Почему у лошадей есть подкова

Бывают подковы со специальными длинными шипами для лошадей, которые скачут по траве — трава скользкая, и на виражах лошадь может упасть. Такие шипы прикручиваются к подкове, а после соревнований их снимают, чтобы в деннике лошадь стояла уже без них. Потом можно снова прикрутить. Еще бывают подковы ортопедические, которые удерживает кости, расположенные возле копыта, от излишней подвижности. Так же такая подкова бережет сухожилия.

Интересный репортаж о том, как подковывают лошадей.

Фотографии и текст sheva-vet

Спортивных лошадей, участвующих в соревнованиях, не подразумевающих состязаний на траве или снегу, куют только на передние ноги. Полицейские лошади и те, что работают в городе по твердому грунту (камни, асфальт, булыжная мостовая) куются на все четыре ноги, зачастую с короткими шипами.

Вверху картинка — старые только что снятые подковы.

1. Копыто со старой подковой и подошвой, забитой опилками:

3. Опилки вычищаются специальным крючком для ухода за копытами.

4. Кузнец снимает клещами старую подкову. Собственно, просто отрывает ее вместе с гвоздями.

6. Копыто лошади, которую не расчищали полтора месяца. Расчистка — это конский педикюр. После снятия подковы сначала кузнец расчищает лошадь, т.е. удаляет отросший копытный рог и лишние куски стрелки, и только потом приколачивает новую подкову.

7. Специальным ножом с закругленным концом кузнец снимает старый слой подошвы.

8. Серый треугольник сверху — это стрелка, такая эластичная штуковина, работающая амортизатором и смягчающая удары, когда лошадь переносит вес на ногу.

9. Вы ногти стрижете? Вот это — то же самое, только размерчик больше.

10. Отстриженый «ноготь».

11. Пилочка для ногтей. Рашпилем кузнец обтачивает и ровняет копыто в том месте, куда будет прибивать подкову, края копыта и особенно зацеп.

12. Задние ноги расчищаются так же, хотя форма заднего копыта немного отличается от переднего.

15. Гораздо красивее, чем было!

16. Гвозди — новые и старые. Гвозди используются только один раз, повторно его уже не приколотить.

18. Ящик с инструментами, которые не влезли в карманы кожаных штанов-фартука.

19. А вот и карманы. У приличного кузнеца отдельный нож под правую руку и под левую.

20. Примерка стандартной подковы.

21. Кузнец знает размеры копыт каждой лошади, которую он кует не первый раз, но все равно каждую подкову нужно подогнать под форму копыта уже вручную.

22. Гвозди прибиваются так: первый возле зацепа (передняя часть копыта), второй с другой стороны, потом снова с первой, потом снова со второй.

24. Страшный вид: гвозди торчат наружу сквозь копыто. Но это не больно, потому что в этом месте копыто так устроено, что боли нет — копыто хоть и живое в том месте, но не чувствует, примерно как если вы проткнете себе кусок ногтя в месте, где он не приросший к пальцу.

25. Снаружи гвозди загибаются.

26. Пока вот такой вид.

27. Молотком пригоняется подковный зацеп к копыту. Далеко не у всех подков есть такой лепесток. На подковах для задних ног этих лепестков два — по одному с двух боков копыта.

28. Основная часть ковки закончена.

29. Сейчас в дело идет специальный стояк, этакий большой железный штырь, на который кузнец ставит ногу лошади. Для передней ноги штырь ставится впереди коня, а для задней чуть сбоку живота. Удивительно, но лошади очень спокойно стоят на этом штыре, некоторые с удовольствием в это время грызут или лижут потную одежду кузнеца или мусолят его волосы.

30. Специальным инструментом удаляются концы гвоздей.

31. Сейчас они не торчат, их специальными полукруглыми «пассатижами» «примяли» к копыту.

32. Рашпилем сравниваются края копыта и подковы.

34. У современного кузнеца есть небольшая мобильная кузница с кучей инструментов. А в аптечке — легкий наркотик для особо буйных, которые боятся, не любят или пока не умеют стоять спокойно во время ковки.

35. Для патрульных полицейских лошадей подковы нужны с шипами. Кузнец делает в подкове отверстия для шипов.

36. И резьбу в отверстиях.

37. Потом прикручивает шипы.

38. Готовая подкова, в которой не опасно ходить по каменным улочкам старинного европейского города.

39. Осталось только приколотить ее к лошади. Причем, ковать нужно на все четыре ноги.

40. А это подкова Аманды, которая защищала ее от обострений после старых травм, не давала сдвинуться «чипсу», небольшому кусочку отломанной после травмы косточки. Бывают готовые ортопедические подковы, а эту кузнец сделал сам, приварив часть одной подковы к другой.

КОМПАНИЯ

УСЛУГИ

РЕСУРСЫ И СЕРВИСЫ

Возможно ли среди подков найти действительно стоящую, которую коллекционеры оторвут с руками? Вероятно, возможно, если это будет подкова из золота.

Но мы с вами поговорим о том, что встречается на копе и вообще о разных интересных подковах, кроме, конечно, золотых.

Если катко, у лошадей на ногах – копыта. По структуре они как наши ногти, только, понятное дело, куда массивнее и тверже. От хождения по твердому грунту, дорожному покрытию и по настилу конюшен копыта снашиваются, лошади начинают хромать. Чтобы этого избежать, лошадей подковывают. Поскольку лошадь в Евразии была основным транспортом и тягловой силой на протяжении тысячелетий, подков у нас в земле должно накопиться немеряно. Так оно и есть!

Поверья

В связи с тем, что лошадь символом достатка, возможно и появилась вера в счастливые качества лошадиной подковы. Вера в подкову широко распространена и в России, считается, что найти старое железо, особенно подкову – приносит счастье, а найденная подкова, прибитая к порогу торгового заведения, приносит удачу в торговле. В русских деревнях, а сейчас – и в городских домах и квартирах можно увидеть подкову, прибитую над дверью.

Кроме русских, в счастливые свойства подковы верят многие народы по всему миру: англичане, французы, турки, евреи и другие. Даже те, кто возмущается, когда их называют суеверными. Характерным примером можно считать случай с академиком Павловым, над дверью которого была прибита подкова. На вопрос, верит ли он в то, что подкова приносит удачу, он ответил: «Конечно, не верю»! А потом добавил: «Но это работает, даже когда не веришь».

История подковы

Как принято считать, метод подковывания лошадей изобрели галлы или кельты приблизительно в IV–III вв. до н. э. Затем полезное нововведение переняли римляне. Они использовали для защиты подошвы копыта металлические пластинки овальной формы, с крючками, дужками, ушками или кольцами для укрепления пластинки на копыте ремнем. Также имперцы поняли, что не только лошади нуждаются в таких приспособлениях. В общем, пластинки для лошадей назывались гиппосандалиями, для мулов — мулосандалиями, для быков — бососандалиями.

И здесь мы на секундочку вернемся к подковам из драгоценных металлов. Роскошь Древнего Рима, думаю, всем известна. Судя по историческим хроникам, у мулов Помпеи, супруги Нерона, были золотые подошвы, а лошади Нерона, запряженные в колесницы, носили серебряные подошвы. Наверное, откопать такое чудо было бы очень приятно.

Вернемся к нашим баранам, а вернее, лошадям и их подковам на Руси. Подробности и практический материал взят из книги А.Н. Кирпичникова «Археология СССР». Там, кстати, очень много полезной информации – и по деталям конской упряжи, и по оружию, и по инфм артефактам прежних времен.

Подковывать копыта и крепить подковы специальными гвоздями у нас научились не ранее XI века. Есть некоторые свидетельства об этом в исторических источниках. Например, в Радзивилловской летописи (начало XIII в.) легендарный конь князя Олега изображен подкованным.

Однако на Руси было сильным влияние степняков, которые оставляли копыта лошадей в естественном состоянии. И у русской конницы до XVI вследствие этого не было подков. Так что ранние, домонгольские подковы, принадлежат торговым, тягловым лошадям.

Известны две типологические формы домонгольских «транспортных» подков. Они показаны на рисунке ниже.

Дальнейшая трансформация подков заключалась в том, что они становились крупнее, края перестали быть волнистыми, а на нижней поверхности появился желобок для гвоздей.

Рис. 1. Ледоходный шип XI-XV вв.

Рис. 2. Подкова. XI-XVII вв.

Рис. 3. Подкова. XV-XVII вв. Такой подковой ковались по большей части гужевые лошади: у нее выражена функция предохранения копыта лошади.

Рис. 4. Подкова. XVI-XVII вв. Она уже защищала все копыто лошади, что сближало ее с общеевропейской традицией.

Рис. 5. Подкова. XVI-XVII вв. Относится к старогерманскому (шведскому) типу подков. Отличается заостренными задними шипами.

