Порода лошади русский тяжеловоз

Рубрика: Упряжные. Породы лошадей

Тяжелоупряжная порода: русский тяжеловоз

Русская тяжеловозная

Русская тяжеловозная лошадь (russian heavy draft) была выведена на Урале. Создание породы было непростым, заключалось в скрещивании местных лошадей, водившихся на территории уральских гор, со средних размеров тяжеловозами из Франции и Бельгии (с арденской лошадью). В ходе разведения были созданы массивы улучшенных лошадей. Племенная работа заключалась в закреплении у потомства свойств сухой, некрупной, нетребовательной к питанию и обслуживанию рабочей лошади, обладающей достаточной резвостью на медленных аллюрах, то есть хорошо шагающей и, в то же время, способной к рыси.

В некоторых местах нашей родины русскую тяжеловозную породу называют старым именем — русскими арденами, видимо, по основным бельгийско-французским корням их предков. Сегодня это может звучать удивительным, но при разведении русских арденов для целей главным образом сельскохозяйственного коневодства долгое время не стремились к укрупнению лошади. Напротив, ценилась сухость их конституции, хорошая подвижность и сила в работе. Малочисленность ценных и выводных жеребцов-производителей в породе играла на руку конезавочикам, поскольку приводила к распространению инбридинга и, нередко, довольно близкого.

Характеристика экстерьера русского тяжеловоза

Русская тяжеловозная

Русские тяжеловозные лошади некрупные, высотой в холке составляют порядка 146-148 см, обхват пясти меньше, чем у их предшественников-арденов: примерно 20-21 см. Туловище лошади глубокое, удлинённое. Ноги коротковаты, но крепкие и сухие. Голова русского тяжеловоза небольшая, но широкая; шея — мускулистая и короткая. Спина длинная, иногда мягковатая. Поясница и круп — широкие, круп встречается слегка раздвоенный.

Масть русского тяжеловоза обычно бывает рыжая или рыже-чалая. Реже встречается гнедая, гнедо-чалая, вороная, серая масть.

Русская тяжеловозная лошадь характерируется большой работоспособностью, долголетием, высокой плодовитостью, и, что немаловажно, нетребовательностью к условиям содержания. Русский тяжеловоз хорошо аклиматизируется как в холодном, так и в жарком климате.

Русская тяжеловозная

Сегодня представителей русской тяжеловозной породы используют как в народном хозяйстве, так и на конных заводах уже в качестве улучшателя иных пород. А из-за высоких удоев кобыл русской тяжеловозной породы её применяют также и в молочном хозяйстве. Молочность кобыл русской тяжеловозной лошади поистине рекордна и может достигать 3 000 кг за один лактационный сезон! Впрочем, большими удоями славятся все тяжеловозные породы.

Сегодня русская тяжеловозная порода делится на две ветки: уральскую и украинскую.

Русский тяжеловоз

Идеальный помощник крестьянина. Он удобен во многих отношениях: неприхотлив, скороспел, обладает большой выносливостью и способен перевозить массивные грузы на дальние расстояния.

Русские тяжеловозы обычно невысоки и мускулисты, с густыми гривами и хвостами, с небольшой оброслостью ног. Эта порода известна своими превосходными тягловыми качествами при перевозке грузов благодаря коротким ногам. Шея у русских тяжеловозов толстая, с хорошо выраженным гребнем. Темперамент покорный.

Лошади подвижные и энергичные, хороши для работы в неровных местностях. Неприхотливы, устойчивы к холоду и способны тянуть больший вес (по отношению к массе собственного тела), чем любые другие породы, выведенные в Советском Союзе. Эти лошади достигают физической зрелости раньше, чем другие лошади. Жеребцы-производители обычно высотой 150 см в холке.

Отличительные особенности представителей: широкий лоб; легкая голова среднего размера; мускулистая, короткая шея; широкая холка; длинная спина; ровная поясница: крепкие недлинные ноги; наличие длинных волос на конечностях; сухое телосложение; шикарная и густая грива.

  • Неприхотливость к еде;
  • Подвижность;
  • Неприхотливость к условиям содержания.
  • Тяжеловозы славятся неприхотливостью к кормовой базе, долговечностью и высокой производительностью. Последний показатель напрямую связан с молочной продуктивностью. В свое время женская половина лошадей славится высокой молочной продуктивностью. Она дает ценное молоко, из которого, впоследствии, производится редкий и дорогой сырный продукт. Ведь, повышенная молочность является результатом генетических изменений лошадей. Это произошло для того, чтобы прокормить жеребенка, который появляется на свет не малых размеров и растет «как на дрожжах». Благодаря хорошей молочной продуктивности, такая порода широко используется в коневодстве.

    Формировалась в конце XIX — начале XX века путём поглотительного скрещивания русских пород упряжных лошадей и бельгийских арденов, в результате которого качества последних стали преобладать. Порода лошадей «Русский тяжеловоз» была официально зарегистрирована в 1952 г. Она была получена скрещиванием русских кобыл с теплокровными породами и тяжеловозами, такими как Орловский рысак, Першерон, а также с арденнами (эта порода завезена в Россию из Бельгии в XIX веке).

    Русские тяжеловозы использовались как улучшатели других пород сельскохозяйственного направления. Имеет преимущество перед остальными российскими тяжеловозными породами в том, что некрупные (до 150 см в холке) и нетребовательные к содержанию лошади сохраняют массивность, силу и выносливость.

    Пользуются большим спросом на всей территории России, на Украине и в других сопредельных государствах. Иногда до сих пор встречается прежнее наименование лошадей этой породы — русские ардены. Кобылы этой породы также отличаются высокой молочной продуктивностью, кобылье молоко используется для приготовления ферментированного молочного напитка (кумыса). Записи о скрещивании и другая информация хранятся во Всероссийском научно-исследовательском институте коневодства.

    В последнее десятилетие фермеры купили много русских тяжеловозов для племенного разведения. В пригородах крупных городов создали хозяйства по производству кумыса. Больше всего там содержат кобыл-тяжеловозов. Из их молока делают не только полезный, но и питательный кумыс, разнообразные детские смеси. Такое молоко намного полезнее коровьего. По составу лучше заменяет материнское.

    Также некоторые конезаводы выращивают русских тяжеловозов ради мяса, молока. Кобылы скороспелые, при отличном питании очень плодовитые, заботливые матери. Дают много молока. Лучшие до 3000 кг за один сезон, когда идёт активная лактация. Но, следует заметить, что стабильно большие удои у всех кобыл тяжеловозов.

    Для туристического бизнеса порода лошадей русский тяжеловоз очень подходящая. Они добронравные, крепкие, выносливые. Могут катать малышей, взрослых полдня. Только не забывайте поощрять вашего коня вкусностями: сочной морковкой, свеклой, яблоком, вовремя подавайте сбалансированное питание по расписанию.

    Производительность современного тяжеловоза, практически, как у маленького трактора. То, что он невысокий, только плюс, животному требуется меньше корма. Конечно, он не такой выносливый, не так много груза может перевозить, как более крупный тяжеловоз, но для домашних работ этого достаточно. Он может быстро перевозить груз быстрым шагом, галопом или рысью. Однозначно, русская порода тяжеловозов — рабочая, трудоспособная, в чем-то опережающая более крупных сородичей.

    Эти лошади, если нет хорошего корма, могут какое-то время питаться соломой. При этом также хорошо выполняют свои обязанности. Племенные жеребцы русского тяжеловоза долгие годы улучшают местное поголовье на фермах России с Белоруссией.

    При упоминании о русских тяжеловозах в памяти невольно всплывает полузабытое ныне слово «битюг». Словарь Ожегова трактует это слово как нарицательное обозначение любого крупного коня, предназначенного для тяжёлых работ, однако данное значение появилось у этого слова уже в наши дни.

    Дело в том, что битюг был единственным русским тяжеловозом, известным с очень древних времён. История его происхождения теряется в тумане столетий, и мы о ней можем только догадываться.

    Согласно одной из версий, предками битюга были степные аборигенные кони, которых во времена Петра Первого стали скрещивать с завезёнными при нём голландскими и датскими жеребцами, а впоследствии – с орловскими рысками.

    Согласно второй, его предками были упомянутые нами древнерусские поводные или сумные лошади. Вполне возможно, что речь идёт об одних и тех же лошадях, существовавших в разное время. Среди историков и знатоков живописи существует вполне обоснованное предположение, что битюг как лошадь Ильи Муромца изображён на знаменитой картине русского живописца В. М. Васнецова «Три богатыря» (1881-1898, Государственная Третьяковская галерея, Москва).

    Не верить этому предположению оснований нет, поскольку известно, что к созданию своих полотен великий художник подходил очень тщательно. В частности, ради создания этой картины он брал для своих натурщиков напрокат одежду древнерусских воинов из запасников Исторического музея и изучал все имеющиеся на тот момент источники по истории и быту Древней Руси.

