Какой конь у добрыни никитича

Былины повествуют о мужественной борьбе русских людей против врагов-кочевников, нападавших на страну. Народ наделяет богатырей – самоотверженных защитников земли русской – высокими физическими и моральными качествами: силой, смелостью, мудростью, ненавистью к князьям и боярам, угнетателям крестьян.

Один из любимых героев народа – богатырь Добрыня Никитич. Он также совершил немало подвигов: уничтожил Змея на Ручей-реке («Добрыня и Змей»), победил богатыря Дуная («Добрыня и Дунай»).

Добрыня искусен в боях и забавах, в стрельбе из лука всегда отличался. Он умеет на гуслях играть и песни петь. Более того, «Добрынюшка вежливый-увежливый. Добрынюшка знает, как речь вести, как себя блюсти». Чертами лица Добрыня напоминает самого художника Виктора Васнецова, тип лица богатыря характерен для русских людей. Одет он богато и нарядно. Его кольчуга тоньше и «хитрее» сработана. Поверх неё – драгоценные княжеские доспехи, щит из дорогого красного металла, инкрустированного золотом. На Добрыне узорчатый высокий шлем, дорогой парчовый кафтан, нарядные, цвета бирюзы, сапоги.

Добрыня не так спокоен и рассудителен, как Илья Муромец.Он нетерпеливо сжимает рукоятку меча, наполовину вынутого из ножен; ноги в стременах, глаза зорко всматриваются в даль, он готов в любую минуту броситься в бой. Илья – старший на заставе, без его приказа застава не сдвинется с места. Уберёт Илья копьё – значит, может Добрыня ринуться на врага.

Красочнее убран и его белый горячий конь – «Белеюшко». Замечательны его живые блестящие тёмные глаза, уже увидевшие врага, бурно дышат трепетные ноздри, оскалены зубы. Конь весь подобрался, готов сорваться с места и помчаться навстречу врагу.

К сожалению, современному человеку, который видит лошадей только по телевизору, почти невозможно понять то, что хотел передать художник. Но в то время повсеместной конной тяги люди видели лошадей по сто раз на дню. Поэтому символизм лошадей на картинах Васнецова, Серова и других художников в те времена был для зрителей ясным и прозрачным, хотя бы интуитивно. Попробую, пользуясь своим ненулевым стажем в конном деле, помочь современному зрителю разобраться в некоторых связанных с этим тонкостях.

Работа над картиной «Богатыри» началась в годы, когда Россия, принявшая от Византии историческую эстафету катехона, попыталась выполнить миссию по воздвижению креста над Святой Софией. И отказалась от этой миссии в двух шагах от выполнения. Поворот русской армии от взгляда на Святую Софию был смертным приговором петербургской империи.

> ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович (1848-1926) «Витязь на распутье». 1882 г.
Холст, масло. 167 x 299 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Утомлённый витязь на богатырском белом, но запылённом и уставшем коне оказался на распутье. Прямыми путями никто до него не хаживал. Возвращение назад с прямой дороги закончилось для предыдущих витязей очень плохо. Вон там, чуть впереди, у, как обычно, болота, белеют их косточки. Конь витязя с глубоким интересом разглядывает череп ещё одного погибшего собрата: хорошо утоптанная дорога налево для некоторых закончилась, не успев начаться. Да и пролезешь ли там на богатырском коне через каменный калибратор. А вОроны уже тут как тут. Что имел в виду художник – стервятников, или целых три символа мудрости: мол, трижды подумай, прежде чем свернуть на кривые дорожки?

Но русские называют дорогой то место, по которому собираются проехать. Последовавшие после Берлинского конгресса покушения на царей, духовные метания православных философов, приход призрака коммунизма и обретение им плоти именно у нас, и т.д., и т.п. суть отчаянные попытки снова выйти на пути выполнения предназначения России – быть засовом на двери, защищающей мир от абсолютного зла. Создаётся впечатление, что все долгие годы создания шедевра – более двадцати лет – Васнецов ждал, во что же всё-таки оформятся различные группы российского общества.

Через полтора года после окончания работы над картиной начнётся Англо-бурская война, когда будет окончательно утверждён Британский империализм. Впереди всё яснее и неотвратимее маячила Первая мировая. Посмотрим, в каком состоянии, по мнению великого художника, находится в канун тяжких испытаний российское общество.

> ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович (1848-1926) «Богатыри (Богатыри Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович)». 1881-1898 гг.
Холст, масло. 295 x 446 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Добрыня Никитич – олицетворение дворянства – изображён богатырём, суровым и благородным. Его фигура – воплощение боевого опыта, полной мобилизованности и готовности к бою. Посмотрим, насколько же готова к близким и неминуемым испытаниям его сущность.

Белая лошадь под богатырём-дворянством – это орловский рысак. Эта отечественная универсальная порода лошадей, без сомнения, является достоянием народа России. Она была выведена как для использования в самых различных хозяйственных работах, так и для армии. При разведении особое внимание уделялось обязательному сочетанию особой красоты сложения и движений, силы, выносливости, энергичного темперамента с природными добротой, уравновешенностью, отличной обучаемостью и послушанием. Порода произошла от уникальнейшего жеребца одной из двух чистокровных пород – арабской. И от немецких кобыл. Символично, не правда ли?

