Кто как голос подаёт лошадь

Класс: 3

  • уточнить и расширить представления детей о домашних животных и их детёнышах (внешний вид, пища; польза, приносимая людям); о том, как заботится человек о домашних животных; совершенствовать умение описывать предмет, указывать его существенные признаки, узнавать предмет по описанию;
  • корригировать синтаксическую структуру речи через составление рассказа-описания, расширять активный словарь детей, развивать умение видеть признаки сходства и различия на основе сравнения;
  • воспитывать желание познавать окружающий мир, бережное отношение к животным.
  • Демонстрационный материал. Картинки с изображением домашних животных (корова, кошка, собака, лошадь, коза, свинья) и их детёнышей.

    Раздаточный материал. Картинка с контурным изображением домашнего животного, разрезанная на 5-6 частей.

    Тип урока: формирование и закрепление знаний.

    Ход урока

    I. Организационный момент

    Раз, два, три, четыре, пять.
    Прозвенел звонок опять.
    Перемена пролетела,
    Снова нам пора за дело!
    Начинаем мы урок,
    Где получим знанья впрок.

    II. Актуализация опорных знаний и представлений

  • Игра “Узнай по описанию”. Узнавание предмета по ключевым словам
  • Домашнее животное, у которого есть рога, хвост, вымя; даёт молоко. (Корова.)
  • Домашнее животное, у которого четыре лапы, хвост колечком, морда; охраняет дом. (Собака.)
  • Домашнее животное, у которого четыре ноги с копытами; перевозит грузы и людей, питается сеном, травой. (Лошадь.)
  • Домашнее животное, у которого четыре ноги с копытами, хвост, рога, вымя, борода. (Коза.)
  • Домашнее животное, у которого четыре ноги с копытцами, хвост крючком, на морде – пятачок. (Свинья.)
  • (Учитель на доску выставляет картинки с изображением домашних животных.)

    (Учащиеся хором изображают звуки, издаваемые животными)

  • Беседа “Домашние животные”
  • Как можно назвать одним словом свинью, корову, козу, лошадь? (Животные.)
  • Почему? (Тело покрыто шерстью; у них четыре лапы (ноги); есть туловище, морда, хвост; они выкармливают детёнышей молоком.)
  • Где живут эти животные? (Рядом с человеком.) Как называются? (Домашние животные.)
  • Почему? (Люди ухаживают за ними; они приносят человеку пользу.)
  • Какую пользу приносят домашние животные? (Корова даёт молоко и мясо. Собака охраняет человека и его дом. Лошадь перевозит грузы и людей. Коза даёт мясо, шерсть, молоко. Свинья даёт мясо, сало, кожу.)
  • Сообщение темы
  • А какое животное придёт к нам в гости, узнаете, отгадав загадку.
  • Для меня конюшня – дом.
    Угости меня овсом!
    Грива вьется за спиной,
    Не угонишься за мной! (Лошадь)

    (Учитель демонстрирует игрушку.)

    1. Беседа по вопросам учителя
    2. Скажите, какие части тела есть у лошади.
    3. Чем покрыто тело животного?
    4. Какая шерсть у лошади? Какого цвета?
    5. Как подаёт голос?
    6. Какую пользу приносит человеку?
    7. Как человек заботится о животном?
      1. Коллективное составление рассказа-описания

        На картинке лошадь с жеребенком. Лошадь большая, коричневая, грива и хвост – черные. Глаза тоже черные, большие, ласковые. Ноги стройные коричневые, а внизу у копыт белые. Жеребенок такой же, как мама, только маленький и грива у него еще не выросла.

        Лошадь с жеребенком живут в конюшне, за ними ухаживает конюх. Он их кормит, поит, моет чтобы лошадь не спотыкалась при ходьбе и не скользила на льду, люди её подковывают, т.е. прикрепляют к её копытам железные подковы..

        Лошади выполняют в селе любую работу: возят молоко, дрова, разные грузы. Лошади – домашние животные и помощники в хозяйстве. Хозяин их бережет: кормит сеном, поит свежей водой, моет и чистит конюшню и лошадь.

        А еще где используют лошадь?

        Лошади используются в спорте, в армии (идти в бой или на военный парад). Лошадь очень красивое, сильное животное.


        Чтение стихотворения учителем

        Жил да был красивый конь,
        Добрый конь, сильный конь.
        Был он молод и здоров,
        Перевёз он горы дров.
        Дождь ли, ветер – всё равно
        Вёз на мельницу зерно.
        Отработал и весной
        Взял себе он выходной.
        Посадил в арбу ребят, всех подряд, всех подряд.
        И, покуда не устал
        Сильный конь, резвый конь,
        По степи детей катал
        Добрый конь, красивый конь.

      2. Упражнение на развитие зрительного восприятия
      3. У каждого ребёнка картинка с контурным изображением домашнего животного, разрезанная на 5-6 частей.

        V. Физкультминутка “Кто как передвигается?”

        Лошадь, корова, коза, овца ходят; кошка крадётся; собака бегает.

