Лошади в упряжке как называются

Сбруей для лошади называется комплект специальных приспособлений, которые используются для упряжки лошадей в повозку, их седлания и успешного управления.Конскую упряжь необходимо подбирать под каждую лошадь отдельно. Качественно изготовленная упряжка способна обеспечить безопасность передвижения, комфортность управления и будет удобной для коня. Именно поэтому к ее выбору стоит подходить очень ответственно, потому что от сбруи зависит здоровье и качество работы животного.

Смотря на число лошадей в упряжке, сбрую принято разделять на:

Основные детали упряжи

Основные части конской сбруи такие:

  • Хомут, который является самым важной частью упряжи. Его главной задачей принято считать равномерное расположение веса повозки на шею и плечи лошади. Эта деталь размещается на шее коня около его холки, а внизу проходит вдоль основания шеи. Размеры и форму хомута необходимо подбирать строго индивидуально.
  • Шлея, которая помогает избежать сползания хомута при движении лошади. Она представляет собой пару продольных, откосных и поперечных кожаных ремней.
  • Узда, которая одевается на голову животного и используется для его управления. Она изготавливается с одним, несколькими или без удил. Уздечка без удил применяется для сдерживания коня при его передвижении без упряжи.
  • Вожжи, которые необходимы для дистанционного контроля животного. Они изготавливаются в виде гладких, длинных и прочных ремней. Края вожжей нужно соединить с удилами.
  • Седелка, которая является конструктивной частью упряжи. Она используется для поддержки оглобель.
  • Чересседельник, который изготавливается в виде ремня и крепится на оглобле через седелку.
  • Подпруга, которая применяется для надежного крепежа седла. Она представляет собой прочный и широкий ремень.
  • Основные виды сбруи

    Стоит рассмотреть, какие бывают разновидности конной сбруи. Специалисты выделяют по своему назначению такие виды упряжи для лошадей:

  • транспортные;
  • сельскохозяйственные;
  • выездные.
  • Транспортная подпруга используется для снаряжения повозок, необходимых для перемещения небольших грузов и людей. Из-за довольно маленьких нагрузок, подобные конструкции отличаются небольшой массой и выполняются в расчете на упряжки с большим количеством лошадей.

    Сельскохозяйственная подпруга для животных бывает пароконной и одиночной. Строение выездной сбруи отличается большим разнообразием. Их конструкция зависит от общего числа животных, которые будут передвигать телегу. Далее, стоит рассмотреть остальные популярные виды подпруг.

    Одноконная сбруя

    Одноконная упряжь для животных изготавливается в бездуговом и дуговом варианте. Исходя из названия, подобные приспособления рассчитаны на одну дугу для лошади. Дуговые сбруи состоят из дуг, хомутов, вожжей, гужей, супони и других элементов. В сбруях без дуги основную массу телеги берет на себя широкая и качественная шлея. Очень часто вместе с одноконной упряжью принято использовать короткие оглобли, которые присоединяются к седелке, а не к хомуту.

    Постромочная сбруя

    Постромочная сбруя изготавливается довольно просто. По этой причине сделать ее своими руками очень просто. Но ее применение способно принести большой дискомфорт, потому что при движении вперед плохо контролируется передвижение телеги. Такая упряжь для животных способна обеспечить хорошую тягу из-за хомута и постромок. Эта сбруя содержит небольшое количество необходимых узлов, которые несут ответственность за стабилизацию телеги. Подобную конструкцию стоит снабдить дополнительными тормозными колодками.

    Постромочно-дышловая сбруя

    Она используется для пароконных и одноконных повозок. При применении подобной упряжи обеспечивается хороший контроль над перемещением телеги. В случае если смотреть детали сбруи коня этого типа то главным элементом тут является дышло. Из-за этого подобная конструкция выступает плохим вариантом для применения в сельском хозяйстве. Главным недостатком тут считается большое давление дышла на хомут, а это может вызвать дискомфорт у лошади.

    Сбруя комбинированного типа

    Комбинированный тип сбруи является европейской разработкой. Ее используют, чтобы снаряжать телеги, в которые запрягается большое количество животных. При этом кони располагаются в упряжке согласно размерам, росту и силе. Например, около телеги ставятся сильные кони, которые способны сдержать движение. Потом находятся лошади беговой породы, соединяющиеся с дышлом специальными постромками. Спереди ставятся самые слабые пристяжные кони, которые могут задать правильное направление движения. Пристяжные кони тоже запрягаются при помощи постромок.

    Максимальная скорость движения, силовые возможности, комфортность управления и удобство животного при езде зависит от качества применяемой упряжи. Сборка и подгонка изделия под размеры коня способствует эффективной и долгой эксплуатации этого приспособления. Умный подход к приобретению конной упряжки поможет увеличить безопасность движения.

    По назначению запряжки разделяются на транспортные, сельскохозяйственные и выездные.

    В зависимости от используемой упряжи запряжки делят на:

  • оглобельно-дуговую («русскую»)
  • оглобельно-постромочную
  • постромочно-дышловую
  • постромочную
  • комбинированную
  • Оглобельно-дуговая

    Оглобли — пара прямых или слегка изогнутых стержней, надетых одним концом на ось повозки (или прикреплённых к саням). В русской запряжке обычно прикреплёны к дуге, распирающей оглобли и прихваченной к хомуту гужами. Оглобельно-дуговая запряжка бывает одиночная, парная (одна лошадь в оглоблях, одна пристяжная «на отлёте») и троичная, с парою пристяжных (коренная идет в оглоблях под дугой). Пристяжные лошади при этом прикрепляются к вальку, в свою очередь присоединённому к ваге.

    Оглобельно-постромочная

    В оглобельно-постромочной (также английской) одиночной запряжке дуга отсутствует; лошадь тянет за постромки, прикреплённые к хомуту, а оглобли служат только для поворотов и сдерживания повозки на спусках. Зачастую используются укороченные оглобли, прикрепляемые не к хомуту, а к седёлке. Для более лёгких повозок используется также шорочная запряжка, где вместо хомута используют шорку.

    Дышло — одиночная оглобля в парной упряжи. Комель дышла присоединён к поворотному передку (или единственной оси) повозки, вершина присоединена ремнями к хомутам. Дышло поворачивает передок и везёт за собою всю повозку. Тяга обычно осуществляется через постромки.

    Дышло также используется в четвёрке в ряд (также тачаночная запряжка, в античности квадрига), где средние лошади запрягаются в дышло, а крайние (пристяжные) тянут за постромки, прикреплённые в концам ваги.

    Постромочная запряжка без оглобель и дышла является очень простой, но не позволяет сдерживать повозку и потому используется при сельскохозяйственных работах или с повозками, оборудованными тормозом.

    Комбинированная запряжка представляет собой сочетание оглобельной или дышловой запряжки с постромочной; используется в случае большого числа лошадей. Категории лошадей в комбинировнной запряжке называются:

  • коренник — лошадь, запряженная в оглобли или припряженная к дышлу. Коренники используются не только для тяги и поворота, но и для сдерживания повозки. В качестве коренников используют лошадей более рослых и массивных.
  • пристяжная — лошадь, расположенная рядом с коренником в паре, тройке или тачаночной запряжке. Припрягается с помощью постромков, тянет вперёд и участвует в поворачивании повозки.
  • выносная — лошадь, припряжённая впереди коренника постромками и тянущая вперёд.
  • Цуг — вид упряжки, в которой лошади идут гуськом (запряжка гусём) или парами, одна за другой. При запряжке цугом пар лошадей используется дышло, к которому припрягаются одна или (в случае шести или более лошадей) две пары коренников; остальные лошади — выносные.

    Способы запряжки в современном русском языке

  • Закон, что дышло, куда повернёшь, туда и вышло
  • Повернуть оглобли — уйти
  • См. также

    Примечания

    1. ^ Т. Ф. Ефремова, Современный толковый словарь русского языка. АСТ, 2006.
    2. Литература

    3. Энциклопедия военных и морских наук, под ред. Г. А. Леера. Санкт-Петербург, 1888. Т. III, статья «Запряжка»
    4. Ссылки

      • Разновидности конных запряжек на сайте «Орловский рысак»
      • Упряжь или сбруя
        Общие сведения Конская упряжь · Упряжка (запряжка)
        Для верховой езды Нахрапник · Недоуздок · Поводок · Поводья · Подпруга · Потник · Псалии · Седло · Стремя · Торока · Удила (Мундштук, Трензель) · Узда (сбруя) · Чепрак · Шпоры · Шпрунт
        Для езды в упряжке Барки · Гуж (упряжь) · Дуга (упряжь) · Дышло · Седёлка · Супонь · Оглобля · Подпруга · Подпузень · Постромка · Хомут · Чересседельник · Шлея · Шорка · Шоры
        Прочие приспособления
        для управления животными
        Аркан · Кнут · Корда · Лассо · Остол · Плеть · Стек

        В этой статье имеется список источников или внешних ссылок, но источники отдельных утверждений остаются неясными из-за отсутствия сносок.

        Wikimedia Foundation . 2010 .

