Лошадь битюг

ПОРОДА ЛОШАДЕЙ БИТЮГ

Друзья, сегодня мы познакомим васс породой лошадей Битюг, расскажем о ней, и о том, почему резко сократили коней.

Характеристика лошади Битюг

Битюги – лошади со средним ростом в 150-160 см, однако они тяжеловозы, способные перетащить на себе груз в 800 кг. Так же, был зафиксирован рекорд перевоза в 4 тонны! Конь имеет сильную спину, длинное тело, крепкие ноги, большие глаза, мясистую шею, хвост и грива густые. Масть разнообразная: гнедая, серая, рыжая, вороная, преимущественно мышастая, бурая.

Благодаря своей неприхотливости и спокойному нраву, люди легко ладили с конями. А для сельскохозяйственных работников парода стала №1. Существует версия, что лошадей набирали в пожарную отрасль. Вы только представьте, тащить на себе команду, бочку с водой, насос и прочее, не меньше двух тонн! А лошадь не просто шла, а мчала с таким оборудованием и весом, это впечатляет!

ОСОБЕННОСТИ ЛОШАДИ БИТЮГ

Особенности лошади

1. Битюг – тяжелоупряжная лошадь

2. На сегодняшний день порода уже не существует

3. Две версии о появлении Битюга: Лошади появились в Воронежской губернии – версия первая. Вторая гласит о том, что сам Петр 1 скрещивал датских и голландских лошадей, получил Битюга

4. Название свое лошадь получила от реки «Битюг»

Причины исчезновения породы

В 19 веке хотели вывести еще более крупного тяжеловоза, скрестив с английским тяжеловозов, а затем с рысаком. Но ожидаемого не случилось! Конь стал только менее вынослив и силен. А в то время, ухудшились и корма, что не могло не сказаться на лошадях, поэтому популяция значительно снизилась. А политика и экономика в 20 веке и вовсе почти уничтожила породу, как и эпидемия сапа. Чистокровные битюги исчезли полностью.

ВИДЕО: О ЛОШАДЯХ

В ДАННОМ ВИДЕО, МЫ ПРЕДЛАГАЕМ ВАМ ПОСМОТРЕТЬ СЮЖЕТ О ЛОШАДИ БИТЮГ

Воронежская упряжная лошадь

Воронежская упряжная лошадь создана в Верхне-Хавском, Щученском и соседних с ними районах Воронежской области, примерно в тех местах, где ранее разводилась известная в России порода битюгов, с которыми она имеет много общего. Битюги были лошадьми среднего роста, крепкого телосложения, спокойного темперамента и представляли собой тип транспортной и сельскохозяйственной лошади. Они были способны проходить 50-85 км в день с грузом в 800 кг и более. Битюги были созданы на основе местной степного типа лошади в результате скрещивания с лошадьми различных типов и пород. Одним из факторов, способствовавших выведению их, были богатые пастбища, расположенные вдоль реки Битюга.

В конце XIX века, с появлением спроса на более крупную и массивную лошадь, битюгов стали скрещивать с тяжеловозами, а позднее с рысаками, отчего эта порода потеряла свою однотипичность. Однако ценность битюгов, особенно для сельского хозяйства, побудила крестьян поддерживать тип лошадей, близких к битюгу, и вскоре в Верхне-Хавском и других соседних с ним районах была создана лошадь, сходная с битюгом. По происхождению она представляла продукт воспроизводительного скрещивания помесей рысаков, тяжеловозов и старой битюгской лошади.

В 1936 г. Тамбовская зональная опытная станция коневодства изучила массив местных лошадей Верхне-Хавского, Щученского и других районов и разработала план племенной работы, предусматривающий совершенствование типа местной крупной упряжной лошади путем разведения помесей «в себе», прилития крови густого рысака, отбора по желательному типу и улучшенного воспитания молодняка. Одновременно было решено эту лошадь называть не битюгом, а воронежской упряжной. Под этим названием воронежская лошадь была показана на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке 1939 г.

