Как зовут ребёнка лошади

Лошадь называется жеребенком. Девочку-младенца называют кобылом жеребенком, а самца-самца называют жеребенком-жеребенком. После того как их отнимают от груди, их называют «жеребенок», «кобылка» и «жеребенок» соответственно до трех лет, когда они становятся «лошадью», «кобылой» и «жеребцом» (или «мерином») соответственно.

Другие авторы сказали:
Кошка — женщина спортивного возраста.

Ответ:
Все новорожденные лошади — жеребята
Жеребенок — немолочная лошадь мужского пола, возраст которой не превышает четырех лет
Кобыла — это женская лошадь, возраст которой не превышает четырех лет
Кобыла — пожилая женщина-лошадь размножающегося возраста
Детенышей называют жеребятами.
Как правило, детеныш лошади называют жеребенком. Если это мужчина, его называют жеребенком. Если женщина, то кобылка.

Дети и лошади

Автор: Людмила Желтышева
КЛЛ Вольный ветер

У нас родился маленький жеребенок, все мысли вокруг него, дитяти. Вот появилась идея написать про детей на конюшне. У нас регулярно происходят всякие забавные истории, с ними связанные. Наверняка не только у нас есть о чем порассказать на эту тему. В общем, присоединяйтесь.

Все мы знаем детей, которые тянутся к лошадям, даже если их родители никогда не имели никакого отношения к конюшне. Эта иррациональная тяга бывает настолько сильна, что дети с радостными воплями кидаются навстречу любой лошадке, встреченной на улице (чем, естественно, сразу пользуются покатушники). Все мы понимаем, что технику безопасности детям, особенно маленьким, соблюдать возле лошади очень трудно. Они непоседливы и шустры, у них нет должной концентрации внимания, они не в состоянии оценить всей опасности большого животного. Здесь только один выход: постоянно контролировать ребенка, направлять и подсказывать. Отказываться от конюшни вообще – это совсем не выход. Не отказываемся же мы от обучения ходьбе на том основании, что при этом дети регулярно падают! Пожалуй, самое сложное – это объяснить ребенку, что лошадь опасна, при этом не напугав его совсем. Постепенно прививать стиль поведения на конюшне, стиль общения с лошадью («бояться не надо, а остерегаться нужно»). Такая линия поведения, согласитесь, полезна и детям, и новичкам-взрослым.

Некоторые лошади не выносят детей, потому что те кричат, бегают, суетятся, боятся дать лакомство на раскрытой ладони и отдергивают руки. Другие же лошади очень терпеливы и дружелюбны к детям, и, везя ребенка, никогда не позволят себе те вольности, которыми испытывают взрослых.

Посетители нашего клуба постоянно обращают внимание на то, что по выходным наш двор напоминает детский сад: постоянно играют 2-3 ребенка «своих» и еще парочка гостей. Перед Новым годом, когда готовили подарки, мы посчитали общее количество «детей конюшни» (имеются в виду дети инструкторов, конюхов, строителей и пр.) Получилось семеро. Кроме детей сотрудников, к нам приводят детей знакомых сотрудников, детей друзей сотрудников и даже просто соседских. Скоро Ирине (это ей обычно сдают под ответственность детей) можно будет присваивать звание «лучшая няня города».

Ну а где дети, там и разные забавные истории.

Никита (4 года) провел с мамой-инструктором все лето на конюшне. Играл в опилках, как в песочнице, сопровождал маму на манеж, сидел у костра. Лето кончилось, ребенка в садик. В первый день Никич довел нянек до исступления трехчасовым неумолчным ревом: «Хочу на конюшню. » Доорался аж до рвоты. Представьте себе положение воспитателей: не домой, не к маме – НА КОНЮШНЮ!

Следующую фотографию слабонервных просим не смотреть.

ВНИМАНИЕ! ЭТО ФОТО СДЕЛАНО С РАЗРЕШЕНИЯ И ПОД НАБЛЮДЕНИЕМ МАМЫ РЕБЕНКА! НЕ НАДО ПОВТОРЯТЬ ЭТОТ ОПЫТ С ДРУГИМИ ЛОШАДЬМИ! СОБЛЮДАЙТЕ ТЕХНИКУ БЕЗОПАСНОСТИ!

Фото было сделано в следующих обстоятельствах.

Никита: Мама, я хочу на лошадке покататься!

Мама: Хорошо, но сначала надо лошадку почистить!

Ребенок сгонял в конюшню, достал, встав на скамеечку, Багины щетки из ящика, принес, подает.

Ребенок подходит к лошади, чистит ножки, пузо, хвостик со всех сторон, старательно так, пыхтя, усердно. Дальше не достает, даже на цыпочках. Мама дочистила и покатала. Заслужил.

Соня, 5 лет. Часто катается на Веге, несколько раз их фотографии мы использовали для рекламы; искренне считает Вегусю «своей» лошадкой.

Вчера увидела, как Вега самостоятельно открывает носом калитку и заходит в леваду.

— А что, моя лошадка уже выросла? (Ну, раз калитку открыла сама!)

(Что интересно. Мы сегодня снова попробовали использовать кобылу в иппотерапии. Раньше Вега не могла терпеть идущего рядом с ней и страхующего ребенка инструктора. Она выходила из себя и отчаянно старалась освободиться от «нестандартного» груза. А теперь вдруг мы видим, что она идет — явно через не хочу, жмет уши, когда ее трогают за круп, но идет спокойно и слушает команды коновода. Правда выросла, что ли?)

Привели девочку кататься. Сажаем.

— Ой, она ЖИВАЯ! И ШЕВЕЛИТСЯ.

А вот истории с секцией. Тоже дети, только постарше.

Тренировка без седла. Готовятся.

— Дайте мне краги!

— (уверенно и гордо) Чтобы ноги не стереть!

Вольтижировка. Соскок с переворотом через голову. Иван страхует. Девочка:

— Нет! Возьми меня по-другому!

Детдомовских детей катаем на телеге. Конь гребет в горку – тяжеловато. Ребенок:

— Я лучше слезу. Ему ЛАПКИ больно.

«Там у них такая красивая англо-пегая кобыла стоит…»

«ну, кто занимается выведением пород? Этот, как его… ассенизатор. То есть зоотехник…»

Всем клубом собираем Ирину на выпусконой.

— Мама, подай мне… ну этот… потник… (подьюбник)

— Затянуть тебе подпруги потуже? (корсет)

Пришли две девочки на занятия, впервые. Спрашиваем:

— Каким-нибудь спортом раньше занимались?

— О-оо. (уважительно). А чем именно?

— Бег, плаванье, метание мяча…

— А-а-а. (еще уважительнее) И долго занимались?

(хором) – Да! Целую неделю.

(Ну, конным спортом они занимались в целых два раза дольше).

