Летят мои кони какие проблемы

Все проблемы по повести Б.Васильева «Летят мои кони» указаны на презентации.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по рассказу Б.Васильева «Летят мои кони».»

Повесть Б. Васильева «Летят мои кони»

Группа: Мирзоевой А.

Васильев Борис Львович

  • «Я, Васильев Борис Львович, родился 21 мая 1924 года в семье командира Красной Армии в городе Смоленске на Покровской горе…»
    • Борис Васильев в своей автобиографической повести «Летят мои кони» преподнёс читателям размышления о своей жизни в форме мыслей в дороге, в то время, как он возвращался на конной повозке с ярмарки домой.
    • Таким образом он изобразил свой жизненный путь и те уроки, которые он получил в виде поездки. Человек когда-то жизнь свою начинает. Сначала едет медленно, потом всё ускоряясь, возможно притормаживая на поворотах или ухабах, возможно делая остановки или даже (по необходимости) возвращаясь на какое-то время назад.
      • «А сейчас я еду с ярмарки.
      • Еще размашисто рысят кони, еще жив праздник в душе моей, еще кружится голова от вчерашнего хмеля и недопетая песня готова сорваться в белесое от седины небо…
      • Чувства притупляются, как боевые клинки: об них уже не обрежешься, не вздрогнешь вдруг от запаха первого снега, от цвета свежей смолы, от стука вальков на реке. Уже не слышно тишины и не видно тьмы, уже позади все, что случалось впервые, и порой уже кажется, что на свете не осталось ничего нового, кроме смеха и солнца, дождя и слез, мороза и птичьего гомона. Уже знаешь, что ждет за поворотом, потому что потерял им счет, но сердцу не прикажешь, и оно снова и снова замирает в груди, и ты упрямо надеешься понять, додумать, написать. Но уже ничего не вернешь, и неразгаданные мысли, ненаписанные романы и невстреченные встречи, что призрачным роем еще вьются вокруг, уже для других…»
        • Писатель использовал очень красивую метафору для своего жизненного пути, по которому его стремительно несут «летящие» кони.
        • Сегодня он оглянулся на прожитый этап, вспомнил свои прожитые годы и дал им оценку. Но жизнь продолжается! И не тормозят ещё ЕГО кони, а летят на крыльях своего безудержного стремления в новое, неизведанное, но неизменно прекрасное будущее.
        • Поговорим о проблематике данного рассказа.

          Проблема Любови к «малой родине»

        • Автобиографическая повесть о Смоленске, где прошло счастливое детство писателя; символом родины для рассказчика был древний дуб, росший во дворе дома, затем дерево спилили фашисты; это для писателя знак надругательства над родной землей.
          • «…Я люблю тебя, старый Смоленск, ибо ты – колыбель детства моего. Ныне от тебя остались осколки, как от греческих амфор, а еще проще – как от моего детства…
          • Храмом запомнилось мне детство. Двери этого Храма были распахнуты во все стороны, и никто не стремился узнать имя твоего бога и адрес твоего исповедника, а назывался он Добром. И город и детство были насыщены Добром, и я не знаю, что было вместилищем этого Добра – детство или Смоленск…
          • Могучий дуб, под сенью которого мирно уживались русские и поляки, евреи и цыгане, татары и венгры: не по этой ли причине спилили тебя проклятые наци?»
          • Проблема Роли учителя в жизни человека

          • Рассказчик с благодарностью вспоминает о своей первой учительнице, которая воспитывала своих учеников настоящими гражданами Отечества.
            • Я прикоснулся к дубу раньше, чем учительница велела это сделать.
            • Ей-богу, я помню до сей поры его грубую теплоту: теплоту ладоней, пота и крови моих предков, вечно живую теплоту Истории тогда я впервые прикоснулся к прошлому, впервые ощутил это прошлое, проникся его величием и стал безмерно богатым. А сейчас с ужасом думаю, каким бы я стал, если бы не встретился со своей первой учительницей, которая видела долг свой не в том, чтобы, нафаршировав детей знаниями, изготовить из них будущих роботов-специалистов, а в том чтобы воспитать Граждан Отечества своего…»

              Проблема времени и истории

            • «Много лет спустя меня спросили, а зачем-де нужна история в век научно-технической революции, то есть в век качественного скачка человечества? Чему может научить современного специалиста отвага давно отшумевших битв и дальновидность давно истлевших правителей?»
              • «…История не позволяет человеку остаться варваром, даже если он сделался крупнейшим специалистом в области ультрасовременной науке. У нее для этого, по крайней мере, два спасительных аргумента: во-первых, все уже было, а во-вторых, знания не делают человека умнее, несмотря на всю их ослепительную новизну. Некий усредненный современник наш знает сегодня несравненно больше, чем знали образованные люди сто лет назад, но означает ли это, что усредненный наш современник стал умнее Герцена лишь оттого, что его мозг хранит бездну необязательной информации? Так история – я уж не говорю о ее нравственном воздействии – спасает нас от спесивой самоуверенности полузнайства.
              • … История разлита во времени и пространстве. Извлечь ее из времени могут только знания, а вот ощутить ее дыхание в пространстве можно и не обладая ими».
              • Проблема Самопожертвование во имя любви к ближнему.

              • Писатель рассказывает о докторе Янсене, обладавшем редчайшим даром жить не для себя. Жители Смоленска считали его святым, потому что не было более бескорыстного и честного человека, отдающего себя людям, помогающего им во всем. Он и погиб, спасая детей.
                • «Врачебный и человеческий авторитет доктора Янсена был выше, чем можно себе вообразить в наше время. Уже прожив жизнь, я смею утверждать, что подобные авторитеты возникают стихийно, сами собой кристализуясь в насыщенном растворе людской благодарности. Они достаются людям, которые обладают редчайшим даром жить не для себя, думать не о себе, заботиться не о себе, никогда никого не обманывать и всегда говорить правду, как бы горька она не была. Такие люди престают быть просто специалистами: людская благодарная молва приписывает им мудрость, граничащую со святостью. И доктор Янсен не избежал этого…
                • … Святость требует мученичества – это не теологический постулат, а логика жизни: человек, при жизни возведенный в ранг святого, уже не волен в своей смерти, если, конечно, этот ореол святости не создан искусственным освещением. Доктор Янсен был святым города Смоленска, а потому и обреченным на особую, мученическую смерть. Нет, он не искал героическую гибель, а героическая гибель искала его».
                • Проблема жизни и смерти

                • «Жизнь зверя – это время от рождения до смерти: звери живут во времени абсолютном, не ведая, что есть и время относительное. В этом относительном времени может существовать только человек, и поэтому жизнь его никогда не укладывается в даты на могильной плите. Она больше, она вмещает в себе ведомые только ему секунды, которые тянулись как часы, и сутки, пролетевшие словно мгновения. И чем выше духовная структура человека, тем больше у него возможностей жить не только в абсолютном времени, и для меня главной сверхзадачей искусства и является его способность преодолевать человеческую жизнь, насыщать ее смыслом, учить людей активно существовать и во времени относительном, то есть сомневаться, чувствовать и страдать».
                • Проблема формирования духовно развитой личности

                • (Влияние детских впечатлений на дальнейшую жизнь ребенка)
                • Писатель вспоминает своих родных, учителей, друзей, говорит, чему они его научили.
                • «Я пишу только ради двух слов отца («для работы»), определивших для меня весь смысл существования. Это стало главной заповедью, символом веры, альфой и омегой моего мировоззрения. И я стал писателем, вероятно, совсем не потому, что рожден был с этаким блеском в очах, а потому лишь, что свято веровал в необходимость упорного, ежедневного, иступленного труда…
                • … Отдых для русского человека всегда выражался в смене деятельности в полном соответствии с научным его понимании. Когда же он превратился в самоцель? В пустое времяпровождение, ничегонеделание, в полудрему под солнцем? Мы и не заметили, как отдых стал занимать неправомерно много места в наших разговорах, планах и, главное, интересах. В нашем сознании «труд» и «отдых» как бы поменялись местами: мы работаем для того, чтобы отдыхать, а не отдыхаем, чтобы работать…
                • Я столь запальчиво пишу об этом повальном бедствии нашем, потому что с детства был приучен глубоко презирать две язвы человеческого общества: идеализацию безделья и натужную, потную, лакейскую жажду прибирательства».
                • Дети и взрослые:

