Лошади лучшие представители породы

Орловские рысаки характеризовались крупным ростом, хорошей резвостью на рыси, крепкой конституцией и правильным экстерьером. На протяжении ста лет эта порода преобладала на конных заводах России, давая основную массу упряжных лошадей.

В советский период орловская рысистая порода была заметно усовершенствована, особенно в резвостных качествах. В настоящее время орловские рысаки широко используются в беговом спорте на ипподромах, представляют прекрасных упряжных лошадей для выездов и соревнований по драйвингу, а также используются для повышения работоспособности в скрещивании с рабочими лошадьми в сельском хозяйстве.

Ведущими хозяйствами по разведению орловских рысаков являются конные заводы: Хреновский и Чесменский в Воронежской области, Московский, Пермский и Ново-Томниковский в Тамбовской области.

Появление на ипподромах Европы в конце прошлого века американского рысака, в массе более резвого, чем рысаки европейские, побудило российских коннозаводчиков начать скрещивание орловских рысистых кобыл с жеребцами американской рысистой породы.

В середине нашего столетия орлово-американские помеси были консолидированы и образовали самостоятельную породу, получившую название русской рысистой.

Эти лошади имели определенное значение в совершенствовании рабочих качеств лошадей в колхозах и совхозах. На сегодняшний день русский рысак сохранил свое значение исключительно как спортивная порода лошадей для ипподромных бегов. С целью дальнейшего повышения резвости проводится широкомасштабное скрещивание с рысаками американской стандартобредной породы.

Лучшими хозяйствами по разведению русских рысаков являются конные заводы: Прилепский в Тульской области, Еланский в Саратовской, Чувашский и Лавровский в Тамбовской области, Злынский в Орловской и Локотской в Брянской области.

Развитие в России в конце прошлого столетия сельскохозяйственного производства потребовало существенного повышения рабочих качеств лошадей. Улучшение этих лошадей рысаками уже не могло обеспечить заметного повышения силы тяги и сохранения спокойного темперамента. В качестве улучшателей стали использовать жеребцов европейских тяжелоупряжных пород, в числе которых особенно популярны были бельгийские ардены или бельгийские брабансоны (среди которых при стандартном среднем росте в 167 см были и такие рекордсмены как представитель породы с ростом в 198 см и весом в 1304 кг) — относительно некрупные, но мощные, выносливые и неприхотливые лошади. Уже в начале нового века в России сформировался большой массив лошадей, названных русским арденом, которые не уступали бельгийским прародителям по рабочим качествам, были крупнее их и отличались более правильным экстерьером. В 50-ых годах порода получила официальное признание и название русского тяжеловоза.

Русские тяжеловозы при некрупном размере (их высота в холке обычно составляет 150 см) обладают достаточной силой, подвижностью и выносливостью. Эти лошади способны пройти шагом дистанцию в 2000 м с силой тяги в 150 кгс, что соответствует массе воза в 1,5-2 тонны, за 17-18 минут. Для русских тяжеловозов характерна высокая плодовитость. Особенностью лошадей этой породы является гармоничность сложения и правильный экстерьер. Все русские тяжеловозы имеют рыжую или рыже — чалую масть.

Основным хозяйством по разведению породы является Куединский конный завод Пермской области, разводятся они также в отделениях Вологодского, Пермского, Чесменского и других конных заводов.

Советские тяжеловозы, пожалуй, самые «молодые» — порода официально утверждена лишь в 1952 году. Но несмотря на «молодость», именно эта порода дала непревзойденного пока рекордсмена мира Форса, который на расстоянии в 35 метров перевез груз весом в 22 тонны 991 килограмм.

Это очень крупные (высота в холке обычно более 160 см), с мощной мускулатурой, костистые, с растянутым корпусом лошади. По живой массе и обхвату груди они самые крупные в нашей стране.

Советские тяжеловозы предназначены для наиболее тяжелых транспортных и полевых работ, для коренного улучшения силовых качеств местных лошадей. Отличные результаты получены от кобыл этой породы на кумсных фермах, где удой отдельных кобыл достигает 5-6 тысяч литров за лактацию. Большое значение имеют советские тяжеловозы и в промышленном скрещивании в мясном коневодстве, значительно повышая живой вес и скороспелость молодняка.

Лошади этой породы разводятся на Починковском конном заводе Нижегородской области и Мордовском, а также в отделениях некоторых заводов рысистого направления.

По другой версии, этот арабский конь прибыл в Париж вместе со своим немым конюхом Агабой. Французы не оценили Шама (так звали эту легендарную лошадь) и очень быстренько избавились от него. Дальнейшие злоключения благородного животного развивались по той же схеме. Но опять таки счастливый случай помог лошади: о Шаме узнал крупный английский конезаводчик лорд Годольфин и купил его. Пройдя еще через много испытаний, лошадь эта в конце концов добилась признания (после которого она получила имя Гольдфина Барба): три ее сына показали удивительную резвость на состязаниях. В создании чистокровной верховой породы участвовали и другие арабские лошади. И среди ее родоначальников, кроме сыновей знаменитого Шама, был и сын Дарли, имя которого до сих пор не забыто — звали эту легендарную лошадь Эклипс — не было ни одного соревнования, где бы Эклипс не пришел к финишу первым.

Трудно описать эту породу, можно лишь процитировать арабских поэтов, которые говорили, что «Лошадь, кроме человека, самое очаровательное создание на земле». Арабская лошадь появилась в YII веке — захватив множество земель, арабы получили возможность отбирать лучших лошадей, имевшихся в Персии и в Египте. Из этих лучших они и стали формировать породу.

Именно на таких лошадях атаковали арабы неуклюжих рыцарей и именно за этими лошадьми стали «охотиться» европейцы. Однако заполучить арабского скакуна было очень трудно: вывозить этих лошадей из стран исламского мира категорически запрещалось. Но такое положение не могло продолжаться вечно и арабские скакуны в конце концов попали в Европу (начиная с 14-15 веков).

В Европе они прославились своей работоспособностью и крепостью, что обусловило их широкое использование в скрещивании при создании европейских верховых и упряжных пород.

Современная арабская лошадь некрупная, средний рост 150 см. Эта лошадь исключительно «компактна», гармоничная, часто нарядна и даже изыскана в своих формах. Арабские лошади имеют хорошо развитую мускулатуру и очень прочные конечности. По резвости арабские лошади уступают чистокровным верховым породам, однако обладают хорошей дистанционностью (вот один из примеров выносливости этой породы: английский ученый Фрейзер проехал на лошади этой породы 2650 километров всего за 18 дней).

В настоящее время лошади арабской породы разводятся во многих странах и имеют широкий диапазон использования — от декоративного назначения до спортивных выступлений, скачек на ипподромах и племенного использования в скрещивании с более крупными лошадьми для придания приплоду большей гармоничности и крепости.

В России сосредоточено поголовье арабских лошадей очень высокого класса, что позволяет разводить их для внутреннего потребления и экспорта. Ведущими хозяйствами по разведению этой породы являются Терский конный завод Ставропольского края и Хреновский конный завод Воронежской области.

Много веков создавали, совершенствовали текинцы своего коня, отбирали лучшие качества у персидских и египетских, ассирийских и варварийских лошадей. Из-за особых географических условий, туркмены-теке не могли держать большие табуны — они воспитывали каждую лошадь в отдельности, но как и арабских коней, такое воспитание не избаловало ахалтекинцев: они могут и голодать, и пятидесятиградусную жару перенести легко и без воды обходятся дольше, чем другие лошади. При этом они не уступают в резвости чистокровным арабским, а иногда и английским. Ахалтекинцы отличные прыгуны: рекордный прыжок (на сегодняшний день) — 8,72 метра в длину и 2,12 — в высоту.

Темперамент этих лошадей — возбудимый, порой холерический, они всегда готовы к работе. Отличает их и привязанность к одному хозяину. Высокая резвость характерна для этих лошадей в скачках на короткие дистанции.

В классических видах конного спорта ахалтекинские лошади не раз демонстрировали свои высокие способности. Жеребец Абсент под Сергеем Филатовым стал в 1960 году чемпионом Олимпийских игр в соревнованиях по выездке.

В настоящее время эти лошади, обладая экзотической внешностью, пользуются популярностью во многих странах. В России в разведении этой породы используются выдающиеся представители этой породы, дающие потомство высокого класса. Ведущим хозяйством по разведению этих лошадей у нас является Ставропольский конный завод, неплохое поголовье имеется в Дагестане и в Калмыкии.

