Порода лошадей битюг

Если говорить об этой породе лошадей, то следует прежде сказать, что это настоящие русские богатыри. Эти кони обладают всеми качествами русского народа. Они выносливы, крепкие и могли выдерживать очень большие грузы. К сожалению, битюг — порода лошадей, которая сегодня прекратила свое существование. Однако былая слава этих скакунов живет и сегодня.

Обзор породы

Как вы уже поняли, битюг – это старинная русская порода тяжеловозных лошадей. Они много лет помогали нашему народу осуществлять различные сельские работы и радовали прекрасным характером. Эти лошади крайне спокойные, добрые, покладистые. Они трудолюбивы и безотказные. Кроме работ на поле, их использовали в качестве верхового транспорта. Есть предположение, что на таких конях ездили русские богатыри.

Происхождение

Начало этой породе дала потребность на Руси в очень выносливых и сильных лошадях. Основой для получения битюгов стали местные кони, которые жили в степях. После развития отрасли коневодства их стали скрещивать с другими тяжеловозами, постепенно формируя облик настоящего русского коня-богатыря. Считается, что выведены они были в 18 веке в Воронежской губернии в долине реки Битюг. От этого порода позже получила свое официальное название.

Сегодня многие иппологии говорят, что окончательно вид этих мощных коней сформировалась во времена Петра Великого, когда он скрестил голландских и датских жеребцов с уже популярными на то время тяжелыми кобылами. Еще позже к битюгам была прилита кровь орловских рысаков. Однако во второй половине 19 века, эти крупные лошади стали исчезать. Это связано с уменьшением кормовой базы, а также с сильным разбавлением кровей. Еще некоторое время порода существовала на Хреновском конном заводе, а потом исчезла и вовсе.

Есть предположение, что на основе битюгов была создана новая русская порода коней – воронежская упряжная. Когда численность тяжеловозов резко сократилась, здесь к оставшимся экземплярам прилили кровь рысаков. Так что есть вероятность, что кровь богатырей течет и в современных лошадях.

Внешний вид

Хотя порода и исчезла, но сегодня сохранилось много фактов о том, как выглядели настоящие битюги. Это были очень крупные, хорошо сложенные лошади. Рост в холке у жеребцов достигал 170 сантиметров. Позже после скрещивания с другими породами рост немного стал меньше – в среднем 155-165 см. Туловище у них крепкое и длинное, хорошо развита шея, широкая грудь и немного длинноватый круп. Это хорошо видно на фото.

Спина у битюгов прямая, широкая с хорошо развитой поясницей. Ноги крепкие, хоть и сухие, прямые с плотными плоскими копытами. Очень хорошо были развиты щетки, а также длинная грива и волнистый хвост. Если вы хотите наиболее точно узнать, как выглядели эти кони, посмотрите картину Васнецова «Три богатыря». Центральная лошадь наиболее точно подходит под описание битюгов.

Масть у этих коней была преимущественно гнедая и серая. Но также встречались рыжие и даже, как существуют описания, пегие.

Фотогалерея

Видео «Традиции русского тяжелого коневодства»

В этом видео вы сможете увидеть несколько видов отечественных тяжеловозов. Возможно в этих скакунах также течет кровь великих богатырских коней.

Узнайте больше

Русский тяжеловоз — идеальный помощник и выносливый красавец

Вольные лошади башкирской земли

Дикие и вольные лошади Мустанги

Битюг — тяжелоупряжная порода лошадей, выведенная специально для сельскохозяйственных и гужевых потребностей. На сегодняшнее время такая порода не существует.

Как самостоятельная порода битюги известны уже в середине 18 века. Встречается несколько версий происхождения породы. То ли сам Пётр I прислал жеребцов голландских и датских пород для скрещивания с местными тяжеловозами, то ли крестьяне Воронежской губернии озаботились выведением особо крупной и выносливой породы, то ли сам граф Орлов в своём Хреновском конном заводе развлекался выведением не только рысаков, но и тяжелой и грубой лошади. В пользу последней версии говорит рысистая основа и так называемая орловская стать некоторых знаменитых представителей этой породы. Скорее всего истина будет где-то посередине и окончательное становление породы проходило действительно в три этапа — от Петровской инициативы через промежуточные скрещивания к Орловскому финальному штриху.

