Почему ложится лошадь

Встанешь рано – жеребёнка найдёшь.

За глаза коня не покупают.

На лошадь не плеть покупай, а овёс.

Призовых лошадей узнают на скачках.

Даже хорошему наезднику нужно помнить, что с коня можно упасть.

Когда наездник падает духом, его конь не может скакать.

Не гони коня кнутом, а гони его овсом.

Обойдёшь, огладишь, так и на строгого коня сядешь.

Без коня казак кругом сирота.

Достоинство лошади не в седле, красота человека не в одежде.

Каков всадник, такова и лошадь.

Рай на Земле – и лошади на спине.

Хорошие лошади никогда не бывают плохой масти.

Вставая утром, глянь прежде на коня своего, а потом – на отца.

Казак голоден, а конь его сыт.

Лучше сам не доешь, а коня накорми.

Тот, кто бьёт лошадь, может ударить и друга.

Знать, там и умереть, где конь валялся.

Калмыцкую лошадь один только калмык и переупрямит.

Ушами прядет, землю роет, пар из ноздрей пускает

Ты боишься лошади, а она тебя боится.

Кто донских лошадей объезжает, тот отца и мать не почитает.

И лошадь кашляет. Конь о четырех ногах, да спотыкается.

Добрую лошадь одной рукой бей, другою слезы утирай.

Лошадь человеку крылья. Возит воду, возит и воеводу.
Конь копытом сдачи дает. Добр конь, да копыта отряхивает.

Лошадь холь, корми, как сына, а берегись, как ворога (вора)

Проданную скотину веди со двора в задние ворота (веди задом со двора)

Повод новокупки передавай из полы в полу.

Вороной да серый мужику не ко двору.

Игренюю лошадь за рекою купи, а бурого коня за рекой примечают.

Зимой лошадь ложится – к теплу.

Конь в пути ложится и упрямится – к снегу.

Копыта у лошадей потеют – к теплу.

Лошадь трясёт головой и закидывает её кверху – к ненастью, к дождю.

Лошадь храпит – к ненастью, к вьюге.

Лошадь фыркает – к дождю или к теплу.

Лошади спят стоя – к холоду.

Лошадь жадно ест траву вечером – жди дождя на следующий день.

Лошадь ложится под кровлю – к сырой погоде, ненастью; если ложится на открытом месте – к ведру, жаре.

На прошлой неделе я там была и инструктор сказал, что я готова начать ездить на другой лошади, которая моложе. Итак, я должна была взять кобылу, на которой я сейчас езжу. Ей 7, она была заезжена 2 года назад, и ее зовут Элли. Первое, что она сделала, она наступила мне на ногу (я почти уверена, что палец не сломан, но он еще болит по прошествии 5 дней, ха-ха), так что нам пришлось немного подискутировать на тему личного пространства. Итак, наконец она поняла, что я главная, она больше не доставляла мне проблем на земле!

Однажды, поседлавшись, мы зашли в манеж и я села в седло. У нее хороший импульс, что мне нравится, потому что я ненавижу ездить с хлыстом (я такая дура и мои руки совсем слабые и я могу его правильно использовать ха-ха). Она очень чувствительна на шенкель, что тоже хорошо. Однако, она ложится в мои руки. После нескольких минут езды, мои руки были уже стерты из-за того, что она постоянно тянула. Я обнаружила, что если я сбрасываю контакт каждые 3 или 4 темпа, то она не ложится так сильно, но разве это идеальное решение для этого?

Кто-нибудь имеет какие-нибудь замечания? Я нацелена на выездку, так что мне нужен этот контакт, я не думаю, что у меня тяжелые руки, потому что раньше они такими были, но я это исправла. Что еще мне можно сделать?

Как давно ты ездишь? Нужно некоторое время, чтобы развить чувствительность к железу и к тому как «вести диалог» с лошадью. Мне тоже нравятся быстрые лошади. Однако, иногда лошадь бежит вперед не в равновесии, «падая», почти как если бы она пыталась убежать из-под тебя. Она задирает голову или она становится за поводом и ложится на него? И то и другое — попытки уклониться.

Убегание из-под всадника, особенно с поднятой головой и прогнутой спиной может быть показателем дискомфорта из-за плохо подогнанного седла или натертой спины или просто быть старой укоренившийся привычкой.

Ты должна заставить ее перестать напирать на железо. И затем она должна знать, если если она не лежит на железе, то ее наградят мягкими руками и легким контактом. Но это она должна уйти первой и ты должна ее немедленно поощрить.

Начни с очень легкого контакта, может быть даже с брошенных поводьев. Когда ты подберешь поводья, если она будет тянуть тебя, то возьми один повод плотнее, чем другой, создав слабое ощущение сгибания, обычно внутрь. Возьми внутренний повод, чтобы попросить сгибание и прикладывать все больше и больше давления этим поводом (ты можешь как бы повибрировать поводом, когда ты воздействуешь им сильнее и сильнее). НЕ отпускай, пока она не сдаст немного в свою очередь, расслабив затылок или даже лучше, сдав эту часть челюсти внутрь. Когда она это сделает, немедленно отдай ей много повода, не беспокойся о том, что ты ее «опрокинешь». На некоторое время твоей отпускание должно быть хорошо заметно. Затем сделай это снова. Когда она будет В ПОВОДУ, и будет нести свою собственную голову и будет мягкой, помни о том, чтобы сопровождать ее рот руками. Представь, что твои руки на самом деле проходят через кольца самих удил и ты должна согнуть кончики больших пальцев, которые на самом деле направлены на ее рот, это помогает держать прямую линию от локтя через большие пальцы рук до рта.

Мне бы хотелось, чтобы мне удалось показать тебе, что я имею ввиду. Мои объяснения, когда я читаю их, их трудно понять. Прости, я делаю все, что могу.

Одну вещь я скопировала со своего тренера и когда я очень стараюсь, чтобы лошадь уступила на повод и она это ДЕЛАЕТ, я говорю и я имею ввиду буквально сказать «Спасибо» и это помогает мне запомнить, что она сделала, так что мне нужно поблагодарить. СРАЗУ.

MyBoyPuckНа самом деле ты уже на пути к решению, ведь тебе пришла идея отдавать повод каждые несколько темпов. Она не может лечь на что-то, чего нет. Как было сказано, с молодыми лошадьми тренинг превращается в игру с твоей стороны. Очевидно, твой инструктор был уверен, что ты становишься больше всадником, чем пассажиром, и это замечательно. Не видя эту кобылу лично, немного трудно сказать, что может сработать, но имеет смысл попробовать разные способы и посмотреть, что может решить проблему. Хорошая новость для лошадей, которые чувствительны к шенкелю в том, что она также чувствительны и ко всему остальному. Пришло время добавить замечательную полуодержку к твоему набору инструментов! Когда ты с самого начала разминаешь ее на шагу, позволь ей взять хороший энергичный шаг и свободно сопровождает ее седалищем. Убедись, что ты поддерживаешь хороший мягкий ровный контакт с ее ртом. Не меняя контакта, перестань сопровождать ее движения седалищем. Сядь прямо, погрузи седалищные кости в седло, слегка прижми бедра, напряги мышцы спины и живота и сожми на секунду внешний повод. Ты только что сделала полуодержку. Твоя лошадь должна ответить на это сократив шаги и/или замедлившись. Если она не отвечает, примени все те же средства управления снова посильнее. Изначально, делай то, что тебе нужно, чтобы получить этот ответ. В ту секунду, когда она ответит, отдай руки. Я не имею ввиду, что надо совсем бросить повод, а просто отдать ей поводья на дюйм или около того, так чтобы она знала, она сделала правильно. Работайте над прибавлением/сокращением длины ее шагов на шагу, пока она не сможет это делать от легчайшей команды и через какое-то время сделайте это на рыси и галопе. Существенный момент, когда она становится тяжелой в поводу, пришло время для полуодержки. Сначала тебе может понадобится это делать на каждый второй темп, но когда она поймет, оно быстро станет лучше. Удачи и поздравляю тебя с переходом на молодых лошадей!

Слава богу ты не одна из тех, кто все-на-свете-знает. Блин, я надеюсь, не не стану одной из них. Я несколько лет брала уроки выездки и с недавних пор я уже не просто катаюсь в полях и занимаюсь НХ. То, чему я научилась от моего НХ тренера очень отличается от выездки. Здесь внимание сконцентрировано на податливости всего тела лошади и езде на свободном поводе, кроме случаев, когда контакт необходим. Что мне очень не нравится в современной выездке, это то, что я вижу как бы «мертвый» контакт. Он статичный и он становится бессмысленным. Не удивительно, что лошадь ложится на него. Нет никакого облегчения, так почему мы должны в этом участвовать? Она становится мертвой в смысле повода.

Плохая новость в том, что для того, чтобы повод стал таким значимым, чтобы им можно было бы воздействовать слабо, нужно сначала действовать им жестко. Лошадь обычно игнорирует его. Так что, чтобы заставить ее снова слышать повод, может понадобиться стать сильнее, чем она, когда ложится на него, но лишь чуточку сильнее и лишь столько времени, чтобы заставить ее думать: «хм, может быть мне стоит перестать тянуть» и затем она получает вознаграждение, которое говорит: «аэтор именно то, что хотел, чтобы ты сделала». Проделай это достаточное количество раз и она поймет, что означает повод и не будет ложиться на него или игнорировать. Если ты будешь тянуть с той же силой, что и она, то статус кво только продолжится. Ты должна тянуть как она плюс ЕЩЕ ОДНА УНЦИЯ. Я согласна с другим автором, которые также ездил на ней на свободном поводе и еще один способ нарушить статус кво и повысить твою уверенность, так как ты увидишь, что сможешь ездить на лошади, которая двигается свободно. Я знаю, что я бы не смогла быть терпимой, если бы лошадь начала дико скакать. Я не ТАКОЙ всадник.

