От лошади родилась зебра

В конце 19 века среди селекционеров-коннозаводчиков возникла мысль скрестить лошадь с зеброй, чтобы получить особенно выносливую породу лошадей. Однако, все их начинания заканчивались провалом – лошади и зебры не скрещивались. И когда на эту затею махнули рукой, у одной из кобыл английского коннозаводчика лорда Мортона, использовавшихся для экспериментов с зебрами, вдруг от обычного коня родился жеребенок, на ножках которого были полоски, напоминавшие узор на шерсти зебр. Так как в это время (время появления теории Дарвина) ученые всего мира были заняты поисками теорий происхождения видов животных, а соответственно, и человека, на основе случая с полосками на ногах жеребенка, быстро сформировался один из самых популярных псевдонаучных мифов – миф о телегонии. Под телегонией подразумевается концепция, согласно которой влияние генотипа мужской особи, выступающей в качестве первого сексуального партнёра для женской особи, существенно сказывается на наследственных признаках ее потомства.

Нет нужды говорить, что телегония, если бы она на самом деле существовала, открывала бы селекционерам удивительные возможности – для получения породистого потомства достаточно было бы иметь одного племенного самца на всю страну. Ученые бросились экспериментально проверять догадку Мортона и быстро убедились в ее полной несостоятельности. Однако, упоминания о ней еще долго кочевали из одного учебника в другой, так как наука того времени, не знакомая с генетикой, не могла еще подробно опровергнуть эту несостоятельную теорию. И даже когда генетика стала общепризнанна, отзвуки телегонии еще звучали в трудах ретроградов, вроде партийного академика Лысенко.

Как ни странно, до сих пор в этот миф еще верит большая прослойка сабаководов и кошководов, которые боятся не получить прибыль от реализации приплода, если у их питомцев случайно появятся метисы. Различные религиозные и политические силы пытаются использовать эту тему в отношении людей. Естественно, здесь телегония находит своих сторонников среди самой невежественной, самой необразованной и ограниченной публики. Аргументы для своей теории они черпают у авторов, также ориентированных на интерес подобной прослойки. Вот что, например, говорит известный в узких кругах «профессор» В.Г. Жданов:

«Пропаганда разврата и секса приводит к тому, что при растлении, то есть, при первой половой, так сказать, близости закладывается генетика всех будущих поколений. И если это пьяный, если это нерусский, если это какой-нибудь, понимаете ли, черт знает что, вот это все и будет. Это явление известно в животном мире. Телегония. Собака, не дай Бог, повяжется с непородистым кобелем – она все.. она исключается из этого самого…Вот, кстати, показывали фильм, пьяный фильм с Евдокимовым, помните, там у него сын негритенок… вот вам, пожалуйста, пример телегонии.»

Самое страшное, что про телегонию все чаще можно услышать и в христианских церквях в проповедях для молодежи о вреде секса до брака. Молодежи рассказывают страшные истории про рождение чернокожих детей от белого отца у белых девушек, первым партнером которых был афроамериканец. Верующим девушкам предлагается поверить в то, что не биологический отец, а именно первый сексуальный партнер сформирует генотип их будущего ребенка.

При этом, те недалекие проповедники, которые позволяют себе положительно отзываться о телегонии, скорее всего не понимают, что этим они хулят нашего Господа. Ведь в его родословной есть целых три непервобрачные женщины:

  • Фамарь, которая от Иуды родила Фареса и Зару
  • Руфь, вдова, вышедшая замуж за Вооза и ставшая прабабушкой царя Давида
  • Вирсавия – жена царя Давида, погубившего её мужа Урию Хеттянина, мать Соломона

Если телегония действительно действует, то Иисус – вовсе не «сын Давидов» и не «корень Иессеев». Телегония в таком случае порождает сомнения в том, что Иисус был тем самым обетованным Мессией.

Каких-либо упоминаний о телегонии или текстов из Библии в ее поддержку нет и не может быть. Библия призывает человека к духовной чистоте, тогда как проповедь о телегонии – ложной надежде селекционеров, может лишь побудить людей пользоваться презервативами. Вспомните, что говорил Иисус: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.» (Матф.5:27,28) Эти слова Господа нашего передают истинную природу блуда и сексуальной нечистоты. Имея такое предупреждение, как мы можем говорить о таких вещах, как телегония?

Некоторые проповедники склонные следовать принципу «все, что не пищит под зубами — еда». То есть, все, что хоть каким-то краем можно приплести к их проповеди, пойдет на пользу. Но будет ли вообще польза от запугивания верующих телегонией? В церкви очень много людей, чье прошлое никак не сообразовывалось с предписаниями церкви. Что будет, если кто-то в церкви начнет учить про телегонию и его послушают? Такой проповедник подарит лишний страх женщинам с нецерковным прошлым. И такая женщина начнет с сомнением смотреть на своего сына, который больше похож не на отца, а на погибшего в войну деда, от которого не осталось ни одной фотокарточки. Сторонники телегонии наделяют таких людей лишней болью, бессмысленными страданиями.

Друзья мои! Псевдонаучному мифу о телегонии не место среди христиан. Все упоминания о ней должны быть искоренены.

М. М. АСЛАНЯН,
доктор биологических наук, профессор кафедры генетики и селекции;

А. С. СПИРИН,
доктор биологических наук, действительный член РАН,
профессор кафедры молекулярной биологии;
Московский Государственный Университет.

«Нет никаких доказательств в пользу существования явлений телегонии, хотя в него верят многие поколения собаководов. Суть этого явления его приверженцы полагают в том, что каждая предыдущая беременность у животного оказывает влияние на последующую», — так пишет известный генетик Ф. Хатт в книге «Генетика животных».

Итак, телегония — это предполагаемое влияние предыдущего спаривания (предыдущего самца) на потомство от последующего спаривания (последующего самца). Этот предрассудок оказался весьма распространённым и не миновал и заводчиков кошек. Некоторые из них беспокоятся, не погибла ли для получения чистопородного потомства их ценная кошка, принесшая незаконнорожденных котят от случайного спаривания с неизвестным котом или известным соседским бандитом. Беспокоиться не надо — конечно, не погибла.

В конце прошлого и начале нынешнего века вера в телегонию была распространена среди селекционеров, работающих с различными видами домашних животных — лошадьми, свиньями, коровами, и др. Наибольшую известность получил случай с арабской кобылой лорда Мортона, описанный Ч. Дарвином: «Почти чистокровная арабская караковая кобыла принесла гибрида от квагги (один из видов зебры), а затем она произвела двух жеребят от вороного арабского жеребца. У этих жеребят местами была соловая окраска, а на ногах были более явственные полосы, чем у настоящего гибрида и у самого квагги».

Для проверки гипотезы о телегонии селекционером К. Юартом в 1889 году был поставлен специальный опыт. От 8 чистопородных кобыл и жеребца зебры было получено 13 гибридов-зеброидов. После этого тех же кобыл спаривали с жеребцами своей породы, от которых они принесли 18 жеребят. Ни один из жеребят не имел никаких зеброидных признаков. Другими словами, явление телегонии не получило доказательств. Подобные же результаты были получены в опытах русского учёного, основоположника метода искусственного осеменения И. И. Иванова, проведенных в Аскания-Нова, по скрещиванию кобыл с зебрами. Надо сказать, что одновременно накапливающийся селекционный материал свидетельствавал и о другом: некоторые лошади, никогда не встречавшиеся с зебрами, могут давать жеребят с характерной зеброидной полосатостью ног. Таким образом, появление указанного признака могло быть интерпретировано как явление атавизма, никак не связанное с предыдущими спариваниями.

Спрашивается, зачем же надо было проводить длительные эксперименты по скрещиванию кобыл с зебрами и последующим спариванием этих же кобыл с чистопородным жеребцом своей породы, когда можно было поставить подобные скрещивания с генетически чистыми линиями мышей или кроликов и получить материал на нескольких сотнях потомков, и значительно быстрее? Такие эксперименты на мышах и кроликах действительно ставились и убедительно показывали отсутствие телегонии. Но правы были те экспериментаторы, которые помогали животноводам в приобретении генетических познаний, и понимающие, что никакие опыты с мышами не разуверят животновода, своими глазами увидевшего полосатую дочь кобылы лорда Мортона, в существовании телегонии. В этом заключалась психологическая ценность опытов К. Юарта и И. И. Иванова.

