Пьяный в телеге запряженной огромными ломовыми лошадьми

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

Обучающая:

  • актуализировать знания учащихся о Петербурге в русской литературе XIX в.; показать особенности города “униженных и оскорблённых” в романе “Преступление и наказание”, средства его изображения;
  • совершенствовать умения и навыки учащихся воспринимать и интерпретировать художественное произведение.

Развивающая:

  • развивать устную речь учащихся, обогащение словарного запаса; формировать умение самостоятельно работать с дополнительной литературой; вырабатывать умение внимательно читать художественные произведения.
  • Воспитательная:

    • прививать интерес и уважение к классической русской литературе, воспитывать интерес к чтению; воспитывать самостоятельно мыслящую и глубоко чувствующую личность.
    • Тип урока: урок изучения нового материала.

      Метод: наглядной передачи информации, диалогического изложения, проблемный

      Основные понятия: Петербург в русской литературе XIX века.

      Методическое оснащение урока: учебники, тетради, текст романа; ПК, проектор, опорный конспект.

      Межпредметные связи: история.

      Используемая литература:

      1. Литература. 10 кл. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.1/ под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2011.
      2. И.В. Золотарева, Т.И.Михайлова. – М.: ВАКО, 2013.
      3. Фефилова Г. Е. Все уроки литературы. 11 класс. 2011.
      4. Ф.М. Достоевский. Преступление и наказание.– М.:Художественная литература,1970.
      5. Пушкин А.С. Сочинения в 2-х т. – М.: Художественная литература, 1982.
      6. Интернет-ресурсы.

      I. Организационный момент

      Проверка готовности учащихся к уроку (наличие учебных принадлежностей).

      II. Актуализация

      Редко где найдётся столько мрачных,
      резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге.
      Ф. Достоевский «Преступление и наказание»

      Вступительное слово учителя

      Петербург, пожалуй, самый знаменитый, необычный и противоречивый город в нашей стране. Многими поэтами и писателями он был отмечен в произведениях, причем как с хорошей, так и с плохой стороны. Одни воспевали его и называли “окном в Европу”, другие со всей ненавистью и отчаянием говорили о Петербурге как о городе, “построенном на костях”, о “проклятии России”.

      Оформление тетрадей

      Запишите тему урока: “Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Ф.М. Достоевского” и эпиграф к ней.

      Задача урока: рассмотреть образ Петербурга в русской литературе. С этой целью перед учащимися ставится проблема: каким изображает Петербург Ф.М. Достоевский в своем романе “Преступление и наказание”

      Интерес к этому поистине великому городу не угасал практически с самого его возведения и до наших дней. Давайте совершим небольшой экскурс в историю, вспомним, как образовался город на Неве. (Сообщение учащихся)

      У каждой эпохи свой образ Петербурга. Каждая отдельная личность, творчески переживающая его, преломляет этот образ по-своему. Для поэтов ХVIII века: “Ломоносова, Сумарокова, Державина – Петербург предстает как “преславный град”, “Северный Рим”, “Северная Пальмира”. Им чуждо видеть в городе будущего какое-то трагическое предзнаменование.

      Для Пушкина этот “град Петров”, великолепный, величественный, – “краса и диво” северных стран. Немногие города мира могут сравниться с величием Петербурга! Однако, он – город контрастов. Петербург – город величия и славы, но в то же время это город суеты, забот, повседневных тревог «маленького человека».

      В произведениях Н.В. Гоголя город как бы раздваивается: его великолепие отходит на второй план, отступает перед проблемами обезличивания человека. Холодный, равнодушный, бюрократический, он враждебен человеку и порождает страшные, зловещие фантазии.

      Петербург в описании Н.А. Некрасова предстает перед читателями резко разделенным на два мира — владельцев «роскошных палат» и обитателей подвалов, «счастливцев» и «несчастливцев».

      С сердечной болью описывал Некрасов петербургские углы и ютящийся в них нищий, голодный люд. Вместо роскошных дворцов и великолепных ансамблей Петербурга Некрасов показал окраины, где «каждый дом золотухой страдает», где «штукатурка валится и бьёт тротуаром идущий народ», где мерзнут дети на «ложе своем».

      Слово учителя

      Петербург как живое существо, как литературный герой по-разному представлен в произведениях классики.

      Вашему вниманию представлены отрывки, содержащие описание города разными авторами, назовите произведения, из которых они взяты и их авторов.

      . Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге; для него он составляет всё. Чем не блестит эта улица-красавица нашей столицы. здесь единственное место, где показываются люди не по необходимости, куда не загнала их надобность и меркантильный интерес, объемлющий весь Петербург. Невский проспект есть всеобщая коммуникация Петербурга. всемогущий Невский проспект! Единственное развлечение бедного на гулянья Петербурга! Как чисто подметены его тротуары, и, боже, сколько ног оставило на нём следы свои.

      С самого раннего утра. Невский проспект пуст. По улицам плетётся нужный народ. В двенадцать часов на Невский проспект делают набеги гувернёры всех наций. Но чем ближе к двум часам.

      Всё, что вы ни встретите на Невском проспекте, всё исполнено приличия.

      В три часа — новая перемена. На Невском проспекте вдруг настаёт весна: он весь покрывается чиновниками в зелёных вицмундирах.

      Но как только сумерки упадут на дома и улицы. тогда Невский проспект начинает шевелиться и оживает. Тогда настаёт то таинственное время, когда лампы дают всему какой-то заманчивый, чудесный свет.

      О, не верьте этому Невскому проспекту. Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется. Всё дышит обманом. Он лжёт во всякое время, этот Невский проспект.

      (Н. В. Гоголь “Невский проспект”)

      По оживлённым берегам
      Громады стройные теснятся
      Дворцов и башен; корабли
      Толпой со всех концов земли
      К богатым пристаням стремятся;
      В гранит оделася Нева;
      Мосты повисли над водами;
      Тёмно-зелёными садами
      Её покрылись острова .
      Люблю тебя, Петра творенье,
      Люблю твой строгий, стройный вид,
      Невы державное теченье,
      Береговой её гранит,
      Твоих оград узор чугунный,
      Твоих задумчивых ночей
      Прозрачный сумрак, блеск безлунный.
      (А. С. Пушкин “Медный всадник”)

      Подведем итог: писатели придавали городу разные черты, это город великолепия и город униженных и оскорбленных. Город контраста.

      Слово учителя

      Образ Петербурга занимает видное место и в творчестве Ф.М.Достоевского. Около тридцати лет прожил Достоевский в Петербурге. Здесь создавалась большая часть его произведений, в том числе и романы «Записки из мертвого дома», «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы».

      Многие места в Петербурге связаны с именем великого писателя. Среди них — дом в центре города на углу Кузнечного переулка, где в 1846 году и с 1878 по день смерти 09 февраля 1881 года жил Ф.М.Достоевский.

