Какая самая хорошая порода лошадей

Кони по всем параметрам самые грациозные и величественные животные среди всех млекопитающих. Понятие самая лучшая лошадь сложно отнести к какой-то конкретной породе, поскольку каждая имеет свои положительные и отрицательные стороны.

Эта статья предлагает вашему вниманию градацию коней по их красоте, так что представленные ниже Топ-10 лучших пород лошадей можно со всей смелостью утверждать, что это и есть самая лучшая лошадь! А уж Вам судить, кто есть, кто среди величественных животных под названием лошадь.

Топ-10. Самые красивейшие породы лошадей

Шайр или Английский тяжеловоз. Кони этой породы шайр отличаются от остальных пород высоким ростом (в холке достигают до 1,65-1,85 м, даже до 2,19 м). Она является самой высокой лошадью. Их род начинается от боевых коней Римских завоевателей. Они являются одной из самых древнейших тяжеловозов. Название происходит от английского слова «шир», что означает графство. Представители этой породы является порода кэрт-горсили шайр-горс, что происходит от голландских жеребцов и местных кобыл. Ее тип подвержен сильной изменчивости — от лошади необыкновенных размеров и веса, пригодных лишь для езды шагом, до огромных и складных, пригодных уже для перевозки тяжестей. Этой масти характерны лысые участки на голове, и наличие белых чулочек, зачастую только на задних конечностях (ногах). Все тело развито пропорционально; ей присуще широкие грудь, спина и крестец.

Высокий рост, белые чулочки

Иберийская

Иберийская лошадь. Место зарождения ? Иберийский полуостров. Четко усматривается влияние на породу Португалии и Испании, поскольку последние там расположены. В настоящее время, соответственно различают два подвида иберийской лошади: «андалузский» (испанский чистокровный) и «лузитано» (португальский чистокровный). Из-за невероятной гибкости и врожденной элегантности эта порода лошади часто эксплуатируются во всевозможных шоу, спектаклях, корриде, упряжке, и в высшей школе. По мнению коневодов-специалистов иберийцы участвовали в образовании всех пород верховых лошадей, а непосредственными потомками их являются: «квартер», «кладрубер», «американская верховая» «липицианы», «перуанский пасо», «аппалуза», «криолло» и «пасо фино».

Ганноверская

Ганноверская лошадь. Известна эта порода по её тавру, который выглядит латинской буквой «Н». Это самая многочисленная порода в Европе. 1735 г ? год основания этой породы в городе Целле. Она основана для так называемого «для прославления державы» принцем Ганновера и будущим королем Англии Георгом II. Порода является одной из популярных спортивных пород в современном мире. Ганноверскую лошадь можно увидеть на множестве международных соревнований по выездке троеборью и конкуру.

Голштинская

Голштинская лошадь. Закрытый к настоящему времени завод в Травентхалле и есть родина голштинов. Голштинская лошадь ? одна из самых старейших немецких пород коней, возраст породы составляет несколько сотен лет. Голштины приобрели славу крепких почтовых лошадей и армейских верховых. Наибольшей известности голштины достигли в конкуре и выездке. Однако историческая выносливость определяет их известными в гонках экипажей.

Голштинская верховая

Буденовская

Буденовская порода лошадь. Они относятся к верховой породе лошадей. В 1948 году выведенана конных заводах им. С. М. Будённого, а также им. Первой Конной Армии, что расположены в Ростовской области. Первоначальная цель выведения ? как верховно-упряжная для использования в Советской армии, теперь же известна как спортивно-верховая. В связи со своей универсальностью, её можно увидеть в разных дисциплинах. Буденовская лошадь среди спортивных лошадей занимает III место. Они пользуются огромным спросом у зарубежных и отечественных спортсменов и покупателей, успешно развивается экспортная продажа, за рубежом используют для спорта и прогулок.

Донская

Донская порода лошадей донскими казаками в XVIII — XIX веках (територия Ростовской области) в качестве верхово-упряжных лошадей. Базисом для донской породы определили лошади степного типа, породу таких лошадей улучшали восточными жеребцами на протяжении достаточно длительного времени. К казакам как военный трофей во время Турецких войн попадали восточные производители. Донская порода представляет собой крупный рост (в холке достигает1,60 -1,65 м) и нарядность. Отличительной чертой служит крепкое здоровье и прочность, яркая восточная породность. Донские лошади хорошо пригодны для конкура, троеборья, пробегов, любительского спорта, обучения верховой езде детей, а также для конной кавалерии и полиции.

Орловский рысак

Орловский рысак или Орловская рысистая. Известная русская порода легкоупряжных лошадей, наследственным фактором которых является способность к резвой рыси. Порода выведена на территории России, на Хреновском конном заводе Воронежской губернии во второй половине XVIII — начале XIX веков во главе графа Орлова способом сложного скрещивания с использованием голландской, арабской, макленбургской и других пород. Знаменита своим участием в качестве коренников в русских тройках. Орловцы крайне популярны на международных лошадиных аукционах. Орловцы прекрасно выглядят в упряжках. Они используются в драйвинге по причине великолепной способности красиво держать голову и изгибать шею. Это замечательно сложенные, гармоничные, грациозные, темпераментные и добронравные кони. Они имеют гордую осанку, пышные хвост и грив. Орловские рысаки вдохновляли А. И. Куприна, Л. Н. Толстого, и других. Зачастую к орловцам в своём творчестве обращался русский художник Н. Сверчков. Известны множество кинофильмов с участием орловского рысака, как в главной роли, так и второстепенной.

Орловский рысак

Арабская чистокровная

Арабская лошадь или арабская чистокровная. Древнейшая порода верховых лошадей, что была выведена в IV—VII веках на Аравийском полуострове. Отличительная черта арабской лошади — это «петушиный» хвост, который она поднимает высоко при любом аллюре. Арабская чистокровная есть долгожитель среди домашних пород лошадей. Арабская лошадь имеет всемирную популярность и отличается от других пород выносливостью. Арабские скакуны используются в основном в конных пробегах и скачках. Эта порода с давних времен успешно используется для скрещивания с другими породами.

Ахалтекинская

Ахалтекинская лошадь или ахалтекинец. Она выведена примерно 5000 лет назад на территории Ахал-Теке (современная Туркмения). Относится к верховой породе лошадей. Эта лошадь является эталоном и на протяжении всего периода существования, не скрещивалась с другими породами. Она замечательно приспособлена к жаркому климату и замечательно переносит акклиматизацию в других условиях, легко переносит жажду. Благодаря своим формам ахалтекинцев сравнивают с гепардом и борзыми собаками. В наружном облике господствуют длинные линии. Ахалтекинец в своем характере имеет чрезвычайно тонкую психическую организацию. Он чрезвычайно умён, не привык выставлять извне свои чувства, преданный и привязанный к своему хозяину.

Фризская

Фризская лошадь или Фриз. Порода была выведена в XVI-XVII веках в Фрисландии (провинция на севере Нидерландов) путём скрещивания местной тяжелой «холоднокровной» породы с испанскими лошадями в период оккупации Испанией территории Нидерландов. Они имеют название» черные жемчужины», ведь фризская лошадь ? одна из самых красивейших упряжных пород. Фриз неоднократно бывал на грани вымирания, однако был спасен нидерландскими коневодами. Они являются тяжеловозами. У них на ногах свисают фризы, за что и получили аналогичное название Гармония и грация этих лошадей вдохновляет. Фриз высок, эффектен и строен. При всем этом горделивые великаны добронравны, не утруждают своего всадника лишней пылкостью и удобны в езде. Их можно сравнить с лошадкой в детских книжках сказок. А может наоборот? Может картинка нарисована с образа этого величественного животного?! И, в конце концов, а может это и есть самая лучшая лошадь!

О лошадях, их красоте, грации, истории создания той или иной породы можно говорить бесконечно. Мы не будем, хотя мой собеседник Евгеня п редлагал (настаивал, угрожал и пытался прибегнуть к тактике кота из «Шрека») написать еще про липпицианов, марвари, тинкеров, хакне, американских седлбредов и на этом его список явно не заканчивался. Эфирное время не бесконечно, эта десятка тоже хороша.

Ахалтекинская лошадь

Эта порода происходит от оригинальной южной формы лошади из Средней Азии. В разное время была известна как массагетская, норфянская, нисейская, персидская, туркменская. Этимология названия по оазису «Ахал» и «теке», туркменскому племени, в нем обитавшем. При более чем 5000-летней истории документальные сведения об этих лошадях появились только в 1885 году.

Порода оказала большое влияние на арабские, антильские, скаковые донские, орлово-ростопчинские, кабардинские и другие породы. Внешность агамаков (так их знали в России) очень примечательная, все отмечают сходство с гепардом: сильный круп, поджарый живот, четко

Арабская лошадь

Еще 2-3 тысячи лет до нашей эры на территории Аравийского полуострова жили эти красивые лошади. Порода ценилась необыкновенно! Самый тщательный уход, отборное питание и так далее.

В период войны скакуны были незаменимыми из-за выносливости, резвости и неутомимости. Религиозные воззрения арабов и другие факторы способствовали тому, что лошадь получилась с 17 ребрами вместо 18, 16 хвостовыми позвонками вместо обычных 18, и 5 хвостовыми вместо 6. Шея, бедра и голени длинные, лоб и круп широкие, а уши и хвост короткие.

