Першерон тяжеловоз лошади

Першерон, несомненно, одна из лучших конских пород Франции. Эти мощные великаны получили признание во всем мире: их можно встретить практически на всех континентах, на самых разных широтах — от Австралии до Канады.

Жеребец Успех, производитель Ульяновского конного завода

Першеронская порода лошадей выведена во Франции, в провинции Перш. Графство Перш располагалось в Нормандии, к югу от устья Сены. Природные условия здесь идеально подходят для коневодства: на хорошо увлажненных плодородных почвах вырастает богатый травостой, а умеренные температуры и обилие водных источников позволяют содержать лошадей вне помещений большую часть года. Недаром еще в средние века Нормандия стала одним из ведущих коневодческих районов Франции.

О времени появления першеронской породы единого мнения нет. Одни исследователи считают першеронов потомками самых древних французских лошадей, другие утверждают, что порода недавнего происхождения, так как стала известна только с начала ХIХ века. Дело в том, что коневодам Перша постоянно приходилось учитывать требования времени, изменяя тип лошади.

Древнюю лошадь Перша описывают крепкой, среднего роста, обладавшей большой силой и очень работоспособной. Масть ее обычно была гнедой, типичную для современных першеронов серую масть стали культивировать позже. Во времена Цезаря на территории Перша разводили подвижную лошадь для конницы. Позднее, в эпоху феодального рыцарства, появляется массивный, мощного сложения верховой рыцарский конь, способный нести всадника в тяжелых доспехах, — он-то и стал прообразом першеронской породы. Но прошли века, рыцарская кавалерия сошла со сцены, а першероны превратились в упряжных лошадей.

В XVIII веке першероны были разнотипными. Для городов выращивали тяжелых лошадей, для армии — более легких верховых. Позднее крупные тяжеловозы стали пользоваться спросом на внешнем рынке, и большинство хозяйств Перша стремилось «утяжелить» своих лошадей. Но для внутреннего рынка по-прежнему разводили сухую и подвижную, не столь массивную лошадь. Российский «Журнал коннозаводства и охоты» в 1853 году описывает першеронов, разделяя их на больших и малых. Малые першероны — среднего роста и легки на ходу, они годны и под седло, и для быстрой упряжной езды; большие — выше, плотнее, массивнее, они более приспособлены для медленной возки тяжестей и полевых работ. Вот как характеризует эти типы один из тогдашних владельцев першеронских лошадей: «Под грубою формою першеронская лошадь представляет Геркулеса, двигающего огромные тяжести, а в формах более легких она, как легконогий Ахилл, влечет Ост-Индскую почту между Марселем и Булонью по 18 км в час. А засим не служит ли эта лошадь для першеронского жителя предметом гордости и выгоды, когда она, только что отлученная от матки, продается уже почти за ту цену, которую ремонтеры предлагают за лошадей взрослых!».

Долгое время першероны были лучшими лошадьми для почтовых дилижансов. Однако в 1838 году началось строительство первой французской железной дороги. Тогда першероны «переквалифицировались» на городские омнибусы.

Время омнибусов было золотым для першеронов. Спрос на этих лошадей был очень высок: ежегодно для парижских омнибусов закупалось до 4 тысяч першеронов! К тому же развитие земледелия и успехи сельского хозяйства поставили коннозаводство Франции на высокую ступень доходности. Лучшие кобылы и жеребцы были так же известны, как в наше время победители приза Триумфальной арки. Ежегодно множество прекрасных лошадей продавалось и на экспорт.

Арабские предки французского тяжеловоза

Сегодня трудно точно установить, какие именно породы участвовали в формировании першерона. Есть предположение, что в его жилах течет кровь датских и полукровных английских лошадей. Но что можно утверждать абсолютно точно, так это то, что першерон — самая «арабизированная» порода тяжеловозов. Доступ к восточным лошадям у нормандских коневодов появился еще в VIII веке, когда франкские рыцари Карла Мартелла разгромили при Пуатье мавров. В конце XI века восточных лошадей привез граф Робер де Ротру, участник первого крестового похода.

С 1760 года коневоды Перша получили возможность использовать арабских жеребцов из конного завода Ле Пен. Во время Великой французской революции першеронская порода была почти полностью уничтожена. Но потребность армии в лошадях возрастала, и уже в 1803 году появился декрет Наполеона, который предписывал восстановить породу и организовать испытания. Были вновь созданы конные заводы и депо жеребцов-производителей. Примерно в 1820 году в Перш были завезены арабские и турецкие жеребцы. Один из них, турецкий Галлиполи, оставил в породе яркий след, а его прямой потомок Жан ле Блан оказал огромное влияние на всю популяцию рабочих лошадей в районе Перша.

Хотя современный першерон — типичный тяжеловоз, арабская кровь заметно сказывается в нем. Сухость сложения, прекрасные движения на рыси, более легкая голова выгодно отличают першеронов от других пород этого типа. По-видимому, от арабских предков унаследована и нарядная серая масть.

Но все же одна восточная кровь вряд ли дала бы такие результаты без полноценного кормления, грамотного выращивания и высокой культуры коннозаводства. Немало способствовали формированию типа породы и регулярные выставки. Первая выставка першеронов была организована в 1826 году, на ней было показано более 70 племенных кобыл и выдано 30 призов. Особенностью коневодства Франции было наличие элеверов — хозяйств, специализировавшихся на доращивании и продаже молодняка. Жеребят на 5-м или 6-м месяце отнимали от матки и продавали на более крупные фермы, где их доращивали и в 1,5 года начинали приучать к работе. В 3 года першеронский жеребенок переходил в новые руки, в 4-5 лет продавался на ярмарке.