Ирина на физкультура в школе. Прыжки в высоту:

— Остановка перед препятствием – закидка! – 3 ш.о.

— Задела – повал! – 4 ш.о.!

Ребенок катается на лошадке. Мама:

— Доченька, расскажи, а что лошадки любят?

— Сухарики, морковку, яблочки. Сахар. в квадратиках.

(А мы-то все в кубиках норовим дать. )

На занятии лошадь поскользнулась, легла на бок. Инструктор — клиенту:

— Вы живы. Да. (Лошадь поднимается, кивая).

Садится Ружена на Доню показать, как делается подъем в галоп. Поднимает. Спрашивает:

— Ну как? Видела, что я делала?

Клиент на прогулке в лесу:

— Мы только шагать будем?

— Да, у нас в группе неопытные.

— А может, порысим немного?

— Ну, может, и порысим.

— А может — погалопим?

— Ну, это навряд ли.

Проезжают мимо манежа с препятствиями. Неугомонный клиент:

— А может — поконкурим?!

— Ага, а еще поманежим и повыездковим.

Соревнования. Наблюдаем за разминкой гостей. Тренер — всаднику:

— Ну и что мы стоим, не шевелимся? Забыли, где у лошади шенкель?!

(И так уверенно это было сказано, что все невольно задумались: а где же у лошади шенкель?)

— Не хочу в прокат, он же шаговый. шагом.

— Ну, не обязательно же босиком. тьфу, шагом. Может, сделать трезвый. тьфу, резвый.

— Нт, все-таки не записывайте меня в прокат, а то будем как мертвые шагать.

(Это вам не просто «мертвые с косами», это: «мертвые, трезвые, босиком, на лошадях. и тишина!»)

Велес в телеге едет по городу. Ему все внове, смотрит по сторонам. Иван ему:

— Ну что ты башкой вертишь все время? Я тебе потом открытки с видами города покажу, насмотришься!

— Чтобы лошадь пошла побыстрее, надо сделать так.

— Знаете, меня больше волнует, как помедленнее.

— Наш парк хоть и маленький, но там есть где поблудить.

— У нас все кобылы стали Ване давать. задние ноги.

— Если бы Грация увидела эту машину, она бы истерила устроику.

— Велесу еще рано умирать, он мне еще жеребенка не сделал.

— Сейчас почищу коня и пойду делать навоз.

— У нас лошади идут со сдвигом.

(Имеются в виду сдвиги по времени, когда занятия начинаются позже из-за опаздывания клиентов).

— У жеребцов тоже бывают маленькие головки.

(Про размер головы, а не про то, что вы подумали).

Про телефонные звонки во время работы:

— Одной рукой ты ведешь лошадь, а другой пытаешься запомнить. то есть ухом.

— Что ты тут у входа столпился?

— Я из коня репей достаю.

Клиент пытается запомнить, кого как зовут:

— Люда, Лида, Ружена. Тут все такие похожие.

— Лада ходит по кустам и смахивает с себя все, что на ней сидит.

  • Образовательные: расширение знаний о домашних животных; закрепление умения ребенка различать диких и домашних животных; составлять рассказ-описание по наводящим вопросам с опорой на картинку.
  • Коррекционные: расширение и активизация словаря существительных по теме; развитие общей и мелкой моторики; логических и счетных операций; слухового внимания; зрительного восприятия.
  • Воспитательные: воспитание бережное отношение к животным.

Демонстрационный материал. Картинки с животными (медведь, лиса, волк, заяц, белка, олень; корова, лошадь, кошка, собака, коза, овца, свинья).

Раздаточный материал. Две картинки с изображениями дикого и домашнего животного, разрезанные на 5 – 7 частей. Карточки с изображениями травы, сена, косточки, рыбы, молока, орехов, ягод, грибов, кур, зайцев, меда, малины, моркови, капусты. Парные карточки с изображениями домашних животных и их детенышей (мама-детеныш). Игрушечные лошадь и жеребенок. Набор деревянного конструктора.

Ход непосредственной образовательной деятельности

Учитель-дефектолог предлагает ребенку отгадать загадки:

Стоит гора,
Спереди – вилы,
А сзади – метла.
(Корова.)

Нос пяточком, а хвост крючком.
(Свинья.)

С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живет под крылечком,
А хвост колечком.
(Собака.)

Если ребенок затрудняется, то учитель-дефектолог еще раз загадывает загадки, но на доске висят изображения всех животных, о которых загадки (корова, свинья, собака). После того, как ребенок отгадал загадки, учитель-дефектолог спрашивает его: “Как ты думаешь, о ком мы сегодня будем говорить?” Если ребенок не догадался сам, можно задать наводящий вопрос: “Корова, свинья, собака, как их можно назвать одним слово?”

Картинки с изображением животных (медведь, лиса, волк, заяц, белка, олень; корова, лошадь, кошка, собака, коза, овца, свинья) висят на доске, учитель-дефектолог задает ребенку вопросы.

– Покажи и назови, кто изображен на этих картинках? (Ребенок показывает и называет животных.)
– Как можно назвать их, одним словом? (Животные.)
– Почему? (Ребенок должен перечислить характерные признаки животных.)

Тело покрыто шерстью, у них есть морда, хвост, четыре ноги (лапы).

– На какие две группы можно разделить этих животных? (На диких и домашних животных.)
Покажи и назови домашних животных (ребенок показывает и называет домашних животных).
Почему их называют домашними животными? (Домашние, потому что, живут рядом с человеком, человек о них заботиться поит, кормит, строит им дом.)

Какую пользу приносят человеку домашние животные? (Корова дает молоко, овцы дают шерсть, лошадь перевозит грузы и тд..)
Покажи и назови диких животных (ребенок показывает и называет диких животных).
Почему их называют дикими животными? (Дикие, потому что, живут в лесу, сами о себе заботятся, сами добывают пищу, сами строят себе дом.)

Игра с мячом “Кто у кого?”.

Учитель дефектолог бросает ребенку мяч со словами: “ у коровы…..” (ребенок должен поймать мяч, назвать детеныша коровы и бросить мяч обратно учителю, допускается, что ребенок может назвать как одного детеныша, так и много, главное, чтобы он назвал их или его правильно).

У коровы – теленок (телята). У собаки – щенок (щенки). У кошки – котенок (котята). У лошади – жеребенок (жеребята). У козы – козленок (козлята). У овцы – ягненок (ягнята). У свиньи – поросенок (поросята).

Игра “Кто что любит?”*.

На столе у учителя-дефектолога карточки с изображениями домашних и диких животных, на столе перед ребенком карточки на которых изображены любимые лакомства этих животных (сено, трава, кость, рыба, молоко и тд).

Учитель-дефектолог показывает карточку с изображением животного, ребенок называет его (например, корова) и ищет среди своих карточек ту, на которой изображен тот продукт, который любит употреблять в пищу данный зверь. Ребенок при этом говорит: “это корова, она любит есть сено и травку”.