Рис. 6. Подкова. XVI-XVII вв. Относится к цетральноевропейскому типу подков. Ее, как европейскую, выдает отсутствие шипов, которое не свойственно российской традиции. Роль шипов в этом случае играет проделанная по всему контуру гвоздевая дорожка

Рис. 7, 8. В России подковы такого типа появились в XVI в. Для подков этого типа в XVI-XVII вв. характерны почти равное отношение ширины к длине, ширина металла в зацепной части 4-6 см, толщина 0,4-0,6 см. Тенденции развития привели к увеличению длины по отношению к ширине на 1-2 см, уменьшению ширины металла в зацепной части до 2-3 см и увеличению толщины до 0,7-1 см.

Рис. 9. Подкова с широкой верхней частью. XVI-XVII вв.

Рис. 10. Подкова. XIX-XX вв. Относится к варшавскому типу подков. Применялась для подковывания лошадей, выполнявших гужевые работы. Занесена в период Отечественной войны 1812 г. После присоединения Польши к России применялась повсеместно.

Рис. 11. Подкова. XIX-XX вв. Для ковки скаковых лошадей.

Рис. 12. Подкова. Конец XIX — начало XX в. Германия.

Рис. 13. Подкова со сменными вкручивающимися шипами, изготовленная в России заводским способом на механических станках (1929-1945 гг). Согласно стандарту, подковы для верховых лошадей изготавливались с двумя резьбовыми шиповыми отверстиями, по одному на конце каждой ветви, а подковы для упряжных лошадей имели еще и третье резьбовое отверстие для зацепного шипа. На каждой подкове ставили клеймо завода (ЮЗ — Юризанский завод или КМ – «Красный металлист»); номер подковы (всего существовало 10 номеров); и на какие ноги она предназначалась (П — передние или З — задние).

С 1945 г. заводское производство подков в России прекратилось, и с тех пор их куют вручную по старым добрым технологиям.

Рис. 14. Толстая дорожная подкова с десятью гвоздевыми отверстиями и четырьмя от винтовых шипов. Подобными ковались лошади артиллерийских частей Вермахта.

Рис. 15 Подкова в виде трехчетвертного овала с шестью гвоздевыми отверстиями. Желобок, соединяющий отверстия для подковных гвоздей, у нее был выражен слабо, шипы сформированы за счет загиба пластины. Подобные подковы характерны для казачьих и польско-литовских войск 16-17 веков.

Рис. 16 Подкова в виде овальной пластины с овальным отверстием посередине. Гвоздевых отверстий в ней было по три с каждой стороны, а сами гвозди — с заостренными шляпками, заменяющими шипы. Относится к типу так называемых восточных подков. Находки их на территории Восточной Европы и на юге России связывают с экспансией османской Турции 16-17 веков.

Современность

Формы и конструкции подков в наше время бывают разными, можно выделить несколько разновидностей.

Формы подков. 1 — московская подкова для упряжных лошадей; 2 — восточная подкова; 3 — горная подкова; 4 — зимняя подкова тяжеловоза с постоянными шипами; 5 — зимняя подкова со съемными шипами; 6 — подкова для скаковых лошадей; 7 — подкова для троеборных лошадей; 8 — летние подковы для рысаков; 9 — зимние подковы для рысаков.

Что делать с найденными подковами?

Каждый копарь, находивший подкову, наверняка задавал себе этот вопрос. А уж если повезло и было откопано несколько конских аксессуаров, то вопрос становился особенно актуальным. Раньше, на заре приборного поиска, было принято развешивать подковы по веткам деревьев вблизи от найденного места – вроде как на удачу.

Сегодня народ пошел осторожный и засвечивать места копа не хочет. Поэтому каждый решает сам за себя, что делать с найденной подковой. Основных варианта, как водится, два: оставить на поле или взять собой. Во втором случае подкове нужно будет придумать применение.

Применение подков:

  • сложить в кучу к железному лому и сдать;
  • отчистить и одарить друзей – вдруг понадобится над дверью прибить;
  • отчистить, выяснить историю и попробовать продать;
  • отчистить и создать декоративное панно – тоже с целью продажи;
  • начать собирать коллекцию подков.

Подарочные панно из мастерской старинных подарков. Стоят по 8000 рублей!

И еще много чего, что фантазия подскажет. Может быть, именно вам подковы принесут море удачи, и приманят и золото, и серебро?

Дата 4.2.2004 0:00:00 | Тема: Здоровье лошади

Как известно, без ног нет лошади. А для здоровья конских копыт первейшее условие – правильная ковка. Дело это непростое, требующее знаний и опыта: недаром раньше на селе профессия кузнеца была одной из самых почетных. Но и владельцу лошади не лишним.

Как известно, без ног нет лошади. А для здоровья конских копыт первейшее условие – правильная ковка. Дело это непростое, требующее знаний и опыта: недаром раньше на селе профессия кузнеца была одной из самых почетных. Но и владельцу лошади не лишним будет знать, как сохранить ей копыта. Вопросы о тех или иных проблемах ковки появляются и в письмах читателей, и в интернет-форумах. С этими вопросами мы обратились к одному из лучших специалистов России в этой области – Ю.И.Колубелову.

– Как приучить лошадь коваться?

– Сначала молодую лошадь приучают давать ноги. Потом начинают постукивать по копытам чем-нибудь деревянным. Затем прикладывают подкову и постукивают по подкове. Все это делается постепенно, без лишней спешки: нужно, чтобы лошадь привыкла и не боялась. Здесь все зависит от характера: некоторым приходится ноги брать по пять-шесть раз в день.

– Насколько вредно для лошади коваться под действием успокоительного средства?

– Успокоительное не менее вредно для животного, чем наркоз для человека. Бывает, что у лошади повышенная чувствительность, и ей неприятно, когда стучат по копыту. Гораздо более «тяжелый случай» – если лошади долго лечили какую-нибудь болезненную травму на ноге: она уже ждет боли от любой попытки что-либо делать с ее ногами и, естественно, отбивается. Здесь, как и в других подобных случаях, нужно запастись терпением.

– Каковы особенности ковки лошади при работе по твердому грунту и длительной езде по асфальту?

– Здесь есть много способов. Сейчас часто используют силикон, который закачивают под подкову. Кстати, я так ковал лошадей на пробеги – они потом бежали 60, 120 км. Раньше в кавалерии использовались еще так называемые противошумные подковы: под подкову вставлялся резиновый фильц, похожий на противоснежный, только выступающий «бордюрчик» был гораздо больше – он торчал над подковой, так что с асфальтом первой соприкасалась резина. Сегодня есть целиком резиновые подковы, есть пластиковые – пробежные. Причем пластиковые подковы служат не меньше железных.

– Можно ли не ковать лошадь, если она работает по мягкому грунту?

– В принципе ковка – это вынужденная мера предохранения копыт от повреждений. Необходимость в ковке появилась тогда, когда человек начал использовать лошадь в своих целях. Ведь в природе дикая лошадь ходит там, где ей удобнее и безопаснее, куда-нибудь провалиться, поломаться она может лишь в исключительных случаях, когда спасается от хищников бегством, не разбирая дороги. Конечно, конское копыто создано не для того, чтобы в него гвозди заколачивать. Если копыта у лошади в хорошем состоянии и есть возможность не ковать, то лучше пусть ходит некованой. Но! Все зависит от конкретных условий, от того, как, по какому грунту, с какой нагрузкой лошадь работает. Например, на юге России рабочих лошадей всегда ковали сезонно – в гололед, распутицу, а, например, летом работали на некованых. Пастухи своих лошадей вообще не куют. Другое дело – спортивная лошадь. Когда лошадь массой 450 кг под всадником берет препятствие высотой 150 см, при приземлении получается удар в десятки тонн на квадратный миллиметр. Тут уже без ковки не обойтись.

– С какой периодичностью нужно перековывать лошадь?

– Опять-таки нельзя на этот вопрос ответить однозначно. Вообще придерживаются интервала между ковками в 45 дней. Этот порядок пришел еще из кавалерии – ведь раньше у нас все конники, в том числе спортсмены, жили по кавалерийскому уставу, а наша кавалерия была одной из лучших и самых профессиональных. Однако 45 дней – это для вполне определенных условий. Лошади стояли на глинобитном полу, засыпанном опилками, а ни в коем случае не на асфальте. Ходили они по естественному грунту, по траве, а не по песку в манеже. Если же лошадь находится на конюшенном содержании и работает в манеже, к ее копытам нужен индивидуальный подход. К тому же индивидуальные различия очень велики. Я расчищал лошадей, у которых даже за 65 дней рог не отрос: подошва заросла, стрелка заросла, но башмак не вырос ни на миллиметр. В разных условиях у разных лошадей рог растет очень по разному. Очень много зависит от образа жизни, обмена веществ, питания, режима движения. У нас сегодня многие лошади элементарно лишены возможности нормально двигаться: один час в сутки они работают в манеже, а 23 часа стоят в клетке. А ведь такой режим гибелен для лошади. В природе лошадь двигается 16-18 часов. Естественно, это не может не сказываться на росте копытного рога тоже. Имеет значение и кормежка, причем много вовсе не значит хорошо, часто даже наоборот, особенно это касается овса: белковый перекорм может серьезно нарушить обмен веществ лошади, а это отражается и на качестве копыт.

