Ода красоте изяществу лошади

Парк. Лето. Слепящее солнце, изумрудная, сочная зелень. В тени расположился лоток с мороженым, чуть дальше, привязанные к баллону, в небо рвутся воздушные шарики всевозможных форм и цветов. Малыши с визгом бегают взад-вперёд, родители чинно шествуют следом. Чего не хватает для полной идиллии? Ну конечно, двух лошадей и маленького пони, разряженного ленточками и бантиками. Прокатиться верхом сейчас можно в большинстве парков или в центре. Скажу больше, недавно была на даче (это примерно 70 км от Питера), так и туда, вслед за пивными палатками, добрались лошади. Теперь на пляж можно не идти, а ехать. Многие из нас хоть раз в жизни садились верхом. Согласитесь, приятно чувствовать под собой мощного и спокойного зверя, шагающего туда, куда его направляет человек. Почему бы не устроить себе праздник и не провести выходной не перед телевизором и не за уборкой, а рядом с конём в каком-нибудь из городских конных клубов? Там для вас приоткроют мир красоты, изящества, силы. Мир лошади.

Лошадь как она есть

Итак, перед вами лошадь. Банальное правило не подходить к коню сзади остаётся во все времена. Это вовсе не означает, что при первом удобном случае вас попытаются украсить синяком в виде подковы. Многие животные вполне лояльно относятся к человеку, стоящему позади. Однако не стоит экспериментировать!

Следует усвоить: лошадь — не хомячок (не в обиду хомячкам и их владельцам). Более того, это серьёзное животное, которое требует внимания и, самое главное, уважения. Находясь рядом, не нужно тыкать в неё пальцем, размахивать рукам, кричать, дёргать за хвост, даже если он очень красивый. Скорее всего, она не оценит по достоинству вашего старания произвести впечатление. Когда вас познакомят с лошадью, дайте ей понюхать себя и убедиться в том, что вы не представляете угрозы. Неплохо захватить с собой что-нибудь «вкусненькое» (сухарик, яблоко, морковку), будьте уверены — это оценят. Хотя многие животные аккуратно принимают угощение, подавать его лучше на открытой ладони, чтобы ваши пальцы случайно не приняли за продолжение сухаря.

Возможно, вам придётся почистить своего коня. Самые основные орудия данного вида труда — щётка и скребница. Главное — действуйте уверенно. Даже если на вас будут с укором смотреть возмущённые лошадиные глаза (не все любят, когда их чистят), не поддавайтесь! Уверенно и нежно проводите щёткой по шерсти. Спина, живот, ноги — чистить нужно всё. Если под седлом останутся опилки, они могут причинить лошади дискомфорт и боль.

Амуниция

После чистки лошадь седлают, то есть надевают на неё множество приспособлений, изобретённых человеком для управления и собственного удобства. Уздечка была придумана для того, чтобы осуществлять контроль за скоростью и направлением движения лошади. Не будем углубляться во все её виды и рассмотрим основную «комплектацию». На лошадях, которых мы чаще всего видим в парке, а также на учебных лошадях в основном надета уздечка, состоящая из трензеля, капсюля, подбородочного, нащёчного, налобного, затылочного ремней и собственно повода.

Трензель (удила, грызло, или просто железо) вставляется лошади в рот. Располагаясь между нёбом и языком, при натягивании повода, трензель оказывает давление на верхнее нёбо или же на язык, в зависимости от вида. Это вызывает ответную реакцию со стороны лошади, и она замедляет движение. Изначально трензеля изготавливались из костей животных, позже из металла, однако сейчас существуют трензеля из резины, пластика, или трензеля со вкусом (яблочные, к примеру).

Капсюль — ремешок, застёгивающийся на носу лошади. Он способствует наиболее эффективному управлению животным. В отличие от него, подбородочный ремень не застёгивается туго (между ремнём и мордой должен свободно помещаться кулак). Затылочный и налобный ремни служат для фиксации уздечки на голове коня. Повод крепится к трензелю и даёт возможность всаднику непосредственно воздействовать на рот лошади. Не стоит, однако, забывать, что у лошадей рот — очень чувствительная зона. Даже если лошадь не реагирует на малейшее движение повода, это не значит, что она не чувствует железа. При жёстком обращении (если вы, например, будете дёргать коня за повод) возможны повреждения.

Седло изобрели в начале христианской эры. Оно оказалось необходимым для верховой езды. Конструкция седла связана с его назначением. Так, скаковые седла призваны сохранять корпус наклоненным вперёд, а обычные тренировочные, напротив, помогают выработать прямую посадку. Седло, помимо всего прочего, защищает мышцы спины лошади. Вес всадника распределяется благодаря седлу, более равномерно, что предохраняет спину от травм и перенапряжения мышц. Седло подбирается для каждой лошади индивидуально, с учётом особенностей строения, ширины спины и т.д. Под седло кладут вальтрап, потник, гель или же поролон и вальтрап вместе. Делается это не из эстетических соображений, а чтобы наилучшим образом защитить спину, избавить коня от дискомфорта при работе под седлом.

Закрепляется на лошади седло благодаря подпругам. Они проходят под животом и затягиваются с двух сторон на седле. Подпруги фиксируют седло на спине, однако чрезмерно сильное затягивание подпруг способно затруднить дыхание, нормальную работу, а также привести к повреждению тканей. Попробуйте затянуть ремень на брюках потуже — и необходимость в дальнейших объяснениях пропадёт. Хотя некоторые всадники утверждают, что стремена придумали трусы, пренебрегать ими не стоит.

Стремена располагаются по обе стороны седла и служат страховкой при езде. Вообще-то всадник удерживается на спине лошади за счёт правильной посадки, опоры коленями в седло, а не ногами в стремена. Именно поэтому на стремена опираются носком, опуская при этом пятку вниз. Во-первых, только так осуществляется правильный посыл лошади, а во-вторых, в случае падения нога не должна застрять в стремени.

Однако не все всадники одобряют использование вышеперечисленной амуниции. В последнее время особенную популярность получили методы natural horsemanship. В России о естественных взаимоотношениях человека и лошади узнали не так давно. Суть — общение с лошадью на равных, как с другом, а не в качестве хозяина, инквизитора, который мучает, заставляет. В основе — отказ от железа во рту лошади и вообще от всего того, что доставляет неудобства и причиняет страдания.

На манеже

Посёдланную лошадь нежелательно оставлять без присмотра. Если подпруги затянуты, не давайте ей наклоняться — там, где располагается подпруга, может нарушиться кровоснабжение, возникнуть гематома, болевые ощущения у лошади. Выпускать повод из рук тоже не надо — если конь запутается в поводу ногами, то в лучшем случае порвёт его, в худшем — пострадает сам. Вообще основная ваша задача — уберечь лошадь и себя от возможных неприятностей, связанных с незнанием некоторых правил.

Когда вы ведёте коня в поводу, идти нужно слева. При этом не старайтесь тянуть коня за собой, забегая вперёд — лучше идти рядом с плечом лошади. В седло садятся также с левой стороны. Для этого левая нога ставится в стремя, а правой вы толкаетесь от земли, чтобы оказаться в седле. Не стоит подходить близко к другим лошадям, когда вы приведёте своего коня на манеж: мир лошадей — мир сложных взаимоотношений, не рискуйте своим здоровьем и здоровьем вашего коня.

Лошадь способна двигаться на различных аллюрах: шаг, рысь, галоп. Также выделяют кентер и иноходь. Некоторые породы обладают своим специфическим шагом, но подробно на этом останавливаться не будем. Шаг, я полагаю, все себе представляют. Рысь — движение ног попеременно: правая передняя — левая задняя и наоборот. При движении галопом сначала земли касаются задние ноги, а после — передние. Лошадь, движущаяся резвой рысью, может развить скорость до 50 км в час, а на галопе — ещё больше.

При первом знакомстве с лошадью обычно пробуют шаг и рысь. Галоп делают позже, так как этот аллюр требует более уверенной и правильной посадки в седле. Элементы выездки и особенно преодоление высотных препятствий придётся отложить на ещё более длительный срок — чем сложнее элемент, тем дороже может стоить малейшая ошибка. Достаточно вспомнить описание скачек с препятствиями в «Анне Карениной»: Вронский не вовремя опустился в седло, и кобылу со сломанным позвоночником пришлось застрелить.

