникновения

        Обладающие колоссальной силой массивные советские лошади, способные перевозить грузы, масса которых исчисляется тоннами, всегда пользовались популярностью. Многие легендарные тяжеловозы были выведены на территории Западной Европы ещё около двух веков назад. Россия тоже прославилась своими тяжелоупряжными лошадьми. А советский тяжеловоз – порода лошади самая мощная и знаменитая из них.

        Выведенными эти советские лошаки тяжеловозы были путем процесса по скрещиванию. На русских просторах брабансоны оказались уже в середине девятнадцатого века. Но вот по пути, связанным с чистопородным разведением, в России не пошли.

        По какой причине все было именно так? Брабансоны имеют очень рыхлую и сырую конституцию. И они очень плохо приспособиться могут к суровому отечественному климату. Советские лошади такие обладали склонностью к мокрецам. Для некоторых же из них, так вообще, все могло закончиться гниением стрелок и таких важных элементов, как ткани конечностей. А вот скрещивание слабаков брабансонов с кобылами, которые были в местности, устраняло все названные недостатки.

        Жеребец по кличке Экватор

        Помимо всего этого, несколько грубое телосложение бельгийских тяжеловозов, не могло удовлетворить вкусу в России к истинной гармонии форм и блистательной конской красоте. Так что началась серьезная и продуктивная работа над тяжким созданием новой прекрасной породы. И таким образом, стали созданными лошадки, что отвечали целиком и полностью, всем требованиям, предъявляемым сельским хозяйством.

        Выведение тяжеловозной породы заняло довольно длительный период времени. Усовершенствованию селекции, а также её успешному проведению в немалой степени поспособствовали профессор Д. А. Кисловский и зоотехник А. И. Анцин. И только в 30-х годах XX века появились жеребята с устойчивыми генетическими признаками. Вместе с этим начала отпадать необходимость в крови заграничных тяжеловозов. Улучшение советской породы проводилось с помощью лошадей, выращенных на отечественных конных заводах. К середине XX века брабансонов в стране уже не было. В Починковском и Мордовском конных заводах проводился отбор, а также тренинг молодняка.

        Советский тяжеловоз – порода лошади, существенно превзошедшая своих родоначальников. Более пропорциональные, компактные по размеру и подвижные лошади полностью удовлетворяли требованиям сельского хозяйства. 1952 год стал для них знаменательным. Именно тогда порода была зарегистрирована.

        Выведением отечественных тяжелоупряжных советских лошадей занималось сразу два конезавода. Соответственно и результаты получились разные. Так образовались два типа советских тяжеловозов, каждый из которых имеет свои индивидуальные особенности. Лошади, выведенные на Починковском конном заводе, обладают массивной комплекцией, удлинённым туловищем и длинными крупными ногами. Лошади Мордовского конного завода, отличаются большей сухостью и компактными размерами, поскольку в них сильны гены английских суффольков.

        Образ жизни в природе

        Для того чтобы найти подход к такой лошади, нужно знать его основные черты характера, требования к содержанию и уходу, а также предпочтения в корме.

        Характер и повадки

        Натура русского тяжеловоза проста — небывалая выносливость, признание и покорность человеку, высокий показатель подвижности и энергичности. Благодаря таким характеристикам лошадь идеальна в сельхоз работах. Спокойная и уравновешенная лошадь быстро привыкает к новому владельцу, адаптируется к любым условиям жизни в пределах разумного и быстро вписывается в рабочий график. Но если что-то пошло не так, лошадь может проявить свой характер, слегка взбрыкнув.

        Разведение и содержание

        Если на ферме содержится около 100 кобыл русского тяжеловоза,на них приходится около 85% выводка жеребят. К тому же одна кобыла способна выводить потомство 20-25 лет. Разводятся и содержатся кобылы с жеребцами на деревенских фермах, где животные проходят тренировочные занятия и демонстрируют свои умения. После чего заводчик легко отбирает самых трудоспособных жеребцов и перспективных кобылиц.