– Должна ли подкова выступать за край копыта?

– Подкова – это конская «обувь», она не должна быть ни велика, ни мала. К сожалению, у нас не все ковали знают, как правильно она должна «сидеть» на копыте. Копыто делится на пять частей: зацепную, две боковые и две пяточные. В зацепной части подкова должна выступать наружу на 1 мм, в боковых – на 2 мм и в пяточных – на 3-4 мм. Дело в том, что при опирании пятка у лошади раздвигается примерно на 6-8 мм. Однако здесь снова надо учесть «индивидуальные особенности» – в частности, грунт, по которому работает лошадь. В глубоком снегу или грунте она оторвет такую подкову сразу – здесь выпуск надо делать меньше. Или, например, если лошадь молодая – она еще в ногах своих путается, может копыто на копыто поставить и тоже подкову сдерет. В таких случаях лучше подкову поставить без выпуска, заподлицо. Но именно вровень, ни в коем случае нельзя, чтобы копыто над подковой нависало. Еще очень важно: подкова не должна быть короткая, иначе не будет правильного распределения нагрузки на суставы. Совершенно недопустимо, чтобы ветви подковы кончались раньше копыта.

– Как бороться с сухостью копыт?

– Сухой копытный рог – в основном результат неправильных условий содержания: тех же асфальтных полов в денниках и песчаных манежей. Но даже если нет возможности их изменить, существует хороший способ сохранить в копытах влагу при помощи обычной глины. Глину ставят на ночь: надо размять ее до тестообразного состояния и залепить ею подошвы копыт, а утром вычистить. Лучше проводить эту процедуру каждый день, но может оказаться достаточным и три раза в неделю.

Сегодня многие пользуются различными импортными копытными мазями. Они стоят недешево, но не всегда эффективны. Да оно и понятно: по-настоящему качественная продукция за границей дорогая, и к нам ее практически не привозят. Однако можно найти вполне доступную и действенную замену: например, при сухих копытах хорошо втирать оливковое масло.

– У рысаков, работающих под верхом, довольно часто встречается низкая пятка. Можно ли исправить этот недостаток при помощи расчистки?

– Действительно, у нас на ипподромах рысаков куют, снимая больше пятки – за счет этого добиваются нужного хода. «Поднять» пятки можно, но только если лошадь не старше семи-восьми лет, ведь с возрастом сухожилия теряют пластичность, из-за этого могут начаться другие проблемы. Чтобы сделать правильный постав, подкладывают под подкову специальные клинья-подпятники: можно купить готовые, а можно сделать из доступного материала, главное, чтобы он был достаточно плотным, и в то же время чтобы пятка не опиралась на жесткое – иначе она не будет расти. Французы предлагают для этих целей корабельную фанеру. У нас ее не найдешь, но ничем не хуже будет кожа, которой, кстати, пользовалось не одно поколение ковалей. В результате центр опоры должен сместиться от пятки к центру копыта, чтобы нагрузка равномерно распределялась и на зацеп, и на пятку. И опять же очень важно достаточное естественное увлажнение копыт.

– Есть ли какие-либо особенности ковки конкурных и выездковых лошадей?

– Больших отличий нет: главное сделать лошади правильный постав ног. В выездке иногда делают низкую пятку, как у рысаков: это заставляет лошадь «работать от плеча». Но это делается только на какое-то время, как только лошадь продвинулась как надо, пятку возвращают в прежнее положение, либо с помощью подпятников, либо больше снимая зацеп и оставляя пятку расти. Однако такие эксперименты требуют большой осторожности, иной лошади это может навредить. К тому же нужно при этом регулировать работу.

– Можно ли при помощи ортопедической ковки хоть немного снять торцовость, если взяться за жеребенка в отъеме?

– Если взять жеребенка в трех-четырехмесячном возрасте, ему можно поставить копыта так, как вам хочется. Можно избавиться даже от врожденной косолапости. Просто привязывают к ногам шины, и через пару месяцев у жеребенка нормальные прямые ноги. Я видел, как таким способом новорожденному жеребенку выправили контрактуру. Конечно, такие дефекты лучше всего начинать лечить как можно раньше, до двух-трехмесячного возраста. И непременно посоветовавшись с врачом. Что же касается копыт, то их постановка будет видна уже на втором месяце. Если нет каких-либо анатомических повреждений костей, врожденных вывихов, то копыта скорректировать достаточно просто. Если же есть вывихи, то, возможно, сначала надо выправлять суставы.

– Как предотвратить и лечить трещины копыт?

– Очень важны правильная расчистка и правильная ковка. Большое значение имеют условия, в которых лошадь работает, качество грунта. Однако бывает, что лошадь анатомически, по форме своего копыта предрасположена к трещинам. Но все же наиболее частая причина – неправильная ковка и неправильная эксплуатация лошади. Если, например, на некованой лошади ездить по кирпичам, она ногу неудачно поставит – вот вам и трещина. На неровной дороге и жестком грунте такую ситуацию не предскажешь. Неправильно подкованное копыто может быть перекошенным, а это неправильное распределение нагрузки, что тоже может спровоцировать трещину – вес-то у лошади большой. Сами трещины вполне поддаются лечению: их можно, например, склепать.

– Как бороться с налипанием снега на подошву?

– Есть старое испытанное средство – гусиный жир. По консистенции он похож на мазь и на морозе не застывает, как, например, масло. Конечно, он действует, пока не сотрется, но на час-полтора работы его хватает. Однако сегодня существуют и более эффективные и современные методы – противоснежные фильцы, у которых за внутренний край подковы выступает специальный валик.

– И в заключение такой вопрос: как вы оцениваете профессионализм наших ковалей?

– К сожалению, у нас основную массу ковалей интересуют только деньги, которые они получают за ковку. А как потом после них будет себя чувствовать лошадь, заботит очень немногих. Сегодня у нас нет профессиональной школы кузнецов. А ведь когда-то в России были самые лучшие кузнецы, самые лучшие берейторы. Те же немцы работают по русскому кавалерийскому уставу 1922 года. Я в свое время учился на специальных курсах ковалей. Первое, что на них преподавалось – это анатомия ног. Мы должны были знать каждое сухожилие, начиная со скакательных и запястных суставов. Потом уже шло изготовление подков, расчистка и прибивание подков. Сейчас вопрос о создании такой школы поднимается, но пока до его решения далеко.

Подготовила Елена ВОЛКОВА

Фото Екатерины Муратовой

Юрий Иванович Колубелов

Коваль с тридцатилетним стажем, более того, потомственный: еще мальчишкой он с восторгом смотрел, как его дед священнодействовал в деревенской кузнице. Во время службы в кавполку узнал о курсах ковалей и решил посвятить свою жизнь этой профессии. Сегодня клиенты Юрия Ивановича – ведущие российские спортсмены.

Как это сделано, как это работает, как это устроено

Самое познавательное сообщество Живого Журнала

Лошадей куют разными видами подков, это зависит от здоровья копыт и ног, «специальности» лошади, ее породы и т.д. Если ноги и копытный рог здоровые, то подковы будут обычные, какими их все привыкли видеть. Различается только размер, толщина, материал — бывают тяжелые (до 200 гр), а бывают из легчайшего алюминиевого сплава (у скаковых лошадей).

Это лежат старые только что снятые подковы.

Бывают подковы со специальными длинными шипами для лошадей, которые скачут по траве — трава скользкая, и на виражах лошадь может упасть. Такие шипы прикручиваются к подкове, а после соревнований их снимают, чтобы в деннике лошадь стояла уже без них. Потом можно снова прикрутить. Еще бывают подковы круглые, когда нет разрыва между двумя концами подковы — это ортопедическая подкова, которая удерживает кости, расположенные возле копыта, от излишней подвижности. Так же такая подкова бережет сухожилия.
Спортивных лошадей, участвующих в соревнованиях, не подразумевающих состязаний на траве или снегу, куют только на передние ноги. Полицейские лошади и те, что работают в городе по твердому грунту (камни, асфальт, булыжная мостовая) куются на все четыре ноги, зачастую с короткими шипами.

