Конь символ солнца плодородия и добра изо 4 класс

Урок для 4 класса. По теме «Городецкий конь»

Просмотр содержимого документа
«Урок по изобразительному искусству «Городецкий конь»»

Министерство образования и науки республики Татарстан

ГАПОУ «Набережночелнинский педагогический колледж»

пробного урока по изобразительному искусству

МБОУ «СОШ №35 с углубленным изучением отдельных предметов»

на тему «Конь-символ солнца, плодородия и добра»»

студентки группы П-143

по специальности 44.02.02

«Преподавание в начальных классах»

Насыровой Лии Линаровны

Подпись учителя __________ Полонская Ирина Васильевна

Подпись группового руководителя __________Хаматшина М.Р.

Дата проведения урока: 12 октября 2016 год

За конспект ________

За урок ________

За анализ ________

За наглядный материал ________

Итоговая оценка ________

Тема. «Конь- символ солнца, плодородия и добра »

Методы: рассказ, объяснение, демонстрация.

Оборудование: презентация, картинки, музыка.

1. Организационный момент (2 минуты)
2. Актуализация знаний (5 минут)
3. Объяснение задания (10 минут)
4. Практическая работа (25 минут)

5. Подведение итогов (3 минуты)

— Здравствуйте, ребята! Меня зовут Лия Линаровна. Сегодня урок проведу у вас я. Проверьте, все ли у вас готово к уроку: карандаши, фломастеры, ластик, альбомные листы.

2. Актуализация знаний

Предлагаю посмотреть видеоролик и определить тему нашего урока.(Видеоролик «Русс.народный костюм»)

— О чем этот видеоролик? Это и есть тема нашего урока.

— Показан женский народный костюм. Но и у мужского народного костюма имеются свои особенности. (вкл.презентация(слайды с текстом и картинками): Русский мужской костюм состоял из рубахи, портов (широкие штаны), пояса(кушак), сапог и головного убора. Основой мужского костюма была рубаха. Она доходила до колен и имела у ворота разрез посредине или сбоку. Такую рубаху называли косоворотка. Косоворотку носили навыпуск и обязательно подпоясывали, пояс — символизировал Обережный Круг Богов, которые не только оберегают человека, но и направляют его по правильному пути. Если человек появлялся в обществе без пояса, то про него говорили, что он распоясался и может натворить немало бед. Украшали русские народные костюмы вышивкой. Это могли быть различные знаки солнца, земли, воды, плодородия.(показать на картинках) Эта вышивка служила оберегом от бед и ненастий.

Презентация может быть использована на уроках изо и внеклассной деятельности

Просмотр содержимого документа
«Презентация урока ИЗО по теме «Конь – символ солнца, плодородия и добра. Декоративная композиция»»

Есть на Волге город древний,

По названью – Городец.

Славится по всей России

Своей росписью, творец.

Ярко красками горя.

Будто в сказку нас зовя.

Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!

Городецкие узоры тонко вывела рука!

Городецкий конь бежит —

Вся земля под ним дрожит!

Чудо — птицы там порхают,

И кувшинки расцветают!

Будто в сказку нас зовя!

Чудо, как хороши.

Они душу веселят

И на нас с тобой глядят.

Из липы доски сделаны,

И прялки, и лошадки…

Как будто полушалки.

Там лихо скачут всадники,

Жар-птицы в высь летят.

И точки чёрно-белые

На солнышке блестят.

Ох, Россия, ты, Россия,

Славы не убавилось,

Городцом, ты, Городцом

На весь мир прославилась.

  • Городецкая роспись — русский народный художественный промысел . Существует с середины XIX век (19 век), в районе города Городец . Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой , украшала прялки, мебель, ставни, двери.
    • Существует три вида композиции в городецкой росписи:
    • цветочная роспись; с элементами мотива (конь и птица); сюжетная роспись .
    • цветочная роспись;
    • с элементами мотива (конь и птица);
    • сюжетная роспись .
    • Запрягается в телегу,

      В сани, когда много снега,

      Травку щиплет, много пьёт,

      Сено и траву жуёт.

      Скачет во поле широком

      Он то рысью, то галопом,

      Мчится быстро, как огонь

      Этот зверь зовётся…

      в городецкой росписи

      Конь в городецкой росписи — символ богатства.

      • Вы слыхали такое слово — «безлошадный»? Когда его употребляют даже в наше время, то имеют в виду крайнюю бедность того человека, о котором говорят «безлошадник».
      • В старину, те крестьяне, у кого лошади не было, были самые бедные на селе люди: ни землю в поле вспахать, ни сена коровушке привезти, ни на базар поехать что-то из своего урожая продать, ни врача больному доставить.
      • Словом, плохо в хозяйстве без лошади было. И настолько конь был значителен в жизни сельских жителей, что в крестьянской росписи он стал символом богатства.
      • Городецкий конь бывает только черного цвета. Это традиция.

        При пользовании «Инфоуроком» вам не нужно платить за интернет!

        Минкомсвязь РФ: «Инфоурок» включен в перечень социально значимых ресурсов .

        Описание презентации по отдельным слайдам:

        Выберите книгу со скидкой:

        ЕГЭ. География. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

        350 руб. 163.00 руб.

        350 руб. 171.00 руб.

        ЕГЭ-2019. География. Теория и практика

        350 руб. 213.00 руб.

        ОГЭ. География. Большой сборник тематических заданий для подготовки к основному государственному экзамену

        350 руб. 197.00 руб.

        География. 10-11 классы. Атлас. (Традиционный комплект) (РГО)

        География. 7 класс. Атлас. (Традиционный комплект)(РГО)

        350 руб. 106.00 руб.

        География. 5 класс. Атлас. (Традиционный комплект).

        География. 10-11 классы. Контурные карты. (Традиционный комплект) (РГО)

        350 руб. 59.00 руб.

        География. 6 класс. Атлас. (Традиционный комплект)(РГО)

        География. Материки, океаны, народы и страны. 7класс. Атлас

        350 руб. 184.00 руб.

        География. 9 класс. Контурные карты. (Традиционный комплект) (РГО)

        География. Начальный курс географии. 6класс. Контурные карты

        350 руб. 101.00 руб.

        БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

        Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

        Бесплатный
        Дистанционный конкурс «Стоп коронавирус»

        • Евпачурина Ирина МихайловнаНаписать 0 29.11.2017
        • Номер материала: ДБ-914524

          Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

          Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

          «Развитие эмоционального интеллекта»

          Спикер: Анна Быкова (#лениваямама)

          29.11.2017 3503
          29.11.2017 316
          29.11.2017 533
          29.11.2017 369

        29.11.2017 321
        29.11.2017 285
        29.11.2017 709
        29.11.2017 549

        Не нашли то что искали?

        Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

        Помогает проект «Инфоурок»

        Вам будут интересны эти курсы:

        Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

        Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

        Ведущая тема года:
        ВЕЧНЫЕ И ЛЮБИМЫЕ ОБРАЗЫ В ИСКУССТВЕ

        ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ

        Развитие эмоционально-эстетического восприятия произведений живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, в которых через вечные образы-символы, образы-архетипы, заключенные в произведениях разных видов и жанров, в творениях народных мастеров разных стран, раскрывается образная (трехчастная) картина мира, обнаруживается неисчерпаемость природных образов («древо жизни», образы птиц и животных, природных стихий — земли, воды, огня, воздуха), человек (его портрет, костюм, кукла), его дела (труд, отдых, праздники, ремесла, сказки и быль, игры и увлечения), история и защита Отечества (исторический жанр), вещи вокруг человека (натюрморт).
        Формирование эстетических представлений и художественных умений в работе:
        с цветом как средством выразительности в живописи. Многообразие цветотоновых оттенков в выявлении художественных образов, нахождение цвета для изображения объема и освещенности реальных предметов. Прием получения звучных, чистых, сложных, мягких и других цветовых пятен, цветовых сочетаний. Понятие локального цвета. Освоение различных приемов акварельной живописи («по сырому», «а-ля прима» и др.), изменение цвета в зависимости от расположения предмета в пространстве. Приемы изображения пространственных планов в реалистической живописи. Выполнение упражнений на подбор цветовой гаммы разных состояний природы. Экспериментирование с цветом (работа по сырой бумаге, мазок с восковым рисунком);
        с графическими средствами выразительности. Роль линии, силуэта в создании образа отдельных явлений природы, в изображении головы и фигуры человека, композиции в целом. Приемы передачи объема в искусстве графики. Простейшие приемы передачи светотени (свет, тень, полутень и др.) в рисовании предметов комбинированной формы. Упражнения по выполнению набросков фигуры взрослого человека и фигуры ребенка, объектов природы, деревьев, транспорта, игрушек. Приемы изображения пространства с применением элементарных закономерностей линейной и воздушной перспективы (линия горизонта, уровень зрения, точка схода). Приемы передачи движения (ветра, движущихся облаков, людей, транспорта и т. д.) с помощью линий, штрихов. Выполнение набросков знаков-символов четырех природных стихий (солнце, небо; земля, вода, дерево; русалки, неведомые существа). Упражнения на выполнение плакатного шрифта. Рисование цветными мелками, карандашами, пастелью, углем, фломастерами; использование материалов для коллажа (цветная бумага, вырезки из старых журналов, газет, фотографии и т. д.);
        по составлению станковой композиции (на примерах натюрморта, пейзажа, портрета, сюжетно-тематической композиции). Применение различных композиционных закономерностей для образного решения сюжета (выбор угла зрения, выделение композиционного центра, контрасты размеров, света и цвета и др.). Работа по чтению и составлению композиционных схем;
        по составлению декоративной композиции (декоративный натюрморт, сюжетно-тематическая, орнаментальная, абстрактная композиция). Приемы организации декоративной композиции: множественность времени, многосюжетность, условная трактовка элементов композиции и т. д. (на примерах лаковой миниатюры Палеха, лубочных картинок, художественного оформления праздничной открытки, плаката, памятной медали). Выявление роли силуэта, черного контура, условной передачи цвета, света и тени в изображении предметов и людей в различных декоративных композициях. Выразительные средства плаката (графичность, лаконичность, условность в характере изображения, броскость, призывность цвета, особенности композиции — соединение изображения с текстом). Знакомство с медальерным искусством. Ясность, лаконичность композиций, применение символов, эмблем, аллегорий. Сочетание изображения и надписи.
        Опыт художественно-творческой деятельности:
        изображение пейзажа (отдельных элементов и композиции) по памяти и представлению живописными, графическими и декоративными средствами. Отражение образа мироздания в произведениях изобразительного и народного искусства, фольклора и литературы. Создание композиции, отражающей собственное видение мира («Я все люблю, что мне земля дала. »). Создание композиций пейзажа по памяти с отражением характерных признаков природы родных мест: один и тот же природный мотив в пору золотой и поздней осени («Осень — перемен восемь»); зимняя картина («Зимняя прогулка»); главный герой пейзажа — дерево (древо жизни — символ мироздания) («Величие и красота могучего дерева»); уголок природы ранней или поздней весной («Апрельский сон с его улыбкой маю. »). Передача в рисунке динамики, движения. Работа над графическими образами неба, воздуха, облаков («Вольный ветер — дыхание Земли»);
        изображение натюрморта с натуры, по памяти и представлению. Выполнение зарисовок отдельных предметов (предметы быта и домашней утвари) с передачей характерных признаков формы, объема («Ожившие вещи»). Рисование с натуры тематического натюрморта графическими материалами («Вещи старого дома»). Составление декоративной композиции натюрморта из предметов современного быта («Вещь во времени и в пространстве») и выполнение ее из материалов на выбор (гуашь, черная тушь);
        изображение человека. Выполнение набросков и зарисовок сказочных персонажей в народных костюмах, воинов русской и французской армий времен Отечественной войны 1812 г. («Доблесть русских воинов. Бородино»). Создание образа художника или народного мастера с передачей внешнего сходства в лице, костюме, в предметном окружении. Выбор и передача поворота головы, движения фигуры, ситуации («Знатна Русская земля своими мастерами»). Оформление родословного древа и выполнение группового портрета своей семьи («Дуб стар, да корень свеж»). Знакомство с монументальным искусством в скульптуре. Создание эскиза памятника воину-освободителю («Это праздник со слезами на глазах. »);
        составление сюжетно-тематических и декоративных композиций: иллюстраций к литературным и фольклорным произведениям, на исторические и бытовые темы, плаката, лубочной картинки. Прием уподобления природных циклов образу человека, передача в костюме особенностей состояния природы в конкретный месяц с помощью цвета и декора («Двенадцать братьев друг друга не обходят»). Выполнение эскизов и композиций иллюстраций к сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев». Передача в сюжетной композиции реальных или вымышленных образов, отражение определенного военного сюжета, действия. Рисование иллюстрации к фрагменту стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино» («Да, были люди в наше время. »). Создание композиции картинки в технике лубка («Потешные листы»). Выполнение поисковых эскизов и работа над композицией: плаката в технике коллажа («Вода — жизнь»); памятной медали («Медаль за бой, медаль за труд из одного металла льют»). Создание композиции образа одного из времен года с использованием характерных признаков, особенностей колорита («За весной, красой природы, лето красное придет. »). Выявление сходства и различий в создании художественного образа времени года выразительными средствами разных искусств (изобразительного и народного).