У лошади Добрыни большие глаза, большой лоб, что говорит о незаурядном уме. Но готова ли эта лошадь к предстоящим России в 20-м веке испытаниям? К сожалению – нет. Настоящий орловский рысак — лошадь «и в подводу, и под воеводу» – во времена Васнецова выглядел вот так:

> ВОРОШИЛОВ Сергей Семёнович (1865-1911) «Орловский рысак Крепыш».
Холст, масло. 67,7 х 85 см.
Научно-художественный музей коневодства (РГАУ-МСХА им. К.Е. Тимирязева), Москва.

А что же конь, изображённый Васнецовым? Короткий, узкогрудый, мелкие ноздри, маленькая голова, мелкие суставы. Признаки вырождения налицо.

А богатырь-дворянство рвётся в бой и уже обнажает меч. Обратим внимание на то, что великий художник меч изобразил обнажённым лишь частично. Не было ли это предвидением того, как поведёт себя офицерство в Гражданскую войну?

Глядя на образ дворянства – Добрыню Никитича – кажется, что враг уже не далее пятидесяти-сотни метров. Почему же старший защитников рубежей – Илья Муромец, олицетворяющий народ – так спокоен? Илья внимателен и сосредоточен, но судя по тому, как он вглядывается вдаль – враг ещё далеко. Похоже, враги собираются у границы и делают там очень подозрительные манёвры, но в сторону рубежа богатырей пока двигаться не собираются. Что за спешка у дворянства? Куда оно боится опоздать?

По вороному коню богатыря также видно, что враг что-то замышляет, но бросаться в бой пока рановато. Да, конь отметил напряжённость обстановки. Чутко настороженные уши, раздутые ноздри, весь облик коня являют собранность и готовность к немедленному действию. Но враг далеко, и конь, который каждый день много и тяжело работает, зря носиться не собирается.

Насколько в согласии Илья-народ и его вороная сущность? Вороной не смотрит на врага, не смотрит на соседей, не смотрит по сторонам. У лошадей зрение не бинокулярное; по правому глазу видно, что вороной на картине смотрит назад – на всадника. Не смотря на всю ажитацию дворянства рядом, напряжённость обстановки вообще и горячую кровь, конь спокойно ожидает команд своего богатыря. Богатырь же, как мы заметили ранее, сидит очень свободно. Более того, любой завсегдатай конюшни сразу скажет, что он нарушает сразу несколько пунктов техники безопасности. В общем, сразу видно, что лошадь и всадник хорошо понимают друг друга и абсолютно друг другу доверяют.

При этом бросается в глаза ещё одна странность: уздечка самого управляемого – вороного – коня самая строгая из трёх. У коней дворянского и поповского удила самые простые, поводья тоненькие и пристёгнуты слабенькими застёжками. А у горячащейся дворянской лошади застёжки выглядят даже опасно хлипкими.

При этом поведение вороного говорит о явной избыточной строгости средств управления. Да и богатырь-народ явно не считает их необходимыми: несмотря на напряжённую обстановку и собирающегося куда-то ломануться всадника справа, повод свободно брошен им на шею вороному. Возможно, Васнецов таким хорошо понятным в те времена символом – уздечка – показывает степень воздействия на каждое из сословий со стороны государства.

Враг, похоже, действительно ещё далеко: вороной его отметил, но пока и повернуться в его сторону не посчитал нужным, и даже позволяет себе играть, выгибая шею. А копьё Ильи Муромца предостерегающе загораживает дорогу дворянскому коню: «Мы ведь больше не спасаем Святую Софию? Так для чего теперь нам Константинополь? А потом Берлин ещё завоюем? А зачем мне Берлин? Я туда картошку повезу на базар продавать?»

А что же, по мнению великого художника, представляют собой такие необходимые в канун мировой войны духовные лидеры России – духовенство?

О, лошадь Поповича – это самый замечательный персонаж картины. Она не такая породистая, как дворянский конь, но видно, что благородных кровей. Но также, как у дворянского коня, в её сложении видны следы вырождения. Как будто специально подчёркнутый размёт – передние ноги, вывернутые по-балетному, врождённый порок – открывает сухожилия, которые тоже никогда не знали тяжёлой работы. Лошадь Поповича, как и дворянский конь, к сожалению, совсем нетренированная для богатырской службы.

Но ведёт она себя совсем по-другому. Мы видим нагло пригнутую шею и расставленные в стороны передние ноги, как будто через секунду последует резкий бросок в сторону. И вообще – полное игнорирование того, кто сидит наверху.

В общем, на первый взгляд, под духовенством художник зачем-то изобразил хилую хитрую скотину, которая вот-вот кинется в сторону, сбросит своего богатыря и пустится в какие-нибудь особо неумные и опасные для окружающих развлечения.

Неужели Васнецов столь сильно не уважает сущность духовенства? Отнюдь. Большие, блестящие, совсем не злые глаза, благородные ноздри рыжего говорят о живом уме, контактности и незлобливости. Возможно даже, что это кобыла. Бросаются в глаза кончики ушей, расположенные нетипично близко друг к другу.