                • «С какого-то времени – старею, что ли? – жизнь стала представляться мне горбатым мостом, переброшенным с берега родителей на берег детей. Сначала мы поднимаемся по этому мосту, задыхаясь в суете и не видя будущего; дойдя до середины, приводим дух, с надеждой вглядываясь в тот, противолежащий берег, и начинаем спускаться. И есть какая-то черта, какая-то ступень на этом спуске, ниже которой ты уже не увидишь своего детства, потому что горбатый мост прожитой жизни перекроет твой обзор. Надо угадать эту точку, этот зенит собственных воспоминаний, потому что оглянуться необходимо: там спросят. На том берегу, где мы – только гости. Порою досадные, порою терпимые, порою засидевшиеся и всегда незваные. Не потому, что дети отличаются невинной жестокостью, а потому, что старость только тогда имеет право на уважение, когда молодость нуждается в ее опыте…»
                • Цель и воспитание:

                • «Цель, ради которой мы спускаемся в жизнь с коня материнских колен, определяется отцами. Мать дарует нам силу и здоровье для этой отцовской цели. На этой взаимосвязи любви и долга доселе держится мир…
                • Конечно, воспитывает не только внешняя и внутренняя среда, а сумма самых неожиданных и труднопредсказуемых влияний, сумма авторитетов семьи, двора, улицы, детских и взрослых коллективов.
                • Воспитание не профессия, а призвание, талант, дар божий».
                • «Если условиться под молодостью понимать возраст, а под юностью – период жизни, то наше поколение было лишено юности. Оставаясь молодыми – и даже очень молодыми! – мы перешагнули через юность не потому, что взяли в руки оружие, а потому, что взяли на себя ответственность за чужие жизни. Нет, мы не стали молодыми стариками – мы стали молодыми взрослыми. Рання ответственность совершенно по-особому оттеняет последующую жизнь…мы многое потеряли, но у потерь есть одно хорошее свойство: они оттачивают память…
                • На примере своего поколения я берусь утверждать, что молодость – богатство старости. Ее можно растранжирить на удовольствия, а можно пустить в оборот…»
                  • «Наши предки, встречаясь, желали друг другу здоровья и расставались, прося прощения. Первоначальный смысл слов затерялся в пережитом, истерся от частого употребления: изменившийся быт исключил из обихода множество традиций, и мы уже не говорим «Здравствуй!» новорожденному и «Прости!» умирающему. И все же в нас что-то осталось, что-то неподдающееся логическому осмыслению, может быть, память предков. Иначе я не могу объяснить, откуда у меня чувство вины перед теми, кого уже нет…»

                • «Писатель наблюдает хотя и неосознанно, но придирчиво, днем и ночью вслушиваясь и всматриваясь в самого себя. И всех своих героев писатель, как правило, лепит по собственному образу и подобию, выламывая собственные ребра не только для Ев, но и для Адамов….
                • … Писателя отличает способность отчетливо помнить то, что с ним никогда не случалось. Это не память разума, а память всех чувств, свойственных человеку, и когда разворошишь ее – видишь, слышишь, обоняешь и осязаешь, как наяву.
                • … Искренность писателя есть его единственный пропуск в читательскую душу. Разовый, разумеется. И всякий раз его приходится выписывать заново каждой новой строчкой.»
                • Какими бы тяжелыми ни были времена, важными политические события, — главным в прозе Бориса Васильева остается человек с его страхами и безрассудством, низостью и благородством. Автобиографическое повествование «Летят мои кони. » останется навсегда одной из любимых рассказов подростков и взрослых.
                • «ВСЕ ПРОХОДИТ», как было написано на перстне царя Соломона. Все — кроме детства. Оно остается в нас пожизненно, потому что если «КТО ТЫ?» — плод взрослой твоей ипостаси, то «КАКОЙ ТЫ?» — творение детства твоего. Ибо корни твои в той земле, по которой ты ползал.
                • Спасибо за внимание!

                  • И маленький совет:
                  • Пожалуйста, не поленитесь и прочитайте повесть Б.Васильева «Летят мои кони», и пусть ваши «кони» стремительно мчатся через все трудности жизни.
                  • В жизни нередко встречаются люди, страстно увлеченные одним делом, отдающие ему все свободное время, зачастую отказываясь от прочих радостей жизни. Их трепетное отношение к работе вызывает восхищение. Б. Л. Васильев в своем тексте поднимает проблему преданности делу.

                    Автор раскрывает проблему на примере жизни доктора Янсена, показывает читателю его самоотверженность: «А были неутомимые ноги, великое терпение и долг. Неоплатный долг интеллигента перед своим народом”, а также готовность служить своему делу в качестве примера, к чему стоит стремиться: ”Янсен сражался за людские жизни.

                    Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
                    ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

                    Эксперты сайта Критика24.ру
                    Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

                    Зимой и летом, в слякоть и вьюгу, днём и ночью”.

                    Позиция автора в тексте выражена довольно ясно. Васильев считает, что преданные делу люди достойны уважения и их судьбы являются своеобразным ориентиром правильной жизни для остальных. Поэтому нужно несмотря ни на какие преграды быть верным своему делу.

                    Я полностью разделяю мнение автора, так как считаю, что, всецело отдаваясь делу, человек не только никогда не потеряет цель в жизни, но и заработает человеческий и профессиональный авторитет среди окружающих. Примеры из литературы подтверждают мое мнение.

                    Так, в романе “Зеленый шатёр” Л. Улицкая представляет читателю героя, для которого работа занимает господствующее место в жизни. Виктор Юльевич как никто другой знает, что интересно детям, старается сделать уроки поучительными, но не скучными и воспитывает в детях ценные моральные качества. Такой подход к делу достоин уважения, поэтому ребята очень любят своего учителя и предмет, который он ведет.

                    Другим примером трепетного служения делу может служить герой романа-эпопеи “Война и мир” Тушин. Л. Н. Толстой представляет нам капитана Шенграбенского сражения как человека решительного и преданного делу. В момент, когда до победы оставалось совсем чуть-чуть, Тушин ослушался приказа начальства об отступлении, и лишь благодаря храбрости капитана крепость была взята. Таким образом, решительное и самоотверженное служение делу зачастую помогает совершить невозможное.

                    В заключение следует сказать, что данная проблема никогда не потеряет своей актуальности, ведь в любые времена люди, качественно и беспрекословно выполняющие свою работу, вызывают безмерное уважение.

                    Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

                    Чтобы вывести это сочинение введите команду /id18223

                    Я знаю, что такое счастье, Капелька. Счастье — это ты.

                    Знаешь, каждый из нас в юности высаживается на необитаемый остров. Каждый из нас строит свой собственный дом и сажает свой собственный хлеб. У кого-то этот дом течет, а хлеб получается горьким, но это не беда. Главное, что все мы Робинзоны и все ждем свою Пятницу. И когда приходит она…

                    — Вы делаете ее слугой.

                    — Нет, Капелька! Я дождался тебя в воскресенье, значит, ты не Пятница. Ты мое воскресенье.

                    А что значит счастливой быть?

                    — Ну, тебе, значит, жизнь перелить в сынка или в доченьку. А стриженому твоему — вырастить их да на ноги поставить.

                    — А мое счастье — помереть в одночасье, — улыбнулся дед

                    — Ну, закуришь еще. Жизнь, она длинная, в ней обязательно даже закуришь. От тоски.

                    . люди делятся не на русских, поляков, евреев или литовцев, а на тех, на кого можно положиться и на кого положиться нельзя.

                    . старость только тогда имеет право на уважение, когда молодость нуждается в её опыте.

                    — Главное — инициатива, — поучал Федор в перерыве между песнями. — Сперва про звезды наворачивай, про мироздание. Большую Медведицу знаешь?

                    — Так ведь день, — сказал Костя. — Какая тебе Медведица?

                    — Ну, насчет стран света. Знаешь, с какой стороны муравейник строить полагается?

                    — Да что ж она, муравьиха, что ли? — рассердился вдруг Семен. — Спрячь ты свою эрудицию, пожалуйста! Девушке что нужно? Чувства ей нужны. Чувства, Костя, понял? Ты вздыхай больше.Вздыхай, цветы нюхай. А если спросит, почему грустный, отвечай: «Так…»

                    Урок «Капельки души» построен на основе технологии проблемно-диалогического обучения.

