Лошадь доброе животное

Лошадь гораздо щедрее, чем человек, одарена инстинктами и физиологическими чувствами.

Учитель литературы. Мы живем в большом и разнообразном мире. Нас окружают растения и животные. Человеку удалось приручить, одомашнить многих птиц и зверей. (Демонстрация фрагмента м/ф «Кошка, которая гуляла сама по себе».)

Сегодня мы поговорим о лошади – животном, которое с давних времен было рядом с человеком.

Ученик (читает стихотворение А.С. Пушкина «Конь»).

Что ты ржешь, мой конь ретивый,
Что ты шею опустил,
Не потряхиваешь гривой,
Не грызешь своих удил?
Али я тебя не холю?
Али ешь овса не вволю?
Али сбруя не красна?
Аль поводья не шелковы,
Не серебряны подковы,
Не злачены стремена?
Отвечает конь печальный:
– Оттого я присмирел,
Что я слышу топот дальний,
Трубный звук и пенья стрел;
Оттого я ржу, что в поле
Уж не долго мне гулять,
Проживать в красе и в холе,
Светлой сбруей щеголять,
Что уж скоро враг суровый
Сбрую всю мою возьмет
И серебряны подковы
С легких ног моих сдерет;
Оттого мой дух и ноет,
Что наместо чапрака
Кожей он твоей покроет
Мне вспотевшие бока.

Учитель литературы. Три с половиной тысячи лет тому назад царь Кипра послал египетскому фараону Аменхотепу письмо, которое начал традиционными пожеланиями: «Желаю здоровья Вам, Вашей семье и Вашим коням». Такое вступление в официальном документе совсем не удивительно: ведь лошадь издавна играла важнейшую роль в жизни человека. Не случайно есть такая загадка:

Очень стройный и красивый,
С челкой и пушистой гривой,
Плавать может и скакать,
Ест овес, умеет ржать,
Прыгать в воду и в огонь
Верный человеку…(конь).

Учитель биологии. Обратимся к истории одомашнивания лошадей.

Ученик. Считается, что лошадь была одомашнена 5–6 тыс. лет назад. Вероятно, существовало несколько самостоятельных очагов одомашнивания: в степях между реками Дон и Днепр, в Южной Сибири, Центральной и Средней Азии. Первые свидетельства о домашней лошади найдены на территории Месопотамии и Малой Азии и относятся к концу III – началу II тысячелетия до н.э. В Приднепровье археологи раскопали стоянки древних славян и нашли огромное количество костей различных животных, причем лошадиных костей было больше всего.

Наскальный рисунок лошади, сделанный в каменном веке

Предком домашней лошади был тарпан, который еще не так давно обитал в южных русских степях. Сохранилось его подробное описание и даже фотографии. Тарпан был серо-мышастой масти с темной полосой на спине, темными ногами и стоячей гривой. Хвост у него был длинный, но не густой.

Тарпан

На Украине и в Оренбургских степях тарпаны встречались еще в прошлом столетии. Местные жители истребляли тарпанов, вытаптывавших посевы и уничтожавших заготовленные в степи стога сена. Пойманные тарпаны плохо переносили неволю и быстро погибали. Обуздать и приручить их не удавалось.
Последний дикий тарпан погиб в конце 1880-х гг., а пойманный жеребенок-тарпан прожил в табуне домашних лошадей до 1919 г. В некоторых регионах, в частности в Польше, сохранились помеси тарпана с домашней лошадью. Ученые решили путем строгого отбора и подбора пар восстановить дикого тарпана из этих гибридов. Удалось создать тип лошади, внешне напоминающей тарпана, с характерным телосложением и очень крепкими копытами, не требующими подков. Работы по восстановлению тарпана продолжаются и сейчас.

Учитель биологии. Русский ученый В.О. Ковалевский на большом палеонтологическом материале изучил предысторию лошадей и доказал, что родоначальником пород домашних лошадей является тарпан. Лошадь Пржевальского как один из видов тарпана тоже является родоначальницей домашней лошади.

Лошади Пржевальского

Буцефал – любимый конь Александра Македонского, имел 2 лишних недоразвитых пальца на передних ногах, как у далекого предка лошадей – меригиппуса. Пальцы эти на бегу не касались земли и были ненужным атавизмом. Но такие трехпалые лошади очень ценились в те времена. После битвы с индийцами в 326 г. до н.э. Буцефал умер от чрезмерного напряжения. На месте гибели коня Македонский основал город Буцефал.

Учитель литературы. Олицетворением стремительности, быстроты движения стал конь. В русском былинном эпосе конь всегда богатырский.

Он спустил добра коня да богатырского,
Он поехал-то дорожкой прямоезжею.
Его добрый конь да богатырский
С горы на гору стал перескакивать,
С холмы на холму стал перемахивать.
Мелки реченьки, озерка промеж ног спущал.

А каким рисуют былинного коня художники? (Демонстрация иллюстраций к былинам.)

Учитель биологии. У лошадей высокоорганизованная нервная система, хорошая зрительная, слуховая и тактильная память. Они прекрасно ориентируются и в дождь, и в пургу, и днем, и ночью. Лошадь помнит дорогу, по которой проходила несколько лет назад, по-разному реагирует на музыку (у лошади бывает «любимая» и «нелюбимая» музыка). Различаются лошади и по темпераменту.

Учитель литературы. А.И. Куприн, перечисляя физиологические особенности лошади, отмечает: «Лошадь гораздо щедрее, чем человек, одарена инстинктами и физиологическими чувствами. Слышит лошадь гораздо лучше кошки, обоняние тоньше, чем у собаки, она чувствительнее к ходу времени и переменам погоды. Нет ей равного на земле животного».