    Косвенным подтверждением этой версии может также служить поставленный в Воронеже памятник богатырскому коню, который внешним видом очень напоминает битюга.

    Этих мощных чудо-работяг можно встретить на огромных пространствах от южной Сибири до предгорий Кавказа. Русский тяжеловоз — самая многочисленная и распространенная тяжелоупряжная порода в нашей стране. И такая популярность не случайна — ведь русский тяжеловоз не только обладает лучшими качествами рабочей лошади, но и неприхотлив, удобен в содержании, скороспел. Пусть он уступает в размерах и мощи другим тяжеловозным породам — зато это идеальный помощник для крестьянина.

    С Арденнских гор – на русские равнины

    Происходит эта порода от мелких тяжеловозных лошадей из горной части Бельгии – арденов, которых начали завозить в Россию около полутора веков назад. Правда, глядя на «тогдашние» фотографии этих лошадей, трудно поверить, что у них есть что-то общее с современными представителями русской тяжеловозной породы. Ардены в большинстве своем имели дисгармоничное сложение и множество экстерьерных недостатков, им было далеко до идеальной тяжеловозной лошади. Но одновременно они обладали рядом ценных качеств: хорошей подвижностью, сухостью конституции, неприхотливостью к условиям кормления и содержания. Ардены стали быстро распространяться по России, и к 1904 году их уже разводили 376 хозяйств, в том числе Хреновской и Деркульский государственные конные заводы, ферма Петровской сельскохозяйственной академии и множество небольших частных конных заводов. Чтобы быстрее увеличить поголовье, арденов не только разводили в чистоте, но и скрещивали с кобылами других упряжных пород, преимущественно брабансонами.

    Под действием отбора экстерьер арденов в России заметно улучшился. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже они обратили на себя всеобщее внимание как совершенно своеобразная породная группа рабочих лошадей. Бурый жеребец Хреновского конного завода Каравай (1887 г. р.) получил тогда золотую медаль. Этих лошадей стали называть «русские ардены», и это значило нечто большее, чем «ардены из России». К этому времени старая арденнская порода у себя на родине, в Бельгии, перестала существовать – она была поглощена крупной бельгийской рабочей лошадью.

    После революции с остатками русских арденов, переживших лихолетье гражданской войны, началась планомерная племенная работа. Была поставлена цель вывести некрупную, но экономичную сельскохозяйственную лошадь, в которой хорошая работоспособность и гармоничность сложения сочетались бы с неприхотливостью к условиям содержания и кормления.

    Уже в 30-е годы в породе были заложены основные линии – Караула, Ларчика, Рубикона, Поденщика. Был создан большой массив племенных лошадей, в котором культивировался гармоничный, правильный экстерьер. Правда, русские ардены имели один, но очень существенный недостаток – слишком мелкий рост, что отрицательно отражалось на их рабочих качествах. Значительная часть лошадей того времени представляла собой как бы «пони-тяжеловозиков» с высотой в холке 135-143 см. Разве могла такая лошадь быть достаточно сильной, чтобы хорошо работать в сельском хозяйстве и на транспорте? Необходимо было принять меры по укрупнению породы – что и было сделано при помощи широкого использования в воспроизводстве лошадей, отличавшихся не только желательным типом, но и достаточно большим ростом.

    Целенаправленная племенная работа дала замечательные результаты. К 1952 году появилась возможность зафиксировать создание новой отечественной породы, которую предложили назвать русской тяжеловозной.

    Слагаемые успеха

    Современные представители этой породы почти полностью отвечают всем требованиям к лошадям тяжелоупряжного типа. Правильный экстерьер, сухость и крепость конституции, великолепная работоспособность и целый спектр достоинств, делающих русского тяжеловоза очень удобным в работе и содержании, – все эти замечательные качества есть результат долгой и упорной целенаправленной работы и тесного взаимодействия коневодов-практиков с учеными-селекционерами. Очень важная роль в этой работе принадлежит Всесоюзному (ныне Всероссийскому) научно-исследовательскому институту коневодства. Новая порода попала под пристальное внимание специалистов ВНИИКа почти с первых лет деятельности института, организованного в 30-х годах прошлого века. Начиная с 50-х годов, здесь регулярно составляются планы селекционно-племенной работы с породой, без которых совершенствование русских тяжеловозов, несомненно, не было бы столь эффективным. Здесь же были разработаны рекомендации по технологии выращивания молодняка.

    Исключительное значение в деле совершенствования породы имела разработанная учеными института система тренинга и испытаний тяжеловозных лошадей. Кстати, регулярные заводские испытания – одно из главных отличий в организации племенной работы с тяжеловозами в нашей стране от практики, принятой на Западе. И именно эти испытания, которые охватывали большую часть племенного молодняка, давали возможность формировать рабочие качества, которые требуются от тяжеловозов при их использовании в сельскохозяйственном производстве – хорошую подвижность, силу и выносливость. Испытания обеспечили быстрый прогресс породы и позволили выделить группу лошадей с выдающимися рабочими качествами, послужившую впоследствии основой для создания новой ценной линии Лазутчика, представители которой сочетают в себе повышенную работоспособность с оптимальным ростом, гармоничностью сложения и хорошим экстерьером.

    Основной метод племенной работы с русским тяжеловозом – разведение «в чистоте» по линиям. Первоначальная генеалогическая структура породы сложилась под преобладающим влиянием двух родоначальников линий – рыжего Караула (1909 г.р.) и рыжего в седине Ларчика (1918 г.р.), причем лидирующая роль принадлежала Караулу и его потомкам. Дальнейшее совершенствование породы сопровождалось выведением новых прогрессивных линий. Так, в 70-х годах «из недр» линии Караула вышла линия Лазутчика, а в потомстве Ларчика сформировалась линия Коварного. С появлением спроса на более крупного тяжеловоза были выведены новые линии Градуса (оформлена в 1994 году) из линии Лазутчика и Свиста (оформлена в 1990 году) из линии Капитэна, которые представляют собой новый укрупненный тип русского тяжеловоза с ростом от 155 см и выше.

    Наиболее ценное поголовье лошадей русской тяжеловозной породы находится в России, в Куединском (Пермская область) и Вологодском конных заводах. В заводском составе Куединского конного завода числится около ста кобыл, в Вологодском – около пятидесяти.

    На эти плечи можно положиться

    Подсчитано, что современный русский тяжеловоз по производительности не уступает небольшому трактору, а по экономичности значительно превосходит его. На таких работах, как внутрихозяйственные перевозки на небольшие расстояния, обработка мелкоконтурных участков земли, обслуживание животноводческих ферм и т.п., гораздо выгоднее и дешевле использовать конную силу. Ведь лошади не требуются дорогие горюче-смазочные материалы – «топливо» для этого «живого двигателя» буквально под ногами растет. И что важно, этот «двигатель» экологически чистый, его рациональное использование будет способствовать восстановлению плодородия почв и улучшению экологической обстановки в целом.

    В небольшом хозяйстве сравнительно некрупный рост русского тяжеловоза – это даже плюс. Надо меньше корма, к тому же более крупному коню было бы сложнее работать на неудобьях, где и развернуться-то особо негде. А между тем по силе, грузоподъемности и выносливости русский тяжеловоз немного уступает более крупным породам. И если добавить к этому его подвижность, производительные движения на шагу и рыси и способность развивать достаточную большую скорость с грузом, то станет ясно, что «малыш» весьма конкурентоспособен среди рабочих пород и где-то даже может обойти их. О возможностях русского тяжеловоза говорят рекорды, установленные на испытаниях рабочих качеств: дистанция 2 км с силой тяги 50 кг (вес воза примерно 1,5 тонны) преодолена рысью за 5 мин 20,3 с; шагом то же расстояние, но с утроенной силой тяги (150 кг или 4,5 тонны) пройдено за 13 минут ровно; в испытаниях на тяговую выносливость с силой тяги 300 кг, что равносильно девятитонному возу, пройдено 1091,6 метра. А максимальная сила тяги вообще поражает воображение – 869,5 кг тягового усилия, или около 26 тонн груза!

    Одно из ценнейших свойств русского тяжеловоза, унаследованное от далеких предков арденов, – его удивительная неприхотливость. Русские тяжеловозы хорошо адаптируются в любых климатических условиях, в горах и на равнине. Они нетребовательны к корму и в отсутствие сена и концентратов какое-то время могут обходиться одной соломой. Они даже могут тебеневать, как лошади аборигенных пород: так русские тяжеловозы успешно переживали зиму в Торейском конном заводе в Бурятии.