Это характерно для горячих, очень энергичных, живых лошадей. Самые красные, несмотря на самую светлую кожу, ноздри выдают бурное внутреннее горение. Эта лошадь – неугасимый огонь.

Почему же сущность русского духовенства ведёт себя, как будто на ней не богатырь, а пыльный мешок? А что ей остаётся делать, если весь облик всадника говорит о непосильном для него внутреннем раздрае.

На лице его – полная растерянность. Такое впечатление, что он не понимает, что делать и зачем он вообще тут. Это подчёркнуто его странной для образа духовного лидера молодостью. Откуда этот когнитивный диссонанс? На кого вообще смотрит всадник? На врага, или на Добрыню с Ильёй? Такое впечатление, что он им что-то должен, но каждому – прямо противоположное.

А для кого предназначена стрела в руках Поповича? Если для стрельбы по врагу – то, судя по поведению образа дворянства, стрелять уже даже поздно – враг так близко, что настала пора обнажить мечи. Во-вторых, посмотрим, как у русского духовенства обстоят дела с духовным оружием, так необходимым во время войны и призванным проникать в самое сердце. По мнению автора картины – очень плохо. Лук хлипкий. А стрела – вообще игрушечная. Не это ли тоже смущает Поповича, и не предназначена ли стрела исключительно для демонстрации товарищам? Интересно при этом, что Илье Муромцу Васнецов даёт стрелы что надо.

И посмотрите – стрелять-то Попович не собирается. У него правая рука занята. И, между прочим, чем? Между прочим, хлыстом. Который, между прочим, всадник держит так, чтобы не увидели его товарищи. Для чего всадник показывает настолько горячей лошади хлыст? Для мало-мальски обученной лошади хлыст в таком положении – это ясная команда не двигаться в эту сторону, то есть в сторону врага. А ещё лучше – бочком тихо двигать в противоположном направлении. Хлыст там оказался специально, или всадник испытывает настолько смешанные чувства, что уже не знает, где его руки и ноги?

Вообще, весь облик всадника просто кричит о том, что им владеют прямо противоположные устремления, причём одновременно. Его ноги – в стременах и готовы ударить лошадь с размаху пятками. В то же время сидит он в седле очень некрепко, в развалочку, как Илья, чуть ли не курит. Он считает, что враг ещё не подошёл на расстояние выстрела из лука, или он считает, что пора лететь? Если лететь, то в каком направлении?

В результате, если сейчас его конь-огонь рванёт в сторону или просто резко поднимет голову, как дворянская лошадь справа, то стрела, прижатая одним пальчиком, будет выбита из рук, а всадник попросту сразу вывалится из седла. Любопытно, богатырь-духовенство вообще чувствует, что он своей лошадью давно не управляет? Как недавно заметил Святейший Патриарх Кирилл: «Одна из причин революционных потрясений и заключалась в том, что Церковь перестала восприниматься как совесть народа».

Возникает вопрос, зачем Попович натянул повод в сторону ожидаемой опасности. Он хотел, чтобы его лошадь увидела врага, или чтобы она увидела хлыст? Ну, врага-то она увидела. И тут огненной духовной сущности стало ясно, что она может надеяться только на себя.

В 20-й век мировых войн Россия вступает в состоянии глубокого духовного кризиса и кризиса элит. А тяжёлая булава – символ власти – пока непринуждённо свисает с поднятой руки Ильи Муромца. Для народа, по мнению художника, она совсем не тяжела.

Я как давний любитель и ценитель былин в разных обработках, могу сказать:

Мультики-это «СТЁБ на тему». К действительным былинам они не имеют НИКАКОГО, ну никакого отношения!

А «натуральные» былины рассказывались разными авторами по-разному.
В переложении А.Лельчука (скачано вот отсюда http://byliny.narod.ru/2.html) коня Добрыни тоже звали Бурушкой или Буркой. Подозреваю, что это не собственное имя коня, а обращение по масти.
Упоминается в былине «Былина вторая, о том, как Добрыня уехал на три года, а Владимир уговорил Алёшу Поповича жениться на его жене» (если скачаете файл, то там есть оглавление)

Вот отрывок:
————
Дала ему Омельфа Тимофеевна прощенье родительское, стал Добрыня собираться в дорогу дальнюю. Надевал он цветное платье красное, надевал он доспехи кольчужные, сапожки надевал зелён сафьян, удалую шапку мурманку. Брал он меч-кладенец да саблю острую, вязал на бедро палицу булатную. Клал тугой лук в налучники, в колчан клал стрелы калёные.
Выходил Добрыня на широкий двор, в стойла лошадиные, выбирал из всех коней Бурушка косматого, своего коня богатырского. Говорил он Бурке таковы слова:
— Ай же ты, мой добрый конь, ретивый Бурушка косматый! Ты служи мне в бою верой-правдою, а в свободное время — утехою.
На коня клал Добрыня потнички, на потнички клал войлочки, на войлочки — сёдлышко черкасское. Затягивал седло двенадцатью подпругами шёлковыми, тринадцатую подпругу продольную клал для крепости.
————