Ученик. А до чего же тонкий слух у лошади! Он развит намного сильнее зрения. Лошадь улавливает даже малейшие шорохи, которые человек вообще не воспринимает. Она хорошо различает звук шагов своего хозяина и узнает его еще до того, как он появится в дверях конюшни. Строение ее ушных раковин таково, что они не только улавливают звуковые волны, но и усиливают их. Подвижные ушные раковины, как локаторы, всегда поворачиваются в сторону источника звука (если уши у лошади неподвижны, значит, она глухая). Когда лошадь попадает в незнакомое место, то говорят, что она «играет», или «прядет», ушами. Хорошему слуху способствуют наполненные воздухом надгортанные мешки, соединенные с носовой полостью и ухом.

Учитель биологии. Уши, кроме того, являются еще и индикаторами настроения.
Уши торчком, направлены вперед – желание пойти на контакт. Прижатые назад: «Берегись, ты мне не нравишься!». Если уши слегка опущены – лошадь дремлет.

Учитель биологии. У лошади хорошо развито обоняние.

Ученик. Обонятельные рецепторы находятся в больших ноздрях на конце головы. Лошади любят все тщательно, не торопясь, обнюхать. При обнаружении нового запаха, желая его получше изучить, после обнюхивания задирают голову вверх, оскаливая зубы, это позволяет забрать воздух в особый обонятельный орган, помогающий различать мельчайшие нюансы запахов.
Если ветер дует от конюшни, принося знакомые запахи, лошади находят дорогу домой с огромных расстояний. На воле они отыскивают кратчайший путь до водопоя.

Учитель биологии. Большие ясные глаза лошади служат признаком не только хорошего настроения, но и спокойного доброжелательного нрава.

Ученик. У лошади одни из самых больших глаз в мире животных. Расставлены они очень широко, что дает обзор почти в 360°, позволяя заметить хищника, приближающегося с любой стороны. Но острота зрения у лошади невысокая, и она видит хорошо лишь на расстоянии до 500 м, что является причиной ее пугливости. Чтобы что-то разглядеть, лошадь должна чуть повернуть голову, тем самым помогая глазу сделать изображение резким. Из-за этого при подходе к препятствию она слегка поднимает голову, чтобы правильно рассчитать силу прыжка. Лошади лучше видят движущиеся предметы. Если лошади не могут распознать приближающийся предмет, то неторопливо отбегают на 100 м и выжидают, не тратя понапрасну силы. В случае внезапно возникшей опасности они срываются с места в галоп. Глаз лошади различает цвета и очертания предметов даже ночью. По Б.Гржимеку, лучше всего лошади различают зеленый, желтый цвет, хуже синий и особенно плохо красный.

Учитель биологии. Как вы думаете, лошади общаются между собой?

Ученик. В «словаре» лошадей около 90 звуковых сигналов. Они могут выражать страх, ярость, панику, радость, удивление. Узнают ржание лошадей из своего табуна, даже если те находятся вне поля зрения. После долгого расставания приветствуют друг друга короткими глубокими звуками. Кобыла отвечает на высокий резкий зов жеребенка низким ворчливым ржанием.

Конь Умный Ганс, живший в начале ХХ в., казалось, знал арифметический счет. Ответы он отбивал копытом. Специалисты вынуждены были признать, что он умеет считать. Секрет удалось разгадать психологу. Хозяин научил своего питомца замечать малейшие движения. Услышав нужное количество ударов, человек расслаблялся, т.е. еле заметно переводил дыхание и слегка опускал напряженные плечи, конь, увидев подсказку, прекращал отбивать счет.
Неразгаданной остается смекалка другой лошадки. Эта покладистая деревенская кляча возила пивные бочки из деревни в город. Она отказывалась трогаться с места, если ей на телегу клали большее количество бочек. Лошадь чувствовала перегрузку, не поворачивая головы.
Известны случаи, когда лошади самостоятельно приходили к своему кузнецу, если у них терялись или портились подковы.

Учитель литературы. А.Э. Брэм в книге «Жизнь животных» описал сообразительность одного пони из Бирмингема.
«Его держали на дворе фермы в сарае, куда вели ворота, запиравшиеся изнутри задвижкой, а снаружи опускной щеколдой. Ворота не доходили до верху, но пони, просунув голову над ними, все-таки не мог достать нужной щеколды. Несмотря на это, его постоянно находили на свободе во дворе. Долго не могли понять, как он выходил из запертого сарая, пока тайна не объяснилась очень просто. Оказалось, лошадь сперва отодвигала внутреннюю задвижку, потом принималась громко ржать. На ее ржание прибегал осел, постоянно бывший на дворе, и мордой приподнимал наружную щеколду. Ворота растворялись, и друзья отправлялись на прогулку».

Учитель биологии. Те, кто имеет лошадей, утверждают, что лошади испытывают такие же чувства, как и люди.

Ученик (пересказывает рассказ Ушинского «Слепая лошадь»).

Учитель биологии. Какова среда обитания лошади в дикой природе? (Открытое пространство.)
Живые организмы неразрывно связаны с окружающей средой. Организм и среда взаимно влияют друг на друга.
На какие группы разделяют экологические факторы? Какие факторы называют антропогенными?
Непосредственное воздействие человека на природу называют прямым влиянием.

Учитель литературы. Пример такого влияния описан в рассказе А.Куприна «Изумруд».

Ученик (пересказывает рассказ А.Куприна «Изумруд»).