    Кроме того, русские тяжеловозы обладают большой долговечностью и высокой плодовитостью. Выход жеребят на сто кобыл в конных заводах составляет 80-85%, а в наиболее благоприятные годы поднимается до 90%. Племенное использование многих жеребцов и кобыл продолжается до 20-25-летнего возраста.

    Русских тяжеловозов широко используют в регионах с развитым мясным коневодством для улучшения продуктивных качеств местных лошадей. Хорошие результаты скрещиваний были получены в степях Бурятии и Казахстана, а в республике Алтай русские тяжеловозы участвовали в выведении новоалтайской породы.

    Кобылы отличаются высокой молочностью, в пересчете на свой небольшой по тяжеловозным меркам вес они дают даже больше молока, чем абсолютные рекордисты по максимальным надоям – крупные тяжеловозы. Так, на кумысной ферме ВНИИ коневодства от русских тяжеловозных кобыл за полную лактацию (236 дней) в среднем получено по 2782 л молока, а максимальную продуктивность показала кобыла Лукошка – 4870 л за 305 дней лактации.

    Кстати, в последние годы вокруг больших российских городов создаются кумысные фермы, которые комплектуются в основном лошадьми тяжеловозных пород. А ведь кобылье молоко – это не только кумыс, но и отличный продукт для детского питания: в качестве заменителя материнского молока оно гораздо лучше коровьего.

    Однако и на этом сферы применения для русского тяжеловоза не исчерпываются. Некрупный, энергичный, но спокойный и добронравный, и в то же время недорогой и неприхотливый – чем не конь для туризма! На широкую спину такого добряка можно посадить и неопытного всадника, и старика, и ребенка.

    Правила выживания

    В последние десятилетия для тяжеловозного коннозаводства наступили трудные времена. И почти все проблемы возникли из-за сложившейся в стране экономической ситуации.

    Тяжеловоз всегда был недорогой лошадью. Раньше, «при социализме», высокую рентабельность разведения тяжеловозов обеспечивало планирование развития отрасли, производства и сбыта продукции конными заводами. Сегодня ситуация в корне изменилась – конные заводы, разводящие тяжеловозов, терпят убытки. В хозяйствах сильно ухудшилась материально-техническая база, что повлекло за собой сокращение численности племенного поголовья, нарушения технологии выращивания лошадей, особенно по уровню кормления из-за недостатка кормов или их невысокого качества, сильное снижение уровня воспроизводства. Если раньше лошадей русской тяжеловозной породы разводили в пяти специализированных конных заводах и 22 отделениях заводов, где содержалось более тысячи маток, то в настоящее время численность поголовья сократилась в 3,5 раза. Из-за низкой оплаты труда очень остро стоит кадровый вопрос.

    Но, несмотря на все это, мы все еще обладаем ценным генофондом русской тяжеловозной породы – этого уникального достижения отечественной селекции. Конечно, конные заводы пытаются приспосабливаться к новым условиям существования, обеспечивать хотя бы необходимый минимум условий для выращивания лошадей. Однако для дальнейшего существования и развития породы необходима серьезная поддержка отрасли. И непременное условие – сохранение системы селекционных мероприятий: централизованного племенного учета, издания государственных племенных книг, централизованного планирования работы с породой. Только при совместных усилиях практиков и ученых можно рассчитывать на то, что тяжеловозное коннозаводство не только сохранится, но и займет достойное место в современном мире.

    Ольга МИЛЬКО, доктор с/х наук,

    Ирина СОРОКИНА, доктор с/х наук

    Фото Натальи Костиковой

    Новая породная группа сильно отличалась от своих бельгийских предков. Этих лошадей называли «русскими арденами», и это значило нечто большее, чем «ардены из России».

    Русский тяжеловоз — единственная отечественная порода некрупных тяжеловозов. Современные ее представители — это лошади среднего роста, с выраженным упряжным типом телосложения, длинным и массивным корпусом, на крепких и костистых ногах. Средние промеры жеребцов 153,4-166,8-22,4 см, кобыл — 150,0-161,6-21,2 см, живая масса около 580-700 кг.

    Для русского тяжеловоза характерны сухая, легкая широколобая голова, красиво изогнутая и достаточно длинная мускулистая шея, широкая холка, длинная, иногда мягковатая спина, ровная и мускулистая поясница, широкий, раздвоенный, немного свислый круп. Грудная клетка бочкообразная, ноги недлинные, сухие и крепкие, задние нередко немного саблистые. Оброслость ног небольшая, а грива и хвост густые и длинные. Преобладающие масти рыжая и рыже-чалая, реже гнедая и бурая, иногда встречаются вороные лошади.

    Русский тяжеловоз, или русская тяжеловозная лошадь (Russian heavy draft) выведена в хозяйствах Российской Федерации и Украины. Порода формировалась в большей степени под влиянием запросов сельскохозяйственного производства, нежели ломового городского транспорта. В селекционной работе использован метод сложного воспроизводительного скрещивания местных кобыл с производителями упряжных пород, преимущественно с бельгийскими арденами. С 1937 г. их стали называть русскими арденами, а в 1952 г. признано целесообразным данную группу лошадей называть русскими тяжеловозами.

    Русские тяжеловозы использовались как улучшатели других пород сельскохозяйственного направления. Лошади неприхотливы к кормам и условиям содержания. При небольшом росте они отличаются массивным телосложением, большой силой и свободными движениями. Темперамент послушный. Порода известна своими превосходными тягловыми качествами при перевозке грузов благодаря коротким ногам.

    Создано два внутрипородных типа (уральский и украинский) и несколько линий. Наиболее перспективными из них считают линии жеребцов-производителей Лазутчика, Коварного, Капитана, Свиста и Поденщика.

    Лошади подвижные и энергичные, хороши для работы в местностях с неровным рельефом. Неприхотливы, устойчивы к холоду и способны тянуть больший вес (по отношению к массе собственного тела), чем любые другие породы, выведенные в Советском Союзе.

    Русские тяжеловозные лошади отличаются быстрым ростом, долголетием, высокой плодовитостью и работоспособностью. Выход жеребят в расчете на 100 кобыл в конных заводах — 80-85 голов, а в наиболее благоприятные по кормовым условиям годы — более 95.

    Кобылы обильномолочны, хорошо выкармливают жеребят, приросты которых в молочный период достигают 1,5-1,8 кг в сутки. На кумысной ферме госплемзавода «Красноармейский» (Краснодарский край) от кобылы Тумбочки, 1972 г. р., в возрасте 8 лет за 364 дня лактации получено 6412 кг молока. Порода пригодна и для производства мяса.

    По данным тома VI Государственной книги, промеры жеребцов следующие, см; высота в холке — 150 косая длина туловища — 158,2, обхват груди — 192,5 обхват пясти — 21. Промеры кобыл соответственно 149,6 — 159 — 192 — 21,2.

    Масть преимущественно рыжая, чалая и бурая. Живой вес от 575 до 650 кг.

    Для лошадей этой породы характерен удлиненный формат; средняя по размерам голова, часто с вогнутым профилем; широкий лоб; длинные уши; маленькие глаза; толстая, мускулистая шея; холка низкая, с хорошей мускулатурой; глубокая грудь; спина длинная, часто мягкая; круп раздвоенный, часто свислый; передние конечности короткие, поставлены широко (встречаются лошади с запавшим запястьем); густые грива и хвоста; сухожилия хорошо развиты, очерчены; щетки малые; копыта правильные, рог хороший.

    Лошадьми этой породы установлены рекорды: на срочную доставку груза рысью в повозке массой 1,5 т (сила тяги 50 кг) на дистанцию км — м ин 20,4 с; на то же расстояние по доставке груза массой 4,5 т (сил а тяги 150 кг) шагом — 13 мин; на тяговую выносливость в полозном приборе с силой тяги 300 кг (условная масса повозки с грузом 9 т) — 1091,6 м. Максимальная грузоподъемность — около 25 т.

    В 1980 году перепись по всему бывшему СССР дала в общей сложности 48 490 голов. Племенных лошадей используют для улучшения местных лошадей в северных и северо-западных районах. В Болгарии порода используется для выведения болгарского тяжеловоза.

    Содержание лошадей тяговых пород на фермах и в частных хозяйствах сегодня не менее популярно, чем сто лет назад. Об одной из таких пород, а именно о русском тяжеловозе и поговорим в данной статье — обсудим достоинства и недостатки породы, а также содержание и отрасли применения.

    История породы

    Родоначальниками породы были арденские лошади, жившие в бельгийских горах, которые привлекли людей выносливостью, неприхотливостью и крепким телосложением. После удачно проведённых работ по скрещиванию была получена порода, адаптированная к условиям умеренного климата, его суровым зимам. Животное не крупное, но тем не менее сильное и послушное, что немаловажно. На конной выставке во Франции представитель русского тяжеловоза был награждён золотой медалью. Официальная регистрация породы произошла в 1952 году.