        Смотреть что такое «Упряжка» в других словарях:

        УПРЯЖКА — УПРЯЖКА, упряжки, жен. 1. Несколько лошадей, запряженных вместе. Упряжка вороных. Шестерик в упряжке. 2. Группа горнорабочих, работающих на одном объекте в данной смене (горн.). 3. Запряженная повозка (обл.). Обоз в десять упряжек. 4. только ед.… … Толковый словарь Ушакова

        упряжка — См … Словарь синонимов

        УПРЯЖКА — УПРЯЖКА, упряжнойи пр. см. упрягать. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

        УПРЯЖКА — УПРЯЖКА, и, жен. 1. Несколько упряжных животных, запряжённых вместе. Конная у. Собачья у. В одной упряжке (также перен.: в постоянном и тесном рабочем общении; разг.). 2. То же, что упряжь. | прил. упряжечный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова.… … Толковый словарь Ожегова

        УПРЯЖКА — Вторая упряжка. Дон. То же, что второй упруг (УПРУГ). СДГ 3, 172. Первая упряжка. Дон. То же, что первый упруг (УПРУГ). СДГ 3, 172. В одной упряжке. Разг. Вместе, сообща, в постоянном и тесном рабочем общении (делать что л.). БМС 1998, 586 587;… … Большой словарь русских поговорок

        Упряжка — I ж. 1. Несколько лошадей или другой живой тяги, запряженных вместе. 2. местн. Запряжённая повозка. II ж. Совокупность предметов и приспособлений для запряжки лошадей или другой живой тяги; упряжь I. III ж. местн. Расстояние, которое проезжают в… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

        упряжка — упряжка, упряжки, упряжки, упряжек, упряжке, упряжкам, упряжку, упряжки, упряжкой, упряжкою, упряжками, упряжке, упряжках (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

        упряжка — упр яжка, и, род. п. мн. ч. жек … Русский орфографический словарь

        По количеству лошадей в упряже запряжки делятся на следующие виды:

        С одиночной упряжью всё понятно.

        А вот две лошади могут запрягаться или другом за другом (гусем или, по-старинному, цугом) — это тандем, или рядом — это пара.

        Запряжка с тремя лошадьми тоже имеет несколько вариантов: русская тройка, тройка гусем, рэндом (или рандом), а также арбалет.

        Четыре лошади запрягаются или четвериком (две пары цугом), или тачаночной запряжкой.

        Пять лошадей в упряже обычно запрягаются пятериком (венгерская почта).

        Шесть лошадей обычно запрягаются шестериком: три пары цугом.

        А вот семь лошадей+ в упряже — это случается только в особых случаях, как-то современные шоу или какие-либо коронационные шествия.

        Вообще какого-то одного числа не существует, так как есть различные упряжки и количество лошадей может быть совершенно разные. Ведь может быть упряжка, в которой всего одна лошадь, бывает две, три, четыре, шесть и даже больше, но больше шести конечно практически не бывает, а если и бывает, то крайне редко. Вообще наиболее популярны упряжки с одной, тремя или же шестью лошадьми. То есть, если лошадей используют в упряжке для личных нужд, то в упряжке бывает одна лошадь. Когда бывают какие либо соревнования, то часто соревнуются на тройках лошадей. А вот все остальные упрядки сейчас редко увидишь, ведь они были лишь в старые времена, ещё на Руси. К примеру раньше всякие знатные люди, бояре, цари и так далее, ездили на шестерки лошадей, то есть это когда две тройки запряжены цугом, то есть в два ряда, друг за другом. Хотя упряжки могут быть различными, начиная от одной лошади и до семи и даже более, но больше шести коней в кружке бывает крайне редко, такого вообще практически не встретишь, тем более в наше время.

        Жгут лошади является типом лошади галса , что позволяет лошади или другая лошадь , чтобы быть привод и тянуть различные конные транспортные средства , такие как тележки , вагон или сани . Шлейки могут быть также использована для животных устройства для других нагрузок , таких как плуг или канала лодка .

        Есть две основные категории конской упряжи: «breaststrap» или «breastcollar» дизайн, а воротник и Хеймс дизайн. Для легкой работы, такие как лошади шоу конкурса , где используются легкие повозки, упряжь нужно только breastcollar . Он может быть использован только для легкой буксировки, так как он ставит вес груза на грудине лошади и близлежащей трахее. Это не самая тяжелая скелетная область; также тяжелые нагрузки могут сжиматься трахею и уменьшить подачу воздуха лошади.

        В противоположность этому , воротник и жгуты помещает вес груза на плечи лошади, и без каких — либо ограничений на подачу воздуха. Для тяжелых вывозки, жгут должен включать в себя лошадь воротник , чтобы позволить животному использовать весь свой вес и силу.

        Компоненты жгутов , предназначенные для других животных (например, ярмо , используемого с быками ) не подходят для лошадей и не позволить лошади работать эффективно.

        Ввод упряжь на лошади называется обуздывать или обуздывать вверх . Присоединение проводов к нагрузке называется положить на ( Британские острова ) или сцепки ( Северная Америка ). Порядок надевания компонентов жгутов зависит от дисциплины, но когда используется лошадь воротник, он обычно ставится на первое.

        содержание

        история

        На протяжении всего древнего мира, Жгут «горла и-распорки» было использовано для обуздывать лошадь, вытащили тележку ; это очень ограниченная способность лошади напрягаться, как это постоянно задыхались на шее. Картина на лаковых коробке от государства Чу , приуроченного к 4 — м веке до н.э., показывает первое известное использование ярма помещенного через сундук лошадей ШЕРСТИ, со следами , подключающихся к колеснице валу. Жесткое ярмо на груди лошади постепенно заменено ремнем груди, который часто изображается в резных рельефах и штампованный кирпичами гробниц из династии Хань (202 г. до н.э. — 220 г. н.э.). В конце концов, лошадь воротник был изобретен в Китае, по крайней мере , на 5 — м веке.

        части

        Части жгута проводов включают в себя:

      • Воротник, чтобы позволить лошадям упираются жгутом с его плечами и грудью. Две основные альтернативные варианты (с некоторыми промежуточными типами):
        • Лошадь воротник (или полный воротник ). Проложенном петля плотно прилегают вокруг шеи лошади, заостренные на вершине , чтобы соответствовать гребню шеи. Используется для тяжелее вытягивать, особенно при использовании без валек или whippletree .
        • Breastcollar . Проложенном ремень работает вокруг груди из стороны в сторону. Используется для легкой работы, или несколько более тяжелой работы , он используется вместе с валек равномерно на каждом шагу без трения.
        • Хеймс (если полный воротник используется). Две металлические или деревянные планки, которые принимают полную силу тяги, проложенные за воротник.
        • Шлея/ б г ? t? ? ? / . Ремешок вокруг зада лошади, позволяя установить обратно и замедлить автомобиль, как правило , подключен к валам или полюсу транспортного средства (также известное как дышлу). Используется для одной лошади, пара, или в большой команды, только для транспортных средств (животного или пара ближе к транспортному средству). Лидеры в команде не казенная часть , так как они находятся в передней части валов или полюса , и поэтому не может замедлить автомобиль. Казенная часть также может быть опущены в тонкой упряжке , или когда тележка очень легкая или имеет эффективные тормоза на колесах.
        • Следы . Лямки или цепи , которые принимают тянуть от breastcollar или Hames к нагрузке.
        • Жгут седло или «коврик». Небольшая поддерживающая часть упряжи , которая лежит на спине лошади, не то же самое , как езда седло .
        • Обхват . Ремешок , который идет плотно вокруг обхвата лошади прикрепить жгутое седло.
        • Живот-группа. Ремешок, который идет более свободно под животом лошади, вне обхвата. Предотвращает валы поднимаются, особенно на двухколесный транспортном средство (где вес на задней части тележки может кончики переднего вверх).
        • Назад группа. Ремень проходит через трапеции седло, чтобы присоединиться к группе живота с каждой стороны. Принимает вес валов или полюса. В корзину жгуте она заменяется цепью, работающей в паз в седле жгута, подключили к валам с обеих сторон.
          • Раздвижная назад группа. В двухколесный транспортном средстве, валы закреплены на транспортное средство, чтобы держать его уровень. На стороне склона, один вал будет выше, чем другие, и в этом случае задней группа, как правило, разрешается скользить вбок через трапецию седло, так что лошадь может ходить в вертикальном положении без нагрузки на жгуте.
          • Фиксированный резервную группу. В четырехколесном транспортном средстве, валы или полюс должны иметь возможность шарнирных вверх и вниз, чтобы лошадь и автомобиль, чтобы пройти над буграми и провалов. Часто валы независимо петлях, а на стороне склона они будут каждый шарнир, чтобы следовать за лошадью, и сползания полосы не требуется. Однако, если сползания полоса была использована с независимыми валами может позволить один вал ездить вверх выше, чем другие, и поэтому для таких валов задней полосы, как правило, крепится к седлу жгута проводов. На других четырех колесных транспортных средств, два вала шарнира вместе, и сползания группа нужна как для двухколесных транспортных средств.
          • Подпруга . Термин , используемый в некоторых легких тонких жгутах конструкций , чтобы описать комбинацию света и обхват жгута проводов седла.
          • Ложные мартингальная. Ремень проходит между передними ногами, от центра воротника до зоны живота, чтобы держать воротник в положении. Названный «ложь», потому что в отличие от истинного мартингалу он не присоединяется к уздечке или иметь какое — либо влияние на действия лошади.
          • Крупа . Мягкая подложка петли под основание хвоста, чтобы держать жгут от скольжения вперед.
          • Назад ремень. Ремешок крепится с помощью цикла через крупу D в задней части седла / прокладки или подпруги, чтобы прикрепить крупу
          • Вал буксиры, или просто тащит. Петли, прикрепленные к задней группе провести до валов автомобиля в фургоне или тонкий жгуте (не требуется в корзине жгуте, который крепится к крючкам на валах). Два типа:
            • Для двухколесный транспортных средств буксиров являются жесткими кожаными петлями, подходящих довольно свободно вокруг валов (которые жестко прикрепленных к транспортному средству), чтобы обеспечить гибкость в животном и движении транспортного средства по отношению друг к другу.
            • Для четырехколесных транспортных средств с самостоятельно шарнирными валами, буксиры ( Тилбурите буксиры ) кожаные ремни с пряжками плотно вокруг валов так , что они двигаются вместе с животным.
            • Terrets . Металлические петли на седло и воротник для поддержки вожжи. Уздечки задних животных большой команды могут также иметь terrets принять линии животных на фронт из них.
            • Поводы или линия . Длинные кожаные ремни (иногда веревки) , идущие от бита к рукам водителя, используемые для руководства лошадей. В командах нескольких животных они могут быть соединены друг с другом таким образом, водитель должен иметь только одну пару.
            • Оголовье : При работе в упряжи, большинство лошадей носить специальную уздечку , которая включает в себя функцию , не видели в уздечках , используемые для верховой езды. Они , как правило , включают слепоту , называемые также шоры или шоры , сзади и сбоку глаза лошади, чтобы предотвратить его от отвлекаясь на телеге и другой деятельности за ним. Осваивать гоночные лошади иногда имеют теневой рулон на переносье уздечки для той же цели.
            • Биты для упряжи (часто немного Ливерпуля , но уздечка Уилсон также популярна) могут быть аналогичны тем , которые используются для верховой езды, особенно в мундштуке , как правило , работают с мундштуком и регулируемой рычаги , чтобы помочь сбалансировать влияние вожжей на разные лошадях в команде. Узд тыловых лошадей в команде (на квадроциклах в четыре-лошади команды на, и оба транспортных средств и центр лошадей в шесть лошадиных команды) часто имеют кольца на каждом конце Browband, через которые линии передних лошадей проходить.
            • Некоторые лошади тянущие легкие транспортные средства, в частности , на конных выставках и других публичных выставках, может иметь overcheck , чтобы помочь им в проведении желаемого положения головы, а также из соображений безопасности (чтобы избежать головы и шеи лошади происходит под валом в спотыкаться). В некоторых случаях специально разработанные работы мартингальная также могут быть добавлены. Более свободный overcheck также может быть использован в рабочем жгутом , чтобы предотвратить лошади пасутся. В overcheck крючки на пьедестале на трапеции седле.
            • Конская сбруя . Латунные таблички установлены на кожаных ремешках, которые используются для украшения, особенно на работе упряжи. Сделано в очень широком диапазоне конструкций.
            • Показать жгут