        (Дети имитируют движения животных.)

        VI. Закрепление знаний

        1. Упражнение в образовании существительных в единственном и множественном числе “Кто у кого”
        2. У коровы – телёнок, телята.
          У собаки – щенок, щенки.
          У кошки – котёнок, котята.
          У лошади – жеребёнок, жеребята.
          У козы – козлёнок, козлята.
          У свиньи – поросёнок, поросята.

          Образование существительных с помощью суффикса -ищ

          У лошади – нос, у жеребенка – носик, у коня – носище (аналогично: лапы, зубы, хвост, глаза).

          У лошади длинный хвост, а у свиньи … .

          У кошки мягкая шерсть …, а у коня … .

          У свиньи толстые ноги, а у жеребенка … .

          VII. Итоговая беседа

          VIII. Домашнее задание

          • Ответьте на вопросы, раскрасьте картинку.
          • Кто нарисован на картинке?
            Что делает девочка?
            Кто везёт девочку?
            Нравится ли девочке кататься на пони?
            Придумай имя девочке.
            Составь предложение по этой картинке.

            Литература:

          • Арефьева Л. Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2004.
          • Бортникова Е. Ф. Развиваем связную речь. Тетрадь. – Екатеринбург: ООО “Издательский дом Литур”, 2009. – 32 с.
          • Кузнецова Е. В., Тихонова И. А. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет. – Волгоград : Учитель, 2004.
          • Советы родителям

            детей старшего дошкольного возраста

            по теме «Домашние животные»

            Дети должны знать:

            — названия домашних животных: корова, кошка, собака, коза, лошадь, свинья, овца, баран, конь;
            — названия детёнышей и семью: телёнок, котёнок, щенок, жеребёнок, ягнёнок, поросёнок, козлёнок;
            — понятие «домашние животные»;
            — внешние признаки каждого, чем они питаются, как голос подают;
            — где живут, какую пользу приносят;

            Расширение словарного запаса детей:

            Существительные: животное, лошадь, конь, жеребенок, жеребята, корова, бык, теленок, телята, овца, баран, ягненок, ягнята, коза, козел, козленок, козлята, свинья, боров, поросенок, поросята, собака, пес, щенок, щенята, кошка, кот, котенок, котята, голова, морда, уши, тело, четыре лапы (ноги), рога, шерсть, хвост, дом, человек, польза, шерсть, мясо, молоко, кожа, стадо, ферма, конюшня, сено, пойло, рога, грива, копыта, скотный двор, коровник, конура, будка, конюшня, свинарник, пастбище, овчарня, доярка, оператор машинного доения, свинарка, конюх, пастух, чабан.

            Прилагательные: нужные, полезные, добрые, травоядные, домашние, пушистый, гладкий, рогатый, свирепый, ласковый, злобный, упрямый;

            Глаголы: заводить, кормить, ухаживать, охранять, любить, ржать, мычать, блеять, мекать, хрюкать, лаять, мяукать.

            Пальчиковая гимнастика «Бурёнушка».

            Дай молока, Бурёнушка, (дети показывают «рога» коровы, сгибают указательный пальчик и мизинец)
            Хоть капельку- на донышке.
            Ждут меня котятки,
            Малые ребятки.
            Дай им сливок ложечку, (загибают по одному пальчику, начиная с мизинцев, на обеих руках)
            Творогу немножечко, на обеих руках.
            Масла, простоквашки,
            Молока для кашки.
            Всем даёт здоровье – молоко коровье! (Снова показывают «рога» коровы)

            Грамматический строй речи

            — Дидактическое упражнение «Один-много» (образование множественного числа существительных):

            кошка – кошки – много кошек
            жеребёнок – жеребята – много жеребят
            собака – собаки – много собак
            котёнок – котята – много котят
            свинья – свиньи – много свиней
            лошадь – лошади – много лошадей

            — Дидактическое упражнение «Назови ласково» (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в ед. и мн. числе) :

            корова – коровка
            лошадь – лошадка
            кошка – кошечка
            овца – овечка
            собака – собачка
            овца – овечка
            баран — барашек

            — Дидактическое упражнение «Сосчитай до пяти» (согласование существительных с числительными) :

            Один кот, два кота, три кота, четыре кота, пять котов
            Одна кошка, …, пять кошек
            Одна собака, …, пять собак
            Одна лошадь, …, пять лошадей
            Одна овца, …, пять овец
            Одна корова, две коровы, три коровы, четыре коровы, пять коров

            — Дидактическое упражнение «Отгадай, кто это?» :

            Сторожит, грызёт, лает? – собака
            Хрюкает, роет? – свинья
            Ржет, бегает, скачет? – лошадь
            Мяукает, лакает, царапается? – кошка
            Мычит, жуёт, ходит? — корова

            — Дидактическое упражнение «У кого – кто?» (упражнение в словообразовании):

            Коза – козёл – козлята
            Корова – бык – телята
            Свинья – кабан – поросята
            Лошадь – конь – жеребята
            Собака – пёс – щенята
            Овца – баран – ягнята
            Кошка – кот – котята
            Коза – козёл – козлята

            — Дидактическое упражнение «Кто как голос подаёт?»:

            Лошадь ржёт.
            Овца блеет.
            Собака лает, рычит.
            Кошка мурлыкает, мяукает.
            Свинья хрюкает.
            Корова мычит.

