Плеть для лошадей

Кони были верными помощникам казаков на протяжении всей истории. И в бою было особенно важно, чтобы верный скакун беспрекословно слушался своего наездника. Для дрессировки использовались в основном плетки. Их разновидностей было несколько, но всех их объединяло то, что они стимулировали коня к соответствующим действиям, не причиняя ему при этом сильных повреждений.

Традиционная казацкая плетка состоит из рукояти и «хвостов», основой для которых служат длинные кожаные ремни. «Хвосты» могут быть как переплетены, так и оставлены свободными. Концы переплетенных «хвостов» разветвляются в форме кисти. Плети изготавливались из кожи и использовались для управления лошадьми и в качестве орудия наказания. Иногда они применялись в бою в качестве гибкого оружия.

В современной казачьей культуре плетка занимает значительное место. До сих пор наездники пользуются ею во время верховой езды, джигитовки и выездки. Многие воины всегда носят плеть при себе в качестве атрибута парадного обмундирования. Также искусно изготовленная плеть может стать элементом коллекции, посвященной традициям казачьей культуры и быта.

В этом разделе сайта представлены плетки со свободными и переплетенными «хвостами», а также варианты детских сувенирных плеток. В качестве декоративных элементов плетки используются махра, плетеные «головы», темляк и завод. Используются различные цветовые решения: от традиционного черного, до изысканного белого, броского красного и прочих оттенков. Рукояти плеток оплетены традиционным классическим плетением «змейкой».

Для оформления заказа любой плети достаточно минуты. Воспользуйтесь услугой сайта Нагайка.рф «Быстрый заказ», благодаря которой вам не нужно самостоятельно вписывать всю контактную информацию. Укажите ваш персональный номер телефона, дождитесь звонка контакт-менеджера сайта и обговорите с ним все детали заявки. Купите традиционную казачью плетку в подарок, и виновник торжества непременно оценит столь редкий сувенир.

С давних пор верховая езда привлекала людей. И не удивительно, ведь это не только интересное времяпрепровождение, но и отличная тренировка. Конный спорт имеет богатую и долгую историю. Со временем способы тренировки лошадей и приспособления для этого спорта претерпели некоторые изменения, но в целом остались все теми же. Если вы только начинаете заниматься верховой ездой, то вам будет интересно узнать немного поподробней о том, какие же приспособления при этом могут понадобиться. В частности, мы поговорим о разных видах кнута. Если вы хотите купить кнут для лошади, то полезно будет узнать о нем больше.

Кнут является частью экипировки всадника. Он различается по своей конструкции в зависимости от того, для чего он предназначается, но общее его назначение таково: он корректирует движение лошади. Именно корректирует, его не следует применять для наказания животного. Чаще всего лошади достаточно просто видеть его в вашей руке. Для тренировки лошади чаще всего используется хлыст. В скачках он используется для посыла лошади вперед, а также для дрессировки. С его помощью вы можете обратить внимание животного на ту или иную часть тела. Конный спорт регламентирует использование этого инструмента. В частности, хлыст должен быть определенной длины, а удары можно наносить только по спине и крупу. Хлыст представляет собой кнут в виде тонкого и гибкого прута с хлопушкой на конце для смягчения удара. Для верховой езды также используется плетка или нагайка. Ее назначение схоже с хлыстом. Это, пожалуй, самый древний инструмент понукания лошади. Он применялся еще кочевыми племенами, которые, как известно, были страстными лошадниками. Позже был перенят казаками. Выглядит он как рукоятка с «хвостом» из кожи. Кнуты длиной полтора-два метра используются для дрессировки лошадей на манеже. Но намного чаще их использовали всадники. Такие длинные кнуты применялись в основном ковбоями, которым нужно было держать контроль над стадом, а резкие щелчки в воздухе способствовали этому. С этим кнутом очень удобно проводить тренировки на природе.

Изготавливается это изделие из натуральной кожи высокого качества. Кожа должна быть хорошо обработана, быть одинаково прочной по всей длине, иначе это отразится на качестве плети.

Как видите, это полезный инструмент, который применяется для дрессировки, поэтому купить кнут для лошади будет правильным решением, это поможет вам эффективнее проводит тренировки.

Кнуты и плети с древнейших времён входили в арсенал человеческих племён, занимавшихся охотой и скотоводством. Со временем они трансформировались в особые средства управления ездовыми животными, одновременно сохраняя функцию вспомогательного боевого или охотничьего оружия. В российской традиции большую известность и распространённость получили казачьи плети-нагайки. Они не только основательно вошли в традиционный уклад жизни русского казачества, его обряды и культуру, но и стали неотъемлемым атрибутом и символом казака.

История возникновения кнута

Учёные-историки относят время появления кнута на несколько тысячелетий назад, к периоду овладения древнейшими племенами навыками скотоводства и верховой езды. В ходе дальнейшего развития этих племён кнут, в целом сохраняя основные материалы и принципы изготовления, изменял свой внешний вид и область применения в зависимости от складывающихся племенных традиций.

При этом, как правило, плеть служила для управления лошадьми, пастуший кнут стал незаменимым инструментом при выпасе стада, охотничий кнут — орудием добивания дичи. Помимо специализированных кнутов и плетей, появились варианты их конструкции с возможностями совмещения различных функций, в том числе военных и ритуальных. В качестве особого инструмента для телесных наказаний в плетях применялись специальные материалы с целью нанесения более эффективных и болезненных ударов: свинцовые шарики, острые бараньи кости, воловьи жилы.

Изначально плеть была распространена среди древнейших народов южной и центральной частей Евразии и Северной Африки, а затем распространилась по этим континентам, а впоследствии попала в Америку в период её колонизации.

Различия в применении кнута

Сферы применения кнута существенно различались в зависимости от типов общественного устройства. Если для древнейших рабовладельческих государств кнут служил преимущественно как орудие принуждения зависимого большинства населения, то у кочевых племенных образований кнуты и плети вошли в намного более широкий обиход, охватывающий основную часть общества.

У кочевых народов

Племена и народы, традиционным хозяйственным укладом которых служило кочевое скотоводство, строили своё общество более монолитным. Его основой служило практически обязательное сочетание для каждого из его полноправных членов функций и умений воина, охотника и пастуха-скотовода. В каждом из этих видов деятельности находилось естественное применение плети, что привело к включению этого орудия в повседневный обиход, а его отдельным элементам стали придаваться особые отличительные признаки принадлежности к роду, а также месту в его иерархии.

Соответственно, появились особые ритуалы, связанные с наделением правом владения и ношения плетей. Именно для кочевых народов были характерны применение плетей в обязательных обрядах инициации подрастающего поколения, в ритуальных поединках соревновательного плана. Эти традиции сохранены вплоть до нашего времени множеством народов, в числе которых казахи, калмыки, киргизы, тувинцы и другие.

