Кликер для лошади что это

Дрессировка лошадей – метод кликера

ДюХа vO: Лошади, безусловно, умные животные. Они обучаемы, легко могут принять тот факт, что человек ухаживает за ними, и, в свою очередь, используют все доступные им возможности и сигналы, чтобы показать людям, чего в данный момент хотят именно они. Это интересное качество, мало используемое в дрессировке стандартными методами, с успехом используют в дрессировке с помощью кликера. Чем отличается метод кликера от обычной традиционной дрессировки? Самое главное отличие — он основан на использовании только положительного подкрепления. Когда стало модно обучать различных животных с помощью этого метода, стало понятно, что метод пододит к б’ольшему числу видов, чем метод чередования положительного и отрицательного воздействия (кнута и пряникf). Особенно повезло робким и трусливым животным — с данным обучением они перестают бояться того, что их накажут. Но как же тогда ограничивать буйных и эмоциональных животных? Все просто — их поведение не корректируется, а «направляется» в нужное русло. Все это более понятно на реальных примерах.

ДюХа vO: Что вам потребуется для начала обучения лошади по методу кликера? Для травоядного животного с большим аппетитом лучий выбор подкрепления — это еда. Берите любое лакомство, которое не навредит их желудку — морковь, сухари, яблоки. Начните с обыкновенной для лошадки пищи. Обыденное зерно, которое лошадка получает в качестве главной пищи, и нарезанная морковь великолепно подходят для большинства лошадок. Чтоб недопустить перекорма, пересмотрите дневной рацион лошадки: часть его оставьте для занятий с кликером. Ежели ваша лошадка получает только малюсенькую порцию овса, она с наслаждением будет работать, чтоб получить все другое. Столовая ложка зерна, ломтик моркови, половинка кубика сахара непревзойденно подходят в качестве заслуги.

ДюХа vO: Радостный настрой. Это 4-ая составная часть способа кликера, которой просто достичь. Когда вы увидите, как вашей лошадки понравится играться с кликером, вы заметите, что и сами будете смеяться от радости!Обычно, большая часть из нас считает, что нам необходимо принуждать лошадок превосходно себя вести. Мы обязаны показать им, «кто в доме хозяин». Таковая философия «сделай это, но не то. . . » превращает занятия во что угодно, лишь не в удовлетворенность. Способ кликера изменит это. Сейчас вы с лошадью сотрудничаете. Задание вашей лошадки – понять, что конкретно принудит вас отдать «клик», а ваша задачка – разбивать каждый урок на серию малюсеньких шажков, которые лошадка сумеет удачно преодолевать. Эта чрезвычайно боязливая лошадка опасается мишени. Ее прошлые собственники жестоко обращались с ней, потому она опасается всего новейшего. Чтоб посодействовать ей, мы обучаем ее разуметь кликер. Клик — пища, клик — пища. . . и так до тех пор, пока лошадка не начинает разуметь, что этот звук значит приближение чего-то превосходного. Когда лошадка сообразила, что клик — это превосходно, она готова переходить на последующий уровень — связывать клик с определенным поведением. Мишень употребляется превосходно знакомая ей — перчатка. Чтоб упростить задачку, перчатку держат около ее носа. Когда она дотрагивается носом перчатки — коик!- и она получает лакомство.

ДюХа vO: Мишени. Ежели вы оглядитесь по двору, ваш взор зацепится за много вещей, которые можно применять в качестве мишени. Крышки от банок, пластмассовые бутылки, игрушки для собак, маленькие ведра – все это непревзойденно подходит. Лишь обратите внимание, чтоб этот предмет был довольно крепким, чтоб лошадка не сломала его. Сначала я употребляла хлысты в качестве мишени, но позднее я сообразила, что у почти всем лошадям тяжело распознавать их. Лошадки учатся прытче, если вы используете наиболее большие предметы. Мне больше всего нравятся маленькие оранжевые конусы, которые я использую в качестве разграничителей во время верховой езды. Совет по обучению. Способ «кликера» основывается на принципах, но не на приборах. Для удачных занятий вам совсем не надо расходовать великие суммы средств на пригодные приборы. Используйте воображение, чтоб отыскать мишени и другие вещи, которые пригодятся вам в последующем. Еще одна разновидность палки мишени быть может изготовлена из пенопластовых поплавков, с которыми детки плавают в бассейне. Отрежьте себе кусочек пенопластовой «сосиски» около 30 сантим. длиной и прикрепите ее на конец хлыста. Окиньте критичным взором прилавки хозяйственных магазинов и строй базаров на предмет пригодного мат-ла для трости-мишени. Одну из моих любимых я сделала из телескопического собирателя мячиков для гольфа.

ДюХа vO: Складываем шаги в деяния. Вы готовы для первого занятия с кликером со собственной лошадью. Вы определились, чему вы желаете ее научить, и собрались с думами. Это главно. Не обязано быть так, что вы предлагаете лошадки дотронуться до мишени, а позже вдруг вспомните, что забыли кликер либо лакомство дома. Так вы лишь собьете с толку собственного тянущегося к познаниям воспитанника. Так что 1-ый шаг перед началом хоть какого занятия – смонтировать свои идеи, кликер и лакомство. И вот тогда вы будете готовы играться! Вот обычная программка «шаг за шагом», по которой можно строить свое 1-ое занятие с кликером: Из суждений сохранности поставьте коня в денник и натяните поперек двери ограничительную веревку. Берите конус либо какой-либо иной маленький предмет и держите его перед лошадью. Лошадки традиционно любопытны до таковых вещей. Ваша лошадка быстрее всего понюхает конус. В тот момент, когда она дотронется до него, кликните, после этого дайте ей лакомство. Уберите мишень из поля зрения, а позже достаньте из кармашка лакомство. Как лошадка возьмет у вас лакомство, опять поднимите мишень, чтоб она дотронулась до нее. Смотрите, чтоб лошадка могла просто достать до мишени. Ежели она будет пробовать шарить по вашим кармашкам, отступите вне пределов досягаемости, но мишень все одинаково продолжайте держать так, чтоб лошадка могла до нее достать. Когда она дотронется до нее, кликните и похвалите лошадка. Запомните, что за чем обязано следовать. Клик – это «мостик» меж желанным поведением и заслугой. Смотрите за тем, чтоб кликать ДО того, как полезете в кармашек за лакомством. Ежели вы будете очень живо предоставлять лакомство, это нейтрализует деяние кликера, т. к. «кликом» станет не звук кликера, а поспешное движение вашей руки.

ДюХа vO: Кусачие лошадки и скармливание лакомства с руки. Ваша лошадка может начать прихватывать вас за руки, когда усвоит, что тут предоставляют пищу. Стойте на безопасном расстоянии, но разрешите вашей лошадки изучить. Конкретно потому мы рекомендуем начинать с того, чтоб лошадка стояла в деннике. Мы желаем предоставить ей свободу в исследовании, что работает, а что нет. Ежели ваша лошадка начнет очень старательно пихать вас, просто отступите назад, вне пределов досягаемости. Так она усвоит, что обыск не приводит к получению лакомства, в то время, как касание мишени приводит. Это 1-ый шаг на пути к приобретению «кликерной мудрости». Скармливая лакомство, смотрите за тем, чтоб не держать его недалеко от себя, по другому это лишь провоцирует попрошайничество. Заместо этого держите руку с лакомством закрытой, пока не вытяните ее подальше от себя. Ежели лошадка наваливается грудью на ограничительную веревку, держите руку закрытой. Не потчуйте лошадка так, чтоб ей приходилось тянуться. Заместо этого поднесите руку к груди лошадки. Ей придется сделать шаг назад, чтоб достать до лакомства. Вы не дразните ее пищей, не лишаете ее пищи. Вы просто доставляете ее туда, где вы желаете, чтоб лошадка оказалась. Клик и лакомство! Эта малюсенькая деталь имеет громадное значение. Контролируя подачу лакомства вы контролируете и ритм занятия. Ежели ваша лошадка кусачая, вас может тревожить, вроде бы скармливание лакомства с руки не ухудшило дилему. Так учат почти всех из нас. Нас опять и опять предостерегали, что не стоит подкармливать лошадок с рук, по другому мы превратим их в кусачек. Как долго заниматься ? Когда вы лишь начинаете обучение с кликером, лучше делать несколько кратких занятий, чем одно длинноватое. Сможете заниматься с мишенью 5 минут, делать что-то по конюшне, а позже опять ворачиваться к занятиям с мишенью. Через пару раз ваша лошадка начнет ожидать еще одного занятия, и станет «умудренной кликером»!