Характеристики породы

Битюги были лошадьми среднего роста 150-158 см в холке (впрочем, отдельные исключительные представители этой породы достигали высоты 178 см в холке), с развитой крепкой спиной, длинным телом и оброслыми ногами. В литературе встречается такое описание: «голова умеренной величины, полугорбоносая, с большими глазами, шея мясистая и короткая, грива и хвост длинные, густые..» Отличительной особенностью породы можно назвать настильный шаг и быстроту хода, позволяющую совершать длительные переходы по степным дорогам с тяжелым грузом. Считалось, что нормой для битюга являлись переходы в 80 вёрст (это 84, 8 км) с грузом около 800 кг. В сохранившихся до наших дней описаниях работы битюгов указывались рекорды грузоподъёмности — это 230 пудов, то есть 3749 кг. Без малого 4 тонны!

Спокойный нрав, неприхотливость и выносливость этих лошадей довольно быстро завоевали популярность породы как среди сельскохозяйственных работников, так и среди возчиков. Практически весь промышленный извоз тех времён осуществлялся именно битюгами.

Масть лошадей была преимущественно бурая и мышастая. Однако встречались и представители с иным окрасом. Есть данные, что московский полицмейстер Огарев, сам страстный лошадник, лично занимался подбором битюгов для городских пожарных команд. Причём для каждого района подбирались лошади одинаковой стати и масти. Как писал незабвенный «дядя Гиляй» (ВладимирГиляровский): — «.. каждая часть имела свою «рубашку», и москвичи издали узнавали, какая команда мчится на пожар».

Кстати говоря, именно эти воспоминания отлично характеризуют тягловые качества битюгов. Достаточно лишь подсчитать, какой вес имела средняя пожарная повозка тех времён, с командой, бочкой с водой, насосом и прочими приспособлениями. Не меньше 2 тонн. И такой вес нужно было не просто тянуть, а именно что «мчать как на пожар». Впечатляет!

Причины сокращения и исчезновения породы

С середины 19 века в попытках вывести ещё более крупную и тяжеловозную породу битюга начали скрещивать с английскими тяжеловозами, а впоследствии и с рысаками. Однако ожидаемых улучшений породы не произошло — на фоне изменения экстерьера значительно снизилась выносливость и неприхотливость породы. Всё это совпало по времени с массовой распашкой лугов и ухудшением кормовой базы, что, в свою очередь привело к значительному уменьшению популяции этой породы. Политические и экономические потрясения начала 20 века практически полностью уничтожили поголовье битюгов.

В надежде восстановить популяцию этой, безусловно, необходимой для сельского хозяйства лошади в 1922 году в Воронежской области начала работать специальная комиссия по организации рассадника племенных битюгов. Однако вспыхнувшая в 1925 году эпидемия сапа на корню оборвала работы по восстановлению породы. Чистокровные битюги исчезли полностью.

Воронежская упряжная лошадь как подражатель битюгу

Потребность в крепкой и выносливой лошади оставалась по прежнему высокой. Взяв за основу рабочие качества битюга, рысака и тяжеловоза в первой половине 20 века была выведена новая порода, получившая название Воронежская упряжная лошадь. Представляет собой промежуточный вариант между легкоупряжной и тяжелоупряжной лошадью. Впервые лошадь этой породы была показана на выставке в 1939 году. Обладая выносливостью и неприхотливостью битюга новая порода получила массовое признание и распространение среди сельскохозяйственных работников. После Великой Отечественной поголовье лошадей значительно сократилось, но полностью не исчезло. Работы по восстановлению и улучшению этой породы были продолжены, что позволило сохранить основные характеристики этих лошадей и до наших времён.

Происхождение: Россия (Воронежская губерния).

Высота: до 178 см.

Масти: гнедая, пегая и серая.

Экстерьер: грудь широкая, ноги со щетками, но довольно сухие, крестец и спина широкие, мускулистые.

Использование: в настоящее время порода исчезла.

Битюги появились благодаря скрещиванию местных кобылиц с жеребцами клейдесдальской породы и брабанта. Итак, Битюг — русская порода тяжеловозных лошадей – какая она?

Битюги это настоящие русские богатыри. Они крайне выносливы, неприхотливы к любой кормёжке и условиям содержания, могут выдерживать грузы даже критического веса. Разводчики и хозяева с ними не знают проблем, ведь у них мягкий, добрый и покладистый характер, и невероятная способность долго и плодотворно трудиться.