                    Просмотр содержимого документа
                    «Урок-диалог нравственности «Капельки души» по произведению Б. Васильева «Летят мои кони»»

                    Светлана Александровна Колабская

                    учитель русского языка и литературы

                    МБОУ Глубокинская школа

                    Урок- диалог нравственности

                    по повести Б.Л. Васильева «Летят мои кони…»

                    Воспитательная: воспитание качеств и норм нравственного поведения.

                    Учебная: знакомство с жизнью и творчеством писателя Б.Л. Васильева. Анализ произведения, темы, идеи, проблем повести.

                    Развивающая: развитие навыков текстологического анализа, логического мышления, монологической, диалогической речи.

                    Содержательная: 1. Организовать читательскую деятельность обучающихся на основе их личностных наблюдений, жизненного опыта для постижения смысла произведения. 2. Выполнить текстологический анализ.

                    1. Создать условия для усвоения темы.

                    2. Создать ситуацию успеха для усвоения новых способов деятельности.

                    3. Обучать индивидуальной рефлексии достижения цели.

                    4. Развивать навыки самоконтроля.

                    5. Развивать творческое мышление.

                    Тип урока: урок — диалог

                    Методы и приемы обучения: комментирование, работа с текстом — текстологический анализ, эссе, упражнения (задания на установление соответствия, заполнение таблицы, заполнение «карт ценностей»), устный опрос, рассказ учителя, монолог обучающегося, учителя; диалог обучающихся и учителя; сообщение обучающегося, эвристическая беседа, чтение наизусть, прослушивание музыкальных композиций, работа с презентацией, создание письменного речевого высказывания.

                    Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, компьютерная

                    презентация, аудиофайлы, наглядные пособия: портрет писателя, эпиграф;

                    раздаточный материал: текст повести, «карты ценностей», оценочные листы.

                    Урок начинается со вступления — эссе. ( Учитель создаёт проблемную ситуацию). (Сопровождение- музыка А. Вивальди «Жизнь как вспышка…», портрет Б. Васильева)

                    — Летят мои кони… Кто или что есть Я. Как разобраться в глубинном моей жизни. Как найти тот единственно верный путь. Каждый из нас на протяжении своей жизни размышляет об этом. А иногда мы так и уходим с пустым сосудом, не успев, не сумев понять, постичь главное.

                    Звучит песня в исполнении В.С. Высоцкого «Чуть помедленнее кони».

                    Учитель: «Но мне не успеть сложить свою мозаику. Само время мое рвется на куски, рассыпая кое-как склеенные сцены то ли жизни богов, то ли мифов моих. », — говорит Б. Васильев в своей повести «Капля за каплей».

                    — И всёже писатель сумел сшить своё «лоскутное одеяло» («Летят мои кони…»). А сможем ли мы сложить эту мозаику нравственного, погружаясь в ткань повествования «Летят мои кони…» (1982г.) Б. Васильева — лирического авторского монолога и одновременно диалога с читателем.

                    Давайте обратимся к эпиграфу урока (обучающийся зачитывает): «Говорят, что душа бессмертна, но если она теряет свое «я», свои память, стыд, боль, совесть — она мертва, ибо уже абстрактна» (Б.Л. Васильев «Капля за каплей»).

                    Учитель: Как вы понимаете эти слова? Как можно соотнести эпиграф с темой урока «Капельки души»)? (Капельки души — память, стыд, боль, совесть)

                    Учитель: Сегодня мы пишем с вами историю духовного, по крупице собирая «капельки души» с литературных страниц писателя, «ощупывая жизнь» вслед за писателем, пытаясь осмыслить главные нравственные уроки- заветы Б. Васильева, уроки, которые в свою очередь преподнесла писателю сама жизнь.

                    Краткий экскурс в судьбу Б. Васильева (представляет обучающийся, сопровождением является презентация к уроку-диалогу нравственности «Капельки души» по повести Б.Л. Васильева «Летят мои кони…» (слайды №1-7 — Приложение 1 на электронном носителе).

                    (Я, Васильев Борис Львович, родился 21 мая 1924 года в семье командира Красной Армии в городе Смоленске на Покровской горе, — скажет писатель в произведении «Летят мои кони…»; знающий о войне не понаслышке — сам прошёл суровыми дорогами войны. После войны окончил Военную академию бронетанковых войск (1948), служил в армии, был инженером-испытателем транспортных машин на Урале. Литературный дебют Б. Васильева состоялся в 1955, когда была опубликована пьеса «Офицер», затем следующие — «Стучите и откроется» (1959), «Отчизна моя, Россия» (1962). В 1969 в печати появляется повесть «А зори здесь тихие», принесшая автору широкую известность. Следующие произведения Б.Васильева неизменно вызывали интерес публики, подтверждая талант писателя: повесть «Самый последний день» (1970); роман «Не стреляйте белых лебедей» (1973); роман «В списках не значился» (1974). Все три произведения были экранизированы. Перу Б.Васильева принадлежат исторический роман «Были и небыли» (1977 — 80), автобиографическая повесть «Летят мои кони. » (1982), книги «Неопалимая купина» (1986) и «И был вечер, и было утро» (1987). В 1991 выходят две повести «Капля за каплей» и «Карнавал», в следующем году — новое произведение — «Дом, который построил дед», в 1990 — очерк «Есть такая профессия». Борис Васильев пришёл в литературу опытным, зрелым человеком, знающим жизнь. Отсюда – нравственная чистота, подлинная человечность его героев, требовательность к человеку).

                    Учитель: А что есть нравственное? Что вы для себя определяете как нравственное? (То, что делает тебя и окружающий мир лучше, красивее, чище, добрее).

                    Предлагается обучающимся заполнить карту «Древо моих ценностей» (Приложение 1 на бумажном носителе), чтобы затем соотнести её с картой «Древо ценностей по Б. Васильеву» (Приложение 2 на бумажном носителе)

                    Учитель: В повести «Летят мои кони…» Б. Васильев пишет: «Нет уже тех деревьев, под которыми ухаживал мой отец, — с тоскливой горечью поведал мне как-то один старый человек. Нет уже тех деревьев, ибо «ВСЕ ПРОХОДИТ», как было написано на перстне царя Соломона. Все — кроме детства. Оно остается в нас пожизненно, потому что если «КТО ТЫ?» — плод взрослой твоей ипостаси, то «КАКОЙ ТЫ?» — творение детства твоего. Ибо корни твои в той земле, по которой ты ползал».

                    — «Какой ты. Где корни твои. Куда несут тебя твои кони. ». Какое образное художественное средство используется автором в названии? (Кони-символ жизни, свободной, мощной, вихрем проносящейся через летопись времени – открывается слайд №8 презентации к уроку-диалогу)

                    — Можно ли в повести «Летят мои кони», в нашей истории духовного, выделить основные концепты, мысли, если хотите, главы? Как бы вы их обозначили?

                    (У обучающихся тексты повести Б. Васильева «Летят мои кони…», с которыми проходит работа, таблица заполняется обучающимися основными концептами после их обсуждения в диалоге)

                    Концепты сопровождаются литературными, философскими эпиграфами- вступлениями перед постановкой проблемных вопросов.

                    Борис Васильев в своей автобиографической повести «Летят мои кони..» преподнёс читателям размышления о своей жизни в форме мыслей в дороге, в то время, как он возвращался на конной повозке с ярмарки домой. Таким образом он изобразил свой жизненный путь и те уроки, которые он получил в виде поездки. Человек когда-то жизнь свою начинает. Сначала едет медленно, потом всё ускоряясь, возможно притормаживая на поворотах или ухабах, возможно делая остановки или даже (по необходимости) возвращаясь на какое-то время назад.

                    Писатель использовал очень красивую метафору для своего жизненного пути, по которому его стремительно несут «летящие» кони. Сегодня он оглянулся на прожитый этап, вспомнил свои прожитые годы и дал им оценку. Но жизнь продолжается! И не тормозят ещё ЕГО кони, а летят на крыльях своего безудержного стремления в новое, неизведанное, но неизменно прекрасное будущее.

                    Поговорим о проблематике данного рассказа. Одной из главных проблем является:

                    1. Проблема Самопожертвование во имя любви к ближнему.