ДюХа vO: День 1-ый. Ориентировочное расписание. 18. 30 – 18. 35 Поставьте лошадку в денник, натяните поперек входы ограничительную веревку, и познакомьте лошадка с кликером. Кликните и поощрите ее за касание мишени. 18. 35 – 18. 40 Промойте и наполните водой ее ведро. 18. 40 – 18. 45 Предоставьте лошадке еще одну возможность коснуться мишени. Начните перемещать мишень в различные места. 18. 45 – 18. 50 Подметите проход конюшни. 18. 50 – 18. 55 Повторите упражнения с мишенью. Научите лошадка дотрагиваться мишени, расположенной у земли. 18. 55 – 19. 30 Почистите лошадь. 19. 30 – 19. 35 Заведите лошадка обратно в денник и повторите упражнения с мишенью. Продолжайте опускать мишень поближе к земле. Ежели лошадка живо освоит принцип кликера, поставьте мишень на землю. Ежели она растеряет мишень, возвратитесь в «детский сад» и начните с наиболее легкого шага. 19. 35 – 20. 15 Поездите верхом. 20. 15 – 20. 20 Повторите упражнения с мишенью. Когда соберетесь уходить, от всего сердца похвалите лошадка, окончите вечер чем-то чрезвычайно приятным ! Всего занятий с кликером: 5. День 2-ой. Ориентировочное расписание. 18. 30 – 18. 35 Поставьте лошадка в денник, повторите програмку предшествующего дня упражнений с мишенью. Ежели лошадка превосходно идет за мишенью, где бы она ни находилась, сможете начать учить ее подталкивать мишень к вам. 18. 35 – 18. 40 Промойте и наполните водой ее ведро. 18. 40 – 18. 45 Повторите упражнения с мишенью. 18. 45 – 18. 50 Подметите проход конюшни. 18. 50 – 18. 55 Используя кликер, научите лошадь осаживать в деннике. 18. 55 – 19. 00 Поделайте еще какие-то дела по конюшне. 19. 00 – 19. 05 Продолжайте работать над осаживанием. 19. 05 – 19. 10 Ежели лошадка канючит у вам лакомство, поощряйте ее, когда она будет отворачиваться от ваших кармашков. 19. 10 – 19. 40 Почистите ее. Отыскивайте способности поощрять ее кликером. Ежели лошадка традиционно не стоит при чистке, восхваляете ее, ежели она встанет безмятежно. Когда вам необходимо будет ее подвинуть, кликайте за уступку давлению. 19. 40 – 20. 20 Поездите верхом. 20. 20 – 20. 30 Превратите отшагивание в занятие. Требуйте лошадка останавливаться и осаживать. Кликером поощряйте правильные ответы. 20. 30 – 20. 45 Продолжайте работать над ее «поисковыми» возможностями в деннике. Кликайте и поощряйте правильные ответы. Окончите вечер «тонной похвалы». Всего занятий с кликером: 8.

ДюХа vO: День 3-ий. Ориентировочная программа. 18. 30 – 18. 35 Поставьте лошадку в денник, повторите програмку предшествующего дня упражнений с мишенью. Ежели лошадка превосходно идет за мишенью, где бы она ни находилась, сможете начать учить ее подталкивать мишень к вам. 18. 35 – 18. 40 Промойте и наполните водой ее ведро. 18. 40 – 18. 45 Повторите упражнения с мишенью. 18. 45 – 18. 50 Подметите проход конюшни. 18. 50 – 18. 55 Используя кликер, научите лошадь осаживать в деннике. 18. 55 – 19. 00 Поделайте еще какие-то дела по конюшне. 19. 00 – 19. 05 Продолжайте работать над осаживанием. 19. 05 – 19. 10 Ежели лошадка канючит у вам лакомство, поощряйте ее, когда она будет отворачиваться от ваших кармашков и показывать контроль над чувствами. 19. 10 – 19. 40 Почистите ее. Отыскивайте способности поощрять ее кликером. Ежели лошадка традиционно не стоит при чистке, восхваляете ее, ежели она встанет безмятежно. Когда вам необходимо будет ее подвинуть, кликайте за уступку давлению. 19. 40 – 20. 20 Поездите верхом. Отыскивайте возможность похвалить кликером. 20. 20 – 20. 30 Превратите отшагивание в занятие. Требуйте лошадка останавливаться и осаживать. Кликером поощряйте правильные ответы. 20. 30 – 20. 45 Продолжайте работать над ее «поисковыми» возможностями в деннике. Кликайте и поощряйте правильные ответы. Окончите вечер «тонной похвалы». Всего занятий с кликером: весь вечер был одно непрерывное занятие с кликером, поделенное на маленькие уроки, во время которых вы работали над различными навыками. Вы поймете, что когда вы находитесь рядом с лошадью, вы ПОСТОЯННО чему-то ее учите. Сейчас, используя кликер, вы просто делаете это осознанно. Вы также поймете, что занятия – это чрезвычайно забавно! Совет по обучению. Ваша лошадка непрерывно обучается. Это означает, что постоянно, когда вы находитесь рядом с лошадью, вы занимаетесь с ней, нарочно либо нет. Кликер становится средством общения, но не просто чем-то, к чем вы время пользуетесь. Главные принципы обучения с кликером. Сохранность постоянно обязана стоять во главе угла ЛЮБОЙ программы обучения, при этом сохранность обоих: всадника и лошадки. По данной причине я стараюсь заложить базу из 3-х типов поведения в всякую «умудренную кликером» лошадку, с которой работаю. Я начинаю с касания мишени, так как это чрезвычайно обычный метод разъяснить лошадки, что значит кликер. Установление мишени – это 1-ый шаг. Последующий шаг – это показать лошадки, что невзирая на то, что ваши кармашки полны пищи, вы НИКОГДА не станете открытым буфетом. Обучение осаживанию убирает лошадиный нос от ваших кармашков, и учит лошадка, что лучший метод получить лакомство – это почитать ваше собственное место. Так что мы используем кликер при обучении лошадки уступать давлению. Спокойствие – это иной ключевой момент, который понадобится вам в процессе обучения. Ужас отвлекает. Когда ваша лошадка опасается привидений, которые прячутся в кустиках, она не может сосредоточиться на том, что вы от нее требуйте. Чтоб посодействовать ей расслабиться, вы научите ее опускать голову по команде. Когда вы используете кликер при обучении опускать голову, он связывается с чувством спокойствия на душе. Т. е. это теснее не совсем только символ будущего лакомства. Он также начинает значить, что с вами рядом безопасно. Это чрезвычайно главный символ доверия, который вы кладете в базу обучения. Итоги обучения с кликером. Так чему же вы сможете научить, пользуясь кликером?А чему вы желаете научить? Вот умный вопрос. Надевание уздечки. Спокойствие при стрижке и уколах. Стояние на месте при высадке в седло. Погрузка в коневоз. «Отъезжаем от приятелей» и др превосходные манеры на прогулке. Преодоление ужаса. Работа на воле. Превосходные манеры на земле. Выступления. Трюки.

[email protected]: Как дрессировать лошадь — Научите Вашу лошадь делать сайд-пас или фул-пас Когда Вы делаете сайд-пас Ваша лошадь двигается непосредственно в сторону в ответ на Ваши поводья и ножные средства управления. Когда Вы учите Вашу лошадь делать фул-пас Вы делаете ее более послушной, более осторожной и доставляете ей больше удовольствия. Повиновение ножным средствам управления поможет проедолеть испуг. Если Вы подпрыгиваете, повиновение Вашим ногам может препятствовать тому, что она сбежит и будет избегать ограждений. Вы сможете открыть и закрыть ворота, не слезая с лошади или направляя Вашу лошадь в сторону от расшатанного спускного шлюза.

[email protected]: Вот как делать: Ваша цель состоит в том, чтобы подать команду Вашей лошади ступать боком, а ее голова чтоб была немного наклонена в направлении, в котором она двигается. Перед лошади (передняя часть корпуса лошади) должна управлять движением. Это значит, что Вы не будете ехать полностью перпендикулярно прямой линии, а под очень небольшим углом. Начните обучать фул-пас, так как Вы делали поворот передней части корпуса лошади, стоя перед ограждением или стеной. Если Вы хотите сделать фул-пас направо, начинайте команду натягивая правые поводья немного в сторону, открывая пространство между шеей лошади и поводьями, а левой рукой положите левые поводья напротив шеи почти так как будто Вы управляете шеей. Хотя Вы собираетесь начинать с помощью поводьев, Ваша левая нога подает сигналы лошади под подпругой, как только лошадь начинает наклонять голову в направлении фул-паса. Ваша правая нога должна поддерживать хорошее положение езды, так что Вы будете готовы управлять лошадью, стоит ей помчаться боком быстрее, чем Вы хотите. В конечном итоге с практикой может показаться, что поводья и ножные средства управления выглядят синхронно, но поводья должны всегда быть на первом месте. Сначала дайте команду сделать один или два шага. Сначала шаги в сторону могут показаться неровными и неустойчивыми. Вознаградите хорошие попытки. Работайте медленно на коротких сеансах. Когда лошадь может понять команды и может сделать несколько шагов в сторону, начните обучать фул-пасу от стены. Просите только несколько шагов за один раз. Не нужно на данном этапе обучения просить, чтобы лошадь пошла прямо через кольцо или арену боком. Чтобы обучить лошадь фул-пасу в противоположном направлении измените средства управления. Мне нравится обучать на одну сторону за один раз, но много людей не соглашаются и обучают на оба направления одновременно. Возможно у Вас не будет необходимости обучать свою лошадь этому движению до такого высокого уровня, на котором выполняется объездка лошадей. Но Вы захотите, чтобы фул-пас был настолько правильный насколько это возможно, с передними и задними копытами лошади, делающими два четких следа, когда она идет боком. Ради пользы большинства наездников, не нужно обучать фул-пасу в быстром шаге и он требует, чтобы лошадь была очень уравновешенна и собранна. Тренируйте свой сайд-пас время от времени, независимо от того ездите ли Вы по площадке или по тропе. Таким образом Вы сможете быть уверены, что Ваша лошадь ответит на команду в любой ситуации.

Вы когда-нибудь играли в «горячо-холодно»? Когда вы двигаетесь в верном направлении, вам говорят: «горячо», а когда идете не туда, то друзья кричат: «холодно, ой, совсем холодно!». Так вот, лошади тоже любят играть в эту игру! И называется эта игра – «кликер-тренинг». А знаете ли вы вообще на что способны лошади? Те из них, кто хорошо знаком с «кликером», рисуют, играют в футбол, танцуют па-де-де с другими лошадьми, синхронно переставляя все четыре ноги и, уж конечно, ничего не боятся!

Прочитав несколько статей по кликер-тренингу в Интернете, я была готова воскликнуть: «Эврика!» Кликер издает щелчок (click), который символизирует для животного поощрение. Звук раздается в момент правильного действия. Даже если я не могу сразу дать лакомство (например, во время преодоления препятствия), животное понимает за что конкретно его поощрили. Вместо обычных многократных повторений, нужно только раз вовремя щелкнуть, а дальше – насколько хватит фантазии у тренера: любые трюки, элементы, техника прыжка – все, что только лошадь физически в состоянии выполнить!

