Конь символ солнца плодородия и добра

Презентация к уроку изобразительного искусства «Городецкий конь»

Скачать:

Вложение Размер
gorodetskiy_kon.pptx 1.31 МБ

Конь — огонь – символ солнца, плодородия и добра. ТЕМА УРОКА:

«Веселый Городец» Есть на Волге город древний, По названью – Городец. Славится по всей России Своей росписью, творец. Распускаются букеты, Ярко красками горя. Чудо — птицы там порхают, Будто в сказку нас зовя. Если взглянешь на дощечки, Ты увидишь чудеса! Городецкие узоры тонко вывела рука! Городецкий конь бежит — Вся земля под ним дрожит! Чудо — птицы там порхают, И кувшинки расцветают! Будто в сказку нас зовя! Городецкие цветы Чудо, как хороши. Они душу веселят И на нас с тобой глядят. Из липы доски сделаны, И прялки, и лошадки… Цветами разрисованы, Как будто полушалки. Там лихо скачут всадники, Жар-птицы в высь летят. И точки чёрно-белые На солнышке блестят. Ох, Россия, ты, Россия, Славы не убавилось, Городцом, ты, Городцом На весь мир прославилась.

Данная презентация является дополнением, а так же помощником для учителя на уроке изобразительного искусства по теме

«Конь — огонь – символ солнца, плодородия и добра»

Вложение Размер
prezentaciya_moya.pptx 1.32 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Конь — огонь – символ солнца, плодородия и добра. ТЕМА УРОКА: Учитель начальных классов: Кожевникова Ольга Александровна ГБОУ СОШ №537 Московского района, СПб

Образец нашей работы

Перенесём рисунок на доску

Поставим ручку кисти в перпендикулярное положение по отношению к доске, где у нас будет располагаться цветок, а саму кисть прислоним к доске, так, чтобы она легла на неё, где будет лежать кончик кисти, там будет край круга.

Сделаем круги красного, голубого и оранжевого цветов

При пользовании «Инфоуроком» вам не нужно платить за интернет!

Минкомсвязь РФ: «Инфоурок» включен в перечень социально значимых ресурсов .

Технологическая карта урока

Составитель: Неустроева Любовь Николаевна, учитель начальных классов МАОУ Лицей №17

Углубить представление детей о традиционном образе коня в народном творчестве, емкости фольклорных представлений. Научить рисовать городецкого коня.

презентация, картинки, музыка.

— слушать и понимать речь других;

определять и формулировать цель деятельности на уроке;

— под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;

— определять последовательность действий на уроке.

— самооценка, самоконтроль, оценка работ обучающихся, рефлексия

— установка на здоровый образ жизни

Здравствуйте, ребята! Проверьте, все ли у вас готово к уроку: карандаши, гуаши, ластик, альбомные листы и кисти.

Дети встают, Здороваются, проверяют свою готовность к уроку

2. Актуализация знаний.

(На слайде городецкие росписи) Есть на Волге город древний,
По названью – Городец.
Славиться по всей России
Своей росписью, творец.
Распускаются букеты,
Ярко красками горя,
Чудо – птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовя.
Если взглянешь на дощечки,
Ты увидишь чудеса!
Городецкие узоры
Тонко вывела рука!
Городецкий конь бежит,
Вся земля под ним дрожит!
Птицы яркие летают,
И кувшинки расцветают!
— О какой росписи идет речь?
— Скажите пожалуйста,
Какие предметы расписывали Городецкие мастера?
— Какие же цвета используются в росписи?
— Что изображают Городецкие мастера в своей росписи?
— Очень полюбилось городецким мастерам включать в цветочную роспись мотивы – «птица».
-Кто вспомнит, что означало символ птицы?
Очень разнообразны сказочные городецкие птицы. Их расположение разнообразно и все сопровождаются гирляндами цветочного орнамента.

Слушают учителя, отвечают на вопросы

— слушать и понимать

деятельности на уроке;

свою деятельность на

действий на уроке.

3. Изучение темы.

Но самым изящным и грациозным изображением, конечно же считают городецкого коня. Фигуру коня можно увидеть в разных видах народного творчества : роспись, резьба, лепка, вышивка. Детские люльки и ковши, свистульки и узорные пряники, и даже конек оглупень венчающий крышу деревянного дома. Также коня можно встретить и в городецкой росписи.
-Взгляните на него. Как вы думаете какой он по характеру?
-Да и вправду резвый.
-А еще какой?
А еще мне кажется он
Красивый. Гордый, с сильной шеей и тонкими ногами. Его обязательно окружают яркими сказочными цветами. И получается, как будто мчатся кони в каких-то сказочных, весёлых садах. Конь является символом счастья. Поэтому именно его я предлагаю вам сегодня нарисовать. Мы познакомились с особенностями росписи. Чтобы приблизиться к её секретам, стать мастером, нужно учиться. А как называют учеников мастера? (Подмастерья).
— Так вот, вы пока ученики – подмастерья. Начнём!

Отвечают на вопросы учителя

Предметные умения: Воспитывать интерес к искусству Городецких мастеров. Уважение к творческому наследию.