Учитель литературы. Какие проблемы ставит Куприн в рассказе? Какой прием использует автор, рассказывая об Изумруде? Приведите примеры прямого влияния.

Учитель биологии. Другой тип воздействия – косвенное влияние, т.е. непрямое, непреднамеренное.

Учитель литературы. О косвенном влиянии человека на лошадей можно прочесть в рассказах Б.Васильева «Великолепная шестерка» и «Летят мои кони».

(Цитата из рассказа «Летят мои кони».)

«Лошади, лошади, лошади – сквозь все детство мое прошли лошадиные морды и лошадиные крупы, лошадиный храп и ржание, лошадиная преданность работе и лошадиные страдания на обледенелых кручах.
Сотни лошадей летом и зимой сновали по всему городу, и город звенел от воробьиного чириканья: их кормили лошади, щедро рассыпая овес, и те времена были золотым веком воробьиного племени.
Впрочем, лошадиного тоже, потому что я не могу припомнить, чтобы грубый… ломовой извозчик не поделился бы со своей лошадью ломтем хлеба с солью».

(Цитата из рассказа «Великолепная шестерка».)

«Мало они живут, вот беда. Все никак до добра дожить не могут. Не успевают», – продолжал Петр Демьянович, вздохнув, будто старая, усталая лошадь, так и не дожившая до добра».

Учитель биологии. Каково же значение лошади в жизни человека? (Средство передвижения, спорт; мясо, молоко (кумыс).)
Основная роль лошади в жизни человека – транспортное средство и помощница в работе. Пород домашних лошадей более сотни, у каждой – своя область использования.

Учитель литературы. Человек не сразу осмелился сесть на коня верхом, сначала он передвигался в колесницах – легких повозках, запряженных лошадьми. Колесницы использовались на охоте, на войне. При попытке сесть на коня верхом чего только человек ни перепробовал: пытался управлять с помощью обыкновенного кожаного ошейника, надевал на голову множество переплетенных веревочек, отдаленно напоминавших теперешний недоуздок. Первоначально передвижение верхом люди использовали только в мирных целях, т. к. считали его довольно опасным.
А теперь посмотрим, как запрягают лошадь. Это целое искусство – правильно запрячь лошадь. (Рисунки запряженной лошади, сбруи с пояснениями.)

Сообщения учащихся

Конный спорт

Среди состязаний, в которых участвуют спортивные лошади, наиболее трудный вид – троеборье. Всадник и его конь в течение трех дней показывают все, на что способны.
Первый день – выездка на манеже. Второй день – полевые испытания. Это скачки, стипл-чейз (преодоление искусственных препятствий) и кросс (скачки по пересеченной местности). И, наконец, день третий – преодоление препятствий в открытом манеже.

Это интересно

Впервые в истории советского конного спорта заслуженный мастер спорта Сергей Филатов на жеребце Абсенте выиграл в Риме олимпийское золото в выездке – он стал чемпионом XVII Олимпийских игр (1960). И.Кизимов на Ихоре на XIX Олимпийских играх в Мехико (1968) получил золотую медаль и звание олимпийского чемпиона по выездке. На XX Олимпийских играх в Мюнхене (1972) на соревнованиях по выездке Е.Петушкова на своем любимце Пепле завоевала олимпийскую золотую медаль. XXII Олимпийские игры в Москве (1980) оказались удачными для советских конников – они завоевали 3 золотые, 3 серебряные и 2 бронзовые медали.
Установлена рекордная резвость жеребца чистокровный верховой породы под седлом на 1000 м – 53,6 с; рекордная резвость рысака на 1600 м – 1 мин 54,4 с (жеребец американской породы).

Высокоудойные лошади

В то время как на одних конезаводах выращивают сильных и быстрых лошадей, на других стремятся вывести лошадей высокоудойных.
В отличие от коровы, у кобылы молочная железа имеет маленькие цистерны – не больше 1 л. В ней собирается десятая часть молока, остальное остается в молочных ходах. Из-за малого объема цистерны быстро заполняются молочные ходы и альвеолы, там создается избыточное давление, которое тормозит дальнейшее образование молока. Поэтому кобылиц приходится доить часто, каждые два часа.
Кобылье молоко и приготовленный из него кумыс (сквашенное молоко кобыл) – высокопитательные диетические напитки. Кумыс полезен больным и здоровым, старикам и детям. Его целебные свойства известны уже тысячу лет. Издавна его называют богатырским напитком, эликсиром бодрости, здоровья и долголетия и с успехом используют для профилактики и лечения туберкулеза, желудочно-кишечных и сердечно-сосудистых заболеваний, при авитаминозах, нарушениях обмена веществ и при заболеваниях нервной системы. У нас в стране работает свыше 50 кумысолечебниц.
Для многих народов мясо лошади (конина) является традиционной пищей. Оно имеет своеобразный химический состав и обладает целебными свойствами. Существует мнение, что на конину следует смотреть как на драгоценное лекарство. Специалисты утверждают, что без конского мяса невозможно изготовить деликатесные колбасы твердых сортов.
Конина – самое дешевое мясо. Себестоимость его низка, потому что табуны местных пород круглый год находятся на пастбище. Они хорошо приспособлены к тебеневке – зимней пастьбе, при которой достают копытом себе корм из-под полуметрового снежного покрова. При табунном коневодстве не нужны капитальные помещения.