Когда строгий запрет на вывоз арабов из страны был снят, стали формироваться новые породы, среди которых чистокровная верховая и терская. Существует 3 типа

Першероны

Это одна из самых элегантных тяжелых пород в мире. Першероны появились во французской провинции Перш, в 1760-м центром разведения считался конезавод Le Pin. Лошади предназначались для сельскохозяйственных и военных потребностей.

Такая порода может преодолевать в день 56 км рысью. Из Франции выносливые лошади стали импортироваться в XIX-XX в., особенным спросом пользовались в США. В России больше предпочитали ардеков и брабинернов (меньше затрат на доставку, лучше акклиматизация).

Внешне першероны крупные, с широким выпуклым лбом и крупом, косым плечом, сухими мощными ногами.
Вес их достигает, а то и превышает 1т. Конь dr Le Gear весил

Орловская лошадь

Эта красивейшая порода была выведена в XVIII веке в подмосковном селе Острове специалистами-селекционерами графа Н. Г. Орлова. На формирование оказали влияние мекленбургские, голландские, датские породы.

Родоначальник – Барс I, внук знаменитого арабского жеребца Сметанка. После 1788 года племенных лошадей стали разводить на конезаводе Хреновском Ворошиловской губернии.

Орловские рысаки крупные, с высокой холкой, длинной спиной, широким крупом и высоко поставленной шеей. В хозяйствах используются как племенные улучшатели. Масти встречаются серая, вороная, рыжая и

Фризская лошадь

Лошадь родом из Фрисландии, провинции Королевства Нидерландов. Породу сформировали андалузцы и восточная кровь, влияние крестовых походов. Любимая порода рыцарей, монахов и вельмож (именно на фризе был Вильгельм Завоеватель при битве при Гастингсе).

Долгое время порода оказывала влияние на далеского и английского фелльского пони, ольденбурга и тирскую лошадь. После Первой мировой поголовье сильно сократилось, их стали использовать для упряжной работы. С 1939 года вопросы разведения и ведения племенных книг ведет Голландский закон о лошадях.

Экстерьер: Мощная шея, скошенный круп, высокие сильные ноги. Масть

Битюг

Эта порода развивалась вдоль реки Битюга, ее предками считаются рабочие лошади и брабант/клейдесдалль (крупные тяжеловозы). Рассадниками породы, кроме немногих крестьян Воронежской области, служил Хреновский завод.

Битюги предназначались для сельскохозяйственных работ, чему немало способствовало массивное телосложение и спокойный темперамент животного.

Для нее вполне выполнимая задача пройти 50-85 км за день с грузом 800 кг. В период между мировыми войнами оказались под угрозой исчезновения, послевоенное время велись племенные работы, для освежения крови выписывали жеребцов датской породы. Получилась лошадь с хорошо развитым,

Брабансон

Брабансонская лошадь так же известна как бельгийская шаговая. Порода названа по региону, где разводилась. Промежуточное звено между фламандскими и арденскими, брабансон – крупная тяжеловозная рабочая лошадь.

Этих животных отличает нетребовательность в пище, плодовитость, хороший иммунитет, долголетие и покладистый нрав. Кроме Бельгии порода распространена в США, Франции, Италии, Германии, Швеции и других европейских странах.

Масть рыжая, светло-гнедая, иногда вороная. Крепкое телосложение, сухие ноги, объемное туловище, плотный костяк, широкий круп, высоко поставленная шея и голова с плоским

Салерно

Этих лошадей вывели на итальянском конном заводе Персано под покровительством и при большой поддержке Карла III. Для этого в XVIII веке задействовали высококачественный базовый табун из восточных, испанских, милицианских и неаполитанских пород.

С 1864, года (закрытия завода) поголовье персанских лошадей (изначальное название) сильно сократилось. Кровь гакнэ и английских чистокровных увеличила в росте и улучшила породу. Салерно ценились военными, в спорте прекрасно выступают в троеборье.

Масть вороная, серая, рыжая,

Фарабелла

Эти малыши самые миниатюрные в конном мире, их высота не превышает 85 см, а наиболее предпочтительная высота в холке – 75 см. Порода выведена недавно, меньше столетия назад на ранчо в Аргентине семьей Фарабелло. Получились они путем скрещивания очень маленьких лошадей чистокровной породы с шетлендскими пони.

Задачей селекционеров было вывести лошадь с пропорциональным строением, работы все еще ведутся. У фарабеллы на одно ребро и позвонок меньше, чем у других лошадей, структура скелета напоминает скелет лошадей Морган. Внешний вид отличается тонкой кожей, маленькими копытами, ногами длиннее, чем у шетлендских пони, аккуратной головой и летней

Шайры

Шайры ведут род от боевых рыцарских коней, это одна из древнейших тяжеловозных пород. «Шайр» от саксонского слова «ширан», означает «сдвиг» или «водораздел» в географическом смысле. Король Генри VIII в начале XVI века дал лошадям такое название. Рослых и мускулистых шайров с крепкими ногами, окаймленными густыми щётками, улучшали путём прилития крови других пород. Большой след оставили фландерские и северные немецкие флемишские лошади.

Когда время рыцарей прошло, животные стали использоваться для тяжёлой работы на фермах. В Англии «великая лошадь» («Староанглийская вороная», «Линкольнширский гигант») разводились во всех

Какая порода собак считается самой злой и агрессивной?

Самая злая и агрессивная порода — может быть абсолютно любой. Все зависит от человека.

Питбуль в правильных руках может быть абсолютно ручной наколенной собакой. А крошечный шпиц при отсутствии воспитания и с плохой генетикой по психике может стать террористом и агрессором для своих хозяев.

Если взять статистику нападений-покусов , то как раз мелкая декорация и лидирует в этих списках. Просто их укусы и нападения не всегда заканчиваются травмами и обращениями в больницы.

А вот если нападет крупная собака, то просто зеленкой уже не обойтись. И такие случаи на слуху, и они и порождают слухи об агрессивности конкретных пород собак.

1 1 · Хороший ответ

Где живут самые красивые девушки?

Я думаю, что в каждой стране есть и красавицы, и девушки с обычной внешностью. Очень часто в заголовках мелькает информация о том, что самыми красивыми девушками мира признаны филиппинки, но красота — понятие субъективное. Кто-то без ума от японских девушек, а у кого-то идеал — дамы из Африканских республик.

3 · Хороший ответ

Какие интересные факты о рыси вы знаете?

У рыси необычайно острое зрение. Из-за этой особенности, в честь нее было названо созвездие, а также изображение рыси используют на гербах и флагах некоторые страны. У рыси, к тому же, неверояятный слух. Она способна услышать шаги человека за несколько киллометров.

Не менее интересным фактом является то, что в отличие от многих кошачьих, воспитанием детенышей у рысей занимаются оба родителя. Они способны создавать настоящую семью на период выведения потомства. Перед тем как образовать пару, рыси интенсивно бьются лбами)

Одно время в Европе рысь практически истребили, но популяцию удалось восстановить.

Из любви к рыси было выведено несколько пород кошек для содержания в домашних условиях.

Лучшие лошади – какими они должны быть? На самом деле, вопрос относится к разряду риторических. Одним нравятся могучие и огромные тяжеловозы, другие без ума от быстрых, как ветер, чистокровных верховых, ну, а третьи души не чают в своей миниатюрной фалабелле, и считают её самым лучшим в мире конем.

Самые-самые лошади в мире

Это – дело вкуса каждого, и мы не беремся рассуждать о том, что хорошо для лошади, а что нет. Наша задача – рассказать о «лучших из лучших», то есть, о рекордсменах среди лошадиного племени. Итак, начнем…

Самая древняя порода в мире

Самой «старой» из известных ныне пород этих животных считается арабская. На территории Аравийского полуострова первые упоминания о лошадях, найденные археологами, датируются десятым веком до нашей эры. Однако, в современном виде, арабские скакуны известны с седьмого века нашей эры, поэтому самой древней из культурных пород её назвать нельзя.

Стоит отметить, что ни одна другая лошадиная порода не внесла такой вклад в развитие современного коневодства, как эта. Иппологи называют этих животных «золотым фондом» всей мировой селекции.

Самая первая культурная порода лошадей

Первой породой, разведение которой проходило при непосредственном участии человека, считаются ахалтекинцы.

Селекция этой чистокровной лошади началась еще в третьем тысячелетии до нашей эры, на территории современной Туркмении, в оазисе Ахал. Это место и дало название этой разновидности. Ахалтекинцы по сей день разводятся «в себе», не допуская крови других породных групп. Однако, горячий и своенравный характер препятствовал широкому распространению ахалтекинцев, и в мировой селекционной работе они значительно уступают арабским скакунам.

Самый тяжелый в мире конь

В этой номинации первенство принадлежит, естественно, тяжеловозу бельгийской породы брабансон.

Жеребец гнедо-чалой масти по кличке Бруклин Сьюприм в возрасте десяти лет весил 1451 килограмм, в его рост в холке составлял один метр девяносто восемь сантиметров.

Общая масса подков этого могучего гиганта была 13 килограмм 600 грамм. Однако, есть конь, который выглядел даже внушительнее этого монстра лошадиного мира.

