Как запрячь коня в сани

Сани – это самый древний вид транспорта, ведь полозья были изобретены куда раньше, чем колеса. И кто, как не русский человек, согласится с этим утверждением. Сегодня до сих пор невозможно представить русскую зиму без сугробов, морозов и веселого бубенчика. Однако, что представляют собой сани для лошади в современном мире и что изменилось с прошлых веков, предлагаем узнать прямо сейчас.

Особенности транспортного средства

Катание на санях – это традиционная русская национальная забава. И тут всегда вспоминаются слова Николая Васильевича Гоголя: «Какой русский не любит быстрой езды?». Но какая же быстрая езда в телеге? Конечно же, великий писатель имел в виду сани. Они и сегодня состоят из полозьев, так называемого кузова и оглоблей. Более подробно рассмотреть их вы можете на фото.

Найденные детали самых древних саней относятся ко второму тысячелетию до нашей эры. На них ездили и в южных странах, и в северных. А для детей, пожалуй, нет и не было лучшей забавы, чем прокатиться по мягким сугробам. В русских деревнях в хозяйстве крестьян сани были незаменимы. На них и ездили, и дрова из лесу возили, и сено скотине доставляли.

Но не был чужд этот вид транспорта и для важных персон. Кроме того, сани всегда считались более престижным видом транспорта, по сравнению с телегой. И как ни странно звучит, но в них не стеснялись князья или богатые купцы прокатиться даже летом по траве. Это и удобнее, и безопаснее, ведь можно быть всегда уверенным, что не отпадет и не сломается колесо. Вот почему такие процессии, как венчание или выезд царя не обходились без этого транспорта.

Сакральное значение

Популярность саней на Руси можно объяснить не только удобством передвижения, но и особым сакральным смыслом этого вида транспорта. Они символизировали средство связи между земным и потусторонним миром. Недаром многие народы, уже имея колесную повозку, по обычаю использовали сани в похоронных обрядах. По народным поверьям на Руси, изначально люди круглый год ездили исключительно на санях. А колеса и возы, как говорят, были придуманы нечистыми.

Первые сани гениально просты. Кто-то когда-то привязал две жерди к лошади, а сзади положил груз. Таким образом, появился самый первый вид этого транспорта – волокуши. Они и являются первым прототипом всех санок. Сначала их удлинили, затем появились борта, а затем оглобли и дуга. Смотрите фото.

Сегодня существует несколько видов саней: европейские охотничьи, русские беговые, городские, розвальни и современные для спортивной езды на тройках.

  • Розвальни. Этот вид саней раньше был во дворе у каждого крестьянина. Они считались не столько ездовым, сколько рабочим видом транспорта, так как позволяли перевозить большие грузы. Они одновременно достаточно массивные и легкие, а их полозья изготовлялись из дерева. Именно на таких санях ехала боярыня Морозова из известной картины Василия Сурикова.
  • Городские. Эти санки компактные и рассчитаны под одного, максимум два человека. Они имеют узкий полоз и обязательно подреза. Это железные специальные полосы, которые крепились на деревянные полозья для уменьшения раската. Такие санки были своеобразным частным транспортом.
  • Европейские охотничьи. Они отличаются от русских тем, что имеют тормоза. Представляют собой специальные зажимы, которые крепятся на внешнюю сторону полоза.
  • Русские беговые. Такие сани имеют только низкую спинку. Это предназначено для того, чтобы человек, одетый в теплую одежду, мог спокойно вылезти из них, не зацепившись.
  • Учимся запрягать лошадь

    Русская упряжь для саней очень рациональная, в ней нет ни одной лишней детали. Более того, она прекрасно подходит для езды по бездорожью или в снежных заносах. Прежде, чем запрячь коней, нужно, конечно же, разобраться с упряжью. В принципе, она мало чем отличается от той, которая применяется для телеги. Здесь присутствуют все те же детали и все те же комплектующие. Подробнее смотрите на фото-схеме.

    Упряжь: 1-шлея; 2-чересседельник; 3-седелка; 4-хомут; 5-дуга; 6-уздечка; 7-супонь; 8-вожжи; 9-оглобля.

    Здравствуйте всем! пожалуйста проконсультируйте!
    Мы купили лошадь а запрягать не умеем в телегу, пожалуйста поочередно как и что должно стоять(седелка гужа и т.д) короче вся упряжь
    заранее всем спасибо!

    здравствуйте ! ну по этой теме много литературы ! а так для села работы то вот как это будет выглядеть .подогнать правильно сможете хомут ? что нужно _ узда хомут с гужами седелка пара поперечники как их правильно называют подбрюшник и черезседельник вожжи . поперешники петлей надеваются на левую оглоблю по ходу лошади , одеваем хомут седелку и соответственно уздечку на лошадь . второй шаг заводим коня в оглобли левая оглобля ложется на гуж в петлю вставляется конец дуги обычно тот что толще и дуга закидывается через шею второй гуж обхватывает оглоблю сверху и петлей на конец дуги . затягиваем супонь при этом гужи должны быть отрегулированы одинаковой длинны и при стянутых клещах и завязанной супони при ударе ладонью по дуге она не должна мотаться . следующий шаг чересседельник подтягиваем так чтоб между хомутом и верхней частью шеи проходило два три пальца и чтоб хомут не давил на горло при движении подбрюшником просто все это стягиваем расстояние от конца оглобель примерно 30 сантимов . я когда запрягаю лошадь чуть вперед двигаю вернее она уже сама по превычке как только я начинаю подтягивать чересседельник делает один шаг вперед это нужно для того чтоб все было ровно и аккуратно . бывает так что когда запрягаешь лошадь и когда она трогается оказывается что поперечники прослаблены и весь запряг при движении рысью прыгает . вожжи поверх чересседельника между дугой и хомутом поверх гужа . фото скинуть не получается вы запрягите скиньте я подкорректирую что и как

    да конец супони также как и концы поперечников вязать желательно нужно так чтоб при необходимости можно было развязать одним рывком я правда так вяжу только супонь

    да конец супони также как и концы поперечников вязать желательно нужно так чтоб при необходимости можно было развязать одним рывком я правда так вяжу только супонь

    я очень много прочитала в нети,без подбрюшника можно запрячь или нет?
    и еще черезседельника тоже нет можно ли использовать обычный собачий поводок? запрягать хочу в субботу часов в 11 по новосибу вы будете в онлайн?

    при движении рысью без подбрюшника весь запряг будет прыгать набъете лошадке шею холку плечи ! поводок !? да соответственной длинны ! новосиб у нас 2часа вперед по москве?пишите я здесь . я общаюсь с екатериной?

    и при движении под гору поперечники сдерживают повозку тобиш нагрузка через них при отсутствии шлеи

    Давайте с начало. телегу и упряж я купила отдельно б у, в упряж входит седелка, хамут с гужами и прилажена шлея, а вот подбрюшника нет и черезседельник отсутствует,но я посмотрела в инет магазите черезседельник как он выглядит и подумала что поводок подойдет, у меня поводки по метражу разные от 0,5м до 20м так как я их использую и для телят(так же как и ошейники)

    я сейчас не пойду мерять а утром напишу какой длинны должны быть поперечники . можно цельные по середке петля со шлеей ни когда не ездил ! хомут одевайте кверху клещами со шлеей после по завалу гривы проворачивайте и шлею распровляйте

    у вас ни одного лошадника по близости . в личку смотрели ?

    Спасибо за вашу консультацию !в субботу утром включусь ,а завтра попробую выложить фото своей упряжи.

    да не зачто .рад помочь. . по собаке спрашивайте что интересует

    а если в плуг запрягать лошадь то дуга обязательна?

    если плуг постромками оснащен что впрочем и должно быть то дуга не нужна а с оглоблями то нужна хотя .

    В плуг с оглоблями

    Подбрюшник не обязателен. если телега о четырёх колёсах или сани. а вот в двуколку подбрюшник обязательно.

    сани телега двуколка подбрюшник ОБЯЗАТЕЛЕН в любом из случаев . конкретно плуг идет с постромками но иногда бывает типа сохи с оглоблями но и тогда дуга не обязательна а вот черезседельник регулирует глубину вспашки вот как то так но учитывая то что в каждом регионе своя манера запряга ни чего существенного сказать не могу не зная что за плуг вы имеете ввиду

    Скиньте фото с ним так сказать нагляднее заранее спасибо

    Элементы оглобельно — дуговой запряжки:

    1. Уздечка с поводом

    Служит для управления лошадью.
    Изменяя длину суголовного и нащечных ремней, уздечку подгоняют к голове лошади так, чтобы удила слегка приподнимали уголки рта на 1-2 складки. Налобный и переносной ремни должны лежать достаточно свободно, чтобы под них можно было просунуть 1-2 пальца. Между ганашами и подбородным ремнем должен свободно проходить кулак.
    Если хозяин не желает использовать удила, он оставляет удила под подбородком, управление происходит за счет давления переносного ремня на носовые кости лошади.