Во-первых, ты должна выяснить, она ложится на повод или она вытягивается. Если она ложится, то твоя проблема не в контакте, а в задних ногах. Если это вытягивание, то ты просто должна направить энергию немного более эффективно.

Исправление проблем с контактом, с помощью перетягивания или бросания повода и т. д. — очень упрощенный и неправильный способ обращения с лошадью, которая ложится в руки по любой причине. Сконцентрируйся на переходах. Сконцентрируйся на силе мышц спины и живота, делая упражнения и сидя правильно в седле. Следи, чтобы твои запястья и предплечья были расслаблены и чтобы они действовали согласованно с твоими пальцами. Наконец, и это очень важно, не позволяй стремлению кобылы двигаться вперед заставить тебя перестать использовать шенкеля, просто потому, что она двигается куда-то не означает, что она это делает правильно и с подведением зада. Она все еще должна толкаться от зада и отвечать на твои полуодержки (читай перебалансирующие средства управления0.

Также помни, что ты платишь своему тренеру, что бы он учил тебя и отвечал на твои вопросы, спрашивай его тоже!

09-13-2010, 06:15 PM
MIEventer

Перестань ездить у лошади на морде, начни ездить на ее заду. Почему лошадь ложится тебе в руки? Потому что лошадь не в равновесии и не работает правильно. Ты не сможешь исправить проблему тянущей лошади пытаясь решить ее руками, когда вместо этого ты должны использовать ноги, корпус, мышцы спины и живота.

Я тут всем сердцем согласна с Anabel

Лошади не тянут руки, если только нет серьезных проблем в здоровье или обучении. Руки тянут лошадей и лошади могут воспользоваться этим как замечательным оправданием заиметь пятое колесо или поддержку в контакте. Я не знаю как это объяснить еще более ясно.

Чтобы это исправить тебе нужно исправить руки и сделать их мягче и заставить всадника больше использовать шенкеля и корпус. Поводья всегда были и всегда будут в основном укращением и аварийными тормозами в опасных ситуациях.

09-14-2010, 07:12 PM
MyBoyPuck

Я знаю двух бывших учебных лошадей, на которых я ездила, про которых я могла бы сказать противоположное. Я ездила с таким свободным поводом, что мой инструктор тратил половину занятия, говоря мне сделать их короче. Не смотря на мой почти не существующий контакт, я не прекращала с вышеупомянутыми лошадьми случайные попытки быстро отдать повод и очевидно, мои плечи выходили из суставов. Я не знаю, почему каждый считает, что у ОР нет никакого понятия о верховой езде. Что до меня, это проблема обучения, как ты сказала и она работает над полуодержками, чтобы ее исправить.

Повод для красоты? Хммм. Интересно насколько хорошо можно ездить выездку без поводьев. Было бы удивительно видеть всадника высшего уровня, которые выступает без поводьев.

Оно могло бы иметь успех, но только после того, как лошадь выучили до высшего уровня и это, скорее всего, повлекло бы за собой использование особых поводьев, что-то, что объединяет перед с толкающим задом. Поводья и контакт, которые они дают также важны, как импульс, возникающий сзади. Без них энергия ушла бы через перед, а не была бы доступна для всадника и ее нельзя было бы развить и видоизменить так, как это требует выездка.

Если кто-нибудь вернется назад и почитает тексты старых мастеров о выездке, то там есть огромное количество информации о правильном использовании поводьев. Не просто для украшения.

Автор первого поста чувствовал, что лошадь просто ложится на повод, отвлекается и бежит быстрее и быстрее. Лошадь не обращала внимание на то, что всадник пытался ей сказать при помощи поводьев и, возможно, бегала по манежу напряженная как доска или товарный поезд.

Другой важный момент, чтобы снова сделать поводья значимыми, это не натягивать их одинаково. Только один повод должен быть активен в одно и то же время. Разница не должна быть большой, но небольшое различие должно быть.

Когда лошадь восстановить чувствительность и сдаст на повод, ТОГДА ты сможешь ездить не глядя на руки и больше концентрироваться на езде с от зада к переду. Но если лошадь не понимает повод или не желает уйти с него, то какая польза нагонять ее на повод?

Когда ты добьешься большей энергии и импульса, разумеется, это тоже очень важно и я бы работала над этим с самого начала, но я бы не пыталась удерживать энергию руками с самого начала. Я бы просто добилась хорошего честного желания двигаться вперед без сильного натяжения повода. Позднее видоизменив это движения вперед поводом, который лошадь снова начала уважать.

Я говорила, что в большинстве случаев нужно искать всадника. Только в случае больших ошибок обучения или проблем со здоровьем, лошадь на самом деле ложится на повод, в противном случае это ошибка всадника.

О поводе как украшении — не говорилось, что они не используются, она просто не используются широко. Непоследовательное и неравномерное давление повода, чтобы заставить лошадь перестать упираться, неправильно. Только пальцы и иногда запястья воздействуют на повод, в противном случае их нужно держать как украшение. Поводья никогда не должны смещаться и руки не должны смещаться — в противном случае как контакт может быть стабильным?

Сгибание не делается от шеи, т. е. Его нельзя делать от повода. Небольшое постановление — это компонент сгибания, но опять же, поводья не смещаются, чтобы создать его.

Также мы никогда не должны думать о том, чтобы блокировать движение вперед. Осаживание — это тоже делается вперед на повод. Движение вперед только задерживается и лучший способ это сделать — корпусом. Очень сильную полуодержку можно сделать рукой, но чтобы по-настоящему научить лошадь сбору, т. е. как задержать движение вперед, чтобы переместить вес на бедра, полуодержка делается от корпуса и только подкрепляется ограничением контакта на мгновение.

Я понимаю, ты все еще учишься, но очень важно стараться не использовать руки. Это не означает, что они должны быть мертвыми — пальцы все еще живы, но они не должны смещаться. Очень упрощенный способ исправить руки — это руки, только когда мы сможем чисто исправить равновесие на переду корпусом, полуодержка будет правильной. Я знаю, все ненавидят Эдварда Гала и Тотиласа, но на мой взгляд, я считаю, что у него самые лучшие руки вообще в принципе и он великий всадник, если смотреть с точки зрения верховой езды. Если вы видели его кюр на Чемпионате мира 2009 года, я думаю, это хороший пример.

Даже спокойные и открытые руки так или иначе общаются с лошадью — они говорят: «да двигайся с этим импульсом вперед свободно и прямо». Игнорирование повода, как неважное или худшее средство управление в пользу корпуса и шенкеля, на мой взгляд не корректно. Как вы сможете ездить на лошади от зада к переду, если вы не принимаете энергию от ее переда?

Корпус и шенкеля важнее в использовании, я с этим согласна. Но поводья надевают не просто так, в противном случае всадники уровня большого приза ездили бы без уздечек.

Идеал — это всего лишь позволять поводу сопровождать движение лошади и не блокировать его, это скорее поддерживающее средство управления, нежели главное. Ты должна думать о посадке и шенкелях, затем о руках. Очень часто всадники переворачивают этот порядок и поэтому они сталкиваются с трудностями. Я уверена и, пожалуйста, поправьте меня, если я не права, что Anebel пыталась указать на эту проблему.

Поводья нужны для того, чтобы не делать ничего больше чем подавать легкие подсказки лошади и позволять энергии, которую всадник создает в заднем отдели, чем ко рту и обратно ко всаднику. У тебя в руках должен быть очень небольшой вес, а все команды должны исходить от корпуса более, чем от чего-то еще.

Для танго нужны двое, как гласит поговорка и насколько это правдиво, когда речь идет о контакте. Лошадь НЕ МОЖЕТ виснуть на железе, если его не придерживают с другого конца. Это как тянуть за собой кусок веревки, который ни к чему не привязан. Ты не должна чувствовать силы и тогда не будет ничего, во что можно упереться.

Когда ты добавишь к поводу вес всадника, то тогда лошадь сможет лечь и упереться. Опять же обращаясь к посту anebel, лошадь ложиться, чтобы использовать свою голову в качестве 5го колеса, зачем нести себя самой, если всадник будет держать ее голову для нее? Myboypuck, работа поводом, это не упор и не удерживание в контакте, да, лошадь будет тянуть поводья из рук, но если с другой стороны контакт не поддерживается, то и упираться не во что.

Если ты решаешь тянуть повод назад, чтобы вытянуть кобылу вверх, она просто будет еще сильнее упираться, бежать быстрее и еще больше упадет на перед.

Я советую тебе сделать мышцы живота хорошими и сильными.так чтобы ты могла эффективно управлять корпусом и мышцами живота и спины, чтобы держать лошадь собранной, вместо того, чтобы пытаться тянуть ее вверх поводом.

Полуодержки — это хорошее начало и это звучит так как будто они помогают тебе, пока полуодержки идут от корпуса, а не выглядят как новичковые «тяни-толкай», ты на правильном пути. ??

Пример…
Лошадь рвется вперед в руки и омертвляет ощущение повода. Затем НЕ продолжает движения вперед… по меньшей мере не по прямой. Смени положение лошади… боковушки, повороты, круги… но НИКОГДА не продолжай движения так как это было, когда было плохо!

