Копыт у лошади одина

Тема в разделе «Ветеринария», создана пользователем [email protected], 2 июн 2012 .

Слейпнир – быстроногий скакун Одина

В древнескандинавской мифологии Слейпнир – сын Локи и великанского коня Свадильфари. Это красивый и сильный конь с восьмью ногами, способный скакать с невероятной скоростью прямо по воздуху. Конь Слейпнир неоднократно упоминается в текстах Младшей и Старшей Эдды, он принадлежит Одину, владыке Асгарда.

Легенда о рождении коня Слейпнира подробно описана в Стурлуссоновской Эдде. Что же касается текстов «Старшей Эдды», то есть несколько фрагментов, в которых говорится об этой лошади. Первое упоминания находим в «Речах Гримнира», где Один перечисляет лучшее дерево, лучшего пса, лучший струг… и в числе этих объемов он называет Слейпнира лучшим конем. Также конь Слейпнир упоминается в «Речах Сигрдивы», где говорится, что его зубы украшены рунами (вероятно, это поэтический оборот, но не совсем явно, что имеется ввиду). В «Снах Бальдра» описывается, как Один седлает Слейпнира и отравляется на нем в Хель, чтобы разузнать, почему Бальдру снятся дурные сны о собственной смерти. В «Песне о Хюндле» упоминается, что конь Одина Слейпнир наряду с другими волшебными существами был потомком Локи.

В «Видении Гюльви» (Глава 42 первой части «Младшей Эдды») в прозаическом изложении представлен миф, который рассказывает, как появился этот удивительный конь. Один рассказывает, что когда асы возвели Мидгард и Вальхаллу, к ним пришел мастер-великан, он предложил выстроить вокруг мира людей неприступную стену, которую не смогла бы одолеть даже армия инеистых великанов. Мастер сказал, что возведет стену за три полугодия, до конца зимы, за это он попросил в жены Фрейю, а также Солнце и Луну. Боги согласились, но потребовали, чтобы мастер делал все самостоятельно. Великан стал упрашивать асов, чтобы они позволили ему взять с собой коня Свадильфари. Боги не хотели этого делать, но Локи уговорил их согласиться.

Оказалось, что Свадильфари – не обычный конь, он таскал глыбы вдвое превосходившие те, что мог унести мастер-великан. И когда до начала лета оставалось всего несколько дней, великану осталось построить лишь ворота. Асы поняли, что совершили ошибку и приказали Локи решить проблему, ибо он был повинен в том, что они согласились дать великану в помощь его коня. Наутро, когда мастер-великан и Свадильфари повезли камни к стене, из леса выскочила кобыла. Свадильфари пришел в неистовство, порвал удила и поскакал за ней. Великан так и не нашел своего коня, он сделал за день вдвое меньше обычного и понял, что ему не успеть в срок. Он пришел в ярость, но тут асы позвали Тора и он убил великана. А Локи, сын Лаувейи, все еще пребывавший в образе кобылы, через некоторое время принес в Асгард жеребенка, своего сына. То был серый жеребенок с восьмью ногами. Один взял себе этого жеребенка и назвал его Слейпнир, что значит «скользящий» (в переводе с древнескандинавского).

Другие легенды о Слейпнире

Со скакуном Одина Слейпниром связана еще одна легенда, она описана в части «Язык поэзии» (Глава 17 второй части «Старшей Эдды»), где Один отправляется к Хрунгниру, князю етунов. Он скачет на Слейпнире, и Хрунгнир изумляется, видя, что скакун владыки Асгарда движется «по водам и по воздуху». Один хвалится перед Хрунгниром, что нет коня быстрее Слейпнира, на что Хрунгнир отвечает – его конь, Гульфакси, быстрее. Князь йотунов был поражен хвастовством аса, он вскочил на свою лошадь и вознамерился атаковать Гримнира. Но конь Одина был стремительнее ветра, Гульфакси так и не сумел догнать его, даже не смог приблизиться к нему. А Хрунгнир был так ослеплен яростью, что не заметил, как оказался в стенах Асгарда (далее начинается миф о поединке Тора и Хрунгнира).

Лошадь Слейпнир фигурирует в виде кеннинга в текстах знаменитого скальда по имени Рэв, который именует драккар «морским Слейпниром» (вообще, это популярная тенденция среди древнескандинавских скальдов). «Сага о Хервер и Хейдреке» также упоминает Слейпнира (фрагмент «Загадка Гестумблинди»). Еще одно упоминание о Слейпнире встречается в «Песне о Бьярки», где Бедвар Бьярки описывает Одина, как воина с белым щитом, ведущего под уздцы огромного коня.