Ковка лошадей

Для предупреждения травм лошадь подковывают. Подкова – традиционный символ счастья – пришла к нам из далеких времен. Самая древняя форма подков – «башмаки» из лыка или конопли. Во времена Чингисхана копыта лошадей обматывали кожей. Интересная новинка, появившаяся недавно, – пластмассовые подковы с несколькими металлическими набойками, которые не прибивают, а приклеивают к копыту.
В зависимости от условий работы и времени года лошадей подковывают разными подковами. Различают летние, зимние и специальные – спортивные, ортопедические подковы.
Во Франции запатентована подкова для лошадей из эластичного материала. По своему внешнему виду она похожа на башмак, у которого на задней стороне имеется разрез. Подкова повторяет форму копыта, легко закрепляется и снимается и напоминает кожаную, которую использовали в XIII в. татаро-монголы.

Учитель биологии. Мы говорили сегодня о том, какое огромное значение для человека во все времена имела лошадь. Но можно много рассказать и о других животных, живущих рядом с нами. Это все наши помощники, друзья, которые достойны самого доброго нашего отношения к ним.

(Цитаты из рассказа «Летят мои кони».)

«В те времена… любая животина была необходима человеку как помощник в нелегкой борьбе за существование. Помощниками были лошади и коровы, овцы и козы, собака и даже кошки, ибо в домах копошилось множество мышей».

«К своим помощникам, к тем, кто трудился рядом, человек относился со справедливой добротой, с детства привыкая делить с ними кусок хлеба».

«Сокол в небе без крыльев бессилен, немощен человек на земле без коня», – говорит восточная народная мудрость. Чтобы нам не быть на земле немощными, давайте скажем: «Пусть всегда будет лошадь!»

Домашнее задание

Составьте кроссворд, используя знания, полученные на уроке.

Лошадь — самое благородное и доброе животное, об этом все знают. Но далеко не все задумываются, что талисман (фигурка, статуэтка, кулон, подвеска, изображение) лошади способно привлечь к своему обладателю невероятную, впечатляющую удачу. В фен-шуй лошадь символизирует необыкновенную удачу в делах, динамично развивающуюся карьеру или бизнес, добрую репутацию и целеустремленность, а как следствие невероятное повышение дохода и даже невероятное богатство.

Техника безопасности применения талисмана — лошадь.

1) Не применяйте талисман, если фигурка лошади с понурой, наклоненной головой. А так же изображения или статуэтки взбешенных или испуганных лошадей.
2) Не используйте статуэтку или фигурку лошади, если на ней есть сколы, трещины или любые другие изъяны.
3) Не располагайте лошадь по направлению к двери или окну. Лошадь должна нести в дом (удачу, счастье, деньги и т.д.) а не наоборот.
4) Не размещайте статуэтку или изображение лошади в спальне, т.к. активная энергия этого животного просто не позволит вам полноценно отдохнуть.
5) Даже не думайте приобретать фигурку или любое изображение лошади, если вам она не нравится (иначе ничего хорошего, этот талисман к вам не притянет).
6) Так как лошадь относится к стихии огня, не располагайте этот талисман вблизи водных объектов.
Из чего должен быть изготовлен благородный талисман.
Фигурки или статуэтки лошади для активации энергии удачи, выбирайте из натуральных материалов: дерево, камень, стекло. Пластик и полимеры чуть менее энергетичны, но и такие фигурки возможно использовать. Изображение лошади (картины или вышивки) так же возможно поместить в нужные сектора, для удачи и процветания.

Где размещать талисман лошадь.

1) Лучшее место где можно разместить талисман лошадку, это — сектор славы (южная зона вашей квартиры). Здесь лучше всего поставить фигурку, устремленной вверх (желательно красной) лошади. Ну если не красного, то любого огненного цвета.
2) Для деловых людей и в офисе, подойдет “Победный талисман”, т.е. изображение или фигурку лошади обязательно оседланной, бегущей или устремленной вверх. Такому талисману самое место в зоне карьеры (северный сектор) в офисе или в гостиной вашего дома. Здесь лошадь будет притягивать к вам удачу во всех ваших делах и начинаниях.
3) Для людей, желающих разбогатеть, стоит разместить в зоне богатства (юго-восточный сектор дома, офиса), “Дарственный талисман” фигурка лошади нагруженная золотом, бриллиантами, деньгами. Сама лошадь (желательно)должна быть белого цвета.
4) Парные талисманы лошадей можно ставить в зоне любви (юго-западный сектор квартиры), (только не в спальне), он будет способствовать укреплению супружеских отношений, любви. А так же это прекрасный талисман для улучшения отношений между партнерами, друзьями, компаньонами. Так же здорово такую статуэтку дарить друзьям или знакомым.
5) В секторе славы или карьеры хорошо будет поставить фигурку лошади с сидящей на ней обезьяной. Так как обезьяна — это ловкое и хитрое, а так же умное животное, а лошадь — черезвычайно сильное, быстрое и выносливое, то такой тандем поможет своему обладателю в достижении даже самых смелых и трудных целей в бизнесе, а так же продвинут по карьерной лестнице (если вы конечно этого желаете), и конечно наделяет всеми чертами характера, коими сами обладают: решительностью, смекалкой, быстрой реакцией, позитивной хитростью и незаурядным умом т.е. всем тем, что необходимо в деловых кругах.

Как самим сделать талисман удачи.