В эпоху античности

Поскольку основой экономики античности служило земледелие, а укрепление государственности связывалось с масштабными строительными работами, наиболее распространённым предназначением кнутов и плетей стало их применение как инструмента принуждения рабов. Соответственно, право обладания таким инструментом не было массовым, а напротив — считалось атрибутом определённых властных полномочий.

Это явление отразилось в ритуалах. Так, плети являлись атрибутом при изображении многих богов в Древнем Риме (Аполлон, Дионис, Беллона и другие). Существовала практика битья кнутом женщин ради «усиления плодовитости». В целом же битьё плетьми в античности служило распространённой формой наказания как для рабов, так и для других категорий зависимого населения.

В военной сфере античности плети находили относительно ограниченное применение: обычно как специализированное орудие управления лошадьми в конных подразделениях. Тяжёлая однохвостая плеть с металлической гирькой на кончике применялась как вспомогательное вооружение древнеримских легионеров.

Варианты и принципы использования кнута

Сфера применения Назначение и особенности действия кнута
Сельское хозяйство Понукание животных в земледелии и скотоводстве. Рогатый скот пугается щелчка, который издает кнут, либо реагирует на удары.
Система наказаний Инструмент для осуществления наиболее суровых и жестоких видов наказания для людей. Грамотно поставленный удар кнута рассекал кожу и ближайшие ткани до костей. После 10-15 таких ударов кнут отсыревал от крови, поэтому его приходилось менять.
Оснащение кавалерии Элемент управление конём, а также эффективное вспомогательное оружие.
Охота Основной инструмент всадника при многих способах конной охоты на различную дичь, от зайцев до волков.
Дрессировка животных В настоящее время применяется цирковыми дрессировщиками в отношении различных животных, а также специалистами-кинологами.

При нанесении удара утончённый к кончику хвост кнута способен развивать сверхзвуковую скорость. Удар достаточно гибкого кнута производит характерный звук, похожий на щелчок. Поражающее свойство кнута могло усиливаться особыми утяжелениями на его наконечнике. Подобная конструкция порой именовалась «римским бичом» (на Руси это чаще называлось «кистень») и имелась на вооружении как в древнерусских дружинах, так и у монгольской орды.

Поражающее свойство плётки могло также и целенаправленно ослабляться, чтобы излишне сильным ударом не травмировать шкуру лошади при верховой езде. В этих целях плеть оснащалась относительно широкой кожаной бляшкой («шлепком») на кончике, либо, как вариант, кончик делался из нескольких хвостов.

В Домострое плеть указывалась как орудие домашнего наказания. Среди важнейших ритуальных обрядов можно отметить следующий: в день свадьбы жених должен был положить кнут в свой сапог как знак того, чтобы супружеская власть в доме принадлежала ему. Этот обряд до сих пор имеет отражение в традициях казачества, отличая строевого женатого казака.

Кнут служил инструментом наказания (в том числе судебного) в рамках установленной сословной системы. Основаниями для назначения подобного наказания становились достаточно тяжкие преступления, включая убийство и участие в бунте. Плети со временем стали представлять собой облегчённую версию кнута и также применялись для менее тяжких публичных наказаний.

Что такое нагайка и её разновидности

В российской военной практике арапники и нагайки стали особой разновидностью оружия. В течение 19 века они стали отличительным типом вспомогательного вооружения следующих воинских формирований:

  • Казачьих войск;
  • Так называемых «инородческих» кавалерийских подразделений из представителей кочевых народов;
  • Подразделения конной жандармерии.
  • В последнем случае нагайка широко применялась в ходе подавления бунтов и для разгона демонстраций. А в казачьей среде нагайки издавна использовались для наказания провинившегося казака.

    Термином «нагайка» толковый словарь русского языка определяет «короткую ременную плеть».

    Основной версией происхождения слова «нагайка» считается разговорный вариант термина «ногайская плеть», основанный на использовании в конструкции казачьей плети элементов, позаимствованных у так называемых «нагайцев» («ногайцев») — племенных образований кочевников под властью одного их правителей Золотой Орды, хана Ногая. Имеется также версия, связанная со словом «нага», что в санскрите означает «змея», а самый древний и простой способ плетения нагаек назывался «змеиным» и внешне напоминал чешуйки этих рептилий.

    В общем виде нагайка представляет собой плотное сплетение кожаных ремешков со специальным мешочком на конце, в который может помещаться груз для усиления удара. Это оружие весьма компактно, его удар обладает огромной скоростью, на которую крайне сложно успеть среагировать, и вызывает у противника сильный болевой шок.

    Первоначально многие казачьи нагайки были двухвостыми: одна из плетей (усиленная) служила оружием, другая предназначалась для управления конём. Неиспользуемый тип плети при этом фиксировался специальным зажимом. В 1839 году приказом военного ведомства было произведено упорядочение нагаек как элемента казачьего вооружения, которое закрепило исключительно однохвостую их разновидность. В то же время ряд традиционных отличий в типах нагаек сохраняется вплоть до наших дней.

    Нагайку применяли чаще всего в ближнем бою, притом в случае, когда основное оружие казака (винтовка, шашка, пика) было утеряно. В целом нагайка использовалась для оглушения противника, а опытные воины с её помощью могли нанести смертельный удар либо стащить вражеского седока с лошади.

    Боевые плети, как правило, закреплялась на запястье, при этом позволяя свободно пользоваться рукой. В казачьих нагайках эту роль выполнял темляк — петля для кисти, которая позволяла крепко удерживать плеть. Кроме того, в начале рукоятки обычно размещался встроенный наконечник из металла (шалыга), который служил для нанесения удара непосредственно рукоятью.

    Донская

    Донская нагайка имеет кольцо (металлическое или ременное) на конце рукояти длиной 30-40 см, к которому непосредственно прикрепляется сама плеть длиной 1,5-2 метра, что делает удар более резким.

    Кубанская

    Кубанская нагайка имеет относительно короткую (около 20 см) рукоятку, которая оплетается кожей, плавно переходящей в основное плетение. Место соединения хвоста плети с рукояткой при этом визуально не различимо. Данный тип нагайки лучше подходит для нанесения щелковых ударов.

    Уральская

    Считается разновидностью кубанской нагайки, в отличие от которой имеет навершие вместо плетёного «яблока». Длина рукояти — 15-20 см, длина плети — 50-75 см.

    Уставная

    Считается разновидностью донской нагайки для армии Российской Империи. В соответствии с указом Александра III боевыми уставными нагайками вооружали всех казаков вне зависимости от звания: от рядового до генерала.

    Запорожская

    Считается разновидностью кубанской нагайки.

    Арапник

    Длинный охотничий либо дрессировочный кнут с тонким и прочным навоем (из пеньки, шёлка или конского волоса), размещённый на коротком кнутовище. Все нагайки считаются его более короткой разновидностью. Сам термин «арапник» возник от искажённого польского наименования плети, произошедшего от немецкого «herab» («прочь»).