Перековываются лошади обычно каждый месяц. Если хочется сэкономить, то можно и через шесть-восемь недель, но все-таки это будет зависеть от скорости роста копытного рога. Кто-то может два месяца пробегать с одними подковами, а у кого все отрастает быстрее.

Копыто со старой подковой и подошвой, забитой опилками.

Опилки вычищаются специальным крючком для ухода за копытами.

Кузнец снимает клещами старую подкову. Собственно, просто отрывает ее вместе с гвоздями.

Копыто лошади, которую не расчищали полтора месяца. Расчистка — это конский педикюр. После снятия подковы сначала кузнец расчищает лошадь, т.е. удаляет отросший копытный рог и лишние куски стрелки, и только потом приколачивает новую подкову.

Специальным ножом с закругленным концом кузнец снимает старый слой подошвы.

Серый треугольник сверху — это стрелка, такая эластичная штуковина, работающая амортизатором и смягчающая удары, когда лошадь переносит вес на ногу.

Вы ногти стрижете? Вот это — то же самое, только размерчик больше.

Отстриженый «ноготь». Его, кстати, очень любят грызть собаки, даже те, которые никогда в жизни не видели лошадей даже по телевизору. И стрелку очень любят. А некоторые потом от нее тошнят.

Пилочка для ногтей. Рашпилем кузнец обтачивает и ровняет копыто в том месте, куда будет прибивать подкову, края копыта и особенно зацеп.

Задние ноги расчищаются так же, хотя форма заднего копыта немного отличается от переднего.

Гораздо красивее, чем было!

Гвозди — новые и старые. Гвозди используются только один раз, повторно его уже не приколотить.

Ящик с инструментами, которые не влезли в карманы кожаных штанов-фартука.

А вот и карманы. У приличного кузнеца отдельный нож под правую руку и под левую.

Примерка стандартной подковы.

Кузнец знает размеры копыт каждой лошади, которую он кует не первый раз, но все равно каждую подкову нужно подогнать под форму копыта уже вручную.

Гвозди прибиваются так: первый возле зацепа (передняя часть копыта), второй с другой стороны, потом снова с первой, потом снова со второй.

Страшный вид: гвозди торчат наружу сквозь копыто. Но это не больно, потому что в этом месте копыто так устроено, что боли нет — копыто хоть и живое в том месте, но не чувствует, примерно как если вы проткнете себе кусок ногтя в месте, где он не приросший к пальцу.

Снаружи гвозди загибаются.

Пока вот такой вид.

Молотком пригоняется подковный зацеп к копыту. Далеко не у всех подков есть такой лепесток. На подковах для задних ног этих лепестков два — по одному с двух боков копыта.

Основная часть ковки закончена.

Сейчас в дело идет специальный стояк, этакий большой железный штырь, на который кузнец ставит ногу лошади. Для передней ноги штырь ставится впереди коня, а для задней чуть сбоку живота. Удивительно, но лошади очень спокойно стоят на этом штыре, некоторые с удовольствием в это время грызут или лижут потную одежду кузнеца или мусолят его волосы.

Специальным инструментом удаляются концы гвоздей.

Сейчас они не торчат, их специальными полукруглыми «пассатижами» «примяли» к копыту.

Рашпилем сравниваются края копыта и подковы.

У современного кузнеца есть небольшая мобильная кузница с кучей инструментов. А в аптечке — легкий наркотик для особо буйных, которые боятся, не любят или пока не умеют стоять спокойно во время ковки.

Для патрульных полицейских лошадей подковы нужны с шипами. Кузнец делает в подкове отверстия для шипов.

И резьбу в отверстиях.

Потом прикручивает шипы.

Готовая подкова, в которой не опасно ходить по каменным улочкам старинного европейского города.

Осталось только приколотить ее к лошади. Причем, ковать нужно на все четыре ноги.

А это подкова лошади, которая защищала ее от обострений после старых травм, не давала сдвинуться «чипсу», небольшому кусочку отломанной после травмы косточки. Бывают готовые ортопедические подковы, а эту кузнец сделал сам, приварив часть одной подковы к другой.

Подковывают лошадей с учетом их использования. Верховых — в основном на передние ноги более легкими подковами, упряжных — на две передние летом и все четыре зимой и в гололед. Испытываемых на ипподромах рысистых и скаковых лошадей подковывают «кругом», то есть на все четыре конечности. Перековывают лошадей обычно, по мере необходимости, раз в 1-1,5 мес. Подковы для лошадей должны быть прочными, хорошо пригнанными к копыту; нельзя ездить, если подкова сломалась или хлябает. Тысячу лет назад люди подметили и то, что «нельзя на неподковане коне по кользску пути гнати». Однако лошади надо давать отдых от подков хотя бы раз в году: на 1-2 месяца выпускать ходить некованной на лугу, по мягкому грунту. Куют лошадь у коновязи, на развязке в конюшне (привязав с двух сторон веревками за кольца недоуздка) или в специальных станках, которые прежде всего можно было увидеть возле каждой деревенской кузницы.

Для ковки нужны следующие инструменты: ковочные клещи, рашпиль с крупной и мелкой насечками, секач, обсечка, копытный нож, ковочный молоток, шиповой ключ, лапа, а также подковы и подковные гвозди, иначе называемые ухналями. Подковы изготовляют либо ручным способом в кузнице, либо пользуются штампованными, стандартными, со съемными шипами — промышленного изготовления. Стандартные конные подковы для рабочих лошадей выпускают согласно ГОСТ 5408-77 восьми размеров по номерам с N 1 (самый маленький размер) по N 8 (самый большой размер). Номер подковы, а также указатель передней («п») или задней («з») подковы и товарный знак завода-изготовителя проставлены на нижней поверхности. Подковы N 1 и 2 имеют по восемь гвоздевых отверстий (на малые копыта), подковы N 3 и 4 (средние) — по девять, N 5, 6, 7 и 8 — по двенадцать. Минимальная масса подковы 200 г, максимальная — 720 г; от номера к номеру масса подковы увеличивается на 30-40 г. К подковам комплексуют съемные шипы прямоугольной формы (Н-образные) тупые (летние) и острые (зимние). К подковам N 1, 2 и 3 прилагается по одному шипу в зацепную часть, к остальным подковам — по два (они имеют по два шиповых отверстия). Очевидно, что двухшиповые подковы придают лошади большую устойчивость. Шипы выполнены нарезкой, и с помощью шипового ключа их легко вставить в отверстия подков. Качественно изготовленные подковы обязательно имеют выбухтовку, то есть скос от края зацепной части внутрь.

Гвозди подковные (ухнали) выпускают по ГОСТ 1217-77 пяти размеров по номерам 5, 6, 7, 8, 9. Длина гвоздя N 5 — 52 мм, N 6 — 55, N 7 — 59, N 8 — 64, N 9 — 70 мм. Гвозди N 5 предназначены для крепления подков N 1 и 2, N 6 — для подков N 3, N 7 — для подков N 4, N 8 — для подков N 5, N 9 — для подков N 6,7,8. Чтобы освоить технику ковки, надо знать строение копыта лошади. Это роговое образование, состоящее из трех частей: роговой стенки, растущей сверху от венчика, а также подошвы и стрелки. Роговая стенка, в свою очередь, также состоит из трех слоев: наружного, среднего и внутреннего. Внутренний слой роговой стенки переходит в белую линию, которая ясно видна на подошве копыта. Линия эта нечувствительная, поэтому по ней забивают гвозди для прикрепления подковы. Внедрение за нее, к центру копыта, посторонних тел, в том числе оковочных гвоздей (заковка), приводит к травме копыта. Подошвенный край роговой стенки выступает ниже роговой подошвы. Он — главная опора лошади (ее масса распределяется на четыре такие опоры); именно на него накладывают подкову и закрепляют ее подковными гвоздями. Роговая подошва — это обращенная к земле часть рогового башмака (дно башмака). К середине копыта роговая подошва, состоящая из более мягкого, эластичного рога, переходит в стрелку, которая ослабляет силу удара ноги лошади, то есть служит своего рода амортизатором.

Ковка включает следующие операции: осмотр конечностей, снятие старых подков, расчистку копыт, снятие мерки с копыта, подгонку и прикрепление к копыту подковы. Пригнанная подкова должна соответствовать форме копыта и плотно прилегать к подвешенному краю роговой стенки, не касаясь стрелки. Гвоздевые отверстия должны находиться против белой линии. В зацепной части и боковых стенках копыта подкова может выступать наружу на 0,5 мм, у пяточных стенок — на 3-5 мм. Барашки от гвоздей не должны торчать над роговой стенкой, поэтому их откусывают щипцами-острогубцами и запиливают рашпилем. Не опиливайте копыто снаружи — это лишает его защитного слоя. Не примеряйте раскаленные докрасна подковы на копыта лошади — это сушит рог.