    2. Хомут

    Служит для передачи повозке тяглового усилия лошади (85-88%). Размер хомута определяют по длине и ширине шеи лошади. Длину измеряют жестким метром. Для этого его накладывают вдоль основания шеи и измеряют расстояние от гребня у начала холки до плечелопаточного сочленения. К полученной цифре прибавляют для возового хомута 6 см, для легкового и пахотного — 3 см. Правильно подогнанный хомут внутри опирается на гребень шеи у начала холки, по бокам лежит на мускулатуре, расположенной спереди оси лопатки; в нижней части лопатки (на плечелопаточном сочленении) хомутина находится над соколком, у основания шеи.
    Приблизительно в одетом виде — ладонь ребром должна проходить от хомутины (внутренняя часть хомута) до верхней части плечелопаточного бугра.

    3. Седелка

    Служит для закрепления и поддержки посредством чересседельника всей запряжки и передачи тяглового усилия на спину лошади (12-15%).
    Седелка бывает горбатая (для лошадей с высокой холкой) и лежачая (для лошадей хорошо упитанных, с низкой холкой)

    4. Подпруга

    Предназначена для удержания седелки на спине лошади. Тесмяная подпруга имеет кожаную нашивку с отверстиями для продевания подбрюшника.

    5. Шлея

    Служит для удержания хомута на месте при спуске лошади с горы, резком торможении, осаживании.
    Шлея подгоняется таким образом, чтобы между седалищными буграми и ободочным ремнем проходила ладонь. Мелкая шлея при движении сваливается в сторону, что ведет к потертостям у корня хвоста. Слишком же глубокая шлея очень низко опускается на бедра, затрудняет движение лошади при сдерживании воза и натирает кожу.

    6. Чересседельник и Подбрюшник

    Чересседельник, проходящий через седелку, обоими концами закреплен на оглоблях. Поддерживает массу хомута, дуги и оглобель на спине лошади, передает часть тяглового усилия на седелку. Чересседельник и подбрюшник представляют собой два ремня, соединенные кольцом, и одеваются на оглоблю петлей чересседельника.
    Подбрюшник является вторым элементом фиксации оптимального положения запряжки. Это ремень, проходящий под подпругой, обоими концами закреплен на оглоблях. Не допускает резкого колебания оглобель и хомута вверх-вниз. Степень поднятия оглобель чересседельником должна быть такой, чтобы между хомутиной и шеей лошади свободно помещалась ладонь. Более высокое поднятие запряжки будет затруднять дыхание лошади, при малом поднятии запряжка будет болтаться, мешать движению лошади и травмировать ей спину и холку.

    7. Вожжи

    Служат для управления лошадью. Концы вожжей пристегиваются к кольцам удил. Вожжи должны быть прочными и удобными для управления лошадью. Этим качествам отвечают вожжи из прочной мягкой тесьмы с ременными концами и пряжками для пристегивания к кольцам удил. Вожжи с карабинами непрактичны, так как в некоторых ситуациях карабины могут разгибаться.

    8. Дуга

    Скрепляет с помощью гужей хомут с оглоблями повозки и играет роль амортизатора, смягчая толчки от неровностей дороги и рывков при трогании воза с места. Дуга должна быть упругой и прочной. При слабой дуге невозможна правильная запряжка. Вес легковой дуги — 1,5—2 и ломовой — 4—5 кг.
    На дуге имеется кольцо для протяжки повода и два выреза на концах, куда ложатся оглобли.

    Далеко не все имеют свою собственную лошадь. В городской черте таких владельцев практически нет, потому что в мегаполисе от нее нет пользы. А вот в сельской местности работа и досуг вместе с ней будут намного интереснее и продуктивнее. Не трудно догадаться, что в один прекрасный момент вам придется запрягать лошадь в сани или телегу. Если опыта подобных действий у вас еще нет, то могут возникнуть трудности. А для того чтобы досконально запомнить очередность выполнения операций, необходимо проделать это много раз. Чтобы сориентировать новичков ниже будут приведены практические рекомендации и способы запрячь коня.

    Владелец лошади должен запомнить все этапы запряжки

    Из чего состоит упряжь

    Еще до того как вы подойдете к лошади, стоит разобрать, из чего состоит упряжь. А без нее не удастся осуществить задуманную операцию. Любая упряжь состоит из следующих главных частей:

  • Узда – основная составляющая сбруи, которая необходима для того, чтобы управлять конем. Она состоит из удила и его кольца, ремня на затылке, двух ремней на щеках, по одному ремню на подбородке и лбу.
  • Хомут – еще один компонент, который служит для передачи тяги от лошади к телеге. В своем составе имеет клещи, гужи, хомутину, покрышку, войлочную подкладку, горт и кольцо. Чтобы хомут не сдавливал шею, его делают свободным.
  • Седелка – особое приспособление в сбруе, закрепляющее и поддерживающее запряжку. Способно увеличить тягу коня на 15%.
  • Подпруга – устройство, помогающее удержать седелку на лошади.
  • Шлея входит в число основных компонентов. Она держит хомут и не позволяет ему сползать при ускорении и торможении. Представляет собой ремни, регулирующие и удерживающие лошадь в упряжи.
  • Чересседельник – еще один ремешок, проходящий внутри седелки и крепящийся к оглобле. Его функция заключается в удержании хомута, оглобли и дуги на спине коня, а также в осуществлении передачи тяги к упряжи.
  • Подбрюшник идет ниже подпруги и крепится на оглобле. По сути, является еще одним ремнем.
  • Вожжи необходимы для управления движением коня. Те, кого интересуют способы, с помощью которых можно запрягать лошадь, про них точно знают.
  • Дуга – завершающий элемент, но играющий не последнюю роль. Выполняет соединительную функцию между хомутом и оглоблей посредством гужей. Это своеобразный амортизатор, смягчающий рывки и удары телеги, что благоприятно сказывается на коне.
  • С составом сбруи разобрались, переходим непосредственно к действиям, показывающим, как запрячь лошадь. Описан этот процесс будет на примере русской одноконной дуговой упряжи.

    Лошадь в одноконной русской упряжи

    Этапы запряжки

    Чтобы правильно научится запрягать животное, необходимо:

  • Первым делом следует осмотреть и почистить животное. Визуально и механически проконтролировать целостность всех элементов упряжи. Убедиться, что нет заметных разрывов, потертостей и других слабых мест. В случае, когда гужи разной длины, их следует сделать равными. Иначе сбруя будет кривой, что помешает нормальному движению телеги.
  • Когда все приготовления завершены, приносят все составляющие сбруи.
  • Возьмите подбрюшник и чересседельник, которые соединены с единым кольцом. Пропустив ремешки через него, получится петелька. Ее следует надеть на оглоблю.
  • На коня надевают хомут, узду и седелку. Последнюю кладут так, чтобы она лежала на нижнем участке холки. Удачное место нужно еще найти. На спине будет низко, а на холке – высоко. Надевать хомут необходимо только в положении клещами вверх. После этого его опускают на шею и переворачивают. При необходимости, его поправляют, чтобы он хорошо лежал на шее у коня.
  • Шлею нужно положить на холку и приступать к ее расправлению. Ремешки соединяют с пряжками. Затягивать ремни стоит до тех пор, пока между ними и седалищными буграми проходит ладонь.
  • Коня заводят в оглоблю. Существуют разные способы этого действия. Первый заключается в том, чтобы лошадь перешагнула через жердь оглобли. Второй состоит в заводе лошади задним ходом. А третий предполагает накатывание оглобли на стоящего коня. Последним вариантом хорошо пользоваться в случае с пугливыми и молодыми животными.
  • Берите дугу и вставайте перед конем, смотря на него. Прислоните ее к правой конечности лошади, а левой рукой путем перекручивания подгоните гуж под нужную длину.
  • Гуж поставить рядом с краем оглобли. Возьмите дугу и вставьте ее левый край в петлю гужа, а второй переложите через оглоблю. Она должна очутиться в вырезе дуги, а та — на шее у коня.
  • Подойдите к оставшейся оглобле и поверните дугу выемкой к ней. Гуж накладывается на оглоблю, а петля на дугу.
  • Хомут затяните, супонь обмотайте вокруг клещей. Они сомкнулись и нужно следить, чтобы оглобли и дуга были под углом 90 градусов друг к другу.
  • Конь привязывается к левой оглобле. Хомут вставляется после того, как животное подтягивается назад на один шаг.
  • Потом приступите к голове коня. Повод накидывается на шею, темляк прикрепляется к гуже так, чтобы животное могло поднять голову. Ремни кидаются через оглобли, чтобы не болтались.
  • Последним шагом будет крепление вожжей к удило. Желательно одну из них пустить под, а другую над гужом.
  • Лошадь в русской одноконной упряжи, запряженная в сани

    Виды запряжки

    Сегодня на практике применяются три вида упряжи: одноконная, пароконная и многооконная. В Европе последнюю подразделяют на четверку, шестерку и восьмерку. Упряжь может быть представлена в следующих вариантах: дуговая, бездуговая, выездная и транспортная. Постромочно-дышловая упряжка применяется в работе с двумя животными. Иногда это единственный способ выполнить поставленную задачу на селе. Но для этого случая телега должна иметь дышло. Это одна оглобля, крепящаяся посередине.

