Кони в народном творчестве

Конь. Лошадка. Коник.

Вся жизнь народа была связана с природой. Хозяйство и быт деревни подчинялись смене времён года; сев, косьба, жатва были общенародными праздниками, освящались обрядами. Жизнь была наполнена трудом. Природные материалы, дерево, глина служили в хозяйстве; из них делали необходимые для домашнего обихода вещи, их щедро украшали резьбой и яркой росписью, превращая в замечательные произведения народного искусства, которые сопровождали человека от рождения и до самой старости.

Образ коня в народном искусстве – один из самых древнейших.

Значение многих символов затерялось во времени, забылось, отошло в прошлое, а символ коня на протяжении всей истории человечества остаётся одним из самых значимых. Для человека он всегда олицетворял силу, добро, солнце, красоту, благородство, а также преданность и верность. Видимо поэтому, был широко представлен в русском фольклоре: песнях, былинах, сказках. В народном прикладном искусстве: в росписи, объёмной резьбе, керамической игрушке, художественном металле, народной вышивке.

Кони нужны были не только людям, но и богам – солнечный бог Сварог каждый день объезжает небо на своей колеснице, выводя утреннюю зарю. Грозный Перун – громовержец носится по небу на колеснице.

Лошадка первый помощник в крестьянском хозяйстве, добрый спутник во всех делах. Поэтому изображение всадников и коней – вечный образ крестьянского искусства. Каждый мастер по-своему изображал привычный образ, а получались они вроде семи Симеонов, как в известной сказке – все братья Симеоны, да все разные. Охранительный смысл коня заложен также в основу коньков — охлупней. Они являлись не только конструктивно необходимой деталью дома (вырубались топором из корневища огромной лиственницы, ствол которой своей тяжестью держал крышу). Это был и солнечный знак, призывающий урожай, следовательно, и достаток в дом.

На выставке представлены деревянные игрушки — коньки. Каждый мастер вырабатывает свои формы этой маленькой деревянной скульптуры. Но всех их сближают черты, присущие всей народной скульптуре: условность в решении образа, обобщённость формы, предельная выразительность. Но, несмотря на условность форм и росписи, образ коня, то могучего и неподвижного в своём величии, то буйно – весёлого и стремительного, предстаёт перед нами во всей своей красоте.

Прялка была постоянной принадлежностью быта русской женщины – с юности и до глубокой старости. В её художественное оформление вложено много душевного тепла. В росписи прялок наряду с растительными орнаментами, значительное место занимают темы народной жизни. Это сцены, связанные со свадебным обрядом: поездка жениха к невесте, прогулка молодых в саночках и возках, запряжённых лошадкой. Нарядно декорировались и детали ткацкого станка, но больше всего уделялось внимания декору набилок. Особенно нарядно украшалась верхняя набилка (на ней лежали руки ткачихи), двумя стилизованными головами коней. Традиционная многовековая композиция в оформлении этой детали.

Среди многочисленных видов народного искусства особое место занимает глиняная игрушка. Народные мастера запечатлели в ней свои представления о мире, природе, людях. Используя незначительное количество материала и технических средств, создавали выразительные образы, шли по пути обобщения, выделяя лишь главное, типичное.

История возникновения игрушек из глины уходит в седую старину. Древнейшие глиняные скульптурки, найденные на территории нашей страны, относятся ко второму тысячелетию до Рождества Христова.

Из века в век в глиняных игрушках повторялись образы коней, всадников, женских фигур, птиц. Они олицетворяли силы природы и служили символами, которые связывали человека с космосом. Так, конь был олицетворением Великого Светила, помогал произрастанию трав, хлебов, плодовитости животных. С ним, также, связывалось представление о плодородии земли, оттого, состоящая из 20 снопов скирда ржаного хлеба, называлась на Севере «кобылкой». Из глины лепили гривастых, гордых коней.

«Конь мой, конь, славянский конь, дикий, непокорный»,- А. К. Толстой. В русских волшебных сказках – существо фантастическое: шерсть у него серебристая, хвост и грива золотые. Бежит из ноздрей и ушей пламя пышет. Скачет «выше лесу стоячего, выше облака ходячего, озёра меж ног пропускает, поля и луга хвостом устилает». Может быть, развевающаяся грива скачущего коня ассоциировалась с языками пламени, а огонь с солнцем. А может быть, движущаяся колесница, запряжённая конём, сравнивалась с движением солнца по небу. На Севере летнее солнце называли буркой, зимнее – сивкой. Образ всадника («вершника») в народных поэтических представлениях связывался с возрождением тепла, света, жизни, урожая. Издавна символом плодородия был мифический образ Полкана, который в глиняной игрушке часто встречается у мастеров Каргополя.

На выставке также представлены сувенирные лошадки из старейших народных художественных промыслов России: Каргополя, Гжели, Филимонова и авторские работы художников — прикладников М.Васильевой, Т. Заварина, Ж. Зирина, С. Феньвеши, которые сохраняют и развивают замечательные традиции народного декоративного искусства, этот живой родник современной художественной культуры.

«Невеста родится, жених на коня садится». [9].

В каждом крестьянском доме для мальчика обязательно делали деревянного коня. В прежние времена, когда малышу исполнялось три годика, с его головы состригали прядь волос, а потом сажали на настоящего коня. Таким был обряд посвящения в мужчины-воины. Потом живого коня заменил деревянный – на колесиках, на палочке, на качалке. Это была игрушка для будущего всадника, воина, хозяина. И не важно в какой семье растет мальчик, в крестьянской или царской – игрушечный конь обязателен. [4].

Русские мальчики играли разными конями. Конь — хранитель домашнего очага, символ силы, Солнца, добра, красоты. На него возлагали надежду на урожай и конечно, давали детям играть, «чтобы силы доброй набирались».

В Костромской области известен праздник «День коня». Сохранились записи воспоминаний жительницы Макарьевского района Каретниковой Манефы Федоровны:

«Ой, дак в народе — те праздник — от называли «Конным» праздником. В энтот день лошадей-ти кормять во полную сыть, ни в коем разе на них не работають, упаси господь, ангел мой, а то миленькая падёж будет. Лошадей-ти, в энтот день купали, да хвост — от и гриву в ленты завивали, да святой водичкой матушка кропили. Да в энтот же день пекли в печурке особенныя колобушки, а на колобушке-то ровно как копыто выпекали, вотэ экиято колобушки и несли в церкву, да отдавали священнику. Вот эдак всё было». [6].

Образ коня встречается и в загадках.

Конь саврас по колено увяз. (Воротной столб). [9].

В мае месяце, по осьмой тысяче, родился конь крылатый не боится царя в палате. (Комар). [9].

На избном коньке пестра подушка лежит. (Звёзды). [9].

Конь стальной, хвост льняной. (Иголка с ниткой). [9].

За ельником, за березнячком кобылка ржёт, жеребёнка ждёт. (Мельница). [9].

Лысый конь глядит в ворота. (Месяц). [9]

Образ используется для характеристики предметов.

Фразеологизмы и поговорки.

В современном русском языке существует много слов и выражений, связанных с лошадью или конём.

Быть на коне — быть в выгодном положении. [2].

Выезжать на белом коне – появиться в роли триумфатора, быть в роли победителя связано с символикой белого цвета. [2].

Гнать лошадей — торопиться, спешить, делать что-либо слишком быстро, второпях. [2].

Лошадиная сила – мера измерения мощности двигателя. [2].

Работать как лошадь – выполнять большую и, возможно, тяжёлую работу не приносящую радость и вызывающую усталость. [2].

Рабочая лошадка – человек, много работающий и не требующий, как правило. Особого вознаграждения за свой труд. [2].

Быть на коне и под конём – многое испытать, приобрести опыт в жизни. [5].

Кони не кормлены, плуги не справлены – ничего не сделано, не готово, не упорядочено. [5].

Не гони коней – призыв успокоиться. [5].

Конём не наедешь – Об очень богатом человеке или о заносчивом, высокомерном человеке. [5].

Ни коня, ни возу – о бедном, неимущем человеке. [5].

