Лошадь породы тяжеловес

С развитием сельского хозяйства людям всё больше требовалась дополнительная помощь. Обычные вьючные и тягловые животные уже не справлялись с той тяжёлой физической работой, которая возлагалась на них. Именно тогда была выведена особая порода лошади — лошадь — тяжеловес.

Лошадь — тяжеловес — чудо природы

Иначе этих лошадок называют ещё тяжеловозами. Из названия ясно, что этот крупный и физически развитый зверь способен перевозить груз практически любой тяжести, вспахивать большие полевые площади и даже вставать в ряды бойцов на поле битвы. Выведена была эта порода ещё в Средневековье, но повсеместную распространённость получила только ХVIII-XIX веках. Современные же фермы уже не так зависимы от тягловой силы животных, ведь машины заменили их, так что порода стоит на грани исчезновения. Некоторые особенно выдающиеся представители тяжеловозов сейчас имеются у заводчиков, коневодов, селекционеров.

Тяжеловозы наделены мощным и мускулистым телом

Описание вида

Вы наверняка видели эту породу лошадей или её близких родственников в кино. Тяжеловозов относят к холоднокровным породам. Селекционеры специально выводили этих животных устойчивыми к суровым погодным условиям, чтобы они могли работать и сражаться в любой ситуации. Эти лошади не особенно резвы, не слишком энергичны, они не могут развить высокую скорость, но они отличаются необыкновенной силой и способны тащить на себе огромные грузы.

Бруклин из брабансонов. Достигал в росте почти 2-х метров, а весил 1,5 тонны

Внешне они не столь эстетически привлекательны, как, например, породистые выставочные жеребцы- скакуны, но своя прелесть в их внешности определённо есть. Эти лошади высоки ростом, массивны, мускулисты, коренасты. Иногда их даже можно назвать неловкими или неуклюжими из-за слишком крупного и неповоротливого торса.

Марокко — рекордсмен из породы першеронов. Его рост достигал практически 220 см, а вес 1,5 тонны

Современные же представители породы тяжеловозов довольно далеки от рекордсмена. Они весят около тонны каждый, в росте способны доходить до отметки в 2 метра. Конечно, встречаются особенные великаны, которые могли бы побить установленный рекорд, но они всё равно не дотягивают до самого крупного коня за всю историю существования породы.

Аллюр у этих коней мягкий. Они способны бежать шагом, галопом или рысью, причём делают они это достаточно плавно и переходят с одного аллюра на другой без излишней резкости. Наездники утверждают, что практически не чувствуют особенной тряски в седле, поскольку тяжеловозы не способны высоко поднимать ноги над землёй. Поэтому эту породу рекомендуют начинающим наездникам и любителям неспешной конной прогулки.

Тяжеловоз под седлом

По характеру лошади тяжеловозы спокойные, покорные, уравновешенные. Трудно поверить, конечно, глядя на такое огромное животное, что оно крайне уступчиво и послушно, никогда не проявит агрессии. Они как большие плюшевые мишки в теле лошади. Но, к сожалению, большинство предпочитает сейчас породистых скаковых жеребцов, а потому некоторые породы тяжеловозов практически исчезли с лица Земли.

Выносливость и силу тяжеловесов используют прежде всего в сельском хозяйстве

Первые породы

Когда человек понял, что лошадь может быть не только источником мяса, но и отличным помощником в хозяйстве, у него зародилась мысль приспособить её к тяжёлой бытовой работе. Это был первый шаг к выведению первых представителей тяжеловозной породы. Их труд не оценивался наградами, но был незаменим в быту. Конечно, точной даты появления первых мускулистых лошадок мы знать не можем, но вот первое упоминание о них имеет вполне определённые сроки.

О первых тяжеловозах стало известно ещё в Средние века. Причём упоминание это зафиксировано документально. Эти гиганты изначально служили транспортным средством для рыцарей, которые отправлялись в долгие и изнуряющие походы. Немудрено, что именно тяжеловозы были выбраны в качестве средства передвижения, ведь несчастному животному приходилось не только преодолевать сотни километров, но и тащить на себе не худенького рыцаря, облачённого в массивные латы и обвешанного всевозможным неподъёмным оружием. По некоторым историческим данным, средний вес рыцарской амуниции достигал 55 кг. Некоторые особенно предусмотрительные воины обряжали в доспехи и своего скакуна, ведь неизвестно, какие опасности поджидали их на пути.

Средневековый рыцарь на коне

К сожалению, данных о том, какие лошадиные породы использовались для выведения тяжеловозов, не сохранилось. Считается, что прародителями современных гигантов стали шайры (Англия), першероны (Франция) и брабансоны (Бельгия).

Последующее развитие породы

Помимо активного участия в рыцарских сражениях и походах, тяжеловесы использовались и в других сферах жизни:

  • Фермерство и сельскохозяйственные работы. Те породы лошадей, что использовались до появления тяжеловозов (верховые породы, а также породистые скакуны), не подходили для изнуряющей и тяжёлой работы в полях. Они просто издыхали при первой же перевозке груза. После появления такой крупной лошадиной породы, как тяжеловоз, место не выносливых верховых лошадей заняли их мускулистые собратья;
  • Промышленное дело. Когда общество перешагнуло отметку индустриального, тяжеловозы никуда не делись. Теперь эти мощные животные использовались для перевозки массивных грузов (особенно по труднопроходимым дорогам). Например, лошади везли строительные материалы, дорогие товары, пищу и т. п.
  • Таблица 1. Самые известные европейские породы тяжеловозов.

    Порода Страна-селекционер Вес, кг Рост, см Масть Другие характеристики
    Бельгия 723-1016 166-175 Различная Имеет маленькую голову, но при этом короткую мускулистую шею, тело компактное, ноги мощные, со щёточками в нижней половине
    Франция 750-1050 200 и более Бурая, гнедая, вороная, серая Одни из самых крупных представителей, гармонично сложены, используются для скрещивания с другими породами для получения более выносливых лошадей
    Англия 750-1050 168-182 Различная Коренастые, используются как в качестве верховых лошадей, так и в качестве тягловой силы, постоянно совершенствуются
    Шотландия 850-950 165-175 Гнедая с белыми «носочками» Маленькая голова с узким лбом, ноги имеют развитые мышцы, обладают щётками в нижней части, копыта широкие и эластичные

    Брабансоны

    Считается, что прародителями этой бельгийской породы были фламандские и арденские жеребцы. Эти животные являются настоящей гордостью своей страны, поскольку это единственная лошадиная порода, выведенная в Бельгии.

    Эти лошади наделены крупным корпусом, мускулистым туловищем с широкой и массивной шеей. При этом нижние конечности довольно тонкие для тяжеловоза. Первые представители породы имели провисающую поясницу, но в процессе селекции этот недочёт был исправлен.

    Брабансоны не самые выдающиеся и сильные представители породы, но незаменимые для бельгийских фермеров и крестьян. Их использовали как тягловую мощь для переправки грузов, а также в сельском хозяйстве. Эти лошадки не слишком прихотливы в уходе, выносливы, привычны к большим грузам.

    Брабансоны являются единственными выведенными на территории Бельгии лошадьми

    Першероны

    Эти французские гиганты по праву называются одними из самых крупных тяжеловозов в мире. Их предками были булонские и бретонские жеребцы, а также породистые арабские скакуны. Эти лошадки имеют гармоничные пропорции, их даже можно назвать слегка суховатыми на фоне их родичей, но менее выносливыми они от этого не становятся. Увидев однажды такого великана, вы будете считать других лошадей просто пони.

    Чаще всего именно среди першеронов регистрируют жеребцов-рекордсменов

    Подробнее об этой породе лошадей вы можете узнать, прочитав специализированную статью на нашем сайте.

    Шайры

    Изначально эти англичане выводились для военных походов. Уже позже шайров стали использовать в упряжи при работе на фермах. Породу эту трудно назвать однородной, поскольку их используют практически во всех возможных сферах коневодства (спорт, грузоперевозки, верховая езда). Жеребцы отлично сложены, слегка приземисты в корпусе, но при этом сильны и выносливы. Масти у этой породы встречаются самые разные, так что выделить наиболее распространённые не представляется возможным.