Самый большой конь

Абсолютным рекордсменом по своему росту среди всех лошадей мира стал жеребец по кличке Сэмпсон, который принадлежал к породе английских тяжеловозов – шайров. Его высота в холке равнялась двум метрам девятнадцати сантиметрам, за что он получил второе прозвище – Мамонт.

Этот колосс родиля в 1846-ом году на территории Англии, в Тоддингтон-Миллз. На момент установления этого феноменального рекорда ему было четыре года. Говорят, что он и весил более полутора тонн, но доказательств или фотографий, увы, не сохранилось.

Самые маленькие лошадки

Аргентинские пони фалабелла являются самыми миниатюрными представителями этих животных. Самая первая фалабелла по имени Рекко де Рока, весила менее двенадцати килограммов и выросла в холке всего до 38-ми сантиметров.

Однако рекорд миниатюрности принадлежит другому представителю этих конских лилипутов. В 1975-ом году жеребец этой породы по кличке Литтл Памкин перестал расти, и беспристрастные измерения зафиксировали высоту 35,5 сантиметров, и массу всего 9 килограммов 70-т граммов.

Лошадь – долгожитель

Настоящим Мафусаилом среди этих животных стал ломовой конь по имени Билли, который был рожден в Англии в городке Вулстон. Ему удалось прожить целых 62-а года, и это при том, что он до самых последних дней выполнял тяжелейшую работу – таскал по реке баржи. Его хозяин рассказывал, что Билли отличался отменным здоровьем и практически не болел. Годы жизни этого рекордсмена – 1760-1822-ой, и до сих пор никому из лошадей не удалось прожить такую долгую жизнь

Самые сильные кони

Тут мы опять возвращаемся к тяжеловозам. Абсолютным рекордом на данный момент является результат, показанный парой представителей этих животных, которые в местечке под названием Нестер (США, Мичиган) сумели сдвинуть с места груз массой 130,9 тонны и тащили его целых 402 метра. Груз лежал на санях, и тащили его по замерзшей дороге.

В 1893 году пара английских шайров, собственный вес которых составлял 1587 килограмм, протащила на себе пятьдесят бревен общим весом 42,3 тонны.

В апреле 1924 года в Уэмбли (Англия) проходила выставка, на которой были показаны сразу два поразительных результата. Жеребец Вулкан, прицепленный к динамометру, выдал тяговое усилие в 29,7 тонны! Там же другая пара тяжеловозов выдала тяговый рывок в 51-у тонну.

Рекорд лошадиной скорости

Здесь, естественно, нет равных лошадям чистокровной верховой породы, которые по сей день являются быстрейшими в мире.

Жеребец по имени Big Racket в 1945-ом году на скачках в Мехико показал поразительный результат, равный 69,6 километра в час (на дистанции длиной четверть мили).

До сих пор быстрее никто их скакунов не бегал.

Рекорд скоростной выносливости

Самым быстрым скакуном в мире на дистанции длиной в одну милю до сих пор остается конь, которого звали Пайн Чип. Он показал время одна минута 51 секунда еще в 1994-ом году, и по сей день никто не смог побить этот рекорд.

Самый высокий прыжок

Выше всех в мире прыгнул жеребец по имени Huaso, в седле которого сидел наездник по фамилии Моралес.

Актуальность темы данного исследования определяется крайне неудовлетворительным состоянием изученности вопроса об осетинской лошади. Глубокое и всестороннее изучение роли коня в военном деле предполагает исследование типа лошади, который использовался осетинами в горах. В данной статье, опираясь на различные источники, главным образом письменные свидетельства, мы рассмотрим особенности осетинской горной породы лошади и попытаемся осветить историю ее происхождения.

Целью исследования является освещение вопроса о происхождении осетинской горной лошади. Материалом исследования послужили данные письменных источников, содержащих ценные сведения о лошадях осетин и археологический материал. Работа выполнена с использованием историко-сравнительного метода и традиционных для исторического исследования принципов объективности и системности.

Обсуждение результатов исследования

С древнейших времен Северный Кавказ славился своими лошадьми, здесь было выведено несколько пород, главным образом верховых. На сегодняшний день многие из них, в том числе и осетинская лошадь, исчезли либо потеряли значение.

Описание лошадей осетин есть у многих авторов, которые в разное время посещали горные ущелья Осетии. Они довольно лаконичные и не отражают все особенности экстерьера осетинской горной лошади. Однако, несмотря на краткость этих сообщений, они все же передают своеобразие и некоторые отличительные признаки интересующего нас типа лошади.

По наблюдениям Ю. Клапрота, который путешествовал по Кавказу в начале XIX в., «лошади осетин не велики, но ноги их настолько сильны, что нет надобности их подковывать, несмотря на то, что они постоянно ходят по камням; они превосходны для переходов через горы, очень выносливы и, когда могут твердо поставить ногу, никогда не скользят [8, с. 173]. И. Бларамберг, который писал об осетинах в первой половине XIX в., отмечал: «Их лошади не очень крупные, но у них настолько сильные ноги, что хотя они и всегда ходят по камням, их не надо подковывать: они прекрасно могут взбираться на горы, они выносливы и никогда не соскальзывают [2, с. 157]. Много раз посещавший ущелья Осетии А. Яновский также дает описание местной горной лошади: «Лошади осетинские ростом невелики и некрасивы, но зато весьма крепки, требуя мало корма, они выносят трудные и продолжительные по крутым горам переезды» [16, с. 26]. Изучавший разные стороны жизни осетин в последней трети XIX века В. Пфаф по поводу их лошадей замечал: «Можно только удивляться необыкновенному проворству, силе и ловкости этих прекрасных горских лошадей. Сидя на такой лошади, можно поручить себя ее инстинкту и, закрывши глаза, переезжать через самые страшные пропасти» [13, с. 152].

Участник русско-турецкой войны 1877-1878 гг. полковник лейб-гвардии Преображенского полка А.А. Берс давал высокую оценку осетинским горным лошадям. Он указывал, что они неказисты, но шустры и вертлявы, превосходно передвигаются по горам и вообще превосходно чувствуют себя в горной среде [14, с. 294].

Однако если мы обратимся к письменным источникам по истории и этнологии Кавказа, то обнаружим аналогичные вышеприведенным свидетельства о лошадях других кавказских народов. Мы не будем здесь цитировать все сообщения о конях других горских народов, но для освещения вопроса приведем несколько свидетельств. Так, Ю. Клапрот дает описание лошадей нескольких кавказских народов. О карачаевцах он пишет: «Карачаи держат многочисленных овец, ослов, мул (кадра) и лошадей, которые, хотя и маленькие, выносливы, сильны, горячи и удивительно приспособлены для поездки в горах» [9, с. 171]. Свидетельство Ю. Клапрота подтверждает С. Броневский. Он сообщает, что карачаевцев около 200 семей, и «у них есть мелкая, но крепкая порода горских лошадей, известная под именем карачаевских» [3, с. 216]. Ю. Клапрот сообщает, что балкарцы держат много лошадей «. маленьких и не способных перевозить тяжелый груз, но очень полезных в поездках среди гор, ради этого в большом количестве продаваемых жителям Имерети и Мингрелии» [9, с. 180]. Ему несколько противоречит С. Броневский, подчеркивавший что чегемцы (балкарцы, жившие в верховьях реки Чегем) «вместо лошадей употребляют породу лошаков, называемую кадра. » [3, с. 215]. О лошадях ингушей Ю. Клапрот сообщает, что у больших ингушей «есть очень хорошая порода коней» [9, с. 276]. Однако в своем сообщении он не дает описание особенностей экстерьера этих лошадей. О внешнем виде лошадей, использовавшихся ингушами, есть сведения у Г.К. Мартиросиана. Он оставил следующее описание лошадей, которые использовались для верховой езды горцами-ингушами: «Лошади в горах малорослы, но выносливы, легки на ходу» [12, c. 372].

Описывая адыгских коней, Ю. Клапрот сообщает, что кони у них среднего размера, в основном каштановой или гнедой масти. Он указывает, что самая лучшая порода среди адыгских коней шалох, жеребенок которой равен цене раба. Одновременно Ю. Клапрот обращает внимание на то, что «хороших коней среди черкесов, как то обычно считают, не так уж и много» [9, с. 223]. Как явствует из данного сообщения, адыгские кони были несколько выше в росте по сравнению с лошадьми других горцев. Довольно большое сходство описаний коней горских народов Северного Кавказа, которое наблюдается в письменных источниках, вероятно, свидетельствует об их общем происхождении.

Возникает вопрос о происхождении горной породы лошадей. Как известно, естественной средой обитания диких лошадей были равнинные пространства: степи, полупустыни и пустыни. Появление горной породы лошадей связано с хозяйственной деятельностью человека. Поэтому для ответа на этот вопрос нам придется обратиться к истокам коневодства на Кавказе.