      Роман Достоевского «Преступление и наказание» многие критики называют «петербургским романом». И это название в полной мере характеризует произведение. На страницах романа автор запечатлел всю прозу жизни столицы России 60-х годов XIX столетия — города доходных домов, банкирских контор и торговых лавок, города мрачного, грязного, но в тоже время по-своему прекрасного.

      III. Формирование новых знаний

      Оформление схемы по теме урока

      Учащиеся поясняют понятия: пейзаж, сцена, интерьер

      Работа с текстом в форме беседы, чтения отрывков, пересказа сцен и комментирование их

      Демонстрируется фрагмент из кинофильма.

      Анализируем образ Петербурга, согласно схеме:

      Петербург Достоевского
      |
      Пейзажи
      |
      Сцены уличной жизни
      |
      Интерьеры

      Вопрос

      — Каким запомнился Петербург при чтении первых страниц романа?

      — Какие городские пейзажи открываются перед вами? (Учащиеся анализируют отрывки из 1 ч. романа с описанием Сенной площади, каморки Родиона Раскольникова, дома процентщицы, клетушек мастеровых, распивочных и т.д.).

      Роман открывается описанием каморки Родиона Раскольникова: “Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру. ”. Учащиеся отметят удушающую тесноту помещения и укажут, что каморка Раскольникова – это в миниатюре тот мир, в котором задавлен и обездолен человек.

      IV. Формирование умений, навыков

      Ответы уч-ся

      Пейзаж летнего Петербурга: “Около харчевен в нижних этажах, на грязных и вонючих дворах домов Сенной площади, а наиболее у распивочных, толпилось много разного и всякого сорта промышленников и лохмотников”. “На улице опять жара стояла невыносимая; хоть бы капля дождя во все эти дни. Опять пыль, кирпич и известняк, опять вонь из лавочек и распивочных . Духота стояла прежняя; но с жадностью дохнул он этого вонючего, пыльного, зараженного городом воздуха. ”. Все эти отрывки из романа оставляют одинаковое впечатление духоты, передают это состояние как нечто общее в описании городского пейзажа, который прочно связан с образом Раскольникова, пропущен через его восприятие. “Серединные улицы Петербурга, где люди “так и кишат”, вызывают в душе Раскольникова “чувство глубочайшего омерзения”. Тот же отзыв рождает в его душе иного рода пейзаж. Вот он на берегу Невы: “небо было без малейшего облачка, а вода почти голубая”, сияющий “купол собора”, на котором “сквозь чистый воздух можно было отчетливо разглядеть даже каждое украшение”. И прекрасный простор так же давит, и мучит, и гнетет Раскольникова, как и духота, теснота, жара и грязь улиц: “духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина”. В этом отношении Раскольникова к природе – его отношение к миру. Герой задыхается в этом городе, мире.

      Теперь анализируем сцены уличной жизни: ч.1, гл.1 (пьяный в телеге, запряженной огромными ломовыми лошадьми); ч.1, гл.4 встреча с пьяной девушкой; ч.2, гл.2 (сцена на Николаевском мосту, удар бича и подаяние); ч.2, гл.6 (шарманщик и толпа женщин у распивочной; сцена на. ском мосту).

      Вопросы

      — Какие эпизоды вас наиболее потрясли?

      — Что больше всего поражает в отношениях людей друг к другу?

      Беседа по этим сценам

      Ответы уч-ся

      Сами люди: Раскольников, “замечательно хорош собою”, но опустился и обнеряшился”, это “пьяные”, “всякого рода промышленники и лохмотники”, Мармеладов с желтым отекшим, зеленоватым лицом; старуха-процентщица с “вострыми и злыми глазками” и др.). От встреч с которыми остается ощущение чего-то грязного, жалкого, безобразного. Удушливой скученности толпы противостоит духовное одиночество каждого отдельного человека. В этом обществе он оскорблен, унижен, безмерно одинок.

      Теперь перейдем к интерьерам, и мы увидим в них продолжение основного пейзажного мотива.

      – Каково ваше самое сильное впечатление, когда вы, “покидая” улицу, “входите” в комнату Раскольникова, в комнату Мармеладовых и др.?

      (ч.1,гл.3. Комната Раскольникова – “крошечная клетушка, шагов шесть длиной, имевшая самый жалкий вид. и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнется головой о потолок. ”. Ч.1,гл.2 и ч.2, гл.7 Комната – “проходной угол” Мармеладовых: “Маленькая закоптелая дверь в конце лестницы, на самом верху. Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было видно из сеней. Все было разбросано в беспорядке, в особенности разное детское тряпье. ”; Ч.4, гл.4 (комната – “сарай” Сони).

      V. Подведение итогов урока.

      Выводы по теме урока.

      Итак, можем сказать, что изображение городского пейзажа, интерьеров неуклонно преследует одну цель: оставить впечатление чего-то неправильного, грязного, безобразного.

      Повтор проблемного вопроса, заданного в начале урока.

      Каким изображает Петербург Ф.М. Достоевский в своем романе “Преступление и наказание”

      Ответы уч-ся

      С первых страниц романа мы попадаем в мир неправды, несправедливости, несчастья, мук людских.

      Сцены уличной жизни приводят нас к выводу: от такой жизни люди отупели, смотрят друг на друга “враждебно и с недоверчивостью”. Между ними не может быть иных отношений, кроме безразличия, звериного любопытства, злорадной насмешки.

      Интерьеры “петербургских углов” не похожи на человеческое жилье: “каморки”, “проходные углы”, “сараи” — все это темные, сырые “гробы”. Везде присутствует желтый цвет.

      Все вместе: пейзажные картины Петербурга, сцены его уличной жизни, интерьеры “углов”, — создают общее впечатление города, который враждебен человеку, теснит, давит его, создает атмосферу безысходности, толкает на скандалы и преступления.

      Рефлексия

      1. Что нового узнали на уроке? Запишите ответы на вопросы: 1.Что понравилось?

      2. Что запомнилось на уроке?

      Выставление оценок учащимся.

      Домашнее задание

      1.Учебник Ч.2.Стр. 228-229 прочитать, ответить на вопрос 7.

      2. Подготовить сообщение к следующему уроку по теме: “История создания романа “Преступление и наказание”.

      Преступление и наказание — Часть I. Глава I
      автор Фёдор Михайлович Достоевский
      Часть I, Глава II >

      В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С-м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К-ну мосту.

      Он благополучно избегнул встречи с своею хозяйкой на лестнице. Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру. Квартирная же хозяйка его, у которой он нанимал эту каморку с обедом и прислугой, помещалась одною лестницей ниже, в отдельной квартире, и каждый раз, при выходе на улицу, ему непременно надо было проходить мимо хозяйкиной кухни, почти всегда настежь отворенной на лестницу. И каждый раз молодой человек, проходя мимо, чувствовал какое-то болезненное и трусливое ощущение, которого стыдился и от которого морщился. Он был должен кругом хозяйке и боялся с нею встретиться.