Корова – трава, сено. Собака – кость. Коза, овца – сено, трава. Кошка – рыба, молоко. Белка – орехи, ягоды, грибы. Лиса – куры. Волк – зайцы. Медведь – мед, рыба, малина. Заяц – морковка, капуста.

Игра “Четвертый лишний”.

Учитель-дефектолог выкладывает на стол перед ребенком карточки, например, 3 диких животных и 1 домашнее животное, и задает вопрос ребенку: “как ты думаешь, какое животное лишнее?” Ребенок должен назвать лишнее животное и объяснить свой выбор. Если перед ребенком лежат карточки с изображениями коровы, свиньи, лошади и лисы, он должен сказать, что (лишняя лиса, потому что корова, свинья и лошадь, домашние животные, а лиса дикое).

3 диких животных и 1 домашнее животное. 3 домашних и 1 дикое. 3 хищника и 1 травоядное животное. 3 травоядных животных и 1 хищник. 3 детеныша и 1 взрослое животное. 3 взрослых животных и 1 детеныш.

Игра “День-ночь”. Учитель-дефектолог объясняет ребенку, что сейчас он будет перечислять части суток, а ребенок должен будет сесть на корточки, когда услышит “ночь” и встать на ноги когда услышит “день”. При словах утро и вечер нужно стоять на месте или сидеть на корточках в зависимости от того, что (день или ночь) было названо до этого.

Игра “Где собачка?”*

Учитель дефектолог ставит на стол собачью будку, и показывает ребенку игрушечную собачку. “Это Шарик, он живет в будке и охраняет дом”. Ребенок рассматривает Шарика и его будку, после чего учитель сажает собаку в будку и спрашивает у ребенка: “Где сидит Шарик?” (шарик сидит в будке). Учитель-дефектолог переставляет фигурку Шарика, и каждый раз задает вопрос: “Где сидит Шарик?” Ответы ребенка: Шарик сидит, перед будкой, справа от будки, сзади или за будкой, слева от будки.

Если ребенок называет будку домиком, его не следует исправлять, так как цель задания, повторить пространственные предлоги, и вспомнить, где находятся левая и правая сторона относительно ребенка. В конце задания можно просто напомнить, что Шарик живет в будке.

Игра “Найди пару”.*

Учитель-дефектолог показывает ребенку карточки, на них изображены домашние животные: корова, лошадь, свинья, кошка, собака, коза и их детеныши теленок, жеребенок, поросенок, котенок, щенок, козленок. Учитель вместе с ребенком вспоминают, как называются эти животные и как зовут их детенышей. После этого карточки перемешиваются, и раскладываются на столе рядами (картинкой вниз). Ребенку объясняются правила игры: “сейчас мы с тобой по очереди будем открывать карточки, за одни раз можно перевернуть (открыть) две карточки. Нужно найти маму и детеныша, смотри и запоминай, где какие карточки лежат, если нашел две карточки, ты забираешь их себе, если нет, то их опять переворачивают картинкой вниз” Первым открывает карточки учитель, давая тем самым ребенку возможность посмотреть, где какие карточки лежат. Цель игры набрать как можно больше карточек мама-детеныш, для этого нужно смотреть и запоминать, где какие карточки лежат. Каждый раз, когда ребенок или учитель открывают карточки, они называют животное или детеныша, которое на них нарисовано. Например, если учитель открыл две карточки корова и коза он называет их и объясняет, что корова и коза две мамы у них есть свои детеныши (у коровы теленок, у козы козленок), они не подходят друг другу и переворачивает их картинкой вниз.

В конце игры каждый называет свои пары картинок: “я нашел, корову и теленка, козу и козленка и тд” и считает, сколько пар картинок он нашел. Важно обратить внимание ребенка, что мама и детеныш – это пара и считается как одна карточка. Кто собрал больше пар, тот выиграл.

Пальчиковая гимнастика 1.

Жили-были поросятки,
На поляне у реки. Подушечками пальцев стучат по столу.
Рано утром просыпались, Делают круговые движения рукой около носа
Мыли ушки и копытца. поочередно левой и правой.
Ох, и теплая водица. Сжимают и разжимают пальцы.

Ходит-бродит по лужку Делают “шаги” двумя пальцами по столу.
Рыжая корова. Делают “рога” и качают головой.
Даст она нам к вечерку
Молока парного. Сжимают и разжимают пальцы рук.

1Пальчиковая гимнастика содержит простые движения, с которыми ребенок легко справится, это сделано специально, чтобы дать отдохнуть от предыдущих заданий.

Игра “Сложи картинки”.

Перед ребенком картинки с изображением дикого и домашнего животного, разрезанные на 5–7 частей. Ребенок собирает картинки. После этого называет животное: (Я собрал картинку, это собака домашнее животное, потому что она живет рядом с человеком, охраняет дом. Я собрал картинку это медведь дикое животное, он живет в лесу сам о себе заботится, сам строит дом и добывает себе пищу).

Игра “Опиши животное”.

Составление описания животного по наводящим вопросам учителя-дефектолога (с опорой на картинку).

  • Кто это?
  • Какие у него есть части тела?
  • Домашнее это животное или дикое? Если дикое, то где живет?
  • Как называется его дом?
  • Чем питается (травоядное или хищное)?
  • Как называют детенышей этого животного?
  • Как животное подает голос?
  • Какую пользу приносит?
  • Примерный рассказ, который может получиться.

    Это лошадь, у нее есть голова, туловище, ноги, хвост, уши. Лошадь домашнее животное, она живет в конюшне. Питается лошадь летом сеном, зимой соломой, она травоядное животное. У лошади есть жеребята. Лошадь ржет. Лошадь можно запрячь в телегу, и перевозить грузы, на лошади можно ездить верхом.

    Игра “Построй домик животным”.*

    На столе перед ребенком стоит пара игрушечных животных (лошадь и жеребенок). Учитель-дефектолог объясняет ребенку, что лошади и жеребенку, нужно построить домик (конюшню), в которой они будут жить. Учитель дает ребенку фотографию (см приложение)2 . Ребенок должен рассмотреть ее. После чего учитель интересуется у ребенка, какие строительные материалы, ему понадобятся, для постройки конюшни. Задача ребенка посчитать одинаковые элементы конструкции и сказать учителю-дефектологу, какие строительные материалы ему понадобятся: “для строительства, мне понадобится два красных кубика, два желтых кубика, одна красная арка… и т.д.”. Учитель дает ребенку нужные детали и ребенок начинает строить конюшню. После того, как строительство закончено ребенок совместно с учителем-дефектологом сравнивает свою постройку с той, что изображена на фото, затем в конюшню вселяются лошадь и жеребенок. Они благодарят ребенка за красивый и крепкий домик, который он для них построил.