Образовалась на базе двух верховых пород, созданных в России в начале 19 века — Орловской и Ростопчинской. После длительного периода упадка и она была воссоздана в последние два десятилетия на Старожиловском конном заводе Рязанской области при научно-методическом руководстве кафедры коневодства Московской сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева.

Лошади этой породы характеризуются крупным ростом (высота в холке 164 — 166 см), ярко выраженным верховым типом, нарядными формами экстерьера, вороной мастью и высокой спортивной работоспособностью. Селекция в работе с русской верховой породой ведется в направлении дальнейшего развития спортивных качеств, преимущественно для использования лошадей в соревнованиях по выездке. Лучшие представители породы уже завоевали признание и авторитет в российском спорте и на международной арене, не раз становясь победителями и призерами крупнейших соревнований, участвуя в составе российской команды в первенствах континента и в Олимпийских играх.

Современные терские лошади имеют ярко выраженные верховые формы, нарядный экстерьер, средние промеры (высота в холке обычно 155 -158 см), правильные, производительные движения, преимущественно серую масть. Они с успехом используются в конном спорте под детским седлом и под юношами, хороши для конных пробегов и туризма. Не утратили терские лошади и племенного значения как улучшатели в горных районах.

По материалам книги Ю. Дмитриева «Соседи по планете»

Сейчас в мире около 250 пород лошадей. У нас в стране разводят более 50 пород.

Рысаки, как и многие породы лошадей, имеют четкую историю, известна и генеалогия лучших представителей породы. С орловскими рысаками еще проще — их история не уходит в далекую древность, она начинается с конца 18 века. Правда, самое начало ее несколько туманно.

Существует версия, что во время войны граф А.Г. Орлов захватил в плен турецкий корабль. Корабль русские оставили у себя, а пленных отправили на родину. Турецкий паша не остался в долгу и за своих приближенных прислал графу подарок — двенадцать лошадей, среди которых особенно выделялась одна — белая (есть и другая, более прозаическая версия — граф купил этого белого жеребца по кличке Сметанка в Турции за огромные деньги). Правда, в России этот жеребец жил недолго — один всего год, оставив после себя сыновей — Полкана I и Барса I, которых впоследствии скрещивали с арабскими, датскими и голландскими лошадьми — именно эти «внуки» и «правнуки» и положили начало знаменитой породе орловских рысаков.

В начале нашего столетия знаменитый орловский Рысак Крепыш был резвейшей лошадью Европы, неоднократно побеждая рысаков американского происхождения.

Орловские рысаки имеют средний рост 160 см, их рекордная резвость на дистанции 1600 м составляет 1 мин 57,2 с. В породе преобладают лошади серой масти.

Русские рысаки, сохранив в большинстве случаев крупные размеры и сложение орловцев, стали заметно резвее их. Они достаточно успешно выступали не только на ипподромах России, но и в ряде европейских стран.

Промеры русского рысака довольно сильно варьируются, в породе преобладает гнедая масть.

Использование лошадей этой породы весьма разнообразно: они могут успешно выполнять транспортные и полевые работы средней тяжести, быть лошадьми для выезда, для пастьбы скота, улучшателями местных лошадей, а также молочными животными на кумысных фермах.

Для получения особенно крупных и мощных лошадей, используемых в полевых работах на тяжелых почвах и при перевозке больших грузов, в скрещивании с лошадьми отечественных пород в начале столетия стали широко использоваться жеребцы бельгийской породы — брабансоны (по названию местности в Бельгии Брабант). Последующее разведение помесей с отбором по типу и работоспособности позволило в послевоенный период утвердить новую породу лошадей, получившую название советской тяжеловозной. Основными районами создания и разведения этих лошадей были нечерноземные области Центра России.

О происхождении этой лошади известно много, и в то же время трудно отделить легенды от истины.

Одни считают, что родоначальником английских лошадей был знаменитый Гольдфин Барб, о котором рассказывают особенно много легенд.

Доподлинно известно, что правитель Туниса подарил Людовику XY несколько лошадей (точная дата этой легенды спорна). Среди этих лошадей был один жеребец, никого не подпускавший к себе. А вот далее и начинается «путаница»: по одной версии он был подарен какому-то маркизу, в свою очередь тот продал его еще кому-то, и вереница «перепродаж» тянулась до тех пор, пока он не попал в руки какому-то извозчику. А дальше все как в рождественской сказке — несчастную, голодную, худую лошадь увидел на улице какой-то лорд, сразу оценил ее, купил у извозчика, отвез в свое имение, и там лошадь возродилась — стала такой же прекрасной, как и была когда-то. От этого коня и пошли все английские чистокровные лошади.

Когда после смерти лошадь анатомировали (а произошло это в далеком 1789 году), то даже специалисты были поражены: сердца весило более шести килограммов (обычно у скаковых лошадей оно весит не более 5 кг).

В России чистокровные лошади стали разводиться уже с конца 18-го столетия, сыграв значительную роль в создании ряда отечественных пород. Современные чистокровные верховые лошади при достаточном росте (высота в холке порядка 162 см) имеют отлично развитые рычаги конечностей, плотную мускулатуру, сухую конституцию и высочайшую резвость. На дистанции 1000 м они способны скакать со скоростью до 68 км/ч.

Основное назначение лошадей чистокровной верховой породы — использование в гладких и барьерных скачках на ипподромах, а также в соревнованиях по стипль-чезам.

Чистокровное коннозаводство России имеет неплохой потенциал и может при определенных условиях конкурировать на международной арене. Лучшими хозяйствами по разведению этих лошадей у нас являются конные заводы: «Восход» и Лабинский в Краснодарском крае, Ставропольский, Кабардинский и Бесланский в Северной Осетии. Основными скаковыми ипподромами России являются Пятигорский и Ростовский.

Арабские лошади, разводившиеся в суровых условиях засушливого континентального климата Аравийского полуострова, отличаются крепостью конституции и неприхотливостью. Существует три разновидности арабских лошадей — СИГЛАВИ — меньше других, светло-серой масти, как говорят специалисты, она легче в костяке. Другая разновидность — КОХЕЙЛАН — гнедой масти, повыше и покрепче сиглави, но не так идеально красива. И, наконец, самая сильная, крупная и выносливая из арабских лошадей — ХАДБАН. Эта лошадь рыжей масти. Арабские лошади бывают иногда и других мастей, но наиболее типичные были описаны нами ранее.

Древнейшая культурная порода лошадей мира, чья история насчитывает более двух тысяч лет.

Когда-то на Руси были знаменитые лошади — их воспевали в песнях и сказаниях. Назывались они «аргамаками». Сейчас мы называем их ахалтекинцами, потому что выведены они в оазисах Ахал-Теке, а создатели их — представители маленького племени теке, жившего не территории теперешней Туркмении.

Эту породу отличают как экстерьерные черты, так и особенности характера и темперамента. Они, как правило, имеют плотную сухую конституцию, длинные линии, малую оброслость. При среднем росте 160 см, они имеют облегченное сложение. Масти чрезвычайно разнообразны, часто встречаются лошади буланой и соловой мастей, нередко с золотистым или серебристым оттенком.

Русская верховая порода

Основной базой разведения и совершенствования породы остается Старожиловский конный завод. Наряду с ним разведением этих лошадей занимаются хозяйства Самарской, Московской, Смоленской, Рязанской областей.

Созданная на конных заводах Украины в конце прошлого века стрелецкая порода лошадей англо-арабского происхождения в ходе гражданской войны подверглась почти полному уничтожению. Использование лошадей этой породы в скрещивании с донскими и кабардинскими кобылами и с прилитием крови арабской породы привело к созданию новой породы верховых лошадей, получившей название терской.

Унаследовав нарядные формы и живой темперамент стрелецких лошадей, крепкую конституцию и неприхотливость кабардинских и донских, терские лошади нашли применение во многих областях — стали отличными улучшателями мелких лошадей в горных районах, проявили спортивные способности и стали незаменимыми в цирковых труппах.

Центром разведения терских лошадей остается Ставропольский конный завод.