Но вторая по значимости легенда о коне Слейпнире (после мифа о его происхождении) связана с «Песней о Вельсунгах», в которой Сигурд встречает некоего старика (это, разумеется, сам Один). Сигурд просит старика помочь ему в выборе лошади, и старик отвечает, что табун нужно пригнать к берегу реки Бусилтьорн. Но когда они оказались на берегу, старик повел табун вплавь к середине реки. Все лошади повернули назад, кроме одной. Это был молодой, красивый и крупный жеребец, про которого старик-Один сказал, что он ведет свой род от Слейпнира, и если его правильно воспитать, он станет лучшим из коней, как и его легендарный предок. Один исчез, а коня Сигурд назвал Грани.

Также лошадь Слейпнир упоминается в труде «Деяния данов» Саксона Грамматика. Один из эпизодов повествует о том, как Хаддинг (легендарный воин-волшебник, ученик Одина) и Люсир (сам Один) выступают против Локира, правителя Курземе (или Курляндии, это историческая область Латвии). После жестокого поражения Люсир везет Хаддинга сначала в свой дом (где поит его медом поэзии), а затем читает ему пророчество о его (Хаддинга) судьбе. Когда они возвращаются обратно, Люсир прячет Хаддинга под плащом и запрещает ему смотреть вниз. Но Хаддинг все же не смог сдержать любопытства и посмотрел сквозь дыры в плаще. Оказалось, что они скачут над водой, а потом вода сменяется «страшными запретными дорогами». Со страху Хаддинг закрыл глаза и больше не нарушал запрета Люсира.

Лошадь Слейпнир фигурирует во многих скальдических текстах. Изображения Одина и его скакуна присутствуют на рунических камнях (например, камень Тьенвиде) и в средневековых рукописях. Слейпнир – достаточно распространенное название для скандинавских кораблей (эта тенденция актуальна и сейчас). Также конь Одина Слейпнир присутствует на многих военных гербах Швеции (например, на гербе Оборонных Сил Тыла).

Фольклорный Слейпнир, анализ образа

В современном исландском фольклоре Слейпнир упоминается в связи с происхождением каньона Асбурги. В действительности этот каньон, как полагают исследователи, был образован порядка десяти тысяч лет назад после ледникового заводнения реки Йёкульсау-ау-Фьёдлум. Около трех тысяч лет назад реке «не повезло» во второй раз, она заводнилась вновь, после чего ее русло окончательно сдвинулось в сторону на два километра. А старое русло превратилось в глубокое ущелье.

Но миф гораздо поэтичнее, хотя и короче. Местные предания гласят, что однажды Один скакал мимо на Слейпнире и в том месте, где волшебный конь коснулся копытом тверди, образовалась огромная трещина в земле. В соответствии с этой легендой каньон настолько глубок, что по нему можно спуститься в мир «скрытого народа», Свартальвхейм, земли темных альвов.

Любопытно исследование фольклориста Джона Линдоу, который анализирует образ коня Слейпнира в контексте его связи с обрядами погребения. Основываясь на тексте поэмы «Хусдрапа» Ульва Уггасона, Линдоу пишет о том, что здесь Уггасон не зря использовал кеннинг «морской Слейпнир» при описании погребальной ладьи Бальдра. Линдоу полагает, что образ Слейпнира был известен скандинавам с древнейших времен и широко применялся в народной традиции вплоть до прихода христианства. Исследователь пишет о том, что Слейпнир – это некое священное звено, связывающее мир живых и мир мертвых. Вероятно, говорит Джон Линдоу, «число ног лошади Слейпнир также имеет сакральное значение». Но эта мысль нашло свое продолжение в работах других исследователей, причем – в неожиданном ключе.

Слейпнир – провожающий в последний путь

Хильда Эллис-Дэвидсон, знаменитый британский фольклорист и антрополог, идет дальше Линдоу и полагает, что Слейпнир – это «шаманский конь». Хильда связывает скакуна Одина Слейпнира с шаманическими традициями севера, проводя параллели с восьминогим жеребенком бурятских шаманов, о которых в своих исследованиях писал Мирче Элиаде. Исследовательница полагает, что речь идет о некоем сакральном образе эзотерической практики скандинавских шаманов (каковым, согласно эддическим текстам, был и сам Один). Ведь зачастую шаманы в своих «астральных путешествиях» использовали образы зверей, чаще всего – птиц и лошадей. По мнению Хильды, конь Слейпнир как раз мог быть таким образом, который широко использовался шаманами Древней Скандинавии.

