Она дышала как с битвы прибежавший конь

Разделы: Литература

Художественная литература – хранитель культуры. Читатель погружается в жизнь героев. Чтением формируются вкусы, взгляды, характеры. Вдумчивому, талантливому читателю, который способен осознать не только главную мысль прочитанного, но и смысл диалогов, пейзажа, монологов, роль деталей, значение избранной автором темы, который способен тонко почувствовать красоту и своеобразие писательского слога, открывается очень и очень многое.

Немаловажную роль в воспитании такого читателя играют уроки-зачеты по тексту художественного произведения в форме “вертушки”. В нашем распоряжении оказывается один из способов привлечения интереса к чтению и в первую очередь к себе как к читателю – как к человеку мыслящему, чувствующему, познающему и создающему прекрасное.

Такие уроки (после знакомства с системой работы ярославского учителя З. А. Павловой) провожу уже несколько лет. Принцип осуществления данного типа урока со стороны прост: ученики пять раз в течение урока переходят от стола к столу и вполголоса отвечают консультантам. Переходы осуществляются по плану, записанному на врученной им карточке, номер которой на время урока становится их личным номером. Таких карточек 25 (комплект для класса в тридцать человек: пять консультантов и двадцать пять участников) . В первой графе указаны переходы, во второй – столы (они обозначены буквами А, В, С, Д, Е, и такими же знаками обозначены сами столы), в третьей – роль (номер вопроса, на который нужно ответить) .

Итак, у нас сегодня урок-зачет по тексту поэмы А. С. Пушкина “Медный всадник” (урок провожу в системе внеклассного чтения в 7 классе после изучения поэмы Пушкина “Полтава”) . Чтобы понять суть данной технологии, придется “повертеться” вместе с учениками. Возьмем карточку №1, и в первый переход придем к столу А. Консультант называет общий вопрос: “Кто это? Портрет. ”. Наша роль – 5, значит, мы отвечаем на пятый вопрос: “…они по ближним улицам и дальним \\ В опасный путь средь бурных вод пустились…”. Мы знаем ответ: это генералы. Консультант ставит на особой карточке с номерами от 1 до 25 + напротив нашего номера.

Во второй переход мы попадаем на стол Е, где будем отвечать на четвертый вопрос: “Вставь пропущенное слово”: “…И думал он: Отсель грозить мы будем (…) ”. Ответ – “шведу” — и второй консультант ставит нам +.

В третьем переходе у нас стол Д. Общий вопрос: “Кому принадлежат слова?”. Наша роль 3: “Красуйся, град Петров, и стой \\ Неколебимо, как Россия”. Мы не помним, поэтому + не получаем. Когда все на нашем столе ответили, вопрос №3 разыгрывается. На него отвечают другие: “автору”.

Следующий переход – четвертый, мы идем к столу С. У нас вопрос №2: “Место действия. ”: “Какое имя носила площадь, где сидел “на звере мраморном верхом” после наводнения Евгений?”. Мы отвечаем, что это площадь Петра, и получаем +.

Последний переход, стол В, у нас вопрос №1: “Времена и числа”: “Сколько лет служит Евгений?”. Мы отвечаем, что 2 года, и получаем +. На нашем столе остался неотвеченным вопрос №4. Консультант задает его желающим ответить: “За сколько перевез Евгения на другой берег перевозчик?”. Мы вспоминаем, что Евгений заплатил гривенник. И на листке рядом с нашим номером появляется еще один +.

Зачет окончен. Консультанты подводят итоги: у нас пять плюсов, но мы слышим, что есть и больше.

В подготовке “вертушки” есть свои правила:

1. Пять вопросов для одного стола объединены одной темой (портрет, пейзаж, интерьер, костюм, цифры, флора, фауна и т. д. ) .

2. Вопросы располагаются в строгой последовательности по сюжету произведения.

3. Три группы вопросов – это вопросы более легкие, две группы – более сложные.

4. Для консультантов зачет проводится накануне. У каждого из них есть карточка с вопросами, карточка с ответами и карточка с номерами, где ставятся плюсы.

5. В следующий раз консультантами становятся победители.

Урок-зачет (контроль знания текста) по поэме А. С. Пушкина “Медный всадник”.

1) контроль знания текста произведения, прочитанного в системе внеклассного чтения;

2) сопоставление знаний ученика с достижениями других учеников;

3) подготовка к последующему детальному анализу художественного текста;

4) развитие у детей умения читать “качественно”, вдумчиво, не торопясь;

5) развитие умения работать в сотрудничестве (работа в группах) ;

6) закрепление навыков самодисциплины, взаимоконтроля .

1. Карточки с вопросами для каждого стола.

2. Карточки с ответами на вопросы.

3. Карточки с номерами, где ставятся плюсы.

4. Карточки-знаки для обозначения столов.

5. Таблички-схемы для терминологической игры “Продолжи предложение” (работа по теории литературы ) и рисунки “Угадай героя” для паузы при подведении итогов.

1. Вступительное слово учителя.

2. Работа в группах под руководством консультантов.

3. Терминологическая игра “Продолжи предложение”.

4. Подведение итогов жюри. Выставление оценок.

Тип урока: урок-зачет.

1. Организационный момент: вступительное слово учителя.

Уже в незапамятные времена у жителей Древней Греции превыше всего ценились в разговоре краткость и ясность. Само слово “лаконизм” (краткость, сжатость речи) произошло от названия области Древней Греции – Лаконики, жители которой, спартанцы, отличались суровыми нравами, а также краткостью и точностью речи. Сохранилось предание о том, как одна спартанка, провожая сына в бой, сказала ему: “Со щитом или на щите”. Это значило: возвращайся с победой или вовсе не возвращайся живым. Потерять щит в бою считалось позором, а тело погибшего воина приносили на щите.