Я бы также сказала, что в первом посте ОР о лошади, которая чувствительна к шенкелю. Тенденция для всадника сажать лошадь на зад, используя шенкель, когда он чувствует, что лошадь уже достаточно хороши идет вперед. Полностью ложное предположение и ОР должен проверить, что его корпус и шенкеля все еще там, где должны быть.

09-16-2010, 09:48 AM
MIEventer

Прекрасный пост Kayty. Ты гораздо лучше объясняешь, чем я.

MyBoyPuck – ты читал мой пост? Я говорила, что лошадь ложится в ее руки, потому что лошадь не в равновесии и не работает правильно. Ты не исправишь привычку лошади вкладываться в руки всадника, не организовав способ движения лошади. Сними лошадь с переда и заставь ее бежать на заду.

Каждый, похоже, застрял на руках, дело не в руках. Дело в посадке, шенкелях и мышцах спины и живота. Каждый Всадник высокого уровня от троеборцев и Гран При конкуристов до участников соревнований по выездке делают ударение на корпусе-в-шенкеля-чтобы-смягчить-на-руки.

Твое седалище едет на заднем отделе лошади. Твои ноги ездят на ребрах, а твои руки ездят на плечах, а не на морде.

Вернись к пирамиде тренинга. Anabel указывает на это, но все увидели только «руки и повод». Если твоя лошадь ложится в руки, и твои руки натирает от «поддержки» лошади во время езды, то это оттого, что лошадь находится на переду и ищет равновесия, которое находит в твоих руках.

Пере-балансируй свою лошадь обратно, заставь работать задний отдел, подними ребра под седалище и дай лошади раскрыться самой и заставь ее двигаться вперед.

Да, полу-одержки помогают, но они не могут быть успешными без седалища, шенкелей и корпуса. Как сказала Kayty, если твои полу-одержки идут от седалища и мышц живота и спины, то это замечательно.

Мне нравятся слова Рейнера Климке. «Лошади не бывают правильными или не правильными. Они не понимают причины. Они не осмысливают «если» или «потому что». Они только знают Правильно и Не Очень Правильно.» И еще мне нравится «Это не забота нашей лошади понимать наш язык, не их забота говорить на нашем языке. Это наша забота. Наша забота понимать язык наших лошадей и убедиться, что мы говорим на их языке так четко, как это только возможно, так что они могут понимать нас «правильно» и «не очень правильно». Если мы просим наших лошадей чего-то и они не понимают это «не очень правильно» то мы должны найти другой способ, чтобы быть настолько понятными, насколько можно, так чтобы они могли понимать, что мы у них просим.

«Белгородские известия» побывали в реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями в Весёлой Лопани

Четырёхлетний Матвей легко объясняет, как работает метод иппотерапии: «Лошадка просто катает и лечит». С рождения мальчик прикован к трём буквам – ДЦП, доктора рекомендовали ему иппотерапию.

Друг Ландыш

«За несколько занятий специалисты и я заметили результат: Матвей перестал бояться высоты, самостоятельно держится на спине лошади, куда?то пропала замкнутость, он стал больше болтать. Этот метод работает», – говорит мама мальчика.

В жокейке 13-летняя Дарина как профессиональная наездница. Всадница сияет. Верхом на Ландыше ребёнок выглядит счастливым и здоровым. Легко справляется с заданиями инструктора: свободно достаёт до ушей лошади, ложится на её круп, из руки в руку перекладывает маленький мяч.

«Внучка родилась с поражением центральной нервной системы, психоречевой задержкой, искривлением позвоночника и другими проблемами. До двух лет не ходила, до четырёх – не говорила. Сама не может выключить воду в ванной, не ориентируется во времени, может одеться, но мыться надо помогать», – рассказывает бабушка Дарины.

В центре девочка лечится третий год. Каждый раз к комплексу медицинских назначений и процедур добавляются занятия по иппотерапии, поэтому врачи центра не могут стопроцентно утверждать, что в реабилитации Дарины помогает именно этот метод.

Более того, в нашей стране иппотерапия официально не признана медицинской услугой. Однако врачи центра считают, что для детей с ограниченными возможностями она имеет огромное значение. И родители верят в лечение лошадьми. Бабушка Дарины – тоже:

«Она хорошо сидит на лошади, правильно, держит осанку, лучше стала ходить. С радостью идёт на эти занятия, подружилась с Ландышем».

Пустышка?

Занятия иппотерапией рекомендуют при заболеваниях опорно-двигательного аппарата: нарушениях осанки, остеохондрозах, врождённых пороках развития костной системы. При неврологических заболеваниях: ДЦП и последствиях перенесённого полиомиелита. Широко применяют и для лечения детей с психиатрическими заболеваниями – синдромами Дауна, Ретта, аутизмом.

— Такие дети тяжело поддаются медикаментозному и физиотерапевтическому лечению, а иппотерапия для них очень подходит. Они раскрываются с лошадьми, с большим удовольствием с ними общаются. Ведь с ними необязательно разговаривать, подбирать правильные слова, как с людьми, – рассказывает заведующая физиотерапевтическим отделением центра Евгения Иконникова.

— Возможно ли, что иппотерапия – это пустая таблетка, эффект плацебо? – интересуемся мы. – Людям внушают, что это работает. Некоторые считают, что и котики способны лечить.

— Котики, собачки, хомячки не дадут такого психо- и физиотерапевтического эффекта, который мы здесь наблюдаем каждый день. Когда большое и сильное животное отрывает ребёнка от земли, он получает огромный заряд эмоций. И ни один домашний питомец не может растянуть спазмированные мышцы, улучшить осанку, координацию движения, как это происходит во время иппотерапии, – уверена доктор.

Как это работает

Иппотерапия – один из видов механотерапии, где в качестве инструмента реабилитации выступает уникальный, ни с чем не сравнимый живой тренажёр. Двигаясь, лошадь колеблет всадника в три стороны: вперёд-назад, вверх-вниз, влево-вправо, посылая седоку до 110 двигательных импульсов в минуту.

Температура тела лошади – около 40?, то есть пациент получает разогревающий массаж. Чтобы всадник удержался, в работу автоматически включаются все группы мышц туловища, рук, ног, вестибулярный аппарат. В результате езды напряжённые мышцы разогреваются, растягиваются и расслабляются, а расслабленные, наоборот, трудятся.

«У детей с асимметричным поражением органов во время посадки на лошадь появляется некая синергия между поражённой стороной и здоровой. Поражённые мышцы вспоминают, как они должны работать в здоровом состоянии», – продолжает Иконникова.

Ребёнок-инвалид редко выходит на улицу. Общения – ноль, движения – тоже. А тут у него появляется возможность свободно передвигаться. На лошади он чувствует себя смелым, сильным, самостоятельным. Ему кажется, что он управляет большим животным, которое его слушается.

«Дети с аутизмом привыкли жить в своём ограниченном мире, в коконе. Когда в нём появляется доброе животное, они раскрываются, впускают в своё пространство других, активнее занимаются с психологом, с удовольствием рассказывают об этом родителям. У ребёнка идёт прогресс в психоэмоциональной сфере», – поясняет врач.

Без седла

Пони из?за более быстрого ритма шага не годятся для занятий иппотерапией. Другое дело лошади. Подходят любые. Ценятся беспородные: за добрый нрав, спокойствие, высокую обучаемость, покладистость и внимательность к седоку.

«Нашему Ландышу лет 17–18. В центре он работает с момента открытия и никогда не подводил. Как и у людей, иногда у него пропадает настроение работать, для этого у меня припасены яблочки», – рассказывает инструктор по иппотерапии Нина Жемчугова.

Занятия на манеже продолжаются 20–25 минут. Первый раз ребёнка знакомят с лошадью, сразу никто не посадит. Верхом дети ездят без седла, сидя на попоне. Так поражённые мышцы лучше и быстрее вспоминают, как они должны работать в здоровом состоянии. Седло тут только мешает.

«Круг проехали – и мышцы разогрелись, начинаем выполнять упражнения на координацию, растяжение мышц, на сгибание-разгибание рук и ног. Есть специальные комплексы упражнений, подходящие заболеванию ребёнка. Всё индивидуально», – объясняет инструктор.

Это здорово!

Педагог-психолог центра Ольга Шворак считает, что иппотерапия – это колоссальная нагрузка на организм, но, поскольку всё проходит в форме игры, ребёнок не замечает, что получает хорошую тренировку. У некоторых пациентов она видит результат уже после первого курса занятий. Много раз наблюдала, как дети со сведёнными ногами в коленях после занятий с Ландышем начинали лучше ходить, больше общаться.

«Я занималась с ребёнком-аутистом, мы ничего с ним сделать не могли, настолько был трудный случай. Он не видел меня, не замечал инструктора, но улыбался Ландышу. И постепенно, потихоньку иппотерапия помогла нам войти в круг общения мальчика. Это здорово!»

В некоторых случаях лошади ложатся, если устали или седло натирает спину. Иногда — просто потому, что захотелось поваляться. Или же это проявление непослушания, если скакуна воспитывали в условиях безоговорочного подчинения человеку, применяли хлыст или шпоры. Если это так, то потребуется много времени, чтобы вернуть доверие лошади. Что делать, если под всадником лошадь ложится?

Если Вы сидите в седле, а лошадь под вами хочет лечь, не смотрите вниз, чтобы не потерять равновесие. Чтобы лошадь не начала укладываться, всаднику нельзя расслабляться. Не выпускайте лошадь из-под контроля.