Самое главное отличие кликер-тренинга, что лошадь здесь, не субъект, которого чему-то учат, она активно участвует в обучении. Вы загадываете ей загадку, например, толкнуть мяч носом в вашу сторону. Она еще не знает этого, нюхает мяч – щелчок, лакомство. Все повторяется снова. Через минуту она думает, что разгадка – это дотронуться носом до мяча. Вы перестаете щелкать. Лошадь в недоумении. Она нюхает мяч, лижет его, пытается пожевать – вы только улыбаетесь и молчите. Вдруг она случайно подталкивает мяч – «клик!». Лошадь не может понять, за что ее поощрили и снова перебирает все возможные варианты обращения с мячом – вы молчите. Но наконец она толкает мяч, раздается щелчок и вот тут происходит самое удивительное из того, что можно увидеть во время занятий: на лице лошади отражается восторг, она разгадала вашу загадку, она поняла. Эта осознанность действий; инициатива, исходящая от лошади; возможность творчества полностью меняет животных – также, как и наши представления об их уме и талантах.

Кликеры и книга ведущего кликер-тренера лошадей Александры Курланд плыли ко мне из Америки ужасно долго, дольше, чем Колумб совершал свое первое путешествие через Атлантику. За это время я успела посетить в Москве семинар Мэри Рэй, кликер-тренера собак, и перепробовала все доморощенные варианты кликеров. «Золотое слово», свисток, пищалка, выключатель от какого-то старинного прибора… Слово-похвала, хоть и воспринимается лошадью, но результат очень медленный. Нужно поработать с кликером, чтобы оценить, насколько щелчок точнее информирует животное о вашем желании. Наконец, я схватила старый степлер. И дело пошло. В глазах старушки-кобылы загорелся азарт и за день мы научились стольким вещам, со сколькими не справились бы и за месяц. Как человек, испробовавший все устройства, которые только издают звуки, заявляю, что степлер (без скрепок) – лучше всего остального, конечно если у вас нет настоящего кликера.

В отличие от степлера, кликер удобно помещается в руке. Кликер с выпуклой кнопкой предназначен для дрессировки собак: на кнопку можно нажимать ногой, а руками подавать жесты. Для работы с лошадьми используют кликеры в виде маленьких прямоугольных коробочек, в которые нужно вдавливать палец, нажимая на широкую пластину внутри – при такой конструкции вероятность случайного нажатия очень мала. Также бывают кликеры с регулятором жесткости клика; с двумя клавишами, издающими разные по тону щелчки. Стоимость самых совершенных из них в Америке не превышает 2,5$, в России цена кликера варьирует от 150 до 360 р. Многие конницы предпочитают кликеры с выпуклой кнопкой из-за их привлекательного дизайна – для лошади важно лишь, чтобы хозяйка во время занятий была в хорошем настроении.

«Горячо», но не «холодно»!

Хотя в детской игре мы кричали друг другу и «горячо», и «холодно», в кликер-тренинге мы только поощряем. Если я научила лошадь поднимать платок с земли, а теперь пытаюсь научить вставать на маленький мат, то она, естественно, попытается сперва схватить его зубами. В ответ на это ни в коем случае нельзя говорить «Нет!» или выдергивать ткань у лошади изо рта. Доказано, что животные, которых наказывают в процессе обучения, боятся предпринять что-либо, медленнее принимают решения. Они задерживаются перед препятствиями, медленнее выполняют элементы и труднее переходят от одного упражнения к другому. Так как в кликер-тренинге все построено на инициативе лошади и ее понимании происходящего, то отсутствие щелчка – это единственное, что говорит о ее неправильных действиях и необходимости предлагать другие варианты. Если твердо придерживаться этого правила, то лошадь станет настолько веселой и активной, что только успевай щелкать!

Техника безопасности

Кликер-тренинг – излюбленный метод всех консультантов по проблемам поведения лошадей. При работе с опасными лошадьми – особенно. В самых крайних случаях можно работать, не заходя в денник, как это делают при обучении с помощью кликера диких хищных в зоопарках. Сперва наладить контакт – потом «входить в клетку». Но опасность может прийти откуда не ждешь. Нельзя позволить лошади сесть вам на шею – если она грубо требует корм или перевозбуждается, то нужно уйти на некоторое время – устроить «тайм-аут». Если обучение застопорилось и животное (или тренер) начинает раздражаться («агрессия преднаучения» — лошадь злится, не находя разгадки), нужно дать очень простое, хорошо знакомое задание, щелкнуть за выполнение и прекратить на этом занятие. Если же лошадь еще только начинает знакомиться с кликером и ведет себя неподобающим образом, просто высылайте ее из своего личного пространства – это не наказание, это лишь необходимая техника безопасности.

Полезно также задуматься к чему приведет хорошо выработанный навык. Вы можете научить лошадь открывать ворота, отвязываться, и переворачивать ларь с овсом, но будете ли вы радоваться, если она воспользуется знаниями без вашей команды?

Кому подходит кликер-тренинг?

Всем. Его можно совмещать с любым другим методом работы. Но главное преимущество кликер-тренинга — это безопасность для животного. Если лошадь устает, она теряет интерес к занятиям. Она не может переутомиться или травмироваться от усталости. Здесь также отсутствует наказание. Из-за невозможности наказания и переутомления, обучение жеребенка с помощью кликера можно начинать уже в трехнедельном возрасте и даже раньше!

С чего начать и чему учить

1) Выберите подходящее поощрение. В качестве поощрения можно использовать ласку, но только если лошадь отказывается от корма во время занятий. Такое бывает крайне редко, так что не ленитесь подобрать лошади лакомство. Это могут быть «угощухи» из конного магазина, небольшие дольки моркови, сухари или овес. Порций (кусочков, горсточек) должно быть много – порядка 50-80 на одно занятие, поэтому сахар не подходит. Я предпочитаю брать часть от дневной порции овса, это и удобно, и полезно с точки зрения физиологии лошади. На случай, что лошадь выполнит задание особенно хорошо, я беру морковь.

2) В одну руку я беру поощрение, в другую кликер. Встаю перед лошадью. «Клик!» — и сразу лакомство. Повторяю еще несколько раз. Потом щелкаю и жду – лошадь потянулась к руке с лакомством – отлично, она поняла смысл игры. Следующие 5-7 дней я буду начинать занятия с щелчков и мгновенного поощрения – напоминать, что означает «клик!».

3) На старый хлыст или палку наматываю яркую тряпку, чтобы получился «помпончик» — это наша импровизированная «указка» («target»). Показываю ее лошади. Обычно та сразу тянется понюхать новый предмет — «клик!» — лакомство. Если лошадь осторожничает, я щелкаю как только она чуть поведет носом в сторону указки. После нескольких повторений, лошадь научается дотрагиваться носом до указки, зарабатывать щелчок и получать лакомство. Теперь я отодвину указку на полметра от лошади и щелкну как только та сделает хотя бы один маленький шажок в направлении цели. Еще пара повторений и лошадь научилась ходить за указкой. Пройдет один-два дня и я смогу завести лошадь за указкой в коневозку, станок, завести на пугающую блестящую ткань, перевести через мостик или канаву…

4) Теперь вместо указки я прошу лошадь дотронуться до пустой пластиковой бутылки, собачьей игрушки, щетки, машинки для стрижки. Предлагая новый предмет, я указываю на него рукой, либо говорю: «Дотронься!». Лошадь запоминает команду, после которой, если правильно себя вести, она может услышать щелчок и получить лакомство!

5) Почти все лошади на этом этапе пытаются пощупать мой карман или руку и выпросить поощрение. Но я никогда не даю лакомство без «клика», а щелчок еще нужно заработать. Так что я поднимаю руку на уровень глаз лошади, либо качаю поводом, в общем, высылаю лошадь из своего пространства. Как только она делает шаг назад, раздается «клик!» и лошадь получает поощрение – а также ценный урок. Она узнает, что может заработать щелчок, когда отходит от меня и даже когда находится на значительном расстоянии, и после этого ей все равно дадут лакомство. Раньше же она думала, что чем ближе к карману она будет находиться, тем больше вкусного оттуда перекочует ей в рот.

Дальше – все, что пожелаете. Замечайте, любое нужное действие в поведении лошади и стимулируйте ее быть активной. Щелкайте как можно чаще за самые маленькие успехи, шажочки к цели. Если вы будете подолгу молчать, лошади надоест разгадывать «загадки с десятком неизвестных».

В седле

Почему вы не можете «кликать», сидя в седле? Потому что держите повод. А зачем вы держите повод? Чтобы управлять лошадью, формировать определенную позу, движение. А что думает лошадь? Что уступает давлению повода и шенкеля. Она не знает к какой ее позе вы стремитесь, какое движение от нее ждете. Если вы захотите, то можете научить ее движениям и позам с помощью кликера, тогда она будет осознанно выполнять команды, а руки (по крайней мере одна) у вас будут свободны. Но даже если вы придерживаетесь традиционных способов управления лошади под седлом, кликер в руке не особенно мешает. Вместо хлыста. Вскоре вы убедитесь, что кликер еще и эффективнее хлыста, только нужно сменить фокус внимания – искать не от чего оттолкнуть лошадь, а за что похвалить.

Однако если вы готовитесь к соревнованиям по выездке или конкуру, то кликер полезно вручить тренеру – пусть он щелкает, как только заметит хорошее выполнение элемента – со стороны виднее. Другой вариант – щелчок может предназначаться для вас. Вы запоминаете ощущение в момент «клика» и стремитесь его повторить. Это то же самое, что похвала тренера, только слово звучит порой слишком долго. Первые же попытки использовать кликер в художественной гимнастике дали потрясающие результаты, так как в этом виде спорта также важна точность похвалы.