Ковка лошади требует от кузнеца-коваля хорошего навыка, силы, находчивости. Труд этот очень тяжелый. Если лошадь молодая или сильно горячится, не дается ковать, то в первые дни лишь постукивают по подошвам копыт, поднимают одну за другой ее ноги. Затем куют две ноги, а на другой день — вторую пару ног.

«Коневодство и конный спорт», 1998, N4, с.27. П913

Поговорка “Без копыта нет коня” очень уместна по отношению к спортивным лошадям, испытывающим в отдельные моменты, при прыжках, на галопе, огромные—-давление на одну ногу до 800—900 кг— нагрузки. Не требует доказательств, что такие нагрузки могут вынести только лошади с вполне здоровыми копытами. Сохранить же копыта здоровыми невозможно без знаний ухода за ними и ковки. Между тем многие конники — спортсмены и тренеры — считают познание ковки и ухода за копытами уделом кузнецов и ветперсонала, сами в это дело не вникают, вследствие чего их лошади куются, особенно при недостаточной квалификации кузнеца, шаблонно, без учета специфических условий и характера работы. В связи со сказанным мне хотелось, опираясь на опыт своей работы, а также положения, изложенные в “Книге о лошади”, ставшей уже библиографической редкостью, напомнить читателям о сущности и приемах ковки, а также об уходе за копытами спортивных лошадей.

Ковка лошадей названной категории преследует цели не только предохранения копыт от чрезмерного стирания, но и придания их ногам особой цепкости и устойчивости на всех аллюрах при движении по местности с самым разнообразным рельефом и грунтом. К ковке спортивных лошадей предъявляются следующие основные требования: она должна быть простой; соответствовать назначению лошади для того или другого вида спорта, времени года, почве, на которой лошадь будет работать, состоянию копыт и постановке ног; подкова может выступать из под копыта у зацепной и боковых стенок не более чем на 0,5—1, а у пяточных стенок—не более чем на 1—2 мм, допустимое удлинение подковы от пяточных углов — до 3 мм; перековку производить не чаще одного раза в месяц; подковные гвозди по размерам (номерам) должны соответствовать размеру копыта лошади, величине и тяжести подковы.

Как правило, ковать или перековывать спортивных лошадей необходимо не позже чем за 4—5 дней до соревнований или ответственной работы, так как самое незначительное изменение в ощущении лошади, вызванное заменой изношенной старой подковы на новую, может отрицательно отразиться на успехе выступления.

Подковы спортивных лошадей должны быть легкими, но достаточно прочными, чтобы они не деформировались и не ломались в процессе соревнований. Возможно применение подков из легких сплавов. Чем более резвых движений мы требуем от лошади, тем легче должны быть подковы.

Всякое обременение ног лошади вредно отражается на ее мышечном и сухожильно-связочном аппарате, заставляет лошадь затрачивать лишнюю энергию и может отрицательно сказаться на ее спортивных результатах. Утяжеление подков особенно затрудняет работу мышц у “длинноногих” лошадей.

Для примера приводим значение массы подков в скачке. Если принять мах скакового галопа за 7 м, то при прохождение 1 км лошадь должна будет поднять все четыре ноги 143 раза. При массе четырех подков 600 г лошадь будет вынуждена поднять в быстром темпе свыше 85 кг. В действительности тяжесть этой работы усугубляется еще тем, что подковы расположены на концах поднимающих их рычагов, то есть действуют на более длинное плечо.

Чтобы представить себе влияние дополнительной массы на резвость лошади средних скаковых способностей, достаточно сказать, что при увеличении массы подков на 800 г против массы, которую несут ее соперники одинакового с ней класса, как установлено многолетней практикой ипподромных испытаний, в скачке на дистанцию 2400 м эта лошадь проигрывает им два корпуса.

Ковка лошадей, предназначенных для гладких и барьерных скачек . При работе по мягкому грунту и наличии у скаковых лошадей здоровых, с крепким рогом копыт их можно подковывать на передние ноги на полуподкову (рис. 1). Задние ноги при этом, как и в большинстве случаев, могут быть нековаными.

Можно также для передних копыт использовать легкие подковы без шипов. Масса каждой из них—всего 80—120 г.

При необходимости скакать по мокрой траве и грязи применяют стальные подковы с трапециевидным сечением, толщиной 4, шириной по верхней поверхности 8 и по нижней 6 мм. В зацепленной части они снабжены шипом в виде тонкой пластинки высотой 8, длиной 25 и толщиной 1—1,5 мм (рис. 2). Пластинка эта отходит вниз перпендикулярно нижней поверхности подковы и не позволяет ноге скользить. На задних подковах во избежание засечек пластинка переносится на внутренний край.

Можно также подковывать лошадей на передние ноги на легкие подковы без шипов и отворота. Нижняя поверхность подков до конца ветвей снабжена глубоким желобком с острыми краями. Гвоздевые отверстия пробивают на дне желобка. Задние подковы имеют отвороты и на зацепе и могут быть с наружным пяточным шипом. Такие подковы позволяют лошади чувствовать себя при движении уверенно и экономить силы.

Ковка троеборных лошадей . При преодолении дистанции около 35 км в современных соревнованиях по троеборью всадникам приходится проходить разными аллюрами несколько отрезков маршрута по местности различного рельефа. Скачка в кроссе и стипль-чезе, особенно в плохую погоду, с многочисленными подъемами и спусками, внезапными поворотами и прыжками, иногда с очень коротких расстояний, не допускает ни малейшего поскальзывания, для чего нужна цепкая подкова. В то же время прохождение по дорогам с каменным и асфальтовым покрытием, каменистым грунтом требует ковки на прочные подковы, которые не ломаются и -не деформируются при сильных ударах ногой лошади о камень и асфальт.

Практикуемая ковка многоборных лошадей на так называемые полуямские, ручной выделки подковы, весящие каждая 230 г, с пяточными постоянными шипами, а также на стандартные, машинной выделки подковы с винтовыми пяточными шипами нецелесообразна ввиду того, что и те, и другие, имеющие гладкую зацепную часть, недостаточно препятствуют скольжению, поскольку при опоре лошади во время движения наибольшее давление приходится на область зацепа копыта. Ковка же лошадей на подковы с зацепным шипом опасна, так как лошадь может спотыкаться, особенно на быстрых аллюрах.

Поэтому гораздо рациональнее применять так называемые угольные подковы (рис. 3). Нижняя поверхность их по наружной окружности имеет бортик высотой 10 и толщиной 2,5 мм, ширина ветвей подковы — 14 мм. Для лучшего прохождения по скользкой дороге на бортике наружной ветви можно сделать напильником 4—6 зубцов или заточить края бортика. Масса подковы—180 г. Угольные подковы придают лошади значительную цепкость, устойчивость, держатся дольше, чем обычные подковы с шипами. Для предупреждения засекания ног на задних подковах бортик в области зацепа и внутренней ветви переносится на внутренний край подковы (рис. 3).

Можно рекомендовать ковать многоборных лошадей также на подковы, предложенные ковочным инструктором Н. М. Березовцом (рис. 4). Передняя летняя подкова Березовца, без шипов в зацепной и пяточной частях, несколько утолщена, на нижней поверхности ее в зацепе сделана насечка, а по ветвям до конца их—глубокая дорожка. Масса подковы — 180—200 г.

Заслуживают внимания подковы, применяемые за рубежом (рис. 5). Они имеют двустороннюю контрбухтовку и сплошную гвоздевую дорожку. Контрбухтовка с обеих сторон подходит вплотную к гвоздевой дорожке, вследствие чего ее края представляют собой острые гребни, придающие подкове значительную цепкость. На подкове два пяточных съемных небольших пульковых шипа. Задние подковы в отличие от передних имеют два отворота в зацепе.

При работе зимой на местности со скользкой поверхностью задние ноги лошадей можно ковать на круглые подковы с тремя невысокими продолговатыми шипами, но с обязательным отнесением зацепных и внутренних шипов на внутренний край подковы. В случае необходимости в каждую такую подкову на наружные ветви можно ввинчивать дополнительно два невысоких пульковых шипа, применяемых при ковке зимой рысаков. Масса передней подковы — 200 и задней —150—180 г. В настоящее время для ковки спортивных лошадей за рубежом довольно широко используют облегченные подковы из стали с небольшими шипами, в центре которых впрессован стержень из особого чрезвычайно твердого сплава.

Подковывание конкурных лошадей , предназначенных для преодоления препятствий, имеет свои особенности, вытекающие из характера движений этих лошадей на прыжке, вернее сказать—из взаимоположений ног на прыжке.

Анализируя моменты прыжка, мы видим, что в наиболее неустойчивом положении лошадь находится при изготовлении к прыжку и опускании на землю, то есть когда она максимально сближает все четыре ноги, уменьшая площадь своей опоры. Малейшее задевание при этом одной ногой о другую нарушает равновесие лошади и она падает.