            — Дидактическое упражнение «Чей? Чья? Чьё?» (образование притяжательных прилагательных):

            Конура собаки. — Чья конура? – собачья.
            Молоко козы, коровы. — Чьё молоко? – козье, коровье.
            Рога барана, коровы, козы. — Чьи рога? – бараньи, коровьи, козьи.
            Хвост лошади, кошки, собаки. — Чей хвост? – лошадиный, кошачий, собачий.
            Копыта коровы, лошади. — Чьи копыта? – коровьи, лошадиные.
            Борода козы. — Чья борода? – козлиная.
            Лапы кошки. – Чьи лапы? – кошачьи.

            — Дидактическое упражнение «Кто где живёт?» (употребление именительного падежа сущ-х):

            в коровнике живёт (кто?) – корова
            в свинарнике живёт (кто?) – свинья
            в конуре живёт (кто?) – собака
            в сарае живут (кто?) – овца, баран
            в хлеву живет (кто?) – коза

            — Дидактическое упражнение «Продолжи предложения»:

            Собака лает, грызёт кости, сторожит … (дом).
            Лошадь ржёт, пасётся…(на лугу).
            Кошка мурлыкает, ловит мышей…(в подвале).

            — Дидактическое упражнение «Исправь предложение»:

            Собака кудахчет на чужих. — Собака лает на чужих.
            Корова даёт шерсть. – Корова даёт молоко.
            Кошка клюёт молоко. – Кошка лакает молоко.
            Свинья рычит в корыте. – Свинья плескается в корыте.
            Кошка хрюкает на диване. – Кошка мурлыкает на диване.

            — Дидактическое упражнение Составлять рассказ о домашнем животном по плану.

            Это коза, домашнее животное. Тело покрыто пушистой шерстью. Голова небольшая, вытянутая, с торчащими рожками. Любит зелёную траву. Даёт вкусное мясо, молоко, шерсть. Живёт коза в сарае, хлеву.

            Советы логопеда родителям

            Показать ребёнку (по возможности живых) домашних животных — кошку, собаку, корову, козу, лошадь, свинью, овцу. Обсудить внешние признаки каждого, поговорить о том, чем они питаются.

            Рассказать детям, какую пользу приносят людям домашние животные.

            Прочитать стихи, рассказы о домашних животных, рассмотреть иллюстрации.

            Примерные вопросы к детям:

            — Почему эти животные называются «домашними»?
            — Какую пользу приносит людям (лошадь, корова, овца и т.д.)?
            — Зачем у лошади на ногах копыта?
            — Почему не слышно, как кошка ходит?

            Поиграйте с детьми

            Игра «Кто у кого ?»

            Вариант №1. Взрослый бросает ребенку мяч и называет животное, ребенок должен назвать детенышей этого животного во множественном числе и бросить мяч обратно.

            Например: у коровы- телята, у собаки — щенята и т.д.

            Вариант №2. Взрослый называет множественное число, а ребенок единственное число.

            Например: котята -котенок, ягнята — ягненок.

            Игра «Отгадай, кто это?»

            Взрослый загадывает загадку, а ребёнок её отгадывает. Затем аналогичные загадки загадывает ребёнок.

            Анна Сенич
            Дидактические игры и упражнения по теме «Домашние животные»

            «Кто где живет?» (Словообразование, падежное управление). Свиньи живут в свинарнике. Коровы живут в коровнике. Лошади живут в конюшне. Кролики живут в крольчатнике. Собака живет в конуре. Кошка живет в доме. Овцы живут в овчарне. «Назови профессии» (Составь предложения с названиями профессий).

            Телятница поит телят.

            Пастух смотрит за коровами.

            Доярка доит коров.

            Конюх моет лошадей.

            «Найди хвосты» (Образование притяжательных прилагательных).

            Хвост быка — бычий

            хвост коровы — коровий

            хвост кошки – кошачий

            хвост кролика — кроличий

            хвост лошади — лошадиный

            хвост поросенка – поросячий

            «Кто чем защищается?»

            (Падежное управление, образование формы существительного множественного числа творительного падежа)

            бык – рогами, копытами.

            «Закончи предложение».(Формообразование, родительный падеж множественного числа существительных).

            В свинарнике много…

            «Кто, какую пользу приносит?» (Логическое мышление).

            собака – сторожит дом

            лошадь – перевозит грузы

            овца – шерсть, мясо

            кролик – мех, мясо

            корова – молоко, мясо

            кошка – ловит мышей

            коза – молоко, мясо

            «Один – много».(Формообразование, родительный падеж множественного числа существительных).