В религиозных верованиях большинства кавказских народов культ коня играет важную роль, это было основанием для вывода о местном происхождении этого культа. Но анализ археологических данных приводит к другому заключению. Остеологический материал позволяет говорить о знакомстве населения Кавказа с лошадью еще в III тысячелетии до н.э. Костные останки лошади, обнаруженные на Северном Кавказе на поселениях майкопской культуры, составляют всего 0,4% остеологического материала. Кости лошади были найдены и в Закавказье, на поселениях куроаракской культуры. Однако как на Северном Кавказе, так и в Закавказье кости лошади составляют небольшой процент остеологического материала, что свидетельствует о том, что в этот период коневодство на Кавказе не было развито. Ситуация изменилась в кобанский период. Многочисленные находки черепов и скелетов лошадей свидетельствуют о существовании культа коня и соответственно о развитии коневодства у кобанцев. Образ лошади был популярным в изобразительном искусстве древних кобанцев, он нашел отражение в многочисленных гравировках, фигурках коней, булавках с лошадиными протонами [11, с. 34-35].

В позднекобанских захоронениях Осетии, Кабарды и Пятигорья было обнаружено значительное количество массивных бронзовых конских удил ранних типов и псалий. Этот археологический материал свидетельствует о широком использовании лошади для верховой езды на Северном Кавказе в первой половине I тысячелетия до н.э. [6, с. 70].

Многообразие форм конской упряжи, находки бронзовых конских удил и трензелей не только свидетельствует об использовании лошади в хозяйстве и для верховой езды древним населением Центрального и Северо-Западного Кавказа, но и отражает контакты кобанцев с населением предкавказских степей и Закавказья, а также с племенами, обитавшими в древности на территории современной Украины [10, с. 311].

Большое количество конских захоронений, датируемых VII-VI вв. до н.э., говорит о значительном поголовье лошадей на Кавказе в этот период. Cоответствие предметов в некоторых из них с погребальным инвентарем, известным у скифских племен Приднепровья, позволяет связывать их со скифами. Данные захоронения показывают особое значение лошади в погребальном культе этих племен. В этой связи уместно будет отметить, что из современных народов Кавказа наиболее полно культ коня представлен у осетин — народа, восходящего к древним ираноязычным племенам евразийских степей. В отличие от них, культ коня у других кавказских народов представлен лишь некоторыми элементами. На основе этого можно сделать вывод о том, что именно иранцы принесли культ коня на Кавказ, и соответственно коневодство тоже [11, с. 42-43].

Относящийся к скифскому периоду археологический материал отражает тесные контакты между ираноязычными кочевниками и кавказскими племенами. Особенно интенсивное взаимодействие происходило на Центральном Кавказе. Под влиянием древних иранцев у местных племен произошли изменения и в военном деле. Они стали использовать в войне конницу, особенно в VII-VI вв. до н.э., в период пребывания на просторах Северного Кавказа скифов. Периодически их многочисленные конные дружины совершали отсюда успешные походы в страны Передней Азии. В этот период конница стала доминирующим родом войск племен Кавказа. Вместе с тактикой конного боя кавказские племена перенимают у скифов и саму лошадь. Часть скифов, а в VI-V вв. до н.э. и савроматов, смешивается с кобанцами, которые обитали в предгорьях. Наличие кочевнических захоронений в горных районах Центрального Кавказа, относящихся к VII-VI вв. до н.э., свидетельствует о проникновении отдельных групп скифов и в горы. Вместе с другими элементами кочевнической культуры в местной среде широкое распространение получают и скифо-савроматские лошади. Процесс превращения степной лошади в горную проходил в течение многих веков. При этом адаптационные изменения, происходившие с лошадью, проходили под воздействием как естественного, так и искусственного отбора.

Начиная с конца IV в. до н.э. в центральные районы Северного Кавказа начинают проникать сарматские племена, причем со II в. до н.э. этот процесс существенно усилился. Как и в предыдущий период, контакты местных племен (имевших к тому же определенный скифо-савроматский этнический компонент) с кочевниками имели разносторонний характер. Данные археологии свидетельствуют об оживленных взаимоотношениях сарматов и аборигенного населения.

Акклиматизация степных скифо-сарматских лошадей в горных условия Северного Кавказа, скорее всего, продолжалась несколько веков. В ходе искусственного и естественного отбора какая-то часть этих лошадей должна была адаптироваться к природно-климатическим условиям горной и предгорной зоны Кавказа. Процесс этот взаимосвязан с сезонно-отгонным характером скотоводства, который известен на Кавказе с древних времен. Наличие лошадей, приспособленных к местному климату, безусловно, способствовал расширению отгонного скотоводства, которое в свою очередь предполагало наличие такого сегмента, как коневодство.

Значительное улучшение кавказских горных лошадей, происходящих от степной скифо-сарматской лошади, произошло в аланское время. Согласно данным археологии, начиная с V в н.э. аланы продвигаются в предгорные и горные районы Центрального Кавказа. В это время они становятся доминирующей политической и военной силой в регионе. В процессе освоения предгорной и горной среды Кавказа аланы овладели системой отгонного скотоводства. Яйлажный тип скотоводства, практиковавшейся здесь с древних времен, в этот период полностью находился в руках алан и играл в их хозяйственной жизни важную роль. У алан оно получило более интенсивное и широкое распространение, по сравнению с предыдущим периодом. Общеизвестно, что в скотоводстве у алан, так же как и у их предшественников — скифо-сарматских племен, особое место занимала лошадь. Развитие яйлажного скотоводства должно было оказать влияние и на лошадь. Она использовалась во время перегона скота из равнины в горы и обратно. Кроме того, лошади были и в составе самого стада.

О высоком уровне развития коневодства у алан свидетельствуют данные археологии и письменные источники. Так, о превосходных аланских лошадях сообщает анонимный армянский автор IX века (по другим данным — XI века), именуемый некоторыми исследователями Псевдо-Шапух Багратуни. В своем труде он преподносит Аланию как страну, в которой много «благородных коней» [7, с. 76]. Вероятно, под благородными конями подразумеваются чистокровные аланские верховые лошади, отличавшиеся чистотой крови и превосходившие остальные породы сочетанием качеств, необходимых для хорошей верховой лошади.

Истовыми почитателями и глубокими знатоками верховых лошадей были сельджукские султаны, захватившие в предмонгольский период огромные территории на Ближнем Востоке. Из всех известных пород лошадей они обычно выбирали между скакунами, привезенными из Венгрии или с Кавказа. Кавказских лошадей восточные авторы называют «тавлинскими» [4, с. 56]. Вероятнее всего, под «тавлинами» средневековых тюркских авторов скрываются аланы — обитатели гор и предгорий Кавказа. Так, по сообщению Ю. Клапрота: «. Ос-Даглар употребляется татарами к горам осетин, которые, однако, они привычно обозначают неопределенным термином «Таулистан» или «Тавлистан»» [9, с. 29]. Таким образом, под «тавлинскими» лошадями восточных авторов скрываются аланские лошади. Ценность их на Востоке является свидетельством наличия у них превосходных качеств, необходимых для верхового боевого коня. Интересно, что в составе сельджукских племен было и племя теке, которое получило известность благодаря своим превосходным скакунам — ахалтекинцам.

Аланы разводили несколько пород верховых лошадей. Деятельность селекционеров еще в древности привела к тому, что появились лошади, отличавшиеся друг от друга. Все зависело от того, какие качества ценили в лошади жители того или иного региона и в каком направлении они развивали свое коневодство.

После вытеснения алан с предгорных равнин как Северного, так и Южного Кавказа, осетины оказались в горных ущельях Кавказа. Сложные природно-климатические условия горной Осетии, нехватка кормов, суровые условия содержания лошадей привели к некоторому регрессу коневодства. В этот период осетины разводили в основном лошадей для использования в горной и предгорной местности. Осетинская порода лошадей, полученная в ходе многовекового естественного отбора и искусственной селекции, имела превосходные, необходимые для верховой боевой лошади качества. Получили развитие такие необходимые в военном деле качества коня, как выносливость, резвость и сила. Использование ее не зависило от рельефа местности, она одинаково хорошо была приспособлена как к горам, так и к равнине. Осетинская лошадь пригодна была к использованию как в сезон холодов, так и в жаркое время. На ее работоспособность не влияли перепады температуры. Ценным качеством этой лошади было наличие исключительно крепкого копытного рога, дававшее ей возможность значительное время перемещаться неподкованной по горным каменистым дорогам. Осетинская лошадь обладала неплохой резвостью, однако главным ее предназначением была способность к быстрому перемещению на дальние расстояния в сложных условиях гор и предгорий. Невысокая горная осетинская лошадь обладала превосходным чувством равновесия и ловкостью при передвижении с всадником по узким и опасным горным дорогам. Наличие в кабардинском фольклоре упоминания осетинской лошади, на которой восседает адыгский герой Саралп, является отражением продолжавшегося процесса улучшения качеств осетинских горных лошадей осетинами уже в период пребывания их в горных ущельях Кавказа.

Территория Алании, на которой разводили в Средневековье превосходных верховых лошадей, после тимуровского погрома оказалась в руках разных этносов. Некоторые из них в позднем Средневековье стали выращивать на основе осетинских лошадей собственные породы, приспособленные для использования как в горах, так и на равнине. Некоторые народы в этом деле преуспели более, другие менее. Так, абазинские и адыгские коневоды путем скрещивания местной осетинской горной лошади с арабскими и другими скакунами получили новые породы. Другие народы (осетины, карачаевцы, балкарцы, ингуши) продолжали разводить эту породу, внося в нее лишь некоторые незначительные изменения.