В 1883 году во Франции было создано Общество першеронских коневодов и выпущен первый том студбука першеронов, включавший 530 рожденных в Перше жеребцов и кобыл установленного происхождения и с ярко выраженными признаками породы. Теперь совершенствование породы велось в основном путем чистопородного разведения: с 1885 года в студбук записывают только тех лошадей, предки которых упомянуты в первом томе. Сегодня племенные книги першеронов ведутся представителями Министерства сельского хозяйства и синдикатами племенных хозяйств.

Все основные упряжные породы Франции в той или иной степени испытали влияние першерона. Особенно тесная генетическая связь объединяет першерона с булонской породой, которая по своему облику напоминает некрупного, сухого и породного першерона.

Наибольшего расцвета тяжеловозное коневодство достигло в период с 1880 по 1920 год, когда на лошадях выполнялись все основные сельскохозяйственные и транспортные работы. Механизация производства привела к резкому сокращению конского поголовья. Его минимум пришелся на 1960-70-е годы. Однако в дальнейшем, особенно в 80-е годы, численность тяжеловозов вновь стала возрастать и продолжает расти сегодня. Дело в том, что для тяжеловозных лошадей появились новые виды полезного использования. Помимо сельскохозяйственных и транспортных работ, тяжеловозы нашли применение в спорте, разнообразных шоу и индустрии отдыха. Очень важной областью использования тяжеловозов на Западе стало продуктивное коневодство, развитие которого поощряется и дотируется государством.

Сегодня першероны составляют довольно многочисленную популяцию и входят в число наиболее распространенных тяжелоупряжных пород Франции. Численность маток составляет около 4,5 тысяч голов, что более чем в четыре раза превышает количество племенных кобыл всех четырех тяжеловозных пород, разводимых в нашей стране.

«Французы» из Ульяновска

Основное предназначение першерона в нашей стране — улучшение рабочепользовательной лошади. Значительный массив «першеронизированных» лошадей имеется в Центрально-Черноземном районе, где першероны хорошо адаптировались к местным природно-климатическим условиям.

Чистопородным разведением першеронов занимается Октябрьский конный завод в Ульяновской области. Его питомцы имеют отличный тип, правильное сложение, достаточно крупный рост и хорошую работоспособность — они на 90% отнесены к классу «элита». Поддерживается стройная система мужских линий и маточных семейств. В настоящее время в заводе на основе вывезенных из Франции производителей формируются новые линии — Арпона и Успеха, привезенного в конный завод в утробе матери, кобылы Удинэ.

Першероны Октябрьского конного завода отличаются удивительной неприхотливостью и нетребовательностью к кормлению и содержанию. Кобылы круглогодично содержатся под открытым небом и загоняются в помещения лишь в очень сильное ненастье, и, даже если в зимне-весенний период не хватает кормов, лошади достаточно быстро восстанавливаются с началом пастбищного сезона.

Питомцы этого конного завода в последние годы пользуются спросом. Ульяновская госконюшня постоянно приобретает здесь лошадей — она на 70% укомплектована жеребцами першеронской породы. Частые гости и коневоды соседних Самарской и Нижегородской областей, а также Татарии.

Першеронов приобрела даже Владимирская госконюшня, где традиционно разводят владимирских тяжеловозов.

Казалось бы, першерон уже доказал свою необходимость в нашей стране. Однако сегодня внимания к этой породе явно недостаточно. ВНИИ коневодства прекратил работу с ней еще в 1960-х годах, и с тех пор разведение першеронов никто не координирует. Это не могло не сказаться на породе. Численность першеронов неуклонно снижается; в Октябрьском конезаводе количество маток колеблется, но давно уже не превышает ста голов.

Самый «международный» тяжеловоз

Активный экспорт першеронов начался еще с середины ХIХ века. В появлении «индустриального» першерона главную роль сыграла Америка, которая не скупясь покупала все, что ей нравилось во Франции. Франция же выполняла ее требования, создавая тип тяжелой лошади.

В США першероны пользовались особой популярностью, даже Общество по разведению этих лошадей здесь было основано на девять лет раньше, чем во Франции. Первых першеронов привезли в США в 1815 году. К началу ХХ века здесь их было уже 37 тысяч, а в 1933 году першероны составляли 75% всех тяжеловозных лошадей. Работы для них хватало: в Канаде на восьмилошадных запряжках пахали до 6 гектаров в день. От местных кобыл и першеронских жеребцов получали прекрасных артиллерийских, транспортных и сельскохозяйственных лошадей. Сохраняется интерес к породе и сегодня. Парные запряжки першеронов можно встретить во всех парках Диснейленда.

Першеронов завозили также в Японию, Австралию, Канаду, Голландию, Бразилию, Чили, Уругвай, Аргентину и многие другие государства. В дальнейшем многие из этих стран создали собственное крупное першеронское коневодство. В первую мировую войну першероны успешно конкурировали с клейдесдалями, шайрами, суффольками. В 1918 году Общество по разведению французского тяжеловоза было организовано в Англии, несмотря на то, что в Англии есть собственные знаменитые тяжеловозные породы.