Эти тяжеловозы очень крепкие и сильные, среднего роста и спокойные. Их издавна использовали, как верховой или верхово-упряжной транспорт и в качестве работниках на полях и крестьянских хозяйствах.

Особенно ценилась способность битюгов преодолевать ежедневно расстояния до 100 километров с грузом больше полтонны. В основу этой породы легли гены русских лошадей, обитающих в степях.

Потребность на Руси в тяжёлых и сильных лошадях, дала начало этой породе, которая вывелась путём скрещивания тяжеловозов. Позже местных кобыл стали скрещивать с русскими рысаками, которые сделали породу битюгов неоднородной. Чтобы поддержать вывод тяжеловозов, местные сельскохозяйственные работники стали самостоятельно увеличивать поголовье этих рабочих лошадок.

Рисунок русского Битюга

В первой половине прошлого столетия, Гражданская война полностью загубила этих русских богатырей. Тогда был разработан план по возрождению этой породы, путём добавления генов густого рысака. Выводок, конечно, не стал битюгом, но зато так появилась новая порода лошадей, которую назвали воронежской упряжной. Эта порода превосходно подходила под тип сельскохозяйственной лошади.

Спина у породистых воронежских упряжных лошадей прямая с выдающейся поясницей. Тело длинное, а задняя часть туловища мускулистая и мощная. Пара передних конечностей прямая с большими, высокими копытами, которые отличаются особой прочностью. Внизу шерстяные, густые щётки.

К недостаткам воронежской породы относят выгнутость задних ног и близкое расположение друг другу коленных суставов.

Воронежские упряжные лошади очень выносливые. Так же, как и битюги, они крайне неприхотливы к кормёжке и терпят любые условия содержания. Обычно беспроблемные и их просто прокормить.

Воронежские лошади делятся на три вида

  1. Небольшая группа тяжеловозных лошадей. У них длинное, мускулистое и мощное тело. Предками являются тяжеловозные жеребцы.
  2. Облегченная группа воронежских лошадей с гармоничным физическим строением. У них лёгкий и свободный аллюр. Предками являются битюгские рысаки.
  3. Третья группа является потомками местных жеребцов. Непородисты. У них грубоватое и негармоничное строение тела.

Что же касается породы лошадей битюгов, то у них преобладала мышастая и бурая масть. Их разводили в Ульяновской и Тамбовской областях, но, к сожалению, эта порода исчезла навсегда.

История происхождения породы битюг:
Являясь потомком вывозных в Россию жеребцов крупных тяжеловозных пород : клейдесдалля, брабанта, а так же местных рабочих лошадей. Славилась изумительной выносливостью, неприхотливостью и грузоподъёмностью, имели мягкий спокойный нрав, а так же были весьма трудолюбивы. Битюги были лошадьми среднего роста, крепкого телосложения, спокойного темперамента и представляли собой тип транспортной и сельскохозяйственной лошади. Они были способны проходить 50—85 км в день с грузом в 800 кг и более. Битюги были созданы на основе местной лошади степного типа, в результате скрещивания с лошадьми различных типов и пород.

Одним из факторов, способствовавших их выведению были богатые пастбища, расположенные вдоль реки Битюга. В конце XIX века, с появлением спроса на более крупную и массивную лошадь, битюгов стали скрещивать с тяжеловозами, а позднее с рысаками, отчего эта порода потеряла свою однотипность. Однако ценность битюгов, особенно для сельского хозяйства, побудила крестьян поддерживать тип лошадей, близких к битюгу, и вскоре в Верхне-Хавском и других соседних с ним районах была создана лошадь, сходная с битюгом. По происхождению она представляла продукт воспроизводительного скрещивания помесей рысаков, тяжеловозов и старой битюгской лошади.