      Не то чтоб он был так труслив и забит, совсем даже напротив; но с некоторого времени он был в раздражительном и напряженном состоянии похожем на ипохондрию. Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся даже всякой встречи, не только встречи с хозяйкой. Он был задавлен бедностью; но даже стесненное положение перестало в последнее время тяготить его. Насущными делами своими он совсем перестал и не хотел заниматься. Никакой хозяйки, в сущности, он не боялся, что бы та ни замышляла против него. Но останавливаться на лестнице, слушать всякий вздор про всю эту обыденную дребедень, до которой ему нет никакого дела, все эти приставания о платеже, угрозы, жалобы, и при этом самому изворачиваться, извиняться, лгать, — нет уж, лучше проскользнуть как-нибудь кошкой по лестнице и улизнуть, чтобы никто не видал.

      Впрочем, на этот раз страх встречи с своею кредиторшей даже его самого поразил по выходе на улицу.

      «На какое дело хочу покуситься и в то же время каких пустяков боюсь! — подумал он с странною улыбкой. — Гм… да… все в руках человека, и все-то он мимо носу проносит, единственно от одной трусости… это уж аксиома… Любопытно, чего люди больше боятся? Нового шага, нового собственного слова они всего больше боятся… А впрочем, я слишком много болтаю. Оттого и ничего не делаю, что болтаю. Пожалуй, впрочем, и так: оттого болтаю, что ничего не делаю. Это я в этот последний месяц выучился болтать, лежа по целым суткам в углу и думая… о царе Горохе. Ну зачем я теперь иду? Разве я способен на это? Разве это серьезно? Совсем не серьезно. Так ради фантазии сам себя тешу; игрушки! Да, пожалуй что и игрушки!»

      На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, — все это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши. Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины. Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека. Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен. Но скоро он впал как бы в глубокую задумчивость, даже, вернее сказать, как бы в какое-то забытье, и пошел, уже не замечая окружающего, да и не желая его замечать. Изредка только бормотал он что-то про себя, от своей привычки к монологам, в которой он сейчас сам себе признался. В эту же минуту он и сам сознавал, что мысли его порою мешаются и что он очень слаб: второй день как уж он почти совсем ничего не ел.

      Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу. Впрочем, квартал был таков, что костюмом здесь было трудно кого-нибудь удивить. Близость Сенной, обилие известных заведений и, по преимуществу, цеховое и ремесленное население, скученное в этих серединных петербургских улицах и переулках, пестрили иногда общую панораму такими субъектами, что странно было бы и удивляться при встрече с иною фигурой. Но столько злобного презрения уже накопилось в душе молодого человека, что, несмотря на всю свою, иногда очень молодую, щекотливость, он менее всего совестился своих лохмотьев на улице. Другое дело при встрече с иными знакомыми или с прежними товарищами, с которыми вообще он не любил встречаться… А между тем, когда один пьяный, которого неизвестно почему и куда провозили в это время по улице в огромной телеге, запряженной огромною ломовою лошадью, крикнул ему вдруг, проезжая: «Эй ты, немецкий шляпник!» — и заорал во все горло, указывая на него рукой, — молодой человек вдруг остановился и судорожно схватился за свою шляпу. Шляпа эта была высокая, круглая, циммермановская, но вся уже изношенная, совсем рыжая, вся в дырах и пятнах, без полей и самым безобразнейшим углом заломившаяся на сторону. Но не стыд, а совсем другое чувство, похожее даже на испуг, охватило его.

      — Я так и знал! — бормотал он в смущении, — я так и думал! Это уж всего сквернее! Вот эдакая какая-нибудь глупость, какая-нибудь пошлейшая мелочь, весь замысел может испортить! Да, слишком приметная шляпа… Смешная, потому и приметная… К моим лохмотьям непременно нужна фуражка, хотя бы старый блин какой-нибудь, а не этот урод. Никто таких не носит, за версту заметят, запомнят… главное, потом запомнят, ан и улика. Тут нужно быть как можно неприметнее… Мелочи, мелочи главное. Вот эти-то мелочи и губят всегда и все…

      Идти ему было немного; он даже знал, сколько шагов от ворот его дома: ровно семьсот тридцать. Как-то раз он их сосчитал, когда уж очень размечтался. В то время он и сам еще не верил этим мечтам своим и только раздражал себя их безобразною, но соблазнительною дерзостью. Теперь же, месяц спустя, он уже начинал смотреть иначе и, несмотря на все поддразнивающие монологи о собственном бессилии и нерешимости, «безобразную» мечту как-то даже поневоле привык считать уже предприятием, хотя все еще сам себе не верил. Он даже шел теперь делать пробу своему предприятию, и с каждым шагом волнение его возрастало все сильнее и сильнее.

      С замиранием сердца и нервною дрожью подошел он к преогромнейшему дому, выходившему одною стеной на канаву, а другою в -ю улицу. Этот дом стоял весь в мелких квартирах и заселен был всякими промышленниками — портными, слесарями, кухарками, разными немцами, девицами, живущими от себя, мелким чиновничеством и проч. Входящие и выходящие так и шмыгали под обоими воротами и на обоих дворах дома. Тут служили три или четыре дворника. Молодой человек был очень доволен, не встретив ни которого из них, и неприметно проскользнул сейчас же из ворот направо на лестницу. Лестница была темная и узкая, «черная», но он все уже это знал и изучил, и ему вся эта обстановка нравилась: в такой темноте даже и любопытный взгляд был неопасен. «Если о сю пору я так боюсь, что же было бы, если б и действительно как-нибудь случилось до самого дела дойти. » — подумал он невольно, проходя в четвертый этаж. Здесь загородили ему дорогу отставные солдаты-носильщики, выносившие из одной квартиры мебель. Он уже прежде знал, что в этой квартире жил один семейный немец, чиновник: «Стало быть, этот немец теперь выезжает, и, стало быть, в четвертом этаже, по этой лестнице и на этой площадке, остается, на некоторое время, только одна старухина квартира занятая. Это хорошо… на всякой случай…» — подумал он опять и позвонил в старухину квартиру. Звонок брякнул слабо, как будто был сделан из жести, а не из меди. В подобных мелких квартирах таких домов почти все такие звонки. Он уже забыл звон этого колокольчика, и теперь этот особенный звон как будто вдруг ему что-то напомнил и ясно представил… Он так и вздрогнул, слишком уж ослабели нервы на этот раз. Немного спустя дверь приотворилась на крошечную щелочку: жилица оглядывала из щели пришедшего с видимым недоверием, и только виднелись ее сверкавшие из темноты глазки. Но увидав на площадке много народу, она ободрилась и отворила совсем. Молодой человек переступил через порог в темную прихожую, разгороженную перегородкой, за которою была крошечная кухня. Старуха стояла перед ним молча и вопросительно на него глядела. Это была крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом. На ее тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпье, а на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрепанная и пожелтелая меховая кацавейка. Старушонка поминутно кашляла и кряхтела. Должно быть, молодой человек взглянул на нее каким-нибудь особенным взглядом, потому что и в ее глазах мелькнула вдруг опять прежняя недоверчивость.