    Волчатка

    Разновидность арапника с жёсткой рукояткой, предназначенная для охоты верхом на коне на волков и лисиц. Длина обычной волчатки — около одного метра. Ударная часть имеет более толстое плетение, а на конце прикрепляется грузик для большей пробивной силы. Из-за сходства основных параметров с казачьей нагайкой часто служит синонимом этому оружию.

    Татарская камча

    Тонкая однохвостая плеть с тонким бичом. Традиционная татарская камча зачастую относится к разновидности донского типа нагаек.

    Ременная плеть

    Общее понятие, объединяющее виды нагаек разных типов. Сюда включают и особые конструкции, например, разновидность калмыкской плети «ташмг», которая изготавливалась не переплетением узких кожаных ремешков, а путём прошивки нескольких относительно широких полос из сыромятной кожи тонким кожаным шнурком-нитью.

    Как сделать своими руками арапник

    Изготовление кнута-арапника своими руками, в том числе и в виде традиционной казачьей нагайки, не является чем-то сложным. Это древнее боевое оружие можно сделать и с применением достаточно современных материалов, опираясь на схемы и практические рекомендации.

    Самостоятельное создание арапника начинается с изготовления рукояти. Для этого традиционно используются твёрдые сорта дерева — бук, дуб, ясень, акация. В целом материал рукояти должен быть прочным, но лёгким, поэтому допустимо также применять текстолит или эбонит, а вот лёгкие сплавы металлов, напротив, не рекомендуются. Чтобы рукоятка не получилась слишком толстой, перед оплёткой необходимо уменьшить её диаметр на такую величину, которая равна толщине полос кожи, используемых при оплётке.

    Классическим требованием при изготовлении плети является использование в качестве сырья натуральной сыромятной кожи, предпочтительно коровьей. Приготовленные к плетению ремни необходимо перед этим вымочить в обычной воде: процесс плетения в результате станет намного проще, а после высыхания кожи плеть станет прочнее.

    Желающие правильно определить размер плети под стандарты нагайки кубанского типа могут сделать это таким образом: вытянуть перед собой руку и вращать нагайку в вертикальном положении. Нагайка при этом не должна доставать до лица вращающего.

    Плетение кнута-арапника производится в двух основных типах: обычное либо с заложенной сердцевиной (витнем). Наличие сердцевины делает кнут менее гибким, но усиливает удар, поэтому такие плети чаще всего использовались для охоты или боя.

    Плетение с витнем

    В схемах подобного типа плетения (для любого классического вида арапника, включая нагайку) в качестве сердцевины традиционно применяется конский волос. В современных условиях многим добыть его непросто, поэтому для подосновы вполне подойдёт капроновый шнур, закрепляемый в будущей рукоятке. К подоснове прикручиваются полоски так, чтобы сначала приматывались те, которые пойдут слева направо, а потом противоположные. Конец закрепляется нитками.

    Обычное плетение

    Плетение без применения сердечника, по сути, напоминает плетение обычной косички. Кожаные полоски для плетения нарезаются с помощью обычного канцелярского ножа, образуя сужение к кончику, и обрабатываются кромкорезом. Полосок может быть и 4-6, но для «классической» нагайки рекомендуется 8, а для «усиленного» арапника — 10, 12 и даже 14.

    Форма шлепка (кожаного мешочка на окончании ударной части хлыста, в который помещается груз для усиления удара) рекомендуется трапециевидной, что считается наиболее удобной формой. Шлепок для нагайки лучше изготавливать не цельным, а на шнуровке. При необходимости в образовавшийся кармашек можно будет помещать грузика, которым могут служить кусочек свинца либо пуля, примерно соответствующая калибру 5,45 мм.

    Наличие: Нет в наличии Производитель: Россия Материал: Бычий краст Артикул: 14029 За покупку полагается: от 480,00 до 672,00 бонусных рублей

    Кнут (Bullwhip) с жесткой оплетенной рукоятью.

    Основное назначение кнута — помощь пастуху при выпасе коров. Грамотная работа с кнутом позволяет контролировать стадо коров или табун лошадей с помощью щелчков или точеного воздействия на особо непослушных животных.
    Нередко кнут используется в спортивных состязаниях или как развлечение на отдыхе.
    Кнут — не только хозяйственное приспособление, в старину он являлся также атрибутом власти и статуса владельца. В настоящее время кнут может быть хорошим подарком и символом признания заслуг мужчины.

    Кнут выполнен из краста, галантерейной кожи.
    Главным элементом кнута является длинный плетёный кожаный ремень круглого сечения, который разделяется на собственно плетёную часть (тело кнута), фол и крекер.
    Тело сплетается из длинных полос кожи и постепенно утончается к концу, на котором крепится узкий ремень — фол; к фолу крепится крекер, состоящий из конского волоса либо синтетических материалов.
    В качестве основания ручки используется металлический стержень.

    Поделиться с друзьями:

    8 100

    Нагайка маленькая сувенирная

    540

    1 610

    Нагайка с латунной фигурой

    2 580

    Кнут является инструментом , который традиционно был разработан , чтобы ударить животное или человек , чтобы помочь руководству или осуществлять контроль над животными или другими людьми, через боль соблюдение или страх боли, хотя в некоторых видах деятельности, кнуты могут быть использованы без использования боли, таких как дополнительное средство давления или визуальная направленность кий в конном спорте . Кнуты , как правило , двух типов, либо фирма палочка предназначена для непосредственного контакта, или гибкий хлыст , который требует специализированных качелей , чтобы быть эффективными, но имеет более длинный охват и большую силу, но может иметь меньшую точность. Есть также плетьми , которые сочетают в себе твердую палку (акции или ручку) и гибкую линию (плеть или стринги), такие как охотничьи плетьми.

    Большинство плетьми предназначены для использования на животных, хотя бичи , такие как « кот O» девять хвостов »и кнута были специально разработаны для бичевания в качестве средства причинения телесных наказаний или пыток на человека целей. Некоторые религиозные практики и BDSM деятельность связана с самозапуска использование плетьми или использование кнутов между совершеннолетними партнерами. Неправильное использование на животных можно рассматривать жестокое обращение с животными , а также злоупотребление на человеке может рассматриваться как нападение .

    содержание

    использование

    Кнуты , как правило , используются на животных , чтобы обеспечить направленное руководство или поощрять движение. Некоторые хлысты предназначены для контроля животных, придав дискомфорт , нажав или боль от полной силы удара , который производит выполнение боли . Некоторые хлысты обеспечивают руководство по использованию звука, такие как растрескивание кнута . Другие виды использования плетьми должны обеспечить визуальный направленный кий, расширяя охват и видимость человеческой руки.

    В наше время, боль раздражитель до сих пор используется в некоторых дрессировке животных, и разрешается во многих областях, в том числе большинство Equestrianism дисциплин, некоторые из которых мандат , несущий кнут. Кнут может быть важным инструментом для резервного копирования верхом средств при правильном применении, в частности , когда начальные команды игнорируются. Тем не менее, многие конкуренции , регулирующие органы ограничивают использование пребят, и суровые наказания могут быть на месте для чрезмерного использования хлыста, включая дисквалификацию и штрафы. Перерасход неправильного использования кнутов можно считать жестокость к животным в некоторых юрисдикциях.