    Есть еще постромочная запряжка, имеющая более широкий спектр применения. К ней можно прицепить и экипаж, и плуг.

    Запряженная в телегу лошадь существенно расширяет свои возможности в качестве работника сельского хозяйства. Однако запрячь коня – задача не из простых, и справиться с ней сразу сможет далеко не каждый человек. Нужны тренировки. От качества выполнения упряжки зависит безопасность езды и здоровье лошади.

    В XXI веке вопрос упряжки лошади в сани звучит всё реже, хотя каких-то сто лет назад каждый русский человек видел, как перекладывают лошадей на почтовой станции, запрягают домашнего Бурушку для работы в поле или для вывоза навоза.

    В век урбанизации технические средства практически вытеснили необходимость использовать лошадей в качестве перевозчика, сельскохозяйственного рабочего и верховых на пастбищах. Сегодня увидеть лошадь в большом городе ? диковинка, поэтому прохожие нередко вооружаются мобильными телефонами, чтобы потом удивить друзей. Прокатиться зимой в санях под стук копыт ? оригинальная забава, хотя в некоторых регионах такой вид передвижения остаётся насущной необходимостью.

    Эволюция упряжи

    Езда на лошадях приобрела максимальную популярность в момент появления в упряжи хомута. Большим прорывом в совершенствовании конской упряжи стал отказ от ошейника, который нещадно сдавливал горло лошади пропорционально её тяговым усилиям. Подпресье, или нагрудный ремень, пришли в Европу из Центральной Азии в VIII веке. Такое приспособление также было неэффективным для сельскохозяйственных работ и грузоперевозок. Только в XIII веке в России стали повсеместно использовать хомут, приспособление, устранившее все физические ограничения в работе коня. Сейчас хомут является основным элементом упряжи, позволяющим распределять нагрузку между плечами и задней частью корпуса лошади, обеспечивая максимальную эффективность.

    Лошадиные золотые времена

    Если раньше лошадь была и на войне, и в поле, то сейчас это друг и компаньон. В сравнении с бумом коневодства в Советском Союзе, сейчас конюшен в России сравнительно немного и почти все они частные. Редко увидишь коня на пастбище, уж тем более вольный табунный выпас. Экономическая выгода от покупки лошади не всегда оправдана, особенно в сравнении с приобретением специальной техники.

    Где содержатся лошади

    На отечественных просторах лошади в основном участвуют в организации правопорядка, в бегах, скачках и организации активного отдыха. Покататься на лошади сегодня может любой желающий. Активно развивается конный туризм, открываются оздоровительные базы с ипподромами, конноспортивные комплексы. Можно арендовать лошадь с денником, можно просто обучиться верховой езде и даже в пределах города, а можно запрячь лошадь в сани и с удовольствием прокатиться. Самый романтический и увлекательный вид активного отдыха в зимнюю пору!

    Кого запрячь в сани

    Будь то необходимость в условиях заснеженных проселочных дорог или развлечение, важно иметь представление о том, как запрягать лошадь. Лошади упряжной породы ? крепкие, выносливые, коренастые. Они сильные и невысокого роста. Самыми популярными породами являются Белорусская, Латвийская, Торийская. Одной из самых старых легкоупряжных пород, выведенных в России, является Орловская рысистая. Эта порода не имеет аналогов в мире, отличается большой способностью к адаптации, энергичностью и резвой рысью. Отечественная молодая порода, выведенная в ХХ веке, ? Русская рысистая. Это самая многочисленная и доступная порода в России.

    Приучаем лошадь к упряжи

    Впервые запрягать лошадь в сани или телегу специалисты советуют с полутора лет. Проще воспитывать для упряжной работы кобылу, они более покладисты и быстрее обучаются. Для участия в процессе обучения желательно как минимум два человека, включая специалиста. Хотя можно справиться и в одиночку. Для начала лучше использовать удила с резиновым трензелем. Новые предметы снаряжения следует надевать без спешки, исключая стрессовые переживания животного.

    Сначала следует приучить лошадь к упряжи. Когда лошадь перестанет проявлять беспокойство, пристегните к трензелям на удилах длинные вожжи и старайтесь ходить позади лошади, подавая голосовые и тактильные команды. Например, произнесите команду ?стой? и аккуратно натяните вожжи. Таким же образом обучайте входить в повороты. Переходите к тренировкам, в которых лошадь будет обходить вас по кругу. Задержитесь на этом этапе обучения до тех пор, пока команды не будут выполняться незамедлительно.

    Познакомьте лошадь с санями. Дайте возможность их обойти и понюхать. Покажите сани в движении, чтобы звук не был новым к моменту первых шагов. Не садитесь в сани до тех пор, пока лошадь не научится их возить без страха. Сопровождайте её пешком, держась за узду. На этом этапе вам может понадобиться помощник. После всех успешно пройденных этапов обучения, начинайте управлять лошадью из саней. Не спешите, будьте терпеливы и внимательны.

    Закладываем лошадку

    Рассмотрим схему упряжи на примере одиночной дуговой ?русской?.

  • Начинаем с тщательного осмотра лошади и снаряжения. Обратите внимание на подковы и общее состояние лошади. Сбруя и сани должны быть ровными, для избегания перекосов.
  • Регулируем длину гужей на хомуте. Оптимальная длина позволяет свести клещи хомута и прикрепить дугу к оглоблям.
  • Надеваем узду. В рот лошади вставляются удила, и вся конструкция застёгивается с помощью ремня под нижней челюстью лошади. Удила необходимо согреть, чтобы ледяной металл не прилип и не повредил ротовую полость.
  • Надеваем седёлку и пристёгиваем к ней подпругу. Надевайте седёлку начиная с головы.
  • Набрасываем хомут. Разворачиваем его клещами вверх. Когда голова прошла, разворачиваем хомут клещами вниз.
  • Надеваем шлею. Расправляем продольный и поперечные ремни по спине лошади, затем расправляем на крупе лошади откосный ремень и обводим через задние ноги ободовый ремень.
  • Следующий этап упряжи будет производиться на улице.

  • Надеваем чересседельник и подбрюшник. Начинать нужно с левой стороны, прикрепив их к оглобле. Соблюдайте промежуток от конца оглобли приблизительно 50 см.
  • В гуж хомута с этой же стороны вкладывается оглобля. Сюда же вкладывается дуга, и всё это перебрасывается на другую сторону, аркой огибая шею.
  • Скрепляем правую оглоблю с дугой и обхватываем конец дуги гужом.
  • Проверяем симметричность дуги. Замеряем для этого расстояние от места крепления дуги до конца оглобли.
  • Стягиваем супонью концы хомута под мордой. Супонь обматывают вокруг клещей, чтобы они плотно прилегли друг к другу. Конец супони заводят между клещами.
  • Проверяем надёжность дуги. При правильной установке, дуга будет крепко держаться на оглоблях, и оставаться неподвижной даже при сильных толчках. Если потребуется, нужно укоротить длину гужей.
  • Надеваем чересседельник, продевая его в кольца седёлки. Далее обматываем им одну оглоблю.
  • Надеваем подбрюшник. Пропускаем его через шлёвки подпруги и туго приматываем к оглобле.
  • Перекидываем повод на противоположный бок и продеваем его в дуговое кольцо. Повод должен быть свободным и не мешать животному двигать головой.
  • Ведём вожжи и пристёгиваем их к кольцам удил. Место возчика с правой стороны.
  • Необходимо помнить, что все действия в момент запряжки не должны пугать животное. Следует проявлять некоторую твёрдость, но при этом ласково подбадривать животное.