    Селекционеры постоянно совершенствуют шайров. Они пытаются вывести оставшиеся недостатки и недочёты в породе, чтобы сделать её более однородной. По темпераменту английские лошадки спокойные, послушные, ими легко управлять, так что их часто рекомендуют начинающим наездникам.

    Шайры отличаются особой грациозностью и привлекательностью по сравнению с другими тяжеловесными породами

    Клейдесдали

    Эти жеребцы попали в широкую селекцию прямиком из суровой Шотландии. Это типичная порода-рабочий. Жеребцов использовали для работы в сельской местности, обработки полей, перевозки материалов и товаров. Такое мелодичное название жеребцы получили от небольшой реки Клейд, что оканчивает свой путь в Северном море.

    Отличной чертой этих лошадей является мощный корпус, особая выносливость, устойчивость к холодному климату и сырости, а также не слишком высокие требования в содержании. Эти скакуны быстро вырастают и входят в зрелость, дают отличное здоровое потомство. Клейдесдалей до сих пор используют в шотландских высокогорных районах, где сельской технике не развернуться. По характеру лошадки покладистые, спокойные, добродушные.

    Эти тяжеловозы до сих пор активно используются для работы в отдалённых уголках Шотландии

    Цены на брикет «Овсяный» для лошадей и жеребят

    Появление тяжеловозов в России

    Наша отечественная селекция довольно поздно обнаружила преимущества лошадей-тяжеловозов. Лишь ближе к началу ХХ века (примерно в то же время случился бум промышленности) появилась необходимость использования в работе мощных упряжных лошадей. Россия известная тремя породами тяжеловозов:

    Одной из первых русских тяжеловозных пород считают Владимирскую. Первое упоминание о ней датируется второй половиной XIX века. Местных жеребцов стали целенаправленно скрещивать с более крупными лошадьми (чаще всего завезёнными из-за границы). Официальную регистрацию порода прошла только в 1946 году, но это только документальное признание, на самом деле владимирские кони уже более 20 лет работали на благо человека.

    Русские селекционеры скрещивали представителей иностранных тяжеловозных пород с крупными русскими кобылами, чтобы получить приспособленный к суровому климату вид

    Другая лошадиная порода — Русская — также имеет короткую историю. Селекционеры занялись этими конями в первые годы ХХ века. Они планировали соединить в одной породе особенности сразу нескольких иностранных тяжеловозных пород. Но беря во внимание то, в какое смутное время приходилось работать специалистам, а также отсутствие качественных кормов, суровые климатические условия, разнящиеся с теми, к которым привыкли «иностранные» жеребцы, не удивительно, что Русская порода вышла такой сухощавой, но при этом подвижной. Удивительно, но даже в таких непростых условиях, лошади получились довольно выносливыми. Официальное признание порода Русская получено в 1952 году.

    Относительно молодой русской породой можно считать Советскую. Эти лошадки превосходят по габаритам сородичей, отличаются высокими показателями молочности. В качестве основы для выведения были взяты всё те же западноевропейские жеребцы. Порода была так же признана в 1952 году.

    Таблица 2. Самые известные русские породы тяжеловозов.

    Порода Время выведения Вес, кг Рост, см Масть Другие характеристики
    Конец XIX — 30-е годы ХХ века 750-1200 165-175 Бурая, гнедая, саврасая, серая Представители породы имеют большую голову с выпуклым профилем, крупную длинную шею, ноги массивные с густой и жёсткой щёткой

    Начало ХХ — 50-е годы ХХ века 900-1023 170 и более Различная Выносливые лошади, косолапы, у них мускулистая развитая шея, ноги наделены развитой мускулатурой, грудная клетка обширная
    Середина ХХ века 750-1050 155-165 Различная Короткие ноги и шея, длинная спина, широкая грудная клетка, голова имеет выпуклый профиль

    Владимирские лошади

    Предками владимирских жеребцов являются шотландцы Клейдесдали. Селекционные работы начались ещё в XIX веке.

    Владимирцы самые крупные русские тяжеловозы. Они крайне дружелюбны и покладисты, но при этом слишком пассивными их не назовёшь. Их часто использовали в упряжке в качестве «русской тройки», поскольку их выносливость, сила и приспособленность к русскому климату позволяли им тащить на себе большие грузы долгое время.

    Владимирских лошадей чаще всего запрягали в русские сани, поскольку эти лошади могли долгое время тащить большие грузы даже зимой

    Русские лошади

    Прародителями Русской породы были ардены (Бельгия) и отечественные представители. Селекционерам даже удалось избавиться от некоторых недостатков арденов. Русские тяжеловозы лишились их несколько угловатого туловища и непропорционального корпуса. Некоторой изюминкой жеребцов является их косолапость. Это можно увидеть даже на фотографиях.

    У Русской породы жеребцов наблюдается лёгкая косолапость

    Советские лошади

    Эти лошадки самые молодые из всех выведенных тяжеловозов в России. Их «родителями» выступали брабансоны и отечественные кобылы. Такой «коктейль» нужен был для того, чтобы одновременно соединить в породе мощность и выносливость тяжеловозов, и приспособленность к суровому климату обычных верховых русских кобыл.

    Советские жеребцы и кобылы сильны даже по сравнению с другими породами. Они наделены пропорциональным корпусом, с мощными округлыми формами и развитой мускулатурой. Они не требуют особого ухода, отлично чувствуют себя даже в самых холодных климатических условиях. По темпераменту спокойны, покладисты, послушны.

    Советская порода лошадей считается самой молодой тяжеловозной отечественной породой

    Цены на щетки для чистки лошадей WAHL

    Как построить каркас для будущей конюшни самостоятельно?

    Если вы собираетесь приобрести одну или несколько лошадей, то, прежде всего, вам стоит задуматься о будущей конюшне. Неважно, какую лошадь вы заведёте (тяжеловоза или обычную верховую), конюшни универсальны и подойдут любой породе. Вот уже внутреннее наполнение будет несколько отличаться.

    Цены на различные виды бруса

    Пошаговая инструкция по изготовлению каркаса конюшни своими руками

    Шаг 1. Начинайте строительство основы с нижней обвязки. Её следует скрепить в углах так, чтобы все лаги оказались как бы встроенными в обвязку. Рассчитывайте место для их укрепления так, чтобы они проходили в будущем по блокам основы (фундамента). Чтобы сделать конструкцию более устойчивой, положите между лагами доски 15х15 см.

    Шаг 2. Формируйте углы каркаса. К обвязке прикрепляйте вертикальные стойки-углы. Основные стойки поставьте там, где в будущем у вас будут окна и дверцы. Следите за тем, чтобы промежуточные стойки между ними стояли друг от друга не дальше, чем на три метра. Высота стоек должна быть равна предполагаемой высоте конюшни (в примере эта высота равна 3 метрам).

    Шаг 3. Проверьте углы уровнем. Затем зафиксируйте стойки поперечинами и раскосами, которые не дадут вашей будущей конюшне рухнуть от первого же дуновения ветра. Верхнюю обвязку формируйте по тем же принципам, что и нижнюю. Поперечинами обозначьте проёмы будущих окон и дверей. Формируйте скат крыши, поднимите брусом переднюю стену. Его же положите на напольные лаги.

    Шаг 4. Поднимите среднюю стенку. Чтобы сделать это, нужно поставить брус по разметке вертикально на нужную вас высоту.

    Основа готова. Далее вы можете утеплить помещение и оборудовать его.

    Заключение

    Лошади-тяжеловозы — особый вид, выведенный ещё в средневековье для работы на фермах, а также для сражений на полях битвы. Эти мощные, мускулистые жеребцы и кобылы не так привлекательны внешне, как их спортивные собратья, но зато являются ценными работниками даже сейчас в некоторых регионах нашей планеты.

    Видео — ТОП 10 самых больших лошадей-тяжеловозов

    Видео — Соревнования лошадей-тяжеловозов

    В наше время лошадей, во всяком случае, в Европе и в Северной Америке, разводят не столько для тяжелой работы, сколько для спорта, престижа и просто для красоты. Поэтому сегодня «самая сильная лошадь» – это автомобиль. В лошадях ценится резвость, выносливость, экстерьер, выучка, а сила – это дело десятое. Но это сейчас. Еще лет сто назад лошади были главной тягловой силой. Их использовали и в элегантных выездах, и на перевозке тяжелых грузов, и в армии, и на сельскохозяйственных работах. Сильные лошади очень и очень ценились.