    Описание и отличительные черты

    Отличительная черта тяжеловозов — крепкое и мускулистое тело. Они не могут демонстрировать хорошую скорость, но великолепно справляются с полосой препятствий.

    Внешний вид

    Порода имеет свои стандарты внешности:

  • рост — 150–153 см;
  • вес — жеребца-двухлетки — до 700 кг, кобылы — до 660 кг;
  • голова — средних размеров с длинной мордой и широкой лобной частью с чёлкой, мускулистой, крепкой, короткой шеей;
  • корпус — прямые мускулистые плечи, длинная развитая спина, широкая холка, глубокая грудь и ровный поясничный отдел;
  • конечности — ровные, широко расставлены, имеют щётки;
  • грива — густая и длинная;
  • хвост — густой, висит свободно;
  • масть — рыжая, вороная и рыже-чалая, обязательно наличие белых отметин на ногах и морде.
  • Лошадки уравновешены и спокойны, отличаются послушанием и верностью хозяину. Тяжеловоз активный в работе, миролюбивый и добродушный. Лошадь быстро привыкает к условиям содержания и обязанностям, возлагаемым на неё.

    Не прихотлива и не капризна, может взбрыкнуть, если на то есть причина — например, плохое самочувствие или ошибка владельца в уходе за питомцем.

    Достоинства и недостатки

    Породу разводят не только как рабочую силу, но и для получения молока и мяса, из молока тяжеловоза готовят редкие сорта сыра.

    Кроме этого, порода обладает и другими достоинствами:

    • адаптивность к условиям;
    • неприхотливость в кормах;
    • спокойный нрав;
    • быстрое половое созревание;
    • многогранность применения;
    • сила и выносливость;
    • крепкая нервная система.
    • Недостатком тяжеловозов считают постепенное вырождение, поскольку смешение с другими породами сказывается отрицательно на отличительных характеристиках. Чистокровных же кобыл и жеребцов крайне мало.

      Сфера применения

      Русский тяжеловоз выращивается на мясо и молоко, используется в сельском хозяйстве как тяговая лошадь, для перевозки грузов и в качестве работы на полях. Кроме этого, добрый нрав позволяет использовать животное в туристическом бизнесе, как ездового коня, в том числе и для детей, и вьючного животного.

      Многие заводчики приобретают тяжеловозов для верховой езды или упряжки.

      Содержание и уход

      Несмотря на непритязательность к условиям содержания, некоторым правилам следовать всё же стоит, особенно это касается гигиены животного.

      Условия в конюшне

      Содержание лошадей осуществляется в соответствии с такими нормами и правилами:

      1. Лошадей содержат в так называемых денниках. Размер на одну особь — 3,5х3,5 м, не меньше. Высота потолка — около трёх метров. Противопоказаны сквозняки, поэтому не должно быть никаких щелей в помещении, обязательно наличие вентиляции для постоянного доступа свежего воздуха.
      2. В качестве подстилки используют солому или опилки, она настилается не менее 15 сантиметров высотой.
      3. Кормушки и поилки располагают с обратной стороны ограждения на высоте примерно 60 см, они должны быть сделаны из натурального не токсичного материала глубиной до 30 см, чтобы корм не рассыпался.
      4. Научно обосновано 16-часовое освещение, яркостью около 150–200 люкс, зимой подобный метод устраняет свойственную лошадям зимнюю вялость.
      5. Возле закрытого помещения должен быть загон для выгула.

      Уборка и гигиена

      Не стоит пренебрегать и правилами гигиены:

    • ежедневно проводится чистка подстилки, очищаются кормушки и поилки;
    • также ежедневно должна проводиться чистка шерсти лошади, при этом у каждого питомца предусмотрены свои скребок, расчёска и щётка. После механической сухой очистки, проводится протирка влажной мягкой тканью. Затем сухой тканью шерсть подсушивают. Расчёсывают гриву, чёлку и щётки;
    • купание лошади проводится только в летний, тёплый период. Если животное не боится воды, можно купать в природном водоёме, в противном случае применять купание из шланга.
    • обязательно нужно ежедневно, особенно после прогулок осматривать копыта, в которых могут застрять щепки или мелкие камушки. При повреждениях нужно обратиться к ветеринару;
    • регулярно осматривайте зубы питомцев, старайтесь принюхиваться к их дыханию. Неприятный запах — это сигнал нездоровья. Эмаль должна быть целой, без сколов и трещин, десна розовая, линия зубов ровная;
    • седлая животное важно не задевать зубы удилами: они легко крошатся;
    • присматривайтесь, как питомец ест. Если встряхивает головой, возможно, у него проблемы с зубами, и он так пытается избавиться от боли. Проверять рост зубов у жеребят нужно с девятимесячного возраста, наблюдать у ветеринара, который вовремя сможет устранить неправильный прикус или «волчий зуб».
    • Правильное кормление

      Кормление лошадей проводится примерно пять раз в сутки, в суточный рацион входят:

      • овёс — до 7 кг;
      • сено — до 13 кг;
      • отруби — до 1,5 кг;
      • морковь, кормовая свекла — до 2 кг.

      Летом для питомцев организовывают пастбищный выгул на участках с сочной зелёной травой, кроме неё, подкармливают концентрированными кормами. Необходимы также брикеты с солью, которые обеспечат организм необходимыми минералами.

      Дважды в день минимум тяжеловозы должны вдоволь напиться, вода обязательно комнатной температуры — около 20 градусов. Жеребые кобылы должны получать на 30% больше корма, чем в обычном состоянии. От соблюдения правил ухода, кормления и ежедневных гигиенических процедур зависит здоровье вашего питомца, его настроение и желание работать. Эта порода отличается большой привязанностью и дружелюбием по отношению к человеку, ваша искренняя забота будет вознаграждена сторицей.

      Русский тяжеловоз

      Эта порода — некрупных тяжеловозов. Выведена она в СССР путем сложного воспроизводительного скрещивания, отбора и подбора по типу в условиях умеренного кормления и использования лошадей в сельскохозяйственных работах.

      Из пород, использованных для скрещивания, наибольшее значение имели местные лошади Украины, горные ардены и некоторые другие тяжеловозные породы (першероны, крупные бельгийские тяжеловозы и пр.), а также орловский рысак.

      Ввоз в Россию арденских жеребцов горного типа начался с половины XIX века, планомерную же работу с этой породой у нас стали вести с 60-х годов прошлого столетия. В 1861 г. начали разводить арденов в Петровской (ныне Тимирязевской) сельскохозяйственной академии и в Чесменском заводе, Воронежской области, в 1868 г. — в заводах Кочубея и Чаплиц, Полтавской области, и в 1872 г. — в Деркульском государственном конном заводе на Украине. Успех разведения арденов в этих заводах, особенно в Чесменском, побудил заняться ими ряд других коннозаводчиков, и к 1904 г. в России было 376 хозяйств, в которых разводили арденов (следует учесть, что арденами в ряде случаев называли крупных бельгийских тяжеловозов).

      Одновременно росло использование арденов в массовом коневодстве. Так, в 1875 г. в заводских конюшнях было 9 арденских жеребцов, а в 1915 г. — 597, что составляло 25,8% от всех тяжеловозных жеребцов в государственных заводских конюшнях.

      В конце XIX века ардены были наиболее популярными лошадьми рабочего типа. Их особенно ценили за силу, хорошие движения и сравнительно малую требовательность к кормлению и содержанию.

      В начале XX века государственные заводские конюшни и конные заводы уделяют больше внимания крупным тяжеловозам, причем во многих заводах арденских кобыл случают с брабансонскими жеребцами и переходят на разведение этой породы, хотя нередко сохраняют за своими лошадьми старое название — «ардены». Такое изменение в направлении племенной работы с арденами в России было вызвано, как и в других странах, усилением спроса на крупных рабочих лошадей для растущих городов и промышленных центров. Сохранила в основном прежнее направление в работе только небольшая часть заводов.

      Ведущее место в арденском коннозаводстве вначале занимал Чесменский конный завод; он был основным поставщиком производителей для других конных заводов и государственных заводских конюшен. В конце XIX и в начале XX века, с переводом арденского племенного состава Чесменского конного завода в Першино и ухудшением племенной работы с этой группой лошадей, ведущее место занял Дубровский конный завод.

      Чесменский конный завод работу с арденами начал в 1861 г. Он имел в своем составе 4 выводные кобылы и 2 выводных жеребца (Арлон и Арден). В 1871 г. в завод поступил выводной жеребец Бизори, а в 1875 г. — Калач. Небольшое число племенного материала вынудило с самого начала работы стать на путь применения близких, простых и комплексных инбридингов. Наиболее часто в первый период работы применялись инбридинги на Бизори и на комплекс Бизори — Калач. В качестве типичной для этого периода приводим родословную жеребца База.