Не мешает подумать и о себе. Для первого занятия, пока вы только начинаете знакомство с лошадью, подойдёт удобная спортивная одежда. Джинсы лучше не надевать, если они затрудняют движения, иначе уже при посадке на лошадь придётся нелегко! Не самая лучшая обувь — кроссовки. Язычок может цепляться за стремя, что тоже малоприятно. Не стоит надевать украшения — лошадям до них дела нет, а вам может быть жаль испорченных браслетов и порванных цепочек.

Однако главное при первом занятии — желание получить удовольствие от общения с лошадью. Верить или нет — дело ваше, но они действительно чувствуют отношение человека к себе. Недаром Р. С. Сертис сказал: «Нет более глубокой тайны, чем та, что существует между всадником и его лошадью». Дерзайте, и, возможно, у вас станет на одну прекрасную тайну больше.

. ИЛИ О БЕДНОМ ГУСАРЕ ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО.

Ни один час жизни, проведенный в седле, не прожит зря.

Сэр Уинстон Черчилль

Лошади многие тысячелетия были верными спутниками человека во всех перипетиях его исторического пути.

У некоторых народов в древности лошадь ассоциировалась с источником существования, потому что именно она помогала более всех, человеку в добывании пищи, обработке земли, перемещениях. Кочевые народы вообще рассматривали лошадь в качестве своего дома, потому что именно с этим животным была связана большая часть жизни этих людей.

Лошади не обошли вниманием и такую многогранную деятельность, как спорт. Конный спорт существенно отличается от всех иных. Судьба любых состязаний здесь в равной степени зависит как от уровня подготовки и мастерства всадника, так и от его четвероногого партнера — лошади, животного необыкновенной красоты, изящества движений и «незаурядных чисто спортивных данных.

Конный спорт завоевал всеобщую любовь и признание с незапамятных времен — вихревые скачки джигитов, преодоление сложных препятствий, десятки темпераментных национальных игр на лошадях никого не могут оставить равнодушным и по сей день.
Конный спорт очень разнообразен, но к классическим видам его относятся только три: конкур, выездка, троеборье.

Преодоление препятствий, или, как его часто называют, конкур,— наиболее зрелищный вид конного спорта. Для успешного участия в нем требуется длительная и упорная тренировка спортсмена и лошади. Всадник должен обладать смелостью и решительностью, тонким расчетом, высоким искусством управления лошадью, хорошей общефизической подготовкой. От лошади требуются большая сила отталкивания, высокая координация движений, умение сохранять равновесие при полете над препятствием и при приземлении.

В выездке от лошади не требуется проявлять чудеса мощности и резвости. Главным качеством является послушание и отточенность движений. Непрофессионалу на соревнованиях может показаться, что всадник сидит на лошади почти без движений, не управляя ею, а конь танцует, перебирает ногами и исполняет различные пируэты. На самом деле, чтобы добиться от коня даже исполнения самого простого элемента, нужно проводить колоссальную работу. От лошади требуются такие качества, как пластичность, хорошая управляемость, послушность, готовность работать с всадником, спокойный темперамент
.
КОННОЕ ТРОЕБОРЬЕ — вид конного спорта, который состоит из манежной езды, полевых испытаний или кросса (второй день), преодоления препятствий или конкура (третий день). Все эти три испытания должны быть пройдены на одной лошади, они позволяют увидеть тренированность и разностороннюю подготовку коня. Первый день выездки предназначен чтобы показать её выезженность и послушность. Второй день кросса — это основное испытание, в ходе которого выявляют насколько тренирована, резва и вынослива лошадь, а также её способность к прыжкам. Он проходит по пересеченной местности с недвижимыми (мертвыми) барьерами. Третий день конкура предназначен для проверки на работоспособность и энергии лошади после трудных полевых испытаний.

Раньше этот вид был исключительно уделом военных, так как позволял увидеть, насколько лошадь подготовлена к предстоящим ей испытаниям на войне. Сейчас троеборье включено в программу Олимпийских игр.

Вольтижировка (от франц. voltiger — порхать) — вид конного спорта, суть которого заключается в выполнении гимнастических и акробатических упражнений (в одиночку, парой и группой) на лошади, движущейся по кругу шагом или галопом.

Драйвинг или Соревнования конных упряжек (англ. Carriage driving) — Одна из дисциплин конного спорта, в которой спортсмены (управляющий лошадью и его помощник грум) участвуют в турнирах или соревнованиях на запряжённых в экипажи лошадях. В зависимости от количества запряжённых в экипаж лошадей упряжки делят на классы.

Есть еще бега и скачки. Но они не являются дисциплинами конного спорта, а испытанием лошадей. Скачки — вид испытания лошадей на резвость (скорость), по итогам которых делается вывод о пригодности к дальнейшему разведению (использованию в породе).
Бега — испытания лошадей рысистых пород на резвость в беге рысью. Обычно лошади испытываются, запряжённые в беговую качалку — специальный двухколёсный экипаж, предназначенный для бегов. Реже рысистые бега проходят под седлом. Человек, который управляет рысаком (в качалке или в седле), называется наездник.
Сегодня наша газета расскажет о представителе самого сложного, порой драматичного конного спорта – троеборье.

НАША СПРАВКА: Петр Ильич ГОРНУШКО родился в 1953 году в поселке зерносовхоза ‘Гигант’ Ростовской области в казачьей семье. Мастер спорта международного класса (1975 год), конное троеборье. Участник XXI Олимпийских игр 1976 года. Монреаль (Канада). Чемпион Европы в командном и бронзовый призер в личном зачетах (1975 г.). Двукратный чемпион СССР, призер всесоюзных соревнований по троеборью. Конным спортом начал заниматься в 1967 г. в конноспортивной школе при конзаводе им. С. М. Буденного. В 1971-1973 гг. служил в армии (СКА, Ростов-на-Дону).
В 1979 г. Окончил Элистинское педагогическое училище. С 1969 г. начал участвовать в чемпионатах страны. В сборную СССР по троеборью входил с 1975 по 1978 г. С 1978 по 1980 г. работал тренером конноспортивной школы в городе Элисте.
Награжден медалью «За трудовую доблесть». В настоящее время является директором ООО «Логово» в городе Костроме.

Предистория конного завода, где родился и занимался конным спортом будущий олимпиец такова. 20 ноября 1920 года вышел приказ Реввоенсовета Республики №2527, в котором предусматривалось создание 5-ти конных заводов, в том числе и Донского. Центральная усадьба конезавода была заложена в 35 километрах северо-восточнее Сальска, на базе бывшего зимовника коннозаводчика Королькова.
Был основан как посёлок Конезавода имени Фрунзе в том же 1920 году на базе зимника коннозаводчика Попова. Посёлок являлся многонациональным: согласно переписи населения 1926 года в посёлке Конезавод имени Фрунзе проживал 451 человек, из них калмыков — 222, великороссов — 105, малороссов — 98.
В 1930 году конный завод имени Фрунзе был ликвидирован, территория была передана конному заводу имени Будённого. Центральная усадьба последнего ввиду близости к железной дороге и городу Сальску была переведена в посёлок бывшего конезавода имени Фрунзе.

23-24 августа 1933 года конный завод посетили И.В. Сталин, К.Е. Ворошилов, С.М. Будённый. В ноябре 1948 года утверждена новая верховая порода лошадей – Будённовская, за которую присуждена Государственная премия.
Естественно, что в силу сложившихся жизненных обстоятельств, Горнушко не мог не заниматься конным спортом. Тем более, что в большом и успешном хозяйстве работал Геннадий Андреевич Хаянен. Это был мастер спорта, двукратный абсолютный чемпион Советского Союза в конном троеборье, заслуженный тренер СССР много лет проработавший вместе со своей супругой Галиной Ивановной Зотовой в конных заводах имени Кирова и Буденного.

С его именем связана подготовка и выступление огромного количества лошадей, одним из самых знаменитых, безусловно, является феноменальный Рейс.
С 14 летнего возраста Петр стал заниматься у Хаянена, и уже через два года участвовал в первенстве страны. Очень быстро освоил самый сложный вид – троеборье. Пришли победы на всесоюзной арене и молодой спортсмен был включен в состав сборной СССР, отправлявшейся на чемпионат Европы в Люмёлене.
Наверное, для многих был неожиданным успех двадцатидвухлетнего конника из Сальского ДСО «Урожай» Петра Горнушко. Он завоевал бронзовую медаль в личном зачете. Впервые участвуя в международном турнире, Горнушко проявил и мастерство, и силу воли, и хладнокровие. Он проиграл лишь двум представительницам английской школы троеборья: Люсинде Приор-Палмер и принцессе Анне.