    Использование Кнута звука никогда или редко поражает животное; вместо этого, длинный, гибкий кнут трещины производить очень резкий, громкий звук. Такое использование также функционирует как форма оперантного кондиционирования : большинство животных вздрагивать от звука инстинктивно, что делает его эффективным для вождения ездовых собак , скота и команд запряженных животных , как волы и мулы . Звук достаточно громкий , чтобы воздействовать на несколько животных сразу, делая кнут растрескиванию более эффективным при некоторых обстоятельствах. Эта техника может быть использована как часть ответа эскалации, со звуком используется сперва до боли стимула применяются, опять — таки , как часть оперантного кондиционирования.

    Кнуты используются без болезненного стимула, как расширение человеческой руки или рук, являются визуальными командами, или нажать животное, или оказывать давление. Такое использование может быть связанно с оперантным кондиционированием , где субъект кондиционированным связать кнут с раздражением, дискомфортом или болью, но и в других случаях, кнут может быть использован в качестве простого инструмента , чтобы обеспечить кий , подключенный к положительному подкреплению для совместимого поведения. В свете современных отношений к потенциалу для жестокости в бичах, другие имена приобрели валюту среди практиков , таких как бичи , названных «палочка» или «палка» , называя плеть «строкой» или «поппер».

    Кнут растрескивание

    Громкий звук из штыревой-трещины производится пульсации в материале хлыста бегущей к кончику, быстро наращивание скорости до тех пор, пока не пробьет скорость звука , более чем в 30 раз превышает скорость первоначального движения в ручке. Трещины, таким образом , небольшой звуковой удар . Кнуты были первые искусственные объекты, преодолевшим звуковой барьер.

    Большинство кнутов типа палки не могут сделать трещины самого по себе, если они либо не имеют очень длинные плети, такие как корда кнут , или являются очень гибкими , с умеренно длинной плеткой, как некоторые стили багги кнута. Но любая конструкция может быть ударилась другим объект, например, кожаных ботинок, чтобы сделать громкий шум. Короткие, жесткие культуры часто имеют широкий кожаный «поппер» в конце , что делает особенно громкий шум , когда ударил против животного, загрузки или другого объекта.

    Stockwhips

    Stockwhips (или акция бичи ), в том числе и bullwhips австралийскома бича пастуха, является разновидностью одного хвостов кожаного хлыста с очень длинной плеткой , но короткой ручкой. Stockwhips в основном используется , чтобы сделать звук громкого крекинга , чтобы переместить скот (крупный рогатый скот, овца, лошадь и т.д.) от звука. Это , как правило , не используется на самом деле ударить животное, как бы причинить излишнюю боль и трудно применять с точностью.

    Австралийский бич пастуха

    Австралийский бич пастух часто говорят, возник в английском охоте кнута, но с тех пор он стал особым типом хлыста. Сегодня она используется в основном скотоводов . В отличие от короткой, встроенной ручки кнута, то бич пастуха ручка не установлен внутри плети и, как правило , больше. Ручка бича пастуха подключена к ремешку сустав обычно из нескольких нитей толстой кожи (которая называется хранитель). Это позволяет кнут , чтобы повесить через вену на руку Стокман, когда не используется. Ручки , как правило , длиннее , чем у кнута, составляет от 38 до 53 см (15 и 21 дюйма). Ремень может быть от 1 до 3 метров ( от 3 до 10 футов) в длину. Stockwhips также почти исключительно из дубленой кенгуру шкуры.

    Австралийский бич пастуха был показан на международном уровне, когда одинокий всадник Стив Джеффрис воспитал его Австралийской фондовой лошадь и взломал бич пастуха чтобы начать Сидней Олимпийских игр Церемония открытия 2000 .

    Буллуип

    Кнут состоит из ручки от 20 до 30 см ( от 8 до 12 дюймов) в длину, и плети , состоящей из плетеного ремешке между 1 до 6 метров ( от 3 до 20 футов) в длину. Некоторые хлысты имеют открытую деревянную ручку, другие имеют затейливо сплетенные кожи покрыта ручкой. В отличии от Австралийского фондового кнута, стринги соединяют в соответствии с ручкой (а не с совместным), или даже поглотит ручку полностью. В конце плети это «падение» и крекер или поппер. Падение один кусок кожи от 25 до 76 см ( от 10 до 30 дюймов) в длину. Во время трюковых снимков или целевой работы, падение, как правило, часть хлыста используется для резки, удара, или обернуть вокруг цели. Взломщик часть хлыста , что делает громкий «Sonic Boom» звук, но кнут без взломщика будет еще сделать звуковой удар, просто не так громко.

    Дополнительные виды

    Есть другие варианты и длины маточных плетьми. Двор кнут тип меньшего бич пастуха. Двор кнут используется на земле в скотных дворах и других небольших областях, где требуются скорость и точность. Двор кнут также используется детьми младшего возраста, которые не достаточно сильны, чтобы справиться с большим запасом кнут.

    Крупный рогатый скот составитель (или составление кнута) является тростниковым или стекловолокнами стержня с рукояткой, ручкой и ремешком. Длина тростника составляет около 75 см (2 фута 6 дюймов), а длина створка составляет около 30 см (12 дюймов) в длину. Эти кнуты используются в скотные дворы, а также при перемещении свиней.

    Бычок-кнут использовался австралийский водитель вола команды ( bullocky ). Ремешок был 2,4 до 3,0 м ( от 8 до 10 футов) в длину, или более, и часто из greenhide. Длинная ручка была вырезана из пятнистой резинки или другого родного дерева и часто был выше , чем плечо водителя Буллок. Bullocky шел рядом с командой и держал вол двигающимся с отводами от длинной ручки, а также используя плеть по мере необходимости.

    Кнут Роза еще одна вариация на бич пастуха, который был пионером в Канаде в начале 19-го века, хотя это в значительной степени вышел из употребления в 1880-х гг. Бичи Rose были эффективны во дворах животных и других небольших областях. Он был впервые американским фермером, Джек Им.

    Кнут комбинационного аналогичная вариация бича пастуха, который тесно связан с плетью Rose. Этот вариант был впервые в небольшом городе Онтарио Гамильтона в начале 20-го века, хотя он в значительной степени вышел из употребления в 1920-й год. Раманы бичи были эффективны на фермах лошади, лошади котелках, и в других сельских районах. Он был впервые южноафриканским изобретателем, Delaware Кумаром.

    Флорида корова кнут

    Корова кнут Флориды используется флоридскими ковбоями является двухсекционным блоком , как бич пастух и соединена с ручкой резьба две нитей ремней через полую часть деревянной ручки , прежде чем перевязывает. Cowwhip тяжелее австралийском бич пастуха. Ранние cowwhips были сделаны в основном из коровьей кожи или оленьей кожи .