              Показать жгуты для света корзины вождения имеет breastcollar вместо лошади воротник и сделаны с сильной , но изысканным видом кожи в течение, как правило , черной и полированной. В проекте лошади показа и комбинированных вождения , конные вороты видно, но Жгут кожа все еще очень полированной и хорошо готовой.

              Перевозка или ван Жгут

              Меньший вес , но сильный Жгут похож показать жгут, используемый для буксировки легковых автомобилей , таких как багги или тележки, или других легких грузов. В следах присоединять либо к валам транспортного средства или самому транспортному средству, и жгутым провода могут иметь либо лошадь воротник или breastcollar .

              Гонки жгут

              Гоночная упряжь, как шоу упряжь, является breastcollar Жгут. Лошади прицепили к очень легкой двуколке, называется Sulky . Большинство гонки жгуты включают бегущий Мартингейл и overcheck. Иногда бега лошади мчались с «открытым» уздечки, тот , который не имеет шоры. Специализированное оборудование, называется шагать путы, добавляются в упряжку скаковых лошадей , которые темп для того , чтобы помочь им сохранить свою походку .

              Корзина или вагон Жгут

              Проводка для буксировки тяжелых транспортных средств всегда есть лошадь воротник . Следы часто делаются из цепи и прикрепить к петлям на осях автомобиля. Цепь крепится к валам может быть передана через седло , чтобы нести их вес. Вожжи веревки или кожи, в зависимости от региона мира.

              Плуг жгут

              Подобно корзина жгут , но без шлеи, используется для тащили нагрузки , такие как плуги , бороны , канал лодка или бревна. Этот стиль также используется на лидерах в команде животных тянущих автомобиль. Следы прикрепиться к whippletree позади лошади , и это то тянет нагрузку (или в больших командах может прикрепить к дальнейшему whippletrees).

              Есть два основные типа плуга жгутов: Новая Англия D-Ring и Западные жгуты. Новая Англия D-кольцо делает использование металла D образного кольца, что позволяет угол девяносто градусов, чтобы поддерживать на стыке переднего и след Hames независимо от высоты навесного оборудования тянет. Западная Жгут не обеспечивает такую ??гибкость, но есть и другие полезные свойства, такие как ремень, который идет от britchen до воротника, который останавливает тягу от подъехав и ударяя лошадей в лице при спуске по крутому склону.

              Этот вид скачек пользуется популярностью в Соединенных Штатах и Австралии. Обычно такие гонки являются испытанием рысистых пород лошадей на резвость. Состязания проводятся в беге рысью на дистанции 1600, 2100, 2400 и 3 200 м. Лошадей запрягают в беговую качалку, представляющую собой двухколесный экипаж. Иногда лошадей выпускают под седлом. Основное условие заезда – лошадь должна соблюдать устойчивую четкую рысь. Если она перешла на галоп, либо на другой ход, лошадь дисквалифицируют. У российских наездников для исправления хода лошади дается время. Лошадь должна преодолеть дистанцию за минимальное время.

              Существует два вида движения: троттинг и стимуляция. Отличаются они тем, что в первом случае лошадь движется по диагонали – передняя левая и задняя правая ноги двигаются одновременно, потом наоборот. Выглядит это так, будто лошадь идет вприпрыжку. Стимуляция – это одновременное движение сначала правых ног, потом левых. Лошади, которые могут работать в таком стиле, двигаются быстрее, чем в стиле троттинг.

              Гонка начинается с выстраивания упряжек лошадей сзади моторизованных ворот. Лошади движутся за воротами до линии старта, затем ворота убираются автоматически, и начинаются скачки. В США заезды составляют обычно одну милю. В исходе соревнования очень важна дистанция трассы, т. к. на более коротких расстояниях особую ценность имеет хороший старт: сложно совершить обгон, когда лошади в упряжке. Соответственно, большую роль играет первый поворот, но на более длинных трассах есть больше прямых участков для обгона.

              Испытания лошадей рысистых пород в беге рысью на резвость называется рысистыми бегами. Лошадей запрягают в беговую качалку – двухколесный экипаж для бегов, редко – под седло. Человека, управляющего лошадью в качалке или седле, называют наездником. Цель рысистых бегов – правильно организовать испытания лошадей, когда она проходят рысью определенные дистанции с максимально возможной скоростью, а также выбрать лучших рысистых производителей, способствуя этим улучшению упряжных пород лошадей.

              Были проведены опыты, в соответствии с которыми сделали вывод: для того, чтобы поддержать известную породу, нужно не только выбирать производителей, но и периодически тренировать их в работе. Поэтому созданный в Англии кровный скакун постоянно тренировался в скачке, и это продолжается и сейчас. Также поступают и в США: постоянно проводятся тренировки в рыси путем испытаний американского рысака, созданного из кровной английской лошади.

              Русского орловского рысака создал граф А. Г. Орлов-Чесменский, которого можно считать основателем российского бегового спорта. На Донском поле напротив дворца графа стоял ипподром, где он участвовал в состязаниях с другими любителями. После смерти Орлова в Москве временно бега были прекращены. В 1812 г. их снова открыли на том же месте, зимой бега проводили напротив Кремля на Москве-реке. Несмотря на то, что в России конская охота и рысистые скачки были одним из любимых развлечений купцов и помещиков, правильной их организации не было.
              Изначально легкоупряжные рысистые лошади выводились в XVIII—XIX вв. только для перевозки людей. Так как резвая рысь – это искусственный аллюр, которым способна идти не каждая лошадь в упряжке, люди стремились выявлять их путем испытаний, а потом в соответствии с результатами таких испытаний, отправлять лошадей на племя.

              Впервые рысистые бега состоялись в 1554 г. в Нидерландах. Потом такие состязания стали проводиться в Англии, в них участвовали знаменитые и резвые тогда норфолкские рысаки, затем во Франции, где состязались нормандские лошади. Сначала животных испытывали только под седлом, во Франции это стало традицией, которая сохранилась по сей день.

              В России первые рысистые бега и рысаков в упряжке состоялись в 1776 г., именно тогда граф А. Г. Орлов-Чесменский начал проводить испытания своих лошадей, явившихся родоначальниками орловской рысистой породы. За границей впервые испытания рысистых лошадей в упряжке проводились в 1829 г. Тогда уже запретили галоп, и лошади должны были идти только рысью. Изначально в России, являющейся родоначальницей бегов в упряжке, коней испытывали в русской упряжи: в зимнее время в санях с дугой, а летом – в 4-колесных дрожках. Немного позже американцами были придуманы легкие 2-колесные «американки» с очень большими колесами, потом их уменьшили, сделав обычного размера, и дали название «сулки». Сейчас в СНГ такой экипаж называют «качалкой».

              Условия состязаний также менялись. До революции в России лошади соревновались поодиночке, а не группой. Каждая лошадь бежала на время, ее сопровождала бегущая галопом другая лошадь (поддужная). Она помогала рысаку держать ритм и темп движения, поддерживая ощущение борьбы. Лошади двигались не по кругу, как сейчас, а по прямой. В конце прямой рысак сворачивал, обегая специальный столбик, и двигался обратно. С учетом того, что состязания тогда проводились только на длинные дистанции, так неудобно поворачивать лошадям приходилось не раз. Приз получал тот рысак, который быстрее всех пробежал по времени. В данном виде испытаний было много недостатков.

              Вскоре американцами был изобретен способ движения лошадей на ипподроме по кругу с нивелированными виражами. Это значительно сократило потерю времени. Лошади стали состязаться не поодиночке, а группой по 5-10 скакунов. Американская система существенно повлияла на испытания рысаков в России, что позволило создать короткие дистанции — 1067 м, что равно 1 версте и 1600 м, что составляет 1,5 версты.

              Правила проведения бегов рысистых пород лошадей

              Породы лошадей-рысаков. В настоящее время в мире проводятся испытания лошадей нескольких рысистых пород. В Соединенных Штатах, Канаде и большинстве стран Европы испытания проходят американские рысистые лошади. Во Франции в основном испытывают лошадей французской рысистой породы и франко-американские помеси. В скандинавских странах кроме призовых лошадей американских и франко-американских пород испытывают местные породы лошадей: шведские, финские и норвежские.