— Когда нас познакомили с маршрутом кросса, то я немного растерялся,- рассказывал позже Петр Горнушко. — Никогда раньше мне не приходилось видеть таких комбинаций в расстановке препятствий и таких препятствий, например банкетов с таким перепадом высот, двойных «систем». Психологически и тактически подготовиться к полевым испытаниям помогли тренеры Лев Павлович Баклышкин и Александр Михайлович Евдокимов. Много добрых слов я мог бы сказать о Гусаре. Он был отличной лошадью. Был, потому что в 1977 году на чемпионате страны Гусар пал от инфаркта миокарда, не доскакав 100 метров до финиша полевых испытаний.

Турнир в Люмёлене принес нашим конникам победу в командном зачете. Англичане заняли 2-е место, всадники из ФРГ — 3-е. Этот успех возродил надежду на то, что выступление советской сборной в 1976 году на Олимпийских играх в Монреале может стать таким же удачным.

XXI летние Олимпийские игры проводились в Монреале (Канада) с 17 июля по 1 августа 1976 года Интересно, что башня Олимпийского стадиона является самым высоким наклонным сооружением в мире.
Олимпиаду открывала Королева Елизавета II как глава Канады, при этом вся королевская семья присутствовала на церемонии открытия. Примечательно, что на Олимпиаде впервые проведен тест на половую принадлежность. Но принцесса Анна — дочь Елизаветы II, выступавшая в соревнованиях по конному спорту (троеборью), эту процедуру не проходила.

Канада не выиграла ни одной золотой медали на этой Олимпиаде (5 серебряных и 6 бронзовых). Это был первый и единственный раз, когда хозяева турнира не получили главных наград.

Монреальская Олимпиада вплоть до проведения Олимпийских игр в Пекине в 2008 году являлась самой дорогостоящей в истории — она стоила 5 миллиардов долларов (что эквивалентно 20 миллиардам в 2006 году). Город расплачивался за олимпийские долги вплоть до 2006 года.

Советские конники очень долго готовились к олимпийским стартам.
Перед Олимпиадой сборной СССР прочили высокое место. Действительно, у нас была хорошая команда: два ростовчанина — Юрий Сальников на Румпеле и Петр Горнушко на Гусаре, Виктор Калинин на Араксе, Валерий Дворянинов на Зейле из узбекского «Пахтакора» и запасной — Александр Зуев на Эде из московского «Динамо».
Турнир по конному троеборью проходил в канун закрытия Игр под Монреалем. Есть там, в предгорье такое место — Бромонд. Летели туда олимпийцы – конники долго, почти 8 часов.

У конников к перевозке лошадей особое отношение. Лошади в дороге часто травмируются, болеют. Есть даже такой термин — дорожная болезнь. Лошадь привыкла к деннику, это ее дом. В ограниченном пространстве случается «болтанка», а лошадь гораздо тяжелее переносит качание ‘вправо-влево, чем вперед-назад. Лошадь недостаточно устойчива, так как центр тяжести находится высоко, и она может упасть, поэтому стоит она беспокойно, часто валится на перегородки.
Тут нужно быть очень внимательным. И во время таких тяжелейших, многочасовых перевозок, лошадей сборной команды страны часто сопровождали неспециалисты, а случайные люди. Так наши летели на Олимпиаду, так же ехали на чемпионаты мира и Европы…

Лошади очень чувствуют перемену людей. В сложных ситуациях рядом должны быть их коноводы, а не совершенно чужие люди. В общем, транспортировка лошадей была очень больным вопросом.
Метеоусловия были сложные, погода все время менялась. То шли дожди, то было солнце, а при большой влажности местный полу искусственный грунт просто рвался при неправильном управлении лошадью.
Прошел ливень и на предпоследнем препятствии (это была «поленница», максимальная по высоте и ширине) песок «съехал» сверху вниз. Несчастье пришло откуда его не ждали.

Виктор Калинин ехал уже в конце, по разбитой предыдущими всадниками трассе. Грунт стал вязким, и произошло тяжелое падение. А ведь он после первого дня соревнований шел на втором месте следом за чемпионкой Европы англичанкой Люсиндой Прайор-Палмер на своем Би Файере. Аракс получил сильные ушибы и сотрясение мозга. Как позже оказалось, у Виктора было сотрясение мозга, перелом ключицы и разрыв плечевой мышцы. И все — таки конь и всадник преодолели последнее препятствие и финишировали. Многочисленные зрители и судьи аплодировали стоя…
Калинина хотели сразу забрать в госпиталь, но он не согласился, взял ответственность на себя. Поехал к своей команде в Олимпийскую деревню. Дали снотворное, всю ночь кое-как спал. На следующий день весь перебинтованный резиновыми бинтами, управляя лошадью одной рукой, всадник вновь вышел на старт. И закончил соревнования! Естественно, ни о каком призовом месте ни для сборной, ни для личного зачета речи уже не шло…

А что же Горнушко? На дистанции конкура он не смог укротить коня, Гусар не закончил дистанцию. Петр получил нулевые оценки… За неудачное выступление всю ответственность возложили на спортсменов.
1977 год оказался самым сложным, если не сказать трагичным, в биографии Горнушко. На чемпионате страны, во время полевых испытаний его испытанный боец Гусар за 100 метров до финиша скончался от инфаркта миокарда… Для Петра это был сильный шок, от которого он так и не оправился.

С именем Горнушко связан один из самых славных периодов развития конного спорта в Калмыкии.
История республиканской СДЮШ олимпийского резерва по конному спорту началась в 1975 году. В тот год на территории ипподрома в Элисте была открыта конно-спортивная секция и были приобретены одни из лучших лошадей на конных заводах Ростовской области. Благодаря инициативе Басана Бадьминовича Городовикова, руководителя Калмыцкого обкома КПСС, у республики появились прекрасные лошади и конная секция для детей.

В качестве преподавателей были приглашены ведущие спортсмены и тренеры СССР, такие как почетный мастер спорта А. Ф. Данилов (чемпион Спартакиады народов СССР 1978 года), мастер спорта Ю. М. Утаров (победитель Всесоюзных соревнований в Алма-Ате 1979 года) и уже известный Петр Ильич Горнушко. Тогдашний председатель комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров Калмыцкой АССР Антон Карлович Або лично выезжал в Ростовскую область, где решал кадровые вопросы и производил отбор лошадей.

Горнушко тренировал ребят и выступал сам.
В 1994 году на базе конно-спортивной секции была создана РСДЮШОР по конному спорту. За время существования секции, а далее школы, ее ученики выступали и становились призерами и чемпионами на всесоюзных и российских соревнованиях, входили в состав сборной России. В стенах школы было воспитано десять мастеров конного спорта. Горнушко тренировал и выступал сам.

С Петром Ильичом автор этих строк встречался дважды. 18 августа 2001 года мы познакомились на Большом круге казаков ВКО «Всевеликое Войско Донское». А потом встречались в 2006 году на Первом международном съезде православной казачьей молодежи в Азове – Ростове – на-Дону – Новочеркасске. В те памятные дни и родились наброски нынешней статьи. Горнушко тогда работал в Аксайском районе и оба раза, как многократный чемпион всемирных казачьих игр, выступал с показательными номерами в джигитовке.

Наша справка: ДЖИГИТОВКА (от тюркского джигит — лихой, храбрый, квалифицированный всадник— скачка на лошади, во время которой ездок выполняет гимнастические и акробатические трюки, военно-прикладной вид конного спорта. Возникла и развивалась у народов Кавказа, Средней Азии, казаков как естественный способ верховой езды, подготовки ездока и лошади. Казачий вид спорта. Джигитовка является родоначальницей вольтижировки.

Олимпиец во всей красе показал весь арсенал, которым обладает современная джигитовка. Это было незабываемое зрелище!

Лошади — удивительные, красивые и благородные животные. Они сыграли огромную роль в истории человечества, и по сей день вдохновляют писателей и поэтов. Для многих людей конь стал самым верным другом. Эти грациозные создания всегда отличались тонкостью отношений с людьми, преданностью в дружбе. Несмотря на то что конь – это одно из свободолюбивых животных, привязываясь к хозяину, он способен на поступки, вызывающие восхищение. В них удивительно сочетаются прыть, ярость, кротость и некоторое целомудрие.

МНОГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ ЧЕЛОВЕК ИСПОЛЬЗОВАЛ СИЛУ ЭТИХ ЖИВОТНЫХ. Лошади могут жить в самых разнообразных природных условиях. Пони бхути и спити, живущие в индийских Гималаях, хорошо приспособлены к высокогорью и плохо переносят высокую влажность и температуру низин. Ахалтекинская лошадь прекрасно приспособлена к климату пустыни Каракумы. Широко известен случай, когда в 1935 году всадники на ахалтекинских лошадях добрались из Ашхабада в Москву, преодолев за 84 дня 4 тыс. км.