В 1936 году Тамбовская зональная опытная станция коневодства изучила массив местных лошадей Верхне-Хавского, Щученского и других районов. Учитывая, что фактически всё поголовье битюгов было утеряно во время Гражданской войны и восстановить эту породу уже было невозможно, а её рабочие качества были очень ценны, был разработан план племенной работы, предусматривающий совершенствования типа местной крупной упряжной лошади путем разведения помесей «в себе», прилития крови густого рысака, отбора по желательному типу и улучшенного воспитания молодняка. Одновременно было решено эту лошадь называть не битюгом, а воронежской упряжной. Под этим названием воронежская лошадь была показана на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке 1939 года. В 1938 году в районах с наиболее ценными воронежскими лошадьми был организован госплемрассадник, задачей которого являлось создание желательного типа укрупненной сельскохозяйственной лошади.
ЭКСТЕРЬЕР: Спина у них ровная, поясница хорошо выполнена, туловище длинное, с хорошо развитым длинным крупом, передние ноги прямо поставлены, копыта объемистые, плосковатые, но прочные, оброслость ног значительная. Из недостатков часто встречаются слабо выраженное запястье, сближенность скакательных суставов и саблистость задних ног.
Воронежские лошади обладают большой выносливостью и малой прихотливостью в отношении условий содержания и кормления.

Различают три типа воронежской упряжной лошади:
1. Первый. Восходящий по мужской линии родословной к тяжеловозным жеребцам, состоит из лошадей более массивных, с более длинным туловищем. По численности эта группа небольшая.
2. Второй. Состоит из несколько облегченных, но гармоничных лошадей, относящихся по прямой мужской линии к рысисто-битюгским жеребцам Ловчаку 1907 г.р. и его сыну Лорику, Замыслу, а также к рысистым жеребцам Кречету (неустановленного происхождения), Граду 1909 г.р, Ворону 1918 г.р, Раскату 1910 г.р. и Милорду. Большое положительное влияние оказала группа рысистых жеребцов густого типа: Кудесник 1914 г.р, Парубок, Кутила 1922 г.р. и сыновья Лужка 1908 г.р, использовавшиеся до 1934 года. Лучшими кобылами этой группы были кобылы с кровью жеребца Леля из линии Удалого, к которым относятся потомки Ловчего, и из линии Подарка через Раската.
3. Третий. Относятся потомки местных жеребцов (помеси неизвестного происхождения). Лошади этого типа занимают среднее положение, несколько грубоваты и нередко дисгармоничны.

Масти Битюгов:
Мышастая масть, бурая масть.

Рост Битюгов:
155 — 158 см (жеребцы),
150 – 155 см (кобылы).

Место выведения:
Россия: Ульяновская и Тамбовская области.

Использование:
Рабоче-пользовательское, тяжелоупряжное.

Распространение:
В настоящее время порода прекратила своё существование.

Рост взрослой лошади — от 155 до 178 см.

Масть — мышастая и бурая.

Экстерьер — очень крупная, массивная лошадь, с глубокой грудью, коротким крепким туловищем, ноги толстые, копыта похожи на перевернутые плошки, роскошные грива и хвост. Отличались крайне спокойным характером, изумительной выносливостью и грузоподъёмностью — до 800 кг.

Сформирована порода битюг была на основе жеребцов крупных тяжеловозных пород и старокрестьянской битюгской лошади в Воронежской губернии возле речки Битюг — отсюда и название. Далее произошло добавление кровей голландских и рысистых производителей.

Типичная сельскохозяйственная лошадка, с высокой тягловой силой, неприхотливая к содержанию и еде, спокойная и упорная в быту.

В настоящий момент, к сожалению, порода прекратила своё существование.

Необходимость в выведении тяжеловозных пород в России возникла позже, чем в странах Европы — только к концу 19 века, когда было отменено крепостное право и началось развитие капитализма. Возникла потребность в перевозке тяжелых грузов на большие расстояния, с чем распространенные в России легкоупряжные лошади не справлялись. Попытки завоза из Европы брабансонов, арденов, першеронов были не совсем удачными, так как они оказались плохо приспособлены к местному климату, кормам и расстояниям. Требовалось выведение своей породы — сильной, выносливой и неприхотливой.

Развитие пород

Первой и самой известной породой российских тяжеловозов стал знаменитый битюг, лошадь получившая название от одноименной реки в Тамбовской и Воронежской областях. Само название вида стало нарицательным — битюгом называли сильного, крепко сбитого мужчину.

Выведена порода была в Тамбовской области, причем еще до отмены крепостного права и до начала индустриального бума. Граф Орлов на своих конезаводах баловался скрещиванием клейдесдалей и брабансонов с местными скакунами.

Это интересно! Существует еще одна версия, согласно которой выведением породы занимались тамбовские крестьяне по собственной инициативе, но выглядит эта версия недостаточно логично.