В разное время предлагалось несколько вариантов объяснений «явления телегонии». Одно из них весьма фантастическое, но сродни современным мифам о фантомах, полях и «энергиях»: воображение матери, дескать, испытало такое сильное влияние, что предшествующее спаривание повлияло на потомство от последующего. Другое объяснение — более материального свойства: делалось смелое предположение, что в связи с тесным соприкосновеним тканей и свободным сообщением кровеносных сосудов плода и матери плод изменил генетику материнского организма. Третье объяснение ещё проще: мужской элемент — сперма — влияет на самку непосредственно и изменяет её, а самка в свою очередь уже влияет на развивающийся зародыш. Последние версии усиленно поддерживались сторонниками «мичуринской биологии», проводившими идею о генетическом влиянии сомы (бренного тела) на зародышевые клетки. С позиций современной генетики и громадного экспериментального материала, ею накопленного, все эти версии не выдерживают критики.

То, что вся генетика будущего организма определяется только объединяющимися в процессе оплодотворения яйцеклеткой и сперматозоидом — твёрдо установленный факт. Даже с случае полиспермии (проникновения под оболочку яйцеклетки нескольких спермиев) ядро яйцеклетки объединяется с ядром только одного единственного сперматозоида, в результате чего образуется зигота без генетического вклада других сперматозоидов.

Наглядным примером отсутствия влияния материнского организма на генетически детерминированную окраску потомства служат многочисленные эксперименты по реципрокной трансплантации чистопородных зародышей от самок одной породы в другую. Десятки таких экспериментов проведены на кроликах, мышах, овцах и т. п. Генетически чёрный зародыш, развивающийся в организме белой матери, всегда вырастает в чёрную особь, а генетически белый зародыш, растущий в организме чёрной матери, всегда окажется существом белого окраса. На схематическом рисунке 1 вверху изображены чистопородные крольчихи-доноры: 1 — чёрного окраса, генотип СС, и 2 — белого окраса, генотип сс, с чистопородными зародышами соответствующего окраса; в среднем ряду — крольчихи-реципиенты: 3 — чёрного окраса, с пересаженными эмбрионами от белой самки-донора 2 генотипа сс, и 4 — белого окраса, с пересаженными эмбрионами от чёрной самки-донора 1 генотипа СС. В нижнем ряду рисунка показаны крольчата, родившиеся от самок-реципиентов — все они сохраняют генотип и фенотип крольчих-доноров! Развитие крольчат в организме матерей-реципиентов никак не сказывается на их окрасе, заданном исходными генами. То же самое наблюдается в экспериментах с любыми другими видами животных, так же как и в практике с «суррогатными мамами» у человека.

Откуда же берутся «факты», демонстрирующие «явление телегонии»? Большинство таких фактов — это появление у потомства неожиданных признаков, обычно дикого типа, отсутствующих у непосредственных родителей, но иногда, по случайности, присутствовавших у одного из самцов, ранее спаривавшихся с данной самкой. Анализ показывает, что здесь могут иметь место явления трёх типов. (1) Случаи атавизма — спорадического непредсказуемого появления дикого признака у одного их потомков. Хрестоматийный пример — появление хвоста у человеческого ребёнка («хвостатый мальчик» — см. учебник для средней школы и Габриэль Гарсия Маркес «Сто лет одиночества»). Атавизм является результатом генетической реверсии — спонтанной вторичной мутации (или мутаций), восстанавливающей генетическую информацию, изменённую первичной мутацией. Атавизм в окрасе — например, неожиданное появление дикого признака «тэбби» (полосатость окраса) у кошки, являющейся потомком неполосатых родителей — явление, гораздо менее редкое, чем хвост у человека. (2) Фенотипическая реверсия признака дикого типа, обусловленная взаимодействием разных генов. Например, у кошек признак «тэбби» может появиться при наличии гена рыжего окраса (О), который подавляет действие гена «нон-агути» даже в двойном наборе (аа). Другой пример взаимодействия генов окраса у кошек — эпистатическое (подавляющее все другие окрасы) действие гена белого окраса (W); поэтому при спаривании белой кошки или кота, и даже при спаривании белой кошки с белым котом, в потомстве могут «вылезти» любые окрасы, и никакой прохожий кот тут не при чём. (3) Выявление скрытых — рецессивных — признаков в результате расщепления при определённых сочетаниях родительских генотипов. Использование не чистых (заметьте у Дарвина — «Почти чистокровная арабская кобыла. » — видимо, всё-таки не чистокровная!), сильно гетерозиготных линий родителей часто даёт неожиданные результаты в потомстве, порой напоминающие признаки какого-либо прежнего жениха кошки.

Таким образом, следует общий вывод: как теоретические законы генетики, так и генетически контролируемые эксперименты полностью отвергают явление телегонии. Все же отмечавшиеся в старой литературе по селекции и практическими работниками-селекционерами случаи, указывающие на возможность телегонии, объясняются явлениями другого порядка.

Жypнaл «Дpyг» для любителей кoшeк, N 3(21) зa 1997 гoд, cтp. 22.

Исторически это смотрелось примерно так: Дарвин со своей эволюцией буквально стал занозой для массы ученых того времени (психологически ясно: проявления комплекса неудачника — они знали, что ничего подобного уровня сотворить не смогут). И вот ученый такого типа Ф.Ледантек тоже ваяет книгу, и дает ей не менее «глобальное» название — «Индивид, эволюция, наследственность и неодарвинисты» (1889). И в ней есть знаменитая глава 24 — «Телегония или влияние первого самца». А в этой главе есть не менее знаменитая домашняя свинья, которую случайно оплодотворил дикий кабан. И вот эта свинья, уже живя со вполне официальным домашним боровом, продолжала производить бурых поросят (цвета первого «любовника»).

А вот науки там нет. Работа Ледантека основывалась не на научных экспериментах, а на «бытовом опыте», поэтому ее выводы не только методологически некорректно получены, но и экстраполируются на все, что хочешь.

Короче говоря: существование телегонии наукой не подтверждено. Современное развитие генетики не может объяснить такое явление, и доказавший его немедленно получил бы Hобелевскую премию по биологии, причем опыты не требуют какого-либо специального оборудования; так почему никто еще не занял очередь? Аргументация типа «собачники давно знают. » — это даже не смешно.

Экспериментальные доказательства приведены в статье. И еще одна деталь — лошади, коровы, собаки, свиньи. Физиология и анатомия женских половых органов у многих животных такова, что сперматозоиды выживают гораздо дольше, чем 72 часа (у человека). А племенных особей скрещивают с частотой, достаточной для проявления подобных «феноменов».

Замечу, что эта теория отрабатывает еще один запрос — социально-идеологический. Она фактически оправдывает снобов, осуждавших внебрачный (или криминальный) секс. Девушка, подвергшаяся изнасилованию, подвергается остракизму. Живет с молодым человеком, о котором не знают родители? — значит живет с «чернокровным», ведь «папики», когда подбирают детям партию, до 30 колена учитывают родословную (и подменяют понятие «здоровый род» понятием «социально удачный род»).

Да, практически никто из церковников не упоминает, что сам Юарт, (зоолог, который скрещивал кваггу с кобылой — кстати, совсем в других целях), опроверг теорию телегонии уже вторым экспериментом.

Гипотеза: Каждая предыдущая беременность оказывает влияние на последующую (вполне, кстати, здравая гипотеза в более общем, не «узкогенетическом» смысле).
Время экспериментов: 1889 год
Автор: Кассар Юарт
Вид эксперимента: опыты с лошадьми (они получили название «пеникуикские опыты»)
Описание: Чистопородная арабская кобыла скрещена с жеребцом квагги (вид зебры). Потомство этих животных имело зеброидность. После этого кобыла, покрытая арабским скакуном, принесла двух жеребят с заметной полосатостью это было похоже на квагги, у жеребят даже оказались гривы квагги.
История:
1. О случае доложили английскому биологическому королевскому обществу. Это было воспринято как доказательство телегонии — передачи генов на расстоянии.
2. Для уточнения результатов тем же Юартом был поставлен другой специальный опыт. От 8 чистопородных арабских кобыл и жеребца зебры им было получено 13 гибридов-зеброидов. После этого тех же кобыл спаривали с жеребцами своей породы, от которых они принесли 18 жеребят. Ни один из них не имел никаких зеброидных признаков.
Вывод: Говоря более «поздними» словами, явление телегонии не получило доказательств.
Подтверждения: Подобные же результаты были получены в опытах русского учёного Иванова по скрещиванию лошадей с зебрами, проведенных на Украине в заповеднике Аскания-Нова.

Но. этот миф поддерживает к жизни все та же глобальная тяга людей к снятию с себя ответственности: сын — дурак и подлец? — а это не я плохо воспитывал, а жена в студенчестве переспала с хулиганом.