Столетиями выводились различные породы лошадей, каждая из которых прекрасно приспосабливалась к определенным условиям. По мнению некоторых ученых, мифы о кентаврах появились, когда люди впервые увидели всадника на лошади, что производило впечатление единого существа. Сохранились барельефы с изображением ассирийских вельмож, охотящихся верхом. Седла еще не было, всадник ногой управлял уздой, а руки были свободны для стрельбы из лука.

Древние греки и римляне изобрели колесницы, которые использовались и в спортивных соревнованиях. В 648 г. до н.э. на Олимпийских играх ввели состязания колесниц, запряженных четверками лошадей. Одним из первых знаменитых возничих был Ксенофон, написавший первый учебник по искусству верховой езды. С одомашниванием лошади окружающий человека мир значительно расширил границы.

В древнем мире лошадь играла огромную роль в жизни человека, но и сегодня в некоторых культурах лошадь — неотъемлемая часть жизни. Во многих труднодоступных районах, особенно высокогорных, лошадь остается единственным средством связи с внешним миром. Даже появилась тенденция и в технически развитых странах заменять моторизированную технику лошадьми, что обусловлено высокой экологичностью и экономичностью их использования.

ОДНАКО ВРЕМЯ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ И МОЩНЫХ МАШИН ПРАКТИЧЕСКИ полностью исключило труд лошади из повседневной жизни. Вороные уступили место автомобилям. Но не исчезли эти преданные друзья человека. И мы не перестаем восхищаться красотой и благородством этих прекрасных животных. Все, что связано с лошадьми, удивительно, удивительны они сами, удивительна их история и люди, связанные с лошадьми. Но мало кто знает, что предок современной лошади, одного из крупнейших животных на земле, был совсем небольшим. Первобытную лошадку называют эогиппус. История лошади насчитывает 60 млн лет. Именно тогда во влажных и густых лесах Америки жил эогиппус (эохиппус, как называют его другие ученые, или хиракотерий, как называют его третьи) величиной с небольшую собаку.

Анхитерии — потомки эогиппусов — были уже покрупнее, размером с современного пони. У них еще не было копыт, пальцев на каждой ноге было 3. Предки лошади, появившись в Америке, переселялись в Европу и Азию. Однако ни в Европе, ни в Азии они не прижились. Развитие лошади в Америке шло своим путем. В лесах Европы в те же времена жил ее ближайший родственник — хиракотериум. От них-то и произошли, как считают ученые, современные лошади. В эпоху миоцена (около 20 млн лет назад) климат на планете изменился. Леса уступили место обширным степям. Потомкам эогиппуса пришлось приспосабливаться к новым условиям — сочной листвы осталось немного, ее сменили жесткие степные травы.

Группы пород лошадей различают по высоте в холке. Обычно животных, имеющих высоту до 100 см, называют пони, до 149 см — мелкими, до 159 см — средними, до 170 см — крупными, а лошадей, рост которых выше 179 см, — очень крупными. Следует отметить, что в разных странах лошадей называют пони, или карликовыми лошадьми, при различной высоте в холке. Так, например, в США к пони относят лошадей ниже 142 см. Но самые крошечные, или миниатюрные лошадки, как, например, аргентинские фалабеллы, имеют рост всего 70 сантиметров, а самые крупные лошади — английской породы шайр — достигают в холке до 2 метров.

Средний вес пони составляет 100-200 кг, хотя существуют миниатюрные пони с весом взрослых особей 14-25 кг. Лошади местных пород обычно весят менее 400 кг, верховые и легкоупряжные — около 500 кг, а взрослые тяжеловозы 700-900 кг. Такие гиганты, как английские шайры, нередко достигают веса 1400 кг. Средняя скорость шагающей лошади равна 5 км в час, на рыси она составляет примерно 13 км в час, а на галопе — 22 км в час. Еще большую скорость развивают лошади на скачках: здесь скорость галопа или карьера превышает 60 км в час. При этом мировой рекорд скорости на галопе составил 53,7 секунды на 1000 м). Рекорд среди рысаков принадлежит американскому жеребцу Невель Прайду, который в 1969 г. прошел дистанцию в милю (1609 м) за 1 минуту и 54 секунды. Рекорд по прыжкам в высоту принадлежит чилийцу Ларрагибелю, который в 1949 г. на 15-летнем чистокровном Хуазо преодолел 2 метра 47 см. В Австралии в 1968 г. на проведенном стомильном пробеге для разнопородных лошадей по пересеченной местности победил арабский жеребец Шалави, который дистанцию 160 км прошел за 11 часов 24 минуты. Слух лошадей намного совершеннее, чем у людей. Лошади слышат высокочастотные звуки, могут дифференцировать удары метронома, например, отличают 116 колебаний в минуту от 120.

ОДИН ИЗ ГЛАВНЫХ ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРИЗНАКОВ ЛОШАДИ — ЕЕ МАСТЬ. Вороная, гнедая, рыжая и серая масти лошадей издавна признаны основными, а комбинации этих мастей и их оттенков образуют великое множество мастей. Лошади умеют узнавать себя на картинках и, увидев собрата, могут здороваться тихим ржанием, обнюхивать.

Веками живя рядом с людьми, лошади дают им молоко, утоляющее голод или жажду, к тому же целительное. Лошади лечат. И хотя это явление удивительное и загадочное, но факты свидетельствуют о том, что лошади исцеляют многие человеческие недуги, а иногда и спасают жизнь. Детский церебральный паралич, по мнению многих, почти сродни смертному приговору. Одна из самых прогрессивных современных методик лечения этого страшного недуга — иппотерапия, лечение с помощью лошадей. Этот метод лечения значительно улучшает состояние и при нарушении осанки, сколиозе, остеохондрозе. А сама методика иппотерапии очень проста и доступна.

Сегодня лошади и пони используются в основном для любительской верховой езды. Меняется и облик старинных пород. Если раньше олденбургская и ганноверская лошади были достаточно тяжелыми, то сегодня их облик облагородился, и их используют для верховой езды.

Год лошади подходит к концу. Оцените, как вы провели его, достаточно ли были активны, улыбнулась ли вам судьба. Если нет, то спешите, все в ваших руках, время еще позволяет наверстать упущенное.

На фото:

1. Белые лошади на юге Франции.

2. Вороной конь.

3.Три исландские лошади.

Лошадь — это одно из тех животных, встретить которое на картинах, да и вообще в искусстве, не составит труда, настолько сильно она вошла в нашу жизнь. Даже такой поджанр живописи есть — иппический (от греческого hippos — лошадь). И пусть последнее время (с 19 века) их практическое значение стало резко снижаться в современном мире под натиском машин, вряд ли образ этих самых машин станет музой для стольких поколений художников (направление стимпанк не в счёт, про него отдельный разговор). Более того, вряд ли груда металла для передвижения сможет такое:

Лошадь Джульетта рисует.

Как и изображение кошки в живописи, первые рисунки лошади можно найти у первобытных художников, в пещерах Ласко, Альтамира, Шове:

Лошадь из Альтамиры

Из пещеры Ласко

Рисунок из пещеры Шове

Но если разбираться, в пещерах изображены предки современных лошадей, вымершие тарпаны — подвид диких лошадей. В те времена лошади ещё не были приручены и, наоборот, являлись объектом охоты.

Существуют и другие вымершие предки современных лошадей, которые обрели вторую жизнь в рисунках художников-анималистов, например Василия Алексеевича Ватагина: гиракотерии и гиппарионы.

Гиракотерии. Бумага на картоне, акварель, карандаш, 1910 год. Вымерший род представителей лошадеподобных животных.

Гиппарионы. Бумага на картоне, акварель, карандаш, 1910 год. Вымерший род семейства лошадиных.

Почему же образ лошади в живописи стал так распространён? Чем лошадь заслужила такое внимание мастеров? Своим окрасом?

Голландский художник Паулюс Поттер, «Пегая лошадь» (около 1654)

Во всей красе и детальном приближении смотрите картину на странице музея Гетти

Или вот в таком окрасе являлись лошади немецкому живописцу Францу Марку:

Франц Марк, «Башня из синих лошадей», холст, масло, 1913 год (ныне картина считается потерянной)

Франц Марк, «Синие кони», холст, масло, 1911 год. Эта картина навивает на меня грусть и сожаление, слишком тревожные в ней используются сочетания цветов. Возможно поэтому второе название картины «Die grossen blauen Pferde», что с немецкого можно перевести, как Смерть большой синей лошади.