      БАЗ, рыж., рожд. 1887 г. в Чесменском конном заводе (рост 142 см). Производитель Дубровского конного завода с 1895 по 1910 г

      В племенной состав отбирались только некрупные кобылы и жеребцы, а более крупные отбраковывались.

      Чесменский завод создал довольно консолидированный тип ардена. Лучшими его представителями были Колпак 2-й и Баз. К Колпаку 2-му восходит родоначальник очень распространенной в данное время линии — Караул, внук Колпака 2-го, а Баз стал родоначальником линии, продолженной до наших дней через его сына Базика, внука Запоя и правнука Поденщика.

      В Першине, куда был передан племенной состав Чесменского конного завода в начале 90-х годов XIX века, прежнее направление работы резко изменилось. Завод был пополнен довольно разнотипной группой выводных кобыл, среди которых были и мелкие — арденского типа и крупные — брабансонского типа. Затем начата была работа по укрупнению продукции путем использования крупных брабансонских жеребцов, и, наконец, было применено прилитие рысистой крови через жеребца Размаха.

      С 1910 г. использование здесь в качестве производителей крупных брабансонов приняло массовый характер. Все это привело к утере однотипичности продукции, которой отличался Чесменский завод.

      Деркульский государственный конный завод начал работу с арденами в 1879 г., когда в случку был пущен ардено-брабансонский жеребец Травник. В следующем году в заводе стали использовать выводного ардена Бурку. В маточном составе арденских кобыл числилось немного; большинство кобыл были помесями першеронов, датских лошадей, английских каретных, рысаков и арабских лошадей. Арденское отделение не было четко выделено в заводе, и отмечены случаи, когда першеронские кобылы «за малым ростом» переводились в арденское отделение.

      В 1890 г. все тяжеловозы из Деркуля переводятся в Хреновое (Воронежской области), где, так же как в Першинском конном заводе, арденских кобыл стали случать не только с арденскими, но и с брабансонскими жеребцами, причем в последние годы перед революцией и в первые годы после нее удельный вес брабансонов в составе производителей значительно возрос. Лошади были в общем крупные, длинные, с хорошими обхвативши промерами. Но, как и в Першинском заводе, продукция была недостаточно однотипична и среди нее встречалось много лошадей мелких, коротких, с относительно меньшими обхвативши промерами.

      В Дубровском конном заводе арденское отделение организовалось в конце XIX века (около 1895 г.). Наряду с деркульскими кобылами (с першеронской кровью) в маточный состав были включены отдельные арденские кобылы Чесменского завода (дочери чесменских жеребцов Каравая, Колчана и База) и одна брабано-рысистая кобыла. В качестве производителей сначала использовались только арденские жеребцы Чесменского завода (Баз, Куб, Колчан), а затем жеребцы, выращенные в своем заводе, тех же линий и комплексов — Базик и Караул (см. родословные).


      Базик, рыже-чал., рожд. 1900 г., в Дубровском конном заводе (рост 153 см)


      Караул, рыж., рожд. 1909 г., в Дубровском конном заводе (промеры: 143-187-20)

      Кроме этих жеребцов, в заводе было использовано несколько производителей новых линий. Наибольшее влияние из них оказали родные братья Бум и Брус от Баду и Брусники, жеребец Мутон и ардено-брабансонский жеребец Мальчик.

      В результате умелого использования этих жеребцов на кобылах закрепленного типа Дубровский завод создал свой тип тяжеловоза, более мелкого, чем чесменский, но с лучшим развитием широтных промеров. Следует при этом учесть, что в Дубровском конном заводе так же как и в Чесменском проводился строгий отбор по типу, с исключением из племенного состава более крупных особей. В этом заводе были выведены основные продолжатели старых линий — Караул и ряд его детей, Запой с сыном Поденщиком, а также создана новая линия — Ларчика (см. родословную).


      Ларчик, рыж. в сед., рожд. 1918, г. в Дубровском конном заводе (промеры: 139-193-20)

      Из других заводов, имевших влияние на формирование современной породы, следует указать на Мариупольскую народную ферму, при которой в 1912 г. был организован завод с рысистым и арденским отделениями. Маточный состав этого завода имел частично те же корни, что и первоначальный состав Дубровского конного завода, частично же восходил к двум кобылам — одной, имеющей среди предков рысаков, а другой — верховых лошадей. Производителями здесь были использованы арден Начальник и брабансон Ладный (полубрат дубровского Мальчика). Племенная работа завода строилась на соединении этих двух линий с частичным инбридингом на Начальника, в результате чего была получена довольно однородная группа лошадей, более крупных, чем дубровские ардены, но с относительно узким корпусом.

      Завод Кочубея, в конце XIX века в основном перешедший на поглощение арденов брабансонами, оставил в современном составе породы заметный след через жеребца Рубикона и частично через жеребца Размаха, имеющего рысаков в числе своих предков.

      К концу XIX века тип русского ардена имел несколько вариантов: наиболее выровненный и более мелкий чесменско-дубровский, несколько более крупный и менее выровненный першинский, еще более крупный и тоже недостаточно выровненный хреновской. Эти различия в типе вполне объяснимы, если учесть методы работы с породой в отдельных заводах.

      Долголетняя работа по консолидации желательных типов путем соответствующего отбора и подбора увенчалась успехом: к началу XX века была выведена новая «русская тяжеловозная» порода, не имеющая идентичных представителей в других странах. На Парижской выставке 1900 г. она обратила на себя всеобщее внимание.

      Одним из важных условий, определивших успех работы, помимо отбора и подбора, были условия кормления и содержания. В большинстве хозяйств, где разводились русские тяжеловозы, они использовались как рабочие лошади, что имело очень большое значение для выработки у них доброезжести, хороших движений и выносливости.

      Кормление тяжеловозов в большинстве заводов не было обильным. Так, например, в некоторых заводах среднесуточная дача на лошадь составляла 5-6 кг сена, 1,6 кг соломы и 5,25 кг овса. Летом подсосные кобылы во время работы получали 5-8 кг овса. Молодняк в первую зиму, кроме грубых кормов, получал 3 кг овса; годовики летом подкормки не получали, а на вторую зиму полуторникам давали 1,5-2 кг овса. К 1920 г. сохранились, да и то не полностью, лишь лошади Дубровского, Першинского и Хреновского конных заводов и Мариупольской народной фермы. В 1924 г. в заводских конюшнях было только 92 арденских жеребца.

      В 1923 г. тяжеловозные лошади Дубровского конного завода были переведены в Ново-Александровский конный завод, Ворошиловградской области, куда в 1929 г. был передан также состав Мариупольской народной фермы. Тяжеловозное отделение Хреновского конного завода в 1925 г. было передано в Першино, откуда всех русских тяжеловозов в 1927 г. перевели в Уральский, а в дальнейшем в Куединский конный завод, Молотовской области.

      Первоначально в этих заводах работа велась с тем же производящим составом, который был получен из прежних заводов, и теми же методами, которые в них применялись.

      В период 1927-1937 гг. основные конные заводы (Ново-Александровский и Уральский, а в дальнейшем и Куединский) продолжали работу по консолидации породы и улучшению внутрипородных типов.

      Выделение русских тяжеловозов в самостоятельную породу было произведено в 1937 г. В основу этой работы было положено как происхождение, так и тип лошади. Тогда же было указано на необходимость, во избежание смешивания наших тяжеловозов с французскими и шведскими (а в данное время и с прибалтийскими), называть их «русскими арденами». Сейчас эта порода названа «русский тяжеловоз».

      В настоящее время эта порода довольно широко распространена. Основные районы ее распространения — Украинская ССР, с характерным для ее степей сухим климатом, и Молотовская область, с пересеченным рельефом и влажным климатом. Кроме того, русские тяжеловозы разводятся в Белорусской ССР, Удмуртской АССР, Кировской, Свердловской, Вологодской и Архангельской областях. Такой значительный по разнообразию район распространения указывает на широкие приспособительные способности русских тяжеловозов.

      В массе русские тяжеловозы мелкого роста, но массивны, имеют длинное, глубокое и широкое туловище, короткие, правильно поставленные, достаточно костистые, с хорошо развитыми суставами конечности. В них отлично сочетаются массивность, сухость сложения и подвижность.