    Современные коровы кнуты изготовлены из плоского нейлона парашютного корда , который, в отличие от тех , сделано из кожи, по — прежнему эффективны при намокании. Большинство cowwhips имеют ручки , что в среднем 41 см (16 дюймов), а также ремни , которые в среднем 30 см (12 дюймов). Хороший cowwhip может произвести громкий треск простым нажатием ручки. Это может сделать его более удобным в использовании , чем кнут в толстом прозябавшей среде с меньшим количеством качающейся комнатой. Энтузиасты Tampa Bay взбить дают демонстрации Флорида Cracker Ковбой в костюме на ежегодном фестивале Дни Heritage Village Гражданской войны, расположенный в Ларго, штат Флорида , каждый год в мае.

    кнуты сигнала

    кнуты сигнала (или signalwhips) являются разновидностью одного хвостов кнута, первоначально предназначен для управления собачьими упряжек. Кнут сигнал обычно измеряется между 0,9 и 1,2 м (3 и 4 футов) в длину. Сигнальные кнуты и змеиные плетки похожи. Что отличает кнут сигнал от змеи хлыста является отсутствие «падения». Падение кусок кожи прикреплен к концу тела хлыста. В змеиным кнутом, то «взломщик» присоединяет к падению. В кнут сигнала, взломщик крепится непосредственно к корпусу кнутом.

    змея кнуты

    Змеиные бичи (или snakewhips) представляют собой тип одного хвостами хлыста. Имя змеи кнут вытекает из того факта, что этот типа кнута не имеет ручки внутри и поэтому может быть скручен в маленький круг, который напоминает спиральную змею. Они были когда-то обычно проводит в седельных ковбоях старого Запада. Полный размер змеи хлыста обычно составляет по меньшей мере 1,2 метра (4 фута) в длину (за исключением падения и крекера на кончик хлыста) и около одного дюйма в диаметре в торце хлыста.

    Карман змея кнут может быть скручена до достаточно мал, чтобы поместиться в большой карман, и находится в диапазоне размеров от 0,9 до 1,8 м (от 3 до 6 футов) в длину. Карман змеи хлыст прежде всего кнут для случайного использования, например, в погрузочном крупном рогатом скоте. Оба этих видов змей плетьми сделаны с мешком кожи выстрел работает примерно три четверти длины хлыста.

    Blacksnakes являются традиционными кнутами , используемыми в Монтане и Вайоминге . Блэкснейк имеет тяжелый груз выстрела , простирающийся от приклада а вниз ремешка, и кнут гибко право на приклад. Они варьируются в размерах от 1,8 до 3,7 м ( от 6 до 12 футов) в длину. Некоторые типов концентрировать нагрузку в прикладе (часто свинцовый шарик или стальной шарик-подшипник) , чтобы облегчить его использование в качестве импровизированных блэкджек .

    Конные кнуты и культуры

    Лошадь кнуты или кнуты для верховой езды являются искусственные средства , используемые конников во время езды, вождения или эксплуатации лошадей с земли. Есть много различных видов, но все есть ручка, длинный, пол-гибкий вал, и либо поппер или хлестать в конце, в зависимости от использования. Езда на кнуты редко превышают 48″ от ручки до Поппер, лошади кнуты , используемые для наземной подготовки и перевозки вождения иногда больше.

    Термин «кнут» является общим словом для верховых пребят, термин « урожай » более конкретно, ссылаясь на короткий, жесткий кнут , используемый главным образом в английском верховых дисциплинах , такие как конкур или охоты сиденье . Некоторые из наиболее распространенных типов лошадей кнутов включают:

  • Выездка кнуты являются до 1,1 м (43 дюймов), в том числе плети или Поппер, и используются для уточнения средства всадника, чтобы не повредить лошадь. Как правило , они просят больше побуждению, и достаточно долго , что они могут достичь за ноги велосипедиста , чтобы нажать на лошади в то время как всадник все еще держит поводья обеими руками. Вал слегка гибкий и сужается к кончику на конце. Аналогичный, но немного длиннее кнут используется в седле сиденья в стиле английского верховой езде.
  • LONGE бичи имеют вал , примерно от 1,2 до 1,5 м ( от 4 до 5 футов) в длину и плеть равной или большей длины. Они используются , чтобы направить лошадь , как она «перемещаются по окружности вокруг человека , стоящей в центре, процесс , известный как„ longeing “( выраженный/ л ? п d? ? ? / ) Кнут используются для направления и сигнал направление и темп, и не используются с силой против лошади. Принимая место средств для ног наездника, позиционирование LONGE кнута по отношению к лошади дает лошадь сигналы. Иногда, из — за длинной плеткой, он может быть взломан для обеспечения команды.
    • Вождение кнутов иметь запас примерно в ту же длину , как и LONGE пребята, но короткие плети, часто не более 30 см (12 дюймов). Они используются специально для вождения лошадей в вагонах или тележках.
    • Культур или «летучая мышь» имеет довольно жесткий шток, и только 0,6-0,8 м (2-2,5 футов) в длину, с «Поппер» — зацикленный лоскута кожи — в конце. Потому что это слишком коротка , чтобы достичь за всадников ноги все еще держа поводья, он чаще всего используется, взяв поводья в одной руке и ударять лошадь за ногу всадника, используя урожай, проведенной в другой руке. Реже, он может быть использован нажать лошадь на плечо как простое напоминание к животному , что всадник его переноске. Это для резервного копирования ноги средства, когда лошадь не двигается вперед, а иногда и в качестве дисциплинарной меры (например, когда лошадь отказывается или выбегает на скачке). Посевы или летучие мыши являются наиболее часто видели в таких видах спорта, как конкур , охота сиденья в стиле английской верховая езда , конные скачки , и в родео спорте скорости , такие как бочка гонки .
    • Охоты кнут не точно лошадь кнутом, хотя это осуществляется с помощью установленного наездника. Он имеет запас примерно такой же длины , как урожай, за исключением его «акции» жесткая, не гибкая. На одном конце акции он имеет плети , что составляет
    • 1 м в длину, на другом конце он имеет крюк, который используется , чтобы помочь мотоциклист открывать и закрывать ворота , а из охоты на лис . Охоты кнут не предназначен для использования на лошади, а плеть там , чтобы напомнить гончие держаться подальше от копыт, и он также может быть использован в качестве устройства связи с гончими.