      — Раскольников, студент, был у вас назад тому месяц, — поспешил пробормотать молодой человек с полупоклоном, вспомнив, что надо быть любезнее.

      — Помню, батюшка, очень хорошо помню, что вы были, — отчетливо проговорила старушка, по-прежнему не отводя своих вопрошающих глаз от его лица.

      — Так вот-с… и опять, по такому же дельцу… — продолжал Раскольников, немного смутившись и удивляясь недоверчивости старухи.

      «Может, впрочем, она и всегда такая, да я в тот раз не заметил», — подумал он с неприятным чувством.

      Старуха помолчала, как бы в раздумье, потом отступила в сторону и, указывая на дверь в комнату, произнесла, пропуская гостя вперед: — Пройдите, батюшка.

      Небольшая комната, в которую прошел молодой человек, с желтыми обоями, геранями и кисейными занавесками на окнах, была в эту минуту ярко освещена заходящим солнцем. «И тогда, стало быть, так же будет солнце светить. » — как бы невзначай мелькнуло в уме Раскольникова, и быстрым взглядом окинул он все в комнате, чтобы по возможности изучить и запомнить расположение. Но в комнате не было ничего особенного. Мебель, вся очень старая и из желтого дерева, состояла из дивана с огромною выгнутою деревянною спинкой, круглого стола овальной формы перед диваном, туалета с зеркальцем в простенке, стульев по стенам на двух-трех грошовых картинок в желтых рамках, изображавших немецких барышень с птицами в руках, — вот и вся мебель. В углу перед небольшим образом горела лампада. Все было очень чисто: и мебель, и полы были оттерты под лоск; все блестело. «Лизаветина работа», — подумал молодой человек. Ни пылинки нельзя было найти во всей квартире. «Это у злых и старых вдовиц бывает такая чистота», — продолжал про себя Раскольников и с любопытством покосился на ситцевую занавеску перед дверью во вторую, крошечную комнатку, где стояли старухины постель и комод и куда он еще ни разу не заглядывал. Вся квартира состояла из этих двух комнат. — Что угодно? — строго произнесла старушонка, входя в комнату и по-прежнему становясь прямо перед ним, чтобы глядеть ему прямо в лицо. — Заклад принес, вот-с! — И он вынул из кармана старые плоские серебряные часы. На оборотной дощечке их был изображен глобус. Цепочка была стальная. — Да ведь и прежнему закладу срок. Еще третьего дня месяц как минул. — Я вам проценты еще за месяц внесу; потерпите. — А в том моя добрая воля, батюшка, терпеть или вещь вашу теперь же продать. — Много ль за часы-то, Алена Ивановна? — А с пустяками ходишь, батюшка, ничего, почитай, не стоит. За колечко вам прошлый раз два билетика внесла, а оно и купить-то его новое у ювелира за полтора рубля можно. — Рубля-то четыре дайте, я выкуплю, отцовские. Я скоро деньги получу. — Полтора рубля-с и процент вперед, коли хотите-с. — Полтора рубля! — вскрикнул молодой человек. — Ваша воля. — И старуха протянула ему обратно часы. Молодой человек взял их и до того рассердился, что хотел было уже уйти; но тотчас одумался, вспомнив, что идти больше некуда и что он еще и за другим пришел. — Давайте! — сказал он грубо.

      Старуха полезла в карман за ключами и пошла в другую комнату за занавески. Молодой человек, оставшись один среди комнаты, любопытно прислушивался и соображал. Слышно было, как она отперла комод. «Должно быть, верхний ящик, — соображал он. — Ключи она, стало быть, в правом кармане носит… Все на одной связке, в стальном кольце… И там один ключ есть всех больше, втрое, с зубчатою бородкой, конечно, не от комода… Стало быть, есть еще какая-нибудь шкатулка, али укладка… Вот это любопытно. У укладок все такие ключи… А впрочем, как это подло все…» Старуха воротилась. — Вот-с, батюшка: коли по гривне в месяц с рубля, так за полтора рубля причтется с вас пятнадцать копеек, за месяц вперед-с. Да за два прежних рубля с вас еще причитается по сему же счету вперед двадцать копеек. А всего, стало быть тридцать пять. Приходится же вам теперь всего получить за часы ваши рубль пятнадцать копеек. Вот получите-с. — Как! так уж теперь рубль пятнадцать копеек! — Точно так-с. Молодой человек спорить не стал и взял деньги. Он смотрел на старуху и не спешил уходить, точно ему еще хотелось что-то сказать или сделать, но как будто он и сам не знал, что именно… — Я вам, Алена Ивановна, может быть, на днях, еще одну вещь принесу… серебряную… хорошую… папиросочницу одну… вот как от приятеля ворочу… — Он смутился и замолчал. — Ну тогда и будем говорить, батюшка. — Прощайте-с… А вы все дома одни сидите, сестрицы-то нет? — спросил он как можно развязнее, выходя в переднюю. — А вам какое до нее, батюшка, дело? — Да ничего особенного. Я так спросил. Уж вы сейчас… Прощайте, Алена Ивановна!

      Раскольников вышел в решительном смущении. Смущение это все более увеличивалось. Сходя по лестнице, он несколько раз даже останавливался, как будто чем-то внезапно пораженный. И наконец, уже на улице, он воскликнул:

      «О боже! как это все отвратительно! И неужели, неужели я… нет, это вздор, это нелепость! — прибавил он решительно. — И неужели такой ужас мог прийти мне в голову? На какую грязь способно, однако, мое сердце! Главное: грязно, пакостно, гадко, гадко. И я, целый месяц…»

      Но он не мог выразить ни словами, ни восклицаниями своего волнения. Чувство бесконечного отвращения, начинавшее давить и мутить его сердце еще в то время, как он только шел к старухе, достигло теперь такого размера и так ярко выяснилось, что он не знал, куда деться от тоски своей. Он шел по тротуару как пьяный, не замечая прохожих и сталкиваясь с ними, и опомнился уже в следующей улице. Оглядевшись, он заметил, что стоит подле распивочной, в которую вход был с тротуара по лестнице вниз, в подвальный этаж. Из дверей, как раз в эту минуту, выходили двое пьяных и, друг друга поддерживая и ругая, взбирались на улицу. Долго не думая, Раскольников тотчас же спустился вниз. Никогда до сих пор не входил он в распивочные, но теперь голова его кружилась, и к тому же палящая жажда томила его. Ему захотелось выпить холодного пива, тем более что внезапную слабость свою он относил и к тому, что был голоден. Он уселся в темном и грязном углу, за липким столиком, спросил пива и с жадностию выпил первый стакан. Тотчас же все отлегло, и мысли его прояснели. «Все это вздор, — сказал он с надеждой, — и нечем тут было смущаться! Просто физическое расстройство! Один какой-нибудь стакан пива, кусок сухаря, — и вот, в один миг, крепнет ум, яснеет мысль, твердеют намерения! Тьфу, какое все это ничтожество. » Но, несмотря на этот презрительный плевок, он глядел уже весело, как будто внезапно освободясь от какого-то ужасного бремени, и дружелюбно окинул глазами присутствующих. Но даже и в эту минуту он отдаленно предчувствовал, что вся эта восприимчивость к лучшему была тоже болезненная.