Ну а если вы никак не можете найти нужную лошадку, то талисман для себя вы можете сделать сами. Если вы хорошо лепите, то вам не составит труда слепить из полимерной глины или из соленого теста лошадку-талисман. Один момент, когда будете лепить свою лошадку внутрь ее положите несколько монет. Если не умеете лепить, вышейте на канве или нарисуйте на холсте или на бумаге. Если же не умеете и этого, то купите лошадку из пластика (продаются в детских магазинах, в наборах с животными), покрасьте в нужный цвет например в белый, в золотой или в красный. И далее нагружайте чем хотите, о чем мечтаете, желаете денег, богатства, нагружайте монетами, золотыми слиточками (продаются в магазинах фен-шуй) камешками покрашенными золотой краской или поталью; желаете славы — напишите свое желание на красном бумажном квадратике, сверните рулончиком, привяжите к спине лошадки, так же изображение солнца или китайский иероглиф “Удача”, “Слава”, “Успех”, нанесите на спину вашего талисмана золотыми чернилами. И не забудьте нанести аромат удачи и богатства, например масло Пачули. На вышитую лошадь, т.е. к ее спине можете пришить монеты (китайские, с квадратной дырочкой посередине). Так же можете поставить свою лошадку на денежные купюры, монеты, драгоценные камни (или похожие на них предметы). Сделайте себе такой талисман и получите удачу, счастье, богатство, изобилие, процветание, словом все то, о чем мечтаете.

С недавних пор в России в лечении ряда физических заболеваний у детей и взрослых в нетрадиционной медицине получила широкое распространение так называемая иппотерапия, дословно – лечение лошадью.

Терапевтический эффект, как утверждают врачи*, оказывает не только сама верховая езда, но и общение с животным. Психологи говорят, что это создает позитивный эмоциональный настрой, укрепляет уверенность в себе, и даже удовлетворяет потребность человека в общении и заботе о ком-то.
Лошадь – очень красивое и доброе животное. Она смотрит на человека огромными умными глазами, тянется за угощением мягкими губами, уютно фыркает и приветливо кивает головой.

Она такая высокая, что, сидя в седле, даже ребенок кажется себе большим и сильным, не говоря уже о взрослом. И лошадь слушается человека, подчиняется движениям его тела, она ведь не ощущает различий между здоровым и инвалидом. Больной забывает о своей болезни, ощущает себя здоровым, сильным – и постепенно, как уверяют врачи, становится таковым.

О пользе верховой езды для человека известно еще со времен Древней Греции. Высказывания на эту тему можно найти у Аристотеля, Гиппократа, Ксенофонта. Энциклопедист Дени Дидро в середине XVIII века написал трактат «О верховой езде и ее значении для того, чтобы сохранить здоровье и снова его обрести». Античный врач Гиппократ писал, что «раненые и больные поправляются быстрее и успешнее, если ездят верхом».

Мы же спросили себя, как иппотерапия может быть связана с духовным воспитанием ребенка, его воцерковлением? Ведь именно ту задачу мы, как верующие родители, ставим перед собой. И ответ мы нашли вместе с детьми и взрослыми Свято-Екатерининского малого православного братства в конном клубе «Вольный ветер» (Екатеринбург).

Изначально, когда организовывали поездку, очень сомневались, стоит ли это делать, не обычное ли это «а покатать ребенка на лошадке не хотите? недорого?»

Приехали, послушали рассказ о здешних лошадях, о том, как они живут, что делают, кто к ним приезжает в гости, кто и как о них заботится. Затем прошли в конюшню. Познакомились с разными лошадьми. Нас научили их мыть, расчесывать, кормить. Строго велели соблюдать технику безопасности, ведь лошади, несмотря на свой немалый размер, существа боязливые, а когда они пугаются, они довольно сильно брыкаются. После всех приготовлений случилось желанное «покатать ребенка на лошадке не хотите?» Конечно, все хотели. И всех покатали.

Уставшие, но радостные, мы ехали домой. А дома взрослые подвели итоги: что дала поездка, не ошиблись ли, не добавили ли праздности и потребительства в жизнь детей, которыми и так полон окружающий мир. Нет, не добавили. Мы поняли, что для детей поездка была настоящим прикосновением к подлинному, к жизни и живым существам, тем, чего им так не хватает в реальности, которая наполнена суррогатами – мультиками, «киношками», супергероями, самыми разнообразными игрушками и т.д. Максимум живой природы являет «мертвый» по своей сути зоопарк, где живых существ дети видят в прямом смысле слова закованными и лишенными свободы, «ненастоящими».

И если для детей с физическими недугами иппотерапия является реабилитационным средством, помогающим восстанавливать эмоции, движения, осанку, то для современных физически здоровых детей такая «терапия» является помощью в воспитании сердца, души и духа. Ведь Бог заповедал нам заботиться о Своем творении, быть сотворцами: «И взял Господь Бог человека, которого создал, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт 2:15).

Остается надеяться, что наша поезда стала такой духовной иппотерапией для наших детей.

*П.Т. Гурвич. «Верховая езда как средство лечения и реабилитации в неврологии и психиатрии». Журнал «Неврология и психиатрия» №8, 1997 г. – стр. 65.

Лошадь — доброе и близкое человеку животное. Лошадь всегда оставалась верным помощником человеку. Рыцарь-всадник ходил в крестовые походы на лошади; в деревне лошадь незаменимый помощник в упряжке с телегой; долгое время в истории лошадь оставалась основным средством передвижения; работает лошадка и в цирке, и в детском парке, и на ферме. Нарисовать лошадку карандашом совсем просто, если следовать несложным инструкциям на схеме-картинке.

Схема рисунка карандашом поэтапно: Лошадь

(Нажмите на изображение для увеличения картинки)

1. Нарисуйте туловище, заднюю часть, шею и голову.