Чрезвычайно высоко ценили краткость речи выдающиеся русские писатели. Замечательный стилист А. П. Чехов говорил: “Краткость – сестра таланта”. Придавая огромное значение работе над каждым словом, он писал: “Надо делать – в этом искусство. Надо выбрасывать лишнее…Надо заботиться об ее музыкальности”.

Овладение искусством изъясняться кратко и выразительно, чтобы, как писал Н. А. Некрасов, “словам было тесно, мыслям просторно”, — задача нелегкая, но при желании вполне осуществимая. И эту задачу мы попытаемся с вами сегодня выполнить на нашем, уже ставшем привычном, уроке – “вертушке” по прочитанной вами самостоятельно поэме А. С. Пушкина “Медный всадник”. Итак, мы начинаем наше путешествие по горным перевалам знаний с первого перехода.

2. Работа в группах.

СТОЛ “А”.

КТО ЭТО? ПОРТРЕТ.

“…она дышала, как с битвы прибежавший конь”.

Он “не унывая, открывал Невой ограбленный подвал”.

“Поэт, любимый небесами,
Уж пел бессмертными стихами”

“…зрит Божий гнев
И казни ждет”. Кто это?

Они “…по ближним улицам и дальним
В опасный путь средь бурных вод пустились”.

СТОЛ “В”.

1. Сколько лет служит Евгений?

2. На сколько дней, как думал Евгений, он будет разлучен с Парашей?

3. В каком месяце происходит начало событий, изображенных в поэме “Медный всадник”?

4. За сколько перевез Евгения на другой берег на своей лодке перевозчик?

5. Когда нашли труп Евгения?

СТОЛ “С”.

1. Как назывались потешные поля?

2. Как называлось здание – “игла”?

3. Где в начале поэмы жил Евгений?

4. Кто всплыл, “как тритон, по пояс в воду погружен”?

5. Какое имя носила площадь, где сидел “на звере мраморном верхом” после наводнения Евгений?

СТОЛ “Д”.

КОМУ ПРИНАДЛЕЖАТ СЛОВА?

“С божией стихией
Царям не совладать”.

“Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо, как Россия”

“О мошный властелин судьбы?
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте, уздой железной,
Россию поднял на дыбы”
“Но бедный, бедный мой Евгений…”

СТОЛ “Е”.

ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННОЕ СЛОВО.

“Но торжеством победы полны,
Еще кипели злобно (…) ”.

“И он, как будто околдован,
Как будто к (…) прикован”.

“С поднятой лапой, как живые,
Стоят два (…) сторожевые”.

“Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить (…) ”.

3. Терминологическая игра “Продолжи предложение”.

Итак, спасибо всем за плодотворную совместную работу. Предлагаю вам, пока жюри подведет итоги, поиграть.

1. Поэма – один из жанров …. (лироэпических произведений).

2. В поэме ярко выражено …(авторское отношение к изображаемому) .

3. В поэме “Медный всадник” А. С. Пушкин свою любовь, восхищение Петербургом передает торжественным слогом, используя …(эпитеты, сравнения, иносказания, гиперболы) .

4. Прием, при котором происходит перенесение свойств одного предмета на другой по принципу их сходства или контраста, называется …(метафорой) .

5. Выражения “державное теченье”, “оград узор чугунный”, “прозрачный сумрак”, “блеск безлунный” являются …(эпитетами) .

6. Выражения “и перед младшею столицей”, “девичьи лица ярче роз”, “порфироносная вдова” являются … (сравнениями) .

7. Выражение “корабли толпой со всех концов земли к богатым пристаням стремятся” является … (гиперболой) .

8. В поэмах А. С. Пушкина “Полтава” и “Медный всадник” одним из важнейших образов является образ… (Петра) .

9. Используемые в описании Петербурга выражения “задумчивые ночи”, “спящие громады”, “золотые небеса”, “заря спешит”, “бег санок”, “говор балов” являются … (метафорами) .

10. И, в заключение, еще один вопрос. Мы многое узнали о Петре Первом и о его “твореньи рук” — новой столице того времени, “окне в Европу”, г. Петербурге. А что знаете вы о Санкт-Петербурге? С какой датой ассоциируется у вас это слово (важной и знаменательной) ? Триста лет – это мало или много?

4. Подведение итогов составом жюри. Выставление оценок.

На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел. Пред ним широко
Река неслася; бедный челн
По ней стремился одиноко.
По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там,
Приют убогого чухонца;[3]
И лес, неведомый лучам
В тумане спрятанного солнца,
Кругом шумел.

И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу.
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно[4],
Ногою твердой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе.

Прошло сто лет, и юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознесся пышно, горделиво;
Где прежде финский рыболов,
Печальный пасынок природы,
Один у низких берегов
Бросал в неведомые воды
Свой ветхий невод, ныне там
По оживленным берегам
Громады стройные теснятся
Дворцов и башен; корабли
Толпой со всех концов земли
К богатым пристаням стремятся;
В гранит оделася Нева;
Мосты повисли над водами;
Темно-зелеными садами
Ее покрылись острова,
И перед младшею столицей
Померкла старая Москва,
Как перед новою царицей
Порфироносная[5] вдова.

Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла,
И, не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса[6].
Люблю зимы твоей жестокой
Недвижный воздух и мороз,
Бег санок вдоль Невы широкой,
Девичьи лица ярче роз,
И блеск, и шум, и говор балов,
А в час пирушки холостой
Шипенье пенистых бокалов
И пунша пламень голубой.
Люблю воинственную живость
Потешных Марсовых полей[7],
Пехотных ратей и коней
Однообразную красивость,
В их стройно зыблемом строю
Лоскутья сих знамен победных,
Сиянье шапок этих медных[8],
Насквозь простреленных в бою.
Люблю, военная столица,
Твоей твердыни дым и гром[9],
Когда полнощная царица
Дарует сына в царский дом,
Или победу над врагом
Россия снова торжествует,
Или, взломав свой синий лед,
Нева к морям его несет
И, чуя вешни дни, ликует.

Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо, как Россия,
Да умирится же с тобой
И побежденная стихия;
Вражду и плен старинный свой
Пусть волны финские забудут
И тщетной злобою не будут
Тревожить вечный сон Петра!

Была ужасная пора,
Об ней свежо воспоминанье.
Об ней, друзья мои, для вас
Начну свое повествованье.
Печален будет мой рассказ.

Над омраченным Петроградом
Дышал ноябрь осенним хладом.
Плеская шумною волной
В края своей ограды стройной,
Нева металась, как больной
В своей постеле беспокойной.
Уж было поздно и темно;
Сердито бился дождь в окно,
И ветер дул, печально воя.
В то время из гостей домой
Пришел Евгений молодой.
Мы будем нашего героя
Звать этим именем. Оно
Звучит приятно; с ним давно
Мое перо к тому же дружно.
Прозванья нам его не нужно.
Хотя в минувши времена
Оно, быть может, и блистало
И под пером Карамзина[10]
В родных преданьях прозвучало;
Но ныне светом и молвой
Оно забыто. Наш герой
Живет в Коломне[11]; где-то служит,
Дичится знатных и не тужит
Ни о почиющей родне,
Ни о забытой старине.

Итак, домой пришед, Евгений
Стряхнул шинель, разделся, лег.
Но долго он заснуть не мог
В волненье разных размышлений.
О чем же думал он? о том,
Что был он беден, что трудом
Он должен был себе доставить
И независимость и честь;
Что мог бы Бог ему прибавить
Ума и денег. Что ведь есть
Такие праздные счастливцы,
Ума недальнего, ленивцы,
Которым жизнь куда легка!
Что служит он всего два года;
Он также думал, что погода
Не унималась; что река
Все прибывала; что едва ли
С Невы мостов уже не сняли[12]
И что с Парашей будет он
Дни на два, на три разлучен.
Евгений тут вздохнул сердечно
И размечтался, как поэт:

«Жениться? Ну. зачем же нет?
Оно и тяжело, конечно,
Но что ж, он молод и здоров,
Трудиться день и ночь готов;
Он кое-как себе устроит
Приют смиренный и простой
И в нем Парашу успокоит.
Пройдет, быть может, год-другой –
Местечко получу – Параше
Препоручу хозяйство наше
И воспитание ребят.
И станем жить, и так до гроба
Рука с рукой дойдем мы оба,
И внуки нас похоронят. »

Так он мечтал. И грустно было
Ему в ту ночь, и он желал,
Чтоб ветер выл не так уныло
И чтобы дождь в окно стучал
Не так сердито.
Сонны очи
Он наконец закрыл. И вот
Редеет мгла ненастной ночи
И бледный день уж настает. [13]
Ужасный день!
Нева всю ночь
Рвалася к морю против бури,
Не одолев их буйной дури.
И спорить стало ей невмочь.
Поутру над ее брегами
Теснился кучами народ,
Любуясь брызгами, горами
И пеной разъяренных вод.
Но силой ветров от залива
Перегражденная Нева
Обратно шла, гневна, бурлива,
И затопляла острова,
Погода пуще свирепела,
Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь,
И вдруг, как зверь остервенясь,
На город кинулась. Пред нею
Все побежало, все вокруг
Вдруг опустело – воды вдруг
Втекли в подземные подвалы,
К решеткам хлынули каналы,
И всплыл Петрополь, как тритон[14],
По пояс в воду погружен.

Осада! приступ! злые волны,
Как воры, лезут в окна. Челны
С разбега стекла бьют кормой.
Лотки под мокрой пеленой.
Обломки хижин, бревны, кровли,
Товар запасливой торговли,
Пожитки бледной нищеты,
Грозой снесенные мосты,
Гроба с размытого кладбища
Плывут по улицам!
Народ
Зрит Божий гнев и казни ждет.
Увы! все гибнет: кров и пища!
Где будет взять?
В тот грозный год
Покойный царь[15] еще Россией
Со славой правил. На балкон,
Печален, смутен, вышел он
И молвил: «С Божией стихией
Царям не совладеть». Он сел
И в думе скорбными очами
На злое бедствие глядел.
Стояли стогны озерами,
И в них широкими реками
Вливались улицы. Дворец
Казался островом печальным.
Царь молвил – из конца в конец,
По ближним улицам и дальным,
В опасный путь средь бурных вод
Его пустились генералы[16]
Спасать и страхом обуялый
И дома тонущий народ.

Тогда, на площади Петровой,
Где дом в углу вознесся новый[17],
Где над возвышенным крыльцом
С подъятой лапой, как живые,
Стоят два льва сторожевые,
На звере мраморном верхом,
Без шляпы, руки сжав крестом,
Сидел недвижный, страшно бледный
Евгений. Он страшился, бедный,
Не за себя. Он не слыхал,
Как подымался жадный вал,
Ему подошвы подмывая,
Как дождь ему в лицо хлестал,
Как ветер, буйно завывая,
С него и шляпу вдруг сорвал.
Его отчаянные взоры
На край один наведены
Недвижно были. Словно горы,
Из возмущенной глубины
Вставали волны там и злились,
Там буря выла, там носились
Обломки. Боже, Боже! там –
Увы! близехонько к волнам,
Почти у самого залива –
Забор некрашеный да ива
И ветхий домик: там оне,
Вдова и дочь, его Параша,
Его мечта. Или во сне
Он это видит? иль вся наша
И жизнь ничто, как сон пустой,
Насмешка неба над землей?
И он, как будто околдован,
Как будто к мрамору прикован,
Сойти не может! Вкруг него
Вода и больше ничего!
И, обращен к нему спиною,
В неколебимой вышине,
Над возмущенною Невою
Стоит с простертою рукою
Кумир на бронзовом коне.