Задние копыта могут задевать ветви подков или мякиши передних копыт, зацепную часть подошвы (или подковы), а иногда и части ноги лошади выше копыт. Возможно также задевание друг друга соседними ногами, то есть передней о переднюю и задней о заднюю. В таком случае удары приходятся по венчику и боковой стенке копыта, выступающим боковым частям подковы или по пяточным частям копыта и подковы. Широкие, выступающие за край роговой стенки ветви подковы, удлиненный зацеп могут способствовать задеванию нога об ногу на прыжке.

Сплошь и рядом на прыжке между телом лошади и верхней частью преодолеваемого препятствия в момент подвисания и в начале опускания остается зазор всего в 1—3 см. Нарушение этого зазора ведет к задеванию препятствия — в подавляющем большинстве случаев копытами — со всеми вытекающими последствиями.

В момент подвисания у большинства лошадей самой низкой точкой согнутых передних ног бывает зацепная часть копыт и только у немногих лошадей—передняя часть путового сустава. Задние ноги все лошади проносят над препятствием с опущенными зацепами копыт.

Из оказанного ясна важность всячески избегать удлинения и уширения копыт подковами. Лошадей для конкуров надо ковать так, чтобы подковы не выступали за край роговой стенки, пяточные ветви скашивают вниз и вперед и не выпускают их дальше заворотных углов.

Толщина ветвей подковы должна быть не толще роговой стенки. При ковке на подковы с пяточными шипами, применения которых желательно вообще избегать для ковки конкурных лошадей, особенно на передние ноги, подковы делаются со скосом, внутренний шип в этом случае лучше всего заменить полозком. На задних подковах делают два отворота, а зацепную часть подковы выковывают прямее, делая так называемый забой <рис. 6).

Наиболее отвечающими требованиям ковки на передние ноги конкурных лошадей будут подковы Березовца, а на задние ноги — угольные с двумя отворотами и несколько сниженным бортиком.

Ковку передних ног можно рекомендовать также на утяжеленную скаковую подкову с двумя небольшими шипами, расположенными в средней части ветвей (рис. 7). Хорошую опору для задних ног создает подкова, применяемая в Чехословакии (рис. 8).

Ковка лошадей, предназначенных для высшей школы верховой езды .

Таких лошадей лучше всего “работать” нековаными и в необходимых случаях ограничиваться ковкой лишь передних ног.

При работе школьной лошади на жестком грунте наиболее желательна ковка на гладкие подковы массой 200 г или на полуподковы. Применять подковы с шипами нежелательно, так как шипы, вдавливаясь в почву, затрудняют выполнение некоторых движений, например пируэтов на галопе.

Можно рекомендовать для ковки школьных лошадей подковы, применяемые в рысистом спорте (рис. 9). Полотно этих подков в сечении имеет полукруглую форму (с закругленной поверхностью). Такие подковы, носящие название полукруглых, не только ускоряют отрыв передних ног от земли, но и способствуют выработке более плавного “округлого” хода передних конечностей.

При ковке лошадей для выездки надо иметь в виду, что путем изменения формы и массы подков, а иногда и формы копыт до некоторой степени можно влиять на движения лошади. Так, утяжеление лобовой части подков и некоторое отращивание зацепа ведут к увеличению выноса ног, потребному на прибавленных шаге и рыси. Расширить узкий ход (на пассаже при этом лошадь “плетет” передними ногами) можно, увеличив массу наружной ветви подковы. Причем конечности будут уклоняться в утяжеляемую сторону. Если у лошади слишком широкий ход, то увеличивают массу внутренней ветви подковы. При этом надо помнить, что нельзя резко изменять форму и массу подков, и приучать лошадей к новым условиям работы следует постепенно.

Ковка лошадей, предназначенных для участия в конноспортивных играх (цхенбурти, пушбол, поло). Этих лошадей целесообразно ковать на угольные подковы с невысокими бортиками. Для предохранения ног лошадей от травм при резких поворотах, пируэтах на галопе, осаживаниях и движениях на всех аллюрах в тесном соприкосновении с другими лошадьми ковка лошадей для спортивных игр на шипы нежелательна.

Ковка лошадей для участия в зимних видах спорта (зимние конкуры, скачки зимой, конно-лыжный спорт). В этих случаях можно применять круглую подкову с пластинкой по форме подковы из белого листового железа, тонкого листового алюминия или другого металла — съемного дна. Пластинка привинчивается к нижней поверхности подковы четырьмя винтовыми шипами, применяемыми при ковке рысаков. Пластинка эта предохраняет от небезопасного прилипания к подошве комков снега,

Можно применять зимой и обычную подкову с пластинкой, которая крепится пяточными шипами, зацепная часть пластинки имеет выступ, входящий под бухтовку (рис. 10). Рекомендуется также делать на зимних подковах кантрбухтовку. Для предохранения копыта от прилипания снега можно рекомендовать предварительное (перед выходом на снежную дорожку) обильное смазывание подошвы копыт мазью, состоящей из равных частей технического вазелина и зеленого мыла.

Ковка засекающихся лошадей . Специфичность работы спортивных лошадей, движение по пересеченной местности, взаиморасположение ног лошади на прыжке, в скачке, да еще в сочетании с дефектами ковки—все это предрасполагает к травмам (засечкам). Предохранение лошадей от засечек достигается в первую очередь устранением причин, их вызывающих. В большинстве случаев достаточно правильно расчистить копыта, подобрать конструкцию и соответствующий размер подков, правильно их подогнать, хорошо заделать барашки и засекание прекратится.

Но в некоторых случаях для предохранения лошади от засекания приходится применять специальную ковку и расчистку, сущность которых заключается в уменьшении выступающих участков копыта и подковы, которыми лошадь задевает ту или иную конечность. Например, если лошадь задевает соседнюю конечность боковой частью кованого копыта, то подкову в этом месте делают уже и прямее и скашивают вниз и внутрь, закругляя острые края. Если же засекание происходит пяточными частями, то внутренние шипы на подковах скашивают внутрь или переносят на внутренний край. Можно также придать внутренней ветви подковы вид полозка, то есть при выковывании этой ветви ее .поворачивают на ребро, не делая шипа. При засекании передних ног лошади задними копытами укорачивают зацепы последних, делая “забой”, и обязательно переносят передний шип на внутренний край подковы.

К применению ногавок (рис. 11) прибегают обыкновенно в том случае, если приведенные выше меры не дали результата и лошадь продолжает засекаться. Некоторые спортсмены употребляют ногавки с профилактической целью для предохранения от возможных засечек своих лошадей даже с правильной постановкой ног и уверенным ходом.

Когда не удается сразу установить, какой частью копыта или подковы лошадь задевает (засекает) соседнюю ногу, рекомендуется такой простой прием. Место засечки закрывают ногавкой или бинтом, на которые наносят слой вазелина или какого-либо другого жироподобной консистенции безвредного вещества. С одетыми ногавками или бинтом заставляют лошадь двигаться, желательно по кругу, в разные стороны. После прохождения лошадью 2—3 кругов ее останавливают и осматривают копыто. Часть копыта или подковы, которыми лошадь засекается, будет при этом носить следы вазелина.

Подковные гвозди . Для ковки спортивных лошадей применяют гвозди № 4, 5, 6, реже 7 и почти не применяют гвозди № 8 и 9, так как из-за большой величины они нарушают рог. Для расчета необходимого количества гвоздей на перековку того или иного количества лошадей надо иметь в виду, что в 1 кг, согласно общесоюзному стандарту 1217 — 50, содержится гвоздей: № 4—около 345, № 5—323, № 6—276, № 7—244, № 8—189 и № 9—около 164.

Уход за копытами . Во время каждой уборки лошади, а также при выходе на работу и по возвращении с работы следует тщательно очистить копыта от грязи и осмотреть состояние копыт и ковки. Особое внимание должно обращаться на удаление грязи и навоза из стрелочных борозд. Несоблюдение этого положения может привести к гниению стрелок, что в свою очередь может служить причиной атрофии стрелки и последующей деформации копыта.

Очищать копыта следует только тупым железным крючком или деревянным ножом и ни в коем случае не применять для этой цели острых предметов. При очистке копыт нельзя допускать нарушения целости глазури, покрывающей снаружи роговую стенку. Глазурь обеспечивает сохранение влаги в копыте и препятствует ее излишнему проникновению извне.

Хорошее средство сохранения копыт—обмывание их водой, но оно допускается только при температуре воздуха выше О». После обмывания копыт кожу нижней части ноги лошади, особенно под щеткой, нужно обтереть досуха во избежание появления воспаления кожи (мокрецов).