В 1938 г. в районах с наиболее ценными воронежскими лошадьми был организован госплемрассадник, задачей которого являлось создание желательного типа укрупненной сельскохозяйственной лошади.

Средние промеры кобыл современной воронежской упряжной лошади: высота в холке — 153 см, косая длина — 160 см, обхват груди 180 см., обхват пясти — 20-21 см. Лучшая группа кобыл имеет промеры: высота в холке — 160 см, косая длина — 163 см, обхват груди — 190 см и обхват пясти — 21 см.

Экстерьер воронежских упряжных лошадей можно охарактеризовать следующим образом. Спина у них ровная, поясница хорошо выполнена, туловище длинное, с хорошо развитым длинным крупом, передние ноги прямо поставлены, копыта объемистые, плосковатые, но прочные, оброслость ног значительная. Из недостатков часто встречаются слабо выраженное запястье, сближенность скакательных суставов и саблистость задних ног.

Воронежские лошади обладают большой выносливостью и малой прихотливостью в отношении условий содержания и кормления.

В комбинированных испытаниях ими были показаны: средняя грузоподъемность для группы лошадей 4100 кг (204,6 кг тягового усилия), максимальная — 4799 кг (240 кг тягового усилия); средняя скорость на шагу — 5,76 км в час; срочная доставка груза (700 кг) на 9,6 км — 37 мин. 28 сек. (лучшая лошадь — 33 мин.); вспашка парой лошадей 0,7 га тяжелой почвы за 4 часа.

Различают три типа воронежской упряжной лошади.

Первый тип, восходящий по мужской линии родословной к тяжеловозным жеребцам, состоит из лошадей более массивных, с более длинным туловищем. По численности эта группа небольшая.

Второй тип состоит из несколько облегченных, но гармоничных лошадей, относящихся по прямой мужской линии к рысисто-битюгеким жеребцам Ловчаку, рожд. 1907 г. и его сыну Лорику, Замыслу, а также к рысистым жеребцам Кречету (неустановленного происхождения), Граду, рожд. 1909 г., Ворону, рожд. 1918 г., Раскату, рожд. 1910 г. и Милорду. Большое положительное влияние оказала группа рысистых жеребцов густого типа: Кудесник, рожд. 1914 г., Парубок, Кутила, рожд. 1922 г. и сыновья Лужка, рожд. 1908 г., использовавшиеся до 1934 г. Лучшими кобылами этой группы были кобылы с кровью жеребца Леля из линии Удалого, к которым относятся потомки Ловчего, и из линии Подарка через Раската.

К третьему типу относятся потомки местных жеребцов (помеси неизвестного происхождения). Лошади этого типа занимают среднее положение, несколько грубоваты и нередко дисгармоничны.

Основной целью дальнейшей племенной работы с воронежской упряжной лошадью является закрепление желательного типа методом воспроизводительного скрещивания, жесткого отбора и целеустремленного подбора. Условия содержания, кормления и воспитания молодняка должны выработать у лошади приспособленность к тяжелым работам, хорошую подвижность, неприхотливость и способность использовать большое количество грубых кормов. Для этого воспитание (в том числе и тренинг) молодняка должно строиться по типу тяжеловозного, но с большим удельным весом работы быстрыми аллюрами. Тип кормления необходимо применять такой же, что и в тяжеловозном коневодстве.

Важным условием для успеха работы является увеличение племенного маточного ядра, достаточно однородного по качеству, и обеспечение его производителями желательного типа. В данное время уже выделен ряд ценных жеребцов, типичных по происхождению и сложению. Для исправления и улучшения типа в ближайшие годы целесообразно частично использовать наряду с местными (воронежскими) жеребцами также рысистых и владимирских жеребцов. Но для этой цели следует выбирать рысистых жеребцов достаточно густого типа, а тяжеловозов, наоборот, более сухого склада и живого темперамента.

Битюг – это порода тяжелоупряжных лошадей, которая выведена для работ в сельском хозяйстве и гужевого транспорта. Сегодня лошадь битюг в первозданном виде не существует, порода полностью утрачена. Первые сведения о битюгах приходятся на XVIII век.