                    Писатель рассказывает о докторе Янсене, обладавшем редчайшим даром жить не для себя. Жители Смоленска считали его святым, потому что не было более бескорыстного и честного человека, отдающего себя людям, помогающего им во всем. Он и погиб, спасая детей.

                    (Данная тема рассматривается и в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита», А.П. Чехов «Душечка»)

                    2. Проблема Роли учителя в жизни человека

                    Рассказчик с благодарностью вспоминает о своей первой учительнице, которая воспитывала своих учеников настоящими гражданами Отечества.

                    (Данная тема рассматривается и в рассказе А. Алексина «Безумная Евдокия», В. Распутин «Уроки французского»)

                    3. Проблема Любовь к «малой родине»

                    Автобиографическая повесть о Смоленске, где прошло детство писателя; символом родины для рассказчика был древний дуб, росший во дворе дома, затем дерево спилили фашисты; это для писателя знак надругательства над родной землей.

                    (Данная тема рассматривается и в рассказе В.Распутина «Прощание с Матерой»)

                    4. Проблема формирования духовно развитой личности (Влияние детских впечатлений на дальнейшую жизнь ребенка)

                    Писатель вспоминает своих родных, учителей, друзей, говорит, чему они его научили.

                    (Данная тема рассматривается и в рассказе Гончаров «Обломов»)

                    5. Проблема Концепции единого “автобиографического пространства”.

                    “Чем выше духовная структура человека, тем больше у него возможностей жить не только в абсолютном, но и в относительном времени, и для меня глобальной сверхзадачей искусства является его способность продлевать человеческую жизнь, насыщать её смыслом, учить людей активно существовать и во времени относительном, то есть сомневаться, чувствовать и страдать”.

                    Какими бы тяжелыми ни были времена, важными политические события, — главным в прозе Бориса Васильева остается человек с его страхами и безрассудством, низостью и благородством. Автобиографическое повествование «Летят мои кони. » останется навсегда одной из любимых рассказов подростков и взрослых.

                    «ВСЕ ПРОХОДИТ», как было написано на перстне царя Соломона. Все — кроме детства. Оно остается в нас пожизненно, потому что если «КТО ТЫ?» — плод взрослой твоей ипостаси, то «КАКОЙ ТЫ?» — творение детства твоего. Ибо корни твои в той земле, по которой ты ползал.

                    Он-дворянин и мастер словесности,но нищий и сквернослов. Он всегда писал о России и русских,но умер за границей. У него было семь сборников стихотворений,три жены и один неисчерпаемый,которого хватило и хватает до сих пор,талант. Он-Иван Бунин. Он-птица разоренного гнезда. Воспоминания детства-твердая редька,мужицкие избы,пастуший промысел-это,по его словам,»божественное великолепие мира». Бунин знал мир,ему можно верить-он видел и чувствовал, безусловно, больше,чем мог написать. А писал он,можно сказать,с того же редько-мужицкого детства. Подумать только:семь лет-первое стихотворение;семнадцать-первая публикация;еще через 2 года-первый сборник. Узнавая о нем из любого источника,поначалу получаешь ошибочное представление как о первооткрывателе-первопроходце: постоянная смена стилей,любимых женщин,места жительства. За год до первого сборника,в 1889,разорился его отец,человек голубых кровей,но нравов и задатков блеклых,сероватых. Бунин не был первооткрывателем,вернее, не хотел им быть-просто выбора не было. В школе-смертная скука,позднее,на работе- антологии шаблонных очерков об удобрениях и борьбе с насекомыми. Его считали крайне странным и холодным человеком,но не странен ли сам факт сочетания этих качеств?Бунин был актером,опять же, не по своей воле. Мне вообще кажется,что его воля мало где проявлялась и зачастую оставалась лишь на страницах произведений. Но ведь страшное дело-нежиться на лучах Олимпа литературной славы и умереть голодным и нищим во Франции,страшась вернуться на родину(на тот момент уже машину социализма).Люди постарше говорят мне,что с возрастом приходит консервативность и нежелание перемен. Коснулось ли это Бунина?И да,и нет. Он убегал,любил это делать или привык. От измены первой жены с его другом он сбежал в Петербург,из Петербурга сбежал в Москву,но и там себе места не нашел. Зато нашел друзей,покровителей и вдохновителей. Бунин прочитал свои рассказы в нужных местах нужным людям и стал(безусловно,заслуженно) академиком Иваном Алексеевичем.

                    «А больше у меня и новостей нет. Живу совершенно как в скиту, и на душе очень чисто, и радуюсь, что много пишу стихов. Дай бог не сглазить.»-писал он Чехову. И не сглазил. Писал много,безупречно,шедеврально. К 9-му году прошлого столетия получил вторую Пушкинскую премию,а первой и последней Нобелевской пришлось подождать еще двадцать лет. Бунин не примыкал к литературным кружкам и течениям,не выкидывал знамен и не провозглашал лозунгов. Он был ,если угодно,маяком в бушующем море банальности и фальши. Фальш Бунин не любил и имел на нее редкий слух. Вот,кстати,еще одна причина частых перемен всего и вся в его жизни.
                    Тончайший,выверенный стиль,без единого угла композиция-это все он. Его называли «Толстым,у которого нет преувеличенного слова,» и были правы. Уж если в чем-то его жизнь и была преувеличена,так это в количестве испытаний и несчастий. Смерть сына,политическая изоляция,крах любовных и семейных отношений-нет смысла перечислять — список внушителен. На 80-м году жизни,Бунин как-то написал своему приятелю слова,которые должны сейчас закончить мое эссе:» Слишком поздно pодился я. Родись я раньше, не таковы были бы мои писательские воспоминания. Не пришлось бы мне пережить. 1905 год, потом Пеpвую Миpовую войну, вслед за ней 17-й год и его продолжение, Ленина, Сталина, Гитлеpа. Как не позавидовать нашему пpаотцу Ною ! Всего один потоп выпал на долю ему. «.Бунин тонул часто,но умел выплыть. Я тоже,пожалуй,еще немного поплаваю.
                    Он был птицей без гнезда,резиновой лодкой и всадником на колеснице одновременно. Его гнездо-давно покинутый родной дом,резина-величайший дар и гений,колесница-незыблемое движение истории.
                    Бунина читают на всех европейских и многих восточных языках. Бунина знают и помнят,чтят и любят.
                    Знаете,кстати,что ответил Чехов на то письмо?:»Желаю Вам прославиться на весь мир, сойтись с самой хорошенькой женщиной и выиграть 200 тысяч по всем трем займам!».Как жаль,что забыл добавить «дай Бог не сглазить».

                    Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Цзяо Юэмэй

                    В статье анализируются произведения Бориса Васильева с позиции экофеминистской литературной критики , выявляются их основные морально-этические идеи и предлагаются некоторые способы использования этих идей в воспитании подрастающего поколения .

                    Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Цзяо Юэмэй

                    Текст научной работы на тему «Литературная мысль Б. Л. Васильева и её воспитательное воздействие на подрастающее поколение в свете экофеминистской литературной критики»

                    ?УДК 821.0 ББК 83.3 (2=Рус)7 Ц — 55

                    ЛИТЕРАТУРНАЯ МЫСЛЬ Б.Л. ВАСИЛЬЕВА И ЕЁ ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ПОДРАСТАЮЩЕЕ

                    ПОКОЛЕНИЕ В СВЕТЕ ЭКОФЕМИНИСТСКОЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ

                    В статье анализируются произведения Бориса Васильева с позиции эко-феминистской литературной критики, выявляются их основные моральноэтические идеи и предлагаются некоторые способы использования этих идей в воспитании подрастающего поколения.

                    Ключевые слова: экофеминистская литературная критика; моральноэтические идеи; воспитание подрастающего поколения

                    B.L.VASILIEV’S LITERARY IDEA AND ITS EDUCATIONAL INFLUENCE ON RISING GENERATION UNDER ECOLOGICAL-FEMINISTIC LITERARY CRITICISM

                    This article deals with Boris Vasiliev’s literary works which are analyzed under a position of ecological-feministic literary criticism. The purpose is to reveal their basic moral — ethical ideas and some ways to be used in education of rising generation.