            Один козленок – много козлят

            один теленок – много телят

            один жеребенок – много жеребят

            один ягненок – много ягнят

            один поросенок – много поросят

            один щенок – много щенков

            один котенок – много котят

            один крольчонок – много крольчат

            «Кто как голос подает?» (Словообразование глаголов).

            «Кто, чем питается?» (Словообразование творительный падеж существительных).

            коза – травой, сеном

            «Кто без чего?»(Родительный падеж существительных). Коза – без рогов

            свинья – без пятачка

            собака – без хвоста

            корова – без рогов

            лошадь – без гривы

            «Назови ласково».(Образование сущ. с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов)

            «Подбери признаки к существительным».(Словарь признаков (прилагательных).

            Жеребенок – маленький, слабый, беспомощный, робкий, беззащитный, ласковый, милый

            щенок – игривый, живой, подвижный, любопытный, сердитый

            козленок – упрямый, робкий, беззащитный, милый, красивый, ласковый, серый

            поросенок – резвый, розовый, толстенький, веселый, маленький, забавный

            крольчонок — длинноухий, серенький, робкий, пушистый, беззащитный, пугливый

            ягненок – беленький, робкий, трусливый, кудрявый, пушистый, милый

            теленок – ласковый, упрямый, резвый, неуклюжий, игривый

            котенок – пушистый, ласковый, игривый, ловкий, шустрый, резвый

            «Назови семью».(Супплетивизм –образование новых слов от разных основ).

            Свинья — кабан – поросята

            овца – баран – ягненок

            кролик – крольчиха – крольчонок

            козел – коза – козленок

            бык – корова – теленок конь – лошадь –жеребенок

            «Продолжи предложения».(Обогащение словаря глаголами).

            Собака лает, грызет кости, сторожит…

            Лошадь ржет, пасется…

            Кошка мурлыкает, ловит мышей, умывается…

            Коза пасется, жует траву, дает молоко, блеет…

            Свинья хрюкает, чавкает, визжит, пьет, бежит, купается в луже…

            «Сосчитай до пяти». (Управление числительных с существительными).

            Один кот, два кота, три кота, четыре кота, пять котов.

            Одна собака, две собаки, три собаки, четыре собаки, пять собак.

            Одна овца, две овцы, три овцы, четыре овцы, пять овец.

            Одна лошадь, две лошади, три лошади, четыре лошади, пять лошадей.

            Один бык, два быка, три быка, четыре быка, пять быков.

            «Подскажи словечко».(Формообразование существительных множественного числа).

            Табун – много (лошадей).

            Стадо – много (коров).

            Отара – много (овец).

            Свора – много (собак).

            «Исправь предложение».(Согласование и логическая связь в предложениях).

            Кошка мурлыкал на диване.

            Собака кудахчет на чужих.

            Корова дает шерсть.

            Кошка клюет молоко.

            Свинья мычит в корыте.

            Собака спит над будкой.

            «Какое слово лишнее и почему?»(Логическое мышление).

            Конь, баран, копыто, бык.

            Овца, коза, корова, лось.

            Корова, коровник, кора, коровий.

            Баран, бараний, баранина, баранка.

            Свинья, свинина, свить, свиной.

            Кролик, кровля, крольчатина, крольчата.

            Коза, козий, казна, козлята.

            «Образуй слова и составь с ними предложения».(Словообразование прилагательных).

            Из мяса – мясной;

            из молока – молочный;

            из творога – творожный;

            из пуха – пуховый;

            из меха – меховой;

            из пера – перьевой.

            «Образуй новые слова». (Словообразование существительных).

            «Объясни пословицу». (Логическое мышление).

            Ласковый теленок двух маток сосет.

            Знает кошка, чьё мясо съела.

            Кошка из дома – мыши на стол.

            Глупая собака громко лает.

            У хорошего хозяина нет плохой лошади.

            Собачья преданность. Пустить козла в огород.

            Живут как кошка с собакой. Собаку съел.

            Устал, как собака.

            «Логические задания».(Логическое мышление).

            Собака догоняет зайца. Кто впереди? Кто сзади? Кто за кем?

            У кого больше ног – у коня или у козы?

            За забором стоят три козы. Сколько рогов будет выглядывать над забором?

            «Подобрать слова-родственники».(Образование однокоренных слов).

            Собака – собачка, собачий, собачиться, собаченька, собаковод, собачник, собаководство.

            Кот – котик, кошечка, кошачий, котята, котофей, котище, котя, коток.

            Лошадь – лошадушка, лошадка, лошадиный, лошадник, лошадочка.

            Овца – овечий, овечка, овчина, овчарня, овцебык, овчар, овчина, овцевод.

            Коза – козленок, козлята, козий, козлик, козоводство, козлятина, козовод.

            Свинья – свинство, свиной, свинка, насвинячить.

            Бык – бычок, бычий, набычиться.