Но вот, насытясь разрушеньем
И наглым буйством утомясь,
Нева обратно повлеклась,
Своим любуясь возмущеньем
И покидая с небреженьем
Свою добычу. Так злодей,
С свирепой шайкою своей
В село ворвавшись, ломит, режет,
Крушит и грабит; вопли, скрежет,
Насилье, брань, тревога, вой.
И, грабежом отягощенны,
Боясь погони, утомленны,
Спешат разбойники домой,
Добычу на пути роняя.

Вода сбыла, и мостовая
Открылась, и Евгений мой
Спешит, душою замирая,
В надежде, страхе и тоске
К едва смирившейся реке.
Но, торжеством победы полны,
Еще кипели злобно волны,
Как бы под ними тлел огонь,
Еще их пена покрывала,
И тяжело Нева дышала,
Как с битвы прибежавший конь.
Евгений смотрит: видит лодку;
Он к ней бежит, как на находку;
Он перевозчика зовет –
И перевозчик беззаботный
Его за гривенник[18] охотно
Чрез волны страшные везет.

И долго с бурными волнами
Боролся опытный гребец,
И скрыться вглубь меж их рядами
Всечасно с дерзкими пловцами
Готов был челн – и наконец
Достиг он берега.
Несчастный
Знакомой улицей бежит
В места знакомые. Глядит,
Узнать не может. Вид ужасный!
Все перед ним завалено;
Что сброшено, что снесено;
Скривились домики, другие
Совсем обрушились, иные
Волнами сдвинуты; кругом,
Как будто в поле боевом,
Тела валяются. Евгений
Стремглав, не помня ничего,
Изнемогая от мучений,
Бежит туда, где ждет его
Судьба с неведомым известьем,
Как с запечатанным письмом.
И вот бежит уж он предместьем,
И вот залив, и близок дом.
Что ж это.
Он остановился.
Пошел назад и воротился.
Глядит. идет. еще глядит.
Вот место, где их дом стоит;
Вот ива. Были здесь вороты –
Снесло их, видно. Где же дом?
И, полон сумрачной заботы,
Все ходит, ходит он кругом,
Толкует громко сам с собою –
И вдруг, ударя в лоб рукою,
Захохотал.
Ночная мгла
На город трепетный сошла;
Но долго жители не спали
И меж собою толковали
О дне минувшем.
Утра луч
Из-за усталых, бледных туч
Блеснул над тихою столицей
И не нашел уже следов
Беды вчерашней; багряницей
Уже прикрыто было зло.
В порядок прежний все вошло.
Уже по улицам свободным
С своим бесчувствием холодным
Ходил народ. Чиновный люд,
Покинув свой ночной приют,
На службу шел. Торгаш отважный,
Не унывая, открывал
Невой ограбленный подвал,
Сбираясь свой убыток важный
На ближнем выместить. С дворов
Свозили лодки.
Граф Хвостов[19],
Поэт, любимый небесами,
Уж пел бессмертными стихами
Несчастье невских берегов.

Но бедный, бедный мой Евгений.
Увы! его смятенный ум
Против ужасных потрясений
Не устоял. Мятежный шум
Невы и ветров раздавался
В его ушах. Ужасных дум
Безмолвно полон, он скитался.
Его терзал какой-то сон.
Прошла неделя, месяц – он
К себе домой не возвращался.
Его пустынный уголок
Отдал внаймы, как вышел срок,
Хозяин бедному поэту.
Евгений за своим добром
Не приходил. Он скоро свету
Стал чужд. Весь день бродил пешком,
А спал на пристани; питался
В окошко поданным куском.
Одежда ветхая на нем
Рвалась и тлела. Злые дети
Бросали камни вслед ему.
Нередко кучерские плети
Его стегали, потому
Что он не разбирал дороги
Уж никогда; казалось – он
Не примечал. Он оглушен
Был шумом внутренней тревоги.
И так он свой несчастный век
Влачил, ни зверь, ни человек,
Ни то ни сё, ни житель света,
Ни призрак мертвый.
Раз он спал
У невской пристани. Дни лета
Клонились к осени. Дышал
Ненастный ветер. Мрачный вал
Плескал на пристань, ропща пени[20]
И бьясь об гладкие ступени,
Как челобитчик у дверей
Ему не внемлющих судей.
Бедняк проснулся. Мрачно было:
Дождь капал, ветер выл уныло,
И с ним вдали во тьме ночной
Перекликался часовой.
Вскочил Евгений; вспомнил живо
Он прошлый ужас; торопливо
Он встал; пошел бродить, и вдруг
Остановился, и вокруг
Тихонько стал водить очами
С боязнью дикой на лице.
Он очутился под столбами
Большого дома. На крыльце
С подъятой лапой, как живые,
Стояли львы сторожевые,
И прямо в темной вышине
Над огражденною скалою
Кумир с простертою рукою
Сидел на бронзовом коне.