        ОСНОВЫ НАРОДНОГО
        ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

        Развитие эмоционально-эстетического восприятия произведений народного декоративно-прикладного искусства, ансамбля художественных вещей (крестьянский дом, народный праздничный костюм, предметы домашнего быта), в которых отражается представление народа о строении мироздания (трехчастная картина мира — небо, земля, подземный мир), символах-архетипах, природных стихиях. Выявление связей образа художественной вещи с образами в изобразительном искусстве, с жизнью своего края и историей народа.
        Формирование представлений о символике народного орнамента. Образы мироздания — древо жизни, жилище русского крестьянина, прялка, народный костюм. Отражение в орнаменте элементов мироздания (образы-символы неба, солнца, звезд, воды, осадков, земли, птиц, животных), сходство их расположения на фасаде избы и в народном костюме. Магическая и эстетическая роль орнамента. Ритмические схемы построения орнамента: ярусное расположение орнаментальных мотивов (в прялке), симметрия и асимметрия в построении орнамента, характер элементов городецкой росписи (растительный и зооморфный, изображение человека).
        Опыт художественно-творческой деятельности:
        ознакомление с орнаментом в резьбе по дереву (домовая резьба, прялка), по ганчу. Выполнение зарисовок элементов деревянной архитектуры (фасад дома, резные наличники, причелины) на основе повтора, вариаций и импровизаций, группировка изображаемых орнаментальных элементов соответственно их расположению на фасаде дома. Нахождение аналогий в размещении, символическом содержании орнамента в декоре избы и народного костюма, выполнение по наблюдению зарисовок фасада дома («Изба и народный костюм как образ вселенной»). Своеобразие символики узбекских орнаментов в резьбе по ганчу. Сходство орнаментальной символики в искусстве разных народов;
        ознакомление с искусством изготовления русской прялки Русского Севера (вологодская, мезенская, северодвинская прялки), Ярославля, Городца. Отличительные особенности конструкции, орнамента резных и расписных прялок. Упражнения на рисование знаков-символов (солнце, земля, древо жизни, птица счастья) по мотивам вологодской и пермогорской прялок;
        ознакомление с искусством городецкой росписи по дереву. Городецкая прялка как предмет труда, украшение интерьера, подарок. Особенности ее конструкции (донце, гребень) в сравнении с конструкцией прялок северных регионов России. Сходство художественных образов пряхи в изображении лаковой миниатюры и песне. Образ мироздания в росписи городецкой прялки, особенности орнаментальной композиции (ярусность, симметрия). Упражнения по освоению последовательности росписи (подмалевка, разживка черным цветом, разживка белилами). Выполнение на основе повтора и вариаций изображений растительных мотивов («Купавки, розаны, бутоны, листочки. »), птицы («Пава-краса»), коня («У меня базарна прялочка. на ней кони. »). Составление композиции панно по мотивам городецкой росписи (импровизация) с передачей образа мироздания;
        ознакомление с искусством резьбы по ганчу. Орнамент в каменной архитектуре узбекских мастеров и других народов Востока. Своеобразие ганча как поделочного материала (эластичность, прочность, белизна). Отражение в работах мастеров природных стихий, любви к родной природе. Особенности резного орнамента (арабески — символичные растительные и геометрические мотивы; тематические сюжеты). Приемы резьбы по ганчу (сквозная, рельефная), последовательность исполнения. Выполнение упражнений черным фломастером или палочкой и черной тушью на повтор символов узбекского орнамента и составление узора («Узоры из глубины веков в резьбе по ганчу»). Составление симметричного узора в круге (вариации, импровизация) с использованием символики узбекского орнамента («Твой ажурный узор в резьбе по ганчу»).

        Ведущая тема года:
        ТРУДОМ МИР СТРОИТСЯ

        РАБОТА С БУМАГОЙ

        Развитие эстетического восприятия изделий из белой и цветной бумаги, произведений декоративно-прикладного и народного искусства.
        Овладение начальными трудовыми знаниями и умениями в работе с бумагой: бумага (ватман, обойная, тонированная, упаковочная) и картон; инструменты, материалы и приспособления для скрепления (ножницы, шило, циркуль, бокорезы; клей ПВА, проволока, бумажная лента); способы технологической обработки бумаги: гофрировки — елочные структуры; асимметричное вырезывание из сложенной заготовки; прокалывание, скручивание; аппликация; модульное оригами; склеивание; простейшие базовые формы техники оригами (блин, змей, двойной квадрат); чтение условных обозначений (загнуть деталь от себя, подравнять); в работе по технологической карте. Приемы обработки бумаги: выбор бумаги (по цвету, фактуре, плотности, текстуре); разметка по образцу, по шаблону, сгибу, готовой вспомогательной форме; выкраивание деталей в разворот и из заготовок, сложенных многократно. Выполнение изделий из бумаги с помощью складывания, художественного вырезывания, оригами, аппликации; организация рабочего места; практическая работа по технологической карте; проведение мини-мастер-классов; организация выставок творческих работ и экскурсий; коллективная оценка результатов работы.
        Формирование трудового опыта в процессе конструирования:
        воздушных конструкций в технике модульного оригами-звезды; объемное конструирование на основе цилиндрической и конусообразной поверхностей (подставки, солонки по мотивам городецких изделий) и приема передачи объема с помощью бумажной ленты; прокалывания, аппликации;
        изделий из бумаги и картона: комплект предметов для письменного стола (записная книжка, закладка, визитница, коробочка для скрепок) в технике оригами, гофрирования (елочные структуры), аппликации;
        декоративных композиций: рельефное панно с деталями в технике художественной вырезанки приемами скручивания, гофрирования по мотивам традиционного русского деревянного зодчества; панно в технике асимметричной вырезанки по мотивам природных и архитектурных достопримечательностей родного края.

        РАБОТА С ТКАНЬЮ

        Развитие эстетического восприятия изделий из текстильных материалов, произведений народного и профессионального декоративно-прикладного искусства — тканых изделий (узорное ткачество на бердышке), вышивки (техника «набор»), лоскутного шитья (ляпачная техника), сувениров из ткани (прихватки, грелки на чайник, коллажи).
        Овладение начальными трудовыми знаниями и умениями в работе с текстильными материалами. Ткани из искусственных синтетических и смешанных волокон, их применение; традиционный и современный способы изготовления ткани (прядение, ткачество, декор); конструирование изделий из ткани по заданным условиям и собственному замыслу; составление выкройки на основе эскиза, по результатам обмеров; самостоятельное предварительное планирование работы, организация рабочего места, сотрудничество в трудовом процессе, самоконтроль, самостоятельное выявление дефектов изделия, их устранение; самооценка работы.
        Формирование трудового опыта в процессе:
        ознакомления с традиционным узорным ткачеством. Разнообразие видов узорного ткачества на бердышке. Изделия народных мастеров родного края. Геометричность тканых узоров. Ритмичность и уравновешенность колорита тканого орнамента. Устройство и принцип работы бердышка. Конструирование бердышка и челнока для ткачества, приемы выполнения узорной ткани на бердышке; приемы тканья декоративной тесьмы по мотивам традиционных узорных поясов; изготовление панно из тесьмы, вытканной на бердышке (коллективная работа);
        ознакомления с народной вышивкой на предметах быта и народной одежде. Традиционная технология выполнения вышивки «набор», ее варианты. Использование вышивки в дизайне упаковки (мешочек) для праздничного подарка. Конструирование из ткани праздничной упаковки с учетом формы и размеров подарка, вышивка на изделии орнамента с помощью традиционных вариантов вышивки «набор»; выполнение объемного дна в изделии из ткани;
        ознакомления с лоскутной техникой. Технологические особенности и художественные возможности традиционной лоскутной техники «ляпачиха». Варианты технологии пришивания деталей ляпачихи к основе изделия, их влияние на фактуру лоскутного изделия. Подбор материала (лоскуты однотонные и с набивным рисунком в контрастной и в сближенной гамме; ткань для основы панно). Приемы лоскутного шитья в технике «ляпачиха»; композиция и колорит в лоскутном изделии (декоративное панно из лоскута на основе ляпачной техники «Все краски русской осени»);
        конструирования из текстиля. Приемы конструирования из текстиля и других материалов декоративных и функциональных предметов быта (прихваток различной формы, грелок на чайник, декорированных в технике аппликации; коллективного панно в технике аппликации и др.). Декор изделий из ткани сутажом, бисером, пуговицами, лентами, аппликацией из различных материалов; окантовка края изделия на основе изученных ранее способов (по выбору).