Работа с двумя лошадьми

Лошади приспособлены к жизни в табуне и больше следят друг за другом, чем мы можем себе представить. Однажды Александра Курланд готовила двух исландских пони к выступлениям «па-де-де». Она сделала удивительное открытие – если щелкать в тот момент, как лошади движутся синхронно, то животные сами начинают следить друг за другом и буквально схватывают на лету это упражнение. Надеюсь, что и вас впереди ждет немало замечательных открытий о возможностях кликер-тренинга и таланте вашей лошади! Клик!

Обязательные правила кликер-тренинга:

  • Сперва «клик», затем поощрение.
  • Лакомство давайте после каждого «клика».
  • «Клик!» — в момент нужного поведения.
  • Можно дать больше лакомства, но никогда не сдваивайте щелчки.
  • Не используйте кликер как сигнал или команду.
  • Нельзя прибавлять сложность на каждом этапе. Разбавляйте работу над сложной задачей легкими заданиями.
  • Тренировки — короткие и разнообразные.
  • Не ждите идеального выполнения, поощряйте сейчас!
  • При любом затруднении, вернитесь на несколько этапов назад.
  • Поощряйте только за один навык в данный момент. Например, переход в галоп и длительное движение галопом – это разные навыки.
  • Закончить занятие без поощрения – равносильно наказанию.
  • Занимайтесь только в хорошем настроении и не скрывайте от лошади своей радости!

Полезные навыки:

  1. Научите лошадь опускать голову по команде – позже вы сможете проверять ее уровень возбуждения во время занятий и быстро успокаивать на прогулке.
  2. Используйте кликер в повседневном общении с лошадью – щелкайте, когда повод провис, если лошадь обычно его сильно тянет; щелкайте, когда ваш жеребец спокойно ведет себя, проходя мимо другого жеребца или кобылы и т.д.
  3. В деннике щелкайте, как только лошадь поставит одно ухо, потом два. Если она прижала уши, выйдите вместе с лакомством, досчитайте до 5 и возвращайтесь. Пусть она встречает вас с «правильным» выражением лица – это отразится и на ее отношении к вам.

Метод «кликера» использует сигнал «ответ ДА», чтобы сказать лошади, что она что-то сделала правильно. Он связывает «ответ ДА» с поощрением, поэтому лошадь будет стремиться повторить это хорошее действие еще раз. Метод «кликера» — это метод поощрительной дрессировки, делающей лошадь счастливой, полной энтузиазма и настроя «что-я-могу-для-тебя-сделать?».
Лошади – умные животные. Они с удовольствием учатся и очень хотят понравиться людям. Эта статья расскажет вам о том, как использовать ум лошади для того, чтобы сделать из нее лошадь мечты. Для этого мы используем небольшой пластмассовый кликер. Кликер издает отчетливый звук, когда вы нажимаете на него. Он говорит вашей лошади: «Да, именно это ты должна была сделать» и обещает ей вознаграждение за хорошо проделанную работу. Кликер работает как затвор фотоаппарата, обозначая конкретный момент, в который лошадь сделала то, что вы хотели.
Чему можно научить методом кликера? Всему, чему только пожелаете.

Лошади.

Лошади не бывают слишком молодыми или слишком старыми для того, чтобы их обучать по методу кликера. Лошади любого возраста ценят ясность и положительный настрой, который метод кликера придает каждому занятию. Таким способом можно заниматься даже с очень молодыми жеребятами. Жеребята обожают, когда их чешут. Вы используете это в качестве награды, приучая их к уходу за ними.
Вы можете использовать метод кликера для заездки молодых лошадей, или для улучшения движений вашей заезженной лошади. «Пенсионеры» тоже ценят дополнительное внимание и «вторую карьеру», которую открывают для них игры с кликером.

Некоторые из наших лошадей, обученных методом кликера:

Элли, 17-летняя кобыла морган. Ее хозяин играет с ней в «дотронься до привидения», чтобы помочь ей преодолеть свои страхи.

Магнат, 23-летний араб, любит игру «принеси».

Робин, 7-летний конь, помесь кливлендской гнедой и чистокровной верховой, рысит на свободе. Обратите внимание на великолепную линию верха, выработанную с кликером.

Суть обучения с кликером.

Метод кликера создает ситуации, где оба оказываются в выигрыше: и вы, и ваша лошадь. Она думает, что наконец-то ее человек додумался, а вы выбираете вознаграждаемое поведение.
Кликеры издают отчетливый звук, поэтому мы их и используем. Лошади быстро научаются распознавать этот звук и связывают его с пищевым подкреплением. Когда лошадь поймет, что означает кликер, вы можете заменить его на щелчок языком или какой-то голосовой сигнал, чтобы руки оставались свободными для других вещей.

Что вам понадобится.

Лакомство. Лошади – травоядные животные с огромным аппетитом. Поэтому с ними легко использовать пищевое подкрепление. Используйте морковь, яблоки, все, что нравится вашей лошади, и что по вашему мнению не причинит вреда. Помните, что какими бы сильными и грубыми лошади ни казались внешне, их пищеварительная система в действительности очень нежная. Особенно если у вашей лошади уже были колики, лучше перестраховываться в вопросе лакомства.

Начните с привычной для лошади еды. Обычное зерно, которое лошадь получает в качестве основной еды, и нарезанная морковь прекрасно подходят для большинства лошадей. Чтобы избежать перекорма, пересмотрите дневной рацион лошади: часть его оставьте для занятий с кликером.

Если ваша лошадь получает лишь маленькую порцию овса, она с удовольствием будет работать, чтобы получить все остальное. На самом деле, это даже здоровее для лошади – получать зерно по чайной ложке, чем съедать всю порцию за один присест. При занятиях с кликером, небольшое количество овса растягивается надолго. Столовая ложка зерна, ломтик моркови, половинка кубика сахара отлично подойдут в качестве награды.

Веселый настрой.

Это четвертая составная часть метода кликера, которой легко достичь. Когда вы увидите, насколько вашей лошади понравится играть с кликером, вы заметите, что и сами будете смеяться от радости! Традиционно, большинство из нас считает, что нам нужно заставлять лошадей хорошо себя вести. Мы должны показать им, «кто в доме хозяин». Такая философия «сделай это, а не то…» превращает занятия во что угодно, только не в радость.

Метод кликера изменит это. Теперь вы с лошадью сотрудничаете. Задание вашей лошади – понять, что именно заставит вас дать «клик», а ваша задача – разбивать каждый урок на серию маленьких шажков, которые лошадь сможет успешно преодолевать. Это все действительно так просто, как звучит, а результат действительно поразительный! С методом кликера вы ограничены только своим воображением!

Начинаем: четыре простых шага.

Шаг 1. Решите, что вы хотите, чтобы лошадь сделала.
Занятия с кликером начинаются с переоценки образа мышления. Метод кликера – ПОЗИТИВНЫЙ метод обучения. Он учит лошадь, что НАДО делать. Мы не пытаемся скорректировать нежелательное поведение, вместо этого мы концентрируемся на том, что мы хотим, чтобы лошадь сделала. Лошадь не может свечить, если ее нос опущен к земле. Она также не может разносить, если сфокусировать ее на конкретной мишени. Предоставляя ей возможность сделать что-то положительное, мы делаем невозможным нежелательное поведение.

Поэтому Шаг №1 в обучении с кликером – это решить, что вы хотите, чтобы лошадь делала. Чем яснее и точнее вы будете в этом вопросе, тем легче вашей лошади будет учиться. Для многих из нас это означает полную смену манеры думать. Нам куда проще определить, чего мы не хотим. Чем больше мы концентрируемся на проблеме, тем больше мы застреваем в ней. Чтобы найти решение, нам нужно сконцентрироваться на том, что мы хотим, чтобы лошадь сделала.

Совет по обучению.

Лошадь не может свечить или идти сквозь человека, если ее нос находится у земли.

Так что «клик»! Лошадь получает вознаграждение за хорошие манеры.

Успех в обучении зависит от одной простой вещи: чем яснее и четче вы сформулируете для себя чтО вы хотите, чтобы лошадь сделала, тем легче будет вашей лошади учиться.

Лошадь не может свечить или кидаться на вас, если ее нос находится у земли. Так что «кликайте»! Лошадь получит вознаграждение за хорошие манеры. Таким образом, обучение с кликером начинается с позитивного и очень четкого определения, чтО конкретно вы хотите, чтобы ваша лошадь сделала.

В качестве награды вы будете использовать еду, поэтому в первые разы таких занятий лошадь будет пытаться канючить ее у вас. Так и хочется сказать «Вы же не хотите, чтобы лошадь шарила у вас по карманам?», вы конечно же этого не хотите, но что тогда лошадь должна делать вместо этого? Какое альтернативное поведение вы могли бы подкрепить, чтобы держать ее нос подальше от ваших карманов? Как насчет касания какой-то мишени? Обычно, это первое, с чего я начинаю. Я держу небольшой конус или другой симпатичный предмет перед мордой лошади. Когда она толкает его, я делаю «клик», а потом угощаю ее. Она никогда не получает лакомство за обыск моих карманов или за то, что вламывается в мое личное пространство. Но зато она получает награду каждый раз, как касается мишени.

Как только лошадь поймет, что касание мишени превращает меня в автомат по выдаче лакомства, я буду видеть только это поведение, а не пихание и мусоленье моих карманов, которое я хотела бы не допустить. Подумайте об этом как о заполнении ежедневника лошади: займите ее тем, что будете подкреплять то, что вам нужно, и что вы считаете хорошими манерами. Метод кликера весь такой простой. А первый шаг в обучении с кликером учит держать эмоции под контролем, что крайне важно при любом обучении лошади.