Да и термин «телегония» — спекулятивен и давно занят: «Телегония — дефект функции логического построения суждения». Так что все это — религиозная иделогия.

А сейчас религиозники уже потеряли большинство своих доводов — и прячутся под чисто иделогогическую аргументацию: «безбожники засекретили этот вопрос». Но. о любой неподтвердившейся теории перестают говорить в мире ученых — вот и результат «засекреченности». Ведь сейчас никто не открывает лабораторий для исследования физиологии китов, на которых стоит Земля.

Поверьте, не случайно этот материал выставлен в подрубрике «Непознанное». Мы не предполагаем этой публикацией начать некую узкоспециализированную дискуссию (как не раз бывало после появления «спорных» тем) — тема ее скорее философская, чем медицинская или биологическая. Мы просто доводим мнение некоторых российских ученых. Итак, кто «главнее» — генетика или телегония?

Российские концептуалы в таких выпусках своей периодической литературы пытаются привить нынешней молодежи хотят бы зачатки понятий о здоровом образе жизни, о нравственном строе души. Итак, вот почти признанный факт: медицина установила, что если женщина беременна, то отец ребёнка в период беременности матери испытывает повышенную сонливость и спит больше по сравнению со своим обычным состоянием, хотя в период беременности женщины в телесном организме мужчины вроде бы не происходит никаких явно видимых изменений. Точно так же и биополе женщин изменяется в результате полового акта и энергетически, и информационно. Уже давно ОБЩЕЙ биологии и практикам-заводчикам породистых домашних животных известно явление, получившее название «ТЕЛЕГОНИЯ». Существо биологического явления, которое обозначено этим словом, поясним на конкретных примерах:

1. Известны опыты, которые проводил в середине 19 века приятель Чарльза Дарвина лорд Мортон. Под влиянием своего знаменитого друга тоже решил заняться биологией. Он «выдал замуж» свою чистокровную английскую кобылу за жеребца-зебру. Потомства не получилось по причине несовместимости их яйцеклеток и сперматозоидов, но «выйдя замуж» через некоторое время за жеребца английской породы (как и она сама), кобыла принесла жеребёночка — «англичанина», у которого были полосы, как у зебры. У этого жеребца отцов по существу два: жеребец-лошадь по сперме и жеребец-зебра по биополю;

2. Если сизарь (непородистый голубь) «потоптал» породистую голубку, её сразу убивают, потому что даже при самом элитном её «супруге» у неё будут рождаться одни «чиграши», то есть нечистопородные дети: то пёрышки в хвосте не те, то цвет клюва, то ещё что-нибудь. В общем — бросовый товар, порода нечистая;

3. В элитных клубах собак существует правило: если породистая сука забеременела вне клуба, то на этом кончается родословная у её щенят;

4. Известен скандал, случившийся в МГУ: на биофаке у одной аспирантки из весьма элитной семьи родился негритенок. Можно заметить, что в МГУ учится много негров, но самое интересное, что муж, как и она сама, белый, и мама клялась и божилась, что мужу она не изменяла. И медики встали на защиту несчастной аспирантки, такое, дескать, в природе бывает. Дальше всё-таки выяснилось, что у героини до белого мужа был сокурсник-любовник — негр.

И тут биологи вспомнили о давно забытой и высмеянной официальной наукой телегонии, которая имела нахальство утверждать, что на потомство самки влияют, в той или иной

форме, все предыдущие мужья, вне зависимости, были ли от этих браков дети или нет.

В результате многочисленных исследований, проводившихся (в том числе и на Западе) до 1960-х годов, было установлено, что эффект телегонии распространяется и на людей.

Если зачатию ребёнка предшествовали половые отношения его матери с одним или более партнёром помимо отца по плоти этого ребёнка, даже если при этом употреблялись презервативы или иные противозачаточные средства либо делались микро- и макро-аборты после «неудачных» совокуплений, то в процессе совокупления происходило слияние биополей партнёров, в результате которого у рождённого такой женщиной ребёнка, кроме отца по плоти, от которого он унаследовал половину хромосомного набора, есть ещё и множество отцов по телегонии, от которых он может унаследовать многое на биополевом уровне организации материальных структур.

Причём оказалось, что наследуются не только внешние признаки первого полового партнёра, но и его болезни, в частности венерические, психические заболевания, заболевание крови. При этом следует иметь в виду, что хромосомный набор во всех

клетках организма — один и тот же, однако клетки печени отличаются от клеток нервной системы и мышечных тканей, как и все клетки функционально специализированных тканей отличаются друг от друга. И все сообразно своей принадлежности тканям и системам организма воспроизводят себе подобные соответственно плану общего расположения органов и систем в организме.

Вопрос о локализации на материальных носителях информации, определяющей это общее расположение органов и систем, в генетике — по крайней мере, в общедоступной литературе — не освещается. Но неоднократно высказывались мнения о том, что

общее расположение — размещения органов и систем организма — записан не в структурах молекул хромосомного аппарата, хранящих преимущественно информацию о синтезе веществ биомассы организма, а в структурах биополей. В частности, поэтому кобыла-лошадь способна родить полосатенького, как зебра, жеребёночка с полосатостью, унаследованной по телегонии, т.е. на основе биополевой передачи наследственной информации, поскольку хромосомные наборы половых клеток зебры и лошади несовместимы друг с другом, и генетический материал хромосом зебры никак не мог попасть к жеребёнку лошади.

Поскольку каждый из сексуальных партнёров, ставших одним из множества отцов по телегонии ребёнка, обладал своеобразием в строении организма, отличающим его от всех прочих, то в телесной организации может выразиться взаимное несоответствие друг другу различных информационных модулей, унаследованных им от разных отцов. То есть в общем расположении органов и систем его тела, асимметрии (в том числе избыточность или недостача органов). Одна из наиболее распространённых асимметрий, передающаяся по наследству, как показывает статистический анализ, — сколиоз — искривление линии позвоночного столба, при котором одно плечо ниже другого, а гибкость позвоночника при

наклоне направо отличается от гибкости позвоночника при наклоне налево. Как только это было установлено, все исследования и публикации по проблеме телегонии были засекречены. Вопрос для размышления — ПОЧЕМУ ?

Смысл древнего выражения «испортить девчонку», не столько указует на факт разрыва девственной плевы в первом половом акте (дефлорация), сколько на факт передачи женщине

самцом-дефлоратором генетической информации, которая вовсе не обязательно будет сочетаться с генетической информацией, которую в будущем передаст ей отец её детей. Желание избежать проблем с физическим и психическим здоровьем потомства,

обусловленных конфликтностью генетической информации, передаваемой ребёнку от разных мужчин, имевших половые отношения с его матерью, и заставляло наших предков, с одной стороны, уклоняться от браков как с утратившими девственность по несчастью, так и с явными потаскухами; а, с другой стороны, и парни, снискавшие на деревне славу злостных дефлораторов, имели изрядные шансы быть беспощадно искалеченными братьями и прочей роднёй «испорченных» ими девушек. В случае с МГУ телегония подпортила будущую маму. Теперь о том, как телегония может наградить парня. Случай произошёл в семье Лазаревых. Хорошая семья: непьющая, работающая, культурная. Такие же в ней и дети. Но вот какая история произошла со старшим сыном Александром. Сразу после окончания университета его призвали на год в армию. Служил в Казахстане, безвылазно находясь на ракетной точке в степи. Уволившись в запас, он почувствовал волю: напился и согрешил впервые в

жизни с какой-то местной привокзальной проституткой. Протрезвев, горько раскаивался, опасаясь заразиться. Обошлось. Удар его ждал с другой стороны — телегонической. Его сын-первенец, а женился парень сразу после армии на дождавшейся его однокурснице, ужаснул своим видом родителей и сельчан. Мальчик пошёл «не в мать, не в отца», а в ту

потаскуху-казашку, первую интимную партнёршу парня. Родители светло-русые, выше среднего роста, сероглазые, стройные и красивые, а их первенец — низкорослый, смуглый, с карими азиатскими глазёнками на почему-то маленькой головке. Муж стал подозревать супругу в измене. Но в округе не было не одного азиата. Не было их ни в роду невесты, ни в роду жениха. Никому и в голову не приходило, что это расплата за добрачный грех молодого папаши с проституткой, полученная по телегоническим каналам.