    • Арапник короткий, гибкий кусок густо сплетенной кожи с двумя широкими кусками кожи в конце, что делает громкий треск , когда он ударяет животное или предмет. Они причиняют больше шума , чем боль. Quirts иногда проводит на лошадях , используемых в вестерне дисциплинах, а потому , что действие арапника медленно, они не используются , чтобы исправить или направить лошадь, но более склонны использовать наездник , чтобы протянуть руку и ударить по животным , например, крупного рогатого скота , которые загоняют с лошади.
    • Шоу тростникового короткий, жесткий тростник, который может быть простым, кожа покрыта или покрыта плетеной кожей. Традиционные трости сделаны из палки падуба, вишни или березы, которая одета и полированной. Они редко используются в настоящее время, за исключением официальных мероприятий шоу хакерства.
    • Редьярд Киплинг новелла «s Гарм — заложник упоминает длинный хлыст , используемый наездница в Индии , чтобы защитить сопровождающую собаку от риска нападения родных собак — париев . Это , вероятно , был охотничий хлыст.

      В викторианской литературе хамы и изображаются — ограничители , как быть кнут плачет или под угрозой horsewhipping для соблазнения молодых женщин или нарушение обещания (жениться), как правило, ее братьев или отца. Примеры можно найти в работах Бенджамина Дизраэли и Энтони Троллоп , который включает в себя такую сцену в Доктор Торн . Он также упоминается, хотя и не показано, в комических романов Ивлина Во и П. Г. Вудхауза . Уже в 1970 — е годы историк Десмонд Сьюард сообщает Daily Telegraph , что под угрозой horsewhipping для смешивает с грязью репутацию Ричарда III в биографии.

      Buggy кнут и coachwhip

      Багги кнут является хлыст с длинным валом и жесткой относительно короткого хлыста , используемого для приведения в движение лошади , запряженной в коляске или другой небольшой открытой перевозки . Coachwhip, как правило , при условии , с длинной плеткой, используется при вождении тренера с лошадьми перед другими лошадьми. Хотя подобные плетьми по — прежнему производятся в ограниченных целях, багги кнут промышленности в качестве ощутимой экономической сущности перестала существовать с введением автомобиля и приводится в экономике и маркетинге в качестве примера отрасли переставая существовать , потому что его нишу на рынке , и потребность в ее продукте, исчезает. При обсуждении вопроса регулирования рынка, часто считали , что экономика будет в невыгодном положении в целом , если автомобиль был запрещен для защиты багги-кнут промышленности.

      Buggy плетьми не полностью исчезли. Всплеск интереса международного спорта комбинированных вождения и исторической повозочные, спорт , которыми пользуются люди всех возрастов, позволило некоторым производителям багги кнут , чтобы остаться в бизнесе, обслуживая эту специальность нишу на рынке . Главным среди них является компания Westfield, Массачусетс .

      Cat O»девять хвостов

      Кот о»девять хвостов представляет собой тип мульти-белохвост кнут , который возник как орудие для тяжелых телесных наказаний , в частности , в Королевском флоте и армии Соединенного Королевства, а также в качестве судебного наказания в Великобритании и некоторых других странах. Кошка состоит из девяти завязывают ремешки из хлопка шнура около 0,8 м ( 2 1 / 2 футов) в длину, предназначенные для раздирать кожу и вызвать сильную боль. Он традиционно имеет девять ремешков в результате способа , в котором веревка заплетенные . Разбавитель канат изготовлен из трех нитей пряжи , сплетенные вместе, и более толстой веревки из трех нитей более тонкого каната переплетенных вместе. Для того, чтобы кошка O»девять хвостов, веревка развалилась на три небольшие веревки, каждый из которых разгадали снова.

      Qilinbian

      Qilinbian (?? ?, в буквальном смысле означает «единорог кнут») представляет собой металлический кнут изобретен в Китае в конце 1900-х годов. 15 см Ручка изготовлена ??из стальной цепи, обернутой кожей. Плеть сделана из стальных стержней уменьшается в размерах, связанных с постепенно уменьшающимися стальными кольцами. Лэш варьируется от 150 см до 180 см и прикреплен к падению и взломщику. Общий вес 1-2 кг. Он используется для физических упражнений и в спектаклях.

      Плетевидные придатки в природе

      Некоторые организмы проявляют плетевидные придатки в их физиологии:

    • Многие одноклеточные организмы и сперматозоиды имеют один или два хлыст, как жгутики , которые используются для приведения в движение. «Жгутик» является латинским для «кнута».
    • Хвосты некоторых крупных ящериц (например , игуаны и вараны ) используются и оптимизированы для взбивания, и крупные ящерицы могут серьезно ранить человека с хорошо помещенной удара. Биологические названия некоторых ящериц ссылка это с точкой зрения Mastigo- или -mastix , которые вытекают из греческого термина для «кнута».
    • В полозе так называемый от их физического сходства, и были связаны с мифами , которые они могли бы кнут с их телами в целях самообороны, так как оказалось ложными.
    • Телифоны паукообразные также известны как «кнут скорпионы» из — за формы их хвостов.
    • Было высказано предположение , что некоторые зауроподы динозавры могли взломать концы их хвостов , как тренер кнуты , как звуковой сигнал, а также форма защиты от любых атак.

    В популярной культуре

    Кнут широко , если только ситуационно-изображали на многих проспектах популярной культуры. Кнуты появились во многих мультфильмах , телевизионных шоу , видеоигр ( в том числе центральную роль в Castlevania франшизы), а также многочисленные художественные фильмы , начиная от оригинального Зорро (1919) в поисках утраченного ковчега (1981) и Catwoman (2004) , Изображенное использование кнутов часто драматическое и сильно преувеличено, показывая пользователь надежно споткнуться или разоружить противник при чрезвычайных обстоятельствах, преодолев значительные объекты с обычными ударами, а также использовать в качестве борется помощь среди других.

    Это последнее использование особенно распространено, и конкретно включает в себя обертывание кнута вокруг неподвижного воздушного объекта и используя тело , чтобы качать через открытое пространство. Хотя теоретически это возможно, обертка должна проявлять сильную прочности достаточно , чтобы держать вес тела пользователя в течение всего прыжка, но быть сделана из материала достаточно свободно , чтобы плавно расцепить раз свинг завершен. Таким образом , фактическое использование таким образом очень непрактично; это потребовало бы не только точно сбалансированное кнут по отношению к пользователю, но и к потолочной арматуре, которая бы не только скомпрометировать эффективность кнута для любого другого использования или контекста , но требует исключительного обстоятельства приспособления. Даже получили все это, напряжение таких качелей могут повредить или сломать большинство кожи пребят. В живом действии фантастики, визуальный эффект достигается за счетом плетения кнута над стальной или кевларовый кабелем поддержки и закреплением наконечника на постоянной основе, чтобы носитель , такие как кран или строительные леса. Во многих случаях кнут ручка также крепится к скрытому жгуте тела на актере для безопасности, что позволяет более динамичные движения , чтобы сделать качели кажутся более смелыми и изящными.