В итоге своевременно был выведен отлично приспособленный к российским реалиям и востребованный в экономике конь тяжеловес.

К сожалению, во время гражданской войны в России поголовье битюгов было почти полностью уничтожено. В двадцатые годы прошлого столетия была предпринята неудачная попытка восстановить породу, но эпидемия лошадиного сапа свела все усилия на нет.

Важно! В настоящее время порода битюг не существует.

Кроме битюга, наибольшую известность получили выведенные позже породы тяжеловозов:

  • Русский тяжеловоз;
  • Советский тяжеловоз;
  • Владимирский тяжеловоз.
  • Русский тяжеловоз

    На рубеже XIX и XX веков в Россию в большом количестве завозились лошади бельгийской породы Аардены, причем в самой Бельгии данная порода популярностью не пользовалась и была вытеснена другими местными видами лошадей. В России же эти подвижные и неприхотливые трудяги прижились, а их недостатки успешно исправлялись скрещиванием с местными кобылами.

    Выведенная порода, которую называли русскими арденами, тем не менее была далека от идеала из-за небольшого роста, присущего скорее пони. Порода долгое время последовательно улучшалась. На выставке в Париже в 1900 году русские ардены вызвали всеобщее восхищение. Но и после этого русский тяжеловоз — порода лошадей не была официально зарегистрирована. Лишь спустя полвека, в 1952 году, разновидность занесли в Госреестр.

    Советский тяжеловоз

    В том же 1952 году была зарегистрирована другая порода лошадей — Советский тяжеловоз. В конце XIX века в Мордовию и Нижегородскую губернию завезли из Европы брабансонов и суффолков. Попытки создать племенное стадо не привели ни к чему хорошему — эти добродушные гигантские кони оказались совершенно неприспособленными к климату России.

    Потом началась гражданская война, на какое-то время контроль над разведением породистых лошадей был утрачен, и в течение нескольких лет европейцы бесконтрольно скрещивались с местными животными.

    Война закончилась и через несколько лет среди смешанного потомства стали появляться устойчивые генетические признаки. Благодаря высокой квалификации советских зоотехников и проведенной селекции, эти признаки были закреплены и улучшены. В итоге в СССР появилась эта известная и всемирно признанная порода тягловых лошадей.

    Владимирский тяжеловоз

    Этот вид тягловых лошадей ведет свою историю от завезенных в 1886 году на Государственную Гаврилово-Посадскую конюшню жеребцов клейденсдалей. Их сразу стали скрещивать с местными кобылами, прекрасно приспособленными к местным условиям. Как итог, все местные лошади вскоре были вытеснены улучшенными метисами.

    В 1936 году была предпринята инвентаризация и выделение новой породы, однако зарегистрирован владимирский тяжеловоз был лишь в 1946 году.

    Характеристики пород тяжеловозов

    Что касается общих черт всех видов описываемых тяжеловозов, то следует отметить их спокойный, дружелюбный нрав, унаследованный от далеких европейских предков.

    Если рассматривать различия между видами, то самым крупным из них оказывается советский тяжеловоз с его 170 см роста и более 800 кг веса.

    Остальные породы ему несколько уступают. Так гнедой владимирский тяжеловоз имеет в холке 165 см и весит 500 кг (при этом обладает определенными рысистыми качествами), а русский тяжеловоз меньше ростом — 150 см, но весит этот рыжий (иногда чалый) конь 700 кг за счет особенностей телосложения.

    Для справки! Согласно результатам проведенных в свое время замеров, лошади породы битюг имели рост до 160 см.

    Уход за тяжеловозами

    В целом уход за тяжеловозами принципиально не отличается от ухода за другими типами лошадей и сводится к чистке и купанию летом (чистке зимой), уходу за зубами и копытами (в том числе и подковывание, при необходимости).

    Надо учесть, что тягловым лошадям в наследство от европейских предков достались более густые шерсть, грива и хвост, а также опушка в районе копыт, и чистить их следует более тщательно.

    Уход за тяжеловозами

    Для содержания лошадей-тяжеловозов требуется достаточно места, поэтому надо предусмотреть более вместительные стойла. При этом они менее чувствительны к низким температурам, поэтому сильно утеплять загон не придется.