              В правилах проведениях бегов разных стран есть небольшие различия, но в основном они одинаковы. На ипподром лошади поступают в 2-летнем возрасте, в США и Канаде расцветом сил лошади считается 2-3-летний возраст, в России, Украине и некоторых странах Европы – 4-6-летний, во Франции и Швеции – 6-10-летний возраст. Беговая карьера рысака в среднем заканчивается в 8-10 лет. Каждый ипподром устанавливает свои возрастные ограничения. Например, на Венсенском ипподроме не выступают лошади, которым более 10 лет, а на некоторых ипподромах Швеции с успехом бегают 12-14-летние рысаки. Срок испытания лошадей в Украине составляет не более 10 лет.

              Группу состязающихся на ипподроме рысаков называют «заездом». Участвующая в заезде лошадь должна двигаться четкой устойчивой рысью. Если же она переходит на галоп, происходит сбой, что в некоторых странах влечет дисквалификацию лошади. В нашей стране у наездника есть время для исправления хода лошади. В зависимости от возраста рысака, определяется число скачков, после которых лошади объявляют проскачку – дисквалификацию как для наездника, так и для рысака. Для старших по возрасту лошадей определяется меньшее количество скачков в заезде. Бывает, что лошади объявляют «неправильный ход» — любой вид аллюра, исключая рысь и галоп: иноходь и неправильную рысь, когда происходит не синхронная работа ног лошади. Если лошадь пошла неправильным ходом, ее сразу дисквалифицируют. Также это происходит, когда она прошла галопом финишный столб, либо у нее было больше, чем два сбоя на дистанции 1600 метров. На длинных дистанциях разрешается три сбоя.

              Кроме этого, для каждой породы и возраста лошади установлен стандарт резвости. Если она не уложилась в стандартное время, ее тоже дисквалифицируют, независимо от того, какое она заняла место. В дальнейшие заезды лошадь допускают только после того, как она пройдет квалификационную езду. Те рысаки, которые периодически показывают низкие результаты резвости, снимаются с испытаний.

              Старт. В разных странах, а иногда и на одном ипподроме старт осуществляется по-разному. В Соединенных Штатах, Канаде и СНГ применяется в основном автостарт – специальная машина, выравнивающая за собой участников. Также она распределяет их по номерам и дает разгон перед стартом до максимальной скорости. Данная машина была изобретена в 1930 гг. в США. Благодаря автостарту почти невозможен фальстарт, и не теряется время из-за плохого разгона. В европейских странах тоже используют автостарт, но зачастую лошади стартуют с вольтстарта – выбегая из поворота. Тут фальстарт бывает намного чаще, ровный старт определяется при помощи лазерного луча. Дистанции для испытания рысаков в разных странах также отличаются. Например, в Соединенных Штатах почти всех рысаков испытывают на короткой дистанции – 1609 м, что равно 1 миле. В европейских странах на такую дистанцию бега почти не проводят, там чаще организуют бега от 2100 до 4125 м. Основной дистанцией бегов, проводимых в России и Украине, является 1600 м, но также рысаков испытывают и на дистанциях в 2400, 3200 и 4800 м.

              Правила проведения бегов рысаков в Украине

              На украинских ипподромах проводятся испытания 4-х пород рысаков: орловской, русской, американской и французской. Также стандартной считается дистанция в 1600 м. Карьера рысака начинается в 2-летнем возрасте, очень редко – в 3-летнем. Лошадей, возраст которых 2 года, испытывают только в качалках и только на стандартной дистанции (1600 м) в один гит. Лошадей в возрасте постарше в заезд с 2-летними не допускают. Лошадей в возрасте 3 лет тоже допускают к испытаниям только со своей возрастной категорией. Дистанция также 1600 м в 1 или 2 гита, либо дистанция в 2400 м. Лошади 4-х лет первые полгода (до того, как примут участие в розыгрыше Дерби), участвуют в испытаниях только со своей возрастной категорией, во второй половине годы они могут выступать с лошадьми постарше. Их испытывают на дистанции 1600 м в 1, 2 и 3 гита и на дистанциях 2400 м и 3200 м. Лошадей старшего возраста испытывают и на дистанции 4800 м. Допускается произвольный вес наездника. Орловских рысаков испытывают в закрытых заездах, другие породы в них не участвуют. «Призовые породы» лошадей, к которым относятся русские и американские, могут принимать участие в одном заезде, называемом открытым. В него же теоретически допускают и орловских рысаков. В случае победы орловского рысака в открытом заезде, либо получения любого призового места, он получает 30% доплаты. Также бывают заезды, предназначенные только для жеребцов определенной возрастной категории, либо только для кобыл. Меринам участвовать в испытаниях не разрешается.

              Наездники

              Для того чтобы участвовать в призовых заездах на рысаках, необходимо иметь специальное образование, а также обладать навыками тренера-наездника. После распада СССР, участвовать в призовых заездах разрешили наездникам-аматорам, получавшим навыки такой езды прямо на ипподромах.

              Каждый наездник имеет свою квалификацию, распределяющуюся следующим образом:

            • наездник III категории – это лицо, занимающееся испытаниями и тренировками рысистых пород лошадей на ипподромах. Человек должен иметь специальное образование, полученное путем окончания учебного заведения, где им был пройден курс теории и практических занятий по тренингу и испытаниям рысаков. Кроме этого, он должен иметь не менее 20 стартов на государственных ипподромах или не менее чем 3-летний стаж и выигрыш 30 первых мест в розыгрыше призов;
            • наездник II категории – звание, которое получают лица, занимающиеся испытаниями и тренировкой рысаков на ипподромах и имеющие специальное образование, закончившие учебное заведение и прошедшие курс теории и практики по испытаниям и тренингу рысаков. Стаж их работа должен быть не менее 3-х лет и выиграть необходимо 60 первых мест в розыгрыше призов;
            • наездник I категории – звание, которое присваивают человеку, занимающемуся испытаниями и тренингом рысаков на ипподромах и имеющему специальное образование, закончившему учебное заведение и прошедшему курс теории и практики по испытаниям и тренингу рысаков. Стаж работы должен быть не менее 5 лет и выигрыш 150 первых мест в розыгрыше призов, а также не менее 10 – в розыгрыше традиционных призов, либо не менее 5 традиционных призов. Кроме этого, при розыгрыше призов должно быть выявлено 5 лошадей рысистой породы класса 2.10 и резвее, либо 3 лошади-рысака класса 2.08 и резвее;
            • мастер-наездник – это лицо, занимающееся испытаниями и тренингом рысаков на ипподромах, имеющее специальное образование, закончившее учебное заведение и прошедшее курс теории и практики по испытаниям и тренингу рысаков. Человек должен иметь не менее чем 5-летний стаж работы, выигрыш 350 первых мест в розыгрыше призов, а также не менее 20 – в розыгрыше традиционных призов, либо выигрыш не менее 10 традиционных призов и 3 международных призов. Кроме этого, при розыгрыше призов должно быть выявлено 5 лошадей рысистой породы класса 2.08 и резвее или одна лошадь класса 2.00 и резвее.
            • Мастер-наездник – это высшая профессиональная квалификация специалистов, занимающихся тренингом и испытаниями рысаков. В Советском Союзе наиболее престижным считалось звание «мастер-наездник международного класса». Его присваивал Международный Конгресс социалистических стран по коневодству, в соответствии с результатами выступлений на международных скачках. Звание учредили в 1955 г., когда проходил первый международный митинг социалистических стран. После распада СССР международная квалификация не присваивается.
            • Скачки в упряжке (Harness Racing) – эти скачки проводятся по трассе, которая имеет овальную форму. Лошади запряжены в легкие коляски, которые весят примерно 11 кг и являются современным прототипом древней колесницы, а дистанция составляет 1,6 км.


              История появления сбруи

              В Средние века акцент сместился на удобство упряжи. В этот период внешний вид сбруи претерпевает изменения, на ней становится меньше украшений. Она рассматривается как средство передвижения, которое должно характеризоваться механической крепостью. Декор используется вельможами и представителями знати.

              В коневодстве принято делить упряжь на несколько видов и типов. По назначению системы выделяют в 4 группы:

            • спортивные;
            • выездные;
            • сельскохозяйственные.
            • Постромочно-дышловая упряжь считается наиболее безопасной для человека. Дышло крепится к оглоблям жестким способом. Использование системы вызывает дискомфорт у животного вследствие давления хомута. При управлении двухколесной повозкой возможно травмирование лошади. Данный вид сбруи не используется в сельском хозяйстве.
            • Комбинированный тип системы используется при необходимости управления несколькими скакунами. Данный тип сбруи подразумевает использование оглобель, дышла и постромка.
            • Тачаночная упряжь является устаревшим видом, использовалась для управления телегами. Ее относят к разновидности постромочно-дышловой сбруи.

              Правильное обслуживание и хранение сбруи продлят срок ее службы.

              Упряжь для лошади – практически незаменимый аксессуар, который используется для удобства и самого хозяина, и животного. Первый с помощью такого снаряжения обозначает свой доминантный статус и получает возможность управлять конем без принуждения. Лошадь же с помощью упряжи учится исполнять возложенные на нее обязанности.

              Сегодня мы подробнее рассмотрим, что же такое конская упряжь – для чего она необходима, из чего состоит, какие вариации имеет. Также мы предлагаем подробную пошаговую инструкцию, из которой можно будет понять, как грамотно запрягать лошадь.

              Упряжь для лошади

              Содержание пошаговой инструкции:

              Когда люди начали использовать сбрую для лошадей?

              Археологические находки убедительно доказали, что примитивные варианты конской упряжи человек стал использовать за 2000 лет до н.э. Наибольшее распространение она получила в эпоху античности, когда начались великие военные походы.