        Лошади считаются скороспелыми производителями, уже на момент 1,5 года жеребец достигает полный рост в холке, сравнимый со взрослой особью. В этом возрасте 75% жеребцов также набирают нужную массу тела. И уже на момент трехлетия они прекращают расти. Лошади достаточно будет свободного вольера под открытым небом в виде шатра.

        Питание

        Несмотря на неприхотливость и легкую адаптацию к погодным условиям, русские тяжеловозы нуждаются в обильном питье. В качестве корма подойдет любая растительность, которую предпочитают другие лошади. Тяжеловозы будут рады любому корму, несмотря на его дороговизну и ценность. Это может быть свежая трава, сено, твердые корма и злаки. Подкармливать лошадей для поддержания энергичности и работоспособности можно концентрированными кормами, витаминами и минералами. Лошади любят морковь, свеклу и сахар, чем часто поощряют животных.

        В середине 19 столетия на юге Нижегородской области и в Мордовии разводили лошадей преимущественно для того, чтобы пользоваться их силой. В этих регионах была необходимость возить лес и производить пахотные работы. Местные жители использовали крепких рабочих лошадей породы битюг и их потомков, которые были получены в результате скрещивания с местными кобылами.

        Ситуация изменилась, когда в 19 веке на территорию Мордовии и в Нижегородскую область были доставлены тяжеловозные лошади из Европы – брабансоны и суффольки. Это были поистине гигантские животные, их рост в холке достигал 180 сантиметров. Несмотря на тяжёлое телосложение, это были миролюбивые и послушные лошадки. Но у них имелось несколько недостатков: животные плохо приспосабливались к местному суровому климату, а ещё конституция их тела была рыхлой. В результате скрещивания прибывших из Европы жеребцов с местными кобылами породы битюг на свет появились жеребята с хорошими данными. Хоть они и были несколько мельче брабансонов, но зато обладали плотным телосложением.

        В годы Гражданской войны поставка породистых лошадей из Европы временно прекратилась. Племенное стадо, образовавшееся из местных лошадей Нижегородской области и потомков брабансонов и суффольков, содержалось на Починковском конном заводе №23 и в мордовском селе Оброчное. В то нелёгкое время никто не занимался селекцией, а внутри племени лошади беспорядочно спаривались и производили на свет новое потомство. В 1934-1936 годах коневоды заметили, что у потомков европейских лошадей просматриваются устойчивые гены их прародителей. Тогда они решили провести работу, направленную на их закрепление. Вскоре опять началась война, поэтому порода не была зарегистрирована. Только в 1952 году была произведена регистрация, а порода получила название советского тяжеловоза.

        Отличительные особенности породы

        Почему такие лошади подходят для сельского хозяйства? Все это стало возможным из-за особенностей породы:

      • Неприхотливость к еде;
      • Подвижность;
      • Неприхотливость к условиям содержания.
      • Тяжеловозы славятся неприхотливостью к кормовой базе, долговечностью и высокой производительностью. Последний показатель напрямую связан с молочной продуктивностью.

        В свое время женская половина лошадей славится высокой молочной продуктивностью. Она дает ценное молоко, из которого, впоследствии, производится редкий и дорогой сырный продукт. Ведь, повышенная молочность является результатом генетических изменений лошадей. Это произошло для того, чтобы прокормить жеребенка, который появляется на свет не малых размеров и растет «как на дрожжах». Благодаря хорошей молочной продуктивности, такая порода широко используется в коневодстве.

        Отличительные особенности представителей:

      • широкий лоб;
      • легкая голова среднего размера;
      • мускулистая, короткая шея;
      • широкая холка;
      • длинная спина;
      • ровная поясница:
      • крепкие недлинные ноги;
      • наличие длинных волос на конечностях;
      • сухое телосложение;
      • шикарная и густая грива.
      • Русский тяжеловоз обладает эффектной внешностью

        Благодаря конституции их тела и основным качествам, в сельском хозяйстве используются не только взрослые особи, но и те, кто еще не достиг половозрелости. Показатель скороспелости выделяет тяжеловозов в группу лошадей, способных достигать размеров взрослых особей в кротчайшие сроки, что позволяет использовать такое создание по максимуму в ранние периоды жизни.