Может, художников привлекает их грация и изящество?

Английский художник Джордж Стаббс, «Уистлиджкейт», холст, масло, с 1762. Размеры картины впечатляют: 292 см на 246,4 см, как и, наверное, сама картина в натуральную величину.


Джордж Стаббс известен, как отменный художник-анималист
, специализирующийся на анатомии лошадей.

Джордж Стаббс, «Лев, нападающий на лошадь», холст, масло, 1770 год

Может, лошадь подкупает людей своей дружелюбностью? Ведь, после собаки, наверное, в первую очередь лошадь можно назвать другом человека. И часто лошадь на картинах изображена в этой роли.

Николай Егорович Сверчков, «Мальчик с лошадью»

Английский художник Джошуа Рейнолдс, «Капитан Джордж Коусмакер», 1782 год

Также считается, что лошадь символизирует в некоторой степени свободный дух и нрав. Однако тут меня смущает такой парадокс: всё-таки свободолюбивая лошадь подчинилась человеку и покорно исполняет, порой, его жестокую волю. Я не могу залезть в голову лошади, где, возможно поняла бы, что не порабощён её дух, только внешняя свобода взята в узду. Как знать.

Николай Егорович Сверчков, «Из конюшни», 1866 год

Гольбейн Ганс младший, «Аллегория страсти», 45?45 см,

И всё-таки не нравятся мне такие картины:

Николай Егорович Сверчков, «Наперегонки»

Н. С. Самокиш, «Тройка», конец XIX века.

Вообще, русскую тройку лошадей — символ русского народа — часто можно увидеть на картинах.

Лошадь использовали на картинах для создания атмосферы величия, авторитета, тем более, если изобразить маститую лошадь. Верховые портреты — целая культура.

Антонис Ван Дейк, «Верховой портрет Карла I»

Карл Брюллов, «Всадница»

Но, разумеется, чаще всего лошадь задействована в батальных картинах, ведь она была средством передвижения в старые времена и незаменима в военное время.

Копия работы Рубенса «Битва при Ангиари», чёрный мел, чернила, водяные краски на бумаге.

Копия «Битвы при Ангиари» сделана с набросков на картоне фрески Леонардо да Винчи, над которой он работал в Леонардо да Винчи хотел сделать эту работу самой масштабной в своём творчестве, по размерам (около 6 на 17 метров) она должна была превосходить Тайную вечерю. Но в то время работа над ней задержалась: то ли из-за поездки Леонардо в Милан, то ли из-за его неудачных экспериментов с красками и грунтом, но сейчас она считается потерянной, так как на её месте в зале Большого совета в Палаццо Веккьо (сейчас является ратушей во Флоренции) находится другая фреска, Вазари. Однако совсем недавно, в 2012 году, в результате исследований за фреской Вазари была найдена ещё одна стена, на которую нанесена чёрная и бежевая краски, по составу напоминающие краски, которые использовал Леонардо. В общем, сейчас рано пока делать выводы, подождём и, возможно, увидим её.

Часто именно в такой манере изображаются и другие батальные сцены с лошадьми: перемешаны тела людей, лошадей — всюду бойня и смерть.

Виллевальде Богдан Павлович, «Подвиг Конного полка в сражении при Аустерлице в 1805 году»

Виллевальде Богдан Павлович, «Сегодня ты, а завтра я»

Эжен Делакруа, «Сражение рыцарей»

В конечном счёте, лошади сделали много для нас, можно сказать мы перед ними в долгу. И нет ничего удивительного, что они порой являются главной и единственной фигурой на картине. Мысль написать эту статью собственно и возникла, когда я рассматривала картину Жана Луи Жерико, самое, на мой взгляд, интересное изображение лошади.

Жан Луи Жерико, «Лошадь, испугавшаяся молнии». Более подробно смотреть на сайте музея

P.S. В этой группе «Портреты лошадей и конников» Вконтакте собрано ещё много различных фотографий лошадей.

Вам понравилась статья? Поделитесь ею со своими друзьями, нажав кнопку соц. сервиса или «retweet».

«Я буду работать еще больше»,—

трудолюбивый конь «Боксер»

Джордж Оруэл «Скотный двор»

Умные, преданные, выносливые, быстрые лошади испокон веков помогали человеку в хозяйстве и военном деле. И человек тоже не остался в долгу: он начал изображать коня уже в первых наскальных рисунках ледникового периода, а потом наделил его магическими силами, сделав героем многочисленных мифов и сказаний. Так каждая культура (от шумерской до славянской) может похвастаться своей «мифологией» лошади. И, конечно, в нумизматике образ коня едва ли не самый популярный, начиная с античных времен. Но мы, не касаясь истории (потому что тема эта бездонна), расскажем о том, как живется коню на монетах ХХ и ХХI веков.

Породы лошадей

Итак, если вы начинающий нумизмат и по совместительству конник, то есть лошадь интересует вас не только с эстетической стороны, но и с точки зрения хода, характера и масти, вас, несомненно, порадуют монеты, посвященные не абстрактной лошади, а конкретным породам. Любопытно, что такие монеты можно встретить почти в каждой стране мира, где обитают эти четвероногие друзья человека. А некоторые породы являются мировым достоянием, поэтому их не без гордости чеканят разные государства. Например, арабская чистокровная лошадь украшает 1 крону 2018 года французской коммуны Сен-Дени. Арабская лошадь – одна из древнейших пород лошадей, родом с Аравийского полуострова. Выносливая, легкая, с высоким хвостом и утонченной головой, она навсегда останется в культуре символом грации и силы. Вокруг этих лошадей сложено немало легенд, одна из которых гласит, что сам Аллах сотворил арабскую лошадь из южного ветра.

По красоте и изяществу не уступает арабскому коню ахалтекинец. Это еще одна верховая порода восточного происхождения. Сухопарая, резвая и весьма своенравная. Легендарный маршал Георгий Жуков принимал парад Победы, сидя на ахалтекинском скакуне. Изображение ахалтекинца вы можете увидеть на прямоугольной памятной монете 20 рублей 2011 года, выпущенной Белоруссией в серии «Лошади». На аверсе изображены пара летящих в галопе лошадей, на реверсе — конь в статике на фоне античных колонн и огненной колесницы. Впрочем, прямая связь ахалтекинского коня с Древней Грецией не очевидна. Почему выбрана именно такая композиция? Вероятно, по ассоциации с божественной гармонией, культом красоты и грации, что существовал в античности.

В той же белорусской серии «Лошади» увековечена еще одна порода лошадей – донская – гордость и слава нашей страны. Легендарная казачья лошадь, прошедшая гражданскую войну, не раз демонстрировала невероятную выносливость. Но в силу ряда обстоятельств сегодня популяция дончака, русской чистокровной породы, на грани исчезновения. И если не будут приняты необходимые усилия по ее спасению, мы можем потерять нашу золотую породу.

Еще одна древнейшая порода европейских лошадей – лузитано украшает памятную монету Португалии 1000 эскудо 2000 года. Лузитано существует в природе вот уже 5000 лет. По легенде ее отцом был ветер. А всадник настолько сливался с конем во время скачки, что это породило один из популярных культурных мифов – образ кентавра, полулошади – получеловека.

На памятных монетах разных стран мы можем увидеть и другие национальные породы лошадей. Например, монгольская лошадь изображена на оригинальной резной монете Монголии в 500 тугриков (2014). Силуэт лошади находится в центре монеты и является сквозным отверстием. Кстати, любопытный факт – монгольские лошади сохранились до наших дней в том виде, в каком они существовали во времена монголо-татарского нашествия. Да-да, именно сидя в седле этого низкорослого, но очень выносливого скакуна Чингисхан с армией кочевников завоевал полмира.

Национальное достояние Литвы – жемайтская лошадь изображена на монете 1.5 евро 2017 года. Эту породу вывели на территории, ныне входящей в состав современной Литовской Республики, а название ее происходит от слова жемайты – так звали древних жителей Западной Литвы. Во время крестовых походов Жемайтская лошадь зарекомендовала себя как отличный боевой конь. Австралийских лошадей (дикую Брамби и пастушью) можно встреть на памятных монетах 1 доллар 2014 года. А их северокорейских собратьев на монете 5 вон 2005 года, выпущенной соответственно в Северной Корее.