    Из истории

    Считается, что современные породы лошадей-тяжеловозов происходят от средневекового боевого рыцарского коня. Представьте себе воинов, закованных в броню. Вес доспеха достигал 35 килограммов, да и сам рыцарь тоже что-то весил. В общей сложности коню приходилось нести под сто килограммов, или даже больше веса. И добавьте к этому доспех, в который облачали и самих боевых коней. Во всем этом коню нужно было скакать и выполнять подчас довольно сложные маневры, поскольку рыцарский конный бой требует слаженных действий наездника и коня.

    Таких коней называли «тяжеловоз дестриэ» — «правый, правосторонний» (от латинского «dextarius»), вероятно из-за того, что справа у рыцаря всегда располагался оруженосец, который подхватывал уздечку в случае надобности. Эти кони, предками которых были тяжеловозы времен Великого переселения народов, были не очень выносливыми, и не слишком резвыми. Преодолевать на них препятствия вроде изгородей или канав было нереально, прыгать дестриэ не любили. Зато эти кони отличались большой мощью, и в бою, закованные в броню и несущие на себе рыцаря в латах, они были подобны танкам. Ни одна пехота не могла противостоять рыцарям, сидящим на дестриэ.

    Тяжеловоз дестриэ

    Именно от этих прекрасных животных и произошли современные самые сильные лошади

    Самые сильные лошади Европы

    К числу самых мощных и сильных современных тяжеловозов Европы относятся французские першероны, бельгийские брабансоны и английские шайры.

  • Першерон. Эта порода выведена во Франции путем скрещивания средневековых тяжеловозов с восточными, главным образом, арабскими лошадьми. Высота в холке першерона достигает 175 см; самая распространенная масть серая, иногда встречается и вороная. Першероны выведены для работ, требующих силы и выносливости. Но при этом их очень любят использовать для конных прогулок из-за особенно мягкого хода.
  • Брабансон. Эта порода массивных, мускулистых лошадей выведена в конце XIX века путем скрещивания арденской породы и фландрской. Высота в холке достигает 165 см и выше. Масть преимущественно рыжая или гнедая.
  • Шайры. Это самые большие лошади в мире. Их рост в холке достигает 185 сантиметров, известны экземпляры до 219 сантиметров. Название происходит от слова «шир» — графство. Это древняя порода, происходит от скрещивания местных английских кобыл и голландских жеребцов. Масть шайров разнообразна, для них характерны лысина на голове и белые чулки, часто только на задних ногах.
  • Самые сильные лошади России

    В нашей стране тоже были выведены несколько пород лошадей-тяжеловозов. Самые известные породы лошадей из них: русский тяжеловоз, советский тяжеловес и владимирский тяжеловоз.

    • Русский тяжеловоз. Специалисты указывают, что правильнее называть эту породу «русская тяжеловозная» — были выведены в XIX веке путем скрещивания русских пород упряжных лошадей и бельгийских арденов. Их рост не превышает 150 сантиметров, но они отличаются большой силой и выносливостью.
    • Советский тяжеловес — была выведена в 1952 году от русских тяжеловозов и бельгийских брабансонов. Рост советских тяжеловесов составляет 170 сантиметров, и это очень сильные кони, с лучшими, чем у русских тяжеловозов характеристиками.
    • Владимирский тяжеловоз — вывели, скрестив российских лошадей с шотландскими клейдесдалями и английскими шайрами. Ростом эти кони несколько меньше, чем советские тяжеловесы, но совсем не уступают им в силе. Рост владимирских тяжеловозов достигает 165 сантиметров, и сила в них сочетается с резвостью и выносливостью. Они одинаково годятся и для перевозки грузов, и под седло.
    • Владимирский тяжеловоз

      Рекорды самых сильных лошадей

      В 1893 году пара тяжеловозов породы шайр в поместье Нестер в штате Мичиган (США) почти полкилометра тянула сани, груженые лесом, общий вес которых составлял 42,3 тонны.

      В шестидесятых годах прошлого века советский тяжеловес Форс установил рекорд для этой породы лошадей. Он тянул 35 метров прицеп с грузом 22991 килограммов.

      Рекорд советского тяжеловоза Форса

      Но титула «самая сильная лошадь в мире», безусловно, заслуживает мерин шайрской породы по кличке Вулкан. В Англии, на выставке Уэмбли в 1924 году он установил рекорд, сдвинув с места груз весом в 47 тонн. Это достижение занесено в книгу рекордов Гиннеса.

      Видео: Самые сильные лошади

      Потребность в таких лошадях возникла в Средние Века – во времена рыцарей. Обычная лошадь не могла везти на себе рыцаря со всей его амуницией и оружием. А уж бежать галопом тем более. Так появились лошади тяжеловозы.

      В то время такие лошади назывались «дестриэ», что в переводе с латинского означает «правосторонний». Вес такой лошади мог достигать тонны, а иногда и более, а рост – 2 м. Имея такой большой вес, эти лошади не могли преодолевать препятствия, не говоря уже о том, что бы долго скакать галопом. Они быстро утомлялись, и им требовалось больше времени для восстановления сил, чем обычной лошади.

      От средневековых «дистриэ» произошли следующие породы современных лошадей тяжеловесов:

    • Першерон (французская лошадь тяжеловес);
    • Брабансон (бельгийская лошадь);
    • Шайр (английский тяжеловес);
    • Кроме этих пород тяжеловозов, есть и породы, которые вывели советские и российские учёные:

    • Русский;
    • Советский;
    • И владимирский тяжеловозы.
    • Русский тяжеловоз

      Правильное название такой породы лошадей «русская тяжеловозная». Выведена на рубеже 19-ого и 20-ого веков русскими учёными. Получилась новая порода путём поглотительного скрещивания двух пород – русской упряжной и бельгийского ардена.

      Признаки бельгийского ардена стали доминировать, в результате чего получилась порода тяжеловозных лошадей с такими отличительными признаками:

    • Имеют невысокий рост, но при этом у них сильно развита мускулатура;
    • Имеют густые гривы и хвосты, но при этом на ногах совсем нет волосяного покрова, только в районе копыт;
    • Имеют толстую шею, на которой чётко выражен гребень;
    • Довольно короткие ноги, благодаря чему могут перевозить довольно тяжёлые грузы. Отлично подходят для работы на неровных местностях.
    • Официально эта порода была зарегистрирована в 1952 году. Используются для сельских работ, а также для улучшения выносливости обычных лошадей.

      Советский тяжеловоз

      Так же как и русский тяжеловоз, порода зарегистрирована в 1952 году. Такая порода была выведена при поглотительном скрещивании русских упряжных лошадей с бельгийскими брабансонами и английскими суффольками. В данной породе доминируют признаки суффольков.

      Лошади этой породы достаточно быстро развиваются. С 1 года до 3-ёх лет, они активно работают в сельском хозяйстве. Однако потом переходя в состав производителей.

      Советский тяжеловоз имеет следующие отличительные черты:

    • Довольно крупные особи. Высота некоторых в холке достигает 1 м и 70 см, а масса тела приближается к 1 т;
    • Имеют довольно густую гриву и хвост;
    • Имеют среднюю по величине голову, шея и ноги довольно мускулисты, копыта правильной формы, спина ровная грудь широкая;
    • Также, иногда, у тяжеловозов этой породы бывает косолапость. Это тоже отличительная черта. У лошадей других пород косолапость – редкое явление.

      Владимирский тяжеловоз

      Такая порода тяжеловозных лошадей была официально зарегистрирована в 1946 году. Появилась такая порода путём скрещивания местных, владимирских лошадей, с шотландскими и английскими тяжеловозами. В конечном итоге получился тяжеловоз. Которого нельзя спутать с тяжеловозами другой породы. К отличительным признакам относятся:

    • Имеют очень крупную и вытянутую голову, мускулистую шею и широкую спину;
    • Длинные и густые грива и хвост;
    • Очень выносливы. С грузом в 1,5 т он может рысью преодолеть 2 2м за 3 минуты.
    • Ростом эта порода тяжеловозов уступает советской породе. Владимирский имеет высоту всего 1 м 60 см. Однако у него оптимальное сочетание «вес – скорость движения – выносливость».