Рецензенты:

Чибиров Л.А., д.и.н., профессор, заведующий отделом этнологии ФГБУН «Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева» ВНЦ РАН и Правительства РСО-Алания, г. Владикавказ.

Гутнов Ф.Х., д.и.н., профессор, заведующий отделом источниковедения ФГБУН «Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева» ВНЦ РАН и Правительства РСО-Алания, г. Владикавказ.

Какая порода самая лучшая?

Люди создали каждую породу собак для выполнения особых функций, и эти функции даже в наше время все еще оказывают влияние на поведение вашей собаки. Ваш лабрадор, возможно, никогда не будет охотиться на уток, однако это нисколько не помешает ему испытывать желание преследовать любое существо, которое еще не поймано. Ваша собака породы джек рассел, возможно, никогда не убьет ни одной крысы, однако она всегда готова взяться за такую работу.

Почитайте о породе собак, которая вас интересует, и подумайте, какое влияние может такое наследие оказать на поведение собаки в наши дни. В общем и целом, собаки с низким уровнем агрессивности, выведенные для работы в тесном взаимодействии с человеком, лучше подходят на роль семейной собаки, чем те, которые с самого начала были предназначены для сражений, убийств, агрессии и боевой доблести.

Классическим примером породы собак, созданной для тесного взаимодействия с человеком и не слишком агрессивной, может служить золотистый ретривер. С годами собаки этой породы благодаря своему чудесному темпераменту приобрели миллионы поклонников. К несчастью, сегодня можно встретить пугливых, гиперактивных и агрессивных золотистых ретриверов. Если вы выбрали какую-нибудь популярную породу собак, следует с осторожностью подходить к вопросу о том, где приобрести собаку.

Собаки смешанной крови ничуть не хуже чистопородных собак самых голубых кровей. Для наших целей единственная разница между ними заключается в предсказуемости. Если вы покупаете лабрадора, то обычно уже знаете, каким он будет большим и какая густая у него будет шерсть. Смешанные же породы представляют собой калейдоскоп различных комбинаций качеств, являющихся результатом влияния исторических факторов и окружающей среды. Если вы не против того, чтобы в вашей жизни присутствовала некоторая таинственность, приобретайте щенка смешанной породы. Он будет приветствовать вас у дверей, лаять на незнакомцев, поднимающихся на ваше крыльцо, и приносить мяч вашим малышам ничуть не хуже, чем любая чистопородная собака.

Похожие главы из других книг:

22. Упитанный кокер — это самая лучшая фигура!

22. Упитанный кокер — это самая лучшая фигура! Наступило лето. Подготовка к Чемпионату Франции шла своим чередом: Марине дали визу, и она должна была прилететь к нам за четыре дня до выставки. На этот раз местом проведения Чемпионата был выбран Лион, до которого нам надо

Дети – особая порода людей

Дети – особая порода людей Маленький мальчик с Фрэнком играл: Пальцем у Фрэнка в носу ковырял. Чтобы не делал этого мальчик, Фрэнк откусил ему маленький пальчик. Почему-то среди людей распространено мнение, что собаки любят детей. Я не отрицаю, наверное, найдутся такие,

Донская порода

Донская порода Это одна из старейших отечественных пород лошадей, выведенная на основе стародонской породы в XVIII—XIX веках. Для экстерьера лошадей донской породы характерны средняя, часто легкая голова с прямым либо горболобым (при вогнутости в носовой части) профилем,

Тракененская порода

Тракененская порода Этой породе лошадей более 250 лет. Выведена она была в Германии, на Тракененском конном заводе. За основу тракененской породы были взяты восточно-прусские лошади, которых улучшали жеребцами восточного происхождения, а впоследствии – чистокровными

Какая собака — «думающая»?

Какая собака — «думающая»? Хозяин гордо и самонадеянно, с долей легкого пренебрежения завел своего рослого холеного пса на площадку. Окинул собравшихся покровительственным взглядом и прямиком направился к дрессировщику. Тот стоял в отдалении и о чем-то разговаривал с

Какая собака лучше?

Какая собака лучше? В далекие годы своей юности мне, как и каждому начинающему охотнику, хотелось иметь хорошую охотничью собаку. Мои представления о такой собаке, так же как и требования к охоте, были весьма непостоянны. Они слагались тогда из данных охотничьей

Глава четвертая. Самая маленькая из всех машин

Глава четвертая. Самая маленькая из всех машин «Запорожец» брат предоставил нам, не поморщившись. Поглаживая свою машинешку (желтого цвета), он сказал:– «Запорожец» старенький – потрескивает, позвякивает, но бежит как надо. Я зову его Малыш. Береги его, он – мое

ПОРОДА ЩЕHКА И УСЛОВИЯ СОДЕРЖАНИЯ

ПОРОДА ЩЕHКА И УСЛОВИЯ СОДЕРЖАНИЯ Условия и режим содержания щенков должны соответствовать особенностям породы и характеру ее использования. Для сторожевых и охотничьих собак полезнее содержание на открытом воздухе. Однако и их в возрасте 1–2 месяца в холодное время

На сколько важна порода?

На сколько важна порода? Когда берешь жену и покупаешь лошадь, закрой глаза и доверься Богу. Адыгейская пословица Лошадь хобби-класса может быть, в принципе, любой породы, если она отвечает необходимым требованиям: добронравна, доброезжа, работоспособна. Пожалуй, нельзя

Чистка — лучшая профилактика

Чистка — лучшая профилактика Чистота — залог здоровья! Заповедь Лошади культурного (не табунного) содержания нуждаются в регулярной ежедневной чистке или купании. Это в табуне кони сами себя чистят, валяются в песке и траве, чешутся о деревья, помогают друг другу,

КАКАЯ ПОРОДА ЛУЧШЕ? Собаки какой породы легче дрессируются?Меня часто спрашивают об этом, но поверьте мне, что сама постановка вопроса наивна и неверна. Восточно-европейская овчарка Янко. Много раз снимался в кино. Большая роль четвероногого артиста — Фрама в фильме

Калифорнийская порода

Калифорнийская порода Направление продуктивности – специализированное мясное. Эта порода выведена путем сложного воспроизводительного скрещивания пород крупная шиншилла, новозеландская белая и русский горностаевый.Несмотря на сравнительно небольшие размеры тела,

КАКАЯ ПОРОДА ЛУЧШЕ?

КАКАЯ ПОРОДА ЛУЧШЕ? Этот вопрос задают довольно часто.Какая же порода лучше?… Кто уже приобрел щенка, такой вопрос, пожалуй, не задаст. Какую породу выбрал, та для него и лучше. А кто раньше не держал собаку и пока только мечтает о ней? Тут поневоле задумаешься. Одни говорят:

В гармонии с природой

По сравнению с остальными лошадьми, тяжеловозы не такие резвые, энергичные и быстрые, но преимущество в выносливости и силе у них не отнять. Они были выведены специально для перевозки больших грузов, и отлично справляются с этой задачей уже несколько веков. Далее детально описаны все породы тяжеловозов.

Чем отличаются тяжеловозные породы лошадей?

Тяжеловозные лошади обладают могучим телосложением, внушительной силой и спокойным нравом. Сегодня они не так востребованы в перевозке грузов, как это было сто лет назад, но в некоторых труднодоступных местностях без таких помощников до сих пор никуда. Они пользуются спросом в частных домохозяйствах, в лесозаготовке, на кумысных фермах, а также их разводят в качестве мясных пород. Нередко чистопородных тяжеловозов применяют для повышения качества местного поголовья.

Внешний вид тяжеловозных пород лошадей не столь привлекателен, как у других скакунов. Тело у них массивное, мускулистое, по росту и весу они заметно обогнали другие породы – высота некоторых особей может превышать 2 метра, а вес – 1 тонну.

Лошади-тяжеловозы славятся своим мягким аллюром. Чередовать шаг с галопом и рысью они могут практически незаметно для наездника – ощущения тряски в седле нет. Лошади отлично подходят для начинающих всадников. К тому же, спокойный и уравновешенный характер, доброта и привязанность к наезднику делают лошадь верным другом и помощником для человека на всю жизнь.

Перспективы разведения тяжеловозных пород лошадей широки. Селекционеры стараются сохранить их генофонд и всячески улучшают существующие породы. Выработка оптимально полезных характеристик лошадей по типу устойчивости к различным заболеваниям, простоте содержания, восприимчивости к большому диапазону кормов и тому подобное – стремление современной селекции, которая развивается внушительными темпами.

Для более полного представления о лошадях тяжеловозных пород стоит рассмотреть самые распространенные и известные из них подробнее.

Коренные породы

Эти породы самые старые и являются родоначальниками современных пород многих лошадей. Коней-тяжеловозов применяли еще в древние времена и даже к новому времени они сохранили свои особенности.

Бельгийская (Брабансон)

Тяжеловозная порода лошадей родом из Бельгии носит название Брабансон. Известны эти лошади уже пару десятков веков, что делает их родоначальниками многих пород. Современные особи практически не отличаются от их средневековых потомков, тогда как многие другие подобные породы лошадей разбавлялись путем скрещивания с верховыми жеребцами. Аутентичность брабансона очень ценится, она подчеркивает его пропорциональный и гармоничный экстерьер.