                    Key words: ecological-feministic literary criticism; moral — ethical ideas; education of rising generation

                    Воздействие художественной литературы на умы человечества во все времена было огромным. Сегодняшнее время внесло в духовную жизнь общества новые проблемы. Это, прежде всего, потеря нравственных ориентиров, резкое снижение уровня культуры, проникновение в сознание людей сомнительных ценностей. Особое значение это явление приобретает именно сегодня — во время высоких технологий и научно-технических революций. Человек в нашем мире окружён насыщенным информационным полем, чаще всего — с негативным воздействием. Средства массовой информации заняты передачей актуальной политической и экономической информации, гламурными и «жареными» новостями. Интернет забит сообщениями о катастрофах и самоубийствах, наводнён эротикой и порнографией. Компьютерная сеть предлагает виртуальные знакомства, общение с сотнями людей, массу игр и развлечений. Детям и молодежи навязываются ложные идеалы — культ денег, карьеризм, насилие, секс. Молодёжь наиболее подвержена влиянию окружающей среды в силу своей жизненной неопытности, уязвимости, неподготовленности к вызовам времени.

                    Подрастающее поколение — это будущее страны, его перспективы и гарантии; именно представители подрастающего поколения в скором времени займут руководящие посты в политике, экономике, культуре и образовании. Оттого, какими они вырастут духовно, какие идеи, мысли, идеалы будут заложены в них, такими людьми они вырастут, такие нравственные и идеологические ориентиры ждут страну в будущем. Отсюда — важность создания единого воспитательного пространства российского общества, необходимость выработки, как общей концепции воспитательного процесса, так и концепций, носящих более узкий характер: семейного воспитания, школьного воспитания, духовного, нравственного, экологического воспитания.

                    И в этом смысле, литература — могучее средство воспитательного воздействия на подрастающее поколение. Она может помочь ему понять давно минувшие исторические события, современную жизнь, людей, их заботы и нужды, интересы и увлечения, научить разбираться в людях, понимать, что их волнует. Литература влияет на мораль, на поведение человека, на его мировоззрение. Велико влияние художественной литературы на подростка, на молодежь — на тот возраст, когда формируется моральная установка человека, складывается его мировоззрение и характер.

                    Признавая за художественной литературой факт серьёзного влияния на умы человечества и её большие воспитательные возможности, мы в своей статье ставим цель рассмотреть гуманистическое влияние литературных идей писателя Бориса Васильева на подрастающее поколение в свете эко-феминистской литературной критики. По его творчеству можно судить, насколько велика роль литературы в повышении духовности человека, воспитании подрастающего поколения в духе приверженности к национальным и общечеловеческим ценностям.

                    Задачами исследования являются: определение круга основных идей писателя, рассмотрение особенностей литературной эко-феминистской критики в свете её интерпретации литературных идей Бориса Васильева, представление ряда практических методов использования гуманистических идей Б. Васильева в воспитании подрастающего поколения через призму эко-феминистской литературной критики.

                    Отвлечь молодёжь от тотальной увлечённости компьютерным времяпрепровождением, заставить взять в руки книгу, научить задумываться о духовном — в этом состоит задача общества, которое не хочет получить технократическое, бездуховное поколение. Эта задача актуальна и для литературы тоже. Чтобы составить серьёзную конкуренцию индустрии развлечений и компьютерных соблазнов, необходимо, чтобы литературные произведения обладали не меньшей, а даже большей притягательностью. Литература должна быть современной, увлекательной, с интересным, захватывающим сюжетом и героическими персонажами, которым хочется подражать; она должна будоражить ум и чувства, заставлять размышлять о жизни и о времени. И произведения Б. Л. Васильева полностью отвечают таким требованиям. В его книгах всегда можно найти общественно-значимые идеи, не оставляющие читателей равнодушными: отношение человека к окружающей среде,

                    взаимоотношения между людьми и между мужчиной и женщиной, моральная сторона человека и его чувства — любовь, ненависть, дружба, его гражданская позиция и патриотический дух. Содержание его писательских трудов всегда многопланово и, в то же время, ясно и понятно — писатель призывает к сохранению в человеке его исторических и национальных корней и традиций, сохранению моральных качеств, доставшихся от предков, он выступает за бережное, уважительное отношение друг к другу, к женщине, как символу жизни на земле и к самой земле, которая нуждается в защите и помощи.

                    Интерпретацией литературных идей Б.Л. Васильева и объяснением скрытых смыслов занимается литературная экофеминистская критика, которая также направлена на воспитание в подрастающем поколении чувств патриотизма, гражданской ответственности, интернационализма, морального отношения к окружающей среде, поддержания экологического баланса.

                    Наш подход к исследованию заявленной проблемы строится на позициях, занимаемых представителями эко-феминистской литературной критики.

                    На протяжении последних десятилетий феминизм упорно отвоёвывал право на собственную точку зрения в социологии, психологии, политологии, истории, культурной антропологии, лингвистике, юриспруденции, однако наиболее плодотворным шагом феминистской критики явилось вторжение в сферу литературы и экологии — областей патриархальной культуры, традиционно понимаемых как исконно мужская область занятий. Находящиеся в процессе развития гендерные исследования считаются новым направлением в гуманитарных науках, в том числе и в литературоведении.

                    Сторонники экофеминизма, зародившегося в странах Запада в середине 70х годов [Francoise d’Eaubonne, Carolyn Merchant], описывают богатство и разнообразие связей женщин, как с природой, так и с обществом, вариативность идентификаций и полидетерминизм формирования женского самосознания. Современный экофеминизм имеет множество проявлений: от экономики до спиритуализма, от прав животных до всеобщих прав человека. Однако все разновидности экофеминизма едины в убеждении, что подавление природы и подавление женщины неразрывно связаны между собой. Сторонники этой теории убеждены, что преодоление традиционных гендерных идентификаций в обществе обеспечит более адекватные культурологические основания решения экологических и нравственных проблем. В основе позиции экофеминистской литературной критики лежит озабоченность разрушительным влиянием на человеческую жизнь и планету в целом войн, политики и капиталистической экономики. Экофеминистская литературная критика имеет одним из своих проявлений представление о том, что разрушительная природа этой деятельности хотя бы отчасти вызвана фактом подавляющего преобладания в ней мужчин, что неоспоримо и доказано всем ходом мировой истории. Ясно выразила главные цели экофеминистской литературной критики, представитель этого движения писатель, литературный критик Лариса Васильева: «Не женского засилья мы хотим в литературе. Не отделения от литературного процесса, а своего места и обозначения в этом процессе. Не женскими темами заполнить книги и средства массовой информации, а

                    утверждением женских начал мира, добра, милосердия и терпимости» [Васильева, 1989, c. 12].

                    Борис Васильев в своих произведениях поднимает целый пласт проблем современного общества и экофеминистская литературная критика через призму своего теоретического, женского взгляда выделяет основные его гражданские, писательские и гуманистические идеи, формирующие его писательскую мысль. Это, прежде всего, «экологическая» тема. Эко-феминистская литературная критика помогает раскрытию гендерных аспектов взаимодействия общества и природы. На сегодняшний день это весьма актуально, поскольку гендерное разделение общества влияет на моральноэтические нормы, касающиеся окружающей природной среды.

                    В условиях модернизации общества, различие между мужчиной и женщиной определяемое гендерным неравенством, тормозит его развитие, сдерживает его гуманистическое и духовное наполнение. В литературных произведениях Б. Васильева «Картежник и бретер, игрок и дуэлянт: Записки прапрадеда» (1998), «Утоли моя печали» (1997), «И был вечер, и было утро» (1987), «Дом, который построил Дед» (1991), «Вам привет от бабы Леры» (1988), «Были и небыли» (1977, 1980) высказываются соображения о существующей связи между патриархальным устройством общества и грубым отношением мужчин и к природе, и к женщине.

                    О взаимоотношениях между человеком и природой Б. Васильев пишет с душевной болью. Его роман «Не стреляйте в белых лебедей» — произведение о современной жизни, главная тема которого — извечный конфликт между силами добра и зла. Не только пробным камнем становится отношение к природе. Она становится не фоном, а словно бы действующим лицом, участвует в развитии сюжета.

                    Отношение к природе разделяет персонажей на два лагеря. На тех, кто понимает и любит ее, и других, жадных, жестоких. Вот Егор Полушкин — правдоискатель и поэт, теснейшими узами связанный с родной почвой, неудачник и бедолага. Это потому, что Егор живет по законам сердца и совести, воспринимая мир через благополучие, трагедию края. Он страдает душой, замечая на каждом шагу, как оторвался человек от природы, приближая ее к людям.