Также Хильда Эллис-Дэвидсон пишет о том, что восемь ног Слейпнира могли воплощать в себе образ носилок, на которых несут покойника. Ведь носилки держат в руках четыре человека, у которых в сумме восемь ног. Иными словами Слейпнир – это путь, последний путь покойного на земле. С этим мнением также согласен другой исследователь-фольклорист, Улла Лоумэнд. Она ассоциирует Слейпнира с другой лошадью, Хофварпнир (в переводе с древнескандинавского – «цветастое копыто», это лошадь Гна, помощницы Фригг).

Таким образом, многие исследователи, в том числе – современные, согласны с тем, что конь Слейпнир из скандинавской мифологии воплощает в себе образ посредника между мирами, в частности – между миром живых и миром мертвых. Это мнение кажется логичным в связи с тем, что Один, хозяин Слейпнира, также является богом висельников (более подробно об этом – в соответствующей статье). Один командует армией мертвых, армией эйнхериев, Асгардрейден, этот образ в течение веков трансформировался в мифологическую «дикую охоту». И в этой безумной скачке сонма призрачных воинов владыка Асгарда восседает на могучем скакуне, Слейпнире.

Гуллфакси

Гуллфакси Тор подарил своему маленькому сыну Магнии, за то, что тот помог ему сразиться с великаном. Гуллфакси в переводе означает «золотая грива». До сражения Гуллфакси принадлежал Хрунгниру, тому самому великану, с которым и сразился Тор. Великан заявил, что Гуллфакси превосходит коня тора Слейпнира, чем вызвал гнев Тора. На самом деле, Гуллфакси потомок Слейпнира, поэтому силой, ловкостью и выносливостью ему не уступает. Одним из главных преимуществ Гуллфакси являлось то, что он был одинаково быстр на любой поверхности – будь то земля, вода, болото и т.п. Ну и, разумеется, Гуллфакси мог летать по воздуху.

Грани

– конь был подарен Одином Зигфриду, герою скандинавского эпоса «песни о Нибелунгах». Один, в образе старика, встретил Зигфирида, и тот признался ему, что никак не может выбрать себе лошадь. Вместе с героем они загнали табун лошадей. Среди них был статный красивый жеребец серой масти, которого еще никому не удалось обуздать. Один сказал тогда Зигфриду, что коня нужно правильно воспитать, чтобы он стал лучше всех других. Зигфрид дал коню имя Грани. Впоследствии конь Грани– потомок Слейпнира, помогал Зигфриду выбраться из многих передряг. Благодаря Грани Зигфрид победил дракона. Археологические памятники, так называемые камни Зигфрида хранят образ грани, несущего на спине сокровища дракона.

Свадильфари.

Гораздо меньше сведений сохранилось об отце Слейпнира Свадильфари. Однажды безымянный строитель предложил богам укрепить стены их городов обмен на солнце, луну и Богиню Фрейю в придачу, на что те дали согласие, при условии, что в течение трех лет строитель выполнит эту работу в одиночку. Великан согласился, но с оговоркой, что вместе с ним будет работать его конь. Этим конем и был Свадильфари. Он был неистов в работе, вынослив и работал за сотню рабочих. Он ворочал громадные камни и перемещал гигантские скалы. Когда Боги поняли, что строитель, скорее всего, успеет закончить работу, они собрали совет. Ведь никто не и собирался отдавать великану обещанное. Боги позвали Локи и наказали ему сделать все возможное, чтобы строительство не было завершено. Тот смекнул, что основную работу делает Свадильфари, обернулся кобылой и сбил с толку жеребца. Тот разорвал упряжь и бросился за кобылой вслед. От их союза родился Слейпнир. Работа была остановлена, а великана убил Тор, он размозжил его череп священным молотом. Как видно из этой истории, с богами иметь дело невыгодно.

Мозоль

Мозоли чаще появляются на передних ногах.

Это опухоль на подошве между стенкой копыта и углом подошвы (который называют «мозольным седалищем»). Мозоли появляются от сильного давления, причиной может стать застрявший камешек, плохая или долго не менявшаяся подкова.

Подкову следует снять и обесцвеченную часть рога вырезать. Ситуация может осложниться занесением инфекции, в этом случае понадобятся припарки. Ослабить давление на копыто можно, поставив подкову, выступающую за уровень пятки, чтобы та не касалась земли.

Ламинит, или воспаление копыта

Болезненное состояние, вызванное воспалением крыловидных хрящей. Копыта сильно нагреваются, и, стоя на месте, лошадь характерно отклоняется назад, чтобы уменьшить давление на зацепы передних копыт.

Несмотря на то, что причина заболевания пока полностью не изучена, ламинит прежде всего связывают с чрезмерным сотрясением ног при жестком ходе и присутствием воспалительных токсинов, повреждающих кровеносные сосуды, особенно в копытах. Часто причина болезни в неправильном питании (классический пример: перекормленные пони со слишком длинными копытами на слишком обильных пастбищах), хотя может быть вызвана задержкой последа у жеребящихся кобыл.