Образ коня используется в разных жизненных ситуациях – тяжёлой работе, победе, удаче, при характеристике отрицательных и положительных качеств человека, таких как — трудолюбие, успешность или заносчивость, высокомерие.

В ходе работы я подтвердила гипотезу, что конь является одним из важнейших образов русской культуры: кони сопровождают языческих богов, христианских святых, былинных и сказочных героев. Образ широко представлен в народном прикладном искусстве, поскольку лошадь была кормилицей в доме простого мужика и предметом гордости в доме знатного.

Значение многих символов и обрядов затерялось во времени, отошло в прошлое, но образ коня всегда олицетворял силу, добро, благородство, а также преданность и верность.

Сегодня лишь конный спорт не утратил своего значения. Напротив, он привлекает всё больше и больше поклонников, и их число непрерывно растёт.

Список использованной литературы.

Алмазов Б.А. Удивительные кони. // СПб-М: Речь, 2016. 176 с.

Бытотова Л. И. Отражение концепта «лошадь» в языковом сознании русских и хакасов (на материале пословиц и поговорок) [Текст] // Филологические науки в России и за рубежом: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2013 г.). // СПб.: Реноме, 2013. с. 40-44. URL https://moluch.ru/conf/phil/archive/106/4413/ (дата обращения: 13.12.2018).

Живая вода. Сборник русских народных песен, сказок. // М.: Детская литература, 1977.

Лаврова С. Русские игрушки, игры, забавы. // Белый город, 2016. 48 с.

Мокиенко В.М., Никитина Т.Г. Большой словарь русских поговорок. // М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2007. 784 с.

Образ коня в русских ремеслах. [Электронный ресурс]. – Режим доступа http :// ru . russianarts . online /86868- obraz — konya — v — russkix — remyoslax /свободный. — (дата обращения 02.02.2018).

Русские богатыри. Былины, героические сказки/ пересказ для детей И.В. Карнауховой// М.: Детская литература, 2017. 239 с.

Русские былины. [Электронный ресурс]. – Режим доступа http :// www . byliny . ru свободный. — (дата обращения 02.02.2018)

Русский фольклор. [Электронный ресурс]. – Режим доступа https :// rus . ruolden . ru / свободный. — (дата обращения 26.01.2019).

Тамарина Г. Русские народные сказки. Сборник. // Т.: Укитувчи, 1986. 398 с.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мурзабулатов Мухамет Валиахметович, Аманбаева Зилия Сатыбалдывна

Рассматривается культ коня в башкирском фольклоре. Исследуются основные элементы и этапы формирования образов волшебных коней . В центре внимания образ коня Акбузата , популярного персонажа башкирского народного эпоса, выполняющего роль универсального помощника и мудрого советника главного героя.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Мурзабулатов Мухамет Валиахметович, Аманбаева Зилия Сатыбалдывна

Sources of the Image and Cult of a Horse in the Bashkir Folklore

This article is devoted to the study of the cult of the horse in the Bashkir folklore. It examines the key elements and stages of the formation of images of magic horses. The focus is on the image of a horse Akbuzat , the popular character of the Bashkir national epic, which serves as a universal helper and wise counselor of the protagonist.

Текст научной работы на тему «Истоки образа и культа коня в башкирском фольклоре»

?Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 35 (326). Филология. Искусствоведение. Вып. 85. С. 88-91.

М. В. Мурзабулатов, З. С. Аманбаева ИСТОКИ ОБРАЗА И КУЛЬТА КОНЯ В БАШКИРСКОМ ФОЛЬКЛОРЕ

Работа выполнена при финансовой поддержке гранта ГНТ ПI РБ «Республика Башкортостан: новые парадигмы общественно-политического, социально-экономического и духовно-культурного развития» в рамках научно-исследовательского проекта «Духовно-культурная жизнь народов Башкортостана: этапы и особенности развития» на 2013 г.

Рассматривается культ коня в башкирском фольклоре. Исследуются основные элементы и этапы формирования образов волшебных коней. В центре внимания образ коня Акбузата, популярного персонажа башкирского народного эпоса, выполняющего роль универсального помощника и мудрого советника главного героя.

Ключевые слова: башкирская мифология, конь, культ коня, образ волшебного коня, мифический конь, Акбузата, боевой спутник, помощник, мотив поимки коня, религиозно-мифологические воззрения, религиозно-космологическое представление народа, этапы формирования.

В народной традиции конь является одним из наиболее мифологизированных животных, воплощающих связь с потусторонним миром, со сверхъестественным.

Конь, и особенно всадник — герой или святой — выступают как противники змея, злых сил, болезней в фольклорных и изобразительных текстах (в том числе на иконах «Чудо Георгия о змие» и т. п.).

Покровителями коней считались святые всадники — Георгий-Юрий (общеславянский покровитель скота), «конские боги» Флор и Лавр у русских, Феодор (Тодор) Тирон у южных славян (день его памяти — Тодорова суббота — именуется Конски Великден, «конская пасха») и так далее1.

Конь, исключительно белый, всегда был связан с Солнцем, с дневной ясностью, с огнем, воздухом, небесами, водой, солнечными героями, как выражение добрых человеческих устремлений в его повседневных трудах и борьбе с трудностями. Белый солнечный конь — атрибут божественных сил, постоянно борющихся со Злом, противопоставление Смерти. Таковыми были солнечная колесница у персов, а также у античных греков (Гелиос, Фаэтон, Аполлон, Феб), у скандинавов2. Ярким примером из башкирской мифологии является крылатый конь — Акбузат.

В башкирских поверьях и обрядах в качестве покровительницы и защитницы людей выступает, во-первых, сама лошадь, во-вторых, ее отдельные части — череп, шейный позвонок, шкура, волосы, ее пот, пена и помет, в-третьих, предметы, связанные с ней: узда, хомут, вож-

жи, седло, потник, выпавшая подкова, кнут и так далее. Конь обладал способностью изгонять зловредные силы и из тела человека3.

В башкирской мифологии образы коня и человека неразрывно взаимосвязаны и, дополняя друг друга, составляют единое целое. События разворачиваются не только вокруг сказочного героя, но и вокруг его волшебного коня, от которого во многом зависит успешное преодоление героем тех или иных трудностей и достижение намеченных целей4.

Образы волшебных коней в башкирской мифологии условно делятся на три группы. Во-первых, небесные, водные и пещерные (подземные) акбузаты, небесные хараты, тураты и кугаты, водные и пещерные (подземные) караты. Среди мифических коней этого типа, фигу-рируемых преимущественно в эпосе, ведущее место занимает Акбузат. Его образ наиболее полно раскрыт в эпосе «Урал-батыр», «Акбузат», «Заятуляк и Хыухылу», «Идукай и Мура-дым», в сказке «Зайнулла и Красота», а также в отдельных преданиях и легендах4. Всех акбу-затов, харатов, туратов и каратов объединяет то, что они выступают в роли божественных существ, связанных с солярным и лунарным культами, или хтонических животных, олицетворяющих небесные водные стихии (гром), демиургов, укротителей потопов земных вод, создателей гор и рек, могущественных покровителей и защитников людей.

Во-вторых, крылатые тулпары, больше всего действующие в богатырских сказках и легендах, как правило, стригунки невзрачного вида, имеют сравнительно небольшой рост,

первыми откликаются на звон уздой при выборе героями верхового коня в табуне матери или в табуне отца5. Они, как только батыры оседлают их и отправляются в путь, превращаются в богатырских коней. Иногда тулпары, как и мифические кони первого типа, выходят со дна моря или колодца, или сказочные герои ловят их на берегу озер и других водоемов6.

В-третьих, волшебные Кони-оборотни, способные вести человеческий образ жизни, преимущественно встречаются в волшебных сказках и легендах (сказки «Бузансы-батыр», «Майсарвар», «Юлдаш», предание «Откуда пошел род Баштая»).

Для всех типов коней характерны в первую очередь черты тотемного животного. Все они наделены человеческим интеллектом и психикой, способностью говорить, то есть обладают признаками, характерными для тотемических животных.