Хранящееся в душе российского народа ЦЕЛОМУДРИЕ — не признак отсталости от «цивилизованного» мира, а ПРИЗНАК ИСТИННОЙ ЦИВИЛИЗОВАННОСТИ, идущей из глубины веков. Это они от нас отстали, но об этом ниже. Эта осознанная забота о нормальной генетике будущих поколений либо же традиция, бессознательная, но выражавшая ту же общественную заботу, была стимулом к тому, чтобы и без контрацептивов и угрозы заражения венерическими болезнями и СПИДом, многие поколения издревле воспитывали в детях уважительное и бережное отношение к девственности, сохранения которой до вступления в первый брак у большинства народов считалось в прошлом одной из важнейших нравственных и этических «ценностей» общественного уровня значимости.

Не Adobe Photoshop CS3 и даже не Photoshop CS2. Просто однажды Zebra полюбила Horse, и у них родилась Zorse. По-нашему зеброшадь или, как ещё говорят, зеброид (Zebroid). Хочется сказать «конь в пальто зебры», да колется, потому как данное непарнокопытное — женского пола. И оно претендует на звание «Животное года». Познакомимся, что ли.

Всё началось пять лет назад в немецком городе Шлосс Хольте-Стукенброк (Schlo? Holte-Stukenbrock), в тамошнем сафари-парке (Safaripark Stukenbrock). Здесь вместе с родителями и сестрой жила-была самая обычная зебра по кличке Эклипс (Eclipse).

И вот в 2002 году сотрудники парка решили вывезти Эклипс на север Италии, на ранчо. Самое смешное, что путешествие было организовано, чтобы избежать близкородственного спаривания с другими зебрами. Хотели как лучше.

Во избежание инцеста на итальянском ранчо, не считая сестру Эклипс, зебр не было вообще. Зато были лошади, с которыми можно было свободно проводить массу времени на открытом воздухе. И был там пламенный жеребец Улисс (Ulysses).

Воспылавшая между Эклипс и Улисс страсть осталась никем незамеченной, так что о характере взаимоотношений животных стало известно лишь в 2006-м, уже в Германии, когда родилась лошадка с полосатыми головой и крупом.

Жеребёнка назвали Эклис (Eclyse) — лошадям, как правило, дают «гибридное» имя, состоящее из частей имён их родителей. И удивлённый шеф сафари-парка Фриц Вурмс (Fritz Wurms) принялся собирать информацию о зеброшадях, дабы должным образом позаботиться о новорождённой.

Он выяснил, что хотя аналогичное межвидовое скрещивание — не такая уж и редкость, случай с Эклис по-своему исключительный. Потому что почти всегда мама — это лошадь, а папа — зебра.

Тут всё наоборот, к тому же окрас кобылки вышел необычный: чаще всего плоски распределяются равномерно, а у немецкого животного «участки зебры» впечатляющее контрастируют с белым.

Между прочим, то, что в данном случае отцом является конь, могло повлиять на продолжительность беременности. Кстати, о её продолжительности можно только гадать, так как никто не знает, когда произошло спаривание. Обычно же зебра вынашивает потомство 365-375 дней, а лошадь — примерно 330 суток.

В общем, сейчас Эклис выделили в конюшне личный бокс, площадку для прогулок и ищут ей приятеля, потому как зеброиды, как и лошади – животные стадные, им нужна компания.

Идеальным кандидатом Вурмс называет молодого жеребца высотой в холке 1,4-1,5 метра, желательно коричневого окраса, который, не исключено, станет для зеброида больше, чем другом. Правда, потомства у них никогда не будет — подобные гибриды бесплодны. А вот мамаша Эклис может в следующий раз влюбиться в другого жеребца.

Мы же последуем примеру герра Вурмса и посмотрим, что вообще известно о Zorse.

Прежде всего, генетически они — лошади, и принадлежат к роду лошадей (Equus). Только у них лишь 63 хромосомы, тогда как у лошадей 64, а у зебр — от 44 до 62, в зависимости от разновидности.

Далеко не всегда зебры спариваются с лошадьми в дикой природе или зоопарках по собственной инициативе. С 1800-х годов их активно скрещивали любопытные генетики, стремящиеся создать «новое животное» или, к примеру, опровергнуть теорию наследования.

А в настоящее время этим на коммерческой основе занимаются заводчики, в основном в Африке. Зачем? Так можно получить стойких к болезням рабочих лошадей.

Кроме того, вместе с полосками частично передаётся дикий темперамент и сильный характер, которыми можно воспользоваться.

Заметим напоследок, что существует даже международная ассоциация IZZZA (International Zebra-Zorse-Zonkey Association), пытающаяся собрать информацию о полосатых лошадях и ослах со всего мира. Если Эклис ещё не в ней, то вскоре там окажется. Её уже по Первому каналу показали, а вы всё Photoshop, Photoshop.

В последние несколько лет среди православных верующих довольно широко стала обсуждаться тема телегонии. Этому явлению посвящались вначале отдельные статьи, в 2004 году объединенные в сборник — брошюру под названием «Целомудрие и телегония». Авторы публикаций называют телегонию «наукой о девственности» и ведут проповедь целомудрия, основываясь на этом явлении. Спору нет, разговор о целомудрии весьма необходим, особенно учитывая сегодняшние реалии, когда свобода нравов зашкалила все мыслимые пределы, а блуд и прелюбодеяние стали признаваться чуть ли ни нормой человеческих отношений. И все же напрашивается вопрос: всякий ли аргумент может быть использован? Допустимо ли основывать воспитание христианской нравственности на непроверенных научных фактах? Попробуем разобраться, проследив историю изучения этого явления.

Что же такое телегония? Греческие корни этого слова нетрудно перевести: «tele» — вдаль, далеко, «gon» — рождение, происхождение. В целом телегонию можно определить как сходство детей не со своим отцом, от которого произошло зачатие, а с мужчиной более раннего скрещивания. В брошюре «Целомудрие и телегония» сообщается следующее: «Примерно 150 лет назад коннозаводчики, выводившие новые породы лошадей, для повышения выносливости решили скрестить лошадь с зеброй.

Опыты не удались: не произошло ни единого зачатия — ни у лошадей от мужских особей-зебр, ни у зебр-кобыл. Опыты прекратили и постарались забыть о них, полагая, что дело закончено. Однако через несколько лет у кобыл, побывавших в опытах, стали рождаться полосатые жеребята. От породистых жеребцов. Ошеломленный научный мир назвал это явление телегонией. Опыты Ч. Дарвина, проф. Флинта, Феликса Ледантека и иных ученых — над другими животными, подтвердили данный феномен. Тогда, 150 лет назад, современники сразу стали задавать физиологам вопрос: «Не распространяется ли эффект телегонии на людей?» Начались интенсивные физиологические, антропологические, социологические исследования и даже опыты, если, естественно, такая возможность предоставлялась. И после многолетних, многочисленных, разносторонних опытов беспристрастная наука заявила твердо: «Да, эффект телегонии распространяется и на людей, причем в гораздо более ярко выраженной форме, чем в мире животных!»» (с.7-8). Далее рисуются весьма образные картины того, чем грозит телегония девушкам, потерявшим девственность до брака, хотя бы и не забеременевшим.

Напрашивается вопрос: почему же столь важные сведения оказались преданы забвению почти на 150 лет? Авторы сборника дают такое объяснение: никаких упоминаний о телегонии в литературе найти невозможно из-за того, что сознательно «опустился занавес секретности». Но так ли это? Действительно тема телегонии была жестко табуирована?

Откроем наиболее популярный и авторитетный до сих пор «Энциклопедический словарь» Ф. Брокгауза и И. Эфрона (СПб, 1901 г.). В томе 64 (с.777) сообщается следующее: «Телегония, или сходство детей не со своим отцом, а с отцом более раннего приплода. Дарвин со слов Мортона (1821), а недавно Эварт (1896) сообщают о двух случаях. Эварт сообщает, что жеребенок, родившийся от жеребца и кобылы, слученной ранее этого с полосатой дикой лошадью, и имевшей от этой случки потомство, имел следы полосатости на крупе и почках. Однако полосатость на ногах и плечах встречается иногда у лошадей, независимо от влияния всякой примеси и служит доказательством происхождения лошади от полосатых предков. «

Далее Ф. Брокгауз и И. Эфрон пишут, что «Вейсман сообщает о многолетних наблюдениях Ланга над собаками, а затем Белль (1896) производил опыты над собаками и голубями, но оба пришли по отношению к телегонии к отрицательным результатам».

Но авторы Словаря все же пытаются найти какое-либо научное объяснение телегонии, оговариваясь, «если это явление имеет место. «. Вот их версия: «Наиболее вероятным может быть предположение, что живчики первого отца сохранились где-нибудь в женских половых частях и оплодотворили яйцо лишь при повторной случке. При чрезвычайной живучести живчиков это предположение не является особенно странным, но все же как самый факт телегонии, так и эта гипотеза нуждаются в подтверждении. Во всяком случае мы не имеем никакого права говорить о влиянии воспоминания о прежнем отце или впечатлении, произведенном его образом на мать. Такие воздействия на плод влияния не оказывают».