        Так известно, что уже в полуторагодовалом возрасте высота жеребца варьируется в пяти процентах от аналогичного показателя взрослого самца, а к трем годам скакун достигает необходимых параметров и прекращает рост.

        По данным ученых, среднестатистическая особь мужского пола весит примерно 600-700 килограмм, а вот кобыла – чуть больше 500 килограмм. Учитывая особенности телосложения лошадей, можно смело заявить, что работать в упряжке такая порода будет и это не составит для нее особого труда.

        По своей натуре Русский тяжеловоз энергичен, подвижен, вынослив. Такое сочетание качеств дает возможность использовать их в сельском хозяйстве. Благодаря спокойному характеру, лошади быстро привыкают к своему владельцу и быстро начинают работать в созданных условиях. Однако, иногда, даже самая спокойная кобыла может показать свой характер и взбрыкнуть.

        Русский тяжеловоз отлично приспособлен для проживания в холодных регионах

        Даже погодные условия не остановят такого скакуна. На ум приходит фраза, из песни, написанной Михаилом Таничем: «…что мне снег, что мне зной, что мне дождик проливной…». Хотя эта песня написана про дружбу, но именно этим отрывком, как никаким другим, характеризуется порода.

        Представители рассматриваемой породы активно применялись в сельском хозяйстве для распашки земли, перевоза тяжелого груза и даже участвовали в своеобразных соревнованиях. Соответственно, в то время (столетие назад), порода пользовалась огромным спросом. В современном мире, в век высоких технологий, на смену лошадям пришла автоматизированная тяговая машина. Однако, даже это нововведение не заставило человечество утратить интерес к таким копытным. Эти скакуны до сих пор пользуются спросом, ведь их красота завораживает. Коней тяжеловозов можно встретить на различных соревнованиях и выставках. Там порода выглядит изысканно.

        Соответственно, красивыми лошадьми не обязательно должны быть изящные скакуны. Эффектно смотрится порода Русский тяжеловоз. Их мощь и сила скрыты от человеческого взора.

        Ареал распространения породы русский тяжеловоз широк: Урал, северные районы России. Нередко порода встречается на территории Украины, Белоруссии, Сибири и даже Кавказа.

        Ссылки

        • И. Сорокина, О. Милько, Е. Игнатьева. . Журнал «Конный мир» (2002). Проверено 6 мая 2010.1 апреля 2012 года.

        Породы лошадей, выведенные на территории России

        Тяжеловозы Битюг Владимирский Воронежская Кузнецкая Мезенская Русские Советский Тавдинская
        Верховые и спортивные породы Англо-кабардинская Будённовская Верхне-Енисейская Донская Кабардинская Калмыцкая Карачаевская Минусинская Орловский рысак Русская верховая Русский рысак Стрелецкая† Терская Черноморская
        Пони и маленькие лошади Алтайская Амурская Башкирская Бурятская Вятская Забайкальская Нарымская Печорская Приобская Тувинская Якутская
        Мясные породы Мегежекская Чумышская

        Эта страница в последний раз была отредактирована 23 сентября 2017 в 18:56.

        Кормление

        Рабочие качества любой лошади лучше проявляются при грамотных кормлении и уходе. При нарушениях норм животные не могут восполнить запасы энергии и теряют в массе, а рост мышечной и костной ткани молодняка нарушается.

        Примерный суточный рацион взрослого жеребца-тяжеловоза должен включать:

      • овёс – 4 кг;
      • ячмень – 3 кг;
      • отруби – 1 кг;
      • жмых – 1 кг;
      • поваренную соль – 40 — 45 г;
      • премиксы – 100 г.
      • Дополнять рацион нужно разнотравным сеном, подвяленной травой. Можно добавлять сырую морковь и сахарную свёклу. Хорошо влияет на моторные функции кишечника патока.

        У лошадей сравнительно небольшой по объёму желудок, поэтому для них нужно организовать дробное питание. Суточный объём кормов делится на 4 — 8 приёмов.

