Корова с хвостом как у лошади

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Пояснительная записка.

В образовательный процесс, как и во всю нашу жизнь, активно вошли информационные технологии. Все чаще применяются компьютерные технологии и в коррекционной педагогике.

Обычно в конце изучения лексической темы педагоги и логопеды планируют итоговое занятие с целью контроля и оценки знаний и умений детей. Однако опыт показал, что на одном занятии осуществить это практически невозможно. Необходим комплекс разнообразных средств, которые можно использовать в течение всего дня или нескольких дней. Так родилась идея разработки презентаций с лексико-грамматическими заданиями по лексическим темам.

Презентация, дидактические игры и упражнения разработаны в программе PowerPoint в соответствии с перспективным планом и задачами программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи.

Следует помнить о некоторых правилах и требованиях к организации занятий. Например, включать игру лучше к концу занятия, так как она поможет сконцентрировать угасающее внимание ребенка. Занятия с использованием компьютеров для детей 5 — 6 лет не должны проводиться чаще двух раз в неделю. Продолжительность непрерывной работы с компьютером — не более 10 минут.

Предлагаю вариант применения компьютерной презентации “Домашние животные” на индивидуальном и фронтальном занятиях по развитию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР II и III уровня.

Цель: развитие лексико-грамматических категорий по теме “Домашние животные” у детей с ОНР.

Задачи:

  • обогащение и активизация словаря детей;
  • развитие навыков согласования имен существительных с прилагательными и числительными;
  • развитие навыка словообразования (существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, притяжательных прилагательных);
  • развитие навыка образования существительных со значением детёнышей животных;
  • развитие навыка образования В. и Тв. п. имен существительных;
  • развитие навыка употребления антонимов;
  • развитие навыка составления описательного рассказа;
  • развитие внимания, мышления, памяти.
  • Содержание презентации (дидактические игры и игровые упражнения):

    1. Отгадай загадки. (№ 4-8)

    2. Узнай по тени. (№ 9)

    3. Четвёртый лишний. (№ 10-11)

    4. Подбери признаки. (№ 12)

    5. Кто как голос подаёт? (№ 13-15)

    6. Назови детёнышей. (№ 16-20)

    7. Назови семейку. (№ 21-26)

    8. Объясни словечко. (№ 27-30)

    9. Кто чем питается? (№ 31)

    10. Посчитай (№ 32-33)

    11. Скажи наоборот. (№ 34-35)

    12. Чья морда? Чей хвост? Чьи уши? (№ 36-38)

    13. Составь предложения. (№ 39-42)

    14. Составь рассказ-описание. (№ 43)

    Основные направления коррекции и описание слайдов.

    “Отгадай загадки”

  • Отгадывание названий животных по их описанию.
  • Развитие чувства рифмы.
  • Развитие воображения, мышления.
  • На слайдах загадки о домашних животных (кошка, собака, коза, корова, свинья, лошадь, кролик, овца, осёл, верблюд). Логопед читает загадку. Дети отгадывают. Появляется изображение угаданного животного.

    “Узнай по тени”

  • Развитие зрительного восприятия и воображения.
  • Закрепление навыков согласования личных местоимений с глаголами.
  • Развитие умения образовывать винительный падеж имен существительных.

На слайде “тени” животных: лошади, коровы, козы, овцы, собаки, свиньи.

Я узнал лошадь. Я узнал корову. Я узнал овцу. Я узнал собаку. Я узнал свинью. Я узнал козу.

“Четвёртый лишний”

  • Развитие логического мышления.
  • Развитие умения обобщать.
  • Развитие умения составлять сложные предложения.
  • На слайдах изображения животных.

    • Свинья, коза, белка, овца.
    • Осёл, собака, корова, лошадь.

    Логопед спрашивает, кто лишний, почему?

    Дети отвечают сложными предложениями:

    Лишняя белка, потому что это дикое животное.

    Лишняя собака, потому что у неё нет копыт.

    “Подбери признаки”

    Задачи:

    • Активизация словаря признаков.
    • Развитие навыка согласования имен существительных с прилагательными.
    • Развитие зрительного восприятия, внимания.
    • На слайде изображение коровы и вопрос “Какая?”, изображение котёнка и вопрос “Какой?”.