                    Природа, земля и человек и их взаимоотношения — проблема не обычная, а глубоко нравственная, затрагивающая само существование людей как людей. Природа была и должна оставаться учителем человека, а не наоборот. Ничто не может заменить людям живой природы, поэтому относится к ней необходимо бережно, заботливо, участливо.

                    Экофеминистская литературная критика рассматривает понятие экологии гораздо шире, чем природная среда обитания человека. Объективно существует информационная среда его обитания, роль, и значение которой все время возрастает по мере дальнейшего развития средств массовой информации и массовых коммуникаций. Проблемы информационной экологии также затрагиваются Борисом Васильевым в его публицистических работах [Васильев, 1999, с.84; Васильев, 1994, с. 176]. Эта информационная среда оказыва-

                    ет на человека активное влияние. Она влияет на формирование и функционирование его личности, на его духовное, интеллектуальное и психическое развитие, состояние психического здоровья. Более гармоничное развитие личности и высокий уровень психического здоровья будут обеспечены тогда, когда человек с детства живет и развивается в условиях благоприятной, психогигиеничной, облагороженной информационной среды. Неблагоприятная, «загрязненная», деструктивная информационная среда отрицательно влияет на личность и психическое здоровье человека по тем же закономерностям, по которым влияет на человека природная среда его обитания.

                    Идея патриотизма — одна из главных литературных идей Бориса Васильева. Практически во всех его произведениях есть персонажи, испытывающие чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Даже если государство не всегда оправдывало их надежды, простые люди, изображаемые в книгах Васильева, беззаветно любили её и шли умирать за неё.

                    В повести «А зори здесь такие тихие. » рассказывается о судьбах деву-шек-зенитчиц, погибших на войне. Женщины и девушки, совсем юные и молодые, война не ставит границ возраста и пола, здесь все и каждый — солдат. Они остановили немецких разведчиков ценой своей жизни. Свою повесть автор посвящает нравственной проблеме формирования и преобразования характера и психики личности в условиях войны.

                    В ней Васильев проявил самые характерные черты своего таланта, и прежде всего — сострадание, доброту. Васильев не боится быть по-женски чувствительным, иногда кажется, что он пишет сквозь слезы. Впрочем, он и не скрывает своей приверженности к той литературной традиции, что связывается в нашем представлении с определенной деликатностью, сентиментальностью, женственностью. Недооценка открытой доброты и связанной с нею чувствительности, происходила в результате советского ригоризма, когда доброта расценивалась как нечто мелкобуржуазное, как «абстрактный гуманизм». Сочетание трогательной интонации, добродушной иронии и постоянного доброжелательного внимания к рядовому человеку, будь это солдат в обозе или нищенствующий ветеран войны, сразу выделяет Васильева как художника, своеобразно наследующего гуманистические традиции русской литературы — от Карамзина и Достоевского, Л. Толстого и Чехова до Чарской, Зощенко и В. Пановой.

                    Можно сказать, что произведения Бориса Васильева, особенно посвящённые теме Великой Отечественной войны, как в дни войны встали в один строй со всем сражающимся народом. Поскольку и сегодня, казалось бы, в мирное время, идёт сражение за души человечества, за социальную независимость. В наше сложнейшее время экономических потрясений, социальной напряжённости и экологических катаклизмов, когда на чашу весов поставлено само существование человечества, голос антивоенной литературы Бориса Васильева мощно звучит в защиту света, добра, справедливости, мира во всем мире.

                    Необходимо отметить проблему мировоззрения, затрагиваемую писателем. Мировоззрение человека, это основа его жизни, поскольку оно определяет его идеологию и цели. Практически все литературные герои Васильева стоят на позиции философского реализма, суть которого заключена в понимании единства равноправных начал, доминирование идеального над материальным, высокого духа над обыденным.

                    Традиционное противопоставление интересов личности и интересов общества в романах Васильева разрешается путем абсолютизации ценности интересов общества. Сочетания личного и общественного, коллективного и индивидуального начал, происходит под знаком приоритета общества. Иногда общественные интересы довлеют над личностью, нарушая гармоничную паритетную меру, что, по сути, нарушает необходимое условие нормального развития общества. Личность немыслима вне общества. Общество предполагает личность. Они развиваются во взаимослужении друг другу, стремясь к социальной гармонии. И Васильев в своих работах показывает эту дисгармонию и призывает к паритету. Этическим (моральным, нравственным) является свободное служение личности истинно сущим, естественным ценностям, а не «интересам пролетариата», «делу социализма» и т.п. Чем выше ценность, которой служит личность, тем выше ее собственная ценность, тем полнее она раскрывается. В результате идеологического воспитания того времени, «промывания мозгов», по-сути — насилия над личностью, в истории России появлялись такие люди, как реальный человек Павлик Морозов, предавший своего отца ради идейной убеждённости или вымышленный, литературный персонаж Искра и её друзья из повести «Завтра была война». Васильев убедительно и достоверно показывает взросление персонажей, и не только физиологическое, но и нравственное, их понимание нравственных постулатов, изменение их взгляда на проблемы морали, их осознание этических законов бытия. И как результат — моральное перерождение героев.

                    При всей лиричности произведений, и крупных, и новеллистических, Васильев остается едва ли не всюду художником трагического склада, он никогда не дает читателю забыть, что так называемая обычная жизнь с ее бытовыми ненастьями порою невыносимо трудна, и лишь напряжение всех добрых сил души помогает преодолевать ее в каждую минуту бытия, как в романе «Вам привет от бабы Леры». Отсутствие показного пафоса и очевидной героики, что нередко ставилось ему вину и задерживало публикацию произведений, сближает его литературную мысль с основными идеями и темами русской классики.

                    «Фамильные» черты своей прозы, ее лиричность, внимание к будничной стороне жизни, к бытовому окружению человека, каков бы он ни был по своему положению, Васильев перенес во многие, едва ли не во все свои произведения, начиная от автобиографической повести «Летят мои кони. », где детство и юность как бы сами по себе требуют именно такой поэтики, но и в исторические вещи, например, в роман «И был вечер, и было утро» (1989), где речь идет об эпохе первой русской революции. Правда, в создании этого романа ему во многом помогали семейные предания. Их можно ощутить в

                    неожиданно исповедальной и какой-то личной, интимной интонации, с какой он рассказывает о русско-турецкой войне в романе «Были и небыли» (1978). Но еще более интересно и примечательно, что подобный подход, словно бы предполагающий очевидца или живого свидетеля событий, проступает и в романах, посвященных далекому историческому прошлому, например, в романах «Вещий Олег» (1996) и «Князь Ярослав и его сыновья» (1997). Интонация свидетельства заметно приближает к читателю давно ушедшие события, известные по летописям и учебникам. Дело не только в том, что исторические лица обретают живую плоть, а события конкретный рельеф, но и в неожиданной сближенности внутренней смысловой доминанты эпохи с недавней современностью, даже с сегодняшним днем. Жестокая и бесчеловечная борьба за власть в романе «Вещий Олег» заставляет провести естественную ассоциацию с эпохой Ленина и Сталина. То же можно сказать и о романе «Князь Ярослав и его сыновья», чья эпоха с ее смутой и предательствами может напомнить в некоторых романных эпизодах политическую, идеологическую и душевную смуту конца XX в. в нашей стране.

                    При всей внимательности к историческому прошлому (но не по контрасту с ним) Васильев всегда остается писателем выраженного публицистического темперамента. Повесть «Не стреляйте в белых лебедей» (1978) по своей внутренней сути глубоко публицистична: она направлена не только против браконьерства, но и против вандализма и бесчеловечности по отношению к природе. Внутренний публицистический смысл заложен и в повести «В списках не значился» (1974) — в ней проведена мысль, обретшая форму притчи, о необходимости ценить каждую отдельную жизнь и помнить о ней. Основной идеей всей разнообразной публицистики писателя является предупреждение о потере исторической памяти, что, по его убеждению, ведет к отмиранию самой нации. Политика государства, напоминает Васильев, должна быть направлена на упрочение приоритета культуры. И эти мысли перекликаются с утверждениями экофеминистской литературной критики, которая находит в произведениях Бориса Васильева подтверждение основным направлениям своей деятельности.