Надо заметить, что относительно «чрезвычайной живучести живчиков», сейчас эмбриология располагает вполне надежными, многократно проверенными данными. Если говорить о человеке, то жизнеспособность сперматозоидов в половых путях женщины сохраняется не более 72 часов. Далее наступает их гибель. Дело в том, что эти клетки узко специализированы на выполнение одной задачи — пройти через половые пути до яйцеклетки и оплодотворить ее. Сперматозоиды не имеют систем для длительного поддержания своей жизнеспособности. Поэтому тот вариант объяснения телегонии, который как гипотезу, нуждающуюся в дополнительной проверке, предлагают Брокгауз и Эфрон, теперь не проходит.

В «Большой советской энциклопедии» (1956 г.) также находим статью, посвященную телегонии (т.42, с.137). Надо лишь отметить, что это издание вышло в свет во времена засилья в биологии Т.Д. Лысенко, поэтому во всем чувствуется явный «лысенковский привкус». Цитата из БСЭ: «Телегония — редко встречающиеся у растений и животных случаи влияния мужских половых элементов на женский организм, когда в потомстве данной материнской особи, получаемом уже в последующие годы от скрещивания ее с другой отцовской особью, проявляются признаки и свойства, присущие отцовскому организму, участвовавшему с ней в предыдущем скрещивании».

Итак, здесь телегония объявляется феноменом редким, но все же встречающимся в природе. Но объяснение этого явления дается сугубо «по-лысенковски»: влиянием соматических клеток на половые. Попытка доказать наличие таких влияний — одна из «idea fix» Трофима Денисовича, на которую он потратил массу сил, времени, государственных средств и человеческих жизней, поскольку все те ученые-генетики, кто не хотел «идти с ним в ногу», оказывались или в лагерях, или были расстреляны. Но в 1964 г., после изменения политической ситуации в СССР и выхода генетики их подполья, были проведены комплексные проверки работ Лысенко и показано, что выведенные им небывалые чудо-сорта и их, якобы, высочайшая урожайность — откровенные фальсификации, как и остальные его завиральные идеи.

Небольшая статья о телегонии есть и в БСЭ 1976 года издания (т. 25, с.388). Цитата: «Телегония — предполагаемое влияние свойств мужской особи, участвовавшей в предыдущем скрещивании с женской особью, на ее потомство, полученное от скрещивания с другими мужскими особями. Явление телегонии было «открыто» в 1-ой четверти XIX века. Точные генетические эксперименты многих ученых в конце XIX века не подтвердили телегонию».

И, наконец, цитата из энциклопедии «Британика», статья «Heredity» (Наследственность): «. Телегония — представление, восходящее к Аристотелю. Оно предполагает, что признаки индивида наследуются не только от его родителей, но и от других самцов, от которых его мать имела предыдущие беременности». Далее «Британика» также упоминает случай с кобылой графа Мортона, но дает такое объяснение: «Такие полосы появляются естественным путем при скрещивании определенных пород лошадей». А далее следует комментарий: «Все подобные мнения — от наследования приобретенных признаков до телегонии — сейчас должны рассматриваться как суеверия. Они не основываются на экспериментальных исследованиях и не совместимы с известными нам механизмами наследственности».

После этого обзора можно сделать вполне обоснованный вывод: все утверждения о научной доказанности «феномена телегонии» не соответствуют действительности, равно как и о «занавесе секретности».

Однако авторы сборника уверены в обратном. Откуда же они черпают сведения? Единственная приведенная там ссылка — на книгу Феликса Ледантека «Индивид, эволюция, наследственность и неодарвинисты». «Изложенная выше информация о первых шагах засекреченной теперь науки взята нами из 24 главы этой книги, которая так и озаглавлена «Телегония, или Влияние первого самца»», — читаем в сборнике.

В пересказе авторов сборника, текст 24 главы выглядит так: попытки скрестить лошадей с зебрами оказались тщетными, зачатий не произошло, помеси получить не удалось. Однако спустя годы кобылы, побывавшие в скрещиваниях, неожиданно стали приносить полосатых жеребят от чистокровных породистых жеребцов. Посмотрим, насколько точно воспроизведена эта история. Обратимся к первоисточнику. Единственный экземпляр этой книги, изданной в России в 1899 г., есть в фондах Российской Государственной Библиотеки.

Но начнем с некоторого уточнения. Прежде всего, фамилия автора пишется иначе, чем у авторов брошюры, а именно Ле-Дантек (через дефис). Да и название книги тоже звучит по-другому: не «Индивид, эволюция, наследственность и неодарвинисты», а «Индивидуальная эволюция, наследственность и неодарвинисты». Странные «описки», причем не у кого-то одного, а у всех авторов сборника, упоминающих эту работу.

Однако 24 глава под названием «Телегония, или влияние первого самца» в книге, действительно, существует. Но прежде хотелось бы сказать несколько слов об авторе книги — Феликсе Ле-Дантеке.

В фондах РГБ хранятся еще несколько его книг. Одна называется «Атеизм», а другая — «Существует ли бог?» (слово «бог» написано с маленькой буквы). Однако, будучи изданы на русском языке в 20-е годы XX века, они так и остались с неразрезанными страницами (мне пришлось разрезать их самой!). Вот показательная цитата из книги Ле-Дантека «Атеизм»: «Я родился атеистом. Я не нахожу в себе следов идеи бога, хотя я воспитывался точно также, как другие бретонские ребята, подобно им — учил катехизис. Но я ни на одну минуту не верил в существование бесконечного проницательного Судии, наказующего и награждающего каждого по заслугам, как и сейчас не верю в абсолютную ответственность».

Если же говорить в целом, то книга «Существует ли бог?» — это подробный, обстоятельный разбор всех доказательств существования Бога (метафизических, нравственных, исторических и пр.), а также энергичная попытка их «разоблачения». Ле-Дантек пишет, что если и можно рассуждать о Боге, то «лишь как о простом смертном человеке». А завершает он свою «исповедь атеиста» такой недвусмысленной фразой: «Если бог и умрет, в природе все равно ничего не изменится».

А что представляет собой Ле-Дантек как ученый? Это вполне респектабельная фигура: биолог, профессор Сорбонны, дарвинист, снискавший у современников скандальную славу «главного атеиста Франции». Посмотрим, чем же «обогатил» он науку, исследуя явление телегонии. Надо лишь отметить, что книга Ле-Дантека издана в 1899 году, т.е. за год до переоткрытия законов генетики, больше известных как законы Менделя. Понятно, что научный материал, которым он оперирует, находится вне контекста генетики — науки о законах наследственности и изменчивости признаков. Поэтому даже беглого знакомства с содержанием книги достаточно, чтобы убедиться, что за 100 лет она безнадежно устарела. Так что искать каких-то научных откровений в этой книге не следует. Но 24 глава, хоть и невелика (всего 4 страницы), но весьма любопытна.

«Глава XXIV. Телегония, или влияние первого самца» (с.244): «Между заводчиками существует довольно распространенное мнение, что первая случка может иметь влияние на последующие, в том смысле, что потомство от этих последних кое-что заимствует от первого отца: Спенсер рассказывает, что по словам профессора Флинта и по сделанным в Америке наблюдениям, белая женщина, оплодотворенная негром, может иметь впоследствии, выйдя замуж за белого, детей с некоторыми особенностями, несомненно обличающими негритянскую породу».

Из приведенного отрывка ясно, что Ле-Дантек вовсе не занимался лично исследованием телегонии, он лишь собрал некоторые материалы. Однако данные, им приводимые, по вполне понятным причинам, не могут иметь никакой научной ценности: «Спенсер рассказывает, что по словам профессора Флинта. «.

Ниже идет ничуть не более убедительный рассказ, приведенный Ле-Дантеком со слов Ч. Дарвина «. о случае со свиньей некоего г. Джильса, всегда приносившей от боровов одной с ней породы поросят белых с черным, похожих на нее и на всю породу. Когда же ее однажды накрыл кабан, то она опоросилась помесью. Потом ее опять спустили с боровом ее же породы, и она произвела поросят, между которыми попадались одноцветные каштановой шерсти. » (с.245). По той же причине, что и выше, научная ценность и этого сообщения весьма сомнительна. Ведь поросята с необычной окраской шерсти не были исследованы в скрещиваниях, как того требует генетический анализ. Ничего не сообщается о других пометах той же свиноматки. Следует также добавить, что у кабанов детеныши бывают не «одноцветные каштановой шерсти», а полосатые. Поэтому влияние кабана на появление поросят с необычным фенотипом более чем сомнительно.