      Дети рассматривают животных и называют слова-признаки.

      “Кто как голос подаёт?”

    • Развитие умения правильно образовывать и употреблять слова, обозначающие действия.
    • На слайде изображения животных. Дети слушают голоса животных и называют слова, обозначающие действия (мычит, ржёт, лает, хрюкает, мяукает, блеет).

      “Назови детёнышей”

    • Образование слов со значением детёнышей животных.
    • Уточнение и активизация словарного запаса.
    • На слайдах изображение взрослых животных. Дети называют их детёнышей. Логопед: “У коровы и быка . ”

      Ребёнок: “ Телёнок” И т.д.

      На слайде появляется изображение детёныша.

      “Назови семейку”

    • Развитие внимания и памяти.
    • На слайде изображение взрослых животных и их детёнышей. Дети называют их. (Пёс, собака, щенок. Конь, лошадь, жеребёнок. Бык, корова, телёнок. Баран, овца, ягненок. Кролик, крольчиха, крольчонок. Козёл, коза, козлёнок. Кот, кошка, котёнок.)

      Появляются таблички с названиями животных.

      “Объясни словечко”

    • Расширение словарного запаса.
    • Развитие умение образовывать существительные родительного падежа множественного числа.
    • На слайде табличка со словом. Логопед читает слово. Дети объясняют его значение.

      Появляется картинки с изображением.

      (Табун – много лошадей. Стадо – много коров. Отара – много овец. Свора – много собак.)

      “Кто чем питается?”

    • Развитие умение образовывать существительные творительного падежа единственного числа.
    • На слайде изображение животных: коровы, собаки, лошади, кролика.

      Появляется изображение корма. Дети говорят, кто этим питается. (Корова питается травой. Лошадь питается овсом. Собака грызёт кость. Кролик питается морковкой.)

      “Посчитай”

      Задача:

      • Практическое усвоение навыка согласования имен существительных с числительными.
      • На слайдах изображения котят и щенков. Дети считают, согласовывая числительные с существительными. (Один щенок, два щенка, . . пять щенков. Один котёнок, два котёнка, . . пять котят, . семь котят.) Появляются таблички с надписями “ 5 щенков”, “7 котят”.

        “Скажи наоборот”

      • Развитие умения подбирать и употреблять антонимы.
      • Развитие умения составлять сложные предложения со значением противопоставления (с союзом а).
      • На слайдах изображения животных:

        • Лошадь – кошка.
        • Хвост кошки – хвост козы.
        • Бык – кролик.
        • Конь – осёл.
        • Дети сравнивают животных и называют слова-антонимы. (Лошадь большая, а кошка маленькая. Хвост у кошки длинный, а у козы короткий. Бык сильный, а кролик слабый. Конь быстрый, а осёл медлительный.) Появляются таблички со словами-антонимами.

          “Чья морда? Чей хвост? Чьи уши?”

          Образование притяжательных прилагательных от названий домашних животных.

          Уточнение и активизация словарного запаса.

          На слайдах изображения животных за заборчиками. Дети угадывают и называют видимые части тела животных, употребляя притяжательные прилагательные. Заборчики исчезают, дети видят изображение всего животного. Появляются таблички: “Коровья морда”, “Лошадиная морда”, “Собачий хвост”, “Кошачий хвост”, “Кроличьи уши”, “Ослиные уши”.

          “Составь предложения”

        • Развитие умения составлять предложения по сюжетным картинкам.
        • Расширение, уточнение и активизация словарного запаса.
        • На слайдах сюжетные картинки. Дети рассматривают их и составляют предложения.

          “Составь рассказ-описание”

        • Развитие умения составлять рассказ-описание животного по картинному плану.
        • Активизация словарного запаса.
        • На слайде картинный план. (Кто это? Какое это животное? Части тела. Где живёт? Чем питается? Детёныши. Какую пользу приносит?) Дети по плану рассказывают о домашних животных (по выбору).

          6. Образование существительных с помощью суффикса щ

          У кошки — усы, у котенка — усики, у кота — усищи (аналогично с разными животными: нос, лапы, зубы, хвост, глаза).