      Работать на таких лошадях начинают по достижении ими 3-ёх летнего возраста. В этом же возрасте их и случают. Эти тяжеловозы приспособлены для работы на твёрдых и суглинистых почвах.

      Тяжеловозы — породы больших и сильных лошадей, назначение которых — перевозка тяжеловесных грузов.

      Потребность в очень сильных лошадях возникла в Средневековье: рыцаря в полном вооружении была способна выдержать, а уж тем более нести, не каждая лошадь. Рыцарские боевые лошади Средневековья назывались «дестриэ», что происходит от латинского «dextarius» — правосторонний (видимо, название связано с тем, что по правую сторону от боевого коня обычно находился оруженосец рыцаря). Вес дестриэ мог достигать 800-1000 кг. и более, а рост 175-200 см. При такой массе дестриэ не могли совершать прыжки и преодолевать препятствия, к тому же они быстро утомлялись.

      На происхождение от средневековых боевых лошадей претендуют несколько современных пород тяжеловозов, например, першероны (французские тяжеловесы), брабансоны (бельгийские тяжеловесы), шайры (английские тяжеловесы).

      Лошадь-тяжеловоз першеронской породы

      Лошадь-тяжеловоз бельгийской породы (брабансон)

      Лошадь-тяжеловоз породы шайр

      Жеребцу из породы шайров по имени Сэмпсон (Sampson), рождённому в Англии в 1846 году, принадлежит звание «самая большая лошадь в истории». Сэмпсон, который в возрасте 4-х лет получил новую кличку «Мамонт» (Mammoth), был ростом 2 метра 20 см. и весил 1520 кг. К сожалению, изображений и уж тем более фотографий Сэмпсона не существует, зато можно взглянуть на фотографии других лошадей-гигантов тяжеловесных пород:

      Марокко (Morocco) из породы першеронов. Рост 215 см., вес 1285 кг.

      Бруклин Высочайший (Brooklyn Supreme) из породы брабансонов. Рост 195 см., вес 1450 кг.

      В России существуют свои тяжеловесные породы лошадей: русский тяжеловоз, советский тяжеловоз, владимирский тяжеловоз.

      Русская тяжеловозная порода формировалась на рубеже 19-20 веков путём скрещивания пород упряжных лошадей и мелких тяжеловозных лошадей — арденов, которых вывозили из Бельгии. В большинстве своем бельгийские ардены были дисгармоничного сложения. В России под действием отбора ардены приобрели гармоничность сложения и хорошие экстерьерные формы. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже русские ардены обратили на себя всеобщее внимание, как совершенно своеобразная порода рабочих лошадей. Одним из лучших был бурый жеребец Хреновского конного завода Каравай (1887 года рождения) получивший золотую медаль. Порода «русский тяжеловоз» была зарегистрирована в 1952 году. Русские тяжеловозы невысоки и достигают обычно 150 см. в холке, однако очень сильны. Кобылы русской тяжеловозной породы отличаются высокой молочностью. Максимальная продуктивность получена от кобылы Лукошки — 4870 литров молока за 305 дней лактации.

      Первоначальная генеалогическая структура породы сложилась под преобладающим влиянием двух родоначальников линий — Караула (1909 г.р.) и Ларчика (1918 г.р.), причем лидирующую роль на протяжении многих лет играли Караул и его потомки.

      Фотографии русских тяжеловозов:

      Советская тяжеловесная порода формировалась путем скрещивания бельгийских рабочих лошадей — брабансонов с местными лошадьми упряжного типа разнообразного происхождения (помеси першеронов, ардены, битюги). В Россию завоз брабансонов из Бельгии начался еще во второй половине 19-го века. Основную роль в формировании породы сыграло успешное племенное использование жеребцов-брабансонов: Боже (1919 г.р.), Эндижен де Лаваль, (1923 г.р.), Клерон Реми (1910 г.р.) и Полэн де Вер (1921 г.р.). Постепенно была создана новая порода лошадей, значительно отличающаяся от выводных брабансонов. Эти лошади были значительно суше, гармоничнее, подвижнее и несколько мельче брабансонов. Новая порода получила название «советский тяжеловес» и была зарегистрирована в 1952 году. Рост жеребцов советских тяжеловесов больше, чем у русских тяжеловесов и доходит до 160-170 см. Масса достигает 700-1000 кг.

      Абсолютный рекорд грузоподъемности среди лошадей этой породы установил шестилетний жеребец Форс, который провез груз весом 22991 кг. на расстояние 35 метров. Кобылы советской тяжеловозной породы отличаются исключительно высокой молочностью. Максимальная продуктивность получена от кобылы Рябины — 6173 литров за 338 дней лактации.

      Наибольшее влияние на развитие породы оказал жеребец Боже — родоначальник лидирующей линии, которая получила развитие через его праправнуков — Омуля и Феномена, родоначальников новых современных линий. Важную роль в породе играют также линии Флейтиста, Ковбоя и Жасмина.

      Фотографии советских тяжеловозов:

      Еще одна порода тяжеловесов в России — владимирский тяжеловоз. Лошади этой породы были выведены путем скрещивания местных российских лошадей с тяжеловозными породами из Великобритании — шотландскими клейдесдалями и английскими шайрами. Наибольшую роль при формировании породы сыграли клейдесдали, из которых особенно ценными были Лорд Джеймс (1910 г.р.), Бордер Бренд (1910 г.р.) и Глен Албин (1923 г.р.), ставшие основными родоначальниками породы.

      В среднем жеребцы владимирских тяжеловозов имеют рост 165 см. в холке и вес 758 кг. Ростом, весом и силой владимирские тяжеловозы уступают советским тяжеловозам, однако превосходят их в соотношении «вес — скорость движения — выносливость». Без груза владимирский тяжеловоз настолько резв, что, несмотря, на большую массивность, многие представители породы могут пробежать рысью 1600 м за 3 минуты. С грузом 1,5 т владимирский тяжеловоз может рысью пробежать дистанцию в 2 км за 5 минут или даже резвее. Владимирская кобыла Венгерка преодолела 420 метров с грузом в 9 тонн.

      Фотографии владимирских тяжеловозов:

      Лошади использовались человеком с незапамятных времен. Без них нельзя было преодолеть большие расстояния, вспахать поле, перевести грузы. Сегодня лошадей редко используют на таких работах, но новые породы продолжают создаваться. Мы в восхищении замираем при виде табуна лошадей. И поражают нас не только красавцы-рысаки, грациозные и изящные, но и лошади тяжеловозы. Эти добродушные животные не требуют особых условий содержания, они выносливы и сильны и отличаются особой статью.

      В России породы лошадей тяжеловозов начали создавать поздно – только в советское время. Техники было немного, и существовала потребность в массивных упряжных конях для тяжелых работ. В сельском хозяйстве они были незаменимы, их использовали в качестве тягловой силы. Грузовая лошадь ценилась как никогда.

      Дорого стоила покупка коней за рубежом. Кроме того, завезенные животные часто погибали: привыкнуть к климатическим условиям, плохому содержанию и некачественным кормам оказалось не просто. А нужны были рабочие лошади, способные выдерживать тяжелые условия.

      Владимирский тяжеловоз

      Первым стал владимирский тяжеловоз, выведенный укрупнением российских пород иностранными тяжеловесами. Официально владимирская порода признана после ВОВ, хотя служить людям она начала значительно раньше.

      В родословной этих лошадей присутствуют известные прародители, в крови смешались гены разных пород. Владимирский тяжеловоз характеризуется:

    • Большой головой с выпуклым профилем;
    • Мускулистым и суховатым телосложением;
    • Широким крупом;
    • Удлиненной шерстью на ногах;
    • Гнедым окрасом.
    • Лошади владимирской породы характеризуются трудолюбием и жизненной энергией. Они отличаются скороспелостью и плодовитостью. Жеребцов выделяет богатырская мощь, внешняя привлекательность, широкий аллюр. Это настоящий конь тягач. Поэтому владимирский тяжеловоз до сих пор относится к известным и сохранившимся породам.