Першероны в России

Как отмечал профессор Д.А.Кисловский, до ХIХ века в России утяжеленной лошади не было; впрочем, не было и спроса на нее. Позже, благодаря заинтересованности государства, начался систематический ввоз тяжеловозов, сначала датских, английских, а позднее бельгийских и першеронов. Из сотен завезенных в Россию першеронов выделялись яркие породные жеребцы Шатон и Гамен, которые использовались в Стрелецком, Лимаревском, Деркульском и Починковском конных заводах.

Першерон — это единственная тяжелоупряжная порода лошадей, которую стали разводить в России «в чистоте» и которая не послужила основой для создания отечественной породы тяжеловозов (как это произошло с брабансонами, арденами, клейдесдалями и шайрами). В 1891 году першероны были завезены в Хреновской конный завод, с которым связано полвека истории этой породы в России. Здесь шла работа с лучшими вывезенными из Франции жеребцами и кобылами, были заложены новые линии. Хреновской конный завод вывел свой тип лошади, отличавшийся от типа першеронов, разводимых в Западной Европе и Америке. Это были сухие, очень нарядные, энергичные лошади с глубокой грудью и хорошей линией верха, с отличными движениями на рыси.

Лошади першеронской породы неоднократно принимали участие в российских выставках. Так, в Санкт-Петербурге в 1879 году золотой похвальный лист был вручен за всю ставку лошадей першеронской породы.

В советское время работа с першеронами в Хреновском конезаводе была продолжена. Однако племенные ресурсы породы были чрезвычайно малы: к 1933 году в заводе находились 152 першерона, из них 81 матка и 3 жеребца-производителя. По данным профессора П.Н.Кулешова, одной из причин незначительного завоза першеронов в Россию были высокие цены на них. Хорошие першеронские жеребцы стоили в 5-6 раз дороже бельгийских или клейдесдальских того же класса.

В 1941 году весь племенной состав Хреновского конного завода был эвакуирован в Ульяновскую область, где на его основе был создан Октябрьский конный завод. Сегодня это единственный в России конезавод, где першеронов разводят в чистоте.

С першеронами шла активная работа и в Тамбовской ГЗК. В 1966 году здесь помимо жеребцов орловской, русской рысистой и советской тяжеловозной пород, стояло 26 першеронов. Разведением першеронов занимались и многочисленные племенные фермы в Тамбовской, Воронежской, Брянской областях.

В России созданы ценные отечественные линии Иксода, Апра, Бардадыма, Вюитри, но в настоящее время из них сохранилась только линия Иксода. Впрочем, появились новые линии: Солекса, Трубадура, Линона, Идеала. Но все же такая маленькая популяция не может существовать без регулярного импорта производителей. Последний раз племенные лошади были приобретены во Франции Ассоциацией Росплемконезавод в 1991 году — 3 жеребца и 4 жеребые кобылы, которые успешно ожеребились уже в Октябрьском конном заводе. Завезенные першероны несколько отличаются от сложившегося в наших условиях типа: они массивнее, некоторые даже грубоваты. В то же время при правильном подборе эти лошади способны не только освежить кровь отечественных першеронов, но и, сохранив их полезные качества, увеличить у потомства рост, массивность и костистость.

Экстерьер и рабочие качества

Популярность и признание во многих странах мира першерон получил благодаря своим уникальным качествам. Это порода, в которой удалось добиться сочетания ценнейших особенностей как тяжеловозных, так и верховых лошадей. Першероны обладают унаследованными от арабских лошадей благородством, сухостью конституции, гармоничностью сложения, энергией и легкостью движений и одновременно массивностью и атлетической силой тяжеловоза. У них крупная, но изящная голова с широким лбом и прямым профилем, живые глаза, широкие ноздри, красивой формы шея с развитым гребнем и пышной гривой, хорошо развитая холка, косая лопатка, широкая и глубокая грудь, округлые ребра, короткие и прямые спина и поясница, длинный, прямой и немного раздвоенный круп, сухие мускулистые ноги с широкими сильными суставами, короткая и широкая пясть, крепкие копыта, щетки на ногах выражены несильно. Во Франции предпочитают серую масть, но встречаются и вороные першероны. Их начали разводить в основном для экспорта, особенно в Америку, которая покупала вороных першеронов как более практичных в уходе. Другие масти, кроме серой и вороной, в породе практически не встречаются. Рост першеронов варьируется от 158 до 175 см при живой массе около 700-900 кг. Они добронравны, с хорошим здоровьем и легко приспосабливаются к различным условиям.

Правильность сложения, прекрасный экстерьер и энергичный темперамент у першерона дополняются большой силой и выносливостью. В специальных испытаниях для тяжеловозов першероны показывают высокие результаты. Груз весом в 1-2 тонны они легко везут рысью на довольно большие расстояния. В конце прошлого века многие першероны, запряженные в омнибусы, ежедневно проходили до 65 км.

Першероны позднеспелы. Чтобы вырастить хороших жеребят, нужно полноценное кормление, пастбища, активный моцион жеребых кобыл. Кобылы плодовиты, выход жеребят из расчета на 100 маток составляет 75-85%. Продолжительность заводского использования першеронов — 22-25 лет. Скрещивание першеронов с другими, более легкими, породами дает хорошие результаты. Его используют для получения охотничьих и спортивных лошадей.