      Голова у них средняя, широкая во лбу, с прямым профилем, шея короткая, широкая, мускулистая. У жеребцов и некоторых кобыл сильно развит гребень шеи. Пристанов шеи у лошадей ново-александровского типа низкий, у уральского — высокий. Холка низкая, широкая и мускулистая. Спина длинная, широкая, нередко мягкая. Поясница выпуклая. Круп длинный, свислый, раздвоенный. У уральских лошадей круп менее раздвоен, чем у ново-александровских. Грудь глубокая, широкая, ребро крутое; пах не длинный. Лопатка преимущественно крутая; иногда встречаются лошади с отлогой лопаткой. Передние ноги короткие, широко поставленные, бабки короткие, крутые. В постановке и строении передних ног встречаются отклонения от нормы и недостатки: подставленная нога, запавшее запястье и недостаточная обмускуленность подплечья. Мускулатура крупа и голени хорошо развита. Задние ноги у большинства поставлены правильно; к недостаткам в постановке следует отнести саблистость у ново-александровских лошадей и прямую заднюю ногу — у уральских, особенно распространенную в потомстве жеребца Лимана. Суставы конечностей объемисты и сухи. Сухожилия хорошо развиты и у многих лошадей рельефно очерчены; щетки малые или даже отсутствуют. Копыта небольшие, правильной формы, рог прочный.

      Движения у русских тяжеловозов свободные, они обладают хорошими шагом и рысью. Темперамент у них энергичный, характер добронравный.

      Преобладающей мастью является рыжая различных оттенков (у 50,4% лошадей); встречаются также масти гнедая (12%), бурая (11,3%), чалая (17,3%), вороная, серая (от 3 до 6%).

      Записанные в I том Госплемкниги русские тяжеловозы имели следующие средние промеры и индексы (табл. 23):


      Таблица 23. Средние промеры и индексы русских тяжеловозов, записанных в I том Госплемкниги

      Современный состав конных заводов характеризуется более крупным ростом. По данным бонитировки в 1948-1949 гг., полновозрастные кобылы имели промеры:

      В породе можно выделить три основных типа.

      Наиболее распространен (до 50% всех лошадей) ново-александровский тип, выведенный в одноименном заводе на Украине. Этот тип имеет значительный удельный вес и в уральских конных заводах (через ново-александровских жеребцов). Кобылы ново-александровского типа характеризуются следующими средними промерами и индексами:

      Лошади этого типа при мелком росте глубоки, массивны, длинны и сухи. Им свойственна некоторая перестроенность в крупе, растянутость спины и (часто) свислость крупа. Они породны, сухи, гармоничны и энергичны, обладают хорошим шагом, свободной рысью, высокой грузоподъемностью. Все рекорды по грузоподъемности, скорости движения шагом и рысью установлены лошадьми из линий ново-александровского типа. Большинство лошадей линий Караула, Ларчика, Поденщика относится к этому типу.

      Уральский тип сложился в конных заводах Урала на основе племенного материала першинско-хреновского происхождения. Он формировался в условиях более влажного климата, более обильного кормления, недостаточного движения в стойловый период и короткого пастбищного периода. Качество кормов, особенно основных — пастбищного и сена, также было иным, чем в Ново-Александровском конном заводе, располагавшем целинными степями.

      Лошади уральского типа крупнее ново-александровских; корпус у них относительно короче, линия верха лучше (реже встречается перестроенность в крупе и мягкая спина), круп менее раздвоен; конституция менее сухая, кожа толще, чаще встречаются лошади с большими щетками: голова большая, более удлиненная в лицевой части, ганаш массивный. Ноги более длинные и костистые.

      Средние промеры и индексы кобыл уральского типа:

      К этому типу относятся: большинство лошадей из линии Рубикона, часть потомства Куля (из линии Караула), Газона и др.

      Утяжеленный тип сложился в результате использования в уральских конных заводах Сорванца и Сумрака — сыновей Капитана. К данному типу относятся также наиболее крупные потомки Рубикона и Куля. Лошади этого типа самые крупные в породе. Они грубоваты, сыры, недостаточно глубоки и длинны и менее энергичны в работе. Линия верха у них хорошая.

      Средние промеры и индексы кобыл утяжеленного типа:

      Кроме этих основных типов, в породе имеются группы лошадей, которых нельзя отнести к какому-либо из описанных типов. Наиболее многочисленна группа лошадей облегченного типа. Эти лошади характеризуются следующими промерами и индексами:

      В процентах к высоте в холке:

      В связи с выраженной породностью лошадей, входящих в группу облегченного типа, правильным сложением, а также ценностью их по происхождению эта группа в дальнейшем путем соответствующего подбора лошадей и направленного выращивания молодняка будет осваиваться основными желательными типами породы.

      Необходимо также упомянуть группу лошадей, имеющих рысистых предков. Эти лошади, выращенные в уральских конных заводах, интересны благодаря свободным аллюрам. По промерам и индексам они не уступают лошадям остальных типов. Их промеры и индексы:

      Следует отметить, что у лошадей данной группы улучшение качества аллюров сопровождалось зачастую ухудшением строения передних ног — появлением перехвата под запястьем, торцовости коротких бабок, уменьшением объема и рельефности путовых суставов. Лошади этой группы в массе менее типичны. Это должно предостеречь от попыток «улучшения» арденов рысаками.

      В породе имеется ряд линий.

      Линия Караула, рыж., рожд. 1909 г., в Дубровском конном заводе, от Колчана и Будки, промеры 143-155-187-20 является наиболее распространенной в породе. В линии уже выделились ответвления, из которых наиболее отличаются друг от друга жеребцы Кальян со своим потомством и Куль.

      В целом лошади линии Караула типичные ново-александровские: массивные, длинные, сухие, породные. Особенно породны, однотипичны, правильно сложены и отличаются выдающейся глубиной груди и работоспособностью лошади из потомства Кальяна (внука Караула), бур., рожд. 1929 г. Но они несколько мельче ростом и менее костисты.

      Кальян уже дал ряд производителей заводского значения: Лазутчик, бур., рожд. 1936 г., промеры 150-164-218-22,5, от Лазийки; Лист, бур., рожд. 1937 г., промеры 148-163-194-21, от Ластивки; Лесник, бур., рожд. 1937 г., промеры 149-158-199-21, от Лестки, и др.

      Второе ответвление линии Караула через Каравая, т.-рыж., рожд. 1926 г., представлено заводским производителем Бурным, рыж., рожд. 1935 г., промеры 151-165-205-21,5, от Баронессы-Злой, и рядом кобыл. Это мощные лошади с низко приставленной толстой шеей.

      Несколько особняком в этой линии стоит жеребец Куль, бур., рожд. 1926 г., промеры 145-164-195-22, от Караула и Старой-Барышни. Он грубоват и, будучи использован на матках уральского типа, дал потомство, уклоняющееся к утяжеленному типу. Его дети очень костисты, массивны, иногда грубоваты и сыроваты.

      Линия Ларчика. Родоначальник этой линии рыжий в седине Ларчик, рожд. 1918 г., от Мальчика и Табакерки, был очень мелкого роста, но глубок, длинен и обладал большим живым весом. Его промеры — 139-154-193-20 и живой вес — 586 кг. Он широко использовался в Ново-Александровском заводе и оставил довольно большое потомство (около 30% кобыл завода относится к его линии).

      Вследствие того, что эта линия развивалась в сочетании с линией Караула, ее представители имеют много общих с последней черт, объединяющих их в один внутрипородный тип. Лошади линии Ларчика простоваты, у них чаще встречается мягкая спина, ноги же поставлены лучше, чем у лошадей линии Караула. По работоспособности и плодовитости линия Ларчика уступает линии Караула, хотя отдельные ее представители и отличались высокой грузоподъемностью (например, жеребец Коварный, рыж., рожд. 1936 г., от Леха и Коварной, вывезший 7 265 кг груза). Так же как и линия Караула, эта линия развивается в двух отличающихся друг от друга ответвлениях через сыновей Ларчика: Леха в Ново-Александровском заводе и Лимана в Уральском.

      В Ново-Александровском конном заводе потомки Ларчика (через Леха) несколько грубоваты, как, например, Пролог, гн.-чал., рожд. 1938 г., промеры 148-159-198-22, от Пластины, или довольно крупны, как, например, Коварный, промеры 153-168-205-20,5. В уральских же заводах от простоватого, с низким выходом шеи мелкого Лимана, рыж., рожд. 1928 г. (Ларчик — Туника), имевшего промеры 142-161-188-21, получены породные, с легкой сухой головой, гармоничные лошади, среди них заводские производители: Веселый, рыж., рожд. 1936 г., промеры 148-157-199-22,5, от Веселки; Солидный, рыж., рожд. 1945 г., от Строки, имевший в трехлетнем возрасте промеры 146-157-200-22; Калинник, рыж., рожд. 1944 г., промеры 146-155-190-21, от Калины, и ряд других. Наряду с ними от Лимана и Стрекозы получен и такой жеребец, как Стиль, рыж.-чал., рожд. 1941г., промеры 155-166-214-22,5 и вес 710 кг. При большой массе жеребец Стиль сух, энергичен и подвижен. Он используется в качестве заводского производителя в Куединском конном заводе.