Полезно также тотчас же после работы лошадей, особенно в летнее время и по каменистому грунту, накладывать на подошвенную поверхность копыта так называемые “подкладки” из глины с уксусом. Для этой цели в глину добавляется (размешивается) винный уксус из расчета бутылка уксуса на 1/2 ведра глины. Это простое средство прекрасно предохраняет от воспаления основу кожи подошвы, или так называемого “нажога копыт”, возникающего при работе по жесткому грунту.

Чрезвычайно важным является сохранение рогом копыта его нормальной влажности. Уменьшение воды в роге ослабляет его, он становится сухим, хрупким и ломким, легко обламывается. Чрезмерная же влажность ведет к мягкости и дряблости рога. При чрезмерном высыхании рога его необходимо размягчить путем накладывания на копыто чистых мокрых тряпок или поставить лошадь на несколько дней на густо разведенную водой глину.

Рекомендуется после увлажнения копыта покрыть роговую капсулу тонким слоем чистого, несоленого и неиспортившегося сала или вазелина — для этого достаточно слегка протереть рог жирной суконкой или тряпкой. Обильное смазывание копыт жировыми веществами, а также дегтем способствует оседанию пыли, грязи и влечет за собой порчу и разрушение копытного рога. Установлено, что опилочная подстилка значительно сушит рог, поэтому в жаркое время года опилки надо увлажнять.

Чрезвычайно важный фактор сохранения копыт — правильная их расчистка, цели которой — удаление отросшего рога и придание копыту формы в соответствии с постановкой ног лошади, создание ровной поверхности для плотного прилегания подковы к копыту, обеспечение распределения тяжести тела лошади равномерно по всей поверхности копыта.

Г. РОГАЛЕВ, ветеринарный врач

Прочитал сам, поделись с другом
Рис. 1. Копыто, кованное на врезную полуподкову.


Рис. 2. Расположение шипа-пластинки: а — на передней подкове; б—на задней подкове.


Рис. 3. Угольные подковы: а — на переднее копыто — нижняя поверхность; б — на заднее копыто.


Рис. 4. Передняя подкова Н. М. Березовца (нижняя поверхность).


Рис. 5. Правая передняя подкова с контрбухтовой и сплошной гвоздевой дорожкой.


Рис. 6. Левая задняя подкова с боковыми отворотами.


Рис. 7. Утяжеленная скаковая подкова с двумя небольшими шипами.


рис. 8. Левая задняя подкова, применяемая в ЧССР.


Рис. 9. Полукруглая подкова.


Рис. 10. Зимняя подкова со съемной железной пластинкой.


Рис. 11. Легкая ногавка из тонкого войлока: а—в развернутом виде, б — надетая на переднюю ногу лошади

Введение

В военной культуре осетин во все времена важную роль играла лошадь. Эффективное использование коня в военном деле немыслимо было без качественного и соответствующего эпохе конского снаряжения. Поэтому при изучении истории использования боевого верхового коня в военном деле обязательно исследование предметов конского снаряжения. Одним из важных составляющих конского убора является подкова. Актуальность исследования определяется тем, что в отличие от других предметов конского убора, подкова на осетинском материале слабо изучена. Однако при рассмотрении вопросов использования лошади в военном деле вопрос о времени появления подковы в составе конского снаряжения приобретает большую значимость. Исследование его позволит определить тенденции в развитии конского снаряжения, боевого использования лошади и, в целом, коневодства у осетин.

Целью исследования является определение времени появления подковы в составе конского снаряжения для боевого верхового коня у осетин.

Материалом исследования послужили археологические находки, этнографические, фольклорные, литературные и лингвистические материалы, связанные с подковой. Исследование выполнено в рамках междисциплинарного подхода.

Обсуждение результатов исследования

С тех пор как лошадь начала использоваться в хозяйственных и военных целях, люди стремились как-то решить вопрос о том, как уберечь роговой покров копыта от изнашивания и повреждений. При вольном передвижении, то есть когда лошадь перемещается только по собственной воле, роговой башмак копыта от взаимодействия с грунтом изнашивается настолько же, насколько он и отрастает. Поэтому у неиспользуемой в человеческой деятельности лошади копыта не изнашиваются. Используемая же в жизнедеятельности людей лошадь вынуждена двигаться гораздо больше и интенсивнее. Это приводит к различным повреждениям рогового башмака, основное из которых заключается в сильном изнашивании подошвенной части копыта. Это ведет к травмированию чувствительных частей копыта, что может привести к хромоте и в конечном итоге к выведению на определенное время лошади из строя. Именно по этой причине в древности и средневековье при выборе боевого верхового коня особенное внимание уделялось твердости или прочности рогового покрытия копыта. Однако даже крепкие копыта во время больших и дальних переходов были подвержены изнашиванию, а иногда и обламыванию.

В период античности были изобретены различные приспособления для предохранения рогового башмака от изнашиваний. Они имели различную форму и изготовлялись из разных материалов: лыка, кожи, металла и т. п. Приспособления для защиты копыт крепились к ногам лошади с помощью веревок или кожаных ремешков.

По мнению большинства исследователей, более надежная защита подошвенной части копыта — подкова, была изобретена в раннем средневековье. Она крепилась к копыту при помощи специальных гвоздей, которые принято называть ухналями. С течением времени подкова получила широкое распространение. Как и все предметы конского снаряжения, она, со времени изобретения до настоящего времени, постепенно совершенствуясь, претерпела определенные изменения. Обнаруженные археологами подковы делятся на несколько типов. Различались они и в зависимости от предназначения лошади: для верховых использовали одни, для упряжных — другие.

Лошадей подвергали ковке не только для защиты рогового покрытия копыт, но и для придания им большей устойчивости. В особенности в целях предотвращения скольжения зимой на льду или в период распутицы. Для этого использовались подковы, на нижней поверхности которых имелись выступы, часто называемые шипами.

Подкова использовалась и в лечебных целях. Как известно, при рождении не все жеребята имеют правильные копыта, с помощью ковки этот недостаток можно исправить. При различных заболеваниях рогового покрытия копыт использование подков способствует тому, что лошадь становится пригодной для употребления в хозяйственной жизни.

Время появления практики подковывания лошадей у некоторых европейских народов подтверждается данными исторических источников, относящихся к VII — IX вв., а с XIII века ковка коней получила распространение повсеместно в Западной Европе. Лошади средневековых рыцарей, предназначенные для использования под тяжеловооруженным всадником, часто и сами имевшие защитный доспех, безусловно, нуждались в средствах предохранения копыт. Вероятно, именно этим объясняется распространение ковки коней в средневековой Европе, получившее со временем более широкое распространение. Правильная ковка повышала долговечность копыт лошади, что, в свою очередь, увеличивало ее работоспособность.

Определение времени появления подковы в конском снаряжении у осетин вопрос сложный. Доступные нам письменные источники свидетельствуют о том, что в XIX в. осетины не подковывали своих лошадей. Так, по свидетельству Ю. Клапрота: «Лошади осетин не велики, но ноги их настолько сильны, что нет надобности их подковывать, несмотря на то, что они постоянно ходят по камням; они превосходны для переходов через горы, очень выносливы и, когда могут твердо поставить ногу, никогда не скользят» [7, с. 173]. Данное сообщение свидетельствует о превосходном качестве копыт осетинской лошади.

В самом конце XIX века российский историк и археолог графиня П.С. Уварова, побывавшая в разных ущельях Северной Осетии, в работе «Путевые заметки» отмечала, что осетины «лошадей, несмотря на тяжелые переезды по каменистой почве, никогда не куют» [10, с. 16].

Известный этнолог Б.А. Калоев в работе «Скотоводство народов Северного Кавказа» высказал следующее мнение: «У горцев не было принято подковывать лошадей. Только на рубеже веков (конец XIX — начало XX вв. — А.Б.), когда лошадь стали впрягать в арбу и другие виды гужевого транспорта, ее стали подковывать, заимствуя эту норму у соседнего русского населения» [6, с. 73]. Это положение утвердилось в кавказоведении и считается очевидным. Мы также в прошлом склонялись к этому мнению [2, с. 14; 3, с. 114]. Казалось бы в вопросе о появлении подковы в конском снаряжении осетин все предельно ясно и понятно.

Однако находки подков в раннесредневековых погребениях на территории Северной Осетии, анализ текстов осетинской литературы и фольклора, а также данные лингвистики по рассматриваемому вопросу противоречат устоявшемуся мнению о времени появления подковы в составе конского снаряжения у осетин.

Первоначально мы рассмотрим этнографическое сообщение побывавшего в Осетии в конце XIX в. венгерского путешественника графа Е. Зичи: «Курдалагон — кузнец рая, о котором существует много легенд; он подковывает лошадей мертвых» [5, с. 289]. Наличие функции коваля у покровителя кузнечного дела может свидетельствовать лишь о том, что осетины были знакомы с ковкой коней уже в XIX в.