Происхождение

Есть две версии относительно происхождения битюгов:

  • Петром Первым были привезены выносливые голландские и датские жеребцы пород клейдесдаль и брабант для скрещивания с исконно русскими тяжеловозами.
  • Выведением битюга занимался граф Орлов на Хреновском конезаводе. Таким образом, «орловцы» — это не только рысистые кони, но и тяжеловозы.
  • Вторая версия более правдоподобна, поскольку отдельные знаменитые представители породы «битюг» отличаются характерной «орловской статью». Кроме того, при селекционной работе использовались и рысистые лошади. Вернее всего то, что в обеих приведенных версиях есть рациональное зерно: первая инициатива по выведению тяжеловозных коней принадлежала Петру, а граф Воронцов работал над улучшением рабочих качеств животных.

    Скрупулезный подход к подбору производителей, качественный и обильный корм привели к тому, что в конечном итоге была получена новая порода коней, которая уникальна по своей силе и грузоподъемности.

    Название свое порода получила от речки Битюг, на берегу которой и было расположено коневодческое хозяйство.

    Описание

    Лошади сильные, среднего роста. Высота животного в холке составляла в среднем 1500–1580 мм:

    • для жеребцов – 1550–1580 мм;
    • для кобыл – 1500–1550 мм.
    • Высота отдельных особей достигала 1780 мм. Спина животного прямая, с хорошо развитыми мышцами, ноги оброслые, тело удлиненной формы. Хвост и грива густые, большой длины. Голова компактная, с крупными глазами, умеренно горбоносая. Грудь широкая, круп несколько удлиненный. Ноги у битюгов крепкие, сухие, копыта прямые и плоские.

      Эта порода лошадей сочетает чрезвычайную выносливость с быстрым ходом, что дает возможность перевозить тяжести на значительные расстояния. Для породы нормальным считался 80-верстовый (около 85 км) переход с грузом 0,8 т. Рекордом по грузоподъемности считался вес груза в 230 пудов, а это почти 4 тонны.

      Лошадь отличается неприхотливостью в пище, исключительным послушанием и выносливостью. Это сделало битюгов незаменимыми и в сельском хозяйстве, и на гужевом транспорте. В частности, на промышленном извозе была задействована именно эта порода. Если присмотреться к васнецовской картине «Богатыри», то можно предположить, что именно битюги возили на своих спинах защитников земли Русской. Знаменитый «Сивка-Бурка» из народных сказок тоже имеет немало общего с этими лошадками.

      Масть у битюгов бывает разной. Самый распространенный окрас – мышастый и бурый, гораздо реже попадаются лошади пегой и рыжей масти. Есть записи, что Огарев, полицмейстер Москвы, знаток и любитель лошадей, сам занимался подбором животных одной масти для пожарных команд, причем каждой из пожарных частей соответствовал определенный окрас тяжеловозов.

      Сам факт, что битюгов использовали для выезда пожарной команды, говорит о необыкновенной силе лошадей, ведь на повозке, помимо команды пожарных, размещалось оснащение, огромная водяная бочка и насос для воды. И этот огромный вес (не менее 2 тонн) необходимо было не просто сдвинуть с места, а мчаться с ним во весь опор – «спешить, как на пожар».

      Исчезновение породы

      В XIX веке с целью улучшения рабочих качеств коней битюгов скрещивали с тяжеловозными лошадьми из Англии и местными рысистыми породами, но ожидаемого эффекта не произошло: полученные гибриды потеряли в выносливости. Одновременно с этим произошло и сокращение кормовой базы: площадь лугов существенно сократилась из-за массовой распашки. Катаклизмы политического и экономического характера начала XX столетия способствовали полному сокращению популяции этих уникальных лошадей.

      Попытки восстановить поголовье битюгов предпринимались с 1922 года в Воронежской области. Планировалось создать рассадник племенных животных. Но из-за эпидемии сапа (1925 год) работы по восстановлению породы были прерваны. Чистокровные «битюги» полностью прекратили свое существование.