Мы вряд ли ошибёмся, если скажем, что отношение человека к лошади всегда было особенным, не похожим на отношение к другим животным. Несмотря на то, что лошадь одомашнили сравнительно поздно – шестой по счёту среди других животных, – её роль и значение сложно переоценить. Большинство народов мира когда-то были кочевниками, пусть даже вынужденно и непродолжительное время, так что она быстро стала незаменимым спутником в их нелёгкой переселенческой жизни. Ею гордились, её холили и лелеяли, а туркмены даже вели устные родословные своих лошадей, которые передавались от отца к сыну.

Казалось бы, в XXI столетии по мере развития общества потребность в конях должна была исчезнуть. Но действительность полна парадоксов: достижения цивилизации до сих пор проникли далеко не во все уголки земного шара, да и в развитых странах до сих пор есть сферы деятельности (например, пастушество больших стад или гуртовщичество), в которых обойтись без лошади практически невозможно. Никуда не исчезла и индустрия развлечений – конный спорт, туризм и цирк популярны сегодня так же, как и раньше. Не меньшей популярностью пользуются и традиционные конные состязания как часть общей национальной культуры. Что же касается России с её проблемой транспортного сообщения, то даже в центральных областях, где социальная инфраструктура более развита в силу сложившихся исторических обстоятельств, есть местности, куда можно добраться только на старой доброй лошадке. Свою роль в её «воскрешении» в статусе значимого элемента в жизни человека играет и всемирный кризис – цены на топливо автоматически делают его не всегда доступным широким массам населения, а это, в свою очередь, заставляет вспомнить о давно забытых средствах передвижения.

Для городских же жителей увлечение лошадьми зачастую служит способом релакса, отвлечения от суеты мегаполиса и необходимости успеть везде, здесь и сейчас. Так что можно сказать, что современность поставила перед лошадью ещё одну задачу – психотерапевтическую. Известно, что общение с животными благотворно влияет на человека, и такой верный спутник, как лошадь – совсем не исключение.

По состоянию на 1993 год в России насчитывалось около 2 млн. голов лошадей. Много это или мало? Возможно, вопрос надо ставить в несколько иной плоскости: достаточно ли этого количества для обеспечения потребностей российского населения? И здесь стоит признать, что, учитывая неважное положение дел в российском коневодстве, этого количества может быть недостаточно. Традиционные породы всегда нужно поддерживать в чистоте, а в условиях быта это сделать просто невозможно. Если промышленное коневодство не будет востребовано, поддерживать производство в условиях современного рынка станет убыточным делом, а в убыток себе ни одно хозяйство, даже соблюдающее традиции и гордящееся ими, работать не станет. Подобная ситуация имеет весьма печальные перспективы.

Ряд местных пород – кузнецкая, нарымская, печорская, мезенская, обвинская, вятская – находится под угрозой исчезновения не только потому, что ими никто не занимается, но и потому, что в процессе многолетней селекции они оказались поглощены другими, более перспективными видами. Печальна статистика и по таким породам, представлявшим славу и гордость советского коневодства, как владимирский и советский тяжеловозы (каждый из этих видов насчитывает около двух сотен голов), терская, насчитывающая чуть более одной сотни лошадей, и кабардинская – полсотни. Даже знаменитая орловская рысистая порода, «отметившая» в 2011 году 230 лет, переживает сейчас не самые лучшие времена. Конечно, нельзя утверждать, что всё абсолютно плохо – несомненно, есть какие-то отдельные изменения в лучшую сторону, и за это следует благодарить настоящих энтузиастов своего дела, но на фоне общего упадка они почти незаметны. Порой остаётся лишь воспоминание о славных достижениях российского коневодства и вера в то, что рано или поздно всё изменится в лучшую сторону. Не последнюю роль в этом может сыграть информация – как память о том, что было, и ориентир для тех, кто хочет продолжить историю.

Культурные породы лошадей

По разным данным, в мире насчитывается от 250 до 500 конных пород. Некоторые агентства признают цифру в 427. Из этого количества в СССР по состоянию на 1983 год разводили сорок пять пород и породных групп, а в современной же России разводят около трёх десятков отечественных видов и несколько завезённых, причём для племенного развития используется всего лишь 18% лошадей от общего поголовья. Среди наиболее распространённых видов, которыми ещё занимаются конезаводы, можно назвать следующие:

  1. орловская рысистая.
  2. русская рысистая.
  3. русский тяжеловоз.
  4. советский тяжеловоз.
  5. чистокровная верховая.
  6. арабская порода.
  7. ахалтекинская (или аргамак).
  8. русская верховая.
  9. терская.
  10. буденновская.

Помимо этого, в немногочисленном количестве встречаются лошади таких пород, как ольденбургская, баварская, французская верховая, теннессийская, кватерхорс, андалузская, тракененская, ганноверская, американская рысистая, першеронская, шетландский пони. Из аборигенных лошадей можно выделить амурскую и якутскую.

Знаменитые рысаки

Любая из перечисленных пород может похвастаться не только внешними данными, всемирным признанием, достижениями на выставках и в области спорта и лучшими своими представителями, но и целым рядом легенд и действительно произошедших случаев, которые окружали её историю. Например, история орловского рысака неразрывно связана с именем графа Алексея Орлова (1737 — 1807).

Легенда гласит, что прародитель этой породы, жеребец молочно-белого окраса по кличке Сметанка, был подарен графу турецким пашой в числе двенадцати лошадей в знак благодарности за то, что Орлов отпустил на родину пленных турецких моряков, захваченных во время Чесменского морского сражения 1770 года. Действительно, по окончании этой славной битвы русским морякам удалось спасти от взрыва одно из крупнейших судов турецкого флота – 60-ти пушечный линейный корабль «Родос». Более «приземлённая» версия утверждает, что граф просто купил лошадь за сумасшедшие деньги в той же Турции.

Как бы там ни было, но честь появления породы в России принадлежит именно этому человеку. Сметанка прожил в России всего год, однако за это время оставил после себя двух жеребцов – Полкана Первого и Барса Первого. Их поселили на основанном в 1776 году в Воронежской губернии Хреновском конезаводе, и уже их потомки, родившиеся от селекции с арабскими, датскими и голландскими лошадьми, и стали первыми представителями новой породы, которой была суждена всемирная слава. В 1847 году была заведена всероссийская племенная книга, куда сразу же занесли орловских рысаков по данным сделанных заранее записей.

Этот вид разводили очень тщательно, путём отбора лучших представителей и выделения и развития отдельных линий, уделяя большое внимание кормлению и содержанию на пастбищах и приконюшенных дворах. Такой подход способствовал созданию действительно уникальной породы, которая смогла составить достойную конкуренцию лучшим рысакам Европы и Америки. В начале ХХ века орловский рысак по кличке Крепыш был признан самой резвой лошадью Европы, не раз победив в соревнованиях славившихся в те времена рысаков американского происхождения. А в 1974 году жеребец по кличке Пион, «родившийся» на Дубровском конезаводе (Полтавская область, ныне Украина), стал чемпионом породы, установив рекорд пробега дистанции 1600 метров за 2 мин.0,1 сек.

Помимо спорта, представителей этого вида использовали как улучшателей многих видов. На 1980 год в СССР насчитывалось 552 тыс. орловских рысаков, из них 40,7 тыс. являлись чистопородными экземплярами. Сегодня же, к сожалению, статистика не радует. Однако ценное поголовье не исчезло: его поддерживают и пытаются разводить на действующем Хреновском конезаводе, Чесменском Воронежской области, Московском, Пермском и Новотомниковском в Тамбовской области.

Не только орловская порода – гордость советского коневодства, перешедшая по наследству к российскому. Русская рысистая хоть и не имеет столь славную историю, но не менее популярна в кругах спортсменов. Своим появлением на свет она обязана американскому рысистому виду, практически завоевавшему Европу в конце XIX столетия. Русские конезаводчики быстро смекнули, что можно взять от заокеанского феномена, и начали скрещивать орловского рысака с американским, отбирая впоследствии полученное потомство. Результатом стала утверждённая в 1949 году новая порода рысаков, чей представитель, жеребец Властный, в том же 1974 году на дистанции 1600 метров показал результат в 1 мин. 58,7 сек.