В башкирской мифологии имеется еще одна группа коней, занимающая промежуточное положение, в качественных характеристиках и действиях которых присутствуют и признаки божественных коней и тулпаров и коней-оборотней — это Конь пустыни, Алатай и Акхак-ку-ла. Они по внешнему облику и поступкам напоминают акбузатов и каратов, но не столь всемогущи, как божественные кони. В то же время они и не тулпары: во-первых, они не имеют крыльев и, во-вторых, часто выступают в роли попечителей детей и покровителей семейно-брачных отношений, могут сожительствовать с женщинами, то есть этими качествами они сближаются с конями третьего типа — сказочными прародителями и предками людей7.

Такие представления о коне были присущи в древности не только предкам башкир. Пережитки тотемического культа лошади обнаружены сегодня у самых различных народов мира.

Ряд исследователей связывает различные проявления культа коня в башкирском устном народном творчестве с индо-иранским или тюрко-монгольским этническим миром. Однако происхождение образов этих необыкновенных коней в башкирском фольклоре, как и в мировом, не столь однозначно6.

Возможно, среди этой категории коней более архаичными являются образы сверхъестественных коней, связанных с водной стихией. Как известно, вода (мировой океан) в мифопоэтиче-ских традициях народов Древнего Египта, Двуречья, Ирана, Индии и Древней Греции состав-

ляет первоэлемент, из которого возникли земля и небо, весь космос, в том числе божественные существа — творцы природы, животных и людей. По мнению отдельных исследователей, связь лошади с водой носит общеиндоевропейский характер8. Рудименты таких представлений прослеживаются и в башкирской мифологии — в эпосе «Урал-батыр» первоосновой жизни и природы провозглашается животворная вода9. Так, в эпосе, сказках и легендах кони рождаются в воде или выходят из нее.

Истоки образов небесных коней, вероятно, связаны с другой космогонической системой. В мифологии древних китайцев небо считается создателем всего сущего: воды, земли, огня, людей и так далее10. У древних тюрков и монголов Центральной Азии — Тенгри, самовозникшее обожествленное небо, одновременно являлось и непосредственным проявлением неба. Он создатель всего, распорядитель судьбы человека, народа, государей, скота и так далее. Эта мысль, возможно, была экстраполирована и на животный мир — у многих народов кони спускаются с неба.

Таким образом, если культ водных коней своими корнями восходит к древнейшим индоевропейским мифологическим традициям, то истоки культа небесных коней, по всей видимости, связаны с религиозно-космологическими представлениями народов Центральной Азии, прежде всего предков тюрко-монголь-ских народов. Обе эти концепции нашли отражение в башкирской мифологии — водные кони как наследие индоевропейского, в первую очередь индо-иранского субстрата, небесные кони — тюрко-монгольского этнического мира, принявшего участие в раннем средневековье в формировании древнебашкирского этноса.

У башкир в нескольких версиях бытуют устные произведения, повествующие о том, как лошади пришли к людям. В сказании «Урал-батыр» богатырский конь Акбузат спускается с неба на землю после гибели своего батыра и пригоняет с собой небесных коней. В сказаниях «Акбузат», «Заятуляк и Хыухылу», «Акхак-кола» и в некоторых легендах и преданиях теряются мифологические представления о выходе коней из водного мира. Мотив добывания коней, обитающих на дне озера или моря, имеет широкое распространение в фольклоре тюрко-монгольских народов11.

Мотив приручения людьми лошадей и других животных связан с переходом от родового к классовому общественному строю, который

М. В. Мурзабулатов, З. С. Аманбаева

дал человечеству более надежный источник материальных благ и приобрел огромное значение в истории цивилизации. Но образы этих животных связаны с древними верованиями, представлениями. Из них наиболее полно разработан образ боевого коня, наделенного даром человеческой речи, мифическими чертами и способностью к перевоплощениям.

В изображении богатырского коня сочетаются реалистические и сказочно-фантастические элементы. Конь Акбузат, если в огонь попадет — не сгорит, в воду войдет — не утонет, ударом копыта он горы сокрушает и моря рассекает. Он родился на небесах. Акбузат, когда скачет по земле, способен поднять бурю, от мощи которой камни и скалы обрушиваются, вода в реках вспенивается.

В. Я. Пропп в известном исследовании «Морфология «волшебной» сказки» определил роль сказочного коня как универсального помощника, а всех других отнес к «частичным» и «специфическим» помощникам12. Следует также отметить, что в сказках о подвигах конного батыра конь обычно является единственным активным помощником; другие помощники (встречные батыры, чудесные искусники-сваты, благодарные животные, дарители и советчики, наделенные необычными атрибутами) действуют преимущественно в сказках на сюжеты о похождениях пешего героя. Универсальный характер помощи, оказываемый конем батыру в башкирской сказке, получает очень последовательное традиционное поэтическое воплощение.

Особенно значительна роль богатырского коня как мудрого советника, предвещающего человеческую судьбу. Это связано с творческими отношениями сказок и легенд, например, о небесном коне Акбузате, непосредственно отразившими древний культ коня. М. М. Сагитов в статье «Отражение культа коня в башкирском народном творчестве» по этому поводу обратил внимание на башкирскую сказку «Золотой соловей» из научного архива БФ АН СССР (ф. 3, оп. 12, ед. хр. 272, с. 18), в которой чудесный конь-тулпар Акбузат указывает народу, кого избрать царем: конь находит среди толпы достойного батыра и склоняет перед ним голову — того избирают царем13. Следует, однако, учитывать, что легендарно-сказочный сюжет о выборе царя (короля) народом при помощи коня устно бытует или бытовал у ряда народов, например, у венгров, словаков, украинцев, белорусов.

В сказании «Урал-батыр» Акбузат и Са-рат — чудесные крылатые кони — возведены в ранг богов-небожителей. Подобно многим эпическим богатырям, Урал-батыр разит врагов булатным мечом весом в семь батманов, а его боевым спутником, другом и помощником является конь.

Акбузат в эпосе «Урал-батыр» не только верховой конь батыра, помогающий ему в борьбе против демонических сил. Он выступает в нем как самостоятельный персонаж, не уступающий по уму и силе Урал-батыру, он обладает волшебными качествами.

Космический конь Харат (Харысай) в эпических произведениях башкир не получает развернутого раскрытия. Он также родился и живет на небе, является конем Луны, которая подарила его своей дочери Айхылу, а она, в свою очередь, отдала его своему сыну от Шульгена Хакмару.

Акбузат и Харат выступают рядом и в башкирских астральных мифах. Согласно одной из легенд, они взмыли в небо и до сих пор живут там, превратившись в две звезды в созвездии Малой Медведицы.

Акбузат — конь божественного происхождения, конь Солнца-праматери и верховой конь лучезарной небесной девы13. Урал-батыр получает небесного Акбузата в дар от дочери Солнца Хумай.

Акбузат после гибели своего батыра пригоняет с неба на Урал лошадей, которых приручают башкиры. Небесные кони становятся родоначальниками земных лошадей.

К седлу Акбузата пристегнут булатный меч, который неподвластен ржавчине и тлению. Конь Акбузат и булатный меч ранее принадлежали девушке Хумай — дочери Солнца. Получить их пытались не только богатырь Урал, но и его старший брат Шульген, и Азрака со своими дивами. Конь Акбузат им нужен для того, чтобы Урала одолеть и всех людей в руках держать.

Конь может стать другом лишь тому, кто его укротит, подчинит своей воле. Покорить коня оказалось под силу только защитнику людей — честному, благородному богатырю Уралу. Такая интерпретация мотива поимки богатырского коня в башкирском сказании является оригинальной и отличается от аналогичного мотива во многих тюркских эпосах.

В эпических сказаниях «Акхак-кола», «Ка-ра-юрга», «Конгур-уга», в отличие от других

эпических сказаний, обозначенные животные являются не помощниками героя, а главными действующими лицами. Так, Кара-юрга похищает для своего хозяина девушку из соседнего племени. Этот мотив сохранен во всех записях. В варианте, записанном И. В. Салтыковым в 1928 г., тот же конь выступает даже соперником своего хозяина-батыра: по просьбе хозяина похищает красавицу девушку, но потом отказывается отдать ему девушку и скачет с ней через горы и моря. Кара-юрга долетает до дальнего острова и начинает с ней жить11.