Евгений вздрогнул. Прояснились
В нем страшно мысли. Он узнал
И место, где потоп играл,
Где волны хищные толпились,
Бунтуя злобно вкруг него,
И львов, и площадь, и того,
Кто неподвижно возвышался
Во мраке медною главой,
Того, чьей волей роковой
Под морем город основался.
Ужасен он в окрестной мгле!
Какая дума на челе!
Какая сила в нем сокрыта!
А в сем коне какой огонь!
Куда ты скачешь, гордый конь,
И где опустишь ты копыта?
О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?[21]

Кругом подножия кумира
Безумец бедный обошел
И взоры дикие навел
На лик державца полумира.
Стеснилась грудь его. Чело
К решетке хладной прилегло,
Глаза подернулись туманом,
По сердцу пламень пробежал,
Вскипела кровь. Он мрачен стал
Пред горделивым истуканом
И, зубы стиснув, пальцы сжав,
Как обуянный силой черной,
«Добро, строитель чудотворный! –
Шепнул он, злобно задрожав, –
Ужо тебе. » И вдруг стремглав
Бежать пустился. Показалось
Ему, что грозного царя,
Мгновенно гневом возгоря,
Лицо тихонько обращалось.
И он по площади пустой
Бежит и слышит за собой –
Как будто грома грохотанье –
Тяжело-звонкое скаканье
По потрясенной мостовой.
И, озарен луною бледной,
Простерши руку в вышине,
За ним несется Всадник Медный
На звонко-скачущем коне;
И во всю ночь безумец бедный
Куда стопы ни обращал,
За ним повсюду Всадник Медный
С тяжелым топотом скакал.

И с той поры, когда случалось
Идти той площадью ему,
В его лице изображалось
Смятенье. К сердцу своему
Он прижимал поспешно руку,
Как бы его смиряя муку,
Картуз изношенный сымал,
Смущенных глаз не подымал
И шел сторонкой.

Остров малый
На взморье[22] виден. Иногда
Причалит с неводом туда
Рыбак на ловле запоздалый
И бедный ужин свой варит,
Или чиновник посетит,
Гуляя в лодке в воскресенье,
Пустынный остров. Не взросло
Там ни былинки. Наводненье
Туда, играя, занесло
Домишко ветхий. Над водою
Остался он, как черный куст.
Его прошедшею весною
Свезли на барке. Был он пуст
И весь разрушен. У порога
Нашли безумца моего,
И тут же хладный труп его
Похоронили ради Бога.[23]

1. «Медный всадник» – поэма (или, как ее назвал Пушкин, петербургская повесть) была написана в Болдине осенью 1833 г.: в рукописях ее начало помечено 6 октября, конец 31 октября. При жизни Пушкина было напечатано в журнале «Библиотека для Чтения» лишь начало (с пропуском стихов, где Петербург сравнивался с Москвой) под заглавием: «Петербург. Отрывок из поэмы». Пушкин пробовал изменить те места поэмы, которые вызвали недовольство Николая I, но оставил эту работу.
Соответствующие изменения внес в поэму после смерти Пушкина В. А. Жуковский, который и напечатал ее в 1837 г. в журнале «Современник».
Поэма явилась результатом размышлений Пушкина об историческом значении реформ Петра и развитии новой, послепетровской России. В выборе сюжета Пушкиным руководила мысль о трагизме того положения, что поступательное движение истории вызывает жертвы в лице таких людей, как Евгений, деклассированный дворянин, обреченный на гибель всем ходом вещей. Жестокое столкновение исторической необходимости с обреченностью частной личной жизни и натолкнуло Пушкина на разработку сюжета, намеченного уже в недоконченной поэме «Езерский». Возможно, что тема наводнения и памятника Петра вызвана произведениями Мицкевича, упоминаемыми в примечаниях: «Олешкевич» и, особенно, «Памятник Петра Великого».
В описании Петербурга очевидна полемика Пушкина с польским поэтом Адамом Мицкевичем (1798–1855), который в своих стихах не скрывал неприязни к городу и его основателю.
«Медный всадник» – памятник Петру I на Сенатской площади, открытый 7 августа 1782 г., в царствование Екатерины II. Памятник выполнен по проекту французского скульптора Э.-М. Фальконе (1716–1791); голова Петра – по проекту его ученицы художницы М.-А. Колло. Скала, служащая постаментом всаднику (Гром-камень), была найдена в 1768 г. близ Лахты (к северу от города) и с огромным трудом доставлена в Петербург. По праву считающийся самым лучшим памятником Петру Великому, «Медный всадник» стал художественным и идейным центром новой столицы, символом Санкт-Петербурга.
Пушкин не был свидетелем петербургского наводнения 7 ноября 1824 г., он находился тогда в Михайловском и узнал о трагедии из газет и писем. По просьбе поэта друзья, не упоминая его имени, передали пострадавшим от наводнения часть денег, полученных за издание его произведений. Работая над поэмой, он опирался на описания этих событий в журналах. (вернуться)

2. Берх Василий Николаевич (1781–1834) морской инженер и историк флота. В 1826 году опубликовал «Подробное историческое известие о всех наводнениях, бывших в Санкт-Петербурге». Пушкин воспользовался также статьей «Письмо к приятелю о наводнении, бывшем в С.-Петербурге 7 ноября 1824 года» (вернуться)

3 . Чухонец – старинное прозвание прибалтийско-финских народов в новгородских землях (эсты, сету, ижора и прочие).
В дореволюц. время: пренебрежительное обозначение финна. В разговорной речи, напр. в старом Петербурге, могло употребляться и без пренебрежительного оттенка. (вернуться)

4. Альгаротти где-то сказал: «Petersbourg est la fenetre par laquelle la Russe regarde en Europe» (перевод с французского – «Петербург – окно, через которое Россия смотрит в Европу»). Прим. А.С.Пушкина. (вернуться)

5. Порфироносный – носящий порфиру, царственный. Порфира (греч.) – длинная, пурпурного цвета мантия, надеваемая монархами в торжественных случаях. (вернуться)