        Использование

        Если правильно оценить возможность русского тяжеловоза, то по работоспособности он не уступает небольшому трактору. Но вот по экономичности значительно его превосходит. Так русская тяжеловозная порода успешно может использоваться на таких работах, как вспашка земли, транспортные грузовые роботы, обслуживание ферм. При этом отменную работоспособность при хорошем уходе эти работяги сохраняют до 25 лет.

        Обладая хорошими экстерьерными качествами, эти богатыри также успешно используются в племенной работе – для улучшения многих местных упряжных пород. Не стоит забывать и такую отрасль, как продуктивное коневодство, где русские конематки преуспевают в молочном производстве. На кумысных фермах кобылицы за период лактации, а это около 236 дней, дают свыше 2700 литров молока. Рекорд породы принадлежит кобыле Лукошке, которая за 305 дней лактации дала более 4800 литров молока. О пользе такого продукта узнайте из видео (Мнение России).

        Очень важно отметить, что русский тяжеловоз унаследовал от своих бельгийских прародителей арденов неприхотливость к условиям содержания. Этих лошадей можно успешно выращивать и использовать в любых климатических условиях

        Они прекрасно работают как на равнинах, так и в горах, и могут длительное время довольствоваться подножным кормом. Свою массу в отличие от большинства тяжелоупряжных пород они хорошо набирают даже при отсутствии концентрированных кормов.

        Благодаря всем этим качествам сегодня осваивается еще одна область использования русских тяжеловозов – конный туризм. На такого доброго и безотказного работягу можно посадить верхом даже неопытного всадника или ребенка.

        Уход и особенности содержания лошадей

        Для того чтобы животное чувствовало себя хорошо, необходимо создать для этого соответствующие условия.

        Условия для содержания

        Советский тяжеловоз — не очень требовательная лошадь, но она особо нуждается в просторной конюшне, территории для выгула и свободного бега, очищенной воде и стабильном кормлении. Для того чтобы правильно заботиться о здоровье и самочувствии животного, хозяину нужно составить грамотный рацион правильного питания для сохранения сил и возможностей коня. Необходимо также проводить осмотры тяжеловоза после трудового дня, чтобы исключить наличие травм и болезней.

        Важно! Не стоит исключать из жизни коня ветеринара — врач должен проводить плановые вакцинации, а также необходимые осмотры животного как минимум дважды в год.

        Особенности питания

        Лошади нуждаются в регулярном питании, которое состоит из сухой и свежей травы, а также злаковых культур. Ежедневно нужно давать коню растительность, зерновые культуры, не забывать о воде. Для нормального роста маленького жеребенка нужно подкармливать витаминными комплексами. В качестве поощрения и лакомства можно давать животному сладкую свеклу, сахарок, сырую морковь и картошку.

        Размножение породы

        Показатели плодовитости этой породы составляют 75 %. Для племенного разведения кобылы годятся до достижения ими 16-17 лет, хотя бывало и такое, что лошади этой породы приносили приплод в возрасте 20 лет.
        Советские тяжеловозы — довольно скороспелые лошадки, в период кормления жеребята набирают 2 кг ежедневно, и к 6 месяцам их вес уже достигает полтонны. Для работы молодых особей привлекают уже с 2,5 лет, а для разведения используют с трех лет. Характерной особенностью данной породы являются высокие показатели молочности.

        Знаете ли вы? Рекордом по лошадиной молочности стал показатель в 6137 литров.

        Породу советского тяжеловоза можно без сомнений считать общенациональным достоянием России.

        Внешний вид советского тяжеловоза

        Внешность этого благородного и сильного животного ярко говорит о его силовых способностях и выносливости. Лошадки этой породы являются самыми крупными для упряжи животными на территории Российской Федерации. Давайте же узнаем более подробно о внешних характеристиках лошадей этой породы.

        Первое, что выдает в этой лошади ее труженические способности, — это массивная грудь, сильная спина и мощные предплечья. Крепкую коротковатую шею венчает голова средних размеров, с выразительно выделяющимися мышцами щек и весьма широкими ноздрями, но, несмотря на весомую массивность, такая композиция смотрится довольно изящно и благородно. На голове располагаются прямые стоячие уши, они небольшие, но и не отличаются мелкостью, хотя встречаются представители тяжеловоза с более обвислыми ушами.