Однако хочу обратить внимание на чрезвычайно важную сноску, которую делает Ле-Дантек в самом начале этой главы. Он пишет: «Надобно, чтобы случка сопровождалась оплодотворением; поэтому неприемлема никакая теория, объясняющая телегонию влиянием на самку сперматозоидов первой случки, оставшейся бесплодной» (с.244). Это замечание, по сути, перечеркивает все рассуждения авторов сборника. Ведь они настаивают на том, что любой половой контакт, даже не закончившийся беременностью, все равно приведет впоследствии к рождению женщиной детей не от ее мужа, а от первого мужчины. На с.9 сборника читаем: «. даже через несколько лет после внебрачных связей с заезжими гастролерами на международных фестивалях, спортивных олимпиадах наши русские девушки стали рожать от белых генетически здоровых своих мужей — детей «ни в мать, ни в отца, а в черного и дебильного молодца». Причиной появления этих «молодцов» была генетическая мутация хромосомной цепочки».

Однако подобного утверждения у Ле-Дантека нет! Наоборот, он категоричен в своем мнении: половой контакт только тогда может оказать некоторое влияние на последующее потомство, зачатое от другого партнера, если первый контакт закончился беременностью.

Следует заметить, что и в законных, даже венчанных браках встречаются случаи рождения детей с тяжелыми наследственными синдромами. Причины высокого уровня наследственных патологий в последние годы сложны и многообразны, их невозможно свести лишь к последствиям внебрачных связей с чернокожими участниками международных фестивалей и олимпиад. К тому же вряд ли на олимпиады приезжают тяжело больные юноши, отягощенные наследственными синдромами.

Кроме того, хотелось бы прокомментировать некоторые термины, употребленные в приведенном отрывке. К примеру, выражение «генетическая мутация хромосомной цепочки». «Генетическая мутация» — пример тавтологии, поскольку мутация — это и есть изменение генетического материала, т.е. структуры или количества ДНК в клетке. А «хромосомная цепочка» — это что-то невероятное с точки зрения генетики, т.к. «цепочкой», а вернее — спиралью, можно назвать лишь ДНК, тогда как хромосома — это суперспирализованная, намотанная на белки-гистоны и сложным образом уложенная молекула ДНК (толщина ДНК — 2 нм, а толщина хромосомы — 200 нм). Эти примеры не единственны и свидетельствуют о том, что авторы сборника берутся обсуждать научную проблему, не владея даже научной терминологией.

Но вернемся к Ле-Дантеку. Как он теоретически обосновывает свое утверждение о том, что первая случка непременно должна закончиться беременностью, чтобы впоследствии проявился эффект телегонии? Его аргументы сводятся к явлению «наследования благоприобретенного признака». Ле-Дантек полагает, что плод, пребывая в утробе матери, оказывает влияние на ее другие яйцеклетки, находящиеся в яичниках, которые из-за этого приобретают некоторые черты отца. Впоследствии эти яйцеклетки, оплодотворенные сперматозоидами другого мужчины, могут нести черты первого, что отчасти отразится на ребенке. Надо отметить, что подобных взаимодействий ни современная генетика, ни современная эмбриология не знают. Влияние соматических клеток на половые никем не доказано.

Продолжим чтение XXIV главы, чтобы узнать подлинную историю скрещивания лошадей с зебрами. Ле-Дантек пишет: «Самый знаменитый случай был с кобылой графа Нортона. Эта рыжая кобыла, имевшая 7/8 арабской крови и 1/8 английской, была накрыта в 1815 г. кваггой (род зебры), и принесла помесь. Будучи случена потом с жеребцом одной с ней породы, она принесла в 1817 и 1818 годах двух жеребят» (с.244). Однако далее он сообщает, что граф Мортон продал эту кобылу хозяину жеребца сэру Гару Усслею. В его конюшне кобыла и принесла этих жеребят, которых граф Мортон видел лишь однажды, «когда одному был год, а другому два». По словам Мортона, они были похожи на кваггу, «. как если бы у них была 1/16 крови этого животного». «Они были гнедые, помечены как квагга, рассеянными темными пятнами с черными полосами вдоль хребта, на плечах и на задней части ног. Жесткая и торчащая грива также напоминала кваггу», — так описывал их Мортон (с.244).

На этом история кобылы графа Мортона не закончилась; «Слученная вновь в 1823 г., эта кобыла еще раз принесла жеребенка, напоминавшего первого отца».

Этот ставший знаменитым случай подробно проанализирован в статье «Полосатая дочь кобылы лорда Мортона», написанной специалистом по селекции животных, профессором кафедры Генетики и селекции биологического факультета МГУ М.М. Асланяном и заведующим кафедрой Молекулярной биологии МГУ академиком РАН А.С. Спириным. Они пишут: «Для проверки гипотезы о телегонии селекционером К. Юартом в 1889 г. был поставлен специальный опыт. От 8 чистопородных кобыл и жеребца зебры было получено 13 гибридов-зеброидов. После этого тех же кобыл спаривали с жеребцами своей породы, от которых они принесли 18 жеребят. Ни один из жеребят не имел зеброидных признаков. Подобные же результаты были получены в опытах Русского ученого, основоположника метода искусственного осеменения И.И. Иванова, проведенных в Аскания-Нова, по скрещиванию кобыл с зебрами». Одновременно накапливался селекционный материал, который свидетельствовал о другом: «Некоторые лошади, никогда не встречавшиеся с зебрами, могут давать жеребят с характерной зеброидной полосатостью ног».

Помимо этого М.М. Аслянян и А.С. Спирин сообщают, что опыты по телегонии ставились и на более простых объектах, таких как мыши и кролики. Но явление телегонии обнаружено не было. Впоследствии эксперименты еще более усложнились: была проведена пересадка зародышей от самок одной породы в другую (например, черный зародыш в белую самку и наоборот). «Десятки таких экспериментов проведены на кроликах, мышах, овцах», но никакого влияния зародыша на материнский организм и последующего влияния материнского организма на других вынашиваемых им зародышей не выявлено. Кстати, также как и в ситуации с «суррогатными матерями» у человека.

Как же объясняют эти явления М.М. Аслянян и А.С. Спирин? «Появление указанного признака, — пишут они, — могло быть интерпретировано как явление атавизма, никак не связанное с предыдущими спариваниями». Хочу добавить, что предок современной домашней лошади — тарпан, последние особи которого были уничтожены в самом начале XX века, имел именно такие признаки, как жеребята, произведенные на свет кобылой графа Мортона: для тарпана характерна жесткая короткая грива и так называемый «черный ремень» вдоль хребта. Таким образом, появившиеся признаки — типичный пример атавизма. Причиной его мог быть некий гормональный сбой у кобылы после вязки с представителем родственного, но все лее другого вида. Можно также предположить, что у данной кобылы произошла спонтанная или чем-либо индуцированная мутация, вызвавшая разблокировку древних генов, которые и вызвали появление у ее жеребят некоторых признаков, характерных для предка лошади — тарпана. По сути, это и есть явление, называемое атавизмом.

Вывод университетских профессоров следующий: «Как теоретические законы генетики, так и генетически контролируемые эксперименты полностью отвергают явление телегонии» <журнал "Друг" (для любителей кошек), 1997, №3(21), с.21>.

Большой интерес представляют также данные современного московского кинолога высшей категории, заводчицы доберманов И.А. Сивцовой. По ее убеждению, основанному на огромном опыте, явление телегонии у собак не встречается. Ирина Анатольевна — кинолог с тридцатилетним стажем, вырастившая в своем питомнике добермана — чемпиона мира в своей породе, а также 37 чемпионов России и стран зарубежья. Проведя наблюдения сотен скрещиваний, она собрала внушительную статистику, ведет многолетний учет своих питомцев, располагает их фотографиями, фамилиями и адресами владельцев. Все это дает ей основания утверждать, что все ссылки на собаководов, которым, якобы, это явление давным-давно известно, не соответствуют действительности.

Для полноты картины небезынтересно было бы узнать, ведутся ли какие-либо исследования по телегонии в наше время. Мной была обнаружена единственная работа, посвященная этой теме. Это доклад В.А. Бритова, сотрудника Приморской научно-исследовательской ветеринарной станции, сделанный им на сельскохозяйственной конференции в Уссурийске в 2001 году.