Своеобразие этого традиционного мотива в «Урал-батыре» заключается также и в том, что поимка коня связывается непосредственно со сватовством героя: Хумай обещает стать женой того богатыря, который сумеет укротить принадлежащего ей коня и выйдет победителем в брачных состязаниях, подняв на трех пальцах камень весом в 70 батманов.

Таким образом, в мифологии, обычаях, поверьях и обрядах башкир присутствуют все основные элементы и этапы формирования культа коня, характерные другим традициям. Наиболее древним пластом в культе коня являются тотемические представления. Предки башкир верили в тождество человека и коня, в способность их взаимного перевоплощения друг в друга и отсутствие принципиальной грани между ними. Эти убеждения послужили базой для формирования идей о происхождении отдельных групп людей от животных, в том числе и от лошади, веры в коня как в прародителя, тотемического предка. В процессе дальнейшего развития религиозно-мифологических воззрений первоначальные образы тотеми-ческих предков тесно переплелись с магико-анимистическими взглядами, постепенно превращаясь в сверхъестественные зооморфные божественные существа, покровителей людей и животных. Эта стадия развития культа коня нашла отражение в башкирской мифологии в образе небесного Акбузата (возможно, также Харата и Турата). С другой стороны, в связи с ростом роли коня в повседневной жизни и в военном деле в мифологии башкир формировался новый тип сверхъестественных коней — тул-

пары, сочетающих в себе черты как тотемиче-ских коней, так и реальных боевых спутников батыров. Особенности, которые первоначально мыслились как присущие лишь тотемным животным, были перенесены на богатырских коней сказочных героев.

1 Славянская мифология : энцикл. слов. / под ред. С. М. Толстая. М., 1995.

2 См.: Башкирское народное творчество : в 12 т. Т. 12. Обрядовый фольклор / А. М. Сулейма-нов. Уфа, 1995.

3 Илимбетова, А. Ф. Культ коня у башкир// Ortaq Turk Kefmi^indan Ortaq Turk СэЬсэутэ : материалы II Междунар. фольклор. конф. Baki, 2004. C. 394-403.

4 См.: Башкирское народное творчество. Богатырские сказки. Т. III. Уфа, 1988.

5 Котов, В. Г. Хтоническая мифология населения Южного Урала: к вопросу о реконструкции хтонических культов по данным археологии, этнографии и фольклора : автореф. дис. . канд. ист. наук. Уфа, 1999.

6 Сулейманов, A. M. Башкирский народный архаический эпос (на башк. языке) / A. M. Сулейманов, Р. Ф. Ражапов. Уфа, 1999.

7 См.: Сулейманов, A. M. Башкирский народный архаический эпос. ; Сагитов, М. М. Мифологические и исторические основы башкирского народного эпоса (на башкирском языке). Уфа, 2009 ; Мифологический словарь / гл. ред. Е. М. Мелетинский. М., 1990.

8 Башкирский народный эпос / сост. М. М. Сагитов. Уфа, 1977.

9 Горелов, А. А. Культурология. М., 2001.

10 Башкирское народное творчество : в 12 т. / под ред. А. И. Харисова. Т. 1. Эпос. Уфа, 1987.

11 Пропп, В. Я. Исторические корни волшебной сказки. М, 2000.

12 Сагитов, М. М. Отражение культа коня в башкирском народном творчестве // Вопр. башкир. фольклористики / под ред. М. М. Са-гитова. Уфа, 1978.

13 Боголюбский, С. Н. Происхождение и преобразование домашних животных. М., 1959.

Конь – крестьянский кормилец, опора всего хозяйства. Конь — один из древнейших и любимых образов народного искусства. Конь был столь же необходим крестьянину, чтобы выращивать хлеб, как и само солнце. Солнце приобретало образ коня, а конь как бы приобретал силу солнца. Образ коня повторяется и во внутреннем убранстве дома, в росписях и скульптурных деталях утвари, в вышивках.

Образ Солнца-коня в скульптурном украшении жилища.

Образ Солнца-коня сохранился в убранстве русской избы, увенчанной коньком – изображением одной или двух конских голов на стыке двух скатов кровли в сочетании со знаком солнца. Скульптурное изображение коня вырезалось из огромного корневища дерева. Северный, большого размера дом имел обычно два охлупня. Их концы нависали над передним и задним фасадами дома. В древние времена эта скульптура имела смысл обереги дома. Большая высота дома оправдывала очень обобщенные формы конька. Кажется, что он срублен несколькими очень точными взмахами топора. Конь-охлупень поражал выразительностью горделивого силуэта. Верхний контур двухскатного фронтона дома представлял небосвод, по которому вращалось солнце, в своем ежедневном движении от востока к западу, через священную точку полдня на полотенце под коньком. На Севере крестьяне говорили: «Конь на крыше — в избе тише»

До сих пор сохранились кони — охлупни, соседствующие со знаком солнечного круга, вырезанного на «полотенце» — доске, прикрывающей стык досок у щипца и спускающейся из-под конька. Соединение колесовидного солнца с фигурой коня над кровлей подчеркивало динамизм строения, по которому светило ежедневно совершало свой путь от одного нижнего конца кровли вверх к щипцу, к коньку и далее вниз к другому нижнему концу кровли. Охлупень всегда осмысливался как главенствующая деталь жилища, «голова» дома, и недаром его именовали «князь», «князек».

Кони украшают не только кровли огромных, словно корабли, северных домов. Конские головки вырезают на изогнутых концах крепких тонких бревен, поддерживающих желоба водостоков, в которые упираются нижние концы тесин кровли. Называются они «курицами». Конскую голову можно увидеть над крыльцом, на крышах амбарчиков, на банях. Миниатюрные и лаконичные конские головки украшают даже двускатные кровельки намогильных столбов и крестов-«голубцов» на старинных погостах по всему русскому Северу

«Конские» элементы в декоративной резьбе интерьера избы.

В некоторых местностях Севера вошедшего в избу у печи встречает «охраняющий» очаг конь — крутой завиток навершия толстой доски с головой животного. Эту резную плаху, подпирающую шесток, ласково называют «коничек». Образ коня можно увидеть и в предметах труда. Ткацкий станок часто украшала резьба. На Севере больше всего внимания уделялось декору набилок. Центральная часть густо покрыта крупным трехгранновыемчатым узором, а концам придана форма конских голов. На другой паре набилок основным декором являются конские головы. Они украшают не только их концы. Парные конские головы вырезаны и на центральной части набилки, на двух выступах для рук. На швейке складной стояк ее имеет форму двухъярусной башенки. Головка конька вырезана и на месте стыка стояка с донцем. Швейка была таким же необходимым предметом, как и прялка, поэтому ее украшению также придавалось большое значение.

Кони на прялках.

Прялки — уникальное явление народной художественной культуры. В них наиболее полно раскрывается художественное чутье русского крестьянина, умевшего превращать бытовой предмет в произведение искусства. Образ коня был связан с культом солнца, являлся атрибутом погребального обряда и обладал охранной функцией, защищая жилище от злых сил и недобрых людей.

Кони в вышивках и ткачестве.

Архаический образ всадника на конях, слитых корпусами, с руками в подчёркнуто благословляющем жесте, возможно, является отголоском древнего солярного образа. Славянские мифы представляли путь Солнца как бесконечный замкнутый круг. Днем светило движется над нашим миром. На закате оно опускается под землю и проходит «над Тем Светом», где обитает нечистая сила и души мертвых. Утром же Солнце возвращается обратно к людям. усские мастера выражали идею движения Солнца над обоими мирами, впрягая в колесницу или ладью фантастических животных: полу-коней. Это могли быть птицы с лошадиными головами, или, наоборот, лошади с лебедиными клювами. Изображения коней вместе с богиней Мокошь могут символизировать нприход весны, солнцеворот

Образ коня в детских игрушках.