6. Смотри стихи кн. Вяземского к графине З***. Прим. А.С.Пушкина.
Указывая во втором примечании к «Медному Всаднику» на «стихи кн. Вяземского к графине З***», Пушкин ссылался на его стихотворение, напечатанное под заглавием «Разговор 7 апреля 1832 года (Графине Е. М. Завадовской)» в изданном А. Ф. Смирдиным сборнике «Новоселье» (СПб. , 1833). Пушкин имел здесь в виду прежде всего третью строфу стихотворения Вяземского:
Я Петербург люблю с его красою стройной,
С блестящим поясом роскошных островов,
С прозрачной ночью – дня соперницей беззнойной,
И свежей зеленью младых его садов. (вернуться)

7. Потешных Марсовых полей… – Марсово поле, раньше носившее название Потешное поле, – площадь в центре Петербурга, где происходили военные парады. (вернуться)

8. Медные шапки носили солдаты и офицеры лейб-гвардии Павловского полка; отверстия, пробитые в них неприятельскими пулями, считались почетным отличием. (вернуться)

9. Твоей твердыни дым и гром… – залпы праздничных салютов из орудий Петропавловской крепости. (вернуться)

10. Под пером Карамзина – т. е. в «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина. (вернуться)

11. Коломна – исторический район в западной части центра Санкт-Петербурга, между реками Б. Невой, Мойкой, Фонтанкой и Крюковым каналом. Название возникло в начале 18 в., вероятно, в связи с поселением на этой территории работных людей из г. Коломна под Москвой. Застройка Коломны началась в середине 18 в. В 1812 в центре Коломны (на современной пл. Тургенева) построена Покровская церковь (уничтожена в 1934). До середины 19 в. – окраинный район города, заселенный в основном мелкими чиновниками, мастеровыми и торговцами (см. А. С. Пушкин «Домик в Коломне», Н. В. Гоголь «Шинель», «Портрет»). См. подробнее. (вернуться)

12. С Невы мостов уже не сняли… – оба моста через Большую Неву (Исаакиевский и Троицкий) были «наплавные», т. е. положенные на плашкоуты (понтоны). Во время ледоходов и подъемов воды в Неве оба моста отводились к берегу и сообщение между разными частями города прерывалось. (вернуться)

13. Мицкевич прекрасными стихами описал день, предшествовавший Петербургскому наводнению, в одном из лучших своих стихотворений – Oleszkiewicz («Олешкевич»). Жаль только, что описание его не точно. Снегу не было – Нева не была покрыта льдом. Наше описание вернее, хотя в нем и нет ярких красок польского поэта. Прим. А.С.Пушкина. (вернуться)

14. Тритон – в греческой мифологии: морское божество, получеловек-полузверь с дельфиньим хвостом вместо ног; часто он изображался погруженным по пояс в море. (вернуться)

15. Покойный царь – Александр I. Александр I Павлович (12 (23) декабря 1777, Санкт-Петербург – 19 ноября (1 декабря) 1825, Таганрог). (вернуться)

16. Граф Милорадович и генерал-адъютант Бенкендорф. Прим. А.С.Пушкина. (вернуться)

17. «Новый дом» на углу «площади Петровой» – дом на углу Адмиралтейского и Вознесенского проспектов, построенный в 1817–1819 гг. по проекту Монферрана. Парадное крыльцо украшено двумя мраморными «сторожевыми» львами работы скульптора П. Трискорни. В мемуарной литературе отмечен случай, когда во время наводнения человек спасся от гибели, взобравшись на одного из этих львов. (вернуться)

18. Гривенник – десятикопеечная русская монета. Первый гривенник, также называемый гривной, был выпущен в 1701 году. (вернуться)

19. Граф Д. И. Хвостов (1756–1835) – известный стихотворец-графоман, бывший объектом постоянных насмешек и пародий. Стихотворение Хвостова, посвященное наводнению, – «Послание к N. N. О наводнении Петрополя, бывшем 1824 года 7 ноября», было напечатано в «Невском альманахе на 1825 год». (вернуться)

20. Пени – (устар.) жалобы, упреки. (вернуться)

21. Прим. А.С.Пушкина: Смотри описание памятника в Мицкевиче. Оно заимствовано из Рубана – как замечает сам Мицкевич.
Речь идёт о стихотворении Мицкевича «Памятник Петра Великого». Оно включает изображение памятника – коня, взлетевшего на пьедестал, и «прянувшего ввысь, над бездной вскинув ноги». Конь уподоблен водопаду, скованному морозом. Смысл сравнения раскрывается в заключающем стихотворение вопросе: «Но если солнце вольности блеснет / И с запада весна придет к России –/ Что станет с водопадом тирании?». Мицкевич как бы конкретизирует неопределенное «ужо тебе» пушкинского героя. Дело Петра действительно было чуждо Мицкевичу. Развитие российской государственности представлялось ему противоречащим основным началам европейской цивилизации, принципам свободы и человечности».
«Олешкевич» и «Памятник Петра Великого» входили в цикл стихов Мицкевича, опубликованных им при третьей части его поэмы «Дзяды».
Поэт XVIII в. В.Г. Рубан написал следующие, пользовавшиеся большой известностью стихи о памятнике Петра:
«Нерукотворная здесь росская гора,
Вняв гласу божию из уст Екатерины,
Пришла во град Петров чрез невские пучины
И пала под стопы великого Петра». (вернуться)

22. Остров малый на взморье… – очевидно, один из безымянных островков, лежащих в устье Малой Невы, к западу от острова Голодая. Впоследствии они слились в пустынный болотистый остров, получивший название Вольный. (вернуться)

23. Похоронили ради Бога. – (устар. ) здесь: как следует, по всем правилам. (вернуться)