Шаг 2. Безопасность прежде всего.
Первое правило в любой программе обучения – это то, что техника безопасности должна соблюдаться в первую голову. Как в отношении человека, так и в отношении лошади. После того, как вы определились с тем, чему вы хотите научить лошадь, следующий шаг в обучении – выбор безопасного «класса».
Когда вы в первый раз предлагаете еду, ваша лошадь может перевозбудиться и попытаться вас ущипнуть. Чтобы избежать ситуаций, когда вам придется наказывать лошадь за ее чрезмерный энтузиазм, можно начать занятия в деннике с ограничителем поперек выхода. Если лошадь войдет в раж и попытается укусить ваш карман, просто отступите на безопасное расстояние. Если ваша лошадь будет вести себя аккуратно в отношении еды, это просто прекрасно. Этим она сильно облегчит вам работу. Но если еда превращает ее в «малолетнего преступника», это тоже прекрасно. Тем самым лошадь дает вам отличную возможность поработать над контролем эмоций с ее стороны.

Совет по обучению.
Каждый раз, как ваша лошадь пугается, это означает, что вы пропустили шаг в обучении. Всегда существует более простой и безопасный шаг, с которого можно начать. Ваша цель – найти такой шаг, который будет безопасен и для вас, и для вашей лошади. Эмоциональное состояние влияет на обучение больше всех остальных составляющих. Ваша лошадь может прекрасно понимать, что вы хотите, дома, на пустом плацу где нет других лошадей, которые ее отвлекают, но как только на плац выходит другая лошадь, она потащит вас к ней, чтобы поздороваться!
Обучение с кликером с самого начала затрагивает вопросы контроля эмоций, используя то самое, чего большинство из нас учили избегать: корм. Вы наполните карманы зерном и другими вкусно-пахнущими лакомствами, но объясните лошади, что в отношении корма существуют правила. Если канючить, лакомства не получишь, а вот держать эмоции под контролем и дотрагиваться до мишени поистине граничит с волшебством. Клик! Вот, что превращает вас в добровольный автомат по раздаче вкусностей.
Начальные шаги обучения с кликером заключаются в установлении правил в отношении еды, а параллельно с этим учат вашу лошадь контролю над эмоциями и спокойствию, которые понадобятся ей для того, чтобы быть безопасным партнером в езде. Они также учат вас разбивать обучение на небольшие, посильные шаги, которые помогут вам обоим выиграть.

Шаг 3. Задействуем кликер.
Когда вы первый раз «кликнете» кликером, ваша лошадь не поймет, что означает этот сигнал. Она еще не знает, что это хороший звук, означающий, что вы собираетесь угостить ее лакомством. Этому ей нужно будет научиться.
Тренера дельфинов вводят свое «да», поначалу связывая его с пищевым подкреплением. Тренер свистит в свисток, бросает рыбу в воду, снова свистит, снова бросает рыбу. Он продолжает это до тех пор, пока дельфин не начнет ассоциировать этот звук с видом рыбы.
С лошадьми обычно можно опустить этот шаг и сразу перейти к использованию кликера при обучении каким-то простым вещам, например, касанию мишени. Лошади начинают понимать смысл кликера по контексту урока. Разница между дельфинами и лошадьми очень проста. Большинство из нас работает с лошадьми, сильно желающими подойти к нам. Мы не работаем с дикими животными.

Совет по обучению.
Вы не можете ожидать от лошади, что она будет понимать что-то, чему вы ее не научили. Обучение с кликером начинается с простого шага: знакомства лошади с кликером. Спрашивается: над какими простыми манерами нам с моей лошадью нужно поработать?
Как только ваша лошадь поймет, что здесь участвует еда, она будет стоять у двери денника, с огромным желанием поиграть в игры с кликером. Но если вы имеете дело с боязливой лошадью, не доверяющей людям или новым ситуациям, то начать вам будет нужно со знакомства ее с кликером. Тем из вас, кто работает с мустангами, или другими лошадьми, по-настоящему боящимися людей, начинать придется с приближения и отступления.
В обучении с кликером поощрение не всегда сводится к еде. Это может быть что угодно, ради чего лошадь готова охотно работать. Это звучит не слишком приятно, но то, что большинству из этих подлых лошадей хочется больше всего – это чтобы мы оставили их. Вы можете начать обучение с кликером с того, что дождетесь, пока лошадь взглянет на вас, после чего «кликнете», развернетесь спиной и уйдете.
Этим вы скажете им, что они могут контролировать ваше поведение. Все, что им нужно сделать – это посмотреть на вас, и вы оставите их в покое! Кликер указывает на то самое поведение, которое вы хотите подкрепить. По мере того, как ваша лошадь расслабится, вы сможете подобраться ближе. Теперь вы сможете «кликать» и предлагать лошади немного корма. С самого начала вы строите отношения доверия и доброты. Вы полностью исключаете страх из условий задачи.

Шаг 4: Занятия с установлением мишени.
Когда я только начала экспериментировать с методом кликера, я пыталась познакомить лошадь с кликером. Я делала клик и давала еду, снова и снова, но ни к чему особому это не приводило. Никаких «озарений» на мою лошадь не находило. Она не проводила параллели между звуком кликера и лакомством, которое я ей скармливала.
У меня не было достаточно терпения, чтобы подождать, пока «шарики и ролики» завращаются. Мне хотелось увидеть, как что-то происходит, так что я взяла хлыст, до которого лошади предлагалось дотронуться. Она понюхала хлыст. Я «кликнула» и дала лакомство. Я связывала желаемое поведение, в данном случае касание мишени, с «кликом» и лакомством. За считанные минуты моя лошадь с большим рвением трогала хлыст. Где бы я его ни держала, она тянулась к нему и пихала его носом. Умница лошадь!
Для меня это тоже было куда бОльшим подкреплением, чем тратить время на то, чтобы знакомить ее с кликером. Я видела результат. Моя лошадь уяснила для себя связь. Она могла превратить меня в автомат по раздаче лакомства в любое время, всего лишь дотрагиваясь носом до хлыста! Кликер говорил ей когда именно она правильно поняла меня, и что скоро она получит лакомство. Это было потрясающе, игра, где оба участника выигрывают.
Именно так я и начинаю занятия с большинством лошадей с тех пор: учу их касаться мишени. Когда я первый раз попробовала занятия с кликером, я подумала, что касание мишени – классный ход, простое упражнение, с помощью которого я могу объяснить лошадям основы обучения с кликером. Я быстро поняла, что это очень мощный и полезный инструмент в обучении. С помощью мишеней вы можете помочь лошади преодолеть ее страх перед незнакомыми предметами, научить стоять смирно и терпеть чистку, уколы, стрижку итд. Вы также сможете вести ее через страшные препятствия или в коневоз.

Эта очень робкая лошадь боится мишени. Ее предыдущие хозяева жестоко обращались с ней, поэтому она боится всего нового. Чтобы помочь ей, мы обучаем ее понимать кликер. Клик — еда, клик — еда… и так до тех пор, пока лошадь не начинает понимать, что этот звук означает приближение чего-то хорошего. Когда лошадь поняла, что клик — это хорошо, она готова переходить на следующий уровень — связывать клик с определенным поведением. Мишень используется хорошо знакомая ей — перчатка. Чтобы упростить задачу, перчатку держат около ее носа. Когда она касается носом перчатки — клик! — и она получает лакомство.

Мишени.

Если вы оглядитесь по двору, ваш взгляд зацепится за много вещей, которые можно использовать в качестве мишени. Крышки от банок, пластиковые бутылки, игрушки для собак, небольшие ведра – все это отлично подходит. Только обратите внимание, чтобы этот предмет был достаточно прочным, чтобы лошадь не сломала его. Поначалу я использовала хлысты в качестве мишени, но позже я поняла, что у многим лошадям трудно различать их. Лошади обучаются быстрее, если вы используете более крупные предметы. Мне больше всего нравятся небольшие оранжевые конусы, которые я использую в качестве разграничителей во время верховой езды.

Совет по обучению.
Метод «кликера» основывается на принципах, а не на инструментах. Для успешных занятий вам вовсе не нужно тратить большие суммы денег на подходящие инструменты. Используйте воображение, чтобы найти мишени и другие вещи, которые понадобятся вам в дальнейшем. Для обучения хождению в поводу и других упражнений, где вам нужно будет держать лошадь на расстоянии от себя, вы можете использовать трость-мишень. Чтобы ее сделать, наденьте пустую пластиковую бутылку на конец старого выездкового хлыста, и примотайте ее скотчем или изолентой, чтобы она хорошо держалась. Еще одна разновидность трости мишени может быть сделана из пенопластовых поплавков, с которыми дети плавают в бассейне. Отрежьте себе кусок пенопластовой «сосиски» около 30 см длиной и прикрепите ее на конец хлыста.
Окиньте критичным взглядом прилавки хозяйственных магазинов и строительных рынков на предмет подходящего материала для трости-мишени. Одну из моих любимых я сделала из телескопического собирателя мячиков для гольфа.

Складываем шаги в действия.

Вы готовы для первого занятия с кликером со своей лошадью. Вы определились, чему вы хотите ее научить, и собрались с мыслями. Это важно. Не должно быть так, что вы предлагаете лошади дотронуться до мишени, а потом вдруг понимаете, что забыли кликер дома или лакомство в амуничнике. Так вы только собьете с толку своего тянущегося к знаниям ученика. Так что первый шаг перед началом любого занятия – собрать свои мысли, кликер и лакомство. И вот тогда вы будете готовы играть!
Вот простая программка «шаг за шагом», по которой можно строить свое первое занятие с кликером:

Из соображений безопасности поставьте лошадь в денник и натяните поперек двери ограничительную веревку. Если в деннике заниматься не получится, используйте небольшую леваду.
Возьмите конус или какой-нибудь другой небольшой предмет и держите его перед лошадью. Лошади обычно любопытны до таких вещей. Ваша лошадь скорее всего понюхает конус.
В тот момент, когда она дотронется до него, кликните, после чего дайте ей лакомство. Уберите мишень из поля зрения, а потом достаньте из кармана лакомство.
Как только лошадь возьмет у вас лакомство, снова поднимите мишень, чтобы она дотронулась до нее. Следите, чтобы лошадь могла легко достать до мишени.
Если она будет пытаться шарить по вашим карманам, отступите вне пределов досягаемости, но мишень все равно продолжайте держать так, чтобы лошадь могла до нее достать.
Когда она дотронется до нее, кликните и похвалите лошадь.