Для лечения обязательно обратитесь к ветеринару. Если дело в корме, ветеринар может прописать слабительное. Лошадь нужно поместить в конюшню (считается, что боль уменьшается, если поставить лошадь на песок, так как он обеспечивает равномерность нагрузки на копыта). Ветеринар может прописать лекарства (включая обезболивающее), и если лошадь или пони имеет лишний вес, посоветует подходящую диету.

Одна из опасностей ламинита состоит в возможности смещения копытной кости. Следовательно, за исключением самых легких случаев, когда лошадь можно аккуратно выводить в поводу, ее следует постоянно держать в конюшне.

Первостепенное значение имеет тщательный уход за копытами. Корректирующая обрезка поможет восстановить нормальное расположение элементов копыта и ограничить смещение копытной кости. Можно использовать подковы особой формы.

Болезнь ладьевидной кости

По-видимому, является результатом плохого строения копыта (низкопяточность) и /или сотрясений в ходе тяжелой работы. Происходит деформация небольшой ладьевидной кости в форме челнока, которая служит точкой опоры для глубокого сухожилия сгибателя, до того как оно прикрепляется к нижней части копытной кости. В большинстве случаев болезнь поражает обе передние ноги.

Лошадь, страдающая такой болезнью, опускает копыта на землю сначала передней частью, стараясь уменьшить давление на больное место. На ранней стадии хромота в результате упражнений пропадает, но по мере ухудшения состояния периоды хромоты усиливаются как по интенсивности, так и по времени. Со временем лошадь может начать спотыкаться.

Несмотря на то, что болезнь неизлечима, для ослабления боли применяются различные средства. Для поднятия уровня пятки и уменьшения давления на область ладьевидной кости используются корректирующие подковы. Лошади можно давать антикоагулянты или противовоспалительные средства. Может помочь лазерная и ультразвуковая я терапия.

Остит, или воспаление копытной кости

Часто является результатом сотрясения конечностей, но может развиться как осложнение ламинита или глубоких проколов подошвы. Обычно поражает обе передние ноги, и лошадь двигается шаркающим ходом. Деминерализация кости видна на рентгеновском снимке. Тщательный выбор подков может облегчить обычно необратимые последствия. Помогает лазерная и ультразвуковая терапия.

Жабка

Аномальный кольцевой костный нарост, который встречается либо посредине бабки (высокая жабка) или вокруг путового сустава (низкая жабка). Обычно является последствием травмы. Сопровождается нагреванием и опухолью, лошадь двигается укороченным шагом и заметно хромает при резких поворотах. В менее серьезных случаях облегчение приносит отдых. В случае более серьезного повреждения лошадь может больше полностью не выздороветь, хотя некоторые могут продолжать работать, если им давать противовоспалительные лекарства.

Трещина

В стенке копыта может появиться в любом месте между венчиком и нижним краем копыта. Трещины могут возникать вследствие травм, плохого питания, пересыхания копыта (например, в очень сухую погоду), слишком сильного обпиливания рашпилем во время перековки или небрежного содержания, в частности, редкого обращения к кузнецу. При серьезных трещинах может развиться хромота.

Кузнец должен уметь остановить рост трещины путем пропиливания в стенке копыта изолирующих желобков. Могут быть применены металлические скобы, или, если трещина очень глубокая, ее заполняют специальным связывающим составом. Так как трещина раскрывается под действием веса на поставленное на землю копыто, то можно применить подкову с зажимами.

Пустота стенок

Характеризуется отслоением стенки копыта от подошвы и белой линии. Это может быть результатом ушиба копыта или давления переднего зажима подковы. Иногда появляется после ламинита. Образовавшуюся расщелину следует очистить и заполнить паклей. Кузнец должен уметь так подогнать подкову к копыту, что движение не будет причинять вреда.

Костные разращения

Возникают в результате окостенения боковых хрящей копыта. Окостеневшие хрящи можно нащупать на границе волосяного покрова и боковой части копыта. Обычно костные разращения появляются у лошадей с жестким ходом. Особенно подвержены им тяжеловозы и беспородные лошади. В период окостенения может появиться хромота, которая иногда не проходит по причине давления на стенку копыта.

Обычно требуется лишь кратковременный отдых, но если хромота не проходит, кузнец должен суметь ослабить давление с помощью корректирующих подков и подрезания копыта сверху.

Наминки

Появляются при плохих условиях стойлового содержания (грязная подстилка, нерегулярная чистка копыт). Их легко определить по запаху гниения, идущему от стрелки, на которой выступает влага и может сочиться черный гной. Пораженную область стрелки следует вскрыть и обработать антисептиком.

admin

Наверх