По своим размерам бельгийские тяжеловозы редко превышают высоту в 1,7 метра и 1,2 тонны веса. В породе преобладает гнедая и рыжая масть. Эти лошади быстро развиваются до половозрелого состояния и отлично акклиматизируются в новых условиях. Их неприхотливость к кормам, хорошая работоспособность и спокойный, покладистый характер давно известны многим коневодам.

Шотландская (Клайдсдейл)

Сегодня породу тяжеловозных лошадей Клайдсдейл можно заслуженно назвать одним из национальных сокровищ Шотландии, хотя всего несколько десятков лет назад эти лошади находились под угрозой исчезновения.

Выведены клайдсдейлы были около трех веков назад – их прародителями являются английские и бельгийские породы тяжеловозов, скрещенные с местным поголовьем. В результате кропотливой селекции получилась выносливая, сильная порода, больше похожая на верховую нежели тяжеловозную.

В период развития сельского хозяйства шотландские тяжеловозы были востребованы для работы на фермерских угодьях, но технический прогресс со временем снизил их популярность, что чуть не привело к потере породы. Но с восьмидесятых годов прошлого столетия ведется активная деятельность по восстановлению поголовья клайдсдейлов, и уже сегодня их насчитывается несколько тысяч особей.

По своему виду шотландские тяжеловозы схожи с шайрами, они лишь немного уступают им в весе и размере. У лошадей сильные ноги с массивными копытами, крупные горбоносые головы, длинные уши, короткая шея, на которой располагается хорошо выраженный шейный гребень. По масти они обычно чалые, вороные, рыжие и гнедые, на ногах, животе и голове характерно наличие отметин.

Разводят клайдсдейлов в современных реалиях не только для полевых работ – они также часто появляются на различных конных выставках в Шотландии, Великобритании и США. За счет своего спокойного нрава и хорошей проходимости эта порода отлично подходит для экотуризма, что еще больше повышает ее популярность среди фермеров и заводчиков лошадей.

По поводу времени выведения тяжеловозных лошадей породы першерон, среди иппологов мнения расходятся – некоторые считают, что она насчитывает многовековую историю, другие же придерживаются точки зрения, приписывающую ей лишь полувековой возраст. Но в одном специалисты сходятся – во времена ее выведения задействовались не только массивные тяжеловозные лошади, но и арабские рысаки чистой крови.

В современных першеронах родом из Франции видны восточные корни: форма головы, грация движений, серая масть. Средний вес особи составляет 800 кг, высота в холке доходит до 1,8 м. На шее першеронов, имеющей особой красоты изгиб, располагается ярко выраженный гребень, грудь у породы широкая, спина короткая, на сухих крепких ногах выделяются широкие копыта.

Данная порода тяжеловозов крайне вынослива, гармонично сложена, обладает добрым нравом и спокойным, мягким ходом. Благодаря таким качествам першероны сегодня пользуются большой популярностью среди любителей лошадей. Во Франции распространение породы продвигается на государственном уровне – для использующих першеронов в своих хозяйствах фермеров выделяется финансовая поддержка.

Шайры, также известные как английские тяжеловозы, считаются представителями древнейшей породы, которые использовались людьми еще во времена военных походов римской империи. Также английские тяжеловозы выделяются своим ростом и признаны многими коневодами самыми высокими лошадьми на земном шаре.

В последнее время особой популярностью пользуются лошади породы Шайр-горс, являющиеся потомками английских кобыл, скрещенных с голландскими жеребцами. По своим размерам эти лошади довольно разнообразны и могут подходить для различных целей, от езды шагом до запряга в повозку. Современные шайры были выведены около пары веков назад.

Шайров вполне можно назвать самыми крупными и мощными из всего лошадиного царства. В холке их высота может составлять более 180 см, а вес – превышать 1,1 т. Разведением породы занимаются во многих странах мира. Это вызывает особые сложности, ведь корма на таких лошадей нужно в 3 раза больше, что вынуждает заводчиков искать пастбища увеличенной площади для заготовки сена на зиму.

Битюг

Битюг представляет собой тяжелоупряжную породу лошадей, выведенную специально для гужевых и сельскохозяйственных нужд. На сегодняшний день порода считается вымершей.

В качестве самостоятельной породы битюги стали известны в 18 веке. Имеется несколько версий их происхождения, наиболее популярной из которых является становление породы по инициативе Петра Первого. Средний рост битюков составлял 1,6 метра, они имели крепкую развитую спину, длинное тело и оброслые ноги, масть в основном была бурая. Породе приписывали спокойный характер, повышенную выносливость и неприхотливость в корме, что делало ее столь популярной в те времена.

Использовались битюги в сельскохозяйственных работах, но чаще всего этих лошадей можно было видеть у извозчиков. В русской литературе тех времен часто встречается описание данной породы, по большей части это случилось из-за того, что они составляли подавляющее большинство лошадей, задействованных в промышленном извозе.

Породы из разных стран

Тяжеловозные лошади применялись во многих странах. Со временем они усовершенствовались и адаптировались к условиям жизни и климата.

Австралийская

Сегодня имеется строгий стандарт для австралийской породы, за соблюдением которого следит Общество Племенной Книги Австралийских тяжеловозов, образованное еще в 1979 году. До этого порода своей чистотой не отличалась. Первые ее представители были получены в начале девятнадцатого века путем скрещивания разводимых в Австралии в то время пород, среди которых преобладали першероны, шайры, клайдсдейлы, суффолки и брабансоны, с завезенными во время колонизации лошадьми.

Австралийская порода отличается головой средних размеров, широким лбом, средней длины шеей, плавной линией спины, широким крупом и грудью, хорошо развитым жировым гребнем у жеребцов.

По всей Австралии эти лошади принимают участие в различных соревнованиях. Их также часто используют во время лесозаготовки для транспортировки бревен в местности, где технике это не под силу. Фермеры применяют данную породу для сельскохозяйственных работ.

Владимирская

Тяжеловозы владимирской породы родом из Гаврилово-Посадского конного завода. Появились эти энергичные, сильные и привлекательные лошади в 1886 году после скрещивания местных неприхотливых и выносливых самок с клайдсдейлами родом из Англии. Также не обошлось в формировании породы и без знаменитых английских шайров. Официальное признание данная порода получила лишь в середине двадцатого века.

Владимирские тяжеловозы имеют крупное телосложение, в холке не превышают 1,7 метра. Наиболее распространённая масть – гнедая, реже встречаются вороная и рыжая.

Из внешних характеристик владимирских тяжеловозов выделяются:

  • мощная длинная шея;
  • крупная голова с выпуклым профилем;
  • в меру опущенный круп;
  • косо поставленная длинная лопатка;
  • обросшие мехом крепкие ноги;
  • густые грива и хвост.
  • Раньше лошадей данной породы запрягали в плуг, телегу либо упряжку. Сегодня их активно используют в конном туризме и спортивной охоте.

    Советская

    Лошади советской породы были получены путем скрещивания местных упряжных пород, имеющих самые разнообразные корни, с брабансонами. Полученный результат, если сравнивать с его бельгийскими родственниками, имеет несколько мелкие размеры, гармоничное телосложение, очень подвижен. Официальная регистрация советской породы состоялась в 1952 году.

    Из характеристик лошади:

  • вес – до 1 т;
  • высота в холке – до 1,7 м;
  • основные масти – рыжая и гнедая.
  • По особенностям внешнего вида советские тяжеловозы мало чем отличаются от стандартных лошадей подобного типа: средних размеров голова, средняя мускулистая шея, широкие спина и холка, раздвоенный свислый круп, крепкие ноги средней длины. Для кобыл данной породы характерна высокая молочность.

    Русский тяжеловоз

    Данная порода лошадей выводилась долгое время, а официально зарегистрирована была в 1952 году, как и советский тяжеловоз, но путать их не стоит. Поголовье породы основано на тяжеловозах родом из Бельгии. Лошади получились крупные и отлично подходящие к местным условиям содержания.

    К их основным характеристикам относятся:

  • вес – до 700 кг;
  • высота жеребцов в холке – до 1,5 м;
  • масти – рыжая, чалая, гнедая, вороная.
  • У русских тяжеловозов легкая, сухая голова с широким лбом, широкая холка, длинная широкая спина, мускулистая шея, широкий раздвоенный круп, средней длины немного обросшие ноги. Эту породу относят к небольшим тяжеловозам. Она прекрасно подходит для сельскохозяйственных работ, имеет отличные мясные и молочные свойства.

    В последнее время многие фермерские хозяйства занимаются племенным разведением русских тяжеловозов. Среди таких хозяйств многие специализируются на производстве кумыса.

    Булонская порода

    Булонскую породу тяжеловозных лошадей многие иппологи считают наиболее популярной среди тяжеловозов Франции. Известны эти лошади были еще со времен античности. Зародилась булонская порода на территории северо-запада современной Франции путем скрещивания привезенных из завоеванных государств арабских скакунов с местным поголовьем. В последствии появилась потребность в более выносливых лошадях, для чего скрестили булонскую и мекленбургскую породы. В результате появились особо сильные лошади, и в 17 веке порода получила официальное признание.