Образ коня в русской народной скульптуре был наиболее распространенным. И рядом с крупными, монументального плана произведениями, к которым следует отнести охлупни Севера, большой интерес представляют детские игрушки — коньки. В 19 веке на Севере они имели широкое распространение. Но будь то конек с Лешуконья или из Каргополя, их неизменно сближают условность в решении образа, обобщенность формы, предельная выразительность. Полкан в каргопольской игрушке — это образ неодолимо могучего богатыря. Очень редко лепили Полкана удалым и молодцеватым, обычно он статный «стар матёр человек».Сюжет игрушки Тяни-толкай – конь двусторонний (символическое изображение дня и ночи) и мужичок. Если светлый конь олицетворяет собой радость солнечного света, то конь черный несет саму Смерть. Всадник на коне — символ сам по себе многогранный, а тем более всадник на тяни-толкае, олицетворяющий собой постоянную борьбу между светлой и темной сторонами человеческой души.

Пословицы и приметы:

С конями связано множество пословиц и примет. Атрибуты лошадиной упряжи, подковы, колокольчики, конские черепа – все это считалось могущественными оберегами, защитой от бед, залогом удачи и благополучия.

— Конь споткнулась на пороге – к беде
— Конь воина нюхает – к гибели
— Больной бредит о конях – скоро умрет
— Ржание коня – к добру, но при расставании – к долгой разлуке
— Не в коня корм
— Царство без грозы, как конь без узды
— Счастье на коне, бессчастье под конем
— Свинья коню рылом и по хвост не вышла
— Дареному коню в зубы не смотрят
— Кто в кони пошел – тому и воду везти
— «Конь не валялся» означает в словаре В.И. Даля: «Знать, там и умереть, где конь валялся. У нас еще и конь не валялся, еще дело и не начато».

Конь на Руси всегда символизировал удачу и богатство. Быть всегда на коне означало с достоинством выходить из любой сложной ситуации. Конь — это символ добра и счастья.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Педагог дополнительного образования МОУ ДЮЦ Волгограда Лихачёва Людмила Евгеньевна Образ коня в народной культуре

Изображение коня в древности

Конь – священное животное

Конь — символ Солнца

Образ коня в архитектуре

Конь – символ мудрости

— Икона «Архангел Михаил» — В июне 1945-го парад принимал маршал Георгий Жуков на белом коне

Городецкая и Мезенская роспись

Игрушки (Гжель, Филимоново, Дымково, Хохлома )

Конь из соломы, лыка

Схема изготовления коня из соломы, лыка

Рисунок 1 а, б, в

Традиционная русская народная игрушка «Солнечный конь» из лыка

В. Васнецов «Три богатыря»

Выберите книгу со скидкой:

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ. ШКОЛА ЖУКОВОЙ (ОБУЧАЮЩАЯ АКТИВИТИ +50 А5). ФОРМАТ: 160Х215 ММ. в кор.50шт

350 руб. 94.00 руб.

История. Историческое сочинение. Экспресс-справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 107.00 руб.

Все персоналии истории России. Экспресс-справочник для подготовки к ЕГЭ

Все даты по истории России. Экспресс-справочник для подготовки к ЕГЭ

Обществознание. Все темы. Экспресс-справочник для подготовки к ЕГЭ

Эссе по обществознанию. Экспресс-справочник для подготовки к ЕГЭ

Математика. Экспресс-справочник для подготовки к ЕГЭ

Задания по математике для повторения и закрепления учебного материала. 4 класс

350 руб. 87.00 руб.

Я УМЕЮ ЧИТАТЬ. Космическое кафе

350 руб. 118.00 руб.

ОГЭ. Физика. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 197.00 руб.

ЕГЭ. Физика. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 163.00 руб.

ЕГЭ. Русский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 205.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

  • Лихачёва Людмила ЕвгеньевнаНаписать 0 16.05.2017
  • Номер материала: ДБ-475744

      16.05.2017 850
      16.05.2017 994
      16.05.2017 1544
      16.05.2017 872
      16.05.2017 605

    16.05.2017 834
    16.05.2017 1713

    Не нашли то что искали?

    Вам будут интересны эти курсы:

    Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

    Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

    Презентация к уроку

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Пояснительная записка

    “Обычай является способом отбора и сохранения нравственных ценностей и передачи их последующим поколениям”.
    (Владимир Зыбковец)

    Занятие “Традиционная русская народная игрушка “Конь” разработано в рамках образовательной программы дополнительного образования детей “Кукольный мир”, для обучающихся 7-11 лет. Данная разработка направлена на формирование интереса к символике и традициям народного творчества.

    Кукла не рождается сама: её создаёт человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своём образе самобытность и характерные черты создающего её народа. В этом главная цель традиционной русской народной куклы.

    Самые вдохновенные творцы кукол – дети. Кукла – зримый посредник между миром детства и миром взрослых. Через кукольный мир дети входят в жизнь полноправными членами общества, а для взрослых – это единственная возможность вернуться в мир детства.

    Значение многих древних символов затерялось во времени, забылось, отошло в прошлое. Но символ коня на протяжении всей истории человечества остаётся одним из самых значимых символов. Сегодня образ коня ассоциируется, с одной стороны, с силой, благородством и стремительностью, с другой – с преданностью и верностью.

    У многих народов мира конь был символом добра и счастья. Он всегда был связан с культом поклонения Солнцу, дающему тепло и свет всему живому.

    Цель разработки:

    • Содействовать развитию эстетического восприятия образцов народной игрушки, способности эмоционально откликаться на воздействие художественного образа.
    • Данная методическая разработка состоит из плана-конспекта занятия, учебно-методического комплекса (презентация темы “Образ коня в традиционной русской народной кукле”, наглядных таблиц по технологии).
    • Обучающий аспект:

      • Обучить технологии создания традиционной русской народной куклы “Конь”.
      • Воспитывающий аспект:

        • Прививать любовь и уважение к обычаям предков.
        • Развитие трудолюбия, художественного вкуса.
        • Развивающий аспект:

          • Развитие внимания, образного мышления, творческого воображения, обогащения нравственного опыта, развитие моторики рук.
          • Теоретическое обоснование темы:

            Народное искусство как отражение исторического и культурного наследия нашего народа активно влияет на формирование личности, вкуса, воспитывает любовь к Родине, является благодатной почвой для художественного творчества.

            Изучение национальной культуры и народного искусства является одной из важных и интересных проблем современной художественной педагогики. Создание нового искусства не возможно без знания истоков народного творчества. Веками лучшие традиции оттачивались и передавались из поколения в поколение как эталон красоты, образцы вкуса, национальных особенностей, как часть культуры народа. Народное искусство выступает мощным катализатором формирования художественного вкуса.

            Сегодня рукотворные куклы и игрушки выполняют новую коммуникативную функцию: они стали живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту, в котором нам много созвучно.

            Народная игровая кукла, как и игрушка вообще, является необходимым традиционным элементом воспитательного процесса. Через игру с куклой ребёнок познаёт мир, происходит его социализация в обществе. Игрушка служила и служит своеобразным наглядным пособием для передачи ребёнку знаний о материальном мире.

            Народная кукла способствует передаче ребёнку нравственных, символических и мифологических знаний. Эта категория игрушек, по-своему уникальна, содержит символические знания предыдущих поколений.

            План-конспект занятия

            Группа: 2-й год обучения кружка “Кукольный мир”, 7- 9 лет.

            Тема занятия: “Традиционная русская народная игрушка “Конь”.

            Тип занятия: комбинированное.

            Форма занятия: творческая мастерская.

            Цель: Создание творческой композиции в технике традиционной русской народной куклы.

            Задачи:

            • Научить создавать традиционную русскую народную игрушку “Конь”.
            • Познакомить со значением образа коня в народной культуре.
            • Развивать образное и конструктивное мышление.
            • Воспитывать самостоятельность при выполнении практического задания.
            • План занятия:

              1. Подготовка к занятию. Организация внимания. 3 мин.
              2. Постановка цели, выделение дидактических задач занятия . 2 мин.
              3. Презентация темы “Образ коня в народном творчестве” 12 мин.
              4. Практическая часть занятия — выполнение творческой работы традиционной русской народной игрушки “Конь” 23 мин.
              5. Подведение итогов и анализ занятия. 5 мин.