Запомните, что за чем должно следовать. Клик – это «мостик» между желательным поведением и наградой. Следите за тем, чтобы кликать ДО того, как полезете в карман за лакомством. Если вы будете слишком быстро давать лакомство, это нейтрализует действие кликера, т.к. «кликом» станет не звук кликера, а поспешное движение вашей руки.

Кусачие лошади и скармливание лакомства с руки.

Ваша лошадь может начать прихватывать вас за руки, когда поймет, что здесь дают еду. Стойте на безопасном расстоянии, но позвольте вашей лошади исследовать. Именно поэтому мы советуем начинать с того, чтобы лошадь стояла в деннике. Мы хотим предоставить ей свободу в изучении, что работает, а что нет. Если ваша лошадь начнет слишком усердно пихать вас, просто отступите назад, вне пределов досягаемости. Так она поймет, что обыск не приводит к получению лакомства, в то время, как касание мишени приводит. Это первый шаг на пути к приобретению «кликерной мудрости». Скармливая лакомство, следите за тем, чтобы не держать его близко от себя, иначе это только стимулирует попрошайничество. Вместо этого держите руку с лакомством закрытой, пока не вытяните ее подальше от себя.

Есть хорошее правило: держите руку закрытой до тех пор, пока она не окажется там, где вы хотите видеть лошадиную голову.
Если лошадь наваливается грудью на ограничительную веревку, держите руку закрытой. Не угощайте лошадь так, чтобы ей приходилось тянуться.
Вместо этого поднесите руку к груди лошади. Ей придется сделать шаг назад, чтобы достать до лакомства. Вы не дразните ее едой, и не лишаете ее еды. Вы просто доставляете ее туда, где вы хотите, чтобы лошадь оказалась.
Клик и лакомство! Эта маленькая деталь имеет огромное значение. Контролируя подачу лакомства вы контролируете и ритм занятия.

Если ваша лошадь кусачая, вас может беспокоить, как бы скармливание лакомства с руки не усугубило проблему. Так учат многих из нас. Нас снова и снова предупреждали, что не стоит кормить лошадей с рук, иначе мы превратим их в кусачек.

Совет по обучению.
Кликер – это затвор на воротах. Он создает правила относительно получения еды, так что мы получаем возможность использовать ее при обучении. Потратьте столько времени, сколько нужно для того, чтобы хорошо разучить эти правила. Именно это превратит толкающуюся и лезущую к вам лошадь в вежливого ученика. Кликер рассказывает лошади о том, когда она может получить лакомство, а когда нет. Если вы кликаете, это означает, что сейчас последует лакомство. Если клика не следует, лошадь может сколько угодно мусолить ваши карманы, но лакомства она не получит. Если она хочет лакомство, ей нужно будет научиться хорошо себя вести. Кликер не учит лошадей кусаться, а даже наоборот, может избавить ее от этой привычки. Подкрепляйте то, что вам нравится, и это поведение начнет проявляться чаще.

Как долго заниматься?

Когда вы только начинаете обучение с кликером, лучше делать несколько коротких занятий, чем одно длинное. Можете заниматься с мишенью 5 минут, делать что-то по конюшне, а потом снова возвращаться к занятиям с мишенью. Через несколько раз ваша лошадь начнет ждать очередного занятия, и станет «умудренной кликером»!

День первый. Ориентировочное расписание.
18.30 – 18.35 Поставьте лошадь в денник, натяните поперек входы ограничительную веревку, и познакомьте лошадь с кликером. Кликните и поощрите ее за касание мишени.
18.35 – 18.40 Помойте и наполните водой ее ведро.
18.40 – 18.45 Предоставьте лошади очередную возможность коснуться мишени. Начните перемещать мишень в разные места.
18.45 – 18.50 Подметите проход конюшни.
18.50 – 18.55 Повторите упражнения с мишенью. Научите лошадь касаться мишени, расположенной у земли.
18.55 – 19.30 Почистите лошадь.
19.30 – 19.35 Заведите лошадь обратно в денник и повторите упражнения с мишенью. Продолжайте опускать мишень ближе к земле. Если лошадь быстро освоит принцип кликера, поставьте мишень на землю. Если она потеряет мишень, вернитесь в «детский сад» и начните с более легкого шага.
19.35 – 20.15 Поездите верхом.
20.15 – 20.20 Повторите упражнения с мишенью. Когда соберетесь уходить, от души похвалите лошадь, закончите вечер чем-то очень приятным!
Всего занятий с кликером: 5.

День второй. Ориентировочное расписание.
18.30 – 18.35 Поставьте лошадь в денник, повторите программу предыдущего дня упражнений с мишенью. Если лошадь хорошо следует за мишенью, где бы она ни находилась, можете начать учить ее подталкивать мишень к вам.
18.35 – 18.40 Помойте и наполните водой ее ведро.
18.40 – 18.45 Повторите упражнения с мишенью.
18.45 – 18.50 Подметите проход конюшни.
18.50 – 18.55 Используя кликер, научите лошадь осаживать в деннике.
18.55 – 19.00 Поделайте еще какие-то дела по конюшне.
19.00 – 19.05 Продолжайте работать над осаживанием.
19.05 – 19.10 Если лошадь канючит у вам лакомство, поощряйте ее, когда она будет отворачиваться от ваших карманов.
19.10 – 19.40 Почистите ее. Ищите возможности поощрять ее кликером. Если лошадь обычно не стоит при чистке, хвалите ее, если она встанет спокойно. Когда вам нужно будет ее подвинуть, кликайте за уступку давлению.
19.40 – 20.20 Поездите верхом.
20.20 – 20.30 Превратите отшагивание в занятие. Просите лошадь останавливаться и осаживать. Кликером поощряйте правильные ответы.
20.30 – 20.45 Продолжайте работать над ее «поисковыми» способностями в деннике. Кликайте и поощряйте правильные ответы. Закончите вечер «тонной похвалы».
Всего занятий с кликером: 8.

День третий. Ориентировочная программа.
18.30 – 18.35 Поставьте лошадь в денник, повторите программу предыдущего дня упражнений с мишенью. Если лошадь хорошо следует за мишенью, где бы она ни находилась, можете начать учить ее подталкивать мишень к вам.
18.35 – 18.40 Помойте и наполните водой ее ведро.
18.40 – 18.45 Повторите упражнения с мишенью.
18.45 – 18.50 Подметите проход конюшни.
18.50 – 18.55 Используя кликер, научите лошадь осаживать в деннике.
18.55 – 19.00 Поделайте еще какие-то дела по конюшне.
19.00 – 19.05 Продолжайте работать над осаживанием.
19.05 – 19.10 Если лошадь канючит у вам лакомство, поощряйте ее, когда она будет отворачиваться от ваших карманов и демонстрировать контроль над эмоциями.
19.10 – 19.40 Почистите ее. Ищите возможности поощрять ее кликером. Если лошадь обычно не стоит при чистке, хвалите ее, если она встанет спокойно. Когда вам нужно будет ее подвинуть, кликайте за уступку давлению.
19.40 – 20.20 Поездите верхом. Ищите возможность похвалить кликером.
20.20 – 20.30 Превратите отшагивание в занятие. Просите лошадь останавливаться и осаживать. Кликером поощряйте правильные ответы.
20.30 – 20.45 Продолжайте работать над ее «поисковыми» способностями в деннике. Кликайте и поощряйте правильные ответы. Закончите вечер «тонной похвалы».
Всего занятий с кликером: весь вечер был одно сплошное занятие с кликером, поделенное на небольшие уроки, во время которых вы работали над разными навыками. Вы поймете, что когда вы находитесь рядом с лошадью, вы ПОСТОЯННО чему-то ее учите. Теперь, используя кликер, вы просто делаете это осознанно. Вы также поймете, что занятия – это очень весело!

Совет по обучению.
Ваша лошадь постоянно учится. Это значит, что всегда, когда вы находитесь рядом с лошадью, вы занимаетесь с ней, нарочно или нет. Кликер становится средством общения, а не просто чем-то, к чем вы время от времени пользуетесь.

Основные принципы обучения с кликером.

Безопасность всегда должна стоять во главе угла ЛЮБОЙ программы обучения, причем безопасность обоих: всадника и лошади. По этой причине я стараюсь заложить основу из трех типов поведения в любую «умудренную кликером» лошадь, с которой работаю. Я начинаю с касания мишени, потому что это очень простой способ объяснить лошади, что означает кликер. Установление мишени – это первый шаг. Следующий шаг – это показать лошади, что несмотря на то, что ваши карманы полны еды, вы НИКОГДА не станете открытым буфетом. Обучение осаживанию убирает лошадиный нос от ваших карманов, и учит лошадь, что лучший способ получить лакомство – это уважать ваше личное пространство. Так что мы используем кликер при обучении лошади уступать давлению.
Спокойствие – это другой ключевой момент, который пригодится вам в процессе обучения. Страх отвлекает. Когда ваша лошадь боится привидений, которые прячутся в кустах, она не может сосредоточиться на том, что вы от нее просите. Чтобы помочь ей расслабиться, вы научите ее опускать голову по команде.
Когда вы используете кликер при обучении опускать голову, он связывается с ощущением спокойствия на душе. Т.е. это уже не только знак грядущего лакомства. Он также начинает означать, что с вами рядом безопасно. Это очень важный знак доверия, который вы кладете в основу обучения.

Итоги обучения с кликером.