      В распивочной на ту пору оставалось мало народу. Кроме тех двух пьяных, что попались на лестнице, вслед за ними же вышла еще разом целая ватага, человек в пять, с одною девкой и с гармонией. После них стало тихо и просторно. Остались: один хмельной, но немного, сидевший за пивом, с виду мещанин; товарищ его, толстый, огромный, в сибирке и с седою бородой, очень захмелевший, задремавший на лавке и изредка, вдруг, как бы спросонья, начинавший прищелкивать пальцами, расставив руки врозь, и подпрыгивать верхнею частию корпуса, не вставая с лавки, причем подпевал какую-то ерунду, силясь припомнить стихи, вроде:

      Целый год жену ласкал,
      Цел-лый год же-ну лас-кал…

      Или вдруг, проснувшись, опять:

      По Подьяческой пошел,
      Свою прежнюю нашел…

      Ответ

      Часть 1 гл. 1 (пьяный в телеге, запряженной огромными ломовыми лошадьми)

      Часть 2 гл. 2 (сцена на Николаевском мосту, удар бича и подаяние)

      Часть 2 гл.6 (пьяный шарманщик и толпа женщин у «распивочно-увеселительного» заведения)

      Часть 2 гл.6 ( сцена на … мосту)

      Часть 5 гл.5 ( смерть Катерины Ивановны)

      • Ф.М.Достоевский обращает внимание на другую сторону Петербурга — с

      самоубийцами, убийцами, пьяными. Все грязное и вонючее попадает вместе с

      воздухом во внутрь человека и порождает не самые хорошие чувства и эмоции.

      Петербург душит, угнетает и ломает личность.

      Главная > Документ

      Информация о документе
      Дата добавления:
      Размер:
      Доступные форматы для скачивания:

      Консультация к семинару по литературе для учащихся 10-х классов, имеющих выход в Интернет

      Готовимся к семинару по литературе на тему

      «Содержание и основные проблемы романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

      О ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРУ

      «СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

      РОМАНА Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО

      «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

      Вопросы к семинару:

      1. История преступления и наказания Родиона Раскольникова (день за днем):

      день первый — часть первая, гл. 1, 2;

      день второй — часть первая, гл. 3—5;

      день третий — часть первая, гл. 6, 7;

      день четвертый — часть вторая, гл. 1, 2;

      день восьмой — часть вторая, гл. 3—7 и часть третья, гл. 1;

      день девятый — часть третья, гл. 2—6 и часть четвертая, гл. 1—4;

      день десятый — часть четвертая, гл. 5—6;

      день тринадцатый — часть шестая, гл. 1—6;

      день четырнадцатый — часть шестая, гл. 7—8;

      спустя полтора года — эпилог романа.

      2. Петербург Достоевского:

      пейзажи — часть первая, гл. 1 («отвратительный и грустный колорит» городского дня); часть вторая, гл. I (подчеркнутое по­вторение предыдущей картины); часть вторая, гл. 2 («великолеп­ная панорама» Петербурга); часть вторая, гл. 6 (вечерний Петер­бург); часть пятая, гл. 5 (вид из окна комнаты Раскольникова); часть шестая, гл. 6 (грозовой вечер и утро накануне самоубийства Свидригайлова).

      сцены уличной жизни — часть первая, гл. I (пьяный в телеге, запряженной огромными ломовыми лошадьми); часть вторая, гл. 2 (сцена на Николаевском мосту, удар бича и подаяние); часть вто­рая, гл. 6 (шарманщик и толпа женщин у «распивочно увесели­тельного» заведения); часть вторая, гл. 6 (сцена на . ском мос­ту); часть пятая, гл. 5 (смерть Катерины Ивановны).

      описания-интерьеры — часть первая, гл. 3 (каморка Расколь­никова); часть первая, гл. 2 (кабак, где Раскольников слушает исповедь Мармеладова); часть первая, гл. 2 и часть вторая, гл. 7 («проходной угол» Мармеладова); часть четвертая, гл. 4 (комна­та — «сарай» Сони); часть шестая, гл. 3 (трактир, в котором ис­поведуется Свидригайлов).

      Составьте схему опорных положений «Основные проблемы ро­мана Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Поста­райтесь дать ее описание.

      Для выполнения задания предлагается консультация :

      Пересказ содержания романа Достоевского (в рамках зада­ния — «по дням») осуществляется не только и не столько для то­го, чтобы проверить ваше знание текста, сколько для определения наиболее важных социальных и нравственных проблем, содержа­щихся в произведении. Это — первое.

      Второе. Пересказ «по дням» должен занять 25—30 мин. уро­ка, т. е. каждому рассказчику дается не более 3—4 минут на вы­ступление.

      Как же сочетать цель задания с лимитом времени? — Рекомен­дуем сначала составить план из «цепи событий», которые проис­ходят в течение вашего «дня», например:

      День восьмой — Раскольников получает деньги от матери. По­сещение Разумихина и покупка одежды Раскольникову. Приход Зосимова. Разговор об убийстве, о подозрении на Николку. По­явление Лужина. И т. д.

      Для пересказа же надо выделить те события, в которых за­трагиваются социальные и нравственные проблемы, связанные с образом Раскольникова. Об зтом говорил еще Д. И. Писарев:

      «Переберем одну за другою все подробности той обстановки, при которой Раскольникову приходилось обдумывать свое положе­ние и искать выхода из той ловушки, которую расставила ему жизнь; перечислим одно за другим впечатления, которые ложи­лись на его измученную нервную систему; взвесим и оценим все мелкие и мучительные столкновения с грубостью и бездушностью окружающих людей, все столкновения, которые направляли в из­вестную сторону течение его мыслей,— а потом спросим себя, оставалась ли за Раскольниковым свобода выбора и в его ли вла­сти было прийти или не прийти к тому дикому абсурду, которым закончилась его глухая и одинокая борьба».

      И тогда в «первом дне» рассказчик познакомит слушателей с раздумьями Раскольникова после исповеди Мармеладова о том, что ждет человека, не способного сопротивляться обстоятельст­вам; в «дне втором» — о желании Раскольникова любой ценой облегчить жизнь своих родных; в «третьем» — о «теории» Рас­кольникова. И т. д.