              Древние греки, а за ними и древние римляне придавали большое значение оснащению своих боевых коней, а потому и сбруя для них изготавливалась с особым мастерством. В те времена было принято делать упряжь не только прочной, но и красивой.

              Обычай парадного облачения лошадей переняли европейцы. В средние века, в эпоху расцвета рыцарства, боевых коней и вовсе начали превращать в передвижные крепости, навешивая на них тяжеленные латы из железа. К счастью, данный вид упряжи быстро канул в небытие — не каждая лошадь могла нести на себе такой груз, только мощные, рослые, коротконогие породы, которые были не способны пускаться галоп, зато прекрасно умели выполнять роль живых танков и могли топтать своих противников.

              В эпоху Возрождения и Просвещения в моду стали входить изящные тонконогие арабские скакуны, для которых требовалась легчайшая упряжь. Некоторые ее элементы перешли из обихода арабских кочевников, другие были изобретены западными наездниками самостоятельно.

              Лошади средневековых рыцарей

              В России лошадь издавна исполняла сразу несколько ролей: была не только боевой подругой, но и верной помощницей в хозяйстве. Поэтому русские крестьяне придумали свой вариант упряжи, приспособленный специально для плуга и телеги. А еще коней запрягали по праздникам в красивые экипажи или сани, если дело было зимой, для чего использовались декоративные элементы сбруи.

              Знаменитые конные тройки с расписными дугами, бубенцами и лентами на них, с узорчатыми хомутами и красными кисточками на уздечках — это визитная карточка традиционной русской культуры и узнаваемый образ: «Русь — птица-тройка».

              Конная тройка в санях

              Особенности конской упряжи

              Лошади — свободолюбивые и темпераментные животные, которых невозможно подчинить своей воле силой. Чтобы найти с ними общий язык, людям следует проявлять терпение и заботу, но также обозначать свое приоритетное положение. Нельзя использовать в обращении с лошадьми грубость и причинять им боль, поэтому человеку пришлось придумать другой способ управления — так появилась конская упряжь.

              Для молодых животных облегченный вариант упряжи — это элемент воспитания, который служит для привития дисциплинарных навыков. Недаром до сих пор существует процедура «укрощения» молодняка. Коня объезжают, первый раз надевая на него уздечку и седло. После этого он признает человека своим хозяином и покоряется ему.

              Управление конем осуществляется с помощью системы ремней и вспомогательных деталей, которые в особом порядке размещаются на туловище. Сбрую используют как для езды верхом, так и для передвижения в повозке.

              Подобный вид снаряжения включает в себя множество элементов, которые в зависимости от конкретной ситуации, могут использоваться в разных комбинациях. Например, для того, чтобы тянуть повозку, лошадь придется обрядить по полной программе, а для вывода на смотровую дорожку на выставке достаточно только уздечки.

              Кожаные сбруи на мордах лошадей

              Чаще всего сбрую изготавливают из хорошей мягкой кожи. Ее качество играет огромную роль, потому что материал самым тесным образом соприкасается с телом животного.

              Упряжь должна быть легкой, но в то же время прочной, ее размещают на крупе особым образом, чтобы конь не испытывал дискомфорта и не поранился. Если ремни случайно натрут кожу лошади, она не сможет работать, а еще такой инцидент грозит серьезными заболеваниями.

              Неправильно размещенное седло, слишком туго затянутые удила, тесный повод заставят животное сбросить всадника или вызовут неконтролируемый стресс. Поэтому коневодам очень важно знать, как следует взнуздывать своих четвероногих питомцев.

              Лошадь в одной уздечке

              Из чего состоит сбруя?

              Снаряжение для лошади включает в себя множество элементов. Все они определенным образом состыкуются между собой, образуя единую систему. Состав деталей может изменяться в зависимости от типа упряжи. Например, хомут не используют для верховой езды, а седло — для повозки.

              Таблица 1. Основные элементы конской сбруи

              Элемент Описание

              Главная часть тягловой упряжи, используемой для прикрепления повозки или плуга. Представляет собой снаряд из двух деревянных изогнутых половинок, накладываемых на шею лошади. К хомуту присоединяют оглобли от возка.

              Накладывается на верхнюю часть спины, чуть дальше холки, служит для амортизации и смягчения толчков в то время, как лошадь тянет повозку.

              Закрепляется рядом с седелкой, служит для фиксации хомута и оглоблей.

              Амортизирующий элемент, который смягчает толчки от хомута во время поездки.

              Ремень, опоясывающий круп лошади, который удерживает всю сбрую на теле во время резкого торможения.

              Длинный тонкий ремень, закрепленный на голове и соединенный с удилами и поводом.

              Железный короткий стержень, просовываемый рот лошади и закрепляемый между зубами.

              Пристегиваются к удилам и служат для управления конем.

              Предназначено для езды верхом, также служит средством защиты спины лошади от чрезмерных нагрузок. Иногда данный элемент используют и при запрягании животного в повозку.

              Элементы конного снаряжения

              Основные виды упряжи

              Существует несколько классификационных групп конного снаряжения. Так, в зависимости от сферы использования, выделяют упряжь сельскохозяйственного назначения (для полевых работ), выездную (для конного спорта) и транспортную (для повозок). Кроме того разделение осуществляется по числу коней в упряжках, которые бывают одиночными, парными и многолошадными (от трех до 6-8 животных).

              Классификация производится также по способу запрягания, потому что от этого зависит, какие элементы сбруи будут или не будут использоваться. В данном случае выделяют семь групп.

            • Одноконно-дуговая — в повозку запрягают только одно животное, используют при этом деревянную дугу и полное гужевое облачение.
            • Оглобельно-постромочная — в данном случае присутствуют все элементы предыдущего варианта, кроме дуги. Ведущую роль гужевой детали выполняет шлея. Оглобли имеют укороченный размер и крепятся не к хомуту, а седелке.
            • Постромочно-дышловая — основным элементом является дышло, с помощью которого регулируются поворотные движения повозки. Таким манером можно запрягать и одного, и двух коней.
            • Постромочная — максимально упрощенный вариант без дуги и оглобель. Конструкция фиксируется с помощью хомута и постромочных ремней. Такой вид упряжи часто снабжают ручным тормозом, потому что иначе трудно остановить чересчур разогнавшуюся лошадь.
            • Тачаночная — устаревший вид упряжи, рассчитанный на 4 животных. Два из них в середине запрягаются с помощью дышла, а боковые лошади — с помощью постромок.
            • Комбинированного типа — применяется для большого количества коней: 6-8. Снаряжение включает в себя дышло, постромки и оглобли.
            • Цуговая — используется для шестерки лошадей. В дышло впрягаются коренные животные, а выносные пристегиваются постромками.
            • Комбинированная упряжка из шести лошадей

              Как правильно запрягать лошадь?

              Непосредственно перед надеванием сбруи на животное, снаряжение необходимо проверить. Все ремни и скрепляющие элементы должны быть целыми. Поврежденная упряжь может лопнуть из-за нагрузки, что опасно и для лошади, и для человека-возницы. Также нужно осмотреть коня, особое внимание уделить состоянию копыт и спины.

              Животное должно быть спокойным, если оно нервничает и мечется, то сначала следует выяснить причину такого поведения, которое может быть следствием стресса либо начинающегося заболевания.

              Расположение элементов упряжи

              Таблица 2. Пошаговая инструкция по запряганию лошади

              Иллюстрация Описание
              Шаг первый: сначала в рот вставляют удила, а сверху накидывается уздечка.
              Шаг второй: правой же рукой поднимите уздечку и проденьте ее между ушей, располагая на своих местах залобный и налобный ремни.
              Шаг третий: расправьте конструкцию, затем затяните ремень под нижней челюстью, но не сильно, чтобы не придушить животное — в зазор должен проходить кулак. Все ремни должны лежать ровно, без перекручиваний.
              Шаг пятый: наденьте на шею хомут, клещами вниз.
              Шаг четвертый: далее положите на переднюю часть спины лошади седелку и затяните снизу подпругу. Фиксировать этот элемент нужно в меру туго, чтобы не съезжал, но и не давил на живот.
              Шаг шестой: теперь подойдите к животному слева, пристегните и расправьте шлею, проследите, чтобы между крупом и ремнем остался зазор толщиной с ребро ладони.
              Шаг седьмой: далее возьмите в руку оглоблю и повод чересседельника — закрепите его петлей на деревянной палке, перекиньте через спину коня и повторите процедуру с другой стороны.
              Шаг восьмой: наденьте седельник и хорошо затяните подпругу.
              Шаг девятый: подровняйте оглобли до одинаковой длины, установите вертикально дугу, соедините ее с оглоблями и затяните гуж узлом. То же самое проделайте с другой стороны.
              Шаг десятый: возьмите ремень чересседельника, пропустите его под оглоблей и плотно примотайте к ней.
              Шаг одиннадцатый: перейдите к голове лошади, расправьте вожжи и протяните их через кольца удил, сначала слева, потом справа.
              Завершение: еще раз проверьте все узлы и натяжение подбрюшного ремня и шлеи.

              Видео — Процесс запрягания лошади

              Как распрягают лошадь?

              После тяжелой работы или долгой поездки животное сильно устает, поэтому снимать с него сбрую нужно быстро, но аккуратно. Сначала избавляются от повозки и ослабляют подруги, давая лошади отдохнуть около десяти минут. Ей необходимо успокоиться, иначе она может лягнуть или укусить человека в приступе раздражения.

              После того, как конь придет в благодушное настроение, с него снимают вожжи, подбрюшник и чересседельник, далее избавляются от хомута и седелки. Теперь животное необходимо тщательно протереть от пота, а если в конюшне холодно, то укрыть сверху попоной.