Некоторые лошади ложатся только под каким-то конкретным всадником. В этом случае вина целиком и полностью лежит на человеке. Умеющий, опытный, умный конник всегда следит, чтобы лошадь не отвлекалась, «шевелит» ее, отчего она активно двигается вперед и выполняет команды. А если животное ложится, значит, всадник расслабился и отвлекся, разрешил лошади делать то, чего она хочет в данный момент.

Как исправить. Как только лошадь собирается лечь (замедляет ход, осматривает место и наклоняет голову), нужно подтолкнуть животное шенкелем и чем-то отвлечь её внимание, например, завести на вольт или поднять в рысь. Не забудьте поднять голову лошади поводом! Попробуйте подключить голос: звуковые команды вполне эффективны, если нужно «активировать» коня.

Если укладывание — проявление непослушания, скакун ведёт себя так из-за грубого обращения с ним в прошлом, всадник должен вести себя максимально спокойно. Ни в коем случае не кричать и не наказывать коня. Вы можете дать ему лакомство и похлопать по шее. Запаситесь терпением и понемногу завоевывайте доверие лошади.

Проблема адаптации детей-инвалидов стоит очень остро, и специализированная школа – не всегда лучший выход. Уже больше 12 лет в Котельниках на базе детской спортивной школы олимпийского резерва «Белка» проходят занятия по иппотерапии – реабилитации при помощи верховой езды. Корреспондент «РИАМО в Люберцах» выяснила, почему полезно кататься на лошадях и как они могут помочь детям с синдромом Дауна и аутизмом.

Лечебные животные

«Даш, улыбайся!» – просит тренер девочку, сидящую на лошади.

Увидев корреспондента, Даша ослепительно улыбнулась в камеру. Потом каждый раз при виде фотообъектива она радостно показывает все свои молочные зубы – как в рекламе зубной пасты.

Сначала можно подумать, что Даша и другие дети готовятся к соревнованиям или просто отдыхают, катаясь на лошадях. На самом деле, все гости школы – дети с серьезными диагнозами вроде аутизма и синдрома Дауна. И в манеже они не развлекаются, а занимаются иппотерапией – лечебной физкультурой, в которой в качестве спортивного снаряда выступает лошадь.

Тренер Марина Асфандиярова утверждает, что лошадь – единственное животное, у которого ритм шага полностью совпадает с ритмом шага человека.

Поэтому дети, сидя на лошади, соприкасаясь с ней тазом и ногами, получают наглядный пример того, как нужно правильно двигаться. Мозг запоминает последовательность движений коня, и через некоторое время человек начинает воспроизводить эти движения, переставляя свои ноги.

«Лошадь, двигаясь шагом, совершает колебательные движения в трех плоскостях: вперед и назад, вверх и вниз, справа налево. От этих движений юный всадник раскачивается и на рефлекторном уровне начинает удерживаться на лошади, его мышцы автоматически начинают работать», – объясняет Марина принцип иппотерапии.

«Он дрался и даже кусался»

У Даши синдром Дауна. Она впервые села на лошадь в три года.

«И села сразу, как положено, будто всю жизнь этим занималась – очень уж ей это нравится», – вспоминает первое занятие мама девочки, застегивая ей куртку.

В это время Даша отбирает фотоаппарат и делает несколько смазанных снимков пола. Уже одетая, хватает всей ладошкой два моих пальца и тянет их к коню – угостить морковкой и погладить.

У десятилетнего Димы аутизм. Его занятия иппотерапией начинались не так гладко, как у Даши: его мама рассказывает, что на первом уроке были сплошные протесты.

С первого Диминого занятия прошло пять лет. Его мама отмечает, что за это время он стал более терпеливым, теперь он сам с удовольствием взбирается на коня и общается с ним. А главное – с Димой теперь можно договориться.

«Раньше сын меня совсем не слышал. Он не может говорить, так как у него детский аутизм, но он научился понимать меня не только по словам, но и по взгляду. Он слушается не только здесь, но и дома – это большой прогресс. И спину ровно держит. Посмотрите, как он сидит на лошади!» – говорит мама Димы.

Поверить в себя

Тренировки для детей с ограниченными возможностями проходят бесплатно. Одно занятие длится полчаса, чтобы ребята не переутомились. Все дети катаются без седла, чтобы как можно лучше прочувствовать движения коня.

«Но дело не только в движении. Мышцами спины лошадь делает своеобразный массаж, и мышцы всадника расслабляются. К тому же температура тела лошади чуть выше, чем у человека, а значит, ребенок получает и мышечный, и тепловой массаж», – объясняет тренер.

Сначала детей учат держаться на лошади, затем с помощью игр вроде попадания мяча в цель учат самостоятельно управлять животным. За каждое успешно выполненное упражнение – похвала и «пятерка».

К тому же простые игры способствуют реабилитации и развитию. Ребенок учится концентрировать внимание на важном и запоминать правильную последовательность действий. Это еще один плюс иппотерапии.

Выход из аута

Поверивший в свои силы Арсений впервые в жизни ложится на лошадь спиной и неистово хохочет на весь зал. По словам его мамы, он все еще побаивается большого животного – каждый раз его буквально заставляют покормить коня морковкой.

Даша в это время расчесывает своего скакуна – учится с уважением и ответственностью относиться к другому живому существу. Расчесывает сначала с большой неохотой, не понимая, что от нее требуют. Но через пять минут увлекается. А впереди еще катание сидя, лежа и задом наперед.

Тренер объясняет, что разные техники и катание в разных положениях тоже очень полезны.

«Маленьких детей мы откатываем лежа, задом наперед, поперек лошади и так далее – все зависит от функциональных особенностей ребенка. По сути, это позволяет вывести ребенка из аута», – подчеркивает Марина.

И добавляет, что положение задом наперед очень полезно, так как расширяет зрительное пространство. Чем больше ребенок видит, тем у него больше желание двигаться.

Забыть про диагноз

«Инвалидам часто не хватает движения и общения – даже на детской площадке не каждая мама позволит своему здоровому сыну общаться с ребенком с диагнозом вроде аутизма. Мы даем этим детям и движение, и общение. Причем не только с тренером, но и с коноводом и лошадьми», – говорит Марина.

Она отмечает, что иппотерапия не может вылечить ни синдром Дауна, ни аутизм, но ее цель не в этом. Ее цель – научить ребенка управлять своим телом, помочь ему поверить в свои силы, научиться социальным навыкам и самообслуживанию, которые понадобятся во взрослой жизни.

Кроме того, иппотерапия дает надежду не только детям, но и их родителям, которым тоже приходится очень тяжело.

«Тут родители видят, что их ребенок не беспомощный, что он может и коня расчесать, и куртку застегнуть, и мячом в цель попасть. По сути, мы открываем им глаза», – считает тренер.

«Смотрите, дочь ласточку делает, снимайте! Когда мы в первый раз увидели – обалдели!» – вдруг воскликнула мама Даши.

Девочка, кажется, и вправду забыла про свой диагноз, «вышла» из него. И показала, что она может гораздо больше, чем от нее ожидали. Именно об этом и говорила тренер.

Увидели ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите «Ctrl+Enter»

/прим. перев. – укладывание – своего рода высшая школа, или дипломная работа в НХ, и если лошадь не прошла “школу НХ”, то не стоит этого начинать. Нужно обучить ее основам и более продвинутым вещам НХ, а уже как тест на доверие – начать обучение укладыванию/

ВНИМАНИЕ: Соблюдайте максимальную осторожность с лошадью, когда будете делать описанные упражнения. Мы настоятельно не рекомендуем пробовать это в одиночку первое время. Мы рекомендуем проконсультироваться с профессиональным тренером и попросить совета у знающих специалистов перед тем, как вы попросите лошадь лечь – вы можете навредить и себе и лошади.

Обучение лошади ложиться это вопрос максимального доверия. Это урок для продвинутых натуралов, который не должен применяться до тех пор, пока у вас не будет полного взаимопонимания и контроля над лошадью и вы не будете чувствовать уверенность в ней во всех ситуациях. Вам необходимо соблюдать предельную осторожность, есть несколько вещей, которые могут быть опасными – лошадь может вскочить, пока будет ложиться, может наступить на вас, упасть на вас и сделать много чего еще (вы еще не передумали учить свою лошадь ложиться?). Я никогда не работаю с лошадьми на укладывание до тех пор пока мы полностью не пройдем работу на земле и не получим абсолютно управляемую и предсказуемую лошадь – это важно! Я никогда не начну работу до тех пор, пока лошадь не будет двигаться мягко, уважать ваше пространство и доверять вам до такой степени, что на ее теле не останется места, к которому вы не могли бы прикоснуться. Некоторым лошадям необходимы годы работы до того, как мы сможем начать обучить их ложиться – нельзя торопить события!

Так же вы не сможете начать обучение лошади ложиться, проснувшись однажды утром и сказав себе: “Сегодня я научу лошадь ложиться!”. Такой подход также рискован, как и выигрыш в лотерею, это может получиться… но удачи не принесет! Процесс обучения лошади ложиться займет много времени. Говоря это, я имею ввиду дни, недели, месяцы, а не время единственного занятия. Если вы не можете назвать себя терпеливым человеком, даже не начинайте это! Есть другие методы более быстрого укладывания лошади на землю, но я даже не буду обсуждать их здесь. Делайте это по “лошадиному времени”, вы узнаете, когда она готова – лошадь будет работать мягко и с желанием.