    Распряжка осуществляется в обратном порядке.

    Лошадь не машина. Помимо рабочих качеств и масти у неё есть характер, настроение, социальный статус в лошадином сообществе. Поэтому собрать из трёх случайно попавшихся коней «пламенный мотор» и тут же промчаться, поднимая морозную пыль лёгкими санками, не получится. Даже если каждое из благородных животных в отдельности умеет ходить в упряжке, что в ХХI веке скорее исключение, чем правило, то совсем не факт, что они захотят работать вместе. Скорее всего, вместо того, чтобы ладно бежать вперёд, они начнут кусать, лягать и пихать друг друга, выясняя, кто лидер. Воспитание понятливой, послушной и быстрой тройки — занятие увлекательное, благодарное, но сложное и совсем не быстрое. А так как работы для троек в наши дни мало и к тому же она в основном сезонная, это сказывается на количестве и качестве лошадиных коллективов.

    Отыскать хорошо съезженную тройку оказалось непростой задачей. Но в конце концов таковая нашлась в подмосковной деревне с «поэтичным» названием Грязь, в каретной мастерской Михаила Казёнкина. Здесь строят и ремонтируют экипажи для всей России. А кроме того, держат конюшню с упряжными лошадьми. И среди них две великолепно скатанные тройки: серой масти спортивная на пенсии и рабочая соловая в самом расцвете сил. Для тестов мы выбрали именно её. Знакомьтесь: коренник Апельсин, левый пристяжной Салют, правый — Балет.

    Троек такой масти в мире нет. К тому же, в отличие от спортивных лошадей, которые даже в почтенном возрасте (за 20 лет!) всё время рвутся бежать вперёд на результат, рабочие ведут себя спокойнее во время «медленных» этапов фотосессии и лучше позируют. При этом они в отличной физической форме и развивают приличную скорость, в чём мы вскоре убедились.

    Любой гужевой транспорт состоит из двух частей: одушевлённого «двигателя» и неодушевлённого салона, которые связаны между собой кожано-деревянной «трансмиссией». Зимой с салоном всё просто: по снегу — только сани, причём «легковые». В дровни тройку запрягать не принято. В нашем распоряжении — семиместные металлические сани. В современной жизни они намного практичнее, прочнее, долговечнее, проще в обслуживании и хранении, чем традиционные деревянные. По устройству эти сани исключительно просты: два полоза, рама из уголков, дощатый пол, три ряда мягких сидений и металлические листы внешней обшивки. Самое главное — «сцепные устройства» (или это уже «трансмиссия»?): оглобли для коренника, прикреплённые простейшим шарнирным соединением к раме саней по бокам в их передней части, и силовые поворотные кронштейны на передних стойках — для пристяжных. Традиционно вместо последних использовалось простое «неразрезное» бревно, жёстко прикреплённое к передку саней. Но позже конструкцию усовершенствовали, сделав её полностью травмобезопасной для лошади. Проще говоря, в нашем случае, если пристяжная начинает отставать, кронштейн просто складывается, а не бьёт её сзади по ногам.

    Запряжка тройки — довольно сложная наука. Недаром возникла пословица, что русские долго запрягают, но быстро едут. Впрочем, хорошо подготовленный возница запрягает послушную тройку за три-четыре минуты, если, разумеется, не надо подгонять упряжь. При этом распрячь и освободить коней, если вдруг сани застряли или ещё что-то пошло не так, можно вообще в считаные секунды.

    В отличие от автомобиля конвейерной сборки в конской упряжи почти всё индивидуально: так, хомут у каждой лошади — свой, сделанный специально для неё точно по мерке. Другой будет натирать. Длина оглобель тоже индивидуальна, но её можно регулировать положением гужей. Для наилучшей передачи тяги и опять же, чтобы упряжь не натирала, угол между хомутом и оглоблями должен быть 90 градусов. Оптимальный наклон оглобель к горизонту равен 13 градусам. Он обусловлен лошадиной анатомией. Поэтому длина оглобель зависит от роста коня. И длина всех ремней тоже в каждом случае своя. В общем, регулировать и подгонять при первой запряжке приходится много.

    Традиционно все части русской упряжи крепились друг к другу на узлах. В наше время с узлами возиться приходится меньше: почти всё застёгивается и регулируется пряжками. Но пряжка — это европейское изобретение. Сложное и дорогое в изготовлении кустарным способом. К тому же пряжки и дырки не лучшим образом влияют на долговечность ремней, хотя запрягать с ними удобнее и быстрее. Впрочем, в наше время перевешивает все остальные именно последний аргумент. Поэтому даже традиционную русскую упряжь делают с пряжками. Но не всю. Супонь, которой затягивается хомут, и гужи, соединяющие хомут и оглобли, как и столетия назад, продолжают завязывать и регулировать только узлами.

    «Русская ямская троечная сбруя считается самой красивой среди остальных видов упряжи. В ней воплотилось накопленное веками искусство русских шорников… В этой упряжи воплотилась целая эпоха, когда не было железных дорог», — гласит книга «Шорное производство», изданная в 1928 году. При этом, если не считать праздничных украшений, специально используемых в троечной упряжи по особым случаям, в ней нет ничего лишнего. В её основе — традиционная русская одиночная дуговая хомутовая запряжка, к которой по сторонам добавлены пристяжки, и все три лошади оказываются выстроены в шеренгу.

    Гнутая из цельного куска дерева дуга — элемент сбруи, нигде, кроме России, не используемый. Она может показаться декоративной вещью, однако на самом деле служит демпфером, принимающим на себя толчки и удары ухабистой дороги по саням или экипажу и изолирующим от них коня. К ней же обычно привязываются колокольчики и в некоторых случаях — поводки, идущие к уздечке, не позволяющие кореннику низко опускать голову. Дуга привязывается к оглоблям гужами, другие концы которых крепятся к хомуту. Именно к нему лошадь прикладывает всю свою лошадиную силу, и от него она передаётся дальше на оглобли и «прицеп». Кроме того, к хомуту привязывается шлея — ремень, огибающий всё тело лошади вдоль и выполняющий роль тормоза. Именно в него упирается задняя часть коня при остановке либо спуске с горы. И на него в это время передаётся вес саней или повозки. Чтобы шлея не спадала вниз, её поддерживают ремни, переброшенные через спину лошади. Оглобли тоже поддерживаются специальным широким ремнём — чересседельником, переброшенным через седелку — подобие седла на спине, — закреплённую подпругой.

    Сбруя пристяжных лошадей имеет в целом то же назначение и устройство, но несколько отличается в деталях. Так, роль деревянных оглобель здесь выполняют ремённые постромки, оканчивающиеся специальным брусом, именуемым «валёк», который в середине шарнирно закреплён на том самом кронштейне саней, о котором уже говорилось выше. Валёк по своему назначению подобен межколёсному дифференциалу. С его помощью уравнивается тяга, развиваемая левыми и правыми конечностями пристяжного коня. В старину на всех трёх лошадей надевали хомуты. Но с течением времени у пристяжных их всё чаще стали заменять кожаной шоркой. Именно так устроена упряжь и в нашем случае.

    «Кинематика» рулевого управления тройки проста и сложна одновременно. Коренник, как и при одиночной запряжке, «рулится» обычными вожжами, прикреплёнными к уздечке. У пристяжных иначе. Внутренняя вожжа у них укорочена и привязана к дуге коренника на таком расстоянии, чтобы пристяжному было удобно бежать, но не слишком далеко от коренника. Этот ремень называется чембур. А внешняя вожжа — привозжек — тянется в руки к вознице. Таким образом, у него оказываются четыре повода: два — от коренника и по одному — от каждой пристяжной. Держать в кулаках их надо так, чтобы каждый повод выходил в свою сторону, при этом вожжи коренника — к большому пальцу, а пристяжных — к мизинцу.

    Основной «руль» — коренник. Именно его направляют вожжами в нужном направлении. Пристяжные должны лишь не мешать ему и поворачивать вместе с ним, поддерживая общую скорость. Для этого внешнего, по отношению к радиусу, поворота коня распускают, а для внутреннего — придерживают. Обратным образом поступают, если пристяжные тянут неравномерно, нарушая тем самым прямолинейное движение всей тройки. В общем, в данном случае роль «межконного» дифференциала вместе с механизмом его блокировки играет сам ямщик. Именно он, ослабляя и натягивая вожжи пристяжных, распределяет между ними нагрузку и следит, чтобы она была равномерной. Это делает управление тройкой наиболее сложным среди других запряжек: в большинстве остальных вариантов «дифференциал» работает всегда в автоматическом режиме. Но зато скорости, выносливости и проходимости тройке не занимать! В старину хорошо выезженные тройки на знакомом маршруте умели вообще работать в режиме автопилота, и ямщик мог даже ехать, бросив вожжи. Лошади справлялись со своим управлением сами. К тому же вожжи далеко не единственный орган управления. Кони могут прекрасно реагировать на голосовые команды.