    2 Фотография дается ребенку, конструктивные навыки которого, находятся на невысоком уровне. В том случае, если ребенок не испытывает затруднений в понимании схем, можно дать ему не фотографию готовой конюшни, а ее схему.

    Итог индивидуальной работы:

    Ты помнишь, о ком мы сегодня говорили с тобой? (Мы говорили о домашних животных.)
    Ты понял, почему их называют домашними? (Потому что они живут рядом с человеком, человек о них заботится.)
    Тебе понравилось играть с домашними животными?

    Открытое занятие было составлено с использованием специальной литературы (см список), для детей с задержкой психического развития 5–6 лет. В скобках выделенные курсивом примерные ответы ребенка, в этом возрасте он должен отвечать на вопросы учителя не одним двумя словами, а небольшими предложениями. Если ребенок отвечает односложно, поправьте его, скажите, что он уже большой и нужно учиться говорить красиво. Пусть ребенок выслушает развернутый ответ учителя и попробует его повторить, если это не получается сразу, пусть повторяет каждое слово за учителем, а потом попробует произнести весь ответ целиком. Хвалите и одобряйте ребенка, даже если получилось не очень хорошо, для детей важно знать, что их старания были замечены учителем.

    Если ребенок выполняет задания в замедленном темпе, или же у него рассеянное внимание, и он не может долго выполнять задания, можно уменьшить объем работы, исключив из индивидуальной работы игры: “где собачка”, “найди пару”, “сложи картинку”, “построй домик животным”. Объем и сложность может варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. Время, отводимое на выполнение всех заданий, для данного возраста составляет 20–25 минут.

    Знаком (*) в тексте помечены игры, которые были составлены автором конспекта.

    Список используемой литературы:

    1. Морозова И.А., Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром для работы с детьми 5–6 лет. Москва. Мозаика-синтез 2011.
    2. Никитина А. Занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром для детей 5–6 лет. Санкт-Петербург. Каро 2011.
    3. Стребелева Е.А. коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр. Москва. Владос 2008.
    4. Никитина А.В. 33 лексические темы. Пальчиковые игры, упражнения, загадки для детей 6–7 лет. Санкт-Петербург. Каро 2009.

    Цвета становятся ярче, а дышать – легче:
    как лошадь побеждает страх

    специально для Русфонда

    «На меня посмотрел конь, шоколадно-коричневый, и вдруг меня перестали мучить мысли о том, насколько он опасен, насколько он больше и сильнее меня. Я чувствовала странное, утешительное равенство. Иными словами, я влюбилась». Яна Кучина, редактор, журналист, человек с ДЦП, в девятом выпуске своей постоянной рубрики на сайте Русфонда рассказывает о том, как поехала в конюшню «Узкое» и что из этого вышло.

    Несколько недель назад моя знакомая М. написала: «Яна, приезжайте к нам на конюшню, кататься и делать фотографии!» Мое отношение к лошадям три недели назад описывалось одной фразой: «Не убьет, так покалечит». Сесть на лошадь боятся даже те люди, которые не падают в метро, спокойно стоят на одной ноге и катаются на велосипеде. А тут я. Новые движения даются мне очень сложно, с десятой, с двадцатой попытки, или не получаются вообще. Одно дело – экспериментировать на коврике для йоги, другое – на спине лошади, полтора метра над землей. От одной мысли, что я залезу на что-то огромное и непредсказуемо живое, у меня немели пальцы, как на холоде.

    Я привыкла бояться. И думала, что мне такую привычку можно простить, а выражение «В здоровом теле – здоровый дух» – просто фашизм какой-то. ДЦП на мой характер никак не повлиял! Я думала, можно бояться лестниц без перил, а в дружбе и любви быть бесстрашным львом. Но страх работает иначе. Я могу до завтра перечислять, от чего я в жизни отказалась, пока мои дни проходили в заботах не убиться, но у каждого есть такие знакомые. Не очень счастливые люди, и это, как говорится, не совпадение. Так что с недавних пор я хожу туда, где мне страшно, для душевной реабилитации.

    До конного двора «Узкое» ехать всего 23 минуты от Коломенской, но мне показалось, что мы уехали из города. Пахло землей и травой, древесной стружкой и мокрым песком. И дышалось слишком легко для нашей красавицы-Москвы.

    Я аккуратно шла между денников, ровно посередине, стараясь держаться подальше от всех лошадей сразу. «О, – сказала фотограф, – какие тут красивые лошади. Редкие, породистые, особенно вон та. Тебе какая больше нравится?» Мне нравился бордовый кирпич XVIII века, из которого было сложено соседнее здание, и кошка на улице, но я вежливо оглядывалась. И вдруг остановилась. На меня посмотрел конь,
    шоколадно-коричневый, и вдруг меня перестали мучить мысли о том, насколько он опасен, насколько он больше и сильнее меня. Я чувствовала странное, утешительное равенство. Иными словами, я влюбилась. Я смотрела на коня по имени Гавр, и меня, как с людьми, пугало только одно: он меня не полюбит.

    – Я сяду на этого коня, – быстро сказала я. – Только на этого.

    Фотограф посмотрела на меня с жалостью.

    – Это обычный гнедой, – сказала она, – таких полно, вот посмотри на ту, что рядом.

    – Нет, – уперлась я. – Этот.

    Тут пришли местные сотрудники, посмотрели, где мы топчемся, и сказали:

    – Нет. Простите, но у нас тут конь-убийца. Любая другая лошадь, кроме него.

    Фотограф посмотрела на меня ехидно. Глаз-алмаз, ага. Только в Тиндер ходить.

    Меня усадили на бежевого Оро, который возит людей «как хрустальных» – ни разу никого не сбрасывал. Я пообнималась с этим красавцем, с М., с фотографом – и уехала домой. А по дороге подумала: это место – то, что нужно.

    Я не собиралась заниматься верховой ездой. Я думала про реабилитацию и мучительный страх перед движением. Чем больше двигаешься, тем меньше в теле болезненной спастики, тем лучше спишь и меньше устаешь от простых вещей типа метро или уборки. Но если маленькие дети хотят двигаться любой ценой, инстинктивно, то подросших детей и взрослых очень сложно уговорить двигаться. Во-первых, они уже запомнили, сколько всего не умеют, и лишний раз убеждаться в этом не хотят. Во-вторых, они вымотались. Просто подумайте, как тяжело делать каждый день на пределе своих физических возможностей то, что легко удается всем и каждому, и чувствовать, что тебе легче не становится и не станет. Если бы в царстве Аида стояли диван и PlayStation, Сизифа тоже было бы непросто «мотивировать к движению». Но камень сам себя не покатит.