    Важно! Для поддержания здоровья тяжеловозу требуются регулярные силовые нагрузки.

    Рацион и кормление

    Основу питания тяжеловозов, как и всех лошадей, составляют трава и сено. Из-за большей массы тела рацион тягловой лошади по сравнению со скаковой или ездовой пропорционально увеличен. Также в нем увеличена доля зерновых культур примерно в полтора раза. Общее количество пищи зависит от силовой нагрузки на животное.

    Сбалансированный рацион должен включать:

  • зерновые культуры: 25%;
  • грубые корма: 40%;
  • сочные корма: 35%.

Особенностью питания тяжеловозов является повышенная потребность в сочных кормах, корнеплодах и витаминах. И не стоит забывать о необходимости давать лошадям соль — около килограмма в месяц.

Поить лошадь надо не менее трех раз в день, в сутки взрослое животное выпивает не менее 50 литров воды.

На текущий момент хозяйственное значение всех пород ломовых лошадей невелико, ограниченные секторы мясо-молочного и туристического направлений позволяют получать из разведения тяжеловозов определенный доход. Поэтому разведением данных пород сейчас занимаются только энтузиасты на конных заводах.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890—1907 .

Смотреть что такое «Битюг, порода лошадей» в других словарях:

Битюг (порода лошадей) — У этого термина существуют и другие значения, см. Битюг. Битюг русская порода тяжеловозных лошадей, выведенная в XVIII веке крестьянами Воронежской губернии в сехар по реке Битюгу. Битюги продукт скрещивания голландских и датских… … Википедия

Битюг (порода лошадей) — Битюг, русская порода упряжных лошадей, выведенная в 18 в. крестьянами Воронежской губернии в сёлах по р. Битюг. Б. были крупного роста (высота в холке до 178 см), разнообразной масти, обладали удовлетворительной рысью, отличались выносливостью и … Большая советская энциклопедия

Битюг, порода лошадей — Битюг русская порода тяжеловозных лошадей, выведенная в 18 веке крестьянами Воронежской губернии в сехар по реке Битюгу. Битюги продукт скрещивания голландских и датских жеребцов, присланных Петром Великим, и местных крупных кобыл. Впоследствии… … Википедия

Битюг порода лошадей — (см. таблицу Породы русских лошадей) лучшая русская порода домовых лошадей, разводимая по р. Битюгу в Воронежской губернии. Главные места продажи этих лошадей: Бобров (на р. Битюге), Тамбов и Козлов. Различают две разновидности: крупную и среднюю … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Пиндос (порода лошадей) — У этого термина существуют и другие значения, см. Пиндос (значения). Пастух с пиндосом Пиндос древняя порода лошадей (также известна как фессальская или тессальская … Википедия

Битюг — Битюг: Битюг (порода лошадей) русская порода тяжеловозных лошадей. Битюг (река) река в Тамбовской и Воронежской областях России, левый приток Дона. Битюг (Воронежская область) посёлок Хлебенского сельского поселения Новоусманского… … Википедия

Битюг — БИТЮГЪ (Битюкъ), единственная русск. тяжеловозная порода лошадей, получившая названіе отъ р. Битюгъ, протекающей въ Бобровскомъ у?зд? Воронеж. губ. Въ 1701 г., по повел?нію Петра I, было переселено на р. Битюгъ, въ видахъ развитія… … Военная энциклопедия

Битюг — I Битюг река в Воронежской области РСФСР (верховья в Тамбовской области), левый приток Дона. Длина 379 км, площадь бассейна 8840 км2. Протекает по Окско Донской равнине. В бассейне более 400 озёр. Долина широкая, нередко заболочена.… … Большая советская энциклопедия

Битюг — а; м. 1. Порода рабочих лошадей тяжеловозов; лошадь такой породы (выведена в 18 в. в Воронежской губернии в сёлах по реке Битюг). 2. Разг. О мужчине крепкого, плотного телосложения. ? Битюговый, ая, ое (1 зн.). * * * Битюг река в Европейской… … Энциклопедический словарь

битюг — а/; м. см. тж. битюговый 1) Порода рабочих лошадей тяжеловозов; лошадь такой породы (выведена в 18 в. в Воронежской губернии в сёлах по реке Битюг) 2) разг. О мужчине крепкого, плотного телосложения … Словарь многих выражений

admin

Наверх