2. Сотрите лишние линии (указано пунктиром на рисунке) и дорисуйте ноги и ушки.

3. Дорисуйте элементы: грива, хвост, копытца.

4. Закрасьте копытца, добавьте пышности хвосту, пририсуйте глаза, носик и лошадка готова. И-Го-ГО!

С древних времен конь сопровождает человека. Лошадь стала олицетворением многих божеств и символом многих сил.

Конь является символом интеллекта, рассудка, мудрости, ума, быстроты мысли, знатности, динамичности силы, бега времени. Лошадь обладает магическими силами, чуткой инстинктивной звериной натурой. Очень часто лошадь появляется в изображениях Ванира (титан с бронзовой кожей, создавший горы и самые глубокие места в мире) и богов плодородия.

Лошадь может олицетворять не только радость и жизнь, но и смерть. Так, например, в изображениях оседлавшего коня Дикого Охотника и Эрл-Короля, она символизирует смерть.

Изображение крылатого коня является символом солнца. Такая лошадь олицетворяет чистый интеллект, непорочность, невинность, свет и жизнь. Как правило, такими лошадьми правят герои.

Конь означает мужскую силу, он олицетворяет богов Неба. В довольно позднее время лошадь заменила быка в жертвоприношениях, отчего стала олицетворять плодородие.

Наделение лошади различными силами у разных народов сильно отличается: у одних лошадь приносит счастье, у других является символом беды и опустошения.

Например, в буддизме конь означает разрушающую силу, которая не может быть объяснена природой. Космический или крылатый конь Туча является одним из многочисленных образов Авалокитешвары (ученика Будды Шакьямуни) и Гуань-Иня. Также говорится, что свой дом Будда покинул на белом коне. Еще одним интересным фактом является то, что в китайском буддизме лошадь на своей спине держит книгу закона.

У кельтов конь символизирует богов-лошадей: Великая Лошадь, Эпон, богиня-кобыла, Мача из Ольстера, Мебд из Тара. Также лошадь может быть символом силы и плодородия.

В мифологии Китая лошадь означает: ян, огонь, небеса, юг, скорость, доброе предзнаменование, упорство. Также лошадь является символическим животным Двенадцати Земных Ветвей.

В христианстве конь означает солнце, богатство и смелость. Лошадь является эмблемой святых Георгия, Маврикия, Мартина, Виктора, дикие кони сопровождают святого Ипполита.

Интересно то, что лошадь может быть символом хаоса. Так, например, четыре коня Апокалипсиса. Они олицетворяют смерть, войну, эпидемию и голод.

Еще интересен тот факт, что в Древнем Египте лошадь не символизировала никакие силы. А вот у греков солнечную колесницу Феба несут белые кони. Посейдон также мог явиться в образе лошади.

Появляются мифические лошади: Пегас, кентавры, единороги, которые могут означать переход от одного уровня к другому, могут часто использоваться в обрядах, посвященных богу Дионису.

В индуизме конь представляет телесный корабль (тело), а всадником является душа. Что касается отождествления с землей, то здесь присутствует Кобыла Ману.

В иранской мифологии четверкой белых лошадей запряжена колесница Ардвисуры Анахиты. Эти лошади олицетворяют дождь, ветер, облако и мокрый снег.

В исламе конь означает богатство и счастье.

В мифологии Японии белая лошадь олицетворяет богиню милости и Великую Мать. Черная лошадь является символом бога дождя.

У римлян в колесницы Аполлона и Митры запряжены белые кони. Также конь является символом Дианы-охотницы.

В шаманской традиции конь означает переход от одного мира в другой. А сама лошадь является священным животным.

Живя в городе, всегда задумываешься, чем же заняться в выходные. Со временем все приедается — и походы по магазинам, и посиделки в кафе с друзьями, и пешие прогулки на природе. А уж дома сидеть тем более не хочется. И тут, в один прекрасный день поступает предложение покататься с друзьями на лошадях. Если вы соглашаетесь, то, как правило, вернувшись с конной прогулки, отвечаете на все вопросы знакомых одной восторженной фразой:

«Кататься на лошади — это здорово!».

Поздравляю вас. Теперь вы стали полноправным членом большой семьи, которая называется «любители конных прогулок». Таковых — миллионы. Однако далеко не все из них могут сразу ответить на вопрос «Почему вы любите кататься на лошадях?».А действительно, почему? Наверное, причины могут быть самые разные. Давайте рассмотрим наиболее часто встречающиеся.

Конные прогулки — залог хорошего настроения

Чаще всего, когда говорят о катании на лошадях, подчеркивают, что это дает ощущения полной свободы и раскованности. Словно куда-то летишь. И все страхи, тревоги волнения испаряются.

Похоже, это действительно так. Ученые доказали, что общение с большим и добрым животным, каким является лошадь успокаивает и снимает стресс. Что немаловажно для городского жителя.

Тем, кому важно именно это, нет нужды отправляться в далекие конные походы. Им будет достаточно прокатиться на лошади по:

  • манежу;
  • леваде (специально огороженной площадке)
  • парковым дорожкам
  • Для этого следует найти ближайший клуб верховой езды — их сейчас великое множество. Опытные тренеры подберут лошадку, объяснят, как сидеть на лошади, как садиться в седло и спрыгнуть на землю, как общаться с лошадью — как стоя на земле, так и сидя в седле.

    Как подготовиться

    Начальный этап обучения верховой езде здесь, как и в школах верховой езды, проходит обычно на корде — длинной веревке, при помощи которой тренер может контролировать лошадь, управляемую неопытным всадником. После — животное и всадник остаются наедине, а тренер только дает подсказки, советы, рекомендации.