        РАБОТА С ПЛАСТИЧНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ

        Развитие эстетического восприятия керамических изделий — произведений народного и профессионального декоративно-прикладного искусства: сувениров, декоративных панно с рельефным изображением.
        Овладение начальными трудовыми знаниями и умениями в работе с глиной (пластилином). Обобщение знаний о видах пластичных материалов, сравнение их свойств, приемов обработки, об условиях применения различных инструментов и приспособлений для обработки пластичных материалов; выбор способа декора в зависимости от назначения изделия, традиции его изготовления. Знакомство с разновидностями рельефов: барельеф, горельеф, контррельеф. Конструирование изделий из пластических материалов по заданным условиям и собственному замыслу; разработка технологии изготовления; лепка и декор с помощью изученных ранее приемов и способов; выполнение изделия на основе эскиза; самостоятельное предварительное планирование работы, организация рабочего места, сотрудничество в трудовом процессе, самоконтроль, самостоятельное выявление дефектов изделия, их устранение; самооценка работы.
        Формирование трудового опыта в процессе конструирования из пластичных материалов: проектирование и выполнение в материале сувенира с древними символами своего города, села; создание коллективной объемной композиции (панно для оформления интерьера) на основе соединения декоративных пластин с изображением древних символов земли, воды, солнца, древа жизни и бусинок разных размеров. Использование разнообразных приемов лепки и декорирования изделия.

        РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ

        Развитие эстетического восприятия изделий из природных материалов, произведений декоративно-прикладного искусства и народного творчества. Плетеные изделия из лозы, бересты, елового корня (короба, корзины, пестери и т. п.) в интерьере крестьянской избы Русского Севера. Использование флористики в современном дизайне интерьера, костюма. Фитодизайн.
        Овладение начальными трудовыми знаниями и умениями в работе с природными материалами. Разнообразие видов цветов для составления праздничного букета, различие цветов и стеблей по форме, размеру, цвету; мочало как материал для изготовления сувениров, его свойства (гибкость, пластичность, податливость, цвет); выбор инструментов в зависимости от свойств природных материалов; декор цветочных композиций дополнительными материалами (веточками, прутьями, травами и др.); украшение изделий из мочала декоративными лентами, тесьмой, плетением, объемных изделий из бересты — плетеным декором. Конструирование изделий по заданным условиям и собственному замыслу; самостоятельное предварительное планирование работы, организация рабочего места, сотрудничество в трудовом процессе, самоконтроль, самостоятельное выявление дефектов изделия, их устранение; самооценка работы.
        Формирование трудового опыта в процессе конструирования:
        из бересты. Использование природных качеств бересты (гибкость, пластичность, прочность, цвет) в создании плетеных изделий. Традиционные плетеные изделия из бересты (солоничка, коробейка, обувь) и основные виды плетения (прямое и косое). Изготовление изделий с помощью доступных для детей традиционных технологических приемов. Использование приемов объемного косого плетения из бересты; способ закрытия края изделия зубцами. Выполнение плетеного декора;
        из других природных материалов. Конструирование игрушек из мочала по собственному замыслу с выбором способов, изученных при изготовлении игрушек из соломы, применение известных способов декора в соответствии с замыслом; выбор цветов для букета по форме, размеру, колориту в соответствии с задуманной композицией; выполнение различных видов цветочных композиций (массивная, линейная, смешанная); выбор сосуда в соответствии с композицией букета.

        РАБОТА С РАЗНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ

        Развитие эстетического восприятия изделий из разных материалов, произведений современного декоративно-прикладного искусства и народного творчества (изделия из металла, синтетических материалов).
        Овладение начальными трудовыми знаниями и умениями в работе с разными материалами. Филигрань (скань) — один из древнейших видов народного искусства. Декоративные кубки, вазы, тарелки, шкатулки, броши, кулоны мастеров Древней Руси (Новгород, Москва, Кострома), Дагестана. Оригинальность графики и пластики филиграни. Виды сканых узоров: ажурные и накладные. Медная проволока как материал для филиграни, свойства проволоки (пластичность, красивый цвет); синтетические упаковочные материалы (сосуды, коробки, баночки из пластика; упаковки для пищевых продуктов, соков), их свойства, приемы обработки, возможности использования в конструировании; инструменты и приспособления для обработки разных материалов: ножницы, круглогубцы, стержни, бокорезы, их устройство, принцип работы, правила техники безопасности; декор изделий цветной бумагой, фольгой, нитками. Самостоятельное предварительное планирование работы, организация рабочего места, самоконтроль, самостоятельное выявление дефектов изделия, их устранение; самооценка работы.
        Формирование трудового опыта в процессе конструирования из разных материалов. Разработка эскиза композиции по мотивам филиграни; приемы сгибания проволоки с помощью круглогубцев и стержней, резания бокорезами; выполнение спиралей и колечек, скручивание «шнурка» из проволоки; составление композиции на пластине из картона, сборка на клее; соединения с помощью ниток, проволоки (сувенир-подвеска из проволоки по мотивам филиграни). Проектирование новогодней игрушки из синтетических упаковочных материалов, проволоки, бумаги, тесьмы, ниток и др. Приемы резания упаковочных материалов, отгибания нарезанных деталей; приемы декорирования с помощью плетения, обвивания, сминания.

        Примерное планирование уроков
        изобразительного искусства
        и художественного труда в 4 классе

        Тема урока ИЗО.
        Вид творческой работы

        Тема урока
        художественного труда.
        Вид творческой работы

        Описание разработки

        Огонь — это движущая сила, энергия. В нем наиболее ярко воплощена борьба и единство противоположностей.

        Она разрушитель — с одной стороны, но с другой — этот тот, кто дает энергию созидания. Его сила необузданна, но он может быть нежным, кроме него никто не даст теплого покоя.

        Он дитя Солнца, а значит — источник жизни.

        Материальные проявления Стихии Огня: «живое» пламя, свет, тепло, электрическая энергия, молния.

        Символами Огня в магии являются свечи, костры, очаги.

        Традиционно Огонь ассоциируют с Югом, красным цветом, летом.

        С Огнем славяне связывают возникновение людей. Светозарый Огнебог.

        Конь-огонь – символ солнца, плодородия и добра.

        Обряды связанные с огнём.

        Обмакнув кисточку в темно-красную краску, сделайте пятно там, где будет полыхать будущее пламя. От него, двигаясь снизу вверх, наносите небольшие мазки — огненные языки.

        Их количество продиктует вам собственная фантазия, воображение и начальные знания, как рисовать огонь. На нарисованный слой нанесите опять-таки красную краску, но уже более светлую.

        Аналогичные действия проведите с желтым и оранжевым цветами. Не наносите оттенки один на другой, иначе все сольется в яркую кашу, и мастерство, призванное «оживить» картину, будет утеряно.

        Сделайте так, чтобы на общем фоне были отчетливо видны все оттенки.

        Нарисуйте искры. Для этого изобразите пару штрихов над огнем.

        Содержимое разработки

        УРОК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

        Тема: «Стихия огня»

        УМК «Перспективная начальная школа»

        Учитель начальных классов:

        Корнейчук Татьяна Николаевна

        Огонь — это движущая сила, энергия. В нем наиболее ярко воплощена борьба и единство противоположностей. Она разрушитель — с одной стороны, но с другой — этот тот, кто дает энергию созидания. Его сила необузданна, но он может быть нежным, кроме него никто не даст теплого покоя. Он дитя Солнца, а значит — источник жизни.

        Материальные проявления Стихии Огня: «живое» пламя, свет, тепло, электрическая энергия, молния. Символами Огня в магии являются свечи, костры, очаги. Традиционно Огонь ассоциируют с Югом, красным цветом, летом.