Я предполагаю, что имена коней былинных богатырей, в отличие от коней рыцарей (и, кстати, имен их мечей) большого значения не имели.
В другой былине того же ранее данного мной источника «. о богатстве Дюка Степановича и о его споре с Чурилой»
————————
Выходил тут Дюк на широкий двор, заходил в конюшни стоялые, выбирал коня себе доброго, выбирал он Бурку косматого. Шерсть у Бурки в три пяди, а грива-то у Бурушки в три локтя, а хвост-то у косматого в три сажени. Хвост да грива до земли помахивают, хвостом он следы свои запахивает.
————————
или в былине «. как молодой Михайло Данилович взял отцовского коня и доспехи и победил татар»
———————
— Стой, Михайло, придержи коня. Послушай моего благословенья отцовского. Как поедешь в чисто поле, найди холм крутой, Бугор-гору. Как взойдешь на Бугор, зови Бурушка косматого. Прибежит к тебе конь косматый. Потом копай вглубь пять локтей, найдешь там сбрую да оружие богатырское.
———————
и в былине «. о том, как Илья бился со своим сыном Сокольником»
———————
Говорил тут Илья Муромец своему добру коню:
— Ай же ты, конь богатырский, Бурушко мой косматый! Послужи ты мне верой-правдою, по-старому послужи, по-прежнему, не отдай ты меня в чистом поле татарину, чтоб не срубил мне татарин буйну голову.
———————

Кстати, а почему коней не могли звать одинаково? Они же их не в одном инкубаторе брали в одно время. В разное время, независимо и назвали. Не мудрствуя лукаво, по масти.
И вообще, былинные богатыри -образы, что говорится, собирательные.
Читала, что одних исторических Алеш Поповичей было 3 человека.
А тут пересказы, поэтические и политические домысливания.
(Вот читала, что под «Идолищем поганым» русские сказители вполне могли понимать православного главу. Который сидит князю приказывает, выще князя сидит. А его свержение- это так, «желаемое за действительное»).
Так что «как оно было на самом деле» -никто не скажет. И вообще, былинная Русь к Руси исторической отношение, конечно, имеет, но не такое прямое. 04.12.2009 15:35:06, Змея Скарапея

Русский богатырь Добрыня Никитич – главный былинный змееборец, второй по силе и удали из знаменитой троицы. Прошел огонь и воду плечом к плечу с Ильей Муромцем и Алешей Поповичем. В летописях нашлось подтверждение прототипу богатыря: Добрыня приходился близким родственником князю Владимиру. Бесстрашный воин блистал образованием, умом и качествами дипломата, в сказаниях отмечено еще одно яркое его качество – вежливость. Народные предания рассказывают о персонаже с теплотой и в возвышенных тонах.

История создания

Судя по летописям, Добрыня Никитич – вполне историческая личность. Годы жизни древнерусского полководца приходятся на середину 10 века. Прототипом богатыря называют Добрыню, родного дядю по материнской линии и наставника князя Владимира Красное Солнышко. Правда, Никитич – отчество видоизмененное: исследователи предполагают, что раньше к имени добавлялось название села Низкиничи, родины персонажа. А его отца звали Малко. Некоторые источники утверждают, что герой по происхождению еврей, но эта информация хранилась под грифом «секретно», а разглашение каралось избиением батогами.

Воевода Добрыня — прототип Добрыни Никитича

По летописным свидетельствам, приближенный ко двору Добрыня выступал советником правителя, поверенным в важных делах и воеводой княжеского войска. Герою приписывают немаловажную роль в противостоянии князя новгородского с братом Ярополком, а также в сватовстве к дочери Рогволода Полоцкого Рогнеде.

Князь Владимир и Рогнеда

Перекочевавший в былины Добрыня Никитич мало напоминает свой реальный прототип. Здесь богатыря называют и князем, и даже племянником Владимира, да и роль он играет уже второстепенную. В кругах интересующихся древнерусским эпосом прижилось мнение, что с прообразом дядьки князя переплелись и другие воины.

Биография и сюжет

История жизни Добрыни Никитича и его подвиги фрагментарно изложены в летописном памятнике «Повесть временных лет» и в дошедших до современности устных преданиях. Родился богатырь или в столице древлян под названием Искоростень, позже сожженной княгиней Ольгой, или в Рязани. Десятилетнего Добрыню вместе с сестрой Малушей пленили и поселили в тереме киевской княгини, где дети выступали в роли прислуги.

Добрыня Никитич

Детство будущий воин провел с деревянным мечом в руках и научился мастерски владеть оружием, что в юности и доказал в поединке с дружинником. Молодого человека зачислили в княжескую дружину. С рождением Владимира герою добавили обязанность воспитателя и наставника.

Богатырь сыграл огромную роль в судьбе князя – Добрыня Никитич убедил послов Новгорода просить себе в правители Владимира, сплотил поборников варяжского господства на землях Руси, вставал во главе войска в сражениях с внешними врагами, участвовал в крещении государства, уговаривая народ принять новую веру и словом, и силой.

Былин, в которых упоминается Добрыня Никитич, насчитывается полсотни, а главным героем богатырь-змееборец выступает в шести сказаниях. Обладатель невероятной физической силы, мужественный воин, мудрый дипломат и советник, вежливый и учтивый государственный муж – таким представлен герой в древнерусском эпосе. Добрыня владел 12 языками и даже умел разговаривать с птицами; он завидный плотник, гусляр и певец.