              После работы животное аккуратно избавляют от упряжи

              Уход за конной упряжью

              После снятия амуницию следует тщательно осмотреть на предмет возможных повреждений. Упряжь контактирует с кожей животного, а потому пропитывается потом, еще на ней оседают дорожные пыль и грязь. Все загрязнения тщательно стирают влажной губкой, а затем сбрую просушивают, после чего намазывают специальным воском.

              Раз в две недели все ремни промазывают седельным маслом, иначе они начнут трескаться. Не использующуюся упряжь развешивают на специальных стойках в хорошо проветриваемой комнате и тщательно расправляют, чтобы не образовывалось заломов.

              При должном уходе упряжь прослужит не один год

              Заключение

              Для управления лошадью используется специальная конструкция, называемая конной упряжью. Она представляет собой систему ремней и вспомогательных элементов, которые закрепляются на теле животного особым образом. Запрягать лошадь следует по определенному алгоритму. Непосредственно перед процедурой следует убедиться, что животное не нервничает и не испытывает проблем со здоровьем.

              Снаряжение тоже тщательно проверяют на предмет целостности. После того, как упряжь будет снята, ее нужно почистить и просушить, а затем развесить на стойках для хранения.

              Видео — Как сделать уздечку

              Николай Журавлёв главный редактор

              Автор публикации 20.11.2018

              Понравилась статья?
              Сохраните, чтобы не потерять!

              Качественные аксессуары очень важны при содержании лошадей, ведь эти трепетные животные прекрасно себя чувствуют не только при человеческой заботе и ласке, но и при использовании правильно подобранной упряжи. В этой статье мы рассмотрим, как правильно подбирать сбрую и запрягать коней.

              Описание и функции сбруи

              Сбруя — это все элементы, которые используются для седлания, запряжки и управления лошадью. Главное назначение упряжи — качественно и удобно для животного передавать его тягу для несения всадника или передвижения повозок разных типов. Для владельца амуниция его коня многие века считалась крайне важной, поэтому её подбору и настройке уделялось много времени. Сейчас ситуация намного проще: всю упряжь можно приобрести в специализированных торговых точках как поэлементно, так и в полном сборе.

            • Хомут — является основной составляющей головной части и всей упряжи, передаёт тяговое усилие. Он состоит из верхней части — покрышки, ремня, клещей, подкладки на шею, хомутины и горта.
            • Гужевые ремни (гужи, гужевые мочки) — соединяют оглобли с хомутом, на них держится и ободовый ремень.
            • Дуга — прикрепляет гужи к оглоблям. В некоторых видах запряжки не является необходимым элементом.
            • Седёлка — кожаная смягчающая подушка, которая амортизирует и помогает перенести перегрузку с плеч на спину животного во время езды по неровной дороге или пересечённой местности. Прокладывается под чересседельным ремнём, который держит оглоблю.
            • Уздечка — ремни, надевающиеся на голову коня, к которым крепится управляющая система.
            • Шлея — стопор системы, удерживающий хомут на месте.
            • Подбрюшник — компенсирует резкие движения оглоблей и хомута, предотвращая травмы животного.
            • Поводья, вожжи — элементы управления. За поводья лошадь ведут рядом с собой, а вожжи нужны для управления экипажем с повозки.
            • История появления

              Первая сбруя появилась около 5,5 тысяч лет назад на землях нынешнего Казахстана в тех местах, где предпринимались первые попытки человека укротить степных лошадей. Доказательствами служат найденные в этих местах части первобытного снаряжения — уже тогда человек начал думать, как одомашнить это животное и использовать его мощь для помощи в охоте и быту. Самые ранние хорошо сохранившиеся части упряжи найдены на Алтае, где во времена железного века существовала Пазырыкская культура. В те времена делались удивительно красивые сбруи с войлочными и кожаными элементами, украшенными сохранившимися металлическими элементами. Сбруи изготавливались мастерами, которые хранили свои секреты и передавали их только потомкам или приближенным ученикам.

              Упряжь делится на различные типы по количеству запрягаемых лошадей (от 1 до 8) и по применению (повседневная или парадная). Различают такие основные системы для управления лошадьми:

            • одноконная;
            • тачаночная;
            • постромочно-дышловая;
            • постромочная;
            • комбинированная;
            • цуг.
            • Рассмотрим подробнее каждый из перечисленных видов запряжки лошадей.

              Данный вид сбруи делится на бездуговую и дуговую. В бездуговой нет хомута, вместо него используется шлея, передающая коню нагрузку от повозки. В состав этой разновидности амуниции входят оглобли и ремни: уздечка, вожжи, горты. Иначе такая система называется оглобельно-постромочная, при этом, зачастую, оглобли тут применяются более короткие и прикрепляются к седёлке, находящейся на спине лошади. Дуговая упряжь является классической европейской, выверенной веками — хомут, дуга, гужевые ремни, оглобли, седёлки, вожжи, уздечка. В данном случае оглобли крепятся к дуге.

              Устаревший вид сбруи, который применялся при запряжке лошадей для передвижения телеги (тачанки). В этом варианте упряжи система состояла из постромок, которые надевались на 4 животных, и общего дышла. Ошибочным будет мнение, что такой тип запряжки позволял развивать большую скорость. Относительно большой её можно было считать в начале прошлого века, да и то, всё зависело от загрузки транспортируемой телеги. Эта запряжка является вариантом постромочно-дышловой, когда к 2 животным, пристёгнутым к дышлу, постромками прикрепляются еще 2 коня по бокам.

              В таком варианте дышло жёстко крепится к оглоблям, что является универсальным вариантом для запрягания как 1, так и 2 лошадей. При помощи шлеи дышло фиксируется возле головы лошади, а пристёгнутый ремень крепит его к хомуту. При таком виде крепления все движения коня строго согласуются с последующими перемещениями телеги.

              Такой вид упряжи при использовании двухколёсной повозки может травмировать питомца, так как нагрузка дышла на хомут оказывается слишком большой. Снизить давление можно при использовании седёлки с затяжкой ремней при помощи чересседельника.

              Постромочная

              Из названия понятно, что оглобли в такой упряжи отсутствуют, а управление животным производится при помощи ременной тяги. Такой вид управления очень неудобен и требует большой физической силы, так как удержать повозку и управлять ею даже на небольшой скорости очень сложно — норов коня и инерция могут привести к нежелательным последствиям.

              Также без поддержки управления оглоблей повозка постоянно стремится наехать на лошадь и путается у нее под ногами с угрозой травмировать. При такой способе запряжки повозка должна иметь средство торможения, что не всегда возможно реализовать.

              Этот вид упряжи используется в тех случаях, когда необходимо запрячь много лошадей — 6–8. При расстановке животных используется тактика, при которой более крупные и сильные особи ставятся вперёд, а лошади поменьше располагаются за ними. Комбинированная сбруя предполагает использование системы из дышла, постромок, оглобель. Отдельно стоит сказать об особенностях управления таким экипажем. Подбирать для него коней необходимо очень тщательно. Сильные и спокойные животные во главе «колонны» будут надёжно удерживать повозку, даже если более слабые, идущие сзади, начнут сбивать шаг.

              В комбинированной запряжке участвуют 3 типа лошадей:

            • коренные — держащие направление и устойчивость экипажа;
            • пристяжные — пристёгиваются постромками в пару или тройку к коренным и отвечают за правильное движение во время поворота;
            • выносные — главная рабочая сила, ставятся впереди коренных и тянут всю систему в заданном направлении.
            • Упряжка цугом в наше время не применяется ввиду своей архаичности. Исключения представляют исторические шоу, прогулочные кареты, съёмки эпизодов для фильмов. Система составлялась из 6–8 лошадей, которые запрягались друг за другом поодиночке или попарно. Такой способ был изобретён в Германии и близок к постромочно-дышловому: коренные особи запрягаются 1–2 парами, а все остальные пристёгиваются выносными. Из-за особенностей запряжки цугом вереница лошадей очень медленно передвигала повозку. Поэтому со временем от цуга отказались в пользу более скоростных упряжек.

              Как правильно подбирать и запрягать коня в русскую сбрую

              Элементы упряжи описывались выше, а сейчас рассмотрим порядок запряжки лошади на примере одноконной русской сбруи:

            • Лошадь нужно почистить.
            • Осмотреть все элементы сбруи на предмет потёртостей, неисправностей, несоответствия длины гужей — такие вещи необходимо исправить или заменить.
            • Соединённые кольцом чересседельник и подбрюшник пропустить через это кольцо, а получившуюся петлю набросить на оглоблю.
            • На животное надеть хомут, узду и седёлку, которая располагается в нижней части холки.
            • Шлею расправить на холке и натянуть так, чтобы между её ремешками и седалищным бугром помещалась ладонь.
            • Далее конь входит в оглоблю: перешагиванием, задним ходом, либо систему попросту надевают на него.
            • Для установки дуги её ставят около правого копыта коня, а гуж перекручивают до необходимого размера и оставляют возле окончания оглобли.
            • Дугу следует вставить в гужевую петлю левой стороной, а правую сторону перекинуть через оглоблю — таким образом дуга должна попасть на шею лошади.
            • Вторую оглоблю вставить в дугу и прикрепить к ней гужевой петлёй.
            • Хомут нужно затягивать до тех пор, пока угол между оглоблей и дугой не составит 90°.
            • Коня привязать к левой оглобле и вставить хомут при отшагивании животного.
            • Надеть головную часть упряжи, при которой лошадь должна свободно поднимать голову.
            • В конце запряжки вожжи прикрепить к удилам, причём один ремень провести под гужом, а второй — над ним.
            • Выбор коней для запряжки основывается их на выносливости и умственных способностях. Жёстко запряжённые с дышлом и оглоблями особи не слишком способны демонстрировать свой норов и, скорее всего, подчинятся командам возницы. Выбор сбруи проводится под определённые цели (при этом нужно учитывать и физические данные лошадей):

            • полевые работы;
            • перевозка людей или грузов;
            • спортивные и выставочные мероприятия;
            • исторические реконструкции;
            • экскурсионное обслуживание.
            • В наше время лошади стали уже достаточно экзотическими животными, встретить которых, даже пасущимися в поле, является большой редкостью. А специалистов, которые разбираются в конской сбруе, осталось и вовсе мало. Хотя правильный подбор и настройка упряжи важны как для здоровья животного, так и для спокойствия его хозяина.