        С Огнем славяне связывают возникновение людей. Светозарый Огнебог

        символ солнца, плодородия и добра.

        Обряды связанные с огнём

        • Обмакнув кисточку в темно-красную краску, сделайте пятно там, где будет полыхать будущее пламя. От него, двигаясь снизу вверх, наносите небольшие мазки — огненные языки. Их количество продиктует вам собственная фантазия, воображение и начальные знания, как рисовать огонь. На нарисованный слой нанесите опять-таки красную краску, но уже более светлую. Аналогичные действия проведите с желтым и оранжевым цветами. Не наносите оттенки один на другой, иначе все сольется в яркую кашу, и мастерство, призванное «оживить» картину, будет утеряно. Сделайте так, чтобы на общем фоне были отчетливо видны все оттенки.
        • Нарисуйте искры. Для этого изобразите пару штрихов над огнем.
        • Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
          «Курганский педагогический колледж»

          Конспект урока
          по изобразительному искусству

          Студент Чернышова М.Б.

          Учитель Нелюбина И.П.

          УМК: Перспектива, программа «Изобразительное искусство», автор Шпикалова Т. Я., 4 класс.

          Тема урока: «Конь- символ солнца, плодородия и добра»

          Тип: Урок «открытия» нового знания.

          Цель: Организовать деятельность обучающихся по углублению представлений школьников о традиционном образе коня в народном творчестве, о ёмкости фольклорных представлений. Выполнение эскиза с включением мотива «конь».

          Образовательные: создать условия дляформирования кистевого навыка; знакомства обучающихся с городецкой росписью; знаний о характерных особенностях, колорите, элементах, цвете, форма, ритме, композиции; навыка рисовать коня в технике городецкой росписи.

          Развивающие: способствовать развитию изобразительной грамотности, познавательной активности и

          Воспитательные: содействоватьвоспитанию любови к Родине, её истории и национальной культуре.

          Оборудование: слайды и репродукции произведений городецких коней. Компьютер, мультимедиа. Раздаточный материал. Плакаты-таблицы. Кисти, гуашь, бумага

          Основные понятия: Актуализация знаний о городецкой росписи, значение символа коня в росписи. Оставление композиции с городецким конём.

          Методы: объяснительно-иллюстративный (изложение материала), практический (отработка навыков).

          Л3- коммуникативную компетентность в общении со сверстниками;

          Л4- потребность в самостоятельной практической творческой деятельности;

          К1-слушать и понимать речь других;

          Р5- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

          П1- ориентироваться в разнообразии способов решения задач;

          П3- осуществлять поиск и выделение необходимой информации;

          К2-уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

          Пр2- Умение компоновать рисунок;

          Материально техническое оснащение урока:

          Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. Изобразительное искусство 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций/ Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. М.: Просвещение, 2018. 208 с.

          Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др. Изобразительное искусство. 4 класс: творческая тетрадь. М.: Просвещение, 2018. 80 с.

          «Конь- символ солнца, плодородия и добра»

          Композиции с городецким конём.

          — Здравствуйте, ребята! Меня зовут Марина Борисовна. Сегодня урок проведу у вас я. Проверьте, все ли у вас готово к уроку: карандаши, гуаши, ластик, альбомные листы и кисти.

          Здороваются, проверяют свою готовность к уроку.

          (На слайде городецкие росписи)

          Есть на Волге город древний,

          По названью — Городец.

          Славиться по всей России

          Своей росписью, творец.

          Ярко красками горя,

          Чудо — птицы там порхают,

          Будто в сказку нас зовя.

          Если взглянешь на дощечки,

          Ты увидишь чудеса!

          Тонко вывела рука!

          Городецкий конь бежит,

          Вся земля под ним дрожит!

          Птицы яркие летают,

          И кувшинки расцветают!

          — О какой росписи идет речь?

          — Скажите пожалуйста, какие предметы расписывали Городецкие мастера?

          — Какие же цвета используются в росписи?

          Что изображают Городецкие мастера в своей росписи?

          Очень полюбилось городецким мастерам включать в цветочную роспись мотивы — «птица».

          -Кто вспомнит, что означало символ птицы?

          Очень разнообразны сказочные городецкие птицы. Их расположение разнообразно и все сопровождаются гирляндами цветочного орнамента.

          Слушают и смотрят

          Посуду, мебель, игрушки.

          голубой и все оттенки синего, розовый и красный, зелёный, жёлтый, чёрный, белый.

          Гирлянды цветов, птиц, коней.

          -Символ света, счастья

          Р3- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

          П4- развивать интерес к декоративно — прикладной деятельности;

          П5- проводить сравнение, объясняя критерии сравнения;

          Изучение новых знаний

          Но самым изящным и грациозным изображением, конечно же считают городецкого коня. Фигуру коня можно увидеть в разных видах народного творчества: роспись, резьба, лепка, вышивка. Детские люльки и ковши, свистульки и узорные пряники, и даже конек оглупень венчающий крышу деревянного дома. Также коня можно встретить и в городецкой росписи.

          -Взгляните на него. Как вы думаете какой он по характеру?

          -Да и вправду резвый.

          А еще мне кажется он

          Красивый. Гордый, с сильной шеей и тонкими ногами. Его обязательно окружают яркими сказочными цветами. И получается, как будто мчатся кони в каких-то сказочных, весёлых садах. Конь является символом счастья. Поэтому именно его я предлагаю вам сегодня нарисовать. Мы познакомились с особенностями росписи. Чтобы приблизиться к её секретам, стать мастером, нужно учиться. А как называют учеников мастера? (Подмастерья).

          — Так вот, вы пока ученики — подмастерья. Начнём!

          — Слушают и смотрят.

          -Резвый, сильный, быстрый, легкий на подъем.

          Р1- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

          Р2- формулировать учебные задачи;

          Этап практического применения знаний

          Выполняется городецкая роспись на желтой или оранжевой основе. Чаще, это жёлтый, т.к. раньше окрашивали дерево луковой шелухой. Поэтому я предлагаю вам работать именно на жёлтой поверхности.

          — Городецкие мастера по поверхности работают сразу кистью и красками, но мы только учимся, поэтому, конечно же, сначала нарисуем изображение коня простым карандашом. Помните, сильно на карандаш не нажиманием. И что центром композиции является конь, а значит он будет крупным и ярким.

          — Кладем лист бумаги в вертикальном положении.

          Разделим наш лист по вертикали пополам, а затем по горизонтали. Далее отмечаем линией расположение ног. Откладываем примерно по 2 см.

          В верхнем левом прямоугольнике ближе к середине, рисуем круг(4 см). Превращаем его в изогнутую капельку. Далее от капельки вправо чертим линию, которая плавно поднимается вверх, чтобы определить какой длины, измеряю размер окружности, и откладываю от данного круга. Здесь я рисую вторую окружность, он чуть поменьше первого круга, далее, как и туловище, превращаем его в капельку, до линии середины.

          Здесь отметим линию седла.

          Расширяем шею коня.

          К изогнутой шеи приписываем небольшую голову, она овальной формы. Покажем расположение рта, для этого к голове пририсуем два небольших кружка. К голове коня приписываем острые треугольные ушки.