По своему экстерьеру русский рысак напоминает орловского, но отличается большей резвостью, доставшейся ему от американского. Мастью он пошёл в своего соотечественника – в породе преобладают гнедые, серые, рыжие и бурые лошади. На 1980 год в СССР было учтено 692 тыс. голов, из них 50,5 тыс. чистопородных. Данными о состоянии породы на сегодняшний день мы, к сожалению, не располагаем, но учитывая вышеупомянутые тенденции, можно предположить, что они также не блестящи. Имеющееся поголовье рассредоточено в Тульской области (Прилепский конезавод), Саратовской (Еланский), Тамбовской (Чувашский и Лавровский), Орловской (Злынский) и Брянской (Локотский).

Незаметные, но так необходимые стране тяжеловозы

Однако не одними спортивными успехами могло похвастаться в своё время коневодство. Насущные потребности советской действительности требовали адекватной реакции, и конезаводы не остались к ним глухи. Именно целями облегчить жизнь глубинки и было продиктовано создание таких тяжелоупряжных пород,как русский, советский и владимирский тяжеловозы. Их история началась с появления в России во второй половины XIX столетия арденских лошадей, издавна разводимых в Бельгии. Поначалу их разводили в чистоте, а затем начали скрещивать с местными лошадьми упряжного типа. Углублённая селекционная работа привела к созданию вида, превосходившего бельгийских арденов и отличавшегося от всех тяжеловесных европейских видов. В 50-х годах ХХ столетия порода была официально зарегистрирована как «русская тяжеловесная».

Русский тяжеловоз не обладает лёгкостью, быстроногостью и изяществом рысаков, но этого от него никто и не требует. Он ценен другим: выносливостью, подвижностью и достаточной силой для выполнения повседневных тяжёлых работ. На испытаниях эти лошади доставляли максимально допустимый груз весом в 820 кг. на расстояние в два километра (стандартная дистанция для испытаний лошадей тяжеловесных пород) шагом за 14 мин. 21 сек., рысью – за 5 мин. 20,4 сек. Кроме того, они отличаются хорошей плодовитостью, прекрасными приспособительными к любым условиям качествами и зарекомендовали себя как отменные улучшатели даже сибирских аборигенных пород.

На 1980 год в СССР было зарегистрировано 128,8 тыс. голов русского тяжеловоза, из них чистопородных – 8,5 тыс. Стандартная масть породы рыжая, бурая и рыже-чалая. Исторически сложилось так, что во времена Советского Союза самое ценное поголовье было сосредоточено на четырёх конезаводах, два из которых находились в Российской Федерации, один – в Украине и один – в Белоруссии. В настоящее время русскими тяжеловозами занимаются Куединский конный завод Пермской области и некоторые отделения Вологодского, Пермского и Чесменского заводов.

Его «коллега» по категории советский тяжеловоз относительно молод, поскольку получил официальное признание в 1952 году. «Рождение» вида стало ответом на потребность сельского хозяйства в таких лошадях, которых можно было бы использовать в полевых работах на почвах Нечерноземья и при перевозке тяжёлых грузов. С этой целью в хозяйствах Владимирской, Горьковской, Ярославской областей и в Мордовии скрестили породы арден, битюг и першерон с бельгийским брабансоном. Подобные эксперименты начали проводиться ещё до революции, затем их забросили – было не до того, – но после войны возобновили в сочетании с отбором по типу и работоспособности. В итоге получилась очень крупная, с развитыми мускулами и костистыми ногами лошадь весом в 650 кг (жеребцы весят 780). На Всесоюзных соревнованиях советский тяжеловоз установил непревзойдённый пока рекорд для тяжеловесных пород, перевезя груз весом 851 кг. на расстояние два километра за 11 мин. 51,8 сек. шагом. Рысью же это расстояние ему удалось покрыть за 4 мин. 53 сек. Правда, есть сведения о более впечатляющем показателе, который установил жеребец по кличке Форс, перевезя на 35 метров груз весом в 22 тонны 991 кг., но история скромно умалчивает о том, какова его дальнейшая судьба.

Масть советского тяжеловоза рыжая и рыже-чалая. Интересно то, что они, несмотря на свои размеры и вес, обладают высокой молочностью. Также советских тяжеловозов используют для скрещивания в мясном коневодстве, чтобы улучшить скороспелость молодняка и повысить его вес.

На 1980 год в СССР числилось 109,9 тыс. лошадей, из которых чистопородными считались 6,8 тыс. Лучшее поголовье породы сосредоточено на Починковском конезаводе Нижегородской области, в Мордовии, а также на некоторых заводах, занимающихся разведением рысаков.

Было бы несправедливым, говоря о тяжёлых упряжных породах, не упомянуть о владимирском тяжеловозе. Он явился результатом скрещивания шотландских и английских тяжеловозов с аборигенными лошадьми Владимирской и Ивановской областей для тех же целей, что и советский тяжеловоз. В некотором роде они являются конкурентами между собой: именно владимирцу удалось на соревнованиях по перевозке груза рысью поставить рекорд в 4 мин. 34 сек. Четыре жеребца – Гомон, Магнит, Гордость и Курган – в разные годы получали титул «Абсолютный чемпион тяжеловесов Всесоюзных соревнований».

Несмотря на столь впечатляющие успехи, численность поголовья этой породы даже в благоприятные для коневодства советские времена составляла всего лишь 36,8 тыс. голов, из которых 2,3 тыс. числилось чистопородными. Возможно, причина в том, что владимирскую породу разводили только два конезавода – Юрьев-Польский (Владимирская область) и Гаврилово-Посадский (Ивановская). Но как бы там ни было, в постсоветской России владимирский тяжеловоз хоть и не исчез, но переживает далеко не лучшие времена.

Верховые породы

История чистокровной верховой породы окутана такой же тайной, как и история орловского рысака. Сначала он появилась в Англии, причём истории его появления одна невероятней другой, а с конца XVIII столетия – в России. В 1793 году была заведена племенная книга, первый том которой (студбук) закрыли сразу после издания, а в следующие тома стали вписывать только тех лошадей, чьи предки записаны в первом томе. Такая традиция сохранялась и в Советском Союзе, и уже по одному этому факту можно судить о том, какое значение придавалось сохранению чистоты данного вида.

Чистокровную верховую породу разводили для участия в скачках, олимпийских видах конного спорта и состязаниях по стипль-чезу (первоначально – скачкам по пересечённой местности до определённого объекта; сегодня так называют скачки на специально оборудованных ипподромах или по соответствующим местностям). И конезаводчики своей цели добились: по резвости лошади этой породы не имеют себе равных. В своё время в СССР были установлены следующие рекорды: двухлетки преодолевали дистанцию в 1200 метров за 1 мин. 11,1 сек., трёхлетки – 2400 метров за 2 мин.27,2 сек., четырёхлетки – 3200 метров за 3 мин. 22 сек. Советские спортсмены, выступая на чистокровных скакунах, неоднократно завоёвывали Кубок социалистических стран, а жеребцы Анилин и Аден, «рождённые» на конезаводе «Восход» (Краснодарский край), четыре раза одерживали победу в скачках на Приз Европы, проходившем в немецком городе Кёльн. Из этих четырёх побед три принадлежат Анилину. Отметилась порода и на XXII Олимпийских играх 1980 года, где советские спортсмены, выступая на лошадях Гепатит, Галзун и Гелиспонт, получили золотые медали в командном зачёте по преодолению препятствий и в троеборье.

Есть достижения у чистокровной верховой породы и в соревнованиях по Большому Пардубицкому стипль-чезу, по своей сложности и тяжести не уступающему самому престижному на планете Ливерпульскому. В 1957-1959 годах три года подряд скачки выигрывал жеребец по кличке Эпиграф (жокеи В. Федин и В. Прахов), в 1960 и 1961 – Грифель (И. Авдеев), в 1962 – Габой (Р. Макаров), а в 1967 – Дрезден (А. Соколов). Затем череда побед для лошадей верховой породы прекратилась, и лишь через двадцать лет, в 1987 году, советскому жокею Н. Хлуденёву удалось выиграть Пардубицкий стипль-чез на жеребце по кличке Эрот.

Помимо скачек, чистокровные верховые лошади принимали участие в совершенствовании и выведении других конских пород. Однако у породы, кроме несомненных достоинств, есть и несколько существенных недостатков – излишне возбудимая нервная система, требовательность к условиям кормления и содержания, – что осложняет её полноценное выращивание. Учитывая эти особенности, в СССР был выведен целый ряд полукровных видов, приспособленных к различным условиям и пригодных для разных целей. Интересно то, что эти породы, к которым относится, в частности, буденновская, невозможно поддерживать без периодического скрещивания с чистокровной верховой лошадью.