    Рост булонских лошадей в холке в среднем составляет 1,65 м, весить они могут до 900 кг. Тело у лошади мускулистое, она имеет большую, тонкую и короткую голову с широким лбом, дугообразную шею с короткой гривой, прямую и широкую спину, сильные короткие ноги, округлый круп и высоко посаженный густой хвост. Из мастей наиболее распространены сивая и серая.

    Сегодня булонская порода широко используется на фермах. Также ее очень ценят селекционеры за отличный генотип, позволяющий скрещивать этих лошадей с другими породами для улучшения их качества.

    Ирландская

    Ирландский коб, у которого также имеется множество других названий – известная порода тяжеловозных лошадей. Сегодня представители этой породы популярны по всему миру, хотя не так давно о них мало кто слышал.

    Ирландские тяжеловозы имеют небольшой рост – 1,45 м в среднем, и массу тела до 700 кг. По окрасу чаще всего встречается пегая масть, характерным отличием породы является наличие на шерсти белых пятен. Лошадь имеет массивную голову, длинные уши, короткую крепкую шею, прямую спину и мощный круп. Туловище лошади для ее небольших размеров довольно широкое.

    По своей сфере применения ирландские кобы универсальны. Данную породу часто называют цыганской упряжной, что много говорит о ее качествах и области использования. Также кобы хорошо подходят для езды в седле, а среди фермеров эти лошади ценятся как помощники в сельхоз работах и за хорошую молочность.

    Суффолк

    Суффольская порода тяжеловозных лошадей родом из Англии. Названа она была в честь графства, где ее начали разводить. Эти лошади отлично подходят для тяжелых сельхоз работ, связанных с возделыванием глиняных почв, которые в изобилии присутствуют на востоке Британии.

    Родоначальниками суффолков считаются местные и норманнские породы, которые в итоге дали им шерсть с отменным каштановым оттенком и массивный тяжелый корпус на коротких ногах. Этих лошадей ценят за их неприхотливость в содержании и малом расходе корма, что подтверждается многочисленными иппологическими исследованиями.

    Высота в холке суффолков редко превышает 1,7 метра, а вес взрослого жеребца может достигать тонны. Лошади всегда выделяются яркой красно-каштановой мастью, имеющей множество оттенков. Порода отличается дружелюбным нравом.

    Самые сильные тяжеловозы в истории

    В истории известно много случаев транспортировки лошадьми огромных грузов, некоторые из них особо запомнились и были задокументированы. Эти лошади являются гордостью для их заводчиков и прямым доказательством огромных возможностей тяжеловозных пород.

    Среди них можно вспомнить пару шайров из США, штат Мичиган, которые в 1893 году тянули сани с грузом общим весом чуть более 42 тонн. Также в шестидесятые годы прошлого века отличился советский жеребец Форс, 35 метров протянувший прицеп с грузом, вес которого составил практически 23 тонны. Но наиболее заметное достижение, внесенное в книгу рекордов Гиннеса, принадлежит шайру по кличке Вулкан, что в 1924 году на британской выставке сумел в одиночку сдвинуть 47 тонный груз.

    Лошади тяжеловозной породы изначально выводились для использования в хозяйственных работах и перевозки грузов. Создание и совершенствование пород проводилось и проводится до сих пор во многих странах. На сегодняшний день выведено большое число пород, но родоначальниками основной их части являются шайры и клайдсдейлы из Англии, першероны из Франции и брабансоны из Бельгии.

    Самые сильные лошади – тяжелоупряжные. В 17–19 веках их разводили и использовали для перевозки грузов. С развитием эпохи механизации большинство тягловых пород оказались на грани исчезновения, потому что их заменили машины. Однако и сейчас есть потребность в этих лошадях – они до сих пор остаются верными помощниками на поле в сельской местности.

    Краткая история лошадей-тяжеловозов

    По мнению специалистов, современные породы тяжелоупряжных лошадей произошли от одного общего предка – древнего рыцарского коня дестриэ. Он отличался недюжинной силой и использовался в воинских сражениях. Мощные кони дестриэ были очень крупными, что позволяло им нести на себе вес всадника, облачённого в доспехи.

    Дестриэ не могли похвастать маневренностью, скоростью и выносливостью. Под весом тяжести они быстро уставали, но легко передвигались по пересечённой местности и проявляли отвагу. Их сравнивают с танками, против которых бессильна пехота. Самые сильные лошади в мире, тяжелоупряжные, произошли именно от этих древних коней. Сегодня насчитывается более 100 пород, отличающихся крупным телосложением и недюжинной мощью.

    Российские породы лошадей-тяжеловозов

    В России выведено 3 породные линии, относящиеся к тяжелоупряжным. К ним относятся:

  • советский тяжеловоз;
  • русская тяжелоупряжная лошадь;
  • владимирская порода.
  • В 18–19 веках эти животные были незаменимыми помощниками в сельской местности. Они использовались для перевозки леса, стройматериалов, сена, кормов. Сегодня большинство представителей этих породных линий задействованы там, где не пройдёт ни одна техника. Их сила по-прежнему нужна, но уже не в том объёме, как это было перед началом развития технического прогресса.

    Советский тяжеловоз

    Породу создали на основе помесей русских битюгов и упряжных лошадей. Позднее к их потомкам приливалась кровь арденов, першеронов и бельгийских тяжеловозов. Часть признаков советский тяжелоупряжный конь унаследовал от суффольков.

    Порода лошадей советский тяжеловоз

    Животные довольно рослые, обладают массивным типом телосложения, но при этом отличаются уравновешенным характером и проявляют покорность. Вес взрослого жеребца достигает 800 кг, а в отдельных случаях превышает тонну.

  • рост – 1,6–1,7 м;
  • обхват груди – 2 м;
  • голова грубоватая, среднего размера;
  • шея плотная с хорошо очерченным мышечным рельефом;
  • спина и грудь широкие;
  • рёбра имеют округлую форму;
  • круп мощный, раздвоенный;
  • конечности массивные, крепкие, с большими копытами;
  • масть лошадей этой породы преимущественно рыжая, реже встречается гнедая.
  • Внимание! Советский тяжеловоз ценится за силу, нетребовательность к кормовой базе и скороспелость. Кобылицы дают много молока.

    Рассматривая сильных лошадей, стоит упомянуть о русской тяжелоупряжной. Порода сформировалась на рубеже 19 и 20 столетий. За основу селекционеры брали отечественных теплокровных кобыл и скрещивали их с бельгийскими арденами и першеронами.

    Русскую тяжелоупряжную породу официально признали и внесли в реестр в 1952 году. Это невысокие лошади, отличающиеся мягким темпераментом и нетребовательностью к уходу и питанию.

    Первые племенные жеребцы, полученные от потомков арденов, отличались слишком малым ростом, около 143 см в холке. Селекционеры поставили цель – поработать над улучшением этого параметра. С годами русские тяжеловозы стали выше, современные жеребцы вырастают до отметки 149–153 см при весе 600–700 кг.

    Порода лошадей русский тяжеловоз

  • голова крупная с расширенной лобной частью;
  • туловище непропорционально длинное с грудью бочкообразной формы;
  • ноги сухие, короткие, жилистые, с крупными суставами;
  • шея мускулистая, длинная, красиво изогнутая;
  • спина широкая со слабовыраженным прогибом;
  • круп плотный, у некоторых представителей породы слегка опущенный;
  • распространённые масти – гнедая, рыжая.
  • Владимирский тяжеловоз

    Порода выводилась в довоенный период с 1930 по 1935 годы. За основу генотипа были взяты клейдесдальские жеребцы, их скрещивали с местными упряжными кобылами. Незначительное влияние на породу оказали шайры.

    Владимирские тяжеловозы обладают крепким телосложением и высоким ростом – от 163 до 170 см. Среди отечественных тяжелоупряжных пород эта отличается самыми крупными габаритами.

    Владимирской лошади свойственна большая голова с немного выпуклым профилем, расположенная на длинной мускулистой шее, широкая спина, косое расположение лопаток и крепкие костистые конечности с правильной постановкой. Низко посаженный сбитый круп округлой формы. Волосы в хвосте и гриве густые, что делает коня ещё красивее. Нижняя часть конечностей оброслая, копыта широкие с прочным рогом.

    Представители владимирской породы ­– самые сильные лошади из тех, что выведены в Советском Союзе. Несмотря на крупные габариты, они проявляют миролюбие и покладистость. Лучшие жеребцы содержатся на конных заводах Ивановской и Владимирской областей.

    Самые сильные кони Европы

    В 17–19 веках в разных европейских странах тоже возникла потребность в сильных лошадях. В этот период начали интенсивно возделывать земли, а без верного помощника-коня в этом деле не обойтись. Тяжеловозов вывели в Бельгии, Франции, Англии. Некоторые из них позже повлияли на развитие отечественных пород лошадей.

    Першерон

    Французский тяжеловоз першерон – настоящий гигант. Один из представителей породы внесён в Книгу рекордов Гиннеса как самый большой конь.

    Французский тяжеловоз першерон

    Его рост составил 2,13 м, а вес превысил 1,3 тонны. Першероны выведены в середине 19 века в небольшой и живописной провинции Перш, что на юге Франции, на основе местных упряжных лошадей и чистокровных арабских скакунов.