            Я пасу табун лошадей

            Ты пасешь табун лошадей

            Он пасет табун лошадей

            Мы пасем табун лошадей

            Вы пасете табун лошадей

            Они пасут табун лошадей

            Я вижу отару овец

            Ты видишь отару овец

            Он видит отару овец

            Мы видим отару овец

            Вы видите отару овец

            Они видят отару овец

            Я догоняю свору собак

            «Подобрать слова – «неприятели» (Антонимы).

            Овца робкая, а баран – (смелый).

            Собака злая, а щенок – (добрый).

            Корова полезная, а мышь – (вредная).

            Лошадь сильная, а жеребенок – (слабый).

            Козел упрямый, а козленок – (покладистый).

            Свинья грязная, а кошка – (чистая).

            У барана шерсть густая, а у поросенка – (редкая).

            «Подобрать слова-«приятели» (Синонимы).

            Бык – свирепый, неистовый, суровый, буйный.

            Кошка – ласковая, милая, нежная.

            Баран – упрямый, неподатливый, настойчивый, непокорный, непослушный, стойкий.

            Лошадь – сильная, крепкая, могучая, мощная, здоровая.

            Овца – робкая, боязливая, страшливая, пугливая, трусливая.

            Собака – преданная, послушная, покорная, исполнительная.

            Корова – полезная, благодатная, плодотворная, доходная, прибыльная.

            Свинья – толстая, дородная, жирная, пухлая, тучная, откормленная, упитанная, тяжелая, массивная, полновесная.

            «Продолжи предложение». (Образование простой сравнительной степени прилагательных).

            Жеребенок маленький, а поросенок ещё … (меньше).

            Теленок ласковый, а котенок ещё … (ласковее).

            Щенок резвый, а поросенок ещё … (резвее).

            Козленок белый, а ягненок ещё … (белее).

            Жеребенок слабый, а крольчонок ещё … (слабее).

            Теленок чистый, а котенок ещё … (чище).

            Козленок большой, а жеребенок ещё … (больше).

            Собака добрая, а щенок ещё … (добрее).

            Козленок упрямый, а козел ещё … (упрямее).

            Корова сильная, а лошадь ещё … (сильнее).

            Поросенок толстый, а свинья ещё … (толще).

            Связная речь. Составление описательного рассказа о животном по опорной схеме:

            1. Как называется.

            2. Части туловища (голова, хвост, лапы, копыта, уши, рога, когти, глаза).

            3. Чем покрыто тело (шерсть, щетина).

            4. Чем питается (трава, рыба, мясо).

            5. Как ест (лакает, грызет, жует).

            6. Где живет (конура, дом, конюшня).

            7. Как голос подает.

            8. Как передвигается (ходит, топает, скачет).

            9. Какие у него детеныши.

            10. Какую пользу приносит человеку.

            Загадки о домашних животных.

            Молочка дает. (Корова)

            Посреди двора стоит копна:

            Спереди – вилы, сзади – метла. (Корова)

            Заплелись густые травы,

            Да и сам я весь кудрявый,

            Даже завитком рога. (Баран)

            По горам, по долам

            Ходит шуба да кафтан. (Баран)

            Заворчал живой замок,

            Лег у двери поперек.

            Две медали на груди.

            Лучше в дом не заходи! (Собака)

            Дразнишь – кусается. (Собака)

            С хозяином дружит,

            Живет под крылечком

            Хвост колечком. (Собака)

            Я умею чисто мыться

            Не водой, а язычком.

            Мяу! Как мне часто снится

            Блюдце с теплым молочком! (Кошка)

            С водой не знается. (Кошка)

            У порога плачет,

            Тихо в комнату войдет,

            Замурлычет, запоет. (Кошка)

            На лапах подушки,

            Усы, как щетинка,

            На солнышке лежит.

            На охоту ходит. (Кот)

            С бородою, а не старик,

            С рогами, а не бык.

            Не конь, а брыкается,

            Доят, но не корова,

            С пухом, а не птица.

            Лыко дерет, а лаптей не плетет. (Коза)

            Идет, идет, бородой трясет,

            «Ме-ме-ме, дай-ка вкусной мне-ее». (Козел)

            А ничего не купит. (Свинья)

            Вместо хвостика – крючок,

            Вместо носа – пятачок.

            А крючок вертлявый. (Свинья)

            Пятачком в земле копаюсь,

            В грязной луже искупаюсь. (Свинья)

            Четыре грязных копытца

            Залезли прямо в корытце. (Поросенок)

            Русская народная потешка. Барашеньки.

            По лесам ходили,

            По дворам бродили,

            В скрипочку играли,

            А совище из лесища

            А козлище из хлевища

            Баран-буян залез в бурьян.

            Белые бараны били в барабаны.

            Бык тупогуб, тупогубенький бычок!

            У быка бела губа была тупа.

            У тридцати трех полосатых поросят

            Тридцать три хвостика висят.

            Возле воза – овца.

            Пушистая кошка на окошке подушку шьет,

            а мышка в сапожках избушку метет.