    Популярная розыскную-развлекательная программа Разрушители протестировали различные возможности плетьми , показанных в фильме Индиана Джонс : В поисках утраченного ковчега во время «The Busters о потерянной мифы» эпизод. При точном обученноге использования, шоу показало , что можно обезвредить пистолет владеющего противника с длинным кнутом ударом. Эпизод также показывает , что бревно древесины, с достаточным трением, может быть использован в качестве навеса , чтобы бороться с плетью, качаться через пропасть и аккуратно расцепить. Используя камеру высокоскоростных они также были в состоянии проверить , что кончик кнута может нарушить скорость звука.

    В качестве практического оружия

    Только узкий диапазон плетевидных инструментов практические инструменты в бое. Типичные бичи малопригодны против бронированных целей, а также тех , с помощью блокировки, перехвата или outmaneuvering кнута. Короткие, жесткие бичи, в том числе культур, не способны наносить рубцы или болезненные укусы, но, как правило, не отключив травмы. Более воинственно спроектированный плеть может нанести серьезные раны , а иногда даже вырезать через одежду. Китайский Jiujiebian ( «девять раздел кнут»), является сегментированным металлической цепью хлыста предназначена для использования в боевых искусствах . В руках у специалиста в области его применения, он значительно более эффективен в качестве оружия , по сравнению с другими бичами. Многочисленные сегменты хлыста обеспечивают аналогичную полезность к двойным концам нунчака , что позволяет пользователю надежно захватывать любую часть инструмента без ущерба поразительной эффективности в любой части.

    Март по старинным верованиям саха – месяц Конского Божества Дь???г?й.

    С древних незапамятных времен у их предков существовал особый Культ почитания Конского Божества. У саха Культ коня сохранил такие черты, как наличие особого божества коневодства Дь???г?й Айыы, а также жертвоприношения или посвящения коней (ытык) Высшим Божествам.

    Проводился обрядовый праздник с 21 по 23 марта, это был праздник возрождения и пробуждения природы, праздник мужского начала. Он обычно посвящался Божеству Дь???г?й, олицетворяющему мужское начало Мироздания. Образ этого Божества очень своеобразный, в нем отражается и Культ почитания Солнца. В мифах и легендах сохранились некоторые сведения о том, что в это время в древности проводился особый культовый обряд «Кыйдаа?ыны?ыа?а», когда знатные роды саха посвящали табун белоснежных лошадей Белым Светлым Божествам. Этот табун гоняли на восток, где восходит Божественное Солнце, три всадника в белоснежной одежде на конях молочного окраса. Туом этого обряда совершали три Белых Шамана.

    Связь коня с божествами отразилась и в фольклоре. В ранних вариантах олонхо конь выступает в качестве предка (олонхо «Сын Лошади»). В более поздних вариантах конь — посланец божеств. Здесь конь выступает в трех ипостасях: конь-предок, конь-покровитель, вещий конь. В якутской мифологии также существует сопоставление Неба и Земли в виде «кони – рогатый скот», которое связывает рогатый скот с землей (Нижним миром), а коня с небом (Верхним миром).

    Обожествление коня было связанно в мифологии с его мастью. Различение по масти и выделение священных мастей коней у кочевников Центральной Азии известно с глубокой древности. Например, у хуннов священной считалась белая масть. Она служила отличительным признаком даже при ведении войн. У хуннов были соединения конников, подобранные по масти. Их расположение в воинском строе соответствовало цветовым обозначениям сторон света, согласно которому запад символизировал серо-голубой цвет, юг – красный, север – черный, восток – белый.

    В обрядах жертвоприношений или посвящений масть приобретает ритуальный характер. У саха каждому божеству посвящался скот определенной масти. Улуутуйар Улуу Тойону приносили в жертву беломордую лошадь рыжей масти. Юрюнг Аар Айыы Тойону и всем Белым Божествам посвящали белого коня. Темным силам давали на заклание конь черной масти.

    Культ Конского Божества во многом определил материальную культуру древних саха. Много прекрасных изысканных творений прикладного искусства появились в связи с этим древнейшим культом.

    С Культом Коня связана символика сэргэ – коновязей.

    Коновязи сэргэ являются одной из составляющих частей материальной культуры народа саха, поэтому приобретают ценность исторических памятников. По древним верованиям каждая сэргэ имела своего духа иччи – Хаан Тюсюмэр Тойон.

    Коновязи – сэргэ достаточно разнообразны: они варьируются по размерам, форме, художественной отделке в зависимости от того, где был столб поставлен, для чего предназначался.

    Выделяются три группы сэргэ:

    Надворные коновязи — это сэргэ, стоящие у жилых домов и использовавшиеся по прямому назначению для привязывания коня.

    Культовые сэргэ – коновязи, пользовавшиеся при проведении культовых, религиозных обрядов.

    Ритуальные сэргэ — коновязи, устанавливаемые на традиционном празднике Ысыах.

    Сэргэ изготавливали из толстой части ствола лиственницы, очищенного от коры. Перед установкой нижнюю часть сэргэ для предохранения от сырости обертывали берестой. Водружали сэргэ сразу же по окончании постройки жилища. Высота столба над уровнем земли достигала 2-2,5 метров. Количество столбов было различным, но обязательно нечетным, вероятно, это связано с тем, что все нечетные числа имели прямое отношение к Небу. Из них особенно выделялось число 3.

    В старину во дворах богатых и знатных хозяев было много различных сэргэ, так как каждая свадьба, рождение ребенка, посещение почетного гостя и многие другие события сопровождались установкой особого сэргэ.

    Обычно сэргэ устанавливали перед входом в дом, с восточной стороны, навстречу солнцу в ряд.

    Впереди ставили три почетных столба:

    Южный столб считался первым, главным и предназначался для коней почетных гостей.

    Средний – гостям среднего достатка, а также к ней привязывал своего коня хозяин дома.

    Третий – задняя коновязь — для низшего ранга гостей и прочих членов семьи.

    Оригинально и нарядно выглядели «тойон-сэргэ» — «господин — коновязь» и «улуу сэргэ» — «великая коновязь». Они от всех коновязей отличались массивностью и богатством отделки и представляли собой нечто вроде обелиска, воздвигаемого в честь хозяина усадьбы или в память его предков. Основным мотивом этих монументальных столбов служил образ человека, но в весьма схематичной и грубой трактовке.

    Существовала и другая разновидность коновязей. Эти коновязи отличались более сложным устройством: два, реже три столба соединялись двумя перекладинами, пропущенными через отверстие в них. В старину саха привязывали к верхней перекладине этого комплекса из нескольких сэргэ лошадей, к нижней перекладине – быков. Такие коновязи устраивались обыкновенно перед домом, упряжной скот привязывали только к этой коновязи.

    Существовали и самые простейшие коновязи. Они также ставились возле дома и представляли собой вычищенную от коры верхнюю часть дерева с двумя – четырьмя развилками. Высота доходила до 1,5 метра.

    Гордостью любой усадьбы является сэргэ невесты. Весь ствол этой коновязи украшался барельефной геометрической резьбой, а верхняя часть – кумысной посудой или лошадиной головой. По обычаям саха, при приезде невесты в дом жениха необходимо было поставить новую коновязь. Невеста объезжала сэргэ три раза, и каждый раз угощала духов, наливая кумыс в сосуды.