        Холка не особо выделяется на мягкой, немного обвислой спине. А вот спина этого коня нуждается в отдельном внимании, ведь по ней можно явно судить о силе и выносливости этого животного, потому что она сильная, широкая и заканчивается широким, раздвоенным, слегка обвислым крупом.

        Ознакомьтесь с такими породами лошадей: Владимирская, Арабская, Шайр, Орловский рысак, Фриз, Тинкер, Фалабелла,Ахалтекинская и .

        Размер

        Если вести речь о массивности, то стоит учитывать некоторые различия между конями и кобылами. Усредненный вес взрослого жеребца составляет около 900 кг, в то время как взрослой кобылы — 700 кг. Рост для этой породы понятие вариативное, самки немного ниже, чем кони, но все же рост варьируется от 1,5 до 1,7 м.

        Советская тяжеловозная лошадь

        Советский тяжеловоз имеет голову и уши средней величины (наблюдается вислоухость), глаза у него небольшие, ноздри средние, щеки мясистые, расстояние между ганашами широкое. Шея средней длины, мясистая, могучая, холка сливается с гребнем шеи. Спина у этой лошади широкая, средней длины, часто с уложинкой, поясница крепкая. Круп у советского тяжеловоза мощный, раздвоенный и свислый. Грудь широкая и глубокая, все туловище бочкообразное. Бедро у этих лошадей мускулистое, но недлинное.

        Голень у советского тяжеловоза объемистая, скакательный сустав объемистый, но сыроватый, лопатка длинная, подплечье хорошее. Запястье у них могучее, пясть с большим обхватом, бабки короткие, копыта имеют нормальный наклон, рог копыта удовлетворительный. В постановке ног у лошадей этой породы часто встречается косолапость.

        Советский тяжеловоз.

        Высота в крестце у советского тяжеловоза больше высоты в холке (перестроенность), а большая глубина подпруги создает впечатление низконогости. Оброслость у этих лошадей значительная, волос гривы и хвоста грубый.

        Мускулатура у лошадей этой породы пышная, они склонны к отложению жира. Конституция сырая.

        Советские тяжеловозы неразборчивы в корме. Они отличаются прекрасным характером, флегматичны. Их основные масти: рыжая, игреневая, гнедая, гнедо-чалая и рыже-чалая.

        Данный текст является ознакомительным фрагментом.

        Читать книгу целиком

        Похожие главы из других книг:

        Советская шиншилла В полном соответствии с названием, порода была выведена в СССР, для чего скрестили мелкую породу кроликов Советская шиншилла (рис. 1), которую завезли в страну в первой четверти ХХ в., с породой Белый великан. Впоследствии породу совершенствовали в

        Ахалтекинская лошадь

        Ахалтекинская лошадь Лошади этой породы появились в России еще в XV веке (тогда их называли аргамаками), но широкое распространение получили только после Гражданской войны.Голова у ахалтекинцев очень сухая, среднего размера. Профиль головы бывает разный: и горбоносый, и

        Буденновская лошадь

        Буденновская лошадь Для лошадей этой породы характерны средней величины голова с широким лбом и выразительными глазами; длинная, мускулистая шея с хорошим затылком; высокая холка; прямые и широкие спина и поясница; умеренно спущенный, широкий и длинный круп; широкая и

        Терская лошадь

        Терская лошадь Терские лошади подразделяются на три типа: характерный, легкий и густой.Терская лошадь характерного типа имеет голову средней величины, обычно с прямым профилем, большими глазами и длинными стоячими ушами. Шея у нее длинная, высокого постава, холка хорошо

        Кабардинская лошадь

        Кабардинская лошадь У кабардинской лошади голова имеет среднюю величину и удлиненную лицевую часть, с горбоносым, а иногда и прямым профилем. Уши кабардинца длинные, стоячие, имеют характерный вырез. Шея у него плоская, часто оленья, кадыковатая, средней длины и с низким