          7. Подбор слов-антонимов

          У коровы длинный хвост, а у свиньи . .

          У козы острые рога, а у барана .

          У свиньи жесткая щетина, а у кошки шерсть .

          У свиньи толстые ноги, а у ягненка . и т.д.

          8. Образование сложных прилагательных

          У коровы длинный хвост. Корова какая? — Длиннохвостая. У быка острые рога. Бык какой? — .

          свиньи короткие ноги. Свинья какая? — . У кролика длинные уши. Кролик какой? — . У лошади длинная грива. Лошадь какая? — . У овцы мягкая шерсть. Овца какая? — . и т.д.

          9. Образование притяжательных прилагательных

          Конура собаки. Чья конура? — Собачья. Копыта коровы. Чьи копыта? — . Борода козы. Чья борода? — . Грива лошади. Чья грива? — . Уши кролика. Чьи уши? — . Хвост кошки. Чей хвост? — . и т.д.

          10. Итог занятия

          Материал для закрепления

          I. Знать названия домашних животных. Знать внешние признаки животных, чем питаются, как передвигаются, как голос подают, где живут, какую пользу приносят. Знать названия детенышей. Подобрать эпитеты к каждому животному. Уточнить, почему животные называются «домашние». Составить описательный рассказ о любом животном.

          11. Грамматический строй речи и словообразование.

          1. Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей.

          Например: корова — коровы — коров и т.д.

          2. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

          Например: овца — овечка и т.д.

          3. Образование сложных прилагательных.

          Например: У коровы длинный хвост. Корова какая? — Длиннохвостая.

          У быка острые рога. Бык какой? — . У свиньи короткие ноги. Свинья какая? — . У кролика длинные уши. Кролик какой? — . У лошади длинная грива. Лошадь какая? — . У овцы мягкая шерсть. Овца какая? — . и т.д.

          Эффективное воспроизводство стада на современных промышленных комплексах невозможно без качественной программы выявления коров в охоте.

          Поскольку визуальное определение имеет определенную сложность, специалисты практикуют несколько других методов. Как это происходит на самой крупной молочной ферме Украины (общее поголовье — 7,5 тысячи, из них 3,7 тыс. коров), и в частности о методе маркировки корня хвоста, на Х Международном молочном конгрессе рассказал заместитель директора по животноводству ООО «Украинская молочная компания» Сергей Головаш.

          Выявление половой охоты у коров считают наиболее затратной составляющей и, несомненно, основным ограничительным фактором успеха программы искусственного осеменения на многих молочных фермах. Ошибки в выявлении эструса связанны с увеличением продолжительности межотельного периода, потерями молока, увеличением расходов на ветеринарные мероприятия и содержание нетелей, а также замедлением генетического прогресса в стаде. Чтобы достичь мастерства в выявлении половой охоты, следует учитывать определенные факторы. Прежде всего, корова должна проявлять физиологические изменения и изменения в поведении. Во-вторых, их нужно уметь обнаружить, чтобы определить, осеменять ли животное, и когда именно. Эффективное обнаружение охоты поможет достичь желаемых показателей воспроизводства (см. Таблицу 1).

          Таблица 1. Контрольные показатели воспроизводства КРС

          Плохо

          Хорошо

          Отлично

          Основным признаком эструса является поведение коров, когда они позволяют другим животным делать на себя садку и стоят при этом спокойно. Второстепенные признаки наблюдают до или после активной половой охоты. Они могут быть вызваны не только охотой, поэтому одного признака недостаточно, чтобы принять решение осеменять корову.

          В практике Украинской молочной компании (УМК) сочетают несколько методов выявления коров в охоте:

          — непосредственное наблюдение за животными;

          — автоматизированный контроль двигательной активности (педометрия);

          — маркировка корня хвоста;

          — синхронизация полового цикла.