Так чему же вы можете научить, пользуясь кликером? А чему вы хотите научить? Вот правильный вопрос.

Надевание уздечки.

Спокойствие при стрижке и уколах.

Стояние на месте при посадке в седло.

Работа на свободе.

Погрузка в коневоз.

«Отъезжаем от друзей» и другие хорошие манеры на прогулке.

Трюки

Хорошие манеры на земле.

Преодоление страха.

Выступления.

Совет по обучению.
Кликер открывает границы. Если вы можете себе что-то представить, вы сможете этому научить! Обучение с кликером превращает обычное в НЕОБЫЧНОЕ!

Дрессировка

Собаки, кошки, мышки и все-все-все, кто желает стать дрессированным!

Кликер, лошадь

Сунусь-ка я к вам со своим лошадиком =)

Дано:
— Лошадь. Амстердам (Масик). 16 лет, мерин , бывший троеборец, со сломанной и “починенной” после поломки психикой. Реально, мало чего боится – нагляделся на всякое за свою троеборную карьеру, в конфликте человек-лошадь, очень жестком, выстоял – после чего понял, что если чего-то действительно не захочет, убить его не сможет никто. Перебирает людьми, что для меня на данный момент не проблема вообще. Самовоз, умный, достаточно воспитанный (аккуратен с амуницией – если ее совсем не бросить, спокойно сносит большинство манипуляций, хорошо знает как себя вести, угощение из рук не выдирает). Но есть нюансы. Часто может подпрыгивать под седлом от разной фигни вокруг. Боится пшикалок (над чем работаю, и, похоже, более-менее с успехом). С машинкой стрижущей в воскресенье придется стерпеться – а рассказывают, что на нее он тоже оч нехорошо дышит. Характер специфический – он лидер, я б сказала одинак. Иногда требует внимания – но по-своему, специфически. Иногда – чтоб оставили в покое. Но в общем конь очень хороший, с душой – главное не наглеть и учитывать его особенности. Любит меня покусать и пощипать – но это, как выяснилось, такой его со мною способ общения, из любви и со скуки. Самого гулять нельзя, нужно стоять возле него. Может в процессе гуляния разыграться и носиться со всей дури, кусаться, козлы в воздух на ходу отвешивать.
— Пес, кавказец. Посажен на цепь возле конюшни, на улице. Ему где-то между годом и полтора. Знает основные команды – сидеть, лежать, ко мне. К своим очень дружелюбный. Если на него попрет опытный собачник – может и испугаться, начать отступаться, прятаться в ноги. Занимается с ним моя тренер, каждый день гуляет.
— Я. Прихожу на конюшню 2 раза по утрам в будни (и оч спешу), и все выходные – т.е. 4 раза в неделю. Плохо и неуверенно держусь в седле из-за проблем со здоровьем, из-за чего и прыгаем от всякой фигни — похоже, хочет меня защищать.
— Кликер. Кликает ))

Уже один раз попробовала кликать своего лошадика – поначалу испужался, на любой звук кликера (скрип, щелчок, пружинку) дергался, отходил. Но как-то оч быстро втянулся, начала импровизированно обучать его отходить от двери (нужды в веревке, натянутой в проходе в денник не было) – сначала поощряла поворот головы в сторону, в которую он должен отойти, словил быстро. Потом немного покликала, когда отступал в ту сторону, похвалила, и оставила в покое.
Зверю, похоже, эта игра оч понравилась – не кусался, был достаточно возбужден, лез к руке с угощением, но не вырывал его, если не давала. Трогал меня – но не зубами, даже одежду не испачкал. Начал даже трогать руку, в которой держала кликер – выглядело так, будто уже требовал именно клик =). А ощущение, когда видишь, как зверь вдруг начал понимать, что от него хотят (к тому же, когда этого еще не ожидаешь, я думала что только привыкать к щелку мы будем пару занятий, из-за его страха) – неописуемое, скажу я вам =).

Посему мои вопросы:
Что (и как, конечно же, советы тоже оч нужны) посоветуете вообще тренировать? – мне ведь важен сам процесс общения с лошадью (в котором он явно нуждался, но предлагал его оч кусюче, и который я с кликером, похоже, получила), и каких-то планов, что хочу научить чему-то конкретно, особо нет. На вскидку хотелось бы научить чему-то вроде хождения за мною шаг-в-шаг. Но как строить процесс, если не всегда есть возможность и время заниматься вне денника? Как лучше строить дрессировку “на свободе”? – чтоб он опять не разыгрался, и меня не поранил (подозреваю, что процесс его затянет, но еще не проверяла, да и может есть какие-то советы для работы на улице?).
Еще я совсем не разобралась, как привязывать команды к голосу?
Что можно делать в седле с кликером? Или не стоит смешивать занятия под седлом и с кликером?

Может какие советы можете дать для предстоящей стрижки? — раз в год предстоит процедура, как ее пережить наименее болезненно (обеим сторонам)?

И вопрос о собаке: если им занимаюсь не я, только изредка присоединяюсь к гуляниям (а с появлением у меня кликера и занятием им с лошадью времени у меня будет еще меньше) и прохожу мимо каждый раз приходя на конюшню, когда он на цепи, есть смысл мне изредка с ним возиться кликером – учить какие-то непересекающиеся с основными команды?

Чаяния зоопсихолога 🙂

Кликер-дрессировка с лошадьми

Спасибо anecka_i_shen , напомнившей мне о статьях. Собственно я ведь создавала журнал для того, чтобы выложить давно опубликованные статьи. А так как мой френд svitovyda начинает щелкать своему коню, о чем рассказано в дрессировке, то самое время выложить небольшую статью про кликер-дрессировку лошадей, опубликованную в журнале My Horse (№8, 2007, стр. 84-89). ОКЛИКНУТЬ УДАЧУ Вы когда-нибудь играли в «горячо-холодно»? Когда вы ищете спрятанный предмет в верном направлении, вам говорят «горячо», а когда идете не туда, слышите: «Холодно, замерзнешь!». Так вот, лошади тоже любят играть в эту игру! И называется эта игра – «кликер-тренинг». Те лошади, которые хорошо знакомы с «кликером», рисуют, играют в футбол, танцуют па-де-де с другими лошадьми, синхронно переставляя все четыре ноги и, уж конечно, ничего не боятся…

ПУТЬ К ЩЕЛЧКУ
Прочитав несколько статей по кликер-тренингу в Интернете, я была готова воскликнуть: «Эврика!» Кликер издает щелчок (click), который символизирует для животного поощрение. Звук слышится в момент правильного действия. Даже если я не могу сразу дать лакомство (например, во время преодоления препятствия), животное понимает, за что конкретно его поощрили. Вместо обычных многократных повторений нужно только раз вовремя щелкнуть, а дальше – насколько хватит фантазии у тренера: любые трюки, элементы, техника прыжка, – все, что только лошадь физически в состоянии выполнить.

КЛИКНИ НА ОТГАДКУ
Главная идея кликер-тренинга: лошадь здесь не субъект, которого чему-то учат, она активно участвует в обучении. Вы загадываете ей загадку, например, толкнуть мяч носом в вашу сторону. Она еще не знает этого, нюхает мяч – щелчок, лакомство. Затем все повторяется снова. Через минуту она думает, что разгадка – это дотронуться носом до мяча. Вы перестаете щелкать. Лошадь в недоумении. Она нюхает мяч, лижет его, пытается пожевать – вы только улыбаетесь и молчите. Вдруг она случайно подталкивает мяч – «клик!». Лошадь не может понять, за что ее поощрили, и снова перебирает все возможные варианты обращения с мячом. Наконец, она толкает мяч, раздается щелчок, и тут происходит самое удивительное из того, что можно увидеть во время занятий: лошадь в восторге, она разгадала вашу загадку, она поняла. Эта осознанность действий, инициатива, исходящая от лошади; возможность творчества, — полностью меняют вашего «партнера», а заодно – и наши представления о его интеллекте и талантах.

Кликеры и книга ведущего кликер-тренера лошадей Александры Курланд плыли ко мне из Америки ужасно долго, дольше, чем Колумб совершал свое первое путешествие через Атлантику. За это время я успела посетить в Москве семинар Мэри Рэй, кликер-тренера собак, и перепробовала все доморощенные варианты кликеров. «Золотое слово», свисток, пищалка, выключатель от какого-то старинного прибора… Слово-похвала, хоть и воспринимается лошадью, но результат очень медленный. Нужно поработать с кликером, чтобы оценить, насколько щелчок точнее информирует животное о том, что она должна делать. Наконец, я схватила старый степлер. И дело пошло. В глазах старушки-кобылы загорелся азарт, и за день мы научились стольким вещам, со сколькими не справились бы и за месяц. Как человек, испробовавший все устройства, которые только издают звуки, заявляю, что степлер – лучше всего остального, конечно, если у вас нет настоящего кликера.
В отличие от степлера, кликер удобно помещается в руке. Кликер с выпуклой кнопкой предназначен для дрессировки собак: на кнопку можно нажимать ногой, а руками подавать жесты. Для работы с лошадьми используют кликеры в виде маленьких прямоугольных коробочек, в которые нужно вдавливать палец, нажимая на широкую пластину внутри – при такой конструкции вероятность случайного нажатия очень мала. Также бывают кликеры с регулятором жесткости клика; с двумя клавишами, издающими разные по тону щелчки. Стоимость самых совершенных из них в Америке не превышает 2,5$, в России цена кликера варьирует от 150 до 360 рублей. Многие конники предпочитают кликеры с выпуклой кнопкой из-за их привлекательного дизайна – а для лошади важно, чтобы хозяин во время занятий был в хорошем настроении.