Сложность разведения вида косвенно отразилась в статистике: на 1980 год в Советском Союзе было учтено 6240 чистокровных верховых лошадей, что составляло лишь 1% от общего числа мирового поголовья, поэтому их совершенствование велось при постоянном завозе из-за границы племенных представителей. В настоящее время, кроме по-прежнему действующего краснодарского «Восхода», разведением этой породы занимаются Лабинский завод (Краснодарский край), Ставропольский, Кабардинский и Бесланский.

Будет нонсенсом, говоря о разводимых в России лошадях, не упомянуть о знаменитой арабской породе. Ей посвящено немало литературы – как научной, так и художественной, – её воспевали, начиная с раннего средневековья, и что-либо новое сказать о ней уже невозможно. Но эта лошадь настолько завораживает, что о ней ещё будут говорить долго и долго. Если же отвлечься от поэтических восхвалений, то арабская лошадь славится своей развитой мускулатурой, «компактностью», гармоничностью и изысканностью форм. Возможно, свою роль играют в этом некрупные размеры – её высота в холке всего лишь 150 см. Ещё одно ценное качество породы – хорошая дистанционность: в источниках зафиксирован переход арабской лошади под седоком на расстояние 2650 км. за 18 дней. Нетрудно подсчитать, что в среднем за день она проходила 145-146 километров.

В России арабская лошадь появилась давно, но широко её использовать начали лишь с XVIII столетия, при скрещивании с потомками жеребца Сметанки, о котором упоминалось чуть выше. Благодаря арабской породе были выведены такие виды, как ростопчинская, стрелецкая, орловская верховая. Шло разведение и самой арабской породы. В настоящее время её используют не только как породу-улучшитель, но и для частных владений, клубов верховой езды, участия в соревнованиях. Спрос на неё велик, но высокий статус и дороговизна делают её приобретение актом проявления роскоши, который может позволить себе не каждый человек. И даже несмотря на то, что её разводят в России, количество поголовья ограниченно. Ещё в СССР насчитывалось всего лишь 555 чистокровных арабских лошадей, из которых 437 находилось на Терском конном заводе (Ставропольский край). Можно только представить себе, сколько экземпляров осталось сейчас… Однако порода существует, и кроме Терского, ею занимается Хреновский конезавод, находящийся в Воронежской области.

Как примесь кровь арабского скакуна существует во многих видах и, в частности, в русской верховой породе. Она появилась на свет в начале XIX столетия при скрещивании орловского рысака и ростопчинской породы (в создании обеих, как известно, принимали участие арабские лошади), однако по каким-то причинам не получила такого широкого распространения, как её «родители», и постепенно пришла в упадок. Интерес к ней возродился в СССР, начиная с 50-х годов ХХ века, и в итоге её возродили на Старожиловском конном заводе Рязанской области. Интересно то, что консультировали процесс возрождения сотрудники кафедры коневодства Московской сельскохозяйственной академии им. К. А. Тимирязева.

Лошадь этой породы наиболее крупная среди всех подобных представительниц – её высота в холке от 164 до 166 см. Она характеризуется нарядным экстерьером – наследие благородной арабской крови, – вороной мастью и высокой спортивной работоспособностью. Последнюю характеристику советские коневоды активно разрабатывали вплоть до распада СССР, стремясь, чтобы спортивные достижения русской верховой породы не уступали достижениям «коллег» из других пород. Им удалось добиться много – русская верховая порода не раз была призёром и победителем крупнейших конных соревнований на первенство континента. Достойно представляла она советский спорт и на Олимпийских играх.

Нам, к сожалению, не удалось найти данных о числе зарегистрированных в СССР лошадей этой породы, однако можно констатировать, что она существует и поныне. Кроме Старожиловского завода, ею занимается ряд хозяйств Самарской, Московской, Смоленской и Рязанской областей.

Не менее достойна упоминания и ахалтекинская порода лошадей (или аргамак)– гордость и жемчужина туркменской нации. Именно ахалтекинцы во многом сформировали облик арабской лошади, столь лелеемой во всём мире. Их неповторимая особенность в том, что туркмены воспитывали каждую лошадь – в силу исторических и географических условий они не могли держать большие табуны, – и это привело к формированию таких породистых признаков, как крайняя неприхотливость и выносливость. Ахалтектнцы способны обходиться без воды дольше, чем лошади любых других пород, могут легко переносить голод и жару +50, при этом их резвость и скорость не уменьшаются. Они – своеобразные рекордсмены по прыжкам: на их счету – прыжок на 8, 72 метра в длину и 2,12 метра в высоту.

Эти характеристики в немалой степени сформированы экстерьером. Ахалтекинцы имеют плотную сухую конструкцию, малую оброслость, облегчённое телосложение при стандартном для лошади росте в 160 см., длинное туловище. Масть породы отличается цветовым богатством, однако часто встречаются лошади буланой или соловой масти с золотистым или серебристым оттенком. По своему темпераменту они напоминают чистокровных верховых лошадей – таких же холериков. Также для этой породы характерна привязанность к одному хозяину.

Их с огромным удовольствием использовали в различных дисциплинах конного спорта. В 1960 году жеребец Абсент (жокей С. Филатов) стал чемпионом XVII Олимпийских игр, проходивших в Риме, в соревнованиях по программе высшей школы верховой езды. На XVIII Играх, проходивших в Токио, он получил бронзовую медаль. Не менее знаменит и жеребец Полотли 1965 года рождения, дважды становившийся чемпионом ВДНХ в 1973 и 1977 гг. и не раз бравший почётные призы на скачках в Ашхабаде, Пятигорске и Баку.

На 1980 год численность породы составляла 2100 голов, с поместными же – 6650. Разводили её преимущественно в Казахстане, Туркмении и на Кавказе. В наше же время её разведением занимаются главным образом на Ставропольском конезаводе и в некоторых хозяйствах Калмыкии и Дагестана.

Терская порода лошадей – одна из тех, что находятся на грани исчезновения, поскольку цифра, едва превышающая сотню голов, – это критический показатель. Во многом такому упадку способствовало то, что один из её «родителей» – стрелецкая лошадь – была практически полностью уничтожена во время гражданской войны, и если терская порода всё же исчезнет, это будет непоправимым ударом для российского коневодства. А между тем она хоть и не блистает на спортивных соревнованиях мирового уровня (хотя жеребец Цхети получил золотую медаль за выступление в командном зачёте в соревнованиях по троеборью на Московских Олимпийских играх 1980 года), но является отличным улучшателем для пород в горах Азербайджана и Таджикистана и незаменимым членом цирковых трупп. Также часто их использовали в туризме и в детском и юношеском конном спорте.

С виду терские лошади напоминают арабских (эта порода и к ней успела приложить свою «руку»), по темпераменту же – лошадей старой стрелецкой породы. Масть терского вида серая. В 1980 году в СССР было учтено 2800 лошадей, из которых 830 было чистопородных. О количестве на сегодняшний день мы уже говорили. Сосредоточено поголовье только на Ставропольском конезаводе и в нескольких хозяйствах.

Наконец, замыкает наш обзор будённовская порода, выведенная на основе чистокровной верховой и утвержденная в 1949 году. Возбудимый и требовательно-капризный темперамент знаменитой родительницы разбавлялся уравновешенным характером донских и черноморских лошадей в конезаводах им. Будённого и им. Первой Конной армии (Ростовская область). В итоге получилась порода с широким спектром применения: её используют как улучшателя местных пород, как рабочую лошадь и как лошадь для экспорта и спорта. На последнем стоит остановиться чуть подробнее и снова вспомнить о Пардубицком стипль-чезе, где будённовская порода участвовала наравне с чистокровной верховой и не посрамила «чести мундира»: в 1964 году победителем скачек стал жеребец-«будённовец» Прибой (жокей В. Горелкин). В 80-х и 90-х годах ХХ столетия «будённовцы» также становились победителями Пардубицкого стипль-чеза, но под сёдлами чехов. Успешно показали себя лошади этого вида и на Московских Олимпийских играх, «привезя» «золото» за выступление в состязаниях по преодолению препятствий в командном зачёте (жеребец Рейс) и «бронзу» в личном первенстве (жеребец Пинцет).

В 1980 году было учтено 9, 9 тыс. чистопородных будённовских лошадей, а вместе с примесями – 49,3 тыс. Сведений о количестве этой породы в настоящее время, к сожалению, нет. Разводят её в южных регионах России – Ростовской области и Ставропольском и Краснодарском крае.