      Для рассказа о «первом дне» Раскольникова в романе «Пре­ступление и наказание» предоставим слово Д. И. Писареву (что­бы поучиться у него яркости, образности и убедительности в вы­ражении мысли):

      «В ту минуту, когда мы знакомимся с Раскольниковым, он старается «проскользнуть как-нибудь кошкой по лестнице» мимо квартиры хозяйки, которой он должен, и улизнуть, чтобы никто не видел. При этом он чувствует какое-то болезненное и трусливое ощущение, которого стыдится и от которого морщится. И это ощу­щение он принужден испытывать всякий раз, когда выходит на улицу, потому что всякий раз ему надо проходить по лестнице мимо хозяйкиной двери, которая обыкновенно бывает отворена. Выходит он на улицу в таком виде, который в одних прохожих пробуждает насмешку, в других — отвращение, в третьих — праздное сострадание. Он остается равнодушен к тому впечатле­нию, которое его лохмотья могут произвести на уличную публику. Но почему равнодушен? Потому, как объясняет г. Достоевский, что в душе его накопилось уже достаточное количество злобного презрения.

      Раскольников идет к той старухе, которую он собирается убить; он идет закладывать серебряные часы и в то же время осматривать местность. Старуха дает ему за часы полтора рубля и берет с него проценты за месяц вперед, по десяти процентов в месяц. Раскольников видит и чувствует на самом себе, как люди пользуются страданиями своих ближних, как искусно и старатель­но, как аккуратно и безопасно они высасывают последние соки из бедняка, изнемогающего в непосильной борьбе за жалкое и глу­пое существование. Ненависть и презрение приливают широкими и ядовитыми волнами в молодую и восприимчивую душу Расколь­никова в то время, когда.грязная старуха, паук в человеческом образе, тянет из него все, что может вытянуть из человека, находя­щегося накануне голодной смерти. На минуту все тонет для Рас­кольникова в каком-то тумане непобедимого отвращения.

      Это чувство нравственного отвращения усиливается еще и до­водится до своего апогея простым ощущением физической тошно­ты. Раскольников голоден до такой степени, что мысли путаются в его голове. Он входит в распивочную, выпивает стакан холодно­го пива, и ему вдруг становится веселее и легче. В распивочной Раскольников встречается с горьким пьяницею, отставным чинов­ником Мармеладовым, который комически-витиеватым языком рассказывает ему свою простую и глубоко трагическую историю. Бедность, голодные дети, грязный угол, оскорбления разных на­халов, «чахоточная жена, сохраняющая воспоминание о лучших днях и убивающая себя работою, старшая дочь, превратившаяся в публичную женщину, чтобы поддерживать существование се­мейства,— вот выдающиеся черты той жизни, панорама которой развертывается перед Раскольниковым в рассказе пьяного Марме­ладова. Сам рассказчик нисколько не желает себя выгораживать с смирением, свойственным разговорчивому пьянице, он неодно­кратно называет себя свиньею и скотом и доказывает очень убе­дительно, что он, на самом деле скот и свинья.

      До столкновения с Мармеладовым Раскольников знал коротко только те физические лишения, которые порождаются бедностью. Он мог, конечно, дойти и, по всей вероятности, доходил путем тео­ретических выкладок до того заключения, что бедность, придав­ливая и пригибая человека к земле, делая его безответным и беззащитным, заставляя его ползать и пресмыкаться в грязи у ног великодушных благодетелей, медленно и безвозвратно убивает в нем его человеческое достоинство, но доходить путем размышле­ния до того вывода, что какой-нибудь факт возможен и действи­тельно существует, совсем не то, что встретиться с этим фактом лицом к лицу, осмотреть его со всех сторон и вдохнуть в себя весь его своеобразный аромат.

      Мармеладова раздавила бедность, та самая бедность, которая давит Раскольникова и уже довела до изнурительной апатии и до диких мыслей о грабеже и убийстве. Мармеладов не принимал никаких противозаконных и насильственных мер против своей нищеты; он просто падал, вязнул и тонул, потому что у него не хватало сил стоять на ногах и потому что его ноги не находили себе твердой точки опоры в той бездонной трясине, которая из году в год поглощает сотни и тысячи бедных людей. Результат, к которому он пришел путем этого кроткого и пассивного погру­жения в болото нищеты, разоблачился перед Раскольниковым во всей наготе своего потрясающего безобразия. При том направле­нии, которое уже было дано мыслям Раскольникова, при том пла­не, по которому уже складывались и созревали его намерения, вид трупа, доведенного до разложения собственною пассивностью и кротостью, должен был подействовать на Раскольникова так, как может подействовать удар каленым железом на бешеную лошадь, уже закусившую удила.

      Следующие вопросы семинара должны раскрыть детали той обстановки, в которой живут и страдают, сталкиваются и гибнут герои.

      Петербург не раз становился действующим лицом русской ху­дожественной литературы.

      А. С. Пушкин сложил гимн великому городу в «Медном всад­нике», лирически описал его великолепные архитектурные ансамб­ли, сумраки белых ночей в «Евгении Онегине». Но поэт чувство­вал, что Петербург не однозначен:

      Дух неволи, стройный вид,

      Свод небес зелено-бледный,

      Сказка, холод и гранит.

      Белинский в письмах признавался, как ненавистен ему Питер,
      где так тяжело и мучительно жить. Петербург у Гоголя — оборо­тень с двойным лицом: за парадной красотой скрыта крайне бед­ная и убогая жизнь.

      Свой Петербург и у Достоевского. Скудные материальные средства и бродячий дух писателя заставляли его часто менять квартиры — не в богатых районах столицы, а на так называемых «серединных улицах», в холодных угловых домах, лишенных вся­кой архитектуры, где люди «так и кишат». Герои Достоевского сторонятся «пушкинских» кварталов. Из крохотной клетушки по Садовой, Гороховой и другим «серединным» улицам идет Раскольников к старухе-процентщице, встречает Мармеладова, Кате­рину Ивановну, Соню. Часто проходит и через Сенную площадь, где еще в XVIII веке был открыт рынок для продажи скота, дров, сена, овса, где крепостные подвергались публичному наказанию (вспомните некрасовские строки «Вчерашний день, часу в шес­том..»). В двух шагах от грязной Сенной находился Столярный переулок, состоявший из шестнадцати домов, в которых находи­лось восемнадцать (!) питейных заведений. Раскольников по но­чам просыпается от пьяных криков, когда завсегдатаи покидают кабаки.

      Сцены уличной жизни надо сопоставить и система­тизировать, чтобы обосновать вывод: от такой жизни люди отупе­ли, смотрят друг на друга «враждебно и с недоверчивостью» (ч. 1, гл. 1). Между ними не может быть иных отношений, кроме без­различия, звериного любопытства, злорадной насмешки.

      Интерьеры «петербургских углов» не похожи на челове­ческое жилье. Каморка Раскольникова, «проходной угол» Марме­ладова, «сарай» Сони, отдельный номер в гостинице, где проводит последнюю ночь Свидригайлов,— это темные, сырые «гробы».

      Все вместе: пейзажные картины Петербурга, сцены его улич­ной жизни, интерьеры «углов» — создают общее впечатление го­рода, который враждебен человеку, теснит, давит его, создает атмосферу безысходности, толкает на скандалы и на преступле­ния.

      Фронтальное задание должно помочь «увидеть» в единстве и взаимосвязях все основные проблемы романа Достоевского.