      Владимирский тяжеловоз

      Владимирские тяжеловозы превышают советских в отношении: вес – скорость движения – выносливость. Без груза владимирский тяжеловоз напоминает рысака, он может пробежать рысью 1600м за 3 мин. С грузом 1,5т эта порода способна преодолеть расстояние в 2км за 5 мин.

      Русская порода

      Русская порода получена при скрещивании привозных, иностранных животных. Учитывая тяжелые послевоенные условия и нехватку кормов, другой климат, русские тяжеловозы оказались подвижными и выносливыми. Они отличалась гармоничной пропорцией и прекрасными формами. Порода получена при скрещивании упряжных лошадей с мелкими тяжеловесами из Бельгии. Лошади русских тяжеловозов имеют следующие черты:

    • Сухое и крепкое телосложение, приземистость;
    • Рыжий окрас;
    • Развитая грудь и широкая холка;
    • Голова легкая и сухая на длинной, изогнутой шее;
    • Грива и хвост густые.
    • Несмотря на небольшой рост (до 150см) порода сильная и выносливая. Отличаются уравновешенностью, которая сочетается с энергичностью. Используются в сельском хозяйстве. Нетребовательны к кормам и условиям содержания.

      Самая молодая порода отечественной селекции – советский тяжеловоз, характеризующийся мощными габаритами и высокой молочностью. Постепенный отбор и скрещивание с западноевропейскими формами помогли племенным хозяйствам вывести лошадь, название которого связано с советскими временами.

      Советская порода лошадей

      Основу породы составили знаменитые бельгийские тяжелоупряжные лошади. Она имеет следующие черты:

    • Крепким телосложением;
    • Окрас рыжий или гнедой;
    • Широкое и мускулистое тело с мощной грудью;
    • Ровную и широкую спину;
    • Умеренным обрастанием гривы, щетки и хвоста;
    • Ровный профиль головы.
    • Жеребцы советских тяжеловозов характеризуются крупными размерами. Это огромные лошади, вес которых достигает тонны. Кобыла весит 650 кг. Для них характерна скороспелость и плодовитость.

      Кабыла советской породы достигает 650 кг

      Советский тяжеловоз уравновешен и имеет спокойный нрав, быстро двигается. Характеризуются небольшой косолапостью, что не встречается у других пород. Примерно 3 года они служат людям (сельскохозяйственные работы), затем чаще всего их используют в качестве производителей.

      Рекомендуемый срок использования советских пород в сельскохозяйственных работах — 3 года

      Соревнования лошадей с участием этих пород, в том числе и советского тяжеловоза, стали проводится еще во времена СССР. Оценивали скорость доставки грузов шагом и рысью, выносливость и силу тяги лошади. Сегодня такие соревнования проводятся за рубежом. Но в оценку породы включают и другие показатели, например, экстерьер и конституцию, характер и контакт с человеком.

      Породы иностранной селекции

      Тяжеловесы в странах Европы использовались с незапамятных времен. Их чтут, ими гордятся, и история их разведения началась задолго до того, как стали официально признаваться породы. Они разошлись по всему миру, и их кровь используется для выведения новых пород и закрепления положительных качеств уже существующих. Некоторые из давно выведенных пород популярны и в наше время.

      Першерон – порода, которую французы получили при скрещивании арабских скакунов с местными представителями лошадей. Результатом стали прекрасные и трудолюбивые кони, которых характеризует:

    • Серый, иногда вороной окрас,
    • Телосложение сухое и крупное,
    • Крепкие ноги,
    • Удлиненная спина и мощный круп,
    • Длинная шея и пышная грива,
    • Высота 1,7м в холке.
    • Лошадь породы Першерон

      Красивый конь по характеру добр и послушен. Отличается огромной силой и энергией.

      Шайры

      Шайры стали предками Брабансонов, которых завезли в Англию еще в 12 веке. Это одна из самых древних тяжелоупряжных пород. Вначале ее использовали исключительно как военную, а когда войны закончились, стали применять в мирных целях на полях Англии. Они отличаются могучими и величавыми формами. Породу видоизменили по приказу короля Англии, которому требовались кони высотой более 1,5м. Они обладают:

      • Огромным весом до 1-1,2т,
      • Большой высотой – 1,78м,
      • Мощной и глубокой грудью,
      • Пышными фризами от скакательных суставов,
      • Вороным или гнедым окрасом с пятнами на разных участках тела.
      • Брабасоны также относятся к древней породе лошадей, которые стали родоначальниками современных разновидностей.

        Лошадь породы Брабасон

        Характеризуются гармоничными и пропорциональными формами, которые сохранились на протяжении веков. Порода представлена рыжими и гнедыми окрасами.

        Кобыла и жеребенок породы Брабасон

        Лошади быстро созревают, легко привыкают к новому содержанию, нетребовательны к кормам. Весом и высотой они мало отличаются от шайров. Экстерьер дополняют развитые мышцы и сухая конституция. А учитывая покладистый характер и отличную работоспособность, говорить об их популярности не приходится.

        Лошади тяжеловозы создавались с целью тяжелой работы на полях или в упряжке. Эти рабочие лошади — сильные и выносливые, они использовались в качестве тяжеловозного транспорта, перевозя грузы на большие расстояния, передвигаясь ровной рысью.

        Работа на лошади в поле

        Времена изменились, и грузы перевозятся на транспорте и рабочая лошадь тяжеловоз стала не нужна. Но эти сильные и статные животные не утратили былой популярности, хотя и востребованы не так, как раньше. Их используют:

      • В сельской местности для перевозки грузов, для получения молока и мяса;
      • В городских условиях идет активное восстановление пород: они нашли применение в спорте, шоу и туристическом бизнесе;
      • Исторические места Европы прекрасно дополняют лошади тяжеловозы. Они создают особый колорит, привлекая туристов.
      • Особенности разведения

        Популяция (численность) лошадей этих пород сильно пострадала, так как с середины 20 века тяжелые кони утратили свое прямое предназначение и стали не востребованы. Отечественные породы сохранились только благодаря любителям-энтузиастам.

        У племенных заводов существует программа разведения, где они продолжают работы по созданию новых, и сохранению прежних пород. В Европе на эти цели выделяет деньги государство, у нас кони сохраняются в основном в частных коллекциях, но селекционеров это не остановит.

        Разведение тяжеловозов более простое, чем других разновидностей лошадей. Они приспосабливаются к разным условиям, отличаясь неприхотливостью. Плодовиты: кобыла рожает одного жеребенка, но может приносить пополнение с 3 до 20 лет. Поэтому количество рожденных жеребят от одной лошади достаточно большое.

        Видео: тяжеловозы. Отличие от верховых лошадей

        Крупные и добрые кони достойны того, чтобы их сохранили и приумножили. Это красивые и гордые животные должны занять свое место в современном мире. Поэтому работу по их разведению не останавливает сложная обстановка в стране или финансовые трудности.

        Мощные и выносливые лошади тяжеловозы стали незаменимыми помощниками в домашнем хозяйстве. Они широко использовались на пахоте, при перевозке крупногабаритных грузов и в прочих видах сельскохозяйственных работ.

        Уникальность

        Лошадь тяжеловоз обладает мощной шеей, мускулистыми корпусом и конечностями, за счет чего выделяется на фоне иных пород. Кроме того, крупные скакуны обладают добродушным характером.

        Экстерьерные отличия

        Хладнокровные тяжеловозные породы лошадей внешне выглядят очень массивно, потому их крепкая крупная коренастая конституция не дает им возможности иметь грациозные и гибкие движения настолько, сколько это умеют теплокровные сородичи других пород, потому они нечастые участники конных видов спорта.

        Лошадь тяжеловоз в средние века у европейцев слыла рыцарским конем. Лишь по истечении времени она перешла в отряд тяжелоупряжных фермерских животных.