              Ход занятия

              1. Подготовка к занятию. Организация внимания.

              Приветствие педагога, концентрация внимания.

              Педагог объявляет тему занятия: Традиционная русская народная игрушка “Конь”.

              2. Постановка цели, выделение дидактических задач занятия.

              Педагог называет цели и этапы занятия.

              3. Презентация темы: “Образ коня в народном творчестве”.

              1 слайд — заголовок “Образ коня в народном творчестве”

              2 слайд – Животные, как древний образ символизируют жизнь, плодородие и изобилие; инстинктивные и эмоциональные порывы, которые необходимо обуздать, прежде чем вступать в сферу духовного; пассивное участие и животную природу людей. Невозможно найти животное, которое не имело бы хоть какого-то сходства с человеком.

              Конь, с точки зрения символики, — олицетворение мощи и жизненной силы. Ещё в пещерном искусстве ледникового периода важнейшими мотивами живописи были дикие лошади и быки.

              3 слайд — Конь у славян — священное животное, связующее звено между смертными людьми и богами.

              Это конь-огонь — солярная сила. Белая, золотая или огненная лошадь появляется вместе с богами солнца, впряженные в их колесницы. Лунная сила (элемент влаги, море и хаос) — это боевые кони океанических богов. Таким образом, лошадь символизирует как жизнь, так и смерть, а также быстрый бег времени. В виде чудесных коней представлялись все значительные явления природы – ветры, облака и грозовые тучи, быстрый проблеск молнии.

              4 слайд — Считалось, что Утренняя Заря (Денница) ведет под узды сияющих белых коней (рассветные облака), отгоняя всех вредоносных созданий огненными стрелами (лучами восходящего солнца). Днём кони становятся красными (рыжими), к вечеру – сивыми (тёмно-серыми) и Вечерняя Заря уводит их с небосвода. Ночь же – это вороной (чёрный) конь. В это время солнечный диск Хорс освещает подземный мир. Звёзды и созвездия тоже сравнивали с конями, а Млечный Путь с молоком небесной кобылицы. Примечательна связь коней с росой – целебной водой с сильными магическими свойствами. С появлением Солнца роса исчезает — её выпивают небесные кони.

              5 слайд — Русь с древнейших времен отождествляла себя с образом коня, что нашло воплощение в архитектуре Русского Севера. Верхний контур двускатного фронтона дома представлял небосвод, по которому двигалось солнце, а соединение колесовидного солнца с фигурой коня над кровлей подчеркивало динамизм строения. Изображения коньков охраняли жилища славян от вредных духов и враждебных навий.

              6 слайд — Нагруженный конь выступает, с одной стороны, символом человеческого тела, несущего духовную ношу, с другой — наоборот, символизирует духовную природу человека, несущего бремя материального тела. Легенды приписывают коню свойства, присущие бессознательному в человеке. Эта связь наглядно выражена в образе Полкана, кентавра: туловище человека — его сознание, а круп и ноги лошади — бессознательное.

              7 слайд – В сказках боевой конь славян — это, скорее, боевой товарищ витязя. Выступая в роли волшебного помощника, он может менять свой вид, превращаясь в звезду, птицу или муху. Конь указывает герою на суженую или невесту, предупреждает о различных препятствиях и помогает преодолевать их, воскрешает богатыря живой водой.

              В сказках они часто выступают как ясновидящие, волшебные существа, говорящие человеческими голосами и дающие доверенных им людям добрые советы, как Сивка-Бурка, Конек-горбунок и др.

              8 слайд – Природная мощь коня трудноукротима, поддаётся только сильному и уверенному седоку. Усмирить дикого коня на метафорическом языке означает приручить саму природу, заставить отдать часть своих безграничных возможностей. У многих народов подобное испытание входило в обряд инициации, который должен пройти каждый мужчина.

              9 слайд — Конь символизирует также интеллект, мудрость, ум, рассудок, знатность, свет, динамичную силу, проворство, быстроту и неутомимость, бесстрашие и воинскую славу. Как знак войны и победы полководца, он демонстрирует власть над войском. Недаром считалось, что въехать в город на белом коне — значит одержать победу.

              10 слайд — Небесный воин Георгий Победоносец всегда изображался на белом коне, Архангел Михаил – на красном. Многие парады открывал в Москве Главнокомандующий на белом коне. Военачальники-победители также изображались руководящими битвой, сидя верхом на коне.

              11 слайд — В культуре казаков дореволюционного периода одним из важнейших объектов был конь. Значимость его проистекала из хозяйственной важности, из особой роли, которую он играл. Влияние военизированного образа жизни на мифологические представления о коне было значительным. Конь считался атрибутом общественных сил, помогающим казаку в борьбе с врагами. Конь почитался как сакральный защитник и помощник воина – казака. Зачастую в самых опасных ситуациях казаки спасали своих коней, рискуя жизнью. Конь занимал в системе ценностей казаков место защитника, помощника и друга.

              Конь неразрывно ассоциируется с казачьим, воинским статусом его владельца. Конь для казака – символ воинского ремесла и, неразрывно связанных с ним силы, свободы, аристократизма. Конь непременный символический атрибут принадлежности к казачеству.

              12 слайд – Образ коня нашёл отражение в фольклоре.

              Существует множество пословиц и поговорок, связанных с ним:

              • “Сильный, как конь”.
              • “Добрый конь — это доброе оружие”.
              • “Как будто на ста конях ездил”.
              • “Дарёному коню в зубы не смотрят”.
              • “У кого не было белого коня, тот не знает истинного добра”.
              • “Царство без грозы, как конь без узды”.
              • “Счастье — на коне, безсчастье — под конем”.
              • “Белая и черная шерсть выше всех прочих мастей конских” — о жизни и смерти.
              • “Конь о четырех ногах, а спотыкается”.
              • “Не в коня корм”.
              • “Свинья коню рылом и по хвост не вышла”.
              • “И на ста конях не догонишь”.
              • “Кто в кони пошёл – тому и воду везти”.
              • “Каждый может проводить коня на водопой, но не каждый сможет заставить его пить”.
              • “Ведал бы конь о своей силе, никто бы на нем не ездил”.
              • 13 слайд — С конями связано множество примет:

                — Конь споткнулся на пороге – к беде.

                — Конь воина нюхает – к гибели.

                — Больной бредит о конях – скоро умрёт.

                — Ржание коня – к добру; но при расставании – к долгой разлуке.

                Тот, кто носит оберег в форме миниатюрной фигурки коня, находится под защитой Хорса — покровителя солнца. Конь, как символ солнца — доброго начала, обеспечивает богатство и защищает от злоумышленников, ибо несет на себе божественный свет. Обладатель оберега Коник будет всегда счастливым и широко известным среди людей.

                Следы конских копыт в древности нередко были знаками, дарующими благодать. В более поздние времена эту функцию стали исполнять подковы, которые подвешивали над дверью.

                14 и 15 слайды – Образ коня вдохновлял мастеров и художников во все времена. Их делали из различных материалов: глины, дерева, фарфора, расписывали узорами.

                16 слайд — Самые древние воплощения образа коня выполняли из травы, сена, лыка, ткани. Они имели обереговую и игровую функции.

                Один из них – Солнечный конь из лыка.

                17- 23 слайды – Схема изготовления традиционной русской народной игрушки “Конь”.

                24 слайд – завершение.

                4. Практическая работа.

                Традиционную русскую народную игрушку “Конь” можно сделать из лыка, соломы, пряжи, джутового шпагата или ткани (красного ситца). Принцип изготовления одинаков. Для закрепления потребуется красная нить “Ирис”. Закрепление – это выполнение трёх тугих оборотов и трёх крепких узлов. Кончики ниток отрезаются, оставив 2мм., чтобы узел не развязался.