                    Даже в катастрофической ситуации общество не должно терять человеческое лицо, а, наоборот, обретать его в процессе сознательной гуманизации всех основ жизни — особенно, в сфере образования, духовного и нравственного воспитания. Для этого необходима смена воспитательной парадигмы, суть которой состоит в выдвижении на первый план гуманистических идей и ориентиров взамен тоталитаристских установок.

                    Экофеминистский подход не только к литературному анализу, но и к образовательной практике способствуют гуманизации образования, поскольку реализация гендерного подхода в образовании отвечает идее демократизации общества и подготовке подрастающего поколения к продуктивной деятельности в обществе, построенном на принципах равноправия. Эколого-гендерный подход включает историко-сравнительный анализ взаимодействия гендера и экологии. Анализ и изучение литературных, мемуарных, публицистических произведений Бориса Васильева выявил как

                    традиционные, так и экофеминистские реалии российской жизни и необходимость корреляции представлений о роли, месте и взаимоотношении полов в экологии души и человеческого бытия.

                    Формирование и развитие патриотических чувств — важнейшая составляющая процесса воспитания. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности. Но это процесс сложный, трудный и не быстрый. В повести «Завтра была война» Васильев демонстрирует взросление молодых людей, по-сути — школьников, которые приходят к пониманию таких сложных вопросов бытия как чувство долга, искренность и честность перед своими товарищами, предательство и верность, преданность и малодушие. И самая главная идея повести -предавать своих родителей нельзя, так же как нельзя предавать своих детей.

                    Формирование нравственных качеств человека не может быть достигнуто лишь нравственным просвещением, словесными формами воспитательного воздействия. Нужны примеры, нужны действия и Васильев показывает эти действия через персонажей своих произведений.

                    Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту.

                    Современному обществу нужны патриоты, интеллектуально и духовно развитые люди, любящие свою Родину, почитающие традиции наших дедов и прадедов, способные в любую минуту на самопожертвование во имя спасения жизни других людей.

                    Ведущая роль в военно-патриотическом воспитании принадлежит учебному процессу. Уже в младших классах учащиеся осмысливают такие понятия как Родина, подвиг, патриот, воин-освободитель, узнают о победах нашего народа, учатся любить родную природу. Именно подвиг и героизм должны быть преподаны в школе. Пусть дети примеряют к себе качества главных героев литературных произведений Б. Васильева — Плужникова («В списках не значился»), девушек-зенитчиц («А зори здесь тихие.»), Искры («Завтра была война»). Военно-патриотическая тема этих книг Б.Л. Васильева через идеи мужества, героизма, преданности воинской присяге, любви к Родине в доступной форме вооружает юного гражданина важнейшими морально-психологическими качествами, необходимыми как будущему защитнику Родины, так и вполне мирному человеку, ведь смелость, твердость характера, физическая выносливость необходимы не только защитнику Родины.

                    Кроме широко известных произведений Васильева, существует и менее известные его литературные творения — рассказы, публицистика. В свете эко-феминистской литературной критики, нам кажется возможной адаптация литературного наследия Васильева для нужд воспитания и формирования в молодёжи таких качеств, как человеколюбие, сострадание, патриотизм.

                    На уроках литературы на примерах положительных героев художественных произведений Васильева возможно формировать нравственные идеалы

                    молодежи, устанавливать живую связь прошлого с современностью, воспитывать чувство гордости за Родину и народ.

                    Для успешного привития чувства патриотизма и дальнейшего его развития и укрепления, необходимо овладение историческими знаниями. И здесь может пригодиться цикл романов Васильева об Олексиных. Они писались разновременно, но близко друг от друга, что придало им известное стилистическое сходство: «Картежник и бретер, игрок и дуэлянт: Записки прапрадеда» (1998), «Утоли мои печали» (1997), «И был вечер, и было утро» (1987), «Дом, который построил Дед» (1991), «Вам привет от бабы Леры» (1988), «Были и небыли» (1977, 1980).

                    При подборе литературных произведений Бориса Васильева для нужд воспитания, необходимо учитывать их соответствие целям и психологическим особенностям подрастающего поколения. Художественные произведения должны формировать бережное отношение к прошлым заслугам воинов-ветеранов ВОВ, заставить задуматься о таких понятиях, как Отечество, защитник Отечества.

                    На уроках литературы и русского языка, на которых возможно использование, как целых произведений Васильева, так и отдельных фрагментов его работ, подростки будут осмысливать сущность патриотизма, национального самосознания, учится мыслить категориями добра, преданности, верности долгу. Изучая героическое прошлое истории нашей страны по страницам литературных произведений Бориса Васильева, учащиеся 5-6 классов смогут раскрыть мысли и чувства простых солдат, отстоявших родину от врага, поразмышлять о значении победы в ВОВ и роли простого народа, о том, что такое настоящие люди, какой ценой добывается слава родины. На таких уроках возможно организовать беседы о Великой Отечественной войне, выразительное чтение тематических стихотворений. Анализ текстов хорошо дополнят репродукции картин, творческие работы самих учащихся.

                    Большие возможности принадлежат использованию проблемного метода изучения литературы в старших классах. Проблемный подход будет организован на основе взаимодействия, диалога, в ходе которого учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать решения. Такой метод приводит к тому, что ученики с интересом вовлекаются в поиск ответов, овладевая навыками общения, которые позволят им в будущем аргументировано отстаивать свою точку зрения и соглашаться с убедительными доводами других. Этот подход стимулирует активную деятельность учеников в процессе учебного занятия, заставляет их делать осознанный выбор в определении своей гражданской позиции.

                    Очень важно, чтобы военно-патриотическое и гуманистическое воспитание школьников происходило не только в учебном процессе, но и продолжалось в разнообразных формах внеклассной работы, это позволит направить

                    инициативу учеников, поможет увязать полученные ими теоретические знания с практикой.

                    Современные подходы в воспитании подрастающего поколения основаны на воспитании гражданина — патриота, одухотворенного идеалами добра и социальной справедливости, способного творить и созидать во имя Отечества.

                    Иными словами, задача педагогов заключается в том, чтобы создать наиболее результативную систему патриотического воспитания со школьниками, определить направления и методы, которые помогут сформировать у подрастающего поколения чувства принадлежности и сопричастности к государству и обществу, сформировать гражданскую позицию и патриотизм.

                    Экофеминистская литературная критика, раскрывая тонкости и особенности литературной мысли Бориса Васильева, показывает пути формирования социально-активной личности, возможную организацию патриотического воспитания на уроках, внеклассных, внешкольных мероприятиях, формы и методы включения подрастающего поколения в гражданско-патриотическую деятельность.

                    На наш взгляд, новые теоретические подходы к воспитанию пока еще весьма ограниченны. Во-первых, концептуальная разработка воспитания в значительной степени сводится лишь к сфере школьного воспитания. Представители экофеминистской литературной критики считают, и автор статьи в том числе, что кроме педагогов в воспитательную работу должны включиться философы, социологи, культурологи, психологи и другие специалисты. Только в результате комплексных исследований, на основе выяснения наиболее общих и сложных проблем можно определить более узкие направления педагогической деятельности. При этом особое значение имеют работы в области социальной философии, связанные с исследованием проблем становления и развития подрастающего поколения. Только на таком теоретическом фундаменте, при участии государственных и общественных организаций, различных социальных институтов, может разрабатываться и применяться новый подход к воспитанию молодёжи. На сегодняшний день эко-феминистская литературная критика, используя литературные и публицистические идеи писателя Бориса Васильева, предлагает свою концепцию гуманизации воспитательного процесса, который предполагает целый ряд условий, среди которых:

                    а) признание личности молодого человека самоценностью, уважение уникальности и своеобразия каждого индивида;

                    б) создание обществом условий для развития личности и новых поколений молодежи как субъектов культуры и собственного жизнетворчества — самоопределения, самоутверждения, самореализации;

                    в) оказание помощи детям и молодежи в развитии их склонностей и способностей;

                    г) социальная защита и охрана здоровья, достоинства и прав, социальной и природной среды обитания новых поколений;

                    д) приобщение субъектов воспитательного процесса к ценностям общечеловеческой и национальной культуры, создание в обществе атмосферы духовности;

                    е) приобщение подрастающего поколения к экологическим идеям защиты окружающей природы, гуманного отношения к животным, гармоническим

                    отношениям между человеком и природой;

                    ё) гуманизация межличностных отношений мужчин и женщин, воспитателей и воспитанников, родителей и детей, учителей и учеников, преподавателей и студентов и т.п. на принципах уважения, сострадания, терпимости, милосердия, внимания и доброты.