        Средняя весовая категория лошадей находится в пределах от 0,8 до 1,0 т, однако встречаются иногда тяжеловесные представители массой тела больше. В высоту жеребенок тяжеловоз вырастает от 1,7 до 2,0 м. Такой рост и масса тела в совокупности внешне складываются в крупное животное, способное тащить за собой тяжелый груз, что сразу заметно на фото и видео.

        Среди минусов пород коней тяжеловозов отмечают их недостаточную выносливость при преодолении длинных расстояний из-за слишком большого веса.

        Экстерьерная характеристика пород лошадей тяжеловозов не является первоначальным требуемым для них качеством. На переднем плане у рабочих лошадей тяжеловозов силовое описание, потому большая часть конных заводов, в числе которых и коневодство России, разводят лошадей тяжеловесов исключительно для сельскохозяйственных работ, а не для участия в зрелищных соревнованиях.

        Некоторые заводчики России и зарубежных стран отправляют своих тяжеловозных питомцев на различные мероприятия, выявляющие их силовые характеристики, включающие в себя проверки на перевозку тяжестей на скорость, выносливость на дистанции с преградами.

        Аллюр

        Быстро передвигаться породы лошадей тяжеловесов не могут из-за своих впечатляющих габаритов: такое животное весит немало. Не способны они и выполнять изящные выездные элементы, не могут высоко прыгать. Всему этому препятствуют массивное телосложение и толстые конечности.Тем не менее их поступь достаточно комфортна для всадников без характерной тряски в седле и подъемов в высоту при передвижении. Есть те, которые выделяются способностью преодолевать высокие препятствия, например, Ирландский тяжеловоз.

        Европейские тяжеловозы

        Среди европейских пород лошадей тяжеловозов есть несколько, завоевавших особенную популярность.

        Аристократический тяжеловоз породы Шайр из Англии — по описанию высокое и массивное животное. В числе предков у англичанина боевые кони рыцарей, прославившиеся в былые времена своими габаритами. Весом жеребцы могут быть до 1,3 т, а в холке достигают 1,9 м. Среди часто встречающихся мастей Шайров — серая и гнедая.

        Сегодня порода Шайр стала известна, благодаря своевременному указу английского короля Генриха об активизации разведения лошадей на территории Англии для обеспечения английского сельского хозяйства тягловой силой.

        Брабансон

        Тяжелоупряжная порода бельгийских лошадей под название Брабансон, иначе называемая Фландрийская, стала известна в средние века. Брабансонов считают одним из предков Шайров. Помимо этого, бельгийцы дали кровь немецким тяжелым коням. Бельгийская порода считается идеальным животным для помощи в сельскохозяйственных работах по причине своей неприхотливости в процессе ухода и высокой работоспособности. Плюсом породы является долгожительство среди прочих тяжеловесных коней.

        По сравнению с Шайрами в высоту они немного ниже, до 1,7 м. Масть Брабансонов может быть гнедой с оттенками чалого либо рыжего.

        Суффолкские тяжеловозы

        Порода лошадей тяжеловозов Суффолк относится к одной из старейших на востоке Англии, впервые упомянутой еще в XVI столетии. Описание Суффолкских лошадей выделяет их среди прочих тяжеловозов толстыми ногами с округлыми копытами. В росте они достигают от 1 м 63 сантиметров до 1,7 метра, а вес набирают до 1,0 т. Наиболее распространенными мастями Суффолков являются светлые и темные оттенки рыжего, в некоторых случаях встречаются каштановые окрасы лошадей.

        Першероны

        Французских гигантов Першеронов начали разводить в XIX столетии, после чего порода получила широкую известность за короткие сроки. Это одни из наиболее габаритных представителей, выделяющиеся из общей массы весом и ростом. Известны некоторые особи, высота которых более 2,0 м.

        Описание Першеронов характеризует этих лошадей как аристократически сложенных. Своей конституцией они обязаны Арабским представителям, взявшим от них небольшие уши и выразительные глаза, легкость в движениях, серую в яблоках и вороную масть. В отличие от большинства лошадей тяжеловозов, на конечностях Першеронов в редких случаях присутствуют так называемые «щетки».

        Шайры, Суффолки и Першероны вместе с Шотландскими тяжеловозами выступили прародителями новой породы: появился Австралийский тяжеловоз.

        Русские тяжеловозы

        Среди отечественных тяжелоупряжных пород известны такие тяжеловозы России, как Битюги, конь из Владимира, русский конь-тяжеловоз и Советский.

        Битюги

        Исчезнувший, не доживший до современности русский тяжеловоз Битюг был в свое время незаменимым помощником для крестьянина и работал как ломовой конь. Небольшой по размеру коренастый питомец был ростом не больше 1 м 60 см.

        Тяжеловоз из Владимира

        Крупная Владимирская порода тяжелоупряжных лошадей России стала разводиться, начиная с 1935-го года. Ее прародителями выступили тяжеловозы из Европы. В результате скрещивания появился тяжелоупряжной представитель ростом до 1,67 м при весе до 0,7-0,75 т. Однако новая порода отличалась от иных высокими силовыми характеристиками и повышенной выносливостью.

        Описание внешности относит Владимирских лошадей к массивным животным с присущей им пластикой в движениях, что не характерно для многих пород тяжеловозов.

        Среди часто встречающихся мастей Владимирской породы рыжая и гнедая, но есть и вороные кони из Владимира.

        Спокойный по характеру красивый конь Советской породы тяжеловозов взял генетические корни от Битюгов при скрещивании с бельгийскими Брабансонами, английскими Першеронами и Арденами и стал разводиться по 3 направлениям русских лошадей:

      • стандартный Советский тяжеловоз, который выступает как основной тип,
      • утяжеленный тип, отличающейся большей массивностью,
      • облегченный тип с сухим телосложением.
      • Советский жеребец вырастает в холке до 1,65-1,7 м. Средний вес советского жеребца — до 0,7-1,0 т. Чаще всего он либо рыжий, либо бурый. Реже можно увидеть Советского тяжеловоза вороной и гнедой масти.

        Русские тяжелоупряжные

        Русская порода тяжелоупряжных лошадей появилась в результате скрещивания с бельгийскими арденами, мелкими по размерам. Появившийся русский Арден сгладил дисгармоничную конституцию прародителей и приобрел хорошую экстерьерную внешность.

        Описание зарегистрированного в середине прошлого столетия русских тяжеловозов относит их к невысоким животным, до 1,5 м высотой, но довольно сильным.

        Предназначение

        Современные породы русских и европейских тяжеловозов сохранили в себе те экстерьерные качества в описании, которые были у их предков. Не утратили они и основного предназначения, выработанного столетиями. Основная задача каждого тяжелоупряжного коня — помощь человеку в перевозке тяжестей. Их нередко использовали цыганские кочевники при переездах.

        Основными показателями породности тяжеловоза являются его силовые характеристики, выносливость и скоростные возможности при грузовых тягах. Все это оценивается в конных соревнованиях вкупе с экстерьерной характеристикой и поведением коня во взаимоотношениях с людьми.

        Тяжеловозные породы сегодня зачастую используются в ролевых постановках искусственного воссоздания средневековой эпохи, когда были известны рыцарские турниры.

        Наилучшие образцы тяжелоупряжных пород лошадей выступают в качестве генетического материала при разведении и селекции с целью улучшения показателей силовых качеств.

        Несмотря на сокращение разведения тяжелых коней по причине их замены современной техникой в агроноваторстве, тяжеловоз все еще выступает как помощник в сельском хозяйстве и чуть реже — в качестве прокатных лошадей либо для выпаса домашнего скота. Тяжеловозная лошадь стоит того, чтобы ее купили.

        Лошади-тяжеловозы – это животные, которые разительно отличаются от изящных верховых скакунов не только внешним видом, но и своими характеристиками и особенностями. Начало этому виду коней было положено в Средние века, а активное развитие тяжеловозы получили около трех веков назад. Эти животные внесли серьезный вклад в развитие промышленности и сельского хозяйства, и по сей день продолжают пользоваться популярностью. В современном мире насчитывается около десятка самых известных и распространенных пород таких лошадей.