          Начинаем работу над ногами. Первую ногу заостряем до линии середины. Вторая нога у нас уже готова. Проводим первую и вторую линию, они находятся на одном уровне, не забываем про маленькие треугольные копытца. Далее выполняем переднюю ногу, она по традиции рисуется поднятой. Дорисуем еще одну ногу, они тоже находятся на одном уровне с поднятой ногой, на первой линии.

          Основная часть выполнена, осталось выполнить декоративную гриву, седло и пышный хвост.
          Начинаем работать гуашью. Для работы с черной гуашью, используем на двоих, лишь одну непроливайку, вторая пригодиться нам для работы с белой гуашью.

          Держим кисть перпендикулярно листу. Насыщенной черной гуашью, пишем силуэт коня, оставляем гриву и седло. Ноги коня проводим тонкой линией.

          Гриву и седло пишем красной гуашью.

          Как вы думаете, чего не хватает на нашем коне? Для этого

          сейчас мы отправимся на наших лошадях в мастерскую «Оживка».

          Вот мы с вами и оказались в мастерской «Оживка».

          Сейчас мы с помощью белой гуаши, будет выполнять оживку коня. Оживку будем выполнять с помощью различных узоров это точки, спирали, капли, скобки.

          Какие узоры вы будете применять для оживки, вы выберите сами. Узоры вы можете увидеть на доске и на слайде.

          На прошлых уроках вы выполняли цветочные гирлянды.

          Вспомним какие цветы можно встретить на гирлянде?

          -Сейчас каждый самостоятельно выполнит гирлянду, которая будет украшать композицию коня.

          -Перечисляют. (купавка, роза, розан.

          П2- развивать стремление к познанию нового материала;

          Пр1- Развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся;

          Л1- уважительное отношение к культуре и искусству своей страны;

          Л2- целостное мировоззрение;

          — Завершаем свои работы. Вижу, вы все отлично потрудились.

          Кто не доделал свою работу, может закончить её дома.

          Первый ряд выйдете к доске и покажите, что у вас получилось.

          — Какие вы молодцы. У вас замечательные работы. Давайте похлопаем им.

          — А теперь второй ряд? (комментирую каждый рисунок)

          — Вы справились с заданием. Покажем им ВО.

          — И третий ряд. Отлично, настоящие подмастерья.

          -Кто является центральной фигурой нашего рисунка?

          Какие цвета мы использовали в рисовании городецкого коня?

          — Мы познакомились лишь с малой частью великого культурного наследия, которое оставили наши предки.

          Мир, в котором мы живем, переполнен информацией, новыми машинами, технологиями. Он постоянно подгоняет нас вперед и заставляет идти, ускоряя шаг.

          Закончить сегодняшний урок мне хочется словами эпиграфа:

          Творенья русских умельцев дороже

          Душе моей всяких иных,

          И чем-то особым и звонким похожи

          На тех, кто задумывал их.

          Вы подарили мне тепло и радость хорошей работой. Всем за урок спасибо. До свидания.

          Выходят и показывают.

          Слушают, отвечают, прощаются

          -Итак, ребята, творческая работа закончена. (оценивание работ)

          -Кто считает, что он сегодня хорошо поработал на уроке? Поднимите руки.

          Оценивают свою деятельность на уроке.

          Убирают свои рабочие места.

          П5- проводить сравнение, объясняя критерии сравнения

          от « » августа 2013 г.

          Рабочая программа по предмету «Искусство (изобразительное искусство)» – далее «Искусство (ИЗО)» для 4 класса составлена на основе концепции и программ для начальных классов «Школа России» под редакцией А.А.Плешакова и на основе авторской программы «Искусство (ИЗО)» Т.Я.Шпикаловой, Е.В.Алексеенко, Л.В.Ершовой, Н.Р.Макаровой, А.Н.Щировой, Просвещение, 2008. Концепция охватывает все образовательные области и учебные предметы для 4 класса.

          Рабочая программа предназначена для изучения предмета «Искусство (ИЗО») в 4 классе основной общеобразовательной школы по учебнику Т.Я.Шпикаловой, Л.В.Ершовой «Изобразительное искусство» 4 класс, Просвещение, 2010г. Учебник реализует авторскую программу Т.Я.Шпикаловой, Е.В.Алексеенко, Л.В.Ершовой, Н.Р.Макаровой, А.Н.Щировой, входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013-2014 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2080. Учебник «Изобразительное искусство 4 класс» имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации».

          В соответствии с федеральным базисным учебным планом для начального общего образования программа рассчитана на преподавание предмета «Искусство (ИЗО)» в 4 классе в объеме 34 часов, 1 час в неделю.

          Общая характеристика учебного предмета

          Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

          Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Обучающиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении, поэтому темы программ формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.

          Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности обучающихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.

          Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – рекомендуется проводить экскурсии в художественные и краеведческие музеи, в архитектурные заповедники; использовать видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.

          Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения, при прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с окружающим миром (наша Родина и мир, строение растений, животных, пропорции человека, связи в природе), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудом (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).

          Основные содержательные линии

          В программе выделены три содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержания обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью».

          Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы

          1. А.А.Плешаков Концепция и программы для начальных классов «ШКОЛА РОССИИ». – М.: Просвещение, 2009.

          2. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312).

          3. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы общего образования на 2013-2014 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2011 г. № 2885.

          Цели и задачи изучения курса

          В результате изучения изобразительного искусства реализуются следующие цели:

          · развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

          · освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

          · овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;

          · воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям,

          героическому прошлому, многонациональной культуре.

          Данные цели реализуются на протяжении всех лет обучения в начальной школе.

          Задачи, реализуемые в 4 классе:

          1. Познакомить с таким видом пластических искусств как дизайн, закрепить знания о таких видах изобразительного искусства как графика, живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура, продолжать знакомить с их особенностями, художественными материалами и с некоторыми техниками и приемами создания произведений в этих видах искусства.

          2. Познакомить обучающихся с сюжетной композицией бытового, исторического и батального жанров, продолжать знакомить с произведениями, выполненными в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта.

          3. Познакомить с такими народными промыслами как Городецкая роспись, народные промыслы народов Востока.

          4. Познакомить с понятием колорит в произведениях живописи и графики.

          5. Познакомить с одним из выдающихся музеев России (Русский музей) и некоторыми картинами и скульптурами зарубежных художников, представленных в музее.

          6. Продолжать способствовать обогащению опыта восприятия произведений искусства, их оценки.

          Основные требования к знаниям и умениям обучающихся.

        • доступные сведения о памятниках культуры и искусства;
        • отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
        • · средства художественной выразительности (цвет, линия, объём, ритм, форма, пропорция, пространство, композиция, фактура), особенности их применения в графике, живописи, декоративно – прикладных работах;

          · схему построения городецкой росписи;

          · анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности конструкции, формы, декора;

          · применять приёмы акварельной живописи (по сырому, а – ля – прима и др.), приёмы получения цветовых пятен, сочетаний;

          · пользоваться графическими, живописными, декоративными средствами выразительности в создании художественных образов, отдельных объектов и состояний природы, в передаче пространственных планов, человека в движении, в составлении композиции;

          · применять специфические средства выразительности в работе по мотивам конкретного вида народного искусства (на основе повтора, вариации, импровизации);

          соблюдать последовательность выполнения изделия;

          · анализировать орнаментные композиции в произведениях народного и декоративно – прикладного искусства;

          • высказывать оценочные суждения о шедеврах народных мастеров России;
          • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:

          • выражать своё отношение к произведениям изобразительного и народно декоративно – прикладного искусства в самостоятельном творчестве;
          • проявлять нравственно – эстетическое отношение к родной природе, Родине, защитникам Отечества, национальным обычаям и культурным традициям народа;
          • проявлять положительное отношение к результату своего труда и труда других людей.