      Каков, по вашему мнению, главный мо­тив убийства из тех, что Раскольников называет Соне Мармеладовой (часть пятая, гл. 4)?

      Чтобы ответить на этот вопрос, проведите следующую анали­тическую работу: выпишите авторские ремарки, рисующие состоя­ние героя, и наблюдения Сони за поведением Раскольникова. На­гляднее это будет сделать в виде таблицы:

      Раскольников о мотивах убийства

      Наблюдения Сони за поведением героя

      1. — . Ну да, чтоб ограбить.

      — Знаешь, Соня. знаешь что я тебе скажу: если б только я за­резал из того, что голоден был, то я бы теперь. счастлив был! Знай ты это!

      — как-то устало и даже
      как бы с досадой отве­тил он.

      — сказал он вдруг с
      каким-то вдохновением —
      продолжал он, упирая
      в каждое слово и зага­дочно, но искренно гля­дя на нее —

      У Сони промельк­нула было мысль: «Не сумасшед­ший ли? Но тот­час же она ее оставила. »

      — Вот что: я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил.

      — Ну. ну, вот и я решил, за­владев старухиными деньгами, употребить их на мои первые го­ды, не мучая мать на обеспече­ние себя в университете, на пер­вые шаги после университета. и на новую, независимую дорогу стать.

      — . не переменятся люди и не переделать их никому, и труда не стоит тратить! Да, это так! Это их закон. Закон, Соня! Это так. И я теперь знаю, Соня, что кто

      .. крепок и силен умом и духом, тот над ними и властелин! Кто много посмеет, тот у них и прав. — И не деньги, главное, нужны мне были, Соня, когда я убил; не столько деньги нужны были, как другое. Мне другое надо бы­ло узнать, другое толкало меня под руки: мне надо было узнать тогда, и поскорее узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить, или не смогу! Ос­мелюсь ли нагнуться и взять, или нет? Тварь ли я дрожащая, или право имею.

      Фогельсон И.А. Литература учит. – М., Просвещение, 1990.

      Карякин Ю. Самообман Раскольникова. – М., 1976.

      Румянцева Э.М. Федор Михайлович Достоевский. – Л., 1971.

      Басина М.Я. Сумрак белых ночей. – Л., 1979.

      Кулешов В.И. Жизнь и творчество Ф.М.Достоевского. Очерк. – М., 1984.

      Долинина Н.Г. Предисловие к Достоевскому. – Л., 1980.

      Задания для урока по изучению творческого мастерства писателя (при изучении романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание») Подготовила Чикунова П.В. Группа ОФД-161м Показать больше

      Задания для урока по изучению творческого мастерства писателя (при изучении романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание») Подготовила Чикунова П.В. Группа ОФД-161м Спрятать

      четверг, 7 февраля 2013 г.

      достоевский тема «прогулка по петербургу с раскольниковым

      3. описания-интерьеры часть первая, гл. 3 (каморка Раскольникова); часть первая, гл. 2 (кабак, где Раскольников слушает исповедь Мармеладова); часть первая, гл. 2 и часть вторая, гл. 7 («проходной угол» Мармеладова); часть четвертая, гл. 4 (комната «сарай» Сони); часть шест

      2. сцены уличной жизни часть первая, гл. I (пьяный в телеге, запряженной огромными ломовыми лошадьми); часть вторая, гл. 2 (сцена на Николаевском мосту, удар бича и подаяние); часть вторая, гл. 6 (шарманщик и толпа женщин у «распивочно увеселительного» заведения); часть вторая, гл. 6 (сцена на . ском мосту); часть пятая, гл. 5 (смерть Катерины Ивановны).

      Петербург Достоевского в романе:1. пейзажи часть первая, гл. 1 («отвратительный и грустный колорит» городского дня); часть вторая, гл. I (подчеркнутое повторение предыдущей картины); часть вторая, гл. 2 («великолепная панорама» Петербурга); часть вторая, гл. 6 (вечерний Петербург); часть пятая, гл. 5 (вид из окна комнаты Раскольникова); часть шестая, гл. 6 (грозовой вечер и утро накануне самоубийства Свидригайлова).

      14:10 Достоевский в Петербурге и Петербург Достоевского (дистанционный урок 10 кл 17 03)

      Введение в общее языкознание

      Трудные случаи орфографии и пунктуации

      Русский язык в диалоге культур

      История русского языка

      Обучение сочинениям разных жанров

      Какой электив ты бы хотел изучать?

      Вторник, 05.02.2013, 00:38

      Достоевский в Петербурге и Петербург Достоевского (дистанционный урок 10 кл 17 03) — 18 Марта 2012 — 412 кабинет

      Интегрированный урок литературы, истории, изобразительного искусства в 10 классе по роману

      Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

      Подготовила и провела:

      Свищева Ирина Рафаильевна, учитель русского языка и литературы 1квалификационной категории «Шеморданского лицея Сабинского муниципального района Республики Татарстан».

      Тема: «Петербург Ф.М.Достоевского» (по роману «Преступление и наказание»)

      Эпиграф: «Петербург Достоевского — «город, в котором невозможно быть».

      1)помочь учащимся не просто увидеть Петербург Достоевского, хаотическую пестроту, скученность, удушающую тесноту человеческого существования, но и проникнуться к страдающим людям сочувствием; дать представление неразрешимости тех противоречий и тупиков, в которые попадают герои романа, привести к пониманию того, что эта «неразрешимость» зависит не от воли людей, а от состояния общества, которое так устроено, что жизнь каждого из героев возможна лишь на унизительных условиях, на постоянных сделках с совестью;

      2) развитие навыков анализа художественного произведения, развитие устной речи; умения логически мыслить;

      3) воспитание эстетического вкуса средствами литературы и других видов искусства.

      Оборудование: портрет Ф.М.Достоевского, пластинки, иллюстрации И.С.Глазунова к произведениям писателя, открытки с видами Петербурга, мультимедийный проектор.

      1) перечитать отдельные главы романа (по указанию учителя).

      Пейзажи: ч.1 г.1. («отвратительный и грустный колорит» городского дня); ч.2.г. 1 (повторение предыдущей картины); ч.2.г.2. («великолепная панорама Петербурга»); ч.2.г.6. (вечерний Петербург); ч.4.г.5. (вид из окна комнаты Раскольникова); ч.4.г.6. (грозовой вечер и утро накануне самоубийства Свидригайлова).

      Сцены уличной жизни : ч.1.г.1. (пьяный в телеге, запряженной огромными ломовыми лошадьми); ч.2.г.2. (сцена на Николаевском мосту, удар бича и подаяние); ч.2.г.6. (шарманщик и толпа женщин у распивочной; сцена на . ском мосту); ч.5.г.5.(смерть Катерины Ивановны).

      Интерьеры: ч1.г.З. (каморка Раскольникова); ч.1.г.2. (кабак, где Раскольников слушает исповедь Мармеладова); ч.1.г.2.и ч..2 г.7 (комната — «проходной угол» Мармеладовых); ч.4.г.З (трактир, в котором исповедуется Свидригайлов); ч.4.г.4 (комната — «сарай» Сони).