      Воронежские упряжные

      Сильные, неприхотливые и выносливые скакуны по-прежнему были востребованы. Первая половина ХХ века – это время выведения новой породы лошадей: Воронежская упряжная. Это своеобразное промежуточное звено между легко- и тяжелоупряжными лошадьми. В 1938 году был создан государственный племенной рассадник по выведению новой укрупненной породы. В 1939 году порода в первый раз была представлена как выставочная. При селекционной работе ученые взяли за основу рабочие характеристики таких лошадей, как рысак, тяжеловоз и битюг.

      Селекционная работа велась по следующим направлениям:

    • скрещивание помесей рысистых лошадей, битюгов и тяжеловозов;
    • прилив крови лошадей рысистых пород;
    • отбор коней для дальнейшего племенного разведения по желательным признакам.

    Животные новой породы отличаются выносливостью и силой, неприхотливы, благодаря чему они получила распространение как тягловая сила. Несмотря на сокращение поголовья во второй половине ХХ века, велась работа по улучшению породы – это позволило сохранить все ее лучшие признаки до сегодняшнего дня.

    Крепкая и сильная лошадь, с удлиненным туловищем и ровной спиной. Круп удлиненный, прямо поставленные передние ноги. Копыта крепкие, уплощенные. Щетки на ногах выражены.

    Различают три разновидности:

    1. Массивные скакуны с удлиненным туловищем, которые восходят по мужской линии к тяжеловозам. Это самая малочисленная группа.
    2. Животные пропорционального, более легкого сложения, которые восходят по мужской линии к жеребцам рысисто-битюгских кровей.
    3. Помеси, происхождение которых неизвестно. Экстерьер этих животных грубоватый, сложение дисгармоничное.

    Как и битюги, Воронежские упряжные лошадки неприхотливы к содержанию и выносливы. Лучшие представители породы демонстрируют грузоподъемность в 4000 кг.

    Воронежская рабоче-упряжная лошадь

    Крестьянам, жившим близ Хреновского конного завода по реке Битюг, окольными путями удавалось случать часть своих кобыл с находившимися в заводе жеребцами упряжных пород.

    Наличие хороших естественных кормовых угодий в пойме реки Битюг создали благоприятные условия для выращивания улучшенной лошади, получившей название битюг по месту своего распространения.

    Обладая сравнительно с местными лошадьми более крупным ростом, хорошими движениями и высокой работоспособностью, выращенные в условиях крестьянских хозяйств, неприхотливые к уходу и содержанию битюги охотно покупались крестьянами.

    Не имея возможности в одиночку приобретать дорогостоящих тяжеловозов, крестьяне объединялись большими группами и в складчину покупали жеребцов — производителей тяжеловозных пород.

    Однако, скрещивание битюга с клейдесдалями и частично шайрами не принесло пользы. Битюг стал утрачивать свои ценнейшие качества местной сельскохозяйственной пощади: приспособленность к местным условиям содержания, выносливость, подвижность и др.

    Жеребец-производитель Ворон, рожд. 1941 г.

    Скрещивание битюга с английскими тяжеловозами нанесло битюгу первый значительный количественный урон, не затронув его основного типа.

    Значительно большему изменению подвергся тип старого битюга в результате скрещивания его с орловским рысаком. Однако крестьяне, разводившие битюга, вели скрещивание весьма осторожно.

    Улучшив тип старого битюга в сторону увеличения роста, улучшения подвижности и повышения темпераментности путем вводного скрещивания с тяжеловозами и рысистыми жеребцами, крестьяне сохранили ценные качества битюга: хорошую приспособленность к местным условиям содержания и использования.

    Все же в условиях единоличных крестьянских хозяйств царской России при отсутствии единого плана работы эта весьма ценная группа не могла сложиться в большую группу близких по типу лошадей.

    После революции в целях быстрейшего превращения районов наибольшего распространения воронежских упряжных лошадей в районы развитого племенного коневодства в 1939 г. был организован Верхне-Хавский государственный племенной рассадник.