            Кол – во часов по программе

            Рыбам – вода, птицам – воздух, человеку – вся земля

            На дворе осень – погод восемь

            Что было, видели деды; что будет, увидят внуки

            Повернись к мирозданию!

            Методы и формы обучения

            Для реализации рабочей программы на уроках «Искусство (ИЗО)» используются различные формы обучения: игровые, коллективные способы обучения.

            Формы контроля уровня достижений обучающихся и критерии оценки.

            Формой проведения занятий по программе является урок. Реализуя творческую инициативность, провожу свои уроки в виде:

            Разнообразные типы уроков, формы и методы их проведения способствуют формированию познавательного интереса детей к предмету и искусству в целом.

            Рабочей программой предусмотрено чередование уроков индивидуального практического творчества обучающихся и уроков коллективной творческой деятельности. Коллективные формы работы могут — быть разных видов:

            — индивидуально-коллективный метод работы, когда каждый выполняет свою часть для общей работы.

            Такая совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относится к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах.

            КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ.

            Любая дидактика предполагает контроль над усвоением знаний, предметных умений и универсальных учебных действий.

            Поскольку изобразительное искусство – предмет особый, нужно очень деликатно подходить к оцениванию результатов работы обучающихся. Чтобы воспитать гармоничного, уверенного в своих силах человека, важно не отбить у них интерес к искусству и желание рисовать. Только в этом случае полученные знания и умения останутся с детьми надолго и существенно украсят и обогатят их последующую жизнь.

            Характеристика цифровой оценки (отметки)

            «5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного:

            обучающийся владеет основными приёмами и техниками рисования карандашами, акварелью, гуашью, самостоятельно выполняет продуктивные и творческие задания по теме, работа выполнена аккуратно, в соответствии с творческим замыслом, допускается не более одного недочета, умеет рассказывать о живописных работах с использованием ранее изученных терминов и понятий ;

            «4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: обучающийся владеет основными приёмами и техниками рисования карандашами, акварелью, гуашью, работа выполнена с незначительной помощью учителя или одноклассников, достаточно аккуратно, имеются 2 – 3 ошибки по композиции, колориту и т.д.

            «3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; работа выполнена со значительной помощью учителя или одноклассников, неаккуратно, имеются 4-6 ошибок по композиции, колориту и т.д.

            «2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: обучающийся плохо владеет основными приёмами и техниками рисования карандашами, акварелью, гуашью, не может самостоятельно выполнить продуктивные задания по теме, работа выполнена небрежно.

            Для реализации содержания предмета «Искусство (ИЗО)» в 4 классе используется следующий учебно-методический комплекс:

            1. А.А.Плешаков, «Школа России» Концепция и программы для начальных классов в 2 частях. –М.: «Просвещение», 2009.

            2. Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова «Изобразительное искусство» 4 класс учебник для общеобразовательных учреждений. – М.:«Просвещение», 2010.

            3. Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова «Методическое пособие к учебнику «Изобразительное искусство. 4 класс»». – М.: «Просвещение», 2008.

            4. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 4 класс Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Н. Р. Макарова, А. Н. Щирова. – М.: «Просвещение», 2010.

            Основное содержание программы.

            Ведущей темой года является тема: «Вечные и любимые образы в искусстве».

            Содержание программы представлено в виде двух взаимных разделов:

            «Основы художественного изображения» — 18 часов

            Мой край родной – моя земля, пейзаж

            Знатная русская земля своими мастерами. Знакомство с художником И. Шишкиным

            Движение – жизни течение

            Год не неделя – двенадцать месяцев впереди

            Да, были люди в наше время…

            За весной, красой природы, лето красное придёт

            Этот праздник со слезами на глазах

            Медаль за бой, за труд из одного металла льют

            «Основы народного декоративно – прикладного искусства» — 16 часов

            Целый мир от красоты

            Дерево жизни – символ мироздания.

            Цветущее дерево – символ жизни

            Пава – краса, птица счастья

            Конь – огонь – символ солнца, плодородия и добра

            Образ мира в городецкой прялке

            Вольный ветер – дыхание земли

            Вещи старого дома

            Вещь во времени и пространстве

            Образ мира в народном костюме и внешнем убранстве крестьянского дома

            Резьба по ганчу

            Символика ганчевых арабесок

            ВЕЧНЫЕ И ЛЮБИМЫЕ ОБРАЗЫ В ИСКУССТВЕ

            ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ

            Развитие эмоционально-эстетического восприятия произведений живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, в которых через вечные образы-символы, образы-архетипы, заключенные в произведениях разных видов и жанров, в творениях народных мастеров разных стран, раскрывается образная (трехчастная) картина мира, обнаруживается неисчерпаемость природных образов («древо жизни», образы птиц и животных, природных стихий — земли, воды, огня, воздуха), человек (его портрет, костюм, кукла), его дела (труд, отдых, праздники, ремесла, сказки и быль, игры и увлечения), история и защита Отечества (исторический жанр), вещи вокруг человека (натюрморт).

            Формирование эстетических представлений и художественных умений в работе:

            с цветом как средством выразительности в живописи. Многообразие цветотоновых оттенков в выявлении художественных образов, нахождение цвета для изображения объема и освещенности реальных предметов. Прием получения звучных, чистых, сложных, мягких и других цветовых пятен, цветовых сочетаний. Понятие локального цвета. Освоение различных приемов акварельной живописи («по сырому», «а-ля прима» и др.), изменение цвета в зависимости от расположения предмета в пространстве. Приемы изображения пространственных планов в реалистической живописи. Выполнение упражнений на подбор цветовой гаммы разных состояний природы. Экспериментирование с цветом (работа по сырой бумаге, мазок с восковым рисунком);

            с графическими средствами выразительности. Роль линии, силуэта в создании образа отдельных явлений природы, в изображении головы и фигуры человека, композиции в целом. Приемы передачи объема в искусстве графики. Простейшие приемы передачи светотени (свет, тень, полутень и др.) в рисовании предметов комбинированной формы. Упражнения по выполнению набросков фигуры взрослого человека и фигуры ребенка, объектов природы, деревьев, транспорта, игрушек. Приемы изображения пространства с применением элементарных закономерностей линейной и воздушной перспективы (линия горизонта, уровень зрения, точка схода). Приемы передачи движения (ветра, движущихся облаков, людей, транспорта и т. д.) с помощью линий, штрихов. Выполнение набросков знаков-символов четырех природных стихий (солнце, небо; земля, вода, дерево; русалки, неведомые существа). Упражнения на выполнение плакатного шрифта. Рисование цветными мелками, карандашами, пастелью, углем, фломастерами; использование материалов для коллажа (цветная бумага, вырезки из старых журналов, газет, фотографии и т. д.);

            по составлению станковой композиции (на примерах натюрморта, пейзажа, портрета, сюжетно-тематической композиции). Применение различных композиционных закономерностей для образного решения сюжета (выбор угла зрения, выделение композиционного центра, контрасты размеров, света и цвета и др.). Работа по чтению и составлению композиционных схем;

            по составлению декоративной композиции (декоративный натюрморт, сюжетно-тематическая, орнаментальная, абстрактная композиция). Приемы организации декоративной композиции: множественность времени, многосюжетность, условная трактовка элементов композиции и т. д. (на примерах лаковой миниатюры Палеха, лубочных картинок, художественного оформления праздничной открытки, плаката, памятной медали). Выявление роли силуэта, черного контура, условной передачи цвета, света и тени в изображении предметов и людей в различных декоративных композициях. Выразительные средства плаката (графичность, лаконичность, условность в характере изображения, броскость, призывность цвета, особенности композиции — соединение изображения с текстом). Знакомство с медальерным искусством. Ясность, лаконичность композиций, применение символов, эмблем, аллегорий. Сочетание изображения и надписи.