Символ года

2014 год — год лошади по китайскому календарю. И многие страны мира выпустили юбилейные и памятные монеты с её изображением. Рассказать обо всех невозможно, поэтому назовем лишь самые примечательные. 50 долларов Острова Кука могут похвастаться вставкой из красного перламутра, что весьма эффектно смотрится на аверсе серебряной монеты, названной «Красный конь». Серебряная монета Руанды декорирована аналогичным образом, но при помощи двухцветного агата.

Остров Ниуэ украсил одну памятную монету необычной прозрачной вставкой с филигранной фигуркой лошади внутри, а другую изготовил в форме головы лошади. Остров Фиджи отлично обыграл форму монеты: она состоит из двух половинок, образующих китайский символ инь-янь. А республика Бенин поместила на 1000 франков лошадь, расписанную в хохломском стиле.

Кони и всадники

Довольно часто на монетах можно встретить не одиночную лошадь, а всадника – это еще один интересный поворот «лошадиной» темы. Ведь за каждым всадником стоит определенная история или он сам представляет «осколок» истории (его оружие и амуниция могут о многом рассказать). Например, Киргизия, начиная с 2015 года, выпускает памятные монеты со всадниками, посвященные кочевому прошлому и военной истории страны. В серии вышли такие монеты, как 5 сом 2015 года «Игры кочевников», 1 сом 2016 года «Легковооруженный воин» и

1 сом 2017 года «Тяжеловооруженный воин».

Похожую серию на несколько лет раньше запустили в Польше, где ежегодно, начиная с 2006 года, выпускалась памятная монета достоинством 2 золотых, иллюстрирующая ту же тему. В серии можно увидеть такие монеты, как «Пястовский всадник» (2006), «Рыцарь XV века» (2007), «Гусар XVII века» (2009), «Кавалерист гвардии Наполеона» (2010) и «Улан II Польской республики» (2011).

Георгий Победоносец

Пожалуй, одним из самых знаменитых всадников, изображенных на монетах, можно назвать Георгия Победоносца. Образ святого, сидящего верхом на коне и убивающего копьем змея-дракона, популярен в иконографии, геральдике и, конечно, нумизматике. В основу этого сюжета положена легенда о змее, согласно которой Святой Георгий убивает змея-дракона, опустошавшего земли современного Бейрута (Ливан) и спасает царевну. Спасенная девушка олицетворяет христианскую церковь, а убитый змей – язычество. Со времен правления Юрия Долгорукого Святой Георгий считается покровителем Москвы. А что касается его появления на монетах, принято вести отсчет с конца 14 века, когда Юрий Звенигородский, сын Дмитрия Донского, крещенный как Георгий, начал чеканить монеты от своего имени. Дракон-змей в этом случае символизировал Волжскую Булгарию, с которой Древняя Русь находилась во враждебных отношениях. Позже образ святого Георгия продолжили чеканить на московских монетах.

Лизетта и Петр I

Однажды случилось императору Петру Великому увидеть у купцов молодую лошадь бурого окраса карабахской породы, и настолько она приглянулся самодержцу, что тот незамедлительно выменял её на своего коня, прибавив сотню червонцев. И тут же дал ей имя Лизетта. С Лизеттой Петр практически не разлучался и ходил с ней во все военные походы. Лошадь тоже привязалась к хозяину и нередко капризничала в его отсутствие – отказывалась есть из чужих рук. После смерти Лизетты Петр приказал изготовить её чучело (его и сегодня можно увидеть среди экспонатов Кунсткамеры). Наконец, знаменитый «Медный всадник» – это тоже Лизетта. Изображение конного памятника русскому императору не раз чеканилось на юбилейных и памятных монетах СССР и современной России. В 1988 году «Медный всадник» появился на пятирублевой монете Госбанка СССР. Монета из медно-никелевого сплава выпущена тиражом 2 миллиона экземпляров. Два года спустя появилась юбилейная золотая монета 100 рублей в серии «500-летие единого русского государства». А не так давно, в 2018 году, «Медный всадник» как один из главных символов Петербурга изобразили на памятной монете, посвященной Чемпионату мира по футболу 2018 года. На переднем плане 3-рублевой монеты мы видим футболиста, а за ним – символ города.

Дон Кихот и Росинант

Еще один знаменитый всадник мировой культуры – герой романа Мигеля Сервантеса храбрый идальго Дон Кихот. Тощая хромая кляча силой воображения великого мечтателя превращается в резвого коня под стать хозяину – благородному рыцарю. Дон Кихот – излюбленный персонаж испанских нумизматов. Литературному герою посвящены многочисленные памятные монеты. Например, на кубинской монете 1 песо 1982 года мы видим двух всадников Дон Кихота и его товарища Санчо Панса. Монета из медно-никелевого сплава отчеканена тиражом 7000 штук. В пару ей вышла монета с Дон Кихотом верхом на Росинанте на фоне ветряных мельниц. Золотая испанская монета 400 евро 2005 года также запечатлела двух главных героев романа, едущих верхом и ведущих непринужденную беседу. Диаметр этой монеты 38 мм, а вес – 27 г.

Еще одна примечательная монета вышла в 2008 году в Республике Палау. Это 5 долларов в виде серебряного эллипса, в центре которого изображена голова Дон Кихота. Но не просто голова. Лицо благородного рыцаря содержит в себе оптическую иллюзию, и мы также можем рассмотреть в нем силуэты едущих верхом Дон Кихота и Санчо Панса. Монета получила приз российского конкурса памятных монет «Монетное созвездие — 2009».

Культурный символ

Образ лошади в культуре имеет двойственное значение: лошадь означает одновременно жизнь, плодородие и смерть. Последнюю сущность иллюстрирует всем хорошо известный христианский сюжет – четыре всадника Апокалипсиса. Одноименную серию памятных монет достоинством 5 долларов выпустил Остров Ниуэ в 2014 году. Каждая монета изготовлена из серебра 999 пробы с позолотой отдельных элементов, диаметр монеты – 45 мм, вес – 62.2 г, тираж – 500 штук. В серии вышли всадник на белом коне и всадник на красном.

Всадник на белом коне, согласно общеизвестной трактовке, сеет раздор. На аверсе монеты всадник на вздыбившемся коне целится из лука в беззащитную массу – сбившуюся и растерянную толпу людей. Позолотой выделены лук, нарукавники и сапоги воина. Всадник на рыжем (красном) коне символизирует войну. На монете Острова Ниуэ мы видим не просто одиночного всадника, а объемную многофигурную и многоплановую картину войны. Меч, шлем всадника и защитная маска коня контрастно выделены позолотой. Под копытами коня изображены смятые полчища воинов с обезображенными гримасой войны лицами. Одновременно всех четырех всадников Апокалипсиса можно увидеть на камерунской памятной монете 2019 года достоинством 3000 франков. Она также изготовлена из серебра 999 пробы, имеет диаметр 55 мм и весит 93.3 г. Композиция из четырех всадников отсылает нас к знаменитой гравюре Альбрехта Дюрера.

Троянский конь

Немаловажную роль сыграла лошадь и в судьбе древних греков, а точнее троянцев, что так опрометчиво приняли подарок греков – гигантского деревянного коня, скрывающего внутри пятьдесят лучших греческих воинов. Троянский конь стал символом греческой культуры и даже обрел метафорическое значение – хитрая уловка. Неслучайно и вирусоносные компьютерные программы называют троянскими конями или попросту троянами. В 2016 все тот же Остров Ниуэ выпустил еще одну шедевральную монету «Троянский конь» в серии «Античные мифы».

Мифологические гибриды

Своеобразное продолжение конной темы можно найти в греческой мифологии, подарившей нам таких замечательных гибридов как кентавр, пегас и единорог. Полуконь-получеловек, кентавр появляется в сопровождении своих собратьев на праздниках, посвященных богу виноделия Дионису. Зачастую кентавры изображались дикими и необузданными. Исключение составил лишь мудрый Хирон – учитель Ахиллеса. Кентавра часто можно встретить на различных гербах. Например, у подмосковного города Химки звезды и кентавр символизируют основные предприятия города в сфере космической промышленности. А на монетах ищите кентавра в серии «Существа греческой мифологии» 2016 Острова Ниуэ.

Крылатый конь – еще одна популярная модификация лошади в греческой мифологии. Пегас считался сыном Посейдона и Медузы Горгоны, был любимцем муз. Немецкий орден тамплиеров поместил пегаса на свой герб. Красивую монету с пегасом выпустил Королевский монетный двор Великобритании «Крылатый конь Пегас» в 2010 году. Монета посвящена Олимпийским играм в Лондоне.