Самая популярная былина «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» повествует о трехдневной битве богатыря с огнедышащим созданием. Исчерпав силы, Добрыня вдруг услышал голос с небес, предрекающий победу. И с новыми силами воин принялся бороться со Змеем, вогнав в итоге противника в землю. Главная мысль авторов сказания прячется в том, что важно не сдаваться, когда уже вроде бы исчерпаны все шансы и возможности, уметь выстоять, вытерпеть и победить. В былине воспеты сила духа и моральная выдержка героя.

Добрыня Никитич и Змей Горыныч

В сказаниях Добрыня выполняет различные задания князя. То выручает из беды племянницу Забаву Путятичну, то спасает дочь Марфиду или сестру Марью Дивовну, то собирает дань с подвластных земель. Причем от столь сложных поручений другие воины открещиваются. В сказании «Добрыня и Дунай – сваты» герой сватает подопечного к королевишне ляхов Апраксе.

А в «Добрыня Никитич и Василий Казимирович» примеряет образ дипломата в деле переговоров с татарским ханом: Русь задолжала дань за 12 лет, но богатырь устроил показательное выступление – поборолся с силачом из войска татар, тем самым запугав хана так, что тот сам согласился платить дань Руси.

Настасья Микулишна, жена Добрыни Никитича

В народных преданиях нашлось место и любовной линии. Добрыня Никитич женился на иноземке Настасье Микулишне – полянице, дочери силача-крестьянина Микулы Селяниновича. Говорят, что родом девушка с Кавказа. Знакомство будущих супругов оказалось, мягко говоря, необычным: женщина-богатырь сначала вступила в схватку с русским воином.

В семейной жизни Добрыня пережил предательство. Однажды умчался «ненадолго» (на 12 лет) по делам, а когда вернулся, благоверная собралась замуж за Алешу Поповича. Дело в том, что Настасья получила ложную весть от Алеши о гибели мужа, а Владимир подлил масла в огонь, выступив сватом молодого жениха. Впрочем, Добрыня вернулся домой в разгар свадьбы и расстроил торжество. Поссорившихся богатырей позже помирил Илья Муромец.

Добрыня Никитич и Алеша Попович

В былинах с любовью описывается и его конь. Жеребец недюжинной силы легко вез на себе воина, отличался не меньшей храбростью, верностью и воинственным характером. На своем веку конь немало потоптал копытами злых змеенышей.

Подробности смерти Добрыни-воеводы князя Владимира неизвестны. А вот былинный Добрыня Никитич умер в 1223 году, как и подобает славному воину, – в кровопролитном сражении. Случилось это в битве под Калкой. Похоронили богатыря на кургане, который так и называется – Добрыниным.

Фильмы, актеры и роли

Добрыня Никитич входит в список главных героев советских мультиков, а также анимационных фильмов, снятых уже в 2000-ых годах. В приключениях вместе с тремя богатырями участвует россыпь персонажей – от киевского князя до возлюбленного его племянницы Елисея. Вот список этих мультфильмов:

  • «Добрыня Никитич» (1965)
  • «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» (2006)
  • «Князь Владимир» (2006)
  • «Три богатыря и Шамаханская царица» (2010)
  • «Три богатыря на дальних берегах» (2012)
  • «Три богатыря. Ход конем» (2015)
  • «Три богатыря и морской царь» (2016)

Голос богатырю подарили актеры Валерий Лекарев, Валерий Соловьев и Дмитрий Назаров.

Георгий Демин в роли Добрыни Никитича

Дебютный выход Добрыни Никитича в кино случился в 1956 году. Режиссер Александр Птушко снял по мотивам древнерусских былин и сказок Александра Пушкина фильм «Илья Муромец». Доспехи славного воина Добрыни надел Георгий Демин. К созданию фильма «Илья Муромец» 1956 года выпуска авторы подошли с размахом. В массовке задействовано 106 тысяч статистов-солдат и 11 тысяч лошадей. Последняя цифра побила рекорды в кинематографе – такое количество животных не использовалось в съемках художественных картин ни до, ни после.

Леонид Куравлев в роли Добрыни Никитича

Следующее обращение к мотивам из эпоса произошло намного позже – в 2005 году Добрыня в лице Леонида Куравлева появился во второй части киноэпопеи «Сага древних булгар» Булата Мансурова, которая носит название «Лествица Владимира Красное Солнышко».

Павел Климов в роли Добрыни Никитича

А еще через шесть лет Андрей Мармонтов представил зрителю картину «Реальная сказка», в которой действия перенесены в современный мир. Здесь нашлось место и фантастическим персонажам – Лешему, Ивану-дураку, Бабе-Яге и, конечно, трем богатырям. Образ Добрыни Никитича воплотил Павел Климов.