                    Экофеминистский подход не только к литературному анализу, но и к образовательной практике способствует гуманизации образования, поскольку реализация гендерного подхода в образовании отвечает идее демократизации общества и подготовке подрастающего поколения к продуктивной деятельности в обществе, построенном на принципах равноправия. Эколого -гендерный подход включает историко-сравнительный анализ взаимодействия гендера и экологии. Анализ и изучение литературных, мемуарных, публицистических произведений Бориса Васильева выявил как традиционные, так и экофеминистские реалии российской жизни и необходимость корреляции представлений о роли, месте и взаимоотношении полов в экологии.

                    Исследования литературных идей Бориса Васильева в свете эко-феминистских исследований должны послужить: 1) интенсивным дискуссиям по проблеме воспитания; 2) выводу этих дискуссий на широкую общественную трибуну из узконаучных и педагогических «цехов»; 3) достижению компромисса во взглядах на проблему воспитания органов государственной и общественной власти, представителей различных мировоззрений и идеологических установок; 4) началу активных научных исследований в области воспитания, в частности, разработки концепций воспитания по его субъектам и направлениям; 5) началу практических действий по скорейшему воссозданию системы воспитания детей и молодежи, построенной на новых принципах, наполненной новым содержанием, использующей передовые формы и методы воспитательной деятельности; 6) распространению гендерной методологии исследования литературных и педагогических явлений, утверждению у молодого поколения понимания необходимости изменения традиционной системы гендерных ролей и в конечном итоге его активного и осознанного участия в формировании и реализации равных возможностей для женщин и мужчин.

                    В заключении, подводя итоги нашего исследования, необходимо подчеркнуть, что изучение творчества Бориса Васильева с точки зрения эко-феминистской литературной критики, способствует более глубокому анализу творчества писателя, выявляет разнообразные возможности использования его литературных произведений в процессе воспитания подрастающего поколения. Наше исследование также подтвердило, что в своих произведениях Борис Васильев призывает к разуму человека, к тому, чтобы человек начал задумываться о насущных вопросах, стоящих перед человечеством, а имен-

                    но: независимо от этнической, национальной принадлежности человека, социального статуса и материального положения, ему необходимо мирное сосуществование с себе подобными и окружающим его миром, необходимо благополучие и безопасность среды обитания. Обязательные условия его существования — мир и гармония между человеком и природой, человеком и животными, мужчиной и женщиной. Все эти условия необходимы ему для того, чтобы он был в состоянии воспроизводится, обеспечивать своим детям безопасное и счастливое существование.

                    Борис Васильев, как писатель, гражданин, гуманист, считает, что в развитии российского общества должны лежать главные принципы: свобода, гуманизм, справедливость, демократия, права человека, труд и бережное отношение к окружающей природе.

                    Писатель ярко выразил в своих работах эту литературную философскую мысль, которая проясняет гармонию и красоту окружающего мира, возвышает нравственные качества человека, и призывает человечество сохранять экологию души и экологию окружающего нас мира. И необходимо донести эту мысль до подрастающего поколения, внушить её, поспособствовать тому, чтобы эта мысль стала неотъемлемой частью их сознания и руководством к действию. Только в этом случае страну ожидает счастливое будущее.

                    1. Васильев, Б. Битва за вчерашний день [Текст] / Б. Васильев //Общая газета, 1999. — №. 14. — С. 8.

                    2. Васильев, Б. Люби Россию в непогоду. Избранные статьи [Текст] / Б. Васильев. — Смоленск, 1994.

                    3. Васильева, Л. Женщина. Жизнь. Литература. [Текст] / Л. Васильева // Лит. газ.-1989.-20 дек.

                    4. Карнюшин, В. А. Изучение «малой прозы» Б.Васильева [Электронный

                    ресурс] / В. А. Карнюшин. — 1988. — 72 с. — ЦКЬ :

                    http://www.spek.keytown.com/rasШProg/5_tvorch/Vasil_prj/prosa/sov_ecol/sov_e col.htm (дата обращения: 13.03.2012).

                    ДЕБЮТ В НАУКЕ Зеленкова Дарья Евгеньевна

                    Магистрант 2 года обучения Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Иркутский государственный лингвистический университет», Иркутск, Россия

                    УДК 801.73 ББК 84

                    ТВОРЧЕСТВО А.Я. РОЗЕНБАУМА СКВОЗЬ ПРИЗМУ ПРЕЦЕДЕНТНЫХ ИМЁН

                    Скачать книгу в формате:

                    Аннотация

                    Какими бы тяжелыми ни были времена, важными политические события, — главным в прозе Бориса Васильева остается человек с его страхами и безрассудством, низостью и благородством. «Век двадцатый — век необычайный» — ему и посвящены произведения, вошедшие в эту книгу: роман о революции 1905 года «И был вечер, и было утро», повесть о Катынском расстреле «Капля за каплей», автобиографическое повествование «Летят мои кони. «.

                    И был вечер, и было утро

                    Капля за каплей

                    Отзывы

                    Популярные книги

                  • 106684
                  • 4
                  • 13
                  • В предлагаемой книге рассматриваются теоретические и методические вопросы изобразительной грамоты.

                    Рисунок. Основы учебного академического рисунка

                  • 51502
                  • 3
                  • 7
                  • Одна из лучших фэнтези-саг за всю историю существования жанра.

                    Ведьмак (сборник)

                  • 34338
                  • 6
                  • Кира Касс ОТБОР Привет, пап! (машет лапкой) ГЛАВА 1 Когда мы получили письмо, мама была.

                    Отбор

                  • 43633
                  • 12
                  • Мажор 3

                  • 46040
                  • 10
                  • 9
                  • Думала ли Рая, затевая уборку дома, что ударится головой и очнётся в ином мире? А там она, свобо.

                    Как приручить кентавра, или Дневник моего сна

                  • 37005
                  • 1
                  • Дуглас Адамс Автостопом по Галактике (сборник) Автостопом по Галактике Посвящается Джонни Б.

                    Автостопом по Галактике (сборник)

                    Привет тебе, любитель чтения. Не советуем тебе открывать «И был вечер, и было утро. Капля за каплей. Летят мои кони» Васильев Борис Львович утром перед выходом на работу, можешь существенно опоздать. Всем словам и всем вещам вернулся их изначальный смысл и ценности, вознося читателя на вершину радости и блаженства. Казалось бы, столь частые отвлеченные сцены, можно было бы исключить из текста, однако без них, остроумные замечания не были бы столь уместными и сатирическими. Автор искусно наполняет текст деталями, используя в том числе описание быта, но благодаря отсутствию тяжеловесных описаний произведение читается на одном выдохе. Центром произведения является личность героя, а главными элементами — события и обстоятельства его существования. На первый взгляд сочетание любви и дружбы кажется обыденным и приевшимся, но впоследствии приходишь к выводу очевидности выбранной проблематики. Интрига настолько запутанна, что несмотря на встречающиеся подсказки невероятно сложно угадать дорогу, по которой пойдет сюжет. Несмотря на изумительную и своеобразную композицию, развязка потрясающе проста и гениальна, с проблесками исключительной поэтической силы. Очевидно, что проблемы, здесь затронутые, не потеряют своей актуальности ни во времени, ни в пространстве. Сюжет разворачивается в живописном месте, которое легко ложится в основу и становится практически родным и словно, знакомым с детства. Все образы и элементы столь филигранно вписаны в сюжет, что до последней страницы «видишь» происходящее своими глазами. «И был вечер, и было утро. Капля за каплей. Летят мои кони» Васильев Борис Львович читать бесплатно онлайн очень интересно, поскольку затронутые темы и проблемы не могут оставить читателя равнодушным.

                  • Понравилось: 0
                  • В библиотеках: 0
                  • Новинки

                    • 20
                    • 0
                    • Задержи дыхание и сосчитай до десяти. Все закончится раньше, чем начнется. Не важно, как часто В.

                      Собирая воедино (ЛП)

    admin

    Наверх