    Как подготовиться к первому занятию:

    1. Приехать заранее. Чтобы не торопясь познакомиться с лошадью и переодеться.
    2. Заниматься 2-3 раза в неделю, чтобы не потерять приобретенные навыки.
    3. Не бояться. лошади хорошо чувствуют Ваш страх.
    4. Соблюдать технику безопасности.

    Клубы хороши тем, что катание на лошадях здесь доступно практически в любое время. Можно устроить прогулку на лошадях по парку всей семьей после трудного рабоче-учебного дня, а можно — в выходные. И особого снаряжения покупать не нужно — в клубах все, от седла до костюма и сапог можно взять на прокат. Так что такой вариант катания на лошадях еще к тому же и самый дешевый.

    Иппотерапия

    В последнее время появилось много сообщений о том, что верховая езда может избавить от некоторых заболеваний. Во многих городах даже появились специальные организации, практикующие лечение с помощью верховой езды (иппотерапии). Ее принцип прост: садись верхом и лечись.

    Многие, кто проходил курс подобного лечения, говорят, что верховая езда и выполнение специальных упражнений буквально творят чудеса.

    Сеанс иппотерапии — это получасовые занятия на лошади и выполнение нескольких упражнений на укрепление мышц, координацию движений. Специалисты по иппотерапии занимаются такими заболеваниями, как:

  • остеохондроз
  • искривление осанки
  • ДЦП
  • помогают психологически, когда человек очень возбудимый

После курса иппотерапии такие пациенты начинают вести себя спокойно — нервная система становится устойчивее. Кроме того, верховая езда помогает восстанавливаться после травм или при сердечных заболеваниях.

Но если вы здоровы, а кататься по дорожкам парка или в манеже вам скучно, можно отправиться в конный поход. Этот вид отдыха выбирают те, кому не хватает ярких впечатлений и острых ощущений в обычной жизни.

Конный туризм в нашей стране начал развиваться сравнительно недавно, но выбор уже есть.

Предложения по конному туризму можно найти в сети Интернет или попросить рекомендацию у работников клуба, который посещаете — часто они знают ближайшие турбазы, которые предлагают прогулки на лошадях и конные походы.

Как это происходит? Набирается группа, подбираются лошадки и маршрут — обычно их несколько, в зависимости от уровня подготовки всадников. И вот, и на 7-10 дней вы прощаетесь с домашним уютом и твердой крышей над головой. Приготовьтесь к тому, что в конном походе жить вы будете в палатке, готовить — на костре, и за лошадью своей ухаживать — сами. В зависимости от подготовленности всадников, маршруты конных походов делятся на:

По 3-4 часа в седле

Час-два езды и стоянка с отдыхом

Кстати, развлечений в походе хватает. Например, скачки наперегонки. А некоторые инструкторы могут предложить покатаются без седла, совсем как индейские воины, и даже искупаться с вместе с лошадью.

В конном походе возможно более тесное и непосредственное общение с животным. Вы лучше узнаете, друг друга, и возможно, продолжите общение после окончания похода. Так что, если вам необходим четвероногий друг, в конном походе вы сможете его встретить.

Однако такой способ общения с лошадью несколько стоит подороже. Во-первых, стоимость таких походов сильно выше, чем у обычных прогулок в парке, во-вторых, вам придется самим покупать экипировку и все, необходимое для жизни на природе. Но, поверьте мне, результат стоит затраченных денег.

Но некоторым и этого мало. Они хотят преодоления трудностей, побед и славы. Им важно доказать самим себе, что они способны на многое. Такие честолюбивые «лошадники» начинают всерьез заниматься спортивными видами верховой езды. Благо, что теперь с этим нет никаких проблем. Подобные школы имеются в каждом городе.

«Я отбываю вечерней лошадью» — пел Александр Розенбаум.

Конный спорт — трудное дело. Лошадь — не велосипед, норовистый «снаряд» и палец отхватить может, и ногой лягнуть. Но те, кто решился на это, не боятся трудностей. Ведь в основе их увлечения лежит огромная любовь к лошадям. Кроме обучения верховой езде, взаимодействию с лошадью, выезде, прыжкам, эти люди постоянно общаются с умными животными, ухаживают за ними. И часто человек и животное становятся настоящими друзьями. Тренировки, падения, отработки по сто раз одного и того же, травмы — им все нипочем поклонникам одного из самых древних видов спорта.Что же, если вас подобное не страшит, можно попробовать. Однако, подобный спорт весьма дорог.

У тех, кто профессионально занимается верховой ездой, все снаряжение, включая седла и стремена — свои собственные. А стоит конная «амуниция» весьма и весьма недешево. Что не удивительно, поскольку до сих пор многие аксессуары для верховой езды изготавливаются вручную. Так что это штучный товар. Зато есть возможность подобрать снаряжение «под себя».

Так что как видите, общаясь с лошадью, разные люди преследуют разные цели. Однако все согласны в одном: верховая езда — это увлечение сильных духом, жаждущих приключений, праздника среди серых монотонных будней и в то же время готовых преодолевать трудности и постоянно совершенствоваться.