                Заламывание пучка лыка.Длинный пучок лыка (около 40 см.) перетянуть нитью у одного конца, отступив около 2 см. от края (рис. 1а).

                Затем пучок заломить в противоположную сторону, равномерно распределив волокна по окружности (рис. 1б).

                Пучок перетянуть дважды красной нитью: сначала отступив от места перегиба 3 см., затем ещё раз, отступив около 2 см. (рис 1в).

                Голова и передние ноги. Завязанный таким образом пучок изогнуть под прямым углом. Для этого волокна внутри пучка натянуть, а снаружи слегка приспустить (рис 2а).

                Пучок перетянуть нитью посередине, а затем разделить на две равные части. Концы пучков закрепить нитью (рис 2 б).

                Туловище. Взять 2-й пучок, перегнуть его пополам и обернуть вокруг детали головы посередине, на уровне груди. Концы пучка закрепить нитью., плотно прижав друг к другу в месте соединения. Затем перетянуть нитью этот пучок приблизительно в его середине (рис. 3)

                Задние ноги. Взять 3-й пучок, перетянуть нитью в четырёх местах (отступив около 2 см. по краям – уровень копыт и чуть выше на уровне колен) (рис. 4).

                Связанный пучок перегнуть пополам, навесить на деталь туловища и закрепить нитью, плотно прижав к туловищу (рис. 5). Оставшиеся волокна подровнять – получится хвост.

                Грива. Небольшой пучок длинной около 10 см. перегнуть пополам, огибая шею конька, закрепить нитью, плотно прижав к голове (рис. 6).

                Чуть ниже привязать ещё 4-6 таких же пучков.

                Попона. Из лоскута ткани вырезать попону размером примерно 5х12 см. Края ткани оформить бахромой, выдернув по несколько нитей. (рис. 7).

                5. Подведение итогов и анализ занятия.

                Выставка работ учащихся.

                Обсуждение работ. Поощрение лучших.

                Используемая литература.

                1. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб.: “Паритет”, 2005.
                2. Шайдурова Н.В. Традиционная тряпичная кукла: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО “ИЗДАТЕЛЬСТВО “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2011.
                3. http://www.gnozis.info/?q=node/7311
                4. Наглядные материалы: Мультимедийная презентация по теме “Образ коня в народном творчестве”.

                  Оборудование:

                  • Столы, стулья (по количеству обучающихся).
                  • ТСО (компьютер, проектор, экран).
                  • Материалы:

                    • Ткань (ситец) красного цвета, лыко, джутовый шпагат, пряжа.
                    • Нитки “Ирис” красного цвета (по количеству обучающихся).
                    • Инструменты:

                      • Ножницы (по количеству обучающихся).
                      • Истоки образа и культа коня в башкирском фольклоре
                        Башкирские лошади являются переходной ступенью от лошадей степных к лошадям северного лесного типа. Неся в себе особенности степной лошади, башкирская порода под влиянием исторических и экономических условий приобрела ряд характеристик, соответствующих северным лесным породам. Климат в Башкортостане континентальный . Морозная зима с сильными вьюгами и буранами затрудняла круглогодовую пастьбу табунов и вынуждала население к заготовке страховых запасов сена и к строительству т.н. затишей (неких ограждений) для защиты лошадей от непогоды. В лютый мороз отыскивать траву под снегом, разгребая сугробы копытом (тебеневать) могут только сильные лошади исключительно крепкие.

                        Даже в народной традиции башкир конь является одним из наиболее мифологизирован ных животных, воплощающих связь с потусторонним миром, со сверхъестествен ным. Ярким примером из башкирской мифологии является крылатый конь – Акбузат. В башкирских народных поверьях и обрядах в качестве покровительницы и защитницы людей от тёмных сил выступает, во-первых, сама лошадь, во-вторых, её отдельные части – череп, шейный позвонок, шкура, волосы, её пот, пена и помёт, в-третьих, предметы, связанные с ней: узда, хомут, вожжи, седло, потник, кнут, выпавшая подкова и т.д. Согласно древним башкирским поверьям, конь обладал сверхъестествен ной способностью изгонять зловредные силы и из тела человека.

                        В башкирской мифологии образы коня и человека всегда взаимосвязаны и, дополняя друг друга, составляют единое целое. События разворачиваются не только вокруг самого героя, но и вокруг его волшебного коня, от которого во многом зависит успешное преодоление героем тех или иных трудностей и достижение намеченных целей. Образы волшебных коней в башкирской мифологии условно делятся на три группы. Во-первых, небесные, водные и пещерные (подземные) акбузаты, небесные хараты, тураты и кугаты, водные и пещерные (подземные) караты. Среди мифических коней этого типа, фигурирующих преимущественно в эпосе, ведущее место занимает Акбузат. Его образ наиболее полно раскрыт в эпосе «Урал-батыр», «Акбузат», «Заятуляк и Хыухылу», «Идукай и Мурадым», в сказке «Зайнулла и Красота», а также в отдельных преданиях и легендах.
                        ***
                        Всех акбузатов, харатов, туратов и каратов объединяет то, что они выступают в роли божественных существ, связанных с солярным и лунарным древними культами, хтонических животных, олицетворяющих небесные водные стихии (гром), демиургов, укротителей потопов земных вод, создателей гор и рек, могущественных покровителей и защитников людей. Во-вторых, крылатые тулпары, больше всего действующие в богатырских сказках и легендах, как правило, стригунки невзрачного вида, имеют сравнительно небольшой рост, которые первыми откликаются на звон уздой при выборе героями верхового коня в табуне матери или в табуне отца. Они, как только батыры оседлают их и отправляются в путь, превращаются в богатырских коней.

                        Достаточно часто тулпары, как и мифические кони первого типа, выходят со дна моря или колодца, или сказочные герои ловят их на берегу озёр и других водоёмов. В-третьих, волшебные Кони-оборотни, способные вести человеческий образ жизни, преимущественно встречаются в волшебных сказках и легендах (сказки «Бузансы-батыр» , «Юлдаш», «Майсарвар», предание «Откуда пошёл род Баштая»). Для всех типов мифологических коней характерны в первую очередь черты тотемного животного. Практически все они наделены обычным человеческим интеллектом и психикой, способностью говорить, то есть обладают признаками, характерными для тотемических животных.

                        В башкирской мифологии имеется ещё одна группа коней, занимающая промежуточное положение, в качественных характеристиках и действиях которых присутствуют и признаки божественных коней и тулпаров, Коней-оборотней – это Конь пустыни, Алатай и Акхак-кула. Они по внешнему облику и поступкам напоминают акбузатов и каратов, но не столь всемогущи, как божественные кони. В то же время они и не тулпары: во-первых, они не имеют крыльев и, во-вторых, часто выступают в роли попечителей детей и покровителей семейно-брачных отношений, могут сожительствоват ь с женщинами, то есть этими качествами они сближаются с конями третьего типа – сказочными прародителями и предками людей.
                        ***
                        Такие представления о коне были присущи в древности не только предкам башкир. Пережитки тотемического культа лошади обнаружены сегодня у самых различных народов мира. Исследователи связывают различные проявления культа коня в башкирском устном народном творчестве с индо-иранским или тюрко-монгольск им этническим миром. Однако происхождение образов этих необыкновенных коней в башкирском фольклоре, как и в мировом, не столь однозначно. Возможно, среди этой категории коней более архаичными являются образы сверхъестествен ных коней, связанных с водной стихией. Как известно, вода (мировой океан) в мифопоэтических традициях народов Древнего Египта, Двуречья, Ирана, Индии и Древней Греции составляет первоэлемент, из которого возникли земля и небо, весь космос, в том числе божественные существа – творцы природы, животных и людей.