    Я решила встретиться с хозяйкой «Узкого» Асей, расспросить ее о тренерах и тренировках, чтобы понять, можно ли ей доверить парочку приунывших «сизифов». Ася оказалась легкой и тоненькой, немного выше меня и, кажется, даже худее. Мы уютно сели в кафе, и я тут же спросила: «Ну как же так вышло? Откуда у тебя конный двор?» Ася задумалась, а потом вдруг сказала: «Просто все пути ведут на вершину».

    Тогда я не знала, что это ее любимая фраза и она говорит ее, чтобы успокоиться и настроиться на рассказ. Но я подумала: «Классная надпись Сизифу на футболку! Надо брать». Спустя пару часов рассказов про инклюзивные соревнования, мягкие методы работы с лошадьми и людьми и прогулочные тропы в осеннем парке, я сказала, что влюбилась в ее лошадь. Несчастливо. Коня зовут Гавр. «Нет, – сказала Ася, – вы все спутали. Людей скидывает тот, что фотографу понравился, он новенький, с ним только начали работать. А Гавр – лучший конь на свете, мы на него всех новичков сажаем». Моему торжеству не было предела.

    Через несколько дней я второй раз приехала в «Узкое», с деревенской морковкой в рюкзаке. Магазинную дома оставила, сама съем. Конец августа, солнечный и легкий, на горизонте бегали лошади, Ася поливала из шланга голубой лен и синие васильки у конюшен. «Это моя мечта, – сказала она, смотря под ноги, на цветы. – Когда мы только въехали, тут везде был бетон и делать толком ничего нельзя, XVIII век, памятник архитектуры, вот это все. А у меня тогда занимались дети, и их дедушка сказал: ?Что тебе подарить? Проси, что хочешь?. И я загадала ?КамАЗ? земли. Я не думала, что он подарит, а он взял и привез. Я до сих пор помню, как я землю тут сыпала охапками. Сначала брала в руки, обнимала, а потом высыпала под ноги – как раз где мы стоим. Я про цветы тогда вообще ничего не знала. Забежала в ?Перекресток? и купила банку зерен льна. Люди их едят, наверное. Я эти зерна рассыпала тут, прямо под ногами, потому что не могла ничего не делать. А лен взял и взошел. Такой синий». И правда синий. Ребенком я жила почти в деревне и каждый день набивала карманы васильковыми лепестками, просто для красоты, а в Москве это роскошь. Я теперь на василек смотрю, как на чудо, даже пальцем гладить не стала бы.

    А вот Гавра гладить можно, но он не очень любит. Естественно, я влюбилась в коня-интроверта, разве я могла иначе. Когда я, наконец, влезла Гавру на спину, у меня руки дрожали, ног я вообще не чувствовала. Чувствовала, как стопы упираются в стремена, но пошевелить ими не могла. Если думала о ногах, тело начинало колотиться мелкой дрожью от спастики. Я старалась вообще не думать и смотреть вверх. Я знала, что будет, если бояться. Страх бьет по травмированной нервной системе как скачок напряжения по хилой проводке: хлоп! – и все пробки вышибло, руки-ноги отнялись. А руки с ногами были мне нужны просто как никогда. Гавр шел, я дышала. Ася заговаривала нам зубы местными историями. «Тут ходит к нам одна бабушка, просто божий одуванчик. Так вот этот одуванчик съездила куда-то – на экскурсию, что ли – и купила лошадь. Просто так, необъезженную молодую лошадь, с такими вообще непонятно, что делать. А бабушка говорит: ?Это моя кошечка?. Привела ей ветеринаров, тренеров, компрессы ей делала. Всему научила – и отдала в хорошие руки, детей катать. Это, конечно, история с хорошим концом, я думала, увезут бабку в реанимацию: видела бы ты ту кошечку!!»

    «Кошечку» я не увидела, а вот бабушка потом пришла – с полным пакетом моркови. «Лошади у меня теперь нет, – сказала она гордо, – и я теперь кормящая бабушка. Так-то».

    Бабушке не страшно и мне не страшно, думала я. Пока не страшно, надо отпустить руки. Закрыть глаза. С закрытыми глазами страшно так, что, кажется, если глубоко вздохнуть, пошатнешься и упадешь. Но проходит секунда, а ты все еще в седле. Три секунды. Пять секунд. Кстати, принято думать, что страдание и страх добавляют душе глубины, а духу – крепости, но я подобного не замечала. По-моему, у нас ограниченный объем души, и если он забит страхом, ничего больше не помещается. А вот если как-то продержаться, хоть пять секунд, то на освободившееся место влезет целая лошадь. На третьем круге я поняла, что могу передвинуть ногу в стремени. Ощущение было странное, будто бы в начале занятия у меня ног не было, а потом ничего, отросли.

    Цвета сразу стали ярче, и дышать стало легче. Небеса приблизились. А потом я слезла с лошади, но идти все равно было легче и дышать было легче. Я поняла, что выиграла еще немножко здоровья, то ли внешнего, то ли внутреннего.

    страна слоган — режиссер Николай Гусаров сценарий Николай Гусаров, Михаил Кольцов директор фильма Татьяна Корсакова оператор Борис Шапиро композитор Сергей Сидельников художник Михаил Розенштейн, Л. Толмачева монтаж Татьяна Верхоглядова жанр драма, криминал возраст зрителям, достигшим 12 лет время 94 мин. / 01:34

    В главных ролях:

    показать всех »

    • Внимание! Список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • В начале фильма осужденных приводят на просмотр фильма «Команда 33». В нём тоже снимались Юрий Назаров и Сергей Тезов.
    • Если вам понравился этот , не пропустите. развернуть v Если вам понравился этот , не пропустите Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их. все рекомендации к фильм у ( 20 ) скрытые оцененные фильмы ( 5 )

      Порекомендуйте фильмы, похожие на « »
      по жанру, сюжету, создателям и т.д.
      *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
      Отзывы и рецензии зрителей
      • Добавить рецензию.

      Снимать фильмы про исправительные учреждения (тюрьмы, изоляторы, зоны) очень непросто, всегда есть соблазн впасть в крайность либо романтизировать обитателей, либо снимать чернуху. Снимать про детскую неволю еще сложнее, так как многие табу не дадут в полной мере показать происходящее за решеткой, и соответственно до зрителя не будет донесено то, жестокое, животное существование в этом мирке. Да и большинство зрителей и не станет смотреть подобное кино, слишком уж оно жестоким получается, как не крути и не сглаживай углы. «Лошади в океане» не исключение, кино тяжелое, но на удивление реалистично снятое. Без перегибов и чернуху, показан мир несовершеннолетних преступников, их существование в условиях неволи, безнадежность и обреченность будущего. Тюремная иерархия, законы тюрьмы входят в неокрепшие умы детей (а как не крути показанные преступники ? дети) и заставляет им слепо следовать, подчас иррационально. Почти двадцать лет прошло с момента выхода на экраны этого фильма, а проблема подростковой озлобленности и жестокости никуда не ушли, наоборот набирают обороты. И когда читаешь про молодежное «А. У. Е.» (арестантов удел един), понимаешь становится только сложнее.