    Скорость и проходимость

    В стародавние времена земная поверхность была куда более приспособлена для передвижения на четвероногом транспорте. Сейчас же, чтобы выехать с каретного двора в чисто поле, нам пришлось пересечь асфальтовое шоссе и затем долго тащиться по обочине, собрав лошадей плечом к плечу и прижимаясь вправо, чтобы не мешать попутным машинам. Развернулись во всю ширь наши кони, лишь когда мы свернули с асфальта на заснеженный грейдер.

    И уж помчались так помчались! Кони застоялись — и сейчас красиво неслись во всю свою мощь, уверенно поддерживая скорость порядка 40 км/ч.

    Чуть притормозив лошадей, кучер натянул правые вожжи — и тройка легко ушла с чищеной дороги в поле. Лошади перепрыгнули заметённый снегом кювет и почти без напряжения перетащили через него сани. А затем, взметая копытами вихри снега, размашисто помчались по целине. Удивительное дело, но скорость в поле упала совсем ненамного: без видимых усилий тройка мчалась 25—30 км/ч при глубине снега около полуметра. Ради сравнения позже я попытался угнаться за тройкой по снежному полю на подготовленной для бездорожья Toyota Land Cruiser. Но кони легко обходили автомобиль, едва последний начинал цеп-лять снег балками мостов. До изобретения снегохода у запряжённых тройкой саней в снежном поле конкурентов по скорости было немного. Или вовсе не было. Оно и понятно: тройка оптимальна для этих условий. Бегущие в один ряд кони равномерно распределяют между собой нагрузку, при этом они не утыкаются в хвосты бегущих впереди, как при запряжке цугом, и не проваливаются в их следы (и то и другое снижает скорость бега). Быстрее только четверик россыпью, который запрягали в тачанку.

    Благодаря ровному плоскому днищу сани в снежной целине обеспечивают минимальное удельное давление на поверхность: в снег углубляются только их полозья и не очень сильно «якорят» коней. Но это ещё не все секреты проходимости. На крайний случай у ямщика в запасе есть «пониженная передача». Если снег чересчур глубок или сани нужно провести через узкое место со сложным рельефом либо через густой частокол леса, возница отпрягает пристяжных и привязывает их в ряд перед коренником. Тогда три коня идут след в след и два передних «пробивают колею» для коренника, который уже тащит сани по проторенной дороге. Медленно, зато эффективно. Как на понижающей передаче на внедорожнике.

    На протяжении нескольких часов мы носились в санях вскачь по заснеженным дорогам и без них, и кони не показывали ни малейших признаков усталости. Впрочем, слово «вскачь» не совсем верное, потому что даже на максимальной скорости Апельсин почти всегда шёл крупной размашистой рысью, и только Салют с Балетом по сторонам от него скакали галопом. Именно так и должна двигаться тройка. Мчащийся галопом коренник — это уже нештатная ситуация, и не всякий возница сумеет с ней справиться. Михаил несколько раз специально выпускал Апельсина в галоп и затем, когда надо, удерживал его прыть. В общем, демонстрировал пилотаж высокого класса. Правда, по его словам, перевернуть современные широкие сани намного сложнее, чем старинные, а потому в нашем случае риск в случае ошибки в «пилотировании на запредельных режимах» был куда ниже, чем у лихих ямщиков прежних времён, демонстрировавших подобным образом свою удаль.

    А что касается усталости… В прошлые времена лошади были выносливее и привычнее к долговременным нагрузкам, чем сейчас, а сани меньше и легче. Поэтому ничего удивительного, что ежедневно почтовая тройка совершенно спокойно делала по 80—100 км на хорошей скорости. А при необходимости проходила и все 200 км практически без отдыха. Тем более, что главным её назначением была доставка срочных, но нетяжёлых грузов или пассажиров на большие расстояния. Именно для этих условий её и придумали.

    Разумеется, я не смог удержаться от того, чтобы не «порулить» экзотическим в наше время транспортом. Как и ожидалось, ни один из многочисленных автомобильных навыков тут мне не пригодился. Работа кучера и водителя различаются, как вожжи и рулевое колесо. Здесь совершенно другие кинематика движений и алгоритм действий. Здесь отсутствует работа ногами, кроме упора в пол и в переднюю стенку саней, зато больше нагрузки на руки. Действия руками кажутся на первый взгляд однообразными и простыми, но они требуют большой точности и чёткого дозирования усилий. К тому же мышцы задействуются совсем иначе, чем за «баранкой». В теории всё понятно, но когда дело переходит к практике…

    Не путаться в четырёх вожжах и их назначении у меня получилось сразу, но правильно регулировать их натяжение, равномерно распределяя нагрузку между лошадьми, оказалось намного сложнее. Особенно трудно давалось одновременное натяжение и ослабление двух разных вожжей, находящихся в одной руке. Это было бы ещё терпимо, но одновременно тот же самый приём, только наоборот, надо было проделывать другой рукой. Вот это дейст-вительно тест на координацию движений! По счастью, выполнять его приходится сравнительно нечасто.

    Впрочем, моторный навык в руках — дело наживное. Постепенно получалось всё лучше, и через полчаса я уже уверенно поворачивал коней туда, куда надо, и даже регулировал их скорость. Всё это время Михаил ненавязчиво поправлял мои ошибки — и постепенно их становилось всё меньше. Вскоре мы все вместе даже смогли несколько раз промчаться в повороте мимо нашего фотографа, обдавая его вихрями снега и совершенно точно зная, что его не заденем. В общем, прогресс был налицо. Но, понятное дело, даже целого дня тренировок недостаточно, чтобы полноценно «вкатиться» и освоить ямщицкое мастерство. К тому же стало понятно, что для виртуозного управления тройкой надо сначала долго тренироваться на одиночной запряжке.

    Покупка лошади подразумевает регулярное ее использование для верховых прогулок, катания на телеге и санях или перевозки грузов, в зависимости от назначения породы. Все это требует умения правильно запрячь коня, чтобы обезопасить животное от травм и сделать работу эффективной. Процесс запряжки имеет свои особенности, и человеку без опыта разобраться с этим совсем не просто. Итак, разберем подробнее, из чего состоит сбруя, какие существуют способы ее крепления и поочередность действий при запряжке.

    Как запрячь коня

    Комплектация упряжи

    Упряжь, как и одежда для человека, должна подбираться индивидуально каждой лошади. Правильно подогнанная сбруя не мешает животному двигаться и не вызывает дискомфорта, а значит, снижается риск возникновения травм. Вся эта амуниция состоит из нескольких элементов, каждый из которых выполняет определенные функции.