В 1998 году першероны появились в Санкт-Петербурге: четверка серых коней-великанов возит по Невскому проспекту огромную рекламную бочку пивоваренной компании «Балтика». А три приобретенные компанией кобылы еще и ежегодно жеребятся, так что теперь здесь есть французские тяжеловозы «местного розлива».

Неизменным успехом пользуются першероны в России и как цирковые артисты. Их импозантный внешний облик, нарядная масть и правильные, красивые движения завоевали любовь многих артистов цирка. Известная эквилибристка Яна Шаникова исполняет на белоснежном першероне Помпее номер с обручами. Помпею уже исполнился 21 год, но у него отличное здоровье и он успешно продолжает выступать на арене цирка. Ему в пару в 2000 году приобретен вороной Кумач. Мощный жеребец и хрупкая гибкая артистка на его спине производят удивительное впечатление.

До недавнего времени всем французским тяжеловозам купировали хвосты. Считалось, что длинный хвост может запутаться в упряжи, но, возможно, у этого обычая была и какая-то ритуальная подоплека. В любом случае главным оправданием здесь была давняя традиция, а лошадь лишалась естественного средства защиты от насекомых. Однако этой традицией всерьез занялись защитники животных, и в 1996 году на купирование хвостов был наложен запрет.

Тяжеловозы: продажа лошадей запись закреплена

Великолепный жеребец на продажу!
Из за сокращения поголовья мы предлагаем своего жеребца производителя на продажу.
Порода: клайдсдейл.
Имя: Fergus.
Возраст: 6 лет.
Показать полностью…
Рост: 178-180 см.
Местонахождение: Германия, Бавария.
Фергус имеет подизненую лицензию производителя, о чем отмечено в его паспорте. Паспорт племенной ассоциации. Рожден в Шотландии, с отъёма в одних руках. Участвовал в выставках. Имеет хорошее потомство. Продажа из за сокращения поголовья.
У Фергуса замечательный характер. Жеребцует в меру. Все вет процедуры без проблем. Ножки даёт по команде. Заезжен верхом. Возможна продажа с амуницией.

По всем вопросам в ЛС или по телефону
Тел. +79206244177 (Whatsapp, Viber, WeChat) Ольга
Отдаём только в ответственные руки.

Дорого. Из праздного любопытства прошу не беспокоить.

Видео по запросу. Доставку организуем в короткие сроки в любую точку мира.

За репост +5000 к карме

ООО «Роща» из Базарно-Карабулакского района получит до конца года официальный статус племенного репродуктора по лошадям породы першерон. Разводят таких коней здесь уже несколько лет, но официальное признание — процесс не быстрый.

Агрофирма «Роща» существует с 2008 года, в ней имеется свое молочное хозяйство на 800 голов с коровами симментальской породы, стадо цигайских овец и конезавод. Сейчас в хозяйстве 300 лошадей, включая породистых рысаков-медалистов, победителей федеральных и международных состязаний. Компания выступает официальным племенным репродуктором по американской и русской рысистым породам, а также по знаменитым орловским рысакам.

С 2015 года здесь появились и першероны. Достоинства знаменитой французской породы смогли оценить гости конезавода, побывавшие здесь в рамках проекта «БЛИЗКАЯ точка РФ». Как рассказали сотрудники агрохозяйства, сейчас «Роща» — единственный конный завод в России, который выращивает першеронов. Эта порода лошадей выставочная, животные отличаются спокойным и добродушным нравом, но при этом очень крупные. Родоначальники саратовских першеронов прибыли на конезавод прямо из Франции.

Выдает статус племенного репродуктора Минсельхоз РФ. Все племенные стада в стране должны иметь госрегистрацию, а каждое отдельное животное — племенное свидетельство. Если хозяйство именуется племенным репродуктором, значит, здесь разводят чистопородных животных, совершенствуют их качества.

Каждому породистому животному присваивается свой идентификационный номер, на него оформляется свидетельство. Прежде статус единственного в России хозяйства, где выращивают першеронов, имел конезавод Октябрьский в Ульяновской области. Но в 2014 году предприятие обанкротилось.

Конезавод в Базарном Карабулаке начинался с орловского рысака серой масти по имени Пеон, многократного призера соревнований всех уровней, абсолютного чемпиона по типу и экстерьеру (на фото). В минувшее воскресенье орловские рысаки конезавода, включая знаменитого Пеона, приняли участие в скачках на Кубок губернатора на Саратовском ипподроме.

— До Пеона у нас были русские тяжеловозы. Потом появились рысаки и процесс пошел, — рассказал владелец хозяйства Рушан Тугушев. — Все направления развивались параллельно — и молочное хозяйство, и лошади и овцы.

Рысистые кони, выведенные саратовским конезаводом, успешно находят покупателей в конных клубах. Не так давно рысаки отправились в Новосибирскую область и Хакассию. Цена одной породистой лошади сравнима со стоимостью автомобиля. Средняя цена рысака составляет 250 тысяч рублей, першероны ценятся дороже. Отдельные особенно удачные экземпляры, по словам Тугушева, могут оцениваться в 1,5-2 млн рублей.

Справка «БВ». Першерон — порода лошадей, выведенная во Франции в начале XIX века путем скрещивания арабских жеребцов с местными тяжеловозами. Название лошади получили от французской области Perche, известной своими пастбищами. Ближайшим родичем першерона считается нормандский тяжеловоз, хотя есть версия, что порода эта гораздо древнее и ведет начало от обитавших на юге Франции диких лошадей. Размеры першерона — от 1,6 до 2 метров в холке, вес взрослого жеребца составляет более 1 тонны.