Тогда же я побывала там вместе с представителем дирекции Госстроя, отвечающей за дамбу. Работа кипела: строители разбирали завалы, расчищали дорогу для техники. Не прошло, однако, и полугода, как по Петербургу поползли слухи о том, что стройку (когда-то она была еще комсомольско-молодежной) опять «замораживают». И действительно, вскоре работы сошли практически на нет.
Недавно я вновь посетила Котлин. Вокруг — тишина. Неужели опять финансовые проблемы? Но нет, российское правительство обещало бесперебойное субсидирование и держит слово. Только в этом году в федеральное предприятие «Комплекс защитных сооружений Госстроя России» перечислен 1 миллиард рублей. И еще 40 миллионов евро — от западных инвесторов. Не в песок же деньги зарыли!
Естественно, озадачилась этим вопросом и губернатор Петербурга Валентина Матвиенко. Съездила на место, причем без предупреждения, и пришла, по ее словам, «в тихий ужас».
— У вас что, водолазы там работают? Я за два часа ни одного рабочего на дамбе не встретила! — задала она вопрос по возвращении в Смольный на срочно созванном совещании руководителю дирекции Госстроя Борису Пайкину.
По ходу совещания выяснилось: все запланированные на это лето конкурсы на возведение двух судоходных каналов перенесены почему-то на осень; проект системы электроснабжения комплекса защитных сооружений (КЗС) из-за недоработок до сих пор не утвержден; постоянно изменяются сметы.
Скажем, общая стоимость завершения строительства КЗС прежде была определена в 418 миллионов долларов. Теперь же на один только 2006 год Борис Пайкин просит из федерального бюджета около 2 миллиардов рублей. Дополнительно к тем средствам, что должны поступить по линии кредитов (150 миллионов долларов), и в качестве софинансирования из российского бюджета (еще 200 миллионов в американской валюте). То есть получается, что в будущем году на дамбу может уйти в общей сложности 430 миллионов долларов — больше, чем запланировано на всю стройку. Явный перебор.
Когда зашел разговор о цифрах, Валентина Ивановна была неумолима: «Стоимость работ можно и нужно снизить на 20 процентов — если не брать откат». Расшифровывать намек губернатор при этом не сочла нужным. А руководство Госстроя в лице Бориса Пайкина не стало уточнять. Понимает, видимо, о чем речь.
Открылась еще одна любопытная деталь. Часть территории недостроенной дамбы дирекция Госстроя сдает в аренду разным организациям. Хотя давно должна была все подобные договоры расторгнуть. Некоторые из них, к слову, признаны незаконными. Отчитаться же о расходовании средств, получаемых от арендаторов, Пайкин не смог. Мол, не ждал этого вопроса, надо подготовиться.
Похоже, только такими вот энергичными встрясками и можно добиться наведения порядка на «стройке века». Если бы еще в Петербурге других проблем не было.

На нашем сайте действуют правила поведения, которые мы настоятельно просим соблюдать. В комментариях запрещены:

  • ненормативная лексика
  • призывы к насилию, оскорбления на национальной почве
  • оскорбления авторов материалов, других пользователей сайта
  • реклама, ссылки на иные ресурсы, телефоны и другие контакты

Редакция не занимается проверкой контактов, расценивая их как априори вредные для других пользователей. Сообщения с перечисленными нарушениями удаляются модератором. Также мы уведомляем, что редакция не несет ответственности за содержание комментариев, даже если позиция пользователей не совпадает с мнением редакции

В старших классах провожу работы на знание текста на первом уроке изучения произведения. Разрешаю пользоваться текстом произведения, но ограничиваю время. Если ученик читал, легко найдет нужное место. Если не читал. Предлагаю 5 вариантов на 10-минутную работу

Просмотр содержимого документа
«А.С. Пушкин «Медный всадник». Самостоятельная работа»

…она дышала, как с битвы прибежавший конь”. ________________________________

2. . Сколько лет служит Евгений? ___________________________________________

3. Как назывались потешные поля? ___________________________________________

4. Кому принадлежат эти слова?

“С божией стихией
Царям не совладать”. ______________________________________________________

5. Продолжи предложение: Прием, при котором происходит перенесение свойств одного предмета на другой по принципу их сходства или контраста, называется_____________________

А.С. Пушкин «Медный всадник»

1. Кто / что это? Чей портрет?

Он “не унывая, открывал Невой ограбленный подвал”.___________________________________

2. На сколько дней, как думал Евгений, он будет разлучен с Парашей?______________________

3. Как называлось здание – “игла”?___________________________________________

4. Кому принадлежат эти слова? “Жениться? Мне? Зачем же нет?” _______________________

5. Продолжи предложение: Выражения “державное теченье”, “оград узор чугунный”, “прозрачный сумрак”, “блеск безлунный” являются _____________________

1. Кто / что это? Чей портрет? “Поэт, любимый небесами, Уж пел бессмертными стихами” ___________________________________

2. В каком месяце происходит начало событий, изображенных в поэме “Медный всадник”?_____

3. Где в начале поэмы жил Евгений?___________________________________________

4. Вставьте пропущенное слово: “И он, как будто околдован,

Как будто к _________________ прикован”.

5. Продолжи предложение: Выражения “и перед младшею столицей”, “девичьи лица ярче роз”, “порфироносная вдова” являются ____________________________________________________

1. Кто / что это? Чей портрет? “…зрит Божий гнев / И казни ждет”. _______________________

2. За сколько перевез Евгения на другой берег на своей лодке перевозчик?___________________

3. Кто всплыл, “как тритон, по пояс в воду погружен”?____________________________________

4. Вставьте пропущенное слово: “С поднятой лапой, как живые,
Стоят два _________________ сторожевые”.

5. Продолжи предложение: Выражение “корабли толпой со всех концов земли к богатым пристаням стремятся” является ____________________________________________________

1. Кто / что это? Чей портрет?