        Карабаирская лошадь

        Карабаирская лошадь Голова у карабаирской лошади имеет среднюю величину и прямой профиль. Уши средние или длинные, очень подвижные, широко расставлены. Глаза у караибов большие, выпуклые, живые. Шея массивная, недлинная, прямая, высоко поставленная, холка имеет среднюю

        Русская тяжеловозная лошадь

        Русская тяжеловозная лошадь Русские тяжеловозы (ранее называвшиеся русскими арденами) – лошади некрупные, но обладают многими достоинствами. У них хорошие рабочие качества, они сильны, выносливы, подвижны, очень послушны и хорошо акклиматизируются практически в любой

        Владимирская тяжеловозная лошадь

        Владимирская тяжеловозная лошадь Владимирские тяжеловозы отличаются довольно-таки сухой и плотной конституцией. Они обладают высокой работоспособностью.Голова у этих лошадей длинная, широкая, бывает горбоносой. Глаза крупные и живые, шея удлиненная, мощная. Ярко

        Для чего вам нужна лошадь?

        Для чего вам нужна лошадь? Семь раз отмерь, один раз отрежь. Русская пословица Почему вы стремитесь к тому, чтобы иметь свою лошадь? Статистика говорит, что почти 90% лошадников — это девушки, девочки, женщины. Мужчины среди нас — редкость. Их удел — заоблачные вершины

        Лошадь уходит на пенсию

        Лошадь уходит на пенсию Был конь, да изъездился Русская поговорка Обычно лошадь может активно работать под седлом до двадцати лет. Потом начинаются возрастные проблемы со здоровьем. Работа сокращается до минимума. Если у вас кобыла, она может еще принести жеребенка, а

        Советская шиншилла

        Советская шиншилла Порода крупных кроликов серебристо-голубого окраса. Брюхо, нижняя сторона хвоста и внутренняя сторона конечностей белые, глаза окружены светлой каймой, на ушах и на верхней части хвоста имеется черная кайма, на затылке – осветленный клин. Характерный

        В воскресенье в рамках рабочего визита в Сафоновский район глава региона Алексей Островский вместе с женой и дочерьми посетил коневодческое хозяйство, специализирующееся на разведении лошадей породы «советский тяжеловоз». Губернатор ознакомился с ходом реализации данного инвестиционного проекта, а также обсудил с руководством предприятия ряд вопросов, для решения которых необходимо содействие со стороны администрации области.

        Стоит отметить, что в настоящее время в хозяйстве построены конюшни, манеж, а также гостиница на 5 номеров. На сегодняшний день поголовье лошадей породы «советский тяжеловоз» насчитывает 19 голов.

        К слову, лошади советской тяжеловозной породы — самые крупные среди тяжеловозов. Они отличаются высокой силовой выносливостью, способны перевозить различные грузы весом до нескольких тонн. Кроме того, советские тяжеловозы используются для сельскохозяйственных работ.

        «Порода «советский тяжеловоз» была выведена в середине прошлого века. Это сильные, выносливые, спокойные лошади. Прекрасно подходят для сельского хозяйства. Приведу пример: поскольку мы сами выращиваем корма, сеем зерновые, то иногда используем лошадей для подготовки земель под пашню, проведения культуртехнических мероприятий, вывозим на них лес. Техника ведь не везде проехать может. В том числе, и с их помощью удалось ввести в сельхозоборот 600 гектаров земли. Мы также проводим мастер-классы для специалистов конных заводов, рассказываем о работе с тяжеловозными лошадьми. К нам и туристы приезжают, чему мы очень рады, ведь «советский тяжеловоз» — порода достаточно редкая. В августе следующего года хотим провести масштабные соревнования, планируем собрать до 5 тысячи зрителей. Сейчас основная наша деятельность — готовить лошадей к участию в различных мероприятиях, праздниках, представлениях. Кстати, у нас есть жеребцы, которые завоевали чемпионские титулы на выставках», — сказал инвестор Вячеслав Ройнберг.