Конь в традиции многих народов почитается как священное животное. Он выступает необходимым атрибутом высших языческих богов и одновременно является хтоническим существом, связанным с культом плодородия и смертью. У славян (и не только у них) ряженые конём участвовали в календарных обрядах, в том числе, Коляде, Святках «Словарь славянской мифологии» сообщает:

…Конь одинаково считался детищем Белобога (стихия света) и Чернобога (стихия мрака), причем, доброму богу посвящался белый конь, а злому — черный. С разделением власти над миром и всеми явлениями его бытия белые кони передаются в народном воображении богу-солнцу, богу-громовнику (сначала Перуну, потом Святовиду и, наконец, Светловиду-Яриле), черные же становятся собственностью Стрибога и всех буйных ветров — стрибожьих внуков. Солнце — это небесный конь, в продолжение дня обегающий небо из конца в конец и отдыхающий ночью.

Коньки на крышах русских изб ставятся и по сию пору как знак солнечный, призывающий урожай, а следовательно, и достаток в дом. А в прежние времена при строительстве дома в фундамент закладывали коня, при переносе же дома череп его доставали из земли и зарывали под фундаментом на новом месте. Городскую стену ставили таким же образом.

В индийских Упанишадах описан ритуал приношения коня в жертву богам. Подобное присутствует и в «Шатапатха-брахмане», «Ваджасанейи-Самхите» Яджурведы, где указывается на сотворение мира из частей коня при его жертвоприношении.

Поклонялись коням и зороастрийцы, в мифологии которых колесница бога Ардвисуры Анахиты запряжена четверкой белых коней: ветром, дождем, облаком и мокрым снегом. А громовержец Тиштрия, олицетворяющий Сириус, по преданию, каждый год спускается с неба в виде белого златоухого коня на битву с демоном засухи Апаоши, выступающем в образе коня чёрного, облезлого, безобразного. От исхода их сражения, по верованиям иранцев, зависело, будут ли дожди, следовательно, плодородие и сама жизнь.

В коми-пермяцкой традиции кони являются держателями земли: «На трёх конях земля держится: черном (вороном), красном и белом. Когда чёрный конь держит — на земле голод и мор, когда белый — на земле сплошные войны и смерти, когда красный — царит мир, спокойствие и благополучие».

В Китае лошадь олицетворяет небеса, огонь, ян, юг, скорость, упорство, доброе предзнаменование. В Японии богиня Бато Каннон, милосердная Великая Мать появляется либо в виде белой лошади, либо с головой лошади, либо в короне с фигурой лошади. Пегас, Зальцбург Австрия
Фото: Depositphotos

В буддизме конь несет символику неразрушимости, скрытой природы вещей. Крылатый конь Туча является одним из образов Авалокитешвары. Еще один крылатый конь, Пегас, представлен в античной мифологии. Он был сыном Посейдона и Медузы. Посейдон вообще считается творцом, отцом или дарителем лошадей. Однажды он преследовал Деметру, воспылав к ней любовью. Пытаясь ускользнуть, та превратилась в лошадь, но он принял облик коня и сумел добиться своего. От этого брака родился Арион, божественный конь, умевший говорить.

В римском пантеоне существовала позаимствованная у кельтов богиня-защитница лошадей по имени Эпона, связанная с плодородием, изобилием, врачеванием и в то же время — с культом смерти (выполняя роль проводника и стража умерших душ при переходе в царство мёртвых). У кельтов вообще немало было связано с символикой образа лошади. В Ирландии и Уэльсе слово «лошадь» (ирл. Ech) присутствует в именах множества мифических персонажей, связанных с солнечным культом и потусторонним миром. Так, один из правителей фоморов зовется Эохо Эхкенд («Эохо конская голова»). Один, верховный бог германо-скандинавской мифологии, ездил на восьминогом Слейпнире. Тучи были боевыми конями Валькирий. Один на Слейпнире, иллюстрация из исландского манускрипта XVIII века
Фото: ru.wikipedia.org

В христианстве конь символизирует Солнце, смелость, благородство. Он является эмблемой святых (Георгия и др.). Наконец, четыре коня Апокалипсиса — это война, смерть, голод и эпидемия.

Являясь символом Солнца или солнечного бога, конь постепенно стал атрибутом царской власти. Но как же может солярный символ быть связанным с культом смерти? Да очень просто: как Солнце совершает круговорот через дневную и ночную сторону мира, так и конь должен пронести своего всадника через смерть к новому перерождению, к новой жизни.

У народов Кавказа (абхазов, осетин и др.) конь участвует в похоронно-поминальных обрядах, в частности, его посвящают усопшему, обводя вокруг тела, вкладывая узду в руку покойного и надрезая ухо коню или выстригая волосы. В день поминок на ствол ветвистого дерева вывешивались круги нутряного сала животных и куски мяса, а под ним устраивали костёр. Всадники на скачках состязались в искусстве выхватывания из пламени костра сала и мяса, победителю вручался баран, которого тот приносил в памятную жертву. Впрочем, общеизвестны и обычаи конных игр на свадьбах, в календарных праздниках

А сказочные кони («Золотой конь», «Сивка-Бурка», «Конёк-горбунок», конь Ильи Муромца, наконец)! Им подвластны пространство и время, присуща способность переносить героя не только на громадные расстояния — «выше лесу стоячего, ниже облака ходячего», но и между мирами. Кроме того, они преображают героя, который, например, пролезая из левого конского уха в правое, превращается из оборванца в царевича. К тому же являются верными спутниками, выручают даже после гибели, находя живую и мёртвую воду , а значит, помогают пройти и преодолеть смерть. Фото: Depositphotos

…Давно прошли древние времена, да и те, в которые лошади были главным средством передвижения и основной тягловой силой — тоже. Нет, они не стали бесполезными, а красота облика и выразительность взгляда сохранили притягательность и для нас. Так и хочется спросить с улыбкой: нет ли здесь магии?

admin

Наверх