        Лошадь всегда была верным другом человека, а он в свою очередь ценил удобство и скорость, с которой это животное могло переносить его на большие расстояния. Многим известны фризская, арабская, ахалтекинская и многие другие породы коней, которые часто участвуют в скачках и прочих спортивных соревнованиях. Эти животные поражают весь мир своей грацией, резвостью и удивительной красотой. Они активно разводятся, как и множество видов других сельскохозяйственных животных, включая коров и свиней с .

        Лошадь всегда была верным другом человека, а он в свою очередь ценил удобство и скорость

        Эти животные поражают весь мир своей грацией, резвостью и удивительной красотой

        Но огромную пользу человеку принесли не только верховые скакуны, но и другой вид лошадей – тяжеловозы. Это животные, которые предназначены для перемещения массивных грузов, и отличаются целым рядом характеристик, не свойственных верховым коням.

        Но огромную пользу человеку принесли не только верховые скакуны, но и другой вид лошадей – тяжеловозы

        Первые упоминания о массивных и мощных конях, способных выдерживать большие нагрузки, встречаются со времен Средневековья. Именно тогда, в эпоху рыцарства и жарких боев очень важно было иметь лошадей, которые могли нести немалый вес всадника в полном латном облачении. Кроме того, многие рыцари обряжали в доспехи и самих коней, чтобы тем самым защитить их от поражения копьем или мечом. Простые верховые животные были не предназначены к таким нагрузкам, а потому многие из них гибли на первые же сутки после начала похода.

        Именно тогда, в эпоху рыцарства и жарких боев очень важно было иметь лошадей, которые могли нести немалый вес всадника в полном латном облачении

        Тогда и стали использоваться массивные и крупные кони, которые обладали повышенной выносливостью. Информации о том, какие именно виды лошадей положили начало первым тяжеловозам, к сожалению нет. В те времена тяжеловесные животные могли обладать массой до двух тонн, а их рост нередко достигал двух метров. При таких огромных размерах лошади могли долгое время нести всадника на спине, но при этом быстро выдыхались при галопе и не имели возможности преодолевать препятствия.

        Чтобы решить эту проблему, некоторые заводчики верховых животных Средневековья принялись проводить селекцию с целью формирования не только крупной, но и максимально выносливой лошади.

        Заводчики верховых животных Средневековья принялись проводить селекцию с целью формирования не только крупной, но и максимально выносливой лошади

        Кроме участия в рыцарских боях такие кони были очень полезны в следующих сферах жизни:

        1. Сельское хозяйство. Если верховых лошадей было невозможно использовать для перевозки грузов или для вспахивания поля, то тяжеловозы прекрасно годились для обоих видов работ.
        2. Промышленность. С развитием индустриального общества тяжеловозы активно использовались для перемещения грузов, например, дорогих товаров или строительных материалов.
        3. 2.Тяжеловозы активно использовались для перемещения грузов

          Первая официально зарегистрированная порода лошадей-тяжеловозов появилась в Англии три века назад. Это суффолькская порода, которая отличается не только массивными размерами, но и повышенной выносливостью вкупе с послушным и добродушным характером. Сегодня это одна из немногих пород, которая не только положила начало новым видам тяжеловозов, но и сохранила в процессе селекции свои первоначальные качества и характеристики.

          Примерно в то же время разведением таких животных стали заниматься и в Бельгии с Францией. Так в первой стране появились брабансоны, а в результате трудов французских коннозаводчиков были выведены першероны.

          Так в Бельгии появились брабансоны

          В результате трудов французских коннозаводчиков были выведены першероны

          В России первые отечественные кони, предназначенные для тяжелых работ, были выведены в результате скрещивания русских упряжных лошадей и бельгийского ардена. Получившиеся животные отличались великолепными рабочими характеристиками и эстетичным внешним видом. Результатом великолепного экстерьера российских тяжеловесных лошадей стал их многолетний тщательный отбор.

          Как и много лет назад, они выполняют те же работы, для которых были предназначены – перевозку грузов, работу на полях

          Тяжеловозов, несмотря на развитие промышленных технологий, активно используют во многих сферах жизни и сегодня.

          Как и много лет назад, они выполняют те же работы, для которых были предназначены – перевозку грузов, работу на полях и многое другое.

          Самые распространенные виды тяжеловозов

          Сегодня в мире насчитывается несколько десятков пород коней, которые предназначены для перевозки тяжелых грузов. Однако широко разводятся и используются всего несколько из них, в числе которых:

        4. Советский тяжеловоз;
        5. Першерон;
        6. Бельгийский тяжеловоз;
        7. Владимирский тяжеловоз.

        Ранее популярностью пользовалась и лошадь американская кремовая, которая тоже относится к разновидности тяжеловесов, но сегодня она разводится, в основном, только в США и в Канаде.

        Шайры – это очень могучие и массивные животные. Именно эти английские кони – самые крупные представители вида тяжеловозов. Они по совместительству представляют собой и наиболее древнюю тяжеловозную породу – первые упоминания о шайрах встречаются еще в записях, датированных первыми веками нашей эры. Они и сегодня пользуются огромным спросом, так как обладают целым рядом уникальных качеств и характеристик, в числе которых и неповторимый внешний вид, который поражает своим великолепием.

        Именно эти английские кони – самые крупные представители вида тяжеловозов

      • массивный внешний вид;
      • высота в холке не менее 165 см, причем у некоторых особей она может превышать 190 см;
      • широкая, короткая и сильная спина;
      • массивная широколобая голова крупных размеров;
      • мускулистые и мощные ноги с крупными копытами;
      • длинный круп;
      • заостренные уши;
      • пушистый хвост.

      Массивный внешний вид

      Высота в холке не менее 165 см, причем у некоторых особей она может превышать 190 см

      Мускулистые и мощные ноги с крупными копытами

      Самые характерные масти для этой породы – это караковая и серая, реже можно встретить шайров гнедой и вороной масти. Очень часто на голове и ногах встречаются белые или палевые пятна. Распознать по фото лошадей-тяжеловозов породы шайр сможет даже человек, который никогда ранее не слышал о таких конях.

      Характерные особенности этой породы:

    • Удивительная выносливость. Шайры способны перемещать большой вес на расстояние до нескольких десятков километров.
    • Дружелюбный характер. Представители этой породы очень миролюбивы и доброжелательны по отношению к другим животным и к людям. Они послушно подчиняются своим владельцам.
    • Обучаемость. Эти кони способны обучаться командам, выполняя все необходимые распоряжения.
    • Они послушно подчиняются своим владельцам

      Эти кони способны обучаться командам, выполняя все необходимые распоряжения

      Именно порода лошадей шайр положила начало многим современным тяжеловесным видам.

      Першерон

      Это французские тяжеловозы, которые были выведены на юге Франции. Обычных животных, предназначенных для перевозки массивных грузов, скрестили со знаменитыми арабскими скакунами. В результате этого появились нынешние першероны, которые отличаются такими характеристиками, как:

    • Подвижность. Чистокровные першероны очень энергичны, а потому постоянно нуждаются в работе и в движении.
    • Добрый нрав. Представители этой породы всегда доброжелательно относятся к людям, выполняя все их распоряжения.
    • Высокая выносливость. Это позволяет использовать першеронов на фермах и в частных хозяйствах для самых различных видов работ.
    • Большая сила. Першероны способны перемещать за один раз до нескольких сотен килограммов груза на дальние расстояния.
    • Чистокровные першероны очень энергичны

      Представители этой породы всегда доброжелательно относятся к людям, выполняя все их распоряжения

      Позволяет использовать першеронов на фермах и в частных хозяйствах для самых различных видов работ

      Не менее примечателен и внешний вид, которым обладают эти лошади-тяжеловесы. Отличительными чертами экстерьера першеронов являются такие характеристики, как:

    • укороченная спина;
    • длинная шея;
    • сухая, слегка вытянутая голова;
    • удлиненный круп;
    • длинные и мускулистые ноги.
    • Сухая, слегка вытянутая голова

      Длинные и мускулистые ноги

      Этих животных очень часто используют на сельскохозяйственных полях, а также для перевозки собранного урожая. Они великолепно работают в упряжке, как в одиночку, так и в компании с другими лошадьми.