        «Очень хорошо, Вячеслав Семенович [Ройнберг]. У Вас, конечно, хозяйство пока еще не крупное, но, тем не менее, Ваши лошади уже являются призерами ряда соревнований, это показатель их выносливости, силы и работоспособности. Однако, главная цель моего визита — поговорить о проблемах в развитии Вашего сельхозпредприятия, если таковые имеются, а также обсудить пути решения этих проблем совместно с главой Сафоновского района Вячеславом Ефимовичем Балалаевым — как на уровне областной власти, так и на уровне власти муниципальной, чтобы мы совместными усилиями смогли решить их для более успешного развития Вашего предприятия. Какие есть трудности?» — спросил Алексей Островский.

        Инвестор отметил, что основная проблема — это необходимость ремонта участка дорожного полотна от Старой Смоленской дороги до М1: «Мы очень благодарны, что ранее нам оказали содействие в обустройстве подъезда к территории хозяйства. Теперь просим помочь с реконструкцией этого участка — нужно отремонтировать порядка 6 километров. Дело в том, что мы используем именно эту дорогу для доставки грузов. Кроме того, ее реконструкция позволит увеличить и туристической поток».

        «Вячеслав Ефимович [Балалаев], подготовьте, пожалуйста, соответствующую служебную записку в мой адрес, чтобы я дал поручение транспортно-дорожному блоку [администрации Смоленской области] проработать этот вопрос и просчитать стоимость затрат. Не уверен, что получится сделать в этом году – все средства уже зарезервированы, но на следующий год запланируем точно», — отметил Алексей Владимирович.

        Еще один вопрос касался субсидий на содержание племенных лошадей.

        «Алексей Владимирович, хочу добавить, что в настоящее время в Министерстве сельского хозяйства как раз рассматривается вопрос поддержки данной отрасли животноводства. В частности, принята «дорожная карта», и к июню нынешнего года будет разработана Стратегия развития коневодства в Российской Федерации. Мы посмотрим, какие федеральные субсидии будут предусмотрены, и какую региональную составляющую мы сможем добавить», — сказал и.о. начальника департамента по сельскому хозяйству и продовольствию Александр Царев.

        «Спасибо, Александр Анатольевич. В данной ситуации, действительно, нужно ждать федерального решения. Прошу Вас подготовить от меня письмо на имя Дмитрия Николаевича Патрушева [Министра сельского хозяйства Российской Федерации] с просьбой от субъекта учесть нашу позицию в пользу введения данной субсидии с учетом того, что у нас на территории региона есть инвесторы, специализирующиеся на этом направлении», — подчеркнул губернатор.

        Вдобавок, у хозяйства возникли сложности с банками, которые отказывают в предоставлении займа.

        «Я дам поручение, чтобы мой профильный заместитель [Ростислав Леонидович Ровбель] встретился с руководителем регионального филиала банка. Если на его уровне проблему решить не удастся, значит, я лично обращусь к нему с просьбой. Если не подействует и это, то обращусь к председателю правления федерального банка. С точки зрения перспективности развития интересного проекта я готов сам этим вопросом заниматься. В любом случае, в том или ином виде, Вячеслав Семенович, поможем», — прокомментировал губернатор.

        В завершение посещения коневодческого хозяйства Алексей Островский вместе с женой и дочерьми осмотрел конюшни. Внимание главы региона и его семьи, в частности, привлек жеребец Мельбурн, который в 2017 году на международной конной выставке «Иппосфера» получил главный приз и звание абсолютного чемпиона.

        Губернатор Островский заверил инвестора в своей поддержке и совместном решении вопросов

        Смоленск, 26 мая. В выходной воскресный день губернатор Смоленской области Алексей Островский вместе с супругой и двумя дочерьми, как ранее и анонсировал, посетил площадку инвестиционного проекта в дер. Леоново Сафоновского района. Здесь действует агропредприятие «Советский тяжеловоз», которое возрождает одноимённую породу выведенной в 1950-ые лошади.

        Дело ведёт семья Телешовых-Ройнбергов, которой удалось организовать на смоленской земле полноценное коневодческом хозяйство с конюшней на 20 голов, манежем и даже гостиницей для гостей.