    Элементы упряжи Краткое описание
    Основное назначение – распределять нагрузку на плечи и шею и усиливать передачу тяги на повозку или сельскохозяйственное орудие (борону, плуг). Основная часть хомута, клещи, изготавливается из металла или дерева, состоит из двух половин выгнутой формы. Дополнительно хомут включает супонь, хомутину (мягкую подкладку), гужи, выпускается в 12 размерах. Надевается на шею животного, и для плотного прилегания своей формой повторяет очертания этого участка тела. Требует точной подгонки, поскольку излишне свободный хомут цепляется за ости лопаток, путает гриву и мешает движению передних ног, а слишком тесный мешает нормальному кровообращению, сдавливает дыхательные пути
    Используется для управления животным во время передвижения. Состоит из удил и целого набора различных ремней: затылочного, налобного, подбородного, капсюля, поводьев. Удила, или трензель, представляют собой конструкцию из металлических подвижных элементов, которые вставляются в рот животному. При движении узды, трензель оказывает давление на углы рта, нижнюю челюсть или язык, понукая лошадь к определенным действиям. Уздечки различаются между собой устройством и количеством элементов, вследствие чего делятся на несколько видов: трензельные, бестрензельные, мундштучные. Выпускаются уздечки в четырех размерах
    Назначение – поддерживать оглобли, дуги и хомут, распределять нагрузку с шеи на спину, смягчать воздействие от упряжи на неровной дороге. Форма и размер седелки имеют первостепенное значение для эффективной работы животного. Седелки делятся на стоячие и лежачие: если у животного холка острая и высокая, применяют стоячие, если холка низкая – лежачие. Первый тип опирается на мышцы шеи и холки, оставляя свободными остистые отростки. Второй тип опирается и на отростки, и на мышцы шейно-плечевого отдела. Крепится седелка подпругами, располагается на спине, за лопатками
    Основное назначение — фиксация седелки и седла на спине коня. Это широкий ремень со специальными креплениями. Изготавливаются подпруги из кожи, тесьмы, синтетических плотных тканей с гелевыми подушками. Современные подпруги имеют анатомическую форму для лучшего прилегания к брюху животного, оснащаются флисовой или меховой подкладкой для впитывания пота. Сам ремень имеет перфорацию, обеспечивающую воздухообмен во время движения и предупреждающую возникновение опрелостей
    Шлеей называется система ремней, фиксирующих хомут при резкой остановке и ускорении бега лошади. Круговой ремень обхватывает туловище коня и крепится к клещам с обеих сторон, наспинный располагается вдоль позвоночника, боковые соединяют шлею и оглобли. Поперечные и откосные ремни выступают в качестве фиксаторов для основных ремней в передней и задней части туловища. Шлея тоже требует индивидуальной подгонки, так как слишком свободные ремни сползают на бедра и мешают движению, а слишком тесные растирают кожу
    Назначение — удерживать оглобли и хомут на спине коня и передавать на седелку тягловое усилие. Он протягивается через седелку и крепится обоими концами к оглоблям. Благодаря этому ремню вес упряжи распределяется более равномерно, напряжение плеч и шейного отдела снижается
    Еще один ремень, охватывающий брюхо лошади и соединяющийся кольцом с чересседельником. Протягивается он под подпругой, крепится концами к оглоблям. Он предназначен для сглаживания колебаний дуги и хомута, то есть, при быстром беге лошади он защищает ее спину и холку от резких ударов упряжи и связанных с ними травм
    Элемент дугообразной формы, скрепляющий гужи и оглобли и фиксирующий их в одном положении. Изготавливается из легкой упругой древесины, служит в качестве амортизатора для оглобель. Дуги делятся на несколько видов: сельскохозяйственные, выездные, ломовые, полумуловые. По способу изготовления делятся на гнутоклееные и цельногнутые. Для первого типа используется древесина лиственницы, березы, осины, для второго – клен, ясень, ива, черемуха, вяз. Дуга не является обязательным элементом упряжи и используется преимущественно в сбруе российского образца
    Тонкие ремни, с помощью которых управляют лошадью. Имеют на концах карабины, которыми пристегиваются к сбруе. Изготавливаются из веревок или мягкой кожи, очень часто бывают комбинированными. Основное требование к вожжам – это сочетание прочности и легкости

    Сбрую можно купить одним комплектом, но опытные коневладельцы рекомендуют каждый элемент приобретать отдельно, с учетом индивидуальных особенностей телосложения животного.

    Виды и способы запряжки

    Вариантов запряжек коней известно немало, и различаются они не только по виду сбруи, но и по способу ее крепления, назначению, числу коней.

    Виды запряжек по типу упряжи:

    постромочная – самый простой вариант для использования в сельском хозяйстве. Дышло и оглобли здесь не применяются, поэтому вес упряжи и нагрузка на животное меньше, чем при других способах. В то же время, на крутом спуске такая упряжь не может удерживать повозку, что нередко приводит к травмам лошади;

    Постромочная запряжка с хомутом

    Упряжь оглобельно-постромочная хомутная

    Тройка в оглобельно-дуговой запряжке

    По числу одновременно впрягаемых коней, делятся запряжки на парные, одиночные и многолошадные. В парной животные располагаются 2 способами – рядом или друг за другом. Первый вариант называется пара, второй – тандем, или цуг. В обоих случаях применяется либо постромочный вид запряжки, либо смешанный.

    Лошади в упряжке

    Многолошадные упряжи могут быть только смешанного типа. Каждый конь, в зависимости от расположения, имеет свое название. Основным считается коренник – животное, припряженное либо к дышлу, либо к оглоблям. Он тащит повозку, притормаживает ее на спусках, что требует выносливости и большой физической силы. Именно поэтому коренником выбирают самого крепкого и рослого коня. Впереди припрягается выносная лошадь, а возле коренника – пристяжная.

    Три коня могут быть запряжены в ряд (русская тройка), цугом или по-европейски – коренной и два выносных впереди. Для узкой дороги такой способ передвижения является более удобным. Для четырех коней применяют два способа: пара выносных перед парой коренных (четверик) и четыре коня в ряд (квадрига).

    Запряжка из пятерых животных называется пятерик. Здесь применяется лишь один вариант – три выносных располагаются в ряд, за ними пара коренных. Шестерик представляет собой три последовательно запряженных пары. Впрягать большее количество животных практического смысла не имеет, но такие запряжки часто используются в различных развлекательных и торжественных мероприятиях.

    Правила запряжки

    Чтобы правильно запрячь коня, сначала нужно проверить целостность упряжи, убедиться, что все элементы есть в наличии. Неисправную сбрую надевать на животное нельзя: во время движения ремни могут лопнуть или ослабнуть, что приведет к травме лошади. Повозка при ударе тоже может повредиться, перевернуться, особенно, если дорога неровная. Саму повозку тоже стоит осмотреть, проверить наличие смазки в колесах, чтобы лошади было легче ее тянуть. Убедившись, что все в порядке, нужно выбрать открытый, удобный участок во дворе и выкатить повозку. Туда же необходимо отнести сбрую и аккуратно разложить ее.

    Следующий этап – подготовка лошади. Животное должно быть в спокойном состоянии, иначе ничего не получится. Если конь дергает головой, мечется, бьет копытом, к нему лучше не подходить, особенно тем, кто еще не имеет большого опыта обращения с лошадьми. Обязательно перед запряжкой проверяют кожу на груди, холке и плечах коня: сначала визуально, а затем проводят по этим участкам рукой. Если лошадь болезненно реагирует на прикосновения, это указывает на проблемы со здоровьем, а значит, запрягать ее нельзя. Если же реакция отсутствует, как и видимые повреждения на коже, можно приступать к процессу запряжки.

    Шаг 1. Берут уздечку в левую руку, не спеша, спокойно подходят вплотную к лошади с левой стороны, обхватывают правой рукой за голову и слегка нагибают ее к своему плечу.

    Обуздайте лошадь. Скажите ей опустить голову и вставьте удила в рот лошади

    На фото показано, как надевать уздечку

    Ремень нельзя затягивать слишком туго

    Шаг 2. Аккуратно набрасывают поводья на шею через голову, выпрямляют трензель и вставляют его коню в рот так, чтобы он не касался зубов. В это время правой рукой поднимают уздечку и продевают уши между двумя ремнями – затылочным и налобным. Поправляют ремни на щеках и волосы на лбу, чтобы они не запутались.

    Шаг 3. Расправляют ремень под нижней челюстью коня и застегивают его. Затягивать сильно нельзя – между горлом и ремнем должен свободно проходить кулак.

    Шаг 4. Следующим застегивают капсюль, оставляя зазор между кожей и ремнем шириной в два пальца, не более. Проверяют, не образовались ли складки на губах коня, снова осматривают ремни, при необходимости поправляя перекрученные участки.

    Совет. Если лошадь после этого начинает взбрыкивать, крутить головой, делать резкие движения, это означает, что она испытывает дискомфорт. Возможно, элементы узды не подходят по размеру или слишком затянуты. В этом случае нужно все снять, дать лошади успокоиться и повторить все заново.

    Шаг 5. Коня подводят к повозке, укладывают на спину ему седелку, поближе к шее, и справа подтягивают подпругу.

    Седелка не должна съезжать на плечи

    Шаг 6. Берут хомут, разворачивают клещами к себе, поправляют шлею, продевают повод. Теперь нужно взяться за клещи (в той части, где фиксируются гужи), положить на шею животному и слегка подвинуть в сторону головы. После этого клещи опускают в нужное положение, аккуратно высвобождают из-под них гриву.

    Шаг 7. Подходят к лошади слева, поднимают и расправляют шлею на холке. Ремни продевают в пряжки, подтягивают так, чтобы между ними и седалищными буграми оставался зазор на толщину ладони.

    Между крупом лошади и ремнем помещается ладонь

    Шаг 8. Далее подходят со стороны головы, берут в одну руку дугу, во вторую повод и заводят коня в оглобли. На оглоблю слева накидывают петлей ремень чересседельника, затем подбрюшника, и вставляют один конец дуги. Перекидывают ее через шею и закрепляют второй конец на правой оглобле.