Аборигенные породы лошадей

Будет несправедливым не сказать хотя бы пару слов о сохранившихся русских аборигенных породах. К сожалению, из всего их многообразия, когда-то населявших громадные российские просторы, сейчас можно с уверенностью говорить лишь о двух – об амурской и якутской породах. Лишь они благодаря своей приспосабливаемости к тяжёлым климатическим условиям сохранились в достаточном количестве для того, чтобы говорить о существовании их как породы, а не как отдельных экземпляров. Обе отличаются выносливостью, неприхотливостью, морозостойкостью и имеют свои маленькие скромные достижения: например, амурская лошадь в своё время совершила тяжёлый переход из Сибири в Санкт-Петербург, преодолев более 8 тысяч вёрст, а якутская обладает удивительной способностью питаться травой даже зимой, разгребая копытами снег. Только при длительной непогоде ей нужен небольшой запас сена. Якутскую лошадь содержат для практических целей: убоя на мясо и различных работ в суровом климате северных российских областей. Племенных лошадей разводят в ряде совхозов и в опытном хозяйстве Якутского научно-исследовательского института сельского хозяйства. В 80-х годах ХХ столетия численность якутской породы составила 137,9 тыс. голов, что убедительно свидетельствует о её роли в северном и сибирском быте. Примерно такое же значение имеет для населения Сибири и Дальнего Востока и амурская лошадь.

Заключение

К сожалению, очень многие породы остались за рамками данной статьи. Возможно, мы к ним ещё вернёмся – ведь любая порода лошадей достойна хотя бы пары тёплых слов в свой адрес. Даже если она уже не существует на земле.

Русские породы лошадей отличаются большим разнообразием и включают в себя как местные и мало известные — алтайскую или вятскую, так и породы, показавшие себя во всей красе мировому сообществу — русская верховая, терская, орловская, буденновская и донская.

Все конские породы, выведенные на территории РФ, отличаются не только утонченной внешностью, но и высокой адаптивностью, ориентированностью на человека, выносливостью, продуктивными и красивыми движениями.

Кабардинская порода

Кавказ — живописный горный край, ставший родиной сразу для нескольких самобытных конских пород. Сформирована кабардинская порода лошадей и официально утверждена более трех веков назад. Основной для кабардинцев стали местные аборигенные породы, которые скрещивались с вывезенными арабскими и ахалтекинскими жеребцами. Позднее добавили карабахская кровь. Кабардинская порода лошадей сильна, вынослива и обладает высокой проходимостью, крепким здоровьем. На эти качества повлияло содержание лошадей на выпасе в течение всего года: летние богатые разнотравьем пастбища сменялись скудными зимними кормами.

Кабардинская порода лошадей подразделяется на несколько внутрипородных типа:

Вне зависимости от типа, кабардинцы не отличаются высоким ростом — в холке редко доходит до 160 см. Голова сухая, чаще горбоносая. Шея с невысоким поставом, средняя, с выраженным рельефом мускулов. Спина у кабардинцев короткая. Круп хорошо очерчен. Масть гнедая всех подмастков.

Карачаевская порода

Лошади карачаевской породы — прекрасный результат многовековой местной селекции. Порода сформирована из степных лошадей с прилитием арабской и ахалтекинской крови. Карачаевская порода лошадей играет значительную роль в жизни народов Кавказа: на лошадях пасут скот, делают длительные переходы, используют для работ в поле. Лошади не только выносливы, но и энергичны, могут сохранять резвость на длительных дистанциях, удобны на всех аллюрах и имеют экономичный ход. В годы Отечественной Войны именно карачаевская порода лошадей поставлялась в кавалерию.

В породе выделяется три типа, а в большинстве встречаются представители основного типа — подходящие для верховой и упряжной работы.

В холке они достигают 150 — 155 см. Лошади второго, верхового типа имеют большую долю ахалтекинской или английской крови, и отличаются большей сухостью строения и более высоким ростом — 155 — 158 см. Карачаевцы верхового типа нашли свое применение в конном туризме и национальных конных играх, в дистанционных пробегах. Представители массивного типа более низкорослые и коренастые. В холке до 148 см.

Карачаевская порода лошадей хорошо узнаваема — горбоносый профиль довольно простой головы, шея с заметным кадыком, спина крепкая и обмускуленная. Грудь развитая и объемная. Ноги сухие, с красиво очерченными суставами. Окрас карачаевцев чаще вороной или темно-гнедой.

Башкирская порода

Невысокая, нарядная, костистая и добродушная — башкирская порода лошадей привлекает внимание посетителей многочисленных конных выставок. Порода широко распространена в Свердловской и Челябинской области, Башкирии, Татарстане, Калмыкии, Хабаровском крае и Ростовской области. Потомками современных башкирцев являются уже вымершие дикие тарпаны, к которым приливали активно кровь местным степных пород. Невысокие лошадки отличаются здоровьем и неприхотливостью — могут содержаться на пастбище в течение всего года, хорошо переносят даже очень снежные зимы и способны держать тело даже на скудных кормах. Башкирцы нашли свое применение в драйвинге и детском конном спорте, а также разводятся на молочных фермах.

За год кобылки дают более двух тысяч литров молока, из которого изготавливают кумыс, некоторые виды сыра и детские молочные смеси.

Якутская порода

Якутская порода лошадей — одна из самых северных. Зимой шерсть вырастает до 15 см, а густой подшерсток позволяет выдерживать даже самые суровые морозы. В Якутии животные содержаться на пастбище в течение всего года. Лошади отличаются массивным сложением, коренастостью, имеют некрупный рост — до 150 см в холке. Ноги у якутов крепкие, с хорошо очерченными суставами, обросшие, с широкими копытами. Шея мускулистая. Спина короткая с крепким и хорошо очерченным крупом. Небольшая голова имеет прямой или вогнутый профиль.

Якутские лошадки используются для поездок верхом — они способны проходить многие километры без отдыха. Также они используются для различных национальных конных игр и состязаний. Вне своей родины лошадки стали популярны для детского конкура и выездки, упряжного спорта. Лошадей также разводят и на мясо-молочных конных фермах. За период лактации кобылы дают свыше 2500 литров молока.

Лошади буденновской породы

Ростовская область — край, ставший родиной буденновской и донской породе, золоту степей. Сегодня буденновская порода лошадей разводится на нескольких государственных конных заводах и племенных частных хозяйствах и является украшением любого конного шоу, выставки, соревнований. Золотисто-рыжие красавцы привлекают внимание, являются настоящими долгожителями и обладают хорошим здоровьем.

Основатель породы — маршал Буденный, а в основе — донские кобылы, на которых использовались чистокровные английские, а также арабские и ахалтекинские жеребцы.

Селекционеры преследовали цели вывести породу уникальную и неприхотливую, крепкую, выносливую, обладающую хорошей резвостью.

Описание

  • Буденновская порода лошадей — одна из самых крупных.
  • В холке составляет до 180 см.
  • Профиль головы чаще прямой, длинная шея имеет длинный и красивый затылок.
  • Спина с хорошим рельефом мышц. Ноги длинные, достаточные крепкие и сухие.
  • Окрас буденновцев рыжий всевозможных оттенков и подмастков, шелковистая шерсть имеет насыщенный золотистый отлив. Вороные и соловые, а также гнедые представители породы имеют большее прилитие чистокровной или ахалтекинской крови и являются высококровными лошадьми.

Буденновцы используются во всех классических видах конного спорта, испытываются на скаковой дорожке в Ростове-на-Дону.

Русская верховая

Русская верховая порода лошадей имеет богатую и интересную историю. Активная работа по ее возрождению началась в конце прошлого столетия, а самой породе — чуть более двухсот лет. Начало свое эта великолепная порода берет из села Остров, где под руководством графа Орлова-Чесменского была выведена удобная, грациозная и правильная, гармонично сложенная верховая лошадь. Для выведения использовались жеребцы английской верховой, чистокровной арабской, ахалтекинской и андалузской, липицианской и фредериксборгской пород. Обладая уникальными особенностями, животные все же несколько раз были на грани полного исчезновения и возрождались, собиралась по крупицам любителями. Сегодня поголовье насчитывает всего 250 маток. Однако наблюдается хорошая тенденция роста поголовья и активное использование представителей породы в классическом спорте.