Евгений Дятлов в роли Добрыни Никитича

Последний раз на сегодня Добрыня Никитич порадовал зрителей присутствием в искрометной комедийной сказке от «Disney» «Последний богатырь» (2017) режиссера Дмитрия Дьяченко. Главный герой попадает в параллельный мир, где царит волшебство. На пути молодого человека встречаются Баба-Яга (Елена Яковлева), Кощей Бессмертный (Константин Лавроненко), Чудо-юдо (Александр Семчев) и другие жители сказок. Добрыню Никитича играет Евгений Дятлов. Ему на съемках фильма «Последний богатырь» пришлось помучиться. Актер был вынужден носить костюм, который весил 10 килограммов.

Интересные факты

Исследователи не согласны с утверждением, что богатырь родом из Рязани. Уверены, что ноги у небылицы растут из-за путаницы. Мужчина носил прозвище Резанец, и однажды эту кличку просто неправильно трактовали.

Добрынин курган на острове

По преданию, былинный двойник Добрыни Никитича держал дозор на Оке возле села Шилово, остров теперь называется Добрынин. Недалеко от него расположен курган, в котором якобы похоронен богатырь. По рассказам крестьян, в 1920 году курган раскопали и достали доспехи славного воина, состоящие из кольчуги, шлема и пояса. Судя по находке, рост Добрыни Никитича составлял 172 см.

Ледокол «Добрыня Никитич»

В 1959-1962 годах из-под станков ленинградского завода имени Марти вышли три ледокола проекта 97. Одно судно получило название «Добрыня Никитич». Ледокол трудился на Белом море, сопровождал суда к кромкам льда Северной Двины, чистил проходы атомным подводным лодкам. Маневренный корабль в открытом море выдерживал штормы силой 10-11 баллов – настоящий богатырь!

Цитаты

«Я кого попало в ученики не беру».

«А-а, так это же верблюд. Ты что, Горыныч, верблюда никогда не видал? Быстр, вынослив, и кормить совсем не надо».

«Кому-то закон власть дает, а кто-то сам власть берет. Так было и будет».

«Муж без жены, как дуб без дятла».

«Добрыня: — В чем сила, брат?
Змей Горыныч: — Во сне и сила. И у того ее больше, кто спит крепче».

В дополнение к замечательным статьям о Серове Десоветизация живописи

Лошади на картинах великого русского художника Васнецова – совершенно особенное явление. Тонкий знаток и любитель лошадей, Васнецов через их образы передаёт внутреннюю сущность героев его картин. А учёба в духовном училище, а затем в семинарии не могла не дать великому художнику знание и понимание символики вообще.

К сожалению, современному человеку, который видит лошадей только по телевизору, почти невозможно понять то, что хотел передать художник. Но в то время повсеместной конной тяги люди видели лошадей по сто раз на дню. Поэтому символизм лошадей на картинах Васнецова, Серова и других художников в те времена был для зрителей ясным и прозрачным, хотя бы интуитивно. Попробую, пользуясь своим ненулевым стажем в конном деле, помочь современному зрителю разобраться в некоторых связанных с этим тонкостях.

на рублях колес

Коммунизма призрак по Европе рыскал,
Говорил: «В Париже я расстрелян»…

Работа над картиной «Богатыри» началась в годы, когда Россия, принявшая от Византии историческую эстафету катехона, попыталась выполнить миссию по воздвижению креста над Святой Софией. И отказалась от этой миссии в двух шагах от выполнения.

Поворот русской армии от взгляда на Святую Софию был смертным приговором петербургской империи.

Утомлённый витязь на богатырском белом, но запылённом и уставшем коне оказался на распутье. Прямыми путями никто до него не хаживал. Возвращение назад с прямой дороги закончилось для предыдущих витязей очень плохо. Вон там, чуть впереди, у, как обычно, болота, белеют их косточки. Конь витязя с глубоким интересом разглядывает череп ещё одного погибшего собрата: хорошо утоптанная дорога налево для некоторых закончилась, не успев начаться. Да и пролезешь ли там на богатырском коне через каменный калибратор. А вОроны уже тут как тут. Что имел в виду художник — стервятников, или целых три символа мудрости: мол, трижды подумай, прежде чем свернуть на кривые дорожки?

Но русские называют дорогой то место, по которому собираются проехать. Последовавшие после Берлинского конгресса покушения на царей, духовные метания православных философов, приход призрака коммунизма и обретение им плоти именно у нас, и т.д., и т.п. суть отчаянные попытки снова выйти на пути выполнения предназначения России – быть засовом на двери, защищающей мир от абсолютного зла. Создаётся впечатление, что все долгие годы создания шедевра – более двадцати лет — Васнецов ждал, во что же всё-таки оформятся различные группы российского общества.