В XVIII-XIX — веках, с возникновением крупных городов и индустриальных центров, с ростом торговли и грузооборота, в ведущих странах мира возникла потребность в крупных, массивных лошадях, способных перевозить большие грузы и тянуть громоздкие орудия и машины. Именно этот исторический период ознаменовался появлением в Европе первых пород лошадей-силачей, положивших основу мирового тяжеловозного коневодства.

Среди них и роскошные шайры с пышными фризами на ногах, и огромные белоногие клейдесдали, и универсальные суффольки из Англии, мощные флегматичные брабансоны и живые, чрезвычайно выносливые, некрупные ардены из Бельгии. Но, несомненно, «жемчужиной» из всех европейских тяжелых пород можно назвать великолепных серых красавцев — першеронов,которые получили свое название от французской провинции Перш.

Это порода лошадей стала известна в Европе в первой половине прошлого века. О происхождениипершеронов существует много версий, но большинство из них сводится к тому, что першероны выведены путем скрещивания местных утяжеленных лошадей Франции с восточными жеребцами — арабскими и даже варварийскими. Более полувека потребовалось на выполнение непростой задачи — объединить в одной породе два противоположных типа — тяжелую лошадь и верховую. Первый французский студбук (племенная книга) першеронских лошадей вышел только в 1883 году. В том и заключается уникальность першерона, что в нем, в отличие от прочих тяжеловозных пород, сочетается атлетическая сила и мощь тяжеловоза с энергией, подвижностью, сухостью и красотой арабской лошади. Такое «двойное» происхождение першерона предопределило его превосходные качества. Это, прежде всего, очень пластичная порода, она всегда имела и тип некрупной, очень «арабистой» лошади, как, например, привезенный в 1852 году в Россию жеребец Гамен с высотой в холке 153 см, и тип крупных, от 170 см и более, вороных великанов, которых и по сей день предпочитают в США. Что касается русского першерона, то у нас всегда отдавалось предпочтение среднему типу, ростом около 160 см, очень породному, гармоничному, сухому, но вместе с тем достаточно массивному и выносливому. Пластичность обусловила его высокую способность к акклиматизации в самых разных климатических зонах, способствовавшую его широчайшему распространению, начиная от Северной Америки (Канады), Англии и до африканского континента, где кроме него не разводится ни одна тяжеловозная порода.
Но, конечно, самой ценной особенностью этих лошадей является их ярко выраженные и разносторонние рабочие качества самого высокого уровня. Имея прекрасные движения на шагу и рыси, першерон достаточно силен и феноменально вынослив. Он способен быстро бежать с тяжелым грузом на большие расстояния, что выгодно отличает его от других тяжеловозных пород Западной Европы; либо сильных, но слишком медлительных, как, например, брабансоны, либо быстрых, но недостаточно «тягучих», как ардены. Лошади этой породы неоднократно выходили победителями в различных соревнования тяжеловозов за рубежом и у нас. У себя на родине, во Франции, першероны практически не имеют себе равных в подобных состязаниях. В нашей же стране именно першеронская кобыла Слива поставила недосягаемый для лошадей других тяжеловозных пород абсолютный рекорд, протянув 9 тонн груза более чем на 2 км! И, наконец, славу першерона венчает такое качество, как изумительная его красота и гармония форм, унаследованные от далеких арабских предков. В силу всех этих своих достоинств и ценился першерон на мировом рынке всегда дороже лошадей других тяжеловозных пород. Интересно, что хорошие першеронские жеребцы стоили в 5-6 раз дороже бельгийских или клейдесдальских того же класса. Больше всех покупали першеронов богатые США. Причем предпочтение американцы отдавали лошадям вороной масти, требующим заметно меньшего ухода, чем распространенные в большинстве других стран серые. О популярности першерона и любви к этой породе говорит обязательное участие этих лошадей в парадах, шоу-аренах и в спортивных состязаниях. В частности, в Соединенных Штатах Америки они широко используются на показательных выступлениях в различных шоу. Парные запряжки першеронов можно встретить во всех парках Диснейленда.
Во Франции першероны входят в число наиболее распространенных тяжеловозных пород. Любопытно, что численность маток одной только першеронской породы здесь (чуть меньше 5 тысяч) почти в два раза превосходит количество племенных кобыл всех тяжеловозных пород (советская, русская, владимирская и першеронская), разводимых сейчас в России.
Исторически сложилось, что в нашу, экономически менее развитую страну, эти дорогостоящие лошади поступали в относительно меньшем числе, по сравнению с другими, более доступными по цене тяжелоупряжными западными породами. Первые першероны попали в Россию в 1850 году и с тех пор эта порода завоевала свое место среди других тяжелоупряжных пород. История развития першеронов в нашей стране тесно связана со знаменитым Хреновским конным заводом, куда еще в конце прошлого века было переведено ценнейшее ядро этой породы. В Хреновом был выведен свой уникальный тип, отличавшийся от першеронов Западной Европы и Америки. Эти лошади восхищали необычайной для тяжеловоза сухостью и благородными формами, изящной арабской головой, красивой шеей, глубокой грудью и прекрасным верхом, «подкупали» энергичным, но кротким нравом, превосходными движениями на рыси, отличной выносливостью. В этом заводе были заложены замечательнейшие линии русских першеронов, родоначальниками которых стали выдающиеся выводные из Франции жеребцы — Иксод, Вьюитри, Апр, а также Бардадым, рожденный уже в Хреновом от выводного Маскарэ. Во время Великой Отечественной войны племенной состав Хреновского завода был эвакуирован в Ульяновскую область, где на основе лучшего поголовья першеронов организовался Октябрьский конный завод. В послевоенные годы першеронская порода была широко распространена в центральных черноземных областях (Тамбовской, Воронежской, Брянской), и здесь открылось множество племенных конеферм по разведению этих красавцев. В последние десятилетия популярность першеронов в России заметно упала, и стройная селекционная структура породы стала быстро разрушаться. Племенное ядро сузилось до рамок единственного Октябрьского конезавода. В 1950-1960 годы в этот конезавод поступила партия выводных из Франции першеронских жеребцов весьма невысокого качества. Внешне они более походили на обычных грубых и «неказистых» лошадей-работяг, чем на благородных потомков арабских скакунов. К тому же ни сами жеребцы, ни их родители не были зарегистрированы во французском студбуке. Можно ли вообще таких лошадей считать племенными? Тем не менее, эти производители получили в Октябрьском конном заводе широкое племенное использование. Их многочисленное потомство неоправданно вытеснило коренные отечественные линии першеронов. В результате, к cожалению, был почти утерян созданный поколениями, прекрасный тип русского першерона, объединивший лучшие качества, присущие этой породе. Воссоздать его сейчас в прежних великолепных чертах можно, лишь расширив использование немногочисленных жеребцов и кобыл, которым удалось хоть частично сохранить в себе лучшие особенности русских першеронов. И, конечно, хорошо бы резко ограничить влияние представителей уже укрепившихся в породе новых малоценных линий, возникших от «навязанных» нам низкокачественных заграничных жеребцов. Хотя, чтобы спасти першеронов в России, была бы оправдана и очередная закупка высокоценных першеронских жеребцов из Франции, но обязательно идентичных по типу нашим лошадям — представителям старых отечественных линий.
Наблюдая, как в коннозаводстве всего мира першерон прочно укрепился и успешно прогрессирует, обидно сознавать, что мы теряем эту великолепную породу. Тем более, мы просто не имеем права губить чудесный, уникальный тип именно русских першеронов, созданный на протяжении более чем вековой истории многолетними трудами наших коневодов!