    Глядя на лошадь породы першерон, люди удивляются, как гармонично в ней сочетаются необычайная сила и мощь гигантского тяжеловоза и пластичность и изящество, свойственное арабским скакунам.

    • голова першерона довольно крупная, но при этом выглядит лёгкой;
    • ноздри расширенные;
    • глаза умные, выразительные;
    • шея длинная с хорошо очерченными мышцами, украшенная густой роскошной гривой;
    • плечи мощные;
    • грудная клетка глубокая;
    • спина короткая, прямая, плавно переходящая в округлый раздвоенный круп;
    • ноги сухие, длинные;
    • масть – серая или вороная.
    • Внимание! Современные першероны представлены тремя типами – лёгким, средним и тяжёлым. Большей популярностью пользуется вторая разновидность тяжеловозов.

      Брабансон

      Бельгийская упряжная лошадь – одна из самых сильных в мире. Она получена путём скрещивания арденов и фландеров.

      Бельгийская упряжная лошадь

      Некогда предки брабансонов, отличавшиеся низким ростом и крепким телосложением, носили на себе воинов с тяжёлым обмундированием. Благодаря крови першеронов, кони стали более рослыми. Высота в холке жеребца современного бельгийского тяжеловоза достигает 160–176 см, а вес колеблется в пределах от 800 кг до тонны.

      Характерные черты брабансона:

    • голова небольшая, морда вытянутая, лобная часть широкая;
    • шея мощная с красивым изгибом;
    • спина, как и холка, широкая, прямая;
    • раздвоенный круп округлой формы хорошо развит;
    • рёбра широкие, грудь глубокая;
    • конечности короткие с крупными суставами и оброслыми бабками;
    • преобладающие в породе масти – гнедая и рыжая в различных вариациях.
    • Современные брабансоны считаются одними из самых сильных лошадей в мире. Заводчики отмечают, что этим животным не свойственна агрессия и норов. Они с готовностью служат на благо своего хозяина.

      Эта порода английского происхождения. Её вывели на основе местных кобыл и фландрских и фризских жеребцов. Шайры известны не только как самые сильные кони, но и как самые крупные представители лошадиного мира. Рост в холке взрослого жеребца составляет 1,85 м, а некоторые особи оказываются ещё более рослыми. На протяжении длительного периода времени эти животные использовались в военных целях, а позже их задействовали на полевых работах в сёлах.

      Лошадь породы Шайр

      Внешние характеристики шайров:

    • пропорционально сложенное тело;
    • голова крупная с широким лбом;
    • недлинная крепкая шея;
    • широкая и плотная спина;
    • мощный, чуть приподнятый круп;
    • длинные сильные сухие конечности;
    • на задних, а иногда и на передних ногах имеются белые чулки;
    • масти: вороная, серая, гнедая и рыжая.

    Внимание! В послевоенное время численность племенного поголовья сократилась до критической отметки. Сегодня по всему миру насчитывается чуть больше 1000 шайров. Заводчики-энтузиасты прилагают все усилия, чтобы сохранить этих прекрасных скакунов.

    Лошади-рекордсмены

    Самая сильная лошадь в мире – шайр по кличке Вулкан, живший в начале 20 столетия. Его рекорд пока не смог побить никто. В 1924 году на выставке, которая проводилась в Англии, этот жеребец сумел в одиночку сдвинуть груз весом 47000 кг.

    В 1893 году 2 жеребца породы английский тяжеловоз, запряжённые в одну повозку, тянули груз весом более 42000 кг на расстояние 500 м. Этот рекорд был зафиксирован в Америке.

    Конь по кличке Форс, принадлежащий к породе советский тяжеловоз, тоже продемонстрировал свою мощь. Он сумел протянуть прицеп, в котором лежал груз общим весом почти 23 тонны, на расстояние 35 м.

    Самые сильные лошади имеют интересную историю. Несколько веков назад они сопровождали рыцарей в Крестовых походах, а когда началась эра механизации, потребность в них резко упала. Теперь почти все тяжелоупряжные породы находятся на грани исчезновения.

    В наше время лошадей, во всяком случае, в Европе и в Северной Америке, разводят не столько для тяжелой работы, сколько для спорта, престижа и просто для красоты. Поэтому сегодня «самая сильная лошадь» – это автомобиль. В лошадях ценится резвость, выносливость, экстерьер, выучка, а сила – это дело десятое. Но это сейчас. Еще лет сто назад лошади были главной тягловой силой. Их использовали и в элегантных выездах, и на перевозке тяжелых грузов, и в армии, и на сельскохозяйственных работах. Сильные лошади очень и очень ценились.

    Из истории

    Считается, что современные породы лошадей-тяжеловозов происходят от средневекового боевого рыцарского коня. Представьте себе воинов, закованных в броню. Вес доспеха достигал 35 килограммов, да и сам рыцарь тоже что-то весил. В общей сложности коню приходилось нести под сто килограммов, или даже больше веса. И добавьте к этому доспех, в который облачали и самих боевых коней. Во всем этом коню нужно было скакать и выполнять подчас довольно сложные маневры, поскольку рыцарский конный бой требует слаженных действий наездника и коня.

    Таких коней называли «тяжеловоз дестриэ» — «правый, правосторонний» (от латинского «dextarius»), вероятно из-за того, что справа у рыцаря всегда располагался оруженосец, который подхватывал уздечку в случае надобности. Эти кони, предками которых были тяжеловозы времен Великого переселения народов, были не очень выносливыми, и не слишком резвыми. Преодолевать на них препятствия вроде изгородей или канав было нереально, прыгать дестриэ не любили. Зато эти кони отличались большой мощью, и в бою, закованные в броню и несущие на себе рыцаря в латах, они были подобны танкам. Ни одна пехота не могла противостоять рыцарям, сидящим на дестриэ.

    Тяжеловоз дестриэ

    Именно от этих прекрасных животных и произошли современные самые сильные лошади

    Самые сильные лошади Европы

    К числу самых мощных и сильных современных тяжеловозов Европы относятся французские першероны, бельгийские брабансоны и английские шайры.

  • Першерон. Эта порода выведена во Франции путем скрещивания средневековых тяжеловозов с восточными, главным образом, арабскими лошадьми. Высота в холке першерона достигает 175 см; самая распространенная масть серая, иногда встречается и вороная. Першероны выведены для работ, требующих силы и выносливости. Но при этом их очень любят использовать для конных прогулок из-за особенно мягкого хода.
  • Брабансон. Эта порода массивных, мускулистых лошадей выведена в конце XIX века путем скрещивания арденской породы и фландрской. Высота в холке достигает 165 см и выше. Масть преимущественно рыжая или гнедая.
  • Шайры. Это самые большие лошади в мире. Их рост в холке достигает 185 сантиметров, известны экземпляры до 219 сантиметров. Название происходит от слова «шир» — графство. Это древняя порода, происходит от скрещивания местных английских кобыл и голландских жеребцов. Масть шайров разнообразна, для них характерны лысина на голове и белые чулки, часто только на задних ногах.
  • Самые сильные лошади России

    В нашей стране тоже были выведены несколько пород лошадей-тяжеловозов. Самые известные породы лошадей из них: русский тяжеловоз, советский тяжеловес и владимирский тяжеловоз.

  • Русский тяжеловоз. Специалисты указывают, что правильнее называть эту породу «русская тяжеловозная» — были выведены в XIX веке путем скрещивания русских пород упряжных лошадей и бельгийских арденов. Их рост не превышает 150 сантиметров, но они отличаются большой силой и выносливостью.
  • Советский тяжеловес — была выведена в 1952 году от русских тяжеловозов и бельгийских брабансонов. Рост советских тяжеловесов составляет 170 сантиметров, и это очень сильные кони, с лучшими, чем у русских тяжеловозов характеристиками.
  • Владимирский тяжеловоз — вывели, скрестив российских лошадей с шотландскими клейдесдалями и английскими шайрами. Ростом эти кони несколько меньше, чем советские тяжеловесы, но совсем не уступают им в силе. Рост владимирских тяжеловозов достигает 165 сантиметров, и сила в них сочетается с резвостью и выносливостью. Они одинаково годятся и для перевозки грузов, и под седло.
  • Владимирский тяжеловоз

    Рекорды самых сильных лошадей

    В 1893 году пара тяжеловозов породы шайр в поместье Нестер в штате Мичиган (США) почти полкилометра тянула сани, груженые лесом, общий вес которых составлял 42,3 тонны.

    В шестидесятых годах прошлого века советский тяжеловес Форс установил рекорд для этой породы лошадей. Он тянул 35 метров прицеп с грузом 22991 килограммов.

    Рекорд советского тяжеловоза Форса

    Но титула «самая сильная лошадь в мире», безусловно, заслуживает мерин шайрской породы по кличке Вулкан. В Англии, на выставке Уэмбли в 1924 году он установил рекорд, сдвинув с места груз весом в 47 тонн. Это достижение занесено в книгу рекордов Гиннеса.

    Видео: Самые сильные лошади

    Похожие записи:

    26 февраля . Институт аллергологии и клинческой иммунологии совместно с Министерством Здравоохранения проводят программу » [wt_geotargeting get=»city»] без аллергии«. В рамках которой препарат Гистанол Нео доступен всего за 149 рублей , всем жителям города и области!

    admin