    Жеребец Ветерок, серый, рожд. 1942 г. колхоза имени Андреева, Верхне-Хавского района.

    К концу Великой Отечественной войны основной костяк воронежских рабоче-упряжных жеребцов сохранился; кроме того, для работы в рассаднике были выделены наиболее массивные жеребцы орловской породы из Воронежской ГЗК, среди них Зверобой от Следопыта и Зазнобы; его промеры 165—170— 192—21,5, Брут от Барчука и Мести; промеры 164—164—196—23 и некоторые другие. Сохранилась небольшая группа упряжных кобыл, главным образом, старших возрастов.

    В результате того, что количество маточного поголовья к концу войны резко сократилось, в случке использовались только лучшие, наиболее типичные жеребцы.

    Использование в послевоенные годы лучших жеребцов оказало безусловно положительное влияние на формирование более однотипичной группы воронежских упряжных лошадей.

    Современная воронежская рабоче-упряжная лошадь представляет собой средний тип сельскохозяйственной лошади, промежуточный между легко-упряжными и тяжелоупряжными лошадьми.

    Воронежская упряжная лошадь массивнее и костистее рысака, подвижнее и темпераментнее тяжеловоза.

    Она приближается к желательному типу универсальной лошади, о которой говорит старая русская поговорка «под воду и под воеводу». Она отлично приспособлена к местным условиям содержания, ухода и кормления, отличается высокой работоспособностью, хорошей плодовитостью и устойчива в передаче 10 своего типа и хозяйственно полезных признаков.

    Даже в труднейших условиях военного времени в хозяйствах зоны Верхне-Хавского госплемрассадника выращивались такие прекрасные лошади, как воронежский упряжный Ветерок, рождения 1942 г., от Мальчика и Задумы (167—171 — 203—23,0) колхоза «Победа», Верхне-Хавского района.

    Жеребец Казбек, вороной, рожд. 1937 г. колхоза «Красный горняк», Этильского района

    Характерно, что госплеменные лошади коневодческих ферм колхозов зоны Верхне-Хавского госплемрассадника использовались во всех сельскохозяйственных и транспортных работах. В годы Великой Отечественной войны все воронежские упряжные лошади, в том числе и жеребцы-производители, при очень скудном кормлении выполняли огромную работу, сохраняя при этом удовлетворительные кондиции.

    Воронежские упряжные лошади имеют гармоничное сложение, добрый нрав, нарядны, привлекательны, выносливы и доброезжи.

    Кобылы, в значительной мере уступая в росте жеребцам, почти по всем промерам сохраняют соотношение к высоте в холке, характерное для воронежских упряжных лошадей. Несколько уменьшенное соотношение обхвата груди к высоте в холке объясняется тем, что кобылы, как правило, больше жеребцов используются в работах и имеют более низкую упитанность.

    Кобыла Зоря, рыжая, рожд. 1941 г. колхоза «Победа», Верхне-Хавского района.

    Улучшение условий кормления, содержания и тренинг благоприятно сказываются на типе и качестве воронежских упряжных лошадей.

    На проведенных в г. Воронеже в 1949 г. испытаниях на срочную доставку груза жеребец Актер, прошедший перед испытанием лишь незначительную подготовку, пробежал дистанцию в 1600 м с грузом в 700 кг за 4 мин. и 47 сек., тогда как в 1950 г., пройдя хорошую подготовку, легко окончил дистанцию в 2000 м с грузом в 800 кг за 4 мин. 40 сек.

    Воронежская упряжная лошадь в 1949 и 1950 гг. на областных выставках племенного коневодства в г. Воронеже вызвала у многочисленных зрителей всеобщее одобрение.

    Среди воронежских упряжных лошадей могут быть выделены 3 основных типа.

    Желательный тип включает в себя лошадей, в равной мере удаленных от рысака и от тяжеловоза.

    По сложению и по работоспособности лошади этого типа занимают промежуточное между тяжеловозом и рысаком положение и пригодны для универсального использования.