      Линия Поденщика, бур., рожд. 1918 г., от Запоя и Колоды, промеры 142-145-205-22, живой вес 577 кг, относится к ново-александровскому типу. Поденщик был некрупным, но массивным и костистым жеребцом, имел мягкую спину и свислый круп. Линия Поденщика представлена слабо, ее удельный вес в маточном составе равен 5%. Лошади этой линии мелкорослы, достаточно массивны, сухи по сложению и породны. Они имеют зачастую прямую спину и укороченный круп. Из недостатков конечностей встречается запавшее запястье и саблистость.

      Одним из ценных качеств представителей линии является неприхотливость к корму и способность отлично держать тело. На обычных заводских рационах жеребцы без усиленной работы быстро жиреют.

      Продолжают эту линию жеребцы: Ломтик, бур., рожд. 1937 г., от Пасынка и Лютни, промеры 146-158-212-21,5 и вес 643 кг. Его сын Клад, рыж., рожд. 1945 г. (от Куклы), промеры в трехлетнем возрасте 152-157-190-21, и Табор, т.-гнед., рожд. 1937 г., от Поденщика и Турочки, промеры 146-157-203-20.


      Рис. 98. Жеребец русской тяжеловозной породы Ломтик, бур., рожд. 1937 г., в Ново-Александровском конном заводе, от Пасынка и Лютни. Промеры 146-158-212-21,5

      Линия Рубикона создана в уральских конных заводах, представлена сравнительно крупными лошадьми, имеющими более высокий выход шеи, менее свислый и раздвоенный круп и меньшую перестроенность в крупе. Линия верха у них в массе также лучше. Лошади обладают хорошо развитым костяком, объемистыми суставами, большой, с массивными ганашами головой, иногда несколько грубоватой. Некоторым представителям свойственна сырость конституции.

      Лошади линии Рубикона плодовиты, долговечны, конституционально крепки. Эта линия хорошо сочетается со всеми ново-александровскими линиями.


      Рис. 99. Кобыла русской тяжеловозной породы Льгота, рыж., рожд. 1938 г., в Ново-Александровском конном заводе, от Пасынка и Лохвицы. Промеры 136-156-190-19

      Наиболее выдающимися сыновьями Рубикона оказались: Бравый (от Булки), рыж.-чал., рожд. 1929 г., промеры 148-160-215-23,5; Глазомер (от Гардины), гн.-чал., рожд. 1926 г., промеры 144-185-22,5; Гарун (от Гардины), рожд. 1936 г., промеры 149-163-209-23 см.


      Рис. 100. Жеребец русской тяжеловозной породы Гарун, рыж.-чал., рожд. 1936 г в Уральском конном заводе, от Рубикона и Гардины. Промеры149-163-209-23

      Бравый и Гарун используются в уральских конных заводах. Потомство Бравого довольно крупного роста, однотипично, в основном уральского и частично утяжеленного типа. Среди него много грубоватых костистых лошадей с хорошими верхом и плечом и нередко со свислым крупом; отдельные лошади сыроваты.

      Потомство Глазомера, использованного в Ново-Александровском конном заводе, отличается от остальных лошадей этого завода более крупным ростом, грубоватостью и некоторой сыростью. Черты уральского типа выражены в нем менее ярко вследствие влияния маточной основы и условии выращивания в степной полосе с сухим климатом.

      Оказали влияние на породу также сыновья Рубикона-Сановник рыж., рожд. 1927 г., и Могучий, гн., рожд. 1929 г.

      Утяжеленный тип представлен в основном потомством Капитэна через его двух сыновей — Сумрака и Сорванца, происходивших от известной арденской кобылы Сохи.

      Линия Капитэна. Лошади этой линии отличаются от остальных арденов некоторой сыростью конституции (особенно потомство Сорванца) грубостью и относительно меньшей длиной туловища. Приплод Сорванца более однотипичен, чем приплод Сумрака, но среди последнего реже встречаются сырые лошади.


      Рис. 101. Кобыла русской тяжеловозной породы Масса, рыж., рожд. 1943 г., в Уральском конном заводе, от Сумрака и Маргариты. Промеры 150-161-195-21

      В племенной работе лошади из линии Капитэна используются в сочетании с сухими и породными представителями других линий в тех случаях, когда требуется увеличить калибр и костистость. В основном же с линией ведется работа по улучшению экстерьера путем разнородного подбора.

      Русские тяжеловозы долговечны: случаи использования жеребцов и маток в возрасте старше 20 лет нередки (например, Сановник, Бравый, Кальян, Лиман, Куль, Калина, Рогожка и др.). Они отличаются высокой плодовитостью; так, Уральский конный завод получает ежегодно более 90 деловых жеребят на 100 маток; зажеребляемость маток от Бравого за ряд лет составляет 95%, от Караула 88,5%, от Рубикона — 86%, Ларчика — 85%, и т. д.

      По абсолютным показателям силы тяги они уступают более крупным тяжеловозам, хотя относительно своего живого веса способны проявлять большую силу. При испытаниях на быстроту движения шагом и рысью они часто первенствуют.

      На различных видах испытаний были получены следующие лучшие результаты:


      Таблица 23а. Результаты испытаний лошадей русской тяжеловозной породы

      Русские тяжеловозы используются как улучшатели мелких местных лошадей. По материалам Всесоюзного научно-исследовательского института коневодства (В. И. Калинин, М. Б. Игнатьева, В. Кобысский и др.), от русских тяжеловозных жеребцов и мелких местных кобыл в различных районах Украинской и Белорусской ССР получены помеси, значительно превосходящие своих матерей: по росту — на 7-10 см, по обхвату груди — на 11-12 см, по обхвату пясти — на 1,2-2,2 см. При этом помеси обладают более выраженными упряжными формами и лучшим сложением.


      Рис. 102. Жеребец русской тяжеловозной породы Лист, бур., рожд. 1937 г., в Ново-Александровском конном заводе, от Кальяна и Ластивки. Промеры 149-164-194-21. С грузом в 1550 кг прошел 5 км со средней скоростью 7 мин. 74 сек. 1 км

      Для получения необходимой современному крупному механизированному сельскому хозяйству лошади с живым весом не менее 500 кг нужно иметь крупных улучшателей. Русская тяжеловозная порода, обладающая целым рядом ценных качеств, все же недостаточно крупна. Основной задачей племенной работы должно быть гармоничное укрупнение русских тяжеловозов, с сохранением типа сложения, сухости конституции, энергичности темперамента и подвижности. Эта задача может быть достигнута строгим; отбором племенного состава, подбором маток к жеребцам и направленным выращиванием молодняка. Немаловажную роль при разведении русских тяжеловозов, а тем более при совершенствовании породы, играют кормление и содержание племенного состава. Передовые конные заводы уделяют особое внимание полноценному кормлению племенных лошадей, их моциону, рациональному использованию на работах и тренингу молодняка.

      В случной сезон жеребцы-производители получают в сутки по 7-8 кг концентратов (в том числе 6 кг овса) и до 12 кг сена (в том числе 6 кг бобового), а летом по 35 кг свежескошенной травы. В неслучной период дача концентратов снижается до 5 кг. Осенью и зимой в рацион вводится до 3 кг моркови. Жеребцы используются в хозяйственных работах: на сеноуборке, хлебоуборке, подвозке кормов и стройматериалов, вывозке навоза на поля. Каждый жеребец работает по полдня. В свободные от работы дни их проезжают с силой тяги 50-70 кг на расстояние в 6-8 км. Кроме того, их выпускают ежедневно в варки или левады на 2-3 часа зимой и 4-5 часов летом. Старые жеребцы пользуются моционом в варках и прогулкой за повозкой на расстояние до 5 км в день.

      Племенные кобылы в стойловый период получают по 3-5 кг концентратов, 12-18 кг сена, 2-6 кг яровой соломы, 2 кг моркови. В случае необходимости вместо моркови взрослым лошадям дают по 500-600 г проращенного зерна. В пастбищный период кобылам дают по 2-3 кг овса в день.

      Жеребых кобыл используют на уборочных работах; в остальное время их ежедневно выпускают в варки на 5 часов и табуном прогоняют в поле на 6-8 км. Прогулки в поле прекращаются с выпаданием глубокого снега, после чего кобылы пользуются только варками. В две последние перед выжеребкой недели моцион в варках заменяется двукратной проводкой по 5-20 минут. В бураны и метели кобыл не выпускают из конюшен. Холостых кобыл регулярно используют на работах.