Объявления частных лиц о продаже, покупке и аренде лошадей в Екатеринбурге и Свердловской области. При размещении объявлений из других регионов, особенно далеких (Москва, Алтай, заграница) желательно описывать возможности просмотра, доставки, примерную стоимость доставки животного в уральский регион.

Размещение в объявлении ссылки на другой сайт возможно только при условии встречной ссылки. Адрес страницы вашего сайта со ссылкой на koni66.ru нужно отправлять на [email protected] до размещения объявления, иначе такие объявления удаляются без предупреждений.

В разделе работают комментарии, посетители могут обсуждать Вашу лошадь. Размещая объявление здесь, вы соглашаете с возможностью комментариев. Разрешается обсуждать лошадь и цену. Обсуждение людей — и продавца и комментаторов — в негативном тоне не одобряется, и такие комментарии удаляются.

Interfax-Russia.ru – Одно из «7 чудес» Ульяновской области — последний в России табун коней-першеронов – вряд ли переживет грядущую зиму. Несмотря на усилия энтузиастов, животным грозит голодная смерть.

Першероны – это лошади-тяжеловозы особой породы, выведенной во Франции в начале XIX века путем скрещивания восточных, главным образом, арабских жеребцов с местной упряжной породой тяжелого западного типа. Этих лошадей использовали для работ, требующих выносливости и силы. Например, именно их впрягали в первые трамваи-конки. Першеронов также использовали для конных прогулок — считается, что они обеспечивают особенно мягкий ход.

В Россию першеронов стали ввозить в XIX веке. Сначала их разводили на Хреновском конезаводе под Тулой. Во время Великой Отечественной войны конезавод эвакуировали в Ульяновскую область. Сейчас ФГУП «Племенной конный завод «Октябрьский» единственный в России, где выращиваются лошади першеронской породы.

К сожалению, сейчас ситуация на заводе весьма плачевная. За последние несколько лет на предприятии, которое некоторое время находилось в процедуре банкротства, сменилось несколько руководителей. Как минимум, два предыдущих были отстранены от должности за несвоевременную выплату заработной платы.

Впрочем, и приход нового руководства мало что изменил на конезаводе. Нынешнее состояние когда-то крепкого хозяйства иначе как катастрофическим не назовешь. В недавнем прошлом першероны участвовали и побеждали в соревнованиях, а сегодня вынуждены страдать от голода. На конезаводе нет денег на корм, лекарства, ремонт конюшни, зарплату работникам. «Многим работникам конюшни задолжали по 50 тыс. рублей и более, долги копятся. Но это не главное», — рассказали Interfax-Russia.ru на конезаводе.

По словам работника предприятия, самое страшное, что от голода страдают уникальные племенные животные, кроме того, на конюшне уже достаточно давно нет ни света, ни тепла. «Теперь, чтобы покормить вечером животных, мы вынуждены не соблюдать положенный режим питания, а приходить в то время, когда на улице еще светло», — говорят на конезаводе.