    Иногда сэргэ невесты или сэргэ деторождения делали маленьким и непривлекательным, а если это был солидный, узорчатый сэргэ, то в ночь перед свадьбой накрывали старым одеялом. Это делалось для того, чтобы сэргэ не заметили злые духи, не навредили молодым, будущему потомству.

    Сэргэ, посвященные завершению строительства дома, назывались «терут сэргэ». Они возводились во время новоселья. В некоторых местах эта коновязь охранялась от злых духов специальным рогатым столбом, стоящим с северной стороны.

    Коновязь, поставленная во время проведения обряда рождения ребенка, в основном сына–первенца отличалась особым декором.

    Сэргэ в старину трактовались как прототип мифологического Мирового Древа, они охраняли дом от нечистой силы, приносили удачу, счастье в дом.

    В настоящее время надворные коновязи трактуются как символ гостеприимства, счастья, семейного благополучия.

    Замечательным творением народного декоративно-прикладного искусства, связанным с Культом Коня, является праздничное убранство верхового коня. Конское убранство имеет информационное значение, все богатство и изысканность говорят о владельце многое. Также убранство имеет охранную функцию. Все узоры и металлические детали оберегали владельца и коня от влияния злых сил. Также красота конского убранства притягивала добро и удачу.

    Красота рождает приятные чувства, а положительные эмоции создают в мире благоприятные вибрации. Как целый комплекс украшений ансамблевого характера, включающий искусную работу кузнецов, мастеров-ювелиров, мастериц шитья, конское убранство состоит из таких элементов:

    • два кычыма — боковые покрывала;

    • чепрак – большое покрывало на круп коня;

    • седельная накидка – лэпсэ;

    • украшение конской сбруи и седла.

    Все детали конского убранства отличались разнообразием декора. В украшениях применяли бисер; крупные бусы, серебряные и медные бляхи и детали.

    Центральным орнаментальным мотивом является лировидные и сердцевидные узоры, нередко в одной вещи встречаются сочетание и тех, и других. Они символизируют процветание, достаток, изобилие и небесное покровительство. Два крайних бордюра шились из сукна контрастных цветов: красного и черного. На втором, близком к центру, бордюре тоже часто наносился орнаментальный мотив, в зависимости от техники декоративного оформления: то растительный, то геометрический.

    Форма чепраков в основном трапециевидная, с двумя-тремя удлиненными выступами в широкой части, на концах которых непременно нашиваются кисти из ровдуги с металлическим и бисерным декором у основания. Кисти нашиваются и с двух боковых сторон. Всего кистей на одном чепраке от пяти до девяти.

    Форма кычымов представляет трапецию без выступов. Кисти для них необязательны. Принцип декора тот же, что и в чепраках.

    Наряду с чепраком и кычымами бытует седельное покрывало – лэпсэ. Оно вытянутой пятиугольной формы. Если внимательно приглядеться, то вся срединная композиция лэпсэ напоминает стилизованную маску зверя с двумя глазами и раскрытой пастью с рядами зубов. Зооморфный характер декора лэпсэ объясняется тем, что первоначально седельными покрывалами служили, очевидно, шкуры, снятые с голов крупных тотемных животных: оленя, лося, медведя, коня. Позднее, по утрате первоначального магического и тотемного смысла, заменяя их другим материалом, сохраняли маску зверя в виде декоративного узора, который имел магическое значение и являлся мощной защитой от всякого негатива.

    Разнообразно и щедро украшали серебром, цветными металлами и разноцветным бисером конскую сбрую. Конь с такой сбруей являлся обязательным приданым. Сложный процесс работы сопровождал изготовление серебряной пластинки для оковки передней луки седла. Особенно женские седла отличались большими размерами луки. Она имела четырехугольную форму. Такая форма не встречается ни у одного народа современности. Большинство лук женских седел украшалось изображением льва и единорога. Эти серебряные пластинки отражали негатив, также впитывали в себя солнечный свет и символически освещали путь, оберегая от темных сил. А задняя лука у большинства седел покрывалась растительным или геометрическим орнаментом. Они также охраняли путника от невзгод.

    Узда и недоуздок украшались серебряными или медными пластинками, почти не оставляя свободного места. Пластинки гравировались геометрическим орнаментом.

    Обязательной принадлежностью лошади для невесты являлся красиво оформленный науз. Он привязывался к недоуздку по шее лошади. Верхняя половина представляла собой серебряный колокольчик, украшенный гравированным растительным орнаментом. К нижнему краю колокольчика прикреплялись два три ряда трапециевидных пластинок, также из серебра. Науз внутри наполнялся медвежьей шерстью, образуя внизу бахрому длинной примерно 4-5 см.

    Необходимой принадлежностью являлась плеть, рукоятка которой обматывалась гравированной серебряной лентой. Вся эта украшенная конная сбруя передавалась в наследство и служила показателем достатка и богатства семьи, охраняла семью от всякого зла.

    Необыкновенная красота и изящная изысканность конного убранства олицетворяла великолепие окружающего мира, добро, даруемое щедрыми божествами, утонченность внутреннего мира человека, создавшего это прекрасное творение. Человек, умеющий создавать и понимать красоту, не может быть злым и коварным. Наши предки знали, что красота творит добро. Красота образует в пространстве положительную вибрацию и притягивает только добро.

    Культ конского божества Дь???г?й отражался везде. Столбы, составляющие остов урасы, изготовлялись в виде коновязей — сэргэ. Древние надмогильные сооружения завершались коконами с рельефной передачей верхней части лошади. В атрибутику Белых Айыы Шаманов входила шапка, изображающая голову коня.

    В образе коня символически отражались культ солнца и культ неба – основы древней исконной «религии» саха – светлой «религии» Добра и Света. Этот культ Коня имеет глубокий философский смысл.

    Древние саха знали о мощной позитивной целебной энергетике коня, способной уравновесить психическое состояние человека. Все, что дает лошадь, целебно. Вещи, сплетенные из конского волоса, способны очистить биополе и излечить ауру человека. Кобылье молоко – особый целебный продукт, а конское мясо – ценный продукт, содержащий все микроэлементы, необходимые организму человека. Махалка-дэйбиир, изготовленная из конских волос, способна очищать ауру человека, уравновесить ее. Это знание предков сохранилось и по сей день помогает потомкам.

    Варвара КОРЯКИНА,

    ведущий библиотекарь отдела краеведческой литературы

    няртала плеть — кнут, связанный из трёх кожаных полосок; сюмыс плеть — ремённый кнут; плеть пу — кнутовище, рукоятка плети; плетьoн кучкыны — стегнуть кнутом; бур вoвлы плеть оз ков — хорошей лошади кнут не нужен ? кoдзыдыд oд плетя — (прил.) погов. холод торопит (букв. холод-то с кнутом);

admin