В.А. Бритов — специалист по трихинеллам (трихинеллы -это паразитические круглые черви из рода нематод, имеющие размер 1-2 мм, обитающие в тонком кишечнике хищных или всеядных млекопитающих и человека и вызывающие тяжелое заболевание — трихинеллёз). Исследуя два внешне неотличимых вида трихинелл, Trichinella nativa и Trichinella spiralis, Бритов обнаружил, что личинки Т. nativa устойчивы к температуре — 20 градусов, а личинки Т. spiralis погибают при этой температуре за 2-3 суток. Этим свойством и отличаются данные виды.

Далее Бритов оплодотворил самок Т. spiralis спермиями Т. nativa. Он пишет: «Чужеродные спермии входят в несвойственную им яйцеклетку, однако оплодотворения либо не происходит, либо оплодотворенная яйцеклетка вскоре распадается» (с.199). Что ж, вполне закономерный результат при межвидовых скрещиваниях.

Однако, продолжая опыты, автор обнаружил следующее: «В тех случаях, когда вслед за чужеродными спермиями в яйцеклетку входят и спермии одноименного вида, многие яйцеклетки оплодотворяются и одновидовым спермием, и начинается развитие нового организма» (с.199). В этом в общем-то тоже нет ничего неожиданного: иногда межвидовые скрещивания оказываются удачными, и гибриды появляются на свет (например, мул — гибрид между лошадью и ослом). При этом автор сообщает, что чужеродный генетический материал, проникший в яйцеклетку, вызывает «сильнейший генетический конфликт, о чем свидетельствует высокая смертность эмбрионов и личинок, уродства и химеризм». Лишь «отдельные личинки благополучно развиваются и обретают способность к повторению биологического цикла», — пишет он и уточняет, что эти гибридные трихинеллы «остаются видом по материнской линии (т.е. Т. spiralis), но приобретают некоторые признаки чужеродного вида» (с.199).

Что касается холодоустойчивости — единственного признака, по которому различаются эти два вида трихинелл, то гибриды 1-го поколения этого свойства не приобрели: при -20 С все они погибли. Но уже во 2-ом поколении 30% гибридов оказались криоустойчивыми; в 4-м поколении этот показатель вырос до 47%, а в 8-м — до 70%. Итак, гибриды, полученные от Т. spiralis, приобрели признак, характерный для Т. nativa.

Когда же автор попытался скрестить гибриды 9-го поколения с материнским видом Т. spiralis, то оказалось, что они утратили способность скрещиваться с ним, но взамен приобрели способность скрещиваться с Т. nativa. Вывод В.А. Бритова таков: «Исходный вид Т. spiralis, за счет чужеродной генетической информации превратился в Т. nativa» (с.200).

Получив эти результаты, автор работы делает вывод, что причина этого — телегония. Более того, он утверждает, что «природа широко использует телегонию для совершенствования жизненных форм» (с.201), и поэтому предлагает применять телегонию для «спасения исчезающих видов животных и растений, улучшения пород с/х животных и растений, создания новых видов животных и растений, а может быть и для воссоздания вымерших видов» (с.201).

Однако автор, будто не принимает в расчет собственные экспериментальные данные: подавляющая часть полученных этим методом гибридов либо гибнет, либо на свет появляются нежизнеспособные уроды с многочисленными морфологическими дефектами. Ясно, что к.п.д. от такой «селекционной работы» будет весьма сомнительным.

И все же, можно ли на основании описанных экспериментов с трихинеллами утверждать, что мы, действительно, имеем дело с телегонией? Полагаю, что нет. Исследователь, сам того не ожидая, продемонстрировал уникальный факт получения вида-двойника путем искусственного отбора, когда селективным признаком была низкая температура. Но для того, чтобы утверждать, что чужеродный генетический материал действительно включится в яйцеклетку, оплодотворенную сначала спермиями чужого вида, а потом и своего, нужно, как и принято сейчас в генетике, проделать цикл молекулярно-генетических исследований. Например, таких:

— выделить ДНК Т. nativa и Т. spiralis;

— выделить ДНК гибридов 1-го поколения, а также всех последующих поколений;

— провести сравнительные исследования всех этих образцов ДНК путем рестрикционного анализа;

— показать, какие именно чужеродные фрагменты ДНК присутствуют у гибридов, каков их размер, в какие сайты они включились;

— выделить эти фрагменты и попытаться ввести их в другие яйцеклетки;

— исследовать эффект присутствия этого чужеродного генетического материала, а также многое другое, что позволяют сейчас хорошо разработанные методики современной молекулярной генетики и генетической инженерии.

Лишь после таких исследований можно было бы что-либо утверждать.

И все-таки, возможны ли, в самом деле, какие-либо взаимодействия в половых путях женщины между сперматозоидами первого мужчины и последующих? Найти работы, содержащие подобные данные, мне не удалось. Поэтому рискну выдвинуть собственную гипотезу относительно вероятного механизма телегонии:

— Попадание спермиев в половые пути женщины при половом акте с первым мужчиной;

— Захват спермиев в виде особых частиц — фагосом, клетками эпителия маточных труб (такой феномен, действительно, существует, он описан) [1];

— Хранение фагосом в цитоплазме эпителиальных клеток, а также последующая передача их при митотических делениях эпителиальных клеток дочерним клеткам эпителия;

— Половой акт с другим мужчиной;

— Индукция выхода сохраняющихся в составе фагосом спермиев первого мужчины из цитоплазмы эпителиальных клеток маточных труб;

— Оплодотворение яйцеклетки спермием первого мужчины, т.к. спермии второго не успевают дойти (ведь им надо пройти до яйцеклетки, находящейся в маточной трубе, большой путь: через шейку матки, тело матки и почти всю длину маточной трубы);

— Зачатие ребёнка от первого мужчины, хотя половой акт происходил со вторым. Однако предложенная гипотеза сразу порождает целый ряд непростых вопросов и возражений, которые, фактически, ее же и опровергают. Например, такие:

— Эпителиальные клетки живут всего несколько дней, они очень быстро обновляются, поэтому погибая, верхний слой эпителия замещается на новые клетки. В таком случае, фагосомы со сперматозоидами также должны гибнуть вместе с клетками, в которых они находятся. Как долго может сохраняться фагосома в цитоплазме эпителиальных клеток маточных труб?

— Как долго такая фагосома будет сохранять способность к оплодотворению?

— Каким должен быть интервал между двумя половыми актами с разными мужчинами, чтобы все описанные выше гипотетические события имели место?

— Почему второй половой акт является тем индуцирующим фактором, который заставляет выходить фагосомы со сперматозоидами из эпителиальных клеток?

— Известно, что прошедшие сперматогенез сперматозоиды накапливаются в так называемой ампуле в «обездвиженном» состоянии. И только в момент полового акта, когда выбрасываются секреты предстательной железы, образуется сперма, в которой они начинают активно двигаться. Это движение рассчитано на то, чтобы добраться до яйцеклетки. Максимум их жизнеспособности — 72 часа. Как же спермии сохраняют свою жизнеспособность в составе фагосомы в эпителиальной клетке? Откуда они черпают энергию для оплодотворения? Ведь известно, что у них очень мало митохондрий. За счёт чего они пополняют запас АТФ?

В целом круг вопросов и возражений может быть гораздо шире. Однако проблема, возникающая вокруг «феномена телегонии», лежит не только и не столько в научной плоскости. Правомерен вопрос: а если после добрачного (или внебрачного) полового контакта не будет наблюдаться никаких последствий для здоровья будущих детей, то что же — тогда все «это» можно? Или все-таки нельзя? Но совсем по другим, не менее серьезным причинам. Блуд и прелюбодеяние в первую очередь деформируют дух человека, оскверняют его, оставляют глубокую печать в сознании, отягощают память, загрязняют воображение. «Трудно и перечислить те гибельные последствия, которые следуют за этим грехом, как неотлучная тень», — пишет по поводу блудной страсти игумен Филарет в «Конспекте по нравственному богословию» (с.38).

Неужели, чтобы обосновать необходимость соблюдать 7-ю Божественную Заповедь «не прелюбодействуй», так остро необходима телегония? В Нагорной Проповеди Христос углубил ветхозаветное понимание прелюбодеяния, выразив сущность новозаветного закона: «Вы слышали, что сказано древним: «не прелюбодействуй», А я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф.5:27-28). То есть грех прелюбодеяния — это даже вожделенный взгляд на женщину. Поэтому и заповедано нам целомудрие, нравственная чистота, непорочность отношений. И неподтвердившийся «феномен телегонии» не подходит на роль той соломинки, за которую мог бы ухватиться утопающий.