          Педометрия. Результаты многих исследований показывают прямую связь между половой охотой и увеличением двигательной активности коров. На основе этого были разработаны специальные компьютерные программы для контроля двигательной активности, одну из которых используют в УМК (см. Скриншот, отражающий мониторинг индивидуальной активности коров). Прыжки вверх показывают, что корова, например, ходила на дойку, вниз — отдыхала в стойле. Резкий всплеск двигательной активности, когда она должна лежать, свидетельствует о возможной охоте. Этот метод дает возможность зафиксировать даже так называемую «тихую» охоту независимо от времени суток, а также определить, какого числа, во сколько у животного наблюдался пик активности, и провести осеменение в оптимальные сроки.

          Скриншот. Мониторинг двигательной активности коровы за 30 дней

          Источник: презентация Сергея Головаша «Маркировка корня хвоста как метод выявления коров в охоте». Х Международный конгресс, Киев, 2?3 марта 2017

          Однако он имеет свои недостатки. Педометр, который применяют для фиксирования двигательной активности, закрепляют на ноге животного или же устанавливают в ошейник. Устройства часто теряются, натирают конечности и немало стоят.

          Синхронизация полового цикла. Схемы полной синхронизации начали использовать на отечественных молочных фермах в начале 2000-х годов. Многие ездил учиться в США на крупные индустриальные комплексы, где чаще всего применяли именно этот технологический прием. Среди первых были специалисты «Агро-Союза». Первоочередной целью использования синхронизации охоты в Украине было «побороть» молокозаводы, которые давали хорошую цену за молоко только зимой. Поэтому с мая мы переставали осеменять всех коров, а начинали в октябре — ставили на схему синхронизации. Таким образом максимальное количество молока получали в зимний период.

          Авантюра удалась, но в то же время значительно увеличилась продолжительность сервис-периода, и, как следствие, мы недополучили летний надой. В общем применения схем синхронизации организовало работу на ферме. Они стали основным инструментом управления стадом. В хозяйствах начали вести учет, тщательно контролировать животных, появились стабильные еженедельные процессы.

          Плюс синхронизации еще и в том, что культура производства молока поднялась на более высокий уровень. Это организовало людей, всем нравилось. Однако синхронизация означает дополнительные расходы на гормональные и общестимулирующие препараты. В УМК расходы на них составляют не менее 500 грн. для оплодотворения одного животного. Более того, если на ферме используется только синхронизация, то осеменения происходит только один раз в два половых цикла (см. Схему 1).

          Допустим, мы провели синхронизацию и осименили группу коров. Чтобы сделать ультразвуковую диагностику, нужно ждать 30?35 дней. Затем снова синхронизация для бесплодных минимум через 10 суток и последующее осеменение. То есть получается, что осеменение проводим 1 раз в 40?45 дней. Когда мы позаимствовали схему синхронизации США, забыли об одной составляющей процесса — маркировка корня хвоста, которое американские фермеры используют как основной метод.

          Схема 1. Одно осеменение на два половых цикла

          Маркировка корня хвоста. Этим методом охоту у коров в УМК обнаруживают уже несколько лет. Это эффективный и недорогой способ. На корню хвоста краской или специальным маркером ставится отметка, и когда корова позволяет другим делать на себя садку, краска частично или полностью стирается. Нередко специалисты допускают основные ошибки, когда вечером делают отметку, а утром, если она стерта, осименяют корову.

          Маркировка корня хвоста выполняет две основные функции:

          1. Заставляет техника искусственного осеменения подойти к каждому животному, чтобы поставить отметку, и таким образом уменьшает вероятность пропустить корову в охоте.
          2. Значительно уменьшает количество коров, на которых нужно обратить внимание (если маркер не стертый, метка возобновляется, и техник просто проходит корову).
          3. Эффективное использование этого метода будет невозможным без соблюдения основных условий:

          4. Ежедневно проверять каждую корову и подправлять отметку.
          5. Важно придерживаться последовательности и стабильности в нанесении отметки. Более 30% коров не проявляют высокой активности во время охоты, поэтому только после нескольких садок метка полностью стирается. Изменения в маркировке можно заметить только тогда, когда они все равно наносятся и ежедневно обновляются.
          6. Вести четкий учет. Во многих случаях записи помогают принять решение, осеменять ли корову «под вопросом».
          7. Выявление коров в охоте полностью зависит от техника искусственного осеменения (ШО) или специалиста хозяйства, на которого возложены эти обязанности. Поэтому, кроме умения осеменять коров, он должен обладать навыками, необходимыми для выявления вторичных признаков половой охоты.
          8. Наличие хедлоков.