              Набор принадлежностей для седлания и упряжки коня используется с целью обеспечения комфорта наездника и для управления скакуном. Упряжь для лошади является неотъемлемой частью коневодства. В разных случаях могут применяться различные типы конской амуниции, отличающиеся составными элементами.

              Что такое сбруя

              Сбруя — это обобщенный термин, обозначающий совокупность принадлежностей для управления конем во время верховой езды или запряженным в повозку животным. Предметы упряжи могут включать элементы для скаковых и грузовых лошадей.

              Сначала упряжь использовалась с целью крепления колес транспортного средства к животному. Постепенно система видоизменялась и совершенствовалась, ей придавалось все большее значение.

              Во времена Древней Греции и Персии большое значение придавалось роскоши сбруи, ее красоте. Элементы украшались согласно статусу наездника, демонстрируя роскошь и достаток.

              Окончательный внешний вид и состав сбруи сформировался в XVI-XVII вв. С тех пор элементы практически не изменялись.

              Различные виды амуниции используются в зависимости от поставленных задач и количества скакунов. По строению типы упряжек классифицируют следующим образом:

            • Постромочная одноконная упряжь представляет собой облегченный вариант. Оглобли отсутствуют, а управление осуществляется с использованием ременной тяги. Требуется дополнительное оснащение саней тормозами для предотвращения наезда на лошадь и оптимизации управления средством передвижения.
            • Одноконная упряжь бывает двух видов. Дуговая сбруя является классическим европейским вариантом. В этом случае оглобли крепятся к дуге. При отсутствии дуги система называется оглобельно-постромочной. Оглобли применяются меньшей длины и крепятся к седелке на спине животного. В случае использования бездуговой постромочной одноконной упряжи отсутствует хомут, шлея передает нагрузку от саней.
            • Цуг является немецким изобретением. Применяется в случае упряжки 6 лошадей парами друг за другом. Сейчас редко практикуется использование данной системы из-за низкой скорости передвижения повозки.
            • Из чего состоит сбруя

              Под седло подкладывается вальтрап, представляющий собой специальное покрывало. Также используются ногавки — снаряжение для защиты ног животного от механических повреждений.

              Подбор упряжи

              Выбор упряжки по количеству лошадей

              Более 6 голов ставят на торжественных шествиях или развлекательных мероприятиях. Наиболее распространенным видом упряжки является дышловая и русская (оглобельного типа).

              Чистка и хранение

              Сбруя — это конская упряжь, предметы и принадлежности для запряжки, седлания и управления лошадьми [1] . Другой термин — конская амуниция [2] .

              Главный элемент сбруи верховых лошадей — седло.

              Запряжки подразделяются на одноконную и пароконную, дуговую и бездуговую.

              Предметы одноконной дуговой упряжи:

            • хомут с гужами и супонью;
            • седёлка с подпругой;
            • чересседельник;
            • подбрюшник;
            • дуга;
            • шлея[3] ;
            • узда с удилами, псалиями и поводьями;
            • вожжи;
            • зга (диалектное) — кольцо у дуги, через которое продевают повод оброти. Некоторые источники указывают, что слово «зга» в выражении «ни зги не видно» обозначает кольцо на дуге конской упряжки, в которое продевают повод. Современная лингвистика считает, что «зга» в выражении «ни зги не видно» — это искажённое слово «стезя» (дорога, от древнерусского варианта «стьга») [4] .
            • Предметы одноконной бездуговой упряжи:

            • хомут с гужевыми мочками, за которые крепят постромки;
            • ремённые горты (вместо гужей), скрепляющие хомут с оглоблями.
            • Предметы пароконной упряжи:

              • хомуты (иногда заменяемые шорками);
              • нагрудные ремни;
              • постромки;
              • шлеи, уздечки с удилами и парные вожжи.
              • Ногавки — это снаряжение лошади, предназначенное для защиты конечностей лошади от механических повреждений. Ногавки бывают рабочие и транспортировочные. Рабочие ногавки используются в тренировочном процессе и на выступлениях. Транспортировочные ногавки используются при транспортировке лошади.

                Попона — это покрывало для лошади, которое предохраняет её от простуды, мух (сеточные попоны). Делятся на зимние (изготовляются из шерсти, флиса, синтепона и пр.) и летние (изготавливаются из хлопка, сетки и прочих лёгких материалов). Большие попоны имеют капор для дополнительного закрывания шеи.

                Вальтрап — покрывало под седло. Основное назначение — защита спины лошади от повреждения седлом или седёлкой.

                Подпруга — широкий прочный ремень, предназначенный для удерживания седла (у упряжных лошадей — седёлки). Охватывает корпус лошади снизу и с обоих боков пристегивается к седлу. Бывают из кожи, тесьмы и прочих материалов. Некоторые виды сёдел имеют по две-три подпруги.

                Мартингал — часть конской упряжи, имеющая целью удержать голову в положении, необходимом для правильного действия поводьев [5] .

                Недоуздок — уздечка без удил, назначение которой — содержание лошади на привязи. Относится к предметам конюшенного обихода и бывает из кожи, тесьмы.

                Чумбур (чембур) — верёвка, с помощью которой привязывают лошадь, когда она находится в недоуздке. Бывают тесьмяные, цепные или верёвочные.

                Хакамора — уздечка без железа. Представляет собой кожаный недоуздок с обшитой мехом или кожей металлической дужкой, от концов которой идут металлические пластинки для пристёгивания поводьев. Дужка находится на переносье у лошади и в сочетании с подбородной цепочкой позволяет осуществлять управление лошадью с помощью действия поводьев на носовые кости.

                Шпрунт (или скользящий повод) — вспомогательный ремень (длиной

                280 см ), который прикрепляется одним концом к подпруге, а другим — к переносному ремню уздечки. Не даёт лошади задирать голову до горизонтального положения, когда управление становится невозможным, или двигать носом дальше длины шпрунта.

                Лошадей сегодня увидишь нечасто. Теперь их обычно используют для отдыха и развлечения. Упряжки встречаются, например, в парках или на площадях. Меньше века назад многие люди знали, что такое сбруя для лошадей и как ею пользоваться. Сегодня подобной информацией и навыками владеют лишь некоторые любители конных прогулок и спорта.

                Что такое сбруя для лошади

                Для комфортной езды и удобного управления придуманы особые приспособления для коней. Часть из них помогает лошади лучше справляться с нагрузкой. Комплекс таких приспособлений называют сбруей или амуницией. Предназначена эта экипировка для верховой езды или работы коня в упряжке.

                Сбруя известна минимум со II века до нашей эры. По ее качеству и оформлению узнавали статус хозяина животного. Хотя, как правило, амуниция требовалась только для удобства в работе. Примерно в середине XVI века красивая конская упряжь стала модным атрибутом.

                Амуниция должна подходить конкретной лошади. Раньше экипировку часто изготавливали на заказ. Сегодня в магазинах — выбор на любой вкус.

                Из чего состоит упряжь для лошадей

                Для перевозок грузов, людей в телегах используют упряжку. Комплект сбруи не всегда одинаков. Какие-то части берут постоянно, другие — только в определенных случаях. Состав сбруи зависит от целей и способа запряжки.

                Конская амуниция включает такие приспособления:

              • Узда. Состоит из нескольких элементов — ремней, как правило, кожаных. Один проходит ниже подбородка. Оголовье составляют затылочный ремень и проходящий перед ушами. В сбрую, как отдельный элемент или часть узды, входят удила. Это стержень (грызло) с кольцами по бокам. Его вставляют в края рта — туда, где нет зубов. Удила давят на язык, губы, челюсть и служат для управления. Трензель чаще делают из металлов.
              • Хомут. Соединяет коня и телегу, передает силу и амортизирует. Состоит из двух соединенных сверху половинок — клещей, чаще деревянных. Низ завязывают супонью. Под хомутом есть особая подкладка. Весит все 6–9 кг.
              • Шлея — комплект ремней, фиксирующий хомут при резких движениях, например, при остановке. Круговой ремень надевают на корпус лошади. Он соединен с клещами. Наспинный ремень крепят вдоль туловища, боковые — расположены в районе оглобель. Поперечные и откосные страхуют основные ремни корпуса.
              • Оглобли. Это направляющие — две тонкие палки или трубки по бокам. Они соединяют повозку и хомут, передают силу. Одна оглобля называется дышлом, ее помещают между конями.
              • Дуга. Соединяет оглобли и хомут. Смягчает езду, не дает клещам чересчур давить на шею животного.
              • Гужи — ременные петли. Находятся около дуги и тоже объединяют оглобли и хомут.
              • Седелка. Этот элемент конской упряжи фиксирует оглобли, дугу. Снимает часть нагрузки с шеи, передает на спину.
              • Подпруга — кожаный или синтетический ремень с креплениями. Крепит седелку. Современные модели подходят под определенную лошадь, оснащаются подкладкой.
              • Чересседельник, который тоже передает силу коня, разгружает шею и плечи. Фиксирует оглобли, хомут. После седелки соединяют концы с оглоблями.
              • Подбрюшник — еще один ремень. Нужен для защиты от ударов хомутом, дугой. Находится на животе, немного ниже подпруги. Его соединяют с чересседельником с помощью кольца. Крепят на оглоблях.
              • Нагрудник. Это альтернатива хомута. Ремень из двухслойной кожи с кольцами. По обе стороны находятся постромки. Размер нагрудника регулируют пряжками.
              • Постромки. Это особые ремни или веревки. Передают силу от хомута. Соединяют постромки с передком телеги (вагой). Делают это при помощи вальков — брусков, длиной примерно 8 см. Каждый оснащен двумя крючками. На них надевают постромки (петли). Сам валек крепят к ваге при помощи специальной обоймы.
              • Нашильник. Очередной ремень, проходящий к дышлу от нагрудника. Удерживает при движении под гору.
              • Вожжи — особые тонкие ремни, как правило, из кожи. Небольшие и легкие ремешки крепят за кольца на удилах и гуже. Для управления главное — уздечка и вожжи, которые дополняют кнутом и голосом. Вожжами подбадривают лошадь: слегка ударяют по крупу. Не нужно путать их с поводьями для верховой езды.
              • Виды сбруи

                Выделяют разные типы конской амуниции, предназначенные для разного количества лошадей. Выбор зависит от целей:

              • Транспортная сбруя — нужна, когда в упряжке несколько животных.
              • Сельскохозяйственная — предназначена для одного или двух коней.
              • Выездная — нужна для развлечений, гуляний. Такая упряжь для лошади рассчитана на разное число скакунов.
              • Одноконная

                Сбруя для единственного животного в упряжке имеет стандартный набор: уздечка, вожжи, хомут для лошади и прочее. В одноконной амуниции иногда встречаются варианты без дуги. В этом случае главный элемент, на котором держится повозка, — шлея. Она принимает на себя основную тяжесть.