Спасти от бескормицы последних 56 содержащихся на местном конезаводе лошадей редкой породы пытаются и работники конезавода, и студенты с преподавателями Ульяновского госуниверситета, и энтузиасты. Местные жители периодически снабжают конезавод сеном, но кормить коней одним сеном невозможно — животным нужен овес, без него они могут не пережить зиму.

Несколько преподавателей и студентов Ульяновского госуниверситета еще летом организовали специальный сайт, посвященный ульяновскому заводу и першеронам. С одной стороны, они пытаются заработать денег на овес, с другой — помочь конезаводу найти новых помощников.

Кроме того, чтобы собрать лошадям деньги на покупку овса они выпустили двухтысячным тиражом открытки, посвященные першеронам. На них детские рисунки и рассказы, посвященные той или иной лошади, и контакты инициативной группы. За счет продажи этих открыток и пожертвований собрали средства на так необходимые лошадям овес и лекарства: на 29 тыс. рублей купили 13 тонн корма, еще 6 тыс. рублей потратили на специальные очень редкие лекарства.

Наконец, активисты подготовили и направили в различные ведомства соответствующие обращения. «Куда мы только не писали — от Минсельхоза России до виртуальной приемной губернатора Ульяновской области. Везде нам отвечали, что наш вопрос «будет рассмотрен в установленные сроки». Не знаю, удастся ли нам пробить эту чиновничью стену, но оставлять лошадей в таком состоянии больше нельзя», — рассказывала в конце июня агентству «Интерфакс-Поволжье» преподаватель кафедры рекламы УлГУ Альбина Гарифзянова.

В конце августа студенты собирались провести благотворительный концерт с участием ведущих рок-групп Ульяновска. Вырученные средства также планировалось потратить на корм першеронам и лекарства для них, а остатки — на ремонт конюшни, которая находится в очень плохом состоянии. Однако концерт провести так и не получилось, сообщил Interfax-Russia.ru один из студентов — участник инициативной группы УлГУ.

Впрочем, на корм лошадям еще немного денег собрать удалось. В конце октября першеронам привезли 7,5 тонн овса, еще примерно столько же Октябрьскому конезаводу передали из Димитровграда. Между тем, этого количества корма хватит от силы на два месяца. «Почти весь октябрь наши животные голодали. Представьте себе, сколько им нужно есть, чтобы хоть отчасти нейтрализовать эту вынужденную голодовку. А впереди зима, кормов нужно больше, чтобы лошади могли спокойно перенести низкую температуру», — говорят на конезаводе.

По словам собеседника Interfax-Russia.ru, недавно конному заводу от регионального Минсельхоза было выделено несколько тонн озимой пшеницы на корм животным, однако в ведомстве не учли, что лошадей нельзя кормить таким зерном. В результате, по решению руководства предприятия, пшеница была роздана работникам конезавода в счет погашения долгов по зарплате, причем из расчета цены, в полтора раза превышающей среднюю стоимость зерна. Многие отказались от такой «зарплаты».

В принципе, как в свою очередь пояснила Interfax-Russia.ru главный зоотехник ООО «Племконзавод «Казанский» Наталья Корнеева, лошадям можно давать небольшое количество пшеницы или ячменя, но все же основным кормом для них является овес. «На каждые 5 кг овса можно добавлять лишь около 1 кг ячменя, пшеницы или пшеничных отрубей, кукурузы», — говорит Корнеева.

По ее словам, для того, чтобы обеспечить животным минимальный суточный рацион, каждому необходимо ежедневно 10-12 кг сена, 6-7 кг фуражного зерна и солома – на подстилку. В среднем, добавляет специалист, содержание одного животного в день конезаводу обходится в 100 рублей. «Но это лишь те средства, которые необходимы лошади, чтобы она не умерла с голоду. Для того чтобы полноценно содержать породистых, племенных животных необходимо гораздо больше», — отметила Корнеева.

В сложившейся ситуации Октябрьский конезавод может получить деньги, только продавая лошадей. Однако лошади — товар очень специфический, и покупателей на него не так много. К тому же, из-за бесконечной смены конкурсных управляющих за последние два года ситуация на заводе еще более осложнилась. А последний директор и вовсе запретил продавать лошадей. «К нам каждый день обращаются с предложением покупки лошадей, но из-за запрета на их продажу дело стоит на месте», — уточняет работник конезавода.

Не рассматривает руководство и вариант сдачи животных «в аренду». Такой способ спонсорской помощи в последнее время практикуется на некоторых государственных конезаводах. Так, частное лицо на договорной основе в качестве благотворительности обязуется взять на откорм несколько лошадей. Однако вывозить животных с территории конюшни категорически запрещается.

Тем временем, в Минсельхозе Ульяновской области не отрицают, что конезавод «Октябрьский» испытывает серьезные трудности. Однако для объективной оценки ситуации, сложившейся в настоящее время на конезаводе, в Минсельхозе считают необходимым учитывать события, предшествующие сегодняшнему положению дел на предприятии.

Как пояснил Interfax-Russia.ru начальник отдела животноводства министерства сельского хозяйства Ульяновской области Александр Малышев, конный завод «Октябрьский» является федеральной собственностью, и контроль за его деятельностью осуществляет представитель собственника — территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (ТУ ФАУФИ) по Ульяновской области.

Проблемы у предприятия, отмечает представитель Минсельхоза, начались в 2006 году, когда приказом руководителя ТУ ФАУФИ по Ульяновской области исполняющим обязанности директора конезавода назначили Виктора Голыгина. «Не имея практического опыта руководства сельхозпредприятием, Голыгин полностью дезорганизовал хозяйственную деятельность конезавода. В зимовку 2007-2008 года он не обеспечил заготовку грубых и концентрированных кормов для животных», — рассказал Малышев.