Еще более широко представлен в нумизматике единорог (у греков символ целомудрия при богине девственнице Артемиде). Его можно увидеть на камерунских серебряных 1000 франков 2012 года. Мифическое существо поместили на реверс монеты: единорог пасется на траве при свете луны, которую заменяет драгоценный опал (диаметр – 3 мм). Похожая монета есть и у Острова Фиджи, только место камня занимает витражное стекло. Поднесите его к свету и увидите, как оно чудесно играет красками.

Монеты иных направлений с изображением лошадей

«А где же скачки?» – спросят конники-спортсмены. Разумеется, тема этого вида спорта также представлена на монетах. Образ всадника, запечатленного в полете, не раз использовался разными странами как символ Олимпийских игр. Например, на монетах 5 рублей 1978 года (СССР, Олимпийские игры) и 1 доллар 1996 (Бермудские острова, Олимпийские игры). Существуют также и отдельные монеты, посвященные региональным конным соревнованиям. Среди них могут быть названы 1 австралийский доллар 2014 года «Австралийские скачки» и 100 чехословацких крон 1990 года, посвященные сотым скачкам Большого Пардубицкого стипль-чеза.

Что еще остается нераскрытым в конной тематике? Например, колесница – изображение двуколки, а также русской тройки довольно часто можно встретить на монетах. И, конечно, подковы – популярный символ счастья и удачи.

Город, каким мы его видим

Лошади в Воронеже: памятники символу года

Самая первая лошадь появилась здесь в далеком 1974 году. Это всем нам хорошо знакомый мальчик на коне, трубящий в горн. «Памятник Орленку», а именно так, на самом деле, называется скульптура, изображает юношу, поднимающего солдат в бой.

Скульптура знакома многим поколениям горожан и любима ими. К сожалению, свою любовь воронежцы умеют выражать, главным образом, через вандализм. Саму фигуру неоднократно гнули, а горн ломали. Будем надеяться, что с течением времени исчезнет необходимость ликвидировать с памятников в Воронеже следы народной любви.

Следующая остановка в нашей экскурсии – скульптурная группа, изображающая героев сказок Пушкина, расположенная рядом с театром кукол «Шут». Этой кобыле (а памятник изображает именно кобылу) вандалы не страшны: она возвышается над землей не только благодаря высокому постаменту, но и плечам беса, который тащит ее.

С каким монументом в первую очередь ассоциируется фраза «памятник лошади в Воронеже»? Конечно, с тем самым, которому посвящена следующая глава нашего рассказа. Огромная скульптура коня у гостиничного комплекса «ЯР» появилась пять лет назад. Монумент получился действительно впечатляющий. Об этом говорит хотя бы тот факт, что при перевозке к месту установки ему пришлось отрезать голову.

На фото памятник «Конь Ярыж»; взято с http://autotravel.ru/phalbum.php/90285/100

Отношение к скульптуре противоречивое, но нельзя умалять значение того факта, что для многих представителей молодого поколения конь-гигант стал новым символом Воронежа. Возможно, в городе есть и более значимые достопримечательности, но то, что город стал узнаваемым у прежде индифферентной части населения, уже ценно.

Следующий памятник, который мы с вами заочно посетим, установлен на территории Хреновского конезавода. На его создание автора вдохновил многократный чемпион на дистанции 3200 метров, чемпион породы, родоначальник линии орловской рысистой породы, жеребец по кличке Улов. Это, несомненно, одна из самых знаменитых лошадей Воронежа. Памятнику почти сорок лет, и даже спустя время ему удается передавать легкость и изящество безупречных форм прекрасного создания. И в мороз и в жару Улов, с развевающейся гривой, мчится вперед, к новым победам.

Памятник родоначальнику линии орловской рысистой породы. Взято с http://surfingbird.ru/surf/bK1K49050#.U-Sdpvl_vt8

Завершает наш обзор лошадиных памятников в городе Воронеже скульптура жеребятам, установленная на территории Чесменского конезавода. Николай Чернышов, по инициативе которого был установлен памятник, рассказывает, что в скульптуре нет никакого высокого символического смысла. Она просто еще раз подчеркивает красоту животных, которым Николай и его коллеги посвятили всю свою профессиональную жизнь.

В жизни кочевника лошадь испокон веков имела важ­ное значение, как надежная и верная опора во всех его делах.

Просто немыслимо было раньше предста­вить жизнь без лошади, да и сегодня она в делах сель­чан вновь завоевывает свои, так сказать, утраченные пози­ции. Бурятская лошадь — одна из уникальных аборигенных пород мира. И не потому, что ее невозможно заменить в де­ревенских делах. Остается важной ее роль в жизни людей по сей день и потому, что осталось основное направление — производство высокоценных продуктов, таких как конское мясо, кумыс, кожевенное сырье и даже мех.

Стоит особо отметить, что в 1898 году буряты содержа­ли в своих хозяйствах 257 ты­сяч голов лошадей. Это были аборигенные бурятские ло­шади, которые круглый год находились на пастбище (на подножном корму).

В 1929 году Бурят-Монгольская АССР имела 220,7 тысячи голов, в 1936-м — 186 тысяч, в 1941- м — 140 тысяч, а в 1981 году численность лошадей в ре­спублике, как и по всей стра­не, была доведена до самого критического уровня — 54,8 тысячи голов.

На начало теку­щего 2015 года в республике поголовье лошадей русской, орловской рысистой, русской и Владимирской тяжеловоз­ной пород, а также бурятских лошадей вместе взятых со­ставило 65075 голов (в том числе кобылиц – 25762 голо­вы).

Поэтому восстановлению именно местной, бурятской породы лошадей необходимо уделить сейчас самое серьез­ное внимание.

Почему именно ей? На­роднохозяйственное значе­ние табунного коневодства определяется, прежде всего, его универсальностью. В экс­тремальных условиях Буря­тии эта лошадь незаменима, склонна к быстрой нажиров­ке, неприхотлива к корму. Она добывает корм, как дикие олени, выкапывая остатки трав из-под снега. Такие ка­чества принесли этой породе лошадей широкое признание, по выносливости превосхо­дят лошадей культурной по­роды, потому что они крепки и быстры на ходу, способны переносить зной и стужу, го­лод, продолжительную езду. В древности буряты корм для них не готовили, и сегодня для них не строят специаль­ных загонов, сараев и других теплых помещений.

Изучение быта, обычаев бурят, их героического эпоса «Aбай Гэсэр» и преданий, за­писанных многими исследо­вателями Бурятии, дают ос­нование утверждать: буряты — древнейшие коневоды и до сих пор сохраняют свою ис­ключительную любовь к ло­шади.

В произведениях устно­го народного творчества ло­шадь — лучший друг челове­ка, верный спутник вдали от Родины. В бурятских сказках добрый конь владеет челове­ческой речью, а в трудные и горестные дни печалится вме­сте с хозяином. Сила богатыря сравнивается с силой лошади, красота женщины с красотой лошади. По представлениям древних бурят, лошадь — соз­дание высшего божества, ге­рой многих поговорок. Есть, например, такая пословица: «У бурят богатство — конь, у доброго коня — одна узда, у доброго и умного человека — одно слово». Высоко поэти­зируется конь в бурятском на­родном эпосе «Абай Гэсэр»:

Копыто конское тут

Собирался он очень скоро,

Приготовился он умело,

С неба голубого и высокого

На землю ринулся смело —

Конь его, как птица летит,

Не успела закрыться

уже земная твердь.

Это воспитывает уважи­тельное отношение к коню, любовь к его красоте, добру. Не перечесть пользы лоша­ди в жизни, в быту бурят. Ку­мыс — напиток из кобыльего молока — бодрит, быстро вос­станавливает силы и утоляет жажду. Он по-прежнему со­храняет значение националь­ного напитка, тонизирует и оказывает благотворное влияние на обмен веществ, укрепляет организм челове­ка, способствует сопротивля­емости некоторым тяжелым заболеваниям, как, например, чахотка. Л.Н.Толстой, два бра­та которого умерли от чахот­ки, весьма успешно поправлял свое здоровье, когда ездил в самарские степи пить кумыс из кобыльего молока. Исто­рия хранит и другие не менее достоверные и убедительные примеры благотворного дей­ствия этого кисломолочного продукта на организм чело­века.

Очень высоко ценится и конское мясо именно бурятской породы лошадей. Оно служит и лекарственным средством. Кожа лошадей издревле используется местным населением для изготовления обуви, из хо­рошо выделанных конских шкур шьют шапки, рукави­цы, запястья, шкуры идут на изготовление зимней обуви — унтов. Белая конская шкура заменяла в старину у бурят ковер, из копыт вырезали пуговицы, камешки для сетей и многое другое.