Русские верховые обладают гармоничным и правильным строением для верховой лошади: длинные линии спины, развитый круп, длинную же шею с красивым изгибом, выраженным затылком, высоким поставом. Мышцы спины, плеч и крупа хорошо выражены. Ноги красивые, длинные, с выраженными скакательными суставами и хорошо очерченными сухожилиями. Масть лошадей однотонная, отметины почти не встречаются. Чаще всего можно встретить вороных представителей, гнедых или же темно-гнедых. Шерсть шелковистая, с красивым блеском. В холке до 172 см.

Орловская порода

Настоящая жемчужина российского коннозаводства — орловская рысистая порода лошадей. Щедрое наследие графа Орлова потомкам и всему мировому рысистому сообществу. Орловцы являются старейшими заводскими лошадьми, разводящимися в условиях конного завода, пристального отбора и направленной селекции. Они отличаются не только резвостью на рыси, но и богатой и выразительной внешностью, умом, ориентированностью на человека, красивым ходом.

Андалузская, берберийская и липицианская порода лошадей, участвующая при выведении орловца, добавили внешности узнаваемый профиль — выразительную и часто горбоносую голову, красивые выразительные глаза, длинную шею с длинным же затылком и изящным изгибом, богатые гриву с хвостом, а также нарядную масть — серебристо-серую. Однако встречаются и вороные, и гнедые орловцы, реже — рыжие. Орловская порода лошадей сложена удивительно гармонично и подходит не только для традиционных бегов рысаков, но и всех видов спорта, в том числе хорошо походят для детей.

Отдельно стоит сказать о традиционных русских троечных упряжках, где орловцы незаменимы.

Украинская верховая

Украинская верховая порода лошадей сегодня составляет хорошую конкуренцию европейским верховым породам. Животные обладают прекрасными свободными и правильными движениями, сильным прыжком, гармоничным строением. Темперамент живой. В основе — лучшие итальянские лошади — фуриозо и нониусы, немецкие тракенены и ганноверы, а также арабские и ахалтекинские лошади, венгерские, фризские и русские верховые. Селекция и отбор по рабочим качествам и экстерьеру ведется по сей день — в племенной состав отбираются только лучшие представители после испытаний на качество движения и прыжка.

Результат — прекрасный спортивный боец, с холкой до 175 см, имеющий красивую и выразительную голову, длинную шею с хорошим затылком и высоким выходом. Спина лошадей длинная, прямая и обмускуленная. Ноги крепкие, сухие, с выраженными суставами и сухожилиями. Копыта ровные, правильной формы. Чаще всего встречаются вороные и темно-гнедые представители, допускаются экстерьером небольшие отметины.

жеребец Изумруд (Ионизатор — Засечка) 2012 г.р.

Почему буденновская порода является одной из лучших спортивных пород? Ведь на первый взгляд, за ней нет многовековой истории разведения, да и в течение первых 30 лет порода была ориентирована на выращивание идеальной кавалерийской, а не спортивной лошади. Как за неполные 40 лет, после Великой Отечественной Войны буденновская порода дала лошадей, уверенно занимавших места в рейтинге лучших конкурных бойцов мира?

Буденновская порода — это молодая порода: она была утверждена 15 ноября 1948 года. Буденновцы являются продуктом воспроизводительного скрещивания двух самоценных пород — чистокровной верховой и донской.

Донская порода не просто стала материалом для использования чистокровных производителей, исчезнув в новой породе, нет — она подарила буденновцам массу ценнейших качеств, многие из которых и обеспечивают породе растущую популярность. Дончаки привнесли выносливость, крепость, нетребовательность к условиям содержания. Являясь необходимыми качествами для хорошей кавалерийской лошади, эти особенности оказались особенно полезны для выращивания массовой спортивной лошади.

Вторым важным фактором выращивания буденновцев является табунное содержание маток и подсосных жеребят. Это гарантия отбора только здоровых и крепких особей для дальнейшего разведения. Ведь проходя с табуном за день по 25-30 километров с самого рождения, жеребята получают отличную физическую нагрузку, которая гармонично развивает их организм и готовит к будущим спортивным испытаниям.

В-третьих, и это самое главное, созданием породы занимались не просто энтузиасты, а великие специалисты своего дела: Л.В. Каштанов, В.К. Осипов, Е.Л. Давидович, А.Ф. Басов. Именно эти люди заложили в 20-х годах тот надежный фундамент, который позволил породе оперативно отзываться на все изменения, которые происходили в коневодстве того времени.

После ВОВ ориентировка шла на производство лошадей-улучшателей для сельского хозяйства, а в пятидесятые годы произошла срочная смена курса на спорт. Специалисты, работавшие с породой с самого начала, словно предвидев испытания, которые предстояло пройти породе, смогли сохранить разнообразие линий и типов лошадей в породе. Это обеспечило возможность выбора необходимых производителей и маток для достижения поставленных перед породой целей.

Для развития породы всегда выбирали лучших лошадей – победителей скачек, призеров спортивных соревнований или самых ценных по происхождению. Благодаря скачкам в племсостав массово поступали лошади (всегда скакали около 25% от общего поголовья молодняка), которые беспроблемно переносили большие физические нагрузки и быстро восстанавливались после них. Именно эти качества обуславливают успех в современном спорте.

Кроме того, скачки помогают выявить характер лошади — оценить ее работоспособность, добронравие, дисциплинированность (ведь жеребцы и кобылы работают вместе, и приучаются держать себя в рамках).

Успехи в скачках не единственный критерий отбора будущих мам и пап – необходимо получить хорошую оценку за экстерьер и промеры. Так породу заставляли постоянно прибавлять в росте, массивности и костистости. В результате, за последние 30 лет выходцы из чисто скаковых линий не уступают лошадям спортивной селекции по уровню спортивных достижений.

Как закономерное продолжение столь эффективно начатой работы с породой, в 60-70 годы начкон к/з им. Буденного Г.А. Лебедев, и начкон к/з. им. Первой Конной армии В.И. Муравьев, обеспечили буденновскую породу ценнейшими спортивными линиями-Рубильником от Рауфбольда л. Дарк Рональда, Эффектом от Фактотума л. Тедди и Набатом от Бимса л. Блэндфорда. Именно эти линии обеспечивают сейчас в России и за рубежом спортивный потенциал любой полукровной породы — от ганноверской до французской верховой. А уж буденновская порода насыщена ими как никакая порода в мире!

К началу 80-х годов в основных конных заводах России в практику ввели обязательный спортивный тренинг (шпрингартен, напрыгивание на корде и под седлом) и выделили спортивные линии (Бахус, Дерзкий, Пинцет, Изюм), представители которых почти никогда не скакали, а сразу отправлялись на спортивные отделения. Вот почему даже в самые нерадостные 90-е годы буденновские лошади всегда показывали выдающиеся результаты и на них выступали многие ведущие зарубежные спортсмены, такие как Н. Гарсон, Л. Бербаум, Ю. Зюсман.

Сегодня разведением отличных буденновских лошадей занимаются как в Ростовской области в конезаводе им. Первой Конной армии, в конезаводе им. Буденного, на заводах «Целина» и «Донской», так и в Калмыкии, в Краснодарском, Ставропольском краях, а также в Приморье.

Поголовье буденновцев снова увеличивается, и представители породы успешно борются за самые высокие места как в традиционных конкуре и троеборье, так и в выездке (что самое интересное, здесь прекрасно выступают именно дети от скаковых производителей).

Буденновцы — это порода чемпионов. Приезжайте за новыми чемпионами к нам!

This post is also available in: English ( Английский )

Карабаирская лошадь (Karabair horse) — старинная порода Узбекистана. Еще 2-2,5 тыс. лет назад на территории современного Узбекистана разводились отличные лошади, славившиеся далеко за его пределами. Наряду с киргизской лошадью она наиболее распространена в Средней Азии. Лучшие представители породы разводились в районе Бухары, Самарканда и Ферганы.

Родоначальниками карабаирской лошади считаются различные выводные кони из Аравии и исторический конь Буцефал Александра Македонского. Карабаиры произошли от смешения местных узбекских кобыл с туркменскими жеребцами. Прямая, сухая и свободно приставленная голова невелика. В отличии от ахалтекинца, карабаирская лошадь имеет широкую шею средней длины. Высокая холка, прямая спина с короткой и широкой поясницей, длинный, слегка спущенный круп с густым, высоко поставленным хвостом составляют портрет карабаира. Его дополняют широкая мускулистая грудь и глубокая подпруга. Мускулистые бедро и широкая голень обеспечивают энергичные движения этих лошадей как в горах, так и в песках.