Невероятная вещь — общение с лошадью, которая доверяет тебе до такой степени, что позволяет поставить себя в наиболее уязвимое положение — уложить. Мы изучили множество правильных и не очень способов укладывать лошадь и остановились на технике, которая работает одинаково хорошо и для нас, и для лошади. Безопасность – первая вещь при обучении лошади лежать. Это не то, что может захотеть и попробовать сделать каждый.

Итак, какая же польза от обучения лошади укладываться по команде? Не стоит слишком долго ломать голову в поиске некоторых плюсов. Это наиболее важная вещь при построении доверия с лошадью – лошадь должна пройти множество уроков, чтобы доверять человеку до такой степени. Во-первых, вы можете пораниться при поездке в лес и не сможете забраться на лошадь, лошадь подойдет к вам и “поможет”. Если вы не сможете забраться на лошадь иначе, то укладывание поможет вам. Если же ваша лошадь поранилась и требуется уложить ее для ветеринарной помощи, вы также сможете легко это сделать.

Процесс укладывания

Мы начинаем обучать лошадь ложиться, имея в голове конечную цель – научить лошадь укладываться с человеком в седле. Это достижение отдаленное, к этому мы будем стремиться, и все, над чем мы будем работать так или иначе будет связано с этим. Прежде всего, ваша лошадь должна уходить от давления (прикосновения). Для большей наглядности мы сопроводили статью большим количеством фотографий, так что страница может грузиться медленно.

Как и все остальное, что вы делаете с лошадью, вы должны учить ее понятным для нее способом. Заваливание и стреноживание к таким способам не относятся – особенно если вы собираетесь построить доверительные отношения с лошадью. Вы обязательно найдете людей, которые скажут вам, что такими методами можно запросто научить лошадь ложиться. Укладывание лошади не подразумевает заваливание на землю насильно. Мы видели, как такие люди делают это, и выглядит это не особенно приятно.

Часть 1: Обучение лошади поклону.
Часть 2: Обучение лошади ложиться с седлом.
Часть 3: Обучение лошади ложиться от давления (прикосновения).
Часть 4: Обучение лошади ложиться со всадником в седле (мы не будем показывать этого).

Прежде чем вы начнете, вы должны выполнить пару заданий:

Задание 1: Пойдите и посмотрите, как ваша лошадь ложится на свободе. Сфокусируйтесь на том, что происходит с передними ногами, задними ногами, телом и как она переносит вес. Обратите особое внимание как она “встает на колени”, подводит задние ноги и медленно опускает тело на землю. Запомните, когда голова и ноги опускаются и тело ложится. Все эти мелочи важны. Если вы не сможете держать в голове подробную картину того, как лошадь ложится на природе, то вы не сможете представить, чего будете требовать от нее, соответственно, не нужно даже пробовать это.

Задание 2: Ваша лошадь лежит на пастбище или в деннике. Сможете вы подойти к ней? Не убежит ли она? Попробуйте. Подойдите к ней, почешите ее, пока она лежит сама по себе. Попробуйте приложить некоторый вес на нее – присядьте ей на круп, если сможете. Не двигайтесь вокруг нее быстро и постарайтесь сохранять спокойную покорную позу. Если вашей лошади комфортно с вами, пока она лежит и находится в уязвимом положении, то считайте, что ваши дела идут хорошо.

Часть 1: Обучение лошади поклону

Первое, что мы должны сделать, это обучить лошадь кланяться с опорой на одну ногу от прикосновения. Сделать это довольно просто. Во-первых, вы должны настроить себя на успех, под этим мы имеем ввиду, что вы должны быть уверены, что это будет просто для вас и для лошади.

Учить поклону вы можете и с седлом и без него. Мы рекомендовали бы делать это с седлом, потому что следующая часть обучения пройдет с седлом /имеется в виду вестерновое седло, не делайте этого со спортивным седлом при затянутых подпругах! прим. ред/. Наденьте на лошадь недоуздок (здесь и во всех занятиях НХ используется rope halter – веревочный недоуздок, так как он оказывает наиболее четкое воздействие. – прим. перев.) и чомбур, встаньте у плеча лошади. Справа или слева вы будете стоять – не важно, потому что вы должны делать это одинаково легко с обеих сторон лошади.

Чтобы научить лошадь этому, вы должны сначала работать с одной и той же стороны, до тех пор пока она не будет отлично выполнять поклон. И не забывайте хвалить и награждать лошадь за каждый правильно выполненный шаг этого упражнения, иначе вы потратите гораздо больше времени, чем могли бы.

Обучение поклону является отдельным элементом. Хотя это и является отправной точкой при обучении ложиться, но важно научить лошадь и кланяться по команде. В идеале, мы стремимся к тому, чтобы лошадь выполняла поклоны с человеком в седле. В конце выступления по классической выездке лошадь должна выполнить остановку, а всадник должен снять цилиндр и поклониться судье. Одна из наших знакомых решила научить лошадь так же поклониться судье, в то же время, что и всадница. Она давала команду к поклону ногой. Всему этому она научила лошадь описанным ниже способом.

Мы должны стремиться к мягкости и плавности исполнения поклона, обратите внимание на картинку. Эта кобыла расслаблена, она склонила голову. Вы не увидите здесь клубы пыли. И она не борется со мной, в то время пока я делаю с ней что-либо. Это не значит, что она не упиралась и не сопротивлялась первое время, когда мы начали учиться поклонам, но мы работали над этим, она получала похвалы за каждое правильно выполненное движение, а позже за каждое движение, выполненное с мягкостью. Ваша задача правильно определить эти самые моменты и награждать за них.

Шаг 1: Перенесите чомбур на противоположную сторону лошади. Обратите внимание, что моя рука лежит на плече лошади, это будет та самая команда, которой я буду просить лошадь поклониться со мной в седле, так что я определяю это с самого начала.

Шаг 2: Возьмите копыто и держите его. Возьмитесь другой рукой за холку (или рожок седла) и потяните лошадь назад. Обратите внимание, что я переношу свой вес назад перед тем, как лошадь сделает это. Вы, возможно, захотите начать обучение с седлом. Тогда вы сможете использовать рожок как рычаг, чтобы перенести вес лошади назад. Одна из проблем, с которой вы можете столкнуться, это когда после 15 попытки поклона лошадь решит, что больше не хочет давать вам ногу. Возможно, вам следует поработать над командой “дай ногу” перед тем, как вы продолжите учить лошадь поклону. Не отчаивайтесь и – самое главное – не срывайтесь на лошадь. Запаситесь терпением, и вы будете сполна вознаграждены в конце.

Шаг 3: Просите лошадь перенести вес назад, пока вы держите ее ногу. Я использую чомбур, чтобы легким давление помочь лошади сделать это.

Шаг 4: Опускайте ногу лошади к земле, и она поклонится. Обратите внимание, что чомбур свободный, я не тяну лошадь, она следует за легким давлением.

Это упражнение довольно тяжелое для лошади, так что не перетрудитесь. Чтобы добиться успеха, мы просим от лошади поклон 3-4 раза за урок и потом отпускаем, естественно после хорошей попытки. Наиболее важно, что мы награждаем лошадь за каждый правильно выполненный шаг тем, что “отстаем” от нее и хвалим, так что лошадь понимает это. Теперь, когда мы научили лошадь выполнять поклон, у нас есть два пути: 1) продолжить работу с поклоном с человеком в седле, и 2) начать работать над укладыванием.

Вам нужно отработать поклоны так, чтобы лошадь выполняла их легко и непринужденно без седла и с обеих сторон, перед тем как переходить к следующему шагу.

Часть 2: Обучение лошади ложиться с седлом

Существует много способов научить лошадь ложиться, вероятно, самый простой из них – надев на нее седло. Вы сможете использовать рожок как рычаг, показав лошади направление, за него также можно зацепить корду (чомбур), обвязанную вокруг ноги лошади, чтобы помочь уложить лошадь не землю (хотя лучше этого не делать, потому что все равно потом придется учить лошадь ложиться без веревки, лишь от прикосновения, да и веревка может запутаться). Сначала лошадь, скорее всего, подумает, что это не такая хорошая идея, как вам кажется. Вы наверняка столкнетесь с сопротивлением и упорством. Это нормальное явление, не нужно злиться на лошадь. К тому же если вы не добились того, что лошадь выполняет поклон непринужденно и мягко, вам в любом случае не следует переходить ко второй части.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: Используйте седло, которым вы не особенно дорожите. Существует вероятность того, что лошадь ляжет на седло и повредит ленчик.

Шаг 1: Свяжите стремена сверху седла, иначе лошадь может лечь на стремя, и тогда в следующий раз вам будет трудно убедить ее в том, что это все-таки хорошая идея. Не забудьте, что использовать нужно “старое” седло!

Шаг 2: Возьмите ногу точно также как и при обучении поклону в части 1. Обратите внимание, что я держу чомбур с противоположной стороны лошади. Это важно, потому что я хочу, чтобы голова лошади наклонилась от меня, и ее ноги были подальше от меня.

Еще одна важная вещь. Когда вы берете копыто лошади для расчистки/ковки и для поклона/укладывания это выглядит очень похоже, а потому неудивительно, что лошадь может легко это перепутать. Может случиться и так, что она ляжет, когда коваль поднимет ее копыто для расчистки. Чтобы этого не случилось, когда вы берете ногу для укладывания, стойте спереди лошади, а не сзади, как при ковке. Скоро лошадь поймет разницу.