            Два щенка щека к щеке грызли щетку в уголке.

            От топота копыт пыль по полю летит.

            Раз, два, три, четыре,

            Кто не спит у нас в квартире?

            Всем на свете нужен сон.

            Кто не спит, тот выйдет вон!

            По крутым горам,

            Положил под лавку.

            Тот и вон пойдет!

            Художественная литература по теме.

            «Волк и семеро козлят»

            «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

            «Полкан и медведь»

            «Кот, лиса и петух»

            Н. Носов «Живая шляпа»

            С. Маршак «Усатый полосатый»

            К. Ушинский «Бишка», «Плутишка кот».

            Сутеев «Кто сказал «мяу»?», «Три котенка».

            Д. Хармс «Удивительная кошка».

            Саша Черный «Жеребенок».

            Д. Биссет «Про поросенка, который учился летать».

            Список использованной литературы.

            Дмитриев Ю. Домашние животные. М. :Олимп: АСТ, 1997.

            Золотова Е. И. Знакомим дошкольников с миром животных. М. : Просвещение, 1988.

            Круглов Ю. Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. М. : Просвещение, 1990.

            Семенова Н. Г. Словарь синонимов и антонимов русского языка.Краснодар: Флер -1, 2000.

            Шорыгина Т. А. Домашние животные. Какие они? М. : Гном и Д, 2002.

            Дидактическая игра «Домашние животные» Дорогие коллеги, предлагаю Вам дидактическую игру «Домашние животные». Это игра предназначена для закрепления и уточнения знания детей о.

            «Козлёнок на лугу». Конспект НОД по ОО «Художественное творчество» (аппликация) в средней группе Технологическая карта организованной учебной деятельности для средней группы Образовательные: Творчество Разделы: Аппликация Тема: Козлёнок.

            Зуб В.В., воспитатель ДОУ № 119

            Домашние животные

          • Формировать представления о домашних животных и их детенышах (живут с челове-ком, приносят пользу, человек о них заботиться: кормит, лечит.)
          • Развивать у детей мышление, доказательную речь.
          • Воспитывать интерес к домашним животным.
          • Предварительная работа: Чтение художественных произведений Л.Воронковой «Кружка молока», «Маленький Соколик», рассматривание картин: «Корова с теленком», «Ло-шадь с жеребенком», «Кошка с котятами», рассматривание иллюстраций, знакомство с моделями признаков домашних животных, дидактические игры «Чьи детки», «Кто, где живет», «Покорми животное».

            Оборудование: карточки-модели, игрушки животных, картины («Двор», «Кошка с собакой»), картинки, игрушки (кот — Матроскин, пес — Шарик)

            Ход занятия:
            1. Ребята, отгадайте, кто к нам придет в гости?

            Этот зверь живет лишь дома,
            С этим зверем все знакомы.
            У него усы, как спицы. Он, мурлыча, песнь поет,
            Только мышь его боится. Угадали? Это… (кот)

            Вносится игрушка, Кот.
            Кот: — Здравствуйте, ребята. Меня зовут Матроскин. Как вы догадались, что это я? (мурлычет, живет дома, его боятся мыши, длинные усы).

            2. «Похожи — непохожи»
            Матроскин: Я живу в деревне Простоквашино с Шариком. Кто такой Шарик? (пес). На картинке я и Шарик (выставляется картинка кошки и собаки). Он считает, что мы похожи.
            — Как вы думаете, чем? (внешний вид, передвижение, где живут, используя карточки-модели).
            — Почему кошку и собаку называют домашними животными? (живут с человеком, он кормит, лечит, а вы ему помогаете)
            Матроскин: А я думаю, что мы совсем не похожи.
            — Чем мы не похожи?
            — Как подает голос кот? (мяукает, мурлычет, шипит).
            — А собака?…(лает, воет, скулит).
            Кошки маленькие, а собаки бывают … (большими). Кошка ловит мышей, а собака …(сторожит дом). У кошки детки …(котята), а у собаки … (щенята).
            Матроскин: Приглашаю вас в деревню. Угадайте, на ком мы поедем? (на лошадке)
            «Покатаемся на лошадке» (динамическая пауза)
            Вот лошадка нас везет, шагом, шагом, все вперед,
            Выше ножки поднимай, потихонечку шагай (Дети идут, высоко поднимая колено)
            Громко скажем: «НО!» лошадке и поскачем без оглядки. (Дети скачут, как «лошадка»)
            Тпру-тпру, приехали. (Останавливаются)

            Матроскин показывает картинку дома, рядом собачья будка.
            — Посмотрите и догадайтесь, где я живу? (в доме) А где живет Шарик? (в будке во дворе) Что-то я его не вижу, пойду, поищу Шарика, а вы его позовите. (Кот уходит, дети хором зовут Шарика)
            Вносится игрушка, пес — Шарик.
            Шарик: — Кто из вас, ребята, знает, как я людям помогаю? (человека защищает, домашних животных и дом охраняет, чужих не пускает)

            3. «Узнай по голосу» Звучит звукозапись «Голоса домашних животных»
            — Кого вы узнали по голосу? (корову, лошадь, козу, свинью…)
            — Корова как голос подает? Мычит. Как? (звукоподражание)
            — Корова мычит, а лошадь?…. (ржет) Как?
            — Лошадь ржет, а свинья?…. (хрюкает) Как?
            — Свинья хрюкает, а коза? … (блеет). Как?