Они “…по ближним улицам и дальним
В опасный путь средь бурных вод пустились”. __________________________________________

2. Когда нашли труп Евгения?_____________________________

3. Какое имя носила площадь, где сидел “на звере мраморном верхом” после наводнения Евгений? _______________________________________________________

4. Вставьте пропущенное слово: Но торжеством победы полны,
Еще кипели злобно _____________________________

5. Продолжи предложение: Используемые в описании Петербурга выражения “бег санок”, “говор балов” являются ____________________________________________________

Вопрос по литературе:

Работа по поэме медный всадник

ЧИСЛА И ВРЕМЯ.
1. Сколько лет служит Евгений?
2. На сколько дней, как думал Евгений, он будет разлучен с Парашей?
3. В каком месяце происходит начало событий, изображенных в поэме “Медный всадник”?
4. За сколько перевез Евгения на другой берег на своей лодке перевозчик?
5. Когда нашли труп Евгения?

ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННОЕ СЛОВО.
1.“Но торжеством победы полны,
Еще кипели злобно (…) ”.
2.“И он, как будто околдован,
Как будто к (…) прикован”.
3.“С поднятой лапой, как живые,
Стоят два (…) сторожевые”.
4.“…И думал он:
Отсель грозить мы будем (…) ”.
5.“Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить (…) ”.

КТО ЭТО? ПОРТРЕТ.
1.“…она дышала, как с битвы прибежавший конь”.
2.Он “не унывая, открывал Невой ограбленный подвал”.
3.“Поэт, любимый небесами,
Уж пел бессмертными стихами”
4.“…зрит Божий гнев
И казни ждет”. Кто это?
5.Они “…по ближним улицам и дальним
В опасный путь средь бурных вод пустились”.

МЕСТО ДЕЙСТВИЯ
1. Как назывались потешные поля?
2. Как называлось здание – “игла”?
3. Где в начале поэмы жил Евгений?
4. Кто всплыл, “как тритон, по пояс в воду погружен”?
5. Какое имя носила площадь, где сидел “на звере мраморном верхом” после наводнения Евгений?

КОМУ ПРИНАДЛЕЖАТ СЛОВА?
1.“С божией стихией
Царям не совладать”.
2.“Жениться? Мне?
Зачем же нет?”
3.“Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо, как Россия”
4.“О мошный властелин судьбы?
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте, уздой железной,
Россию поднял на дыбы”
“Но бедный, бедный мой Евгений…”

ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННОЕ СЛОВО.
1.“Но торжеством победы полны,
Еще кипели злобно (…) ”.
2.“И он, как будто околдован,
Как будто к (…) прикован”.
3.“С поднятой лапой, как живые,
Стоят два (…) сторожевые”.
4.“…И думал он:
Отсель грозить мы будем (…) ”.
5.“Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить (…) ”.

Главная > Документ

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

А1. Реализм – это направление в литературе и искусстве, деятели которого…

стремятся понять и изобразить взаимодействие человека с окружающей средой

поднимают в своих произведениях проблемы воспитания, просвещения и гражданского служения

принимают культ гордой и эгоистически настроенной личности

обращаются к духовному миру героя, его внутреннему «Я»

А2. «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина написана в жанре…

романа в письмах

А3. И.А. Крылов известен как автор многочисленных…

А4 . Стихотворение А.С. Пушкина «Дар напрасный, дар случайный…» относится к…

А5. В отрывке из поэмы «Медный всадник»:

Ещё кипели злобно волны,

Как бы под ними тлел огонь,

Ещё их пена покрывала,

И тяжело Нева дышала,

Как с битвы прибежавший конь.

А.С. Пушкин использует следующие художественно-выразительные средства:

гипербола, метафора, оксюморон

метафора, эпитет, сравнения, олицетворение

аллегория, олицетворение, перифраз

эпитеты, сравнения, антитеза

В1. За что М.Ю. Лермонтов был сослан на Кавказ в марте 1837г.?

В2. Как звали первую любовь М.Ю. Лермонтова ?

В3. Какие произведения Н.В. Гоголя составляют петербургский цикл повестей?

В4. Что произошло с новой шинелью Акакия Акакиевича в одноимённой повести Н.В. Гоголя?

С1. С чем связано появление мотива демона в повести «Невский проспект»? Приведите примеры из текста в подтверждение своего мнения.

Тестовая работа по теме «Литература первой половины XIX века»

Закончите предложение, выбрав правильный ответ .

А1. Классицизм – это направление в литературе и искусстве, деятели которого …
1) стремятся понять и изобразить взаимодействие человека с окружающей средой.

2) поднимают в своих произведениях проблемы воспитания, просвещения и гражданского служения.

3) принимают культ гордой и эгоистически настроенной личности.

4) обращаются к духовному миру героя, его внутреннему «Я».

А2. В начале своего творческого пути В.А. Жуковский…

писал научные трактаты

был редактором журнала «Современник»

занимался переводческой деятельностью

А3. Стихотворение А.С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» относится к…

А4. Из какого поэтического произведения А.С. Пушкина взят приведённый ниже отрывок?

И он, как будто околдован,

Как будто к мрамору прикован,

Сойти не может! Вкруг него

Вода и больше ничего!

«Песнь о вещем Олеге»

А5. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» …

повествует о неразделённой любви главного героя к своей возлюбленной

обличает «тиранов», попирающих естественное право народа на свободу

раскрывает пороки потерянного поколения 30-х годов XIX века

написан в духе романтизма

В1. Каким дарованием, кроме поэтического, был одарён
М.Ю. Лермонтов?

В2. Где произошла дуэль М.Ю Лермонтова с Н.С. Мартыновым?

В3. Появление какого произведения (сборника) сделало имя Гоголя известным всей России?

В4. Как называется сборник, в который входила повесть Н.В. Гоголя «Невский проспект»?

С1. Согласны ли вы с утверждением, что Петербург является главным героем повести Н.В. Гоголя «Невский проспект»? Докажите свою точку зрения.

admin

Наверх