            изображение пейзажа (отдельных элементов и композиции) по памяти и представлению живописными, графическими и декоративными средствами. Отражение образа мироздания в произведениях изобразительного и народного искусства, фольклора и литературы. Создание композиции, отражающей собственное видение мира («Я все люблю, что мне земля дала. »). Создание композиций пейзажа по памяти с отражением характерных признаков природы родных мест: один и тот же природный мотив в пору золотой и поздней осени («Осень — перемен восемь»); зимняя картина («Зимняя прогулка»); главный герой пейзажа — дерево (древо жизни — символ мироздания) («Величие и красота могучего дерева»); уголок природы ранней или поздней весной («Апрельский сон с его улыбкой маю. »). Передача в рисунке динамики, движения. Работа над графическими образами неба, воздуха, облаков («Вольный ветер — дыхание Земли»);

            изображение натюрморта с натуры, по памяти и представлению. Выполнение зарисовок отдельных предметов (предметы быта и домашней утвари) с передачей характерных признаков формы, объема («Ожившие вещи»). Рисование с натуры тематического натюрморта графическими материалами («Вещи старого дома»). Составление декоративной композиции натюрморта из предметов современного быта («Вещь во времени и в пространстве») и выполнение ее из материалов на выбор (гуашь, черная тушь);

            изображение человека. Выполнение набросков и зарисовок сказочных персонажей в народных костюмах, воинов русской и французской армий времен Отечественной войны 1812 г. («Доблесть русских воинов. Бородино»). Создание образа художника или народного мастера с передачей внешнего сходства в лице, костюме, в предметном окружении. Выбор и передача поворота головы, движения фигуры, ситуации («Знатна Русская земля своими мастерами»). Оформление родословного древа и выполнение группового портрета своей семьи («Дуб стар, да корень свеж»). Знакомство с монументальным искусством в скульптуре. Создание эскиза памятника воину-освободителю («Это праздник со слезами на глазах. »);

            составление сюжетно-тематических и декоративных композиций: иллюстраций к литературным и фольклорным произведениям, на исторические и бытовые темы, плаката, лубочной картинки. Прием уподобления природных циклов образу человека, передача в костюме особенностей состояния природы в конкретный месяц с помощью цвета и декора («Двенадцать братьев друг друга не обходят»). Выполнение эскизов и композиций иллюстраций к сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев». Передача в сюжетной композиции реальных или вымышленных образов, отражение определенного военного сюжета, действия. Рисование иллюстрации к фрагменту стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино» («Да, были люди в наше время. »). Создание композиции картинки в технике лубка («Потешные листы»). Выполнение поисковых эскизов и работа над композицией: плаката в технике коллажа («Вода — жизнь»); памятной медали («Медаль за бой, медаль за труд из одного металла льют»). Создание композиции образа одного из времен года с использованием характерных признаков, особенностей колорита («За весной, красой природы, лето красное придет. »). Выявление сходства и различий в создании художественного образа времени года выразительными средствами разных искусств (изобразительного и народного).

            Развитие эмоционально-эстетического восприятия произведений народного декоративно-прикладного искусства, ансамбля художественных вещей (крестьянский дом, народный праздничный костюм, предметы домашнего быта), в которых отражается представление народа о строении мироздания (трехчастная картина мира — небо, земля, подземный мир), символах-архетипах, природных стихиях. Выявление связей образа художественной вещи с образами в изобразительном искусстве, с жизнью своего края и историей народа.

            Формирование представлений о символике народного орнамента.Образы мироздания — древо жизни, жилище русского крестьянина, прялка, народный костюм. Отражение в орнаменте элементов мироздания (образы-символы неба, солнца, звезд, воды, осадков, земли, птиц, животных), сходство их расположения на фасаде избы и в народном костюме. Магическая и эстетическая роль орнамента. Ритмические схемы построения орнамента: ярусное расположение орнаментальных мотивов (в прялке), симметрия и асимметрия в построении орнамента, характер элементов городецкой росписи (растительный и зооморфный, изображение человека).

            Опыт художественно-творческой деятельности:

            ознакомление с орнаментом в резьбе по дереву (домовая резьба, прялка), по ганчу. Выполнение зарисовок элементов деревянной архитектуры (фасад дома, резные наличники, причелины) на основе повтора, вариаций и импровизаций, группировка изображаемых орнаментальных элементов соответственно их расположению на фасаде дома. Нахождение аналогий в размещении, символическом содержании орнамента в декоре избы и народного костюма, выполнение по наблюдению зарисовок фасада дома («Изба и народный костюм как образ вселенной»). Своеобразие символики узбекских орнаментов в резьбе по ганчу. Сходство орнаментальной символики в искусстве разных народов;

            ознакомление с искусством изготовления русской прялки Русского Севера (вологодская, мезенская, северодвинская прялки), Ярославля, Городца. Отличительные особенности конструкции, орнамента резных и расписных прялок. Упражнения на рисование знаков-символов (солнце, земля, древо жизни, птица счастья) по мотивам вологодской и пермогорской прялок;

            ознакомление с искусством городецкой росписи по дереву. Городецкая прялка как предмет труда, украшение интерьера, подарок. Особенности ее конструкции (донце, гребень) в сравнении с конструкцией прялок северных регионов России. Сходство художественных образов пряхи в изображении лаковой миниатюры и песне. Образ мироздания в росписи городецкой прялки, особенности орнаментальной композиции (ярусность, симметрия). Упражнения по освоению последовательности росписи (подмалевка, разживка черным цветом, разживка белилами). Выполнение на основе повтора и вариаций изображений растительных мотивов («Купавки, розаны, бутоны, листочки. »), птицы («Пава-краса»), коня («У меня базарна прялочка. на ней кони. »). Составление композиции панно по мотивам городецкой росписи (импровизация) с передачей образа мироздания;

            ознакомление с искусством резьбы по ганчу. Орнамент в каменной архитектуре узбекских мастеров и других народов Востока. Своеобразие ганча как поделочного материала (эластичность, прочность, белизна). Отражение в работах мастеров природных стихий, любви к родной природе. Особенности резного орнамента (арабески — символичные растительные и геометрические мотивы; тематические сюжеты). Приемы резьбы по ганчу (сквозная, рельефная), последовательность исполнения. Выполнение упражнений черным фломастером или палочкой и черной тушью на повтор символов узбекского орнамента и составление узора («Узоры из глубины веков в резьбе по ганчу»). Составление симметричного узора в круге (вариации, импровизация) с использованием символики узбекского орнамента («Твой ажурный узор в резьбе по ганчу»).

            Тематическое планирование по изобразительному искусству во 4 классе

            на 2013 – 2014 учебный год.

            Количество уроков в неделю: 1

admin

Наверх