Добрыня Никитич – олицетворение дворянства – изображён богатырём, суровым и благородным. Его фигура – воплощение боевого опыта, полной мобилизованности и готовности к бою. Посмотрим, насколько же готова к близким и неминуемым испытаниям его сущность.
Белая лошадь под богатырём-дворянством – это орловский рысак. Эта отечественная универсальная порода лошадей, без сомнения, является достоянием народа России. Она была выведена как для использования в самых различных хозяйственных работах, так и для армии. При разведении особое внимание уделялось обязательному сочетанию особой красоты сложения и движений, силы, выносливости, энергичного темперамента с природными добротой, уравновешенностью, отличной обучаемостью и послушанием. Порода произошла от уникальнейшего жеребца одной из двух чистокровных пород – арабской. И от немецких кобыл. Символично, не правда ли?
У лошади Добрыни большие глаза, большой лоб, что говорит о незаурядном уме. Но готова ли эта лошадь к предстоящим России в 20-м веке испытаниям? К сожалению – нет. Настоящий орловский рысак — лошадь «и в подводу, и под воеводу» — во времена Васнецова выглядел вот так:

Крепыш – мировой рекордист, лошадь столетия

Вы скажете, что тренировками можно поправить природу. Но слишком сухие ноги выдают то, что эта лошадь никогда не знала достаточно тяжёлой работы. А слабо развитая мускулатура и избыток жира говорят не о регулярных тренировках, а об регулярной обильной кормёжке и отдыхе в конюшне. Да, этот конь исполнителен и обучен. Отставленный хвост, поднятая голова, смелый взгляд на врага олицетворяют энергию и готовность. Но уши в разные стороны, чуть опущенная нижняя губа и пустое выражение глаз выдают то, что предстоящее для него – просто рутинная, даже скучная, работа. Чтобы было понятнее, вспомните, например, образы морских офицеров, так колоритно и точно показанных в фильме «Земля Санникова».

Глядя на образ дворянства — Добрыню Никитича — кажется, что враг уже не далее пятидесяти сотни метров. Почему же старший защитников рубежей – Илья Муромец, олицетворяющий народ – так спокоен? Илья внимателен и сосредоточен, но судя по тому, как он вглядывается вдаль – враг ещё далеко. Похоже, враги собираются у границы и делают там очень подозрительные манёвры, но в сторону рубежа богатырей пока двигаться не собираются. Что за спешка у дворянства? Куда оно боится опоздать?

Да, ситуация тревожная. Но если богатыри ожидают именно нападения, то вся фигура Ильи Муромца показывает, что до боя ещё далеко. Посмотрите, как Илья сидит на лошади. Ноги вынуты из стремян, отдыхают. Посадка расслабленная, как будто на отдыхе в кресле. Оружие в походном положении.

Но, может, конь Ильи просто слабенький от рождения, мало ел, замучен работой? Или, например, просто туп? Ничего подобного. Да, он не породист, но у него широкая грудь, большие ноздри, крепкие ноги, хорошо развитые мышцы. Видно, что хорошую природу отлично дополняет закалка в каждодневной тяжёлой работе. Вороная же масть, скорее всего, выбрана Васнецовым потому, что вороные горячее других лошадей. То есть масть здесь олицетворяет горячее сердце русского народа. При этом Васнецов изображает вороного добрым и очень умным: большая голова, большие умные глаза, ноздри большой, но изящной запятой. Такие лошади много думают. Он будет стремиться к сотрудничеству, если всадник проявит уверенность и спокойствие. Это настоящий богатырский конь, из тех, что и в подводу, и под воеводу. Он не подведёт ни в работе, ни в бою.

Насколько в согласии Илья-народ и его вороная сущность? Вороной не смотрит на врага, не смотрит на соседей, не смотрит по сторонам. У лошадей зрение не бинокулярное; по правому глазу видно, что вороной на картине смотрит назад – на всадника. Не смотря на всю ажитацию дворянства рядом, напряжённость обстановки вообще и горячую кровь, конь спокойно ожидает команд своего богатыря. Богатырь же, как мы заметили ранее, сидит очень свободно. Более того, любой завсегдатай конюшни сразу скажет, что он нарушает сразу несколько пунктов техники безопасности. В общем, сразу видно, что лошадь и всадник хорошо понимают друг друга и абсолютно друг другу доверяют. При этом бросается в глаза ещё одна странность: уздечка самого управляемого – вороного — коня самая строгая из трёх. У коней дворянского и поповского удила самые простые, поводья тоненькие и пристёгнуты слабенькими застёжками. А у горячащейся дворянской лошади застёжки выглядят даже опасно хлипкими.

При этом поведение вороного говорит о явной избыточной строгости средств управления. Да и богатырь-народ явно не считает их необходимыми: несмотря на напряжённую обстановку и собирающегося куда-то ломануться всадника справа, повод свободно брошен им на шею вороному. Возможно, Васнецов таким хорошо понятным в те времена символом – уздечка — показывает степень воздействия на каждое из сословий со стороны государства.

Враг, похоже, действительно ещё далеко: вороной его отметил, но пока и повернуться в его сторону не посчитал нужным, и даже позволяет себе играть, выгибая шею. А копьё Ильи Муромца предостерегающе загораживает дорогу дворянскому коню: «Мы ведь больше не спасаем Святую Софию? Так для чего теперь нам Константинополь? А потом Берлин ещё завоюем? А зачем мне Берлин? Я туда картошку повезу на базар продавать?»

А что же, по мнению великого художника, представляют собой такие необходимые в канун мировой войны духовные лидеры России – духовенство?
Об этом — в следующей части.

Здесь легко и интересно общаться. Присоединяйся!

может у него лошадь?

Да.