По его словам, пахотные земли конезавода в то время не обрабатывались, техника и прицепной инвентарь распродавались по бросовым ценам в счет погашения долгов предприятия, и обеспечить поголовье лошадей кормами и предотвратить их гибель тогда удалось только после помощи предприятий области.

Именно Галыгин инициировал в 2007 году процедуру банкротства предприятия, которая впоследствии была прекращена по ходатайству нового руководства завода.

Позже руководство конезавода просило у Росимущества выделить 2 млн рублей на приватизацию находящегося в госсобственности имущества предприятия, однако вопрос о выделении средств на приватизацию до сих пор не решен. Остались без внимания и неоднократные обращения Минсельхоза Ульяновской области к руководству территориального управления Росимущества о принятии неотложных мер по выходу из создавшегося положения на конезаводе, говорит собеседник Interfax-Russia.ru.

По его словам, теруправление также проигнорировало приказ Минсельхоза РФ о назначении на должность руководителя конезавода компетентного лица.

В июне министерство сельского хозяйства Ульяновской области в очередной раз обратилось к новому руководителю теруправления с призывом принять срочные меры по выходу из создавшегося положения на конезаводе. Параллельно, рассказал Малышев, министерство обратилось к ведущим сельхозпредприятиям региона с просьбой оказать спонсорскую помощь конезаводу в виде фуражного зерна урожая текущего года.

Пока же в ожидании помощи от региональных и федеральных структур конезавод рассчитывает лишь на помощь энтузиастов. С предложениями о помощи в сообщество инициативной группы по спасению першеронов в одной из популярных социальных сетей ежедневно обращаются желающие помочь. «Могу помочь лишь тем, что имею возможность взять себе какую-нибудь «бесполезную» лошадь. Т.е. старую, больную, в общем, ту, которая проку заводу уже не дает, а порцию еды съедает»; «Мы, международный молодежный клуб «Ротаракт», готовы вам помочь — провиантом и по возможности чем-то еще»; «Помогу продать пару голов. Мне нужен жеребец не в спорт, не в прокат. в домашние условия», — вот лишь несколько предложений о помощи.

«Ездила на завод, видела все своими глазами. Всю эту разруху, нищету, ненужность. Завод держится на честном слове и общественном энтузиазме. Я ожидала чего-то подобного, но не в таких вселенских масштабах. Ребята, вы большие молодцы, что взялись за это дело! Кроме вот таких энтузиастов как вы и персонал завода эти лошади никому не нужны. Надеюсь, с миру по нитке лошади будут сыты», — а так комментирует ситуацию на конезаводе одна из участников форума.

Кстати, по итогам регионального конкурса «Семь чудес света» першероны, наряду с реликтовым Белым озером, Никольской горой, Юловским прудом, храмом Дмитрия Солунского, Скрипинскими кучурами и мемориальной зоной «Родина Ленина», официально признаны чудом Ульяновской области. За счет популяризации этих чудес область планировала увеличить в регион приток туристов.

Вот только одно из этих чудес — живое и находится на грани вымирания. По оценкам работников конезавода, першероны доживают последние дни. В лучшем случае, говорят они, лошади протянут до конца декабря и, если ситуация коренным образом не поменяется, зиму они не переживут.

Древнейшая порода тяжеловозных лошадей першеронская появилась во французской провинции Перш. В течение долгих веков их скрещивали с арабскими скакунами, может поэтому першероны так элегантно выглядят, так мягко ступают и так резво скачут.

Говорят, предки именно этих тяжеловозных лошадей были незаменимыми спутниками средневековых рыцарей. Только они могли выдержать не только вес могучего всадника, но вес его доспехов, оружия и прочей амуниции.

Официально уже в 1760 году во французском центре коневодства Ле Пин стали заниматься разведением першеронов, причем для верховой езды вывели более легкую породу, а для сельского хозяйства более тяжелую.

Затем их численность стала увеличиваться, так как появилась необходимость развозить почту и тянуть омнибусы.

Чаще всего першероны серые, но встречаются и вороные. Сегодня их разводят в России на всего лишь одном заводе в Ульяновской области. Ситуация как и с владимирскими тяжеловозами весьма плачевная. Завод лишен финансирования, и чтобы избежать разорения завод необходимо продать.

В 19 веке першеронов стали вывозить из Франции в Англию, Австралию, Северную и Южную Америку и даже в Японию. В середине 19 столетия першеронов импортировали и в Россию. Они активно использовались в рабочем хозяйстве. Однако затем численность першеронов начала заметно снижаться. Дело в том, что лошади этой породы прекрасно себя чувствуют в мягком климате, а вот суровые погодные условия России больше подходили для бельгийских брабансонов и арденов. Впрочем, это не помешало першеронам прижиться в наших краях, и кстати, першероны явились одними из прародителей советских тяжеловозов.Першеронов использовали при выведении еще одной уникальной породы лошадей – белорусской упряжной .

Першеронов любят и ценят, они сильные могучие красивые животные. Их и по сей день можно встретить в сельских и фермерских хозяйствах, на конефермах и в конюшнях любителей.

Записаться на прогулку можно по телефону +7(906)251-73-36, +7(921)644-14-66

admin