      Эти кони появились в результате длительных работ по скрещиванию российских упряжных лошадей с бельгийскими тяжеловесными породами. После тщательного отбора и выбраковки мир увидел выносливую и сильную лошадь, которая при этом отличалась превосходным экстерьером.

      Главные рабочие характеристики советского тяжеловоза:

    • большие и развитые мускулы;
    • высокий рост;
    • массивные размеры;
    • повышенная выносливость;
    • скороспелость;
    • огромная сила.
    • Большие и развитые мускулы

      Особую популярность эти животные приобрели за свой послушный и добрый нрав. Они легко уживаются с другими животными, могут работать, как в одиночку, так и в одной упряжке с парой других лошадей. С готовностью выполняют приказы и команды. Чистопородные особи готовы к выполнению тяжелых работ уже по достижении трех лет.

    • массивные мощные ноги с выраженными мускулами;
    • широкий круп;
    • мощная спина;
    • короткая жесткая грива;
    • острые уши средних размеров;
    • крупная и массивная голова.
    • Массивные мощные ноги с выраженными мускулами

      Широкий круп, мощная спина

      Использовать этих тяжеловесов можно на всех видах работ, которые требуют перемещения какого-то груза на дальние расстояния. Некоторые заводчики, стараясь добиться максимального послушания и спокойствия коня, в раннем возрасте, чтобы во время охоты не страдала продуктивность работы.

      Бельгийские тяжеловесные кони или ардены – это животные, которые положили начало многим породам тяжеловесов, включая и российские и советские виды. Они были выведены в Средние века, как идеальная порода мощных боевых коней.

      Экстерьер этих животных отличается следующими особенностями:

    • средний рост, который редко превышает 170 см;
    • жесткая грива средних размеров;
    • высоко посаженный хвост;
    • крепкое и мощное телосложение;
    • мускулистое туловище;
    • широкий и вытянутый круп.
    • Средний рост, который редко превышает 170 см

      Эти тяжеловесные лошади достаточно обучаемы и неприхотливы

      Крепкое и мощное телосложение, мускулистое туловище

      Эти тяжеловесные лошади достаточно обучаемы и неприхотливы. Отличаются повышенной выносливостью к климатическим условиям и к дальним переходам. Не требуют особых условий содержания.

      Владимирский тяжеловес

      Эта порода была сформирована под влиянием жеребцов из Шотландии, которых специально скрещивали с русскими кобылами. Для выведения лучших лошадей отбирали самых крупных жеребят из помета, которых затем откармливали на специально созданных пастбищах, расположенных во Владимирской области. Именно отсюда и пошло название породы.

      Внешне эти животные уступают в размерах другим породам тяжеловесов

      Внешне эти животные уступают в размерах другим породам тяжеловесов, но при этом обладают непревзойденной выносливостью и силой. Дополнительным их достоинством является приручаемость и нацеленность на работу с человеком. В результате этого таких коней можно использовать не только для тяжелых работ, но и для верховых прогулок.

      Экстерьер владимирских тяжеловозов более изящен, чем у шайров или у советских пород, и больше всего напоминает орловского рысака. Отличительной чертой внешнего вида этих коней являются их тонкие, но мощные ноги и длинная изящная шея.

      Экстерьер владимирских тяжеловозов более изящен, чем у шайров или у советских пород

      Отличительной чертой внешнего вида этих коней являются их тонкие, но мощные ноги и длинная изящная шея

      Все вышеперечисленные тяжеловесные породы коней активно разводятся и в наше время. Больше всего ферм, где занимаются разведением тяжеловесов, расположено в Канаде и Америке, в России и в странах Восточной Европы. Они ценятся не только за свои силовые характеристики и мощные возможности, но и за превосходный экстерьер.

      Соревнования для тяжеловозных коней

      Если для верховых пород лошадей устраивают соревнования по скачкам, конкуру и другим дисциплинам, то для тяжеловозов созданы собственные турниры, на которых они борются за звание лучших. Самые популярные соревнования для таких коней:

    • На выносливость. Здесь животные соревнуются между собой в возможности пронести груз на максимально дальнее расстояние.
    • На силу. Победителем становится участник, который поднял самый тяжелый вес.
    • На послушание. Владелец лошади отдает команды, а участник соревнований их выполняет.
    • Все перечисленные породы коней, фото которых можно найти на нашем сайте, обладают богатой историей, великолепным внешним видом и отличными рабочими характеристиками. Для их содержания достаточно обустроить хорошую конюшню и обеспечить животных нужным количеством еды и питья.

      Следует помнить, что большинству тяжеловозов требуются регулярные нагрузки, так как в противном случае они начнут заболевать.

      Становление породы тяжелоупряжных лошадей владимирский тяжеловоз приходится на конец IX -начало XX веков. На тот момент в России не было своих тяжеловозных лошадей, хотя потребность в них была велика. Заграничные лошади зачастую не вполне могли адаптироваться к нашим погодным условиям и кормам низкого качества, что снижало их рабочие возможности и делало необходимым создание местной породы тяжеловозов.

      Возникновение породы

      В 1886 году на базе Гаврилово-Посадского дворцового конного завода создаётся государственная заводская конюшня, где наряду с начинаются селекционные работы по созданию рабочей тяжеловозной породы. За основу были взяты шотландские тяжеловозы клейдесдаль, обладающие крупным телосложением и примечательной окраской. Жеребцы этой породы скрещивались с местными низкорослыми, но выносливыми кобылами.

      Потомство, полученное в результате этой работы, обладало ценными качествами родителей, а именно: силой, выносливостью, хорошей адаптивностью к условиям окружающей среды. Помимо этого, лошадь получилась красивой и грациозной. Уже на заключительных этапах селекционной работы были привлечены английские тяжеловозы шайр, которые в меньшей степени повлияли на формирование породы лошадей владимирский тяжеловоз.

      В начале XX века работы по выведению владимирской породы лошадей проводились беспорядочно, и лишь в 1936 году, после реформирования Гаврилово-Посадской заводской конюшни в госплемрассадник, была проведена систематизация результатов селекционной работы и типизация имевшегося на тот момент поголовья. Официальный статус владимирский тяжеловоз приобрёл лишь через 10 лет, в 1946 году.

      Галерея: порода лошади Владимирский тяжеловоз (25 фото)



















      Описание породы

      По внешнему виду тяжеловоз напоминает своих шотландских и английских предков. Эти лошади очень массивные, с хорошо развитой рельефной мускулатурой. Среди отечественных тяжеловозных видов самым крупным признан владимирский. Лошади достигают 165?170 см в холке, вес взрослого жеребца 750?850 кг, кобылы чуть меньше — 580?650 кг. Среди представителей породы встречались экземпляры, достигавшие веса 1200 кг . К экстерьерным особенностям данных тяжеловозов можно отнести следующие признаки:

      У рабочих владимирских лошадей довольно часто встречается оброслость ног, доставшаяся им в наследство от иностранных предков. Кони эти, несмотря на свои габариты, обладают энергичным темпераментом. Масть в основном гнедая , реже встречаются особи вороной или рыжей окраски.

      Рабочие характеристики

      Основным преимуществом владимирцев является их значительная сила, выносливость и работоспособность. Официально зарегистрировано, что эти лошади за 5 мин. могут пробежать рысью 2 км с грузом 1,5 тонны. Такое же расстояние с грузом 4,5 тонны животное проходит за 14?15 мин. Без груза за 3 мин. владимирская порода лошадей может пробежать рысью до 1600 метров.

      Сфера применения этих лошадей довольно разнообразна. Они транспортируют грузы, задействованы в сельскохозяйственных работах, могут ходить под седлом и в упряжи. Особенно колоритно выглядит тройка тяжеловозов, участвующих в русских ярмарках и народных гуляниях.

      Характер владимирских тяжеловозов, несмотря на их внушительные размеры, спокойный и уравновешенный. Животные хорошо привыкают к человеку и беспрекословно подчиняются хозяину. В целом эта порода довольно резвая, особенно в молодом возрасте, но лёгкая в управлении.

      Несмотря на то, что разновидность этих тяжеловозов создавалась как неприхотливая к уходу, содержанию и кормлению, все же для того, чтобы вырастить здорового и красивого представителя породы, необходимо соблюдать ряд условий .

    admin

    Наверх