Шаг 3: Попросите о поклоне, как в части 2, но когда лошадь поклонится, продолжите клонить ее давлением (прикосновением). Я предпочитаю использовать давление на холку, чтобы уложить лошадь.

Это вид на поклон с другой стороны, прямо перед тем, как уложить лошадь. Попросите ее перенести вес на задние ноги и тогда приложите давление в сторону. Точно так же как они делают это на свободе. (Я где-то за лошадью).

Очень важно все время помнить, что вы видели, когда лошадь ложилась на свободе сама по себе. Вспомнили, как она припадала на колено, подводила задние ноги и медленно опускала тело на землю? Вы должны точно также уложить лошадь на землю.

Шаг 4: Начните клонить лошадь в сторону (спиной к себе). Обратите внимание, что я постоянно хвалю лошадь. Также я все время держу ухо востро, чтобы быстро отскочить, если что-то пойдет не так.

Шаг 5: Продолжайте клонить лошадь на бок. Не забудьте, что для этого стремена должны быть связаны над седлом. Смотрите, в каком направлении уходят голова и ноги, и ложится тело лошади. Не забудьте, что голова должна потянуться от вас и ноги естественно, тоже. Используйте чомбур с противоположной от вас стороны лошади, чтобы все вышло именно так. Вы можете повернуть нос лошади в нужном направлении (от себя) – ноги последуют в ту сторону, куда направлен ее нос, запомните это! Обратите внимание, что я все делаю со стороны спины лошади – ДЕРЖИТЕСЬ ПОДАЛЬШЕ ОТ НОГ!

Погладьте лошадь, пока она лежит на земле, почешите ей морду или холку, похлопайте по боку. Когда лошадь захочет встать, не мешайте ей. Не заставляйте лошадь лежать на земле.

Потребовалась неделя занятий для того, чтобы уложить эту лошадь на землю и добиться того, что можно было потрепать ее везде. Мы добились этого постепенно, начав с того, что лошадь мягко кланялась от прикосновения, а затем проводили с ней время пока она на земле. Это не тот урок, который можно ускорить. Работайте по лошадиному времени, и когда наступит нужный момент, у вас все получится.

Часть 3: Обучение лошади ложиться от давления (прикосновения)

Тут используется та же самая концепция, что и при укладывании с седлом, но лошадь уходит от давления без всякого снаряжения. Причина, по которой мы делаем это в том, что мы хотим добиться того, чтобы лошадь ложилась только от давления, без помощи дополнительного рычага в виде рожка и не была ограничена седлом, а также мы хотим, чтобы можно было дотрагиваться до лошади в любом месте, пока она на земле.

Шаг 1: Возьмите ногу, также как и при поклоне в части 1. Снова обратите внимание, что я держу чомбур с другой стороны лошади. Запомните, это очень важно, потому что я хочу, чтобы голова тянулась в ту сторону, и ноги были подальше от меня.

Шаг 2: Попросите лошадь перенести вес на задние ноги, пока вы держите копыто. Обратите внимание, что я не использую чомбур, чтобы заставить лошадь сделать это. Мы просим лошадь перенести вес назад от прикосновения к холке, как мы учили при поклоне. Наши прошлые тренировки теперь платят нам большие дивиденды.

Шаг 3: Попросите лошадь сделать поклон. Обратите внимание, как лошадь перенесла вес назад. Также заметьте, что чомбур висит. Эта лошадь кланяется с желанием всего лишь от прикосновения. Также очень важно убирать давление, когда лошадь выполнила то, что вам надо и вознаградить ее за правильное поведение. Не забудьте о мелочах, которым вы научились на предыдущих уроках.

Шаг 4: Попросите лошадь уйти от давления, направленного в сторону. Здесь я прошу лошадь лечь на бок от давления на холку. Когда лошадь выполняет требуемое, я убираю давление. Обратите внимание, что голова направлена в сторону от меня. Так как мы с самого начала учили ее ложиться именно так, лошадь знает, что должна ложиться так, что ноги оказываются далеко от меня.

Помните, как лошадь ложилась на пастбище? Помните, как она припала на колени, перенесла вес на задние ноги и медленно опустила тело на землю? Держите эту картинку в голове все время этих занятий.

Следите за тем, куда направляются голова и ноги лошади. Запомните, что вы хотите видеть затылок лошади, а не ее нос, чтобы ноги были с другой стороны. Используйте чомбур с противоположной стороны, чтобы этого добиться. Вы можете повернуть ее нос в нужную сторону, и ноги последуют за ним, не забывайте об этом. Опять же обратите внимание, что я делаю всю работу находясь за спиной лошади – НЕ ПОДХОДИТЕ К НОГАМ!

Шаг 5: Попросите лошадь растянуться на боку, уступив прикосновению. Я использую руки для давления, чтобы положить лошадь на бок, как только лошадь начинает ложиться на бок, я тут же убираю давление. Лошадь, которая знает, как уходить от давления, поймет все очень быстро.

Шаг 6: Оставьте лошадь лежать на боку. Обратите внимание, что я все время хвалю и награждаю лошадь. Также я всегда готов отпрыгнуть, если что-то случиться. Я хочу, чтобы лошадь продолжала лежать на боку потому, что это самое уязвимое положение – я добиваюсь того, чтобы она научилась доверять мне так сильно, как только можно.

Поиграйте с ней, пока она на земле. Хвалите ее, почешите ей холку. Облокотитесь на нее, присядьте ей на спину, если она позволит. Я люблю садиться как в седле, будто собираюсь ехать на ней, когда она встанет (потому что это и есть моя конечная цель).

Когда лошадь захочет встать, пусть встанет. Запомните, нельзя заставлять лошадь лежать на земле!

Всего это заняло около двух недель ежедневных тренировок, чтобы именно эта лошадь ложилась так непринужденно (и мы думаем, что мы знали, что делаем). Несколько тренировок мы потратили на то, что поднимали и опускали ноги лошади. 4-5 тренировок ушло на то, чтобы отработать плавный поклон. Затем за 10-12 тренировок мы научили лошадь ложиться на землю. Мы могли бы сделать все это и быстрее, только зачем? Когда мы работаем с лошадьми таким способом, мы не стараемся добиться мгновенного результата.

Это выглядит немного необычно, но чем больше мы требуем от лошадей, тем лучше становятся отношения между нами. Лошади с которыми мы работаем такими методами хотят быть с нами больше, чем наши племенные кобылы, которые не испытывают на себе такого внимания и требований.

Обучение молодых, в данном случае спортивных верховых, лошадей при помощи корды — прочной тесьмы длиной 8-10 м и шириной 15-20 мм — первый шаг выездки, требующий серьезного отношения. Эта тренировка незаменима для выработки у лошади подчинения и спокойствия (до выездки под седлом и после), помогает сохранить и укрепить ее конечности, развить мускулатуру, совершенствует естественные движения, придавая гибкость телу, приучает к переходам из аллюра в аллюр, ритмичности, импульсивности. При работе лошади на корде тренер имеет возможность наблюдать за ней со стороны, видеть, как она «берет повод», держит голову и шею, подводит зад, как изменяется к лучшему ее ход, работает мускулатура.

Однако только одна работа на корде не может заменить непосредственного контакта всадника с лошадью. Как правило, такая работа ведется параллельно с ездой под всадником, и обычно предшествует ей. Всадник, чувствуя лошадь, может соответствующим образом воздействовать на нее шенкелями, перемещением своей массы и натяжением поводьев.

Корду применяют также для работы лошадей, которых по разным причинам, например, чтобы сохранить кондиции, нельзя седлать или нагружать массой всадника; для проминки, моциона, отучения лошади от дурных привычек — подъема на свечку, отказа двигаться вперед и т. п.; при напрыгивании на препятствия и работе на кавалетти; наконец, при обучении всадников.

Корда на одном конце имеет петлю, а на другом — карабин, или гарт, пристегиваемый к оголовью. Корда должна быть прочной, без узлов или других шероховатостей, мешающих ей скользить в руках кордового, легкой, чтобы не обременять рот лошади. Кроме того, необходимо иметь две короткие корды длиной 4-5 м, применяемые при работе на сгибании, и т. п.

Для работы на корде необходим бич или заменяющее его приспособление. Бич состоит из древка длиной 2-2,30 м и сыромятной легкой бичевы длиной 2,5-2,7 м. Удобен для этой цели цирковой бич-шамбарьер. Можно также с успехом использовать в качестве древка удилище спиннинга. Для работы на небольшом кругу удобен хлыст длиной 1,2-1,4 м.

При работе на корде применяют также гурту (широкий трок), с каждой стороны которой имеется три кольца, расположенных на разной высоте, что позволяет прикреплять развязки выше или ниже (рис. 1). Взамен гурты можно использовать седелку (с под- пругой) от рысистой сбруи, и, наконец, седло, пристегивая развязки за пряжки путлищ или за подпругу. Гурту можно накладывать на седло или на сложеную в несколько раз попону.

При использовании корды незаменим капцунг (манежный недоуздок). Он представляет собой подбитый войлоком недоуздок, в переносье которого вставлена металлическая пластинка. Переносье снабжено тремя кольцами — средним и двумя боковыми. Во избежание смещения капцунга в сторону (на глаза) его следует плотно и довольно высоко, не Стесняя дыхания лошади, зафиксировать на голове (рис. 2а).