«Горячо», но не «холодно»! Хотя в детской игре мы кричали друг другу и «горячо», и «холодно», в кликер-тренинге мы только поощряем. Если я научила лошадь поднимать платок с земли, а теперь пытаюсь научить вставать на маленький мат, то она, естественно, попытается сперва схватить его зубами. В ответ на это ни в коем случае нельзя говорить «Нет!» или выдергивать ткань у лошади изо рта. Доказано, что животные, которых наказывают в процессе обучения, боятся проявлять инициативу и медленнее принимают решения. Они задерживаются перед препятствиями и с трудом переходят от одного упражнения к другому. Так как в кликер-тренинге все построено на инициативе лошади и ее понимании происходящего, то отсутствие щелчка – это единственное, что говорит о ее неправильных действиях и необходимости предлагать другие варианты. Если твердо придерживаться этого правила, то лошадь станет настолько веселой и активной, что только успевай щелкать.

Техника безопасности
Кликер-тренинг – излюбленный метод всех консультантов по проблемам поведения лошадей. При работе с опасными лошадьми – особенно. В самых крайних случаях можно работать, не заходя в денник, как это делают при обучении с помощью кликера диких хищников в зоопарках. Сначала наладить контакт, потом — входить в клетку. Но опасность может придти неожиданно. Нельзя позволить лошади сесть вам на шею – если она грубо требует корм или перевозбуждается, уйдите на некоторое время, устройте небольшой «тайм-аут». Если обучение застопорилось, и лошадь (или тренер) раздражается («агрессия преднаучения» — «ученик» злится, не находя разгадки), нужно дать очень простое, хорошо знакомое задание, щелкнуть за выполнение и прекратить на этом занятие. Если же лошадь еще только начинает знакомиться с кликером и ведет себя неподобающим образом, просто высылайте ее из своего личного пространства – это не наказание, это лишь необходимая техника безопасности.
Полезно также задуматься к чему приведет хорошо выработанный навык. Вы можете научить лошадь открывать ворота, отвязываться, и переворачивать ларь с овсом, но хорошо ли, если она воспользуется своим умением без вашей команды?

(Примечание к фото (в статье журнала этого нет) Здесь на фото я приучаю жеребенка к прикосновениям к ушам. Так как при кликер-дрессировке лошади возбуждаются, ожидая клика, то в данном случае оказалось удобнее использовать вместо щелчка слово. Я молчу пока он вырывается и не убираю руки (не держу ухо, а просто продолжаю прикасаться к нему), а как только он приостанавливается, а через несколько повторений — когда расслабляется и опускает голову, а еще через несколько повторений — подставляет голову, хвалю и угощаю. Понятно, что если лошадь уже взрослая или слишком напугана предыдущим негативным опытом (к примеру мне встречались лошади, которым прежде чтавили закрутку на ухо) и Вы не можете быть уверены, что сможете продолжать прикасаться к ее уху, то метод десенсибилизации, а не метод кликера, будет гораздо эффективнее и безопаснее)

Кому подходит кликер-тренинг? Всем. Его можно совмещать с любым другим методом работы. Но главное преимущество кликер-тренинга — это безопасность для животного. Если лошадь устает, она теряет интерес к занятиям. Она не может переутомиться или травмироваться от усталости. Здесь также отсутствует наказание. Поэтому, например, обучение жеребенка с помощью кликера можно начинать уже в трехнедельном возрасте и даже раньше.

НАЧИНАЕМ КЛИКАТЬ. ПОШАГОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
ШАГ ПЕРВЫЙ
Выберите подходящее поощрение. Если лошадь отказывается от корма во время занятий, пусть это будет ласка. Впрочем, такое бывает крайне редко, так что не ленитесь подобрать лошади лакомство. Это могут быть «угощухи» из конного магазина, небольшие дольки моркови, сухари или овес. Порций (кусочков, горсточек) должно быть много – порядка 50-80 на одно занятие, поэтому сахар не подходит. Я предпочитаю брать часть от дневной порции овса, это и удобно, и полезно с точки зрения физиологии лошади. На случай, если лошадь выполнит задание особенно хорошо, я беру морковь.
ШАГ ВТОРОЙ
В одну руку я беру поощрение, в другую — кликер. Встаю перед лошадью. «Клик!» — и сразу лакомство. Повторяю еще несколько раз. Потом щелкаю и жду – лошадь потянулась к руке с лакомством – отлично, она поняла смысл игры. Следующие 5-7 дней я буду начинать занятия с щелчков и мгновенного поощрения – напоминать, что означает «клик!».

ШАГ ТРЕТИЙ
На старый хлыст или палку наматываю яркую тряпку, чтобы получился «помпончик» — это наша импровизированная «указка» («target»). Показываю ее лошади. Обычно та сразу тянется понюхать новый предмет — «клик!» — лакомство. Если лошадь осторожничает, я щелкаю сразу, как только она чуть поведет носом в сторону указки. После нескольких повторений, лошадь научается дотрагиваться носом до указки, зарабатывать щелчок и получать лакомство. Теперь я отодвину указку на полметра от лошади и щелкну как только та сделает хотя бы один маленький шажок в направлении цели. Еще пара повторений и лошадь научилась ходить за указкой. Пройдет один-два дня, и я смогу завести лошадь за указкой в коневозку, станок, поставить ее на пугающую блестящую ткань, перевести через мостик или канаву…

ШАГ ЧЕТВЕРТЫЙ
Теперь вместо указки я прошу лошадь дотронуться до пустой пластиковой бутылки, собачьей игрушки, щетки, машинки для стрижки. Предлагая новый предмет, я указываю на него рукой, либо говорю: «Дотронься!». Лошадь запоминает команду, после которой, если правильно себя вести, она может услышать щелчок и получить лакомство.

ШАГ ПЯТЫЙ
Почти все лошади на этом этапе пытаются пощупать карман тренера или руку и выпросить поощрение. Но я никогда не даю лакомство без «клика», а щелчок еще нужно заработать. Так что я поднимаю руку на уровень глаз лошади, либо качаю поводом, в общем, высылаю лошадь из своего пространства. Как только она делает шаг назад, раздается «клик!» и лошадь получает поощрение – а также ценный урок. Раньше она думала, что, чем ближе к карману она находится, тем больше вкусного получит. Теперь она узнает, что может заработать щелчок, когда отходит от меня и даже когда находится на значительном расстоянии, и после этого ей все равно дадут лакомство.

ШАГ ШЕСТОЙ
Теперь вам остается лишь быть внимательнее. Замечайте любое «правильное» действие лошади и стимулируйте ее быть активной. Щелкайте, отмечая даже самый крошечный шаг в процессе обучения. Если вы будете подолгу молчать, лошади надоест разгадывать «загадки с десятком неизвестных».

В седле Почему вы не можете «кликать», сидя в седле? Потому что держите повод. А зачем вы держите повод? Чтобы управлять лошадью, формировать определенную позу, движение. А что думает лошадь? Что уступает давлению повода и шенкеля. Она не знает, к какой ее позе вы стремитесь, какое движение от нее ждете. Если хотите, можете научить ее повиноваться с помощью кликера, тогда она будет осознанно выполнять команды, а руки (по крайней мере одна) у вас будут свободны. Но даже если вы придерживаетесь традиционных способов управления лошади под седлом, кликер в руке не особенно мешает. Вскоре вы убедитесь, что кликер эффективнее хлыста, только придется научиться не «наказывать» лошадь, а «хвалить».
Однако если вы готовитесь к соревнованиям по выездке или конкуру, то кликер полезно вручить тренеру – пусть он щелкает, как только заметит хорошее выполнение элемента – со стороны виднее. Другой вариант – щелчок может предназначаться вам. Вы запоминаете ощущение в момент «клика» и стремитесь его повторить. Это то же самое, что похвала тренера, только слово звучит порой слишком долго. Первые же попытки использовать кликер в художественной гимнастике дали потрясающие результаты, так как в этом виде спорта также важна точность похвалы.

Работа с двумя лошадьми И последнее. Лошади приспособлены к жизни в табуне, поэтому им знакомо «стадное чувство». Однажды Александра Курланд готовила двух исландских пони к выступлениям «па-де-де». Она сделала удивительное открытие – если щелкать в тот момент, как лошади движутся синхронно, то животные сами начинают следить друг за другом и все схватывают буквально налету. Используйте стадное чувство , и процесс пойдет быстрее. Клик!

12 ПРАВИЛ КЛИКЕРОВ
1. Сначала — «клик», затем — поощрение.
2. Лакомство давайте после каждого «клика».
3. «Клик!» — в момент нужного поведения.
4. Можно дать больше лакомства, но никогда не сдваивайте щелчки.
5. Не используйте кликер как сигнал или команду.
6. Нельзя прибавлять сложность на каждом этапе. Разбавляйте работу над сложной задачей легкими упражнениями.
7. Тренировки должны быть короткими и разнообразными.
8. Не ждите идеального выполнения, поощряйте сейчас!
9. При каждом затруднении возвращайтесь на несколько этапов назад.
10. Поощряйте лошадь за что-то одно. Например, переход в галоп и длительное движение галопом – это разные вещи.
11. Закончить занятие без поощрения равносильно наказанию.
12. Занимайтесь только в хорошем настроении и не скрывайте от лошади своей радости.

ПОЛЕЗНЫЕ ЩЕЛЧКИ
1. Научите лошадь опускать голову по команде – позже вы сможете так проверять уровень ее возбуждения во время занятий и быстро успокаивать на прогулке.
2. Используйте кликер в повседневном общении с лошадью – щелкайте, когда повод провис, если лошадь обычно его сильно тянет, когда ваш жеребец спокойно ведет себя, проходя мимо другого жеребца или кобылы, и т.п.
3. В деннике щелкайте, как только лошадь поставит одно ухо, потом два. Если она прижала уши, выйдите вместе с лакомством, досчитайте до пяти и возвращайтесь. Пусть она встречает вас в правильном настроении – это отразится и на ее отношении к вам.»

За фото с рыже-пегим поником — спасибо savras

admin

Наверх