        Инвестор Вячеслав Ройнберг рассказал, что лошади породы «Советский тяжеловоз» прекрасно подходят для сельского хозяйства:

        «Приведу пример: поскольку мы сами выращиваем корма, сеем зерновые, то иногда используем лошадей для подготовки земель под пашню, проведения культуртехнических мероприятий, вывозим на них лес. Техника ведь не везде проехать может. В том числе, и с их помощью удалось ввести в сельхозоборот 600 гектаров земли. К нам и туристы приезжают, чему мы очень рады, ведь порода достаточно редкая. В августе следующего года хотим провести масштабные соревнования, планируем собрать до пяти тысячи зрителей. Сейчас основная наша деятельность — готовить лошадей к участию в различных мероприятиях, праздниках, представлениях».

        Губернатор пообщался с главой семейства-руководителем предприятия, узнав о достижениях хозяйства, нюансах работы и вопросах, нуждающихся в решении для дальнейшего развития дела. Алексей Островский дал необходимые поручения и заверил, что власти Смоленщины поддержат такое важное для агроотрасли начинание.

        Одна из главных забот агроинвесторов — низкокачественное покрытие дороги на участке от Старой Смоленской дороги до федеральной трассы М1 в этой части Смоленщины.

        «Мы очень благодарны, что ранее нам оказали содействие в обустройстве подъезда к территории хозяйства. Теперь просим помочь с реконструкцией этого участка — нужно отремонтировать порядка шести километров, — обратился к губернатору Вячеслав Ройнберг. — Дело в том, что мы используем именно эту дорогу для доставки грузов. Кроме того, её реконструкция позволит увеличить и туристической поток».

        Алексей Островский перенаправил вопрос главе Сафоновского района:

        «Вячеслав Ефимович [Балалаев], подготовьте, пожалуйста, соответствующую служебную записку в мой адрес, чтобы я дал поручение транспортно-дорожному блоку обладминистрации проработать этот вопрос и просчитать стоимость затрат. Не уверен, что получится сделать в этом году – все средства уже зарезервированы, но на следующий год запланируем точно».

        «Ещё один вопрос касается субсидий на содержание племенных лошадей. В основном, средства направляются в хозяйства, занимающиеся разведением крупного рогатого скота. Но мы считаем, что не менее важно поддерживать и те хозяйства, где есть, например, овцы или лошади», — отметил Вячеслав Ройнберг.

        И.о. начальника департамента по сельскому хозяйству и продовольствию Александр Царев пояснил: как раз сейчас Минсельхоз рассматривает возможность поддержать эту отрасль животноводства. В министерстве уже приняли «дорожную карту», и к июню разработают стратегию развития коневодства в стране.

        Глава региона сказал, что в этом вопросе необходимо дождаться решения федерального центра, но в то же время дал указание подготовить от его имени письмо на имя Дмитрия Патрушева, министра сельского хозяйства РФ, с просьбой учесть позицию региона в пользу введения субсидии для коневодческих предприятий.

        Губернатор также добавил, что готов оказать содействие для получения предприятием нужного кредита от одного из всероссийских банков, с выделением которого возникли сложности.

        «Я дам поручение, чтобы мой профильный заместитель Ростислав Ровбель встретился с руководителем регионального филиала банка. Если на его уровне проблему решить не удастся, значит, я лично обращусь к нему с просьбой. Если не подействует и это, то обращусь к председателю правления федерального банка. С точки зрения перспективности развития интересного проекта я готов сам этим вопросом заниматься. В любом случае, в том или ином виде, Вячеслав Семёнович, поможем», — заверил инвестора Алексей Островский.

        Для гостей организовали небольшую экскурсию по коневодческому хозяйству. Глава региона не обошёл стороной гордость хозяйства — жеребца по кличке Мельбурн, чемпиона международной конной выставки «Иппосфера».

        Вместе с дочерьми и женой, которые успели прокатиться на запряжённой парой тяжеловозов повозке, Алексей Островский угостил животное лакомством и погладил по гриве.

        текст, фото: Анатолий Гапеенко

        Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите CTRL+ENTER
        Мы будем Вам благодарны!

    admin

    Наверх