      Подкормку молодняка начинают с того времени, как жеребенок научится есть овес. К отъему жеребята получают до 4 кг овса, к году — до 5 кг (в сутки на голову). Кроме того, отъемыши получают до 8 кг сена и свежескошенную траву, а зимой — до 9-10 кг сена и 2-3 кг моркови. На пастбище они получают овса до 2-3 кг.

      Заездку молодняка начинают зимой. Тренинг проводится согласно «Наставлению по заездке, тренировке и испытаниям лошадей тяжеловозных пород», разработанному Всесоюзным научно-исследовательским институтом коневодства в 1950 г. Суточный рацион тренируемого молодняка состоит примерно зимой из 5 кг овса и 10-12 кг сена, весной — из 6 кг овса и 12 кг сена. Летом молодняк проходит внутризаводские или межзаводские испытания. Воспитывая таким методом молодняк, лучшие конные заводы выращивают маточный состав, характеризующийся следующими средними промерами: высота в холке — 148 см, косая длина — 157 см, обхват груди — 192 см, обхват пясти — 21 см.

      Ведущими хозяйствами по разведению русских тяжеловозов в настоящее время являются Куединский, Ново-Александровский и Уральский конные заводы.

      Трудно представить крестьянскую жизнь без верного рабочего коня: то землю вспахать, то воды на поля привезти, то в лес за дровами отправиться. И хотя многие могут сказать, мол, всю эту работу можно сделать и на машинах, поверьте, без лошадиной силы в селе никак. Не удивительно, что и в 21-м веке русский тяжеловоз все также популярен на просторах от Сибири и до Кавказа. И хотя он немного уступает в размерах и мощи зарубежным «тяжам», для нашего крестьянина это идеальный помощник – выносливый, неприхотливый и покладистый в любой работе.

      Видео «Суровые артемовские кони»

      Особенности породы

      Русский тяжеловоз и в наше время широко распространенная и популярная в нашей стране тяжелоупряжная лошадь. Она выводилась в качестве универсальной породы для использования как в сельском хозяйстве, так и в племенной работе. Неплохим успехом пользуется порода и в продуктивном животноводстве.

      Однако в последние десятилетия эти лошади терпят трудные времена. Экономическая ситуация, недостаток кадров, нехватка финансирования и несовершенные условия содержания привели к тому, что поголовье животных сократилось почти в 3,5 раза. Да и согласитесь, спрос на тяжелых коней сегодня не так велик, как лет двадцать-тридцать назад. Однако это не мешает оставаться русским тяжеловозам в числе самых любимых отечественных рабочих пород.

      Отечественные конезаводы и племенные конефермы обладают огромным и ценным генофондом породы, а сами русские тяжеловозы считаются великим достижением русского коневодства. Наряду с владимирским и советским тяжеловозом, эта порода используется и за рубежом. В числе ее преимуществ помимо универсальности использования, также превосходная выносливость и неприхотливость в содержании. О каждом плюсе этой породы поговорим более подробно.

      История происхождения

      Около полутора века назад на территорию России начали завозить из Бельгии арденов. Именно эти мелкие тяжеловозные лошади тогда стали основой для выведения русского «брата». Однако, глядя на тогдашних неказистых и дисгармоничных арденов, трудно представить, что в современных русских конях-богатырях течет их кровь. Однако на то время отечественных коневодов привлекла именно неприхотливость к условиям содержания и достаточно высокая подвижность. Как раз эти качества очень важны для местных русских лошадей.

      Систематическая селекционная работа началась в 1860-х годах. Главное племенное ядро было сформировано в Петровской академии (теперь Московская Сельскохозяйственная Академия имени К. А. Тимирязева) на украинских и русских жеребцах. Позже к имеющимся арденам приливали кровь брабансонов, и уже в 1900-м году на Парижской выставке был представлен улучшенный тип породы. Бурый жеребец Каравай из Хреновского конного завода получил золотую медаль и звание «русский арден». Это был лучший на то время прародитель современной породы русских тяжеловозов.

      Затем была Первая мировая и гражданская война, которая нанесла урон отечественному коневодству. На оставшихся русских арденах коневоды решили создать еще более улучшенный тип некрупной, но экономически выгодный сельскохозяйственной лошади. К 1937 году была создана независимая порода. Однако получившиеся кони отличались слишком низким ростом – не более 143 см в холке. Поэтому селекционная работа продолжилась еще до 1952 года путем воспроизводства лошадей с достаточно большим ростом. Этот же год и стал официальным годом рождения породы.

      Экстерьер

      Первое, что отличает русского тяжеловоза от остальных пород тяжелоупряжных лошадей – это небольшой размер. Как видно на фото, эти кони среднего роста, но с выраженным упряжным типом телосложения. Корпус длинный и массивный, крепкие костистые ноги, прочный мускулистый круп и массивная шея.

      Если рассматривать экстерьер русских тяжей более подробно, то стоит отметить сухую легкую, но широколобую голову. Шея мускулистая с красивым характерным русским лошадям изгибом. Также у них широкая холка, мягкая спина, широкий раздвоенный несколько свислый круп. Особую силу придает этим лошадям широкая бочкообразная грудь и широкий постав передних ног. Грива и хвост у коней густая, но не очень длинные. Среди окрасов у русских тяжеловозов чаще всего встречается бурая и рыжая, реже чалая, гнедая и вороная масть.

      Важная черта породы – скороспелость. Уже к полутора годам жеребцы достигают более 95% общего веса и к трем годам полностью заканчивают рост. Это позволяет достаточно рано привлекать коней к работе и к разведению.

      Характер

      По темпераменту русские тяжеловозы достойны звания богатырских коней. Они энергичные, добронравные и очень уравновешенные, что важно для тяжелой лошади. С таким работягой можно легко выполнять практически любые сельскохозяйственные работы. Лошади неприхотливые, хорошо привыкают к дому и хозяину, легко обучаются работе в упряжи и даже под седлом. В последнем случае на шагу и рыси тяжеловозы хорошо «держат тело» и красивую осанку.

      Порода лошадей русский тяжеловоз славится своим добрым нравом, спокойным и безотказным характером. В такой лошади можно быть уверенным настолько, что ее управление можно доверить даже ребенку.

      Особенности разведения

      Крепость конституции, отменная работоспособность, гармоничность телосложения и прекрасный характер – эти все замечательные качества русских тяжеловозов являются результатом долгой и упорной селекционной работы. Очень важную роль в этом сыграл Всесоюзный научно-исследовательскому институту коневодства. Начиная с 50-х годов прошлого века здесь проходили очень сложные работы по усовершенствованию и улучшению рабочих качеств лошадей. Здесь же была разработана и внедрена в практику система тренинга и испытания тяжеловозов. А регулярные испытания – это одна из главных задач племенной работы.

      Основная племенная работа с русскими тяжеловозами основывается на разведение коней «в чистоте» по основным линиям. Основу генеалогического древа породы сложили два жеребца: Караул и Ларчик. Сегодня продолжается развитие их линий, но также делается упор на выведение новых. В частности, делается акцент на укрупненный тип ростом выше 155 см в холке.

      Использование

      Если правильно оценить возможность русского тяжеловоза, то по работоспособности он не уступает небольшому трактору. Но вот по экономичности значительно его превосходит. Так русская тяжеловозная порода успешно может использоваться на таких работах, как вспашка земли, транспортные грузовые роботы, обслуживание ферм. При этом отменную работоспособность при хорошем уходе эти работяги сохраняют до 25 лет.

      Обладая хорошими экстерьерными качествами, эти богатыри также успешно используются в племенной работе – для улучшения многих местных упряжных пород. Не стоит забывать и такую отрасль, как продуктивное коневодство, где русские конематки преуспевают в молочном производстве. На кумысных фермах кобылицы за период лактации, а это около 236 дней, дают свыше 2700 литров молока. Рекорд породы принадлежит кобыле Лукошке, которая за 305 дней лактации дала более 4800 литров молока. О пользе такого продукта узнайте из видео (Мнение России).

      Очень важно отметить, что русский тяжеловоз унаследовал от своих бельгийских прародителей арденов неприхотливость к условиям содержания. Этих лошадей можно успешно выращивать и использовать в любых климатических условиях. Они прекрасно работают как на равнинах, так и в горах, и могут длительное время довольствоваться подножным кормом. Свою массу в отличие от большинства тяжелоупряжных пород они хорошо набирают даже при отсутствии концентрированных кормов.

      Благодаря всем этим качествам сегодня осваивается еще одна область использования русских тяжеловозов – конный туризм. На такого доброго и безотказного работягу можно посадить верхом даже неопытного всадника или ребенка.

      Фотогалерея

      Видео «Суровые артемовские кони»

      Ни мороз, ни ветер не страшны этим скакунам. Убедиться в выносливости и неприхотливости русских коней можно на видео от Курико.

    admin

    Наверх