                        По мнению отдельных исследователей, связь лошади с водой носит общеиндоевропей ский характер. Рудименты таких представлений прослеживаются и в башкирской мифологии – в эпосе «Урал-батыр» первоосновой жизни и природы провозглашается животворная вода. Так, в эпосе, сказках и легендах кони рождаются в воде или выходят из неё. Истоки образов небесных коней, вероятно, связаны с другой космогонической системой. В мифологии древних китайцев небо считается создателем всего сущего: воды, земли, огня, людей и т.д. У древних тюрков и монголов – Тенгри, самовозникшее обожествлённое небо, одновременно являлось и непосредственны м проявлением неба. Он создатель всего, распорядитель судьбы человека, народа, государей, скота и так далее. Эта мысль, возможно, была экстраполирован а и на животный мир – у многих народов кони спускаются с неба.
                        ***
                        Таким образом, если культ водных коней своими корнями восходит к древнейшим индоевропейским мифологическим традициям, то истоки культа небесных коней, по всей видимости, связаны с религиозно-косм ологическими представлениями народов Центральной Азии, прежде всего предков тюрко-монгольск их народов. Обе эти концепции нашли отражение в башкирской мифологии – водные кони как наследие индоевропейског о, в первую очередь индо-иранского субстрата, небесные кони – тюрко-монгольск ого этнического мира, принявшего участие в раннем средневековье в формировании древнебашкирско го этноса.
                        У башкир в нескольких версиях бытуют устные сказания, повествующие о том, как лошади пришли к людям. В частности, в сказании «Урал-батыр» богатырский конь Акбузат спускается с неба на землю после гибели своего батыра и пригоняет с собой небесных коней.

                        В сказаниях «Акбузат», «Заятуляк и Хыухылу», «Акхак-кола» и в некоторых легендах и преданиях теряются мифологические представления о выходе коней из водного мира. Мотив добывания коней, обитающих на дне озера или моря, имеет широкое распространение в фольклоре тюрко-монгольск их народов. Мотив приручения людьми лошадей и других животных связан с переходом от родового к классовому общественному строю, который дал человечеству более надёжный источник материальных благ и приобрёл огромное значение в истории цивилизации. Но образы этих животных связаны с древними верованиями и представлениями . Из них наиболее полно разработан образ боевого коня, наделённого даром человеческой речи, мифическими чертами и способностью к перевоплощениям .

                        В описании богатырского коня сочетаются реалистические и сказочно-фантас тические элементы. Конь Акбузат, если в огонь попадёт – не сгорит, в воду войдёт – не утонет, ударом копыта он горы сокрушает и моря рассекает. Он родился на небесах. Акбузат, когда скачет по земле, способен поднять бурю, от мощи которой камни и скалы обрушиваются, вода в реках вспенивается. В.Я. Пропп в известном исследовании «Морфология “волшебной” сказки» определил роль сказочного коня как универсального помощника, а других отнёс к «частичным» и «специфическим» помощникам. Следует также отметить, что в сказках о подвигах конного батыра конь обычно является единственным активным помощником; другие (встречные батыры, чудесные искусники-сваты , благодарные животные, дарители и советчики, наделённые необычными атрибутами) действуют преимущественно в сказках на сюжеты о похождениях пешего героя.
                        ***
                        Универсальный характер помощи, оказываемый конём батыру в башкирской сказке или легенде, получает очень последовательно е традиционное поэтическое воплощение. Значительна роль богатырского коня как мудрого советника, предвещающего человеческую судьбу. Это связано с творческими отношениями сказок и легенд, например, о небесном коне Акбузате, непосредственно отразившими древний культ коня. М.М. Сагитов в статье «Отражение культа коня в башкирском народном творчестве» по этому поводу обратил внимание на башкирскую сказку «Золотой соловей» из научного архива БФ АН СССР (ф.3, оп.12, ед.хр.272, стр.18), в которой чудесный конь-тулпар Акбузат указывает народу, кого избрать царём: конь находит среди толпы достойного батыра и склоняет перед ним голову – того избирают царём.

                        Следует, однако, учитывать, что легендарно-сказ очный сюжет о выборе царя (короля) народом при помощи коня устно бытует или бытовал у ряда народов, например, у венгров, словаков, украинцев, белорусов. В сказании «Урал-батыр» Акбузат и Сарат – чудесные крылатые кони – возведены в ранг богов-небожител ей. Подобно многим эпическим богатырям, Урал-батыр разит врагов булатным мечом весом в семь батманов, а его боевым спутником, другом и помощником является конь.

                        Акбузат в эпосе «Урал-батыр» не только верховой конь батыра, помогающий ему в борьбе против демонических сил. Он выступает в нём как самостоятельный персонаж, не уступающий по уму и силе Урал-батыру, он обладает волшебными качествами. Космический конь Харат (Харысай) в эпосе башкир не получает развёрнутого раскрытия. Он также родился и живёт на небе, является конем Луны, которая подарила его своей дочери Айхылу, а она, в свою очередь, отдала его своему сыну от Шульгена Хакмару. Акбузат и Харат выступают рядом и в башкирских астральных мифах. Согласно одной из легенд, они взмыли в небо и до сих пор живут там, превратившись в две звезды в созвездии Малой Медведицы.
                        ***
                        Акбузат – конь божественного происхождения, конь Солнца-праматер и и верховой конь лучезарной небесной девы. Урал-батыр получает небесного Акбузата в дар от дочери Солнца Хумай. Акбузат после гибели своего батыра пригоняет с неба на Урал лошадей, которых приручают башкиры. Небесные кони становятся родоначальникам и земных лошадей. К седлу Акбузата пристёгнут булатный меч, который неподвластен ржавчине и тлению. Сам конь Акбузат и этот булатный меч ранее принадлежали девушке Хумай – дочери Солнца. Получить их пытались не только богатырь Урал, но и его старший брат Шульген, и Азрака со своими дивами. Конь Акбузат им нужен для того, чтобы Урала одолеть и всех людей в руках держать.
                        Конь может стать другом лишь тому, кто его укротит, подчинит своей воле. Покорить коня оказалось под силу только защитнику людей – честному, благородному батыру Уралу. Такая интерпретация мотива поимки богатырского коня в башкирском сказании является оригинальной и отличается от аналогичного мотива во многих тюркских эпосах.

                        В эпических сказаниях «Акхак-кола», «Кара-юрга», «Конгур-уга», в отличие от других эпических сказаний, обозначенные животные являются не помощниками героя, а главными действующими лицами. Так, Кара-юрга похищает для своего хозяина девушку из соседнего племени. Этот мотив сохранён во всех записях. В варианте, записанном И.В. Салтыковым в 1928 году, тот же конь выступает даже соперником своего хозяина-батыра: по просьбе хозяина похищает красавицу девушку, но потом отказывается отдать ему девушку и скачет с ней через горы и моря. Кара-юрга долетает до дальнего острова и начинает с ней жить. Своеобразие этого традиционного мотива в «Урал-батыре» заключается также и в том, что поимка коня связывается непосредственно со сватовством героя: Хумай обещает стать женой того батыра, который сумеет укротить принадлежащего ей коня и выйдет победителем в брачных состязаниях, подняв на трёх пальцах камень весом в 70 батманов.
                        ***
                        Таким образом, в мифологии, обычаях, поверьях и обрядах башкир присутствуют все основные элементы и этапы формирования культа коня, характерные другим традициям. Наиболее древним пластом в культе коня являются тотемические представления. Предки башкир верили в тождество человека и коня, в способность их взаимного перевоплощения друг в друга и отсутствие принципиальной грани между ними. Эти убеждения послужили базой для формирования идей о происхождении отдельных групп людей от животных, в том числе и от лошади, веры в коня как в прародителя, тотемического предка.

                        В процессе дальнейшего развития религиозно-мифо логических воззрений первоначальные образы тотемических предков тесно переплелись с магикоанимистич ескими взглядами, постепенно превращаясь в сверхъестествен ные зооморфные божественные существа, покровителей людей и животных. Эта стадия развития культа коня нашла отражение в башкирской мифологии в образе небесного Акбузата (возможно, также Харата и Турата). С другой стороны, в связи с ростом роли коня в повседневной жизни и в военном деле в мифологии башкир формировался новый тип сверхъестествен ных коней – тулпары, сочетающих в себе черты как тотемических коней, так и реальных боевых спутников батыров.

    admin

    Наверх