      2) подготовить рассказ об истории основания города Петербурга, о художнике И.С.Глазунове;

      3) найти иллюстрации с видами Петербурга.

      Схема по теме урока (оформляется на доске и в тетрадях):

      Петербург Достоевского

      Сцены уличной жизни

      I. Вступительное слово учителя:

      — Фоном, на котором разворачивается действие романа «Преступление и наказание», является Петербург середины 60-х годов. Роман открывается описанием каморки Родиона Раскольникова (чтение описания комнаты главного героя, анализ).

      Пейзаж в романе несет большую художественную нагрузку. Пейзаж никогда не нацелен на простое описание обстановки, он не только создает настроение, усиливает и оттеняет социальную и психологическую характеристику героев, но и выражает то, что внутренне связано с изображаемым человеческим миром. Пейзаж прочно связан с образом Раскольникова, пропущен сквозь призму его восприятия. Человек задыхается в Петербурге Достоевского, все несет на себе печаль общей неустроенности, скудности человеческого существования. Страшная жизнь людей пробуждает у читателей сочувствие, возмущение, мысль о том, что так жить человек не должен. Герои романа бессильны разрешить противоречия и тупики, в которые ставит их жизнь. За судьбами людей стоит образ преступного мира. — У Достоевского пейзажные описания очень кратки. В этой особенности секрет сильного воздействия, которое оказывает он на чувства читателя.

      II. Сообщение ученика об истории Петербурга с проецированием на экран видов Петербурга:

      Город, основанный Петром в 1703 г., был заложен в устье Невы на месте, удобном в военном и торговом отношении. Петербург создавался по единому плану. Уже в первые годы его композиционный центр — Петропавловская крепость и Адмиралтейство.

      Их золотые шпили сияют над городом, во многом определяя своеобразие его художественного облика. Красота Петербурга поистине легендарна. Его великолепные памятники, его царственные площади и набережные, его белые ночи, его туманы навсегда заворожили русское искусство. Сумрачными чарами Петербурга окутаны произведения Ф.М.Достоевского, Петербургу посвящали стихи Блок, Брюсов, Ахматова, его без конца рисовали художники. А.С.Пушкин сложил гимн великому городу в «Медном всаднике», лирически описал его великолепные архитектурные ансамбли, сумраки белых ночей в «Евгении Онегине»:

      Город пышный, город бедный,

      Свод небес зелено — бледный,

      Белинский в письмах признавался, как ненавистен ему Питер, где так тяжело и мучительно жить. Петербург у Гоголя — оборотень с двойным лицом: за парадной красотой скрыта бедная и убогая жизнь.

      И сейчас он по-прежнему влечет к себе живописцев и графиков. Архитектура Петербурга поистине уникальна. Русский классицизм и русское барокко. Можно без колебаний утверждать, что более прекрасных плодов, чем в России, классицизм не приносил нигде, даже на его родине — во Франции.

      Я вижу град Петра, чудесный, величавый,

      По манию Петра воздвигшийся из блат,

      Наследный памятник его могучей славы,

      Потомками его украшенный стократ!

      Повсюду зрю следы великия державы,

      И русской славою след каждый озарен!

      — Многие здания Петербурга построены в стиле барокко, в классическом стиле. Строили много, но часто в погоне за прибылью заказчики требовали от архитекторов только лишь дешевизны в работе. Так возникли унылые корпуса заводов, фабрик, тесно стоящие доходные дома с дворами — колодцами, с темными комнатами для прислуги, с мрачными, черными лестницами. В подобных домах, которые сплошь состояли из мелких квартир, жили герои Ф.М.Достоевского.

      Так мы знакомимся с другим Петербургом — Петербургом Достоевского. Чтение учеником стихотворения Н.М.Коншина «Жалобы на Петербург»:

      В дымном городе душно,

      Тесно слуху и взору,

      В нем убили мы скучно

      Жизни лучшую пору.

      В небе — пыль, либо тучи,

      Либо жар, либо громы;

      Тесно сжатые в кучи,

      Кверху кинулись домы;

      Есть там смех, да не радость,

      Все блестит, но бездушно.

      Слушай, бледная младость,

      В дымно городе душно!

      — Петербург постепенно становится городом контрастов. Пышность и серость, богатство и бедность, бездушие и бездуховность, отчаяние и безысходность все глубже поникают в жизнь человека.

      — А сейчас обратите внимание на иллюстрации к роману «Преступление и наказание» художника, для которого Достоевский был одним из любимых писателей (работа с иллюстрациями).

      Доклад ученика «Любимый писатель художника И.С.Глазунова — Ф.М.Достоевский».

      III. Образ города в романе «Преступление и наказание».

      — Перенесемся на страницы романа, пойдем по улицам Петербурга, заглянем в лестничные пролеты и квартиры, послушаем звуки города, где живут герои Достоевского.

      Работа учащихся с текстом. Анализ эпизодов:

      2. Комнаты Раскольникова и Сони Мармеладовой.

      3. Лестницы, пролеты, дома.

      5. Судьба человека (самоубийца).

      (Из крохотной клетушки по Садовой, Гороховой и другим улицам идет Раскольников к старухе — процентщице, встречает Мармеладова, Катерину Ивановну, Соню. Сцены уличной жизни приводят нас к выводу: от такой жизни люди отупели, смотрят друг на друга «враждебно и с недоверчивостью». Между ними не может быть иных отношений, кроме безразличия, звериного любопытства, злорадной насмешки.

      Интерьеры «петербургских углов» не похожи на человеческое жилье: «каморка» Раскольникова, «проходной угол» Мармеладовых, «сарай» Сони, отдельный номер в гостинице, где проводит последнюю ночь Свидригайлов, — все это темные, сырые «гробы».

      Все вместе: пейзажные картины Петербурга, сцены его уличной жизни, интерьеры «углов» — создают общее впечатление города, который враждебен человеку, теснит, давит его, создает атмосферу безысходности, толкает на скандалы и преступления.)

      IV. Вывод (высказывания учащихся). Учитель:

      — Таким образом, эти эпизоды романа и иллюстрации к ним раскрывают капиталистический уклад жизни; мир неправды, несправедливости, несчастья, мук людских, мир ненависти и вражды, распада моральных устоев, потрясающие своей грозной правдой картины нищеты и страданий городских низов в 60-х годов 1Хв. Эпизоды романа проникнуты болью о человеке, обреченном на невыносимые лишения и страдания, вынужденном жить «на аршине пространства», в каморках, похожих «на гроб». Петербург подвалов и чердаков — это город «униженных и оскорбленных». В этом городе нечем «дышать».

      Нам открылся конфликт между человеком и обществом. Мы побывали в Петербурге Достоевского.

      V. Домашнее задание: написать сочинение на одну из предложенных тем: «Петербург Достоевского»; «Роль пейзажа в романе Ф.М.Достоевского», «Преступление и наказание» и др.

admin