4. Практическая часть

Выполняется городецкая роспись на желтой или оранжевой основе. Чаще, это жёлтый, т.к. раньше окрашивали дерево луковой шелухой. Поэтому я предлагаю вам работать именно на жёлтой поверхности.
— Городецкие мастера по поверхности работают сразу кистью и красками, но мы только учимся, поэтому, конечно же, сначала нарисуем изображение коня простым карандашом. Помните, сильно на карандаш не нажиманием. И что центром композиции является конь, а значит он будет крупным и ярким.
— Кладем лист бумаги в вертикальном положении.
Разделим наш лист по вертикали пополам, а затем по горизонтали. Далее отмечаем линией расположение ног. Откладываем примерно по 2 см.
В верхнем левом прямоугольнике ближе к середине, рисуем круг(4 см). Превращаем его в изогнутую капельку. Далее от капельки вправо чертим линию, которая плавно поднимается вверх, чтобы определить какой длины, измеряю размер окружности, и откладываю от данного круга. Здесь я рисую вторую окружность, он чуть поменьше первого круга, далее как и туловище, превращаем его в капельку, до линии середины.
Здесь отметим линию седла.
Расширяем шею коня.
К изогнутой шеи приписываем небольшую голову, она овальной формы. Покажем расположение рта, для этого к голове пририсуем два небольших кружка. К голове коня приписываем острые треугольные ушки.
Начинаем работу над ногами. Первую ногу заостряем до линии середины. Вторая нога у нас уже готова. Проводим первую и вторую линию, они находятся на одном уровне, не забываем про маленькие треугольные копытца. Далее выполняем переднюю ногу, она по традиции рисуется поднятой. Дорисуем еще одну ногу, они тоже находятся на одном уровне с поднятой ногой, на первой линии.
Основная часть выполнена, осталось выполнить декоративную гриву, седло и пышный хвост.
Начинаем работать гуашью. Для работы с черной гуашью, используем на двоих, лишь одну непроливайку, вторая пригодиться нам для работы с белой гуашью.
Держим кисть перпендикулярно листу. Насыщенной черной гуашью, пишем силуэт коня, оставляем гриву и седло. Ноги коня проводим тонкой линией.
Гриву и седло пишем красной гуашью.
Как вы думаете чего не хватает на нашем коне? Для этого
сейчас мы отправимся на наших лошадях в мастерскую «Оживка».

Обучающиеся рисуют по образцу, по этапам, которые предлагает учитель

Предметные умения: Формирование практических умений и навыков рисования с образца

Конь
Конь меня в дорогу ждет, (руки за спиной сцеплены в замок)
Бьет копытом у ворот, (ритмичные поочередные поднимания согнутых в коленях ног)
На ветру играет гривой
Пышной, сказочно красивой, (покачивания головой, затем наклоны в стороны)
Быстро на седло вскочу,
Не поеду — полечу, (подскоки на месте)
Цок — цок — цок,
Цок — цок — цок, (руки полусогнуты в локтях перед собой)
Там за дальнею рекой
Помашу тебе рукой, (подскоки на месте, машем руками)

Обучающиеся повторяют действия за учителем

6. Продолжение Темы

Вот мы с вами и оказались в мастерской «Оживка».
Сейчас мы с помощью белой гуаши, будет выполнять оживку коня. Оживку будем выполнять с помощью различных узоров, это точки, спирали, капли, скобки.
Какие узоры вы будете применять для оживки, вы выберите сами. Узоры вы можете увидеть на доске и на слайде.
На прошлых уроках вы выполняли цветочные гирлянды.
Вспомним какие цветы можно встретить на гирлянде?
-Сейчас каждый самостоятельно выполнит гирлянду, которая будет украшать композицию коня.

7. Подведение итогов.

— Завершаем свои работы. Вижу, вы все отлично потрудились.
Кто не доделал свою работу, может закончить её дома.
Первый ряд выйдете к доске и покажите, что у вас получилось.
— Какие вы молодцы. У вас замечательные работы. Давайте похлопаем им.
— А теперь второй ряд? (комментирую каждый рисунок)
— Вы справились с заданием. Покажем им ВО.
— И третий ряд. Отлично, настоящие подмастерья.
— Даю всем пять.
— Кто является центральной фигурой нашего рисунка?
Какие цвета мы использовали в рисовании городецкого коня ?
— Мы познакомились лишь с малой частью великого культурного наследия, которое оставили наши предки.
Мир, в котором мы живем, переполнен информацией, новыми машинами, технологиями. Он постоянно подгоняет нас вперед и заставляет идти, ускоряя шаг.
Закончить сегодняшний урок мне хочется словами эпиграфа:
Творенья русских умельцев дороже
Душе моей всяких иных,
И чем-то особым и звонким похожи
На тех, кто задумывал их.

Подготовка выставки из получившихся рисунков.

Регулятивные: самооценка, оценка работ обучающихся, рефлексия

Тезаурус

Конь – крестьянский кормилец, опора всего хозяйства. Конь – один из древнейших и любимых образов народного искусства. Конь был столь же необходим крестьянину, чтобы выращивать хлеб, как и само солнце. Солнце приобретало образ коня, а конь как бы приобретал силу солнца.