    Надевают седельник на оглоблю

    Шаг 9. Ровняют оглобли по длине, устанавливают дугу вертикально, извлекают супонь из петель гужа и 2-3 раза обертывают ею клещи. Подтягивают до упора, чтобы клещи сомкнулись. Дуга и оглобли при этом должны оставаться относительно друг друга под прямым углом.

    Дуга вставлена в петлю гужа

    Переворачивают и перекидывают дугу

    С другой стороны приставляют оглоблю к дуге

    Шаг 10. Ремень чересседельника пропускают под оглоблей, а его конец завязывают на оглобле петлей. Подбрюшник тоже подтягивают, продевая через отверстие в подпруге.

    Вставляют ремень чресседельника

    Конец подбрюшника заправляют в меховушку

    Чресседельник привязан к оглобле

    Шаг 11. Поднимают вожжи, хорошо расправляют их, левый конец продевают в кольцо на гуже. Теперь нужно встать перед конем, вожжи перекинуть на правую сторону, продеть правый конец повода и зафиксировать его на кольце удил.

    Шаг 12. Подтягивают подбрюшник и чересседельник, оба конца завязывают петлей сбоку. Такие узлы позволяют быстро распрячь животное в экстренных ситуациях, а вот обычные узлы, наоборот, только затягивают процесс.

    На этот запряжка считается завершенной. Разумеется, при отсутствии опыта сразу разобраться с упряжью по одной только инструкции получится далеко не у каждого, здесь важен наглядный пример. Многое зависит от характера лошади, ведь справиться новичку с резвым и норовистым животным почти невозможно. Лучше всего, если азы покажет кто-нибудь опытный, давно работающий с лошадьми.

    Как нужно распрягать коня

    Снимать с коня упряжь тоже нужно правильно. Если животное перевозило на себе что-либо, сначала убирают груз и дают коню спокойно походить минут 10. Далее подпруги немного ослабляют и, если лошадь все еще взбудоражена, опять оставляют ее погулять минут на 10-15. После этого начинают распрягать:

  • отвязывают вожжи, вытягивают их из колец дуги, сбрасывают с шеи;
  • развязывают узел подбрюшника и чересседельника, снимают ремни с оглобли;
  • развязывают супонь, ослабляют хомут и аккуратно снимают дугу;
  • опускают оглобли, выводят из них коня, убирают шлею;
  • разворачивают хомут подкладкой вверх, приподнимают и снимают коню через голову, убирают седелку.
  • Сняв упряжь, следует тщательно вытереть животное от пота, если на улице холодно, укрыть на время попоной или отвести в конюшню.

    Как чистить лошадь

    После этого необходимо проверить сбрую, просушить ее, аккуратно сложить, чтобы длинные ремни не запутались.

    Каждый человек понимает под отдыхом разные вещи: кого-то манит солнечный курорт, кто-то едет покорять горные вершины. Бывают же и такие люди, которые только и мечтают уехать в глушь, в деревню, и на время отдохнуть от всех благ цивилизации и приносимой ими суматохи, и попробовать пожить так, как живут ее постоянные обыватели: принести воду из колодца, почистить дорожку от снега, запрячь коня. Если с первыми двумя пунктами справиться может каждый, то вот самостоятельно подготовить коня к поездке могут далеко не все. Давайте разберемся с тем, как запрягают лошадь.

    Как правильно запрячь коня мы расскажем ниже

    Посмотреть информацию о телегах для лошадей вы можете в нашей специальной статье — здесь.

    Содержание пошаговой инструкции:

    Что такое упряжь

    Упряжь по сути своей представляет множество соединенных вместе принадлежностей для запряжки коня, при помощи которых вы можете к животному присоединить какой-либо экипаж для поездок:

    Без упряжи никак не получится использовать лошадь в качестве извозчика для нескольких человек или груза, так как иным способом невозможно прикрепить экипаж надежно для человека и комфортно для животного.

    Упряжь состоит из множества различных элементов, соединенных между собой ради подсоединения к животному какого-либо транспортного средства

    Давайте рассмотрим, из каких составных частей состоит упряжь.

    Таблица 1. Из чего состоит упряжь

    Деталь Описание
    Узда При помощи узды извозчик может управлять конем, указывая ему, куда и с какой скоростью ехать. Она является частью сбруи, и состоит из:
    · удила;
    · кольца удила;
    · затылочного ремешка;
    · щечных ремешков;
    · лобного ремня;
    · ремня подбородочного.
    Хомут Данная деталь является компонентом, который передает лошадиную тягу к повозке, которую животное везет.
    Детали хомута:
    · гужи;
    · клещи;
    · подкладка из войлока;
    · хомутина;
    · покрышка;
    · гор;
    · кольцо.
    Если хомут сделать слишком узким, то он может сдавить шею животного, сделав его движения дискомфортными, поэтому, хомут всегда делают свободным.
    Седелка Данная деталь также является частью сбруи. Ее задачами являются:
    · закреплять запряжку;
    · поддерживать ее.
    При условии, что седелка сделана качественно, она может повысить изначальную тягу коня примерно на 15%.
    Подпруга Данное устройство является фиксатором седелки на лошади. Она же удерживает хомут, обуславливая его постоянное, фиксированное положение даже во время:
    · ускорения;
    · торможения.
    Подпруга выполнена из ремней.
    Чересседельник Данная деталь также является ремнем, который, пролегая сквозь седелку, укрепляется к оглобле. Функция чересседельника заключается в том, чтобы удерживать на коне:
    · хомут;
    · оглобли;
    · дуги.
    Кроме того, чересседельник также работает на передачу тяги от животного к повозке.
    Подбрюшник Еще один крепящийся к оглобле ремень. Располагается на уровень ниже подпруги.
    Вожжи Роль данной детали заключается в том, чтобы дать извозчику возможность управлять конем на протяжении всей поездки.
    Дуга Данный элемент соединяет между собой:
    · хомут;
    · оглобли.
    При этом используются также гужи.
    По сути, дуга являет роль амортизатора, который старается сделать мягче все удары и рывки повозки, которые потенциально могли бы навредить коню.

    Как запрячь коня

    Теперь, когда мы разобрались с тем, что такое упряжь, можно переходить к рассмотрению процедуры запряжки в нее коня. Она далеко не так просто, как может показаться на первый взгляд, поэтому читайте внимательнее.

    Инструкция № 1 – как запрячь коня

    Шаг № 1 – чистка и осмотр коня

    Хороший хозяин знает: перед поездкой куда-либо и запряжкой животного, нужно его осмотреть и почистить. Дело в том, что раны на теле животного, если они есть, могут увеличиться ввиду высокой нагрузки, или будут натерты ремешками упряжи. А больное животное и вовсе не должно везти вас куда-то, ему следует наоборот, набираться сил.

    Почистить же животное нужно для того, чтобы грязь, смешивающаяся с потом, не втиралась в кожу животного, вызывая развитие воспаления.

    Прежде чем коня запрячь, нужно его хорошенько почистить

    Чистка животного проводится в несколько этапов:

    1. В начале поработаем резиновой скребницей, с помощью которой с мясистых частей тела животного соберем:

  • грязь;
  • инородные предметы, которые могли застрять в шерсти коня.
  • Совершая круговые движения, пройдитесь скребницей по всему телу лошади, избегая при этом:

  • лицевой части;
  • выступающих костей;
  • зоны позвоночника;
  • ног.
  • Первый этап очистки лошадиного тела перед запряжкой производится при помощи скребницы

    2. Затем перейдем к очищению тела лошади уже с помощью специальной щетки, оснащенной жесткой щетиной. Ей мы будем уже тщательно прочесывать шерсть, доставая из нее то, что скребница изъять не смогла. Кроме того, при помощи данной щетки:

  • счесывается отмерший волос;
  • массируется кожа коня, за счет чего улучшается его кровообращение.
  • Однако, прочесывать этой же щеткой волосы и гриву нельзя, как и нельзя трогать ей:

    • морду коня;
    • живот;
    • уши;
    • иные «короткошерстные» части тела.
    • Щеткой с жесткой щетиной обрабатывается тело лошади во вторую очередь.

      3. Далее используется уже щетка с мягкой щетиной, которой процесс очищения тела коня завершается. Она удаляет мелкие остатки загрязнений, прочесывая и массируя тело коня еще более активно. Ею уже можно прочесывать все области тела, однако, соблюдая повышенную осторожность в районе лицевой зоны.

      Очистка тела мягкой щеткой производится в последнюю очередь

      Обратите внимание: существуют специальные щетки для очищений лиц коней, и лучше, конечно, в процессе чистки использовать именно их.