            4. «У кого, что есть?»
            На столе (на лугу) выставлены игрушки домашних животных. Детям предлагают встать вокруг стол. Пока наши животные пасутся на лугу, рассмотрите их хорошенько, у кого, что есть. Показ карточек — моделей с изображением частей тела животных (рога, копыта, когти, усы…)
            — Скажите, у каких животных есть рога? (у коровы и козы) Зачем нужны?
            — Копыта? (у коровы, лошади, козы, свиньи)
            — Шерсть? (у коровы, козы, лошади, собаки, кота) Зачем нужна?
            — Когти? (у кошки и собаки) Зачем нужны?
            — Усы? (у кошки и собаки)

            5. «Кто, где живет?»
            Шарик: Погуляли животные, теперь им пора домой. Помогите им найти свой дом.
            (дети расставляют животных у своих домов)
            — Давайте проверим, вдруг мы ошиблись. Где живут коровы? ( В коровнике)
            Кони? ( В конюшне) Свиньи? (В свинарнике) А козы живут в хлеву. Молодцы, всех заселили правильно.

            6. «Покорми животное»
            Шарик: Я никак не могу запомнить, кто, что ест. Помогите мне покормить животных.
            Дети раскладывают картинки с кормом у животных и рассказывают кто что ест
            (корова — траву, сено, цветы; лошадь — овес, траву, сено; коза — траву, капусту, мор-ковку; свинья — свеклу, репу, морковь, капусту). Остаются картинки с изображением молока, косточки, колбасы, рыбы.
            Воспитатель: — Кто обрадуется этому угощению? (Кот и собака)

            7. «Найди детенышей»
            Малыши потерялись. Помогите вернуть их родителям. (Дети расставляют фигурки дете-нышей к животным — родителям)
            — У коровы, кто? (теленок). У козы? (козленок). У лошади? (жеребенок). У свиньи (поросенок).
            — С какими животными мы сегодня встречались? (С домашними животными),
            — Как вы о них заботились? (кормили, пасли на лугу, нашли детенышей).Домашние животные живут рядом с человеком, он о них заботиться, а они приносят ему пользу.

            Вспомнить названия домашних животных и их детенышей, внешний вид, где они живут, какую пользу они приносят, почему называются «домашние».

            1. Игра «Кого в деревне много?» (Учить ребёнка употреблять родительный падеж множественного числа существительных)

            — Одна корова, а в деревне много (кого?) — В деревне много коров.

            (Словарь: коза, собака, кошка, свинья, лошадь)

            2.Игра «Кто где живет?» (Добиваться полного ответа).

            — Где живёт корова? — Корова живёт в коровнике.

            (Словарь: свинья в свинарнике, коза в сарае, собака — в конуре (будке), лошадь в конюшне.)

            3. Упражнение «Кому что дам есть?»: (Учить ребенка употреблять дательный и винительный падеж существительных)

            4. Упражнение «Кто как голос подает?».

            Корова — мычит. Кошка — мяукает. Собака — лает. Свинья — хрюкает. Лошадь — ржет.

            5. Закончи предложение и повтори всю фразу:

            У собаки хвост, а у щенка . (хвостик).

            У кошки усы, а у котенка . (усики).

            У коровы рога, а у теленка . (рожки).

            У козы копыта, а у козленка . (копытца).

            У свиньи щетина, а у поросенка . (щетинка).

            У овцы шерсть, а у ягненка . (шерстка).

            Пересказать рассказ «Кошка».

            Кошка – домашнее животное. Тело кошки покрыто шерстью. Шерсть может быть длинная и короткая; разных цветов. У кошки четыре лапы с когтями, мордочка с усами, хвост, чуткие уши, большие круглые глаза, которые светятся в темноте. Кошка живет рядом с человеком, ловит мышей. Про кошку есть загадка: часто умывается, а с водой не знается.

            Развитие фонематического восприятия

            З апомни! «И» — это гласный звук, потому что его можно петь. Обозначаем его красным цветом. Раскрась букву Икрасным карандашом.

            Игра «Поймай звук» (Взрослый называет

            звуки(слоги, слова), а ребенок должен хлопнуть

            в ладоши, если слышит звук [И])

            слова: кошка, свинья,корова, ива, пила.

            И И-И И-И-И И-И-И-И И-И-И-И-И

            Рекомендации для родителей ст.группы на январь.

            Вспомнить названия домашних животных и их детенышей, какую пользу они приносят, почему называются «домашние».