Корда пристегивается за одно из колец капцунга, чтобы трензель не беспокоил рот лошади и она шла спокойнее. Крепление корды за среднее кольцо дает возможность переводить лошадь для движения в обе стороны. Следует, однако, иметь в виду, что при этом значительно увеличивается сила действия корды на нежные носовые кости лошади, особенно при опущенном вниз переносье. Грубо воздействует на рот лошади трензель, к кольцу которого прикреплена корда. Иногда при этом внешнее трензельное кольцо втягивается в рот лошади, травмируя его. При отсутствии капцунга в крайнем случае корду можно крепить с помощью накордника (рис. 2г) или за капсуль.

Так называемая корда «фикс» , закрепляемая за наружное и внутреннее кольцо трензеля (через затылок), дает возможность надежно удержать лошадь, бросающуюся в сторону или по кругу, что часто бывает на первых уроках, если она строптива, энергична. Корда «фикс», действуя на углы рта лошади с обеих сторон, поможет тренеру быстро справиться с ней. Постоянное применение корды «фикс» может отрицательно повлиять на импульсивность лошади (рис. 26).

Скользящая корда (в двух вариантах) дает возможность производить при работе на корде боковые сгибания (рис. 3). Работа на двух кордах в прямом направлении проводится для усовершенствования пиаффе и пассажа при помощи туширования, а также при работе в два следа (рис. 4).

При необходимости делать прямые сгибания корду укрепляют за мундштук, как показано на рис. 2в.

При работе направо тренер должен держать корду в правой руке, а налево — в левой. Конец корды, идущей к лошади, проходит под большим пальцем по ладони, зажатой в кулак кисти, бич находится в противоположной руке вместе со свободной частью корды, подобранной ровными петлями. Это позволяет спускать с ладони петли, когда требуется удлинение корды, и ровное последовательное набирание петель, когда требуется ее укорачивание. Можно также держать всю корду в одной руке, а бич в другой.

Приводим описание первых уроков работы лошади на корде (без развязок) по Н. С. Черепанову («Основы эксплуатации боевого коня в физиологическом понимании», М., 1933).Если вывести лошадь на манеж и прицепить к оголовью корду, выпустив ее на достаточную длину, она в зависимости от темперамента и общего состояния здоровья может реагировать по-разному. Почувствовав относительную свободу и находясь на известном удалении от человека, лошадь начнет прыгать и резвиться, стараясь освободиться от корды или, будучи спокойной, нередко сама сейчас же приблизится к кордовому и будет следовать за ним. В первом случае «рефлекс свободы» (борьба с ограничениями) превалирует над другими условными рефлексами, подчиняющими коня воле человека. Во втором — сказывается условный рефлекс на движение рядом с человеком. Если, например, пытаться такую лошадь при помощи бича заставить двигаться по кругу соответственно длине корды, то на первых порах из этого ничего не выйдет. Мы только отпугнем ее от себя, она будет стремиться вырваться из рук кордового, а взмах бича превратится в раздражитель отрицательного порядка.

Другое дело, если подчинение лошади тренеру осуществляется без насилия, когда кордовой займет свое место в центре круга, а помощник берет лошадь под уздцы, ведет ее по кругу, указываемому кордой, и все более и более удаляется от нее. В этом случае действует условный рефлекс на движение рядом со всадником, а затем — на движение по кругу. Постепенно удаляясь от лошади, помощник в первые моменты может предотвратить ее попытки к возвращению назад или приблизиться к нему путем изменения интонации голоса и легкой угрозы бичом. Несколько таких упражнений, и у лошади вырабатывается новый условный рефлекс на движение по корде, сначала непрочный, легко срывающийся, но затем при правильной работе переходящий в прочный. Так, сделав постепенный переход от одного условного рефлекса к другому, без нарушения первого, подчиняют лошадь воле человека, вырабатывают все новые и новые рефлексы.

Приучив лошадь к свободному движению на корде, кордовой начинает вырабатывать уже сложные условные рефлексы на действие кордой и голосом. При помощи этих двух средств управления кордовой уже легко может перевести лошадь из одного аллюра в другой. Первые уроки на корде допустимы с помощником. В дальнейшем обучать лошадь на корде, как правило, должен один человек.

Место тренера при работе на корде имеет большое значение. Должен образоваться как бы незамкнутый треугольник, одну сторону которого составляет корда, а другую — бич. Тренер находится на вершине треугольника. Бич надо держать горизонтально по направлению к лошади.

Первые уроки на корде проводят шагом на небольшом кругу диаметром 4-5 м, желательно в углу манежа. Учитывая естественное искривление тела влево у большинства лошадей и то обстоятельство, что лошадь привыкла к тому, что человек всегда находится с ее левой стороны, первые уроки следует проводить «ездой налево». Когда лошадь будет ходить по кругу спокойным шагом, можно перевести ее на рысь, увеличив диаметр круга. Желательно, чтобы тренер ходил по маленькому кругу, а не стоял на месте, вращаясь вокруг собственной оси. Это мотивируется тем, что лошадь, наблюдая за действиями человека, как бы копирует его движения. Если тренер двигается по кругу, то лошадь, чувствуя, что ее сопровождают, пойдет более энергично. Это обусловлено особенностью ее зрения, способностью видеть во всех направлениях (поле зрения — 360°) и обостренным вниманием к малейшим движениям и жестам человека.

Как указывалось выше, в задачу тренера входит обучение лошади беспрекословно выполнять команды, подаваемые голосом, действиями корды (через капцунг), бичом и сочетаниями этих команд.

Лошадь не способна понимать слова, для нее понятна лишь интонация голоса тренера и протяженность слов (выражения), когда она к ним привыкла. Можно рекомендовать следующие команды: для посыла лошади вперед — щелканье языком или команда «вперед» с ударением на первом слоге; для замедления аллюра произносят мягко о-о-о с ударением на первой букве; при переводе лошади в шаг — протяжное «шагом»; для остановки — протяжное олля с понижением голоса на втором слоге.

Перевод лошади в рысь производится командой «рысью» с ударением на первом слоге и протяжно на последнем; при подъеме в галоп тренер довольно резко произносит «галоп» . Для подзыва лошади к тренеру команда «ко мне» произносится мягко, с ударением на втором слоге; при этом тренеру никоим образом не следует идти навстречу лошади, а, наоборот, заставить ее вплотную приблизиться к нему.

При обучении лошади командам тренер должен широко применять поощрение ее подкормкой, оглаживанием и ласковым голосом, произнося протяжно «браво».

Голосом следует пользоваться так же умело, как шенкелями и поводьями. Голос может действовать на лошадь подбадривающе, успокаивающе и настораживающе. Добродушный низкий голос успокаивает лошадь, звонкий и резкий — возбуждает ее. Опытный тренер зачастую даже не пользуется бичом, так как умеет заставить лошадь подчиняться ему с помощью корды:

Значение команд, передаваемых с помощью корды:

движение руки тренера с кордой вперед по направлению движения лошади побуждает ее прибавить ход, одновременно он подает одной рукой команду «вперед», в другой — заносит бич назад, как бы раздвигая руки [бич применяется лишь на первых уроках); легкое колебание кордой убавляет или останавливает ход лошади; если она не останавливается, то ее следует постепенно подвести в углу к стенке манежа, которая бы преградила ей дорогу; энергичное движение руки (с кордой) от себя снизу вверх заставляет лошадь расширить круг и взять больше повод; движение корды к себе уменьшит вольт и заставит ее двигаться передом более или менее внутрь вольта. Легкое вибрирующее движение корды вперед и вверх употребляется, когда лошадь сильно начинает ложиться на удила.

Изменить направление движения лошади при работе на корде, если она пристегнута за капцунг или за накордник, можно спокойным перемещением бича сзади наперед. Это заставляет лошадь повернуться головой внутрь, а затем пойти в обратном направлении. Во всех других случаях необходимо подозвать лошадь к себе, перестегнуть корду на другую сторону и заставить ее двигаться в обратном направлении.

Рука тренера (с кордой) должна находиться на высоте рта лошади и держать через слегка натянутую корду постоянный с ней контакт. Когда рука спущена вниз, корда провисает, и это будет не работа на корде, а просто гонка лошади. Не следует также сильно натягивать корду, так как лошадь при этом сбивается с аллюра, борется с силой, удерживающей ее, «выбрасывает» зад вне круга; все это мешает ей уравновеситься, двигаясь по кругу.

Бич применяют для управления и понуждения лошади двигаться вперед на корде. В зависимости от силы действия бич может служить как условным, так и безусловным раздражителем. Можно приучить лошадь реагировать на различные положения и движения бича, используя, как говорилось выше, большое внимание лошади к жестам человека.

Основные положения бича: на уровне седла или гурты-движение в заданном темпе; вперед (к голове лошади) — замедление движения вплоть до остановки; перемещение к заду лошади вызывает ускорение ее движения.

Корда, которая выглядит вообще столь безобидно, в руках неумелого новичка может стать опасным орудием. Приходится иногда видеть такую «работу», когда, не учитывая строения лошади (узкий ганаш, короткий затылок, плохая постановка головы), ей уже на первом уроке притягивают развязкой голову и шею. Бедное животное стоит тогда с отставленными вперед ногами, осадить не решается из-за страха перед угрожающим ей бичом. В отчаянии лошадь делает иногда свечку и при слабой пояснице и спабоуздости может опрокинуться. Понятно, что такие лошади уже до того, как сделают шаг на корде, оказываются испорченными.

Развязки. В большинстве случаев работа на корде сопровождается применением развязок (поводьев), эластичность которых обеспечивается резиновыми кольцами или вшитой резиновой ленты (тесьмы).