Фольклорные тексты отражают наличие подковы в конском снаряжении осетин в XIX в. Так, в нартовском сказании «Безымянный сын Урузмага», опубликованном в Сборнике сведений о кавказских горцах в 1871 году, есть следующий пассаж: «. мальчик пошел и велел подковать коня подковами назад» [8, с. 23]. По сообщению записавшего рассматриваемое сказание Дж. Шанаева, оно относилось к числу наиболее известных и любимых у осетин в XIX в. Упоминание в тексте подковы свидетельствует о том, что осетины были хорошо знакомы с этим изделием, как минимум на момент фиксации рассматриваемого сказания, которое произошло во второй половине XIX века.

Другой фольклорный текст, в котором упоминается подкова, — это старинная осетинская (дигорская) песня — Тарион Тулабег, записанная М. Гарданти в прозе. В тексте песни есть следующие строки: «Храмой Дохчико достал из железных ворот Кануковых один гвоздь; из него он сделал для своего коня гвозди на подкову и постучал в могилу отца: «Исполнил твое завещание, из железных ворот Кануковых я сделал четыре подковы для своего коня; пусть за гробом об этом не беспокоится больше твое сердце» [4, с. 116]. Данный паспортизированный фольклорный текст также является надежным свидетельством бытования у осетин подковы в XIX в., так как он был записан М. Гарданти в Дигорском ущелье в селении Донифарс со слов стариков-сказителей в конце XIX в.

Мы находим свидетельства бытования подковы у осетин и в малых фольклорных жанрах. Если в пословицах и поговорках сохранилось представление, видение мира отношений между людьми, нравственных ценностей и оценок, то в загадках сохраняется представление и видение окружающего предметного мира. В осетинской загадке подкова описана так: Уыцы дзабырт? Куырдал?гоны конд сты / Эту обувь Курдалагон сделал [12, с. 36].

Сведения о наличии в составе конского снаряжения у осетин подковы имеются и в осетинской художественной литературе. В поэме К.Л. Хетагурова «У?лм?рдты» («На кладбище»), написанной в конце XIX века, есть такие строки: «Арвы Курдал?гонм? иу ?й сх?цц? к?! Болат ?ндон?й дын ск?ндз?н й? ц?фх?дт?, болат з?г?лт?й фидар й? с?фтджыты ст?гм? куы ныссадза. » / «отведи его к небесному Курдалагону, из булатной стали изготовит он для него подковы, булатные ухнали крепко когда он к копытному рогу прикрепит. » [11, с. 118]. Приведенные строки являются отражением осетинской действительности XIX в. В произведении «У?лм?рдты» («На кладбище») поэтически отражен обряд посвящения коня, который в прошлом являлся важным элементом погребальной обрядности осетин. Разумно было бы предположить, что если бы в осетинской действительности XIX в. не имела место практика ковки лошадей, то в конце XIX века осетинский классик не написал бы вышеприведенных строк.

Важным источником по рассматриваемой проблеме являются данные археологии. На сегодняшний день подков, которые можно было бы связать с осетинами или их предками, среди археологических находок немного. Мы располагаем лишь несколькими изделиями, обнаруженными П.С. Уваровой в конце XIX в. Наиболее ранние из них были обнаружены ею во время раскопок в ущелье реки Карцадон. П.С. Уварова описывает их следующим образом: «подковы железные, находимые в Корца, напоминают в более легких формах те, которые употребляются в наше время» [9, с. 180]. Они действительно напоминают привычные для нашего взора поздние подковы. Карцадонские подковы имеют вид узкой, можно сказать, изящной пластины с ровными краями. На поверхности пластины несколько шипов, тот, который расположен в зацепной части, больше остальных. Он имеет форму приплюснутой пирамиды, в то время как шипы, расположенные на концах ветвей, выполнены в форме правильной пирамидки. Величина их гораздо меньше, чем у зацепного шипа. Кроме описанных, на каждой ветви есть еще по одному шипу. Они выкованы с поверхности самой пластины в форме плоских выступов, продолговатое острие которых располагается параллельно ветви подковы. Отверстия для подковных гвоздей не просматриваются. Обнаруженный в карцадонских погребениях археологический материал П.С. Уваровой датируется VI — VII вв. н.э. [9, с. 180]. Таким образом, находившиеся в карцадонских погребениях экземпляры являются одними из ранних находок подков.

Другие подковы были обнаружены П.С. Уваровой во время раскопок катакомбных могильников в окрестностях осетинского селения Чми, расположенного по Военно-Грузинской дороге. Подковы эти плохой сохранности сильно повреждены коррозией [9, с. 121]. Они имеют вид узкой пластины с ровными краями. Концы ветвей чмийских подков загнуты под углом таким образом, что образуют задние шипы. Вследствие сильной коррозии, отверстия для подковных гвоздей практически не просматриваются. Подковы из Чмийских катакомбных погребений разного размера, но по конструкции они относятся к одному типу.

Еще несколько подков были раскопаны П.С. Уваровой недалеко от селения Камунта в Дигорском ущелье Северной Осетии. Эти экземпляры по конструкции аналогичны обнаруженным в ущелье реки Карцадон. Отличались они лишь весом и размером. Камунтские подковы крупнее и тяжелее карцадонских. (глубина 15см, ширина 9см). Археологический материал из могильников селении Камунта (так же, впрочем, как и катакомбные погребения, в окрестностях селения Чми), по мнению П.С. Уваровой, относится к VIII — XIII вв. н.э. [9, с. 304].

Подковы, обнаруженные археологической экспедицией во главе с П. С. Уваровой в могильниках на территории РСО — Алании, могли принадлежать только верховым коням. Так как, согласно представлениям осетин и их предков, для обряда посвящения коня покойнику «б?хф?лдисын» обязательно использовался скакун. У осетин существует пословица «Б?х ?дз?фхадай ничи ф?лдисы» / Коня без подковы никто не посвящает покойному. Как видим, наличие подков у лошади, предназначавшейся для посвящения, было обязательным.

Наличие на всех подковах, обнаруженных П.С. Уваровой в Осетии, шипов, в особенности на образце из ущелья Карцадона, свидетельствует о том, что они применялись не только для предохранения от истирания копытного рога, но и должны были способствовать предотвращению скольжения лошади.

Ценные сведения, касающиеся рассматриваемой проблемы, мы находим в осетинской лексике. Наличие оригинального термина в осетинском языке для обозначения подковы — ц?фхад — явное свидетельство бытования этого предмета у осетин. Есть в осетинском языке и понятие для неподкованной лошади ?дз?фхад — неподкованный. Интересно, что у многих соседних народов для обозначения понятия подкова употребляется заимствованный арабский термин нал. Осетинский же термин для обозначения подковы ц?фхад оригинальный. По мнению В.И. Абаева, этимология рассматриваемого слова восходит к ц?гфад, представляющее очевидное сложение из ц?г «кольцо», «скоба» и фад «нога». Порядок составных частей данного слова отличается от современного — фатз?г (первый член стоит в падежной зависимости от второго). Однако необычный порядок частей в ц?гфад не является исключением и поддерживается рядом слов. Это позволяет говорить о том, что в прошлом такой порядок сложения слов для осетинского языка был обычным. Древность коневодства и кузнечного дела у осетин свидетельствует в пользу того, что термин ц?фхад — весьма старое слово [1, с. 295]. Таким образом, первоначальное значение подковы в осетинском языке — скоба или кольцо для ноги (ступни).

Выводы

Таким образом, существующая точка зрения о том, что подкова появилась у осетин на рубеже XIX — XX вв., не соответствует действительности. Данные, извлеченные из осетинской художественной литературы конца XIX века, из фольклорных текстов, зафиксированных в то же время, однозначно свидетельствуют о бытовании у осетин подковы в XIX веке. О давнем использовании подковы свидетельствует наличие в осетинском языке оригинального термина для обозначения подковы. Суть в том, что он не является заимствованным, а относится к исконному иранскому фонду. Археологический материал по рассматриваемой проблеме, несмотря на свою ограниченность, является наиболее важным для определения времени появления подковы у осетин. Наиболее ранние экземпляры подков, обнаруженные в Осетии в аланских погребениях, датируются VI — VII вв. н.э., что является веским доказательством того, что ковка лошадей была известна осетинам с раннего средневековья.

Рецензенты:

Чибиров Л.А., д.и.н., профессор, заведующий отделом этнологии ФГБУН Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева ВНЦ РАН и Правительства РСО-Алания, г. Владикавказ.

Гутнов Ф.Х., д.и.н., заведующий отделом источниковедения ФГБУН Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева ВНЦ РАН и Правительства РСО-Алания, г. Владикавказ.

admin

Наверх