      Костров в фильме пытается своим подопечным привить доброе, вечное, но в его диалогах с начальником оперчасти понимаешь, что как не парадоксально прав последний. Сколько не говори о гуманизации и воспитании подрастающего поколения, мест в СИЗО свободных нет. Значит что-то не так в воспитании на воле или тюремные нравы ближе и понятнее, чем нормы человеческой морали. Михаилу Николаевичу приходится знакомится с миром тюрьмы, с понятиями, но ему удается остаться человеком и он очень старается сделать лучше ребят. Смотреть тяжело, понимаешь у каждого своя правда, а справедливость вещь относительная. В фильме нет счастливого конца, у Кострова своя боль, у ребят увидевших иное отношение, появился крошечный шанс остаться людьми, у руководства тюрьмы свое мнение на происходящее. Мне пришло на ум слово ? тщетность, чтоб охарактеризовать усилия Кострова, и вот почему ? Юрий Назаров сыграл очень хорошо, на надрыве ? но в финальной сцене у гаражей, вся его гримаса боли ассоциировалась именно с этим.

      Такой вот тяжелый перестроечный фильм, о проблемах подростковой преступности, о вере в справедливость, о людях и доброте. Но в момент когда обнаженная женская натура заполняла экраны, крутые герои входили в моду, а деньги становились мерилом всего, лента про человечность и мораль оказалась невостребованной.

      После просмотра мне стало немного не по себе конечно я смотрю новости, конечно в курсе какими серьезными проблемами для государства являются беспризорность и детская преступность, но столь реалистичный, столь жуткий образ подростковой тюрьмы, нравов, законов малолетних преступников заставляет еще раз переосмыслить всю озлобленность, жестокость современной молодежи. Конечно не все такие, конечно большинство попадают в тюрьму вполне нормальными, более-менее цивилизованными, неглупыми людьми, вот только кем они станут после нескольких лет подобного ада.

      Костров как раз и пытается бороться с этим, пытается направить молодых парней на правильный жизненный путь, пытается оторвать их от беспощадного тюремного бытия хотябы в их сознани, он верит, что каждый может исправиться, что каждому нужно дать еще один шанс, но начальник тюрьмы не может его понять

      Но все-таки Кострову удается собрать вокруг себя тех немногих, кого еще не смогла поглотить тюремная рутина, кто еще готов пойти правильной дорогой. Они беседуют, читают, поют и искренне радуются, когда Кострова освобождают.

      Большинство молодых людей ? непрофессиональные актеры, скорее всего знакомые с тяжелой жизнью улицы, видно, что тюрьма настоящая, настоящие нары, настоящие решетки, фактически режиссер снял несколько дней из жизни тюрьмы и ему это бесспорно удалось.

      Стоит сказать, что у подобных фильмов в те годы был крайне низкий бюджет, люди работали фактически на одном энтузиазме и лично мне поразительно, что по глубине, по серьезности, по насущности у них получалось куда лучше сегодняшних кинематографистов. Наверное это прозвучит очень банально, но подобные фильмы просто необходимо показывать современным школьникам.

      Ещё одно околоперестроечное хорошее кино. Криминальная трагидрама с эстетикой старой советской киношколы.

      История про невинно попавшего за решётку немолодого режиссёра ТЮЗа. Режиссёра сажают старшим (в качестве облегчения положения) в камеру с малолетками. Костров (так зовут главного героя) пытается применить гуманную методику воспитания (кстати, очень модное течение сейчас), ему как бы противостоит администрация тюрьмы (хотя скорее не в негативном ключе, а показывая другую сторону суровой правды жизни). Костров идеалист и не совсем готов столкнуться с жестокой и исколеченной психикой некоторых подростков. Но он всё равно не отходит от своих принципов и старается оставаться человеком.

      Кино можно условно назвать криминальной драмой. По сути это социально психологическая притча, которая ставит сложный вопрос может ли быть добро с кулаками или может быть только добро без кулаков. В фильме достаточно хороших цитат, которые можно было бы включать в педагогическую программу. Действительно проще быть жестоким и выбивать клин клином, чем точить водой камень. Но где же взяться столько терпению и состраданию в нашем жестоком мире?

      В общем, темы довольно простые и прямолинейные, но говорить о них можно бесконечно. Своеобразным философским авторским ключом является одноимённая по названию фильма стихотворение Бориса Слуцкого, которое читает ребятам Костров и которое по словам одного из героев, конечно же не про коней, а про самих ребят.

      Технически фильм довольно простой, но реалистичный. Взрослые роли играются вполне в духе советской актёрской школы, хорошо, но несколько риторично. Молодые актёры смотрятся очень откровенно и характерно. Вроде как многие роли подростков играли не профессионалы. Хотя в СССР и любительский уровень был на очень высоком уровне.

      В общем хорошее и грустное кино.

      А вот и сам стих. Тоже хороший и грустный. Кстати, сам автор его не считал таким уж хорошим, но очевидно недооценил исключительность своего детища.

      Лошади умеют плавать,
      Но ? не хорошо. Недалеко.
      «Глория» ? по-русски ? значит «Слава»,-
      Это вам запомнится легко.
      Шёл корабль, своим названьем гордый,
      Океан стараясь превозмочь.
      В трюме, добрыми мотая мордами,
      Тыща лощадей топталась день и ночь.
      Тыща лошадей! Подков четыре тыщи!
      Счастья все ж они не принесли.
      Мина кораблю пробила днище
      Далеко-далёко от земли.
      Люди сели в лодки, в шлюпки влезли.
      Лошади поплыли просто так.
      Что ж им было делать, бедным, если
      Нету мест на лодках и плотах?
      Плыл по океану рыжий остров.
      В море в синем остров плыл гнедой.
      И сперва казалось ? плавать просто,
      Океан казался им рекой.
      Но не видно у реки той края,
      На исходе лошадиных сил
      Вдруг заржали кони, возражая
      Тем, кто в океане их топил.
      Кони шли на дно и ржали, ржали,
      Все на дно покуда не пошли.
      Вот и всё. А всё-таки мне жаль их —
      Рыжих, не увидевших земли.

      В свои 13 лет Вася уже считается зрелым мужчиной.

      Его карьера движется вверх: он может стать главной фигурой в восстановительном реабилитационном центре. И это все притом, что Вася — обыкновенный «местнопородный» мерин.

      Вот уже несколько лет подряд Вася выходит на тренировочную площадку без сбруи — только в попонке. Такая у него униформа. А работает он доктором — помогает физиотерапевтам в лечении больных детским церебральным параличом. К Васе приставляют лесенку, по которой на спину терпеливого коня забирается юный пациент. Дальше занятия могут проходить по-разному: с теми, у кого болезнь протекает не очень тяжело, инструктор выполняет специальные упражнения, а иногда ребенку достаточно хотя бы удержаться на спине животного, почувствовать его тепло.