      4. Далее при помощи теплой воды и мыла, а также теплых тряпок, лошадь моется. Особенно тщательно промывать нужно:

    • морду и область глаз;
    • под хвостом.
    • Поскольку эти зоны всегда излишне увлажнены, в них может скапливаться слизь и прочие субстанции, которые накапливают бактерии, проникающие затем в тело животного и нарушающие его работу.

      5. После того, как основные процедуры окончатся, необходимо будет прочесать гриву и хвост.

      6. Напоследок, если вы запрягаете лошадь в летнее время, будет кстати побрызгать ее шкуру специальным средством от надоедливых насекомых.

      Шаг № 2 – осматриваем упряжь

      Позаботившись о красоте и здоровье лошади, необходимо задуматься о ее удобстве и безопасности, проконтролировав целостность упряжи. Вам следует взять приспособление и просмотреть каждый его сантиметр, отыскивая:

    • трещины;
    • разрывы;
    • протертые области и т.д.
    • Если вы оные отыщете, нужно будет заменить негодную деталь упряжи. Если уж сделать это вы никак не можете, тогда возьмите другое приспособление, более новое и целое.

      Далее осмотрим гужи. Они должны быть одинаковой длины, чтобы телега двигалась нормально. Поправьте их, если обнаружили разную длину.

      Чтобы поездки были удобными и безопасными, вы должны регулярно осматривать упряжь на предмет повреждений

      Шаг № 3 – начинаем запряжку

      Итак, для начала возьмите соединенные с кольцом:

      Чтобы у нас получилась петля, необходимо провести ремни через искомое кольцо. Полученный круг из ремней нужно надеть на оглоблю.

      Далее на выбранное нами для проката животное надеваем:

    • хомут, при этом клещи располагаем по направлению вверх, а уже затем опускаем деталь на шею и переворачиваем;
    • седелку, укладывая ее так, чтобы она оказалась и не на спине и не на холке, а где-то на нижней части между ними;
    • узду.
    • Седелку нельзя располагать слишком низко или слишком высоко, коню так будет неудобно

      Далее на холку выкладываю шлею, и расправляют ее, проводя соединение:

      Проводится тщательное пристегивание шлеи

      Необходимо проводить подтягивание ремешков ровно до того момента, пока между ними и седалищными буграми будет вмещаться человеческая ладонь.

      Шаг № 4 – заводим коня в оглоблю

      Мы подошли к тому этапу, когда пора завести нашу подопечную в заранее подготовленную ради поездки оглоблю. Сделать это можно тремя путями:

    • накатить приспособление на смирно ожидающее в стоячем положении животное;
    • заставить животное переступить через одну из жердей приспособления;
    • завести лошадь в оглоблю задним ходом.
    • Первый способ прекрасно подходит для работы с молодыми жеребцами и кобылами, пока еще не опытными и пугливыми.

      Теперь вам нужно будет взять дугу и встать прямо перед животным, при этом смотря на его морду. Теперь дугу нужно приблизить к правой конечности коня, а с левой стороны подогнать гуж под необходимую длину, закрепив его впоследствии прямо у окончания оглобли.

      Коня можно завести в оглоблю задом, или накатить оглоблю на него самостоятельно

      Левый конец дуги установите в петельку гужа, а правый нужно будет переложить через оглоблю.

      Свободную оглоблю нужно будет приблизить к дуге, предварительно ее повернув выемкой в нужную сторону. Затем по аналогии гуж укладывается по оглобле, а петелька цепляется на дугу.

      Обмотка супони по клещам

      Далее нужно будет сделать следующее:

    • провести затягивание хомута;
    • по клещам крепко-накрепко обтянуть супонь.
    • Теперь внимательно следите за тем, чтобы оглобли и дуга располагались под прямым углом относительно друг друга.

      Гуж натягивается на дугу и оглоблю

      Далее присоединяем лошадь к левой части оглобли. Далее ее нужно легонько потянуть назад, буквально на полметра, и вставить хомут.

      Шаг № 5 – переходим к запряжке головы и шеи

      Итак, теперь нам нужно повод надеть на шею лошади, а такой элемент, как темляк, присоединить к гужу, совершив присоединение таким образом, чтобы у коня сохранилась возможность поднять голову. Ременную часть приспособления нужно перекинуть через оглобли, чтобы они не висели свободно.

      Теперь к удило присоединим вожжи:

    • одну из которых надо провести под гужом;
    • а вторую над гужом.
    • Ура, вы впервые самостоятельно запрягли коня, поздравляем!

      Видео – Как запрячь коня

      Как распрячь коня

      Возможно, многие из вас удивятся, но распрячь коня правильно тоже нужно уметь. Сейчас мы расскажем, как это сделать.

      Инструкция № 2 – как распрячь коня

      Шаг № 1 – снимаем груз

      Дабы не нанести большой урон организму коня, перевозившему груз, прежде, чем снять с него упряжь и остальную амуницию, нужно искомый груз удалить и дать животному походить без него в районе 10-15 минут.

      Даже если конь вез небольшой груз, дайте ему некоторое время прийти в себя после поездки

      Шаг № 2 – ослабляем подпруги

      Далее нам нужно будет несколько ослабить подпруги на животном. Если вы видите, что ваш питомец все еще серьезно возбужден, лучше не трогать его, а дать еще раз погулять в течение 15 минут.

      Затем нужно будет расслабить подпруги, на картинке отмечено, где они располагаются

      Шаг № 3 – завершаем распряжку

      Как только пройдут указанные нами ранее 15 минут, нужно будет распрячь коня до конца, сделав следующее:

    • вначале отсоединить и вытянуть вожжи из дуги, а затем скинуть их с шеи;
    • развязать узел подбрюшника, а также чересседельника;
    • убрать с оглобли ремешки;
    • размотать и снять супонь;
    • слегка ослабить хомут и отсоединить дугу;
    • опустить оглобли и вывести из них коня.
    • Постепенно убираем с лошади все элементы ее обмундирования

      Далее нам останется столько снять с коня хомут, убрать шлею, седелку.

      Шаг № 4 – проводим дополнительные процедуры

      Ваш конь в поте лица трудился над тем, чтобы вы быстро и с комфортом покатались. Нужно его за это отблагодарить, поухаживав за ним после съема упряжи.

      Лошадь будет довольна, если после поездки жарким летом, вы одарите ее купанием в прохладной воде и протрете все ее тело влажной мочалкой

      Если на улице теплое лето, нужно хорошенько обтереть коня от пота влажными тряпками. И наоборот, если прохладно, то нужно накрыть питомца попоной и отвести его в конюшню.

      Шаг № 5 – обрабатываем упряжь

      Снятую упряжь необходимо также тщательно почистить и проверить на предмет образовавшихся во время эксплуатации повреждений. Если оные нашлись, незамедлительно отдайте приспособление в починку.

      Способы запряжки

      Вид запряжки, с которым вы познакомились в вышеуказанной инструкции, является далеко не единственным способом одеть коня в упряжь. На деле же видов запряжки несколько. В нашей стране чаще всего применяются три из них:

    • запряжка одного коня;
    • запряжка двух коней;
    • запряжка множества коней.
    • В Европе последнюю из указанных типов запряжек делят также на:

    • запряжку в четыре лошади;
    • в шесть лошадей;
    • в восемь лошадей.
    • Новогодняя упряжка лошадей

      Помимо того, что количество находящихся в запряжке коней может разниться, сама упряжь также выполняется в разных вариантах:

    • дуговая;
    • без дуги;
    • транспортная;
    • выездного типа и т.д.
    • Конечно, если вы – любитель, и от процедуры запряжки коня просто получили эстетическое удовольствие, то вам можно обойтись и самым простым вариантам. Однако, опытным коневодам и жителям деревни, для которых кони до сих пор остались важными помощниками в хозяйстве, придется изучить еще несколько возможных вариантов.

      Видео — Европейская упряжь

      Подведем итоги

      Как запрячь коня – вопрос, который рано или поздно захочется задать любителям этих грациозных животных. И не важно, стали ли вы коневодом, или же просто отправились на такое необычное развлечение, или уехали жить в деревню. Главное, эту науку вам пришлось постичь, и сейчас самое время это сделать. Не забывайте, что мало просто научиться запрягать лошадь механически. Нужно разработать интуицию, дабы начать понимать, как животному удобно, а как нет, как меньше будет изнашиваться сбруя. Расторопный хозяин потратит совсем немного времени на то, чтобы разобраться, и при наличии желания у него все получится.

      Николай Журавлёв главный редактор

      Автор публикации 23.11.2018

      Понравилась статья?
      Сохраните, чтобы не потерять!

    admin

    Наверх