    Облегченный тип, сюда относятся лошади, уклоняющиеся в сторону рысака; они характерны большей темпераментностью и большей подвижностью при меньшей выраженности рабочих упряжных форм.

    Густой тип, к нему принадлежат лошади, уклоняющиеся в сторону тяжеловозов со следами влияния лошадей тяжелых пород, в частности, шайра и клейдесдаля. Эти лошади имеют более сырую конституцию, отличаются меньшей подвижностью, флегматичностью.

    Дальнейшая работа с воронежской упряжной лошадью должна вестись исключительно путем разведения «в себе», в направлении закрепления и улучшения основного желательного типа.

    Скрещивание воронежских лошадей с рысаком приведет к излишнему повышению темпераментности, к утере характерного рабоче-упряжного типа, к формированию типа легко-упряжной лошади. Скрещивание с жеребцами тяжелых пород сопровождается снижением в приплоде способности к быстрому бегу, повышением флегматичности, потерей отличной приспособленности к местным условиям содержания.

    Работа с воронежской упряжной лошадью в послевоенный период велась, главным образом, в направлении количественного увеличения поголовья. В данный же период назрела необходимость наряду с дальнейшим количественным увеличением обратить серьезное внимание на улучшение качества лошадей. При строгом отборе и целеустремленном и продуманном подборе можно в сравнительно короткий срок избавиться от серьезных экстерьерных недостатков, наиболее часто встречающихся у этих лошадей — мягковатой спины, саблистости, сближенности в скакательных суставах, пороков копыт и др. Высокая работоспособность этих лошадей, проявляемая во всех сельскохозяйственных и транспортных работах, заслуженно оцененная местным колхозным крестьянством обязывает работников коневодства принять все меры для дальнейшего количественного и качественного роста этой весьма ценной группы лошадей.

    Кобыла Нарядная, гнедая, рожд. 1940 г. колхоза имени Чапаева, Верхне-Хавского района.

    Долголетнее всестороннее использование этих лошадей в условиях сельского хозяйства несомненно подтвердило их высокие пользовательные качества.

    Имеют ли эти лошади племенные достоинства?

    Профессор Кисловский в выступлении на 33 пленуме секции животноводства ВАСХНИЛ утверждал, что породы, обладающие промежуточным типом, не нужны. Он отметил, что имея ценные племенные породы лошадей крайних типов, с одной стороны рысака, с другой — тяжеловоза и используя их как улучшателей, можно создавать пользовательных лошадей промежуточного типа.

    Между тем опыт работы ВерхнеХавского госплемрассадника показал, что воронежские упряжные жеребцы, обладая отличной работоспособностью, являются также хорошими улучшателями.

    Кобыла Волга, вороная, рожд. 1939 г.

    Помеси первого поколения рысака, скрещиваемые с воронежскими упряжными лошадьми, давали прекрасных пользователъных лошадей.

    Хозяйства, прилегающие к Верхне-Хавскому государственному племенному рассаднику, охотно приобретают воронежских упряжных лошадей. В 1950 г. хозяйства Березовского и Давыдовского районов Воронежской области купили в качестве улучшателей 15 воронежских упряжных жеребцов; в последующие годы количество продаваемых жеребцов несомненно будет быстро увеличиваться.

    Становится ясным, что лошади промежуточного между рысаком и тяжеловозом типа, как наиболее отвечающие современным хозяйственно-экономическим требованиям, быстро будут увеличиваться и завоевывать свое место в социалистическом сельском хозяйстве нашей страны.

    Заканчивая краткий обзор ценной группы лошадей прибитюжья, хочется выразить сожаление по поводу искусственно похороненного, исторически сложившегося названия этих лошадей — битюг.