      Флегматичный конь не делает резких движений, изредка поводит ушами и терпеливо нарезает ровные круги по площадке. Но таким уравновешенным Вася был не всегда. Если верить специальному паспорту и табличке на стойле, нашего героя вообще-то зовут Вихрем. Именно за неугомонность его так назвали, именно за это и отправили на бойню первые хозяева: не смогли совладать со своенравным конем. На вопросы о двух годах жизни до попадания на мясокомбинат Вася-Вихрь не отвечает, стало быть, и нам рассказать об этом нечего. От «превращения в колбасу» Васю спас директор мясокомбината, оказавшийся любителем лошадей: позвонил в белгородскую конноспортивную школу и предложил забрать животное.

      Коня в КСШ полюбили и даже дали второе имя. «Спит он, как Вася, а просыпается, как Вихрь!» — рассказывают инструкторы. Судя по их отзывам, спортсмен из Васи получился неплохой: полутораметровые препятствия удавалось брать, несмотря на то, что в холке конь даже чуть ниже этой отметки. Но тут судьба копытного снова круто повернулась.

      — Да там ерунда была — свищ! — рассказывает директор конноспортивной школы Белгородского госуниверситета Николай Лукьянов. — Вычистили Ваське все, подлечили, но надо было подождать, чтобы копыто заново отросло. Человека же не убивают, если у него ноготь отломился? Вот! А Ваську мне предлагали выбраковать. Знаете, что такое выбраковка? Это когда безнадежно больную лошадь, которую невыгодно лечить, отправляют… ну вы понимаете куда. А я сказал, что не пущу Ваську на колбасу!

      И не пустил. Девять месяцев, а может быть, и год — сейчас уж никто и не помнит точно — конь простоял на конюшне без дела, восстанавливая больное копыто. А после выздоровления вновь сменил профиль.

      — Рост — от 145 до 155 сантиметров в холке, комплекция — «сбитая», характер — спокойный и терпеливый, животное не должно кусаться или лягаться, — перечисляя качества, обязательные для лошади-иппотерапевта, инструктор Настя словно составляет словесный портрет Вихря. Он единственный из сорока скакунов, имеющихся в конноспортивной школе, подошел три года назад для исследования белгородских ученых. Кафедра медико-биологических основ физической культуры тогда поставила эксперимент по иппотерапии — то бишь «лечению лошадьми». А своеобразным «инструментом» исследования стал не кто иной, как уже известный нам Вася.

      Методика лечения основывается на том, что лошадь с ровным ходом (что тоже является критерием отбора копытного «доктора») способна передавать ребенку полезные импульсы при движении, помогать в упражнениях. Недавно ученые даже выдвинули гипотезу, что взаимодействие лошади с человеком влияет на биополя и состав крови обоих. Больному становится легче, а вот животное «впитывает» в себя негативную энергетику. Пока эти предположения проверяются, в конноспортивную школу звонят благодарные родители: состояние детей улучшается!

      В будущем у конноспортивной школы появится крытый манеж, чтобы лечить детишек круглый год. А пока Вася-Вихрь, с гордым видом дефилируя по тренировочной площадке, помогает подросткам учиться верховой езде.

      Несколько лет назад студентка физкультурного факультета БелГУ Яна Тарабан рассказала заведующей кафедрой медико-биологических основ физической культуры Виктории Климовой, что ее родители, которые живут в селе, держат в хозяйстве лошадь. Виктория Константиновна предложила изучить литературу, в которой рассказывается, как лошади помогают людям с отклонениями в развитии. Вместе составили программу — и студентка приступила к занятиям. Первым пациентом стал четырехлетний малыш с диагнозом — аутизм. Ребенок практически не реагировал на окружающих, едва мог передвигаться и с трудом держался на слабых ножках. Успех иппотерапии превзошел все ожидания. К десятому занятию на лошади малыш встал на ноги, а к двадцатому и вовсе начал бегать. Более того, маленький пациент преодолел страх общения: сначала стал общаться с лошадью, а затем и с ее владелицей.

      — Получив столь обнадеживающие результаты, мы обратились за помощью к коллегам-медикам, — рассказывает Виктория Климова. — Они подобрали для нас группу ребят с тяжелой формой детского церебрального паралича, которым традиционное лечение уже не помогало. Мы подключили к проекту сотрудников нашей кафедры, написали и выиграли грант на исследование, а сотрудники конноспортивной школы помогли подобрать иппотерапевтическую лошадь — того самого Вихря.

      Первые результаты отметили сами родители: у детей улучшался сон и аппетит. В свою очередь медики отмечали нормализацию тонуса мышц у больных детей. Специалисты объясняют успех сочетанием двух факторов. Во-первых, лошадь — это своего рода «живой тренажер». Ребенка сажают не на седло, а на специальную подстилку из овечьей шерсти — чтобы обеспечить максимальный контакт с животным. При катании у юного наездника повышается мышечный тонус и улучшается координация движений. Иной раз после сеанса можно видеть, как больной малыш пытается покормить Вихря, протягивая морковку скрюченной рукой, которая до этого вообще не двигалась, а конь аккуратно берет угощение губами. А однажды какой-то ребенок посреди занятия разогнул сгорбленную спину и попытался запеть — так он выражал свой восторг.

      Во-вторых, специалисты не оставляют без внимания и психологический фактор. Больной ребенок, которого посадили на лошадь, смотрит на мир сверху вниз и видит вокруг себя не людей в белых халатах, а чистое поле с травами, насекомыми и птицами. Как правило, после двадцати занятий, каждое из которых длится не более получаса, состояние больного ребенка меняется в лучшую сторону.

      Лошадь дает им крылья. Возможность впервые почувствовать свое тело. Выйти на соревнования, победить, увидеть слезы радости и гордость в маминых глазах. Наконец, лошадь — просто верный, теплый друг.

      Дети с аутизмом, синдромом Дауна, ДЦП и другими ограничениями здоровья занимаются в Центре иппотерапии «Добрая лошадка» в Челябинске. Сейчас он единственный в области специализируется на адаптивной верховой езде и адаптивном конном спорте. Здесь разрабатывают методики реабилитации, которые потом перенимают по всей стране. Ежегодно иппотерапией в центре занимается более 600 особенных детей.

      А начиналось все когда-то с одной лошади. И желания делать добро.

      Лошади дарят этим ребятам крылья! Фото: центр «Добрая лошадка»

      Первого коня спасли “с мяса”

      — С лошадьми я занималась сколько себя помню, — говорит основатель и директор центра «Добрая лошадка» Ирина Морданева . — Для меня лошади — это члены семьи, я этим живу.