                Запряжка, которая здесь используется, — оглобельно-дуговая. Этот тип еще называют русским. В Европе он почти не используется.

                В одноконной русской запряжке применяют и постромки. В этом случае нередко берут короткие оглобли. Крепятся они не к хомуту, а к седелке.

                Тачаночная

                Сегодня редко встречаются четверки лошадей. В начале прошлого века они были популярны. Для военных нужд использовали тачанки — повозки с рессорами и станковым пулеметом. Тачаночная амуниция рассчитывалась не всегда на четырех коней. Иногда в упряжке их было два или три.

                В состав сбруи входили постромки и дышло. Пару лошадей крепили по обе стороны от одиночной оглобли. Оставшихся боковых животных пристегивали за постромки, крепившиеся к вагам. У тачанок была высокая скорость передвижения.

                На памятнике в Ростовской области в честь 1-й конной армии не видно вожжи и спицы у колес. Здесь нет ошибки скульпторов — на скорости эти детали не были заметны. Тачаночная сбруя была удобна и прекрасно подходила для войны.

                Постромочно-дышловая

                Этот тип содержит те же элементы, что и тачаночный. Постромочно-дышловая упряжка нужна при использовании телеги. Коней, как правило, — двое. Такая экипировка удобна:

              • обеспечивает относительную безопасность, например, на крутых спусках;
              • работоспособность лошадей растет.
              • Надевать сбрую нужно правильно. Если сильно натянуть крепления, конструкцию перекосит. Иногда кони получают травмы из-за того, что дышло давит на хомут. Важно подтянуть ремни, в том числе — чересседельник.

                Существует вид сбруи без дуги и оглобель. Его применяют в постромочной упряжке. Упряжь отличается простотой и часто используется, в том числе и в сельском хозяйстве. Лошадиную силу здесь передают постромки и хомут.

                Такая сбруя не всегда удобна в использовании, а иногда даже опасна. Во время движения по прямой повозка может не удержаться на спусках. Животные получают травмы, хозяевам это тоже обещает проблемы. Специалисты рекомендуют модернизировать экипировку — обзавестись тормозами.

                Из плюсов такой амуниции — малый вес, что облегчает работу лошади.

                Постромочную упряжь используют для телег, в том числе — экипажей. Фермеры с помощью такой сбруи запрягают коней в плуг, борону. В сельском хозяйстве лошадь делает большое усилие, поэтому риск наката, травмы меньше.

                Комбинированная

                Выделяют упряжь для европейского способа запряжки. Ее называют комбинированной. В состав амуниции входят оглобли и дышло с постромками. Тщательно подбирают снаряжение для каждого из животных, а их здесь — 6–8. Кони должны быть подходящего роста, примерно одинаковой силы

                Особенно важно экипировать коренников — высоких и самых крепких животных в упряжке. Вместе с ними работают пристяжные, которых присоединяют постромками. Эти лошади отвечают за повороты. Направление определяют выносные кони. Их тоже пристегивают постромками.

                Встречается сбруя и для других редких способов запряжки. К ним относят, например, цуг, изобретенный в Германии. Таким способом запрягали, как правило, лошадей одной и той же масти. Сегодня цуг почти нигде не встречается. Его можно увидеть на съемках фильмов, прогулках или исторических шоу.

                Цуг напоминает постромочно-дышловой способ запряжки. Лошади идут одна за другой (гуськом) или парами. От цуга отказались, в основном, потому, что кони двигаются медленно.

                Комплект сбруи предназначен для 6 или 8 животных, 4 из которых — выносные. При запряжке используют дышло. К нему пристегивают пару коренников.

                Выбор упряжки

                Предпочтения в конской амуниции в разных странах отличаются. В России больше распространена оглобельно-дуговая запряжка.

                Сбрую подбирают в зависимости от числа животных. Бывают, например, такие варианты:

              • Тандем — две лошади одна за другой.
              • Три коня — запряжка гуськом, русская тройка.
              • Четыре — тачаночный тип или парами.
              • Больше шести лошадей используют только для внешнего эффекта.

                Иногда покупают готовый комплект сбруи для упряжек. Однако профессионалы рекомендуют тщательно подбирать каждую часть экипировки отдельно.

                Чем прочнее и легче конная упряжь, тем лучше. Современную амуницию постоянно совершенствуют. Нередко она выполнена из новых, нетрадиционных материалов. Такие изделия проще использовать, надевать и мыть.

                К каждой из частей есть стандартные требования:

              • Форма и размер седелки. Для высокой холки подходит стоячая, для низкой — лежачая. Это важно для работы и здоровья лошади.
              • Нельзя ошибаться с размером, типом удил, иначе животное будет постоянно страдать. Приспособление делают из разных металлов. Берут как можно более мягкие. Сегодня есть даже пластиковые и резиновые модели для чувствительных зубов.

    Как сделать хомут для лошади своими руками

    Приобретать конскую сбрую бывает дорого или неудобно. Имеющиеся варианты не всегда подходят. Какие-то части амуниции можно сделать своими руками, например, хомут.

    Для его изготовления проходят несколько шагов:

    1. Узнают размеры шеи лошади. Длина — от гребня у начала холки до лопаток, плеча. Метр прикладывают к основанию шеи. Прибавляют к цифрам еще 4–6 мм. Ширину меряют у основания, желательно циркулем Вилькенса.
    2. Для клещей подходит многослойная фанера, изделие из которой получается меньше, легче и не так быстро трескается. Берут три листа фанеры по 5 мм и склеивают ПВА. Сушат.
    3. Наносят на фанеру чертеж.
    4. Вырезают детали, например, электролобзиком.
    5. Делают хомутину — подкладку, расположенную между клещами и телом лошади. Обтяжку выполняют из мягкой кожи от 1 мм толщиной. Она плотно сидит на жгуте, набивке — обрывке льна, сене, соломе. «Внутренности» хомутины для плотности обматывают лентой. Сшивают обтяжку.
    6. Хомутину фиксируют на клещах. Используют сшивку. Концы хомутины прибивают гвоздями (25 см) через 3 см.
    7. Изготавливают особую подушку из цельного куска фетра или похожего материала. Складывают в несколько слоев. Края загибают, накладывают жгуты из войлока. На два валика подушки нужна кожаная настрочка. По их центру выполняют клапаны. Делают из кожи величиной 10 на 6 см. Дальше подушку простегивают. Шов — примерно 1 см.
    8. Присоединяют подушку к клещам. Пришивают минимум в трех местах. На холке немного приподнимают и выравнивают.
    9. Изготавливают покрышку хомута из кожи или заменителя. Будет 3–4 части. Центральная — 30–40 см, нахлест — минимум 1,5. Делают вырезы под гужи.
    10. Покрышку туго надевают на клещи и прибивают.
    11. Гужи выполняют из коровьей кожи толщиной минимум 0,5 см. Иногда берут капрон толщиной от 4 см.
    12. Продевают гужи в дырки покрышки. Прибивают.
    13. Меряют хомут. Он должен плотно прилегать. Маленький — бракуют, большой — сужают: нашивают войлок внутри.
    14. Как запрячь коня

      Надевать сбрую нужно правильно. Подготовительный этап включает такие действия:

    15. Проверяют амуницию. Меняют, ремонтируют, если требуется.
    16. Проверяют повозку.
    17. Осматривают животное.
    18. Порядок зависит от числа лошадей в упряжке, типа. При оглобельно-дуговой выполняют следующее:

    19. Надевают уздечку. Зимой удила греют.
    20. Накидывают седелку с чересседельником на спину рядом с холкой. Двигают. Задняя часть седелки оказывается около 9–15 ребра лошади. Шлея при этом — в 10 см от локтя животного.
    21. Надевают подпругу.
    22. Переворачивают хомут вверх тормашками. Надевают. На узком участке еще раз переворачивают.
    23. Шлею — на туловище.
    24. Дальше заводят в оглобли. Соединяют с чересседельником обе их стороны. Используют петли седелки.
    25. Подводят дугу под левую оглоблю. Двигают против часовой на хомут.
    26. То же проводят с другой стороны.
    27. Связывают хомут супонью.
    28. Вожжи проводят через середину дуги, иногда — снаружи.
    29. Смотрят работу, расположение оглобель, хомута и остального. Гуж должен оказаться сзади дуги.
    30. Пробуют потихоньку в движении.
    31. Владельцу лошади важно ориентироваться в конской амуниции и уметь с ней обращаться. Правильный выбор помогает в работе и бережет здоровье животных.

    admin

    Наверх