наверное, он тяжеловоз

Бытует предание, о том, что где легендарный конь бил копытом появлялись озера с чистой водой. Но выбрал его Илья в табуне как самого слабого и немощного. Потом конь стал весь под стать хозяину.могучим и сильным

Дело в том, что его конь, это кобыла. Бурушка-женского рода.КосмАтушка-тоже женского. Кобыла она.

Вот ни к чему даже. Но можно ведь и коня мужского рода Бурушкой назвать?

И всё равно — она кобыла!

Ну пусть уж. Хорошо, что здоровенькой выросла

Это верно!

Нет. Его конь-это кобыла

Я не присматривался.

Густой гривой,массивностью,крепкими ногами. Тяжеловоз

Его конь — Кобыла

Он, наверное, был тяжеловозом. Илья Муромец был из трёх богатырей самым крупным.

Его конь был кобыла!

грива волшебная у коня была, срезать нельзя

Его конь был кобылой

Судя по последним данным Илья Муромец — хохол

А его лошадь-кобыла

Нет, именно кобыла

Мне она тоже нравится. Просто, скромно и со вкусом.

да, и главное из фильма образ )

Из того, что я читал о нём, СС группенфюрер и нач. 4 отдела РСХА ( гестапо) Генрих Мюллер был на редкость вредным человеком и совсем не похожим на киношный персонаж.

Его конь — кобыла!

Может это битюг, мощная ломовая лошадь, как раз под Илью

Дело в том, кто его конь, это кобыла

ну знаете, где же разглядеть.

Бурушка — женского рода. Косматушка, тоже женского.

Нет. Его конь — это кобыла

Его конь-это кобыла

С Новым годом!

У его конь был породы тяжеловоз.

Его конь — это кобыла

Но конь или кобыла,всё равно из породы тяжеловес

Это так и есть,прочтите внимательно книгу и узнаете наверняка какая порода лошадей

всё

Его конь — кобыла

Это был не конь ,а кобыла

Его конь — кобыла

Ответ не знаю. Но очень интересно у вас. Наши сказки пропагандировать большое дел. Придется поискать.

Конь Ильи Муромца-кобыла

Забавно. Проще не придумаешь.а ведь не придумаешь. Спасибо вам.

Его коню нельзя было стричь гриву

Конь Ильи Муромца — это кобыла!

Ни в чём. Кобыла и всё

Нет Конь Ильи Муромца — кобыла.

НАМЁКОВ НА ЭТОТ СЧЁТ Я НЕ ЗАМЕТИЛА.

Бурушка-Косматушка. это женщина ( значит кобыла).

У Муромца была кобыла ..

Верно! 5+

Из чего это следует? Из твоих фантазий?

Нет. Бурушка — это женское прозвище.

Конь Ильи Муромца — кобыла.

Еще и породой, наверное.

Конь Или Муромца это кобыла.

Тяжеловоз Орловской породы

Ой, Татьяна! Он оказывается кобыла, а не жеребец

Ну у него и имя женское. Бурушка. Я думала вопрос о породе.

Вернее, она — кобыла

По- моему, грива и хвост были очень длинные и лохматые.

Ольга! Его конь, это кобыла!

Ох и подловили Вы меня! 1:0 в Вашу пользу!

вот как. ну да ..Бурушка.. Косматушка..нежно..

Доброго дня. хорош был вопрос.

Спасибо за подсказку))

Наверное он тяжеловоз.

Нет, Ира. Он — кобыла

. Вот уж не подумала бы! А-а-а, по имени понятно! Невнимательность! Хотя все вроде «женские». Я запуталась.

Нет. Бурушка — кобыла.

прочитала комменты

Ну, вот! Теперь и Вы знаете, что он, оказывается, кобыла. Да?

да. спасибо за ликбез!

А что? Только очень хорошие всадники выбирали себе под седло именно кобыл.

Кобылы легче поддаются дрессуре. Они не такие задиристые, как жеребцы, более устойчивы к стрессам, например, к громкому шуму и выстрелам. И вообще, почему-то считают, что кобыла умнее жеребца. Он, дурак, по-молодости, да по глупости, может вместо боя, может погнаться за понравившейся ему кобылой, но ни одна кобыла не станет гоняться, за приглянувшейся ей жеребцом. Даже не помню, где я это прочитал.

Идет слоник по полю, навстречу ему Три Богатыря
-Здравствуй Илья Муромец

-Здравствуй Алеша Попович

-Здравствуй Конь Ильи Муромца

-Здравствуй Конь Добрыни Никитича

-Здравствуй Конь Алеши Поповича

-Как себя чувствуешь Илья Муромец

-Как себя чувствуешь Добрыня Никитич

-Как себя чувствуешь Алеша Попович

-Как себя чувствуешь Конь Ильи Муромца

-Как себя чувствуешь Конь Добрыни Никитича

-Как себя чувствуешь Конь Алеши Поповича

-До свидания Илья Муромец

-До свидания Добрыня Никитич

-До свидания Алеша Попович

-До свидания Конь Ильи Муромца

-Пошел нахуй Слоник

-До свидания Конь Добрыни Никитича

-До свидания Конь Алеши Поповича

Идет Слоник дальше а навстречу ему Али Баба и 40 разбойников. И ВЫЕБАЛИ ЕГО В ХОБОТ

admin

Наверх