      18 лет назад она училась на факультете физкультуры и безопасности жизнедеятельности и выбирала тему для диплома. Преподаватель подсказала взять абсолютно новое тогда для России направление — иппотерапию. Информации было очень мало, собрать ее по крупицам помог центр “Живая нить” из Москвы — когда-то он самым первым в стране начал использовать лечебную верховую езду.

      Центр – единственный в Челябинской области, специализирующийся именно на адаптивной верховой езде и адаптивном конном спорте. Фото: центр «Добрая лошадка»

      — Мы собрали экспериментальную группу в детском саду и несмотря на то, что по сегодняшним меркам лошади у нас были не иппотерапевтические, занятия дали результат. Родители очень просили продолжать: “Кто еще поможет, если не вы”. Наверное, это и сподвигло меня на дальнейшую работу, — вспоминает Ирина.

      Она начала глубже изучать существующий опыт, съездила в инклюзивный лагерь основоположника иппотерапии в России Марьяна Ярошевского… Первого коня для своего центра Ирина буквально спасла из-под ножа — его собирались отправить на мясо. С тех пор ни разу не пожалела: он верой и правдой отслужил в центре 13 лет и стал просто незаменим в развивающей верховой езде. Для многих детей именно он становится первым в жизни конем. Терпеливо позволяет надевать на себя обручи, украшать гриву разноцветными прищепками, обнимать, проявлять самые разные, подчас очень сильные, эмоции.

      На лыжах — за лошадью

      В 2017 году центр получил свой первый президентский грант — на развитие адаптивного конного скиджоринга.

      — Вообще-то скиджоринг — это экстремальный вид спорта, буксировка лыжника лошадью. Использовать его для реабилитации мы начали почти случайно, — говорит Ирина. — Однажды мы, взрослые, решили попробовать этот вид спорта, забавы ради. А когда попробовали — поняли, насколько задействованы при езде все мышцы, какой это сильный эмоциональный заряд. Тебе нужно удерживать равновесие, чувствовать тело, а снег летит тебе в лицо — это и очень непросто, и настоящая радость. Несколько активных родителей согласились попробовать — вначале сами, а потом и с детьми.

      Занятия по скиджорингу теперь проходят в центре каждую зиму Фото: центр «Добрая лошадка»

      В центре разработали специальные безопасные крепления для лыжника, начали экспериментировать с трассой и заданиями.

      — Родители отмечают, что у детей укрепилась спина, руки, кто-то начал лучше стоять. У одной девочки с ДЦП была постоянно зажата одна рука. Но как только она взялась за крепления — рука сама вытянулась, — рассказывает Ирина Морданева. — Мальчик с аутизмом на каждом занятии ходил за лошадью — хотя нужно было просто расслабиться и скользить за ней. Мы с мамой никак не могли уговорить его ехать правильно. Он упорно ходил за лошадью — и в итоге настолько укрепил мышцы ног, что занял на обычной городской лыжне третье место!

      В центре ждут не только особенных детей: регулярно приезжают подопечные геронтологических центров и психо-неврологического интерната. Для них важно само общение с лошадьми, возможность прикоснуться к большому, умному и доброму существу.

      А благодаря ребятам из детских домов скиджоринг в Челябинске быстро зарекомендовал себя как отличное развлечение, эмоциональная перезагрузка. Например, выяснилось, что если за лошадью ехать вдвоем — будет гораздо веселее!

      — Я рассказала о нашем опыте на нескольких конференциях и очень многих иппотерапевтов из разных городов это заинтересовало, особенно в Сибири , — говорит Ирина. — С нами пообщались даже коллеги из Израиля — у них, правда, нет снега, но есть море. И они решили — почему бы не попробовать аналогичную вещь на надувных бананах?

      Каждые год регулярные занятия иппотерапией посещают более 600 человек Фото: центр «Добрая лошадка»

      “Наши звездочки”

      Второй президентский грант, полученный центром, помог построить крытый манеж. Вместе с ним появилась возможность приходить на занятия в любую погоду.

      — Когда ребенок занимается постоянно, у него накапливается опыт, результат. Особенно важно это для ребят с ДЦП. Лошадь для них выступает как отличный массажист, очень хорошо снимает спастику мышц, помогает укрепить спину и начать правильно двигаться. А если занятия прерываются — начинается откат назад, — говорит Ирина Морданева. — Под каждого ребенка мы подбирали лошадь, специалиста, программу. За успехами следила терапевт-методист, которая тщательно изучала медкнижки, анализы, отслеживала результаты после каждого курса. У нас был мальчик с аутизмом, которому очень нравилось ездить на лошади, но по дороге домой у него начинался необоснованный выплеск агрессии. Так продолжалось первые пять раз. Мама призналась, что если бы занятия были платные — они бы не выдержали. А так решили дать шанс, попробовать. И мальчик начал успокаиваться, истерики прекратились. Вначале он не произносил ни слова, к концу первого курса заговорил, а к концу третьего — у него начали появляться связанные предложения. Мы не говорим, что лошадь — это волшебное средство: параллельно у них шла работа с дефектологом. Но именно лошадь дала эмоциональный толчок, стимул.

      На средства президентского гранта был построен крытый манеж Фото: центр «Добрая лошадка»

      Возможность проводить тренировки круглый год пригодилась и тем детям, для которых занятия в конном клубе уже давно — не просто элемент реабилитации и бесконечных процедур. Лошади стали для них важной частью жизни. Верными друзьями, с которыми не страшно идти к цели. “Наши звездочки” — говорит про них Ирина Морданева. В спортивную команду центра входят ребята с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с ментальными особенностями. В этом году трое спортсменов из Челябинска привезли с Всероссийской спартакиады Специальной олимпиады по конному спорту пять медалей: три “золота”, “серебро” и “бронзу”. А воспитанница центра Ульяна Никифорова приняла участие в городском соревновании наряду с “обычными детьми”, в общем зачете.

      Сейчас в центре начинается новый проект: к тренировкам для детей решили добавить специальные занятия с их мамами, сестрами, братьями…

      — Часто бывает, что на занятие приезжает не только особенный ребенок, но и его “обычный” брат или сестра — и им тоже хочется на лошадь. На коней у нас садятся и мамы, и даже бабушки с дедушками — чтобы поддержать ребят, — говорит Ирина. — С родными мы проводим эмоциональную реабилитацию: можем выехать в осенний лес, послушать природу, успокоится. Это дает мамам возможность хотя бы на время забыть о постоянной гонке, в которой они живут. Мы предлагаем пообщаться с лошадью, поухаживать за ней. Такая практика называется называется ипповенция и помогает эмоционально разгрузить маму особенного ребенка.

      Благодаря президентскому гранту верхом поехали и мамы, и бабушки Фото: центр «Добрая лошадка»

      admin