Список литературы
  • Авторские программы по изобразительному искусству: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Г. А. Поровская, А. Н. Щирова, Н. Р. Макарова, Е. В. Алексеенко. Изобразительное искусство. Рабочая программа для 1—4 классов общеобразовательной школы.
  • Учебники по изобразительному искусству: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Изобразительное искусство. 1 – 4 классы. Стр. 39-43.
    • Творческие тетради: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, А. Н. Щирова, Н. Р. Макарова. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 1 – 4 классы.
    • Методические пособия: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Изобразительное искусство. 1 – 4 классы. Методическое пособие. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений (рекомендации к проведению уроков изобразительного искусства в 1 – 4 классе).
    • Хрестоматии литературных произведений к урокам изобразительного искусства.
    • Справочные пособия, энциклопедии по искусству.
    • Научно-популярная литература по искусству.
    • Альбомы по искусству.
    • Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемЖанна Фонякова

      Похожие презентации

      Презентация на тему: » Городецкая роспись. Существует три вида композиции в городецкой росписи: –цветочная роспись; –с элементами мотива (конь и птица); –сюжетная роспись.» — Транскрипт:

      2 Существует три вида композиции в городецкой росписи: –цветочная роспись; –с элементами мотива (конь и птица); –сюжетная роспись.

      3 Птица Птица – символ света, счастья и добра. Декоративная композиция: равновесие красочных пятен, узорные декоративные разбивки, симметрия, ритм, единство колорита.

      9 Конь Конь — символ солнца, плодородия и добра. Декоративная композиция: линия, силуэт с вариациями городецких разживок. Восприятие образов вороного коня и всадника в изделиях городецких мастеров.

      Презентация к уроку ИЗО по теме «Конь – символ солнца, плодородия и добра. Городецкая роспись».

      Просмотр содержимого документа
      «Конь – символ солнца, плодородия и добра. Городецкая роспись»

      Учитель начальных классов

      • Городецкая роспись — русский народный художественный промысел . Существует с середины XIX век (19 век), в районе города Городец . Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой , украшала прялки, мебель, ставни, двери.

      в городецкой росписи

      Городецкий конь бывает только черного цвета. Это традиция.

      Конь в городецкой росписи — символ богатства.

      • Вы слыхали такое слово — «безлошадный»? Когда его употребляют даже в наше время, то имеют в виду крайнюю бедность того человека, о котором говорят «безлошадник».
      • В старину, те крестьяне, у кого лошади не было, были самые бедные на селе люди: ни землю в поле вспахать, ни сена коровушке привезти, ни на базар поехать что-то из своего урожая продать, ни врача больному доставить.
      • Словом, плохо в хозяйстве без лошади было. И настолько конь был значителен в жизни сельских жителей, что в крестьянской росписи он стал символом богатства.
      • Кистью, насыщенной черной краской, пишется мазок, подобный тому, каким пишут шейку и грудь птицы. К этому мазку приписывается еще один, образующий вместе с первым изогнутую каплевидную форму, в которой уже угадывается изогнутая шея и грудь коня.

        К передней части туловища коня приписывают очертание седла.

        От задней линии седла пишется круп коня.

        К изогнутой шее приписывают небольшую округлую продолговатую головку.

        К голове коня приписывают острые треугольные ушки.

        К туловищу дописывают верхние части ног, при этом передняя по традиции пишется поднятой.

        К верхним частям приписывают их нижние части от колена до копыта. При этом городецкий художник никогда не стремится к анатомической правильности, создавая обобщенный, но вместе с тем достаточно убедительный образ.

        Тщательно выполняют копытца коня, иногда похожие на черные остроконечные листики.

        Следующая стадия работы — изображение хвоста. Пышный струящийся хвост выполняется свободными плавными движениями кисти.

        После окончания работы над силуэтом коня закрашивают ярким нарядным цветом седло, пишут уздечку.

        Завершающей стадией работы, как всегда в Городце, становится белильная разживка. Белилами пишут круглый глаз коня, параллельными тонкими штрихами обозначают его гриву, украшают хвост, мелкими мазочками оттеняют копытца. Чем больше любит художник своего конька, тем изысканней и нарядней украшает он его сбрую.

        Этапы городецкой росписи

        Назовите этапы городецкой росписи.

        Символ солнца

        Городецкая роспись

        Вставьте пропущенные слова.

        роспись — как ее нам не знать.

        Здесь и жаркие , молодецкая стать.

        Здесь такие , что нельзя описать.

        Здесь такие , что ни в сказке сказать

        Городец
        Образ коня

        Выделите цветом словосочетания передающие образ коня в народных преданиях, сказках, былинах.

        Вороной конь и всадник, самая знаменитая тема городецкой росписи. «Вспоить, вскормить, на коня посадить» — так говорили в старину. В народных сказках, былинах, преданиях образ коня создан с помощью таких выражений: «конь-свет» , «конь-сила богатырская» , «конь-птица» .

    admin

    Наверх