Лошади эти ценились высоко, употреблялись как парадные выездные кони. Бухарский хан дарил их своим придворным наравне с аргамаками. Карабаиры сильны, горячи, очень резвы, отлично прыгают через препятствия, незаменимы на охоте. Они легки, поворотливы, выносливы, поэтому в народных играх типа «козлодрания» используются в основном эти лошади. Они легко двигаются в горных районах и в песчано-степных пространствах. «Карабаиры составляют весьма красивую породу лошадей, ростом они бывают с лошадей узбекских, но некоторые стати, например, голову и ноги, заимствовали от аргамака, их считают в Бухаре за хороших скакунов, часто используют в игре «кок-бору», — писал знаток лошадей в прошлом веке.

По поводу названия «карабаир» (местное — «коробоир») существует предположение, что произошло оно от слияния двух слов: «корб» — по арабски «лошадь» и «багир» — «верблюд», или видоизмененное «коробаир» (лошадь-верблюд) — лошадь, заменяющая верблюда, то есть, вьючная. По другой версии слово «карабаир» произошло от слияния трех тюрских слов «кара» — «черный, тяжелый» (о работе), «бар» — «груз» и «гир» — «получить повышение» («поднять груз»).

Арабы, нуждающиеся в транспорте при переходах по южному горному Туркестану, прилив кровь своих лошадей к местной горной породе, могли создать породу лошадей, способную с большим вьюком легко передвигаться с войсками по горам. Поэтому позднее это название трактовали так: «каро» — «чисто», «баир» — «доморощенная».

Красочное описание верхового карабаира оставил в прошлом веке путешественник Н. Северцов: «Туркменский джигит. с гордой осанкой, с выражением полнейшего самодовольства на лице ехал рысью на своем прекрасном гнедом карабаире. Этот дивный конь, проехавший с небольшим в двое суток 340 верст, почти без корма, еще был в теле, бодро раздувал ноздри, храпел и играл под удалым седоком, то и дело немного приподнимаясь на дыбы, когда тот, слегка понукая ногами, укорачивал поводья, чтобы насладиться огнем своего неутомимого скакуна».

На Востоке привыкли ездить не спеша, так как спешить и торопиться — значит ронять свое достоинство. Для таких поездок был выработан особый аллюр — «юрга», — нечто среднее между шагом и рысью. Скорость юрги составляет 8-9 км/ч. Таким аллюром, не утомительным для всадника, лошадь могла проходить без устали большие расстояния. За сутки карабаир без труда может пройти от 100 до 125 километров при нагрузке 115-112 кг.

У узбеков существует легенда, что жеребята карабаирских лошадей часто рождаются с небольшими, едва заметными крыльями у лопаток. Хозяин жеребой кобылы должен присутствовать при выжеребке, чтобы подхватить новорожденного жеребенка на руки. Затем, через некоторое время, когда крылья становятся совершенно невидимыми, бережно опустить его на землю. Родившийся, таким образом, жеребенок будет обладать выдающимися способностями в скачке. Если же родившийся жеребенок падает прямо на землю, то крылья обычно тотчас ломаются и жеребенок навсегда лишается своих выдающихся способностей. Владельцы держали своих лошадей почти круглый год на конюшне, под навесом или посреди двора на приколе на сухом корме и только ранней весной на месяц-полтора выпускали на траву в степь или в сады, часто кормили свежескошенной люцерной дома.

Карабаира, принадлежавшего состоятельному владельцу, чистили несколько раз в день и всегда держали под попонами. Летом лошадей постоянно мыли и купали в арыках, иногда надолго ставя их в холодную проточную воду для укрепления ног.

Карабаирские лошади пригодны для верховой езды, перевозки груза на спине под вьюком, а также для работы в упряжи на транспортных и сельскохозяйственных работах. Используют их и в национальных играх, и в гладких скачках на длинные дистанции. В испытаниях по перевозке грузов карабаиры проявили тяговое усилие в среднем 232,7 кг, что соответствует 67,2% живой массы. В скачках на короткие дистанции они уступают лошадям чистокровной верховой, арабской, ахалтекинской и других специализированных пород.

Упряжные карабаиры отличались силой. Пример грузоподъемности этого коня приводит русский путешественник Кавройский: «На конном базаре один арбакеш (извозчик) покупал у другого карабаира, которого испытывали следующим образом: на двухколесной арбе стоя, держась один за другого, разместились 15 человек, шестнадцатый, сам хозяин, сидел на спине у лошади. Нагруженную таким образом арбу карабаир несколько раз спустил по крутому склону к реке и вывез обратно».

Кабардинские лошади характеризуются средним ростом; сухой удлиненной, часто горбоносой головой с лирообразными подвижными ушами; живыми глазами; прямой, мускулистой, средней длины, низко поставленной шеей; невысокой холкой; глубокой грудью с округлыми ребрами; короткой, не всегда прямой спиной и прочной поясницей; широким, несколько свислым крупом; мускулистыми, сухими конечностями (задние часто саблистые и сближенные в скакательных суставах) и прочными копытами; щетки маленькие. В основном карабаиры имеют добронравный характер и энергичный темперамент.

В целом это тип хорошей верхово-вьючной лошади. Карабаирская лошадь имеет много достоинств, начиная с внешнего нарядного вида, прекрасного темперамента и большой понятливости, отличных аллюров, особенно, шага. В породе существовало три типа: первый — подходил для перевозки легких грузов и верховой езды на дальние расстояния; второй тип — более легкий — использовался для верховой езды (джигитовки); третий тип — самый мощный, использовался на тяжелых работах (на сегодняшний день практически исчез).

Высота в холке 148-156 см. Волос у нее тонкий, грива и хвост средней густоты. Масть серая и серая в гречку, часто гнедая, несколько реже рыжая и еще реже вороная и пр. Отметины несвойственны чистопородным кабардинцам.

Средние промеры жеребцов, записанных в IV томе Государственной книги (см): высота в холке — 155,8, обхват груди — 175,2, обхват пясти — 20,0. Промеры кобыл соответственно 150,5-177,8-19,0.

Кабардинская лошадь отличается позднеспелостью и долговечностью, быстротой восстановления упитанности на весенне-летних пастбищах в горах, хорошей плодовитостью и молочностью. Полная хозяйственная пригодность наступает не ранее пяти лет. Лошади хорошо переносят круглогодовое содержание в табунах даже без всяких помещений.

Рекордисты породы: среди двухлеток — жеребец Арал, 1937 г. р., проскакавший 1000 м за 1 мин 09 с; среди трехлеток — жеребец Баланс, 1954 г. р., его резвость 2 мин 53,2 с на 2400 м; среди лошадей четырех лет и старше — жеребец Ковбой, 1961 г. р., преодолевший под седлом дистанцию 3200 м за 3 мин 43,8 с. Карабаирских лошадей испытывают на Ташкентском ипподроме, в основном в гладких скачках. Такие испытания не соответствуют основному направлению селекции по выращиванию лошадей универсальной работоспособности. Вследствие этого некоторые племенные фермы вынуждены использовать для воспроизводства жеребцов, имеющих хороший экстерьер, но не проверенных на ипподроме по рабочим качествам.

Лучшие результаты по скорости составляют 1:54 мин на 1,6 км и 2:51 мин на 2,4 км. В дальних гонках карабаиры пробежали 14 км за 22 мин и 34,6 секунды и 25 км за 42 мин и 6 секунд. Эти кони очень эффективны на больших расстояниях. Лучшее время для 75 км — 3 часа 32 мин. В упряжке с нагрузкой 600 кг пробегают 1,6 км за 5 ми и 51 секунду, с 2000 кг груза — 14 мин и 45 секунд.

Кобылы этой породы отличаются плодовитостью — от 75 до 85 жеребят на 100 кобыл в год. Карабаирские лошади характеризуются достаточно высокой молочной и мясной продуктивностью, что повышает их хозяйственную ценность в местах разведения. В 2003 году в Узбекистане было зарегистрировано 138 400 этих лошадей. Существует 8 отцовских и 5 материнских линий, при разведении соблюдается чистота крови.

admin

Наверх