          Маркировка на практике

          Около трех лет телок в УМК осименяют только по результатам маркировки корня хвоста. После раздачи корма телок фиксируют с помощью хедлоков. Техник Ш. О. подходит к каждому животному, маркирует и одновременно проявляет телок в охоте. Если он уверен, что телка в охоте, проводит ректальный осмотр и делает отметку на корню хвоста. В день осеменения на телочке ставится дата (см. Фото 1): если ее осименили 20-го числа, то ставится 0, если 21 — 1 и т. д. Осименяют телок раз в сутки сексированной спермой.

          Нередко сексированную сперму рекомендуют использовать только для первого осеменения. Как показала практика в УМК, процент оплодотворяемости при первом и последующих четырех осеменения существенно не отличается. Поэтому в хозяйстве все разы используют сексированную сперму. Одновременно в двух секциях, где проводится выявление охоты и осеменение, находится около 400 телок. За год (с января 2016 по январь 2017 года) в УМК стали тельными 1504 телки. Оплодотворенность сексированной спермой в среднем составляет 52%.

          Фото 1. Маркировка корня хвоста телок в УМК.

          Что касается коров, то они до 45-го дня после отела находятся в отдельной секции, а с 45?51-го дня их переводят в группы воспроизводства (см. Схему 2).

          Схема 2. Схема программы воспроизводства коров в УМК

          Фото 2. Признаки половой охоты

          Как только техник обнаружил у коровы признаки половой охоты, проверяет ее на эндометрит. Стоит отметить, что ни в коем случае нельзя злоупотреблять ректальным исследованием. Его делают только тогда, когда вы точно уверены, что корова в охоте. Если, например, прошло 10 дней с момента осеменения, то мы ректальным исследованием можем привести к потере эмбриона.

          Сейчас техники УМК могут контролировать коров с помощью программного обеспечения на мобильном телефоне. Достаточно ввести номер коровы — и вся информация о ней появится на экране телефона (см. Фото 3). Коров, которые не тельные через более 200 дней лактации, а также которые дают меньше 20 л молока, выбраковывают.

          Фото 3. Использование вспомогательных средств для выявления половой охоты у коров УМК.

          Существуют определенные условия использования сексированной спермы. К примеру, с момента размораживания до осеменения должно пройти не более 5 минут. Чем быстрее вы сделаете дело, тем лучше будут показатели оплодотворяемости. Расстояние от пункта искусственного осеменения до самой секции около 500 м. Чтобы оплодотворение было эффективным, в УМК в автомобиле устроили лабораторию, в которой есть все необходимые инструменты и собственно сосуд Дьюара с замороженной спермой (см. Фото 4). Машина подъезжает к секции с телками или коровами, техник проверяет их и записывает тех, которых нужно оплодотворить. После размораживает необходимое количество доз и за 5 минут успевает осеменить нужных животных. Средняя оплодотворенность по коровам — 35%.

          Фото 4. Мобильная лаборатория для искусственного осеменения в УМК.

          За год (с января 2016 по январь 2017 года) процент оплодотворяемости коров, выявленных с помощью двигательной активности, составил 37% (659 голов), маркировки корня хвоста — 39% (1268 голов), синхронизации — 31% (1342 головы).

          После начала в хозяйстве метода маркировки корня хвоста казалось, что техники ШО стали работать тяжелее и дольше. На самом деле оказалось не так. В общем ежедневно работают три техника, которые обслуживают 1000 коров и 400 телок. Все операции (нанесение меток на корень хвоста, выявление коров в охоте, собственно осеменение) удается выполнить за 2,5?3 часа — с 8 до 11 часов утра.

          Высоких результатов воспроизводства поголовья можно достичь лишь при условии четкого планирования. Команда воспроизводства УМК работает по ежедневным (см. Таблицу 2) и месячным планам.

          Таблица 2. Недельный график работы техника ШО в УМК

    admin

    Наверх