            1. Игра «Один – много» (Учить ребёнка употреблять именительный падеж множественного числа существительных)

            Корова- коровы. (Словарь: коза, собака, кошка, свинья, лошадь)

            2. Упражнение «Кому что дам есть?» (Учить ребенка употреблять дательный и винительный падеж существительных)

            корове — сено, траву; лошади — сено, овёс, траву; собаке — косточку, суп; кошке — молоко, рыбу; козе- капусту, траву; кролику – морковку.

            3. Упражнение «Кто как голос подает?».

            Корова — мычит. Кошка — мяукает. Собака — лает.

            Составить рассказ-описание о «Кошка» по плану. (Рассказ записать в тетрадь).

            Какую пользу приносит человеку.

            Р азвитие фонематического восприятия

            Раскрась букву И красным карандашом.

            Запомни! «И» — это гласный звук, потому что

            его можно петь. Обозначаем его красным цветом.

            2.Игра «Поймай звук»(Взрослый называет

            звуки: а, о, и, у, ы, и, о, и, ы, а, и;

            слоги: ми, ба, ин, но, ви;

            слова: кошка, свинья, корова, ива, пила.

            Ушинский К. «Гуси», «Гусь и журавль», «Голуби», «Козел».

            Чарушин Е. «Корова», «Коза», «Баран», «Индюк», «Утка с утятами», «Кролик», «Свинья».

            Маршак С. «Сказка о глупом мышонке».

            ЗАДАНИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ УГОЛКЕ

            § Наклейте картинки с изображениями лошади, кошки, коровы, козы, собаки, овцы, барана, быка, осла, кролика, слона, оленя, свиньи, верблюда.

            § Учите детей называть каждое животное в единственном и множественном числах (одна кошка — кошки — много кошек).

            § Кто как голос подает?

            — Собака лает. — Собаки лают.

            — Свинья хрюкает. — Свиньи.

            — Кошка мяукает. — Кошки.

            — Слон трубит. — Слоны.

            — Бык ревет. — Быки.

            — Корова мычит. — Коровы.

            — Овца блеет. — Овцы.

            Ребенок должен четко проговаривать окончания глаголов.

            — Кролик грызет морковку.

            — Собака грызет косточку.

            — Кот лакает молоко.

            — Верблюд жует колючки.

            — Корова, бык, коза, овца, баран жуют траву.

            § Учите детей рассказывать о каждом животном по плану:

            Как называется животное?

            Как голос подает?

            Чем и как питается?

            Например: — Это коза. Коза — домашнее животное.

            Коза ходит. Коза блеет. Коза жует листья и траву.

            § Части туловища домашних животных.

            Спросите у ребенка, у кого есть грива, рога, копыта, хобот, морда, клыки, хвост, пятачок, шерсть, щетина, вымя, ноги, лапы?

            Образец ответа: — У коня грива. У коня густая грива.

            § Какую пользу приносят человеку домашние животные?

            — Корова дает молоко. Овца дает шерсть.

            — Олень дает шерсть, мех. Кролик дает шерсть. Из этих животных получают мясо. Коза дает шерсть, молоко.

            — Осел возит грузы. Верблюд возит грузы, дает шерсть, молоко. Кот ловит мышей. Собака сторожит дом. Лошадь возит грузы.

            Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 97 компенсирующего вида Центрального района Санкт-Петербурга

            Домашние животные

            Цель: обогащать знания детей по теме «Домашние животные»
            Задачи:

            • Продолжать учить узнавать и называть животных и их детёнышей.
            • Закрепить знания детей о домашних животных.
            • Развивать психические процессы (память, внимание, мышление)
            • Активизировать словарь детей по теме.
            • Воспитывать бережное отношение к животным.

            (Задания из пособия Теремковой Н.Э. «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР)

            Рассмотрите вместе с ребенком картинки. Назовите животных и их детенышей. Расскажите, чем кормят домашних животных, какую пользу они приносят человеку, как он за ними ухаживает.

            Упражнение «Что у кого?» Покажите на картинках и назовите части тела домашних животных.

            У коровы — рога, . . У лошади — грива, . .

            У свиньи — пятачок, . . У собаки — лапы, . .

            Упражнение «Назови ласково» Назовите ласково папу, маму и детёныша каждого домашнего животного.

            Кот — котик, кошка — кошечка, котёнок — котёночек.

            Пёс — . собака — . щенок — . . Бык — . корова — . телёнок — . .

            Козёл — . коза — . козлёнок — . . Баран — . овца — . ягнёнок — . .

            Упражнение «Кто какой голос подает» Закончите предложения.

            Кошка — . собака — . лошадь — . свинья — . .

            Упражнение «Подбирай, называй, запоминай» Закончите предложения (подберите и назовите как можно больше слов-действий).

            Собака (что делает?) — нюхает, рычит, грызёт, охраняет, . .

            Лошадь (что делает?) — . . Свинья (что делает?) — . .

            Упражнение «Расскажи-ка» Составьте рассказы о домашних животных по предложенному плану.

            admin