И еще хотелось бы сказать вот о чем. Мир стоит, как известно, не только законами природы — Господь «идеже хощет побеждает естества чин». Так, по воле Божией престарелая Сарра рождает праотца Исаака, а через тысячу лет неплодная праведная Елизавета — Иоанна Крестителя. Во время битвы Израильтян Господь останавливает солнце, и об этом длинном дне есть свидетельства во многих источниках разных народов. Можно вспомнить и многочисленные евангельские исцеления, совершенные милостью Божией, вопреки всем естественным законам.

Но все эти чудеса находятся вне контекста законов природы, по которым функционирует наш мир. А потому они, не являясь научными феноменами, находятся вне рамок науки, имея немассовый, неповторяющийся, нестатистический характер. Рационалистический же подход, то есть желание согласовать чудо с непреложными научными законами оказывается непродуктивным. Вспоминаются здесь слова Н.В. Гоголя из его пророческого «Портрета» (первая редакция, «Арабески»): «. В мире нашем все устроено Всемогущим так, что совершается все в естественном порядке…». Далее Гоголь предупреждает: «Но с каждым днем законы природы будут становиться слабее и оттого границы, удерживающие сверхъестественное, преступнее (с.301)». По многим церковным пророчествам последние времена должны быть окрашены многочисленными отрицательными чудесами, которые будут смущать душу человека, угнетать ум, парализуют его волю.

Пока же мир стоит, и действуют в нем богоданные законы, все в природе совершается не по произволу, а по правилам, установленным свыше. Уважение, изучение и доверие к этим правилам и есть уважение творения. «Не ищите чудес и знамений!» Зачатие, рождение ребенка — тоже своего рода чудо, но чудо естественное. Никакая мифологизация здесь неуместна, к тому же, церковью благословляются три брака, а евангелие призывает нас любить не только своего, но ближнего, который сейчас оказался рядом с нами.

Именно евангельский дух должен быть нам проводником на всех путях наших: в жизни ли, в науке ли, в искусстве — где его нет, нет и истины.

Если лее вернуться к предмету разговора — телегонии, то она, не будучи ни чудом, ни научным феноменом, представляет собой миф, также несущий немалые соблазны. Помощью в их преодолении, как надеется автор, послужит предлагаемый краткий обзор проблемы.

Примечания
1. Информация о существовании этого феномена (пункты 2, 3, 5) получена из устного сообщения сотрудника Онкологического научного центра РАН, к.м.н. А. Бережного, а также из его неопубликованной статьи.

Использованная литература:
1. «Целомудрие и телегония» (сборник), издательство «Псалтирь», 2004 г.;
2. Феликс Ле-Дантек «Индивидуальная эволюция, наследственность и неодарвинисты», М., 1899, глава XXIV, с.244-248;
3. Феликс Ле-Дантек «Атеизм», цит. по: Кожевников В.А. «Исповедь атеиста (по поводу книги Ле-Дантека «Атеизм»)», М., 1911 г., с.5;
4. Феликс Ле-Дантек «Существует ли бог?» Главполитпросвет УССР, Харьков, 1923, 49 стр.;
5. Ф. Брокгауз, И. Эфрон «Энциклопедический словарь», СПб, 1901, т.64, с.777;
6. Большая советская энциклопедия, 1956 г., т.42, с.137;
7. Большая советская энциклопедия,1976 г., т.25, с.388;
8. М.М. Асланян, А.С. Спирин. «Полосатая дочь кобылы лорда Мортона». Журнал «Друг» (для любителей кошек), 1997, №3(21), с.22;
9. В.А. Бритов «Телегония как метод повышения продуктивности сельскохозяйственных животных» / Материалы международной сельскохозяйственной конференции, Уссурийск, 2002 г., т.3, с.198-202;
10. Игумен Филарет «Конспект по нравственному богословию», М.,1990 г., с.38.;
11. Гоголь Н.В. Собр. соч. в 10 тт. М.: Русская книга.1994. т.7., с.301.

© Онлайн библиотека сайта Православие и мир, 2011–2020

другие части:

Тигон
Леопон
Блюфрост

Зеброид — гибрид зебры с лошадью, пони или ослом. Как правило, для получения этих гибридов используют самцов зебры и самок других лошадиных.

По официальным данным, сейчас в России живёт один зеброид.

Зеброиды обычно формой больше похожи на мать и имеют отцовские полоски на ногах или частично на шее и туловище. Если мать чалой, чубарой или пегой масти, в большинстве случаев эта масть передается потомству. Для гибридов зебры с ослом характерен ремень на спине, на брюхе и «крест» на плечах.

Зеброиды, как и другие гибриды лошадиных (мулы и лошаки), разводятся для практического использования — как ездовые и вьючные животные. В Африке они имеют преимущества перед лошадьми и ослами, поскольку устойчивы к укусу мухи цеце и больше поддаются дрессировке, чем зебры. Зеброиды существуют довольно давно, их упоминали еще в записях Дарвина. Зеброиды скорее дикие, чем домашние животные, их сложно приручить, и они агрессивнее лошадей.

На свет такие причудливые существа появляются достаточно редко. В заповеднике Италии неподалеку от Флоренции в 2013 году родился Иппо. Это зеброид, который выглядит как типичный осел, однако его конечности окрашены красивыми черно-белыми полосками, как у зебры.

Иппо не выводился намеренно: самец зебры перескочил забор, чтобы попасть на территорию ослицы. Второго такого зеброида просто нет. Иппо может гордиться собой, он действительно единственный в своем роде.

А вот ещё один яркий представитель зеброида по имени Эклайз (Eclyse):

Это дочка белого коня Улисса и зебры Эклипс. Родители познакомились на ранчо в Северной Италии, куда Эклипс перевозили на время, дабы избежать близкородственного спаривания с другими зебрами в Штукенброке. Из зебр там была только её сестра, зато было много коней В итоге, в 2006 году уже по возвращении в Германии у Эклипс родился зеброид.

Название зеброиды сложилось от соединения двух слов: зебра и гибрид.

Вот примеры подобного скрещивания:

Если скрестить зебру и лошадь в результате получается зорс (Zorse, образовано от английских слов «horse» – «лошадь» и «zebra» – «зебра».

Зебра, скрещенная с ослом в результате даёт зонка (Zedonk или Zonkey соединение английских «zebra» – «зебра» и «donkey» – «осел»).

В случае скрещивания зебры и пони, получается зони (Zony соединение английских «zebra» – «зебра» и «pony» – «пони»).

Зеброид — это редкий гибрид лошади, который получен в результате скрещивания кобылы лошади и жеребца зебры.

В 1815 году учёные впервые скрестили кобылу арабской породы с зеброй квагга, ныне вымершим видом диких лошадей. В результате этого опыта на свет появился очень милый полосатый жеребёнок, внешне более похожий на арабскую лошадь, чем на зебру.

На сегодняшний день выведено несколько разновидностей зеброидов:

Зорсы — жеребята от зебры и лошадь.

Зони — жеребята от зебры и пони.

Зедонки — жеребята от зебры и осла.

Внешним видом зеброид напоминает мать. Так зорсы, высокие и статные, внешне похожи на лошадь, зони — отличаются маленьким ростом и милой внешностью, зедонки имеют длинные ослиные уши и характерное телосложение.

Полосатая масть передаётся от зебры. У некоторых гибридов полоски покрывают всё тело, другие зеброиды однотонной масти, и лишь некоторые участки тела покрыты полосками, как правило, на ногах и крупе, реже на шее и голове. Зебры же наградили этих полосатых лошадок великолепной выносливостью, но несговорчивым и временами упрямым характером. В отличие от лошадей зеброиды не проявляют явного дружелюбия к человеку, а сохраняют более дикий и независимый нрав.

Наибольшее распространение зеброиды получили в Юго-Восточной Африке. В условиях жаркого климата большинство лошадей и ослов не могут показать хорошую работоспособность на вьючных работах, а зебры слишком дикие, их невозможно приручить. В итоге зеброиды — это золотая середина между дикой выносливой зеброй и крупной послушной лошадью.

Кроме работоспособности, зеброиды обладают отменным здоровьем, они устойчивы к укусам африканской мухи и заболеванию, которое они передают — малярии.

Если для африканцев зеброиды — это обычное вьючная лошадь, то для европейского и американского континента гибриды лошади и зебры — это экзотика. Их можно встретить только в зоопарках, частных фермах и иногда в цирке.

Зеброид — очень редкое животное. Размножение зеброидов — сложный процесс. Жеребята от зебр, скрещённых с лошадьми, ослами или пони, рождаются редко. Многие жеребята рождаются слабыми и много болеют.

admin

Наверх