Жесткие, нерастягивающиеся, развязки вредно действуют на рот лошади, поэтому пользоваться ими не следует. Длина каждой развязки около 1 м, на одном ее конце имеется карабин для закрепления за кольцо гурты или за пряжку седла, на другом- продеваемый через кольцо трензеля или капцунга горт.

Применение развязок имеет цель приучить лошадь к послушанию, установить шею и голову, усовершенствовать аллюры, приучить ее держать повод, привести в известную степень равновесия.

Сначала следует «развязывать» лошадь слабо, чтобы не подавить стремления двигаться вперед. Укорачивать поводья (развязки) надо в зависимости от экстерьера и чувствительности рта лошади и по мере взятия ею повода. Надо помнить об опасности притупить чувствительность рта при коротком «развязывании».

Аллюр рабочая рысь . На протяжении всего урока тренер заставляет лошадь делать частые переходы в шаг и остановки, продолжать движение, подходить к тренеру и менять направление (что надо делать с участием помощника). Рекомендуется чаще подкармливать лошадь, оглаживать при подходах, поощрять ее ласковым голосом.

Четкого прибавления аллюра, чистоты переходов и остановок на первых порах требовать не надо. Все внимание лошади следует привлекать к командам тренера (голосом, кордой, бичом). Когда лошадь спокойно подходит к тренеру на зов, наступает благоприятный момент, чтобы погладить рукой, слегка дотронуться сложенным бичом до ее груди, плечей, спины, зада, после чего немедленно дать сахар, морковь. Лошадь должна «забыть», что бич- орудие наказания. Необходимо выработать у нее рефлекс, при котором бы она ждала после прикосновения кончика бича угощения.

Кратковременная и долгосрочная память лошади. Как видно из работы доктора биологических наук. А. А. Ласкова и сотрудников лаборатории тренинга ВНИИК, условно рефлекторные связи — основа двигательных навыков спортивных лошадей — образуются сначала в виде краткосрочной (оперативной) памяти, которая затем трансформируется в долгосрочную. Поэтому ученые рекомендуют вводить суточный интервал между выработкой у лошади новых форм трудных двигательных навыков и предъявлением к ним требований их многократного четкого воспроизведения. Это подтверждают и многочисленные факты из практики выездки лошадей. Вначале они выполняют какое-либо новое упражнение плохо, а затем — хорошо, охотно.

Усовершенствование движений, взятие повода. Работа на корде лишь основа для прохождения дальнейшего этапа, в течение которого следует достичь непринужденных движений лошади на разных аллюрах, сохранения ритмичного хода, более сильного отталкивания задних конечностей и вытягивания тела лошади при прибавлении аллюров, улучшения переходов как в пределах одного аллюра, так и из одного в другой, в также — со стойки к движению и с движения в стойку, усовершенствования взятия лошадью повода. При этом, как и на предыдущем этапе, в полной силе сохраняется принцип работы с частыми остановками, переменами направления и передышками.

Довольно широко применяемое у нас «вымахивание» лошади (на корде) до предела для выработки прибавленной рыси ведет к разболтанным неуравновешенным движениям. Надо помнить, что энергичная прибавленная рысь с длинным подвисанием и хорошо выраженным локомотивным действием зада является результатом систематической тренировки лошади на средней выразительной рыси через кавалетти (на корде).

В целях избежания монотонности в работе и усиления нагрузки на лошадь (интенсивной работы мускулатуры) следует всячески чередовать работу на корде на ровном месте с работой через кавалетти, особенно для лошадей, имеющих недостаточную выраженность аллюров и их неправильность.

Работа на развязках. На первых уроках на корде развязки обеспечивали естественное положение шеи, ибо только при возможности вытягивания (разгибания) шеи вперед и вниз молодая лошадь сама при соответствующем посыле будет искать повод. Длинные развязки не достигают цели, так как лошадь при всем желании не может упереться в трензель. Во время последующей работы длина развязок должна изменяться в зависимости от успехов лошади сокращаясь по мере приобретения ею способности, при достаточнойсогнутости задних ног, поддерживать четкий, эластичный и широкий ход. Но и при укорачивании развязок лошади должна быть обеспечена возможность вытягивания шеи вперед.

Наружная разязка, соответствующая большей дуге круга, должна быть несколько длиннее внутренней. В начале работы при разминке развязки должны быть отпущены подлиннее.

Если лошадь «ложится» на повод, ее следует тренировать шагом, часто делать остановки и «отыгрывать» (вибрировать) кордой; вводить в углы манежа. Лошадей, плохо берущих повод, лучше заставлять двигаться более продолжительными репризами энергичной средней рысью с короткими остановками, не давая им «сбросить» повод, и под бдительным посылом бича.

Если лошадь «ложится» не правый повод, рекомендуется несколько укоротить левый и направлять лошадь больше направо. Если лошадь «ложится» на левый повод, следует укорачивать правый повод.

При необходимости приподнять голову лошади полезно перекрестить развязки впереди холки (рис. 5 а), то есть правую пристегнуть к левому кольцу трензеля, а левую — к правому. Можно также применить так называемые поднимающие развязки. При этом концы их продевают сквозь кольца трензеля и укрепляют за полукольцо, вшитое в щечном ремне капцунга (рис. 5 б). Получается подобие блока. Аналогичное действие можно получить, надев на лошадь уздечку со скользящим трензелем, (рис. 5 в).

На лошадь, имеющую тенденцию задирать голову, надевают мартингал или эластичный шпрунт.

К галопу на корде следует приступить лишь тогда, когда лошадь станет абсолютно спокойной и послушной при движении на шагу и рыси.

Движение галопом. Перед подъемом в галоп следует слегка укоротить внутреннюю развязку. Первый подъем желательно требовать от лошади с левой ноги, учитывая естественное искривление тела ее влево. Тренер подает команду «галоп!» и легким движением корды как бы несколько втягивает лошадь внутрь круга и при необходимости посылает бичом. Вначале поднимать лошадь в галоп следует с рабочей рыси, дойдя в дальнейшем до подъема с шага и даже с остановки.

В упражнениях на галопе диаметр круга должен сначала составлять около 13 м, что обеспечит лошади свободное движение. По мере привыкания ее непринужденно двигаться по кругу надо постепенно уменьшать его, а затем вновь увеличивать. Такое движение лошади «по спирали» — прекрасное упражнение не только на галопе, но и рысью, развивающее у лошади гибкость и сбор.

Наиболее часто встречающаяся ошибка при галопе на корде — это переход лошади (при сокращении диаметра круга) с трехтактного галопа на четырехтактный. Обычная причина-форсирование тренировки. Следует предостеречь от преждевременной и длительной работы шагом при помощи корд и развязок, которая вообще очень трудна. Так как развязки и трензель все-таки «мертвое» средство управления и не могут в нужный момент следовать колебаниям тела лошади, подобно руке всадника, то при попытке движения шагом она будет склонна лечь на повод или стать «за поводом», что способствует выработке шага как аллюра с почти полным отсутствием инерции. При этом лошадь во многих случаях вертит головой и задом во все стороны, напрягает спину и затылок, утрачивая свободу шага,

Такт, темп, ритм . Спортивную лошадь с молодого возраста следует приучать к размеренным движениям в соответствующем каждому аллюру темпе и такту. Это много значит для всей ее спортивной «карьеры». Аллюры отличаются Друг от друга количеством тактов, то есть числом и характером последовательно повторяющихся опираний ног о землю. Скорость повторения тактов любого аллюра характеризует его темп, который определяет равномерность хода лошади на протяжении всего реприза. Например, вся программа езды выполнена лошадью в одном темпе. Шаг-четырехтактный аллюр, рысь — двухтактный, галоп — трехтактный, темп может быть ускоренный или медленный; равномерный или неравномерный; оживленный или вялый. Например, первую половину дистанции лошадь шла галопом в ускоренном темпе, пиаффе—в равномерном темпе, перемена ног отличалась вялым темпом.

Аллюры лошади можно рассматривать также по качеству. В одном случае она может двигаться короткими, частыми шагами, в другом длинными, но более медленными. С точки зрения физиологии состояние организма лошади будет лучше при втором режиме работы: не будет такого перевозбуждения нервной системы, как в первом случае, а затрата энергии на преодоление одинаковой дистанции уменьшится.

По наблюдениям заслуженного тренера Г. М. Анастасьева, спортивная лошадь в лучшем варианте (в манеже) должна делать в одну минуту на шагу 110-120 шагов, на рыси-145-150, на галопе-95-100, на пассаже и пиаффе -90-95. Вырабатывая у лошади равномерные, качественные движения, тренер использует сдерживающее и посылающее воздействие корды, голоса и бича. Очень эффективно при этом применять так называемый поводшнур [рис, 6). Когда лошадь идет спокойной рабочей рысью, набирая и отдавая повод-шнур, ее заставляют переходить в среднюю, сокращенную и прибавленную рысь, расширять и сокращать шаг.

Исправление дурноезжих лошадей, имеющих нежелательные порочные условные рефлексы. С лошадью, не дающей на себя садиться, следует сначала потренироваться на корде до легкого пота. Если она в момент посадки всадника пытается встать на дыбы, надо надеть на нее шпрунт (только на несколько уроков) и дополнительно поработать.

Прочитал сам, поделись с другом
Рис.1.


Рис.2.


Рис.3.


Рис.4.


Рис.5.


Рис.6.

admin

Наверх