Качество шерсти бурят­ской лошади сильно отлича­ется от шерсти лошадей куль­турных пород. У бурятских лошадей шерстный покров развит сильнее, и зимой он может сравниваться даже с шерстью грубошерстной бу­рятской овцы по тонине во­лоса.

Весной, во время линь­ки, дети скатывали из шерсти мячики для игры в лапту, ко­торые подскакивали не хуже резиновых. Кожный волос в старину применялся вместо ниток. Из него также плетут узорчатые подпруги, недоузд­ки с поводом. Также из волоса плетут вожжи, отличающиеся прочностью и изяществом.

Следует упомянуть о та­ком предмете, как конские жилы — они очень тонки и прочны, незаменимы для под­шивки бурятской националь­ной обуви и меховой одежды. Существует множество кон­носпортивных игр, лошади участвуют в летний период на скачках, например, на Сур­харбане.

Профессия коневода не из легких, так как не каждый мо­жет выдержать на 40-градус­ном морозе ее напряженный ритм в течение всей суровой забайкальской зимы. Поэтому и сегодня опытные коневоды чутко и старательно обучают сложной и важной профессии молодежь. Они убеждены в том, что лошадь всегда будет нужна человеку.

Разведением бурятских лошадей в нашей республике занимаются СПК «Витимский» Баунтовского района, СПК «Исингинский», СПК «Целинный», СПК «Уль­дурга» Еравнинского рай­она, а также фермерские и крестьянские хозяйства Бар­гузинского, Курумканского, Закаменского и Окинского районов.

Следует сказать, что в 70-80-ых годах прошлого века разводили бурятских лошадей в Тункинском райо­не — это совхоз «Туранский» и колхоз им. В.И.Ленина. Особо следует отметить, что мест­ные жители Тункинского ве­домства Тункинской долины в 1898 году содержали в сво­их хозяйствах 14 тысяч голов аборигенных бурятских лоша­дей.

На сегодня в Тункинском районе лошадей содержится 4 921 голова (рысистых, бу­рятских и тяжеловозных по­род вместе взятых). В этом районе поголовье лошадей сократилось на 9079 голов по сравнению с тем периодом, что было 117 лет назад.Возникает резонный во­прос — сколько потребуется времени восстановить выше­названное поголовье лоша­дей во всех формах хозяйство­вания Тункинского района.

Особо следует сказать, что в доперестроечный период в хо­зяйствах Баунтовского района поголовье лошадей составило 10 тысяч голов. В настоящее время в районе осталось 1 519 голов. Только в одном конном совхозе «Витимский» поголо­вье лошадей составляло 2 648 голов.

Есть возможности для разведения, содержания, уве­личения численности поголо­вья бурятских пород лошадей в таких районах, как Тункин­ский, Окинский, Закаменский, Селенгинский, Баргузинский, Курумканский, Баунтовский, Северо-Байкальский, Муй­ский, Кижингинский, Ерав­нинский, а также в других районах, где есть отгонные пастбища, чтобы максималь­но использовать зеленую массу травы до наступления сибирских холодов.

Всем известно, что кон­ское мясо очень дешевое и при этом является эколо­гически чистым продуктом. Следует сказать, что многие главы крестьянских и фер­мерских хозяйств, а также ин­дивидуального сектора про­являют большой интерес к приобретению и разведению бурятских лошадей, чтобы со­хранить генофонд бурятских пород лошадей, полезных для селекционных целей.

Во всех хозяйствах есть настоящие любители лошадей, знающие толк в четвероногом друге че­ловека. Для этого необходимо закупить их в хозяйствах, где занимаются разведением пле­менных кобылиц и жеребцов-производителей бурятской породы для освежения и при­лития крови.

Соответственно для создания племенной базы бурятской породы лошадей в будущем необходимо органи­зовать племенные репродук­торы именно по этой породе. Это будет самым главным со­храненим и приумножением генофонда чистопородного поголовья бурятской породы лошадей.

Следует сказать, что в на­стоящее время на основании приказа Департамента пле­менной службы Министерства сельского хозяйства Россий­ской Федерации утверждены племенными репродукторами по бурятской породе лоша­дей: СПК «Мыла» Закаменско­го района, приказ № 159 от 27 февраля 2012 года, с общим поголовьем – 534 головы, СПК «Домна», приказ № 164 от 27 апреля 2015 года, с об­щим поголовьем – 670 голов, СПК «Ульдурга» Еравнинского района, приказ № 165 от 22 мая 2014 года, с общим пого­ловьем – 631 голова.

Бурятская лошадь раз­водится весь год табунным способом, исключительно на подножном корме, она одна из самых мелкорослых лоша­дей Сибири. Очень близка по происхождению, типу и спосо­бу разведения к монгольской лошади, но несколько превос­ходит ее по росту.

Бурятская лошадь костиста, на коротких ногах. Она приспособлена к местным климатическим ус­ловиям, хорошо использует пастбища, может пастись в горах, в степи, а также в тай­ге, быстро нажировыется, в холодное время года обильно обрастает волосом. Она обла­дает повышенной жизненно­стью, делающей ее особенно ценной в районах с суровыми климатическими условиями.Например, в Баунтовском, Закаменском, Окинском, Се­веро-Байкальском, Муйском, Баргузинском, Курумканском, а также в Еравнинском рай­онах.

Кобылы бурятской по­роды, несмотря на суровые, долгие зимние тебеневки, питаются в этот период од­ной лишь скудной «ветошью», хорошо вынашивают жере­бят. Лишь в особо суровые, чрезмерно снежные или со­вершенно бесснежные зимы наблюдались выкидыши. За­жеребляемость бурятской ко­былы равна 75-90 процентам. Среди породы встречаются лошади 20 лет и старше, сохра­нившие работоспособность и дающие приплод. Долголетие – одно из ценных свойств этой породы.

Следует сказать, что пла­номерное улучшение бурят­ской лошади в прошлом не велось. Только в последние десятилетия такое улучше­ние проводится в республике путем отбора, подбора, бони­тировки, использования вы­сококлассных жеребцов-про­изводителей, соответственно, создания и утверждения племенного репродуктора по разведению чистопородной бурятской породы лошадей. Уже созданы три племрепро­дуктора с общим поголовьем 1835 голов, в том числе – 691 голова кобылиц.

При малом росте бурятской породы ло­шади отличаются удивитель­ной выносливостью, отлично приспособлены к круглогодо­вому табунному содержанию в условиях резкого континен­тального климата, зимой ми­нус 45-550, нетребовательны к кормам, неутомимы в рабо­те, особенно под седлом, спо­собны самостоятельно нахо­дить корм. Обладают хорошей адаптивностью.

Экстерьер – типичный для степ­ных пород. Оброслость – хорошая, особенно зимой. Масти – бурая, савра­сая, каурая, чалая, чубарая, мышастая, буланная и пегая. Очень устойчива к заболеваниям. После утверждения племенного репродуктора эти хозяй­ства могут и обязаны продавать пле­менных жеребцов-производителей и кобылиц чистопородной бурятской породы в хозяйства республики, а так­же за ее пределы за хорошие деньги.

Для этого в хозяйствах непременно должны работать высококвалифици­рованные специалисты с высшим об­разованием: главный зоотехник, зо­отехник-селекционер и племенные учетчики для наведения надлежащего порядка в первично-зоотехническом учете согласно родословности пле­менных животных.

Следует сказать, что век механиза­ции несколько снизил их роль в жизни человека, но без коня не обойтись. Без лошади не могут работать скотники, пастухи, табунщики, чабаны, охотни­ки и геологи. Есть места, угодья, куда технике не добраться. Без лошади, славного многовекового друга, духов­ный мир человека обеднеет, ему всег­да будет не хватать его. Ведь помимо всех своих достоинств, лошади – на­дежный, вездеходный и экологически чистый транспорт. Именно последнее преимущество перед любым другим видом транспорта обеспечивает в наш космический век ее народнохозяй­ственное значение.

Уже нынче надо беспокоиться о смене – о тех, кто возьмет эстафетную палочку из рук опытных коневодов, чтобы не угасла эта древняя профес­сия ни в хозяйствах суровых горных районов, ни в других районах Респу­блики Бурятия, чтобы паслись на на­ших просторах тучные табуны.

Леонид Хардаев,

заслуженный зоотехник Республики Бурятия, ветеран труда,

заместитель начальника Государственного объединения по заготовке и реализации племенного скота (1975-2003 гг.).

Фото: Светлана Целовальникова

admin

Наверх