    Из многочисленных коневодов Побитюжья, пользуется известностью род Боева, сделавшего много для распространение породы. По рассказу Боева, завод его предков составился из бракованных кобыл, которых граф Орлов-Чесменский дарил крестьянину Шестерикову. Центр разведение битюгов — село Шукавка и все селения Шукавской волости Воронежского уезда, но затем вслед-ств1е усиленного спроса, область разведения битюгов распространилась и на соседние уезды Воронежской и частью Тамбовской губерний. Битюг имел сравнительно небольшую голову с выразительными глазами и правильно поставленными ушами, недостаточно высокую шею с длинной густой гривой; чёлку и хвост густые, широкую грудь, длинное туловище, не всегда прочную спину, крестец широкий, иногда слегка раздвоенный и свислый, бабки низкие и фризистые, копыта широкие; рост 4—5 вершков, нередко и 6. Масти разнообразной, но преобладает пегая, гнедая и серая. Битюги массивны и сильны и в то же время легки на движении, очень смирны и послушны.

    Когда земельный простор и изобилие выгонов уменьшилось, с увеличением народонаселения и развитием хлебопашества, битюгская лошадь стала заметно мельчать и вырождаться, чему особенно способствовало отсутствие хороших производителей. „Примесь рысистой крови уменьшила массу, ширину и низконогость (приземистость)», пишет А. А. Армфельд в журнале „Хозяин» за 1895 год. Упадок и постепенное исчезновение битюга не подлежит более сомнению, а бывшее в Хреновском заводе Битюгское отделение, по незначительности своей, не могло конечно исправить дела. Так по сведениям 1894 г. в отделении этом было 4 жеребца и 40 маток. Очевидно невозможно было сохранить породу и влиять на коневодство целого района таким ничтожным, по размерам, рассадником, и когда-то славная битюгская лошадь быстро отходит в область воспоминаний. На рисунке (см. рисунок 21) читатель увидит типичного битюга из завода Н. Боева, премированного на выставке в 1872 году в Москве. В настоящее время многие крестьяне Воронежской губернии разводят и выращивают битюгов, но все, что нам довелось там видеть, крайне пестро и разнотипно. Несомненно битюг поспешно исчезает, и чтобы его поддержать необходимы серьезные меры, хотя может быть в настоящее время уже и поздней окажется всякая помощь и восстановить старого битюга уже не удастся. Пожалеть об этом во всяком случае следует.

    Переход от тяжелых рабочих пород к клепперам составляет норвежская или дэльская лошадь (см. рис. 22).

    Не подлежит сомнению, что первоначальный лошадиный род в Норвегии состоял из лошадок частью буланой, частью мышиной масти, так называемой фиордрасы, которые встречаются и в настоящее время в узких западных долинах, между Линдеснесом и Ромсдальфиордом. С течением времени экземпляры этой породы попали в плодородные местности страны, каковы округа Гудбрандсдаль и Миёз, где они нашли более благоприятные условия для своего дальнейшего развитие и приняли постепенно более видные и тяжелые формы.

    битюг

    I м.

    1. Порода рабочих лошадей (выведенная в селе, расположенном на реке Битюг Воронежской губернии в XVIII в.).

    2. Лошадь такой породы; тяжеловоз.

    Эта порода развивалась вдоль реки Битюга, ее предками считаются рабочие лошади и брабант/клейдесдалль (крупные тяжеловозы). Рассадниками породы, кроме немногих крестьян Воронежской области, служил Хреновский завод.

    Битюги предназначались для сельскохозяйственных работ, чему немало способствовало массивное телосложение и спокойный темперамент животного.

    Для нее вполне выполнимая задача пройти 50-85 км за день с грузом 800 кг. В период между мировыми войнами оказались под угрозой исчезновения, послевоенное время велись племенные работы, для освежения крови выписывали жеребцов датской породы. Получилась лошадь с хорошо развитым, длинным туловищем, ровной спиной и оброслыми ногами.

    Масть бурая и мышастая, рост в холке — 155-158 см. В чистом виде порода больше не существует.

    Евгеня : Жаль, что чистых битюгов не сохранилось. Нынешние отголоски при многих достоинствах имеют много недостатков: скакательные суставы сближены, запястье слабо выражено и т.д. Но в целом, конечно, неплохая порода, я придираюсь.

    admin

    Наверх